Да, кое‑что можно все же предусмотреть: так, Андрея Кончаловского явно давно вела судьба к фильму о расстреле в Новочеркасске. Пересмотрев дело еще одного из расстрелянных, его признали виновным лишь в хулиганстве. В 1992 году военная прокуратура РФ возбудила дело против ряда ответственных за расстрел в Новочеркасске, в том числе Хрущева, Микояна и Козлова. В конкурсе Венецианского фестиваля показали фильм Андрея Кончаловского о жестоком подавлении рабочих волнений на Дону, начавшихся после повышения цен в 1962-м. Что на самом деле происходило 2 июня 1962 года во время Новочеркасского расстрела, о котором рассказывает претендующий на «Оскар» фильм Кончаловского (подробнее).
“Дорогие товарищи” – черно-белый фильм о расстреле рабочей демонстрации в Новочеркасске летом 1962
Подробности о причинах волнения в Новочеркасске, о расстреле советскими войсками безоружных людей и последствиях произошедших событий. Андрея Кончаловского, рассказывающий о засекреченном деле разгона и расстрела мирных демонстрантов в Новочеркасске, вышел в прокат. В широкий прокат выходит фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», получивший спецприз жюри Венецианского кинофестиваля. В основу этой драматической ленты, принципиально снятой в черно-белом цвете, легла история расстрела в Новочеркасске.
Фильм о расстреле в Новочеркасске вошел в шорт-лист премии «Оскар»
Произошли отдельные аресты. И тогда заводские приняли решение — идти в горком партии, который находился в Атаманском дворце, где сейчас музей. Идти с требованием пересмотреть решение и отпустить арестованных. Фрагмент из повести «Комендантский час», журнал «Дружба», 1991 г. Сколько их было? То ли пять человек, то ли шесть. Отделение милиции находилось на главной улице — Московской. Рядом с банком. И получилось так, что полезли не только в милицию, якобы их освобождать, но стали взламывать ещё и двери банка. Ведь в этой толпе были очень разные люди. Многие из них жили в бараках, кроме отдельной комнаты, у них ничего и не было.
Среда была в какой-то степени маргинальная, не в обиду будет сказано. И такие люди в этой толпе преобладали. Они, конечно, дебоширили тогда. Пошли в горсовет. Сбрасывали их. Выступали с крыльца, с балкона второго этажа. Хотя там же звучали и другие речи — с призывами остепениться. Молодые женщины пели что-то разудалое, а несколько мужских голосов затянули «Варшавянку». Сергею даже показалось, что перед ним первомайская демонстрация». Фрагмент из повести «Комендантский час».
Неужели это был единственный выход? Погалдели бы, погалдели — и разошлись. Но командующий Северо-Кавказским военным округом генерал Плиев решил не церемониться. И произошла трагедия. Владимир Конюхов. Выступление на поэтическом вечере в г. Фото из личного архива. Папа привёл меня на площадь, когда пожарные уже смывали кровь из брандспойтов. Хотя сам он был там с самого начала волнений. Но он заподозрил неладное, когда увидел, как солдаты выстроились в одну линию вдоль Атаманского дворца — спиной к фасаду исторического здания, а лицом к гудящей толпе.
У каждого в руках было оружие. А папа был на велосипеде, он сразу сел на него и поехал к дому. По дороге встретил нас с братом. Мне было 12 лет. И спросил встревоженным голосом: «Мама дома? И тут с площади начали доноситься крики. Причём крики становились всё сильнее и сильнее. И тогда он обеспокоенно сказал: «Как бы не начали стрелять». И тут действительно раздались автоматные очереди, трели. Папа говорит: «Вот тебе, пожалуйста, уже стреляют».
А так как мамы всё нет и нет, а галдёж снова вдруг начался, он сказал: «Пойдёмте в центр». И когда мы пришли в центр, я уже увидел: стоят красные пожарные машины, широкие пожарные рукава... На балконе появился офицер с громкоговорителем. Он не уговаривал, а угрожал: — Часовой — лицо неприкосновенное. В случае нападения имеет право применить оружие.
Скорее всего, это дело рук внутренних войск или КГБ. Немного о репрессиях после.
Какой из всего этого вывод? Была ли трагедия? Конечно, была, и это была трагедия. С другой стороны, а государство не имело права защищать себя и мирных жителей от погромов? Или это только привилегия сильных мира сего, а СССР не позволено? Надо ли рассказывать о том, что было? Но кино снимут не о том, как все было, а о том, что хотят дабы, угодливо лизнув, выставить СССР империей зла на потребу Западу.
И получить лицемерную подачку из их лап. Тут, кстати, возникает вопрос. В 1993 году из танков расстреляли парламент нашей страны, и тоже, удивительное дело, «по приказу Правительственной комиссии».
Не будем обсуждать корявость этой фразы, достаточно того, что все из нее понятно. В 12 часов дня 1 июня день начала забастовки забастовщики заблокировали железнодорожные пути и остановили пассажирский поезд Саратов-Ростов, из кабины машиниста поезда рабочие стали подавать сигналы, гудками призывая горожан на площадь Новочеркасска.
Движение на этом участке было полностью парализовано о чувствах ни в чем не виноватых пассажиров с детьми давайте не будем рассуждать — Кончаловского такие мелочи точно не интересуют. Пассажирский поезд попытались разгромить, а на тепловозе написали: «Хрущева на мясо». Рабочих, не пожелавших присоединиться к протесту, массово избивали. К концу для большинство протестующих были сильно нетрезвы, как вспоминают очевидцы. В итоге начались погромы, в частности, рабочие пытались взять штурмом административные здания.
Теперь о политике. Помимо погромов и хулиганств, из толпы раздавались вполне не невинные призывы «убивать ментов и коммунистов», особенно горячились бывшие ЗК, коих было на стороне протеста немало. Там же призывали к свержению Хрущева. И о «кровожадности» властей. В первый день не было предпринято никакой попытки «задавить» восстание, власти лишь пытались припугнуть людей своей силой и мощью — сначала приходила милиция, затем воинские подразделения, приезжали БТР-ы, но они не делали НИЧЕГО.
Народ отпрянул, но кто-то в толпе выкрикнул, что стреляют холостыми, люди снова пошли на военных. Был произведен еще один залп в воздух, а после начали стрелять по толпе. Так начался Новочеркасский расстрел рабочих. На площади осталось лежать от 10 до 15 человек. После появления первых убитых появилось общее состояние паники. Некоторые очевидцы утверждали, что среди застреленных были дети, но официальных подтверждений этому нет.
Масла в огонь подлила ранее судимая сторож Левченко, которая подначивала отправиться на штурм отдела милиции. Туда отправились несколько десятков человек, среди которых оказался пьяный Шуваев, призывавший вешать коммунистов и убивать солдат. Возле милиции и здания КГБ собралась агрессивно настроенная толпа. Она оттеснила военнослужащих, попытавшись ворваться в отдел милиции, чтобы освободить якобы задержанных. В помещении они устроили погром, избили несколько военных. Один из протестующих выхватил автомат, попытавшись открыть огонь по военнослужащим.
Его определил рядовой Азизов, убив несколькими выстрелами. В ходе беспорядков были убиты еще четыре человека из числа протестующих. Многие получили ранения. Более 30 человек задержали. Разгон демонстрации был завершен. Жертвы Всего с огнестрельными ранениями в больницы города обратились 45 человек.
При этом пострадавших было в разы больше: 87 человек, только по официальной информации. Жертвами восстания в Новочеркасске стали 24 человека. Еще двое были убиты вечером 2 июня. Обстоятельства их смерти до конца не установлены. Все тела погибших следующей ночью вывезли из города, похоронив на разных кладбищах в чужих могилах. Захоронения оказались разбросаны по всей Ростовской области.
Только в 1992 году документы, связанные с этим делом, были рассекречены. Останки 20 погибших обнаружили на кладбище в Новошахтинске. Их тела удалось идентифицировать и перезахоронить на Новом кладбище Новочеркасска. Окончание забастовки Несмотря на расстрел рабочих, некоторое время в городе все еще продолжались беспорядки. Отдельные протестующие забрасывали камнями солдат, предпринимались попытки заблокировать движение на улицах. Внятной официальной информации о произошедшем не было.
По городу поползли страшные слухи. Говорили о сотнях человек, расстрелянных из пулеметов, о танках, которые давили толпу. Звучали призывы убивать не только руководителей и представителей власти, а всех коммунистов. Был назначен комендантский час. По радио транслировали записанное обращение Микояна, которое вызвало у местных жителей только дополнительное раздражение. Перед зданием горкома снова собрались около 500 человек.
Они требовали освобождения товарищей, так как реальные аресты уже начались. К полудню через лояльных рабочих и дружинников началась массовая агитация. Она проходила и в толпе, и на заводах. Ситуацию он представил так, что стрельба возле горкома началась по просьбе девяти митингующих, попросивших навести в городе порядок. Более того, он пообещал определенные уступки в нормировании труда и торговле. Между тем аресты проходили по всему городу.
Всего было задержано 240 человек. Сокрытие восстания По решению компартии вся информация о беспорядках в Новочеркасске была засекречена. Первые публикации в печати о произошедших событиях появились только во время перестройки в конце 80-х.
Фильм Кончаловского о Новочеркасском расстреле выдвинут на "Оскар"
Никита Хрущев. Можно спорить о достоинствах и недостатках этой картины, которая рассказывает о трагических событиях в Новочеркасске 1962 года. Но все это совершенно не важно! Запад с воодушевлением даст приз любому, кто подтвердит тезис о звериной сущности советской власти. А ведь настоящая история той драмы совсем другая. В мифологии либеральной общественности он позитивная историческая фигура, поскольку разоблачил на XX съезде «кровавого упыря» Сталина. Только вот давным-давно выяснилось, что будущий «демократизатор» был одним из самых жестоких вождей того времени. Только в Куйбышеве умудрился уничтожить аж по три состава всех райкомов! При его прямом участии были репрессированы 35 из 38 секретарей московского комитета партии. И еще до кучи 55 741 человек. Запуск первого спутника земли и полет Гагарина были обусловлены успехами сталинской эпохи.
А вот экономические инициативы Никиты Сергеевича сильно ударили по карману простого человека. Непродуманная денежная реформа, борьба с подсобными хозяйствами, запрет частных артелей. А ведь последние производили 40 процентов мебели в стране, 70 процентов металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки! При Сталине всего за два года после войны удалось восстановить промышленность страны. В период с 1945 по 1954 год 8 раз снижались цены на продукты, ряд из них подешевел в 1,5 - 2 раза. При преемнике «вождя народов» они выросли в среднем на 18,5 процента, а какие-то продукты - больше чем наполовину! В результате бредовых экспериментов в сельском хозяйстве- посадки кукурузы вместо зерна, отправки молочного скота на бойню и т. Вот на таком фоне и разыгралась трагедия. Фото: Kinopoisk.
Я не знаю, насколько такая картина способна взволновать людей, которые не знают, что такое Советский Союз и Россия. Будем надеяться. Ранее фильм «Дорогие товарищи!
Конечно, это тоже форма привлечения внимания широкой аудитории к тематике рабочего движения. То, что ей занялся один из наиболее известных сегодняшних режиссеров — Андрей Кончаловский — это замечательно. Ну а с точки зрения художественных особенностей фильма — я его еще не смотрел, но обязательно посмотрю, и рецензия на него выйдет в газете «Солидарность». Андрей Кончаловский — обладатель множества профессиональных наград, крупнейшими из которых являются Гран-при Каннского кинофестиваля за фильм «Сибириада», три «Серебряных льва» Венецианского кинофестиваля за фильмы «Дом дураков», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицы» и «Рай». Фильм «Дом дураков», в котором главную роль сыграла Юлия Высоцкая — исполнительница главной роли в фильме «Дорогие товарищи», выдвигался в 2002 году от России на премию «Оскар», однако не вошел в шортлист и не получил номинацию.
Но Кончаловский убедил Бакраева, показав свой истинный интерес к событиям тех времен. Режиссёр на самом деле хотел докопаться до истины и понять мотивы людей, участвующих в демонстрации. События в фильме показаны с максимальной точностью, однако не являются точной хронологией всех событий, которые тогда произошли. Фильм с уважением показывает историческую правду и ничего не утаивает. Мы видим, как тяжело было военным нарушать закон и расстреливать по сути безобидных людей, как люди держались друг за друга и не боялись взглянуть смерти в лицо, как руководство не могло успокоить народ, поэтому пошло на локальные меры. Спусковым механизмом к забастовке стала фраза директора завода Курочкина: «Не хватает денег на мясо — жрите пирожки с ливером». Зарплату рабочим никто поднимать не собирался... К 12 дня количество бастующих достигло пяти тысяч человек. Они перекрыли железнодорожную магистраль, остановили пассажирский поезд. С 18:00 до 19:00 к заводу подоспел отряд милиции из 200 человек, к 20:00 к зданию подъехали военные, а ночью вошли танки. Утром 2 июня толпа протестующих стала больше: к рабочим присоединялись случайные прохожие, в том числе женщины с детьми. Никому до них не было дела. Единственным возможным выходом из ситуации для властей был расстрел. В результате были убиты 26 человек, но трупы родным не отдавали. Тела погибших вывозили поздно ночью, их хоронили в случайных могилах на разных кладбищах Ростовской области. Несмотря на то что в официальных данных нет погибших о детях, они были. Сколько точно детей было убито, неизвестно.
Фильм Кончаловского про расстрел в Новочеркасске вызвал овации в Венеции
«Дорогие товарищи!» же — внезапно очень точный, не столько даже современный, сколько пугающе своевременный: нельзя представить более актуальный момент для появления кино о расстреле забастовки в Советской России, чем сейчас. новочеркасский расстрел рабочих скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. В Новочеркасске демонстрация работников завода была расстреляна, 24 человека погибли на месте, 87 были ранены, еще семерых приговорили к смертной казни, 105 – к длительным срокам лишения свободы как «зачинщиков беспорядков».
Жуткий фильм о расстрелах в Новочеркасске включили в шорт-лист премии «Оскар»
Фильм Андрона Кончаловского «Дорогие товарищи!» вошел в шорт-лист премии Британской академии кино и телевизионных искусств в категории «Лучший неанглоязычный фильм». Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске встретили овациями. Фильм Андрея Кончаловского о страшных событиях 1962 года, которые произошли в Новочеркасске уже получил специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля и приз за лучшую режиссуру Международного кинофестиваля в Чикаго. Да, кое‑что можно все же предусмотреть: так, Андрея Кончаловского явно давно вела судьба к фильму о расстреле в Новочеркасске.
Недовольство нарастает
- Фильм Андрея Кончаловского о расстреле в Новочеркасске выдвинули на «Оскар» | Канобу
- Фильм Кончаловского про расстрел в Новочеркасске вызвал овации в Венеции - МК
- Фильм о расстреле в Новочеркасске вошел в шорт-лист премии «Оскар»
- Добро пожаловать!
- Добро пожаловать!
Фильм о расстреле демонстрации в Новочеркасске «Дорогие товарищи!» получил «Нику»
50 лет назад в Новочеркасске расстреляли рабочих – Самые лучшие и интересные видео по теме: Новочеркасская трагедия, Прочие на развлекательном портале Фильм Кончаловского про расстрел в Новочеркасске в 1962 году. Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи» — это история о расстреле протеста в Новочеркасске — о цене, которую рабочим Новочеркасского электровозостроительного завода пришлось заплатить за свое человеческое достоинство. Премьера фильма о новочеркасском расстреле «Дорогие товарищи» режиссёра Андрея Кончаловского состоялась на Венецианском кинофестивале. События картины связаны с расстрелом рабочих НЭВЗа в Новочеркасске, которые вышли на улицы, требуя увеличения зарплаты и снижения цен на продукты. Фильм рассказывает о расстреле мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году.
Рецензия на фильм «Дорогие товарищи!» — истории о расстреле забастовки в Новочеркасске 1962-го
Первые доступные для публикации кадры из «Дорогих товарищей! И начинается фильм с гимна СССР — но звучит гимн из потрескивающего домашнего радиоприемника и сопровождает интимно-будничную сцену: Людмила Семина Юлия Высоцкая выпрыгивает из кровати «чужого мужика», коллеги по горкому Виктора, отправившего семью в санаторий; одевается второпях — проснулась ни свет ни заря, чтобы успеть за партийным пайком, пока паника не поднялась и соль со спичками не смели. Вместо утренних ласк — разговор про цены на молоко и инструкцию ЦК, в духе советского кафкианства обещающую, что рост цен приведет «к поднятию жизненного уровня в самое ближайшее время». Возникает вопрос! Медсестра-фронтовичка, служащая теперь в горкомовском отделе промышленности, вдова солдата, прячущая за рублеными фразами нежность к дочери Светке, связавшейся с заводским «хулиганьем». Сама Людмила до поры настроена к бунтовщикам решительно; когда заезжий кремлевский гость лицемерно предлагает «поговорить с народом», не сдержавшись, выступает с места: «Что с ними разговаривать? Арестовать всех. Арестовать и судить по всей строгости, а зачинщиков — к высшей мере наказания». И сама готова отвечать также по всей строгости, не страшась быть разжалованной в фельдшеры: «Работу не сделали». Неоднозначная общественная позиция Кончаловского вкупе с его снобизмом могут легко застить очи либеральной общественности и спровоцировать неприязнь к фильму; еще и в симпатиях к Сталину не ровен час упрекнут, поставив знак равенства между автором и героиней. У Людмилы иконическое фото генералиссимуса — на заветном месте, вместе с семейными фотографиями, рядом с карточкой погибшего на фронте мужа.
Ей неуютно — как большинству обывателей, что в 1960-е, что сейчас, — в нерегламентированном мире, она тоскует по той поре, когда было «все понятно, кто свой, кто враг, а тут — непонятно». Впрочем, «перековки» убежденной сталинистки не произойдет и в финале — но так честнее; если бы Кончаловский завершил фильм полным идейным перерождением «бешеной» Семиной, вышло бы лицемерно, как в липовых партийных рапортах «о единодушной поддержке повышения цен студентами и рабочими». А Семина и лицемерие — вещи несовместные; и если в чем автор и солидаризуется с героиней, так это в стремлении жить, руководствуясь своим чутьем, принципами и совестью. Вообще же, Кончаловский в этом коллективном портрете народа точно улавливает суть, сформулированную в песне вряд ли близкого ему Высоцкого: «А на левой груди — профиль Сталина, а на правой — Маринка анфас». Так тут и живут, мечтая о крепкой руке вождя и радуясь разным будничным частностям, между Сталиным и Маринкой; и вот этой условной «Маринки» в фильме больше; а контрапунктом первых выстрелов становится сладкая эстрадная «Рула-терула». Камера здесь Кончаловский впервые за десять лет работает не с Александром Симоновым, любимым оператором Алексея Балабанова, а с Андреем Найденовым, чей равно аскетичный и поэтичный стиль запомнился по фильмам Ивана Вырыпаева будто встроена в интерьеры; она наблюдает со стороны; в самом показательном кадре прячется на полке шкафа, среди гроссбухов, и словно вздрагивает, когда кто-то ставит на эту полку папку. О портретах Ленина и красных знаменах «С Лениным — за советскую власть!
Узнав об этом, партийные руководители вновь доложили о ситуации Хрущеву, который приказал во что бы то ни стало задавить бунт. Твердый стиль руководства считался более приемлемым, нежели ведение переговоров и успокоение возмущенных рабочих", — говорит профессор Скорик. С инициативой выступил Басов, лицом к лицу столкнувшийся с рабочим гневом. Решение на месте принимал Козлов, но одобрение группа ответственных партийных и советских работников получила от Хрущева". В состав объединенного воинского контингента входили 98-й отдельный батальон из Каменска-Шахтинского, 566-й полк из Грозного, 505-й полк 89-й дивизии из Ростова-на-Дону. Из общевойсковых соединений привлекались части 18-й гвардейской тяжелой танковой дивизии Новочеркасского гарнизона, 92-я мотострелковая дивизия из Владикавказа в те времена Орджоникидзе. Приказ Хрущева спустили командующему войсками Северо-Кавказского военного округа Иссе Плиеву, а он — своему заместителю генерал-лейтенанту танковых войск Матвею Шапошникову. Прошедший всю Великую Отечественную Шапошников направить танки на мирных людей не смог. Танки 140-го полка 18-й танковой дивизии были направлены в город, но не стреляли. Как пишет в своей книге "Хрущевская слякоть. Советская держава в 1953—1964" историк Евгений Спицын, докладывая руководству о причинах неисполнения приказа, Шапошников заявил, что не увидел перед собой противника, которого следовало бы атаковать танками. Кровавая суббота Тем временем к колонне рабочих, которая двигалась в центр города, стали присоединяться люди, не имеющие отношения к заводу. Потом, когда все закончилось, они просто пропали. И именно эти люди призывали бить милиционеров, громить заводские помещения, войти в здание горисполкома. Кто мог быть этими провокаторами — одна из самых больших тайн в этой истории", — отмечает Татьяна Власкина. Часть толпы направилась в отдел милиции, который находился недалеко от горкома. По одной версии, они хотели освободить задержанных накануне участников выступления на НЭВЗе, по другой — завладеть оружием. ТАСС , но был убит другим военнослужащим. Так пролилась первая кровь. В ходе столкновения в отделе милиции погибло и было ранено несколько участников выступления", — говорит профессор Скорик. Увидев толпу рабочих из окон горкома, находившиеся там московские партийные функционеры поспешили укрыться в находившемся неподалеку военном городке, вновь оставив руководство города лицом к лицу с участниками волнений. Митингующие прорвались в здание и заняли балкон, выходивший на площадь и ставший импровизированной трибуной. Звучали требования о снижении цен, оскорбления и угрозы в адрес властей и военных. Оттеснить людей от здания горкома удалось подразделению внутренних войск под командованием начальника Новочеркасского гарнизона генерал-майора Ивана Олешко. Сумев пройти на балкон в здании, занятом участниками митинга, он попытался убедить людей разойтись. Генерал был вынужден приказать сделать предупредительный залп в воздух, но в толпе начали кричать, что стреляют холостыми. Ситуация полностью вышла из-под контроля. Когда участники митинга вновь навалились на цепочку военных, последним пришлось применить оружие.
Лопахин хочет разбить вишневый сад на участки и продать дачникам, дачники займутся хозяйством - будет расти буржуазия. Трофимов его осекает: ничего из этого не получится! Да потому, что смешать воду с маслом невозможно. Чехов как врач хорошо знал русское крестьянство, этих самых мужиков, которые, по слову Астрова, скучны, грубы, грязны, но и интеллигенция истерична и бесплодна - это же все приговор идее европеизации России! Идея Лопахина двигала Лениным, но ничего не вышло. Потому что немыслимо было смешать интеллигентную часть русских, ориентированную на Европу, с огромным большинством неграмотного крестьянства, для которого злейший враг - кулак. Не Столыпин, не власть - кулак! У нас не возникла буржуазия, поэтому наш путь к социализму был в основе правильным и важным, но преждевременным. Хотя тем не менее в итоге возник новый тип русских, они уже были поголовно грамотными, рванула вперед наука, был реальный прогресс в образовании, в индустрии. А с этими качествами уже можно строить социализм новой формы , с государственным капиталом, с реальным равноправием. Социализм, где государство будет контролировать средства производства. Это моя надежда. Фильм о том, как растет революционное сознание, как зреет чувство собственного достоинства. В контексте новейших событий картина приобрела неожиданную актуальность, даже злободневность. Что это, предвидение художника, почувствовали флюиды времени? Андрей Кончаловский: Это, конечно, случайность. Злободневность для меня то, что следует неписаным законам небес. А мы их не исполняем, но сами создаем законы писаные, потом их много раз переписываем. Поэтому я стараюсь снимать картины на вечные темы: смысл жизни, есть в душе Бог или его нет, что болит у древа жизни... И в размышлениях о человеческой сущности хочу подняться на определенный уровень. А все параллели с текущей реальностью каждый зритель и проводит и толкует по-своему. Если фильм как-то с ней коррелируется, в принципе хорошо, но в этом всегда есть опасность уйти в то самое злободневное, значительно более мелкое и преходящее. Мне в картине важнее, что типичная советская женщина, убежденная коммунистка, троцкистка, которая приветствует расстрел "врагов народа", вдруг падает на колени, запершись в туалете, и молится. Это же не о сегодняшнем дне, это о всех временах. Тогда многие искренне верили в реалистичность коммунистической мечты, в возможность построения справедливого общества Я воспринимаю эту сцену как нечто иррациональное. Если это не метафора, то такое решение ограничивает круг сочувствующих: молитву героини не разделят миллионы атеистов России, у них та же моральная система ценностей, но другой, более реалистичный способ реагировать на невзгоды. Андрей Кончаловский: Героиня - типичная русская женщина, в ней подсознательно живет иррациональное, живет вера. Я однажды был в церкви, давно, при Советах. Религия осуждалась, при входе стояли дружинники и у всех молодых спрашивали документы. Но у меня был студенческий билет ВГИКа, и я сказал, что иду выбирать типажи для кино. Стою в церкви, рядом какой-то старикашка. Он посмотрел на меня и говорит: "У меня и Ленин, и Христос вот здесь! Это Россия! У вас были картины экспрессивные, но столь эмоционально накаленной не припомню. Что работа над этим фильмом дала вам как художнику и человеку? Андрей Кончаловский: Для меня каждая новая работа - поиск языка. Я со времен "Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына" стремлюсь понять, что такое кинематограф. Пройдя через увлечение Феллини, Бергманом, Куросавой, великими кинематографистами, теперь пытаюсь понять, каким минимумом неподвижных кадров можно убедительно рассказать историю. Ведь каждый кадр может иметь особую цену. Это примерно как тысяча долларов долларовыми бумажками или одной купюрой: вроде бы одно и то же, но есть разница в ценности каждой бумажки. Так же с кадрами: чем больше кадров, тем меньше ценность. Задача - чтобы каждый кадр двигал сюжет вперед. И этот отбор - сегодня самое интересное для меня в профессии режиссера кино. Как говорил мой дед Пётр Петрович Кончаловский, живопись - это положить верный свет на верное место. Поэтому отбор делаю жесткий - и того, что снимаю, и того, что оставляю в картине. Принцип, который использую, отличается от того, как я снимал когда-то. Я не вижу кадр, вообще не смотрю в камеру.
Зачем в этот момент снимали кино? Как Новочеркасский электровозостроительный завод хранит память истории? Подробности — в большом материале корреспондента RostovGazeta. Под грифом секретности В одном из цехов Новочеркасского электровозостроительного завода НЭВЗ в 1962 году возник стихийный митинг. Рабочие возмущались повышением цен на молоко и мясо, увеличением плановых показателей при сохранении прежней заработной платы. Митинг быстро перерос в масштабную забастовку. К рабочим завода присоединялись жители Новочеркасска, протестовавшие против ухудшения условий и без того невысокого уровня жизни простых людей. Но попытка жителей Новочеркасска быть услышанными провалилась. Забастовку кроваво подавили силами милиции и армии. До сих пор не установлено точное число погибших - информация была строго засекречена. Подобных выступлений тогда было много из-за экономических неурядиц, вызванных ошибками в управлении страной, - отмечает политолог Александр Сухарь. Но они не получали широкой огласки. Ни в одном из них и не было целенаправленного применения боевого оружия для разгона митингующих, как в Новочеркасске». Эксперты рассказывают, что подробности расстрела протестующих в Новочеркасске более 20 лет оставались под грифом секретности. Расписки и подписки о неразглашении произошедшего под страхом действовали вплоть до периода перестройки. Местные власти были напуганы тем, что они натворили, став заложниками у тех, кому это было выгодно. Ветер перемен Толчком к расследованию событий в Новочеркасске стало выступление Анатолия Собчака с трибуны Верховного Совета в 1989 году. Новые ростки пытались пробиться, но еще не понимали, как и что надо делать, в какую сторону все повернется. Прокурорское расследование начала проводить военная прокуратура. Предстояло выяснить, правомерно или нет для разгона протестующих использовалось оружие. Проверка выявила, что митингующие напали на горотдел милиции. А поскольку это был охраняемый объект, там прозвучали первые выстрелы, значит, оружие использовалось правомерно», - делится фактами историк, автор расследования о расстреле рабочих в Новочеркасске, президент Фонда Новочеркасской трагедии Татьяна Бочарова. Однако о том, что людей расстреливали на городской площади, по словам спикера, проверка умалчивала. Об этом стали писать военачальники и отставники. Было собрано 30 подписей под версией о том, как в толпе людей автомат случайно слетел с предохранителя, упал на асфальт и уже на асфальте, сам убил шесть человек. На этом официальное расследование завершилось. Кощунственно похороненные «Мне, историку, хотелось докопаться до правды. Ведь очевидцы и те, кто уже отсидел из-за этих событий, рассказывали страшные вещи. О том, что на площади были снайперы. Что стреляли разрывными пулями, а раненых добивали. Погибших хоронили неизвестно где. Обо всем этом говорили и свидетели. Но это предстояло подтвердить», - рассказывает Бочарова. Она добавляет, что если бы тогда активистам не удалось найти и вскрыть первую могилу с захороненными демонстрантами, расследование зашло бы в тупик. Со временем о событиях бы забыли, а архивы сожгли. Первый выезд нашей группы был в Новошахтинск.
0 комментариев
- Продовольственный кризис
- Секция статей
- Что еще почитать
- Фильм Андрея Кончаловского о расстреле в Новочеркасске выдвинули на «Оскар» | Канобу
- Общественно-политическая газета города Зверево
- Продовольственный кризис
Фильм Кончаловского про расстрел в Новочеркасске вызвал овации в Венеции
Об этом было объявлено 31 мая. Зарплаты оставались прежними: то есть, отныне людям приходилось делать больше за меньшие деньги. Многие ютились в ветхих бараках без элементарных удобств. Непросто было достать даже спички, а очереди за картошкой выстраивались с раннего утра. Утром 1 июня 1962 года около 200 рабочих сталелитейного цеха отказались приступить к выполнению своих обязанностей, вышли во двор и начали эмоциональную беседу на тему: «На что жить дальше?
Конфликт подогрели необдуманные действия директора НЭВЗ Бориса Курочкина, который вместо примирительной риторики стал ругаться с рабочими и, заметив продававшую пирожки женщину, заявил: «Не хватает на мясо — жрите пирожки с ливером! Грубая фраза возмутила толпу, резко радикализировав многих недовольных. Курочкина освистали, а рабочий Виктор Власенко включил заводской гудок. Забастовка охватила весь завод, число участников стихийного митинга достигло пяти тысяч.
Не имея хотя бы поверхностных представлений о событиях 58-летней давности, вникнуть в курс исторического фона картины Кончаловского нелегко. В 2012 году в прокат вышел телевизионный сериал Константина Худякова «Однажды в Ростове», посвященный криминальным похождениям братьев Толстопятовых и их сообщников. Банда налетчиков орудовала в Ростове-на- Дону и его окрестностях позже, в 1968-1973 годах. Однако создатели фильма решили «объединить» резонансные события на одном временном отрезке.
Возможно, причины возникновения кризисной ситуации в Новочеркасске в «Однажды в Ростове» раскрыты более полно и понятно. Проблема в сериале показана «снизу» — непосредственно от лица заводчан, одного из которых сыграл Богдан Ступка это была одна из последних ролей народного артиста СССР. В «Дорогих товарищах! Работников горкома в меньшей степени волнуют цены, скорее — невозможность открыто купить необходимый товар: «Ладно мясо, но молоко, кефир».
Второстепенных персонажей актуальный вопрос заботит больше. Разговоры о продуктах ведутся всюду — и в парикмахерской, и на кухне. Товарищ Семина жестко обрывает работницу магазина, осмелившуюся спросить более осведомленную собеседницу: «А голода-то не будет? Фразу о том, что «при Сталине даже после войны цены каждый год снижали» повторяет чуть позже парикмахерша — она погибнет от пули снайпера во время расстрела демонстрации.
Действительно, периоды последовательного «ценопада» имели место как в 1930-х годах, так и, начиная с 1947 года, когда коммерческие и пайковые цены сделали едиными государственными розничными. Удешевление обычно приходилось на весну, и затрагивало хлеб, муку, мясо, колбасу, рыбу, масло, кондитерские изделия, хозтовары и т. Вполне естественно, что, проводя параллель с этими временами, обыватели заключали: Сталин заботился о народе, а «эти» только и норовят высосать из него последние соки. Когда в фильме разъяренная толпа начинает забрасывать камнями здание горкома, укрывшиеся внутри называют восставших рабочих пьяницами и уголовниками.
Утверждения о том, что многие работники НЭВЗ встали к станкам после отсидки в лагерях, нередко встречаются и в различных источниках по теме новочеркасских событий. При этом не делается объяснений за что, и когда именно были осуждены эти люди. Когда утихомирить народ не удается первому секретарю Ростовского обкома партии Александру Басову он вяло пытается увещевать толпу при помощи мегафона , к делу подключаются прибывшие из Москвы по распоряжению Никиты Хрущева «партийные тяжеловесы» — Фрол Козлов и Анастас Микоян.
С этого всё началось. Приехали из обкома партии, тоже ничего умного не сказали. Приехали из райкома, тоже не нашли что сказать. Произошли отдельные аресты. И тогда заводские приняли решение — идти в горком партии, который находился в Атаманском дворце, где сейчас музей.
Идти с требованием пересмотреть решение и отпустить арестованных. Фрагмент из повести «Комендантский час», журнал «Дружба», 1991 г. Сколько их было? То ли пять человек, то ли шесть. Отделение милиции находилось на главной улице — Московской. Рядом с банком. И получилось так, что полезли не только в милицию, якобы их освобождать, но стали взламывать ещё и двери банка. Ведь в этой толпе были очень разные люди.
Многие из них жили в бараках, кроме отдельной комнаты, у них ничего и не было. Среда была в какой-то степени маргинальная, не в обиду будет сказано. И такие люди в этой толпе преобладали. Они, конечно, дебоширили тогда. Пошли в горсовет. Сбрасывали их. Выступали с крыльца, с балкона второго этажа. Хотя там же звучали и другие речи — с призывами остепениться.
Молодые женщины пели что-то разудалое, а несколько мужских голосов затянули «Варшавянку». Сергею даже показалось, что перед ним первомайская демонстрация». Фрагмент из повести «Комендантский час». Неужели это был единственный выход? Погалдели бы, погалдели — и разошлись. Но командующий Северо-Кавказским военным округом генерал Плиев решил не церемониться. И произошла трагедия. Владимир Конюхов.
Выступление на поэтическом вечере в г. Фото из личного архива. Папа привёл меня на площадь, когда пожарные уже смывали кровь из брандспойтов. Хотя сам он был там с самого начала волнений. Но он заподозрил неладное, когда увидел, как солдаты выстроились в одну линию вдоль Атаманского дворца — спиной к фасаду исторического здания, а лицом к гудящей толпе. У каждого в руках было оружие. А папа был на велосипеде, он сразу сел на него и поехал к дому. По дороге встретил нас с братом.
Мне было 12 лет. И спросил встревоженным голосом: «Мама дома? И тут с площади начали доноситься крики. Причём крики становились всё сильнее и сильнее. И тогда он обеспокоенно сказал: «Как бы не начали стрелять». И тут действительно раздались автоматные очереди, трели. Папа говорит: «Вот тебе, пожалуйста, уже стреляют». А так как мамы всё нет и нет, а галдёж снова вдруг начался, он сказал: «Пойдёмте в центр».
И когда мы пришли в центр, я уже увидел: стоят красные пожарные машины, широкие пожарные рукава...
Помимо Высоцкой в картине будут заняты непрофессиональные актеры. На данный момент уже завершены съемки массовых сцен, для которых на стадионе «Лужники» были построены декорации в натуральную величину.
Съемки продолжатся в Москве, Новочеркасске и Ростовской области и завершатся в конце сентября этого года.
Роль Людмилы Семиной исполнила Юлия Высоцкая. Главная героиня — мать-одиночка, которая твёрдо верит в советские идеалы. Она убежденная сталинистка, которая считает единственно правильным выходом в сложной ситуации расстрел.
Людмила долгое время не могла понять людей, которые вышли на забастовку, ведь у неё всего было в избытке: и продукты, и зарплата, и другие радости. Людмила, пусть она и не знает излишеств, пытается понять обычных рабочих, что их подтолкнуло на это. Женщина, возмущённа таким поведением рабочих и задает себе вопросы, на которые не может найти ответов… Но когда в беспорядках на площади пропадает её дочь, она по-другому начинает смотреть на этот мир и убеждённые идеалы рушатся в один миг. В фильме присутствует жестокость, никто не церемонится с народом — расстрелять и точка.
Не важно, кто попадётся под руку — девочка-подросток, старик, парикмахерша или любой другой человек, даже не причастный к демонстрациям. Властям всё равно — нужно было держать народ в «ежовых рукавицах» и в страхе. Андрей Кончаловский говорит, что снимать фильмы о шестидесятых годах ХХ века достаточно тяжело из-за восстановления исторических фактов и поиска достоверных источников. Режиссёр не хотел, чтобы «Дорогие товарищи!
Более того, из-за желания достоверности режиссёр писал сценарий к фильму целых два года, изучая даже мельчайшие детали. Кончаловский снимал этот фильм не столько для себя и современных зрителей, а сколько для советских людей, которые заслуживают достоверной картины, где показаны дух, несломленность, сила и принципиальность народа. Зная, что они могут лишиться жизни, люди не побоялись власти и пошли защищать свои права. Консультантом фильма выступил генерал-майор юстиции Юрий Бакраев.
Сначала он с недоверием и опаской отнёсся к предложению Андрея Кончаловского, поскольку принимал участие в нескольких передачах, посвящённых событиям в Новочеркасске. Юрия не удовлетворял результат работы, то, с какой скудностью преподносится информация и в каком ключе она доносится до зрителя.
0 комментариев
- Кончаловский снял фильм о Новочеркасском расстреле | Левенцовка Ру
- Воспоминания очевидца о кровавых событиях 1962 года в Новочеркасске
- Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске вошел в шорт-лист «Оскара» - Наша газета
- Примите участие в опросе!
- В фильме «Дорогие товарищи!» рабочих Новочеркасска расстреливает КГБ -