Роман в стихах «Евгений Онегин» стал центральным событием в литературной жизни пушкинской поры. Евгений Онегин родился и вырос в сельском поместье своих родителей.
21 мая 1823 года Пушкин начал работу над романом «Евгений Онегин».
Самокиш-Судковской Онегин не придерживался определенного распорядка дня. Он мог почти до утра находиться на балу, а по возвращении домой отсыпался до самого вечера. К этому времени слуги приносили ему новые приглашения на различные вечеринки, балы и собрания. Он не отдавал предпочтение каким-то определенным мероприятиям и старался отметиться везде, будь это французский ужин с приятелями, посещение театра или детский праздник. Евгений слыл заядлым театралом, был в курсе всех новостей, наизусть знал репертуар и боготворил молодых хорошеньких актрис. Однако отношение его к театру было весьма своеобразным. Он не придерживался установленных правил, мог приехать к середине спектакля и бесцеремонно пройти «по ногам» сидящих зрителей к своему месту. В ложе сидел со скучающим видом, изредка бросая на сцену рассеянный взгляд. Откровенно разглядывал в лорнет незнакомых дам и покидал театр еще до окончания действия, торопясь на очередной бал. С течением времени Онегин все чаще стал тяготиться таким образом жизни: «завтра то же, что вчера».
Ему надоели бесконечные выезды в свет, балы и приемы, то есть, все то, что входило в традиции благородного общества. Героем овладели тоска и хандра, но выхода из этого состояния он не находил и продолжал плыть по течению. Однажды он задумал заняться сочинительством, но писать ему вскоре также наскучило. Тем же закончилась и попытка пополнить свои знания. Принявшись, было за книги, он вскоре бросил и это занятие. Вместе с тем, Евгению были свойственны мечтательность, желание путешествовать, холодность и трезвость ума, понимание никчемности и пустоты своей жизни. Но у него не было ни малейшего понятия относительно того, как все это изменить. Приезд в деревню Иллюстрация Е. Самокиш-Судковской Перемены в жизни героя начались после того, как он получил известие о тяжелой болезни своего дяди.
К приезду Онегина дядюшка уже покинул этот свет, завещав племяннику все свое состояние. Оставшись в деревне, Онегин решил провести некоторые преобразования. Он был рад, что ему удалось наконец-то сменить обстановку и первые несколько дней наслаждался деревенской тишиной, природой, чистым воздухом. Но вскоре им начала овладевать все та же хандра, которая преследовала его в городе. Тем не менее, он не отказался от своих планов в проведении реформ и заменил барщину оброком. Это пришлось не по душе его соседям, которые стали называть его «опаснейшим чудаком». Шло время, и Онегин стал привыкать к простой деревенской жизни. У него появились новые знакомые, которые стали досаждать его своими частыми визитами. Он не был расположен к долгим беседам и сбегал от них через задний двор.
Постепенно, видя в его поведении некоторые странности, люди стали отдаляться от него. К этому времени в соседнем имении появился молодой помещик Владимир Ленский, которому было суждено оставить неизгладимый след в судьбе главного героя. Знакомство с Ленским Молодые люди познакомились и начали общаться. Но между ними была огромная разница: «Они сошлись… Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». В чем же проявлялось их несходство? Во-первых, в разнице в возрасте: Онегину было двадцать шесть лет, Ленскому — восемнадцать. Евгений полностью принадлежал светскому обществу, от которого Владимир был далеко не в восторге: «Я модный свет ваш ненавижу; милее мне домашний круг…» Онегин слыл женским любимцем и обольстителем, Ленский же не имел любовного опыта, смущался и робел перед женщинами. Евгений не придавал большого значения дружбе и не верил в нее, потому что сам не был искренним. Для Ленского дружба являлась доказательством верности и надежности.
По сравнению с расчетливым Онегиным Ленский был предельно простодушен, лицемерие Евгения резко контрастировало с искренностью Владимира. Онегин рано утратил интерес к жизни, Ленский же был мечтателем и верил, что все самое лучшее еще впереди. Прагматик Онегин изучал Адама Смита, а романтик Ленский восторженно отзывался о поэзии Шиллера и сам пробовал себя в роли поэта. Дуэль Онегина и Ленского Точками соприкосновения двух героев были образованность, благородное происхождение, совпадение общественных взглядов, молодость. Все это служило поводом для их общения. Владимир ввел Евгения в семью Лариных и познакомил его с сестрами — Татьяной и Ольгой, в которую Ленский был страстно влюблен. Онегину же больше понравилась Татьяна.
И не только по сравнению с предполагавшейся ссылкой в Сибирь. Жизнь в недавно присоединенном Кишиневе, тогдашнем "плавильном котле" юга империи, была пестрой и бурной. Говоря словами Льва Гумилева - пассионарности там хватало с избытком. Но Александру очевидно не хватало морозной пыли, которой серебрится бобровый воротник пролетающего по улице богача, катенинской пробки в потолок и Истоминой, прямо сейчас, в начале 1823 года, кружащейся в балетной постановке его "Кавказского пленника". Так появилось "…начало большого стихотворения, которое, вероятно, не будет окончено". Но при этом "первая глава представляет нечто целое. Она в себе заключает описание светской жизни петербургского молодого человека в конце 1819 года". Но дело в том, что ни начиная в мае 1823 году работу над этой первой главой, ни закончив ее в октябре, поэт еще и сам не знал плана целого романа. И не мог знать. Потому что не знал того эффектного совпадения, что сто пятьдесят лет спустя в своем комментарии к "Евгению Онегину" выискал дотошный Набоков: "Любопытно, что в тот самый день, когда наш поэт приступил к созданию ЕО, Александр Тургенев, его неизменный друг и покровитель, писал из Петербурга Вяземскому, что граф Воронцов только что назначен генерал-губернатором Новороссии и Бессарабии и что он, Тургенев, надеется на перевод Пушкина в Одессу, к месту службы Воронцова". Благодаря чему появились вдохновенные онегинские строфы об "упоительным Россини" и о устричных застольях вошедшие в окончательном виде в "Путешествие Онегина". Но главное - из Одессы Пушкин не самыми благовидными стараниями того самого провещенного джентльмена Воронцова, на которого так надеялся Тургенев, все-таки попал - так и хочется написать "загремел" - в Михайловское. Где заново, уже по-взрослому, познакомился с барышнями из соседнего Тригорского - что и придало "Евгению Онегину" тот вид, в котором мы его читаем и изучаем.
Баратынский упоминается в романе как «Певец Пиров и грусти томной» Карл Рейхель. Пётр Вяземский. Всероссийский музей А. Пушкина, Санкт-Петербург. Вильгельм Кюхельбекер. Кюхельбекер считал, что они скрывают под собой имя «Вильгельм» Когда происходят описанные в романе события и сколько лет героям? Внутренняя хронология «Евгения Онегина» давно интригует читателей и исследователей. В какие годы происходит действие? Сколько лет героям в начале романа и в конце? Сам Пушкин ничтоже сумняшеся писал и не где-нибудь, а в примечаниях, входящих в текст «Онегина» : «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю» примечание 17. Но совпадает ли романное время с историческим? Посмотрим, что нам известно из текста. Во время дуэли Онегину 26 лет «... Онегин расстался с Автором за год до этого. Если биография Автора повторяет пушкинскую, то это расставание произошло в 1820 году в мае Пушкин был сослан на юг , а дуэль состоялась в 1821 году. Здесь возникает первая неувязка. Дуэль состоялась через два дня после именин Татьяны, а именины — Татьянин день — это 12 января по старому стилю. Согласно тексту, именины праздновали в субботу в черновиках — в четверг. Однако в 1821 году 12 января пришлось на среду. Впрочем, может быть, празднование именин перенесли на один из ближайших дней субботу. Если главные события от приезда Онегина в деревню до дуэли всё-таки происходят в период с лета 1820 года до января 1821 года, то Онегин родился в 1795 или 1796 году он на три-четыре года младше Вяземского и на три-четыре года старше Пушкина , а блистать в Петербурге начал, когда ему было «без малого осьмнадцать лет» — в 1813-м. Однако в предисловии к первому изданию первой главы прямо сказано, что «она в себе заключает описание светской жизни петербургского молодого человека в конце 1819 года» 28 Пушкин А. Полное собрание сочинений. В 16 томах. Конечно, мы можем это обстоятельство проигнорировать: в окончательный текст издания 1833 и 1837 годов эта дата не попала. Тем не менее описание сто личной жизни в первой главе явно относится к концу 1810-х, а не к 1813-му, когда только-только закончилась Отечественная война и в самом разгаре была заграничная кампания против Наполеона. Балерина Истомина, чьё выступление Онегин смотрит в театре, в 1813 году ещё не танцевала; гусар Каверин, с которым Онегин кутит в ресторане Talon, ещё не вернулся в Петербург из-за границы 29 Баевский В. Когда в январе 1821 года Ленский погиб, ему было «осьмнадцать лет», стало быть, он родился в 1803-м. Когда родилась Татьяна, в тексте романа не говорится, но Пушкин сообщил Вяземскому, что письмо Татьяны Онегину, написанное летом 1820 года, — это «письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюблённой». Тогда Татьяна тоже родилась в 1803 году, а Ольга была её младше на год, максимум на два поскольку она уже невеста, ей не могло быть меньше пятнадцати. Кстати, когда родилась Татьяна, её матери было вряд ли больше 25 лет, так что «старушке» Лариной на момент знакомства с Онегиным около сорока. Впрочем, указания на возраст Татьяны в окончательном тексте романа нет, так что не исключено, что все Ларины были на пару лет старше. В Москву Татьяна попадает в конце января или в феврале 1822 года и осенью? Тем временем Евгений странствует. Согласно печатным «Отрывкам из Путешествия Онегина», он приезжает в Бахчисарай через три года после Автора. Пушкин был там в 1820-м, Онегин, стало быть, — в 1823-м. В строфах, не включённых в печатный текст «Путешествия», Автор и Онегин встречаются в Одессе в 1823 или 1824 году и разъезжаются: Пушкин отправляется в Михайловское это произошло в последних числах июля 1824 года , Онегин — в Петербург. На рауте осенью 1824 года он встречает Татьяну, которая замужем «около двух лет». In 4 vols. Письмо Онегина Татьяне, за которым последовало их объяснение, датировано весной мартом? Но неужели этой знатной даме в момент финального свидания всего 22 года? Таких мелких нестыковок в тексте романа немало. В своё время литературовед Иосиф Тойбин пришёл к выводу, что в 17-м примечании поэт имел в виду не историческую, а сезонную хронологию своевременную смену времён года внутри романного времени 31 Тойбин И. По всей видимости, он был прав. Режиссёр Роман Тихомиров. Современники успели прочесть несколько вариантов «Онегина». В изданиях отдельных глав стихи сопровождались разного рода дополнительными текстами, из которых далеко не все попали в сводное издание. Так, предисловиями к отдельному изданию главы первой 1825 служили заметка «Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, не будет окончено... Первоначально Пушкин задумал более длинное сочинение, — возможно, даже в двенадцати главах в конце отдельного издания главы шестой мы читаем: «Конец первой части». Однако после 1830 года изменилось отношение автора к формам повествования Пушкина теперь больше интересует проза , читателей к автору Пушкин теряет популярность, публика считает, что он «исписался» , автора к публике у него наступает разочарование в её — хочется сказать «умственных способностях» — эстетической готовности принять «Онегина». Поэтому Пушкин оборвал роман на полуслове, бывшую девятую главу напечатал как восьмую, бывшую восьмую «Путешествие Онегина» опубликовал в отрывках, поместив в конце текста после примечаний. Роман приобрёл открытый финал, слегка закамуфлированный замкнутой зеркальной композицией её образует обмен героев письмами и возвращение к одесским впечатлениям первой главы в конце «Путешествия». Из текста первого сводного издания 1833 исключены: вступительная заметка к главе первой, «Разговор книгопродавца с поэтом» и некоторые строфы, печатавшиеся в изданиях отдельных глав. Примечания ко всем главам вынесены в специальный раздел. Посвящение Плетнёву, первоначально предпосланное сдвоенному изданию глав четвёртой и пятой 1828 , помещено в примечание 23. Только в последнем прижизненном издании 1837 мы находим привычную нам архитектонику: Общая форма строения текста и взаимосвязи его частей. Понятие более крупного порядка, чем композиция — понимаемая как расположение и соотношений деталей внутри крупных частей текста. Известность ему принесла «Книга о русских поэтах последнего десятилетия» — антология статей о русском символизме. С 1920 года Гофман работал в Пушкинском Доме, выпустил книгу о Пушкине. В 1922 году Гофман уехал в командировку во Францию и не вернулся. В эмиграции продолжил заниматься пушкинистикой. Началось изучение черновых редакций романа. В 1937 году, к столетию со дня смерти поэта, все известные печатные и рукописные варианты «Онегина» были напечатаны в шестом томе академического Полного собрания сочинений Пушкина редактор тома — Борис Томашевский. В этом издании осуществлён принцип «послойного» прочтения и подачи вариантов черновых и беловых рукописей от окончательных чтений к ранним вариантам. Основной текст романа в этом же собрании напечатан «по изданию 1833 г. В дальнейшем в научных и массовых изданиях перепечатывался, за редчайшими исключениями и с некоторыми орфографическими вариациями, именно этот текст. Иначе говоря, критический текст «Евгения Онегина», к которому мы привыкли, не совпадает ни с одним из изданий, вышедших при жизни Пушкина. Иосиф Шарлемань. Эскиз декораций к опере Петра Чайковского «Евгений Онегин». История литературы. Более того, последовательно заполнить отточия невозможно: некоторые строфы или части строф сокращены, а другие никогда не были написаны. Далее, некоторые строфы присутствуют в рукописях, но отсутствуют в печатном тексте. Есть строфы, имевшиеся в изданиях отдельных глав, но исключённые из сводного издания например, развёрнутое сравнение «Евгения Онегина» с Гомеровой «Илиадой» в конце главы четвёртой. Есть строфы, напечатанные отдельно как отрывки из «Евгения Онегина», но не вошедшие ни в отдельное издание соответствующей главы, ни в сводное издание. Таков, например, напечатанный в 1827 году в «Московском вестнике» отрывок «Женщины» — начальные строфы главы четвёртой, которые в отдельном издании глав четвёртой и пятой заменены серией номеров без текста. Такая «непоследовательность» — не случайный недосмотр, а принцип. Роман наполнен парадоксами, превращающими историю создания текста в художественный приём. Автор играет с текстом, не только исключая фрагменты, но и, наоборот, включая их «на особых условиях ». Так, в авторских примечаниях приведено начало строфы, не вошедшей в роман «Пора: перо покоя просит... Рукопись «Евгения Онегина». Пушкин писал свой роман, ещё не зная, как он его закончит. Десятая глава — вариант продолжения, отвергнутый автором. Из-за своего содержания политическая хроника рубежа 1810-20-х годов, включающая описание заговорщиков-декабристов десятая глава «Онегина», даже если бы она была окончена, вряд ли могла быть напечатана при жизни Пушкина, хотя имеются сведения, что он давал её на прочтение Николаю I 34 Лотман Ю.
Это прямая речь не автора, а героя. И об этом мы узнаём в первой же строке следующей, второй строфы: Так думал молодой повеса… Молодой повеса — это Онегин. Это он, Онегин, эпатирует читающую публику, сокрушаясь о том, как скучно «полуживого забавлять», поправлять ему подушки, подносить ему лекарство и при этом думать: «Когда же чёрт возьмёт тебя? Это вполне возможно предположить, так как Василий Львович, известный в начале XIX века стихотворец, которого Александр Пушкин комплиментарно называл своим парнасским отцом, дядей на Парнасе, не раз жаловался в своих стихах и письмах на одолевавшие его болезни и, будучи человеком весьма простодушным и наивным, забавным в своих житейских слабостях, часто становился мишенью дружеских шуток. В 1815 году его родственник распространил слух о том, что Василий Львович умер. Василий Львович ответил стихами «На случай шутки родственника, который утверждал, что я умер»: Однофамилец мой, я слышу, утверждает, Что я оставил белый свет, Что думать здесь никто о мёртвом не желает И что красавицам во мне и нужды нет. Стихи В. Пушкина были напечатаны в 1815 году в «Российском музеуме» и уже тогда могли быть известны его племяннику. В 1816 году друзья вновь распространили слух о смерти В. Пушкина, у которого якобы «несчастный стих» «засел в горле».
Место, где родились Онегин и «Тупейный художник»: загадки усадьбы Салтыковых-Чертковых
Основная работа над текстом романа была завершена осенью 1831 г. Первое издание романа печаталось отдельными главами. Второе первое полное в одном томе издание появилось в конце марта 1833 г. Роман написан рифмованным 4-стопным ямбом за исключением безрифменной «Песни девушек» в 3-й главе, написанной трёхстопным хореем , воспринимавшимся Пушкиным как универсальный размер, пригодный для всех основных поэтических жанров ода , элегия , послание , поэма.
Строфа, получившая название «онегинской» , объединила все основные типы рифмовки. Композиция «онегинской строфы» обычно трактуется следующим образом: первый или первые два стиха выдвигают очередную тему, затем она обсуждается с разных точек зрения, заключительное двустишие подводит предварительный итог этого обсуждения. Однородно-монотонное чередование строф компенсируется астрофическими «Песней девушек» и письмами Татьяны и Онегина, а также многочисленными «пропусками».
Особенности романной конструкции сводятся к следующему: на первом плане не действие, а «отступления», не герои, а автор, соотнесённый с каждым из них биографически, мировоззренчески, эмоционально-психологически; двойное деление текста на главы и строфы дробит текст на соизмеримые фрагменты и одновременно обеспечивает его единство; «пропущенные» строфы усиливают впечатление фрагментарности, но вместе с тем активизируют читательское восприятие, побуждая к «домысливанию» и вовлекая читателя в игру с автором, в основе которой — постоянное изменение интеллектуальной и литературно-эстетической дистанции между ними. Читатель оказывается то единомышленником автора, то объектом изощрённой иронии, то заинтересованным собеседником, то вовсе не принимается в расчёт. Система жанровых ассоциаций стремится к максимальной полноте: роман в стихах соотнесён с поэмами и с прозаическими романами разных типов, балладой , элегией, посланием, эпиграммой и широко понимаемой культурой светского острословия , путешествием, включает в себя элементы «бытовой» литературы например, письма.
К числу основных приёмов композиции, кроме «пропусков», принадлежат: «приём исчерпывающего деления» темы, сводящийся обычно к «списочному» перечислению её основных аспектов Пумпянский Л. Таковы петербургская тема в 1-й и 8-й главах, московская тема во 2-й и 7-й главах, письмо Татьяны в 3-й главе и письмо Онегина — в 8-й, монолог Онегина в 4-й главе и монолог Татьяны — в 8-й, тема Ленского во 2-й и 5-й главах См. Комментарий к роману А.
Пушкина «Евгений Онегин». Санкт-Петербург, 1998. При этом, как считал П.
Полное собрание сочинений. Санкт-Петербург, 1882. Соотношение литературы и жизни в романе осмыслялось в сложной перспективе истории чувств; восприятие действительности через посредство литературных текстов расценивалось как следствие и свидетельство культурной адекватности, а самоидентификация с персонажами других литературных произведений, признанных влиятельными, совершенными в своём роде или модными, — как проявление провинциальности мышления ср.
В одном из «отступлений» 3-й главы Пушкин предлагает читателю ироническую типологию романного жанра, рассуждая о «романе на старый лад», в котором торжествовала добродетель, и о новом, в котором восторжествовал порок. Этюды о Пушкине. Мюнхен, 1957.
Мотивы долга, личного достоинства и чести сочетаются с темой одиночества человека в мире, где царят рок и случай, и малозначимое событие, такое как непреднамеренная встреча или необязательный разговор, «по тайной воле Провиденья» [ср. Полевого 1830 : «…невозможно предвидеть случая — мощного мгновенного орудия Провидения»], способно повлечь за собой самые серьёзные последствия, и где переживание необратимости времени и неотменимости поступка стало доминантой самосознания героев и автора. По наблюдению Ю.
Тынянова , главные герои романа не «типы», а сложные комбинации различных черт автора романа и лиц из его окружения Тынянов Ю.
Татьяна пишет, что влюбилась в него с первого взгляда и что не написала бы ему, будь у нее шанс хоть иногда его видеть. На следующий день она отправляет письмо Онегину с внуком няни. Проходит два дня, но Онегин все не отвечает. Ленский приезжает к Ольге, которая спрашивает о нем. Он говорит, что Онегин приедет сегодня, так как раньше был занят некоторыми документами. Татьяна нетерпеливо ждет его, и, когда он наконец приезжает, рассказчик сообщает нам, что продолжит рассказ позднее. Глава 4. Онегин рассказывает Татьяне про печальный опыт с некой девушкой, которую любил 8 лет.
Также он упоминает, что письмо не оставило его равнодушным и Татьяна стала бы идеальной женой для него, если бы он когда-либо решил жениться. Но он все же любит ее как брат сестру, и советует не расстраиваться из-за возникшей ситуации. Пока Татьяна грустит, Ольга и Ленский все более счастливы. Они проводят все больше времени вместе и пишут друг другу письма. Приходит зима, и Онегин, обленившись, целыми днями сидит дома. Его навещает Ленский и приглашает на именины Татьяны. Когда Онегин соглашается, Ленский рассказывает ему большой секрет. Он и Ольга собираются пожениться. Глава 5.
Татьяна наслаждается зимой. Снег выпал только перед ее именинами в январе. Глава начинается с ночного кошмара Татьяны, в котором Онегин убивает Ленского. Она очень взволнована и предчувствует, что должно случиться что-то плохое. У Татьяны много гостей, включая Ленского и Онегина. Последний чувствует себя немного неловко, сидя рядом с Татьяной. Она тоже напряжена, но, когда он поздравляет ее с именинами, немного расслабляется. Онегин хочет отомстить Ленскому за эту неудобную ситуацию. Он обнимает Ольгу и приглашает ее на танец.
Танцуют они очень долго, что приводит Ленского в ярость. Закачивается глава тем, что Ленский едет домой за пистолетом. Глава 6. Онегин удовлетворен реваншем. Татьяна мучается от того, что она увидела и не может уснуть. Писатель говорит, что расскажет нам продолжение в другой раз. По сюжету мы знакомимся с Зарецким. Это честный человек, друг Онегина. Он приносит Онегину письмо, в котором Ленский вызывает его на дуэль.
Онегин принимает вызов, и Зарецкий уходит. Затем Онегин понимает, что в принципе не хотел бы принимать в этом участие. Ленский удивлен тем, что Онегин согласился, и дуэль назначена на следующий день у мельницы. На следующее утро оба приезжают к мельнице, заряжают пистолеты и отходят на 16 шагов друг от друга.
Восстановление началось позже.
В 1826 году по приказу Николая I архитектор Иван Таманский начнет готовить проект реконструкции дворца, которая завершится лишь к концу 1830-х. Во время Первой мировой войны тут устроили госпиталь, а через три года после революции здание отдали Военно-воздушной академии имени Н. Один из ее самых известных выпускников — Юрий Гагарин. Тверская застава в районе нынешнего Белорусского вокзала …Пошел! Уже столпы заставы Белеют; вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы.
В Москву Татьяна и Ларина-старшая въезжают через Тверскую заставу, которая появилась в 1742 году как новая таможенная граница города. Застава поначалу была местом не самым живописным — здесь были лишь помещение для караульных, два столба-обелиска и шлагбаум между ними.
Из них только две имеют полный состав 14 стихов , и только одна достоверно зарифмована по схеме онегинской строфы. Порядок сохранившихся строф тоже не вполне очевиден. Во многих местах текст разобран гипотетически.
Даже первая, едва ли не самая известная строчка десятой главы «Властитель слабый и лукавый», об Александре I читается лишь предположительно: у Пушкина в шифре записано «Вл. Такая причёска у Ленского, недавнего гёттингенского студента: Гёттингенский университет был одним из наиболее передовых учебных заведений того времени. Среди знакомых Пушкина было несколько выпускников Гёттингена, и все они отличались свободомыслием: декабрист Николай Тургенев и его брат Александр, лицейский учитель Пушкина Александр Куницын. Таким образом, Онегин и Ленский, во всём противоположные друг другу, отличаются даже причёсками. О чём свидетельствует эта знаменитая деталь?
Неужели о том, что героиня забыла снять головной убор? Конечно, нет. Благодаря этой подробности Онегин понимает, что перед ним — знатная дама и что она замужем. Современный историк европейского костюма разъясняет, что берет «в России появился только в начале XIX века одновременно с другими западноевропейскими головными уборами, плотно охватывающими голову: парики и пудреные причёски в XVIII века исключали их употребление. В 1-й половине XIX века берет был только женским головным убором, и притом только замужних дам.
Являвшийся частью парадного туалета, он не снимался ни на балах, ни в театре, ни на званых вечерах» 39 Кирсанова Р. Опыт энциклопедии. Береты делались из атласа, бархата или иных тканей. Они могли быть украшены плюмажем или цветами. Носили их наискось, так, что один край мог даже касаться плеча.
В ресторане Talon Онегин с Кавериным пьют «вино кометы». Что за вино? Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы Фёдор Достоевский Кроме того, в романе, который написан, казалось бы, тем же языком, каким говорим мы с вами, в действительности много устаревших слов и выражений. А почему они устаревают? Во-первых, потому, что меняется язык; во-вторых, потому, что меняется мир, который он описывает.
Вот во время дуэли слуга Онегина Гильо «за ближний пень становится». Как интерпретировать такое поведение? Все иллюстраторы изображают Гильо пристроившимся невдалеке возле небольшого пенька. Все переводчики используют слова со значением «нижняя часть срубленного, спиленного или сломленного дерева». Точно так же трактует это место «Словарь языка Пушкина».
Однако если Гильо боится погибнуть от случайной пули и надеется от неё укрыться, то зачем ему пень? Об этом никто не задумывался, пока лингвист Александр Пеньковский не показал на множестве текстов пушкинской эпохи, что в то время слово «пень» имело ещё одно значение, помимо того, которое оно имеет сегодня, — это значение «ствол дерева» не обязательно «срубленного, спиленного или сломленного» 41 Пеньковский А. Исследования поэтического языка пушкинской эпохи. Другая большая группа слов — это устаревшая лексика, обозначающая устаревшие реалии. В частности, в наши дни стал экзотикой гужевой транспорт — его хозяйственная роль нивелировалась, связанная с ним терминология ушла из общеупотребительного языка и сегодня по большей части неясна.
Вспомним, как Ларины собираются в Москву. Форейтором от нем. Vorreiter — тот, кто едет спереди, на передней лошади обычно был подросток или даже маленький мальчик , чтобы лошади было проще его везти. Форейтор должен быть мальчиком, а у Лариных он «бородатый»: они так долго не выезжали и сидели сиднем в деревне, что у них уже и форейтор состарился 42 Добродомов И. Лексика и фразеология «Евгения Онегина»: Герменевтические очерки.
Первый опыт научного комментирования «Евгения Онегина» был предпринят ещё в позапрошлом веке: в 1877 году писательница Анна Лачинова 1832-1914 издала под псевдонимом А. Вольский два выпуска «Объяснений и примечаний к роману А. Пушкина «Евгений Онегин». Из монографических комментариев к «Онегину», опубликованных в XX столетии, наибольшее значение имеют три — Бродского, Набокова и Лотмана. Самый известный из них — комментарий Юрия Лотмана 1922-1993 , впервые опубликованный отдельной книгой в 1980 году.
Книга состоит из двух частей. Первая — «Очерк дворянского быта онегинской поры» — представляет собой связное изложение норм и правил, регулировавших мировоззрение и бытовое поведение дворянина пушкинского времени. Вторая часть — собственно комментарий, движущийся за текстом от строфы к строфе и от главы к главе. Помимо объяснения непонятных слов и реалий, Лотман уделяет внимание литературному фону романа металитературным полемикам, выплёскивающимся на его страницы, и разнообразным цитатам, которыми он пронизан , а также истолковывает поведение героев, обнаруживая в их словах и действиях драматическое столкновение точек зрения и поведенческих норм. Так, Лотман показывает, что разговор Татьяны с няней — это комическое qui pro quo, «Кто вместо кого».
Латинское выражение, обозначающее путаницу, недоразумение, когда одно принимается за другое. В театре этот приём используют для создания комической ситуации. Комментатор убедительно демонстрирует, что, согласно авторскому замыслу, Онегин убил Ленского непреднамеренно, и это понимают по деталям рассказа читатели, знакомые с дуэльной практикой. Если бы Онегин хотел застрелить приятеля, он избрал бы совершенно иную дуэльную стратегию Лотман рассказывает, какую именно. Чем кончился «Онегин»?
Женатый Пушкин ещё мог написать письмо Онегина, но продолжать роман не мог Анна Ахматова Непосредственным предшественником Лотмана на обсуждаемом поприще был Николай Бродский 1881-1951. Первое, пробное издание его комментария вышло в 1932 году, последнее прижизненное — в 1950-м, затем несколько раз книга выходила посмертно, оставаясь главным пособием по изучению «Онегина» в университетах и пединститутах вплоть до выхода комментария Лотмана. Текст Бродского несёт на себе глубокие следы вульгарного социологизма В рамках марксистской методологии — упрощённое, догматическое толкование текста, который понимается как буквальная иллюстрация политических и экономических идей. Чего стоит одно только пояснение к слову «боливар»: «Шляпа с большими полями, кверху расширявшийся цилиндр в честь деятеля национально-освободительного движения в Южной Америке , Симона Боливара 1783-1830 , была модной в той среде, которая следила за политическими событиями, которая сочувствовала борьбе за независимость маленького народа» 43 Бродский Н. Пособие для учителя.
Иногда комментарий Бродского страдает от чересчур прямолинейного толкования тех или иных пассажей. Например, о строке «Ревнивый шёпот модных жён» он всерьёз пишет: «Бегло брошенным образом «модной жены» Пушкин подчеркнул разложение семейных устоев в... Если исключить предсказуемые «советизмы», которые можно счесть неизбежными приметами времени, в книге Бродского можно найти достаточно добротный реальный и историко-культурный комментарий к тексту романа. США, Великобритания, 1999 год Четырёхтомный труд Владимира Набокова 1899-1977 вышел первым изданием в 1964 году, вторым исправленным — в 1975-м. Первый том занят подстрочным переводом «Онегина» на английский язык, второй и третий — англоязычным комментарием, четвёртый — указателями и репринтом русского текста.
Набоковский комментарий был переведён на русский язык поздно; опубликованные в 1998-1999 годах русские переводы комментария их два трудно признать удачными. Мало того, что комментарий Набокова превосходит по объёму работы других комментаторов, — сам набоковский перевод тоже выполняет комментаторские функции, интерпретируя те или иные слова и выражения в тексте «Евгения Онегина». Например, все комментаторы, кроме Набокова, разъясняют значение прилагательного в строке «В своей коляске выписной». Это слово вытеснено в современном языке новым словом с тем же значением, теперь вместо него используется заимствованное «импортный». Набоков ничего не поясняет, а просто переводит: «imported».
Объём идентифицированных Набоковым литературных цитат и приведённых им художественных и мемуарных параллелей к тексту романа не превзойден никем из предшествующих и последующих комментаторов, и это неудивительно: Набоков как никто другой чувствовал себя at home С английского — «как дома». Несовпадение личности и её образа жизни — это и есть основа романа Валентин Непомнящий Наконец, Набоков был единственным комментатором «Онегина» в XX веке, кто знал быт русской дворянской усадьбы не понаслышке, а из собственного опыта и легко понимал многое из того, что не улавливали советские филологи. К сожалению, внушительный объём набоковского комментария создаётся не только за счёт полезной и нужной информации, но и благодаря множеству сведений, имеющих самое отдалённое отношение к комментируемому произведению 45 Чуковский К. Высокое искусство. Но читать всё равно очень интересно!
Помимо комментариев, современный читатель может найти объяснения непонятных слов и выражений в «Словаре языка Пушкина» первое издание — рубеж 1950-60-х годов; дополнения — 1982 год; сводное издание — 2000-й. В создании словаря участвовали выдающиеся лингвисты и пушкинисты, ранее подготовившие «большое академическое» издание Пушкина: Виктор Виноградов, Григорий Винокур, Борис Томашевский, Сергей Бонди. Кроме перечисленных справочников существует множество специальных историко-литературных и историко-лингвистических работ, одна только библиография которых занимает увесистый том. Почему они не всегда помогают? Потому что различия между нашим языком и языком начала XIX века не точечные, а сквозные, и с каждым десятилетием они только нарастают, подобно «культурным слоям» на городских улицах.
Никакой комментарий не может исчерпать текста, но даже минимально необходимый для понимания комментарий к текстам пушкинской эпохи уже должен быть построчным а может быть, даже пословным и многосторонним реальный комментарий, историко-лингвистический, историко-литературный, стиховедческий, текстологический. Такой комментарий не создан даже для «Евгения Онегина». История создания «Евгения Онегина» - «плода ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» - выдающимся русским классиком Александром Сергеевичем Пушкиным не напоминает блицкриг. Произведение создавалось поэтом эволюционно, знаменуя его становление на пути реализма. Роман в стихах как событие в искусстве представлял собой уникальное явление.
Где родился и жил Евгений Онегин — раскрываем тайны пропавшего героя
Евгений Онегин родился в Петербурге, «на брегах Невы». А.С. Пушкин "Евгений Онегин". Серый снег покрывает газоны и грязными лужами расплывается на асфальте. Пройдя долгий путь, Евгений Онегин оставил свой след в разных уголках России. На этих фотографиях можно увидеть места, где он родился и жил, узнать их историю и почувствовать атмосферу, которая вдохновляла знаменитого героя. И вновь Евгений Онегин❣️ Онегин, главный герой главного и любимого произведения Пушкина, «родился на брегах.
Положить «Онегина» на карту
Действие «Евгения Онегина» происходит в Петербурге, Москве и в той местности, где расположены имения Лариных, Онегина и Ленского (особняком стоит «Путешествие Онегина», к которому мы ещё вернёмся). Евгений Онегин родился во второй половине XVIII века в деревне Кистеньево, расположенной в Нижегородской губернии. Это место описывается Пушкиным в первой главе романа, где Онегин объезжает свое имение и восхищается природой. Просмотр содержимого документа «"Евгений Онегин" как энциклопедия русской жизни». Ваш вопрос звучал следующим образом: Где родился и жил Евгений Онегин? После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом: в Петербурге.
11. Родина «Евгения Онегина»
Сначала «Евгений Онегин» печатался по главам, отрывки из романа также помещали в различных журналах и альманахах. Найдите правильный ответ на вопрос«Где родился Ленский из романа "Евгений Онегин"? » по предмету Литература, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться Что из себя представляет Евгений Онегин? Столичный повеса Евгений Онегин, получив наследство, уезжает в деревню, где знакомится с поэтом Ленским, его невестой Ольгой и её сестрой Татьяной. Татьяна влюбляется в Онегина, но он не отвечает ей взаимностью. Примечательно, что в "Евгении Онегине", по заметкам экспертов, отразилась вся русская жизнь. «Евгений Онегин» — самое известное произведение российского писателя и поэта А.С. Пушкина. (А. С. Пушкин "Евгений Онегин"): Где родился Евгений Онегин и кто его был отец?
В каком городе родился и жил Онегин?
Персонаж не имел никакого отношения к службе: «Онегин, как уже было сказано, никогда не носил военного мундира, что выделяло его из числа сверстников, встретивших 1812 г. Но то, что он вообще никогда нигде не служил, не имел никакого, даже самого низшего чина, решительно делало Онегина белой вороной в кругу современников». Тот же Молчалин в «Горе от ума» назван «штатским трусом». Напомним, что манифест Петра III от 1762 года освободил дворян от военной повинности. Екатерина II вернула эту обязанность в законодательство, но довольно быстро отменила свое решение, заручившись поддержкой литераторов и журналистов.
Долгое время они формировали негативный образ неслужившего дворянина. При этом Пушкин, которому тоже не пришлось «понюхать пороху», в зрелые годы питал глубокую неприязнь к какой-либо государственной службе, развивая идею «науки первой» — «чтить самого себя». Вполне возможно, что онегинский саботаж родственен желанию поэта развиваться как личность вне системы. Внешность Интересно, что Пушкин ничего не рассказывает о физических данных заглавного героя.
Даже Ленскому поэт дарит «кудри черные до плеч». В описании Онегина мы довольствуемся лишь ремаркой о том, что он «из уборной выходил, подобный ветреной Венере». При этом ни для одного героя поэт не старался так составить гардероб, как для Евгения.
Это произошло в 1794 году.
Он служил в Сенате, занимая почетный пост иностранного референдария. Отец Евгения Онегина крепко связывался с Италией - говорил на итальянском языке, имел много итальянских друзей и знакомых, а также привез много итальянских книг и картин. Одним из наиболее тихом и безмятежных увлечений Владимира Петровича была любовь к садоводству.
Определив произведение как «собранье пёстрых глав», роман заслужил своё звание «энциклопедии русской жизни»; в нём отражён быт, особенности, модные тенденции, ценности, желания и чаяния людей той эпохи и разных слоёв населения — крестьян, московского дворянства и петербургской столичной элиты. В своей статье В. Сюжет Сюжетные линии романа Сюжетно «Евгений Онегин» разбит на две линии: линию отношений Татьяны и Евгения и линию взаимоотношений Евгения и Ленского. Линия "Евгений и Татьяна", эпизоды Знакомство с Татьяной 3. XXXI ; Объяснение в саду 4. X—XXI и именины 5.
Линия "Евгений и Ленский", эпизоды Знакомство в деревне; Разговор после вечера у Лариных; Визит Ленского к Онегину; Дуэль и смерть Ленского Содержание сюжетной линии Начинается роман с сетований главного героя, Евгения Онегина, по причине болезни и кончины своего дядюшки. В силу данного факта Евгений вынужден покинуть Петербург и отправиться к нему [7].
После этого Евгений больше не приезжает к Лариным. Тем временем приближался день рождения Татьяны. Накануне именин ей приснился медведь, который догнал ее в лесу.
Зверь отнес ее к дому, оставив у порога. В доме тем временем происходит пир нечисти, где в центре стола сидит сам Онегин. Присутствие Татьяны становится явным для веселящихся гостей — каждый из них мечтает завладеть девушкой. Неожиданно вся нечисть исчезает — Евгений сам ведет Ларину на скамью. В данный миг в комнату входят Владимир и Ольга, что вызывает злость у Онегина.
Он достает нож и закалывает им Ленского. Сон Татьяны становится пророческим — день ее рождения ознаменовывается печальными событиями. В гости к Лариным приезжают разные помещики, а также Ленский и Онегин. В скором времени должно состояться бракосочетание Владимира и Ольги, вследствие чего жених не может дождаться данного события. Евгений же, завидев трепетные взгляды Татьяны, выходит из себя и решает развлечь себя флиртом с Ольгой.
В Ленском это вызывает ревность и негодование, вследствие чего он вызывает Евгения на дуэль. Онегин убивает Владимира и решает уехать из деревни. Пушкин пишет, что на тот момент биографии «английскому денди» было 26 лет. Спустя 3 года Евгений Онегин навещает Петербург, где встречается с уже замужней Татьяной. Она является женой генерала, представляя собой изысканную светскую даму.
Неожиданно для себя самого парень понимает, что влюблен в девушку. Дуэль Ленского и Онегина События повторяются зеркально — Онегин пишет письмо Татьяне, в котором признается в своих чувствах. Девушка не скрывает того что, как и раньше любит его, но не собирается изменять своему мужу. Она пишет: «Я вас люблю к чему лукавить?
Место рождения, побег из России и X глава «Онегина»: чего мы не знаем о Пушкине
В частности, Евгений родился в Санкт-Петербурге в семье обедневших дворян. Евгений Онегин, главный герой одноименного романа Александра Пушкина, родился на имении своего отца, которое находилось в богатой поместной деревне в Петербургской губернии. (А. С. Пушкин "Евгений Онегин"): Где родился Евгений Онегин и кто его был отец?
Деревенский дом Онегина: мода пушкинской эпохи
Самокиш-Судковская Роман Александра Пушкина «Евгений Онегин» — одно из самых значимых произведений русской литературы. Краткое его содержание поможет восстановить в памяти основные сюжетные ходы. Литературоведы Юрий Лотман и Виссарион Белинский раскрыли, какие идеи вложил в него гениальный поэт. О чем произведение «Евгений Онегин»? Роман повествует о первой любви. Чтобы вспомнить основные события «Евгения Онегина», ознакомьтесь с кратким содержанием по главам. Он представляет читателю Евгения Онегина как дворянина 24 лет, уроженца Петербурга.
Онегин родился в семье обедневшего аристократа в 1795 году. После кончины отца Евгений не захотел начинать тяжбы, поэтому отдал наследство кредиторам. Он получил хорошее образование: отлично владеет французским языком, умело танцует, знает латынь, способен поддержать любой разговор. Онегин ведет светскую жизнь. Такое времяпрепровождение обязывает Евгения следить за своим внешним видом. Молодой человек активно пользуется всеми новомодными инструментами — от духов до пилочек для ногтей.
Однажды однообразная светская жизнь надоедает главному герою. Он пробует читать и писать, но и эти занятия ему быстро приедаются. Евгений покидает Петербург и отправляется в деревню, чтобы проститься с умирающим дядей. Оказавшись в деревне, молодой человек узнает, что дядя скончался и оставил ему завидное наследство. В соседнее поместье из Германии возвращается Владимир Ленский — восемнадцатилетний поэт и романтик. Он противоположность Онегина, но молодые люди легко находят общий язык и становятся друзьями.
Ленский страстно влюблен в Ольгу Ларину — подругу детства из соседнего поместья. У Ольги есть старшая сестра Татьяна — мечтательная девушка, которая предпочитает не балы и веселье, а чтение. Отправляясь в гости к Лариным, Ленский приглашает с собой Онегина.
Жизнь Евгения Онегина Евгений Онегин — герой одноименного романа в стихах, автором которого является Александр Пушкин. Персонаж занял место одного из ярчайших и колоритных типажей русской классической литературы. В его характере переплетаются драматические переживания, цинизм, и ироническое восприятие окружающего мира. Отношения Онегина с Татьяной Лариной позволили понять человеческую сущность героя, выявив его слабые и сильные стороны. История создания персонажа Пушкин приступил к написанию произведения во время ссылки в Кишиневе. Он решил отступить от традиций романтизма, начав создавать «Евгения Онегина» в стиле реализма.
В произведении описываются события, происходившие в период 1819-1825 гг. Интересен факт, что знаменитый литературный критик Виссарион Белинский назвал роман — «энциклопедией русской жизни». Автопортрет Пушкина с Онегиным на набережной Невы В ряде персонажей, фигурирующих в произведении, автор мастерски представил людей, относящихся к разным социальным пластам: дворянству, помещичеству и крестьянству, которые были характерные для первой четверти 19 века. Александр Пушкин с невообразимой точностью передал атмосферу той эпохи, а также уделил большое внимание быту. Исследуя «Евгения Онегина», читатель способен узнать фактически все о периоде того времени: как одевались, чем интересовались, о чем беседовали и к чему стремились люди. Создавая свое произведение, поэт хотел представить обществу образ типичного светского персонажа, современного ему самому. Одновременно с этим Евгению Онегину не чужды романтические герои, «лишние люди», разочаровавшиеся в жизни, грустящие и подверженные унынию. Любопытно, что в дальнейшем автор хотел сделать Онегина сторонником движения декабристов , но опасаясь цензуры и возможных преследований воздержался от этой идеи. Каждая черта характера персонажа была тщательно продумана Пушкиным.
Литературные критики находят в характере Евгения определенные параллели с чертами Александра Чаадаева, Александра Грибоедова и самого автора. Онегин представлял собой некий собирательный образ своего времени. Между литературоведами до си пор идут жаркие дискуссии относительно того, являлся ли герой «чужим» и «лишним» человеком в эпохе или же был праздным мыслителем, живущим в свое удовольствие. Для жанра стихотворного произведения Пушкин выбрал особую строфу, которую стали именовать — «онегинской». Кроме этого, поэт ввел в роман лирические отступления на различные темы. Было бы неправильно утверждать, что автор «Евгения Онегина» придерживался в романе какой-то основной мысли — их насчитывается много, поскольку в труде затрагивается множество вопросов. Судьба и образ Евгения Онегина Биография Онегина начинается с того, что он родился в Петербурге , в не самом лучшем дворянском семействе.
В этом особняке и природе Онегин находил умиротворение и вдохновение для своих переживаний и размышлений. Отношения с соседями и местным дворянством Евгений Онегин жил в своем родовом имении в Псковской губернии. Он был знаменит своими непростыми отношениями с соседями и местным дворянством. Соседи часто видели Онегина как загадочного и недоступного человека. Его уединенный образ жизни вызывал интерес и разговоры в округе. Читайте также: Исторические события 1380 года великая битва на Куликовом поле и великое единение русской земли Соседи и дворяне часто не понимали поведения Онегина. Он не проявлял особого интереса к общению с окружающими. Было известно, что Онегин предпочитал одиночество и уединение. Это вносило тень загадочности в его личность и вызывало сплетни и слухи среди местных жителей. Однако, несмотря на свою отчужденность, Онегин был высоко уважаем и ценился в округе. Его интеллект и образованность вызывали восхищение среди соседей. Местное дворянство часто приглашало Онегина на свои вечера и обеды, надеясь на обмен мнениями и новыми идеями. Иногда Онегин мог проявлять дружелюбие и принимать участие в общественной жизни, но это случалось очень редко. За большинством времени он предпочитал отдыхать в уединении своего имения. Соседи и местное дворянство с удивлением наблюдали за его привычками и были разделены в мнениях о нем. Таким образом, отношения Евгения Онегина с соседями и местным дворянством были сложными и амбивалентными. Онегин вызывал интерес и уважение, но его отчужденный образ жизни оставался источником разговоров и слухов в округе. Здесь, в парижских кафе и известных салонах, он прожил несколько лет. Онегин родился и вырос в Москве, городе, который оказал большое влияние на его характер и взгляды. Но в поисках новых впечатлений и культурных разностей, Онегин решил покинуть свою родную столицу и отправиться на Запад. В Европе Онегин погрузился в мир искусства, литературы и политических дебатов. Здесь он встретил множество интересных людей, которые повлияли на его дальнейшую жизнь. Его ум и душа расширились под влиянием великих мыслителей и художников. В этом путешествии Онегин познал мир и в себе самом.
Занемогший не в шутку дядя главного героя ни в чём не сходствует с занемогшим в шутку дядей автора — путешественником, библиофилом, ценителем шампанского. И, быть может, главное: у дяди Онегина «нигде не пятнышка чернил», у дяди автора, по собственному признанию Василия Львовича: «Чернильница, перо — вот все моё добро! Здесь представлен один день Онегина — с поздним пробуждением, прогулкой, обедом у французского ресторатора Талона, театром, балом. Описания изобилуют выразительными подробностями. Вспомним хотя бы гастрономический натюрморт с вином кометы то есть дорогостоящим шампанским урожая 1811 года, когда в небе появилась яркая комета , трюфелями, страсбургским пирогом паштетом из гусиной печени, который в консервированном виде привозили в Петербург из Страсбурга , лимбургским сыром и золотым ананасом. Пушкин знакомит читателя и с некоторыми фактами биографии своего героя: его детством и юностью, образованием и воспитанием. Постепенно перед нами вырисовывается герой времени — разочарованный, равнодушный к жизни и её наслаждениям, отличающийся «преждевременной старостью души» Пушкин называл это чертами современной ему молодёжи. Но ведь и сам Пушкин принадлежал к современной ему молодёжи. И ему порой были свойственны разочарованность и скептицизм. Не случайно он сблизился со своим героем: Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время.