В минувшую субботу состоялся наш выход в Большой на оперу «Хованщина». «Хованщина» показывает страшные события относительно небольшого временного периода 1682 года, время дикого и насыщенного событиями стрелецкого бунта и захвата власти, возглавляемого князем Хованским – начальником стрелецких войск. «Опера «Хованщина» впервые прозвучала целиком на родине великого композитора, – сказал художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев на экскурсии в Псковском Кремле.
«Хованщина» в честь Федора Шаляпина
Опера с богатой историей — первая постановка состоялась 122 года назад. В зале Кононова (ныне там находится кинотеатр «Баррикада») силами членов Музыкально-драматического кружка впервые исполнена опера Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». ФОТО 20.04.2024, 15:280Опера «Хованщина» в Пскове возможно начнется с небольшой задержкой. В минувшую субботу на Соборной площади Астраханского кремля состоялось открытие II Международного фестиваля классической музыки OperaFirst 2022 и показ оперы Мусоргского «Хованщина».
Опера «Хованщина» в Мариинском театре
Казалось бы, "Хованщина" - "народная музыкальная драма", воссоздающая кровавую полосу стрелецких бунтов, раскольничьего самосожжения, борьбы за власть вокруг юного Петра - может быть близка и понятна только русскому человеку. Однако еще до премьеры все артисты выразили уверенность в том, что опера, без сомнения, понравится и американской публике. Но я думаю, что американскому слушателю и зрителю она понравится". Согласился со своим коллегой и исполнитель роли Ивана Хованского Анатолий Кочерга. Музыка Мусоргского - грандиозна, и людям будет приятно побывать вместе с ней в другом мире. Меня очень радует, что в этой постановке нет никаких "вывертов" на современность, попыток осовременить эту музыку", - сказал певец, для которого "Хованщина" стала дебютом в Метрополитен-опере. И действительно, зрители не скрывали восторга от оперы, отмечая, что она совсем не была для них непонятной. Для спектакля, в котором задействованы десятки человек, созданы потрясающие декорации и костюмы - чего стоит одна только финальная сцена самосожжения староверов, в которой задействованы более 80 человек.
Современному человеку поведение Марфы может показаться эгоистичным — она приводит к смерти неверного возлюбленного, но с позиции ее веры старообрядчества все выглядит совершенно иначе: бросив Марфу ради «лютерки» Эммы, Андрей не просто предает женщину, он отпадает от истинной веры, и только «в огне и пламени» он может найти спасение души не говоря уже о том, что самосожжение спасает его от более страшной участи — Марфа спасает Андрея несмотря на то, что он разбил ее сердце, ее любовь не мстительна, а жертвенна. Этот образ обрисован композитором с большой теплотой, в ее музыкальной речи немало прекрасных кантиленных мелодий. Опера «Хованщина» — произведение загадочное, оно ставит вопросы, однозначного ответа на которые нет до сих пор. Например, почему в уста коварного Шакловитого композитор вкладывает проникновенную арию «Спит стрелецкое гнездо…» , исполненную тревоги и печали о судьбе Руси? Что это — тонкий психологический штрих, напоминающий, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению? А может, сам автор «берет слово» — задолго до появления кинематографа с его «голосом за кадром»? Еще более загадочным представляется оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке».
Традиционное истолкование связывает его с зарождением новой, могучей России, которую создадут петровские реформы… Но вряд ли это имел в виду М. Мусоргский: деятельность Петра I он оценивал отнюдь не восторженно, а в опере тему «Рассвета» с образом Петра и петровцев связал не он, а Н. Настоящая же их музыкальная характеристика — «механический» военный марш, в котором нет ничего человеческого.
У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы,останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя — Ивана Хованского. Тут же и сын князя Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы.
На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников. Кабинет князя Василия Голицына — канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим.
Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра. Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей.
Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев. С тревогой слышат заговорщики имя Петра. Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить. Стрелецкая слобода в Замоскворечье.
Тяжело переживает Марфа измену князя Андрея. Досифей ласково утешает ее. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подъячий.
С недоброй вестью приходит слуга Голицына: грозные настали времена, князь советует вести себя осторожней. Но предостережение вызывает только дикую вспышку гнева Хованского. Внезапно появляется Шакловитый — царевна Софья просит князя на совет. Обрадованный и польщенный, Хованский наряжается в пышное платье, девушки запевают ему славу, но у самого выхода из палаты убийца ударом кинжала поражает Хованского насмерть. Шакловитый торжествует над поверженным врагом. Вторая картина.
Красная площадь. Медленно движется печальный поезд — везут в ссылку князя Голицына. Скорбит, не видя выхода, другой представитель старой Руси, Досифей. Появляется Андрей Хованский, еще не знающий ни о смерти отца, ни о полной неудаче заговора, гневный и нетерпеливый. Марфа рассказывает ему обо всем, и присмиревший, испуганный Андрей молит ее укрыть его, спасти. Начинается траурное шествие стрельцов к месту казни. В последний миг приходит помилование, петровцы торжественным маршем проходят в Кремль. Пятое действие. Поляна в глухом лесу, перед раскольничьим скитом.
М. Мусоргский. Хованщина
Медленно поднимается занавес. На сцене главы церквей освещаются восходящим солнцем. Постепенно солнцем освещается и вся сцена. Нескончаемым потоком течет народная по своему складу мелодия. Эта симфоническая картина - один из шедевров русской музыки. Она часто включается в программы симфонических концертов как самостоятельное произведение. В стенах Кремля начинается жизнь. Просыпаются стрельцы - сначала Кузька, потом другие. Входит Подъячий, он направляется к своей будке и садится в ней.
Появляется боярин Шакловитый. Он ставленник царевны Софьи. У него "заказец важный есть" для писаря. Тот догадывается: настрочить доносец, - и предвкушает заработать на этом дельце. Шакловитый предупреждает о той каре, которая ждет Подъячего, если он проговорится. Тот мгновение колеблется, но в конце концов, потирая руки в предвкушении платы, соглашается. Шакловитый диктует анонимный донос Петру на Хованских: начальник стрельцов Иван Хованский задумал посадить на престол своего сына Андрея и с этой целью разжигает мятеж. Подъячий в страхе от того, что ему приходится писать это.
Он смертельно боится, что "князь Хованский. Стрельцы проходят и удаляются. Шакловитый продолжает диктовать свой донос. Наконец дело сделано. Доносчик уходит. Сцену заполняет пришлый люд. Подъячий тем временем прячет кошель; он ощупью, под стойкой, считает деньги, поглядывая не без страха на пришлых людей. У тех недоумение вызывает появившийся за ночь на площади столб.
На нем надписи, но они не могут по своей безграмотности их прочесть. Они обращаются к Подъячему, чтобы он прочитал. Он грубо отказывает им. Тогда они поднимают будку, в которой он отсиживается, и несут ее к столбу. Подъячий в страхе зовет на помощь и обещает прочитать надпись. Тем временем слышатся звуки труб. Так стрельцы приветствую своего предводителя - князя Ивана Хованского. Входит князь Иван Хованский.
Москва и Русь спаси Бог! Из глубины сцены появляется князь Андрей Хованский и Эмма, девушка из Немецкой слободы. Андрей пытается обнять Эмму, но та сопротивляется. Эмма обвиняет его в том, что он убил ее отца, изгнал жениха и не сжалился даже над ее матерью. Остался ты верен мне! Андрей негодует и бросается на Марфу с ножом, но та тоже выхватывает из-под рясы нож и отражает его удар. Большому слава! Он изумлен, видя Андрея, Марфу, а еще Эмму, которая ему самому приглянулась.
И теперь отец и сын сходятся как соперники: отец приказывает стрельцам схватить Эмму, сын — встает на ее защиту. Отец гневно приказывает взять Эмму и отвести в свои палаты. В этот момент входит Досифей, он останавливает руку Андрея. Эмма опускается на колени перед Досифеем, своим спасителем. Досифей приказывает Марфе отвести Эмму в ее дом. Этот его скорбный монолог рисует облик сурового и гордого старца. В Кремль! Досифей в мистическом порыве возносит молитву Господу.
Обстановка, как поясняет композитор, в смешанном вкусе: московско-европейская. Поздний вечер. На письменном столе князя зажжены канделябры. Перед зрителем садик и красивая решетка на каменных столбах. Вечерняя заря. Князь читает любовное письмо от царевны Софьи. Его мучает тревога, одолевает страх перед будущим.
Замечательной музыки много, но такого нет больше ни у кого. Это опера, отражающая народное самосознание, взгляд человека изнутри на самого себя. Никто не видел своей страны так, как Гоголь и Мусоргский. Это невероятный объем возмущения, негодования и любви одновременно.
При всех их недостатках. Испания 1939 года была лучшим доказательством этого. Говорят, что сцена не терпит лжи, беспощадно освещает ее словно прожектором, не давая замаскироваться холодности под горение, пустоте — под содержательность, ничтожеству — под значительность, злу под добро. Мы не вправе упрекать талантливых постановщиков и актеров Хованщины в МАМТе за то, что они сводят всю политику к грязи честолюбия, забывая о ее объективной роли в развитии рода человеческого. Но чем больше талант художника, тем масштабнее и его ошибки. Но спектакль вышел очень мощным. Постарайтесь его не пропустить. Он того стоит. Спи, русский люд, ворог не дремлет! Ах, ты и в судьбине злосчастная, родная Русь! Кто ж, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет? Аль недруг злой наложит руку на судьбу твою? Аль немчин злорадный от судьбы твоей поживы ждет? Стонала ты под яремом татарским, шла, брела за умом боярским. Пропала дань татарская, престала власть боярская, А ты, печальница, страждешь и терпишь!
Этот навык Мусоргского расцвел в «Борисе Годунове». Как выглядит мир для людей во власти, как это все в нем устроено, потрясающие контрасты, где все так искусно сплетено, что каждая следующая ступень усиливает воздействие предыдущей. Шаляпин был великим артистом, но не надо забывать об огромной силе воздействия Мусоргского. Монолог Бориса «Достиг я высшей власти» из оперы М. Единственный любовный дуэт в польском акте между Мариной Мнишек и самозванцем. Опера «Борис Годунов». Давайте поговорим об этой опере, о том, как ее восстановили, чем интересна ее музыка, а начнем с того, что обсудим историческую основу, сюжет. В опере нет исторической достоверности, стрелецких бунтов было несколько, и Мусоргский собирает их все в один. У него очень хорошо получается передать дух смутного времени мы не имеем в виду исторический термин , передать атмосферу неизвестности, перемен, того времени, когда вдруг какие-то силы, которые были в полуактивном состоянии, выходят на арену. В апреле 1682 года царь Федор Алексеевич умирает, и у него не остается прямых наследников. Есть два брата: Иван и Петр, который потом станет Петром I. Иван старше Петра, но, по-видимому, страдает умственным расстройством и совершенно не приспособлен к тому, чтобы управлять государством, да и не выказывает интереса к этому. А Петр еще мал. Первый род — Милославские, он известен советскому зрителю по фильму «Иван Васильевич меняет профессию».
Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров
В 1911 году "Хованщина" впервые была поставлена на императорской сцене в Петербурге (дирижер Коутс, режиссер Шаляпин, среди солистов Шаляпин, Ершов, Збруева и др.). В минувшую субботу состоялся наш выход в Большой на оперу «Хованщина». 21 февраля (9 февраля ) состоялась премьера последней оперы Модеста Мусоргского «Хованщина».
М. П. Мусоргский. Опера «Хованщина».
С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал ее “Хованщина”» (1872), продолжается крестный и славный путь оперы. Действие происходит в Москве и её окрестностях в 1682 году. Юлия Маточкина в "Хованщине" поет с 2015 года, когда после победы на конкурсе Чайковского была принята в состав оперной труппы Мариинского театра. В минувшую субботу на Соборной площади Астраханского кремля состоялось открытие II Международного фестиваля классической музыки OperaFirst 2022 и показ оперы Мусоргского «Хованщина».
М. П. Мусоргский. Опера «Хованщина».
Современному человеку поведение Марфы может показаться эгоистичным — она приводит к смерти неверного возлюбленного, но с позиции ее веры старообрядчества все выглядит совершенно иначе: бросив Марфу ради «лютерки» Эммы, Андрей не просто предает женщину, он отпадает от истинной веры, и только «в огне и пламени» он может найти спасение души не говоря уже о том, что самосожжение спасает его от более страшной участи — Марфа спасает Андрея несмотря на то, что он разбил ее сердце, ее любовь не мстительна, а жертвенна. Этот образ обрисован композитором с большой теплотой, в ее музыкальной речи немало прекрасных кантиленных мелодий. Опера «Хованщина» — произведение загадочное, оно ставит вопросы, однозначного ответа на которые нет до сих пор. Например, почему в уста коварного Шакловитого композитор вкладывает проникновенную арию «Спит стрелецкое гнездо…» , исполненную тревоги и печали о судьбе Руси? Что это — тонкий психологический штрих, напоминающий, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению? А может, сам автор «берет слово» — задолго до появления кинематографа с его «голосом за кадром»? Еще более загадочным представляется оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке». Традиционное истолкование связывает его с зарождением новой, могучей России, которую создадут петровские реформы… Но вряд ли это имел в виду М. Мусоргский: деятельность Петра I он оценивал отнюдь не восторженно, а в опере тему «Рассвета» с образом Петра и петровцев связал не он, а Н. Настоящая же их музыкальная характеристика — «механический» военный марш, в котором нет ничего человеческого.
Но затем предпочтение стало отдаваться авторскому клавиру, бережно воссозданному Павлом Ламмом 1932 , и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича 1959 , наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского. В своё время Кировский Мариинский театр первым обратился к редакции Шостаковича 1960. В декабре 1988 года постановка была возобновлена. Это была первая крупная художественная акция Валерия Гергиева в качестве художественного руководителя Кировского Мариинского театра.
Внимание к реалистическим деталям, размах массовых сцен сообщали его постановкам историческую достоверность и монументальность. Баратовская «Хованщина» выдержала и редакцию Римского-Корсакова, и пришедшую ей на смену редакцию Шостаковича. В 1989 году, в преддверии фестиваля в честь 150-летия со дня рождения Мусоргского, спектакль был обновлён режиссёром Эмилем Пасынковым, а Валерий Гергиев освежил музыкальное восприятие оперы, раскрыв неоправданные купюры.
Более того — она была показана под открытым небом! На это событие собрались около 3500 рязанцев и гостей из Воронежа, Ульяновска, Липецка, Тамбова, Москвы и многих других городов. Двор Рязанского кремля превратился в уютный зрительный зал под куполами храмов, с импровизированными местами на лужайках, кубах из сена, дачных креслах. Действо происходило на огромной сцене, вмещавшей одновременно более ста человек. Репетиции проводили под дождем, но в день спектакля погода не подвела. Говоря об итогах фестиваля, министр культуры Рязанской области Марина Кауркина отметила, что проект «Русская опера» был интересен не только программой, но и новым опытом в сфере организации подобных мероприятий. Она подчеркнула, что, в первую очередь, это синтез лекции и концерта, сотрудничество столичных и рязанских артистов, возможность проведения иммерсивных и камерных концертов на разных площадках города.
Для Рязанской области оперный фестиваль — уникальное событие. Наш зритель готов к восприятию такого вида искусства. Мы долго обсуждали проведение этого фестиваля, так как это технически сложный жанр.
Правда, иногда на фоне феноменального оркестра, хотелось от певцов большей харизмы и личностного посыла. И надо заметить, что мариинцы Владимир Ванеев Хованский и Станислав Трофимов Досифей в этом спектакле смотрелись органичнее москвичей - Дмитрия Ульянова Хованский , Владислава Попова Досифей , Ксении Дудниковой Марфа , души которых, казалось, стремились скинуть эффектные, но все же анахроничные одеяния и парики... Кстати, уже давно в планах Большого значится премьерная постановка "Хованщины", которую должен осуществить всемирно известный английский режиссер Саймон Монтегю Макберни. Но то пандемия, то и общественные события поставили этот проект на паузу пока ориентировочно до 2026 года. Между тем В эти же дни на Новой сцене Мариинки была показана другая знаменитая опера Мусоргского, уже в постановке Большого театра - "Борис Годунов" также в режиссуре Леонида Баратова и в сценографии Федора Федоровского, но 1948 года при участии мариинских хора, оркестра и части солистов за дирижерским пультом - Алексей Богорад. Главной звездой этих гастролей стал Ильдар Абдразаков в образе русского самодержца.
Фестиваль "Русские оперы в Астраханском кремле" отметил первый юбилей
На сцене Метрополитен опера звучит в оркестровке Дмитрия Шостаковича, последняя сцена - Игоря Стравинского. Танец "Пляски персидок" в четвертом действии поставлен знаменитым французским хореографом Бенжаменом Милльпье, который известен тем, что является постановщиком всех балетных номеров для кинохита "Черный лебедь" Даррена Аронофски. Для него это стало дебютом на сцене нью- йоркского театра. Опера сошла со сцены после сезона 1998-1999 годов. В нынешнем сезоне "Хованщина" будет сыграна на сцене нью-йоркского театра шесть раз. Последний ее показ состоится 17 марта.
Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
Режиссер спектакля Савва Мамонтов проделал огромную работу для осуществления первой постановки «Хованщины», после которой опера получила сценическую известность и начала ставиться в других городах и театрах Киев — 1892; Москва, театр Солодовникова — 1906, опера Зимина — 1910; Петербург, Мариинский театр — 1911, Театр музыкальной драмы — 1915—1916. Первая постановка оперы после Октябрьской революции состоялась в Ленинграде 1926 , затем в Большом театре 1928 и филиале Большого театра 1939 в Москве; после Отечественной войны «Хованщина» была возобновлена в Большом театре 1950 , затем в Ленинграде 1952 и поставлена в Новосибирске 1954. Дирижерами оперы были столь известные музыканты, как Похитонов, Сук, Голованов, Хайкин. Великолепные декорации дореволюционных постановок, осуществленные по эскизам художника В. Васнецова и К. Коровина, были заменены также весьма удачными и впечатляющими декорациями художника Ф. Из всего этого, далеко не полного, перечня постановок и исполнителей, участвовавших в опере «Хованщина», видно, какой силой притяжения обладал спектакль, постоянно привлекавший широкий круг слушателей и выдающихся исполнителей.
Он долгие годы искал самые совпадающие с декламационной, с речевой стилистикой вокальные линии. Это большая радость такого единения, духовного единения со своей Родиной в сложные для нее исторические моменты», - Роман Бурденко, солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов, исполнитель роли Шакловитого. Связать духовное и материальное в единый, чистый образ родной страны помогают грандиозные декорации, исторические костюмы, искусный грим и мастерство театрально-концертной труппы, не имеющей равных в мире. Сильные образы, они организм перестраивают. Уходишь в личину того человека, который в тебе живет, уже, по меньшей мере, этот образ с 87-го года», - Александр Морозов, солист Мариинского театра, заслуженный артист России, исполнитель роли Досифея. Модест Петрович настолько русский композитор. Люди должны гордиться тем, что настолько гениальный музыкант, которого чтит весь мир, пришел в этот огромный мир вот на этой земле», - Валерий Гергиев, художественный руководитель и директор Мариинского театра, генеральный директор Большого театра, Народный артист России. Фестиваль «Гений места», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, уже прошел в Тихвине.
Режиссер спектакля Савва Мамонтов проделал огромную работу для осуществления первой постановки «Хованщины», после которой опера получила сценическую известность и начала ставиться в других городах и театрах Киев — 1892; Москва, театр Солодовникова — 1906, опера Зимина — 1910; Петербург, Мариинский театр — 1911, Театр музыкальной драмы — 1915—1916. Первая постановка оперы после Октябрьской революции состоялась в Ленинграде 1926 , затем в Большом театре 1928 и филиале Большого театра 1939 в Москве; после Отечественной войны «Хованщина» была возобновлена в Большом театре 1950 , затем в Ленинграде 1952 и поставлена в Новосибирске 1954. Дирижерами оперы были столь известные музыканты, как Похитонов, Сук, Голованов, Хайкин. Великолепные декорации дореволюционных постановок, осуществленные по эскизам художника В. Васнецова и К. Коровина, были заменены также весьма удачными и впечатляющими декорациями художника Ф. Из всего этого, далеко не полного, перечня постановок и исполнителей, участвовавших в опере «Хованщина», видно, какой силой притяжения обладал спектакль, постоянно привлекавший широкий круг слушателей и выдающихся исполнителей.
Этот день в истории. 21 февраля
В зале Кононова (ныне там находится кинотеатр «Баррикада») силами членов Музыкально-драматического кружка впервые исполнена опера Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». Хованщина (в, Мариинский театр, 2012) – 295 просмотров, продолжительность: 3:19:36 мин., нравится: 1. Смотреть бесплатно видеоальбом Ирины Федоровой в социальной сети Мой Мир. Юлия Маточкина в "Хованщине" поет с 2015 года, когда после победы на конкурсе Чайковского была принята в состав оперной труппы Мариинского театра. Опера осталась неоконченной и завершена Н. А. Римским-Корсаковым. Первое представление состоялось 9 февраля 1886 года в Петербурге в Музыкально-драматическом кружке.
В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"
"Хованщина" была поставлена нью-йоркской Метрополитен-оперой только в 1950 году, хотя отрывки из нее были исполнены Метрополитен-оперой еще в 1919 году. "Хованщина" была поставлена нью-йоркской Метрополитен-оперой только в 1950 году, хотя отрывки из нее были исполнены Метрополитен-оперой еще в 1919 году. В 1872 году Мусоргский приступил к работе над монументальной народной музыкальной драмой «Хованщина».