Мария Капнист Мария Капнист. Мария происходила из древнего дворянского рода Капнистов – известных меценатов, потомков поэта и драматурга Василия Капниста. Мария Капнист: княгиня из лагеря. Лагеря отобрали у Мариэтты Капнист всё, кроме воли к жизни. В сентябре 2019 года Радислава Капнист приехала в Судак на презентацию книги воспоминаний Николая Дьяконова «Сад Эпикура», выпущенных музеем-заповедником «Судакская крепость».
110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист
В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей. мария капнист графиня из гулага. Все Капнисты достойно соответствовали девизу на своем родовом гербе: «В огне непоколебимые». Появилась на свет Мария Ростиславовна Капнист-Сирко 22 марта 1913 года в Петербурге в графской семье с греческими корнями.
Удивительная Мария Капнист – история графини из ГУЛага…
Владимир Иванович Капнист — внук известного в Украине и России драматурга, поэта, сатирика и общественно-политического деятеля В. Капниста 1758—1823 гг. Он, как его отец и дед, немало потрудился на благо Отечества и православия. В частности, благодаря его усилиям и трудам, а также стараниям его супруги в 1885 году в Козельщине был основан Рождество-Богородичный женский монастырь, которому и была передана родовая святыня семейства — икона, получившая сразу же огромную известность по всей Украине и России вследствие многих происходивших от нее исцелений. Кроме того, при монастыре были созданы культурно-просветительский и благотворительный центры, проводившие активную работу до самого момента своего закрытия и разорения безбожной властью. Козельщанская икона Божией Матери представляет собой образ итальянского письма неизвестного художника, время написания которого до сих пор не установлено.
Богоматерь изображена в поясном виде в хитоне, усыпанном звездочками, сидящей у стола с Богомладенцем на коленях, Который держит в руке крест. На столе стоит сосуд и лежит лжица, как бы в знамение того, что Пречистая Дева есть Чаша, черплющая радость и являющая собой неиссякаемый источник благодатных чудес. Согласно «Сказанию» об этом чудотворном образе, первоначально икона попала в Украину благодаря фрейлине императрицы Елизаветы, которая вышла замуж за запорожского войскового писаря Сиромаху. Надо заметить, что Козельщанская икона относится к числу образов, чудотворная сила которых была явлена сравнительно не так давно. Во всяком случае, до 1881 года никаких достоверных фактов об этом нет.
Зато после этой даты сохранились документы, письма, записи, свидетельствующие о ее исцеляющей силе. Что же произошло в 1881 году? У супругов Капнистов была несовершеннолетняя дочь Мария, очень резвая и активная девочка, которая внезапно заболела непонятным недугом, приведшим к искривлению и вывиху суставов, а затем к обездвиживанию. Лечение у разных докторов и прописанные процедуры ничего не дали. Отец девочки обратился к известному французскому профессору Шарко, и тот согласился осмотреть его дочь в Москве.
Накануне отъезда мать посоветовала дочери для благополучного исхода поездки помолиться перед иконой и почистить ее ризу. Горячая и искренняя молитва привела к полному выздоровлению девочки, которую все же повезли в Москву, но уже для освидетельствования по случаю исцеления. Записи из истории болезни Марии, подписанные профессорами Шарко и Склифосовским, подтверждают этот удивительный факт.
Дома она связала в одну длинную веревку простыни, скатерти, половики и спустилась по ней из окна со своего третьего этажа. Обойдя дом, она как ни в чем не бывало вновь вошла в подъезд. Старухи оцепенели и еще долго не могли прийти в себя.
Сама же Мария Ростиславовна любила называть себя Бабой Ягой. Она так и подписывала открытки и письма своим друзьям и близким: «Баба Яга. Многие считали ее женщиной «не от мира сего». За необычную внешность, за странность в поведении, за манеру одеваться. Капнист, действительно, была ни на кого не похожей. Она воспринимала мир по-своему и любила его по-своему.
В ее огромной измотанной душе могло найтись место для каждого, однако не все это хотели понять. Кто-то ее боялся, кто-то боготворил. Но мало кто знал, что в далеких и страшных шахтах Караганды она не задумываясь бросилась под вагонетку, чтобы спасти жизнь тридцати восьми каторжникам, а потом два года была прикована к постели. Или другой случай: Мария Ростиславовна, рискуя быть наказанной, пробиралась в мужской лагерь и ухаживала за умирающим товарищем — писателем Даниилом Фибихом. Вернувшись домой, Капнист прежде всего вспомнила, что она женщина. Она страстно следила за модой, ухаживала за своей внешностью.
Но что забавно, на рубеже 60—70-х годов она окончательно выбрала себе имидж и не изменяла ему до конца дней: ей по душе пришлась длинная, свободная одежда. Воздушные пестрые юбки и сарафаны, яркие платки и неизменные букетики цветов — этим она еще больше восхищала одних и раздражала других. Дом Марии Ростиславовны всегда был полон. У нее собирались люди самых разных профессий и возрастов. Человек с богатым чувством юмора, она с удовольствием рассказывала даже о своих злоключениях. Однажды, будучи в киноэкспедиции в Душанбе, она шла по ночному городу и неожиданно почуяла дурманящий аромат местных цветов, доносящийся из-за высокого забора.
Актриса полезла на ограду, но не удержалась и сорвалась прямо на середину клумбы. Из глубины двора на нее с лаем кинулась собака. С ней Мария Ростиславовна быстро нашла общий язык, но вот появился и хозяин дома. В саду было темно, поэтому он не мог разглядеть виновницу переполоха. А Капнист тем временем тоненьким голосом школярки оправдывалась: «Вы меня не ругайте! У вас такие чудные цветы, и я не удержалась!
Всего-то три веточки сорвала... И, положив руку на тонкую талию актрисы, произнес: «Дэвушка, вы такой хорошая... Дэвушка, будтэ мой седмой жэна!.. Развернул сей «падишах» свою «наложницу» к себе лицом и упал в обморок. А историю про другого «жениха» Марии Ростиславовны любила рассказывать Рада. Это было в Крыму, где они вдвоем проводили отпуск.
Как-то раз мама уговорила дочку поплавать в море ночью. Пришли на пляж. Мария Ростиславовна разделась и поплыла, а Рада осталась дожидаться ее на берегу. Вдруг откуда ни возьмись появился паренек, видимо, увидевший издалека, как стройная женщина заходила в воду. Он решил догнать ночную купальщицу. Я хочу с вами познакомиться поближе!
А тот не унимался: «Девушка, вы такая прекрасная, давайте встретимся... Мария Ростиславовна доплыла до песка и повернулась к настырному ухажеру: «Ну, теперь давай знакомиться». Луна осветила ее немолодое лицо, и парень кинулся обратно в воду с криком: «У-у, ведьма-а-а! Мария Капнист любила свою профессию фанатично. Когда ей предложили перейти на пенсию, ее возмущению не было предела: «Вы что? Я не могу без своей работы!
Она так долго была отнята от меня! Съемки шли в Исфаре при жаре в 50 градусов, и Капнист была единственной, кто не впадал в отчаяние и неутомимо трудился. В комедии «Шанс» незабываема великосветская дама Милица Федоровна — та самая персидская княжна, которую бросил Стенька Разин «в набежавшую волну». Эту роль она делила с юной красавицей Д. Под конец восьмидесятых Марию Ростиславовну было практически невозможно застать дома. Она снималась в самых разных уголках страны: «Прощай, шпана Замоскворецкая», «История одной бильярдной команды», «Искусство жить в Одессе», «Ведьма», «Белые одежды»...
Был создан даже документальный фильм «Три песни Марии Капнист», посвященный ее жизни и творчеству. Ее обожали земляки. Подходили на улицах, дарили цветы, говорили добрые слова. Она была частой гостьей в своем родовом имении — в Обуховке, где похоронен Василий Васильевич Капнист. Нередко выступала перед инвалидами и ветеранами, опекала бедных и нищих прихожан церквей, в которые постоянно ходила. А главное — она добилась возвращения Украине имени одного из своих славных предков — В.
Было широко отмечено его 230-летие, изданы произведения поэта и даже включены в школьную программу. Правда, памятник ему так и не поставили. Энергии и неугомонности этой немолодой женщины можно было позавидовать. Не сиделось ей дома и в тот теплый октябрьский вечер 1993 года, когда Мария Ростиславовна зашла в Дом кино и, не обнаружив в программе никакого фильма, отправилась на киностудию. Обойдя все коридоры, поговорив с коллегами и работниками студии, она собрала букет опавших осенних листьев и, напевая под нос песенку, пошла домой. Было уже темно, и Мария Ростиславовна не сразу заметила выскочившую из-за поворота машину...
Когда-то, еще в карагандинском лагере, Марии Капнист приснился сон, будто вышла она на дорогу, на которой лежит мешок с зерном, а вокруг стоят люди и не знают, что с ним делать. Подобрала она мешок, взвалила его на плечи и раздала зерно людям. Подумалось ей тогда, что сон этот вещий, что творить добро — это высшее предназначение на земле. В этом смысл жизни, в этом спасение. Много лет прошло, но сколько людей помнят доброту необыкновенной женщины. И хотя жизнь дала мне немало трудных испытаний — не жалуюсь на свою судьбу.
Давать силу другим — вот наибольшая радость жития. Будьте добрыми. Помните, что наилучшее дело на земле — творить добро».
Эксклюзив со Звездами » Мария Капнист и ее таинственная наследница: Рада Капнист - звезда легендарного фотографического клана Мария Капнист и ее таинственная наследница: Рада Капнист - звезда легендарного фотографического клана Погрузитесь в мир Рады Капнист, яркой звезды семьи Капнист, которая продолжает восхищать мир своими фотографиями и уникальным видением искусства. Узнайте историю ее семьи, откройте для себя ее богатый творческий потенциал и уникальный подход к фотографии. Мария из рода Капнист Выдающиеся харьковчанки: Мария Капнист Фотография - это не только снимок реальности, но и возможность увидеть мир сквозь глаза художника.
Но Мария Ростиславовна мужественно выдержала все испытания. А освободившись, нашла в себе силы заняться делом, о котором мечтала с юности — стала актрисой. Ее отец граф Ростислав Капнист был потомком древнего греческого рода Капниссисов — знатного и богатого. Все Капнисты отличались небывалым мужеством, стойкостью духа и патриотизмом. Из всех выдающихся предков, наиболее близким по духу Мариэтте был ее прадед — известный русский и украинский поэт и драматург Василий Капнист. Актриса очень любила его поэзию и многие стихотворения знала наизусть. Одним из ее пращуров был легендарный кошевой атаман Иван Серко — человек уникальных военных дарований. По сохранившимся сведениям, запорожское войско под его предводительством участвовало в 200 сражениях и ни разу не потерпело поражения. Недаром турки прозвали атамана Серко «урус-шайтаном» — русским чертом. Первым наставником Мариэтты по актерскому мастерству стал Федор Шаляпин Раннее детство Мариэтты по-домашнему Миры прошло в семейном особняке Капнистов на Английской набережной в Санкт-Петербурге. По воспоминаниям актрисы, у них в доме бывали многие известные люди — Есенин, Маяковский, Айседора Дункан. Но самым частым гостем был знаменитый певец Федор Шаляпин. Вместе с мамой девочки он организовал домашний театр и стал первым наставником Мариэтты по вокалу и актерскому мастерству. Но в 1917 году семейному счастью пришел конец. После Октябрьской революции семейство Капнистов вынуждено было бежать из Петербурга в Крым. Но вскоре новая власть добралась и сюда. В 1921 году их поместье в Судаке разрушили, а отца Миры, графа Ростислава Капниста расстреляли. Графине Анастасии и Мариэтте чудом удалось избежать той же участи — они сумели скрыться, переодевшись в татарскую одежду. Узнав о дворянском происхождении, девушку выгнали из института Только в 1929 году Мариэтта с мамой снова оказались в Петербурге, который теперь уже назывался Ленинградом. Верная своей детской мечте стать актрисой, Мира поступила в студию при драматическом театре, а позже в Театральный институт имени А. Все педагоги без исключения прочили ей большое будущее. Во время учебы Мира всерьез увлеклась творчеством Максима Горького. Особенно ей нравился его рассказ «Макар Чудра». Героиня рассказа, гордая и свободолюбивая красавица-цыганка Рада полюбилась девушке, и она надеялась, что когда-нибудь сыграет ее на сцене. Казалось бы, судьба наконец-то оказалась благосклонной к Мариэтте. Но не тут-то было. В 1930 году умерла ее мама. А еще через три года, узнав о дворянском происхождении девушки, ее выгнали из института и запретили жить в Ленинграде. Капнист вынуждена была перебраться в Киев. Закончив финансовый техникум, она устроилась работать бухгалтером. Довженко Мариэтта называла себя итальянкой В молодости Мариэтта Капнист была настоящей красавицей — стройная, утонченная, с аристократическим лицом и пышными иссиня-черными кудрями. Непонятно почему, девушка вдруг стала называть себя итальянкой. И, кто бы мог подумать, что эта невинная шалость сыграет в ее судьбе роковую роль. Благодаря доброжелателям «итальянку» взяли на заметку в компетентных органах.
Мария Капнист: дворянское происхождение, сталинские лагеря и возрождение после 45 лет
Следовательно, он подходит для первого раза. Если у вас именно такая ситуация, то для активации используйте следующую инструкцию: Обязательно отключаем антивирус на время работы с KMSAuto. Выбираем, что именно нужно активировать. Подтверждаем и дожидаемся конца процесса. После успешной активации перезагружаем ПК и пользуемся бесплатным лицензионным ОС и софтом.
В случае если во время автоматической активации выбивает ошибку — следует использовать ручной метод. Ручная активация Ручная активация — это более универсальный и точный способ получить лицензию. Активировать версию Windows после установки каких-либо обновлений или после предыдущих активаций можно только таким методом. Выбрать, что именно требуется активировать в вашем конкретном случае.
Сгенерировать ключ и скопировать его в буфер обмена. На предпоследнем этапе нужно установить планировщик активации. Перезагрузить компьютер после завершения операции. Причины ошибки активации К сожалению, при активации операционной системы Windows или пакета офисных программ Microsoft Office, случаются ошибки, которые мешают получить бесплатную лицензию.
К счастью, все ошибки решаемы, а пока рассмотрим основные причины, почему у юзеров ничего не выходит, а как это решить: Старая версия KMSAuto — нужно всегда использовать последнюю версию программы, так как и к ОС, а также к софту постоянно выходят обновления. KMSAuto не подходит к определенной системе.
Слушатели познакомились с невероятной судьбой талантливой актрисы, рассказ ведущей сопровождался показом мультимедийной презентацией «Мария Капнист. Тяжкая и неповторимая судьба». А в заключение мероприятия библиотекарь познакомила с новой книгой, пополнившей библиотечный фонд — «Мария из рода Капнист. Мозаика жизни».
В свои 44 Капнист выглядела на все 70. Новый поворот в её жизни настал в 1958-м.
Как-то она стояла рядом с киностудией им. Пробегавший мимо режиссёр Юрий Лысенко увидел для себя колоритную актрису. Услышав, что нигде, потащил её на съёмочную площадку.
Старорежимный говор и аристократические манеры Капнист стали впоследствии находкой для многих кинорежиссёров. Она редко играла главные роли, но каждая работа с её участием была шедевральной: "Война и мир", "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Руслан и Людмила", "Новые приключения янки при дворе короля Артура". По злой иронии судьбы актриса скончалась у киностудии, которая ей однажды подарила второй шанс на жизнь, - в переходе Капнист сбила машина.
Педагоги ее хвалили, она начала появляться на сцене. Однако затем всплыла информация о дворянском происхождении Марии. Этого оказалось достаточно, чтобы исключить талантливую девушку из вуза, о сцене ей теперь можно было забыть. Даже просто находиться в Ленинграде Капнистам запретили. К тому же в 1934 году не стало Сергея Кирова, который был другом семьи и мог хоть иногда заступиться. Пару лет молодой женщине пришлось скитаться по огромной стране.
Какое-то время она трудилась бухгалтером в Киеве, затем перебралась в Батуми. Однако в 1941-м о Марии снова вспомнили. Ее арестовали как «неблагонадежную» снова-таки из-за дворянского происхождения. В 1949-м она в тюремной больнице родила дочку Радиславу. К слову, вскоре после этого отец девочки, польский инженер Ян Волконский, был расстрелян. А 2-летнюю Радиславу забрали у матери и отдали в детдом.
Саму же Марию вскоре после освобождения арестовали повторно. За якобы антисоветскую агитацию ее приговорили еще к десяти годам заключения. Однако в 1956 году благодаря Анастасу Микояну многострадальная Мария Капнист всё же оказалась на свободе. Но кто вернет полтора десятилетия жизни, проведенные в тюрьмах и лагерях на самых тяжелых работах — лесоповал, шахты, лепка и обжигание кирпича? Отметим, что даже в тюремных условиях Мария находила силы для творчества, чтобы ставить спектакли для заключенных.
Неисчерпаемый источник чудесных исцелений: о Козельщанской иконе Божией Матери
Так начинается новая жизнь заслуженной артистки Марии Капнист. Какие тайны она оставила в прошлом? Об этом сегодня в документальном цикле "Частная история". Ну а профессиональную оценку творчества Марии Капнист дал получасовой фильм из серии «Человек в кадре», показанный в завершение встречи. Мария (Мира) Ростиславовна КАПНИСТ (Капнист-Серко). Заслуженная артистка Украины Мария Капнист погибла под колесами автомобиля в 1993 году. Мария Капнист: княгиня из лагеря. Лагеря отобрали у Мариэтты Капнист всё, кроме воли к жизни. биография, новости, личная жизнь, фото. Всё про советскую и украинскую актрису Марию Капнист.
Мария Ростиславовна Капнист
передает пресс-служба библиотеки. биография, новости, личная жизнь, фото. Всё про советскую и украинскую актрису Марию Капнист. Полная реабилитация Марии Капнист состоялась в 1958 году. 25 октября 1993, Киев) - украинская актриса.
Спасение от расстрела
- Мария из рода Капнист: мозаика жизни
- Графиня из ГУЛАГа Мария Капнист: 15 лет лагерей красавицу-дворянку превратили в старуху
- Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»…
- Голубая кровь: графиня Капнист , пройдя через ужасы лагерей и репрессий...
- Мария Капнист Графиня рудников
Мария Капнист - биография, новости, личная жизнь
Мария назвала дочку Радой — в честь гордой цыганки из повести Горького. Малышка отправилась в лагерный садик, где попалась под тяжёлую руку воспитательницы-садистки. Увидев, как та обращается с её дочерью, Мария кинулась на обидчицу с кулаками — и получила ещё десять лет лагерей. Маленькую Раду отправили в детский дом. Когда в 1958 году Марию Капнист освободили, выглядела она ужасно, хотя ей было всего сорок четыре — тёмная от руды кожа, морщины, обвисшее лицо, выбитые зубы. Лагеря не пощадили её красоту. У Марии был преданный друг по имени Георгий, которого она знала с детства. Он единственный пришёл встречать её из ссылки. Ходил по перрону с букетом цветов. Несколько раз искоса взглянул на одинокую старуху, явно ждавшую кого-то. Наконец, когда все разошлись, подошёл к ней и, протянув цветы, сказал: — Возьмите!
Я не встретил, кого ждал. И вас тоже не встретили. И уходить хотел. Но Мария чуть слышно прошептала: — Юл, Юл… Так она звала его в детстве. И не помня себя от отчаяния, побежала по платформе.
Мучила всех жажда. Запомнилась казашка, которая вышла с кувшином воды. Ей разрешили напоить самых слабых. Жезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью... Нестерпимо болели руки и нога. Я была бригадиром. Однажды утром выписывала в конторе наряд и встретилась с конвоиром-казахом из карагандинского лагеря. Как же он воскрес? Ведь там, когда он выстрелил прямо в лицо той, которая отказалась стать его наложницей, мы сами скрутили его и живого засыпали песком... Узнав меня, ехидно усмехнулся и тут же начал страшно бить. Меня спасало, что мой друг Георгий Евгеньевич присылал посылки. Их появление было дивом, волшебной соломинкой жизни. Куда я ни попадала, как вездесущий дух он находил меня: объявлялся письмами, посылками. Каким чудом были эти посылки! Сколько было за эти годы ужасного, тяжелого... Но были и встречи, осветившие душу на всю жизнь. Отец, поляк Ян Волконский, впоследствии был расстрелян. В лагере в пустыне Жезказгана на работах в угольных рудниках беременную Марию Капнист с утра опускали в бочках на 60 метров вниз и лишь вечером поднимали наверх. С рождением Рады у Марии появился новый смысл жизни. Имя девочке Мария дала в честь героини рассказа Горького «Макар Чудра». Только начавшую ходить дочку отправили в лагерный детсад. Вскоре мать увидела на нежной коже ребёнка синяки и ссадины. Однажды, оставив Раду в саду, она не ушла, а затаилась за дверью. В щёлочку увидела ужасную картину: воспитательница со словами о том, что выбьет из неё врага народа, принялась изо всех сил трепать малышку за щеку и награждать оплеухами.
Но силы для жизни давали весточки от любимого друга, а потом и мысли о дочери. С Георгием Холодовским Мария была знакома с детства. Встретившись в Петербурге в юношеском возрасте, они почувствовали глубокую взаимную приязнь. Но счастье зародившейся любви было коротким. Марию арестовали. Он разыскал её. Мария поняла это, когда в место первого пребывания стали приходить письма и посылки. Георгий тяжело пережил известие о рождении у неё в лагере ребёнка, но не перестал помогать. Его бесценные послания находили её в любом месте. Их чувства после освобождения Марии остались также глубоки. Но она не смогла пережить потрясение: после долгой разлуки Холодовский пришёл на вокзал с цветами встречать Марию, но в измученной старухе, морщинистой, исхудавшей, не смог узнать ту, которую так долго ждал и продолжать любить.
А у нас был такой круглый стол. И вот я помню стакан — вдруг сам разбился на мелкие кусочки, как будто кто-то его ударил. Поздно вечером папа вернулся, но на следующий день его забрали… Ростислава Ростиславовича расстреляли зимой 21-го года. Не выдержав смерти отца, умерла его старшая дочь Лиза. Сыновьям Андрею и Георгию пришлось скрываться. На глазах Марии убили ее тетю. Один из «палачей» указал своему напарнику на девочку: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее! У вас нет приказа! В 16 лет Мария Капнист попала в Ленинград. Там она поступила в театральную студию Юрьева, а после ее закрытия уехала в Киев. Там вышла замуж и стала заниматься на финансовом факультете Института народного хозяйства. Учиться на финансиста было скучно, и Капнист вновь вернулась в Ленинград и пришла в театральный институт. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Там же, в Ленинграде, состоялись две знаменательные для нее встречи. Первая — с другом детства Георгием Холодовским, женихом ее покойной сестры Лизы. Еле узнал он в стройной красавице с косами до пят ту маленькую озорницу Мирочку, докучавшую влюбленной паре своими выходками. Начинающая актриса и молодой инженер-энергетик стали неразлучны и вскоре полюбили друг друга. Тогда же произошла вторая встреча — с Сергеем Мироновичем Кировым, которого обожала вся молодежь Ленинграда, и Мария в том числе. Киров прекрасно знал семью Капнистов и, встретившись с ее младшей представительницей, стал расспрашивать обо всех. Мария поведала ему о своих несчастьях, чем вызвала страшное негодование с его стороны. Он пообещал разобраться в этой истории и помочь молодым влюбленным во всех бытовых и прочих вопросах. А потом Кирова убили, и вновь началась страшная чистка. Среди «неблагонадежных элементов» оказалась и Мария Капнист. Так и не дали ей толком доучиться. Судьба кидала ее из Ленинграда в Киев, из Киева — в Батуми... Работать ей приходилось бухгалтером, хотя Мария Ростиславовна не оставляла занятий музыкой и театром. Стройная, красивая, эксцентричная, она называла себя Итальянкой. Итальянку пометили, и в начале 1941 года «за антисоветскую пропаганду и агитацию» дали 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Могла ли она тогда подумать, что это только начало? Этапы, этапы... Многое пришлось пережить хрупкой молодой женщине. Ей обрезали чудные косы, выбили зубы — «чтоб не кусалась». В Карлаге заключенные делали саманные кирпичи — это была изнурительная работа в невыносимой жаре. А тут еще одна беда: пометил Марию начальник лагеря Шалва Джапаридзе. Вызвал как-то к себе и попытался повалить на кровать. Мария что было сил вдарила ему ногой в пах и выскочила вон. Натолкнулась на охранника из лагерных: «Кажется, я Шалву убила... Но Шалва выжил и приказал кинуть строптивую девчонку в мужской лагерь к уголовникам. А те могли делать, что им вздумается — они не несли наказаний. Мария затаилась в углу, ждет. К ней вразвалочку подошел старший. И откуда силы взялись? Закричала: «Черви вонючие! Чем вы тут занимаетесь? Война идет, на фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь! Были бы у меня пули... Ты не признаешь меня? Эта неожиданная встреча спасла ей жизнь, однако на другой день Марию жестоко избили конвоиры. Вскоре Капнист переправили в Джезказган на добычу угля. На заре каторжан опускали в шахту, а поднимали глубокой ночью. В лагерях, как известно, перебывало немало артистов, режиссеров, писателей. Они ставили спектакли, чем хоть как-то поддерживали дух и силы товарищей по несчастью. Да и сами держались. Поздними вечерами разыгрывала перед каторжанками пьесы, рассказывала романы, сказки, жизненные истории. Косы мои уже отрезали… Я уже хорошо знала цену ночным допросам, когда тебя или ослепляют и обжигают сверкающе-яркой лампой, или бросают в ледяную ванну. Знала, что бывает, когда тебя заприметит начальство… В женских лагерях были свои законы, может быть, ужаснее, чем в мужских. В Карлаге я познакомилась с Анной Васильевной Темировой, невысокого роста, необычайно красивой женщиной — корнями из терских казаков. Мы подружились, и тогда я узнала, что она — жена Колчака. К моменту нашей встречи Темирова отсидела почти 18 лет. Анна была натура артистическая — лепила, рисовала. Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли. Женщины нас благодарили, и мы были благодарны всем, ибо это нас морально поддерживало. Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук за день наловчились делать. Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо. Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин. Я пошла… Когда он попытался меня схватить, ударила его от страха и ненависти… И Шалва решил отомстить. Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду. Подходит вразвалку старший. И где у меня силы взялись. Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Между ними началась свалка, конвоиры пришли, забрали меня. Лежу на нарах, думаю в отчаянии: не выживу. И приснился мне сон, помню до сих пор: лежит мешок с зерном на дороге, а люди смотрят на него и не знают, как взять. Не пойму, как очутилась возле мешка, подняла его и закинула на спину. И для меня он показался легким, как пух. Раздала людям пшеницу… На душе стало легко, светло. Проснулась и поняла: сон вещий. Делай людям добро и станешь всесильной. С тех пор стараюсь так делать... Этапы, пересылки, лагеря. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган. Палящее солнце. Сильный ветер с песком… Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда. Запомнилась казашка, которая вышла с кувшином воды. Ей разрешили напоить самых слабых. Джезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью… Нестерпимо болели руки и нога. Я была бригадиром. Однажды утром выписывала в конторе наряд и встретилась с конвоиром-казахом из карагандинского лагеря. Как же он воскрес? Ведь там, когда он выстрелил прямо в лицо той, которая отказалась стать его наложницей, мы сами скрутили его и живого засыпали песком… Узнав меня, ехидно усмехнулся и тут же начал страшно бить. Меня спасало, что мой друг Георгий Евгеньевич присылал посылки. Их появление было дивом, волшебной соломинкой жизни. Куда я ни попадала, как вездесущий дух он находил меня: объявлялся письмами, посылками. Каким чудом были эти посылки! Сколько было за эти годы ужасного, тяжелого… Но были и встречи, осветившие душу на всю жизнь. Надежда Ивановна Тимофеева, старая большевичка, из Ленинградского обкома партии. Участвовала в революции, встречалась с Лениным. Как убежденно она говорила, что все это скоро кончится, партия вскроет истинных виновников зла! А забрали ее тоже вскоре после убийства Кирова. В лагере держалась гордо и достойно. И за это ее особенно ненавидело лагерное начальство и уголовники. Гляжу — исхудала, не выживет. Как же помочь? Умолила одного проверяющего из Ленинграда перевести мою Надежду в зону поселенцев. В ту же неделю ей разрешено было по лесу пройтись. Надежда Ивановна пошла и не вернулась, нашли ее мертвой. Так погибла замечательная женщина. А сколько их бесследно исчезло в пропасти лагерей… Еще одно знакомство — с Даниилом Фибихом, писателем, тоже ленинградцем.
Мария Капнист - биография, новости, личная жизнь
Лишь спустя несколько лет, уже сама став матерью, Рада во всем разобралась и привязалась к ней уже навсегда. В марте 53-го умер Сталин. Всех выстроили на лагерном плацу и сообщили эту «скорбную» весть. Кто-то плакал, кто-то кричал, стонал, падал в обморок. Мария Капнист танцевала вальс. Слава Богу, решили, что она сошла с ума. Отпустили, конечно, не всех.
Капнист назвали фашисткой и оставили еще на неопределенный срок. И вот, наконец, 1958 год. Актриса едет в Москву на встречу со своим другом Георгием Евгеньевичем. В вагоне ей предложили принять душ. Зайдя в туалетную комнату, она увидела пожилую женщину с короткой стрижкой и чрезвычайно морщинистым лицом. Выскочив в коридор, она позвала охранника: «Там какая-то бабуся моется!
Тут Мария Ростиславовна догадалась, что видела в зеркале свое отражение... Это было страшное открытие. Каторжанам не разрешалось пользоваться зеркалами. Капнист чувствовала, что сильно похудела, знала, что постарела. Но не до такой же степени! На перрон она вышла первой, в старой телогрейке, стоптанных башмаках, с узелком в руках.
Она сразу увидела Георгия — годы не изменили его, высокого, красивого. Он стоял с букетом цветов и вглядывался в выходящих из вагона пассажиров. Пару раз кинул взгляд и на нее... Когда на перроне их осталось двое, он сказал: «Вас не встретили, и я не встретил». И пошел. У Марии подкосились ноги, пересохло во рту.
Ах, если бы не увидела она себя в этом поганом зеркале, может, и посмелее была бы! Все-таки, найдя в себе силы, она кинулась за ним и закричала: «Юл, Юл!... Обернувшись и вглядевшись в ее полные слез глаза, он отшатнулся. Ужас, боль, страдание — все разом отразилось в его облике. Что они с тобой сделали! А она побежала прочь, не разбирая дороги.
Догнав ее, Георгий услышал: «Спасибо за ту правду, которую я увидела на твоем лице». Мария Ростиславовна уехала в Киев. С Георгием Евгеньевичем они дружили всю оставшуюся жизнь, ездили друг к другу в гости. Он не раз предлагал ей пожениться, но она не могла забыть той встречи на вокзале и не могла позволить себе сделать несчастным любимого человека. В Киеве Мария Капнист ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Работала дворником, массажистом.
Приходила на киностудию, бродила по павильонам. И однажды встретилась с молодым режиссером Юрием Лысенко. Он предложил ей роль Игуменьи в картине «Таврия». Поначалу актрисе было несколько жутковато — впервые она стояла перед камерой, а потом дела пошли на лад. Она оказалась довольно покладистой актрисой с оригинальными и внешними, и внутренними данными. На нее обратили внимание многие режиссеры Киностудии имени Довженко, приняли в свой штат, а Союз писателей выдал Марии Ростиславовне как потомку выдающегося писателя В.
Капниста путевку в Дом творчества «Коктебель» на Черном море. Там актриса окрепла, отдохнула, подлечилась и начала активно сниматься в кино. Мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой. Не сохранилось даже фотографий из ее юности. Зато она принесла в наш кинематограф свою светлую, мудрую, добрую душу, свой таинственный, выразительный облик. Пусть это были роли небольшие, но все же незабываемые.
Трудно себе представить другую актрису в этом хитром и страшном образе. А ей приходилось работать не только с коллегами, но и с животными. В частности — с огромным тигром. Мария Ростиславовна не побоялась с ним «познакомиться», войти в клетку. После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, пресекать хамство и хулиганство. Те годы выбили из нее напрочь страх и слезы.
Она даже разучилась плакать. О роли Наины Капнист, заполняя присланную ей Госфильмофондом анкету, писала так: «В образе этой страшной колдуньи я была утверждена безоговорочно, после десяти проб народных актрис. Чтобы оправдать доверие, надо было вселить в себя этот образ. В каждую клетку нерва, кровеносного сосуда, разума. Чтобы поразить современного зрителя. Даже маленький зритель нашей эпохи очень взыскателен, приучен к телевизору и киноэкрану».
Александр Птушко хотел и дальше снимать Марию Капнист во всех своих фильмах, но вскоре после премьеры «Руслана и Людмилы» умер. Зато образ ведьмы надолго «прилип» к образу самой актрисы. Как-то, направляясь к своему подъезду мимо лавочки, на которой всегда собирались местные старухи-сплетницы, она услышала вслед: «Ведьма, ведьма... Дома она связала в одну длинную веревку простыни, скатерти, половики и спустилась по ней из окна со своего третьего этажа. Обойдя дом, она как ни в чем не бывало вновь вошла в подъезд. Старухи оцепенели и еще долго не могли прийти в себя.
Сама же Мария Ростиславовна любила называть себя Бабой Ягой. Она так и подписывала открытки и письма своим друзьям и близким: «Баба Яга. Многие считали ее женщиной «не от мира сего». За необычную внешность, за странность в поведении, за манеру одеваться. Капнист, действительно, была ни на кого не похожей.
Узнав о дворянском происхождении, девушку выгнали из института Только в 1929 году Мариэтта с мамой снова оказались в Петербурге, который теперь уже назывался Ленинградом.
Верная своей детской мечте стать актрисой, Мира поступила в студию при драматическом театре, а позже в Театральный институт имени А. Все педагоги без исключения прочили ей большое будущее. Во время учебы Мира всерьез увлеклась творчеством Максима Горького. Особенно ей нравился его рассказ «Макар Чудра». Героиня рассказа, гордая и свободолюбивая красавица-цыганка Рада полюбилась девушке, и она надеялась, что когда-нибудь сыграет ее на сцене. Казалось бы, судьба наконец-то оказалась благосклонной к Мариэтте.
Но не тут-то было. В 1930 году умерла ее мама. А еще через три года, узнав о дворянском происхождении девушки, ее выгнали из института и запретили жить в Ленинграде. Капнист вынуждена была перебраться в Киев. Закончив финансовый техникум, она устроилась работать бухгалтером. Довженко Мариэтта называла себя итальянкой В молодости Мариэтта Капнист была настоящей красавицей — стройная, утонченная, с аристократическим лицом и пышными иссиня-черными кудрями.
Непонятно почему, девушка вдруг стала называть себя итальянкой. И, кто бы мог подумать, что эта невинная шалость сыграет в ее судьбе роковую роль. Благодаря доброжелателям «итальянку» взяли на заметку в компетентных органах. Позже прибавили к этому ее благородное происхождение. Этого было более, чем достаточно, чтобы обвинить Капнист в «антисоветской пропаганде», что и было сделано в августе 1941 года. А следом приговор — 8 лет исправительно-трудовых лагерей.
Чтобы избавиться от мужских приставаний, Мариэтта втирала в лицо угольную пыль Поначалу Мариэтту направили в Казахстан, в Карлаг. Здесь ей сразу же отрезали ее чудесные косы и выбили зубы чтобы не кусалась. Работать приходилось с утра до вечера под палящими лучами солнца — заключенные делали саман: кирпичи из глины и соломы. Вскоре пришла еще одна беда — на Миру «положил глаз» начальник лагеря. Однажды он зазвал девушку в свою каморку и попытался повалить ее на кровать. Но Мариэтта сумела вывернуться и со всей силы ударила насильника ногой в пах.
За что и была наказана — ее жестоко избили и перевели работать на добычу угля. Еще до восхода солнца каторжан опускали в шахту, а поднимали только поздно вечером. Работать Мире приходилось наравне с мужчинами. К концу смены она с трудом могла разогнуть спину, а руки и ноги не переставали болеть даже ночью. Чтобы снова не стать предметом вожделения какого-нибудь надзирателя, Мариэтта придумала разыгрывать из себя полусумасшедшую. А для пущей верности стала втирать в лицо угольную пыль.
Очень надеялась, что на чумазую «дурочку» не обратят внимания. Однажды в степи начался страшный пожар и Мира оказалась в самом его центре. Девушка готовилась сгореть заживо, но неожиданно сквозь огонь прорвался всадник, бросил ее в седло и вынес из пламени.
Глава семейства владел плантациями виноградников в Крыму, а прибыль получал от виноделия.
Семья проживала в фамильном особняке на Английской набережной в Петербурге. Последний даже организовал в их гостиной домашний театр, став наставником девочки по вокалу и актерскому делу. Ни Мария, ни остальные дети Капнистов ни в чём не знали нужды. Пока не наступила Октябрьская революция.
Семья вынуждена была бежать в Крым и поселиться в Судаке. Однако преследователи добрались и туда. В начале 20-х дом графа разрушили, а его самого расстреляли. Матери с 7-летней Мари удалось спастись лишь благодаря добрым людям, предоставившим им временное убежище.
Восемь лет они скитались и голодали, и только в 1929 году смогли вернуться в родной город. Через год сердце измученной болезнями и тяжелым бытом Анастасии Дмитриевны не выдержало. А еще через пять в театральном институте, куда Мари поступила и успешно училась, узнали о дворянском происхождении студентки. Девушку отчислили и выслали из Ленинграда, вынудив ее переехать в Киев.
Какие-то люди посоветовали ей поступить в финансовый техникум: на время учебы заведение обеспечивало студентов общежитием. После его окончания Мариэтта устроилась бухгалтером, а затем судьба занесла ее в Батуми. Глоток воздуха и снова трагедия Однажды в разговоре с коллегами девушка в шутку назвала себя иностранкой. Разве могла она знать тогда, что одно неосторожно брошенное слово обернется для нее целой трагедией.
Мариэтту вызвали на допрос. Здесь и всплыло ее дворянское происхождение и расстрелянный большевиками отец. Мари осудили по обвинению в шпионаже и отправили на 8 лет в исправительно-трудовой лагерь в Казахстан, бросив на самые тяжелые работы. В знойных степях Караганды девушка добывала уголь: утром ее и других каторжниц опускали в шахту, вечером поднимали наверх.
В тот же год скончалась Елизавета, в 1926 году умер Василий, а Андрей после казни отца был вывезен в эмиграцию и его дальнейшая судьба осталась неизвестной. Вскоре их дом в Судаке был разрушен, и оставшимся в живых членам семьи пришлось скрываться. Крымские татары , чтившие память графа Капниста, помогли её матери и ей бежать из Судака в их национальной одежде. В 16 лет Капнист попала в Ленинград , где год спустя была принята в Театральную студию Юрия Юрьева при Ленинградском драматическом театре имени А.
Пушкина , а после её закрытия — в Ленинградский театральный институт имени А. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Но уже в 1934 году по причине дворянского происхождения Капнист была исключена из института с запретом жить в Ленинграде. Окончила Киевский финансово-экономический техникум.
Работала бухгалтером в Киеве , затем в Батуми. Первый срок отбывала в Карлаге в одном бараке с Анной Тимирёвой , с которой дружила до конца её жизни. Затем, до 1950 года в Степлаге , где работала вместе с Татьяной Окуневской.
Тяжелая судьба Мариэтты Капнист. Графиня из ГУЛага
Неосторожная шутка довела до тюрьмы: за что поплатилась актриса Мария Капнист | В возрасте 79 лет Марию Капнист сбила машина, когда она переходила одну из самых оживленных дорог Киева – проспект Победы, прямо у киностудии им. Довженко. |
Мария Капнист: судьба главной киноведьмы СССР :: Ростов-на-Дону :: RusNews | В возрасте 79 лет Марию Капнист сбила машина, когда она переходила одну из самых оживленных дорог Киева – проспект Победы, прямо у киностудии им. Довженко. |
Мария Капнист
Мельпомена и ГУЛАГ: Мария Капнист | от польского князя Яна Волконского. |
Мария Капнист | Полная реабилитация Марии Капнист состоялась в 1958 году. |
Голубая кровь
Музей-заповедник «Судакская крепость» | Новости | В семьдесят пять Мария Капнист стала заслуженной артисткой Советского Союза. |
Мария Капнист | Мария Капнист – биография актрисы и как выглядят ее дочь. Родители Марии были потомственные дворяне. После революции отца девочки взяли под арест, а их усадьбу снесли. |
KMSAuto Net – активатор Windows 7, 10, 11 скачать официальную версию | Одна из многих страстотерпиц ХХ века, Мария Капнист, никогда не роптала на судьбу, её чистая вера, её сердечная любовь к Богу сами страдания её исполнили света. |
Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»… | Мария Капнист прошла через жестокие испытания и выстояла, не посрамив своих замечательных предков. Bookmark the permalink. |