Русская православная церковь объявила о полном прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Русский приход Майами перешел в Константинопольский патриархат. В приходе объяснили решение проблемами из-за "массированной кампании" против настоятеля. На Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви одобрен насчитывающий почти 40 страниц документ «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей».
РПЦ разрывает общение с Константинопольским патриархатом
Константинопольская православная церковь. Константинопольский Патриархат на карте мира. Русская православная Церковь Зарубежом прекращает евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Самые последние новости и подробности. В РПЦ “Ъ” сообщили, что «Константинопольский патриархат незаконно узурпировал это право» и что «подобные решения противоречат православному учению о Церкви».
Константинопольский Патриархат: история и положение в современном мире
Документ был подписан папой римским Евгением IV, византийским императором Иоанном VIII Палеологом и 33 православными иерархами, среди которых был глава Русской церкви митрополит греческого происхождения Исидор. В XV веке этот номер не прошёл. Восточное духовенство не приняло унию. Вернувшиеся из Флоренции епископы отреклись от своих подписей, заявив, что их насильно принудили к соглашению с латинянами. Иерусалимский собор 1443 года признал сторонников унии еретиками и отлучил их от православной церкви. В 1450 году унию ещё раз осудил Константинопольский собор, а поддержавший её патриарх Григорий Мамма был низложен. Папа Франциск в сопровождении патриарха Константинопольского Варфоломея. На архипастырский престол был возведён русский епископ Иона, и с этого времени началась автокефалия независимость Московской митрополии, которая после захвата турками Константинополя и поглощения Османской империей православных балканских государств осталась единственным островком ни от кого не зависящей православной веры. В начале XVI века это положение было зафиксировано в известном послании псковского старца Филофея: «Первый Рим древний пал от нечестия, Второй Рим — от засилья мусульман, Третий Рим — Москва, а четвёртому не бывать».
Затем на Московском соборе 1589 года при участии и с благословения патриарха Константинопольского Иеремии на Руси была учреждена Московская патриархия. После этого на протяжении трёх с лишним веков Русская православная церковь и Российское государство поддерживали христианские святыни в Палестине и находившиеся под османским гнётом православные церкви. Никаких попыток подмять их под себя Москва не предпринимала. В 2002 году кардинал Каспер приписал Московской патриархии экклезиологическую ересь. Затем, в 2004 году, патриарх Константинопольский Варфоломей раскритиковал идею Третьего Рима и обвинил РПЦ в том, что она «возвещает дух цезарепапизма и ватиканизма», что выглядит особенно смешно на фоне сегодняшней готовности Фанара пойти в подчинение Ватикану. Подобные «покусывания» продолжались более 20 лет, и в Московской патриархии на них практически не реагировали. Но сегодняшние нападки на РПЦ выглядят более серьёзными из-за привязки к проблемам текущей политики Украина, СВО, обличения «путинского режима». Происходящее очень похоже на пропагандистскую кампанию перед началом операции по окончательному решению вопроса русского православия.
Кураторство США придаёт этому сюжету эсхатологический характер Патриарх Константинопольский действует не как религиозный деятель, а как функционер, исполняющий политические заказы Соединённых Штатов, страны, которая уже более 70 лет контролирует Фанар. При этом сам Варфоломей возглавляет патриархию с 1991 года, и большую часть этого времени перелом произошёл в 2018 году после томоса о создании ПЦУ Московская патриархия предпринимала попытки нащупать точки соприкосновения и наладить нормальные отношения. Но договориться, как показало последнее выступление Варфоломея, не удалось и уже не удастся.
Весной 2022 года появилась петиция об окончании боевых действий на Украине.
Ее подписали 294 клирика Русской православной церкви. Уминского, который с 1993 года был настоятелем московского храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах, накануне Рождества отстранили от служения , заменив протоиереем Андреем Ткачевым. Ткачев неоднократно выступал в поддержку российской военной операции на Украине. В апреле 2023 года Служба безопасности Украины СБУ предъявила ему подозрения в «пропаганде войны» и «оправдании вооруженной агрессии против Украины».
На фоне новостей о запрете Уминского в служении в Сети появилось открытое обращение к патриарху Кириллу с просьбой пересмотреть это решение «ради душевного равновесия верующих людей». Его подписали тысячи интернет-пользователей. Ткачев тогда заявил в своем телеграм-канале, что возникло «много шума из-за замещения одним священником другого священника». Уминский, в отличие от своего преемника, не скрывал негативного отношения к действиям российских войск на Украине.
Я молюсь о мире, я молюсь о том, чтобы это как можно скорее прекратилось, и как можно меньше людей пострадало».
С глубочайшей болью Священный Синод Русской Православной Церкви воспринял опубликованное 11 октября 2018 года сообщение Константинопольской Патриархии о принятых решениях Священного Синода Константинопольского Патриархата: о подтверждении намерения «предоставить автокефалию Украинской Церкви»; об открытии в Киеве «ставропигии» Константинопольского Патриарха; о «восстановлении в архиерейском или иерейском чине» лидеров украинского раскола и их последователей и «возвращении их верующих в церковное общение»; об «отмене действия» соборной грамоты Константинопольского Патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата. Эти беззаконные решения Синод Константинопольской Церкви принял в одностороннем порядке, проигнорировав призывы Украинской Православной Церкви и всей полноты Русской Православной Церкви, а также братских Поместных Православных Церквей, их Предстоятелей и архиереев к всеправославному обсуждению вопроса. Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви: «Если… кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» Антиохийского Собора правило 2; Апостольские правила 10, 11.
Решение Константинопольского Патриархата о «восстановлении» канонического статуса и принятии в общение бывшего митрополита Филарета Денисенко, отлученного от Церкви, игнорирует ряд последовательных решений Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, правомерность которых не подлежит сомнению. Решением Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви в Харькове от 27 мая 1992 года митрополит Филарет Денисенко за невыполнение клятвенно данных им перед крестом и Евангелием на предшествующем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви обещаний был смещен с Киевской кафедры и запрещен в священнослужении. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определением от 11 июня 1992 года подтвердил решение Харьковского Собора и изверг Филарета Денисенко из сана, лишив всех степеней священства, по следующим обвинениям: «Жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж Тит. Все рукоположения, совершенные Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая 1992 года, и наложенные им прещения были признаны недействительными.
Несмотря на неоднократные призывы к покаянию, после лишения архиерейского сана Филарет Денисенко продолжал раскольническую деятельность, в том числе и в пределах иных Поместных Церквей. Означенные решения были признаны всеми Поместными Православными Церквами, в том числе и Константинопольской Церковью. В частности, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей 26 августа 1992 года в ответе на письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по поводу низложения митрополита Киевского Филарета писал: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном». В письме Святейшего Патриарха Варфоломея Святейшему Патриарху Алексию II от 7 апреля 1997 года об анафематствовании Филарета Денисенко указано: «Получив уведомление об упомянутом решении, мы сообщили о нем иерархии нашего Вселенского Престола и просили ее впредь никакого церковного общения с упомянутыми лицами не иметь».
Ныне, спустя более двух десятилетий, Константинопольский Патриархат по политическим мотивам изменил свою позицию. В своем решении оправдать лидеров раскола и «узаконить» их иерархию Священный Синод Константинопольской Церкви ссылается на несуществующие «канонические привилегии Константинопольского Патриарха принимать апелляции архиереев и клириков из всех автокефальных Церквей». Эти претензии в том виде, в каком они ныне Константинопольским Патриархом осуществляются, никогда не имели поддержки полноты Православной Церкви: они лишены оснований в священных канонах и прямо противоречат, в частности, 15 правилу Антиохийского Собора: «Если какой-нибудь епископ… судим будет от всех епископов той области, и все они согласно произнесут ему единый приговор, — таковой другими епископами отнюдь да не судится, но согласное решение епископов области да пребывает твердым», — они также опровергаются практикой решений Святых Вселенских и Поместных Соборов и толкованиями авторитетных канонистов византийского и нового времени. Так, Иоанн Зонара пишет: «Константинопольский [Патриарх] признается судьей не вообще над всеми митрополитами, но только над подчиненными ему.
Православная церковь в Америке не признала новую церковь Украины 30 января 2019 года в 10:12 Синод Православной церкви в Америке не признал так называемую Православную церковь Украины ПЦУ и подтвердил приверженность главе канонической Украинской православной церкви УПЦ митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию. Порошенко опубликовал текст томоса об автокефалии украинской церкви 6 января 2019 года в 13:00 Необходимость предоставления новой церкви автокефалии в документе объясняется тем, что Украина «получила политическую независимость, и ее государственные и церковные руководители уже почти 30 лет просят о церковном самоуправлении».
Константинопольский Патриархат: история и положение в современном мире
Есть сведения о том, что переговоры на этот счет идут, ожидается направление каких-то эмиссаров из Константинополя», — рассказал Якимчук. Константинопольский патриархат находится в затруднительном положении, считает он, поскольку принятие этого предложения будет означать открытое признание гонений на УПЦ со стороны Киева. Читайте также:Эксперты рассказали о последствиях перевозки святынь Киево-Печерской лавры Конфликт между властями Украины и УПЦ обострился в марте 2023 г. Руководство национального заповедника «Киево-Печерская лавра» расторгло договор с УПЦ и обязало ее представителей покинуть территорию. В ответ священнослужители подали иск в суд, чтобы оспорить расторжение договора аренды.
Исихазм, мистическое направление православия, которое развилось в XIV веке из трудов Григория Паламы, в мирских терминах стал основой политической философии многих православных стран. К примеру, исихастом был Сергий Радонежский, благословлявший воинов на Куликовскую битву. Даже если Россия будет готова оторваться от Афона, не факт, что на это согласятся сербы, болгары и другие народы, имеющие там свои монастыри и скиты. Москва же подозревает Константинополь в криптопапизме, то есть в желании занять первое не по чести, а по власти место в православном мире то есть быть «православным Ватиканом». Очевидно, что Москва этому сопротивляется, понимая, что занимает символически более скромное место в православном мире.
Именно на этом фоне происходили конфликты последних 25 лет на окраинах бывшего СССР, прежде всего в Прибалтике и Украине. Помимо духовной стороны вопроса, речь и об объектах недвижимости и финансовых потоках. Первое место Константинополя — это главенство в диптихе православных поместных церквей. То есть в порядке чести равных при этом православных церквей. Диптиха сейчас два один у Константинополя, другой у Москвы , и в общем и целом они похожи. Первые четыре позиции совпадают — это исторические патриархии Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим. На пятом месте стоит Москва, которая получила статус патриархии лишь через сто с лишним лет после падения Византии.
Но год от года, отметил он, подобные притязания Константинополя возрастают. Митрополит Иларион также отметил, что Русская церковь подробно рассматривает так называемое "восстановление в сане" Константинопольским патриархом тех украинских раскольников, которые никогда не имели канонического рукоположения, показывая, что это вызвало очень широкий негативный резонанс в православном мире. Эти нарушения канонического порядка Константинополем привели к расколу мирового православия, подчеркнул митрополит Иларион.
Фото: Патриархия. Вместе с этим Константинополь снял анафему с не признанного в православном мире Киевского патриарха Филарета.
Документ о враждебности Константинопольского Патриархата передан на утверждение Священного Синода
Бывший протодиакон Русской православной церкви (РПЦ), а ныне иностранный агент Андрей Кураев заявил, что патриарх Константинопольский Варфоломей восстановил его в сане и включил в число клириков. В РПЦ рассчитывают, что Константинопольский патриархат проявит здравый смысл и не совершит шагов, которые повлекут тяжелые последствия для мирового православия, заявил председатель отдела Московского патриархата по взаимодействию с обществом и СМИ. Константинопольский Патриархат восстановил в сане священника Российской православной церкви Иоанна Коваля. Ранее руководство РПЦ лишило его сана за то, что в молитве отец Иоанн просил Бога не о победе российских войск, а о мире.
Разрыв отношений РПЦ с Константинопольским патриархатом: что изменится для верующих?
Русский приход Майами перешел в Константинопольский патриархат. В приходе объяснили решение проблемами из-за "массированной кампании" против настоятеля. Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом!На заседан. Известно, что Константинопольский патриархат считается старшим по отношению к Московскому. В 2018 году РПЦ разорвала отношения с Константинополем в связи с выдачей томоса (дарования независимости от РПЦ) Православной церкви Украины (ПЦУ.
Лента новостей
- Константинопольский патриархат пошел по пути самоликвидации
- Константинопольский Патриархат идет на очередное обострение с РПЦ
- Что теперь будет с РПЦ, последние новости, анафема Константинопольского патриарха
- Константинопольский патриархат «выдавливают» с Ближнего Востока
Константинопольская православная церковь
Как заявил секретарь Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Никон, РПЦ приостановит участие в службах в храме Гроба Господня, если Иерусалимский патриархат примет сторону Константинопольского патриархата и допустит туда раскольников. РПЦ намерена дать достойный ответ на действия, которые предпринял Константинопольский патриархат на Украине. Священник РПЦ обвинил Константинопольский патриархат в национализме и раскольнических действиях после признания Элладской церковью ПЦУ. Об этом сообщил сайт «Русская планета» со ссылкой на издание «Радонеж». Глава синоидального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда объяснил причины разрыва евхаристического общения РПЦ и Константинопольского патриархата. То, что происходит сейчас в Европе по отношению Руской Православной Церкви является результатом многолетней совместной работы Госдепа США и Константинопольского Патриархата, направленной на комплексное ослабление РПЦ.
«Змея, кусающая свой хвост». К чему приведет раскол между РПЦ и Константинопольским патриархатом?
Рассмотрев представленное Синодальной библейско-богословской комиссией заключение «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», участники Архиерейского Совещания выражают согласие с выводами этого документа и передают его на утверждение Священного Синода. С полным текстом можно ознакомиться на официальном сайте Московского Патриархата.
В документе в частности говорится о том, что Священноначалие Русской Православной Церкви осуждает и не приемлет новую экклезиологическую концепцию Константинопольского Патриархата, позиционирующую Патриарха Константинопольского в качестве земного главы Вселенской Церкви. В этой связи подчеркивается, что «идеи новой экклезиологической концепции Константинопольского Патриархата вступают в очевидные противоречия с православным Преданием и каноническими положениями, вследствие чего вынуждают Константинопольский Патриархат ставить само это Предание под сомнение и требовать его ревизии».
Он отметил, что о трудах деятелей Русской церкви в Прибалтике написаны "многие тома", включая фундаментальное исследование уроженца Эстонии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II "Православие в Эстонии". Глава МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс поехал 23 апреля в Пюхтицкий ставропигиальный подчиняющийся непосредственно патриарху монастырь с целью убедить его руководство выйти из подчинения РПЦ. При этом в ведомстве пригрозили православным приходам, которые сохранят связь с Русской церковью, принудительным прекращением их деятельности по решению государства.
Чтобы пастыри становились еще ближе к людям. Чтобы то, что говорят пастыри, отражало реальные нужды людей и влияло на их жизнь.
Наши ресурсы для этого слишком скромны. И для самих архиереев это будет очень дорогостоящие мероприятие. Например, мой билет эконом-класса из Будапешта в Москву через Стамбул обошелся мне в четыре тысячи евро. При таких расценках на авиабилеты для некоторых архиереев затруднительно или даже невозможно прибыть либо из дальнего зарубежья в Россию, либо из России в дальнее зарубежье. У нас есть верующие венгры, верующие русские, у нас очень много украинцев. И слава Богу, у нас нет никаких межнациональных и межэтнических проблем и конфликтов. Мы живем в мире и согласии. Мы понимаем, что все являемся заложниками нынешней ситуации, и самое лучшее в этой ситуации — помогать друг другу, а не пытаться искать виноватых и создавать конфликтные ситуации.
У нас очень хорошее мирное настроение, и за богослужением, и на тех приходских мероприятиях, которые проходят вне богослужения. Сейчас очень много беженцев из Украины. И некоторые из них получают официальный статус беженца, некоторые живут без такого статуса, и в том числе, среди нашей паствы очень много таких людей. Конечно, они нуждаются в пастырском утешении, а иногда нуждаются и в материальном вспомоществовании. Мы стараемся по мере сил им помогать. Есть строящийся храм в Хевизе, который, в общем-то, уже построен, сейчас идет внутренняя отделка этого храма. Есть три храма, которые находятся в процессе реставрации. Почти полностью завершена реставрация Успенского кафедрального собора в Будапеште.
Этот храм пытался у Русской Церкви отсудить Константинопольский Патриархат в те самые годы, когда я был временно управляющим Венгерской епархией. Все три инстанции суда выпали на то время, когда я там находился в первый раз. С Божией помощью мы отсудили собор, выиграв все судебные инстанции. Тогда же началась реставрация собора. У собора два шпиля: один был снесен бомбой во время бомбардировок Будапешта в конце Второй мировой войны, и я поставил задачу — восстановить шпиль. Постамент для шпиля был тогда поставлен на средства компании «Лукойл». Потом я уехал в Москву, на несколько лет реставрационные работы остановились. А затем венгерское государство выделило средства на реставрацию этого храма и еще двух храмов — в Мишкольце и в Токае — она еще идет, а также на строительство храма в Хевизе — там идут сейчас отделочные работы.
В последние годы нейроспециалисты активно изучают различные феномены, связанные с медитацией в буддийских монастырях, — есть ли перспективы подобных исследований в Православии?
Современное положение
- Константинопольский – последние новости
- Константинопольский патриархат восстановил в сане бывшего протодиакона РПЦ Кураева*
- РПЦ объявила о полном разрыве отношений с Константинополем
- Что произошло?
- Константинопольский – последние новости
- РПЦ разорвала отношения с Константинопольским патриархатом
В РПЦ сказали, кто может предать анафеме Константинопольского патриарха
Ему было с кого брать пример, в военном ведомстве таких уже су… Garry Крым Непонятно другое. Как первый зам. Шойгу в такое тяжёлое время мог оставаться на должности так долго, если он "давно был в разработке у ФСБ"?
Означенные решения были признаны всеми Поместными Православными Церквами, в том числе и Константинопольской Церковью.
В частности, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей 26 августа 1992 года в ответе на письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по поводу низложения митрополита Киевского Филарета писал: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном». В письме Святейшего Патриарха Варфоломея Святейшему Патриарху Алексию II от 7 апреля 1997 года об анафематствовании Филарета Денисенко указано: «Получив уведомление об упомянутом решении, мы сообщили о нем иерархии нашего Вселенского Престола и просили ее впредь никакого церковного общения с упомянутыми лицами не иметь». Ныне, спустя более двух десятилетий, Константинопольский Патриархат по политическим мотивам изменил свою позицию.
В своем решении оправдать лидеров раскола и «узаконить» их иерархию Священный Синод Константинопольской Церкви ссылается на несуществующие «канонические привилегии Константинопольского Патриарха принимать апелляции архиереев и клириков из всех автокефальных Церквей». Эти претензии в том виде, в каком они ныне Константинопольским Патриархом осуществляются, никогда не имели поддержки полноты Православной Церкви: они лишены оснований в священных канонах и прямо противоречат, в частности, 15 правилу Антиохийского Собора: «Если какой-нибудь епископ… судим будет от всех епископов той области, и все они согласно произнесут ему единый приговор, — таковой другими епископами отнюдь да не судится, но согласное решение епископов области да пребывает твердым», — они также опровергаются практикой решений Святых Вселенских и Поместных Соборов и толкованиями авторитетных канонистов византийского и нового времени. Так, Иоанн Зонара пишет: «Константинопольский [Патриарх] признается судьей не вообще над всеми митрополитами, но только над подчиненными ему.
Ибо ни митрополиты Сирии, ни палестинские, ни финикийские, ни египетские не привлекаются помимо воли на его суд, но сирийские подлежат суждению Антиохийского Патриарха, палестинские — Иерусалимского, а египетские судятся Александрийским, которым они рукополагаются и которому подчинены». О невозможности принятия в общение осужденного в иной Поместной Церкви говорит 116 118 правило Карфагенского Собора: «Кто, быв отлучен от общения церковного… прокрадется в заморские страны, дабы принятым быть в общение, тот подвергнется извержению из клира». О том же говорится и в каноническом послании Собора к Папе Келестину: «Те, которые в своей епархии отлучены от общения, да не явятся восприемлемыми в общение твоею святынею… Какие бы ни возникли дела, они должны оканчиваемы быть в своих местах».
Преподобный Никодим Святогорец в своем «Пидалионе», который является авторитетным источником церковно-канонического права Константинопольской Церкви, толкует 9-е правило IV Вселенского Собора, отвергая ложное мнение о праве Константинополя на рассмотрение апелляций из других Церквей: «Константинопольский Предстоятель не имеет права действовать в диоцезах и областях других Патриархов, и это правило не дало ему права принимать апелляции по любому делу во Вселенской Церкви…» Перечисляя целый ряд аргументов в пользу этого толкования, ссылаясь на практику решений Вселенских Соборов, преподобный Никодим делает вывод: «В настоящее время… Константинопольский Предстоятель есть первый, единственный и последний судья над подчиненными ему митрополитами — но не над теми, которые подчиняются остальным Патриархам. Ибо, как мы сказали, последний и всеобщий судья всех Патриархов — это Вселенский Собор и никто другой». Из вышесказанного следует, что Синод Константинопольской Церкви не имеет канонических прав для отмены судебных решений, вынесенных Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Присвоение себе полномочий отмены судебных и иных решений других Поместных Православных Церквей — лишь одно из проявлений нового ложного учения, провозглашаемого ныне Константинопольской Церковью и приписывающего Патриарху Константинопольскому права «первого без равных» primus sine paribus со вселенской юрисдикцией. В том же определении Собор призвал Константинопольскую Церковь «впредь до общеправославного рассмотрения перечисленных новшеств проявлять осмотрительность и воздерживаться от шагов, могущих взорвать православное единство.
С большой долей уверенности можно сказать, что, если в ближайшее время поместные церкви не преодолеют возникший кризис, он будет развиваться по нарастающей. В лицемерные призывы к миру, которые прозвучали в заявлении Константинопольского синода, а тем более в обещания киевской власти, что будут соблюдены права верующих всех юрисдикций, верится с трудом: если украинская власть не потерпела даже того, что в некоторых регионах страны ее же граждане предпочитают говорить на русском языке, то что можно сказать о гарантиях безопасности тех украинцев, которые пожелают остаться в юрисдикции Московского Патриархата? Совершенно очевидно, что действия Константинополя ни к какому единству православия на Украине не приведут, а украинский народ вновь будет поставлен на грань разделения, которых уже было немало в его истории. Надеюсь, что в сложившейся критической обстановке верные чада Украинской Православной Церкви сплотятся вокруг своего предстоятеля Блаженнейшего митрополита Онуфрия и отстоят свое право быть в единстве с Русской Православной Церковью. Фото patriarchate. Повторюсь, возникшая проблема касается не только двусторонних отношений Москвы и Константинополя, но и всего православного мира.
Сегодня уже никому не удастся отсидеться в окопах — нужно чтобы все Церкви четко заявили свою позицию, и обсудили ситуацию в открытом диалоге на Всеправославном соборе. Будем молиться о том, чтобы единство православного мира было восстановлено. Татьяна Мамаева.
Помимо этого Священный синод Константинопольской церкви принял решение прекратить действие ее томоса о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату. Для большинства верующих изменений не будет Для подавляющего большинства верующих ничего не изменится. Исключение составят те, кто отправляются за границу или проживают там.
Но и в этом случае прихожанам РПЦ будет где помолиться и причаститься. Но в этих странах есть приходы Русской православной церкви, поэтому такого, что верующим негде будет причаститься, — не случится», — рассказал порталу EG. RU иеромонах Никон Белавенец , священнослужитель Русской православной церкви, клирик Московской епархии, российский церковно-общественный деятель.
10 вещей, без которых невозможно понять конфликт между РПЦ и Константинополем
Это создаст сложности для людей в Западной Европе, где в одном городе могут быть храмы разных юрисдикций. Что трагично — бывают семьи, в которых муж из Европы и привык посещать церковь Константинопольского патриархата, где богослужение ведётся на греческом языке или на языке страны. А жена, допустим, из России, и в этом же городе есть церковь Московского патриархата. Вот тут уже, к сожалению, могут быть проблемы на уровне личностных отношений. Это трагично", — сказал Александр Суворов. Что думают теологи Религиоведы считают, что разрыв отношений РПЦ с Константинопольским патриархатом нельзя сравнить с Великим расколом 1054 года или событиями 17 века, когда произошла реформа патриарха Никона, так как в этих случаях расхождения были связаны не только с политикой, но и с догматическими канонами. В этом же случае религиоведы оценивают разногласия прежде всего в политической плоскости.
Церковь, которая исторически является мощным институтом власти, в этом контексте выступает как политический инструмент. Уже после Крыма было понятно, что произойдёт нечто ещё более существенное, чем просто санкции. Это хорошо просчитанный специалистами по постсоветским государствам удар. Это пытались сделать ещё с начала 90-х, но не выходило, — говорит религиовед Николай Мерзляков. Но это будет очень и очень болезненно для самих православных, потому что пойдут анафемы. Все начнут друг друга предавать анафеме.
Те, кто поддержит это решение, будет предаваться анафеме одной стороной, те, кто не поддержит, — другой. При этом свара будет уводить прихожан в альтернативные религиозные сферы.
Отношения РПЦ и Константинопольского патриархата обострились после того, как патриарх Варфоломей подписал томос об автокефалии Православной церкви Украины ПЦУ , легализовав украинский церковный раскол. В Софийском соборе в Киеве прошел объединительный собор. На нем избрали предстоятеля новой украинской церкви и объявили о ее независимости от Московского патриархата.
В Константинополе был учреждён латинский патриархат. Новым центром православного Константинопольского патриархата стал г. Никея, столица Никейской империи — одного из трёх православных государств, возникших на развалинах Византии. Из двух остальных государств Трапезундская империя в церковном отношении подчинялась Никее, а Эпирский деспотат — Охридской архиепископии, имевшей автокефалию с 920-х гг. В новом положении Константинопольский патриархат снисходительнее рассматривал просьбы о даровании автокефалии. В 1219 г. Константинопольский патриархат согласился на создание Тырновского патриархата в Болгарии. В 1261 г. Константинополь был освобождён от латинян, но давление Запада на Византию значительно возросло.
Уния насаждалась в Византии жестоким насилием, и ей активно противились самые широкие слои населения — от крестьян до членов императорской фамилии. Михаил VIII до своей смерти в 1282 оставался верен унии, хотя под конец жизни Рим отлучил его от Церкви за неусердное её насаждение. Исихастскими спорами отмечен 14 в. Константинопольские соборы 1341, 1347 и 1351 гг. Не будучи формально вселенскими, эти соборы были реципированы всеми православными церквами. Константинопольская церковь простирала свою юрисдикцию далеко за пределы стремительно умалявшейся Византии. После решающей победы турок над болгарами Константинопольский патриархат в 1393 г. Это соответствовало тогдашней доктрине Константинопольской церкви, гласившей, что полноценные патриархаты — только те пять Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский , которые упоминаются в древних соборных правилах, а такие церкви, как Болгарская, несмотря на уступленный им патриарший титул, не могут быть полностью самостоятельны. Часто проводившиеся после 1054 г. В 1438—1439 гг.
Главная мотивировка греческих сторонников унии была политическая — они стремились любой ценой сохранить гибнувшую Византию. Бескомпромиссным противником унии остался участник собора митрополит Марк Эфесский. Последние три года существования Византийской империи 1450—1453 Константинопольская кафедра была вакантной — никто не хотел выступать в роли верховного ревнителя унии. Русская церковь, входившая в состав Константинопольского патриархата, в 1441 г. Падение Константинополя, взятого турками в 1453 г. Зависимость православных церквей от папы Римского туркам была не нужна. В покорённых странах турки создали теократическую систему, в которой иноверные религиозные общины могли иметь определённую автономию. Самой большой такой общиной в султанате была православная, называвшаяся «Рум миллет», т. Её главой завоеватели назначили патриарха Константинопольского. Первым патриархом после падения Константинополя султан назначил вождя антиуниатской партии Геннадия Схолария.
Если и прежде, в особенности после 1054 г. Турки объединили под своей властью Балканы, территории Антиохийской, Иерусалимской, Александрийской и Кипрской православных церквей. Константинопольская церковь помогала этим церквам, некоторые из них прежде всего Александрийская были на грани исчезновения. В 1589 г. Константинопольский патриархат признал Русскую православную церковь в ранге автокефального патриархата «России и всех северных стран». В то же время при помощи турецкой администрации в 1766—1767 гг. Константинопольский патриархат включил в свой состав сербский Печский патриархат и Охридскую архиепископию. Имея большую власть над всем православным населением Османской империи, константинопольские патриархи находились в унизительной зависимости от султанского правительства, которое по своему усмотрению часто низводило патриархов. Таким образом, наряду с правящим патриархом оказывалось несколько отставных и любой из них мог вернуться на патриарший престол, что тоже было средством давления на патриарха. Турецкое завоевание привело к угасанию византийской культуры, древнегреческий язык — основа византийского образования — становился всё менее понятным.
Культурный упадок православной церкви в Османской империи вызвал надежды не только католиков, но и протестантов распространить свои учения на Востоке. Самой драматической была история патриарха Кирилла Лукариса , который после 19-летнего пребывания на Александрийской патриаршей кафедре 5 раз на достаточно короткие сроки в 1620—1638 гг. Прибегая для выживания Церкви к помощи протестантских держав — Англии и Голландии, он издал на Западе «Восточное исповедание христианской веры» в протестантском духе. Кирилл Лукарис был низложен и убит, как и другие 6 патриархов времени турецкого владычества.
В ходе «продолжительной беседы», в частности, «обсуждалось положение христиан на Ближнем Востоке, а также были затронуты иные вопросы, представляющие взаимный интерес». Главу русской церковной дипломатии принял министр по делам вакуфов Сирии шейх Мухаммад Абдель Саттар аль-Сайед.
Как отметил шейх, сирийский народ и президент Сирии Башар Асад «стоят с Россией плечом к плечу» в нынешнее сложное время. Она борется не за себя — она борется за правду. Мы — и мусульмане, и христиане — вместе с вами в этой борьбе и в этих трудностях», — подчеркнул министр. Визит председателя ОВЦС, его встречи и поднимаемые на них вопросы касаются не только российско-сирийских отношений. На фоне проводимой Россией специальной военной операции на Украине обострились и застарелые противоречия межправославного и межхристианского диалога. Дискредитацией российского руководства и Московского патриархата активно занимается Константинопольский патриархат, использующий украинский конфликт для обвинений Русской православной церкви и концепции Русского мира.