Один из древнейших праздников напоминает о Крещении Иисуса Христа в реке Иордан и в православном календаре почитается наравне с Пасхой. Крещение Господне служит прототипом Таинства крещения, которое получает каждый христианин. Крещение Господне - православный праздник, когда поста нет, несмотря на пятницу, в эту ночь смелые купаются, остальные Богу молятся.
Крещение Господне: история праздника, традиции, феномен крещенской воды
В частности, нельзя вышивать, вязать, делать что-либо по дому. Строго порицается в Крещение употребление алкоголя и других дурманящих напитков. Запрет распространяется и на крещенские купания. В последнем случае выпивать не просто неправильно, но и опасно для здоровья, поскольку алкоголь усугубляет риски, связанные с купанием в ледяной воде. Приметы Если небо в Крещение чистое и звездное, то весна наступит рано, а погода летом будет сухая и жаркая. В то же время, звездное небо на Крещение говорит о том, что год будет спокойный, без особых потрясений. Если Крещение совпадает с фазой новой луны, то морозы будут суровые и долгие, а весна хмурой и дождливой. Много снега в Крещение — хороший знак, ведь любая вода в этот день обладает исцеляющей силой. Так что, если на Крещение за окном валит снег, это к хорошему здоровью.
Если на Крещение слышно собачий лай, значит, будет в вашем доме достаток. У славян на Крещение была примета. Незамужняя девушка в канун Крещения выходила во двор, и если ей на пути попадался молодой парень, то считалось, что свадьба будет скоро. Фото из свободных источников Гадания С незапамятных времен, в канун Крещения Господня на Руси широко практиковались гадания: на жениха, на вещий сон, на богатство, и так далее. Важно отметить, что гадания в православии запрещены и приравниваются к колдовству. По этой причине, сразу после обряда, люди обливались святой водой или ныряли в прорубь, чтобы смыть с себя грех. Молодые девушки в первую очередь гадали на замужество. Для этого девушки брали яблоки и вырезали на них инициалы своих ухажеров, после чего складывали их в посуду и выключали свет.
Тщательно перемешав яблоки, девушки откусывали от каждого и выбирали самое сладкое. То, чье имя было вырезано на самом вкусном яблоке, и был будущим женихом.
Фреска фрагмент монастыря Высокие Дечаны, ок. Метохия, Сербия. Перевод тропаря праздника Крещения Господня: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова Отчего. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе! Икона Крещения Господня: кто и зачем на ней изображен?
Окунаться ли в прорубь на Крещение? Только-только минули радостные рождественские дни, как на пороге другой важнейший христианский праздник: 19 января Православная Церковь празднует Крещение Господне, или иначе - Богоявление. В этот день христиане всего мира вспоминают событие, которое описывают все евангелисты — крещение Иисуса Христа в реке Иордан пророком Иоанном Предтечей Крестителем. История праздника После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Он говорил народу о приближении Спасителя, о покаянии и призывал всех креститься во оставление грехов. Это не было таким таинством крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом. Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, и многие крестились в Иордане. И вот однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос, достигший 30 лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был изумлен и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Христос настаивал и принял Крещение от Иоанна. Второе название дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения: на Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя. Это было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики апостолы.
Звёздочки здесь выступали в роли овечек Христовых. Но, если было ясно всю ночь, ждали неурожая. Если на Крещение была метель, то снегу до весны ещё навалит — будь здоров! А если снег идёт мягкими хлопьями, то урожай будет хороший! Смотрели и на иордань: если вода из неё норовила вылиться на лёд — к разливу рек, если над рекой стоял туман, то хлеба уродится столько, что съесть его не будет никакой возможности — невпроед! Охотники верили, если на Крещение собаки лают — дичи в лесу будет много. Какой сегодня церковный праздник? Православный календарь на январь 2024 года. Что нельзя делать Конечно, "главным героем" народных поверий стала освящённая на Крещение вода. Ей приписывают самые необыкновенные свойства — от лечения рака до укрепляющих свойств. Поэтому многие люди набирают её огромными бутылками, толкаются в очереди, а иногда устраивают потасовки. Происходит это от незнания истинной ценности агиасмы. Если говорить проще, такое поведение пользы не принесёт ни душе, ни телу. Крещенская вода действительно славится своей "нетленностью" и стоит годами. Но, чтобы получить больше освящённой воды, достаточно капнуть ею в другую ёмкость с водой, ибо "капля океан освящает". Крещенской является вода, освящённая накануне и в день Крещения Господня. Верующие хранят такую воду весь год до следующего праздника. Если вода по грехам нашим всё же зацвела, ею можно полить горшечные растения или просто дать испариться, или же отнести в храм — там есть специальные колодцы, куда её выливают.
Крещение Господне — традиции, обычаи, обряды, приметы, поздравления
Главная традиция праздника Крещение Господне — освящение воды, которое происходит в храмах и на водоемах. Один из самых значительных христианских праздников — Крещение Господне и Богоявление отмечают 19 января православные верующие по всему миру. В Святое Богоявление или Крещение Господне в храмах идут торжественные службы и совершается обряд освящения воды. В день Крещения Господня вспоминают событие, описанное в Евангелии: тогда пророк Иоанн Предтеча после долгого поста и странствий пришёл к реке Иордан, где традиционно совершали религиозные омовения иудеи. В древнехристианской традиции 6 (19) января праздновался один большой праздник Богоявления, который объединял в себе воспоминание сразу нескольких новозаветных событий – Рождества Христова, поклонения волхвов и Крещения Господня. Приметы и традиции Крещения Господня запрещали прикасаться к святой воде, думая о плохом, ссориться: вода целебную силу теряет, а может вообще разлиться.
Крещение Господне: история появления и традиции
Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы — не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем. Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня , великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне 19 января 1979 г. С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении : как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения , стали Христовы, мы названы Его именем.
Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе. Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово.
Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни — ни лично, ни как общество? И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь — моя жизнь! Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами — Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими… Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв!
Григорий Нисский замечает: «Ибо из всех рек только один Иордан, прияв в себя начаток освящения и благословения, как бы из некоторого источника излил всему миру благодать крещения» Greg. По мнению свт. Иоанна Златоуста, в этот день Христос «освятил естество вод» Ioan. Прокл К-польский говорит, что в день Богоявления «море возликовало с радостью… ибо через Иордан оно восприняло благословение освящения» Proclus CP. Мозаика кафоликона Неа-Мони на о-ве Хиос, Греция. Церковные толкователи исходили из представления о том, что Христос не нуждался, будучи безгрешным, в очищении и оставлении грехов. Иустин Философ утверждал, что Господь совершил крещение «за род человеческий, который от Адама подпал смерти и обольщению змия, потому что каждый по своей собственной вине творил зло» Iust. По словам мч. Ипполита Римского, в К. Принимая крещение, Господь не только освящает св. Иоанна Крестителя, но и погребает в воде «всего ветхого Адама» Greg. Когда Христос выходит из вод Иордана, Он «возносит с Собой весь мир и видит «разводящиеся небеса» Мк 1. Ефрем Сирин писал, что «божественная природа Христа не нуждалась в крещении, но в крещении была явлена Его человеческая природа» Ephraem Syr. In Diatess. Ориген, истолковывая Мф 3. Исполнение всякой правды Мф 3. Иоанна Златоуста, строгое следование Божественному замыслу о спасении человека и включает не только К. Феодор Мопсуестийский писал, что Господь «смиренномудро, как один человек из народа, подчинился пророку и Крестителю Иоанну для крещения, чтобы освятить воды и наше возрождение через омовение, и усыновление, и отпущение грехов» Theod. Миниатюра из Псалтири. Walters Man. W 733. В сохранившемся во фрагментах трактате «О крещении» св. Мелитона Сардского К. Согласно автору, то, что происходит с небесными телами, служит обоснованием и объяснением К. Его крещение также сопоставляется со схождением во ад: Христос, крестившийся в Иордане, есть «Царь Небесный и Глава творения, Солнце восходящее, Который явился одновременно мертвым во аде и смертным в этом мире» Melito. Наиболее подробно этот мотив раскрывается у свт. Кирилла Иерусалимского, который связывает К. Итак, поскольку надлежало сокрушить главы дракона, Он, сойдя в воды, связал сильного, чтобы мы получили от Него власть наступать на змиев и скорпионов... Крещением [Господним] притупляется жало смерти» Сyr. Это представление нашло отражение в последовании праздника Богоявления в современном богослужении РПЦ, где в священнической молитве присутствует основанное на Пс 73. В гомилии «О крещении» ок. В святоотеческом богословии К. Так, напр. Духа и откровение о Его богосыновстве становятся центральными темами в христ. Наиболее ранним примером такого осмысления служат слова Климента Александрийского, который говорит, что К. Через крещение мы получаем свет в душу, со светом получаем право на сыновство, с сыновством - совершенство, с совершенством - бессмертие» Clem. Амвросий Медиоланский связывает с К. Погружение человеческой природы в воды со Христом в К. Посредством К. Если Сын Божий крестился, то какой благочестивый человек может презирать крещение? Связь между К. Григорий Богослов открывает праздничное послание в этот день увещеванием: «Христос крещается; сойдем с Ним, чтобы с Ним и взойти! Однако, по мнению свт. Иоанна Златоуста, К. Вместе с тем К. Что было с пасхою, то же происходит и с крещением. Как там Христос, совершив ту и другую пасху, одну отменил, а другой дал начало, так и здесь, исполнив крещение иудейское, отверз двери и крещению Церкви новозаветной» Ioan. XIII в. Мон-рь вмц. Екатерины на Синае Крещение Господне. Екатерины на Синае Описание К. Троице Aug. В контексте полемики с гностиками, к-рые утверждали, что в момент крещения Всевышний Спаситель сошел на человека Иисуса напр. VII 23. III 17. III 9. Дух сошел на Него, чтобы обозначить переход Его дара от иудеев к новому спасенному во Христе народу Ibid. В контексте полемики с арианами, к-рые использовали евангельский рассказ о К. Афанасий Александрийский отмечал особенность этого события: Иисус был освящен Духом не в Своей божественной природе, но в человеческой: «... Кирилл Александрийский рассматривает дарование Св. Духа в К. Когда человеческая природа с возрастанием греха оказалась лишенной вселенного в нее Св. Духа, то Бог для спасения рода человеческого послал Своего Сына, так что в К. In Ioan. Лактанций в полемике с иудеями и язычниками, полагавшими, что евангельские чудеса совершались с помощью волшебства, рассматривает сошествие Св. Духа на Иисуса как дар небесной силы, позволившей Спасителю совершать чудотворения Lact. IV 15. Схождение Духа Святого на Христа прообразует дарование Св. Духа посредством помазания миром в таинстве Крещения Tertull. Иустин Философ одним из первых среди раннехрист. I 204; Lact. IV 15; Hilar. Интерпретация гласа с небес как откровения о богосыновстве Спасителя у церковных авторов также носит полемический характер. Мефодий Олимпийский в своем толковании делал акцент на формах глаголов, представленных в греч. Слова: «Я ныне родил Тебя» - значат: Я восхотел существовавшего на небесах прежде веков родить и в мире, т. Ориген подчеркивал, что Спаситель был Сыном Божиим от вечности, а не стал Им в момент крещения, «так что ни начала Его рождения, ни дня Его не найти» Orig. I 204. Ефрем Сирин Ephraem Syr. Григорий Ниcский метафорически выделял 3 рождения Христа: физическое по плоти , от воды и Св. Духа и в воскресении смерти Greg. Учение о 3 рождениях Христа, как и Его последователей, представлено также и у свт. Григория Богослова Greg. Иоанн Златоуст объясняет название праздника Богоявления как указание именно на К. Духа, но и явление огня и света как элементов теофании при К. Огонь и свет - одни из распространенных образов теофании в ВЗ. Возможно, прибавление этих элементов к описанию К. Одно из наиболее ранних свидетельств этой традиции встречается у мч. В арм. In Ev. В «Пасхальной хронике» также отмечается, что Св. В некоторых старолатинских рукописях чтение Мф 3. В сир. Наиболее частые отсылки к явлению света огня в К. De fide.
Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». И тогда Господь говорит Иоанну: «Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху головы и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую». Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения. В песнопениях широко использовано пророчество св. Псалмопевца пс. Яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашится не имяше». Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслью и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «благоутробие неизреченное» Христа, в «рабии зраце» пришедшего в мир спасти род человеческий. Не забыла Церковь в предпраздничной и праздничной службе и великого служителя Христова и участника события — «Предтечу и Крестителя, и Пророка, и паче всех почтена пророк из пророков » — Иоанна. Заканчивая предпраздненственное пение и начиная воспевать само великое событие праздника, Церковь обращается к Иоанну Предтече и просит его воздвигнуть молитвенно свои руки к Тому, пречистой главы Которого он касался этими руками на Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и духом своим соприсутствовать нам, стать вместе с нами, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество». Читайте также — На Крещение Господне в сельском храме Предпразднество Богоявления Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских кн. Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» с 25 декабря по 6 января , составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова со 2 января Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями на вечерне , трипеснцами на повечерии и канонами на утрени , а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих: «От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением или Просвещением. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова. В Сочельник Богоявления как и в Сочельник Рождества Христова предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одногo раза дозволяется принятие пищи дважды — после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает. Особенности богослужения в Навечерие праздника Во все седмичные дни кроме субботы и воскресенья служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии после заамвонной молитвы бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней — вечерня и после нее водоосвящение. Великие часы Крещения Господня и их содержание Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа Ис. На 3-м часе в особых псалмах — 28-м и 41-м — пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя — трепет и страх при Крещении Господа — и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» Ис. На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса.
Если сочельник приходится на будние дни, то утром верующим предписывается соблюдать строгий пост. В Сочельник верующим советуют попасть на утреннее и вечернее богослужение, а в сам праздник — прийти на литургию Вечером 18 января в церквях проводят литургию Василия Великого: особое богослужение, которое идет дольше, чем в другие дни. В это время читают все новозаветные и ветхозаветные отрывки, рассказывающие о событиях, которые так или иначе связаны с грядущим праздником. А после литургии начинается Великое освящение воды. Освящение воды Освящение воды — главная традиция Крещения, которую совершают в храмах и на водоемах. Воду освящают чином Великого водосвятия дважды: накануне праздника и в сам день Богоявления. Независимо от того, в какой из дней провели ритуал, вода будет иметь равную благодать, отмечают в церкви. Вода, которую освятили в Крещение, имеет особое название: крещенская вода или Великая Агиасма, то есть великая святыня Как освящают крещенскую воду в церкви? Сперва поют тропарь «Глас Господень на водах…», затем зачитывают пророчества из Ветхого Завета, отрывки из Евангелия, а также фрагмент Послания апостола Павла. Все эти фрагменты Писания рассказывают о крещении Иисуса Христа. После начинаются общие молитвенные прошения. Верующие молятся Богу с просьбой освятить воду «силою и действием и наитием Святого Духа», обращаясь к нему со словами «Миром Господу помолимся... Также Бога просят наделить воду способностью очистить тело от всех недугов и греха. Затем священник читает молитву, в которой просит Бога освятить воду, а также кадит ее — то есть окуривает ладаном. Он три раза опускает в воду крест, пока поется тропарь праздника «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе! Тропарь Крещения Господня После этого всех молящихся окропляют святой водой и дают им поцеловать крест. В заключение обряда все священнослужители возвращаются в алтарь. При этом они поют стихиру «Воспоим вернии…». Первые упоминания о святой воде появились еще в 70-е годы IV века в сочинении «Против ересей» святителя Епифания Кипрского. При этом ни он, ни другие святители, которые о ней писали, не говорили ни о каких специальных обрядах, которые совершались бы над водой священниками. Люди просто набирали ее в любом водоеме. Считается, что в ночь на Крещение Господне вся вода становится святой По преданиям, когда на Церковь были гонения и освятить воду в храмах было невозможно, в Крещенскую ночь верующие набирали ее в обычных водоемах или из-под крана. И даже без молитв, которые священник произносит во время обряда, эта вода не портилась несколько лет. Верующие объясняют это тем, что Бог даровал свою благодать людям, которые сохранили глубокую веру, даже когда попасть в храм было просто невозможно. Обычай произносить над водой молитву ввел Антиохийский патриарх Петр Кнафе в последней трети V века. При этом в древности воду святили один раз — в полночь перед Крещением. Однако с X века таинство перенесли на вечер Крещенского сочельника. А вот традиция святить воду второй раз пришла из Иерусалимской церкви.
Крещение Господне — традиции, обычаи, обряды, приметы, поздравления
Крещение Господне православная церковь называет Богоявлением, потому что Иисус Христос после крещения показал себя миру как Спаситель и Мессия. Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы, но поначалу его отмечали совместно с Рождеством. Крещение Господне, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Крещение Господне напоминает нам о том, что и мы некогда погружались в воду крещения, и над нами разверзались небеса, и на нас сходил Дух Святый, посланный Отцом Небесным, по обетованию и по искупительным заслугам Сына Божия. Нередко Крещение Господне еще именуют «праздником Светов» или «днем Просвещения». В народных традициях в Крещение завершаются Святки.
Крещение Господне: история появления и традиции
19 января (6 января по старому стилю) верующие отмечают Крещение Господне, или Богоявление. Один из самых значительных христианских праздников — Крещение Господне и Богоявление отмечают 19 января православные верующие по всему миру. Крещение Господне - православный праздник, когда поста нет, несмотря на пятницу, в эту ночь смелые купаются, остальные Богу молятся. Крещение Господне, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Крещение Господне, один из главных христианских праздников, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ: рекомендации. Новости от компании Муниципальное образование Руднянский район Смоленской области.
Крещение Господне в 2024 году: история возникновения, традиции, приметы и запреты
Крещение Господне является значимых праздников у христиан и всегда отмечается 19 января. Из текста Евангелия мы знаем, что в этот день Иисус Христос принял крещение от рук пророка Иоанна Предтечи. в римско-католической традиции празднование собственно Крещения Господня приурочено к отданию Богоявления (то есть спустя неделю, 13 января, по дореформенному обряду, а после Второго Ватиканского собора — в ближайшее воскресенье после Богоявления). Главная традиция праздника Крещение Господне — освящение воды, которое происходит в храмах и на водоемах. В крещенский сочельник и сам день Крещения Господня (только два раза в году) в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды.
Презентация, доклад на тему Православные праздники. Крещение (5-7 класс)
Так повелось испокон веков вплоть до современного времени. Возникновение праздника. Евангельский рассказ повествует, что к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан и крестившему народ, пришёл Иисус Христос с целью принять Крещение от него. Иоанн был удивлён приходом к нему Иисуса, но тем не менее, Иисус принял от него Крещение. Во время Крещения на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Вода-это начало жизни. Где нет воды-там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать, как водою Великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое. В этом смысле водо являет смерть Старого и рождение Нового в жизни. Во время рождения человек впервые переживает смерть себя как плода во чреве матери и рождение себя одновременно как человека, живущего на Земле.
Тело запоминает, передаёт душе приказ забыть старое и идти в новое, и проносит через весь год. Наше омовение водой в день Крещения является символом собственного обновления и приобщения к тайне собственной жизни!
Сны в этот день считались вещими. С давних времен сохранилась традиция купания в проруби, называемой иорданью.
Её вырубали в форме креста, батюшка освящал воду, после чего все желающие могли окунуться.
После того, как Иисус вышел из реки, вода Иордана очистилась, подобно тому, как душа человеческая способна очиститься от греха. Поэтому накануне, и утром 19 января совершается служба, причастие, освящение воды. Вся суть торжества в том, чтобы показать людям правильный путь к господу, через религию, веру, милосердие всевышнего к земным грехам, способности к очищению, лучшему, жизни вечной. В католицизме 6 января Богоявление, таинство Трех Королей-волхвов отмечают католики.
Традиционно название происходит из библейских времён, когда после рождения младенца Миссии волхвы пришли к нему на поклон. Тем самым, для народа подчёркивается значимость событий рождения Христа, ведь поклониться с дарами приходили лишь к царским особам. У католиков праздник Богоявления завершает цикл рождественских торжеств. В Польше Крещение именуется праздником Трёх Королей. Католики верят, что в древности на поклон к Иисусу пришли именно цари с востока, и принесли ему дары: ладан, символ духовного предназначения с его помощью совершается богослужение золото, символ богатства, чистоты издревле считающийся божественным материалом смирну, в древности использовавшуюся во время погребения символ принесения Христа в жертву, как искупление грехов, обретение вечной жизни Граждане Польши в этот день устраивают карнавальные шествия, пир в честь Трёх Королей, в костелах проходят литургии.
Как празднование Крещения изменялось со временем Начиная с IV века существуют упоминания об особом отношении к воде, набранной в день Крещения Господня, о почитании реки Нил и других рек.
И, конечно, крещенские купели — иордани, которые вырубали во льду в виде креста. В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом.
Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого люди набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов.
Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения.
Крещение Господне в 2024 году: история возникновения, традиции, приметы и запреты
Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный. Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду».
Остатки кутьи отдавали курам, а в отдельный горшок складывали «на судьбу» по 3 ложки блюд, которые стояли на столе в Сочельник. Из этого горшка ел тот, кто последним на Крещение возвращался домой с речки.
Поэтому все после водосвятия спешили домой. Слайд 7 В богоявленскую ночь с 18 на 19 января перед утром небо О чем небу помолишься, то и сбудется. Слайд 8 В день Крещения, лишь только ударит колокол, благочестивые люди спешили зажечь вязанки соломы перед избами для того чтобы Иисус Христос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня. Мастера-любители, попросив разрешения у священника, хлопотали на реке. Они вырубали во льду крест, подсвечники, лестницу, голубя, ставили аналой.
Энгельса, 81. Место для купания — купель в часовне на территории храма. Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» находится в Динском районе по адресу М-4 Дон, 1301-й километр. С 9:00 до 20:00 освящение воды. Купель будет открыта с 12:00 до 20:00.
Освящение воды с 9:00 до 20:00. В ночь с 18 на 19 января купель будет открыта. Мнение "Т. Мы попросили дать его более развернутый комментарий по этому поводу. И поскольку в одном случае Роспотребнадзор запрещает массовые купания, а в другом случае - вопросов не имеет - это вынуждает задаться вопросом, в чем такая избирательность? Напомню, что Роспотребнадзор проводил неоднократно исследование воды, и пришел к выводу, что несмотря на допустимые нормы по санитарно-химическим показателям, микробиологические и паразитологические оставляют желать лучшего. В частности, было обнаружено превышение гигиенических нормативов по содержанию термотолерантных колиформных бактерий ТКБ и общих колиформных бактерий ОКБ - это, в том числе, кишечная палочка. Кроме того, были обнаружены salmonella derby. Напомню, что речь идет об озере Старая Кубань - технологическом гидросооружении в эксплуатации ТЭЦ, куда они и осуществляют сброс теплой воды. Это означает, что даже в холодный период года температура воды там не падает ниже 5 градусов в холодном рукаве, а в теплом рукаве где тоже будет организовано крещенские купания не ниже 10-15 - и это в самые морозы, хотя сейчас зима мягкая.
Те микроорганизмы, которые были обнаружены Роспотребнадзором активно размножается при минимальном пороге 4-5 градусов некоторые и ниже. Отсюда возникает вопрос - почему всем нельзя, а в Крещение можно? Мы должны создать условия в том числе с помощью организации, эксплуатирующей данный водоем - Лукойл , при которых все желающие могли бы купаться в Старой Кубани - и православные в светлый праздник Крещения, и обычные горожане круглый год. Как подготовиться к крещенским купаниям "Крещенские купания не являются религиозным действом - это народная традиция, поэтому обрядом назвать данные омовения некорректно. Традиций в русском народе за тысячелетнюю историю предостаточно, естественно все они не обязательны к исполнению. А что обязательно для христианина в великие Двунадесятые от слова двенадцать — столько в Церкви самых главных праздников праздники, одним из которых и является Крещение Господне — молитва за богослужением и, по возможности, Исповедь и Причастие. А вот подготовка к купаниям действительно нужна и в первую очередь она заключается в медицинском обследовании. Не каждый организм может перенести резкий перепад температур. Лучше поберечь себя, если есть проблемы с сердцем. Ни в коем разе не рекомендую окунаться в состоянии алкогольного опьянения.
Перед омовением нужно закаляться, хотя бы несколько дней, советуют медики. Так можно приучить организм к резким перепадам температур. В идеале конечно начинать нужно за несколько месяцев до крещенских купаний: обтираться или ополаскиваться холодной водой, выходить в лёгкой одежде на балкон. Тогда вам проще будет перенести чрезмерную нагрузку на сердце. Охлаждаться перед погружением в купель следует постепенно. Раздеваться лучше снизу вверх, чтобы грудная клетка оказалась на холоде в последнюю очередь, а одеваться — в обратном порядке. Не будет лишним разогреть мышцы: приседайте, машите руками, наклоняйтесь - сделайте небольшую разминку. Противопоказаны крещенские купания тем, кто недавно перенес простуду или недомогает; людям с хроническими заболеваниями и болезнями сердечно-сосудистой системы ишемической болезнью сердца, артериальной гипертензией, различными формами аритмии. Наконец нельзя купаться, если вы выпили. Алкоголь создаст ложное чувство тепла.
И тогда шансы на обморожение или проблемы с сердцем возрастают многократно.
Потом на нового христианина надевается нательный крестик — оберег и символ принадлежности к вере и новые белые одежды. Смысл обряда в том, что «новорожденный» теперь может и хочет жить по христианским законам, которые мы называем заповедями. Главное событие Крещения Главный символ Крещения — вода. В ночь с 18-го на 19-е с полночи до полночи она особую силу приобретает. И, прежде всего, возможность сохранять абсолютную свежесть до трех лет. К тому же капля «живой» воды море освящает, и ею можно разбавлять воду обычную, придавая ей целебные свойства. Главное событие Крещения — великое водосвятие. В Крещенский Сочельник вода освящалась в купели, устроенной в центре храма и окруженной свечками, перевитыми лентами, которые приносили прихожане. А в день празднования верующие отправлялись к водоемам со специально вырубленными прорубями в форме креста или круга — иорданям по названию реки Иордан, где крестился Святитель.
Самые искусные мастера, после благословения батюшки готовили накануне прорубь, ступеньки и подобие аналоя с подсвечниками, деревянным крестом, украшенным ледяным голубем — символом Святого Духа. Прорубь закрывалась крышкой с колышками, и когда ее снимали, колья разбирали на счастье. В день Богоявления после Божественной литургии к проруби направлялся крестный ход со всей деревни. Священник проводил специальный обряд с чтением молитв, испрашивающих у Господа благословения на святую воду и троекратным погружением креста и подсвечника вода освящается огнем. Все желающие тоже с молитвой окунаются в прорубь или обливаются водой, очищая свою душу и тело. Приводили к проруби и лошадей, чтобы напоить их «живой» водой. В храмах служили праздничный молебен по случаю великого освящения воды, и каждый прихожанин уходил с бутылочкой святой крещенской воды для укрепления духовного здоровья и телесного. Более ранняя святая вода считалась самой сильной. На Богоявление Христос сам наделяет воду в природных водоемах святой силой, и освящение воды церковными служителями — акт символический, ведь на Иордани происходили аналогичные события. Водоосвящение на само Крещение с пятого века совершалось в Иерусалимской церкви с выходом на реку Иордан для водосвятия и воспоминании о Крещении Христа.
И в русской православной церкви в Навечерие святят воду в храмах, а в сам праздник — ходят «на Иордань»: реку, колодец, источник. По традиции на иорданской службе в небо запускают голубей — символ Духа Божьего и знак того, что рождественские святки закончились. Молодежь в этот день развлекалась на льду, устраивая карусели, обходила с колядками дома, еще раз поздравляя всех с праздниками и прославляя Христа. От Иордана другое название праздника и до Великого поста продолжался сезон свадеб. Крещенский сочельник Приготовления к такому большому празднику начинают накануне, в Крещенский сочельник — голодный святвечер. В день Навечерия готовят последнюю из праздников рождественского цикла кутью — Голодную. Свое название он получила потому, что с момента ее употребления и до выноса свечи после литургии в храмах и освящения воды в знак особого уважения к празднику был самый строгий пост — даже дети ничего не ели «до звезды». Остатки кутьи скармливали домашней птице, а в отдельную посуду откладывали «на судьбу» по три ложки всех блюд, что были на столе: вареников с капустой, жареной рыбы, гречневых блинов, взвара.
Крещение Господне: история праздника от истоков до современного понимания
Крещение Господне | В церковном календаре он имеет название Крещение Господне (Святое Богоявление). |
Крещение Господне: история праздника от истоков до современного понимания | Нередко Крещение Господне еще именуют «праздником Светов» или «днем Просвещения». |
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) | Другими словами, чествуя Крещение Господне, надлежит вспомнить и об обете личного крещения, данного нами, или от нашего лица — нашими крестными родителями, перед купелью. |
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
Богоявление Господне | Изображения Крещения Господня – одни из самых древних в истории христианского искусства. |
Праздник Крещения: история, традиции | Один из самых значительных христианских праздников — Крещение Господне и Богоявление отмечают 19 января православные верующие по всему миру. |
Доклад Сомко Татьяны "Крещение Господне"
Карина «Гадающая Светлана» 1836 «Раз в крещенский вечерок…» Согласно поверью в крещенскую ночь появлялся оборотень «Огненный змей», который имел обличье прекрасного юноши и заставлял девушек влюбляться в себя без памяти. Вот как описывают его в народном фольклоре: «Умеет оморочить он, злодей, душу, умеет говорить речи, заиграет он, безжалостный, девичьим сердцем, затомит девицу в горячих объятиях. От его поцелуев горит девушка румяной зарей. Без него девушка сидит в тоске, без него она сушит себя». Защитой от этого оборотня служил крест, начертанный на дверях. Еще один способ состоял в том, чтобы собранный в крещенский вечер снег насыпать на печную загнетку углубление на левой стороне русской печи, в которое сгребается раскаленный уголь. Иван Алексеевич Бунин Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись березы. А меж ними на снежное лоно, Точно сквозь серебро кружевное, Полный месяц глядит с небосклона. Высоко он поднялся над лесом, В ярком свете своем цепенея, И причудливо стелются тени, На снегу под ветвями чернея. Замело чаши леса метелью, — Только вьются следы и дорожки, Убегая меж сосен и елок, Меж березок до ветхой сторожки.
Убаюкала вьюга седая И заснул он, засыпанный вьюгой, Весь сквозной, неподвижный и белый. Спят таинственно стройные чащи, И поляны, и луг, и овраги, Где когда-то шумели потоки. Тишина, — даже ветка не хрустнет! А, быть может, за этим оврагом Пробирается волк по сугробам Тишина, — а, быть может, он близко… И стою я, исполнен тревоги, И гляжу напряженно на чащи, На следы и кусты вдоль дороги.
Пророк сразу узнал в подошедшем человеке Мессию и удивился его намерению креститься. Он воскликнул: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Христос, не знавший греха, настоял на необходимости пройти таинство. Он видел в этом волю Божью и понимал, что должен стать примером для других людей.
Иоахим Патинир. Источник: pravmir. С момента крещения началась проповедническая деятельность Иисуса Христа. Традиции Крещения 19 января За день до праздника, 18 января, отмечается Крещенский сочельник, или Навечерие. В храмах проходят службы и совершается первое водосвятие. Второй раз воду освящают на следующий день, 19 января. Считается, что набранная в эти дни вода обладает целительной силой. В Крещенский сочельник принято соблюдать строгий пост — так душа готовится к важному событию.
Верующие стараются не есть до завершения водосвятия, и лишь по возвращении из храма накрывают постный стол. Традиционным блюдом является сочиво — вареная пшеница, рис или перловка с медом. Сочиво — традиционное постное блюдо для трапезы в канун Крещения. Наши предки старались приготовить как можно больше разнообразных блюд, чтобы весь следующий год был благополучным.
Рассказываем об истории, смысле и традициях праздника. Смысл названия 1 Праздник Крещение Господне тесно связан с событием земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами, — крещением, которое совершил в реке Иордан пророк Иоанн Предтеча, он же — Иоанн Креститель. Второе название праздника — Богоявление.
Это название напоминает о чуде, которое произошло во время крещения Христа: в облике голубя с небес сошел Святой Дух, и глас с неба назвал Иисуса сыном. Этот день также часто называли "днем Просвещения", "праздником Светов" или "святыми Светами" — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. История праздника 2 Согласно Евангелию, после странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии, рассказал про крещение для оставления грехов и начал крестить людей в водах. Когда Иисусу было 30 лет, он также пришел к водам реки Иордан и попросил Иоанна крестить его.
Празднование Крещения Господня — это время особой радости и духовного обновления для православных христиан. Оно напоминает о том, что Бог явил Себя миру и призвал каждого из нас присоединиться к Его Царству через Таинство крещения. Вода Крещения и святой Иордан Вода, как символ обновления и исцеления, играет центральную роль в ритуале крещения.
Именно через воду происходит духовное рождение человека и его вступление в общину верующих. Эта основополагающая роль воды в христианском таинстве во многом связана с крещением Христа в реке Иордан. Река Иордан, в которой Иоанн Креститель окрестил Господа нашего Иисуса Христа, считается священной не только в христианстве, но и в иудаизме. Иордан связан со многими ключевыми событиями в Библии. Ветхий Завет упоминает об Иордане как о реке, через которую народ Израиля под руководством Иисуса Навина перешел в Землю Обетованную после 40 лет странствий в пустыне. В Новом Завете Иордан получает новое значение. С крещением Христа в его водах, Иордан становится символом преображения и обновления. В момент, когда Христос ступил в его воды, Иордан, по словам церковных отцов, стал «Иорданом святости», воды которого способны очищать грехи и приносить исцеление.
Это подчеркивается в молитвах православного богослужения Крещения Господня. Во время праздника Крещения в православной церкви совершается Богоявленское освящение воды. Эта вода, символически представляющая собой воды Иордана, затем используется в течение всего года для различных церковных и домашних обрядов и считается особенно благословенной. Она принимается внутрь для исцеления и защиты, используется для благословения дома и других мест, а также служит для освящения различных предметов.
Крещение Господне
христианский праздник, началом которого считают крещение иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Крещение Господне: история православного праздника Крещение в других религиях также ассоциируется с очищением не только физическим, но и духовным. Богослужения на Крещение Господне 18 января в 17:00, а 19 января в 07:30, после будет организован Крестный ход к водоему Старая Кубань в 10:00. Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. великое христианское таинство. Через погружение в воду, человек отрекается. История праздника связана с одним из ключевых моментов в жизни Иисуса Христа – его крещением в реке Иордан.