Новости кто такие новомученики

Несомненно, в течение XXI века истории новомучеников, вновь рассказанные исследователями и церковными агиографами, сыграют свою роль в процессе очищения национальной памяти. Новости.

Когда Собор новомучеников и исповедников Российских в 2023 году

С декабря 1903 года служил в кафедральном Софийском соборе города Гродно. В 1906 — 1915 годах одновременно состоял законоучителем Гродненской частной женской 7-классной гимназии. В 1915 году, в связи с военными действиями, причт храма был эвакуирован в Москву, и отец Николай стал служить в храме святителя Николая на Щепах близ Смоленской площади. В 1930 году был выселен властями из Москвы как социально чуждый элемент. Потеряв место жительства, уехал сначала в село Кунцево, а затем поселился в поселке Немчиновка под Москвой и стал служить в храме Рождества Христова. В конце 1934 года новый председатель Немчиновского поселкового совета запретил проведение приходских собраний, колокольный звон, а затем по его распоряжению были сняты и сами колокола. Спустя немного времени, он решил храм закрыть, а здание отдать под занятия физкультурников, ссылаясь на малочисленность прихожан. В это время в поселке было около семисот домов и проживало восемь тысяч жителей, из которых две тысячи подписались как верующие под заявлением с протестом против закрытия храма.

Ответа на это письмо не последовало. Общиной были написаны и отправлены еще несколько прошений, но ответа и на них не последовало.

Удивительно, но продолжая профессионально заниматься спортом, он всегда соблюдал пост и это никак не отражалось на результате. По совету известного старца, архимандрита Иоанна Крестьянкина, Игорь бросил спорт и ушел в монастырь. Мать была категорически против: она даже приезжала к сыну в обитель и уговаривала уйти. В монастыре пришлось делать самую разную работу: помогать на стройке, убирать территорию, дежурить у монастырских ворот. Позже нес послушание летописца монастыря. После пострига и рукоположения стал замечательным проповедником и окормлял заключенных в соседнем городе.

Через шесть лет после мученической кончины сына его мать Анна Михайловна приняла монашеский постриг с именем Василиссы. Покажи мне, Владыка, кончину мою, Приоткрой и число уготованных дней, Может, я устрашусь оттого, что живу, И никто не осилит боязни моей. Приоткрой, и потом от меня отойди, Чтобы в скорби земной возмужала душа, Чтобы я укрепился на крестном пути Прежде чем отойду, и не будет меня. Стих иеромонаха Василия Инок Трофим Татарников. Родился в Иркутской области, окончил железнодорожное училище, работал машинистом. Потом устроился в Сахалинское рыболовство, пять лет ходил в плавание. Любуясь красотами морских пейзажей, стал заниматься фотографией и даже сотрудничал как фотокорреспондент с местной газетой. Круг интересов Леонида был широким: помимо прочего он занимался в яхт-клубе, танцевал в народном ансамбле.

Желая приносить больше пользы людям, он стал сапожником. Но из мастерской вскоре пришлось уйти — делая качественную обувь и на совесть ее ремонтируя, он чуть не оставил коллег без работы.

В самой России тема новомучеников и исповедников российских только начинает приобретать свою научную значимость, выходя из поля эмоций и политики, а на Западе она, в силу своей чужеродности, является предметом более объективного изучения. Профессор русской истории Копенгагенского университета Карин Кристенсен предприняла попытку рассказать об этом. Причём её целью стали не сами новомученики, а память о них, их канонизация. Автор написала книгу, базируясь на своей диссертации, и представила читателю великолепный обзор западной историографии вопроса о новомучениках.

Кроме того, автор совершила паломничество в такие знаковые места, как Бутово и Соловки. Название книги немного неточно отражает её содержание.

Странно не пользоваться шансом чему-то научиться у своих единоплеменников. В проекте «Слово новомучеников» мы читаем письма святых ХХ века. В них мы видим их личные особенности: как они страдали, чувствовали свое несовершенство, молились, отчаивались, находились силы вновь молиться, бороться. Мы видим живых людей. В житиях бывает сложно разглядеть индивидуальность человека. Наш проект позволяет услышать слово новомучеников, которое было сказано ими самими, а не авторами житий. Через тексты мы можем увидеть не только тот результат жизни, который зафиксирован в житии, но и взглянуть на эту жизнь в разрезе. Это нужно для того, чтобы в деталях их бытия увидеть то, в чем можно подражать их вере.

В Послании к евреям сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» Евр. Иногда кажется, что мученики — это те, кто учит нас любить только Христа и от всего остального отказываться. На самом деле это люди, которые учат нас правильно ставить приоритеты в жизни. Для чего это нужно? Одной из самых массовых форм почитания является паломничество. По всей России есть места для паломничества, о которых мы не знаем ничего или знаем мало. Поехали мы в лавру, в Донской монастырь, поклонились мощам святителя Тихона, почитали о том, кто это. Но при этом многое пропустили. Рядом с любым крупным городом у нас есть расстрельный полигон. На каждом из этих расстрельных полигонов погибло много людей, как правило, несколько тысяч.

Среди этих людей были новомученики, и сейчас их тела лежат где-то в земле, среди множества тел других невинно убиенных. Их останки находятся рядом с теми городами, в которых мы живем или в которые мы ездим, чтобы помолиться тем святым, которые просияли в древности в этих городах. А про новомучеников мы забываем. Если мощи есть, то и святой есть, а если их нет, то не очень понятно, где ему молиться. Наличие храма или монастыря, где святой просиял, наличие мощей в этом монастыре делают его центром притяжения и паломничества. А расстрельный полигон так не работает. Это такая травма — в буквальном значении слова, то есть рана. Это место, где нашу землю, наш народ, наше общество поранили. Это боль. Мы стараемся ее пластырем заклеить, мы не хотим про это вспоминать.

А помнить об этом очень важно даже просто с общегуманистической точки зрения — что людей не стоит убивать, людей стоит любить и принимать разными. Кроме того, это люди, явившие нам пример своего человеческого героизма, своей верности убеждениям, и многие из них — наши братья по вере. Поэтому очень важно, приехав в Петербург на Смоленское кладбище или в Александро-Невскую лавру, не забыть про Левашовскую пустошь. Приехав в Донской или Данилов монастырь, не забыть про Бутово и Коммунарку.

Циркулярные письма

  • Новомученики в СССР: За что церковь канонизировала святых в советское время
  • Новомученики и исповедники Российские | Group on OK | Join, read, and chat on OK!
  • Пули летели в грудь: кто такие новомученики из Подмосковья
  • Когда Собор новомучеников и исповедников Российских в 2023 году

В Римско-католической церкви

  • Российские Новомученики и МП
  • Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской 2017
  • Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
  • Новомученики

НОВОМУЧЕНИКИ

Кто-то из новомучеников, исповедников и страстотерпцев был примером мужества и мудрости. Впервые тема канонизации новомучеников и исповедников Российских в Русской Православной Церкви была затронута на Поместном Соборе 1988 года. Новомученики (новые мученики) — это люди, которые пострадали за веру сравнительно недавно. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову в 2023 году В 2023 году Собор новомучеников и исповедников Российских отмечается 5 февраля 2023 года. Конечно, за одну встречу невозможно рассмотреть историю советских гонений в Тверской епархии, но есть надежда, что состоявшийся разговор станет первым шагом в том, чтобы помочь друг другу увидеть, как подвиг новомучеников и исповедников явил себя на Тверской земле. Религиозное почитание Новомучеников Российских так и не сделалось народным, имея ввиду народ церковный.

Описание подвигов и икона новомучеников и исповедников российских, тропарь

Bcе ero предшественники находились в заключении, он знал, что его ждет та же участь, а также выбранного им ceбе, на случай ареста, преемника. Поэтому, вступив в управление в декабре 1926 г. Через три дня он был выпущен и выслан в Угличь, откуда правил Церковью до марта 1927 г. Новые Мученики Российские. После выхода Декларации «Архиепископ Серафим [в своем "Послании"] обвиняет митрополита Сергия в тяжком грехе "увлечения малодушных и немощных братий наших в новообновленчество.

Серафима Самойловича Июнь 1928г. А в 1933 году он подписывает "Деяние" об отлучении м. Сергия, в котором, в частности, говорилось: «Ряд увещаний архипастырей, богомудрых отцов и православных мужей Церкви Российской не привели к сознанию м. Серия, продолжающего пагубную деятельность потрясения всех основ православия.

В этого рода деятельности м. Лично же я считаю, что м. Серий узурпировал власть, учинил раскол, впал в ересь и отступил от исповедничества православия. Узурпаторство власти мы признаем: в организации незаконного Синода 5 мая 1927 г.

Петра, Патриаршего местоблюстителя, в которой явно оказывается, при посредстве незаконного Собора, определить форму правления Церкви, конечно, заместить Патриаршество Коллегией. Своим деянием м. Сергий исказил учение о Спасении и о Церкви, находя спасение только в видимой организации Церкви, таким образом отвергая внутреннюю силу Благодати Божьей, при которой Церковь может существовать и в пустыни. Отступничество вытекает из еретического учения м.

Серия о спасении и о Церкви, как земном учреждении, при существовании которого можно идти на все уступки, чем искажается самый призыв Христа к исповедничеству, так Господь Христос осудил Петра, сказав: "отойди от меня сатана... Не входя в разсмотрение остальных деяний м. Сергия за тот же период времени, Мы, по благодати, данной нам от Господа нашего И. Христа, объявляем м.

Серия, нарушившего чистоту православной веры, исказившего догмат о спасении и о Церкви, учинившего раскол и произнесшего хулу на Церковь Христову и на Ее исповедников, а в расточении Церкви и хулу на Духа Святого, объявляем м. Сергия лишенным молитвенного общения с нами и со всеми православными Епископами Русской Церкви, предаем его церковному суду с запрещением в священнослужении. Епископы, единомышленные с м. Сергием принимаются нами в молитвенное и каноническое общение, по чиноприему из обновленчества...

Деяние Архиеп. Угличского Серафима Самойловича. Ниже приводится отрывок из письма, не вошедшего в указанный сборник и адресованного одному епископу, неотошедшему от м. Лестчий дух сергианства не исповедует Христа во плоти пришедша, поэтому нельзя верить и сергианским устам.

Поэтому и само сергианство есть одна лишь воплощенная ложь и духовная пустота и безсилие. Это еще не антихрист, но это уже его Антицерковь». Новосёлов "Апология отошедших от м. Слово человеческое утратило всякую связь с истиной, с Предвечным Словом, потеряло всякое право на доверие и уважение.

Люди потеряли веру друг в друга и потонули в океане неискренности, лицемерия и фальши. Но среди этой стихии всеобщего растления, ограждаемая скалой мученичества и исповедничества, непоколебимо стояла Церковь, как столп и утверждение Истины. Изолгавшиеся и истомившиеся в своей лжи люди знали, что есть место, куда не могут захлестнуть мутные воды неправды, есть престол, на котором сама Истина утверждает свое царство и где слова звучат не как фальшивая неимеющая ценности медянка, но как чистое золото. Не оттого ли потянулось к Церкви в последние годы столько охваченных трепетом веры сердец, которые до того были отделены от неё долгими годами равнодушия и недоверия?

Что же скажут они, что они почувствуют, когда и оттуда с высоты последнего прибежища отвергнутой мiром Правды, с высоты амвона зазвучат слова лицемерия, человекоугодничества и клеветы? Не покажется ли им, что ложь торжествует свою конечную победу над мiром и что там, где мерцал для них светом невечерним Образ Воплощенной Истины, смеется в отвратительной гримасе личина Отца Лжи? Как жалки сравнительно с ним лукавые мудрования и словоизвития Митрополита Сергия, которыми он пытается оправдать свой путь неправды, на какой он хотел увлечь всю Русскую Церковь. Продолжая развивать выдвинутые им аргументы, основанные на давнем нехристианском принципе: "цель оправдывает средства", его нынешние последователи дошли до того, что стали кощунственно проповедовать "святую ложь" и придумали особый "подвиг лжи" ради спасения Церкви.

Можно ли дальше уклоняться "в словеса лукавствия непщевати вины о гресех чтобы придумывать извинения во грехах "? Дамаскин митр. Сергий поколебался в уверенности во всемогущество Всепреодолевающей Истины, во Всемогущество Божие, в роковой миг, когда он подписывал декларацию. И это колебание, как страшный толчок, передастся Телу Церкви и заставит его содрогнуться.

Не одно человеческое сердце, услыхав слова декларации в стенах храма, дрогнет в своей вере и в своей любви, и, может быть, раненое в самой сокровенной святыне, оторвется от обманувшей его Церкви и останется за стенами храма... Тысячеустная молва пронесет страшное слово в самую толщу народа, новой раной поразит многострадальную душу народную, и во все концы земли пойдет слух о том, что Царство Христа стало царством зверя... Учение в защиту Православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия", в 2-х ч. Но вот, в современной Московской "патриархии" набирает скорость возрождение сергианства и недалёк тот день, когда его основоположника, митрополита Сергия Страгородского произведут в святые.

Напечатано уже и его "житие" под заглавием "Страж дома Господня". В предисловии к книге Сретенского монастыря о митр. При этом исповедников, не признавших сергиевой церкви, Алексий II ставит в один "опасный" ряд с обновленцами: «различные неканонические группировки, не смирившиеся с новым государственным устройством, стали не меньшей опасностью, чем гонения» "Страж Дома Господня". В издательской аннотации говорится о митрополите Сергии, что «светлый образ мудрого кормчего Церкви...

На родине митр. Сергия в его честь "патриарх" Алексий II "благословил" создать целый "мемориальный комплекс": «Мемориальный комплекс включает в себя площадь, названную именем Патриарха Сергия Страгородского , памятник и музей, в котором будет открыта постоянная экспозиция, посвященная жизни и трудам Святейшего Патриарха Сергия».

Родился в Москве 23 декабря 1960 года. Окончил факультет журналистики МГУ, но по профессии никогда не работал. Мастер спорта международного класса по водному поло, входил в состав сборной СССР, участвовал в международных соревнованиях в Европе.

В одной из таких поездок он познакомился с голландской переводчицей, с которой стал переписываться. За это его обвинили в «шпионской связи с иностранными гражданами» и не пустили на соревнования в Канаду. Расстроенному Игорю верующая преподаватель истории посоветовала сходить в храм. После этого молодой человек оттуда уже не уходил. Удивительно, но продолжая профессионально заниматься спортом, он всегда соблюдал пост и это никак не отражалось на результате.

По совету известного старца, архимандрита Иоанна Крестьянкина, Игорь бросил спорт и ушел в монастырь. Мать была категорически против: она даже приезжала к сыну в обитель и уговаривала уйти. В монастыре пришлось делать самую разную работу: помогать на стройке, убирать территорию, дежурить у монастырских ворот. Позже нес послушание летописца монастыря. После пострига и рукоположения стал замечательным проповедником и окормлял заключенных в соседнем городе.

Через шесть лет после мученической кончины сына его мать Анна Михайловна приняла монашеский постриг с именем Василиссы. Покажи мне, Владыка, кончину мою, Приоткрой и число уготованных дней, Может, я устрашусь оттого, что живу, И никто не осилит боязни моей. Приоткрой, и потом от меня отойди, Чтобы в скорби земной возмужала душа, Чтобы я укрепился на крестном пути Прежде чем отойду, и не будет меня.

Священномученик Иаков Бриллиантов, 2 декабря 38. Священномученик Виктор Смирнов, 8 декабря 39.

Священномученик Андрей Шершнев, 8 декабря 40. Священномученик Илия Зачатейский, 9 декабря 41. Преподобномученик Никон Беляев, 10 декабря 42. Священномученик Сергий Кочуров, 12 декабря 43. Преподобномученица Антонина Степанова, 15 декабря 44.

Мученица Вера Графова, 15 декабря 45. Мученица Мария Журавлева, 15 декабря Новомученики Луховицкие Память Луховицких новомучеников — 1-я суббота после 21 ноября 1. Священномученик Николай Кандауров, 17 февраля 2. Священномученик Сергий Любомудров, 21 февраля 3. Священномученик Иоанн Калабухов, 26 февраля 4.

Священномученик Михаил Попов, 26 февраля 5. Преподобномученица Евдокия Архипов, 14 марта 6. Преподобномученица Ольга Жильцова, 14 марта 7. Мученик Василий Архипов, 14 марта 8. Преподобномученица Антонина Новикова, 20 марта 9.

Священномученик Николай Постников, 10 апреля 10. Мученик Гавриил Фомин, 22 апреля 11. Священноисповедник Феодосий Ганицкий , епископ Коломенский, 3 мая 12. Священномученик Христофор Надеждин, 26 мая 13. Преподобномученик Иона Санков, 21 июня 14.

Священномученик Иоанн Соловьев, 9 августа 15. Священномученик Дмитрий Миловидов, 20 августа 16. Преподобномученица Мария Мамонтова-Шашина, 2 октября 17. Исповедник Иоанн Летников, 12 октября 18. Священномученик Петр Соловьев, 13 октября 19.

Священномученик Сергий Бажанов, 31 октября 20. Священномученик Михаил Марков, 22 февраля 2. Священномученик Василий Архангельский, 16 ноября 3. Священномученик Димитрий Русинов, 22 ноября 4. Священномученик Сергий Спасский, 27 ноября 5.

Священномученик Леонтий Гримальский, 26 февраля 2. Священномученик Иоанн Честнов, 13 декабря 3. Священномученик Александр Парусников, 27 июня 4. Священномученик Сергий Белокуров, 6 марта 5. Священномученик Алексий Скворцов, 4 июля 6.

Священномученик Вениамин Фаминцев, 14 марта 7. Священномученик митрополит Серафим Чичагов, 11 декабря 8.

В это время в поселке было около семисот домов и проживало восемь тысяч жителей, из которых две тысячи подписались как верующие под заявлением с протестом против закрытия храма. Ответа на это письмо не последовало. Общиной были написаны и отправлены еще несколько прошений, но ответа и на них не последовало. Все это время в храме, однако, продолжались богослужения.

В течение трех дней верующие попытались обжаловать это решение, добавляя, что если невозможно оставить им храм, то они просят разрешения снять для богослужений сарай, который у них для этой цели уже найден. Но власти стояли на своем: храм закрыть и не разрешать взять другого помещения. Весь клир храма, включая протоиерея Алексия Соколова , священника Николая Гаварина и служившего в этом же храме диакона сщмч. Елисея Штольдера , вынужден был перейти служить в Николаевский храм в селе Ромашково. В августе 1937 года следователь вызвал одного из жителей Кунцево , некоего Александра Ивановича, и предложил ему дать показания на священника Николая Гаварина. Свидетель был со священником незнаком и отказался давать показания.

Паломничество к стенам тюрьмы: как и зачем сегодня хранить память о новомучениках

В воскресенье, 5 февраля (23 января по старому стилю), Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников российских, пострадавших за веру в годы безбожных гонений в России после революции 1917 года – тех, кто не побоялся противостоять. Кто-то из новомучеников, исповедников и страстотерпцев был примером мужества и мудрости. Новомученики – это те, кто сохранил верность Церкви и истине и через это остался свободным от самых страшных и тяжких внешних обстоятельств жизни.

Емельянов Н.Е. К вопросу о числе новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в XX веке

Новому́ченики — термин в православии, которым характеризовались святые, принявшие мученическую кончину в относительно недавнее время. А когда их спрашивают, кто такие новомученики, они могут просто показать старые фотографии своих родственников, погибших в гонениях. Новомученики – это те, кто сохранил верность Церкви и истине и через это остался свободным от самых страшных и тяжких внешних обстоятельств жизни. Кто такие новомученики и много ли их в нашей епархии, обсудим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеродиаконом Иоанном (Галумовым).

Новомученики в России: история канонизации

В списке есть как новомученики, исповедники, так и неканонизированные христиане, жертвы политического террора государства в период после октября 1917-го года. Оптинские новомученики: кто они? С 1993 года праздник Пасхи в Оптиной пустыни стал особенно памятным днем. 4 февраля, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь совершает поминовение новомучеников и исповедников, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Инок Трофим (Татарников). 39 лет

  • Предыдущие выпуски
  • Инок Трофим (Татарников). 39 лет
  • В Римско-католической церкви
  • Описание подвигов и икона новомучеников и исповедников российских, тропарь

Кто такие новомученики?

Сергий Кедров , прот. Варлаам Никольский , игум. Гавриил Владимиров , иером. Гавриил Гур , иером.

Арсений Троицкий , прот. Никита Делекторский , еп. Кирилл Смирнов , митр.

Сергий Зверев , архиеп. Михаил Гусев , прот. Николай Романовский , прот.

Парфений Брянских , еп. Алексий Задворнов , иером. Димитрий Русинов , прот.

Илия Рылько , прот. Иосиф Сченснович , диак. Нестор Панин , прот.

Павел Ансимов , прот. Феодор Чичканов , прот. Августин Беляев , архиеп.

Прокопий Титов , архиеп. Иоанникий Дмитриев , архим. Серафим Гущин , иером.

Иоанн Сперанский , прот. Петр Павлушков , прот. Константин Успенский , прот.

Симеон Кречков , диак. Александр Покровский , прот. Алексий Никологорский , прот.

Аристарх Заглодин-Кокорев , иером. Василий Лихарев , прот. Василий Никольский , прот.

Георгий Извеков , прот. Димитрий Беневоленский , прот. Димитрий Лебедев , прот.

Николай Виноградов , прот. Сергий Знаменский , прот. Сергий Руфицкий , прот.

Михаил Абрамов , прот. Пантелеимон Аржаных , игум. Александр Серебров , прот.

Вениамин Зыков , архидиак. Геннадий Ребеза , архим. Герасим Сухов , иером.

Димитрий Куклин , прот. Иаков Передерий , прот. Иоанн Малиновский , прот.

Иоасаф Крымзин , игум. Иоасаф Удалов , еп. Константин Михайловский , прот.

Митрофан Кванин , иером. Михаил Дмитрев , прот. Петр Мамонтов , иером.

Порфирий Гулевич , еп. Сергий Махаев , прот. Александр Сахаров , прот.

Алексий Аманов , прот. Алексий Никатов , прот. Арсений Дмитриев , игум.

Владимир Медведюк , прот. Евтихий Качур , игум. Иларион Писарец , иером.

Иоанн Сарв , прот. Иоанникия Кожевникова , игум. Макарий Кармазин , еп.

Иоасаф Жевахов , еп. Алексий Бенеманский , прот. Герасим Мочалов , иером.

Илия Громогласов , прот. Борис Воскобойников , еп. Александр Левицкий , прот.

Михаил Богородицкий , прот. Серафим Остроумов , архиеп. Александр Вершинский , прот.

Варлаам Попов , прот. Виктор Смирнов , прот. Григорий Воинов , прот.

Правитель государства, если он прославляется как святой, не обязательно должен быть выдающимся гениальным и могущественным политическим деятелем, талантливым организатором, успешным полководцем все это может быть, а может и не быть, но не причина канонизации. Император Николай и его семья прославлены Церковью по причине смиренного отрешения от могущества, власти и богатства, отказа от борьбы и принятия невинной кончины от рук безбожников. Главным же аргументом в пользу святости Царственных Страстотерпцев является их молитвенная помощь людям, обращающимся к ним. Великая княгиня Елисавета Федоровна и великий князь Сергей Александрович Великая княгиня Елисавета Федоровна, супруга дяди императора Николая, великого князя Сергея Александровича, после гибели мужа от рук террористов в 1905 г. Она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, особое православное учреждение, сочетавшее в себе элементы монастыря и богадельни. В тяжелые годы войны и революционной смуты обитель действовала, оказывая самую разную помощь нуждающимся в ней. Будучи арестована большевиками, великая княгиня вместе со своей келейницей инокиней Варварой и другими близкими людьми, была отправлена в Алапаевск. На следующий день после расстрела императорской семьи они были сброшены в заброшенную шахту.

Бутовский полигон К югу от Москвы, недалеко от населенного пункта Бутово давшего ныне названия двум районам нашего города разместился секретный полигон, на котором в особо больших масштабах расстреливались священники и миряне. Всего известны имена 20 765 человек, расстрелянных здесь в период с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года. В наше время на Бутовском полигоне открыт мемориальный комплекс. Бутовский полигон Всего известны имена 20 765 человек, расстрелянных в период с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года. Другим местом массового подвига Новомучеников и Исповедников стал Соловецкий монастырь, преобразованный большевиками в место заключения.

Нам напоминают о них руины храмов, разбросанные по всей нашей стране. Ежегодно мы узнаем новые имена пострадавших за веру в ХХ веке».

Владыка заключил эту проповедь призывом «бережно хранить память о подвиге новомучеников и исповедников, брать с них пример твердой веры во Христа и преданности Его Святой Церкви». В другой своей проповеди епископ Паисий призвал обращаться «к сонму новомучеников и исповедников Русской Церкви с просьбой укрепить нас в вере и помочь в преодолении тех испытаний и невзгод, которые выпали на наш век». Ниже приведены имена десяти священников и одной мирянки, прославленных в лике святых.

Впервые этот термин употребил Иоанн Златоуст , описывая мучеников, пострадавших при Юлиане Отступнике , но широкое распространение он получил с конца XV века как характеристика святых, пострадавших от иноверцев в Османской империи. В новейшее время этот термин употребляется применительно к подвижникам, пострадавшим от советской власти во время ожесточенных гонений на Русскую православную церковь в XX веке [1].

Новомученики и исповедники Российские

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК СЕРГИЙ КРЕСТНИКОВ, ПОСЛУШНИК / НОВОМУЧЕНИК ДНЯ 7 февраля Русская православная церковь празднует память новомучеников и исповедников российских.
Иконография новомучеников Кто вычеркнул из святцев 36 российских новомучеников?».
Новомученики и Исповедники Церкви Русской. Кто они? Кто такие новомученики. Как становится ясно уже из самого названия, новомученики — это люди, которые приняли мученическую кончину за веру не так давно.

НОВОМУЧЕНИКИ

Так кто они такие — Новомученики и Исповедники Российские? Новомученики, Исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в., служившие в храмах Юго-Западного викариатства г. Москвы. Все синонимы к слову НОВОМУЧЕНИК. Те, кто пострадали за веру в годы гонений во время Советской власти, называются «новомучениками». Спасского, Боголюбского и Мариинского - на встрече "День памяти новомучеников и исповедников российских.

Когда Собор новомучеников и исповедников Российских в 2023 году

Новомученики и исповедники российские: описание подвигов и икона, тропарь Владыка заключил эту проповедь призывом «бережно хранить память о подвиге новомучеников и исповедников, брать с них пример твердой веры во Христа и преданности Его Святой Церкви».
Новомученики и исповедники Российские: кто они, сколько их? Новомученики церкви русской о воинском служении.
Новости — Музей «Следственная тюрьма НКВД» Новомученики (новые мученики) — это люди, которые пострадали за веру сравнительно.
Новомученики и исповедники Российские 20 века: кто такие, собор русской церкви - список Дата памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской в 2025 году выпадает на 9 февраля, воскресенье.

Новомученики российские: историческое содержание термина

Первый христианский мученик был убит около 33—36 года Первомученик Стефан. Исповедники греч. Они также почитаются святыми. Значение понятия Те христиане, которые были убиты в 20 веке во время политических репрессий, носят название новомучеников и исповедников Росийских. Мученический чин разделяется на несколько категорий: Мученики — христиане, отдавшие жизнь за Христа. Новомученики новые мученики — это люди, которые пострадали за веру сравнительно недавно. Священномученик — человек в священническом сане, который принял мученическую смерть. Преподобномученик — монах, который принял мученическую смерть. Великомученик — мученик высокого рода или сана, который претерпел великие мучения.

Для христиан принять мученическую смерть является радостью, так как умирая, они воскрешают для вечной жизни. Новомученики России После прихода большевиков к власти, их главной целью было ее сохранение и устранение врагов. Врагами они считали не только структуры, напрямую нацеленные на свержение советской власти белая армия, народные восстания и пр. Поскольку марксизм-ленинизм предполагал атеизм и материализм, то православная Церковь как самая многочисленная сразу стала их противником. Историческая справка Поскольку духовенство имело авторитет среди людей, оно могло, как думали большевики, натравить народ на свержение власти, а значит, представляли угрозу для них. Сразу после октябрьского восстания начались гонения. Так как большевики не укрепились окончательно и не хотели, чтобы их правительство выглядело тоталитарным, устранения представителей Церкви не обусловливалась их религиозными убеждениями, а представлялась в виде наказания за «контрреволюционную деятельность» или за другие выдуманные нарушения. Формулировка подчас была абсурдна, например: «затягивал церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе» или «он умышленно придерживал у себя разменную серебряную монету, преследуя цель подрыва правильного денежного обращения».

Ярость и жестокость, с которой убивались ни в чем не повинные люди, иногда превосходила ту, что была у римских гонителей в первые века.

В 2024 году торжество выпадает на воскресенье, 4 февраля. Собор новомучеников и исповедников российских в 2024 году — когда отмечается У этого церковного торжества нет фиксированной даты. Оно отмечается 7 февраля, если этот день приходится на воскресенье. Если же 7 февраля выпадает на понедельник, вторник или среду, празднование переносится на предшествующее ему воскресенье. В случае, если 7 февраля совпадает с другими днями недели, празднуют в ближайшее воскресенье после этой даты. Собор новомучеников и исповедников российских в 2024 году — история После революции 1917 года одним из главных направлений политики большевиков стала борьба с религией. Православную веру они воспринимали как пережиток царского режима, который препятствовал построению нового государства. Кроме того, церковь выступала за прекращение вражды между «красными» и «белыми», что делало ее непримиримым противником коммунистов. Вызывал обеспокоенность новой власти и авторитет священнослужителей среди населения.

В январе 1918 года Союз народных комиссаров принял Декрет об отделении церкви от государства.

Таким образом, пострадавшими за Христа, в соответствии с Законом, можно считать тех, кто принадлежал Русской Православной Церкви и кого государство признало социально опасными из-за этого. Мы при сборе сведений и наполнении базы данных трактуем данную позицию так: если в обвинении написано «церковно-монархическая» или «церковная контрреволюционная организация» и т. После уточнения понятия «репрессии по отношению к Русской Православной Церкви» можно сформулировать вопрос — сколько пострадало согласно Закону 1991 г. Игумен Дамаскин Орловский пишет: «К сожалению, точных цифр пострадавших в этот период времени нет, не приводит их и правительственная Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, ограничившись всего лишь обобщенными подсчетами, подготовленными Православным Свято-Тихоновским богословским институтом».

Надо сказать, что игумен Дамаскин выразил и мое и, наверное многих, «сожаление». Действительно, жаль, что нет точных цифр хотя бы за один год. Уже 15 лет открыты архивы и ведется большая работа по изучению хранящихся в них материалов, но никаких точных цифр пострадавших за веру не найдено. Теперь видно, что их нет, видимо, и не было, пострадавших просто никто никогда не подсчитывал. Были надежды, что кто-нибудь из верхов ЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ в каком-нибудь году издал приказ по всем областным организациям — собрать сведения о всех расстрелянных и арестованных попах, монахах, мирянах, но — нет, видимо, такие приказы не издавались или подчиненные ленились их исполнять.

Представляется, что единственный путь числовой оценки гонений, это прогноз на основе уже собранных данных. Если количество репрессий по годам, фиксированные в БД новомучеников, умножить на коэффициент, равный отношению общего числа пострадавших к числу пострадавших, введенному в БД, то получим оценки общего числа репрессий по годам. Мы считаем это обосновывается ниже , что общее число людей, репрессированных за веру, не менее 500 000. Если бы у нас были сведения обо всех пострадавших, мы смогли бы точно нарисовать по годам график репрессий. Вопрос правомерности изучения процесса по этой выборке сводится к вопросу представительности репрезентативности этой выборки.

В виду разнообразия источников информации, эта выборка представляется достаточно представительной. Есть математические методы проверки представительности выборки. Один из главных методов проверки — расчет статистики по разным эшелонам выборки. Такие расчеты производились в 1995 г. Одним из результатов работы в начале 1990-х гг.

Яковлева «По мощам и елей». Многие исследователи ссылаются на эту книгу и тем самым опосредованно на БД новомучеников. К сожалению, те материалы, которые мы передали в Комиссию, в книге А. Яковлева цитируются неточно, например, число всех пострадавших за христианские убеждения отнесено только к православному духовенству, что в 2,4 раза меньше общего количества репрессированных за Христа. Эта ошибка перекочевала во многие статьи, исследования и учебники, причем появились дополнительные неточности цитирования уже и книги А.

Надо сказать, что написать историю гонений без числовых оценок волн репрессий практически невозможно хотя есть и такие попытки , многочисленные умозрительные прогнозы привели к бездне грубых ошибок можно привести много примеров, но это может быть темой отдельного доклада о типовых ошибках. Каждому, пишущему о репрессиях за веру необходимо сравнивать свои оценки с данными БД новомучеников, иначе порой указываются цифры, в три-пять раз преуменьшающие реальные. Кроме того, БД включает биографические материалы и фотографии пострадавших. Оценка общего количества новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в ХХ веке В дореволюционной России было около 100 000 монашествующих и более 110 000 человек белого духовенства. С учетом их семей к сословию духовенства относилось на рубеже веков 630 000 человек.

Гонениям подверглось подавляющее большинство священников и монахов, как служивших в церквах и монастырях России в канун революции, так посвященных в дальнейшем, вплоть до 1950-х годов. Общее число пострадавших можно оценить, исследуя 1 церковные архивы, 2 партийные и правительственные архивы, 3 архивы ФСБ. В первом случае оценка отражает восприятие числа пострадавших Русской Православной Церковью. Это число пострадавших определяется следующим образом.

Традиции празднования Православная Церковь все свои праздники отмечает Святой Литургией. В день празднования св. Мучеников это особенно символично потому, что за Литургией переживается жертва Христа, и в то же время вспоминается жертва мучеников, отдавших жизнь за Него и за святую православную веру. В этот день православные христиане вспоминают с горечью о тех трагических событиях, когда русская земля была пропитана кровью. Но утешением для них является то, что 20 век оставил Русской Церкви тысячи святых молитвенников и заступников. А когда их спрашивают, кто такие новомученики, они могут просто показать старые фотографии своих родственников, погибших в гонениях.

А также деревянное распятие, вырезанное в монастыре Острог, подаренное приходу митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием Радовичем. Краткая историческая справка Наш приход образовался в 2002 году по инициативе православных христиан г. Богослужения, а также занятия библейского кружка проводятся в храме святого Иосифа Обручника, который наша община арендует у Римско-Католической епархии г. Встречи проходят по пятницам в 18. На них мы обсуждаем вопросы, интересующие молодых людей, книги, фильмы, общаемся, знакомимся. Информация по тел. Русский язык Каждый язык — дверь в новый мир. Мы помогаем детям полюбить родной язык, усвоить нормы литературного языка и русского речевого этикета, овладеть навыками чтения и письма. Красивая речь и грамотное письмо — это достижимая цель для детей-билингвов. Мы учим наизусть стихи русских поэтов, вместе читаем книги и получаем от этого удовольствие.

Авторский курс «Мировая культура и география детям» Авторский курс составлен так, чтобы у детей складывалось гармоничное и верное представление о пространственных характеристиках и культурных ценностях мира, который их окружает. Знания о том, как устроен этот мир, дают ребенку возможность быстрее и правильнее найти свое место в нем.

Новомученики и исповедники Церкви Русской: путеводитель по материалам «Предания»

Надежду на то, что принятое решение о канонизации царской семьи поможет сближению Русской и Зарубежной Православных Церквей, выразил сегодня в интервью журналистам председатель отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он напомнил, что в результате исторической трагедии русского народа Церковь разделилась на две части — пребывающую в России и в зарубежье. Русская Церковь за границей еще в 1981 году причислила царскую семью к лику святых[9]. Ближайшее время показало оправданность надежд одного из виднейших иерархов Русской Православной Церкви, ныне Святейшего Патриарха. Еще задолго до открытия юбилейного Собора, вновь начались горячие дискуссии: стоит ли идти на поводу той группы духовенства, которая настаивает на канонизации царской семьи, упирая на аспект, до сих пор чуждый Русской Православной Церкви. Среди церковных и светских противников причисления Николая II к лику святых муссируется один достаточно важный вопрос: это что же, отныне каждый православный должен будет разделять монархические или антисемитские убеждения?.

Прокоммунистическая пресса о канонизации молчала. Причисление к лику святых последнего царя и его семьи состоялось, по мнению «New York Times» «по инициативе церковных консерваторов». Другая позиция у французской «Liberation» и ее автора Жана Амальрика видимо, сына известного диссидента. Он считает, что у Патриарха Алексия II были долгие сомнения по поводу канонизации, но так как «канонизация потворствует чувствам националистов и православной паствы», он, согласовав это решение с Путиным, решил ее все-таки произвести. Это показало отношение к Церкви хозяев медиа-холдингов.

Архиерейский Собор 2000 года принял целый ряд ключевых решений. В первую очередь, это канонизация Новомучеников и исповедников Российских —официальное признание Церковью подвига героев веры, о необходимости которого говорил еще Святейший Патриарх Тихон, но которое было невозможным в советское время. Даже на Поместном Соборе 1988 года митрополит Антоний лишь осторожно мог говорить о том, что необходимо как-то, пусть не прямо, но отметить подвиги новых мучеников. Архиерейский собор 2000 года смог принять Определение их в лике святых совершенно свободно. Прошло десять лет и заговорили о деканонизации новомучеников и исповедников, по которым якобы неправильно были собраны документы для их прославления, содержащие недостоверные материалы.

В течение последнего года активно дискуссировалась тема возможности деканонизации новомучеников, вызванная тем, что целый ряд их имен не вошел в официальный церковный календарь за 2013 год. Были высказаны разные точки зрения, в том числе и мною был написан материал «К вопросу о возможности деканонизации. По поводу статьи протодиакона Андрея Кураева «Деканонизация: горькая правда», опубликованный затем целым рядом интернет-ресурсов[12]. Среди наиболее интересных с точки зрения рассмотрения вопроса с разных точек зрения, отражающих, как сущностную, так и эмоциональную части его восприятия, можно выделить статьи протодиакона Андрея Кураева «Деканонизация: горькая правда»[13], Кирилла Миловидова «Забойщики» и «литераторы»: как в НКВД фабриковались признания и отречения[14], протоиерея Владислава Цыпина «В канонах нет даже слова деканонизация»[15], игумена Дамаскина Орловского «Сложности изучения судебно-следственных дел, имеющего целью — включение имени пострадавшего священнослужителя или мирянина в собор Новомучеников и исповедников Российских»[16], Ксении Лученко «Уже несвятые святые»[17], С. Бычкова[18] «Вынесение святых.

Кто вычеркнул из святцев 36 российских новомучеников? Чапнина в рамках международной конференции «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий», которую проводила Общецерковная аспирантура и докторантура им. Наметились первые итоги обсуждения этой темы. Статья протодиакона Андрея Кураева «Деканонизация: горькая правда»[20] первой привлекла мое внимание к данной проблеме, после того, как целый ряд моих знакомых священников и монашествующих, прочитав ее, стали говорить о якобы уже состоявшейся деканонизации ряда новомучеников и исповедников Российских, в том числе, связанных с Ивановской областью. Статья вызвала целый ряд вопросов и соображений, которыми я не мог не поделиться.

Отец Андрей писал: «Полагаю, что решение о деканонизации некоторых новомучеников обоснованно и не имеет никакого отношения к текущей политике»[21]. Но при этом он не отвечал на основной вопрос: а кем оно было принято? При этом и сам далее писал: «Тот же еп. А деканонизирован без всякого соборного или даже синодального решения. Кто и кем уполномочен отменять решения Собора, даже если оно было поспешным и неправильным?

Или, если бы канонизация произошла по приказу каких-то государственных или иных структур, имеющих возможность влиять на Собор. Но ведь таких доказательств и таких приказов нет. И, если о ком-то из прославленных тогда не стало известно что-то, не укладывающееся в обывательское представление о святом, то м. Вообще, можно почитать «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского, чтобы убедиться, как много святых не вписываются в наши представления об «образцовом» человеке. Другая цитата протодиакона Андрея представлялась еще более спорной: «Можно предположить, что по мере погружения исследователей в архивно-ГПУшныйматериал были найдены документы и свидетельства, не соответствующие христианским представлениям о том, как святой не простой человек, а именно образцовый святой должен вести себя на допросе и даже под пыткой»[23].

Но где содержатся христианские представления о том, как святой должен вести себя под пыткой?

Приехав в Донской или Данилов монастырь, не забыть про Бутово и Коммунарку. В Твери не забыть про полигон Медное, в Карелии — про Сандармох. Этих мест огромное количество по всей России, даже там, где нет древних святых. Во всех этих местах есть новомученики. Посетить непосредственные места их смерти, их мученической кончины — это важный христианский акт, такое неочевидное паломничество. Конечно, многие из этих мест расстрелов далеко от наших наиболее населенных городов. Наш проект помогает дистанционно к этим местам прикоснуться, почувствовать их, совершить мысленное паломничество.

Но если у кого-то после просмотра наших выпусков возникнет желание прикоснуться к этим местам своими ногами, руками, глазами, то это будет значить, что мы достигли своей цели. С местами заключения все еще сложнее, потому что если мы говорим про большие города, то на этих местах в основном остаются СИЗО. Но можно попробовать совершить паломничество в Бутырскую тюрьму, если вы в Москве. На Шпалерку или в Кресты, если вы и в Питере. Конечно, внутрь вас никто не пустит, но вы можете подойти к стенам, посмотреть на них, подумать. Если это Кресты, можно почитать «Реквием» Ахматовой, представить себя на ее месте. Это тоже важный опыт, хоть текст и не мученический. В большинстве городских СИЗО были старые действующие тюрьмы.

Там страдали люди и страдают сейчас, вечная история. Но если вы перед этим читали жития, воспоминания об эпохе гонений, письма мучеников, то, когда вы окажетесь у этих стен, это вызовет у вас гораздо больше размышлений. Я помню, как оказался в такой ситуации максимально бытовым образом. Моя дорогая супруга просила меня забрать какой-то товар, который купила на «Авито». Дело было на улице Лесной. Захожу я во двор дома, смотрю — красная стена. Понимаю, что это Бутырская тюрьма. И тут на меня нахлынуло… я вспомнил, как читал воспоминания Сергея Фуделя, такого замечательного, хотя и не прославленного, но выдающегося духовного писателя.

Он занимал активную церковную позицию, которая властям очень не нравилась. В какой-то момент его арестовали и поместили в Бутырку, где он сидел в одной камере с отцом Валентином Свенцицким, известным автором «Диалогов» и «Монастыря в миру». И вот Сергей Иосифович вспоминает, как отец Валентин в простенке между окнами в камере литургию служил. Это какие-то совершенно первохристианские истории, которые при этом происходили всего лишь 100 лет назад. Фудель выжил, отец Валентин скончался в ссылке в Сибири. И это лишь одна история, через Бутырскую тюрьму прошло множество мучеников. Спустя какое-то время после этого случая я снова оказался в том же дворе — уже на съемках выпусков. Оказываясь в подобных местах, ты прикасаешься к мученичеству, к людям, которые в этих камерах, в стенах, которые ты видишь сейчас перед собой, страдали, жили, молились.

Расскажите об этом проекте.

Арестованы они были одновременно, все эти факты следствию были известны, и ничего нового о ней из показаний епископа извлечь было невозможно»[24]. Возникал еще существенный вопрос. Протодиакон Андрей Кураев писал: «ФСБ больше не допускает церковных историков к архивам, разрешая знакомиться лишь с отдельными выписками из дела по усмотрению ФСБ »[25]. Так кто же конкретно видел документы, согласно которым следует, что святитель Василий «не соответствует» «требованиям» для его канонизации? Я лично работал в архиве УФСБ России по Ивановской области с несколькими томами его архивных уголовных дел за разные годы, так вот я там не видел ничего порочащего епископа Василия. Почему мы априори должны доверять какому-то исследователю, утверждающему обратное?

И, если на то пошло, где гарантии, что подпись святителя под протоколами, на основании которых кого-то осудили если вообще есть такие протоколы подлинная? Например, игумен Дамаскин Орловский , много потрудившийся для прославления новомучеников и исповедников, как видно из его последних публикаций, чересчур доверяет советской репрессивной машине, что она якобы работала предельно точно, как часы, и архивные уголовные дела содержат только правду, хотя и преломленную особым образом в сознании тех, кто их вел. А это иногда могло быть так, а иногда могло быть и не так. В стране, где Конституция значила меньше закрытых постановлений, где высшие меры наказания назначали внесудебные органы, где писанные законы легко могли попираться волей тех, кто в этот момент мог это сделать перед тем, как потом самому стать жертвой этой же машины репрессий, где ложь и предательство были негласными добродетелями — откуда мы можем знать, достоверны какие-то конкретные уголовные дела или нет? Если, например, судебные процессы против бывших первых лиц государства в 1930-е годы носили показательный характер, на них были иностранные журналисты, пресса всего мира свидетельствовала о подлинности их признаний, то кто может подтвердить подлинность признаний безвестных и, в силу этого, «малозначимых», даже с точки зрения современного православного публициста мучеников и исповедников? И даже бывшие первые лица страны — что стояло за их признаниями? Оруэлла в его романе «1984» есть интересная версия на этот счет.

Действительно, формы психологического воздействия на человека, способные изменить его восприятие окружающего, говорить не то, что он думает, очень многообразны. С другой стороны: раз выявилось, что в работе комиссий по канонизации были ошибки, то значит правильно, что процесс дальнейших прославлений приостановлен. Но это совсем не повод говорить о «деканонизации». Потому что у Бога совсем другая логика, чем у людей. Но дальше протодиакон Андрей Кураев написал еще более странную вещь: «Древние мученики страдали и умирали прилюдно. На глазах всего города. Потому и прославлялись христианами немедленно и бесспорно.

Новомученики допрашивались и казнились потаенно. Получается, что по его мнению именно публичность, иногда сопровождаемая театральными эффектами в казни первых христианских мучеников, стала причиной того, что они стали «семенем Церкви». А казни, совершенные не на публике, получается, ничего не значат? То есть, если чью-то казнь транслируют по телевидению по всему миру, то она значима, а если палач — это единственный свидетель, то нет? Представляется, что в таком взгляде на это очень много от прививаемого сегодня массам взгляда на жизнь, как на шоу, и ничего от христианства. Только клиповым взглядом на историю Церкви можно объяснить следующую его цитату: «Очевидной личностной связи «я видел смерть мученика — был поражен его мужеством и верой — хочу стать таким же» почти не было. Церковная жизнь угасала с нарастанием числа мучеников, а не разгоралась.

Потому сегодня приходится создавать малоубедительные для неверов «мистико-историософские схемы» — мол, хотя страна и не заметила подвига новомучеников, но возрождение церковной жизни 90-х было вымолено мучениками, убитыми в 30-х…«[27] Для меня, как специалиста по истории Русской Православной Церкви 20 века, эти «мистико-историософские схемы» совсем не выглядят неубедительно. Игумен Дамаскин Орловский большое внимание уделяет архивным уголовным делам, именно их, как представляется из общей направленности его рассуждений, видит своего рода «актами мученическими» хотя сравнивать уровень судопроизводства Древнего Рима времен гонений на христиан и Советского Союза времен массовых репрессий некорректно , и, соответственно, основанием для принятия решения о возможности канонизации: «Фактически Федеральный закон о государственной безопасности, как он звучит в настоящее время, предполагает наличие государственных секретов в деятельности органов государственной безопасности с конца 1917 года, что является абсолютным препятствием для изучения судебно-следственных дел с целью включения новых имен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Эти же препятствия ясно сформулированы и в вышеназванном Положении, не допускающем ни в каком виде ознакомления ни исследователей, ни родственников репрессированных с делами и фактами в них, которые свидетельствуют о сотрудничестве человека с органами ЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ. Бычков; однако нашлись и те, кто смог возразить ему по существу, на основании не меньшего опыта работы с архивными уголовными делами советского периода. Научный сотрудник ПСТГУ Лидия Головкова просмотрела более 20 тысяч следственных дел пострадавших за веру: причисленных к лику новомучеников и нет. Она уверена, что судить о святости человека по следственному делу — ошибка[29]. Иногда «забойщики»выбивали из человека подпись на белом листе, куда потом вписывался нужный следователю текст, а иногда подписи под протоколами просто подделывались.

А некоторые дела и вовсе составлялись уже после того, как человек был расстрелян. Доказательства этого были получены автором во время работы со следственными делами 50—60 годов, именно в эти годы судили сотрудников, фальсифицировавших дела в тридцатые»[30]. Но это редчайшие случаи.

А когда другой святой того же века — Аристид в своей апологии, пишет императору языческой империи о том, что язычники «допустили смешные, глупые и нечестивые утверждения, называя несуществующих богов согласно своим лукавым вожделениям» — это что, разве не критика государственной идеологии? И, опять же, когда святой Иустин Мученик в своей второй апологии пишет римскому сенату, протестуя против гонения на христиан, как против того, что «безрассудно делается вашими правителями повсюду»; указывает, что «злые демоны, всегда враждующие против нас, настраивают таких правителей, как бы беснующихся, подвергать нас смерти», и называет таких правителей «беззаконными» — это разве не могло быть расценено язычниками как «враждебное отношение к власти и руководителям» и как «противодействие мероприятиям власти»? Святые подчинялись власти, не устраивали против неё восстаний, платили налоги, исполняли предписанные законы, — но они не могли молчать о том, что насаждаемая безбожным государством идеология есть ложь, а проводимое гонение против Церкви — грех и беззаконие. И это делали как древние мученики, жившие среди язычников, так и новомученики, жившие под коммунистическим игом2. Но, конечно, не стоит впадать в другую крайность и отождествлять мученичество с политическим диссидентством.

Отношение к политике в целом у мучеников могло быть разным, до известной степени могло варьироваться и отношение к коммунистической власти — от резкого неприятия, до спокойного терпения. По понятным причинам не могло быть только искреннего согласия, ибо, как заметил на допросе преподобномученик Леонтий Стасевич , «если священник попадёт под влияние коммунистов, под влияние материалистических убеждений, он уже не будет священнослужителем» 15, С. Мученичество определяется не в зависимости от политических взглядов пострадавшего, а от его верности Христу. Увидеть эту верность можно глядя на то, как страдальцы проходили все этапы крестного пути, и насколько христоподобны были они в каждый из этих этапов. Быть может, так нельзя сказать про всё время коммунистической власти, но, по крайней мере, это справедливо для периодов особо сильных гонений. Уже для того, чтобы просто добросовестно служить в то время, когда и государство и значительная часть общества к тому, что ты делаешь, относится резко негативно и презрительно, когда то и дело приходят известия об арестованных священниках, осуждённых, расстрелянных, — нужно немалое усилие над собой, чтобы не допустить помыслов о снятии сана или хотя бы о бегстве. Из-за лишения прав, отнятия имущества и обложения чудовищными поборами, семьи почти всех священников жили в нищете, особенно многодетные. Чтобы доставить им хоть какое-то пропитание, многие отцы, особенно сельские, должны были жить в каторжном труде.

Например, священномученик Александр Соловьев , который вместе со своей семьёй жил в страшной нужде. Не хватало средств на пропитание, и святой Александр с детьми ходил в лес собирать грибы и заготавливать ивовое корье, которое они меняли на хлеб. При этом у священника всегда был выбор, — его готовы были принять счетоводом в колхоз если он откажется от сана, на что он сказал: «Этого я сделать не могу. Я поставлен Богом и должен служить Богу» 13, С. Дочь священномученика Александра Парусникова вспоминала один из обычных случаев тех лет: она идет с отцом по улице, держа его за руку, а люди, идущие навстречу, оборачиваются и плюют священнику вслед. Отец, почувствовав переживания дочери, спокойно сказал ей: «Ничего, Танюша, это всё в нашу копилку» 13, С. Ему же сотрудники НКВД, вызвав для беседы, говорили: «Уходи из церкви, ведь у тебя десять детей, а ты их не жалеешь». Вскоре после первых лет революции священники в Советской России вполне осознали, в каких условиях они теперь живут, и какая угроза над ними висит ежечастно.

Многие тогда жили как священномученик Иаков Маскаев , — он заранее завел себе сумку, в которой было собрано все необходимое на случай ареста. Некоторые загодя отсылали семьи в другие места и жили отдельно, чтобы не повредить им, как поступили священномученик Николай Лебедев и священномученик Иоанн Великов. Разве такая решимость и такие жертвы, приносимые ещё до ареста, не свидетельствуют о великой преданности новомучеников Христу? Может быть, это ещё не исповедничество, но, безусловно, первый шаг к нему. Они знали, что их ожидает, многие могли убежать, а некоторым это даже настоятельно предлагали друзья и близкие. Священномученика Сергия Кроткова заранее предупредили о грозящем аресте, но он невозмутимо продолжал служить в храме, отвергая предложения родственников спастись бегством. А священномученик Феодор Недосекин на такие предложения отвечал: «Хоть день, да мой — и пред престолом Божиим! Разве не видно в них сознательного выбора в пользу верности Церкви Христовой и своему служению, а в этом выборе разве не видно, что для сих страдальцев служение Христу значило больше, чем собственная жизнь?

И если даже мир восхищается воинами, которые, не смотря на смертельную опасность, остаются на посту и исполняют свой долг, то как не восхититься подвигом этих воинов Христовых, и не воздать ему должное? Если требовалось мужество даже просто для того, чтобы в те времена остаться честным и добросовестным пастырем, то насколько больше требовалось мужества для того, чтобы явно возвысить свой голос в защиту веры и Церкви? Может быть, для современных людей это уже не так очевидно, но публично сказать или написать слово против действий власти в то время — совсем не то же самое, что сказать или написать сейчас. Особенно если это слово исходит от человека в рясе. Конечно, мученики догадывались, что безбожники не оставят это без последствий. Можно вспомнить поступок священномученика Димитрия Овечкина , который согласился идти на публичный диспут с лектором-атеистом, хотя близкие отговаривали и предупреждали, что после этого его арестуют. Но святой Димитрий пошёл и отстаивал христианскую веру, а затем действительно был арестован и осуждён. В упомянутых примерах мы видим то, что можно видеть во всех православных мучениках всех времён — ревность о вере и отсутствие страха перед людьми.

Они показывают, что для этих страдальцев любовь к правде Божией была дороже своей жизни. Это — исповедничество ещё до ареста. Для неподготовленного человека даже обычное психологическое давление при допросах — немалое испытание, но в коммунистическом делопроизводстве психологическим давлением дело не ограничивалось, и в ход шли откровенные издевательства, избиения и пытки. Следователи, скрывая подлинные причины ареста, находили ложных свидетелй, фабриковали улики, но самое главное — пытались заставить подсудимых признаться в вымышленных преступлениях против государственной власти. В определенные периоды широко практиковались пытки. Дочь священномученика Александра Ильенкова вспоминала, что однажды подсмотрела, как ее отца выводят после допроса: «У него был разбит весь лоб и он еле переставлял ноги. Как потом мы узнали, пытки проводили самым изощрённым способом. Били по лицу, по животу, и ниже, избивали до потери сознания» 24, С.

И, не смотря на всё это, они остались непреклонны. В этих страданиях они уподобились Христу, терпевшему побои и издевательства во дворе первосвященника, — после того, как Его арестовали, но до того, как привели на суд к Пилату. По словам игумена Дамаскина Орловского , одного из главных тружеников Синодальной комиссии по канонизации Русской Православной Церкви, при рассмотрении вопроса о причислении того или иного страдальца к лику святых, внимательно изучается его дело на предмет того, как он вёл себя во время следствия. Важным и даже одним из ключевых критериев является то, сохранил ли страдалец твёрдость, не поддался ли он давлению, и не признал ли возводимую на него ложь, а также не давал ли показаний против других страдальцев. Многих в то время арестовывала и пытала коммунистическая власть, но мучениками и исповедниками мы считаем не всех, а только тех, кто принимал эти страдания из-за искренней веры, принадлежности Церкви, служения Богу и исповедания правды Его, и кто не испугался, не сдался, остался твёрд. И таких было немало. Действительно, много сил нужно, чтобы не поддаться пыткам, но для людей, выдержавших мучения, крайне сложно избежать чувства сильного гнева и даже ненависти против обидчиков. Трудно не сломиться, но ещё труднее не озлобиться.

И наши новомученики, избегая этого искушения, подражали Христу, молившемуся за палачей: «Отче! Многие прямо повторяли эти слова Спасителя. Так, например, женщины, подсмотревшие расстрел священномученика Николая Любомудрова рассказали, что он, стоя перед палачами, перекрестился и со словами: «Господи, прими дух мой. Прости им, ибо не ведают, что творят» — поднял руку и благословил их. И после этого был убит 7, С. Те же слова сказал и священномученик Макарий Гневушев , и даже ободрил одного из своих палачей, смутившегося тем, что ему придётся стрелять в духовное лицо 26, С. Эти слова Христовы повторяли перед казнью и священномученик Сергий Шеин , и священномученик Михаил Каргополов. Но и не дожидаясь казни мученики христоподобно прощали всех тех, кто их предал, кто доносил на них, свидетельствовал против них, кто мучал их в тюрьмах.

Священномученик Онуфрий Гагалюк писал: «Меня возили с позором под конвоем много раз по улицам. Я сидел в тюрьме среди воров, убийц и насильников... Оглядываясь на жизнь в ссылке я вижу лишь светлые картины. Всё тёмное, мрачное, позабыто. А между тем я перенёс от людей много злобного, всякого презрения, насмешки, печатную клевету, видел явное предательство со стороны близких, был ранен, испытывал нервные страдания и большие страхи. И от всего этого нет следа. Да будет воля Божия. Везде Господь с нами, лишь бы мы только не отходили от Него.

Он поддерживает душу мою, направляя её на стези правды» 8, Сс. А преподобноисповедник Рафаил Шейченко так писал из лагеря о тех, благодаря кому он там оказался: «дорогое дитя моё, прошу: и за меня и за себя не сердись ни на кого... И смерть мученики встречали христоподобно — не сдавшись, без страха и озлобленности. Священномученика Макария Гневушева казнили в составе группы из четырнадцати человек. Расстреливали по-очереди. Владыка был последним, при этом он молился с чётками в руках и благословлял каждого: «С миром отыди». Какое присутствие духа нужно сохранять, чтобы при виде ужасных убийств, осознавая, что это последние минуты твоей жизни, продолжать исполнять свой пастырский долг, напутствуя умирающих! Такой момент действительно встречается в житиях многих древних святых.

Имел место он и в коммунистическое время. В Советском Союзе большинство священников ещё на свободе в приватных беседах с представителями власти слышали призывы отречься от веры и публично снять с себя сан — и обещания значительных карьерных перспектив в таком случае, равно как и угрозы в случае неповиновения. А после ареста и во время следствия некоторым, — хотя далеко не всем, — следователи предлагали прекращение уголовного дела в обмен на публичное отречение от Бога. В редких случаях бывало, что даже прямо перед казнью такой выбор ставился перед христианином. Конечно, ситуация устно проговариваемого выбора наилучшим образом подчеркивает высоту и красоту мученического подвига, но всё же это не то, что делает мученичество мученичеством. Не только в житиях новомучеников, но и в некоторых житиях древних мучеников мы не увидим такой ситуации, чтобы непременно им предлагали отречься от веры в обмен на жизнь. Не предлагали этого выбора священномученику Феогену, епископу Парийскому, которого арестовали при Ликинии за то, что отказывался служить на военной службе у языческого правителя.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий