После убийства Александра II Александр III, в конце концов, склонился к твердой линии, результатом которой стал знаменитый манифест, в котором говорилось «о незыблемости Самодержавия».
11 МАЯ 1881 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА БЫЛ ОПУБЛИКОВАН «МАНИФЕСТ О НЕЗЫБЛЕМОСТИ САМОДЕРЖАВИЯ»
Из-за неуклюжего словесного оборота остряки сразу же окрестили манифест «ананасным». Идеи правового государства снова оказались на обочине политической жизни. Вновь наступило время сохранительства», — пишет в книге «12 апостолов права» глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. После принятия документа Михаил Лорис-Меликов подал в отставку с поста министра внутренних дел. Зато все здравые и простые люди несказанно радуются.
То есть можно, конечно, но только публицистам. Но Александр III во всяком случае, официально ни при каких обстоятельствах не мог декларировать отход от магистрального курса развития, заданного Петром Великим. А вот неофициально, без громких скандальных заявлений — пожалуйста, почему бы и нет. То, что Александр III видит свой идеал царя в монархах допетровской эпохи, секретом ни для кого не было.
Это проявилось прежде всего в смене стиля. Царь отпустил бороду лопатой, оделся в русский кафтан с шароварами и высокие сапоги. В том же стиле была одета и русская армия. Стремительно возникла мода на всё русское, допетровское. Москва украсилась зданиями в неорусском стиле: Верхние торговые ряды, будущий ГУМ, Императорский исторический музей, будущий ГИМ, здание Московской городской думы… Да и в плане позиционирования России на международной арене образцом для подражания было выбрано Московское царство. Вот что писал об этом сам император в годовщину коронации своей супруге: «Этот священный день доказал всей изумленной и испорченной нравственно Европе, что Россия — та же самая святая, православная Россия, каковой она была и при Царях Московских и каковой, дай Бог, ей остаться вечно! Дело в том, что система государственного управления, созданная Царями Московскими, включала в себя чрезвычайно важный элемент: Земские соборы. То есть сословно-представительское учреждение.
Не парламент, конечно, но всё-таки. Грубо говоря, те самые Цари Московские, о которых с таким трепетом и благоговением говорил император, считали своим долгом любые важные решения сопровождать собранием представителей всех слоёв населения. Лишь с того момента, как «приговорит вся Земля», те или иные решения принимали силу закона. Очень многие единомышленники Александра III возлагали на его логику большие надежды.
Общая характеристика манифеста о незыблемости самодержавия к п победоносцева доклад Обновлено: 26. Одним из таких важных событий является опубликование манифеста о незыблемости самодержавия. Причиной публикации данного манифеста служит отказ от удовлетворения ультиматума Народной воли Александром III, который хотел показать обществу, что он не будет продолжать либеральные преобразования Александра II, и снизить революционное давление в обществе, народовольцы угрожали продолжить свои террористические действия, в том числе против лично Александра третьего. Власти не могли пойти на удовлетворение подобного ультиматума. Особую роль в данном событии сыграл К.
Победоносцев, который подготовил текст манифеста о незыблемости самодержавия и предоставил его на утверждение Александру III. Победоносцев также резко публично осудил взгляды общественных деятелей, которые требовали или просили помилования для цареубийц. Александр III подписал манифест, тем самым придав ему юридическую силу. Как итог, манифест означал переход к консервативному курсу в осуществляемой политике. Цареубийцы в подавляющем большинстве были казнены, Народная воля как организация почти прекратила своё существование, её активные члены были пойманы. Также не менее важной контрреформой является судебная. Причинами проведения данной контрреформы служит резонансное дело В. Засулич, которая была оправдана коллегией присяжных в 1878 г. Кони, который отказался от сознательного нарушения процессуально-правовых норм в угоду власти.
Тем самым вышеперечисленное вызывало недовольство власти существующими судебными порядками. Значимую роль в проведении данной контрреформы сыграл К.
Не столько строгими велениями власти, сколько благостью ея и кротостью совершил Он величайшее дело Своего Царствования — освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и дворян-владельцев, всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в Царстве Суд и подданных Своих, коих всех без различия соделал навсегда свободными, призвал к распоряжению делами местнаго управления и общественнаго хозяйства. Да будет память Его благословенна вовеки! Низкое и злодейское убийство Русского Государя, посреди вернаго народа, готоваго положить за Него жизнь свою, недостойными извергами из народа, — есть дело страшное, позорное, неслыханное в России и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом.
Манифест о незыблемости самодержавия
принятое в историографии обозначение Высочайшего Манифеста, данного 29 апреля (11 мая) 1881 года императором всероссийским Александром III в начале своего царствования; имел следующий заголовок: О призыве всех. 11 мая 1881 года Александр III опубликовал манифест, подтверждающий незыблемость принципов самодержавия. Концепция перехода с пути реформ на путь контрреформ была разработана главным ее идеологом К.П. Победоносцевым. «Манифест о незыблемости самодержавия». (29 апреля) 11 мая 1881 года Александр III опубликовал манифест, подтверждающий незыблемость принципов самодержавия. Манифест о незыблемости самодержавия следует рассматривать как исторический анекдот или предвидение?
«Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления»
Не столько строгими велениями власти, сколько благостью ея и кротостью совершил ОН величайшее дело СВОЕГО Царствования — освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и дворян владельцев, всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в Царстве Суд, и подданных СВОИХ, коих всех без различия соделал навсегда свободными, призвал к распоряжению делами местнаго управления и общественнаго хозяйства. Да будет память ЕГО благословенна во веки!
В бозе почивший родитель наш, прияв от бога самодержавную власть на благо ввереннаго ему народа, пребыл верен до смерти принятому им обету и кровию запечатлел великое свое служение. Не столько строгими велениями власти, сколько благостью ея и кротостью совершил он величайшее дело своего царствования — освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и дворян владельцев, всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в царстве суд, и подданных своих, коих всех без различия соделал навсегда свободными, призвал к распоряжению делами местнаго управления и общественнаго хозяйства. Да будет память его благословенна во веки!
Низкое и злодейское убийство русскаго государя, посреди вернаго народа, готоваго положить за него жизнь свою, недостойными извергами из народа, — есть дело страшное, позорное, неслыханное в России, и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом. Но посреди великой нашей скорби глас божий повелевает нам стать бодро на дело правления, в уповании на божественный промысл, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народнаго от всяких на нее поползновений.
Теперь подступили люди новые, во всяком случае с прямою и честною мыслью, которые не будут говорить одно, а думать другое.
Игнатьева Вы изволите знать, а Островский подлинно честный человек и с сердцем. Известно, что благодаря речевому обороту «…а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления» манифест был прозван «ананасным [2] ». I, стр.
К наследованию престола стали готовить его брата Александра. Российским императором стал Александр III. Этот документ, составленный Константином Петровичем Победоносцевым, похоронил надежды либералов на конституционные изменения государственного строя; в нём провозглашалось намерение «утверждать и охранять» самодержавную власть от «всяких на нее поползновений».
ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ 29 АПРЕЛЯ 1881 Г.
Ключевую роль в нем сыграл Победоносцев. Он написал текст манифеста, в котором выступил с идеей проведения консервативного курса политики и обосновал его необходимость, а также предоставил текст манифеста императору. Благодаря его действиям был определен вектор внутренней политики России на ближайшее десятилетие. Причинами издания манифеста стали необходимость укрепления власти после убийства народовольцами императора Александра II, а также необходимость уменьшить распространение революционных идей путем проведения более консервативной политики. Следствием стала неоднозначная реакция чиновников и общества, а также начало нового курса политики, который будет в дальнейшем поддержан Николаем II. Также значимым событием является отмена подушной подати. Ключевую роль сыграл Бунге.
Монарх наделяет своих ближайших соратников особыми привилегиями и полномочиями, что позволяет им укреплять власть Монарха и поддерживать социальную стабильность. Сохранение социального иерархического порядка признается неотъемлемой частью стабильности и благополучия государства. Еще одним важным принципом манифеста является подчинение интересов государства и нравственности интересам Монарха и его правления. Монарх считается высшим нравственным авторитетом, поэтому его воля и интересы признаются главенствующими над личными интересами граждан и общества в целом. Этот принцип закрепляет одностороннюю зависимость граждан от автократической власти. В манифесте также акцентируется значимость государственной безопасности и обороны. Контроль над армией и полицией играет важную роль для Монарха, поскольку это позволяет ему обеспечивать внутреннюю стабильность, сдерживать протесты и недовольство населения, а также защищать государственные интересы внешне. В центре манифеста о незыблемости самодержавия лежит идеология, согласно которой Монарх является высшей силой и руководителем страны. Сквозь каждое положение манифеста просматривается принцип веры в определенность и непогрешимость автократического правления, что ставит Монарха над обществом и позволяет ему определять судьбу страны. Таким образом, манифест о незыблемости самодержавия представляет собой комплексный документ, в котором сформулированы принципы и идеология автократического правления, основанные на зависимости от Монарха, признании его непогрешимости и приоритета государственной цели над интересами граждан. Основные положения манифеста В манифесте было заявлено, что самодержавие является единственной формой правления, достойной России, и что права и свободы граждан должны подчиняться интересам государства. Обращаясь к своим соотечественникам, император Николай I подчеркивал необходимость верности и преданности народа своим правителям, а также заботу о развитии и процветании страны. Манифест подчеркивал необходимость соблюдения законов и подчинения государственным органам. Все личные интересы и права граждан должны были подчиняться общественным интересам и потребностям государства. Важным положением манифеста была поддержка и защита традиционной религии, что отличало Россию от других европейских стран, где в ту эпоху христианство потеряло свое значение в государственном строе. Манифест о незыблемости самодержавия явился попыткой укрепить власть императора и закрепить привилегии самодержавия в России.
Что же представлял собой этот царский Манифест, вызвавший такое возмущение в либеральном лагере? Позволим об этом судить читателям, предоставив полный текст документа: «Объявляем всем верным Нашим подданным: Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученическою кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления. Повинуясь воле Провидения и Закону наследия Государственного, Мы приняли бремя сие в страшный час всенародной скорби и ужаса, пред Лицем Всевышнего Бога, веруя, что предопределив Нам дело Власти в столь тяжкое и многотрудное время, Он не оставит нас Своею Всесильною помощью. Веруем также, что горячие молитвы благочестивого народа, во всем свете известного любовию и преданностью своим Государям, привлекут благословение Божие на Нас и на предлежащий Нам труд Правления. В Бозе почивший Родитель Наш, прияв от Бога Самодержавную власть на благо вверенного Ему народа, пребыл верен до смерти принятому Им обету и кровию запечатлел великое Свое служение. Не столько строгими велениями власти, сколько благостью ее и кротостью совершил Он величайшее дело Своего Царствования - освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и дворян-владельцев всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в Царстве Суд, и подданных Своих, коих всех без различия соделал он на всегда свободными, призвал к распоряжению делами местного управления и общественного хозяйства. Да будет память Его благословенна во веки! Низкое и злодейское убийство Русского Государя, посреди верного народа, готового положить за Него жизнь свою, недостойными извергами из народа, - есть дело страшное, позорное, неслыханное в России, и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом. Но посреди великой Нашей скорби Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысл, с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений. Да ободрятся же пораженные смущением и ужасом сердца верных Наших подданных, всех любящих Отечество и преданных из рода в род Наследственной Царской Власти. Под сению Ее и в неразрывном с Нею союзе земля наша переживала не раз великие смуты и приходила в силу и в славу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющего судьбы ее. Посвящая Себя великому Нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, - к утверждению веры и нравственности, - к доброму воспитанию детей, - к истреблению неправды и хищения, - к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Благодетелем ее, Возлюбленным Нашим Родителем». Досада и негодование оппозиционного лагеря, с подачи которого Манифест из-за содержавшегося в нем речевого оборота: «... В нем не было ни слова о реформах, ни о «конституции» Лорис-Меликова... Либерально и революционно настроенным современникам даже казалось, что документ этот «дышал вызовом и угрозою». Поэтому практически сразу же после издания Манифеста либеральные министры - М. Лорис-Меликов, А. Абаза, Д.
Действительно, этот документ называют ещё «Манифестом о незыблемости самодержавия». Упомянутая в заголовке «гнусная крамола», которую призывают «искоренять», получает своё объяснение в пятом параграфе манифеста: «Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений». Словом, отныне самодержавие должно почитаться как главная ценность государства. А самым опасным «поползновением», соответственно, считаются попытки это самодержавие ограничить. По мнению традиционалистов, такой шаг был логичным, поскольку результатом последовательного претворения в жизнь основных пунктов манифеста стал невиданный взлёт России во всех сферах, начиная с искусств и заканчивая новым витком индустриализации. На самом деле в манифесте не говорится ни об искусствах, ни о науках, ни о промышленности, ни о перевооружении армии и флота. Говорится в нём только о намерении закручивать гайки. Насколько подобное закручивание может способствовать успехам — вопрос спорный. Однако в плане консолидации общества этот манифест скорее навредил, чем помог. Дело в том, что он явно противоречил реальным шагам царя и его новых министров. Официально деяния предыдущего императора провозглашались безусловным благом: «Совершил Он величайшее дело своего царствования — освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и дворян-владельцев, всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в царстве суд и подданных Своих, коих всех без различия соделал навсегда свободными, призвал к распоряжению делами местнаго управления и общественнаго хозяйства. Да будет память Его благословенна вовеки! Вот что писал о них публицист Михаил Катков, один из виднейших идеологов нового курса власти: «Реформы предыдущего царствования не все должным образом и с достаточной зрелостью продуманы, а во многом сфабрикованы по чужим лекалам, и потому не имеют почвы и лишены смысла в России». Обычно этот новый курс трактуется как пересмотр реформ Александра II. Однако пересмотру подверглись не только «слишком либеральные шаги» царя-освободителя. Впервые за всю историю Российской империи был поставлен под сомнение авторитет самого результативного, самого славного и самого почитаемого монарха: Петра Великого.
Манифест "О незыблемости самодержавия". Контрреформы
Скачать материал "Читательская грамотность "Манифест о незыблемости самодержавия"". писал Милютин, - поразила нас как громом: какой манифест? Важным событием, в котором участвовал Победоносцев, стало издание манифеста "О незыблемости самодержавия", одобренного и подписанного Александром III. 29 апреля (12 мая ) 1881 г. был опубликован Манифест Императора Александра III о незыблемости Самодержавия. Манифест о незыблемости самодержавия — Обозначение Высочайшего Манифеста, данного 29 апреля (11 мая) 1881 года императором всероссийским Александром III в начале своего царствования; имел следующий заголовок: О призыве всех верных подданных к служению. Важным событием, в котором участвовал Победоносцев, стало издание манифеста "О незыблемости самодержавия", одобренного и подписанного Александром III.
Самодержавие - что такое? Манифест о незыблемости самодержавия
«Незыблемость Самодержавия» – это суть Манифеста, его квинтэссенция, его главное смысловое значение. Издание манифеста "О незыблемости самодержавия" приведет к принятию консервативного курса политики, которой будет продолжен Николаем II. при распевном церковном чтении с амвона из неизящного оборота «а на Нас. Манифест о незыблемости самодержавия четко обозначил курс на следование консервативным ценностям для борьбы с «гнусной крамолой». Концепция перехода с пути реформ на путь контрреформ была разработана главным ее идеологом К.П. Победоносцевым. «Манифест о незыблемости самодержавия».
Опубликован манифест Александра III об укреплении самодержавной власти
Не столько строгими велениями власти, сколько благостью ея и кротостью совершил ОН величайшее дело СВОЕГО Царствования — освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и дворян владельцев, всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в Царстве Суд, и подданных СВОИХ, коих всех без различия соделал навсегда свободными, призвал к распоряжению делами местнаго управления и общественнаго хозяйства. Да будет память ЕГО благословенна во веки!
Следствием стало снижение грамотности населения. Издание манифеста "О незыблемости самодержавия" приведет к принятию консервативного курса политики, которой будет продолжен Николаем II. Из-за этого Николай не проведёт необходимые обществу преобразования для решения крестьянского, рабочего, национального вопросов, что станет причинами первой русской революции, а затем февральской революции. Отмена подушной подати приведет к дальнейшему развитию системы пополнения казны Российской Империи, например, Витте введет винную монополию. Издание циркуляра "О кухаркиных детях" приведёт к уменьшению уровня грамотности населения.
Так, целенаправленная политика по борьбе с безграмотностью будет проведена большевиками в рамках Ликбеза.
Maria Shinkareva Ученик 105 , закрыт 4 года назад zaika13 Мастер 2315 13 лет назад 11 мая 1881 года Александр III опубликовал манифест, подтверждающий незыблемость принципов самодержавия. Этот документ, составленный Константином Петровичем Победоносцевым, похоронил надежды либералов на конституционные изменения государственного строя; в нем провозглашалось намерение «утверждать и охранять» самодержавную власть от «всяких на нее поползновений». Народ тут же окрестил этот манифест о нерушимости императорской власти «ананасным».
В Москве ликование, — вчера там читали его в соборах и было благодарственное молебствие с торжеством. Из городов приходят известия о всеобщей радости от появления манифеста. Теперь подступили люди новые, во всяком случае с прямою и честною мыслью, которые не будут говорить одно, а думать другое.
Игнатьева Вы изволите знать, а Островский подлинно честный человек и с сердцем». Манифест гласил: «Низкое и злодейское убийство Русского Государя, посреди вернаго народа, готоваго положить за Него жизнь свою, недостойными извергами из народа, — есть дело страшное, позорное, неслыханное в России и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом. Но посреди великой Нашей скорби Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений. Да ободрятся же пораженныя смущением и ужасом сердца верных Наших подданных, всех любящих Отечество и преданных из рода в род Наследственной Царской Власти. Под сению Ея и в неразрывном с Нею союзе земля наша переживала не раз великия смуты и приходила в силу и в славу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющего судьбы ея.
Популярные материалы
- Последний блеск империи. Самодержавие - что такое? Манифест о незыблемости самодержавия
- Манифест о незыблемости самодержавия: краткое изложение и главные моменты
- Полезные ссылки
- Домен припаркован в Timeweb
- Тайные общества:
Читайте также
- 1881 Плоды «ананасного» манифеста
- Манифест о незыблемости самодержавия
- Полезные ссылки
- Манифест: самодержавие в России
Цели контрреформ:
- Манифест о незыблемости самодержавия
- Империя перед выбором: 140 лет назад Александр III издал манифест, отсрочивший революцию
- ЕГЭ. История. КРАТКО. Александр III (1881-1894)
- Опубликован манифест Александра III об укреплении самодержавной власти
- Что такое "Ананасный манифест" Александра III?
- Цели контрреформ:
Последний блеск империи. Самодержавие - что такое? Манифест о незыблемости самодержавия
В историографии, в связи с отменой крепостного права и победой в войне за независимость Болгарии, он получил эпитет «Освободитель». На престол восходит Александр III, сын убитого императора. Интересно, что он не должен был занять трон, но его старший брат Николай, являющийся наследником, в 1865 году умирает от туберкулезного воспаления спинного мозга. В «Манифесте» содержится призыв ко всем подданным «к искоренению гнусной крамолы, к утверждению веры и нравственности, доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действии учреждений России».
Их место в правительстве заняли консерваторы. Историки нередко иронически относятся к «конституции» Лорис-Меликова. Однако следует иметь в виду, что тогда в России мало кто рассчитывал на большее.
Признанный лидер российских либералов, правовед, профессор московского университета Борис Николаевич Чичерин в записке «Задачи нового царствования», датированной 10 марта 1881 г. Такого рода учреждения пригодны только для общества зрелого, установившегося на своих основах, а нам пока предстоит воспитаться. Политическая свобода может быть отдаленным идеалом русского человека; насущная потребность заключается единственно в установлении живой связи между правительством и обществом для совокупного отпора разлагающим элементам и для внесения порядка в русскую землю.
Эта цель может быть достигнута приобщением выборных от дворянства и земства к государственному совету». Реализация лорис-меликовского проекта была пусть скромным, но шагом на пути создания в России политического строя, соответствующего общему «духу времени», господствующему тогда в Европе, к которой причисляло себя и значительное большинство русского образованного общества. Без большой натяжки можно утверждать, что несмотря на все различия во мнениях, министры-либералы Александра II были «западниками».
В апреле 1881 г. Началась новая эпоха. Эпоха «патриотического здравомыслия» Царствование Александра III 1881—1894 обычно трактуется как период контрреформ или даже «разнузданной» реакции.
Традиционные определения, подчеркивая лишь контраст между политикой Александра II и Александра III, не ухватывают своеобразия этого времени, на свой лад богатого административным творчеством. Реформы 1860-х гг. Соответственно и задача ставилась чрезвычайно амбициозная.
Речь шла не просто о пересмотре новаций предыдущего царствования, которые, как писал Катков, «не все должным образом и с достаточной зрелостью продуманы, а во многом сфабрикованы по чужим лекалам, и потому… не имеют почвы и лишены смысла в России». Программу-максимум нового царствования через несколько дней после кончины Александра II сформулировал лидер славянофильского крыла консерваторов И. Пора покончить с петербургским периодом русской истории…» Новый царь, любивший допетровскую старину, охотно прислушивался к голосам тех, кого считал «истинно-русскими людьми».
Однако между ними не было согласия относительно того, что практически означает такое возвращение «домой», а доведенные до логического завершения программы их пугали радикализмом. Последовательная реализация славянофильской аксаковской программы предусматривала создание органа «единения» царя с народом в обход бюрократии, которая представлялась помехой, излишним посредствующим звеном, подлежащим уничтожению, «средостением» между верховной властью и народом. Воплощение в жизнь идей Константина Леонтьева о «византизме» как основе российской самобытности должно было завершиться взятием Царьграда-Константинополя.
А для сохранения государственной мощи России, без которой неосуществимо ее религиозное призвание, Леонтьев считал необходимым «создать кое-что небывалое в подробностях изгнать решительно евреев, сделать собственность менее свободной, а более сословной и государственной, и т. Реализация программы переквалифицировавшегося из террориста в искреннего монархиста Льва Тихомирова предусматривала в качестве идеала построение «охранительного социализма». И даже катковская программа дебюрократизации с опорой на дворянство иным министрам казалась опасной, а издания Каткова не раз получали строгие цензурные взыскания.
Александр III прислушивался к советам М. Каткова которого в 80-е гг. Однако практическую политическую линию формировал пользовавшийся безусловным доверием царя обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев, человек осторожный до мнительности.
Значение его довольно точно определил в частном письме к единомышленнику, государственному контролеру Т. Филиппову Константин Леонтьев: «Он как мороз; препятствует дальнейшему гниению, но расти при нем ничто не будет. Витте о Победоносцеве, что тот «…отличный критик, но сам никогда ничего создать не может».
В результате ни одна из традиционалистских доктрин не была взята на вооружение властью в чистом виде и не проводилась последовательно. Усилиями Победоносцева программа нового царствования свелась к «патриотическому здравомыслию», проводимые меры заимствовались из разных почвеннических программ в той степени, в какой их проведение не требовало резких поворотов и не грозило непредсказуемыми последствиями. По необходимости проводя либеральную политику в экономической сфере и лелея в самом общем виде консервативно-почвеннический идеал будущего, власть в практической политике в значительно большей степени руководствовалась указаниями «здравого смысла», чем определенной теоретической моделью.
Отчасти это было связано с тем, что консервативно-традиционалистская идеология опиралась на систему иррациональных обоснований, ее постулаты были скорее предметом веры. В основе ее лежало представление о таких трудноуловимых субстанциях, как «русская почва» или «народный дух», не поддающихся научному исследованию и описанию. Идеологи власти оказались неспособны вооружить рациональными аргументами «патриотическую» программу, чтобы она могла противостоять на равных либеральным и радикальным проектам преобразования России.
В самом общем виде консервативная идеология сводилась к представлению о России, как особом мире, особой цивилизации. Значительное влияние на идеологов этого лагеря оказала теория «культурно-исторических кругов» Н. Данилевского, согласно которой «идея», лежащая в основе того или иного «исторического типа», остается неизменной, и соответственно политические формы, выработанные одним народом, годятся только для этого народа.
В отличие от либералов и социалистов, разделявших оптимистический взгляд на возможность прогресса, консерваторы были убеждены в неискоренимом нравственном несовершенстве человека. Исправить человека невозможно, возможно только сдерживать негативные проявления человеческой натуры, чему служит отеческая власть государства. Монарх подобен «отцу», а его подданные — «детям».
Россия представляет собой «семью», а семья строится на основе естественной иерархии, аналогом которой применительно к обществу служит сословная структура. Практическая политика сводилась к двум важнейшим направлениям: восстановлению «истинно русских» начал администрации и борьбе за чистоту «русского духа». В исторической литературе нередко можно встретить утверждения, что этот курс во внутренней политике был взят не сразу после издания «ананасного» манифеста.
Действительно, занявший место министра внутренних дел Н. Игнатьев, по видимости, продолжал некоторые начинания Лорис-Меликова. Он пригласил «сведущих людей» только не выборных, а назначенных самим правительством для обсуждения вопроса о снижении выкупных платежей, а в ноябре 1881 г.
Каханова для подготовки проекта реорганизации всей губернской и уездной администрации на основаниях всесословности. Однако в исполнении Игнатьева лорис-меликовские инициативы удивительным образом выхолащивались, приобретали откровенно бутафорский характер. Так 19 марта 1881 г.
Барановым был создан Временный совет при градоначальстве, члены которого избирались жителями, имевшими право участия в городских выборах. Некоторые либералы попростодушнее, как например издатель петербургской газеты «Голое», даже приветствовали этот «бараний парламент», единственная реальная функция которого состояла в штемпелевании полицейских распоряжений. Система выборов в него была так устроена, что первым по числу набранных голосов попал в его состав бывший петербургский градоначальник Ф.
Трепов прославившийся, помимо экзекуции над Боголеповым, безграмотностью, вошедшей в поговорку; он ухитрялся делать четыре ошибки в слове из трех букв — писал «исчо» вместо «еще». Такой же бутафорский характер должен был иметь и Земский собор, который Игнатьев предложил собрать во время коронации Александра III. Скромные комиссии Лориса должны были реально участвовать в законотворчестве.
Пышный собор Игнатьева, на который предполагалось созвать четыре тысячи депутатов, должен был продемонстрировать единение царя с народом и заставить «замолкнуть все конституционные вожделения». Игнатьев продолжал либеральные мероприятия, замышленные в эпоху «диктатуры сердца», в области финансово-экономической, но в политической сфере его курс был прямо противоположен лорис-меликовскому. По крайней мере два важнейших акта, с которыми связана политика контрреформ — положение «О мерах к охранению государственного порядка…» и «Временные правила о евреях», — появились именно в игнатьевское министерство.
Оба эти игнатьевские акта грубо ограничивали гражданские права российских подданных, тогда как Лорис-Меликов стремился оборонять и даже расширять эти права в самые тяжелые моменты государственного кризиса. Поэтому можно смело утверждать, что новый курс был взят непосредственно после издания «ананасного» манифеста. Во избежание таких помех 14 августа 1881 г.
Согласно этому акту любая местность могла быть объявлена на положении усиленной или чрезвычайной охраны. Положение усиленной охраны вводилось генерал-губернатором с утверждения министра внутренних дел сроком на год; чрезвычайная охрана устанавливалась «высочайше утвержденным положением комитета министров, по представлению министра внутренних дел» на шесть месяцев.
Теперь постановления Городской думы вступали в силу только с одобрения губернских властей. Количество заседаний выборного органа сократилось. Судебная контрреформа. В 1887 был повышен имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей. Участвовать в судебных слушаниях теперь могли только представители дворянства. С 1889 г. С 1887 г. Упразднение мировых судов.
Меры в системе образования и печати. Упразднение независимости университетов: ректоры и преподаватели вновь назначались министром образования. Плата за обучение была значительно увеличена. Сыскной полицией вела надзор за студентами. С 1882 года введены «Временные правила о печати», ужесточившие цензуру. Из-за не соответствия требованиям стали закрывать особо либеральные издания.
Сквозь каждое положение манифеста просматривается принцип веры в определенность и непогрешимость автократического правления, что ставит Монарха над обществом и позволяет ему определять судьбу страны. Таким образом, манифест о незыблемости самодержавия представляет собой комплексный документ, в котором сформулированы принципы и идеология автократического правления, основанные на зависимости от Монарха, признании его непогрешимости и приоритета государственной цели над интересами граждан. Основные положения манифеста В манифесте было заявлено, что самодержавие является единственной формой правления, достойной России, и что права и свободы граждан должны подчиняться интересам государства. Обращаясь к своим соотечественникам, император Николай I подчеркивал необходимость верности и преданности народа своим правителям, а также заботу о развитии и процветании страны. Манифест подчеркивал необходимость соблюдения законов и подчинения государственным органам. Все личные интересы и права граждан должны были подчиняться общественным интересам и потребностям государства. Важным положением манифеста была поддержка и защита традиционной религии, что отличало Россию от других европейских стран, где в ту эпоху христианство потеряло свое значение в государственном строе. Манифест о незыблемости самодержавия явился попыткой укрепить власть императора и закрепить привилегии самодержавия в России. Он стал одним из важнейших документов, определивших политику и систему правления в стране на более чем полутора столетия после его принятия. Исторический контекст самодержавия Самодержавие в России имеет длительную историю, начиная с установления княжеской и царской власти. Оно было объявлено незыблемым в манифесте, подписанном императором Николаем I в 1825 году. Однако истоки самодержавия можно найти еще в глубокой древности, когда древние славянские племена объединялись в княжества и формировали свои государства. Эти княжества имели авторитарную структуру власти, где князь обладал бесспорной властью над подданными. В XIV веке в России началась процесс централизации власти, и княжества объединились в единую централизованную державу. С таким объединением власть князей стала все сильнее и едина. Это было необходимо для отражения внешних угроз, таких как нашествия монголов, а также для поддержания внутреннего порядка.
ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ 29 АПРЕЛЯ 1881 Г.
Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученической кончиной, а на Нас возложить Священный долг 234 Самодержавного Правления. Победоносцев также самостоятельно подготовил текст манифеста «О незыблемости самодержавия» и склонил Александра III к его подписанию. Манифест императора Александра III «О незыблемости самодержавия» (выдержки). Основные принципы правления были сформулированы в Манифесте о незыблемости самодержавия, принятом 11 мая 1881 года. Сигналом к началу курса на сворачивание реформ и их ревизию явился Манифест о незыблемости самодержавия, подписанный императором 30 апреля 1881 года.