Комы медведи по древнеславянски.
Что значит первый блин комом?
Существует версия, что когда-то на Руси медведя звали «ком» или «кома». Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило — «первый блин комам», т.е. медведям. С весенним пробуждением медведя славянские народы связывали наступление весны. Также грозный косматый медведь-ком был для славян архаичным олицетворением далёкого предка. Что ж, давайте разберём кто такие Комы и почему нигде, ни в сказках, ни в языке, ни в каких других фольклорных и исследовательских источниках нет связи Кома и медведя.
Первый блин комАм, блин второй – знакомым .....
Но, обратите внимание, даже у Рыбакова нет всей этой галиматьи про кормление медведей блинами. Тут уже чья-то совсем буйная фантазия разыгралась. Какова же история выражения «первый блин комом» на самом деле? Когда вы задаетесь подобным вопросом, первое, что вы должны сделать, — открыть фразеологические словари или научные работы о фразеологии. Итак, почитаем, например, что написано о выражении в «Большом фразеологическом словаре» В. Телия: «Образ фразеол. Мокиенко в книге «Давайте правильно говорить по-русски! Пословицы»: «Пословица, казалось бы, основана на чисто реальном бытовом наблюдении. Пока сковорода еще недостаточно горяча, первый блин получается «скомканным», а не лепешкой, плохо снимается со сковороды.
Такая образная логика, действительно, повлияла как на современное значение пословицы, так и на ее актуальную форму». В старинных паремиологических собраниях она звучала иначе, чем сейчас: «Первый блин и тот комом» 1736 ; «Первый блин да комом» 1741. В них ее смысл явно противоречит нынешнему. И неслучайно» «В связи с ритуальным значением блинов на Руси их ели на Масленицу, при поминальных обрядах, на свадебных пирах и т. В Рязанской губернии, напр. Там же перед погребением, выпекая блины для поминовения, первый блин кладут в головах покойника. В поминальных обрядах умерших родственников как бы приглашали вкусить первый блин или заломленный хлеб. В Тамбовской губернии такой блин клали на слуховое окошко для родительских душ, в Калужской — в субботу перед Масленицей его оставляли на божнице «для родителей», в других местах первый блин несли на погост и просто клали на могилу.
В некоторых губерниях России на Масленицу набожные женщины съедали первый масленичный блин за упокой усопших». Именно поэтому к его приготовлению нужно было относиться с особым тщанием. Да, выражение действительно может быть связано с обрядами, но совсем не с теми, что описывает растиражированная байка про «комов»! Давайте оставим бедных мишек в покое и не будем вестись на лженаучную ересь. Первый блин — комам: что такое Комоедица и чем она отличается от Масленицы А также причем тут медведи 20 марта 2019, 07:03, ИА Амител Что такое Комоедица? Как и многие другие языческие праздники он был искоренен из жизни народа, однако остался в ней видоизмененным. Рассказываем, что это за праздник такой. Что такое Комоедица?
Комоедица — это славянский праздник в честь Дня весеннего равноденствия 20 марта.
Например, для того, чтобы лён и конопля выросли "долгими" высокими , на Руси женщины катались с горок, стараясь съехать как можно дальше. Ни одна масленичная неделя на Руси прошлых веков не обходилась без медвежьего представления. С учёными медведями ходили по всей стране с незапамятных времён,этот промысел был занятием древним и традици-онным. В народе медведь ассоциируется с Богом Велесом, поэтому считалось,что он обладает магический целебной силой. В глазах крестьян он был сильным и мог отвес-ти беду: если спляшет около дома и обойдёт вокруг него, то не случится пожара. Ещё одной масленичной потехой были кулачные бои, которые представляют собой остаток древней военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами "на кулачках". В старину было три вида кулачных боёв.
Самым лучшим и интересным считался бой один на один. До нас дошла игра "в Калашникова" - двое садят друг другу в грудь кулаками по очереди, пока кто-нибудь не сдастся. Или - на землю кладут две палки. Выигравшим считается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить или улететь за палку. Наносить удар в область сердца запрещается. По горлу тоже не бьют. Принимая удар, нельзя разворачивать корпус. Можно бить в живот если договорятся.
Вперёд шагать тоже нельзя. Ещё одну забаву мы тоже хорошо знаем. С каждой стороны по двое - "Конь" и "Всадник". Цель - свалить противников на землю - хотя бы верхнего. Очень много от "коня" зависит. Практиковались и бои "стенка на стенку", когда запасных бойцов каждая "стена" уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак. Реже всего допускался бой "сцеплялка- свалка",который обыкновенно возникал из-за того,что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться.
Молодые переходили с вестями из двора во двор,дети выходили на затравку и были предвестниками "сцеплялки". В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину- жить в горькой беде,а на старости лет лежать на смертном одре,сидеть калекой без ноги. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая: "Звал, позывал чистый семик Широкую Масленицу к себе в гости на двор. Душа-ль ты моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься,в блинах поваляться,сердцем потешиться". После этих зазываний дети начинали кричать:"Масленица приехала, Масленица приехала!
Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери,а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и уста-навливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости,когда кататься по улицам. Богатые люди с понедельника начинали печь блины,а бедные- с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших,либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно,приговари-вали:"Честные наши родители,вот для вашей души блинок". Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега,на дворе,когда выйдет месяц, приговаривая:"Месяц,ты месяц,золотые рожки твои рожки!
Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось,что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку,колодец или озеро, когда появятся звёзды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тос-ку на всю Масленицу. Где нет свекра или свекрови, а молодые встречали первую Масленицу, тёщи приходили к своим зятьям учить дочек блины печь. Обычно, зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить уму-разуму. Получить такое приглашение почиталось за великую честь.
Званная тёща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла. Вторник - Заигрыш. С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, весёлые и разудальные игры, народные гуляния и забавы, представления. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости- покататься на горах,поесть блинов. В больших деревянных балаганах помещениях для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались весёлые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу,на тройках и на простых розвальнях.
Было в почёте и другое нехитрое развлечение- катание с обледенелых гор. В богатых домах к этому дню братья строи-ли во дворах домов горки для сестёр,а от дома к дому ходили "позыватки"- люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позы-ваток встречали с почётом, угощали блинами и напитками, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всем домочадцам. Отказ тогда объявлялся общим выражением: "у нас состроены у самих горы и гости прошены". Соседи толковали отказы по-своему :"здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого". Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились,по сути дела,к сватовству,чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот,у крыльца. По-сле угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест,а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
Среда - Лакомка. На Лакомку тёщи приним-али зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось тёще всех привечать и угощать, да так, чтобы не один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "Хоть с себя всё заложи, но Масленицу проводи! Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни напитки из воды, мёда и пряностей , калёные орехи, медовые пряники.
Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или как говорили в народе: "сколько раз собака хвостом махнёт". Бывало, что в этот день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и сёлам отдельно от мужчин и распевали весёлые песни. А по вечерам пели песни про заботливую тёщу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как тёща для зятя блины пекла,как у тёщи головушка болит,как зятёк-то тёще спасибо сказал. В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды, ведущие своё начало из Древней Руси. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника со сбитнем или квасом и калачами, а вслед за этим "поездом" тянулся народ. Кулачные бои проходили по своим строгим правилам. Нельзя было, например, бить лежачего, вдвоём нападать на одного, бить ниже пояса или бить по затылку.
За нарушение грозило наказание. А ещё начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер. Пятница- Тещины вечерни. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодёжи в нахождении себе пары. А уж сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодожёнам. Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодожёнами и справляемым по всей Руси,было посещение тёщи зятьями,для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир если, конечно, зять был ей по душе. В некоторых местах "тёщины блины" проходили в среду на Лакомки ,но обычно приу-рочивались к пятнице.
Если в среду зятья гостили у своих тёщ, то в пятницу зятья устраивали "тёщины вечерки"- приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же,что и на свадьбе,и получал за свои хлопоты подарок. Тёща обя-зана была прислать с вечера всё необходимое для печения блинов: сковородку,поло-вник и прочее,а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной враж-де между ним и тёщей. Суббота- Золовкины посиделки. В субботу,на Золовкины посиде-лки золовка - сестра мужа молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были ещё не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сёстры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.
Новобрачная нев-естка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно,что само слово "зо-ловка",как считалось,происходит от слова "зло",так как сёстры мужа относились к невестке "пришедшей невесть откуда" недоверчиво и настороженно- вспомним,хотя бы русские народные сказки. Последний день масленичной недели называется Прощённым днём, когда люди просят друг у друга прощения. Если в течение года Славяне чем-то оскорбили друг друга,то,встретившись в "прощённый день",они непременно приветст-вовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: "Прости меня,пожалуй". Второй же отвечал: "Бог тебя простит". Обида была забыта. С той же целью в прощёное воскресенье ходили на кладбища, оставляли на могилах блины, поклонялись праху родных. В этот день сжигалось чучело как символ зимы, которая закончилась.
День медведя. Медведь у древних славян. Древние изображения медведя у славян.
Презентация на тему медведь. Кто такой медведь ком. Медведь презентация по изо.
Кто такие медведи кто такие медведи. Образ медведя в русском фольклоре. Образ медведя.
Медведь во сне. Почему медведи боятся людей. Презентация про Гризли.
Медведь Гризли сообщение. Медведь для презентации. Гризли медведь Размеры.
Медведь символ России. Медведь символ России кратко. День медведя в России презентация.
Символы России для детей медведь. Игра медведя мы будили. Белый медведь против Гризли.
Белый медведь против бурого медведя. Гризли vs бурый медведь. Разбудили медведя.
Русский медведь. Дразнить медведя. Медведь проснулся.
Когда просыпаются медведи. Пробуждение медведя. Медведь выходит из спячки.
Тотемное животное. Символы тотемных животных. Тотемные животные года.
Тотем по году рождения. Медведь нападает на Волков. Медведь напал на вахтовый.
Бурый медведь против Гризли. Медведь Гризли против бурого медведя. Кадьяк медведь против Гризли.
Белый медведь Лаптевская популяция. Медведь живет в берлоге. Медведь живет.
Медведь в берлоге для детей. Панда енот. Панда это медведь и енот.
Панда относится к медведям. Правда и ложь. Не будите русского медведя.
Медведь на фоне российского флага. Разбудили русского медведя теперь молитесь. Медведь боится.
Медвежонок боится. Медведи обнимаются. Медведи любовь.
Медвежьи объятия.
Образ медведя объединяет все три версии происхождения праздника. Да, есть и третья версия — языческая, общеславянская. Согласно ей, Комоедица или Комоедицы — славянский праздник, во время которого встречали Весну, начинали полевой новый год и почитали местного славянского Медвежьего бога.
Первый выпекаемый блин приносили как особое подношение великому медовому зверю Кому, отправляясь с подарком в лес. Для справки — сведения из этимологического онлайн-словаря М. И ещё. Согласно этимологическому онлайн-словарю Н.
Шанского: «Ком, буквально — «стиснутое, сжатое». Для справки — сведения этимологического онлайн-словаря Г. Крылова: «Медведь. В древние времена люди пользовались так называемыми эвфемизмами — словами-заменителями, так как считалось, что, если назвать зверя его именем, тут-то он и появится.
Исконного названия медведя в русском языке не сохранилось, мы знаем только греческое — arktos, латинское — ursus и некоторые другие. Медведь же буквально означает «мёд едящий», «мёдоед». Согласно всему вышесказанному, возможно, раньше медведя могли называть древним именем «Ком». Согласитесь, медведь — и глыба, и вполне похож на большой шерстяной комок, и его «объятия» вполне можно описать словом «стиснутые».
Образ медведя в мифологии народов, живущих в России Нам кажется, что версия про подношения медведю очень дееспособна. Медведь всегда был особым зверем для жителей теперешней территории России. Присутствие образа медведя в русских сказках, свадебных обрядах, в любовной магии, в рождественских и масленичных обрядах происходит потому, что этот зверь в народном сознании отождествляется с плодовитостью, многими умениями и плодородием. Одно из самых традиционных русских свадебных пожеланий: «Дарю вам меди, чтобы дети были как медведи».
А пословицы дополняют образ косолапого: «Медведь в лесу — что боярин в городу» и «Хозяин в дому, что медведь в бору: что как хочет, так и ворочает». Медведь — один из главных образов пермского звериного стиля. Культ медведя был широко распространен на Урале.
Комы медведи ударение
Есть ещё мнение, что медведя в древности звали «ком», отсюда и название праздника — Комоедица, который начинался с подношения еды медведям. В весенний праздник веселья да угощения хватает всем! Разворачивается широкое гулянье. Люди катаются на лошадях, соревнуются в лазании на столб за дарами, берут с боем снежные городки, рядятся в личины, водят хороводы, пекут солнышко-блины - круглые, золотистые да горячие! Мужчины чествуют праздник особым медвежьим плясом и борьбой. Обрядовая праздничная треба: блинчики, блины-«комы» с пшеном, пироги, лепёшки, овсяный кисель, калачи, мёд, квас, пряники, коврижки, оладьи, творожники, орехи, молоко, масло, рыба, печенье. Главным яством великого праздника Комоедицы является блин - в славянской традиции символизирующий Солнце.
Утром люди торопятся на капище, высокое место, где подсохла земля. Возле капища на перекрёстке дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи духи , принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. Это один из древнейших русских праздников - день почитания Медвежьего Бога: принесение жертвы требы великому Медовому Зверю. Слава Родным Богам нашим и Предкам премудрым! И так, давайте разберемся, что такое Масленица?
И что за непонятное слово Комоедица? Комоедица - один из четырех древнейших солярных славянских праздников. Двухнедельное празднование Дня весеннего Равноденствия начало астрономической весны, 20 - 21 марта , прощание с Зимой и сжигание чучела Зимы, торжественная встреча Весны. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в эти дени также почитали медведя: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес «блинные требы» первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество.
В «сырную седмицу» Церковный Устав уже запрещает верующим есть мясо, но разрешает сливочное масло, молочные продукты, яйца и рыбу.
От этих разрешенных церковным календарем продуктов праздник вскоре, в том же XVI веке, обрел свое второе, народное название - Масленица. Но даже «перенесенный» церковниками прежний народный славянский праздник Комоедицы сохранил свои некоторые древние обычаи, обратившись в XVI веке в народную Масленицу. Жеско наказуемый церковью. Окончательно традиции русской народной Масленицы были закреплены в XVIII веке стараниями российского лжецаря Петра I, большого любителя всяких разгульных празднеств. Несмотря на официальное включение в церковные праздники, полного переосмысления Масленица так и не получила и остается народным праздником всенародный обжорный и пьяный разгул , и религиозным христианским это последняя из трех недель подготовки к Великому посту - перед этим идут недели «всеядная» и «рябая» - традиционная Русская масленичная неделя. Как относиться к празднику Масленицы - это зависит от восприятия празднующего.
Нынешняя Масленица, даты которой определены церковниками, ни в коей мере не является якобы лишь просто «сдвинутым» по времени прежним праздником Комоедицы, который всегда был и будет неразрывно связан с Днем весеннего равноденствия. И сама Комоедица Отмечается на третий День по Равноденствию и Новолетию… И смысл нынешней народной Масленицы, тем более, церковной «сырной седмицы» уже совсем другой, чем у прежней славянской Комоедицы. Посвящена в христианском смысле одной цели - примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу - в этом христианская составляющая их т. В продолжение церковной Сырной седмицы Масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица — это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу. И взбадриваться праздником Масленицы перед сельскохозяйственными работами еще слишком рано - на полях еще долго будут лежать снега, кружить зимние вьюги да метели.
Кроме того, после церковной Сырной седмицы Масленицы начинается долгий Великий пост с огромными ограничениями в питании, что для людей после холодной русской зимы, когда организм и так ослаблен, и перед предстоящими тяжелыми полевыми работами уж совсем неразумно. В особый день если пост выпадает не на среду и пятницу праздник «Благовещенье Богородицы» то вареную рыбу и немного вина красного. Древний праздник наших славянских предков Комоедица всегда остается во времени на своем прежнем месте в разные годы весеннее Равноденствие 20 или 21 марта , определяемом только ежегодным астрономическим событием - это великий праздник вступления в свои права долгожданной и обновляющей мир Весны священной, даруемой самим Небом людям, зверям, птицам, растениям и всей земной Природе. День весеннего Равноденствия - начало астрономической Весны, которое никакие христианские церковники и никакой иудейский бог «переместить» не в силах. И в наше время каждый может весело отмечать Комоедицу - светлый и радостный праздник наших предков, встречу Весны и весеннего обновления Природы.
Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть. Ее гнева боялись как простые люди, так и прославленные небожители. Особенно Мару боялись и уважали на Севере. Там, где сильна власть долгой зимы, помнили о важности обращений к Богине. Морену считали женой Чернобога , властителя Нави. Дочерями Морены называли сестер-лихоманок — духов, насылающих болезни. Поэтому в заговорах к Морене обращались с просьбой утихомирить своих дочерей и остановить хвори. Миф Мары очень схож с мифом о Персефоне и ее уходом в подземный мир к мужу Аиду, после ее ухода природа на земле умирает и снова возрождается, когда она возвращается весной на Землю. Богиня Морена у славян прежде всего олицетворяла смерть. Но Мара в русской традиции благородна и мудра. Она не убивала людей ради собственных амбиций. Она просто выполняла свою работу. Все собранные души она переносила в Навь, после чего те могли переродиться в новых телах. Поэтому на похоронах славяне старались задобрить Морену, дабы та потом провела усопшего к лучшей жизни. Великая Мара-Морена, Богиня Зимы. Попова-Гамаюн Где живет Богиня зимы и смерти Мара-Морена В преданиях сказано, что крепость Морены состоит из бесчисленного количества зеркал. Единственный путь в нее лежит через Калинов Мост, перекинутый над Смородиной-рекой. А ее покой охраняет ужасный монстр — многоглавый змей-дракон. Я вспомнила сказку Андерсена «Снежная королева» и тему зеркал, не ее ли, славянскую Морену, описывает Андерсон? Морене устраивались пышные похороны! Её везли на «семидесяти семи санях» в гости к «честному Семику» — богу огня Семарглу 7 — его священное число. И как не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретиться. Интересно, что, согласно одной из версий, повелительница смерти родилась из искры, упавшей из священного камня Алатырь. Таким образом, ее отцом был сам Сварог — владыка великого молота и всего живого. Умирает она тоже в огне и огненной птицей взмывает в небо, в свои небесные чертоги. Сжигание Масленицы в Абрау-Дюрсо. Попова-Гамаюн Приход большого огня Тема прихода большого огня постоянно обыгрывается в эти дни. В течение праздника жгли костры, прыгали через них, как будто купаясь в огне, а после обязательно умывались снегом или талой водой. Обращались к Семарглу, чтобы он «зажёг снега». Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца. Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя».
Величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение. Распитие сурьи Всем наливают сурью. Первую чашу сурьи жрица Марены несёт к жертвеннику. Жрица Живы выбивает эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена: «Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое! Со страдной порой, С цветами, с травой! Катают горящие колеса. Затем прославляют Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца: «С горы катись, С весной воротись! В яме, укрывшись валежником, лежит ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья.
Первый блин – комам: что такое Комоедица и чем она отличается от Масленицы
- Комоедица (праздник) — Википедия
- Первый блин – в коме?
- От чего произошло слово комы в поговорке первый блин комам. - Умные вопросы
- Почему на Руси медведей называли комами?
- #говоритепорусски |
Кома медведь у славян - фотоподборка
Почему на Руси медведей называли комами? - | «первый блин комам», т.е. медведям). |
24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица | С весенним пробуждением медведя славянские народы связывали наступление весны. |
Загадка медведей: почему Русь называла их комами?
Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика (этимологический словарь Фасмера ежевику производит от слова ёж), снобориха), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. это и есть медведь. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика, снобориха), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. А вот комами славяне называли медведей, которым был посвящён праздник.
24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица
Что ж, давайте разберём кто такие Комы и почему нигде, ни в сказках, ни в языке, ни в каких других фольклорных и исследовательских источниках нет связи Кома и медведя. У древних славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). Комы — это вовсе не медведи (кто бы сомневался), а традиционное кушанье из гороха. Во-вторых, в Древней Руси медведи действительно назывались комами из-за своего волосатого покрова, напоминающего комы. Медведя в древности звали «ком» и очень почитали на Руси как тотемного животного, отсюда и название праздника — Комоедица.