После недели о блудном сыне начинается седмица рассуждений о Страшном суде, куда попадут все. Кондак Недели о блудном сыне, глас 3. Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив еже ми предал еси богатство. 20 февраля, в воскресение, Неделю о блудном сыне было совершено две Литургии. Сегодня нашему вниманию предлагается притча о блудном сыне.
Как провести Неделю о блудном сыне, если вы готовитесь к Великому посту?
Роспись "Возвращение блудного сына" на стене Троицкой церкви Успенского монастыря. 3 марта 2024 года, в Неделю о блудном сыне, на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. – Сегодня особое воскресенье – Неделя о блудном сыне. Вчера в храмах мы пели о покаянии и «На реках Вавилонских». Вторая подготовительная седмица к Великому посту Неделя о блудном сыне.
Официальный сайт храма во имя преподобного и благоверного князя Олега Брянского
И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
А Бог говорит: «Человек, ты Мне дорог. Я Сына Своего отдал за тебя». А практики одни.
И святые отцы нащупывают эти душевные струны и в своем молитвенном деле приближаются к большей беседе с Богом, но не чтобы исчезнуть, а чтобы жить с Ним. Это цель. Исихазм как раз путь высшего служения Богу. Метода везде одна. У многих религиозных течений. В истории Церкви бывало, что обрядоверие занимало всю жизнь». Мы сотворены из земли. И важно, чтоб тело тоже участвовало в богообщении, в движении к Богу.
Когда хотим выразить почтение какому-то хорошему человеку, мы невольно начинаем кивать головой, показывать руками, что рады его видеть. Это естественно, но это не значит, что есть только движение. Без духа тело бездвижно. Оно ничего не делает. Я скажу в защиту обряда — это совершенно естественная ситуация. Другое дело, когда ты обращаешь внимание только на обряд. В этом нет никакого смысла. Это труп.
Тело ценно только с душой. Нужно посмотреть, для чего через Моисея даны обряды израильскому народу. Вовсе не с той целью, чтобы все это регламентировать. В христианской среде была точно такая же ситуация. Иоанн Златоуст организует крестные ходы, потому что в крестные ходы шли еретики. И людям было весело. Они вспоминали свою прошлую языческую сущность. Начали с крестных ходов.
Что-то в них плохого есть? Ну, людям нравится. Даже Ефрем Сирин стал сочинять гимны, чтобы перенести внимание людей, потому что их начали сочинять еретики. Так у нас складывалось богослужение: с гимнами, песнями, псалмами и так далее. Это естественный процесс. Кто хочет посмотреть, как эта обрядовость возникала, почитайте историю богослужения, как формировалась литургика. Это очень интересно. Потом вы будете ценить любой обряд, но понимать, что сама ценность не в обряде.
Без души это всего лишь какое-то движение руками. А можно руки вознести к Богу. Дух бодр, плоть же немощна. Это некая закономерность. Мы тренируем душу как спортсмены , чтобы сразиться с врагом рода человеческого. В данном случае изнурение тела помогает возвыситься духу. Когда мы ленимся или объелись, нас посещают различные нехорошие мысли. Лень, чревоугодие — это та опасность, которая убивает молитву и благодать в нас.
Потому и существуют посты. Есть разное время: для радости, для сосредоточения. Поэтому есть и постные дни. Это некая метода. Она постоянная. В течение недели есть разгрузочные дни — среда и пятница. И посмотрите, как это не нравится врагу рода человеческого. Какие главные проблемы современного общества?
Гиподинамия, когда человек мало движется. Врачи ему советуют заняться спортом, и он покупает абонемент в фитнес-центр. Раньше такой проблемы не было, потому что все трудились, и тело было в норме. Сейчас оно расслаблено. Такое тело не может хорошо служить Богу. Это нужно понимать. Человеку свойственно всегда что-то делать. Гиподинамия — проблема современного общества.
В глубинках, например. Это проблема урбанизации. А вторая проблема в том, что мы стали есть больше, чем раньше. В советское время мы так не ели. Мясо было не каждый день. Каждый врач скажет: «Дорогой, меньше кушай». А мы уже привыкли. Это вредит нам и нашей душе.
Почему враг рода человеческого старается нас завести в эту ловушку? Раньше говорили: «Сытое брюхо к молитве глухо». Потом стали говорить: «к учению глухо». Действительно, ко всему глухо. На это нужно обратить внимание. Пост как раз хорошая гимнастика для трезвости ума, сердца и души. Это важно. Если не позволяет здоровье, найди ту степень, при которой будешь держать пост.
Все это обсуждается со священником. Индивидуальные нормы. У спортсменов же тоже все индивидуально. Один может 300 кг поднять, другой 20 кг. У каждого свое. Это нельзя унифицировать, но есть среднестатистическое значение. Если меня туда взять, я продержусь лишь пару часов. Как научиться каяться по-настоящему, чтобы покаяние было угодно Богу, а не формальное?
Оказывается, мы можем не видеть свои грехи. Не видеть их так, как они на самом деле есть. Поэтому человек и произносит формальное покаяние.
По крещению - сыны, по жизни - наемники. Божественное Писание к сыновьям относит тех, кто совершенно всем своим существом предается праведности и благочестию, наемники же те, которые разумеют благо, знают учение, но не отдаются ему всецело сердцем и не руководствуются в устроении своей жизни волей Божией. И мы все, так легко и почти постоянно теряем в суете жизни и её приманках свое сыновство, бездумно предпочитая для себя удел наемника.
Услышав в доме пение и ликование, он призвал одного из слуг и спросил: "Что это такое? Старший сын рассердился и не хотел войти в дом. Отец же вышел к нему и звал его. Но он отвечал отцу: "Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал не нарушал приказания твоего; но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка". Отец же сказал ему: "Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое - твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся". В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном - кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары жизнь, здоровье, силу, способности , какие получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращение грешника, прощает ему все его беззакония грехи , как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары. Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни. Евангелие от Луки, гл. Святая Церковь постепенно готовит верующих к дням покаяния, очищения от грехов - дням Великого поста. В прошлое воскресение вы слышали притчу о мытаре и фарисее, где Господь показал нам, как мы должны каяться и умолять Господа о прощении грехов. А ныне мы слышим притчу Спасителя о блудном сыне, о том, как даже великого грешника принимает Господь, если тот приносит сердечное раскаяние в своих грехах. И вот младший из сыновей просит отца, чтобы тот дал ему его часть имения. Отец не отказал. Выделил ему часть имения. Через некоторое время этот сын взял все свое имущество и ушел в "страну далече" и там все промотал, живя блудно". Богатый человек - это Господь. Два сына: старший сын - это мир ангелов, младший - это все человечество и каждый из нас. Что же произошло с младшим сыном, то есть с человечеством? Но они согрешили, отпали от Господа, удалились в "страну далече", расточили все духовное богатство - ум, и сердце, и веру, - все извратили. Как Адам и Ева стал и каждый из нас. Каждый человек имеет образ Божий, каждый человек получает величайшую благодать, великие дары Божии при Таинстве Крещения, но уже с детства, с младенчества мы начинаем проматывать достояние Божие, все более удаляясь грехами от Бога в "страну далече". Что такое "страна далече"? Это состояние греховное, когда душа вся исполнена таких помышлений, чувств, влечений, слов и дел, которые свойственны только дьяволу, удаляют нас от Господа.
3 марта. НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
Он практически отчаялся, но вспомнил об отце, о доме и решил радикально изменить свою жизнь. Блудный сын понимает, что по справедливости за свое греховное поведение он ничего хорошего получить не должен, но все равно, движимый раскаянием и надеждой, возвращается к отцу.
В неделю о Блудном Сыне в храмовом комплексе преподобного Сергия Радонежского на Рязанке состоялись воскресные Богослужения. В субботу за Воскресным Всенощным бдением верующие впервые услышали стихи 136-го псалма «На реках Вавилонских».
В воскресный день, служение поздней Божественной Литургии возглавил клирик храмового комплекса — иерей Сергий Редин. После отпуста духовенство храма прославило продолжающийся праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, пропев величание празднику.
Перевод: Помяни, Господь, Едомским сыновьям, когда они говорили в день разрушения Иерусалима: «Разрушайте, разрушайте его до основания». Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за твои деяния, которые ты совершила с нами; блажен, кто возьмёт и разобьёт твоих младенцев о камень. Блаженный Августин говорит: «Мы являемся пленниками, лишенными святости и Иерусалима. Кто нас взял в плен? А Кто нас спас и искупил?
Дщи Вавилоня с раннего детства губила наши души всевозможными пороками, и ей следует воздать тем же, т. Что это за порождения? О какой Камень разбить их?
Кажется, что если я с Богом, если я все правильно выполняю, то у меня должно быть все хорошо и мне должно все принадлежать.
Я же верен тому, что от меня хочет Отец! Что-то обязательно должно мне причитаться за то, что я живу правильно, ведь правильная жизнь должна иметь правильный результат. Старший сын живет правильно, у него все отлажено и на своем месте. И он ждет, когда же наконец за его труды, за верность ему дадут козленочка.
А отец отвечает: «Ведь все мое — твое». И опять получается: «Нет, все твое мне не надо, мне нужно мое, мой козленочек, моя радость с друзьями, мне нужно как-то от тебя отделиться, чтобы попраздновать и порадоваться без тебя». Это незаметно входит в жизнь человека, когда он старший сын в доме своего отца и отец ему полностью доверяет. Вдруг оказывается, что это все не нужно, а очень хочется взять свое, но только честно и правильно добытое, к чему не придерешься, за что не надо каяться, не надо отвечать, не надо стыдиться, — потому что он же заработал право на козленочка.
Горькие слова заканчивают эту притчу. Отец, который пытается любовью вернуть своего сына, говорит ему о радости, которую он испытывает и которую должен испытывать старший сын, о радости, что «твой брат был мертвый и ожил, погибал и нашелся». Но нет этой радости у старшего сына. Радость об одном сыне, вернувшемся, и горечь о другом сыне — вроде не потерянном, но ушедшем, — звучат в этой притче.
Радость о покаянии и горечь о фарисействе, о гордыне, о самоуспокоении, о самодовольстве, о желании жить для себя, без Бога, взять у Бога свое, но под видом благочестия, под видом верности, под видом своего сыновства… Страшное искушение для верующего человека, для христианина вот это самодовольство, самоуспокоенность, уверенность в своей правоте, в своей вере, в том, что она непоколебима. Лучше быть самым последним рабом в доме отца, как захотел блудный сын, чем быть свободным старшим сыном, который ждет своего козленочка, когда ему открыто все богатство и любовь отца, свобода и власть быть подобным отцу в радости, в принятии покаяния, в милосердии. Свобода быть подобным Отцу дана каждому из нас. Это свобода получить от Бога все, что Он дает, а не приходить к Нему всякий раз за тем, что нужно сейчас.
Таким же образом мы иногда приходим и к Причастию. Когда мы подходим причащаться Святых Христовых Таин, вот эти слова и звучат: «Все мое — твое». Все Христово в этой Чаше, все Божественное, вся жизнь, и смерть, и Воскресение, и восшествие на небеса, и Второе Пришествие, — все в этой Чаше дается человеку! А нам нужно, может быть, совсем не это, мы идем к Чаше и думаем о том, что нам нужно сейчас.
И как часто, когда мы подходим к Святой Чаше Христовой, когда мы идем в храм, чтобы открыть себя для Бога, в наших мыслях и сердцах звучит подспудная мысль: «Козленочка хочу! Дай мне порадоваться здесь и сейчас для самого себя. Дай мне то, что будет только моим, будет принадлежать только мне и никому другому! Давайте посмотрим на свои сердца, проверим свою совесть.
Как мы идем к Богу? Чего мы от Него хотим? Как мы открываем свои сердца и готовы ли мы на слова Отца нашего «Все Мое — твое» ответить: «А все мое — Твое»? Протоиерей Алексий Уминский на литургии читается Евангелие от Луки, глава 15, стихи 11-32 11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 12 и сказал младший из них отцу: отче!
И отец разделил им имение. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. И начали веселиться. Отец же его, выйдя, звал его.
Урок беседа с детьми 4-10 лет. Послушать Христа приходили разные разные люди. Часто рядом с ним находились мытари, разбойники, блудницы. Фарисеи обвиняли Его: "Почему Он не прогонит этих грешников?
Почему разрешает сидеть рядом и слушать? Христос захотел объяснить людям, что это не так, что Бог не грозный, а любящий. Малышам я обычно разыгрываю эту притчу в куклах или крупно распечатанных цветных картинках. Иллюстрации и раскраски для урока в альбоме Детям среднего возраста пересказываю своими словами: У одного человека было два сына.
Однажды младший захотел уйти из отцовского дома и жить своей жизнью. Он попросил отца разделить имение, тот его послушался. Сын забрал свою часть денег и уехал один в другую страну. Некоторое время он жил припеваючи: денег было много, он ни в чем себе не отказывал, не работал, только гулял и веселился.
Вокруг него было много друзей и он ни в чем не нуждался. Вскоре деньги у него закончились. Друзья сразу куда-то пропали и, как назло в стране, где он теперь жил разразился страшный голод. Дела у младшего сына совсем пошли плохо, и чтобы не умереть с голоду, он устроился пасти свиней.
Иногда свиньи не доедали свой обед и он с удовольствием съедал все остатки - так он был голоден. Однажды он подумал: «У моего отца в доме сейчас хлеба с избытком, а я тут погибаю! Пойду к нему в дом и стану ему слугой». Так он и поступил.
Отец всё это время не переставал ждать своего сына. Он часто выходил из дома и всматривался вдаль - не идёт ли? Так же и в этот раз он стоял в ожидании у дома, поэтому ещё издали увидел возвращающегося сына и радостный выбежал к нему навстречу, стал обнимать и целовать его. Сын стал просить прощения, а отец приказал слугам принести лучшую одежду и устроить пир в честь его возвращения.
Все были очень рады, кроме старшего сына. Во время пира он как раз возвращался домой с поля после работы. Он очень удивился и расстроился, когда узнал ,по какому поводу идёт пир. Ведь он всегда был рядом с отцом, помогал, никогда не предавал его!
Но никогда для него, для старшего сына, отец не закатывал такого пира. На это отец ответил: "Сын мой! Что это значит? В этой притче под образом отца разумеется Бог, под сыном - грешный человек, который вёл недостойную жизнь, но раскаялся и, обратившись к Богу, решил исправиться.
Бог - не грозный, а любящий Отец. Он любит нас даже тогда, когда мы обижаем Его несоблюдением заповедей, своими плохими делами. Вот, что хотел донести Христос для Фарисеев и людей своего времени. Тот, который потерял верный путь.
Когда человек много обманывает, обижает других - грешит, он как будто сбивается с правильного пути и блуждает по неверным дорогам жизни. Может даже произойти так, что ему станет настолько стыдно, что и прощения просить не захочется, будет страшно вновь обращаться к Богу! Прежде всего за то, что нарушает Его Образ в себе, поступая дурно. Вспомните каждый про себя , когда вы очень сильно кого-то обидели.
Вы знаете, что вы виноваты и вам очень стыдно. Но согласитесь, этого не достаточно, чтобы помириться? Ведь нужно всё же подойти и попросить прощения! Так же и человеку не достаточно просто знать о своих грехах и плохих поступках, нужно попросить за это прощения.
С Богом мы примиряемся в таинстве исповеди. Власть прощать грехи сам Господь Иисус Христос передал своим ученикам и апостолам и от них получили ее наши священники. Так что всегда, когда мы чувствуем себя неправыми перед Богом, когда нам стыдно за свои дела, мы должны исповедоваться. Даже когда кажется, что уже прошло слишком много времени или что грех слишком велик.
Никогда не поздно. Мы всё ближе продвинулись в Великому посту, чувствуем себя вернувшимися к Своему Родителю, а кто то еще собирается вернуться. Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с Постом.
В Неделю о блудном сыне епископ Фома совершил Божественную литургию
Вторая подготовительная неделя «О блудном сыне» начинается в воскресенье 12 февраля. Служба в неделю о блудном сыне раскрывает нам состояние отчуждения от Бога: «Иждих блудно отеческого имения богатство, и расточив, пуст бых, в страну вселився лукавых граждан». Вот почему в Неделю о блудном сыне на утрени звучит впервые горестная песнь «На реках Вавилонских». Вторая подготовительная неделя «О блудном сыне» начинается в воскресенье 12 февраля.
В Неделю о блудном сыне епископ Фома совершил Божественную литургию
Неделя о блудном сыне – часть подготовительного периода перед Великим постом. Неделя о блудном сыне, Неделя блудного сына (греч. κυριακὴ τοῦ ἀσώτου, лат. На литургии читается отрывок из Евангелия от Луки о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Отец разделил имение, младший сын ушел на страну далече, жил блудно и все имение расточил, обнищал, ничего у него не осталось. Притча о блудном сыне У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу.
Архив новостей
- Неделя о блудном сыне.
- Архив новостей
- БЛУДНОГО СЫНА НЕДЕЛЯ
- Притча о блудном сыне и ее толкование
- Воскресная проповедь в неделю о блудном сыне | Покровский Хотьков монастырь
- Оптина пустынь
Беседы с батюшкой. Неделя о блудном сыне. Протоиерей Михаил Зазвонов 12 февраля 2023
Находясь в таком положении, он не знает, что делать с самим собою. Он перестал верить в эту жизнь, кольми паче в жизнь вечную. Жизнь вечную он забыл, а временную возненавидел; и Бога он забыл, а мир сей возненавидел. Что ему теперь делать? Куда идти? Вселенная ему тесна.
И нигде нет дверей для выхода из нее. И могила означает не выход, но вход. Когда же его положение становится столь отчаянным, является ему диавол, который и до того постоянно был с ним и вел его от зла ко злу — но сокровенно и неявленно. А ныне он является грешнику, берет его к себе на служение и посылает его на поля свои пасти свиней. Ибо написано: и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней.
Так бывает и со всяким непослушливым сыном, отделившимся и удалившимся от отца своего: уходит он от отца с гордыми и великими планами о своем счастье, а в конце концов становится слугою у худшего себя, свинопасом при чужих свиньях. Но под именем одного из жителей страны той, несомненно, подразумевается диавол. И хотя он здесь изображается в виде человека, как и отец назван человеком, тем не менее, этот образ совершенно противоположен образу человека-отца, от коего отделился безумный сын. Сие человек, однако человек не из Царства Небесного, но из некоего третьего царства — царства мрака и ужаса, смрада и пламени, царства бесовского. У первого человека — Отца — грешник носил имя сына, а у сего человека — диавола — он нарекается слугою.
У человека Отца он блаженствовал во всяком изобилии, а у человека диавола он голодает, и притом настолько, что рад поесть тех рожков из-под земли, коими питаются свиньи; но и этого ему не удается. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Под свиньями, в более глубоком смысле, подразумеваются бесы, жители царства диавольского. Ибо бесы суть носители всякой нечистоты, а свинья — явственный символ нечистоты. Когда Господь изгнал бесов из одержимого в Гадаре, Он послал их в свиней.
Как свиньи роются в земле, так бесы роются в человеке, доколе не найдут в нем какой-либо душевной нечистоты себе в пищу. Под рожками поэтому следует понимать всякую нечистоту внутреннего человека: злые мысли, грязные желания, себялюбивые намерения, грехи, пороки, страсти — особенно страсти. Все, что душу человеческую истощает и иссушает, то бесов питает и утучняет. Все, что растет во мраке души человеческой, не освещенной прямым Божиим светом, подобно тому как растут рожки во мраке подземном, все сие является нечистою пищей бесов. Но и этой пищи бесы не давали наемнику диавола.
Той самою пищей они кормили его, пока он всецело не попал под их власть; а теперь, когда он уже полностью был в их руках, они не имели более нужды чем-либо кормить его. Их пища есть яд, а он уже был весь насквозь отравлен. И се, его яд ныне служил им пищею. Они грызли душу его, ожидая лишь ее исхода от тела, дабы питаться еще большими ее муками во тьме внешней. Как говорит венценосный пророк: Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века Пс.
Се, блудный сын был яко мертвый и прежде телесной смерти! Но в этот момент крайнего отчаяния, крайнего голода и крайнего ужаса вспыхнула в блудном сыне некая искра. Нечаянная и позабытая искра! Откуда же взялась она в холодных углях? Откуда в трупе искра жизни?
А вот откуда: как мы сказали вначале, Отец при разделе с сыном дал ему более, нежели тому следовало. Дал Он ему, вместе с прахом, и искру совести и разума. Мудрый и милостивый Отец словно говорил Самому Себе, отделяя часть имения младшему сыну: «Добавлю Я ему еще и это, немного совести и разума; именно того, от чего он хочет отделиться. Пусть, они ему понадобятся. Он идет в холодную и голодную страну; и когда постигнет его величайшая скорбь, сия единственная искра может осветить ему путь назад ко Мне.
Пусть, пусть он возьмет ее с собою; воистину, она ему пригодится. Искра сия спасет его». И вот, эта искра вспыхнула в самой непроглядной тьме, в полночь, когда блудный сын уже сошел в третье царство и предался служению диавольскому. Как чудесный светильник, возгорелся в нем давно позабытый свет совести и разума. И при свете том он пришел в себя.
И только при свете том узрел он, в какую пропасть пал, каким смрадом дышал и жил, к какому гнусному обществу присоединился. При свете сего таинственного светильника, который поддерживала в его душе милостивая Отчая рука, он пробудился от своего ужасного сна, и тогда начал сравнивать свою жизнь, бывшую у Отца, со своей теперешней жизнью. Придя же в себя Придя же в себя; из сего явственно следует, что, «доколе он творил зло, он был вне себя». Воистину, блуждая чувствами вне себя, мы сами от себя удаляемся, выходим из себя и покидаем Царствие Божие, кое внутрь нас, внутрь вас есть — Лк. Встал и пошел к отцу своему.
Как только искра вспыхнула в душе блудного сына и как только он сравнил жизнь у Отца своего с жизнью на чужбине, он тут же пришел и к решению: встану, пойду к отцу моему. Встану, — говорит он, ибо видит свое страшное падение. Третьего пути нет: или вниз на самое дно пропасти диавольской, или вверх, к Отцу своему.
А именно, наряду с телом, Он оставляет ему в теле душу, как и у животных, и, сверх всего того, оставляет ему и немногое из духовных даров: немного разума, совести, стремления к добру, лишь одну искру, чтобы только не отпускать его совсем как животное, равное другим животным. Старший сын остался с отцом, дабы и далее пользоваться всем отцовским имением, а младший по прошествии немногих, дней…, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Не скрывается ли за сими словами по прошествии немногих дней тайна кратковременного пребывания Адама в Раю?
Совершив грех, Адам тем самым потребовал и добился раздела с Богом. Отделившись от Бога, он увидел наготу свою, то есть увидел: без Бога он — ничто. И Бог, по милости Своей, не отпустил его нагим, но сделал ему одежды — в соответствии с его умалившимся ростом; одел его в те одежды и отпустил Быт. Прах ты и в прах возвратишься, — говорит Бог Адаму. А это означает: «Твоим, в лучшем случае, является только прах, все прочее есть Мое. Ты требовал следующую тебе часть, Я тебе ее даю; но, чтобы ты мог жить и быть хотя бы тенью того, чем ты был доныне, Я даю тебе и более: даю тебе одну искру Своего Божественного достоинства».
Произошедшее с Адамом повторялось и повторяется с миллионами сынов Адамовых, которые грехом отделились от Бога и со своим имением пошли в дальнюю сторону. Бог никого не принуждает оставаться с Ним, ибо Бог сотворил человека свободным и, будучи верен Самому Себе, никогда не желает побеждать сей человеческой свободы. А что делает безумный грешник, когда отделится от Бога? Младший сын пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Это сделал не только один грешник; это сделал не только младший сын отца сего; это делает всякий человек, когда отделится от Бога, всякий без исключения. И исчезоша в суете дние их Пс.
Живя распутно. Что сие значит? Это значит — проводя дни во всяком грехе и беспутстве, в пьянстве, ссорах, гневе, расточительности, наипаче же в блуде, который более всего и быстрее всего губит жизненные силы и угашает Божественную искру. Когда человек не имеет любви, он предается страстям. Когда человек оставляет стезю Божию, он оказывается в сетях многих путей и бегает туда-сюда: то по одному пути, то по другому. Распутник держит секиру при корне своей жизни и каждый день надрубает секирою корень, пока дерево не начнет в муках засыхать.
Живя распутно, блудный сын расточил все имение свое, полученное от отца. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. В той дальней стране, удаленной от Бога, всегда голод, ибо земля не может насытить алчущего человека, лишь усиливая его голод своею пищей. Земля едва может утолить голод бессловесных животных, но никак не человека. В дальней стране всегда голод; однако для грешника, совершенно забывшего Бога и расточившего все жизненные силы, дарованные ему по милости Божией при разделе, настал великий голод, то есть такой голод, который земля, что бы она ни предлагала, не могла утолить ни на мгновение. Так происходит и ныне со всяким грешником, ненасытно и полностью предавшимся земле, плоти и плотским наслаждениям.
Наступит момент, когда грешнику омерзеет и земля, и плоть, и все земные и плотские наслаждения. Все сие станет для него мерзостью и смрадом. Тогда он начинает жаловаться на весь мир и проклинать жизнь. С истощенными силами и телесными, и душевными, он чувствует себя полою и сухою тростью, чрез кою дует хладный ветер. Все для него мрачно, все для него отвратительно, все для него гнусно. Находясь в таком положении, он не знает, что делать с самим собою.
Он перестал верить в эту жизнь, кольми паче в жизнь вечную. Жизнь вечную он забыл, а временную возненавидел; и Бога он забыл, а мир сей возненавидел. Что ему теперь делать? Куда идти? Вселенная ему тесна. И нигде нет дверей для выхода из нее.
И могила означает не выход, но вход. Когда же его положение становится столь отчаянным, является ему диавол, который и до того постоянно был с ним и вел его от зла ко злу — но сокровенно и неявленно. А ныне он является грешнику, берет его к себе на служение и посылает его на поля свои пасти свиней. Ибо написано: и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. Так бывает и со всяким непослушливым сыном, отделившимся и удалившимся от отца своего: уходит он от отца с гордыми и великими планами о своем счастье, а в конце концов становится слугою у худшего себя, свинопасом при чужих свиньях. Но под именем одного из жителей страны той, несомненно, подразумевается диавол.
И хотя он здесь изображается в виде человека, как и отец назван человеком, тем не менее, этот образ совершенно противоположен образу человека-отца, от коего отделился безумный сын. Сие человек, однако человек не из Царства Небесного, но из некоего третьего царства — царства мрака и ужаса, смрада и пламени, царства бесовского. У первого человека — Отца — грешник носил имя сына, а у сего человека — диавола — он нарекается слугою. У человека Отца он блаженствовал во всяком изобилии, а у человека диавола он голодает, и притом настолько, что рад поесть тех рожков из-под земли, коими питаются свиньи; но и этого ему не удается. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Под свиньями, в более глубоком смысле, подразумеваются бесы, жители царства диавольского.
Ибо бесы суть носители всякой нечистоты, а свинья — явственный символ нечистоты. Когда Господь изгнал бесов из одержимого в Гадаре, Он послал их в свиней. Как свиньи роются в земле, так бесы роются в человеке, доколе не найдут в нем какой-либо душевной нечистоты себе в пищу.
Также раздражительны, завистливы, недоброжелательны и т. Если хотят сложить вину на обстоятельства и на других лиц.
Когда Бог позвал к ответу первых людей, то Адам слагал свою вину на Еву, a Ева на змия. Они не должны были бы допускать себя до искушения: они оба согрешили по совершенно свободному произволу. Тут не было никакого раскаяния, никакого самообвинения, никакого начала исправления. Такие извинения и оговорки весьма часто случаются и y нас. A муж, с своей стороны, жалуется на жену, что она неразумна, что он должен ее бранить, журить, бить.
А может быть здесь просто недостает благоразумия, умеренности и терпения? Бывает ли вообще согрешение без какого-либо повода и искушения? Что же нужно делать при таком своенравии и непокорности? Что должны были бы делать прежде? Но разве нельзя быть добродетельным в каждом состоянии, обуздывать каждый род характера?
Пустая отговорка! Всегда найдут время, если хотят. Делай одно и не оставляй другого! Несмотря на большую усталость во время дня, торговец вечером сводит итог своих денег; при усиленных занятиях не забывают есть и пить; для приобретения больших барышей откладывают спешные дела. И много ли нужно времени для дел добра?
Ежедневно молиться, испытывать свою совесть, по праздникам посещать храм, в урочные времена говеть, исповедоваться и причащаться! Если не хотят расстаться с любимыми грехами. Войско законного царя Давида стояло против возмутившегося похитителя престола — Авессалома. Давид поощрял своих воинов к мужественной борьбе, но при этом говорил «сберегите мне отрока Авессалома» 2 Цар. Совращенных солдат нужно было убивать, a совратителя их пощадить!?
Tо же самое бывает часто и при нашем покаянии. Сознают, каются и исповедуют разные грехи, но любимый грех — Авесалома, щадят. Но это все происходит только из угождения твоей себялюбивой плоти. Почему же ты об ней собственно ничего не говоришь? Не есть ли она твой Авессалом?
Но почему же не в сварливости, высокомерии, злобе сердца? Они — твой Авессалом! Жалуйся лучше на твоего Авессалома, на твои привязанные к земле мысли и стремления. Твой Авессалом были леность и недостаток покаянного чувства. Но о твоем Авессаломе ты ничего не сказал, именно о твоих знакомствах и дурных связях.
Так каялся блудный сын пред Отцем небесным. Бог повелевает всем людям покаяться: "Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться" Деян. Необходимость ежедневного покаяния. Хотя мы и не принадлежим к отъявленным грешникам, однако же не можем сказать, чтобы мы были чисты от всякого греха. Сколько у нас тайных пятен на совести!
Заботы о пропитании, дурные мысли, похоти и пожелания, праздные слова: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Последний час может придти внезапно. Наша смерть постоянно стоит у дверей: "Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем. Должен ли я пренебрегать тогда своей дорогой душой? Свойства ежедневного покаяния.
Для этого нет нужды, с утра до ночи, поститься и молиться; достаточно: а Ежедневно примиряться с Богом: "Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения. Если другие думают о Боге только однажды в год, когда приступают к исповеди, то мы должны думать о Нем всякий день: "Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои. Не делать никакого греха сознательно и свободно: "Во все дни помни, сын мой, Господа Бога нашего и не желай грешить и преступать заповеди Его.
Во все дни жизни твоей делай правду и не ходи путями беззакония. Мы ежедневно заботимся о пище и питье для нашего тела; не тем ли более должны заботиться о душе? Однако же, как много таких людей, которые совершенно забывают о душе своей! Сегодня ты еще живешь, сегодня и кайся. Сколько представляется нам ежедневно случаев призывающих к покаянию!
Заходящее солнце, усопший во гробе, болезнь в членах, каждый удар колокола… Почему мы откладываем свое покаяние? Сознав свои грехи, блудный сын немедленно кается и обращается к небесному Отцу. Слово Божие призывает нас к немедленному покаянию и обращению: "Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день. Чем объяснить это? Или потому, что предполагаем, что Бог простит нам или не простит.
Если мы думаем, что Бог не простит нам наших грехов, то какое безумие оскорблять всесильного Бога без надежды на Его прощение, гневить Его карающее правосудие, умножая свои грехи? Если же мы думаем, что Бог так милосерд, что простит нам все наши грехи, как бы мы Его ни оскорбляли, то какая черная злоба с нашей стороны без меры оскорблять всеблагого Бога? Бог благ, следовательно необходимо, чтобы я был зол. Он по своей благости простит мне все, следовательно я не должен иметь страха грешить. Он имеет довольно терпения, чтобы ожидать моего раскаяния, следовательно я хочу иметь достаточно наглости, чтобы продолжать оскорблять Его грехами».
Тертулиан о покаянии 2. Или потому, что думаем, что Бог дает нам мало времени для покаяния и обращения, или много. Если вы думаете, что Он дает вам мало, то отчего вы не спешите пользоваться каждой минутой столь короткого и столь дорогого времени для вашего спасения? Если же вы думаете, что Он дает вам много, то не обязаны ли вы благодарить Его за это? A чем лучше можете вы выразить Ему вашу благодарность, как не употреблением времени, согласно с Его волей?
Бог не дал нам времени для Его оскорбления, следовательно, какая неблагодарность с нашей стороны употреблять время для греха? Откладывать покаяние по таким несправедливым побуждениям — не значит ли подвергаться опасности никогда не каяться? Бог обещал покаявшемуся грешнику прощение, но не обещал часа u времени покаяния. Иной говорит: «я покаюсь в старости! Если вы находите, что теперь для вас трудно исторгнуть из души пороки, которые не успели еще в ней укорениться, то неужели вы думаете, что со временем для вас будет это легко, когда они пустят глубокие корни?
Теперь вас отягощают некоторые грехи, a вы надеетесь впоследствии идти свободнее под бременем неисчислимых грехов! Теперь вы не желаете бороться с неокрепшими еще страстями, a позже думаете преодолеть закоренелые привычки! Можете ли вы рассчитывать тогда на победу с меньшим трудом? Каждый удар, наносимый телу острым орудием, более и более вонзается в него. Каждое греховное действие глубже и глубже запечатлевает порок в нашей душе, в которую он наконец проникает так далеко, что исправление его становится почти невозможным.
Вот почему мы видим обыкновенно, что старость грешника загрязнена пороками его юности. Слабая природа, истощенная распутной жизнью и преклонностью лет, желала бы остановиться, но сила греховной привычки, обратившейся во вторую природу, невольно влечет сердце к греховным пожеланиям, несмотря на сопротивление возраста и немощь тела. Непреклонным постоянством во грехе затрудняется для вас постоянство в добре. И это даже в том случае, если бы вы совершенно покаялись. С душой бывает то же самое, что и с телом: редко продолжительная болезнь не оставляет глубоких неизгладимых следов на теле.
Человек, долгое время подчинявшийся греховным привычкам, никогда не освобождается от них совершенно. Его ослабленная воля легко поддается греховным соблазнам. Наконец, какая несправедливость и в то же время какое безумие — назначать конец своей жизни для покаяния. А лучшие годы растрачивать во грехе! Кто ожидает старости, чтобы посвятить себя Богу, тот ясно показывает, что он хочет сберечь для добродетели только такое время, которого он не может употребить ни на что другое.
Странное распределение вашей жизни! Юности и мужеству, полным сил и энергии, вы предоставляете покой, негу и наслаждения, a на старость, возраст слабый, которая едва поддерживает саму себя, вы возлагаете все бремя труда и лишений, все подвиги покаяния! Не уподобляетесь ли вы в этом случае тому безумцу, который, имея нескольких рабочих животных, складывает всю тяжесть на самое слабое из них, a всех прочих заставляет идти без клади? Покаяние доставляет несомненное отпущение грехов. Как велики были грехи блудного сына!
Но едва только он раскаялся, Отец небесный все простил ему. Покаяние доставляет немедленное отпущение грехов. Едва только Давид исповедал свой грех и сказал: «согрешил я пред Господом», как пророк Нафан возвестил ему: «Господь снял с тебя грех твой» 2Цар. Покаявшийся разбойник непосредственно за этим услышал из уст Распятого: «ныне же будешь со Мною в раю» Лк. Покаяние доставляет отпущение полное и совершенное.
Бог не прощает на половину. Не будем же говорить, подобно Каину: «наказание мое больше, нежели снести можно» Быт. Он заслуживает отвержения, a встречает объятия Отца небесного ст. Он заслуживает изнурения от наготы, a облекается в одежду первую. Он заслуживает томления от голода, a получает хлеб жизни.
Он заслуживает вечных мучений, a его окружают радостные ликования. Надобно сознать тяжесть своих грехов: «придя же в себя»: "Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу. Надобно раскаяться в них с сердцем сокрушенным и смиренным: «отче! Надобно исповедать их пред священником.
Надобно исправиться от них и загладить их противоположными добродетелями. Божественная Литургия 3 марта 2024 года Евангелие от Луки, 15:11-32 зачало 79 В ходе Божественной Литургии Евангелие читается на церковнославянском языке. Кому пока еще трудно читать тексты, написанные церковнославянским шрифтом, размещаем их транслитерацию написание гражданским шрифтом , а также синодальный перевод. Церковнославянский язык является священным богослужебным языком потому, что создан был Кириллом и Мефодием для высшей цели — для богослужебного употребления, для церковного прославления Бога и общения с Ним. Единого общепринятого текста Библии в православной традиции нет.
Существуют расхождения между цитатами из Писания у Отцов; между Библией, принятой в греческой Церкви, и церковнославянской Библией; между церковнославянскими текстами Библии и рекомендованным для домашнего чтения русским Синодальным переводом. Эти расхождения не должны нас смущать, ведь за разными текстами на разных языках, в разных переводах стоит единая Благая Весть. Наша церковнославянская Библия имеет в своей основе греческий текст Библии Септуагинту. Это драгоценное достояние нашего народа, и Русская Православная Церковь проявляла и проявляет заботу об этом достоянии. Выполненный под руководством святителя Филарета Московского Синодальный перевод был сделан впервые в православном мире непосредственно с еврейского масоретского текста, с учетом, в отдельных случаях, чтений Септуагинты.
Этот перевод сегодня за пределами богослужения приобрел статус общецерковного или даже официального перевода Русской Православной Церкви. Благодаря Синодальному переводу Священное Писание стало более доступным для вocприятия, а это помогло людям сохранить веру и заложило основы для возрождения религиозной жизни Таким образом, в Православной Церкви сосуществуют переводы, ориентирующиеся на разные текстуальные традиции. Это отражает, с одной стороны, верность древним библейским истокам христианства, с другой — верность святоотеческому преданию и традиции ранней Церкви. Даже если вы не воспринимаете церковнославянский шрифт - смотрите также и на третью строчку - на этом языке читали Писание наши предки - это язык Богообщения. Ибо если воистину Он стал ради нашего спасения Человеком, то что удивляться, если ради нашей пользы Он представил Себя в притче одним из людей, Он — Который является всегда Хранителем и души и тела, как Владыка и Творец и того и другого; Который единый явил дела любви к нам и преизобильной заботы еще и до того, как мы пришли в бытие?
Ибо до того как мы пришли на свет, Он уготовал нам вечное наследие Царства, как Он Сам говорит, — «прежде сложения мира» Ин. Прежде нас ради Он сотворил служебных посылаемых Ангелов, как говорит Павел, ради имущих наследовать спасение. Прежде нас, ради нас Он простер над всем этим чувственным миром небо, воздвигнув как бы некий общий и для всех в равной мере сущий шатер; небо всегда самодвижущееся и многообразно движущееся, как бы для того, чтобы в равновесии самодвижения оно удержало свойственное ему место; всегда же движимое в самом себе, оно несет с собою и множество звезд, дабы мы и из этого познали мимотечность настоящей жизни и восприяли пользу, как от всего того, что находится под ним, так иногда и от другого, того — что находится над нашими головами. Ради нас, прежде нас Он сотворил великое светило в начале дня, и — меньшее в начале ночи, и установил их и прочие звезды на тверди небесной, движимые в том же направлении, как и она, или же в обратном, и многовидно или идущих вместе, или отклоняющихся, дабы они служили нам знамениями и для определения времен года , и цикла лет; в чем не нуждается ни ангельское естество, сущее выше чувственных восприятий, ни существо бессловесных животных, живущее только согласно чувственности. Итак, они созданы ради нас, одаренных чувством и иных потребностей, и ощущением красоты видимого мира, умом же через чувства воспринимающих эти знамения.
Ради нас до нас Он основал землю, простер море, над ним богато излил воздух и над ним затем премудро свесил стихию огня, дабы умерить сопряженную чрезмерность холода в том, что находится внизу под ним, и чтобы пребывала в сохранности чрезмерность тепла того огня в его области; если же для своего бытия и бессловесные животные нуждаются в тех же вещах, что и люди, но и сами они для того, чтобы быть рабами людей, раньше нас пришли в бытие, как воспевает Пророк Давид. Толкование святителя Иоанна Златоуста Есть два рода людей: во-первых, люди праведные, и во-вторых, люди, достигающие оправдания при помощи покаяния; первые изначала сохраняют праведность, а вторые приобретают ее путем покаяния. Хотя наклонности и образ жизни разделили их, и нечестивого удалили от благочестивого, но истина признает всех единым созданием Творца; все — сыны Божии, хотя по своей злой воле и очень далеки теперь от этого своего достоинства. И сам Бог, когда мы предаемся дурным страстям и отступаем от благочестия, не отрекается от родства с нами, но даже к восстающим против Него обращается с отеческим увещанием: «обратитесь ко Мне... Конечно, Он всегда помнит Свое создание и не отказывает ему в Своем благодеянии.
Толкование святителя Николая Сербского У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! И отец разделил им имение. Что может быть проще этого драматичного начала притчи? А какие судьбы скрываются под сею простотою! Под именем человека скрывается Бог, а под именем двух сынов — человек праведный и человек грешный, или все праведники и все грешники.
Человек праведный старше человека грешного; ибо Бог в начале сотворил человека праведного, который затем сам сделал себя человеком грешным. Грешник требует раздела, раздела и с Богом, и с братом-праведником. Также под двумя сынами подразумевается двойственность природы в одном и том же человеке: одна природа жаждет Бога, а другая влечет ко греху. Одна природа подвигает человека жить по закону Божию, по закону ума, как говорит апостол, а другая — по закону плоти Рим. Духовный человек и плотской человек — сии суть два человека в одном и том же человеке.
Духовный человек не может представить своей жизни отдельно от Бога, в то время как плотской человек полагает, что его жизнь только начинается разделением с Богом. Духовный человек — старший, плотской — младший. И по самому происхождению духовный человек старше, ибо рассказывается, как сперва Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему» Быт. Конечно, плоть человеческая, какою ее создал Бог, ни в чем не была грешною, хотя и была сотворена из праха земного. Но ею человек был приведен ко греху.
И Ева была младше Адама. Она, созданная из плоти Адама, чрез желание плоти своей нарушила заповедь Божию и впала в искушение, и падением своим отделилась от Бога, а умом своим пошла в дальнюю сторону — в царство диавола. Толковая Библия А. Лопухина В прекрасной притче о блудном сыне Христос также дает ответ на возражения фарисеев по поводу благосклонного отношения Христа к мытарям и грешникам Лк. Как отец, обнимающей возвратившегося к нему непокорного сына, Бог принимает кающегося грешника с великой радостью.
Она дает нам образ покаяния, которое невозможно без переосмысления пройденного пути, трезвой оценки своего состояния, желания оставить прежний образ жизни и начать меняться. Блудный сын, расточив все свое наследство, попал в трудное положение. Он практически отчаялся, но вспомнил об отце, о доме и решил радикально изменить свою жизнь.
НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
Он мог жить и радоваться, что рядом отец. Но для этого необходимо верить в отчую любовь и понимать свое назначение. Старший сын не мог поверить, что отец его любит просто так, что милосердие не надо заслуживать по одной причине, ты — родной сын, а не сирота, пасынок. Старший сын служил отцу не ради любви, он старался заслужить наследство и возмутился, когда младшему брату был надет перстень наследника, хозяина. Так же часто и мы не понимаем, почему те, кто мало дает и делает, получает больше.
Зависть и ревность накрывают человека в этот момент, и он забывает, сколько было ему прощено, и какой тяжелый путь прошел некогда грешный человек. Неделя о блудном сыне напоминает христианам, что смирение, терпение, любовь к ближнему — вот открытые двери в Небеса.
Ибо этот сын мой был мертв и ожил, и пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и веемое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Мы встречаем образ блудного сына, где видим воочию, что случается с человеком, который покаялся, вернулся домой в глубоком раздумье о том, какова его жизнь перед лицом Божественной святости.
Мы видим человека, который встречен Богом. Вы, наверное, обратили внимание на слова сегодняшнего Евангелия, где говорится о том, что когда блудный сын был еще далеко от отчего дома, отец его увидел и поспешил к нему навстречу, и пал ему в объятия, и целовал, и ласкал, и жалел его. В этой притче Иисус Христос рассказал о том как блудный блуждающий сын вернулся в свой отчий дом. Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим чтением Святая Церковь зовет нас вернуться к Нему и поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах.
Она дает нам образ покаяния, которое невозможно без переосмысления пройденного пути, трезвой оценки своего состояния, желания оставить прежний образ жизни и начать меняться. Блудный сын, расточив все свое наследство, попал в трудное положение. Он практически отчаялся, но вспомнил об отце, о доме и решил радикально изменить свою жизнь.
Но ужасная участь ждет нераскаявшихся грешников, блудных детей, которые не слышат призыва Господа покаяться и прийти в Его объятия. В притче о блудном сыне рассказывается, что у одного богатого человека было два сына. Старший был послушен и работал вместе с отцом. Младший вел разгульный образ жизни, и однажды потребовал у отца часть наследства, которое получил и прогулял в далеких краях. Гордость и стыд вначале не позволили блуднику идти к родителю, остался один выход — кормить свиней у другого хозяина, есть с ними и там же спать, чтобы выжить. Ужасные условия жизни довели юношу до такого отчаяния, что он решил вернуться и попроситься к отцу в наемники, слугой. Родитель, увидевший возвращающего сына, выбежал навстречу тому, обнял и велел дать лучшие одежды и перстень - символ власти.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Неделя о блудном сыне - Храм Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова | Так Неделя о блудном сыне — 3 марта, открывает вторую подготовительную седмицу к Великому посту: с 4 по 9 марта. |
Неделя (седмица) о блудном сыне | Проповедь студента 3-го курса бакалавриата Андрея Бондарева на Божественной литургии в Неделю о блудном сыне, 3 марта 2013 года. |
Неделя о блудном сыне: чему учит притча
Такой образ жизни довел мужчину до отчаяния и он вернулся в родительский дом, желая стать там слугой или наемником. Однако, вместо осуждения или ругани отец встретил сына объятиями, приказал дать ему лучшую одежду и перстень. Это очень сильно разозлило старшего сына, который, несмотря на свою помощь, ни разу не получал таких почестей. Притча рассматривается с двух сторон, где старший сын является неправильным примером христианского поведения, а младший сын является прообразом раскаяния и духовного подъема. Смысл притчи о блудном сыне: У этой притчи столько же основных смыслов, сколько основных персонажей. Читайте еще : Одесса, Харьков сегодня 8 мая, свежие новости, обстановка в Одесской и Харьковской областях 08. Мы с готовностью себя ассоциируем с ним, когда признаем свои ошибки и каемся за свои грехи. При этом практически никто не замечает своего отождествления с другим сыном, который «осердился и не хотел войти». А ведь так часто мы завидуем тем, кто получает что-то, как нам кажется, не по праву.
В храм приходят страдающие родители и плачут кровавыми слезами о детях — они попали в секты, их затянули в компании наркоманов, они были нормальными, но побросали институты и живут бомжами, они делают вещи непотребные, и не собираются возвращаться. То, что мы с вами слышали сегодня в Святом Евангелии, это, конечно же, большое чудо. Чудо, что докатившись до свиного корыта, взрослый ребенок своего отца задумался и задал себе вопросы: зачем я веду такую жизнь? Почему я здесь ем из одного корыта со свиньями, а самые последние работники у отца моего имеют в избытке хлеба? Как я себе такое позволяю? В этом человеке пробудилась жизнь, пробудилась совесть, которая и позволила ему вернуться обратно. Но сколько мы видим тех, кто не вернулись? Они мало того, что докатились до корыта, из которого едят со свиньями, — у них и мозги свинячьи стали, они уже ничего не понимают.
Мы видим, как они снова и снова повреждаются, какие их постигают психические заболевания за то, что они так вот поступили, пренебрегли заповедью Божией. В какое страшное состояние приходят, в какое помрачение, и уже не видят обратную дорогу домой, дорогу к отцу. О страдании родительского сердца Но довольно о сыне, с ним все понятно. Мне хотелось бы сейчас заострить внимание на отце. Конечно, в притче о блудном сыне Святое Евангелие подразумевает под отцом Господа нашего Иисуса Христа, образ Отца Небесного, к которому возвращается человек, наделав ошибок, но образумившись и вернувшись к источнику жизни. Эта притча о том, что происходит с человеком без Бога и о том, как милостив Господь, как всегда он принимает человека. Но сегодняшний евангельский образ олицетворяет собой еще и земных родителей — мать и отца. Евангелие не говорит нам о том, что пережило отцовское сердце.
Это может познать только человек, который сам прошел то, что дети им пренебрегли, живут как им вздумается, который с горечью наблюдает, как они все дальше и дальше уходят от Бога и Церкви. Как все сильнее изменяется их душа, как она деградирует и во что превращается их дитя. Не обливается ли кровью родительское сердце, когда оно смотрит на происходящее? Нося на руках младенца, не желают ли мать и отец, чтобы он вырос достойным человеком, стал человеком Божиим и выбрал рай на пути жизни? Сегодняшнее Евангелие покрывает тайным молчанием внутреннее страдание, скорбь и горе, которые испытало отцовское сердце, когда один сын остался, а второй развернулся и пошел в другую сторону. У этого евангельского отца была нормальная семья, нормальные работники, нормальный второй сын. Как часто сегодня мы видим, что сыновья или дочери уходят из нормальных и даже из церковных семей. Покрываемые благодатью Божией, отучившись в церковной школе, познав, казалось бы, закон Божий, они дорастают до определенного возраста, разворачиваются и уходят.
И их душу расхищает улица. Под понятием улица мы сегодня понимаем не подворотни и компании, как в прошлом — сегодня это не главное. Сегодня улица и грязный проходной двор — это интернет, наркотики, блуд и алкоголь. Мы с вами даже не в состоянии вообразить всю ту мерзость, всю ту разнузданность и пошлость, с которой встречаются наши дети! И вот под этим страшным душеубийственным влиянием молодые люди делаются чужими в своей семье. Еще не уйдя, они уже становятся совершенно другими. Уличная мораль разлагает их. Что чувствует родительское сердце, когда сын проматывает собственное душевное достояние, когда дочь поднимает руку на мать?
Как некий юноша, в скитаньях без возврата Иду из края в край и от костра к костру... Я в каждой девушке предчувствую сестру И между юношей ищу напрасно брата. Щемящей радостью душа моя объята; Я верю в жизнь, и в сон, и в правду, и в игру, И знаю, что приду к отцовскому шатру, Где ждут меня мои и где я жил когда-то. Бездомный долгий путь назначен мне судьбой...
Он описывает страдания евреев в Вавилонском плену и скорбь их об Отечестве. Слова этого псалма внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном, и о том, что мы должны стремиться к своему духовному Отечеству, Небесному Царству. Другие материалы за день.
Официальный сайт храма во имя преподобного и благоверного князя Олега Брянского
Проповедь в Неделю о блудном сыне | Вот почему в Неделю о блудном сыне на утрени звучит впервые горестная песнь «На реках Вавилонских». |
Андрей Бондарев. Проповедь в Неделю о блудном сыне - Санкт-Петербургская Духовная Академия | – Сегодня особое воскресенье – Неделя о блудном сыне. Вчера в храмах мы пели о покаянии и «На реках Вавилонских». |
Неделя о блудном сыне. Собор новомучеников и исповедников Российских. | Сегодня за литургией мы слушали Евангелие, повествующее нам притчу о блудном сыне. |
Неделя О блудном сыне | 3 марта 2024 года – Неделя о блудном сыне – вторая подготовительная неделя к Великому посту, в которую Церковь предлагает верующим для назидания евангельскую притчу о блудном сыне. |
Неделя о блудном сыне | Неделя эта названа так потому, что в воскресный день этой недели читается из Евангелия притча о блудном сыне (Лк.15,11-32). |