Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) по материалам онлайн круглого стола «Об особенностях и преимуществах решения отложить избирательные кампании в условиях распространения коронавирусной инфекции» подготовила доклад на тему: «Выборы. Эксперты Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) не выявили серьезных нарушений в первый день голосования на выборах в Государственную думу России, при этом большинство сообщений о нарушениях не подтвердилось. Во вторник, 15 декабря Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» провела онлайн-семинар, предваряющий масштабную программу обучения независимых наблюдателей к выборам в Госдуму РФ в 2021 году. Ассоциация НОМ создана усилиями ведущих общественных организаций в сфере мониторинга электоральных процессов для того, чтобы каждый гражданин мог узнать, как проходят выборы на самом деле.
Независимый Общественный Мониторинг
Структура занимается мониторингом избирательных процессов, экспертной деятельностью, а также наблюдением за выборами в дни голосования. Доклад достаточно объемный, он охватил практически все аспекты подготовки к выборам Президента, - отметил заместитель директора Иркутского института ВГУЮ, региональный эксперт ассоциации "Независимый общественный мониторинг". Член Общественной палаты Волгоградской области, эксперт Независимого общественного мониторинга Антон Лукаш представил с Артемом Ямщиковым и Ангелиной Удовенко в прямом эфире «Реального времени» ТРВ-34 аналитический доклад Ассоциации «Независимый. Исполнительный директор ассоциации «Независимый общественный мониторинг», председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю и работе с обращениями граждан Алена Булгакова рассказала, что в докладе НОМ подробно. Ассоциация независимого общественного мониторинга имеет мобильное приложение НОМ-24 (Независимый общественный мониторинг), где каждую минуту публикуется информация. Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» разработала формулу оценки легитимности избирательных кампаний — «прямую НОМ».
Комментарий доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг»
Как известно, на 22 апреля 2020 года было назначено общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ. Но в связи с пандемией коронавируса для сохранения жизни и здоровья граждан указом Президента Владимира Путина проведение общероссийского голосования отложено. Принятыми поправками в законодательство избирательные комиссии наделены правом принимать решение отложить даты голосования как уже по назначенным, так и планируемым выборам. Сейчас любая избирательная кампания, голосование — это угроза жизни и здоровью людей. Ведь само голосование — публичное мероприятие, которое предполагает массовое скопление людей в пределах одного помещения.
В трех регионах — Адыгея, Брянская и Кемеровская области — освобождены от должности председатели избирательных комиссий, где подтвердились вбросы. На стадии попытки совершения выявлено два нарушения в части провокации незаконной агитации и заполнения 14 бюллетеней — материалы направлены в правоохранительные органы, — пишет Лукаш на своей странице в Facebook. Выявленные нарушения на результаты голосования не повлияли, заверил эксперт.
К числу значимых положительных практик авторы доклада относят деятельность общественных наблюдателей за ходом голосования, в том числе, с использованием видеонаблюдения и правом доступа к порталу наблюдения ДЭГ. Немаловажным элементом справедливости выборов призваны стать общедоступные образовательные и просветительские проекты для избирателей, направленные на повышение уровня их политической осведомленности и общей правовой культуры. Сергей Любичанковский, заведующий кафедрой истории России ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», председатель Совета отделения Российского исторического общества в Оренбургской области, доктор исторических наук, профессор: - С точки зрения историка, подчеркну, что Россия обладает более чем столетним опытом проведения избирательных кампаний общероссийского уровня, начиная с выборов в Первую Государственную Думу 1905 года. За этот исторический период, который охватывает времена и Российской империи, и Советского Союза, и новой России, были выработаны очень значимые практики, позволяющие учитывать недружественные внешние воздействия, и нейтрализовывать их. Уверен, что те враждебные факторы, о которых идет речь в докладе, также будут успешно нейтрализованы.
Рустам Шаймуллин, доцент кафедры теории государства и права и конституционного права ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», кандидат юридических наук: - Отмечая, что подготовка к главным выборам нашей страны проходит в очень сложной геополитической обстановке, авторы доклада выражают уверенность: Российская Федерация, опираясь на демократический курс и опыт проводившихся выборов, учтет эти и многие другие факторы при проведении выборов Президента России в 2024 году. В Докладе охарактеризованы основные направления подготовки к предстоящим выборам — состояние правовой базы подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, готовность избирательной системы к проведению выборов в соответствии с принятыми стандартами, применение электоральных технологий, готовность системы общественного контроля за выборами, учет попыток внешнего вмешательства в российские выборы и другие. Ключевыми критериями проведения выборов являются четкая и понятная правовая база, готовность избирательной системы, применение удобных и безопасных электоральных практик, эффективная система контроля за соблюдением законодательства в ходе выборов, голосования и подсчета голосов. Правовые основы выборов определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О выборах Президента Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными законами, затрагивающими различные правовые аспекты их подготовки и проведения. Основными изменениями российского законодательства, напомним, явились поправки в Конституцию России 2020 года. Многие нормы в них подверглись изменению и дополнению с целью оптимизации и приведения в соответствие с реальностью действующих властных демократических институтов. В Докладе учтено, что агрессивное внешнее давление вызвало необходимость правовой защиты политической и избирательной системы от недружественных действий иностранных государств, лиц и организаций, явно действующих в их интересах. В этих условиях ранее содержавшийся запрет для иностранных граждан и организаций заниматься деятельностью, направленной на получение определенного результата на выборах, был распространен и на иностранных агентов, что, в частности, исключает возможность их участия в выборах в качестве жертвователей средств в избирательные фонды, доверенных лиц кандидатов и наблюдателей.
При этом основные избирательные права — право избирать и быть избранными — для граждан Российской Федерации, являющихся иностранными агентами или лицами, аффилированными с иностранными агентами, не ограничиваются. В Докладе приводятся основные новеллы в законодательство о выборах Президента Российской Федерации. Они, как указывается, позволяют использовать на выборах систему дистанционного электронного голосования ДЭГ , положительно зарекомендовавшую себя в ходе проведения выборов различного уровня. Предусмотрена возможность проведения голосования в течение нескольких дней, а также выездного голосования для отдельных групп избирателей. Одновременно выборы 2024 года пройдут без использования открепительных удостоверений — подобная норма была признана анахронизмом и в избирательной практике с 2017 года успешно заменена голосованием по месту пребывания при помощи системы «Мобильный избиратель». Отдельное место в Докладе занимает тема уточнения порядка проведения выборов федерального уровня в условиях действия правового режима военного положения на части территории Российской Федерации, об обеспечении основных гарантий избирательных прав граждан в новых субъектах Российской Федерации, возможности его реализации в условиях проведения СВО. Сложившаяся мировая ситуация противостояния ряда стран и их сателлитов, а также продолжающиеся недружественные действия в отношении граждан России, проживающих за рубежом, вызвали необходимость скорректировать условия проведения голосования за пределами Российской Федерации. Согласно поправкам, на избирательных участках, организованных за пределами территории Российской Федерации, время начала и окончания голосования, его продолжительность могут быть изменены по решению руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения, если проведение голосования может представлять угрозу жизни и здоровью российских граждан.
Также было обнаружено дублирование списков избирателей, возникшее после расселения жилого дома в Оренбургской области. По словам исполнительного директора НОМ Алены Булгаковой, гораздо чаще наблюдатели сталкивались с фейковыми сообщениями о якобы «подвозе» избирателей на участки в Ярославской, Тамбовской и некоторых других областей. При проверке выяснилось, что на этих участках повышенной активности не было, в связи с чем наблюдатели сочли сообщения провокацией.
Эксперты Общественного штаба по наблюдению за выборами прокомментировали доклад НОМ
Мы стараемся максимально быстро выявить, рассмотреть и добиться решения проблемы. Публичность результата. Мы стараемся сообщать о результате нашей работы, по всем доступным информационным каналам. Полный охват аудитории, целевых групп: ТВ, печатаные СМИ, новостные сайты, соцсети, радио, лекции, круглые столы с трансляцией. Результат работы наблюдательского и экспертного сообщества. Создана среда, позволяющая оперативно, реагировать на любые отклонения от нормального хода выборов — будь то нарушение закона или провокация в средствах массовой информации.
В обществе возникает иммунитет ко лжи и популизму. Люди учатся различать недостоверную информацию, видя ключевые признаки фейков, в числе которых: отсутствие подтверждающих нарушение фактических данных; подмена реальности фантазиями и субъективными оценками, давление на эмоциональную сферу.
Особое слово об общественном наблюдении. Оно появилось 6 лет назад. В докладе отмечается, что в России развернута полномасштабная, постоянно действующая система общественного контроля за выборами, включающая постоянные и создаваемые на период выборов организационные структуры во всех субъектах Российской Федерации, действующие в интересах российских избирателей по единым стандартам наблюдения, со своей системой отбора и подготовки потенциальных наблюдателей. Я считаю, что общественное наблюдение — это то звено, которого придало нашей избирательной системе структурную завершённость.
Например, как заявил член президентского Совета по правам человека, председатель НОМ Александр Брод, выборы «продемонстрировали политический консенсус, который разделяется большинством избирателей, при этом консолидация общества не несла дискриминацию — политические партии были настроены позитивно». Отмечены были и выборы в новых регионах, которые показали, что «в условиях военного положения избирательная система сработала четко и организованно».
В свою очередь, дистанционное электронное голосование ДЭГ было обеспечено необходимым общественным контролем, а кибератаки не привели к снижению устойчивости данной системы. На атаках, особенно внешних, в докладе НОМ сделан особый акцент в том смысле, что попытки дискредитации избирательного процесса к успеху не привели. Конечно, высоко был оценен и сам институт общественных наблюдателей. Активная деятельность общественных штабов ОШ повышала интерес к избирательной кампании», — пояснил Брод. И она напомнила, что в 49 регионах было проведено 1309 обучающих семинаров для наблюдателей, которых было подготовлено 103 тыс. В итоге на ЕДГ действовало всего 182 тыс. Избирательная система развивается динамично и занимает лидерские позиции», — подытожил презентацию доклада НОМ замдиректора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки Владимир Шаповалов. И он тоже обратил внимание на беспрецедентно высокий уровень информационных атак и не менее высокий уровень противодействия им.
Ранее такое сообщение распространило издание "Открытые медиа". В сообщении говорилось, что в обновленных документах ЦИК появилась информация об ограничении допуска журналистов на участки.
Воронежские эксперты высказались об опасности фейк-ньюз накануне выборов
«Общественное наблюдение на выборах Президента России-2024: инструменты, инфраструктура, практики». Работа портала ассоциации "Независимый общественный мониторинг" (НОМ) была парализована из-за DDoS-атак. Международные эксперты из Италии, Франции, Грузии, Ирана, Кении, Уганды и других государств посетили экспертный центр «Независимый общественный мониторинг» (НОМ).
Представители Штаба общественного наблюдения за выборами обсудили тезисы доклада Ассоциации «НОМ»
Никита Зуев, эксперт Независимого общественного мониторинга: Выборы Президента России, безусловно, ключевое событие в общественно политической жизни страны, определяющее перспективы развития на десятилетие. Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) представила доклад об итогах единого дня голосования (ЕДГ) 2023 года. Latest version 2.9.3 - Platform for monitoring electoral processes. В Общественной палате Хакасии обсудили тезисы доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) «Выборы Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024г.: итоги общественного наблюдения».
Татарстанцы могут следить за ходом выборов в мобильном приложении
Общественную палату Челябинской области на встрече представил ее председатель Олег Дубровин. На открытии мероприятия выступил руководитель рабочей группы Общественной палаты Российской Федерации по мониторингу реализации избирательных прав граждан Максим Григорьев. Он подчеркнул, что «Независимый общественный мониторинг» — это важнейший партнер системы общественных палат, то есть Общественной палаты России и общественных палат регионов. Поскольку закон об общероссийском голосовании будет базироваться на законодательстве о выборах Президента Российской Федерации, наше совместное наблюдение за выборами должно быть по всем параметрам не хуже того, что было на выборах Президента», - отметил выступающий. Председатель ассоциации НОМ Александр Точенов рассказал о том, как будет выглядеть предстоящее в апреле общероссийское голосование по поправкам в Конституцию: «Исходя из источников в открытых СМИ, высказываниям руководителей рабочей группы, Андрея Александровича Клишаса, Павла Владимировича Крашенинникова, мы понимаем, как будет выглядеть процесс голосования. Возможности по наблюдению будут несколько другими, потому что только Общественная палата России и региональные палаты имеют право направлять наблюдателей на участки.
Журавлев, Общественная палата Ленинградской области осуществила подготовку 3000 наблюдателей, обучение которых прошло качественно и с учетом практики общественного наблюдения, а также последних изменений действующего законодательства. Все общественные наблюдатели были обеспечены блокнотами с «Золотым стандартом» по общественному наблюдению за голосованием во время выборов, разработанным Общественной палатой Российской Федерации. На избирательных участках Ленинградской области на выборах Президента Российской Федерации осуществляли общественное наблюдение наблюдатели, направленные Общественной палатой Российской Федерации и Общественной палатой Ленинградской области. Одновременно на участках работало два таких наблюдателя.
В день голосования многие члены Общественной палаты Ленинградской области, а также члены муниципальных общественных палат посещали избирательные участки, встречались с наблюдателями и членами участковых избирательных комиссий. Необходимо отметить, что общественные наблюдатели впервые работали в территориальных избирательных комиссиях, и присутствовали при приеме протоколов от участковых избирательных комиссий. Член Штаба общественного наблюдения, преподаватель ЛГУ им. Пушкина Д.
Многокананальность — полный охват аудитории, целевых групп: ТВ, печатаные СМИ, новостные сайты, соцсети, радио, лекции, круглые столы с трансляцией. Доверие целевой аудитории — эксперты отвечают не только на электоральные вопросы, но и помогают жителям в решении конкретных жизненных вопросов, узнаваемы функционально. Марина Ускова, эксперт независимого общественного мониторинга: Очевидны позитивные тенденции — в обществе возникает иммунитет ко лжи и популизму, чему способствовала открытость и активная медийная позиция ЦИК, Избирательных комиссий в субъектах РФ, качественная и понятная нормативная база выборов, включая «Золотой стандарт», удобство трехдневого голосования, снимающего избыточное напряжение на участках. Однако, возникают и новые угрозы. Покинув России с началом СВО, актив протестного движения, в том числе — экстремистки настроенный, получил возможность прямого зарубежного финансирования, что дает возможность использовать следующие методы и приемы: — «штамповка» дипфейков, аудио, видео, «документов», «свидетельств очевидцев», подтверждающих «вбросы», «переписывание протоколов»; — яркие стримы под девизом «шок-контент» с потоком информационных провокаций и фейков с формированием сетки влияния, ростом подписчиков. Мы видим и активные попытки отдельных зарубежных политических сил вмешаться в российские выборы, делегитимизировать их «доклады» и «резолюции» структур, подобных Европарламенту, ОБСЕ, БДИПЧ, ПАСЕ о заведомой возможности непризнания результатов голосования граждан России.
Я считаю, что общественное наблюдение — это то звено, которого придало нашей избирательной системе структурную завершённость. И что ещё очень важно: введение общественного наблюдения вовлекло в организацию выборов сотни тысяч новых людей, которые увидели весь процесс изнутри, получили понимание работы избирательной системы, удостоверились в её открытости и честности. Этот фактор — фактор информационной войны, которая ведётся против нашей страны — постоянно надо иметь в виду. И мы имеем это в виду в своей работе по подготовке к наблюдению на выборах.
НОМ обучила наблюдателей за выборами в новых регионах
Впервые в новейшей истории России проходили на протяжении трех дней: наряду с основным днем голосования также осуществлялось досрочное голосование, проводимое 11 и 12 сентября. Наряду с этим, в условиях, связанных с распространением коронавирусной инфекции, голосование в течение нескольких дней является эффективным решением», — отмечается в докладе. В 59 субъектах на выборах в ЕДГ использовались технические средства подсчета голосов, в том числе 5 тыс. В 60 субъектах было применено видеонаблюдение. Общественный контроль за голосованием осуществляли более 56 тыс. Ассоциация констатировала: «Ход избирательной кампании продемонстрировал политическое многообразие и публичную состязательность кандидатов, партий, их предвыборных программ. Главной особенностью избирательного цикла ЕДГ — 2020 стала высокая политическая конкуренция на всех уровнях выборов, рост политической активности и расширение партийной палитры в год, предшествующий выборам депутатов Госдумы.
На избирательных участках республики задействовано около 14 тыс. Кроме того, с 17 по 19 сентября в республике пройдут дополнительные выборы депутатов органов местного самоуправления. Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ.
Эксперты обсудили вопросы взаимодействия со СМИ на выборах и проблему противодействия фейковой информации. Были также затронуты вопросы информационного обеспечения работы наблюдателей, взаимодействия общественных штабов и наблюдателей с представителями СМИ и блогерами, сообщает СЖР. По ее словам, ассоциации уже удалось наработать опыт взаимодействия общественности со средствами массовой информации на выборах, что особенно важно, поскольку уже в ближайшей перспективе российскому обществу предстоит столкнуться с новыми вызовами, связанными, прежде всего, с массовым распространением фейков в период избирательных кампаний. Я надеюсь, что с блогосферой и представителями СМИ мы сможем совершенствовать технический инструментарий для работы наблюдателей и экспертов в период выборов», — подчеркнула она. Председатель Союза журналистов России, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Владимир Соловьёв отметил, что еще несколько лет назад на базе Общественной палаты России Союзом журналистов РФ было подписано соглашение о подготовке корпуса наблюдателей из числа сотрудников СМИ.
Кроме того, в докладе затрагивается тема подготовки к первым выборам органов власти новых субъектов Федерации. Выборы и их результаты будут иметь фундаментальное значение для развития избирательной системы России.
Одним из ключевых направлений является совершенствование инфраструктуры общественного наблюдения, формирование корпуса наблюдателей и их обучение, интегрирование и развитие экспертного сообщества», - отмечают авторы документа. Общественный контроль успешно прошел проверку временем, показав высокую степень эффективности, в том числе в нестандартных и сложных ситуациях - в условиях пандемии и спецоперации, резюмируется в докладе. СоцсетиДобавить в блогПереслать эту новостьДобавить в закладки RSS каналы Добавить в блог Чтобы разместить ссылку на этот материал, скопируйте данный код в свой блог.
Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) проверила готовность Кузбасса к выборам
В первый день выборов на "Карту сообщений" Ассоциации "Независимый общественный мониторинг" (НОМ) пришло более 4,5 тысячи сообщений от наблюдателей, семь из них эксперты квалифицировали как фейки, остальные носили информационный характер. Такую статистику привели представители Экспертного ситуационного центра НОМ и Мониторинговой рабочей группы по Совета по правам человека. Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) не зафиксировала нарушений за два дня голосования на выборах разных уровней в Магаданской области.
Ассоциация НОМ провела онлайн-площадку, посвящённую общественному наблюдению за выборами
Член Общественной палаты Волгоградской области, эксперт Независимого общественного мониторинга Антон Лукаш представил с Артемом Ямщиковым и Ангелиной Удовенко в прямом эфире «Реального времени» ТРВ-34 аналитический доклад Ассоциации «Независимый. Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) не зафиксировала нарушений за два дня голосования на выборах разных уровней в Магаданской области. Главная страница» Новости» Сергей Улитин, глава штаба общественного наблюдения за выборами в Кировской области, прокомментировал доклад НОМ. На данный момент на карте сообщений Независимого общественного мониторинга (НОМ) выборов есть 15 фейков, сообщила РИА Новости исполнительный директор НОМ.