Пароход «Челюскин» построили в Дании и спустили на воду в марте 1933-го. Сегодня мы расскажем читателям сайта об одной из самых известных историй освоения Русской Арктики в 20 веке – плавании парохода «Челюскин», которое состоялось в 1933-1934 годах. "Челюскин" должен был повторить подвиг "Александра Сибирякова", впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Сегодня мы расскажем читателям сайта об одной из самых известных историй освоения Русской Арктики в 20 веке – плавании парохода «Челюскин», которое состоялось в 1933-1934 годах.
Ледокол "Челюскин": история и судьба
В 1878 году он достиг Чукотки и там зазимовал. Россия же в этой гонке долгое время была отстающей. Была определенная программа освоения Севера разработана, но здесь случилась революция", — сообщил историк, писатель-маринист Николай Каланов. Необходимость новой программы освоения Севморпути Во время Гражданской войны север России оказался под властью иностранных интервентов. И, уходя, они забрали с собой то, что им не принадлежало. Но без конкретных действий по их освоению государства-соседи эти заявления всерьез не воспринимали. Лишь через девять лет страна Советов смогла перейти от слов к делу. В 1932 году экспедиции под руководством Отто Шмидта на ледокольном пароходе "Александр Сибиряков" удалось преодолеть Северный морской путь за одну навигацию. Старт экспедиции "Челюскина" Руководство страны назначило Шмидта начальником специально созданного Главного управления Севморпути.
Окрыленный успехом, исследователь решил доказать, что не только ледоколы, но и обычные тяжелые сухогрузы способны преодолевать этот маршрут. Как раз в это время датские кораблестроители построили для СССР новый транспортный пароход, позднее получивший имя "Челюскин" — в честь знаменитого русского исследователя Арктики. На нем и решено было отправить экспедицию, которую вновь возглавил Отто Шмидт. Из Мурманска во Владивосток судно вышло 2 августа 1933 года. Проблемы начались уже 13 августа. В тот день "Челюскин" получил первые повреждения — в носовой части.
Проблемы начались уже 13 августа.
В тот день "Челюскин" получил первые повреждения — в носовой части. На устранение последствий команде потребовалось три дня. Как погиб пароход "Челюскин" Еще до выхода в море сомнения в пригодности судна для столь сложной экспедиции высказывал капитан Владимир Воронин. Но Шмидт твердо верил в успех. Да и остальные члены команды, видимо, тоже. Один из них даже взял с собой беременную жену. Она успела родить девочку до того, как пароход оказался в опасности.
Команда пыталась освободить судно вручную и с помощью взрывов. Дрейфуя вместе со льдами, 4 ноября "Челюскин" достиг Берингова пролива. Считанные мили оставались до чистой воды. Но выйти в Тихий океан не удалось. Судно было увлечено назад, в Чукотское море. Впрочем, участники экспедиции не теряли силы духа. Экипаж сумел переместить на лед грузы, необходимые для зимовки.
Сделав несколько кругов над лагерем и выяснив, что расчищенная для посадки площадка слишком мала, летчик решился садиться. И только высочайшее мастерство пилота помогло ему остановить машину в нескольких метрах от ледяных глыб. Выгрузив на лед продовольствие для челюскинцев, аккумуляторы для их рации и инструменты, Ляпидевский принял на борт двенадцать женщин и двух девочек. В лагере решено было оставить только мужчин. Вскоре спасенные уже отогревались в домах Уэллена, а летчик докладывал начальству о необходимости перенести базу операции в Ванкарем, поближе к челюскинской льдине. Его поддержали, и 14 марта АНТ-4 Ляпидевского отправился туда с грузом бензина, но так и не добрался, совершив по пути вынужденную посадку из-за неисправности двигателя. Из-за этого летчик больше не смог принимать участие в спасательной экспедиции, хотя и вошел в ее историю как тот, кто первым сумел добраться до челюскинцев.
Как ни удивительно, но наибольшую роль в операции по спасению челюскинцев сыграли не тяжелые многоместные машины типа АНТ-4 или американских «Флитстеров», а небольшие двухместные бипланы-разведчики Р-5. Два этих самолета, за штурвалами которых сидели летчики Николай Каманин и Василий Молоков, добрались до Ванкарема 7 апреля. Это стало финалом непростого пути, в который сводный отряд военных летчиков под командованием Каманина первоначально отправился из Владивостока в Анадырь на пароходе, а затем оттуда — по воздуху до Уэллена. Небольшие самолеты с трудом переносили тяжелые условия полета, и в итоге из пяти Р-2 и двух У-2 до места добралась только пара разведчиков, которые тут же включились в работу. Они поставили своеобразный рекорд, сумев эвакуировать из лагеря челюскинцев наибольшее число зимовщиков. Николай Каманин на своем самолете за девять рейсов вывез 34 человека, а его подчиненный Василий Молоков за восемь полетов — 39! Правда, чтобы добиться таких результатов, пилотам пришлось идти на крайние меры: сначала они сажали по три-четыре человека в штурманские кабины, а потом приспособили для перевозки людей подкрылевые парашютные ящики из фанеры.
В то время как в СССР интенсивно шла работа по спасению экспедиции, западные СМИ распространяли недостоверную информацию: немецкая Voelkischer Beobachter писала: "Принятые до сих пор меры по спасению челюскинцев проводятся слишком поспешно и без плана...
В Дании после получения фрагментов корабля подтвердили — это и есть «Челюскин». Но произошло это спустя год. В сентябре 2020 года состоялась экспедиция Русского географического общества и Северного флота. Экипаж ледокола «Илья Муромец» при помощи многолучевого эхолота провели трехмерную акустическую съемку затонувшего «Челюскина». В экспедиции задействовали необитаемый морской аппарат «Марлин-350», который сделал видеозапись объекта. До этого сделать подобное никому не удавалось из-за сильного течения и мутной воды гибель произошла в районе Берингова пролива.
Награждение «челюскинцев» и их спасителей Четверым эвакуаторам «челюскинцев» вручили звания героев Советского Союза: вышеупомянутому Ляпидевскому, а также летчику Сигизмунду Леваневскому, Василию Молокову и Николаю Каманину. Им же присудили Ордена Ленина. Наградой также удостоили летчиков Слепнёва М. Ордена Ленина также вручили обслуживающему персоналу. Штабу спасения «челюскинцев» вручили ордена Красной Звезды, ту же награду выдали остальным членам экипажа. Орден Красного Знамени получили радисты, бортмеханики, второй пилот самолета АНТ-4, начальник станции Уэллен и его заместителю по фамилии Хворостянский, а также двое уполномоченных ОГПУ и механик рации станции мыс Северный. Звание «Почетный чекист» получил один человек — летчик Александр Светогоров, который погиб спустя год после спасения «челюскинцев».
Ледовая драма, ставшая триумфом: 90 лет назад затонул "Челюскин"
13 февраля 2012 года исполнится 78 лет с момента, когда мир облетит весть о страшном кораблекрушении парохода "Челюскин", который позже назовут советским Титаником. Возглавить экспедицию парохода «Челюскин» назначен Шмидт, а капитаном – Владимир Воронин. ков: «То, что пароход может быть раздавлен льдами, руководители экспедиции считали вполне вероятным на втором этапе рейда «Челюскина». В 1930-е годы новость о спасении 104 членов экипажа корабля "Челюскин", затонувшего в арктических льдах, облетела весь мир. Статья автора «Документалистика РЕН ТВ» в Дзене: 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул советский ледокольный пароход "Челюскин".
90 лет назад погиб пароход «Челюскин»
Ранее возле мыса Челюскин пароход по разным причинам, в основном из-за болезни, покинули остальные члены экспедиции. Последними на льдину высадились капитан Воронин и начальник экспедиции Шмидт. Одного человека — завхоза Бориса Могилевича, замешкавшегося на палубе корабля, — придавила бочка. Это была единственная гибель среди членов экспедиции. Не было ни одного проявления паники, ни одного нарушения порядка". По плану и даже сверх плана с "Челюскина" было эвакуировано продовольствие, горючее и стройматериалы.
Челюскинцы на льдине Период с 13 февраля по 13 апреля 1934 года члены полярной экспедиции вынуждены были провести на льдине. Но не под открытым небом. Благодаря тщательной подготовке на льду океана удалось обустроить "сносную" жизнь, которую каждый старался сделать "возможно культурнее и лучше" Шмидт. В "ледяном лагере" благодаря спасенным с судна пиломатериалам построили деревянный барак. Была выстроена пекарня и даже организована редакция стенгазеты "Не сдаемся!
В лагере готовили аэродром, несмотря на то что лед покрывался трещинами, торосами, заносился снегом и постоянно ломался. Экспедиция получала радиограммы, в которых сообщалось об организации спасения и всех мероприятиях. Кроме того, так как лагерь дрейфовал, летчикам необходимо было постоянно направлять его точные координаты. Спасение экспедиции За судьбой челюскинцев следил, без преувеличения, весь мир. И если сама экспедиция прославила полярных исследователей, то ее спасение стало триумфом полярной авиации и приобретением бесценного опыта использования авиатехники в суровых и непредсказуемых условиях Арктики.
В лагере был составлен список, согласно которому первыми должны были доставить на берег женщин и детей. Опубликование списка вообще вызвало много огорчений, так как намеченные к более ранней отправке усиленно доказывали, что они могут уступить свою очередь другим. Однако список соблюдался строго", — пишет Шмидт. Первым в лагере челюскинцев весной 1934 года приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. Поиски проводились в условиях повышенной сложности: стояла полярная ночь, то и дело поднимались сильные ветры, пурга, температура опускалась до 40-градусных отметок.
Самолет Ляпидевского 28 раз вылетал на поиски экспедиции и только на 29-й ее нашел. Причем летчик сумел посадить свою машину на площадке, которая была втрое меньше, чем было необходимо. От летчиков во время спасательных операций требовалось наивысшее напряжение сил и ресурсов организма.
Но в сентябре 1933-го судно было заблокировано льдами и дрейфовало пять месяцев. Когда корпус корабля дал трещину, команда и участники экспедиции высадились на лёд, забрав с собой всё самое необходимое, в том числе материалы для возведения временных построек. Образованная в Москве специальная комиссия подготовила спасательную операцию. С 5 марта по 13 апреля челюскинцев эвакуировали из лагеря на материк самолётами.
После возвращения полярников наградили орденами Красной Звезды, а лётчики-спасатели стали первыми Героями Советского Союза.
Напомним, что экипаж корабля изначально составлял 112 человек, но еще до происшествия, ранее, около острова Колючин на берег сошли по разным причинам восемь человек. На лед также из последних вышли руководитель экспедиции по фамилии Шмидт и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич. Последний погиб во время затопления корабля — его задавило палубным грузом. Эвакуация экипажа «Челюскина» Спустя всего два дня в Москве была образована комиссия, которая занялась формированием экспедиции в Чукотское море для эвакуации доблестного экипажа «Челюскина». Возглавил экспедицию Валериан Куйбышев — советский партийный деятель, участник Гражданской войны и кавалер ордена Красного знамени. Его имя еще ранее носил город Самара. Эвакуировать «челюскинцев» пришлось с помощью авиации. Следующего рейса пришлось ждать еще месяц. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года.
Последних «челюскинцев» высадили в чукотском становище Ванкарем. Все 104 члена экипажа «Челюскина» были спасены. Им пришлось два месяца жить в условиях полярной зимы. Поиски «Челюскина» После гибели парохода были организованы неоднократные попытки его поиска.
Предполагалось, что корабль будет сопровождать ледокол «Красин», а ледорез «Федор Липке» встретит «Челюскин» в Чукотском море и поведет дальше.
Для них «Челюскин» тоже вез 3 000 тонн угля. Кроме того на пароход погрузили 500 тонн пресной воды, коров и свиней, в результате судно на 80 см ушло ниже ватерлинии. Об этом знал Отто Шмидт, но освоение Арктики имело большое значение. Пароход Челюскин вышел из Ленинграда. Ленинградцы провожали в плавание чудо датского кораблестроения.
Контингент на «Челюскин» подобрался интернациональный и разношерстный. Костяк составлял сплоченный коллектив сибиряковцев — кинооператоры, журналисты, художники, плотники. Также на «Челюскине» было и несколько женщин. Члены экспедиции знали, что отправляются в нетуристический морской круиз. Как только вышли из порта, у судна сразу же обнаружилась неполадка — перегрелись подшипники.
Через четыре дня пароход прибыл в Копенгаген, где на месте его отремонтировали. В это время капитан Визайс по непонятным причинам сошел в порту и не вернулся к своим обязанностям, а Владимир Воронин, не дождавшись подмены, был вынужден возглавить плавание. Через Баренцево море «Челюскин» отправился в Карское море, где было самое сложное — лед. Во время похода слабый пароход плохо слушался руля. Команда часто производила осмотр корпуса изнутри, и поврежденные места, подкрепляли деревянными клиньями.
Идущий впереди и пробивающий дорогу ледокол «Красин» развернулся и прибыл на помощь. Течь была ликвидирована. В тот же день Отто Шмидт получил правительственную телеграмму, и, не прочитав ее, положил в карман, а радисту Кренкелю сказал, что пока отвечать не будем. Поступил бы он, тогда как написано в телеграмме дальнейшая судьба парохода «Челюскин» выглядела бы иначе. Он раскроет карты, но отступать будет поздно.
Команда притихла. Руководитель экспедиции рассказал о полученной телеграмме, где говорилось, чтобы часть экипажа судна и экспедиция пересела на ледокол «Красин», а пароходу «Челюскин» предписывалось вернуться в Мурманск на ремонт. Шмидт спросил у команды о готовности идти дальше, на что получил согласие. За это время команде не раз приходилось выгружаться на лед. Пароход был на грани крушения, но опасность отступала и «Челюскин» шел дальше.
Когда до Берингова пролива оставалось две мили ледокол «Красин» ушел со сломанными гребными винтами на ремонт. Это был тот самый Его величество случай, но «Челюскину» не повезло.
«Было что угодно, но не было паники»: 90 лет назад затонул пароход «Челюскин»
Участники экспедиции, работающие на ледоколе «Илья Муромец», с помощью многолучевого эхолота провели трёхмерную акустическую съёмку парохода «Челюскин». 13 апреля 1934 года была завершена операция по спасению членов экспедиции на пароходе «Челюскин», переживших тяжелую зимовку на арктическом льду. Статья автора «Документалистика РЕН ТВ» в Дзене: 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул советский ледокольный пароход "Челюскин". С немалым трудом ему удалось добиться передачи в распоряжение ГУ СМП нового, только что построенного в Дании парохода «Лена», который был переименован в «Челюскин», обладавший довольно низкими ледовыми качествами.
Герои Арктики: как члены экспедиции «Челюскина» два месяца выживали на дрейфующей льдине
Но, несмотря на крушение парохода «Челюскин», члены экспедиции выполнили главную задачу — проходимость северного морского пути была доказана. Пароход «Челюскин» построили в Дании и спустили на воду в марте 1933-го. Она участница героической челюскинской эпопеи, ведь пассажиров и экипаж парохода «Челюскин» пришлось спасать, по Северному морскому пути «Челюскин» так до конца и не прошел.
ДЕНЬ В ИСТОРИИ.
Лишь два года спустя еще одна группа исследователей сообщила сенсационную новость о нахождении «Челюскина». Пароход «Челюскин» должен был за один сезон навигации пройти от Ленинграда до Владивостока. В 2006 году участники очередной экспедиции нашли затонувший пароход «Челюскин» и подняли с него несколько фрагментов. "Челюскин" шел ко дну два часа: в левом борту образовалась трещина шириной в метр и длиной в 30 метров.
Челюскин (пароход)
Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. До успешного завершения предприятия судну не хватило какой-то пары десятков миль — именно столько отделяло его от чистой воды в Беринговом проливе, но до него так и не удалось дойти. Затертый льдами пароход начал дрейфовать обратно на восток, в Чукотское море, пока 13 февраля 1934 года не был раздавлен льдами. Все находившиеся на его борту к тому моменту, за исключением завхоза, погибшего во время эвакуации, переселились во временный лагерь на льдине и подали сигнал SOS. Уже на следующий день в Москве была спешно сформирована правительственная комиссия по организации спасения челюскинцев во главе с председателем Комиссии советского контроля при Совнаркоме Валерианом Куйбышевым. Основные надежды возлагались на корабли, поскольку это был привычный и проверенный способ. Но в этот раз именно он и не сработал. Самый мощный советский ледокол «Красин», лидер ледокольного флота СССР, пришлось отправлять на спасение челюскинцев вокруг света — через два океана и Панамский канал. А оказавшиеся ближе всех к месту трагедии на Дальнем Востоке ледорез «Литке» и пароходы «Лейтенант Шмидт» и «Свердловск» еще с осени, когда стало понятно, что «Челюскин» ложится в дрейф, сами застряли во льдах и были вынуждены зимовать.
В этих условиях оставалось только два реальных варианта спасения: собачьи упряжки и самолеты. Но первые без вторых были беспомощны: точных координат льдины, на которой зимовали челюскинцы, не было. Искать их лагерь предстояло с воздуха. А найдя, было проще придумать, как посадить на лед самолеты, чем заставлять людей ждать нарты, которые могли бы и не пробиться через торосы. А первым из всех летчиков, участвовавших в спасательной операции, до лагеря челюскинцев добрался 5 апреля 1934 года пилот Анатолий Ляпидевский. В этом не было ничего удивительного: если всем остальным пришлось добираться до Ванкарема издалека, преодолевая расстояния на пароходах или по воздуху, то его АНТ-4 — гражданский вариант бомбардировщика ТБ-1 — оказался в чукотском поселке Уэллен еще в конце декабря.
Во льду экспедиционные суда, в том числе и флагман ледорез «Литке», получили значительные повреждения, требовавшие серьезного ремонта. Осенью 1933 года ситуация практически повторилась. Морякам «Литке», избитый корпус которого протекал во многих местах, оставалось лишь, напрягая все силы, спасать от подобной участи транспортные суда. В общем, к тому моменту, когда «Челюскину» потребовалась срочная помощь, ледорез находился в плачевном состоянии, а его команда была совершенно измотана. В ледяных объятиях В течение месяца поврежденный «Челюскин» от мыса Сердце-Камень из последних сил проталкивался сквозь льды, порой дрейфуя вместе с ними. Теперь судно настолько приблизилось к Берингову проливу, что капитан Воронин, по его словам, «был уверен, что между мысом Дежнева и островом Диомида нас выжмет в Берингово море». Тем временем пароходы очередной колымской экспедиции «Свердловск» и «Лейтенант Шмидт», несколько дней назад находившиеся от Берингова пролива гораздо дальше «Челюскина», 1 ноября по вскрывшейся прибрежной полынье благополучно его миновали. Такая перспектива выглядела вполне реальной и для «Челюскина», находившегося во льду дальше от берега. Спустя 3 дня «Челюскин», продрейфовав мимо мыса Дежнева, одолел весь Северный морской путь, пусть даже на последних милях — исключительно по воле ветров и течений. В отличие от «Сибирякова» винт у него был цел, хотя и вморожен в лед. Как писал в дневнике капитан Воронин, «Челюскину»… оставалось три четверти мили до чистой воды… В тот же день 4 ноября получили радиограмму от командования Северо-Восточной полярной экспедиции на ледорезе «Литке», предлагавшего нам помощь… Зная крепость окружающих нас льдов, тогдашнее состояние «Литке» он ежесуточно принимал внутрь корпуса до двухсот тонн воды, с откачкой которой едва справлялись его водоотливные средства , я отказался от помощи». Спустя 10 дней «Челюскин» оказался уже у мыса Хоп на Аляске, откуда на борт «Литке» была передана запоздалая просьба о помощи. Моряки ледореза предприняли все возможное — вдоль ледовой кромки они подошли к «Челюскину» на 25 миль, но были остановлены тяжелым канадским паком — непроходимым многолетним льдом. Шмидту и Воронину ничего не оставалось, как решать, что делать в случае гибели спасателя, и отпустили «Литке»… Теперь участь «Челюскина» целиком зависела от поведения льда. Поставив неподалеку от судна палатку с приборами для наблюдений за его подвижками, И. Факидов, инженер-физик экспедиции, спросил у своего коллеги П. Расса: — Может быть, я зря устанавливаюсь? Недалеко от судна странный гул и визгливые скрипы. Происходили такие пертурбации близко — уверен, что от «Челюскина» не осталось бы и следа… 6 февраля. Полынья возле кормы расходится. Как бы не унесло мою палатку! Кругом лед трещит. Если ветер усилится — «Челюскин» будет сжат. Лед сегодня ведет себя беспокойно… Не знаю, что ожидает нас в эту ночь. Жизнь, как на вулкане или открытых позициях». Катастрофа Из воспоминаний Воронина о событиях, происходивших сутки спустя: «В 13 часов 20 минут при пурге и 30-ти градусном морозе начался сильный напор торосов. Инженер Расс подошел ко мне: — Капитан, — сказал он. Идет высокий вал… прямо на нас. В эту же минуту судно заскрипело. Лед начал сжимать корпус… — Конец, — сказал я себе. Штурман Марков: «Челюскин» вздрогнул и быстро пошел назад, сопровождаемый скрипом и шорохом льда. Наблюдая движение судна, я ощущал за него боль. Я знал: что-то большое, страшное, хотя еще не осознанное полностью, должно сейчас произойти. Грохот гигантских торосов нарастал. Ледяная гряда, меняя профиль, обняла нас полукольцом. Она безжалостно смыкала эти объятья. Так же внезапно «Челюскин» остановился. Град металлических ударов пробежал по корпусу. Где-то ломался металл… Разгрузка корабля развернулась. Одни выгружали радиоаппаратуру; другие — меховую одежду, камельки, трубы, палатки, войлок, третьи — фанеру, кирпич, глину, песок и многое другое. Выгрузка продовольствия шла своим чередом. Судно садится на нос. Сжатие льда прекратилось. Через открытые двери кают можно было видеть разорванный борт… Вода бурно разливается по твиндекам. Судно заметно уходило из-под ног. Вот-вот вода хлынет на палубу… Последняя команда капитана: «Все на лед! Покинуть судно!.. Матусевич со своими людьми старался замедлить гибель судна в машинном отделении: «Оглушающий треск разрушающегося левого борта заполнил помещение. Заклепки, срезанные с листов обшивки корпуса, со свистом пролетая над головами, падали на металлические площадки… Натиском льда, продавившего борт, был сдвинут паровой котел и сорвана дымовая труба… Пар с шипеньем и свистом заполнил помещение… Свет везде погас…» Свои заботы были и у буфетчика В. Лепихина: «Посуда, подумал я, посуда! Ведь на льду посуды не будет, из чего есть станем? Что ребята скажут?! Развязка была близка… Гидрограф П. Хмызников вспоминал: «Судно сильно дергается носом вниз. На палубу спардека из открытой двери пассажирского помещения хлынула вода. Корма идет вверх… Десятка полтора людей с кормовой части корабля прыгают на лед. Я прыгаю за ними и отбегаю от судна. Быстро вздымается над водой корма, по ее палубе катятся бочки, оставшийся груз. Оголяются руль, винты. Грохот, треск, гул ломающегося дерева и металла… — Дальше от судна! Сейчас будет водоворот! Людская волна, хлынувшая было вперед, подалась назад. Белая шапка всплывающих льдин. Они кружатся, перевертываются… Волна спадает. Опрокинутые шлюпки. Хаос обломков. Первое, что сделали на льду,— устроили перекличку. Не хватало завхоза Бориса Могилевича — на глазах у многих он был сбит бочкой, покатившейся по палубе, и ушел вместе с судном в ледяную пучину… Спасти любой ценой И Шмидт, и Воронин, после гибели судна в смятении ожидавшие реакции из Москвы, конечно, не могли не знать, какой пропагандистский резонанс не так давно вызвали операция по спасению экипажа дирижабля «Италия» и зимний поход ледокола «Красин» по голодающим новоземельским становищам… Кроме того, 4 года назад в этих же местах пилот Галышев уже вывозил пассажиров с зазимовавшего парохода «Ставрополь», а Слепнев вел успешные поиски пропавших без вести американских авиаторов. Но только «высочайший» вердикт избавил их от сомнений и страха. Операция по спасению «героевчелюскинцев» разрабатывалась специальной комиссией во главе с зам. Куйбышевым, получившей от Сталина карт-бланш, и осуществлялась с поистине глобальным размахом. По железной дороге во Владивосток были отправлены разобранные дирижабли, которые предполагалось перебросить на Чукотку морем. А в конце марта из Ленинграда на запад и далее — через Панамский канал вышел ледокол «Красин», экипаж которого имел большой опыт спасательных работ в Арктике. И тем не менее основные надежды возлагались на авиацию. Школа выживания «Палатки были поставлены на скорую руку, — писал позже участник экспедиции художник Решетников, — лишь бы только иметь убежище на первую ночь. Расположились на ледяном паркете, подобрав полы палаток под себя.
Три месяца прошли относительно спокойно. Команда занималась кое-каким ремонтом, научники работали с упоением. Ведь столь длительных наблюдений в этом районе Ледовитого океана еще не проводил никто. Весело встретили Новый, 1934 год. Даже четырехмесячную Каринку в кают-компанию принесли. Радисты едва успевали принимать радиограммы с поздравлениями. Прошел январь, близился конец полярной ночи. А Владивосток все слал и слал предупреждения. Полярные капитаны предлагали сократить до возможного судовые работы и увеличить состав вахт, особенно в ночное время. И если раньше Шмидт и Воронин от таких советов просто отмахивались, то сейчас внимательно выслушивали, обсуждали, запрашивали уточнения. Постепенно палуба парохода превратилась в громадный склад. Ждать беды пришлось недолго. В ночь на 13 февраля началась подвижка льдов. Утро не принесло успокоения. Ледяные поля сдавливали корпус парохода все сильнее и сильнее. В 12 часов дня сталь не выдержала, и раздался треск разрываемого металла. В трюм и машинное отделение хлынула вода. На лед полетели ящики, тюки, коробки и бочки. Пароход быстро погружался под лед. Высоко поднялась корма, показались руль, винт, и все заволокло завесой из водяных брызг и пара. Когда она рассеялась, то на месте, где только что был пароход, чернела громадная полынья. Мы остались на огромной дрейфующей льдине. Паники не было. Во-первых, нас было много. Во-вторых, большинство были в Арктике не новичками. Сразу же занялись устройством лагеря. А Отто Юльевич приказал не прерывать наблюдений. Как только заработала радиостанция, метеорологи сразу стали передавать в гидрометцентр данные своих наблюдений. Гидрологи продолжали колдовать у лунок и лебедок, а я вернулся к своим магнитным теодолитам. К тому же в мои обязанности входило и такое приятное занятие, как наблюдение за полярными сияниями.
Ведь двухмесячное пребывание столь значительной группы людей на льдине не было предусмотрено планами экспедиции. Здесь самое время уточнить некоторые материально-бытовые моменты, имеющие отношение к организации ледового лагеря челюскинцев. Сальников: «То, что пароход может быть раздавлен льдами, руководители экспедиции считали вполне вероятным на втором этапе рейда «Челюскина». Ведь до этого судно уже получило довольно серьезные повреждения корпуса. В результате ударов о торосы и напора дрейфующих ледяных полей деформировались несколько стальных листов обшивки, поломало шпангоуты… Кое-где образовалась течь, с которой активно боролись. Ситуация стала гораздо хуже, когда пароход окончательно затерло льдами. По распоряжению Шмидта и Воронина челюскинцы подготовили и удобно расположили на верхней палубе аварийные запасы для быстрой их переброски на лед — продукты, топливо, снаряжение, радиостанцию, медикаменты, теплую одежду… Поэтому, когда наступил момент Х, все действовали согласно заранее подготовленному плану. Времени на эвакуацию тоже хватило. Ведь агония «Челюскина» длилась более двух часов. На льдину сумели спустить даже маленький самолет, который имелся в распоряжении экспедиции». Бурлаков: «Огромным подспорьем оказался тот груз, который везли на «Челюскине» для зимовщиков на острове Врангеля. Среди прочего там имелся трехгодичный запас продовольствия, бочки с нефтепродуктами… Многое из этого смогли при эвакуации забрать с тонущего судна. Кроме того, на верхней палубе были принайтовлены бревна, доски, фрагменты нескольких сборно-щитовых домов они тоже предназначались для острова Врангеля. Когда торосы протаранили борт и судно начало тонуть, моряки перерубили канаты, и освобожденные строительные материалы всплыли вместе с обломками корабельных надстроек, шлюпками в полынье, образовавшейся на месте гибели парохода… Все это дерево вытащили, и потом «врангелевские» стройматериалы очень пригодились: на льдине из них соорудили бревенчатый барак, кухню, сигнальную вышку…» Вот некоторые штрихи к быту обитателей ледового лагеря. Из воспоминаний замначальника экспедиции Ивана Копусова: «Люди в палатки подбирались… по «профессиональному» признаку. Была палатка научных работников, палатки кочегаров, машинистов, матросов…» Механик М. Филиппов упомянул, рассказывая о первых днях на льдине, про своеобразный элемент техники безопасности: «Над каждым спящим в палатке воткнут большой морской нож. Это для того, чтобы в случае… аврала не толпиться у маленького выходного отверстия, а разрезать брезент и спокойно выйти…» А теперь — об эвакуации челюскинцев. Уже вскоре после гибели парохода они начали строить аэродром для самолетов, которые должны прилететь. Подходящую по размерам льдину смогли найти лишь в нескольких километрах от лагеря. С тех пор одним из основных занятий этих «арктических робинзонов» стала расчистка и выравнивание взлетно-посадочной полосы. Из-за подвижек льдов уже готовая ВПП неоднократно портилась: на ней возникали торосы, трещины. В общей сложности челюскинцам пришлось более 10 раз заниматься ее ремонтом или даже переносом. Добраться с Большой земли до ледового лагеря удалось шестерым летчикам. Еще несколько их менее удачливых товарищей так и не смогли прийти на помощь челюскинцам из-за аварий, неисправностей техники, капризов погоды. Самолеты, приземлившиеся приледнившиеся? На нем 5 марта из лагеря вывезли 12 человек — всех женщин и детей. А вот маленькие бипланы-«разведчики» Р-5, на которых эвакуировали в итоге основную часть челюскинцев, были всего-то двухместными. Значит, даже оставив на базе своего штурмана, пилот мог забрать из ледового лагеря лишь единственного пассажира? Конечно, это было очень неэффективно. На штурманское место, как правило, удавалось втиснуть двоих-троих. Еще одного пассажира, поменьше ростом, Николай Каманин попробовал было посадить у себя в пилотской кабине, в ногах. Увы, одетый в шубу челюскинец все-таки мешал управлять самолетом, так что пришлось от этой идеи отказаться. В некоторых рейсах пару «воздушных путешественников» дополнительно везли внутри так называемых парашютных ящиков — похожих на пеналы грузовых контейнеров, подвешенных под крылья с двух сторон. Далеко не каждый обитатель ледового лагеря готов был к подобному способу транспортировки. Во-первых, грузный человек просто не помещался в «пенале», а во-вторых… Вот как описывал процесс погрузки летчик одного из Р-5 Василий Молоков: «Засаживали туда головой вперед, складывали человеку руки и, как мину Уайтхеда, вталкивали в узкий ящик…» Не имея фактически возможности даже пошевелиться, «подвесной» пассажир должен был провести в воздухе, на холоде все время полета. Семерых летчиков, направленных на поиски лагеря Шмидта и вывозивших оттуда людей, удостоили вновь введенного в СССР почетного звания «Герой Советского Союза». Несколько их коллег-авиаторов, а также организаторы эвакуации получили ордена. А обитателям «ледового городка» — участникам экспедиции на «Челюскине» всем, за исключением детей , вручили ордена Красной Звезды... Среди них был и пилот Михаил Бабушкин. Его маленький самолет Ш-2, который везли на пароходе, удалось спасти во время крушения. Михаил Сергеевич умудрился с помощью подручных средств починить поврежденную машину, взлететь и вместе с механиком добраться на этой «стрекозе» до аэродрома в поселке Ванкарем. Таким образом, получается, что Бабушкин тоже эвакуировал из ледового лагеря одного человека. Однако геройское звание ему в 1934-м не дали. Очень популярны кадры старой кинохроники, показывающие торжественную встречу челюскинцев и летчиков в Москве. Вереница открытых машин с героями Арктики движется по улице Горького, тротуары запружены восторженными горожанами, а над всем этим словно метель разразилась — кружатся мириады белых бумажных листков. Интересно узнать, что это за листовки, что в них написано? Улица Горького превратилась в «дорогу цветов» — ими толпы москвичей буквально засыпали букетами легковые машины, в которых они ехали.
Исследователи рассказали о тайнах «несчастливого» парохода «Челюскин»
Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути | 16 июля 1933 г. (90 лет назад) началась арктическая экспедиция на пароходе «Челюскин», ставшая известной всему миру легендарным спасением экипажа после крушения корабля. |
Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода | Ровно 90 лет назад в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул советский пароход «Челюскин». |
В Чукотском море раздавлен льдами пароход «Челюскин» | Ранее возле мыса Челюскин пароход по разным причинам, в основном из-за болезни, покинули остальные члены экспедиции. |
Челюскинская эпопея: подвиг, который нельзя отменить | Ровно 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин». |
Легендарный "Челюскин": триумф или трагедия | Капитан парохода «Челюскин» Владимир Воронин на мостике. Фото: РИА Новости. Капитаном «Челюскина» стал полярный исследователь Владимир Воронин, который низко оценивал ледовые качества нового судна. |
Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта?
Гибель “Челюскина” О пароходе и людях его православных | Российские исследователи обследовали пароход «Челюскин», лежащий на дне Чукотского моря с 1934 года, и впервые смогли сделать качественные видеокадры на судне с помощью подводного аппарата. |
Трагедия и подвиг парохода «Челюскин» | Хотя опытные морские волки Отто Шмидт и капитан Воронин понимали: новый пароход «Челюскин» не готов к такой миссии. |
Судьба парохода «Челюскин» — Shipshub | К юбилею спасения экспедиции челюскинцев размещаю свою статью, опубликованную в нашем журнале Живописная Россия Когда-то про экспедицию парохода Челюскин знал каждый советский школьник. |
Трагедия и подвиг парохода «Челюскин»
Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта? | Полярная экспедиция на «Челюскине» должна была повторить состоявшийся в 1932 году поход ледокольного парохода «Сибиряков», впервые в истории прошедшего за одну навигацию по Северному морскому пути от Архангельска до Берингова пролива. |
Ледокол "Челюскин": история и судьба | Там он и познакомился с человеком, который поведал ему подлинную историю об исторической экспедиции "Челюскина". |
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей? - Статьи и репортажи РГО | Оригинал взят у aloban75 в Битва за Арктику: Челюскин (82 ФОТО) История парохода Челюскин, его первый и последний рейс хорошо изучены буквально по дням. |
Поднимут ли на свет пароход «Челюскин»?
Помимо научной, исследовательской и педагогической работы Шмидт занимался и общественной деятельностью. Награжден орденами и медалями. Отто Юльевич Шмидт умер 7 сентября 1956 года в Москве от туберкулеза. Похоронен великий академик на Новодевичьем кладбище столицы. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. Начало эпопеи по спасению 104 членов экипажа. Был построен в Дании на верфях фирмы Burmeister og Wain по заказу советских внешнеторговых организаций. Пароход был предназначен для плавания между устьем Лены и Владивостоком. По техническим данным пароход был для того времени наиболее современным грузопассажирским кораблём. Корабль был построен в соответствии со специальными требованиями Ллойда — «усиленный для навигации во льдах».
В пресс-релизе фирмы BW пароход был отнесён к судам ледокольного типа. Судно имело водоизмещение 7,5 тысяч тонн. Экипаж ставил своей задачей за одну навигацию пройти по Северному морскому пути от Мурманска до Владивостока. Руководил экспедицией выдающийся исследователь Арктики академик Отто Шмидт. Надо сказать, что экспедиция на «Челюскине» была весьма рискованным мероприятием. На борту его было 111 пассажиров.
Экспедиция 1933 год, 16 июля — «Челюскин» отправился из Ленинграда в сквозной рейс по трассе Северного морского пути, имея на борту 112 человек 53 — экипаж, 29 — участники экспедиции, 18 — зимовщики, следующие на остров Врангеля, 12 строителей , а также 800 т груза для доставки на остров Врангеля и 3500 т угля. Руководителем экспедиции был профессор О. Шмидт, капитаном назначили опытнейшего моряка В. Воронина оба они возглавили плавание парохода «Александр Сибиряков», который в 1932 году прошел по трассе Северного морского пути с запада на восток за одну навигацию. Воронин в течении долгого времени не соглашался принимать должность капитана «Челюскина», формально ссылаясь на неважное здоровье. На самом деле причиной тому были непростые взаимоотношения с начальником экспедиции О. Кроме этого, опытный капитан полагал, что идти в Арктику на обычном грузовом пароходе без сопровождения ледокола довольно рискованно. По пути на Север «Челюскин» сделал заход в Копенгаген, где специалисты верфи-строителя на протяжении шести дней устраняли разные дефекты. Потом пароход перешел в Мурманск, который покинул 10 августа. Хроника событий 13 августа — пароход «Челюскин» вышел из пролива Маточкин Шар в Карское море и сразу же попало в тяжелый лед; двигаться вперед удавалось с большим трудом. С «Челюскина» на подошедший ледокол «Красин» было перегружено около 800 т угля, и 20 августа вечером ледокол начал проводку судна. К 8 утра следующего дня «Красин» вывел «Челюскин» на свободную воду и взял курс на Диксон. В Чукотском море снова встретили сплошные льды. В ноябре помощь «Челюскину» безуспешно пытался оказать ледорез «Ф. В скором времени руководству экспедиции стало понятным, что следует готовиться к неизбежному дрейфу. Пришлось заниматься рациональным распределением грузов, обеспечивать экономию угля. Радисты наладили устойчивую связь с внешним миром.
В июле 1933 года судно вышло из Ленинграда. Успешное плавание длилось до Новой Земли. Там 13 августа из-за серьезной деформации корпуса образовалась течь, однако "Челюскин" продолжил путь. В сентябре судно получило вмятины по правому и левому борту, течь усилилась. Из-за этого корабль вмерз во льды и начал дрейфовать, пишет РИА Новости. В ноябре вместе со льдами «Челюскин» вошел в Берингов пролив. До чистой воды оставалось несколько миль, однако судно отбросило на север в Чукотское море. Самому маленькому члену экипажа на момент крушения "Челюскина" было всего пять месяцев. Девочка по имени Карина родилась на судне, когда пароход был в Карском море. Не повезло только одному человеку — завхоз Борис Могилевич, который в последние минуты находился на судне.
Белимов пишет: «Итак, вернемся в далекое прошлое 5 декабря 1933 года. Часов в 9 или 10 утра Елизавету Борисовну будущую мать Карины по версии Белимова — прим. ЛФ привезли на причал и помогли подняться на борт "Челюскина". Почти сразу же началось отплытие. Гудели пароходы, в черном небе лопались ракеты, где-то играла музыка, все было торжественно и немного печально. Вслед за "Челюскиным" плывет "Пижма", вся в огнях, точно сказочный город». Можно привести дополнительно целый ряд временных вех, показывающих, что «Челюскин» не мог начать плавание из Мурманска 5 декабря 1933 г. В соответствии с этим можно твердо утверждать, что датировка экспедиции «Челюскина» в работе Э. Белимова ошибочна. В Карском море на «Челюскине» родилась девочка, названная по месту рождения Кариной. Большинство источников в этой связи ссылаются на следующую запись в судовом журнале: «31 августа. В работе Э. Белимова указано: «И только один раз корабли-близнецы причалили друг к другу. Это случилось 4 января 1934 года, в день рождения Карины. Начальник конвоя Кандыба пожелал лично увидеть новорожденную дочь. Карина родилась в самом дальнем углу Карского моря. Оставалось каких-нибудь 70 км до мыса Челюскин, а за ним начинается другое море - Восточно-Сибирское. Мать по месту рождения в Карском море предложила назвать дочь «Карина». Капитан Воронин тут же на судовом бланке написал свидетельство о рождении, указав точные координаты - северную широту и восточную долготу, - расписался и приложил корабельную печать». Сравнение этих записей позволяет выделить два принципиальных различия. В первой версии девочка родилась 31 августа 1934 г. По второй — 4 января 1934 г. В январе 1934 г. Это делает единственно возможной версию о рождении Карины 31 августа 1933 г. В первой версии родителями девочки указаны Васильевы. В составе группы зимовщиков были геодезист Васильев В. В версии Э. Белимова родителями названы Кандыба без указания имени и отчества и Елизавета Борисовна без указания фамилии. Следует обратить также внимание на то, что во второй версии в цитируемой записи о рождении девочки вообще отсутствует упоминание о родителях. Во многих воспоминаниях говорится о рождении Карины в семье Васильевых. Особенно подробно, как о семье своего учителя, об этом пишет Илья Куксин. В соответствии с документальными данными и воспоминаниями нет места для появления на корабле другого ребенка у других родителей. Участников плавания по фамилии Кандыба или с именем Елизавета Борисовна не удалось найти ни в исследованных документах, ни в воспоминаниях. Все это однозначно позволяет сделать вывод о неаргументированности версии Э. Белимова о рождении Карины. В подтверждение реальности девочки, родившейся на корабле у участников экспедиции Васильевых, мы приводим фотографию Карины Васильевой в наше время. Фотография предоставлена сайтом www. Для нее, прожившей всю жизнь со своими родителями, была особенно очевидна надуманность версии других родителей и иной жизни, описанная Белимовым. Очень серьезным является вопрос о численности зимовщиков на дрейфующей льдине с учетом плавания двух кораблей. Этот вопрос не рассматривался ни в одной из известных мне публикаций. После гибели «Челюскина» на льду оказалось 104 человека. В их число входили 52 члена команды «Челюскина», 23 участников экспедиции О. Шмидта и 29 участников предполагавшейся зимовки на о. Врангеля, включая 2 детей. При этом штатное число членов команды парохода должно быть несколько больше, так как в преддверье зимовки в сентябре 1933 г. Именно такое количество людей — 104 человека - было вывезено пилотами спасательной экспедиции на землю. Белимов делает намек, что количество переправленных на землю людей могло быть больше с учетом значительного количества самолетов, участвовавших в спасении. Поэтому мы сочли необходимым столь скрупулезно привести данные количества полетов и вывезенных людей каждым летчиком. Среди спасенных зимовщиков не находится места даже для мифического Кандыбы и его жены Елизаветы Борисовны. Вместе с тем для проводки второго корабля, подобного «Челюскину» была необходима команда той же численности. Мы не говорим уже об охране заключенных. Какова их судьба при наличии второго парохода, затопленного по приказу, выполненному лично Кандыбой? Жестокость сталинского режима и методов обращения с заключенными сотрудников НКВД давно перестали быть тайной. Были опубликованы и документально подтверждены неоднократные случаи казни заключенных путем затопления их в трюмах старых барж. Допустим, что для уничтожения всех свидетелей транспортировки заключенных и их потопления, было принято трудно реализуемое одним человеком решение об уничтожении вместе с заключенными всех охранников и членов команды парохода. Но даже реализация такого решения не уничтожает опасных свидетелей. Северный морской путь в те годы уже совсем не был ледовой пустыней. Многомесячное плавание сопровождалось неоднократными встречами с другими кораблями, периодическим участием ледоколов в проводке экспедиции. Мы указывали на встречу шести кораблей на мысе Челюскин, встречу с большой группой чукчей. Белимов описывает неоднократные контакты команд «Челюскина» и «Пижмы», как до гибели «Челюскина», так и после. Для уничтожения свидетелей пришлось бы принять столь же радикальные меры по отношению ко всем людям, которые были или могли быть свидетелями плавания второго корабля. Тем более не реальной с этих позиций является отправка О. Шмидта, старого интеллигента, человека с безупречной репутацией в научном мире, на лечение в США сразу после эвакуации с льдины. Хорошо известно, что обладатели секретов ни в каком случае не имели возможности выезда за границу, тем более без надежного сопровождения. Флотилия насчитывала с дюжину судов. В одну навигацию они не успевали пройти до Лены и обратно, зимовали во льдах. Вполне возможно, что там есть сведения и о затонувшем пароходе. Но к челюскинской эпопее они вряд ли имеют отношение. Известный английский исследователь Роберт Конквест посвятил много лет изучению процессов насилия над собственным народом в СССР.
Челюскинская эпопея или судьба парохода «Челюскин»
«Челюскин» благополучно прошел три четверти пути, преодолев Баренцево море, Карское, море Лаптевых и Восточно-Сибирское, но уже в конце пути, в Чукотском, пароход был зажат многолетними льдами и 23 сентября 1933 года оказался полностью заблокирован. Об истории спасения экипажа «Челюскина» расскажем 17 февраля в 15:00. 13 апреля 1934 года была завершена операция по спасению членов экспедиции на пароходе «Челюскин», переживших тяжелую зимовку на арктическом льду. Восемьдесят один год назад, 5 ноября 1933 года, пароход "Челюскин", уже заканчивая свой переход по Северному морскому пути, был затерт льдами в Беринговом проливе у острова Диомид и отброшен на север в Чукотское море.