Admin к записи Правила предоставления, рецензирования и опубликования авторских материалов в журнале «Преподавание истории в школе». специфика предмета и практика работы учителя» на канале «Учебник по Креативному Мастерству» в хорошем качестве, опубликованное 12 сентября 2023 г. 11. Вопросы преподавания истории в школе обсудят ученые, специалисты и преподаватели средних общеобразовательных учреждений 26 января в Государственной научной педагогической библиотеке им. К.Д. Ушинского в Москве.
Путин заявил о повышении качества преподавания истории в школах России
Количество часов на преподавание истории в основной школе планируется увеличить. 9 октября 2023 года в зале №1 Дома Союзов фракция КПРФ провела «круглый стол» на тему: «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы. Введение исторического образования в начальной школе, о чём заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов, потребует серьёзного изменения подготовки кадров.
Мединский: историю в школе надо преподавать без "зазубривания" дат и фамилий
О проблемах преподавания истории в школе | Россия является уникальной цивилизацией, поэтому необходимо самым тщательным образом выстраивать преподавание истории страны в школах и вузах. |
В России разработали единую концепцию преподавания истории для непрофильных вузов | 30 января слушатели аспирантского семинара профессора И. М. Савельевой приняли участие в круглом столе «Преподавание истории в современной школе». |
Преподавание истории в школе: вопросы совершенствования программ и учебных пособий (09.10.2023) | «Преподавание истории в школе» может включать в себя исследования, проведенные в области педагогики и исторической методики, а также анализ научных трудов и теоретические обзоры, касающиеся обучения истории в школе. |
Преподаванием истории в российских школах недовольны во всем мире | Участники большого педагогического совещания в этом году начали работу, как было сказано, с самого важного — преподавания в школах истории родной страны и его составной части — краеведения. |
Минпросвещения планирует ввести в школьный курс в 2025 г. "Историю нашего края"
УЧЕБНИК ИСТОРИИ: ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА. Одной из важнейших проблем преподавания истории в школе стала проблема мотивации ученика. На заседании Экспертного совета по развитию исторического образования под председательством главы Минобрнауки России Валерия Фалькова обсудили и утвердили Концепцию преподавания истории России для неисторических специальностей и.
Ребенок опух от дат, а историю не знает. Учитель Леонид Кацва — о том, как учить ее по-другому
Но я уже сказал, что лекционных курсов сейчас очень много. Не думаю, что взрослый человек захочет изучать систематически курс истории. Он, скорее всего, заинтересуется той или иной проблемой. Сегодня мне интересна предыстория Второй мировой войны, завтра мне интересна, скажем, предыстория Октябрьской революции. Ищите соответствующие лекции.
О фейках и фолк-хистори — Часто обсуждают проблему так называемых исторических фейков. Она звучит в разных контекстах, но действительно много — и в области филологии, и в области преподавания. Это не только фейки, это еще и то, что называют проблемой фолк-хистори. Фолк-хистори — претендующие на научность, но не являющиеся научными литературно-публицистические труды и идейно-теоретические концепции на исторические темы, созданные в основном непрофессионалами.
Когда непрофессионалы, люди невысокой компетентности, и вообще сказочники всевозможные, берутся за написание книг, статей по различным темам. Наиболее очевидный пример — фокус академика Фоменко «новая хронология» — псевдонаучная теория радикального пересмотра всемирной истории, созданная под руководством математика Анатолия Фоменко. Это все фолк-хистори, фантазии на исторические темы. Как отличить фолк-хистори от серьезных трудов?
Это не всегда легко. Но есть один, на мой взгляд вполне явный признак. Как только автор начинает говорить: вам все лгали, все вас вводили в заблуждение, и только я один сейчас вам раскрою глаза... Книгу можно закрывать, потому что это халтура.
Правда, и здесь есть исключение. Есть очень интересный автор Александр Львович Янов советский и американский историк, политолог и публицист, доктор исторических наук, профессор. Но его читать интересно. Его труды спорные, там можно найти массу исторических огрехов, но концептуально это интересно и заслуживает чрезвычайно большого внимания.
Но Янов такой один. Как Леонид Кацва стал учителем истории — Как вы сами поняли, что будете историком? И с тех пор не сворачивал. Понимаете, папа историк.
Оба деда, один из которых был юрист, а второй был вообще агроном, историей интересовались всегда. У меня дома эта историческая атмосфера присутствовала постоянно, и мне деваться было некуда. И когда родители опомнились и попытались меня с этого пути свернуть, было поздно. Они поняли, что никакие физико-математические предметы невозможны, потому что я к ним, как говорится, «такую ненависть испытываю — кушать не могу».
И с другой стороны, было понятно, отчасти по этой же причине, отчасти по причине природной брезгливости, с которой ничего нельзя поделать, мне закрыт путь в биологию. Была последняя идея — географический факультет. Разбилась она мгновенно, как только выяснилось, что на геофаке один из вступительных экзаменов — физика. Вопрос был закрыт моментально.
И больше к нему никогда не возвращались. В 10-м классе не до этого было. Там надо было уже целенаправленно готовиться. Леонид Кацва — Вы помните, как вы принимали решение про то, что пойдете работать в школу?
Его за меня приняли. Понимаете, достаточно посмотреть на мой профиль, чтобы понять, что в 1975 году в МГУ мне поступать смысла не имело. Туда людей моей национальности принимали только в исключительных случаях, по большому блату. Поэтому МГУ для меня был закрыт.
Что оставалось? Историко-архивный или пединститут. Отец мне сказал: историко-архивный не надо, потому что история в варианте работы в архиве — это скучно. И в общем, судя по всему, в моем случае он оказался прав.
Потому что я по складу характера оказался больше популяризатором, чем архивистом. Как выяснилось в дальнейшем, архивы — это не мое, там я очень быстро устаю. И это для исследователя плохо. Я пошел в пединститут.
И в первые годы был уверен, что как-нибудь я с этой дороги слиняю. Издательство, редакция, музей, что-нибудь в этом роде. Отец, кстати, начинал с работы в музее. Ну а к пятому курсу стало понятно, что слинять не удастся.
Была система распределения. Увернуться от нее удалось немногим. Я особо и не пытался. Вариантов никаких не вырисовывалось.
Пришел в школу. Причем совершенно случайно — в удачную. Весной я бегал в районный отдел народного образования непрерывно. Мне сулили одну школу, в которой давали 27 часов, с 4-го по 10-й класс.
В другой — 29 часов, с 5-го по 10-й класс. Все-таки это очень много, поскольку ставка — 18 часов. Кончилось тем, что мне сказали: «Одна школа забронирована за вами, там разберемся». Приезжаю — в забронированной школе давно другой учитель, точнее студент.
Чиновница, которая меня оформляла, уволилась. Тогда я уехал в городской отдел народного образования. Предложили школу в Новогиреево. Я даже директору позвонил.
Тогда еще пересадки на Новокузнецкой станции не было, надо было добираться с двумя пересадками на метро, и еще 20 минут автобусом. Когда директор услышал, где я живу, он от изумления выразился не вполне печатно. Я понял, что у него не надо работать. Другой мне район предложили.
Я сказал: «Вы мост постройте, мне будет пешком 40 минут, а пока моста нет, мне на транспорте полтора часа добираться, не пойдет. В пределах часа найдите мне работу, пожалуйста, или отпустите меня». Сейчас этот мост есть, кстати. В конце концов мне предложили две школы.
Одна на Водном стадионе, вторая — на юго-западе. Я выбрал юго-запад — на пробу. Сорок третий год пробую. Был еще момент замечательный.
Я его с юмором вспоминаю. Пока мы все это обсуждали, вошел пожилой человек. И сказал: «Вы историк? Но только еще и организатором внеклассной работы» — «Не-не-не…» Это было судьбоносное решение, потому что это был не кто иной, как Леонид Исидорович Мильграм преподаватель истории, народный учитель СССР, почетный гражданин Москвы.
Но попасть к нему организатором внеклассной работы, для меня чуждой совершенно, это была бы гибель. И слава Богу, что я отказался. Хотя для меня, и не только для меня это могло бы многое поменять в судьбе. Сложно было?
Я был старше своих первых учеников на шесть лет. Пришел после очень сильного учителя. Хотя сегодня несколько выпускниц, добрые гуманные люди, пишут мне, что им было со мной на моем первом году хорошо, это была такая свежая струя, и так далее. Я не очень им верю, потому что я пришел первогодком после большого мастера.
Александр Михайлович Бек действительно был выдающийся учитель, которого я тогда не мог заменить адекватно. Много было разных забавных случаев. Я в свое время собирал коллекцию детских перлов. Обстоятельства повели меня в пединститут, привели меня в школу.
У меня не очень удачно по разным причинам складывалась жизнь, но то, что я попал именно в эту школу, конечно, было удачей. Возможно, главной в моей жизни. Ну а вот что касается того, что я сделал сам — в 1990 году я проработал в школе 10 лет и понял, что морально готов создать собственный учебник по истории Древней Руси. Не получилось.
Я успел ему показать первые 18 страниц, он одобрил. А через две недели после этого умер. Единственное, что он сделал, сказал: «Я предлагаю вам Андрея своего зятя, Андрея Юрганова в соавторы». На что я ответил: «Я просил Андрея об этом на вашем последнем дне рождения, он отказался».
Ну, в итоге мы написали два учебника совместно. Считаю, что решение написать учебник я принял правильно. И вовремя. Это решение я принимал сам.
А так меня во многом вела судьба. О коллективной ответственности — Что вы думаете о коллективной ответственности, насколько вы разделяете ее? Я считаю, что в основном человек ответственен за свои поступки. И за то, на что он повлиял, или за то, на что не повлиял, если мог повлиять.
А если он не повлиял на что-то, на что он повлиять не мог, то возлагать на него такую ответственность нельзя. Культура жива. Нас переживет. Детей наших переживет, внуков.
Бывает так — культура погибает и остается достоянием археологов. Но я почему-то уверен, что это не тот случай. Казалось бы, уж какую только культуру не хоронили. И поводы вроде бы были.
Политических режимов давно нет, а культура жива. Что Леонид Кацва пожелал бы выпускникам — Когда вы выпускаете свои классы, о чем бы вам хотелось, чтобы они услышали? Я сказал своим ученикам в 2007 году, что хочу с ними попрощаться словами любимых поэтов.
По ее мнению, визуализация помогает лучше понять и запомнить исторические события. Особенность сегодняшнего мероприятия — говорить не только об общефедеральном контексте нашей истории, но и о том, каким образом излагать историю родного края», — отметила Инна Шевченко. Она добавила, что Южный федеральный университет уже начал работу над учебником по истории казачества.
Это, пояснила ректор, федеральный проект. В рамках конференции пленарные заседания, сессии и круглые столы прошли сразу на нескольких площадках университета.
По истории — сколько угодно. По любым другим предметам — тоже.
Издание обратилось к учителям и экспертам чтобы узнать, что они думают по этому поводу, как поменяется от этого школьная программа, как отразится на качестве знаний учащихся, что получат ученики и что изменится в жизни педагогов. Оренбурга: — Что с обществознанием? Внимательно слежу за полемикой в сети и мысленно отвечаю на популярные вопросы: «Хороший курс, зачем убирать? На мой взгляд, курс обществознания так и не сложился в четкую систему.
Изначально введённый после принятия Советской Конституции 1936 г. Только к началу 21 века содержательным компонентом курса стали основы знаний в сфере политики и права, экономики и экологии, семейных отношений, культуры и морали. Есть мнение, что история это — прошлое, а обществознание — настоящее. Не соглашусь.
Обществознание основано на исторических примерах. А наша задача — растить поколение, которое знает российскую историю!
В свою очередь Валерий Фальков указал на то, что принципиальные изменения в жизни современного российского общества невозможны без широкого осмысления важной роли исторического образования в общественно-политическом, экономическом, социальном и культурном развитии страны. Во все времена университеты ставили перед собой задачу подготовить патриотически настроенных граждан своей страны, людей думающих, с широким кругозором и навыками критического мышления.
Работа по усилению исторического «компонента» велась нами планомерно и давно. Сейчас всем вузам необходимо обратить внимание на кадровое и методическое обеспечение, предусмотреть время в расписании занятий. Обращу внимание, что нагрузку в 4 зачетные единицы надо рассматривать, в первую очередь, как возможность развития кадрового потенциала и кадрового усиления соответствующих кафедр. В этой связи мы рекомендуем ректорам вузов привлекать молодых специалистов к преподаванию истории», — сказал глава Минобрнауки России.
Разработчики концепции подчеркнули, что им удалось достичь консенсуса в распределении внимания между событиями отечественной и мировой истории. Получившийся документ центрируется историей российской государственности, основывается на идее единства исторического процесса как поступательного развития человечества.
Преподавание истории в школах и вузах скоро изменится
Минпросвещения намерено отказаться от европоцентричного подхода в преподавании истории России школах. Новые курсы и учебники, введение «Истории религий» — как еще изменится преподавание истории в школах и вузах? «Преподавание истории в школе» — современный журнал с богатыми традициями.
Чтобы история России была интересной, она не должна быть «единственно верной»
А еще нужно договориться с товарищами — это способствует социализации ребенка. Новикова отметила, что компьютерные игры могут из простого увлечения перерасти во что-то большее. Например, лечь в основу будущей профессии. Победители чемпионатов мирового уровня в киберспорте становятся известными и выигрывают призы до 40 миллионов долларов.
Позднее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал «личной позицией» идею Мединского о воспевании флага в российских школах и заявил, что она не связана с официальными решениями Кремля. Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале.
По её мнению, необходимо комплексно подходить к вопросу воспитания и преподавания как истории, так и других «предметов гуманитарного цикла». В свою очередь, зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева в беседе с RT предложила также ввести в 4-м классе патриотический курс рассказов об истории России.
Не знаю, как с 1-го класса, но очень хотелось бы, чтобы в 4-м классе как предполагала концепция преподавания истории России, утверждённая в 2020 году отдельным курсом на 34 часа преподавался патриотический курс рассказов об истории России. Ну а элементы истории России нужно преподавать с первого класса», — сказала сенатор. Алтабаева отметила, что в начальной школе нужно также преподавать основы региональной истории.
И нашей большой России, и той малой родины, где они родились и живут. Это очень нужно и полезно. Иначе нормальных людей не вырастишь», — заключила собеседница RT.
Прокомментировала введение изучения истории в начальных классах и первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Она назвала данное решение правильной инициативой и отметила, что «изучение истории надо начинать как можно раньше». Это должны быть простые, захватывающие образы, подача через игровые моменты, просмотр фильмов и обязательно встречи с нашими героями, ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, пока они ещё живы.
Нужно сделать всё, чтобы детей именно заинтересовать», — сказала депутат в беседе с RT. Под российским флагом Ещё одной новацией в образовательной системе, о которой Сергей Кравцов рассказал в рамках форума «Сила в правде!
При этом анализ реализации Концепции УМК 2014 года за период с 2014 по 2019 год, проведённый рабочей группой РИО с использованием результатов Национального исследования качества образования 2016 года, продемонстрировал сохранение ряда проблем, решение которых позволит существенно улучшить качество преподавания истории России в школах. Работа над совершенствованием Концепции длилась больше года, активное участие в ней принимали как Министерство просвещения РФ, Рособрнадзор, Российское историческое общество, ФИПИ, так и сами педагоги — Ассоциация учителей истории и обществознания провела специальный опрос учителей. В результате ведущим отечественным историкам удалось сформировать новый документ, ядром которого является доказавший свою эффективность Историко-культурный стандарт. В число ключевых нововведений вошли, в частности: Распространение линейного принципа преподавания истории применяемого согласно Концепции УМК 2014 года в 6—10-х классах на всю старшую школу. Распределение сложного и объёмного материала по истории XX века на 10—11 классы позволит логично выстроить преподавание, распределить объём дидактических единиц и синхронизировать отечественную историю со всемирной. Авторы документа считают необходимым исключить из обязательной части учебных планов 10—11-го классов курс «Россия в мире» и рекомендовать его в качестве курса по выбору образовательных организаций при углублённом изучении гуманитарных и общественно-научных предметов.
Осуществление согласования и гармонизации курсов региональной истории с обязательным курсом «История России», а также совершенствование механизмов экспертизы пособий по региональной истории. Такие шаги требуются для завершения формирования единого образовательного пространства. Сами региональные пособия должны соответствовать Концепции и Историко-культурному стандарту.