О новых и старых обычаях в стране, особенностях их соблюдения в России — в материале РИА е традиции и обычаиРусские традиции формировались и видоизменялись на протяжении многих веков. Мы составили список свадебных традиций, рассмотрели, какие свадебные обряды можно забыть, а какие стоит использовать на бракосочетании в текущем 2024 году. А вот в южных областях России свадьба – праздничный, яркий каравайный обряд, в котором гораздо меньше причитаний. Все чаще можно услышать о выездной регистрации, без классических караваев, Свадебные обычаи и традиции в России, сватовство, свадебное платье, фата невесты, венчание, свадебная прогулка, выкуп невесты. Обсуждая традиции свадьбы в России, нельзя забыть о важном обычае получения родительского благословения.
Sorry, your request has been denied.
Русская свадьба – это интересный симбиоз старинных свадебных традиций в России, веяний советского времени и элементов западного стиля. Свадебные обычаи и традиции в России. Современные свадебные традиции в России Современная свадьба в России вобрала в себя гремучую смесь из исторических традиций, которые были перемешаны с обычаями советской эпохи и разбавлены новизной перестройки и «лихих 90-х». Свадебные традиции и обряды существуют уже не одну сотню лет. Эти свадебные традиции, пожалуй, стоит исключить из списка, планируя торжество: некоторые из них просто устарели, другие могут испортить праздник. Современные традиции на свадьбе в России уже устоялись, обычно все проводится по одному сценарию, за редким исключением иногда вносится разнообразие.
Русские свадебные традиции и обычаи
Самые непопулярные — разбивание бокалов, зажжение семейного очага и отпускание голубей. Любовь к той или иной традиции зависит от пола. Женщинам, к примеру, больше нравится бросание букета. А вот мужчины больше любят выкуп невесты и бить бокалы. Возраст тоже влияет на свадебные предпочтения россиян. Чем молодожёны моложе, тем меньше они хотят использовать классические обряды вроде конкурсов с тамадой или зажжения очага. Вообще, такие классические традиции чаще соблюдают в малых городах.
Во все продолжение обряда окручивания невесты сидячие боярыни и девицы пели свадебные песни; а дружка, взяв нож, подходил к отцу и матери невесты и говорил: — Благословите резать перепечи и сыр? Дружка резал перепечу и сыр на мелкие куски, клал на большое блюдо, накладывал туда же множество ширинок и отдавал поддружему или меньшому дружке; сам получал от невесты вышитый ее руками убрус и подносил его жениху; а меньшой дружка разносил и раздавал всем гостям куски перепечи и ширинки, также посылал отцу и матери жениха, оставшимся в своем доме. В то же время сваха осыпала свадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их гостями все, что было на осыпале, — серебряные деньги, хмель, куски материй и прочее, и всяк налету хватал, что успевал схватить. Между тем подавали другое яство, за нею подавали третье; как только оно появлялось на столе, сваха подходила к родителям невесты и просила благословения — везти молодых к венцу. Церемония до ухода в церковь в брачном доме. Миниатюра «Благослови Бог! Все вставали. Родители брали по образу, обыкновенно в окладах с драгоценными украшениями. Подле них становился священник. Новобрачные кланялись и принимали благословение. Отец и мать разменивали их кольцами и, взяв дочь за руку, отдавали ее жениху, взаимно кланяясь друг другу. Наконец, отец брал плеть и ударял ею свою дочь, говоря: «По этим ударам ты, дочь, знаешь своего отца; теперь эта власть переходит в другие руки; вместо меня за ослушание тебя будет бить твой муж! В продолжение этого обряда каравайщики и свечники выходили. За ними выступали свадебные гости. Устилался путь кусками материй, и новобрачные шли по этим кускам к дверям. Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую. Тысяцкий устраивал порядок шествия. Между тем те, которые держали сорок соболей, взятых с места, где сидели новобрачные, клали их на то же место, а скатерть, на которой резали перепечи и сыр, складывали и отдавали ключнику. Венчание На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымаг или каптанов. Когда свадьба происходила у бояр, близких особ царя, то им на этот торжественный день давались царские лошади и экипажи. Сани невесты убирались до того нарядно, как только допускал это достаток; описывают, что она поволакивалась атласом, а на седалище клалась бархатная подушка; богатый ковер спускался со спинки; под дугой привешивались лисьи и волчьи хвосты. К таким саням подводилась невеста, в санях сидело другое лицо: его следовало свести, точно так, как сводится сидевший подле невесты, вместо жениха. Невеста садилась вместе с двумя свахами. Над нею держали соболей. Этот обряд соблюдался также и относительно жениха. У крыльца стоял его аргамак, а на аргамаке сидел другой; когда являлся жених, то этот другой вставал и шел пешком, а жених садился на аргамак и ехал к венчанию. Если же, по причине непогоды, нельзя было ехать верхом, то жених садился с тысяцким в сани или в коляску, а тот, кто прежде сидел в экипаже, шел пешком. Жених должен был ехать с своим поездом вперед и прибыть ранее невесты. В самых простых свадьбах новобрачные ездили, а не ходили пешком. В простонародных свадьбах впереди поезда пели свадебные песни и забавники отпускали шутки. Это не одобрялось Церковью, и духовные особы свадебные песни называли нелепым криком и козлогласованием. Когда молодые входили в церковь, то ясельничий со своим двумя помощниками стерег коня и сани, чтоб кто-нибудь не перешел дороги между верховым конем жениха и санями невесты и чтоб вообще лихие люди не наделали чего-либо дурного колдовством, в которое тогда сильно верили. Путь от церковных дверей до аналоя устилался кусками материй; самое место пред аналоем также устилалось, и сверх того, на нем клали соболей. Когда свадьба была вечером, то жених и невеста тотчас после прихода в церковь становились на свои места; но иногда свадьбы были после обедни: тогда жених и невеста становились у церковных столбов и слушали литургию и по окончании… становились к аналою. К свету Божьему» После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным поучение; в нем обыкновенно наставлял их ходить часто в церковь, слушаться духовников, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевал жену учить палкою, как подобает главе. Потом брал жену за руку, вручал мужу и приказывал им поцеловаться. Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога, муж же покрывал ее полою своего платья в знак будущего покровительства и защиты. Наконец священник давал новобрачным деревянную чашу с вином; муж принимал, отпивал и давал жене; та отведывала и опять подавала мужу. Таким образом, оба пили три раза, наконец, муж допивал, бросал под ногу чарки и топтал ее разом с женою, приговаривая: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между ними раздор и нелюбовь». Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собою первенство пред другим. Но как ни старались в этом жены, им никогда этого первенства не удавалось [1]. Потом подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся, а между тем тысяцкий уже посылал дружку вперед к отцам жениха невесты и к оставшимся в доме свадебным чинам известить, что молодые обвенчались в добром здоровье. Каравай В то же время дружка разрезывал каравай, и священник его вероятно, чрез того же дружку посылал отцам обоих семейств как символ будущего их свойства и родственной приязни, и оба рода давали обещание быть людьми одного стола и одного хлеба — хлебосолами и жить дружно, как зерна одного колоса. При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна и конопли, желая счастья, другие дергали за рукав, показывая вид, будто хотят разлучить ее с женихом, а жена тесно прижималась к своему суженому. Если венчание было вечером, из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа; у простого народа сопровождался он песнями, криками и плясками. Когда поезд прибывал в дом мужа, навстречу выходили отец и мать жениха, с образом и с хлебом-солью благословляли новобрачных. Вероятно, на свадьбах частных людей, если венчание было после обедни, новобрачные разъезжались по своим домам, а уже к вечере жену проводили в дом мужа, и там происходило брачное торжество. Приезд молодого от родителей в дом тестя на свадебный пир При входе в дом потешники, по распоряжению ясельничьего, играли в сурьмы и бубны чинно, благолепно, доброгласно. Тогда новобрачные садились за стол: все также садились на свои места, и невеста, будучи открытою, должна была плакать по обычаю , выражая тем разлуку с родителями и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные песни. Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья. Когда гостям подавали третью перемену — лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка брал эту жареную курицу и обвертывал скатертью, второю из трех скатертей, положенных на постели перед новобрачными до венчания. При этом он обращался к отцу и матери и говорил: — Благословите вести молодых опочивать! Те отвечали «Бог благословит» и шли к дверям; отец останавливался у дверей, а мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в сенник, за ним шли свечники, каравайники и ставили свечи в кадь со пшеницею, стоявшую в изголовье брачного ложа молодых. Тысяцкий, дружка и свахи вставали, жених и невеста подходили к дверям; и отец брал за руку невесту и говорил жениху: — Сын наш! Божьим повелением а если свадьба устраивалась по повелению царя, то прибавлялось и «царским желанием» и благословением нашим и матери твоей повелел тебе Бог сочетатися законным браком и понять взять такую-то. Приемли ее и держи, как повелел Бог и как Он чадолюбивый устроил в законе нашей истинной веры и святые апостолы и отцы предаша. Брачная комната Сын брал жену за руку, выходил с нею из дверей и шел из сенника; тут встречала их мать или сваха в вывороченной шубе мехом кверху, посыпала их хмелем или льняным семенем. Таким образом новобрачные входили в сенник. Гости уходили в покой, откуда вышли, и продолжали допировывать, и дружка и сваха вступали с новобрачными в сенник и раздевали — дружка жениха, а сваха невесту, и потом сами уходили, чтобы присоединиться к прочим гостям и продолжать пирушку. Когда молодые были на сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил или ездил ясельничий с обнаженным мечом для предохранения от всякого чародейства и лиходейства. По прошествии некоторого времени отец и мать посылали дружку узнать о здоровье новобрачных; если чрез дверь жених отвечал, что он в добром здоровье, это значило, что между ними доброе совершилось, и тысяцкий тотчас посылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здоровье; дружка за то получал подарки, и все свадебные гости отправлялись в сенник кормить новобрачных. Кормление молодых Как жених, так и невеста ничего не ели в тот день, и теперь пищею была им та самая курица, которую дружка им приносил в сенник, обвернутая скатертью. Взявши курицу, новобрачный должен был, по старинному обычаю, отломить у ней ножку и крыло и бросить через плечо назад. По другим известиям, этот обряд совершался пред укладыванием молодых в постель. Затем подавали им и другие блюда.
Традиции и обряды", изображения проецируются на стену в одном из экспозиционных залов. А истории, рассказанные участниками акции в письмах, будут опубликованы на официальных страницах социальных сетей Тульского филиала ГИМ. Выставка приурочена к Году семьи и стала главным выставочным проектом в филиале музея в 2024 году. Многие из них за прошедшие десятилетия были забыты и утрачены, сегодня очень важно сохранять и чтить свою историю, передавать из поколения в поколение семейные традиции", - отметил в ходе открытия выставки губернатор Тульской области Алексей Дюмин. Ранее в пресс-службе Тульского филиала музея ТАСС сообщали, что на выставке будет представлено более 270 подлинных экспонатов, связанных с русскими свадебными традициями и обрядами.
Русское свадебное застолье: современные традиции Широко и с размахом проходит русское свадебное застолье. Столы во все времена ломились от разнообразия блюд русской кухни. Ранее застолье шло не менее чем 2 дня, сегодня управляются за вечер. Свадебно застолье сопровождается тостами, песнями, танцами, проходят конкурсы, проводятся традиционные ритуалы. Многие элементы древних праздников уже ушли, есть обряды на свадьбу, которые живы до сей поры, внесены и новые. Встреча молодожёнов у места застолья После свадебной прогулки молодоженов встречают у порога, где проходит застолье, те молодожёны, которые не посещали дом жениха после церемонии бракосочетания, проходят обряд благословения родителей, в кругу гостей, перед тем как сеть за свадебные столы. Встреча молодожёнов сопровождается обрядом выбора главы семьи. Родители встречают с хлебом-солью и после благословения предлагают откусить, или отломить от каравая по кусочку. Чем кусочек каравая будет больше, тот и глава семьи. Под бурные аплодисменты и поздравления молодожёнов провожают к специально подготовленному для них столу, посыпала дорогу молодожёнам зерном, лепестками цветов, бросают монеты. Сценарий встречи молодожёнов может включать самые разнообразные праздничные элементы: запуск шаров, голубей, пиротехнику, игры, конкурсы и прочие придумки. Обряд дарения молодожёнов После встречи молодожёнов, наступает обряд дарения, он иногда открывает свадебное застолье, или проводится непосредственно при поздравлении молодоженов. В обоих случаях, почётное право первыми поздравить молодоженов, предоставляется родителям жениха и невесты, затем бабушкам и дедушкам, сестрам и братьям, крестным родителям, родне со стороны жениха, родне со стороны невесты и друзьям.
Звездные гости, ведущий Басков и традиции: как прошла свадьба сына Жасмин, длившаяся неделю
На ней запечатлено бракосочетание Елены и Михаила Котюховых, который до 1916 года был управляющим тульским отделением Императорского Земельного банка. Все собранные в ходе акции документы вошли в мультимедийный альбом выставки "Русская свадьба. Традиции и обряды", изображения проецируются на стену в одном из экспозиционных залов. А истории, рассказанные участниками акции в письмах, будут опубликованы на официальных страницах социальных сетей Тульского филиала ГИМ. Выставка приурочена к Году семьи и стала главным выставочным проектом в филиале музея в 2024 году.
Таково же приходится и женихам — завидно им глядеть на тех, кто уже барахтается в брачных сетях, будто бы вольно резвятся в внутри, словно рыба в море. И не угомонится наш холостяк до той поры, пока не перейдет в женатый чин.
Да вот беда: попасть-то легко, а вернуться вспять трудненько, жена — она ведь прижмет так, что и не вывернешься». И те и другие разочаровываются». Чеховский герой, мечтающий избежать брака и умоляющий врача дать ему свидетельство, что он сумасшедший, нарывается на такую отповедь: «Кто не хочет жениться тот не сумасшедший, а напротив, умнейший человек…. А вот когда захочешь жениться, - ну, тогда приходи за свидетельством… Тогда ясно будет, что ты сошел с ума…» Есть, однако, и противоположная точка зрения, тот же Оскар Уайльд устами другой своей героини утверждает: «Это просто позор, сколько холостяков встречаешь нынче в обществе, Надо бы провести такой закон, чтобы заставить их всех жениться в течение года». Вольтер писал: «Брак — самое дорогое сокровище людей, когда согласие душ и сердец, чувств, вкусов и характеров стягивают его узы, созданные природой, связанные любовью и облагороженные честью…. Такой брак, такой дорогой союз, если он встречается, - само небо на земле».
Правда, сам философ о «небе на земле» мог судить лишь понаслышке, поскольку всю жизнь оставался холостяком. Итак, как видим, существует разные точки зрения. Но факт остаётся фактом: что бы, ни писали по поводу брака законодатели, философы и поэты, во всем мире во все времена люди женились, выходили замуж и избегнуть этой участи удалось очень немногим. Вступая в брак почти все, делали это очень по-разному. История свадебных обрядов на Руси Возникновение свадебного обряда на Руси неразрывно связано с языческими традициями. Согласно начальной летописи, радимичи, вятичи и северяне практиковали игры между селениями, в ходе которых, под песни и пляски мужчины выбирали себе жен и уводили к себе.
Увод девушки мужчиной в свое селение было равнозначно браку, при этом свадеб как таковых не было. Карамзин отмечает, что древние славяне покупали себе жен. Многие языческие обряды стали основой русских свадебных обрядов. Положение жены у древних славян было незавидным, ее статус практически был равен статусу рабыни. Она должна была заниматься хозяйством, воспитывать детей, не жаловаться и не противоречить, демонстрируя полное послушание. Интересно, что после смерти мужа жена должна была сжечь себя на костре, если она отказывалась сделать это, то ее семья считалась обесчещенной.
Практиковалось у древних славян и многоженство, поэтому к свадебному обряду как к чему-то важному, случающемуся один раз в жизни, не было трепетного отношения. Однако, с течением времени произошло усложнение обрядовой жизни древних славян , в частности появились некоторые обряды, сопровождавшие вступление в брак. Много внимания описанию славянских обрядов уделял летописец Нестор. Нестор именно в свадебных обрядах видит самое резкое выражение нравственных понятий народа. Различие в брачных обрядах он считает за основное нравственное различие между славянскими племенами. Так описывая обряды полян, летописец замечает, что они имели свой свадебный славянский обряд: зять не ходил за невестой, но ее приводили вечером, а на другое утро приносили по ней то, что дадут.
Обряды других славянских племен описываются Нестором иначе. Древляне, например, по описанию его, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и брака у них не было, но существовала «умычка» девиц у воды. Радимичи, Вятичи, Северяне имели одинаковый обряд: они жили в лесу подобно зверям, ели все нечистое, срамословили перед отцами и снохами, браков у них не было, но только — игрища между селами, где каждый похищал, себе жену, с какою кто сговорился; имели они и по две и по три жены. Те же обычаи имели и Кривичи и прочие поганые язычники. Видно, что у различных племен, в одно и то же время существовали различные свадебные обряды, различные способы заключения брачных союзов. В описании Нестором свадебных обрядов нельзя не видеть указания на два образа заключения браков у наших предков славян: на образ «ведения» жен или привода невесты к жениху и на «умычку» жен во время «бесовских игрищ» или похищение девушек во время языческих празднеств.
Первый образ заключения браков был у полян, второй — у прочих славянских племен. С точки зрения летописца брак у полян, состоявший в «ведении» к жениху невесты и в принесении за ней приданного, был ближе к христианской, византийской форме брака. Это обуславливалось влиянием христианства, христианских понятий и византийских законов, еще ранее введения христианства при св. Брак, совершавшийся в форме так называемого «ведения» жен, перейдя к полянам, принялся первоначально у людей высшего звена, впоследствии распространился везде, вытеснив брак посредством похищения или умычки. Последний способ заключения брака является древнейшим семейным славянским обрядом, долго хранившимся в быту древнерусского человека. Брак посредством похищения является грубым.
Похищение, свидетельствующее само по себе о крайней грубости. У Нестора «умычка» настолько низкий и грубый обряд, что не заслуживает даже название брака «брака у них не бываше». Браком называется у летописца «ведение» жен, имевшее место у полян. Большая часть свадебных обрядов была связана с родителями жениха и невесты. Уважение к родителям, их авторитет, признание их власти — это характерная черта русской семьи, что описано еще в Домострое XVI века. В тексте Домостроя отца, хозяина дома называют государем, точно также как правителя государства.
Признание власти родителей было характерно для всех славянских племен. Так, например, у полян было принято, чтобы устройством брака занимались родители, жених практически не принимал ни в чем участия — невесту уже приводили к нему, никто не спрашивал взаимного согласия молодых. Куликов И. Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник, г. Владимир При этом у других племен, например древлян, радимичей, согласие родителей вообще не имело значения, представители племен просто похищали понравившихся им женщин.
Единственное, что могло свидетельствовать в пользу существования свадебного обряда — это обычай похищать девушек только у воды. В отдаленную эпоху жизни наших предков, в эпоху, когда в силе был обряд «похищения» или «умычки» невест, воде придавалось большое значение при заключении брачного союза. Реки, ручьи, озера были местами, где часто заключались браки язычника — славянина. Достаточно было объехать свадебному поезду трижды вокруг озера, чтобы считать брак совершенным. Впоследствии долгое время, по принятии нашими предками христианской веры, обряд этот держался в народе, заменяя собою церковный чин венчания. Насколько крепко держался этот обряд в быту славянского древне — русского человека, видно из того что в половине XIX века он проводился в Витебской губернии среди раскольников.
Молодой парень, условившись с девушкой, отправлялся к священному озеру, объезжал его трижды вокруг и тем самым как бы скреплял брачный союз. В Костромской губернии существовал обряд, по которому во время гуляний людей на Красной горке, в первый день Фоминой недели, парни обливали водой тех девушек, которые им приглянулись. На той девушке, которую парень облил водой, он по обряду и должен был жениться. В основе указанных свадебных обрядов, связанных со священным почитанием славянами воды, лежат древние мифологические представления. Религия славянских племен состояла, с одной стороны, в поклонение стихийным божествам, с другой, в почитании душ умерших предков. Вода, как одна из стихий мира, без которой невозможна жизнь живого существа на земле, имела в глазах древних славян большое значение.
Поливание, плескание водой, употреблявшееся при заключении брачного союза в Древней Руси, имело значение освящения, заменявшего собою в те времена церковное венчание. Не только языческие обряды составили русский свадебный обряд. Этот обряд вообще можно назвать «собирательным», поскольку в него вошли греческие, римские, скандинавские, немецкие, литовские и восточные элементы. Так, например, к греческой и римской традиции относятся венки, обручальные кольца, свечи, соединение рук и свадебные дары. В римской мифологии богиня Венера считалась покровительницей брака. Ее имя было Suada, что этимологически близко слову «свадьба».
У греков, римлян и древних пруссов существовала традиция, перешедшая в русский свадебный обряд — осыпание новобрачных хмелем. У римлян и древних германцев существовал и обычай передачи ключа жене, как символа хозяйской власти. Этот обряд также был заимствован на Руси. Нельзя не сказать и о таком обязательном атрибуте любой русской свадьбы, сохранившимся до сих пор, как свадебный каравай. Это важный символ бракосочетания. Считается, что он пришел из Рима, в частности от римского обряда conffareatio.
Confarreatio — это древнейший религиозный обряд при браке между патрициями, которым завершалось вступление жены в законное и социальное сожительство с мужем. Жена по отношению к мужу становилась «filiae loco», так как она из рук отца переходила «in manum» мужа. Ее приданое имущество поступало во владение мужа, для себя она ничего не могла приобретать, только для мужа. У римлян новобрачные должны были вкушать пирог, сделанный из муки, воды, соли и меда. На Руси после введения христианства с изготовлением свадебного каравая было связано множество правил и ограничений. Выпекали караваи из пшеницы — символа плодородия.
Замешивать тесто доверялось только замужней женщине, которая была счастлива в браке и имела много детей. Так она делилась своим счастьем с будущей семьей. Перед тем, как замешивать тесто, эта женщина должна была умыться, помыть руки, надеть на голову платок, а на шею нательный крест. Замешивалось тесто под молитву — читали «Отче наш» и «Богородицу». Каравай украшали сложными узорами, в частности веточками калины, которые на Руси считались символом любви. Не просто было и поставить каравай в печь — сделать это мог только женатый, счастливый в браке мужчина, который также во время процесса читал молитву.
Подносила молодым каравай, как правило, мать жениха. Подносился каравай на сведенных концах расшитого рушника после венчания в церкви. А вот традиции ломать каравай сначала не было — молодые должны были только трижды его поцеловать. После этого каравай разрезали обычно это делал ребенок и угощали гостей. Караваи пекли, как правило, многослойными и делили в соответствии с установленным порядком. Молодые получали верхушку, середина доставалась гостям, а низ отдавали музыкантам, игравшим на свадьбе причем в этот низ часто запекали монетки.
Если кто-то из молодоженов вступал в брак не в первый раз, то каравай уже не выпекали. Как известно, в настоящее время существует традиция отламывать от каравая по кусочку. Эта традиция пришла из Англии, где было принято, чтобы молодожены целовались через горку маленьких пирожков. Существовал на Руси и обряд разувания обряд снимания сапога. Перед тем как новобрачные отправятся спать, жених клал в один из своих сапог деньги, золотые и серебряные. Невеста должна была снять один сапог по своему выбору.
Если ей удавалось снять сапог, в котором находись деньги, она не только получала их за свой труд, но с этого дня уже не обязана была снимать с мужа сапоги. Если невеста попадала впросак, то не только теряла деньги, но и наделялась обязанностью постоянно снимать сапоги с мужа. Этот вариант обряда разувания считается более поздним по отношению к обряду простого разувания, когда новобрачная должна была перед первой брачной ночью снять мужу сапоги. Этот обряд символизировал покорность и являлся заимствованием германского обряда.
Вы можете сделать еще одно торжество по этому поводу через какое-то время. День свадьбы начинается с подготовки к торжественному событию. Макияж, прическа и заранее купленные платье невесты и костюм жениха должны быть идеальными. Чаще всего на свадьбу заказывают лимузин для жениха и невесты, и автобусы для гостей, украшенные в свадебные аксессуары. Сохранились традиции выкупа невесты. Происходит он практически на каждой современной свадьбе, но в отличие от древних традиций, выкуп невесты принял более шуточную форму, представляет собой веселые конкурсы и игры. Часто сумма выкупа обходится небольшой, когда как раньше сумма могла быть больше приданого невесты и всех подарков. Роли подневестниц и подженишника сохранились в сегодняшних свидетелях невесты и жениха.
Смотрины Во время сватания вопрос женитьбы еще не решался положительно. Поэтому следующий этап — это смотрины, визит родителей невесты к жениху. По старой православной традиции муж забирал жену к себе домой. Поэтому отец будущей новобрачной ехал смотреть на хозяйство, в котором будет жить и работать его дочь. Формально именно во время смотрин родители жениха впервые могли посмотреть на невесту и пообщаться с ней. В некоторых регионах обряд смотрин проходил иначе — родители жениха ехали после сватов к родителям невесты. В любом случае, именно на смотринах семьи принимали окончательное решение о браке и о размере приданного. Для невесты этот день был самым важным. Понятно, что формально решение принимал всегда глава семьи. Но мы то знаем, что решение вместо мужчины часто принимает женщина, будущая свекровь. Обручение в русской традиции Благословение невесты Помолвка в православном мире сильно отличалась от западного. Хотя наши предки тоже использовали кольца для венчания, этот аксессуар не играл главенствующей роли. Самым важным было официальное объявление согласий отцов каждой из стороны и объявление даты. Стороны как бы заключали «свадебный договор», который скреплялся привселюдным «рукобитием» — отцы семейств пожимали друг другу руки. Именно отсюда пошло крылатое выражение «ударить по рукам». Интересно, что в процессе обручения окончательно утверждался не только размер «приданного», но и размер «клада».
Свадебные традиции и обычаи
Ныне существующие свадебные традиции в России, в своём большинстве, основаны на обычаях предков. Самая любимая свадебная традиция среди жителей СФО и ДФО — бросание букета невесты: этот обычай соблюдали на своей свадьбе 57 % опрошенных женатых пар. В этой статье расскажем какие свадебные традиции актуальны на сегодняшний день и от каких лучше отказаться.
Свадебные традиции и обычаи в 2024 году
часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы, но в любой традиции именно с этого дня начиналась. Свадебные традиции и обычаи в россии. современные свадебные традиции, бенгальские огни на свадьбе, организатор RUN THE SHOW AGENCY.
Лучшие свадебные традиции в России. Свадебные обычаи в России
Исторический музей знакомит жителей Тулы с истоками русского свадебного обряда | Современные свадебные традиции в России Современная свадьба в России вобрала в себя гремучую смесь из исторических традиций, которые были перемешаны с обычаями советской эпохи и разбавлены новизной перестройки и «лихих 90-х». |
Звездные гости, ведущий Басков и традиции: как прошла свадьба сына Жасмин, длившаяся неделю | История свадебных обычаев и традиций. Свадебные обычаи имеют свою древнюю историю, которая начинается задолго до нашей эры. |
Исторический музей знакомит жителей Тулы с истоками русского свадебного обряда
Обсуждая традиции свадьбы в России, нельзя забыть о важном обычае получения родительского благословения. В России за много столетий праздник обрастал разными традициями, обычаями и суевериями. 8926-591-29-27 Мой контакт: инстаграм: fb: #свадебный_ведущий Обычаи и традиции на свадьбе часто, словно краеугольный камень, приносят споры и замешательства. Современные традиции на русской свадьбе во многом перекликаются с традициями прошлых веков и большой частью с привычками советской эпохи. А вот в южных областях России свадьба – праздничный, яркий каравайный обряд, в котором гораздо меньше причитаний.
Несколько идей для свадьбы в традициях славянской культуры
Традиции, обряды, сценарии» пишут, что в старину в России последний день перед венчанием называли вечерухой или надвечерьем брака. По традиции жених должен был поучаствовать в постановочной драке с родней невесты и проиграть, тем самым показав уважительное отношение к будущим родственникам. Свадебный фотограф Мадина Сафарян рассказала о русских обычаях, которые все реже и реже соблюдают на свадьбах.
О женитьбах и свадьбах в старину на Руси
Свадебные традиции и обычаи в России | Традиции и обряды", изображения проецируются на стену в одном из экспозиционных залов. |
Свадебные традиции в России | Мы привыкли уже к нашим свадебным традициям и порою не отдаём отчёта в их самобытности и неповторимости. |
Свадебные обычаи Древней Руси | Как видим, у предков были довольно интересные обычаи и традиции, многие из которых сохранились до сих пор, хотя несколько в искажённой форме. |
Традиции и обряды русской свадьбы | И поговорим сейчас, конечно же, о свадьбе, а точнее – о необычных русских свадебных традициях, некоторые живы до сих пор. |
Традиции и обычаи русского народа – свадебные обряды
До того, как править Русью стала Екатерина Вторая, свадебное платье было традиционно красного цвета. Екатерина первая надела именно белое свадебное платье. Эта традиция чтится и по сей день: невесты мечтают о белоснежном свадебном платье, которое олицетворяет искренность, чистоту и невинность. Свадебные гуляния, как правило, проходили два-три дня, но иногда свадьбы гуляли и по целым неделям. Ранним утром самого волнительного дня — свадьбы, жених должен был отправить своей избраннице так называемую «женихову шкатулку», которая была наполнена сладостями, украшениями и принадлежностями для венчания. Мама невесты в день свадьбы по традиции передавала своей дочери семейный талисман или оберег, который являлся символом их рода. Невеста же в свою очередь должна была передать этот оберег своей дочери в день ее свадьбы.
Семейная реликвия не продавалась ни при каких обстоятельствах и всегда хранилась в доме.
Не кидай слишком тяжелый или объемный букет. Цветы могут сломаться, да и поймать такой букет будет непросто, что испортит впечатление от такой красивой традиции. В этом случае нужен дублер. Бросание подвязки вызывает больше вопросов, ведь для многих невест подвязка — слишком интимная часть гардероба, чтобы бросать ее незамужним друзьям жениха.
С букетом и бутоньеркой связаны самые живучие, романтичные традиции русской свадьбы: финальная часть «выкупа невесты», когда прошедший огонь и воду, героически преодолевший встающие на пути препятствия, жених наконец добирается до вожделенной награды в лице своей избранницы. Именно тогда он дарит ей роскошный свадебный букет.
Если девушка принимает дар — значит, она согласна выйти замуж; раньше любимая вынимала из подаренного ей букета цветок и передавала его жениху, в знак своей благосклонности. Счастливый избранник прикалывал растение к своему костюму, демонстрируя всему свету, что невеста идет под венец по доброй воле. Сегодня нарушать идеально выверенную композицию, составленную лучшими флористами, не принято. Поэтому, бутоньерку заказывают вместе со свадебным букетом, заранее. Но, при желании можно соблюсти этот красивый, трогательный обычай; бросание букета невесты в стайку незамужних подружек — еще один, свято соблюдаемый, обычай. Редкая свадьба обходится без смешных попыток девушек поймать наперегонки брошенные цветы. Этим жестом невеста делится своей удачей с незамужними подружками.
Считается, что самая ловкая и быстрая счастливица выйдет замуж до истечения года, причем брак будет благоприятным. На современных свадьбах довольно часто наряду с букетом бросают подвязку невесты. Данный обычай пришел к нам из Средневековой Европы. Жених торжественно и красиво снимает подвязку с ножки нареченной, и кидает ее своим холостым друзьям. Невеста должна станцевать со счастливчиком, поймавшим ее элемент гардероба. Также есть примета, что этому парню вскоре быть женатым. Первый поцелуй Изначально жених и невеста впервые целовались на своей свадьбе, в присутствии родственников, уважаемых старейшин, почетных гостей.
Считалось, что при поцелуе объединяется не только дыхание — соединяются души молодых. Прилюдный поцелуй объявлял всем присутствующим, что отныне пара представляет собой единое целое. Сегодня добрачные отношения пар менее целомудренны. Но, как волнителен первый поцелуй, произведенный перед всеми друзьями и родственниками! Он словно закрепляет права молодых друг на друга, добавляет романтики и любви в отношения. Традиция горько на свадьбе Крики «Горько! Практически на каждой свадьбе можно услышать эти веселые возгласы.
Откуда пошел данный обычай? Как ни странно, к поцелуям данное слово, по одной из версий историков, не имеет никакого отношения. Изначально в обязанности невесты входило с почетом обнести всех гостей водкой или иным крепким алкогольным напитком. Присутствующие забирали с подноса рюмки, взамен отдариваясь деньгами или другими ценными подарками, после чего выпивали подношение и кричали «Горько! Вторая версия ближе по смыслу к современному обычаю: данное слово кричали гости во время поцелуя жениха и невесты, чтобы отогнать злых духов. Считалось, что нечистая сила, обманутая возгласами гостей, не будет вредить новобрачным, ведь им, итак, несладко. По третьей легенде гости своими восклицаниями предупреждали жениха и невесту, что вино горькое, и следует подсластить его крепким, сладостным поцелуем.
Битье бокалов Данная традиция имеет глубокие корни, причем соблюдают ее в большинстве стран мира. На Руси били глиняный горшок, доказывая целомудренность невесты. Если тот оставался целым, значит невеста — порченная. В Англии жених бросал на дорогу блюдо с кусками пирога. Евреи разбивали бокалы, из которых молодые выпили вино. Согласно примете, чем больше образуется осколков, тем счастливее будет жизнь молодоженов. Свадебные танцы В число интернациональных свадебных традиций входят особые, церемониальные танцы.
Это первый танец жениха и невесты, открывающий праздничный бал. В этом танце молодые выражают всю свою любовь и нежность. Далее следует прощальный танец невесты и ее отца, после которого глава семьи окончательно передает обязанности по защите и все права на дочь ее мужу. Церемония разжигания домашнего очага Этот ритуал имеет древние корни. Изначально в таинстве принимали участие только женщины-хранительницы очага: мать и свекровь делились горящими углями из своих очагов с молодой женой, чтобы она могла разжечь в своем доме живой, теплый огонь, благословленный поколениями предков. Сегодня в ритуале могут участвовать и мужчины, а угли заменяют красивыми свечами, лампами или даже бенгальскими огнями. Подача свадебного торта Совместное преломление хлеба во все времена означало единение, братание.
Именно такой смысл и вкладывается в обычай торжественного угощения праздничным тортом или пирогом, пришедший к нам из Древнего Рима. Великолепный свадебный торт подается в конце банкета, являясь его кульминацией. Молодые совместными усилиями разрезают лакомство и одаривают кусочками всех присутствующих, свидетельствуя, что отныне все гости являются членами одной, дружной семьи.
Русский свадебный обряд — важнейшая часть бытовой и духовной культуры народа. При большом разнообразии местных вариантов и деталей в крестьянской культуре он сохранялся вплоть до начала XX века. Отдельные элементы свадебной традиции, старинные слова и фразы, обозначающие традиционные действия, используются и в современном свадебном обряде. Посетители увидят уникальные памятники из собрания Государственного исторического музея, в их числе иллюстрированная миниатюрами рукопись с описанием свадьбы царя Михаила Федоровича в 1626 году. В мультимедийной части выставки представлены фрагменты этнографических записей на пленку старинных свадебных обрядов первой половины и середины XX века, старые фотографии, видеорассказы хранителей о предметах, представленных в экспозиции, игровая программа. Впервые в филиале в экспозиции частично использован электронный этикетаж. В процессе подготовки к выставочному проекту, посвященному теме семьи, музей получил свыше 110 фотографий от туляков, на которых запечатлены различные моменты главного семейного торжества.
Свадебные традиции в России
Вручную расшивалась и рубаха, которую затем надевал жених на свадьбу. Заботы жениха У юноши тоже была своя подготовка к бракосочетанию, хоть и не такая скрупулезная — ему требовалось собрать богатый букет для своей возлюбленной. Флористических магазинов раньше не было, поэтому растения добывались из садов родственников и соседей, причем они не могли отказать жениху. Он преподносил собранный букет невесте в день свадьбы, а затем девушка выбирала оттуда самый красивый бутон и прикрепляла к рубахе своего суженого. Это прообраз свадебного букета и бутоньерки, но сейчас невеста вряд ли доверит возлюбленному выбор цветочной композиции, поскольку она должна сочетаться со всем образом в целом. Жених ехал за своей будущей женой на торжественном поезде. Железных дорог в деревнях не было, это просто символическое название процессии, в которую, помимо самого юноши, выходили его братья, друзья и родственники, кроме родителей. Они оставались дома, чтобы осуществить последние приготовления к празднованию. На всем пути проезда ему устраивали препятствия, например, в виде телеги посередине дороги.
Жених откупался от предприимчивых соседей вином, брагой, конфетами или монетами. В доме невесты, кстати, ему тоже не открывали ворота добровольно, а иногда еще и прятали невесту, отдавая ее только за внушительный выкуп. Венчание Свадьбой в прямом смысле этого слова считалось венчание в церкви. Сейчас этот обряд можно назвать дополнительным к официальной росписи, и его можно проводить или не проводить по желанию. А раньше те, кто не венчался, официально не считались мужем и женой, и если мужчина и женщина жили вместе без этого обряда, то это считалось греховным. К этому таинству тщательно готовились, подбирали подходящие наряды , которые затем считались магическими. Во время венчания молодожены закрепляли свое решение о создании семьи в глазах бога. Когда молодые выходили из церкви, гости осыпали их зерном — овсом, ячменем, просо и т.
Так друзья и родственники желали новоиспеченным супругам достатка и благополучия. Сейчас вместо зерна используют рис, мелкие монетки или лепестки роз, но традиционный русский свадебный обряд уже потерял свой изначальный смысл. Застолье Самая любимая часть всех присутствующих на свадьбе — это застолье. На Руси его устраивали родители жениха, причем к приготовлению угощений могли привлекаться чуть ли не все женщины с деревни. В приоритете была не только демонстрация своего финансового благополучия, но и стремление накормить всех гостей досыта. Учитывая, что празднование длилось несколько дней подряд, у родителей жениха было много забот и расходов. Во время застолья происходило много разных русских свадебных обрядов и обычаев, но можно отметить один из самых ярких — совместное битье посуды. Молодожены и их гости целенаправленно разбивали глиняные горшочки и кувшины.
Читайте также, какие обряды и традиции были в европейских странах. Среди них есть те, что пересекаются с русскими.
В деревнях свадьбы почти всегда были красочными, театрализованными, наполненными различными ритуалами, обрядами и суевериями. Русскую свадьбу гуляли три дня, каждый из которых имел свои обряды. И одна из экспедиций 60-го года ХХ века оставила запись о том, как в одном из сел Рязанской области исследователи увидели очень много праздничной одежды в сундуках старожилок. Но никто эту традиционную одежду не отдал в музей и не продал, потому что местные объясняли так: если нет одежды в сундуке, девок замуж не берут», — рассказала о силе традиций Ольга Соколова. Многие обряды, которые используются и сегодня на свадьбе, идут из старины. Например, осыпание молодожёнов лепестками роз.
Раньше для этого использовали зерно, хмель, деньги.
После венчания волосы супруги сплетались в косы и покрывались платком. С этого момента девушка как бы переходила во власть мужа: никто больше не мог видеть её волосы, кроме избранника, укрытые платком. В противном случае, девица обвинялась в измене; Раскрывание новоиспечённой супруги. Также здесь идёт речь и об интимном моменте — первой ночи новобрачных; Отводины. Или прощание с отчим домом. После праздника, невеста приезжала в дом к родителям, но уже в качестве гостьи. Как правило, в стенах родного дома молодая находилась недолго, подчёркивая переход в дом мужа и свою новую роль — роль жены. В числе современных свадебных обычаев довольно сложно представить вышеперечисленные традиции, однако все эти обряды играли огромную роль для обеих семей, а молодым позволяли убедиться в правильном выборе. Традиции на русских свадьбах: в старину и сейчас Свадебный портал для молодожёнов Свадебка.
Вы наверняка узнаете для себя что-то новое, поэтому с нами ваша свадьба будет интересна и насыщена.
Ведь девушка могла не выйти к жениху и его родне, тем самым отказываясь от свадьбы. Если всё-таки молодая появлялась, она показывала себя во всей красе, демонстрируя навыки хорошей хозяйки. Обязательно присутствовали подружки, которые на протяжении смотрин развлекали присутствующих песнями; Рукобитие, или запой. Русский свадебный обычай, рукобитие, проводился за несколько дней до празднества.
После него отказаться от свадьбы уже было нельзя. Будущий супруг практически каждый день приезжал в дом невесты со сватами и дружками, которые всё говорили и делали за него. Невеста, в свою очередь, причитает, охает и плачет, прощаясь с девичеством; Причёска молодой. После венчания волосы супруги сплетались в косы и покрывались платком. С этого момента девушка как бы переходила во власть мужа: никто больше не мог видеть её волосы, кроме избранника, укрытые платком.
В противном случае, девица обвинялась в измене; Раскрывание новоиспечённой супруги.