В чем ценность метода майевтики? практическая по философии, и там такой вопрос. МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike букв. повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Ценность метода майевтики Сократа — искусство приводить к истине через вопросы.
Методы познания истины
Если он вовремя выкрутился, увернулся от ответа, скрыл за эмоцией своё мнение на этот счет — это знак, что нужно копать сюда. Уводить в общее. Клиент часто говорит абстрактно и обобщенно. Например: «в моей жизни все плохо». Нужно подвести его к конкретному «плохо». Что именно? Разве здоровье близких — плохо? Любящий муж — плохо?
Любимая работа — плохо? Навязывать свою точку зрения. Цель психотерапевта — помочь найти конкретное решение для клиента, которое подойдет именно ему. Причём ценности психотерапевта и клиента могут быть разными, но это не даёт право склонять второго к верному и правильному решению. Для каждого из нас «правильное» своё. В чем смысл майевтики? Самое главное в этом методе — помочь собеседнику найти ответы на его вопросы.
При этом важно: Не направлять в правильную сторону. Не склонять к своему мнению. Идти рядом как наставник. Фото автора Tima Miroshnichenko: Pexels Задавать правильные вопросы, конкретные. Не все виды вопросов подходят для диалога. Ориентироваться на ответы собеседника. Быть гибким.
Строить новые вопросы в зависимости от ответов и пути собеседника. Этот метод подходит для людей, стремящихся осознать истину, найти ответы на вопросы, разрешить внутренние конфликты. В быту вести такой диалог нет смысла. Скорее всего, он превратится в спор и ничем полезным не закончится для обоих собеседников. Невозможно направить того, кто не хочет никуда двигаться. Ты можешь тянуть его за руку, толкать, уговаривать. Но, если человек, твердо стоит на своем, то сдвинуть его с этой точки практически невозможно.
Максимум, он сделает пару шагов вперед, а потом вернётся. Источник Майевтика — это. Майевтика в философии Великий философ Сократ изобрел уникальный метод ведения дискуссии под названием майевтика. Это весьма эффективный прием, которым пользуются и в наше время. По сути, он является едва ли не единственным способом убедить своего оппонента в обратном. При этом собеседника можно умело загнать в тупик его же утверждениями. В чем же сущность и уникальность этого метода?
Попробуем в этом разобраться. Сократ и его жизнь О жизни Сократа известно не очень много, однако та информация, которая дошла до нас через века, представляется весьма интересной. Сократ — афинский философ, родившийся в 469 году до н. Именно его фигура ознаменовала собой так называемый поворот в философии — от рассмотрения природы к рассмотрению человека. Что касается жизни и судьбы философа, то некоторые богословы периода патристики проводили аналогии между Сократом и Иисусом. Известно, что первый был сыном скульптора. В зрелом возрасте он женился на Ксантиппе — очень сварливой женщине, имя которой даже стало нарицательным.
Пожалуй, все слышали эту фразу, которая, как считают исследователи, принадлежит именно Сократу. По этому принципу он и жил. Известно, что философ не оставил после себя ни строчки. О его мыслях и убеждениях человечество узнало лишь из трудов его учеников — Ксенофонта и Платона. Сократ был убежден, что записывание собственных мыслей ослабляет человеческую память. К истине своих учеников мыслитель подводил с помощью умело выстроенного диалога. Именно в беседах и диалогах он и создал свой метод, известный ныне под названием майевтика.
Это можно назвать огромным вкладом в философскую мысль.
Майевтика — философский метод Сократа, с помощью которого можно извлечь скрытые в каждом человеке знания рядом последовательных вопросов. Софизм — логически неправильное рассуждение, умышленно выдаваемое за правильное. Этический интеллектуализм — направление в этике, берущее начало в философии Сократа. В чем заключается метод Майевтики? Майевтика др. В чем суть сократического метода? В чем суть метода? Сократический метод — это способ ведения диалога, в ходе которого один собеседник задает вопросы, а другой отвечает на них.
Цель задающего вопросы — сделать так, чтобы собеседник усомнился в своих знаниях, но с помощью уточняющих вопросов нашел правильный ответ. Где применяется Майевтика? Каков результат применения метода Сократа?
Он не давал легких ответов, а искал истину вместе с другими.
Все эти принципы позволили Сократу создать уникальный метод, который активно используется до сих пор для обсуждения важных философских и этических вопросов. Преимущества использования метода Метод майевтики, разработанный Сократом, имеет ряд значительных преимуществ, которые делают его эффективным инструментом для достижения понимания и истины: Активное участие студента. Майевтика позволяет студентам активно участвовать в процессе обучения. Это стимулирует развитие критического мышления и способность анализировать информацию.
Развитие навыков критического мышления. Метод майевтики помогает студентам развивать навыки критического мышления и анализа. Они учатся задавать глубокие вопросы и искать альтернативные точки зрения. Стимулирование самостоятельного озарения.
Майевтика способствует более глубокому пониманию и исследованию собственных мыслей и убеждений. Она помогает студентам приходить к озарениям и открытиям в процессе обучения. Поиск истины. Майевтика позволяет студентам проводить поиск истины самостоятельно, без навязывания взглядов преподавателя.
Это помогает развивать независимое мышление и осознанность.
Это способствовало развитию толерантности и понимания различных точек зрения. Применение метода майевтики Сократа в современном обществе В современном обществе метод майевтики применяется в различных сферах, таких как образование, психология, бизнес и лидерство. Например, в образовательной сфере этот метод используется для развития критического мышления учащихся и помогает им активно участвовать в учебном процессе. Студенты, задавая друг другу и учителю вопросы, обсуждают материал и подходят к пониманию самих себя и своих идей. В психологии метод майевтики Сократа применяется для помощи людям в самоанализе и понимании себя.
С помощью вопросов, психолог может помочь клиенту осознать свои мысли, чувства и мотивы, а также найти ответы на свои вопросы. Это способствует росту самосознания и позволяет достичь глубоких познаний. В бизнесе и лидерстве метод майевтики Сократа помогает развить навыки критического мышления и принятия решений. Руководители, используя этот метод, могут задавать вопросы своим подчиненным, чтобы помочь им разобраться в сложных ситуациях, поощрять самостоятельное решение проблем и развивать лидерские качества. Использование метода майевтики Сократа в современном обществе имеет множество преимуществ. Этот метод позволяет развивать мышление и самоанализ, способствует критическому мышлению, обретению новых знаний и позволяет достичь глубоких познаний о себе и мире.
Он применим в образовании, психологии, бизнесе и лидерстве, помогая людям развиваться и достигать успеха. Полезность майевтики Сократа для развития личности Во-первых, майевтика Сократа помогает человеку расширить свой кругозор и улучшить свое мышление. Задавая провокационные вопросы, Сократ стимулировал своих собеседников к анализу и оценке своих убеждений. Это позволяло им осознавать возможные логические несоответствия или противоречия в своей мысли, а также приниmать новые идеи и точки зрения. Во-вторых, майевтика помогает человеку развить навыки критического мышления и самоанализа. С помощью провокационных вопросов, Сократ заставлял своих собеседников задуматься о причинах своих убеждений и рассмотреть их в свете возможных альтернативных точек зрения.
Это не только развивало у них способность к анализу и оценке информации, но и помогало открывать новые горизонты для саморазвития и самосовершенствования. В-третьих, майевтика Сократа способствует развитию навыков эмоционального интеллекта.
Метод майевтики Сократа
Благодаря методу майевтики, человек может развить навыки анализа и критического мышления, которые помогут ему в решении сложных философских проблем и проблем на практике. Кроме того, этот метод способствует развитию эмоционального и интеллектуального интеллекта. В целом, метод майевтики представляет собой ценный инструмент для развития понимания и самоосознания. Он помогает человеку искать истины внутри себя, развивать внутренний диалог и сознательный выбор. Майевтический метод может быть востребован в краткой философии, так как позволяет эффективно и систематично рассматривать различные тактики и теории философских систем, параллельно заставляя задуматься над собственными убеждениями и мировоззрением. Майевтика как философский метод Суть майевтики заключается в том, чтобы поставить перед собеседником вопросы, которые помогут ему осознать свои собственные знания и преодолеть ошибки в мышлении. Сократ верил, что истина уже присутствует в каждом человеке, и его задача как философа — лишь помочь этой истине проявиться. Майевтика может быть эффективным методом поиска истины и разрешения философских проблем. Она позволяет развивать логическое мышление, критическое мышление и самоанализ.
На деле майевтика выглядела примерно так: после того как известный человек или политический деятель произносил свою речь, Сократ начинал задавать ему вопросы. Интересно то, что вначале он хвалил и всячески превозносил собеседника, говорил ему множество лестных слов и уверял, что он с лёгкостью ответит на простейшие вопросы. Затем он задавал первый простейший, на первый взгляд, вопрос и дожидался, пока собеседник на него ответит. После он задавал следующий вопрос и снова ждал ответа. Далее он задавал новый вопрос, и всё это заканчивалось тем, что, отвечая на последний вопрос, собеседник Сократа противоречил тому ответу, который он дал в самом начале. В итоге взбешённый собеседник спрашивал философа, знает ли он ответ на свой вопрос.
Сократ, пребывая в совершенно спокойном состоянии, отвечал на это, что он ничего не знает, а затем мирно удалялся. В переводе с древнегреческого maia означает «повитуха». Именно с ней и сравнивает себя Сократ в «Теэтете». Майевтика есть искусство родовспоможения мысли, иначе говоря, искусство извлечения на свет с помощью вопросов и диалога истины, которую разум, сам того не подозревая, содержит в себе. Классическим считается пример юного раба Менона, которому Сократ показал, как получить удвоенный квадрат другого квадрата путем его построения на диагонали данного квадрата , не вдаваясь ни в какие математические тонкости, потому что раб их не понимал, да и ни к чему ему было в них вникать. Майевтика предполагает, что истина уже содержится в нас или мы в истине; это либо знание-припоминание, либо вечность.
На практике маейвтика довольно скоро обнаруживает свою ограниченность. Что толку вопрошать невежду? Все равно одними вопросами его ничему не научишь. И применение сократического метода в современной школе часто всего лишь очередная утопия. Примеры майевтики Сократа Сократ был очень лукавым, ироничным и опасным собеседником. Обычно в беседах он притворялся наивным простачком, заманивая оппонента в свои коварные сети.
Он видел свою задачу не в распространении собственных убеждений, а в провокации мыслительного процесса у собеседников, чтобы помочь им достичь познания. Майевтика является ценным методом в краткой философии, так как позволяет развивать критическое мышление, основываться на логике и рациональности, а также избегать поверхностности и принятия информации на веру. Этот метод помогает участникам диалога достичь новых уровней осознанности и саморазвития, истинности и понимания. Майевтика: ценность метода Майевтика предполагает, что каждый человек способен найти истинные ответы на свои вопросы, если ему помочь разобраться в своих мыслях и чувствах. Этот метод основывается на активном вовлечении субъекта в процесс поиска истины. Одним из ключевых преимуществ майевтического метода является его способность развивать критическое мышление и самоанализ. Путем задавания вопросов и проведения диалога, метод майевтики способствует осознанию своих собственных убеждений и представлений о мире.
Майевтика также помогает выявить противоречия в мыслях и убеждениях человека и способствует их рассмотрению и преодолению. Это позволяет человеку прийти к более глубокому пониманию своего мировоззрения и оценить его реалистичность и правильность.
Будьте открытыми и терпимыми: Важно помнить, что каждый человек имеет право на свое мнение. Будьте готовы выслушать и понять точку зрения других людей, даже если она отличается от вашей. Не прибегайте к агрессии или оскорблениям, а старайтесь поддерживать вежливую и уважительную атмосферу. Будьте ясными и конкретными: Стремитесь излагать свои мысли четко и понятно. Используйте простой язык и структурируйте свою речь, чтобы избежать путаницы и недоразумений. Если вам нужно объяснить что-то сложное, используйте примеры или иллюстрации. Уважайте личное пространство: Выражайте уважение к личному пространству собеседника. Не прерывайте его, не перебивайте и не вмешивайтесь в его личные дела без разрешения.
Учтите его комфортные границы и уважайте его личные предпочтения и привычки. Избегайте монополизации разговора: Не доминируйте в беседе и не позволяйте одной стороне говорить все время. Слушайте и участвуйте активно, но предоставьте возможность другим людям высказаться и выразить свое мнение. Проявляйте взаимоуважение и равноправие. С практикой и опытом, вы сможете стать лучше вести беседы и создавать глубокие и продуктивные диалоги. Помните, что у каждого человека есть что-то уникальное для сказать, и ваше умение вести беседу поможет вам открыть это. В чем смысл майевтики? Смысл майевтики заключается в том, что она помогает людям более глубоко понять себя и свои убеждения. Сталкиваясь с вопросами и конфликтными точками зрения, мы можем раскрыть свои слабости и противоречия в своих убеждениях. Это позволяет нам пересмотреть их и, возможно, найти более осознанные и истинные взгляды на мир.
Майевтика также способствует развитию критического мышления и способности анализировать информацию. Она тренирует нас задавать глубокие и смысловые вопросы, а не принимать все слова так, как они звучат. Таким образом, майевтика помогает нам стать более самостоятельными мыслителями и принимать более обоснованные решения в жизни. Сократ считал, что путь к истине лежит через самопознание и осознание своей невежественности. Майевтика помогает нам осознать, что мы много не знаем, и в этом осознании можно начать настоящее обучение и прогресс. В конечном счете, майевтика призвана помочь нам обрести мудрость и достичь глубокого понимания мира и нашего места в нем. Подсознание Метод Сократа предполагает исследование и разговор об этих скрытых подсознательных процессах. Он призывает к осознанию своих убеждений, предположений и предрассудков через диалогический подход. Сократ верил, что понимание самого себя и своих подсознательных понятий и установок является ключом к истинному знанию. Он считал, что разговор с другими людьми позволяет нам задавать вопросы, сомневаться и анализировать свои убеждения и идеи.
Этот процесс майевтики позволяет нам достичь осознания истины и стать более самостоятельными мыслящими существами.
Майевтика и некоторые другие идеи Сократа
обозначает конкретные приемы уста новления истины. Имен-но в силу этого качества при изучении периода ан-тичной истории в технических вузах применение сократического метода майевтики оправдано не только как иллюстративный материал, но и несет в себе значительный эвристический потенциал. Майевтика будет заключительной частью этого метода, когда знание «рождается» из выводов собеседника. Майевтика будет заключительной частью этого метода, когда знание «рождается» из выводов собеседника. Майевтика — философский метод Сократа, с помощью которого можно извлечь скрытые в каждом человеке знания рядом последовательных вопросов.
Метод майевтики Сократа — раскрывая истину через вопросы
Несмотря на древность майевтики, она до сих пор один из самых эффективных методов психотерапии. О том, как Сократ объяснял собственный метод — майевтику, — мы узнаем из диалога Платона «Таэтет». Зеноновский метод, впоследствии назвали методом «приведения к нелепости» (reductio ad absurdum). Рассматриваемый нами метод майевтики не утратил своей актуальности даже спустя более двух тысяч лет после его изобретения.
Майевтика в педагогической деятельности
Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Майевтика предполагает, что истина уже содержится в нас или мы в истине; это либо знание-припоминание, либо вечность. Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует развитию критического мышления, самосознания и саморазвития. В психологии майевтика используется как метод исследования и помощи клиентам в обнаружении их собственных ресурсов и решении проблем. Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует развитию критического мышления, самосознания и саморазвития. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ, методы духовного, софийного возрождения личности.
Ценность метода майевтики Сократа — откровение истины через диалог
Мысль здесь как бы «рождается» индуктивным путем. Спор, дискуссия, организационно-деятельностная игра, проводимые по методу майевтики, включают в себя определение используемых понятий, ответы, использование примеров из жизни, повторное определение понятий и так постепенное приближение к более точному ответу. Метод майевтики используется там, где педагог, руководитель, просто ведущий сами не знают ответа и вместе с участниками поиска ищут его. Майевтику изобрел Сократ, она составляет основу сократовских бесед, технологию его эвристики.
Укрепление уверенности в своих суждениях и аргументации 4. Улучшение способности принимать обоснованные решения 5. Получение навыков логического мышления и аргументации Овладение критическим мышлением важно для любого человека в самых разных сферах жизни.
Это помогает лучше адаптироваться к переменам и становиться более гибким и адекватным в своих решениях. Метод майевтики Сократа предоставляет эффективный инструмент для развития этой ценной навыков. Поиск истины и самопознание Метод майевтики Сократа направлен на поиск истины и самопознание. Он предлагает своим ученикам задавать вопросы и анализировать свои мысли и убеждения, чтобы лучше понять себя и окружающий мир. Через диалог и вопросы Сократ помогает своим ученикам осознать свои противоречивые или неосознанные убеждения, а также раскрыть логические ошибки и недостатки их аргументации. Он призывает критически мыслить и искать истину не во внешних источниках, а внутри себя.
С помощью метода майевтики Сократ способствует развитию критического мышления и самосознания. Ученики учатся анализировать свои мысли и убеждения, осознавать свои противоречия и ошибки. Этот процесс помогает им стать более осознанными и независимыми мыслителями, способными к самосовершенствованию и самоанализу. Поиск истины и самопознание являются важными преимуществами метода майевтики Сократа. Этот метод не только помогает ученикам развить свои критическое и аналитическое мышление, но и позволяет лучше понять себя и свои убеждения. Он способствует самосовершенствованию и глубокому пониманию истины, что является ценным достижением в области философии и познания.
Преимущества использования метода майевтики Сократа 1. Развитие критического мышления и самокритики. Суть майевтики состоит в том, чтобы помочь человеку осознать свои противоречивые убеждения и ограниченные знания, путем поэтапного и покропительного допроса. Этот процесс стимулирует мыслительные процессы и помогает выйти за пределы поверхностных и нерефлексивных мыслей. В результате применения майевтики, человек развивает критическое мышление и становится способным рассматривать проблемы с разных точек зрения. Поиск истины и самопознание.
Майевтика направлена на озарение и прозрение. Метод помогает людям расставить приоритеты, уточнить свои ценности и постепенно подобраться к истине.
Следовательно, ты не признаешь такое упорство за мужество, поскольку оно нечто плохое, а мужество — дело хорошее. Ты прав, Сократ, но в таком случае я попытаюсь дать третье определение мужества и скажу, что мужество есть благоразумное упорство. Надеюсь, это тебя удовлетворит. Оно, возможно, меня удовлетворило бы, но все дело в том, что я не знаю, что ты имеешь в виду, употребляя слово «благоразумное». Благоразумное в чем?
Во всем? И в большом и в малом? Скажем, человек проявляет упорство в том, что тратит деньги благоразумно, зная, что в конечном счете он от этого только выиграет и приобретет больше. Назвал бы ты его мужественным? Клянусь Зевсом, нет. Или, чтобы привести аналогичные примеры, скажем, врач остается упорным, проявляет твердость и на мольбы своего больного сына или другого больного, страдающих воспалением легких, отказывается дать им пить и есть. Назовем ли врача мужественным?
Нет, и это не мужество. Тогда возьмем, к примеру, человека, выказывающего упорство на войне и готового сражаться, но расчетливого в своем благоразумии. Он знает, что к нему придут на помощь; ему также известно, что он будет сражаться с более малочисленным и более слабым противником, к тому же находящимся в менее выгодной позиции. Скажешь ли ты, что этот человек, чья стойкость основана на расчете, более мужествен, чем тот воин, который находится в противоположных обстоятельствах своего лагеря и готов, тем не менее, сражаться, проявлять стойкость и упорство? Мне кажется, последний мужественнее. Но ведь его стойкость менее осмотрительна, менее благоразумна, чем первого. Верно говоришь.
Тогда, значит, по твоему мнению, и опытный в сражении наездник, проявляющий упорство и стойкость, менее мужествен, чем новичок? Так, мне кажется. То же самое ты скажешь о метком стрелке из пращи, из лука и о другом воине, опытном в какой-либо области военного искусства? И те, кто, не умея плавать, но желая показать стойкость, бросаются в водоем, ты полагаешь, смелее и мужественнее тех, кто обладает опытом в этом деле? Что же другое можно сказать, Сократ?
Философия по Сократу — учение о том, как следует жить. Главная задача познания — познание самого себя самопознание. Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей. Должна существовать единая общая и высшая цель, к-ая подчиняет все частные цели и к-ая есть безусловное высшее благо.
Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с высказанной им точки зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, то есть повивальным искусством, помогающим рождению истины. Сократ как философ, связавший добродетель со знанием, создавший концепцию этического интеллектуализма. Главным предметом его речей и бесед были вопросы этики — вопросы о том, как следует жить. В этике Сократ отождествляет добродетель со знанием.
Ценность метода майевтики в философии: основные принципы
Главная ценность метода майевтики заключается в том, что он позволяет человеку самостоятельно приходить к истинным знаниям. майевтика. Под майевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку "родить" истину. Майевтика — это инструмент диалектики, позволяющий приблизить оппонента к пониманию сути предмета путем задавания конкретных вопросов в определенной последовательности. Благодаря методу майевтики, человек может развить навыки анализа и критического мышления, которые помогут ему в решении сложных философских проблем и проблем на практике.
Метод майевтики Сократа: его ценность в кратком описании
Появление осмысленной собственной системы ценностей и ее постоянное развитие приводит «ко второму» рождению человека как духовного создания, способного к постоянному самодвижению и саморазвитию. Это и отражено в названии «Школы майевтики». Культурно-исторические основания. Несколько слов о культурно-исторической традиции. Значение понятия "майевтика" раскрывается в I томе собраний философских сочинений Платона, состоящего из ранних сократических диалогов. В них Сократ, в частности, раскрывая смысл своего вопросно-ответного метода - диалектики, говорит, что его искусство сродни искусству повивальной бабки. Повивальное ремесло по древнегречески — майевтика. Оно помогает рождению человека, а вопросы Сократа помогают рождению самостоятельно сформулированных понятий о благе в сознании беседующих с ним людей. В культурной истории человечества есть твердо установленный факт, что ученики Сократа основали различные философские школы, стоящие на разных ценностных основаниях. Так киники поставили главной задачей разработку метода автаркического греч. Киренаики основной жизненной задачей считали достижение удовольствия, однако совершенно определенного: мудрец наслаждается удовольствием, не поддаваясь тому, чтобы оно овладело им.
В мегарской школе был особенно силен критический запал. Наконец, это всемирно известная академия Платона. Ученик Платона Аристотель основал «ликей», а также разработал правила формального мышления. На наш взгляд, «метод Сократа» - майевтика, позволяющий создавать условия для формирования различных личностных позиций, является первым основанием методологии гуманитарного проектирования. Щедровицкого и Н. Мы, являясь их учениками, в рамках этой традиции шестнадцать лет назад начали реализовывать проект «Школа майевтики». В этой школе ученики, студенты, аспиранты и педагоги учатся разрабатывать и реализовывать собственные гуманитарные проекты. Щедровицкий в 1979 году впервые организовал коллективную мыслительную деятельность и рефлексию в форме организационно-деятельностной игры ОДИ. Организация образовательного процесса на сессиях «Школы майевтики» также происходит в форме ОДИ. Организация образовательного процесса.
Основные процессы, организуемые на сессиях и семинарах «Школы майевтики»: коллективное выявление и развитие личностных позиций посредством исследования, понимания, критического отношения к позиции автора культурного текста под текстом понимаются любые предметы и явления мировой культуры: научные тексты и художественные произведения, нормы и правила, ценности и смыслы и т. Образовательный процесс в «Школе майевтики» будет организован в шесть этапов. Первый этап обучения предполагает организацию самоопределения участников выездных сессий 3 - 4 раза в год от 3 до 5 дней «Школы майевтики» к предлагаемой модели образования. Дети и взрослые занимают позицию «непонимающего слушателя», которая специально инспирируется организаторами. Слушателям, чтобы понять и разобраться в том что происходит, вынуждены задавать вопросы на понимание: «Правильно ли я понял…? Неориентированные на дальнейшее саморазвитие в рамках предлагаемой традиции критического рационализма , на третий этап не попадают. На третьем этапе происходит дополнение выездных мероприятий новыми формами работы: деловыми играми, семинарами и лекциями, целью которых является освоение средств гуманитарной методологической культуры рефлексии, критического мышления, понимания, культурно-ценностного самоопределения, позиционного анализа ситуации, схематизации и др. Попытка разработки и реализации собственных мини-проектов заканчивается фазой рефлексивного анализа с целью проявления и фиксации своего способа понимания, личностной позиции. Если первая попытка была неудачной, попытки повторяются до получения позитивного результата. Под культурным текстом понимаются научные, художественные и публицистические тексты, документальные, игровые и анимационные фильмы, драматические постановки, песни и любые другие формы воплощения ценностей и смыслов людей как в наглядно-образной, так и в знаково—символической форме.
Проявление своего способа понимания, личностной позиции можно считать окончанием обучения на третьем этапе в школе майевтики. Под позицией понимается интегральное отношение к деятельности, культуре, социуму и самому себе. Мы выделяем шесть позиций: «иждивенец», «имитатор», «исполнитель», «организатор», «новатор», «классик». В подростковом возрасте жизненная позиция еще достаточно слабая, подверженная изменениям и корректировкам. Ребенок «прыгает» с позицию на позицию, но годам к двадцати пяти человек уже вполне сознательно выбирает одну из представленных позиций и, как правило, уже практически не меняет ее до конца жизни. Гуманитарное проектирование ставит и пытается решить две фундаментальные проблемы. Возможно ли, при создании определенных условий повлиять на выбор подростка так, чтобы одной из ведущих жизненных ценностей для него стала ценность саморазвития, поиск призвания, самореализация в разработанном и реализованном им культурном проекте? Возможно ли «разоформить» взрослого человека и организовать ситуацию его саморазвития из занимаемой им бесперспективной жизненной позиции в деятельностную и творческую? Жизненная позиция складывается из отношений человека к деятельности, к другим людям и вытекающим из этого типа объединений; из его отношения к культуре и соответственно уровню образования, имеющемуся у него типу мышления; и, наконец, из отношения к себе самому сквозь призму ценности саморазвития. По вертикали снизу вверх выделены уровни развития жизненной позиции в направлении повышения ответственности человеком за свою жизнь.
Всего нами выделено шесть уровней. Кратко охарактеризуем каждый из них. Предельным случаем, фиксирующим не только почти полное отсутствие процессов развития и саморазвития, но скорее обнаруживающим ситуации личностной деградации является первая, описываемая нами, жизненная позиция «иждивенца». Она характеризуется отсутствием выполняемой профессиональной или какой-либо случайно организованной деятельности, отношения к людям только как источникам поступления необходимых ресурсов. Социальные связи у человека, занимающего такую позицию, случайные, ситуативные.
Он позволяет нам задуматься о своих ценностях, убеждениях и мотивациях, а также осознать собственные ошибки и слабости. В современном, быстро меняющемся мире, где существует множество точек зрения и информационный шум, метод майевтики представляет собой ценный инструмент, который помогает нам найти истину и развиватьсвои мыслительные способности. Майевтика помогает нам: Разобраться в сложных вопросах и проблемах. Развить коммуникативные навыки и эмпатию. Развить критическое мышление и аналитические способности. Развить самоанализ и самосознание. Найти истину в мире множества точек зрения и информационного шума. Примеры использования метода майевтики в различных областях жизни Метод майевтики, разработанный Сократом, может быть успешно применен в различных областях жизни, как личной, так и профессиональной. Ниже приведены некоторые примеры использования этого метода: 1. Развитие самосознания и самопознания: Майевтика может быть полезным инструментом для исследования своих мыслей, чувств и убеждений. Она помогает задавать себе глубокие и проницательные вопросы, чтобы лучше понять себя, свои ценности и свои цели в жизни. Развитие критического мышления: Майевтика позволяет развивать навык анализа и оценки информации. Через постановку вопросов и проверку предположений, этот метод помогает выявлять логические ошибки, несостыковки и противоречия в аргументации. Принятие важных решений: Метод майевтики может помочь в сложных ситуациях, когда необходимо принять важное решение.
На практике маейвтика довольно скоро обнаруживает свою ограниченность. Что толку вопрошать невежду? Все равно одними вопросами его ничему не научишь.
Как утверждает Сократ в диалоге Платона «Теэтет» , он промышляет тем же, чем занималась его мать Фенарета, бывшая повитухой , с той только разницей, что он помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не дитя, а знание. Себе он отводит скромную роль, уверяя, что сам он пуст и каждый производит с его помощью то, чем чреват сам [3].