Новости вечные проблемы в романе мастер и маргарита

Проблемы в романе "Мастер и Маргарита". Статья автора «Маша Солнцева» в Дзене: Одной из главных причин того, что роман «Мастер и Маргарита» навсегда вошел в сокровищницу мировой литературы, стала демонстрация автором ряда вечных проблем. Роман «Мастер и Маргарита» – произведение М.А. Булгакова – содержит много сложных и многообразных проблем. Больше всего меня привлекают размышления на темы добра и зла. В романе «Мастер и Маргарита» он поднимает проблему истинного и ложного искусства на примере разговора Берлиоза и Ивана Бездомного. Почему «Мастер и Маргарита» – это роман про нас.

Актуальность проблем, поднятых в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”

Вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита»: актуальность, тема нравственности и свободы действий В романе «Мастер и Маргарита» он поднимает проблему истинного и ложного искусства на примере разговора Берлиоза и Ивана Бездомного.
В чем смысл книги «Мастер и Маргарита» Булгакова? | Журнал Интроверта многоплановое произведение, в котором автор поднимает самые различные проблемы, в которых отражено видение современности Булгакова, его личные переживания и устройство общества.

Сочинение по литературе на тему: вечные проблемы в романе "Мастер и Маргарита"

Ответы : Напишите пожалуйста сочинение по роману "мастер и Маргарита" Таким образом, роман “Мастер и Маргарита” затрагивает вечные проблемы человечества, такие как смысл жизни и добро и зло.
Вот она, вечная проблема-роман Мастер и Маргарита (Кловересса) / Проза.ру "Мастер и Маргарита" проблема верности и предательства?
Реферат. Проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Музей театр "Булгаковский Дом" Эти вечные проблемы и пороки, затрагиваемые в романе, и являются теми недостающими штрихами, создающими уникальность каждой отдельно взятой личности.
Проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» уникальность проблематики в том, что все проблемы завязаны на одной главной, обозначенной в эпиграфе, – проблеме добра и зла, если говорить шире – света и тьмы.

Сочинение Вечные проблемы в романе Мастер и Маргарита

Но сейчас предметом нашего интереса является именно Москва тридцатых годов. Булгаков иронически, даже гротескно рисует современные ему быт и нравы столицы, безжалостно обнажая человеческую жадность, […]... Иными словами, над творчеством стояла политика, и литература подчинялась единому канону, так называемому соцзаказу. Но в любое время […]... Она ярко выражена в произведениях самых различных авторов: отечественных и зарубежных, классиков и современников, прозаиков и поэтов, писателей разных школ… О добре и зле говорили Гете и Лев Толстой, Достоевский и Голдинг, Горький и Блок, Лев Андреев и А. Обращаются они к этой вечной теме […]... Булгаков параллельно показывает Москву 30-х годов минувшего столетия и древний Ершалаим, в котором без труда угадывается Иерусалим. В центре Иудеи развиваются трагические события, связанные с Иешуа Га-Ноцри, в образе которого воплощен библейский Иисус.

Читатель время от времени переносится из недавнего прошлого […]... Много сил вложил он в него, отдаваясь ему, как в последний раз. И, можно сказать, что все это не зря. Например, каждый трактует жанр этого романа по-своему. Только в шестидесятые годы к писателю пришла широкая известность и, увы, посмертная слава. Родился Михаил Афанасьевич в Киеве на Воздвиженской улице в […]... Портрет писателя, издание произведения, иллюстративные материалы к нему, схема строения романа […]...

Сочинение на тему: Добро и зло в романе М. Его относили к разряду фантастического, реалистичного, гротескного и […]... Иногда такие события носят чисто комический характер, но часто становится страшно, читая о проделках Воланда и его свиты. Надо заметить, что с самого начала становится непонятно, что из описанных фактов — […]... Атмосфера Москвы, самобытного и […]... Добро и зло в романе М. В нем и фантастика, и яркие реалистические картины московского быта 30-х годов.

Этот Роман и лирический, и сатирический, и философский, и психологический, и политический одновременно. Вместе с тем […]... Известно шесть редакций произведения. Даже будучи тяжело больным, писатель вносил изменения в текст главнейшего романа своей жизни, диктуя их своей жене, которая была прототипом главной героини произведения. Впервые роман был напечатан лишь 1966 […]... Обыватели тридцатых годов в романе М. А Обыватели тридцатых годов в романе М.

Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных лон. Иногда такие события носят чисто комический характер достаточно вспомнить кота с гривенником, пытающегося оплатить проезд , но часто становится […]... Исследователи до сих пор не могут определить его жанр. Некоторые называют его романом сатирическим, другие определяют его как роман философский. Действительно, в романе возникает множество философских проблем: что такое добро и что такое зло, какова […]... Философия добра и зла в романе М. Писатель подчеркивает, что добро и зло существуют на земле вне времени и многими веками человечество живет по их законам.

Причем в первых вариантах не было ни Мастера, ни Маргариты — их романтическая линия появилась позже. Черновики эти неравноценны: по ним заметно, что вдохновение периодически покидало Булгакова. Но читать их все равно страшно интересно. На страницах он оставлял пометки: «Дописать раньше, чем умереть» и «Помоги, Господи, кончить роман! Но он умер, не закончив книгу. Тот роман, который мы все знаем многие — буквально наизусть , появился благодаря труду его вдовы Елены Сергеевны, проделавшей большую редакторскую работу.

И именно Елена Сергеевна в середине 60-х хитростью подсунула рукопись «Мастера и Маргариты» Константину Симонову, который связываться с книгой не желал. Симонов как раз уезжал на отдых в Венгрию, уже там обнаружил в багаже рукопись, все-таки прочел и через неделю позвонил Елене Сергеевне в слезах со словами «Это гениально! Именно благодаря ему состоялась первая публикация книги в журнале «Москва». Почему Воланд в романе — не дьявол и с кого списали вампиршу Геллу Все знают, что Елена Сергеевна — непосредственный прототип Маргариты, а Мастера Булгаков списал с самого себя. Но чем он руководствовался, создавая других персонажей? Известно, что он был страстным любителем оперы.

Дьявол для него ассоциировался прежде всего с Мефистофелем из оперы Шарля Гуно «Фауст». Естественно, он хорошо знал и шедевр Гете, на котором опера основана — именно оттуда взято имя Воланда Мефистофель во время Вальпургиевой ночи сам себя так называет: «Дворянин Воланд идет! В первых редакциях книги он был более «традиционным» демоном, искусителем и, кстати, носил имя Азазел, а персонаж из его свиты, к которому это имя перешло потом, звался Фиелло. Но постепенно образ становился все более сложным. Лосев писал: «Важно отметить, что Воланд творит расправы в «красном Ершалаиме» по согласованию с высшими силами света или по указанию : у Булгакова их расстановка строго регламентирована — «силы тьмы» жестко подчинены «силам света». В ранних вариантах романа он носил имя Вельяр Вельярович Воланд, потом — Теодор Воланд, потом Булгаков решил не давать ему первого имени вовсе.

Воланд не столько искушает людей, сколько с грустью и иронией наблюдает за ними, наказывая их за проступки. Священник Александр Мень вообще отказывался видеть в нем сатану, он говорил: «Вот пришли некие гости из космоса, из духовного мира какая разница? Они в маскарадных костюмах, один — под Мефистофеля, другой — под кота, и они провоцируют нас, москвичей, и выявляют нашу пошлость. И даже Воланд, который выступает в маске дьявола, — какой он дьявол? У него нравственные понятия нормальные, он же не Варенуха, не Лиходеев — вот кто дьяволы-то, а он нормальный». Прототипом Коровьева-Фагота, как ни странно, может быть великий итальянский поэт Данте Алигьери.

В финале книги, когда Коровьев снимает личину гаера и превращается в мрачнейшего рыцаря, Воланд говорит: «Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал». В последней песне «Ада» использована строка из католического «Гимна кресту»: когда Вергилий и Данте подбираются к Люциферу, звучит фраза «Близятся знамена владыки», но к ним добавлено слово «ада». Возможно, именно эту «непочтительную» иронию по отношению к тексту, в котором Бог подменяется Дьяволом, Булгаков и имел в виду.

Это и способствует безумию в нашем мире.

Ничто не остается безнаказанным — доказывает автор читателю. Воланд в разговоре с Левием Матвее говорит интересную вещь: «... Этим Булгаков дает понять, что без тьмы не будет света — это необходимо для полноценной жизни. И, несомненно, что две данные силы должны находиться в равновесии. Так же, в этом произведение говорится о такой вечной и наверное бессмертной теме как: любовь.

Любовь Мастера к Маргарите и наоборот , заставляет меня поверить в то что настоящая и истинная любовь сможет пережить все ужасные моменты которые встречаются на их совместном пути. Так же, я скорее всего горжусь, чем осуждаю удивлена решительности Маргариты, что она смогла оставить свою роскошную жизнь , в деньгах и нескончаемом богатстве, на жизнь с Мастером - поддерживая его во всех своих начинаниях, видеть в нем талант и не поддаваться не на какие уловки Воланда. Мне очень понравилось ее слова когда она говорила своему мужу что уходит от него: Ты прости, что я тебе мешаю, но я должна сообщить тебе ужасное известие… Нет, не решаюсь… У меня сегодня в кафе свистнули перчатки. Так курьезно! Я их положила на столик и… я полюбила другого.

В своем гениальном романе М. Булгаков затронул огромное количество вечных тем и вопросов. Роман «Мастер и Маргарита» - произведение, с первых же страниц поражающее читателя своей необычностью и глубиной. Его труд учит не только тому что стоит не поддаваться всем злым уловкам, но и любить, творить, мечтать, бороться а свою правоту и самое главное, верить в то, что добро всегда сможет победить зло, но для этого каждый человек должен сам не отпускать руки. Булгакова, принёсший автору посмертную мировую славу и поставивший его в один ряд с нашими гениальными писателями — Ф.

Достоевским, Н. Гоголем, А. Соседством с Гоголем Булгаков бы особенно гордился. Он считал его своим учителем, поэтика Булгакова была созвучна гоголевской. Он взывал к Гоголю: «Учитель, укрой меня своей железной «шинелью».

И как странно и порой чудесно распоряжается судьба: могильный камень Гоголя лежит теперь на могиле Булгакова. Аксаков для могилы Гоголя привёз из Крыма камень-плиту на Новодевичье кладбище, но он за ненадобностью был сброшен в овраг. Почти через столетие Елена Сергеевна, жена Булгакова, обратилась за помощью к К. Симонову, и теперь камень, предназначенный для могилы Гоголя, покоится на могиле Булгакова. Обратимся же к роману, его творческой истории, основным проблемам и героям.

Булгаков не подготовил роман к печати, так как не надеялся, что его напечатают, но у него было 8 вариантов, редакций романа по Яновской — 6 редакций. Возможные названия — «Подкова иностранца» Б. Он считал, что дьяволово копыто так лягнуло по Москве, что подковой как раз пришлось по Храму Спасителя, то есть подкова иностранца была как бы синонимом Москвы, утратившей веру в идеалы , « Сатана», «Чёрный богослов», «Великий канцлер», «Пришествие» и др. Булгаков писал «М. И в то же время Б.

Он вслед за Достоевским ставит кардинальные, сущностные вопросы: каков человек, чем он живёт, для чего живёт, как относится к смерти, чего в нём больше — доброго или злого? И помимо людей — сатана и черти всех мастей. Мир наполнен калейдоскопом чудес и бытовыми реалиями. Трудно установить непосредственные источники самобытной философии романа. Талантливейшие учёные видели в ней отголоски древневизантийской ереси богомильства или манихейства , приверженцы которой были твёрдо убеждены в том, что злой дух «по наущению Божию» получил власть над земным миром и само добро было бы немыслимо без существования равноправного с ним зла.

Вместе с тем появление Князя Тьмы в послереволюционной Москве становится неотъемлимой принадлежностью «стиля эпохи» в литературе 20-30 годов достаточно вспомнить апокалиптическую «Москву» Андрея Белого или «Неопалимую Купину» М. В течение долгого времени читательский мир завораживал сам факт трагической утраты рукописи «Сожжённого романа» Я. Голосовкера, сюжет которого столь заметно перекликается с булгаковским «М. Однако публикация восстановленной автором после двоекратной гибели в огне рукописи в одном из солидных журналов развеяла все сомнения в оригинальности булгаковского текста. Роман Б.

Это время очень сложное и жестокое. В нашей стране были революция и Гражданская война. В момент написания романа производятся репрессии, а... Он не только позволяет проникнуться атмосферой быта двадцатых — тридцатых годов, не только, следуя гоголевским традициям, обнажает пороки и недостатки... О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований знаменитого романа. Перечитывая его, каждый раз открываешь для себя что-то... Булгаков работал в течение двенадцати лет.

Этот роман является вершиной его творчества. Произведение долгое время находилось в рукописях и при жизни автора не было... Булгакова, называет этот роман если не любимым, то одним из самых любимых литературных произведений из всех когда-либо прочитанных. Эту книгу знают... Кроме того, это жизненный роман. Булгаков, как мне кажется, вложил в него все свое творческое мастерство, сделал достоянием читателей... Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных бои. Подернулась тиной советская мешанина.

Булгакова, по мнению многих критиков, самое гениальное произведение XX века в русской литературе.

Вечные проблемы в романе “Мастер и Маргарита” – проблематика произведения

Проблематика романа “Мастер и Маргарита” сложна и разнообразна, понимание ее требует серьезных исследований. Статья автора «Маша Солнцева» в Дзене: Одной из главных причин того, что роман «Мастер и Маргарита» навсегда вошел в сокровищницу мировой литературы, стала демонстрация автором ряда вечных проблем. Вот она, вечная проблема-роман мастер и маргарита Вечные вопросы в романе мастер и маргарита. Вечные проблемы в романе “Мастер и Маргарита”.

Сочинения на тему: Белая гвардия, Мастер и Маргарита, Собачье сердце, Дни Турбиных

  • Вечные проблемы в романе “Мастер и Маргарита” – проблематика произведения
  • Вечные проблемы в романе "Мастер и Маргарита" - примеры сочинений
  • Размышления о вечных проблемах в романе «Мастер и Маргарита»
  • Вечные проблемы в романе Мастер и Маргарита
  • Всевышний правитель
  • Вот она, вечная проблема-роман Мастер и Маргарита (Кловересса) / Проза.ру

Вечные проблемы в романе “Мастер и Маргарита” – проблематика произведения

Вопросы, поднятые М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», остаются открытыми, а вечные проблемы — не решенными. Описав человеческие пороки и вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита», он позволил взглянуть на несовершенство людей и мирового порядка. Вы владелец сайта? Информация о причинах блокировки была выслана на Ваш контактный E-mail. Также Вы можете связаться с нашей службой технической поддержки с помощью раздела "Помощь и поддержка" в панели управления хостингом или любым удобным для Вас способом. Таким образом, в романе «Мастер и Маргарита» поднимается ряд проблем, среди которых ценность жизни, верность, любовь.

Проблема выбора

  • Роман 'Мастер и Маргарита' М.А. Булгакова: вечные темы
  • Похожие работы
  • Вечные темы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Обучонок
  • Примеры сочинений по теме: Вечные проблемы в романе "Мастер и Маргарита"

Философская тема вечных проблем в романе «Мастер и Маргарита»

В романе «Мастер и Маргарита» он поднимает проблему истинного и ложного искусства на примере разговора Берлиоза и Ивана Бездомного. Роман «Мастер и Маргарита» – произведение М.А. Булгакова – содержит много сложных и многообразных проблем. Больше всего меня привлекают размышления на темы добра и зла. Вопросы, поднятые М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», остаются открытыми, а вечные проблемы — не решенными. Роман «Мастер и Маргарита» (вот тут не все его прекрасно помнят, так что советую постараться воспроизвести в памяти хоть какие-то красочные эпизоды этого чудеснейшего произведения, вдохновившего меня на). Описав человеческие пороки и вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита», он позволил взглянуть на несовершенство людей и мирового порядка.

Борьба добра и зла

  • Проблематика романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”
  • Вечные темы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Обучонок
  • Вечные темы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Обучонок
  • Вот она, вечная проблема-роман Мастер и Маргарита
  • Ответы : Напишите пожалуйста сочинение по роману "мастер и Маргарита"

Проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Воланд и его свита, казалось бы, несут зло, представляя собой Дьявола и его отряд. Но в романе они скорее являются воплощением справедливости, лишь наказывая людей за их проступки, предоставляя им выбор, а не склоняя на свою сторону. Бог представлен в романе в виде персонажа по имени Иешуа. Он является воплощением Иисуса.

Мастер в своем романе описывает его как обычного человека с философскими идеями и нестандартным взглядом на жизнь. Он принимает всех людей и утверждает, что злых не существует — существуют обиженные. В качестве судьи выступает Понтий Пилат.

Ему предстоит сделать сложный выбор между правдой и карьерой. Он выбирает последнее, за что и оказывается наказан на веки. В одной из бесед Воланд задает интересный вопрос: «…что было бы твое добро, если бы не существовало зла?

Однако, это не единственное, что в нем существует. Всегда есть нечто большее, что противопоставляет себя злу — это добро. Примером воплощения добра и чистоты в произведении является Иешуа, его оппонентом выступает Воланд, который исполняет роль дьявола. Две стороны всегда находятся в состоянии вражды, однако, единоличная власть на земле не установлена.

По этой причине идет бесконечная война. Человек тоже не оказался в стороне от этой войны, ведь каждый грешен, но и совершал хорошие поступки. Однако, выбор на чью сторону встать, остается за человеком. Проблема выбора.

Каждый человек в своей жизни сталкивается с подобной проблемой. То же самое характерно и для героев произведения. От выбора человека зависит его жизненный сценарий или же судьба. Наша судьба складывается из суммы наших ежедневных выборов.

Порой бывает, жизнь ставит человека перед таким выбором, который может повлиять или даже определить чью-то судьбу. Пилат оказался в подобной ситуации. От его выбора зависела жизнь Иешуа. Однако, на другой стороне была разъяренная толпа, требующая его смерти.

Маргарита была замужней женщиной : перед ней стал выбор остаться с мужем или уйти к мастеру. Проблема нравственных вопросов. Каждый человек знает нравственные устои, которые разделяют добро и зло. Говорят, что есть хорошо, а что плохо.

Далее, каждый человек сам решает на какой путь встать. Остаться верным своим принципам или предать их. Маргарита встала на очень сложный путь. Будучи замужней, она допустила чувства к другому человеку.

В итоге, получила наказание одиночеством и страданиями. Ведь ее поведение можно рассматривать, как предательство по отношению к мужу. Она уже сочитана с ним и не должна думать о других мужчинах. Вариант 2 С самого детства взрослые твердят, что классика плохим вещам не научит, что её нужно читать, необходимо все время анализировать.

Действительно ли это на самом деле? Возьмём на рассмотрение роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Перед глазами читателя раскрывается целые миры, в каждом из которых есть свои действующие персонажи. Проблема взаимоотношений Первый мир - это мир людей, в котором господствует обыденность и серость.

Вокруг все алчны и лицемерны. Зачем писатель преподносит читателям подобный мир? Чтобы все те, кто решил прочесть его творение, задумались над глобальной проблемой. Проблемой взаимоотношения людей и проблемой привязанности индивидуумов к материальным ценностям.

Разве это не требует внимания? Классика дает не лучший урок? Что ж, если так, двинемся дальше... В этом мире среди этой серости есть двое возлюбленных, чья любовь прекрасна и блаженна, но так недоступна...

Такой любовью уже никто не любит, таким взглядом уже никто не смотрит, такой страстью уже никто не обладает... Считает Булгаков. И здесь на первый план выходит проблема любви. А вот чувства всегда считались интересующей ветвью в литературе.

О любви думают все, и взрослые, и дети. И классика, чтобы не наступать на собственные грабли, дает возможность получения опыта других людей. Несправедливость Второй мир, который рисует Булгаков, - это мир Воланда и его свиты. Здесь он, сатана, его подданные - кот Бегемот, демон Азазелло и Коровин, стараются бороться с несправедливостью.

Они посланы на эту землю, чтобы восторжествовала справедливость и порядок. И главная проблема , что явно бросается в глаза, - это проблема несправедливости этого бренного мира. Как с ней бороться, если не будет этой торжествующей силы, никто не знает... И для этого писатели и создают свои произведения.

Чтобы все читающие задавались вопросами. А задаваясь вопросами, приходили к выводам, которые не изменят жизнь человека. Они лишь поменяют взгляд индивидуума на окружающую действительность, а это, в свою очередь, сможет поспособствовать улучшению жизнедеятельности прочитавшего книгу. Проблема власти Третий мир - это мир вымышленный, придуманный главным героем Мастером.

Здесь центральные персонажи - это глава Иерусалима - Понтий Пилат и насильно приведенный к нему странник - Иешуа. Из-за боязни потерять собственный статус властная личность приговорила ни в чем не повинного человека к смерти... И здесь поднимается проблема власти. Люди порой слишком трясутся за свое положение, забывая при этом об обычном человеческом отношении...

И это страшно... Проблем в романе много, и ни каждый читатель видит их в полном количестве. Зато любой выносит из книги ровно столько, сколько изначально хочет найти. В этом и состоит польза классики, да и любых других книг, которые человек осмелится открыть.

Жил хорошо, плавал на просторе, отдыхал на льдинах, смотрел представления морских котиков. На льдинах котикам было скучно и холодно, и они устраивали цирковые представления Рассказ М. Шолохова «Жеребенок» - одна из печальных историй о взаимоотношениях человека и животного, которая закончилась трагедией.

Теперь этот роман известен каждому читающему человеку в мире, он по праву считается одним из лучших образцов русской литературы ХХ века. В этом произведении автор поднимает ряд вечных проблем, над решением которых хоть раз в жизни задумывался каждый мыслящий человек. Для начала вспомним о нравственном уродстве и социальных нелепостях, которые Булгаков смог увидеть в свое время, но и в нашем веке они не исчезли, а только видоизменились. И даже усугубились. К примеру, это бюрократизм или квартирный вопрос, который испортил уже не только москвичей. Но все же, в центре романа стоит вечная проблема - это борьба между злым и добрым началом. Именно эту проблему поднимает и в своей книге Мастер.

Там великий прокуратор Иудеи Понтий Пилат и странствующий нищий философ Иешуа спорят о том, придет ли когда-нибудь к людям царство истины и справедливости. Между этими двумя людьми, стоящими на противополоных концах социальной лестницы, идет ожесточенный спор, равный по аргументам и силе убеждения.

Но как диаволможет свидетельствовать о Боге?

И в пользу кого? Характерная деталь: повествование о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри начинает в конце первой главы сам Воланд, хотя роман о них написал Мастер. Одна из основных тем романа Мастера о Понтии Пилате — тема предательства.

Одной из основных тем «московского романа» также становится тема предательства, и прежде всего предательства Христа. Иуда загодя получил 30 сребреников за свое злодеяние. Мастер в грязной корзине с бельем обнаружил облигацию, которую ему дали на прежнем месте работы, в музее, и выиграл 100 тысяч.

Теперь у него появилась возможность свободно работать и написать прелестный роман о Понтии Пилате. То есть он тоже получил свои 30 сребреников, правда, они выразились теперь в 100 тысячах рублей — новая цена за предательство Христа. Что же происходит в Ершалаиме?

К Понтию Пилату приводят некоего бродячего философа. С этого момента начинают проявляться основные прелести романа Булгакова. Михаил Афанасьевич, безусловно, был религиозно образованным человеком.

Он закончил 1-ю киевскую гимназию, где изучал закон Божий и историю Ветхого и Нового Заветов. Его отец был доцентом, а в конце жизни и профессором Киевской духовной академии. Спустя три года после смерти отца, в 1910 году, по достижении совершеннолетия, Михаил навсегда снял свой нательный крестик.

Все: Булгаков осознанно отказался от Бога! В романе есть один эпизод с Мастером: он взглянул на иконку с изображением ангела-хранителя и увидел, что ангел отвернулся от него. Как и его создатель, Михаил Булгаков, Мастер тоже отказался от своего ангела-хранителя, поскольку отказался от своего имени, данного ему при крещении.

На долю Булгакова, как и Мастера, выпало много различных испытаний, и у него была своя Маргарита — Елена Сергеевна Шиловская, послужившая прообразом литературной героини. Наблюдается интересное «совпадение» начальных букв «М» в именах двух сочинителей: Мастер и Михаил Булгаков. Следует вспомнить и архангела Михаила, в честь которого был назван при крещении Булгаков.

Архангел Михаил вместо Люцифера возглавил ангельские небесные силы. Но Булгаков откажется от архангела Михаила, а в 1920-е годы увлечется диавольской темой и задумает роман о диаволе — эта тема уже до конца жизни не отпустит писателя. В середине 1920-х годов Булгаков был весьма удачливым журналистом и драматургом.

Его пьеса «Зойкина квартира» шла в театре им. Когда же он взялся за роман о диаволе, все переменилось: к концу 1929 года у Булгакова не стало средств к существованию: его произведения не печатали, пьесы не ставили, постоянной работы не было. Куда бы он ни обращался, ему вежливо отказывали.

И Мастер Булгаков отчаялся! Выходит, что, при желании, роман можно было бы легко восстановить по началу фраз? Напрашивается параллель с самим Мастером, сжегшим рукопись своего сочинения, но признавшимся Маргарите, что он помнит ее наизусть.

Воланд же заметит: «Рукописи не горят». Булгаковский поступок напоминает поступок Н. Гоголя, которого Михаил Афанасьевич считал своим учителем в литературе.

Гоголь сжег свое последнее творение — второй том «Мертвых душ». Может быть, побоявшись ответственности за высказанное слово: его духовный наставник отец Матфей Константиновский заметил как-то, что за каждое слово писатель ответит пред Богом на Страшном суде. Чего же испугался отказавшийся от Бога Булгаков?

Для «уничтожения» романа были серьезные причины: его название 1929 года — «Консультант с копытом» и само описание персонажа. Дело в том, что в конце 1920-х годов по Москве стали распространяться слухи, будто бы у Сталина сросшиеся на ногах пальцы — то самое «копыто». Он может и хочет творить, но не получает за свой труд никакого вознаграждения, и ему не на что существовать.

Через три недели, 18 апреля, в коммунальной квартире Булгакова раздастся звонок. Через несколько дней после этого телефонного разговора со Сталиным Булгакова примут на должность помощника режиссера во МХАТ… Как тут не вспомнить эпиграф к роману: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»! Булгаков, видимо, ощущал на себе власть силы, которая способна его раздавить, но почему-то не делает этого; которая позволяет его подвергать критике, но не допускает его окончательного уничтожения.

Может быть, особое отношение к нему Сталина и спасало его от окончательной расправы критиков? А после того как Сталин, любивший посещать театры, поинтересовался во МХАТе судьбой пьесы «Дни Турбиных» которую, как говорят, он посмотрел не менее 15 раз! Вроде бы восстанавливается справедливость.

И Воланд тоже вроде бы восстанавливает справедливость. Он действует по закону морали: наказывает негодяев и помогает тем, кому эта помощь нужна. Булгаков осознавал, что его сочинение не будет опубликовано при жизни, и, умирая, попросил Елену Сергеевну позаботиться о романе.

До последних дней своих он работал над ним. Роман оказался законченным, но не завершенным. Да и не под силу человеку завершить роман с такой проблематикой.

А когда в конце 1960-х годов в журнале «Москва» появился сокращенный вариант «Мастера и Маргариты», вся русская советская интеллигенция восприняла это произведение как глоток свежего воздуха. Тогда пытались читать между строк и за именем Иешуа видели образ Христа, воспринимали роман в романе как творение о Христе. Запретная тема привораживала.

И в очередной раз интеллигенция соблазнилась, потому что роман оказался не о Христе, а об Иешуа Га-Ноцри. А это не одно и то же. Он полагал, как и Воланд, «что ровно ничего из того, что написано в Евангелиях, не происходило на самом деле никогда».

Не случайно и Иешуа жалуется Понтию Пилату, что «решительно ничего из того, что записано» в пергамене Левия Матвея, он не говорил! И вообще Га-Ноцри высказал опасение, что «путаница эта будет продолжаться очень долгое время». В качестве дополнительных источников писатель использует апокрифические Евангелия.

Логика его проста: в апокрифах, не рассчитанных на широкого читателя, сохранились сокровенные знания. Булгаков и «восстанавливал» их. Происходит как бы «восстановление» исторической действительности.

Сколь достоверны эти имена, мы не знаем, поскольку в исторических источниках они отсутствуют. Но они упомянуты в апокрифах. Слово «апокриф» в переводе с греческого языка значит «тайный», «сокровенный», то есть получается, что у апокрифов есть некий скрытый смысл, утаенный каноническими текстами.

Какие-то сведения можно найти еще и в преданиях и легендах, но это не канонические, не богословские тексты. И к ним нужно подходить весьма осторожно, а не стремиться с их помощью «исправлять» боговдохновенные книги Священного Писания. Скажем, Булгаков заимствует толкование имени прокуратора «сын звездочета» из поэмы первой половины XII века «Пилат» Петра Пиктора: в имени Пилат соединились имена его родителей: дочери мельника Пилы, и короля-звездочета Ата.

Но в романе фигурирует и другое иносказательное прозвище пятого прокуратора Иудеи — «всадник-золотое копье», поскольку «пилатус» на латыни значит «копьеносец». К Понтию Пилату, у которого сильно болит голова, приводят какого-то бродячего философа. Начинается важный, в том числе и в богословском плане, разговор прокуратора с Иешуа Га-Ноцри.

На вопрос Пилата, откуда бродяга родом и кто он по крови, Иешуа Га-Ноцри отвечает, что он из Гамалы и не помнит своих родителей.

Актуальность проблем, поднятых в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Наиболее актуальной проблемой в Романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» является тема борьбы добра и зла. Почему роман «Мастер и Маргарита» является объектом постоянного внимания и обсуждения, а особенно в среде православных критиков? Таким образом в романе Мастер и Маргарита раскрываются такие проблемы, как проблема выбора, проблемы добра и зла, проблемы любви и одиночества, проблемы творчества и нравственности. Проблемы в романе мастер и маргарита булгакова сочинение Мастер и маргарита вечные проблемы вывод.

Актуальность проблем, поднятых в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны Одним из самых ярких произведений, посвященных этой проблеме, является роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Актуальность проблем, поднятых в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблематика романа “Мастер и Маргарита” сложна и разнообразна, понимание ее требует серьезных исследований.
Вечные ценности в романе «Мастер и Маргарита» Настоящая любовь между Маргаритой и Мастером, ради которой можно на многое пойти и все стерпеть.
Вечные проблемы в романе Мастер и Маргарита В романе автор поднимает множество вечных проблем, которые рассматриваются им на контрасте с эпохой, что дает им весьма интересное значение.

Вечные ценности в романе «Мастер и Маргарита»

Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» думает об истинных и мнимых ценностях в жизни человек. Писатель полагает, что искусство и творчество — настоящее достояние человечества. Литература, картины, музыка — предмет гордости. В романе один из героев занимает пост председателя литературной ассоциации, а другой — поэт. Булгаков на примере этих молодых людей отчетливо доносит до читателя всю сущность понятий «глупый», «ограниченный». Берлиоз — человек, который совершенно не ценит талант и отдает предпочтение исключительно карьерному росту. Юный друг Берлиоза — Иван Бездомный — во всем ему поддакивает, но у него есть шанс переосмыслить свои взгляды, в том числе и на свою «поэзию». Именно поэтому Бездомный попадает в клинику для душевнобольных, где происходит его перерождение.

На уровне героев первого плана происходят главные сражения тьмы и света, от выбора здесь зависит не временное благополучие, а жизнь и смерть, судьба, любовь, торжество истины. Мастер Так, Мастер, отказавшись от борьбы за свое детище, за роман всей его жизни, от борьбы за любовь, делает свой выбор и оказывается в психбольнице. Но и здесь он остается Мастером, передавая свои знания, опыт, смирение, мудрость молодому поэту, переворачивая его мировоззрение.

Из больницы Иван Бездомный выйдет совсем другим человеком и понесет в мир свет, добро. Он свой выбор уже сделал. Маргарита Маргарита — женщина, измученная тоской, одиночеством, отсутствием любви — получает все, о чем мечтала, на что уже не надеялась, встретив Мастера.

С этого момента каждую минуту ей приходится делать выбор. На бытовом уровне — смена роскошных апартаментов на подвальное помещение, измена мужу, даже авантюрное предложение от Азазелло — выбор дается героине легко, потому что она ведома любовью. Все, что дает ей шанс быть рядом с любимым, не подвергается сомнению и принимается без оглядки.

Главное испытание Маргариты — бал сатаны. Согласиться быть королевой бала — не самое страшное, что предстояло женщине. Выбор — просить для себя или для несчастной Фриды — рубеж, который решил все.

Нравственный выбор героини был вознагражден. Понтий Пилат Выбор этого героя — спасти Иешуа, погубив себя, или казнить бродячего философа, отодвинув тем самым собственные проблемы, — одна из кульминаций всего романа. Именно на этом поле боя свет и тьма, добро и зло, совесть и бесчестие, сошлись лицом к лицу в своих высших проявлениях.

Страх и слабость прокуратора не позволили ему сделать выбор по совести, навсегда лишив его покоя при жизни и еще на две тысячи долгих лет после смерти. Есть в романе герои, освобожденные от необходимости принимать решения. Это те, кто знает Истину, служит ей.

Иешуа Га-Ноцри несет истину людям, проповедуя добро. Однажды сделанный им выбор определяет его дальнейшую судьбу, поэтому без колебаний он принимает все, что ему уготовано. Как ни странно, той же истине служат высшие силы Тьмы в лице Воланда и его свиты.

Парадоксальность роли сатаны и его спутников обозначена еще в эпиграфе к роману: «…вечно хочет зла и вечно совершает благо». Служителям Истины не надо делать выбор, потому что они орудие в ее руках. Нравственные проблемы Нравственная сторона поступка, слова, выбора как основа человеческого существования подчеркивается в произведении на всех уровнях.

В историческом романе Мастера центральные фигуры с точки зрения проблемы нравственности — это не только Понтий Пилат, но и Иуда из Кириафа. Очень красивый молодой человек обуревает двумя страстями. Он встречается с замужней женщиной, но больше всего он любит деньги.

Безнравственность в ценностях и отношениях приводят молодого человека к предательству, подлости и гибели. В романе четко прослеживается линия возмездия за сделки с совестью. Кто-то лишается жизни, кто-то ума, кто-то покоя.

Безнравственность рядовых москвичей нарисована общими красками, например, зрительская масса в зале варьете, или имеет портретное описание: пустая болтовня Бенгальского, алчность Андрея Фокича — простого буфетчика, корысть Алоизия Могарыча. Каждый из них понес свое наказание. Население Москвы 30-х годов, погрязшее в воровстве, зависти, доносительстве, подлости, лизоблюдстве, вызывает отвращение не только у Воланда, но и у читателей романа.

Но насколько стали лучше люди XXI века по сравнению с согражданами, жившими сто лет назад? Стали ли мы добрее, совестливее? Именно этот вопрос должен волновать читателей и 100, и 200 лет спустя после написания романа.

Проблема творчества Все грани проблемы творчества раскрываются в романе на примере трех ярких образов. Номенклатурная богема, бюрократия, бездарность, пошлость воплощаются в общей картине Дома литераторов и ярком портрете Берлиоза, председателя Массолита. Цель этого псевдотворческого болота — отхватить побольше, удержать покрепче.

А чтобы дух свободного писательства не поколебал завоеванных интригами позиций, молодых литераторов следует поставить на те же рельсы: восхищаться, восхвалять, воспевать. Иван Бездомный — тот редкий представитель «творческой» молодежи, кому посчастливилось, правда, при активной помощи нечистой силы, прозреть, оценить свое творчество и прикоснуться к истинным ценностям. Став учеником Мастера, молодой поэт не сможет творить по заказу, выполнять план, как его бывшие товарищи по писательскому цеху.

Высшее проявление творческого начала — Мастер. Для него роман — это не путь к славе, положению, деньгам. Мастер изначально знает, что этот роман наоборот лишит его всех возможных благ: не укладывается он в общую концепцию Массолита.

Роман для Мастера — смысл жизни, сама жизнь. Проблема любви Линия главных героев, Мастера и Маргариты, — это тема всеобъемлющей, самоотверженной и бескорыстной любви. Только встретив друг друга, он, успешный писатель, и она, не знающая ни в чем отказа жена очень обеспеченного специалиста, обрели смысл жизни.

Герои поняли, что такое счастье, перестали быть одинокими при былой успешности. Только после того, как любовь поразила их обоих, они начали жить, словно до этого жизни вовсе не было. Великий дар проходит великие испытания.

Расставание, безвестность о судьбе любимого человека не погасили любви Мастера и сподвигли Маргариту на отчаянную борьбу. Отстаивая право на счастье, Маргарита пережила угрызения совести перед мужем, который не виноват в том, она встретила свою любовь, пошла сделку с дьяволом, вынесла невероятные физические муки на балу у сатаны. Роман — гимн любви, яростной и милосердной, верной, вечной.

Имена главных героев стали символом людей, которых не в силах разлучить даже смерть. Проблема одиночества Проблема одиночества — одна из магистральных в романе. Каждый из них, находясь в гуще исторических событий, в окружении людей, чувствует оторванность от мира, чуждость всему, неприкаянность, даже бездомность.

Понтий Пилат — временщик, ему неуютно в роскошном дворце.

Роман повествует о том, как Сатана, в облике профессора Вольанда, и его свита проникают в Москву, где они начинают развлекаться, проявляя свою силу и власть. В то же время, в романе рассказывается история любви между Мастером, который написал запрещенную рукопись о Понтии Пилате, и его возлюбленной Маргаритой.

Главным героем романа является Мастер, который страдает от своих творческих идей, которые не могут быть реализованы в действительности. Он изгнан из литературного сообщества и живет в одиночестве. Однако, когда он встречает Маргариту, она помогает ему понять, что творческая свобода и любовь - это то, что дает смысл жизни.

Именно она помогает ему завершить рукопись и найти свой п В романе также присутствуют мистические элементы, которые символизируют противоречия в жизни общества. Так, например, Сатана и его свита являются символом зла и коррупции, которые проникают в каждый аспект общества.

Никому не понравится, когда ему указывают на его же пороки. Он готов слушать только приятное, а на всё грязное готов закрыть глаза. Возможно, это и не понравилось советской власти, ведь она не принимала злой критики в свою сторону, считая это контрпропагандой и сеянием смуты. Помимо этого, Булгаков поднял тему слабости людей. Проблематика Мастера и Маргариты заключалась именно в этом.

Героев скрепляла сильная любовь, но они оказались слабы перед соблазнами зла и согласились продать душу в обмен на вечную жизнь. В этом вся суть человека: как бы он сильно ни бил себя в грудь, он порой сдает свои позиции перед трудностями и отступает. Слабость души легко доказуема: достаточно читателю спросить себя, готов ли он пожертвовать жизнью ради другого. Внутренний ответ, скорее всего, будет «нет», но признаться в этом себе будет очень сложно. Было бы разумней, если бы люди стали более осознанными. Всё в мире взаимосвязано, каждое событие в нём является своего рода шестерёнкой, которая связана с единым механизмом жизни. Придавая себе слишком большое значение и не замечая ничего вокруг, можно рискнуть выйти из строя этого механизма.

Рейтинг Понравилась статья?

Вечные ценности в романе «Мастер и Маргарита»

Он мечется между справедливостью и карьерой, выбрав последнее. За свой выбор он получил заслуженное наказание. Второй важной проблемой, поднимаемой автором, является тема истинного и ложного искусства. Их произведения не поднимают важные и серьезные, возвышенные темы.

Они озабочены лишь своими материальными потребностями. Он пишет книгу про Иисуса Христа, где есть и добро, и справедливость, и борьба, и любовь. Произведение не может быть понято современниками, поэтому отвергается.

Этот эпизод выражает наказание ложному искусству, а также подчеркивает отношение автора к нему. Михаил Булгаков не одобряет такого искусства, хочет с ним бороться. Третьей важной проблемой является тема истинной и ложной любви.

Во времена, описываемые автором, были распространены гражданские браки, браки по расчету. В современном ему мире Михаил Булгаков увидел, что любовь уходит на последний план. Намного важнее положение в обществе и связи.

Ему, как писателю, больно это слышать, поэтому в своем произведении автор вводит любовную линию между Мастером и Маргаритой. Это чистая, возвышенная, нежная, самоотверженная любовь. Маргарита идет на договор с Воландом.

В классических формах договора с Дьяволом именно его олицетворяет Воланд сторона зла обманывает того, с кем подписывает договор. Однако, здесь такого не произошло. Воланд обеспечивает Маргарите счастье и покой со своим возлюбленным.

Все эти темы смотрятся особенно остро на фоне исторических событий времени, в котором жил автор. В романе «Мастер и Маргарита» писатель не одобряет советскую идеологию. Он замечает, как она пагубно влияет на душу.

Это и обостряет противоречия, описываемые автором. В романе «Мастер и Маргарита» поднято множество проблем, которые всегда останутся ценными и важными для любого человека вне зависимости от его возраста, места жительства, места работы, окружения. Сочинение 3 В принципе, проблемы в этом романе становятся задачами, которые решаются героями.

Ничего удивительного, ведь герои тут и Иешуа, и Воланд… Не нужно пояснять, кого они собой представляют. Конечно, некоторые проблемы-задачи вечны. Например, те, которые в человеческой природе.

Вечный квартирный вопрос! И тот с юмором решен разменом одной квартиры на другую. Вечно люди жадничают, ленятся, трусят в основной своей массе, но и доброта остаётся в их сердце.

Это показано и в эпизоде с Фридой. Недостатки людей проявляются не только в московской современной части романа, но и в древней. Ведь Пилат по большому счету испугался, что подумают, хотя точно понимал, что Иешуа — могущественный святой.

Как Воланд испытывал москвичей, так и Иешуа испытал Пилата. Тот не прошел, поэтому был наказан ожиданием — почти вечным. Но опять же его простили… А вот Маргарита прошла все испытания, но не ради себя, а ради своего Мастера!

В общем, встаёт проблема человеческой натуры — её слабости, а иногда даже подлости, но при этом её доброты. Чаще проявляются отрицательные качества, ведь жизнь похожа на то самое варьете, много суеты и соблазнов. Но тем более ценно, что люди готовы пожертвовать своим интересами ради других.

Даже Мастер, которого интересуют только его роман и Маргарита, не безразличен к суете жизни. Ему ведь обидно, что его книгу не принимают, что критики пишут гадкие статьи. Мог бы сказать, что он выше всего этого, что его роман гениально правдив — и точка.

Но он страдает. А чего он хотел — в советское время написать о Христе не разгромное произведение, а наоборот.

Пусть он делает это под пологом тайны, но это уже поступок. В своем романе автор показывает, что любое зло должно быть наказано, любой грех, даже маленький, должен быть наказан.

И в данном аспекте носитель зла Воланд и его свита, совершая злые дела, действуют во благо. Они наказывают бюрократов, лжецов, предателей, невежд и т. Внимательных зрителей начинает мучить вопрос, по мнению М. Булгакова, сможет ли зло само себя искоренить?

Это вопрос так и остается открытым, каждый человек должен ответить на него самостоятельно. Но в конце романа некоторые из согрешивших получают прощение. Прощение- это самая главная проблема, которую поднимает автор, ведь именно прощение завершает любое злое деяние и любое, даже самое долгое, наказание.

Перед ним встаёт выбор: правда или карьера. Прокуратор берёт власть и обрекает себя на вечное скитание. Он не может найти покой и после смерти. Пилат понимает жестокость наказания, но боится услышать голос сердца. Его трусость видит Иешуа и объясняет: «Правду говорить легко и приятно». Спустя тысячи лет Пилат получает прощение.

И вместе со своей верной собакой прокуратор Иудеи уходит по лунной дорожке навстречу Иешуа. Им есть о чём поговорить. Выбор делает и Маргарита. Это ярко представлено автором в эпизоде бала Сатаны. Женщина просит не подавать Фриде платок, только это прекратит мучения несчастной. Маргарита выбирает не для себя. Этим она покоряет Воланда. Милосердия просят и зрители театра, когда умоляют вернуть голову Бенгальского. Сочинение по роману «Мастер и Маргарита» М.

Булгаков написал шедевр о любви, отношениях людей, о сложности и двойственности поступков. В романе есть всё. И благородство, и честь, и достоинство, и предательство, и наказание, и мистическое предсказание. Главными героями выступают Маргарита и безымянный Мастер. Их неожиданная любовь спасает Маргариту от одиночества и Мастера от творческой смерти. Вместе они обрели счастье. Попав в больницу, Мастер думал о своём романе. А Маргарита сделала всё, чтобы вернуть Мастеру его имя. Женщина поверила Азазелло и заключила договор с Воландом.

Она отомстила критику Латунскому, спасла роман о Пилате и заслужила покой с любимым человеком. Любовь прошла серьёзные испытания, но осталась сильной.

В течение долгого времени читательский мир завораживал сам факт трагической утраты рукописи «Сожжённого романа» Я. Голосовкера, сюжет которого столь заметно перекликается с булгаковским «М. Однако публикация восстановленной автором после двоекратной гибели в огне рукописи в одном из солидных журналов развеяла все сомнения в оригинальности булгаковского текста. Роман Б.

Он в полной мере отвечает всем признакам жанра, который в современном литературоведении называется романом-мифом или романом в романе. Известный литературовед и искусствовед Б. Гаспаров замечает, что в «М. Три времени булгаковского романа: московское «настоящее», ершалаимское историческое «прошлое» и «вселенское», позволяющие показать читателям одновременно ершалаимский храм и охваченную пожаром Москву, - едины, ибо происходят в них одни и те же, по сути своей, события. И трудно однозначно установить, что же из них реальнее: события еврейской Пасхи 29 года или воландовский бал полнолуния, происходящий, согласно авторскому замыслу, в ту же пасхальную полночь, но уже года 1929. В основу своего романа Б.

В его романе нет 11 апостолов и женщин, скорбно застывших вдали во время казни по Матфею, Марку, Луке или плачущих у подножия креста по Иоанну. Есть один-единственный, в отчаянии проклинающий Бога, Левий Матвей. Нет толпы, насмехающейся и кричащей: «Если ты сын Божий, сойди с креста! Нет слов «распятый», «распятие». Писатель снимает — «сдирает» - привычную оболочку с великой легенды, делая её ощутимо достоверной. Можно проследить, как идёт «заземление» евангельского предания, движение к беззащитно человеческому, к бессмертно человеческому в нём, художественное превращение героя из богочеловека в человека… Интересна перекличка евангельской страстной недели с неделей 4 дня пребывания в Москве Воланда.

Страстная неделя перед Пасхой Москва гл. Появился он на Патриарших прудах не случайно. Своё имя пруды получили от Патриаршей слободы, которая находилась здесь в средние века. В послереволюционной Москве к 20-м годам само название- Патриаршьи -звучало горькой насмешкой, ибо рядом не было ни одной действующей церкви. Сатана появился там, где были уничтожены господние храмы, и появился он на голос богохульства. Булгаков стремится доказать подлинность московского визита Сатаны.

Сатаниана чётко вписывается в быт 20-х годов и личный опыт автора. Эти 4 дня наполнены бытовыми реалиями, список которых можно довести до сотни. В романе ненавязчиво проступают приметы 1937 года. При встрече с врачами Иван Бездомный произносит: «Здорово, вредитель». Деньги подбрасываются «врагами». Милиция разыскивает Воланда, и в Армавире к ней принесли кота со связанными зелёным галстуком лапками зелёный галстук носил Ежов в парадные дни.

Роман перенасыщен превратностями литературной жизни Москвы 20-х годов: в поэте Иване Николаевиче Поныреве легко угадывается Демьян Бедный, автор «Евангелия от Демьяна», и в то же время в его образе просматриваются черты А. Безыменского… В романе нет традиционных прототипов, а есть «свободные ассоциации». Бездомный оказывается то в роли Чацкого, попадая с «корабля на бал», а с бала в сумасшедший дом, то в роли сказочного Ивана дурачка, царевича? Иудины «тридцать тетрадрахм» то и дело всплывают в реальной московской жизни именно такую сумму пытается заплатить за визит к профессору смертельно больной Андрей Фокич , два пятисвечия одинаково ярко высвечивают и казнь в Ершалаиме, и бал в «Грибоедове». В сложной системе кривых зеркал реальное и нереальное, подлинное и отражение меняются местами, и в подобном вывернутом мире дьявольские силы действуют заодно с силами Света, чётко очерчивают сферу своей деятельности, и не идут ни в какое сравнение с бесовскими выходками «земных пилатов». Воланд — главное действующее лицо в образной системе романа, пришёл как бы из средневековой немецкой легенды.

Сатана без устали сеет соблазны, разрушения, зло. Но булгаковский Воланд — нечто привлекательное, обладает мрачным обаянием. Кот Бегемот, Азазелло, Коровьев — вся нечисть показана в человеческом ключе, но самый привлекательный — Воланд, не то, что Мефистофель у Гёте. Он гораздо ближе Фаусту познать всю низость и всё величие. В Воланде Булгакова угадывается мотив деяния, протеста против застоя, рутины. Традиционный Сатана призван выполнять 2 задачи: побуждать человека на злые деяния и наказывать человека за содеянное.

Булгаковский Воланд - иное. Ему не надо было возбуждать злые деяния, они люди и так уже нагрешили, жутко свинячат. Но Воланд не является злым началом. Он возвращает рукопись Мастеру и всего лишь смеётся над вожделениями людей устраивает им денежный дождь и убеждается, что всё в мире остаётся прежним. Но зло существует, и по мысли Б. Понтий Пилат не лишён тонкого ума, проведя день с философом Иешуа, полюбил его, захотел спасти, но взамен потребовал отказаться от учения, от истины.

Истина — это надличностное, надчеловеческое проявление духа, это сам Бог, а правда — земное проявление истины, по мысли Иешуа. По мнению же Пилата, царство истины никогда не наступит на земле, и он советует Иешуа хотя бы на словах отказаться от учения, от истины, но Иешуа непреклонен. И Пилат вынужден произнести приговор. Правда, Пилат пытается облегчить участь казнимого прислужник добивает копьём , наказывает Иуду. Но страшное зло свершилось, и наказание Пилату — постоянно болит голова больная совесть В наши дни главный герой — Мастер. Мастер — это Иешуа наших дней.

Мастер — это и сам Булгаков, его судьба. Мастер в 30-е годы болеет традиционной болезнью — тоской, ностальгией по справедливым, чистым, гармоническим отношениям между людьми. Он не в состоянии вылечиться от ностальгии и уходит из жизни. Смерть его дана в двух ключах: реально-бытовом скончался от сердечного приступа в клинике Стравинского и условно-фантастическом — принимает из рук Азазелло зелье вместе с Маргаритой и уходят из жизни в мир потусторонний. Но Мастер это и не автор. Сам Б.

За Мастером нет никакой вины, и поэтому его тема — не тема искупления. Но тем не менее Мастеру уготован покой, но не свет. Эта неполнота награды особенно остро выражена в последней редакции: «Он не заслужил света, он заслужил покой, - говорит Левий Матвей. Почему же Мастер не заслужил света? Потому ли, что не совершил подвига служения добру, как Иешуа Га-Ноцри? Или потому, что помощи и защиты искал у дьявола?

Может быть потому, что любил женщину, принадлежавшую другому? Он был мастер, а не герой. Но был ли нужен свет мастеру?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий