Несмотря на все эти войны, Азербайджан так нигде и не рискнул напасть или хотя бы обстрелять непосредственно саму Армению. Политолог считает, что Россия не останется нейтральной в следующей войне, накажет Азербайджан, а победа будет у Армении. постпред в ОБСЕ. В Минобороны Армении в свою очередь сообщают об атаках со стороны азербайджанских военнослужащих, применяющих артиллерию, бронетехнику и тяжелые огнеметные системы.
Чем для России опасен новый конфликт между Арменией и Азербайджаном
Военное руководство Азербайджана отчиталось о значительных успехах и уверяет, что во время боев убито более 550 военнослужащих Армении. Гражданское население Азербайджана почти ежедневно сталкивается с угрозой миллионов мин, установленных Арменией. Еще в прошлом году Армения предлагала Азербайджану варианты возможного прохождения и порядка функционирования Зангезурского коридора, но они категорически не устроили Баку. Азербайджан поднял в небо военную авиацию -ВИДЕО. Противостояние между Арменией и Азербайджаном за непризнанную республику шло больше 30 лет.
Что получит Азербайджан в конфликте с Арменией
Подразделения ВС Армении в период с 21:00 до 23:00 в направлении Ишханасара также заметили активное передвижение автомобильной техники азербайджанских вооруженных сил. контрактников к акциям протеста в Тавушской. Как заявили 19 апреля в аппарате армянского лидера, между Арменией и Азербайджаном впервые будет демаркированная государственная граница в районе четырех сел в Тавушской области. Олег, Ты тут на диване лежишь и пишешь всех Армяней в Армению выселить, а вот эти Армяне защищали матушку Россию во Второй Мировой войне и погибло около 600 тысяч человек из полтора миллиона которые были на тот момент и сегодня гибнут тысячами защищая твою. Армения и Азербайджан идут к миру прямо по селам. Согласие властей Армении передать Азербайджану часть территорий в Тавушской области, включая населенные пункты, вызвало протесты и блокирование дорог в разных регионах страны.
Эксперт заявил, что Армения сама спровоцировала Азербайджан на конфликт
Информцентр и Газета армян России Еркрамас: новости Армении, Арцах, Карабах, Джавахк, Диаспора, Спюрк, Россия, политика, культура, экономика, аналитика, спорт. Армения настаивает, что для регулирования отношений между Карабахом и Азербайджаном нужен "международный механизм", но Баку категорически против, поскольку считает эти территории своими и не хочет, чтобы кто-то вмешивался в его внутренние дела. Также Минобороны Азербайджана сообщает о применении высокоточного оружия по позициям ВС Армении и военным объектам. Напряжённость возрастает в районе армяно-азербайджанского конфликта, поскольку вечером 12 мая 2023 года возобновились обстрелы между вооружёнными силами Азербайджана и Армении.
«Око за око». Что сделает с Арменией Азербайджан после вывода миротворцев
Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами.
О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права.
В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1.
Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта.
Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности.
Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы.
Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40. После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены.
Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах. Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта.
Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов.
Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта.
Не говоря о том, что сейчас его страна в военно-техническом плане не готова и вряд ли потянет этот конфликт. В этой ситуации Азербайджан, за которым стоит Турция, старается выжать из ситуации по максимуму и в какой-то мере даже унизить противника. Сдача сел, на мой взгляд, ведет к тому, что Баку продолжит давление на Ереван.
Дальше уже Азербайджан займется Зангезурским коридором, который ему просто необходим для коммуникации с городом Нахичевань, но если он его получит, то суверенитет Армении окажется под большим вопросом», — сказал Александр Шатилов. Новость по теме Песков: НАТО дестабилизирует ситуацию на Кавказе По его слова, Россия не будет вмешиваться в военном плане во вновь разгорающийся конфликт. Россия максимум может выступать модератором и пытаться добиться компромисса в данном вопросе. РФ не стала бы вмешиваться в армяно-азербайджанские отношения, даже если бы сейчас не велась спецоперция на Украине», — отметил эксперт.
RU, что Армения пытается найти виновного в текущем положении страны. Ему важно найти виноватого, которым он пытается выставить ОДКБ.
Азербайджан — Армения: «ни мира, ни войны», Запад суетится 5 апреля Пашинян, Блинкен и фон дер Ляйен обсудят условия евроатлантической ориентации Еревана Ереван и Баку близки к миру как никогда, а последние годы едва ли не самые спокойные в истории двух стран, считает помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев. Кажется, и премьер-министр Армении Пашинян на словах неоднократно отвечал взаимностью или морально готов подписать с Азербайджаном мирный договор, начиная с 2023 г. Казалось бы, дело в шляпе. Но, как говорится, есть нюанс. На днях глава Минобороны Азербайджана генерал-полковник Закир Гасанов повысил интенсивность учений в воинских частях, а в МИД республики на прошлой неделе Пашиняну поставили на вид, а то и пригрозили, заявив, что запланированная на 5 апреля его встреча с госсекретарем США Блинкеном и главой Еврокомиссии фон дер Ляйен — шаг вредный и опасный. В то же время местные эксперты высказывают мнение о том, что переориентация Еревана на «атлантический ветер» не так уж и противоречит линии официального Баку, активно сотрудничающего с Евросоюзом и НАТО в энергетической сфере и не только. Думается, данные формулировки в свете последних антироссийских мероприятий действующей армянской власти и банков с отказом от платежной системы МИР и вещания каналов из России призваны «тонизировать» Пашиняна и компанию тем более что о дружественных отношениях Москвы и Еревана мы давно не слышим даже для протокола. Любой политико-дипломатический контакт Москвы с Баку или с Анкарой широко разносится по армянским СМИ и комментируется в негативном контексте, в то время как, по словам министра иностранных дел Арарата Мирзояна, Пашинян и Эрдоган находятся на постоянной связи.
Словом, самое время вспомнить известную формулу Льва Троцкого «Ни мира, ни войны» с той лишь разницей, что армии никто распускать не собирается. Ещё бы: ведь планы Баку по созданию «Зангезурского коридора» хорошо укладываются в логику увеличения транзитного потенциала Транскаспийского маршрута как части Срединного коридора в обход России. Разговоры о необходимости Армении и Азербайджану скорее заключить мир начались далеко не вчера. Обсуждать мировую Ереван и Баку стали вскоре после того, как поздоровели многие наблюдатели осознанно проигранной Пашиняном Второй карабахской войны. Тогда, чтобы закончить «горячую» фазу конфликта, в ноябре 2020 года стороны при активном посредничестве Москвы подписали заявление о прекращении огня.
Единый реестр иностранных агентов: «Евразийская антимонопольная ассоциация»; Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС»; Региональная общественная правозащитная организация «Союз «Женщины Дона»; Автономная некоммерческая научноисследовательская организация «Центр социальной политики и гендерных исследований»; Региональная общественная организация в защиту демократических прав и свобод «ГОЛОС»; Некоммерческая организация Фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив»; Калининградская региональная общественная организация «Экозащита! Реалии»; Кавказ. Реалии; Крым. НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д.
Обострение в Нагорном Карабахе
Параллельно начнется размещение пограничных служб. Процесс делимитации будет проводиться на основе Алма-Атинской декларации от 1991 г. Ранее Пашинян на встрече с жителями приграничных сел в Тавушской области предупреждал об угрозе войны, если армянские власти не согласятся проводить делимитацию и демаркацию границ. Ереван пошел на односторонние уступки, азербайджанцы получили 24 военные позиции и, самое главное, — участки трассы, которые ведут в Грузию, отмечает армянский политолог Грант Микаэлян. Местные жители боятся повторить судьбу карабахских армян, которые вынуждены были покинуть свои дома после военной операции Баку в сентябре 2023 г.
Алиев же вести какие-либо переговоры с НКР отказывается, заявляя, что её жители должны либо принять гражданство Азербайджана, либо убраться восвояси. По итогам войны 2020 года на линии соприкосновения также была размещена миссия российских миротворцев. Её зоной ответственности, помимо прочего, стал Лачинский коридор — транспортная артерия, соединяющая Карабах с основной территорией Армении. Однако осенью прошлого года его заблокировали азербайджанские боевики, а весной нынешнего — регулярные части ВС Азербайджана.
Таким образом основной путь снабжения Карабаха оказался перекрыт. В регионе начался гуманитарный кризис — перебои с топливом, медикаментами, а затем и с продуктами питания. Никол Пашинян в связи с этим сделал ряд заявлений, основная суть которых сводилась к тому, что российские миротворцы не выполняют своих обязанностей и что ставка на Россию в вопросах безопасности была ошибочной. Недавно ВС Армении провели миротворческие учения с американским военным подразделением.
При этом сами российские солдаты теперь подвергаются провокациям и с армянской стороны. Кроме того, Пашинян, видя, что напряжение на линии соприкосновения растёт, предпочёл обсуждать это с западными политиками, а не с Россией.
И хоть конфликт в Нагорном Карабахе продолжается и теперь, проблеме этой уже больше 100 лет. Когда территории нынешних Армении и Азербайджана стали частью Российской империи, город Баку стал расти за счет разработки месторождений нефти. А после распада империи в 1917 году в Закавказье возникли две независимые республики.
Уже тогда между ними встал вопрос о границе в районе Карабаха, и в 1920 году началась война между Азербайджаном и армянским населением этой территории. Тогда все закончилось в тот же год — установлением советской власти. Новый конфликт между Арменией и Азербайджаном назревал с конца 1980-х — тогда союзные власти уже ослабляли свой контроль над республиками, и конфликт в период перестройки снова обострился. В 1988-м начались первые столкновения, в республики направили дополнительные силы военных. Но полную силу конфликт набрал в 1991-1994 годы.
Боевые действия по своему масштабу напоминали чеченский конфликт. В итоге столкновения принесли колоссальные жертвы и разрушения — до 6500 погибших военных с армянской стороны из общих сил в 20 тысяч , и 11,5 тысяч погибших и пропавших без вести со стороны Азербайджана. Среди мирных жителей жертвами стали почти 20 тысяч человек. Фактически победу тогда одержали силы Карабаха и Армении — территория под контролем республики заметно расширилась, в том числе и за счет прилегающей территории Азербайджана. Но, несмотря на подписанные Бишкекские соглашения, последствия конфликта в Нагорном Карабахе для обеих сторон были катастрофическими: Армения лишилась поставок энергоносителей и многих важных товаров, которые до войны поступали из Азербайджана и Турции.
Как следствие — отключения электроэнергии по стране, иногда она подавалась на 2 часа в день. Азербайджан потерял часть территорий и столкнулся с волной беженцев, которые были вынуждены бежать с территорий, занятых армянской стороной. Экономику и политическую жизнь республики сотрясали перемены. И по сей день ситуация с этой территорией остается неурегулированной. Сухопутный коридор в Нахичевань Нахичеванская автономная республика — крупный эксклав Азербайджана, зажатый между Арменией и Ираном.
Это не спорная территория, ее принадлежность Азербайджану никем не оспаривается. Но расположение в 40 километрах от основной территории приносит республике серьезные проблемы. Особенно сложно все стало с 1988 года, когда транзит через Армению почти прекратился. Решить проблему Нахичевани может Зангезурский или Сюникский коридор — полоса шириной в несколько километров на территории Армении около границы с Ираном. По итогам Второй карабахской войны и при посредничестве России удалось достигнуть соглашения о том, что на территории Армении будет построен такой транспортный переход.
Уже в 2021 году Азербайджан начал строительство и восстановление железнодорожной инфраструктуры, а Армения будет обязана обеспечить свободный проезд людей и грузов по ней. Однако против статуса такого коридора выступает Армения — как власти, так и общественность. Например, Никол Пашинян заявил, что в послевоенном соглашении не упоминается «коридор», а речь идет лишь о разблокировке региональных коммуникаций. Говоря проще, даже если дорога будет построена, контролировать движение по ней будет армянская сторона. Примерно такого же мнения придерживается и глава Совбеза Армен Григорян — он считает, что на территории республики не может быть никакого коридора, принадлежащего другой стране.
Поэтому, говорят эксперты, претензии к российским миротворцам неуместны. Но это не мешает властям Армении разгонять русофобские настроения и обвинять российских миротворцев в том, что они не справляются со своей миссией. Примечательно, что за последнее время это далеко не единственный недружественный шаг со стороны официального Еревана. Ранее Пашинян уже говорил об ошибочности стратегического выбора Армении в пользу союза с Россией.
Жена армянского премьера побывала с дружественным визитом в Киеве. Наконец, Пашинян пригласил Соединённые Штаты принять участие в совместных учениях на армянской территории, в чём ранее отказывал России и Ирану. Поэтому нетрудно догадаться, что всё это время он действует в интересах своих заокеанских покровителей, главная цель которых — снизить влияние России в мире, в том числе на Кавказе, а также отвлечь внимание российских Вооружённых сил от специальной военной операции на Украине. К счастью, полномасштабной бойни в Нагорном Карабахе пока удаётся избежать.
Уже днём 20 сентября при участии российских миротворцев было достигнуто соглашение о прекращении огня. Руководство непризнанной республики заявило, что признаёт власти Азербайджана «центральными» и намерено выстраивать конструктивный диалог с Баку. Российские миротворцы эвакуируют, размещают и кормят жителей Нагорного Карабаха. Если даже Карабах перейдёт под контроль Баку, то с ним у нас нормальный диалог.
И не будет вот этого вечно воюющего анклава в подбрюшье России, который будет использоваться в интересах третьих стран.