Зиновьева Ольга Мироновна. Сведения о 8 организациях, где Зиновьева О. М. является или являлась руководителем или учредителем.
Зиновьева Ольга Мироновна: биография, карьера, личная жизнь
Александра Зиновьева, "врагов народа", эмиграцию в Германию, "катастройку", Леонида Брежнева, Нобелевскую премию, сбывшиеся предсказа. Зиновьева, Ольга Мироновна — статья из свободной большой энциклопедии. Зиновьева, Ольга Мироновна — статья из свободной большой энциклопедии.
Ольга Мироновна Зиновьева
- Донбасс, Украина и наследие Александра Зиновьева - 13.07.2022 Украина.ру
- Смотрите также
- Ольга Мироновна Зиновьева
- Вдова философа Зиновьева обратилась в СК РФ после оскорбления ее мужа | ИА Красная Весна
Вдова советского философа Ольга Зиновьева рассказала, кого она считает внутренним врагом России
Здесь Ольга Мироновна познакомилась со знаменитым философом и писателем Александром Зиновьевым. Уважаемая Ольга Мироновна! Искренне и сердечно поздравляем Вас с награждением орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени за большой вклад в развитие гражданского общества и сохранение российской культуры за рубежом! В основном пространстве не существует страницы Зиновьева, Ольга Мироновна.
Файл:Жена философа А.А. Зиновьева Ольга Мироновна Зиновьева .jpg
Аугсбурга Бавария , руководитель Международного научно-образовательного центра имени А. Зиновьева ф-та глобальных процессов МГУ имени М. Ломоносова, главный редактор журнала «ЗИНОВЬЕВ», член Редакционного совета журнала «Регионы России», вице-президент международного конкурса пианистов «Европа-Азия», продюсер балета «Крик» по роману Александра Зиновьева «Иди на Голгофу» в Одесском национальном академическом театре оперы и балета премьера состоялась 15 мая 2014 года , председатель партийного проекта «Соотечественники» партии «Единая Россия» на беспартийной основе.
Только при прямом столкновении с французами общество вспомнило о своих традициях, в результате чего началось возрождение русской культуры и литературы. Это академики М. Тихомиров и Е. Тарле, будущий академик Д. Лихачев, которые писали о победах русского народа, об обороне русских городов, о той же самой войне 1812 г. Они успели мобилизоваться и в первый год войны закончить фундаментальные труды, которые положили начало перелому, переосмыслению и перезагрузке национальной науки и самосознания, исторической памяти.
И даже будучи выдворенными, мы гордились Россией. У нас не было антисоветизма. Но то, что стало происходить на Родине, отзывалось болью в сердце. Хотя мы были лишены гражданства, муж пытался предупредить советское руководство, остановить его действия. Однако страна покатилась под откос… Несмотря ни на что, здесь мы нашли себя. У нас бешеный ритм жизни. Муж в половине девятого вечера ложится спать, встает в половине четвертого утра.
Работает до 8—9 часов. Маленькая пауза, затем опять работает. Он преподает. Ведет два курса в МГУ, где он именной профессор это особая честь. Потом — курсы в литературном институте, социологической школе при центре Московской гуманитарной социальной академии, затем в нескольких академических институтах, различных академиях. Принимает людей дома. К нам очень много приходит гостей.
Сан Саныч — трудоголик. Он вернулся сюда, чтобы трудиться. Время беседы подходило к концу, пора было подводить итог. Мой вопрос несколько обескуражил Зиновьеву, но она тут же начала горячо перечислять. Защищал ее во время войны. Защитил ее своим именем, создав логическую школу. Публикуя за рубежом свои произведения, отстаивал страну Советов, желая объяснить людям, чтобы они разобрались в истории собственной страны, поняли, кто есть кто, и что есть что.
И даже самим фактом возвращения он защитил честь своей страны. Волна эмиграции, в которой Зиновьев оказался помимо собственной воли, охватила сотни тысяч человек. Но после падения советского строя и исчезновения причин, породивших эмиграцию, вернулись назад только единицы. Он - русский человек, преданный Отечеству. Я очень дорожу мужем, его именем и тем, что он сделал для России. А еще я - очень счастливый человек. Моя судьба состоялась.
И не откажусь ни от одного дня, ни от одного часа, какими бы трудными они ни были. Пусть греет она души орчан своей необыкновенной красотой, присущей лишь русскому краю. Глядя на березку, захотелось пофантазировать. Вот если бы с каждым добрым делом человека появлялось деревце, тогда березовая роща супругов Зиновьевых не имела конца и края. Сергиенко вручил старшему прапорщику помощнику начальника караула ПЧ-10 К. Миронову денежную премию за задержание преступника. Отрадно осознавать, что в списке победителей впервые появилось имя орской журналистки.
Материалы Ирины Тимофеевны хорошо знакомы... Казалось бы, теперь о ней известно все, включая пресловутые белые и черные пятна, остававшиеся по тем или иным причинам за семью печатями. Мы знаем о самопожертвовании бойцов и просчетах командования, победах и поражениях, партизанском движении и концлагерях. Тем не менее, в летописи кровавой бойни, длившейся... Решила, что это... Обсудить материал.
Суслов настаивал на расстреле, но Брежнев не мог принять такого решения, и по предложению Андропова тогда было принято решение о лишении моего мужа советского гражданства. Как он решился написать такую книгу? Когда он начал работу над книгой «Зияющие высоты», я сама печатала все тексты, и тут мне очень помогли Курсы стенографии и машинописи МИД СССР, которые я закончила в 1965 году. С первых же строк, напечатанных под диктовку, я поняла, что для нас начался очень важный этап в жизни, что за такую книгу можно лишиться всего. Если бы он работал с другой машинисткой, его жизнь была бы недолгой, она бы тут же донесла куда надо. Мы понимали, что надо торопиться, и работали днём и ночью. Соседи за дверью слышали, как стучит пишущая машинка, подслушивали и доносили на нас. На даче в Переделкино мы прятали рукописи другой, логической книги, а «Зияющие высоты» лежали сверху, так мы обыграли сотрудников КГБ, которые рылись в наших бумагах. Никому не приходило в голову читать тексты в открытом доступе, все искали то, что припрятано.
Вернее, друзья моих друзей, которые приезжали к нам в Москву. Мы много говорили о музыке, культуре, об истории живописи, им было интересно с нами. Представьте себе, что книга печаталась на папирусной бумаге через один интервал. Рукопись прятали в голенище сапог, тщательно раскладывали между страниц в других книгах, в результате избежали потерь. Это была задумка мужа, если что-то произойдёт, книга не будет казаться незавершённой, любые готовые части могли бы быть опубликованы. На мой взгляд, книга невероятна по построению. Это социологический роман, не социальный, каких было много. Есть много известных произведений Бальзака, Чехова, Мопассана, Горького, которые, безусловно, являются выдающимися социальными романами. У Зиновьева наука как бы прячется за действиями героев, но во всём чувствуется наличие социологического аспекта.
Чтобы описать проблемы общества, в котором мы жили, он использовал такие литературные приёмы, как гротеск и сатира, философские трактаты и рисунок, песня и молитва. Критики спрашивали в потрясении, что ещё можно более полно написать после этакой книги?! Зиновьев хорошо понимал, что будет после того, как выйдет эта книга. Как человек ответственный, перед тем как отправить книгу в печать, Александр Александрович сказал, что решение публиковать её или нет должна принимать я. Говорил, что свою жизнь он уже прожил, а я ещё молода, у меня вся жизнь впереди у нас тогда была пятилетняя дочь. Я не сомневалась ни минуты в правильности выбранного пути. Хорошо зная мужа, понимала, что для него будет невозможным дальше продолжать спокойно работать, помня, что неопубликованная рукопись лежит где-то за границей. Мы оба знали, на что идём, знали, какая лавина обрушится на нас, но это было осознанное решение. Я прожила всю эту эпоху, разделила судьбу моего мужа и отдаю себе отчёт в том, какую цену мы заплатили за нашу трагедию.
Однако ни о чём не жалею. Когда книга была завершена и переправлена в Европу, даже на Западе не решались её печатать. Но нашёлся, наконец, издатель в Швейцарии, Владимир Дмитриевич, заявивший, что пришла «его» книга. Благодаря этой книге издательство стало известным во всём мире, издав её первыми по-русски и по-французски, и оно неплохо заработало на издании Зиновьевского бестселлера — «Первой книги ХХI столетия», как писали в газетах. После публикации книга была переведена на 20 с лишним языков. Успех превзошёл все ожидания. Почему это длилось целых два года? Тому было много причин. Во-первых, Зиновьев был фронтовиком, ветераном Великой Отечественной войны.
Во-вторых, имел большой авторитет в советской науке. Как говорил академик Гусейнов «с Зиновьева началась весна философии», имея в виду процессы обновления, которые произошли после защиты Зиновьевым кандидатской диссертации. Так что к моему мужу не смели применять крайние меры, опасаясь превращения его в великомученика при жизни.
Зиновьева Ольга Мироновна: биография, карьера, личная жизнь
Ольга Зиновьева — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Ольга Мироновна – президент биографического института Александра Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба международной медиагруппы «Россия сегодня», почётный президент международного общества «Россия – Германия», руководитель международного. Все годы эмиграции Ольга Зиновьева совмещала активное участие в творческом процессе А.А. Зиновьева с преподавательской деятельностью, работой в мюнхенском бюро радиостанции «Свобода» в исследовательском отделе «Самиздат». Здесь Ольга Мироновна познакомилась со знаменитым философом и писателем Александром Зиновьевым.
Please wait while your request is being verified...
Венечка пришел ошеломленный «Зияющими высотами», сидел на кухне и буквально в упор рассматривал Александра. Два русских писателя тогда открыли друг друга. Они абсолютно сошлись - как замок и отмычка. Венечка регулярно приезжал из своих Петушков, и они буквально кричали, когда разговаривали, спорили до хрипоты, выкрикивая свою русскую судьбу - быть талантливыми, яркими и задвинутыми в угол.
Одной из первых фраз, которую Венечка произносил, когда приходил, была — давайте быстрее разговаривать, пока меня не напоили. Он был ярко талантлив, что очень нервно ощущала окружающая его среда и делала все возможное, чтобы погубить этого русского гения... Когда речь идет о Марке Захарове, о Марке Розовском, то всегда так получалось, что любые конфликты, если они с ними были, всегда превращались для них в какую-то индульгенцию и привилегии.
И это отношение продолжается по сегодняшний день. Либеральная тусовка делает все возможное, чтобы русского феномена не было в истории, литературе, музыке, искусстве. Вылетаете через неделю».
Мы спрашиваем: «А почему ФРГ, почему такая спешка? Он нам говорит: «Если не хотите вылетать сейчас все вместе, мы по отдельности этапируем вас в разные лагеря. Лишим родительских прав.
Дочь отошлем в самый поганый, - он так откровенно и сказал «в самый поганый», - детский дом. Дадим ей другое имя и фамилию». Мы забрали паспорта и на выходе поинтересовались, почему всё же так быстро.
И он, глядя на меня, отвечает: «Иначе вы всех наших агентов изувечите». Хотя конечно же было и другое объяснение, с которым мы ознакомились уже в Мюнхене. Я поджидала его у окна и видела, как его привезли на машине.
Потом слышу, как он бежит по лестнице. Он никогда не ходил, всегда стремительно и всегда бегом. Уже собираюсь открывать дверь и слышу, какая-то возня на лестничной клетке.
Огромный мужик, претворяясь пьяным, душит моего мужа. Сан Саныч был очень спортивным, увлекался боксом, но свалить этого медведя он явно не мог. Тот молча терпит удары, сопит и душит.
Я в ужасе кидаюсь на кухню и ищу, что бы такое мне схватить. Понимаю, что мясорубка слишком большая: я ее не удержу. Нож — нельзя.
Если я зарежу человека, то нам всем крышка, припишут то, на что нас, собственно, и провоцируют. И тут я вижу тяжеленный латунный пестик в ступе. Хватаю этот пестик и несусь на лестницу.
Замахиваюсь, понимая, что главное не попасть по голове, и со страшной силой ударяю ему по плечу. Раздается страшный хруст. Рука у него падает плетью, он отпускает Зиновьева, смотрит на меня совершенно трезвыми глазами: «Во дает».
Сыпля проклятьями, спускается на лестничный пролет и опять: «Во дает! А снизу его уже товарищи ждут. Ведь Александр Александрович мешал всем.
Он на первой же конференции сказал, что советская власть не является его врагом, и не он ее жертва, скорее ей от него больше досталось. То же самое и про Запад. Он неоднократно утверждал, что Запад вовсе не царство демократии.
Работы Зиновьева разрушали их идеологическую пропагандистскую картинку на экспорт, т. На пересадке в аэропорту Франкфурта его встретили словами: «Приветствуем Вас в царстве свободы! Зиновьев ответил: «А я не рассматриваю Запад как царство свободы.
Да и в Советском Союзе я был свободным человеком». В русской эмиграционной печати немедленно появились статьи под заголовками: «Зиновьев обнажил свое лицо», «Зиновьев — советский агент», «Господин Зиновьев, какой у вас ранг в КГБ? Зиновьев отвечал: «Я прожил жизнь вместе со всей советской историей и не собирался от нее отрекаться.
Я был не просто советским человеком, я был суперсоветским человеком. Я родился после революции и вырос в Советской России. Я вырос на лучших идеалах коммунизма и лучших идеалах революции, получил образование, которым я очень дорожу.
В него вошло все лучшее, что создавало человечество в прошлом. Это моя нормальная среда обитания. И я стал жесточайшим ее критиком именно в силу этого.
Я очень рано понял, что с такими идеалами и с таким мировоззрением я мог появиться только в этом обществе». Почти сразу после приезда в Мюнхен, осенью 1978 года его пытались убрать с помощью бактериологического оружия. Как-то Александр возвращается домой и говорит: «Мне что-то плохо».
В философской и логической среде сложились конклавы; на Зиновьева обрушилась чудовищная атака со стороны профессионалов. Незамедлительно последовали письма в ЦК и КГБ — это не голословное заявление, за всем этим я наблюдала сама. Добавлю, что с должности заведующего кафедрой логики Александра Александровича уволили еще раньше, в 1968 году, когда два его сотрудника — Юрий Гастев и Виктор Финн — подписали письма протеста против ввода советских войск в Чехословакию. Сам Зиновьев был не из тех, кто подписывает коллективные письма, но к волеизъявлению индивидуума он всегда относился с огромным уважением. Когда его вызвал ректор университета с требованием уволить этих сотрудников, профессор Зиновьев был непреклонен.
Он отказался их увольнять, сказав, что Гастев и Финн хорошо работают у него на кафедре, что претензий к ним нет. На самом деле претензии были — Гастев и Финн охотно «гоняли слонов», но это не повод увольнять людей, тем более что руководство МГУ хотело избавиться от них именно из-за их демарша — подписи под протестом против ввода советских войск для подавления чешских событий… Как вы видите, Зиновьев был предельно независимым человеком — таким он всю жизнь и прожил, никогда ни перед кем не склоняясь, не идя на поводу у установок, всегда отстаивая свою позицию и, как неизбежное следствие, пребывая в сильном одиночестве. Но Зиновьеву стало тесно в этой узколобой, завистливой, серой среде, которая ревниво и довольно успешно ему сопротивлялась. В результате стали сокращать его уникальные курсы по логике, стали чинить препятствия его студентам и аспирантам, желавшим опубликовать статьи в «Вопросах философии», — Зиновьев не мог относиться к этому спокойно и накидывался на недругов, как рычащий лев! Так и создалась атмосфера, в которой он не мог не начать писать «Зияющие высоты».
Какой след в вашей жизни оставила вынужденная эмиграция, длившаяся больше двадцати лет — с 1978 по 1999 год? В Вену ведь поедете, в Мюнхен — не на Колыму! Выбор нам предоставили такой: либо мы добровольно летим в Германию, либо нас — так же добровольно — отправляют в разные лагеря, разбросанные на просторах нашей родины. Кроме того, нас обещали лишить родительских прав, а ребенка грозились запихнуть в какой-нибудь самый страшный детский дом. На сборы нам дали пять дней.
В Германию мы летели со смешанными чувствами. Решение о том, что Александр Александрович приглашен на должность профессора в Мюнхенский университет, было принято, когда мы находились в самолете. Ректором университета в Мюнхене был тогда Николаус Лобковиц, написавший свою первую студенческую работу по книгам Зиновьева. Этот факт был приятен. Неприятным было только то, как нас выпроводили, лишив Александра Александровича всех степеней, всех званий, военных наград.
С Зиновьевым расправились так, как ни с кем из диссидентов сам он диссидентом не был : например, Солженицына не лишили воинских званий, орденов. Виной всему, что Зиновьев находился в центре тогдашнего идеологического дракона — в Институте философии… Мюнхен был городом Старой и Новой пинакотеки, музеев, оперы тогда было только две оперные сцены — теперь их четыре … Мюнхен — это город, о котором можно было только мечтать. Каждый немец, которого мы встречали в наших многочисленных поездках по всему миру, после одного только упоминания о Мюнхене восторженно и мечтательно вздыхал. Нас ждали работа, издатели, огромное внимание со стороны прессы, бесчисленное количество приглашений на пресс-конференции, съезды, встречи с политическим бомондом и ведущими деятелями науки и искусства. И всё же там нужно было жить — вгрызаться в новую жизнь.
Где-то на десятом году нашей жизни в Германии, возвращаясь из очередной поездки, я внезапно произнесла: «Наконец-то мы летим домой! В недавней своей статье «Париж, Анкара, Ницца, Мюнхен… — далее везде? Оказавшись на чужбине, я поняла, что моя главная задача — укорениться в западной жизни. Я знала, что назад нас никто не позовет, ибо выставили нас со свистом — со страшным свистом! Александр Александрович всё время творил, ведь он писатель, мыслитель, ученый… Мне же необходимо было заниматься всем остальным: печатать и редактировать его произведения, контактировать с издателями, переводчиками и журналистами, общаться с банками, продавать и покупать дом и квартиры, отводить дочь Полину в школу и участвовать в собраниях родительского комитета, устраивать выставки картин мужа и презентации… А потом издатели и медийное пространство стали бояться Зиновьева, который не делал секрета из своей критической позиции.
Он был беспристрастным исследователем, ему было всё равно, какой феноменологией заниматься — советской или западной. О западном мире он стал высказываться нелицеприятно — не оставляя никаких иллюзий. В результате нам сократили заказы, некоторые книги срывались в последний момент, как, например, «Катастройка» издательство «Ульштайн» , которую в преддверии визита в ФРГ Горбачева изъяли из продажи.
Все революционные моменты на протяжении истории нашей страны, как вы понимаете, они всегда заканчиваются страшными потоками крови. Не просто бедой, а катастрофой. Здорово, что состоялась революция 1917 года. В этом смысле Александр Александрович стоял совершенно четко на позиции, что действительно, и руководство страны, и религия, — все вместе прогнило до такого основания, что мыслящая интеллигенция пошла в народ, и состоялся этот процесс, что не удивительно. Но,таких кровопусканий даже самая большая история нашей большой страны много раз подряд не выдержит. Павел Губарев: Под словом «захватит» я не имел в виду «кровопускание».
Без крови. Ольга Зиновьева: Тогда я снимаю мое возражение. Идея должна овладевать массами, простите меня, ради бога, но ведь это же непреложный факт. Мало сказать «мы сейчас придем и вас озолотим, а вы будете голосовать за нас». Это не сработает. Ну, пытался Жириновский сторублевки и тысячерублевки раздавать на Васильевском спуске, это не работает. Нужно увлечь людей идеей и своим собственным примером. Заразительный пример позиции порядочного человека, образованного человека, обеспокоенного судьбой своей страны, — вот эта именно та позиция, которая сейчас набирает силу. Прошло 25 лет, прошло страшных разрушительных двадцать пять лет, не созидательных двадцать пять лет в истории моей страны.
Поддайся она очарованию речей и идей либеральных вождей тогда, что бы сталось с нашей Родиной? Павел Губарев: Не было бы ее. Ольга Зиновьева: От нее бы ничего не осталось. Причем, это не просто игра с сослагательным наклонением, понимаете, это жестокая реальность. Страна была окружена кольцом врагов, уж простите, я цитирую классиков, но она и осталась окруженная врагом. И даже в какой-то передаче, не помню, на каком канале, я сказала, что то кольцо врагов, которое было после революции, это была присказка. А вот страшная сказка началась сегодня, когда наступил момент третьего передела мира, и это очень серьезно. Вот поэтому идеология партии будущего — это та платформа, это тот повод подумать, вспомнить о том, что ты человек русский, российский, советский, какой угодно — человек, проживающий у себя дома, на своей территории. Ты должен оставаться со своей страной, ты должен продумать и вынести для себя положительное из того, что было напортачено, но не забывать и то, что было много сделано хорошего в прошлом.
И аналитический метод, восхождение от абстрактного к конкретному, как раз на работах Зиновьева — вот вам соединение теории и практики. Эта мечта о Новом человеке, это было той самой не хрустальной, а той самой заветной мечтой. То были практически последние слова Александра Александровича, которые он сказал в 2006 году, уходя от нас. Нас можно разорвать на прагматических условиях, и мы видим, как это делается, когда люди начинаются драться из-за шести соток. Прав был Прудон, что самый страшный враг человека — это собственность. Александр Чаленко: Павел, наследие Зиновьева сегодня актуально? Вот ты, в принципе, выступаешь и как теоретик, и как практик. В практической области установки Зиновьева можно применить? Павел Губарев: Я отвечу парадоксально.
На мой взгляд, наследие Зиновьева, это спасательный круг для России, для сегодняшней России. Александр Чаленко: В чем? Павел Губарев: А вот ты пойми, когда разобщенная биомасса, которая раньше была русским народом, в разваливающейся стране, с перевернутой пирамидой ценностей, которая владеет умами, окруженная кольцом врагов, которые хотят, у них у всех слюнки текут, это все забрать, должна, чтобы сохраниться, начать мыслить одинаково, интерпретировать события одинаково, смотреть в будущее одинаково, стать народом, объединиться, навести порядок, объединить страну, провести новую индустриализацию, модернизацию экономики, вооружиться, победить в одиночку весь остальной мир. И я считаю это реалистичным сценарием. И вот эта скрепа будет, интеллектуальной, идеологической скрепой, это будет штука, которая основана большей своей частью на наследии Александра Александровича. Ольга Зиновьева: Можно я сейчас Павлу отвечу? Я поддержу вас, не в смысле возражения, я вас поддержу в плане согласия. Ольга Зиновьева: В 2008 году. Александр Чаленко: И они были в Донецком университете, да?
Ольга Зиновьева: Да, в Донецком университете управления. Павел Губарев: Я заканчивал этот университет. Ольга Зиновьева: И Выдрин как раз тогда сказал, вы, говорит, не думайте, что Зиновьев только для России. Если мы, украинцы, не постигнем ценность учения Зиновьева — грош нам цена. Вы знаете, это прозвучало сильно. Поверьте мне, я понимаю, что такое вежливость по отношению к гостям и к вдове, приехавшей из Москвы, но то, что Дмитрий так сказал — меня это глубоко потрясло. То есть, правильно, с правильной спицей он прошел через идейное наследие мыслителя Александра Зиновьева и подхватил главную мысль Александра Александровича. И приведу еще второй, геополитический пример. Революция в Египте.
Давным-давно был готов перевод книги «Запад», и именно в момент революции издается книга «Запад», гигантским тиражом, по-арабски. Мне звонит издатель из Египта и говорит, книга вышла как никогда вовремя — мы по ней изучаем Запад, изучаем, как с ним бороться. Вот так. Павел Губарев: Запад победить можно. Александр Чаленко: Павел, ты правильно вслед за Зиновьевым полагаешь, что массы должны мыслить в одном направлении и в этом смысл идеологии. Прекрасная мысль. Но вот смотри: русские массы разделили сегодня две идеологии: одна, условно говоря, белая. Это русские националисты, которые, например, не принимают Октябрьскую революцию, Сталина, советскую власть, коммунизм. Вторая идеология — красная, левая, марксистская.
Она никакого царя-батюшки, никакой белогвардейщины не приемлет. Мне кажется, что Зиновьев больше склонялся к левой, марксистской идеологии… Павел Губарев: Однозначно, к левому марксизму, вершина русской истории, Советского Союза. Александр Чаленко: Твой прогноз: какая из этих двух идеологий овладеет в конечном итоге массами? Не передеремся ли мы из-за этого? Павел Губарев: Это не будет драка, это не будет кровопролитие, на мой взгляд, и я в своей книге «Факел Новороссии» пишу об этих идеях, но это не является идеологией, потому что это все лишь набор идей. Я пишу о синтезе, о том, что мы должны это синтезировать, мы должны искать вдохновение и в Российской Империи, и в Советском Союзе, в большей, наверное, даже части. Но идеология, она не может быть синтезом чего-то. Идеология — это… Ольга Зиновьева: Полярность позиций должна быть обозначена. Павел Губарев: Да, полярность должна быть обозначена.
Идеология — это все-таки, она по ту сторону добра и зла. Она не должна оперировать… она должна совершенно холодно, логично и четко оперировать и исследовать, и то, что мы имели в Российской Империи, к сожалению, Зиновьев, по-моему, ничего об этом не написал. Ольга Зиновьева: О чем? Павел Губарев: О Российской империи, о дореволюционной России. Я совершенно не могу вспомнить. Зиновьев считал, что Советский Союз феномен мирового масштаба, это совершенно новое и стоящее на принципиально иных позициях общество, и более справедливое, чем западнистская модель общества. Коммунистическое сверхобщество Зиновьев считал более развитым, и более справедливым, чем западнистское сверхобщество. И он, и тут, наверное, все умные люди солидарны в том, что Советский Союз не разрушился сам собой, он был разрушен и уничтожен извне, ударом ножа в спину. Ольга Зиновьева: Он первый говорил об этом.
Павел Губарев: Да-да, он первый об этом сказал. Поэтому, никакой синтезированной идеологии, собственно, быть не может. Идеология — это все-таки такой строгий инструмент. В интерпретации Зиновьева вместо «научного коммунизма» должна быть «логическая социология», а «диалектический материализм» заменит «интеллектуалогия», Ольга Зиновьева: Совершенно верно. Павел Губарев: Ну, и опять же, это строгая научная система, не наука в строгом понимании, потому что наука — это плюрализм, наука это объективность. В идеологии совершенно никакой объективности быть не может, она исключается. Идеология — это средство для манипулирования сознанием. Причем это не окрашивается в негативный смысл. Просто у масс должно быть совершенно одинаковое понимание процессов в исторической ретроспективе.
И поэтому никакого синтеза быть не может. Но эта идеология должна ответить, чем для русской истории является Российская империя — империя с православной идеологией, и чем является для русской истории советский период, и что мы получим в итоге. Вот я назвал все это православным социализмом. От Российской империи мы возьмем православную чистоту, а от Советского Союза — общественный уклад. Ольга Зиновьева: Социальную справедливость.
Искренне и сердечно поздравляем Вас с награждением орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени за большой вклад в развитие гражданского общества и сохранение российской культуры за рубежом! Как сопредседатель Зиновьевского клуба и редактор-консультант МИА «Россия сегодня» вы проделали многолетнюю плодотворную работу на благо общества. Мы высоко оцениваем и уважаем ваш добросовестный труд и огромный личный вклад в развитие российской культуры.