Новости александр невский святой

Честные останки Александра Невского несли на руках, чтобы все желающие могли бы поклониться великому защитнику Святой Руси, почтить его память, излить перед ним в молитве свои нужды.

“Александр Невский – святой витязь Земли Русской”

С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал русским небесным покровителем северной столицы России. В сегодняшнем видео на библейском портале Экзегет вместе со священником Валерием Духаниным вспоминаем святого благоверного князя Александра Невского. Пятый канал НОВОСТИ19 071 подписчик. Князь Александр Невский были причислен Русской православной церковью к лику святых в 1547 году. день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 13 мая 1221 г. в городе Переяславле-Залесском.

Какого числа день памяти Александра Невского в 2023 году

Считается, что именно он от России отвел экспансию Запада", — говорит кандидат исторических наук Григорий Миронов. Среди самых знаменитых сражений князя — битва на Чудском озере или так называемое Ледовое побоище. Удивительно, но легендарная схватка до сих пор остается наиболее загадочным событием нашего Средневековья — слишком мало о ней достоверных сведений. Известно, что битва произошла в первой половине XIII века. В этот период русские земли, ослабленные татаро-монгольским нашествием, атаковали с запада рыцари ливонского ордена. Вместе с союзниками они хотели захватить северо-западные земли Руси, которые еще не достались ордынцам. Ледовое побоище В 1242 году войско Александра Невского выбило захватчиков из псковских и новгородских земель. Но обезопасить русские территории от дальнейших набегов мог только окончательный разгром "рыцарей креста". Как мудрый военачальник, перед битвой князь выманил немцев на лед Чудского озера.

Стоял апрель, и русским было понятно, что лед не выдержит. По версии ряда историков, ливонцы планировали быстро перейти на противоположный берег и там сразиться с отрядами Невского. Рыцари выстроились клином — особым боевым порядком, который использовали еще в Древнем Риме. Этот строй позволяет быстро прорвать оборону противника. Но у него есть недостаток: клин легко окружить.

Источник: Патриархия. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня память святого благоверного великого князя Александра Невского, с именем которого связана одна из самых трудных и опасных страниц нашей истории. И одновременно с его именем связано избавление от страшных обстоятельств, которые могли бы погубить страну, народ и веру православную. В нашей истории были такие моменты и такие периоды, и один из самых ранних эпизодов, связанных с решением вопроса, быть или не быть стране, народу, Церкви, имел место в то время, когда благоверный князь Александр Невский нес ответственность за державу Российскую. Князь был совсем молодым человеком, когда ему пришлось вступить в бой с захватчиками — со шведами, пришедшими с запада. Северо-запад России был тогда достаточно пустынным. В Новгороде кипела жизнь, а берега Балтийского моря были мало заселены, хоть и принадлежали Российскому государству. Там не было ни крепостей, ни застав, ни воинства, и, воспользовавшись этим, наши западные соседи-шведы решили оккупировать Россию. И вот во время Божественной литургии в Новгороде пришла весть о том, что шведы напали на Русь.

Присутствующие почтили память умерших ликвидаторов минутой молчания и возложили цветы к памятнику «Жертв ядерных катастроф». Более 70 жителей нашего района участвовали в ликвидации этой страшной трагедии.

Со временем Александр Воловик стал известным инженером-строителем, один из руководителей Миннефтегазстроя, более 20 лет возводил на тюменском Севере предприятия нефтегазовой отрасли. Серьёзно занялся научной деятельностью, закончил аспирантуру. В 1990 году защитил кандидатскую, а в 1996 году — докторскую диссертацию в знаменитой «Плехановке», где 22 года преподавал. Строит промышленные и жилые объекты, выполняет научно-исследовательские работы в области нефтегазового строительства и экологии. Но кроме инженерной, научной деятельности Александр Михайлович всегда занимался литературной деятельностью. За прошедшие годы он написал 23 книги. А с 2006 года издаёт журнал для тех, кто любит и строит новую Россию - «Честь Отечества». Был создан экспертно-редакционный совет конкурса на соискание Высшей российской общественной награды Ордена Святого Благоверного князя Александра Невского. Организатором всей этой работы стал Александр Михайлович. В Совет вошли знаменитые и очень уважаемые люди. Состав Совета указан на сайте www. Александра Невского «За труды и Отечество» в наши дни как Высшей Российской общественной награды, коей отмечаются лучшие представители нашего общества, делами своими подтверждающие верность славным традициям наших великих предков. Значимое доброе дело, — продолжил Патриарх, — и написанная профессором Воловиком книга о святом защитнике России благоверном князе Александре Невском, вечно живом в памяти народной, во всех повседневных делах наших во благо Отечества». Благо Отечества… С этим связаны создание Воловиком Российского союза неправительственных организаций «Отечество» и Благотворительного фонда знака ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество», которыми он руководит уже почти два десятка лет, издание исторического и общественно-политического альманаха «Россия. Москва Первопрестольная», а также редактируемого им журнала «Честь Отечества», наконец, руководство организацией и проведением Международного конкурса «Молодые таланты Отечества». В 2014 году за литературную деятельность А. Воловику была присуждена государственная премия РФ в области культуры. Естественно, часть из накопленного материала вошла во второе издание книги. Сейчас, после расширенного вступления ее открывает новый раздел «Строители государства Российского.

Святой князь Александр Невский собрал в нашем храме сонм духовенства и любящих его христиан

Это было очень важно — родовое понимание власти. Власть воспринималась не как единоличная, принадлежащая какому-то одному князю, а всему роду Рюриковичей. Несмотря на такие представления, которые должны были бы всех консолидировать, страсти человеческие нередко брали верх, и кому-то все равно хотелось быть первым среди равных: киевским князем или, по крайней мере, великим князем. Александр Невский оказался в ситуации, когда раздробленная Русская земля не выдержала натиска страшного противника, который умел воевать и был готов воевать до победного конца, не останавливаясь ни перед чем. Каково бы ни было мужество русских воинов, на одной доблести выстоять было нельзя. Нужны были единство и мудрость, а вот этого как раз не хватило.

И приходит человек, в котором объединяются и доблесть, и мужество, и мудрость. Его нельзя обвинить в трусости из-за того, что он не воевал с Золотой Ордой, а, наоборот, следовал указаниям золотоордынских ханов и пресекал попытки не платить дань даже в Новгороде, который во время монголо-татарского нашествия не подвергся разорению. Новгород лелеял мысли о независимости, чтобы никому ничего не платить. При этом ни его элита, ни обыватели не отдавали себе отчета в том, что это дело времени, что татарам ничего не стоит дойти до Новгорода и разгромить его. Александр Невский, понимая это, будучи более дальновидным, чем новгородцы, подыгрывал политике Золотой Орды, стараясь минимизировать ее отрицательные последствия для будущей России.

Он-то как раз смотрел в будущее, понимал: сейчас тяжело, но это еще не конец, не катастрофа, русский народ поднимется, свергнет в свое время это иго и вновь обретет самостоятельность и независимость на качественно новом уровне. Он шел на компромисс с Золотой Ордой, но бескомпромиссно и нисколько не боясь воевал с западными интервентами. Как и положено было князю, он возглавлял эту борьбу, нередко сам бывал в сражениях и, как известно, не проиграл ни одного из них. Ему хватало и мужества, и смелости. И если он считал нецелесообразным воевать с Золотой Ордой, то это было вовсе не делом трусости или поиска личной выгоды.

В этом его обвинить точно нельзя. Чтобы кого-то признали именем России, согласитесь, важно это умело преподнести. В свое время эту кандидатуру предложил будущий патриарх, митрополит Кирилл. Одна из его крылатых фраз — о том, что Александр Невский понимал: Золотой Орде были нужны только наши кошельки, а Западу — наши души. Правильно ли я понимаю, что уже тогда противостояние «Восток — Запад» было настолько глобальным, что Александру Невскому приходилось делать выбор в пользу непосильной дани?

Он прекрасно знал о расколе между Церквами в ХI веке, но эта беда могла быть преодолена. А вот разгром в 1204 году христианского Константинополя крестоносцами, вместо освобождения Святой Земли, согласно их намерению, объяснить очень трудно. Да, может быть, у нас разные взгляды на какие-то догматы, но уничтожать, по сути, единоверных братьев, поступать с ними хуже, чем с язычниками, — это было холодным душем для православного мира. А ведь это произошло буквально за несколько десятилетий до того, как Александр Невский вступил на поприще политического деятеля, и воспоминания об этом были очень живы. Кроме того, Александр Невский и сам боролся с интервенционистской политикой Тевтонского ордена и шведского короля, а те шли на Русь по благословению папы.

Это были не просто политические интересы, а своего рода крестовый поход. Александр Невский все это прекрасно понимал, поэтому слова Патриарха совершенно точно раскрывают суть тех событий и того, как смотрел на них Александр Невский. Это, собственно, и объясняет его выбор между Западом и Востоком. В Востоке он не видел, как принято сейчас говорить, экзистенциальной угрозы для будущего Русского мира, несмотря на страшное монголо-татарское иго. Не случайно у русского народа есть расхожая пословица: «незваный гость хуже татарина».

То есть в то время татарин был эталоном зла, поэтому это был тяжелый выбор. В западном же мире видели угрозу гораздо более страшную. Объяснить выбор Александра Невского политическими мотивами невозможно, потому что, очевидно, он был духовный. Он потому и сделал правильный выбор, что был святым. Что такое святость Александра Невского?

Это ведь не просто красивый эпитет или титул, которым его посмертно наградили, когда прославили, канонизировали на Московском Соборе в XVI веке. Святость — это качество сознания, внутренней жизни, оно проявляется вовне, в делах, это, прежде всего, такое духовное устроение, когда человек старается делать все в соответствии с Божией правдой, ни в чем ее не преступая. Этим и объясняется его выбор. Конечно же, он не знал о его последствиях, не мог заглянуть на столетия вперед, но, доверяясь Богу, думал, что принесет пользу своему народу.

Ее бы не было». Как утверждает митрополит Кирилл вслед за Гумилевым, Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. Своим хитроумным политическим ходом он «склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности.

С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства». Александр Невский, по словам митрополита Кирилла, это собирательный образ: это правитель, мыслитель, философ, стратег, воин, герой. Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью: «В критический момент, когда должна быть показана мощь и сила командующего, он вступает в единоборство и копьем ударяет в лицо Биргера… А с чего все началось? Помолился в Святой Софии в Новгороде. Кошмар, полчища, во много раз превышающие. Какое сопротивление? Выходит и обращается к своим людям. С какими словами? Не в силе Бог, а в правде… Вы представляете, какие слова?

Какая сила! Смелый… сильный«. Даже его внешний облик является «лицом России». Но самое главное — это то, что, будучи политиком, стратегом, полководцем, Александр Невский стал святым. Это собирательный образ настолько, насколько вообще может быть собирательный образ… Это наша надежда, потому что и сегодня мы нуждаемся в том, что творил Александр Невский… Отдадим свои не только голоса, но и сердца святому благоверному великому князю Александру Невскому — спасителю и устроителю России! Разделяете ли Вы данную оценку и, если да, чем она обусловлена? Семен Борзенко Уважаемый Семен, мне сложно сказать, чем именно руководствовались авторы свободной энциклопедии «Википедия», назвав так св. Александра Невского. Возможно, тем, что князь был причислен к лику святых и почитается в Православной Церкви, в его честь совершаются торжественные богослужения. Впрочем, Церковью почитаются и другие святые князья, например — Димитрий Донской и Даниил Московский, и было бы неправильно выделять из их числа «любимого».

Полагаю, что такое именование могло быть также усвоено князю потому, что он при жизни благоволил к Церкви и покровительствовал ей. Вы сами, лично голосовали на сайте Имя России? За Александра Невского или еще за кого-то? Dew К сожалению, ритм моей жизни и объем работы позволяют мне пользоваться интернетом исключительно в служебных целях. Я регулярно посещаю, скажем, информационные сайты, но у меня совершенно не остаётся времени на то, чтобы просматривать те сайты, которые были бы лично мне интересны. Поэтому я не смог принять участие в голосовании на сайте «Имя России», но поддержал Александра Невского посредством голосования по телефону. Потомков Рюрика разгромил 1241 , борясь за власть в гражданских войнах участвовал, родного брата язычникам предал 1252 , собственноручно новгородцам глаза выцарапывал 1257. Неужели РПЦ для поддержания раскола церквей готова канонизировать сатану? Иван Незабудко Говоря о тех или иных деяниях Александра Невского, необходимо учитывать множество различных факторов. Это и историческая эпоха, в которую жил св.

Александр — тогда многие поступки, сегодня кажущиеся нам странными, были совершенно обычным делом. Это и политическая обстановка в государстве — вспомним, что в то время страна испытывала серьезную угрозу со стороны татаро-монголов, и св. Александр делал все возможное для того, чтобы свести эту угрозу к минимуму. Что касается приводимых Вами фактов из жизни св. Александра Невского, то историки до сих пор не могут подтвердить либо опровергнуть многие из них, а тем более — дать им однозначную оценку. Скажем, в отношениях Александра Невского с его братом князем Андреем существуют много неясностей. Есть точка зрения, согласно которой Александр жаловался хану на своего брата и просил отправить вооруженный отряд для того, чтобы с ним расправиться. Однако данный факт не упоминается ни в одном древнем источнике. Первый раз об этом сообщил только В. Татищев в своей «Истории Российской», и есть все основания полагать, что автор здесь увлекся исторической реконструкцией — «додумал» то, чего на самом деле не было.

Так считал, в частности, Н. Карамзин: «По вымыслу же Татищева, Александр донес Хану, что менший его брат Андрей, присвоив себе Великое Княжение, обманывает Моголов, дает им только часть дани и проч. История государства Российского. Многие историки сегодня склонны придерживаться иной, нежели Татищев, точки зрения. Андрей, как известно, проводил независимую от Батыя политику, опираясь при этом на соперников хана. Как только Батый взял власть в свои руки, он тотчас разделался со своими оппонентами, отправив отряды не только на Андрея Ярославича, но и на Даниила Романовича. Мне неизвестен ни один факт, который мог хотя бы косвенно свидетельствовать о том, что почитание святого Александра Невского является поводом для церковного раскола. В 1547 году благоверный князь был канонизирован, и его память свято чтится не только в Русской, но и во многих других Поместных Православных церквях. Наконец, не будем забывать, что, принимая решение о канонизации того или иного человека, Церковь учитывает такие факторы, как молитвенное почитание народом и совершаемые по этим молитвам чудеса. И то, и другое во множестве имело и имеет место в связи с Александром Невским.

Что же касается ошибок, совершаемых таким человеком в жизни, или даже его грехов, то нужно помнить, что «несть человек, иже жив будет и не согрешит». Грехи искупаются покаянием и скорбями. И то, и особенно другое присутствовало в жизни благоверного князя, как присутствовало и в жизни таких грешников, ставших святыми, как Мария Египетская, Моисей Мурин и многие другие. Уверен, что если Вы внимательно и вдумчиво прочитаете житие святого Александра Невского, то поймете, почему он был причислен к лику святых. Как Русская Православная Церковь относится к тому, что князь Александр Невский выдал на расправу татарам своего брата Андрея и угрожал войной сыну Василию? Или это так же соответствует канонам, как освящение боеголовок? Алексей Караковский Алексей, в первой своей части Ваш вопрос перекликается с вопросом Ивана Незабудко. Что же касается «освящения боеголовок», то мне неизвестен ни один подобный случай. Церковь всегда благословляла своих чад на защиту Отечества, руководствуясь заповедью Спасителя. Именно по этим причинам с древних времен существует чин освящения оружия.

Мы за каждой Литургией молимся о воинстве нашей страны, понимая, сколь тяжкая ответственность лежит на людях, с оружием в руках стоящих на страже безопасности Отечества. Не получается ли так, Владыка, что выбирая Невского Александра Ярославича мы выбирем миф, кинообраз, легенду? Уверен, что нет. Александр Невский — это совершенно конкретная историческая личность, человек, который многое сделал для нашего Отечества и надолго заложил основы самого бытия России. Исторические источники позволяют нам достаточно определенно узнать о его жизни и деятельности. Конечно, за время, прошедшее со дня кончины святого, людская молва привнесла в его образ некий элемент легенды, что лишний раз свидетельствует о том глубоком почитании, которое всегда воздавалось князю русским народом, но, убежден, этот оттенок легенды не может служить препятствием к тому, чтобы мы сегодня воспринимали святого Александра как реальный исторический персонаж. Уважаемый Владыка. На какие, на Ваш взгляд, качества русского героя святого благоверного Александра Невского могла бы обратить внимание, а, по возможности, и перенять их нынешняя российская власть? Какие принципы управления государством актуальны и по сей день? Виктор Зорин Виктор, святой Александр Невский принадлежит не только своему времени.

Его образ актуален для России и сегодня, в XXI веке. Самое же главное качество, которое, как мне кажется, во все времена должно быть присуще власти — это безграничная любовь к Отечеству и своему народу. Вся политическая деятельность Александра Невского определялась именно этим сильным и возвышенным чувством. Уважаемый Владыка, ответьте, близок ли Александр Невский душам людей нынешней современной России, а не только Древней Руси. Особенно нациям, исповедующим Ислам, а не православие? Сергей Крайнов Сергей, я уверен в том, что образ святого Александра Невского близок России во все времена. Несмотря на то, что жил князь несколько столетий назад, его жизнь, его деятельность актуальны для нас и сегодня. Разве имеют срок давности такие качества, как любовь к Родине, к Богу, к ближнему, как готовность положить свою жизнь ради мира и благополучия Отчизны? Разве могут они быть присущи только православным и быть чуждыми мусульманам, буддистам, иудеям, которые с давних пор мирно, бок о бок проживают в многонациональной и многоконфессиональной России — стране, никогда не знавшей войн на религиозной почве? Что же касается собственно мусульман, то приведу Вам лишь один пример, который говорит сам за себя — в передаче «Имя России», показанной 9 ноября, прозвучало интервью мусульманского лидера, который выступил в поддержку Александра Невского потому, что именно святой князь заложил основы диалога востока и запада, христианства и ислама.

Имя Александра Невского равным образом дорого всем людям, проживающим в нашей стране, независимо от их национальной или религиозной принадлежности. Почему Вы решили принять участие в проекте «Имя России» и выступить в роли «адвоката» Александра Невского? На Ваш взгляд, почему сегодня большинство людей выбирают именем России не политика, учёного или деятеля культуры, а именно святого? Вика Островерхова Вика, к участию в проекте в качестве «защитника» Александра Невского меня подвигли сразу несколько обстоятельств. Во-первых, я убежден в том, что именно святой Александр Невский должен стать именем России. В своих выступлениях я многократно аргументировал свою позицию. Кто, как не святой, может и должен быть назван «именем России»? Святость — это понятие, не имеющее временных границ, простирающееся в вечность. Если наш народ выбирает своим национальным героем именно святого, это свидетельствует о духовном возрождении, происходящем в сознании людей. Сегодня это особенно важно.

Во-вторых, этот святой очень мне близок. Мои детство и юность прошли в Петербурге, где почивают мощи святого Александра Невского. Мне посчастливилось иметь возможность часто прибегать к этой святыне, молиться святому князю в месте его упокоения. Во время учебы в Ленинградских духовных школах, которые находятся в непосредственной близости от Александро-Невской лавры, все мы, тогдашние студенты, явно ощущали благодатную помощь, которую Александр Невский оказывал тем, кто с верою и упованием призывал его в своих молитвах. У мощей святого князя я получил рукоположение во все степени священства. Поэтому с именем Александра Невского у меня связаны глубоко личные переживания. Уважаемый Владыко! Проект называется «Имя России». Впервые слово Россия прозвучало через без малого 300 лет после успения князя! При Иоанне Грозном.

Так какое отношение к России имеет Св. Александр Невский? Самое непосредственное. В своем вопросе Вы затрагиваете принципиально важную тему. Кем мы считаем себя сегодня? Наследниками какой культуры? Носителями какой цивилизации?

Задача была показать, как выполняют эти храмы духовную защиту буквально всех рубежей нашего Отечества. От западных областей России, начиная с Калининградской, до вернувшегося в родной русский дом Крыма, казачьих краёв Краснодара и Ставрополья, Северного Кавказа и Оренбуржья, Алтая и многовёрстных границ с Китаем на юге, до Дальнего Востока, Камчатки и Чукотки, наконец, до Крайнего Севера, где укрепление границ приобретает в последнее время огромное значение. Рассказано в книге и о храмах Александра Невского в землях московских и питерских, владимирских, суздальских, поволжских, в Туле и на Курской дуге, по всему Транссибу и в других знаковых местах. Большое место в книге занимают Александро-Невские храмы в ближнем Зарубежье — ещё недавно исторических границах Российской империи, затем Советского Союза. И особенно, как хранят память о святом защитнике земли Русской православные верующие в Зарубежье дальнем. И какие же трогательные истории связаны часто с такими храмами… Например, в Тунисе в январе 1930 года русская община в г. Бизерте замыслила построить храм во имя св. Оргкомитет возглавил вице-адмирал А. Герасимов, пожертвования поступали из Туниса, Франции, Чехословакии и других стран, где расселились беженцы. Строительство завершили через год, а в 1939-ом окончили и внутреннюю роспись. Сразу после освящения в храм передали на хранение Андреевский флаг с линкора «Георгий Победоносец» в настоящее время он хранится в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. В единственном храме-памятнике Черноморской эскадры установлена табличка с названиями 33 русских кораблей, пришедших в 1920 году в Бизерту; спустя десятилетия появилась и мемориальная доска с именами морских офицеров эскадры. В храм передали старинные иконы с кораблей, различные реликвии и документы. Вместо алтарной завесы на Царских вратах — Андреевский флаг, сшитый вдовами моряков. С 2006 года над храмом св. Примечательно, что возведение очень многих Александро-Невских церквей связано с памятью и других носителей славного имени Александр, среди которых выделяются три императора России. Так, именно император Александр III начинал строительство Транссиба и с его лёгкой руки и при его поддержке на всех главных станциях магистрали возводили церкви в честь его небесного покровителя. Но возводились такие храмы и попечительством других Александров. Например, Суворов делал это в своих имениях.

И несмотря на то что его отца, великого князя Ярослава в Орде отравили, Невский едет в Орду договариваться не о войне, а о выплате дани. Смирение и терпение — две великие христианские добродетели, которые в полной мере проявил в этом случае князь, — рассказывает Дмитрий Пономарев. Икона XXI века. Каждый такой визит — испытание неделями и месяцами. Главным посылом таких поездок было спасти русские города от разграбления и, что не менее важно, — защитить Православную церковь. Ведь на всех завоеванных землях монголы обращали народы в свою веру. Этого не случилось на Руси в первую очередь благодаря политическому дару князя Александра Невского. При этом мало кто знает, что почти все свои личные средства князь тратил на выкуп в Орде русских пленных. В последний, шестой, приезд князя в Орду решался особо важный вопрос — о поставке русских воинов в ряды монголов. Кроме материальной дани Орда теперь требовала и такую, так называемую дань кровью. Александр Ярославич договаривался о том, чтобы русичи не воевали в войске монголов, не проливали за них свою кровь. Выехав из Орды, великий князь сильно занемог. Его посольство остановилось в Городце-на-Волге.

Св. блг. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Святой князь Александр Невский понимал, что нужно заниматься спасением в своем Отечестве веры православной, потому что если ее не будет – не будет на Руси ни народа, ни единой Земли. В пятницу 6-й седмицы Великого поста, 26 апреля 2024 года, наместник Свято-Троицкой Александро-Невкой Лавры епископ Кронштадтский Вениамин, совершил Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в храме в честь святого благоверного князя Феодора Новгородского. Торжества в День перенесения мощей Александра Невского возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

6 декабря — день памяти святого благоверного князя Александра Невского

Святые мощи князя до 1723 года находились во владимирской Рождественской обители. Когда Петр Великий передал Санкт-Петербург под небесное заступничество благоверного князя, его мощи были перенесены в новую столицу. В честь святого Александра Невского по всей России построено множество храмов. Есть такие храмы и за пределами нашей страны: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Память о нем совершается 6 декабря и 12 сентября по новому стилю перенесение мощей из Владимира в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. В 2021 году будет праздноваться 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Соколов А.

Салтыкова-Щедрина, Ленинград.

О них мы должны помнить всегда!

Томска митрофорный протоиерей Богдан Бида в сослужении игумена Богородице-Алексиевского монастыря иеромонаха Кирилла Умрилова , благочинного 2-го благочиния Томского района, настоятеля Владимирского храма г. Томска протоиерея Александра Классена, настоятеля Свято-Троицкого храма г. Томска протоиерея Святослава Зулина, настоятеля храма святой мученицы Татианы Гримблит с. Просторный протоиерея Андрея Носкова, настоятеля Свято-Феодосиевского храма г. Томска иерея Евгения Маслича, настоятеля Крестовоздвиженского храма пос. Диаконский чин был представлен протодиаконом Романом Штаудингером и диаконом Георгием Таразановым.

О них мы должны помнить всегда!

День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского

В этот период Россией правили три Императора, небесным покровителем которых являлся святой благоверный Князь Александр Невский. Более ста лет во имя святого Князя воздвигались храмы с благодарением и молитвой о небесном заступничестве, о мире и благоденствии российского народа. Это событие происходило в третью годовщину заключения Ништадтского мира, установившего «вечный ненарушимый мир на земле и воде… истинное согласие» между Россией и Швецией. Святой благоверный Князь стал небесным покровителем города, защитником Отечества и российской государственности, а перенос его мощей освятил преемственность государственной власти от Рюриковичей к Императорскому Дому Романовых. Орден Святого Благоверного Князя Александра Невского, учрежденный в 1725 году, вручался за особые заслуги перед Отечеством и преданность Государю. Его кавалерами являлись видные государственные деятели России и зарубежья, таким образом, с именем святого благоверного Князя укреплялось дружественное общение между Россией и иностранными государствами.

Почему же он не вступил в борьбу с татаро-монголами? Конечно, потому, что сила новгородской дружины была несоизмерима с силой восточной армии, но еще и потому, что князь Александр Невский, несмотря на свой молодой возраст, сумел прозреть, откуда исходит настоящая опасность. Восточные завоеватели интересовались только материальным фактором. Им нужна была дань, и они ее собирали, но они совсем не вмешивались во внутреннюю жизнь. Им было безразлично, в какого бога верят русские, кому они поклоняются, каковы их внутренние государственные и религиозные устроения и обычаи.

Им важно было собирать дань, и этим ограничивалась их роль как оккупантов. А вот тем, кто пришел с Запада, была нужна не наша дань — им были нужны наши души, наш разум, наша политическая воля. И эту опасность прозрел молодой князь Александр Невский и понял, с кем нужно бороться, не жалея жизни своей. Не имея шансов победить, он наголову разгромил шведов, и это была действительно большая победа, оградившая землю Русскую от оккупации, которая могла нанести урон ее духовной жизни. Святой благоверный князь Александр Невский совершил много важных деяний, одержал немало побед над врагом, который своей возможной оккупацией земли Русской мог принести духовную погибель, изменить духовный, религиозный, культурный код страны. Сейчас обо всем этом мы говорим в современных категориях мысли, такого языка Александр Невский не использовал и не знал, но разумом своим, сердцем своим, интуицией своей, если хотите, прозревал подлинную опасность.

Но благоверный князь сказал: "Я христианин, и мне не подобает кланяться твари. Однако Батый на удивление всем не отдал приказа убить Александра. Татары оставили за ним Киев и Новгород. Через какое-то время Александр получил от хана ярлык на великое княжение. Святой Александр очень заботился о народе, защищая его от татар и щедро наделяя деньгами обездоленных. Кроме того, он не щадил своей казны на выкуп пленных, которых татары уводили в Орду. Вместе с митрополитом Кириллом благоверный князь выхлопотал у хана разрешение на устройство в столице Орды — Сарае, русской епархии, чтобы оставшиеся в плену могли утешаться богослужениями. В 1248 году папа Римский отправил к благоверному князю посольство. Он убеждал святого Александра подчиниться его власти и позаботиться о приведении к католической вере всего народа. Но благоверный князь ответил: «В вашем учении не нуждаемся и не примем его». Тогда римские папы стали поднимать против непокорного русского князя шведов и рыцарей, но новые походы были также безуспешны, как и прежние.

Изначально князь Александр Невский - выдающийся полководец, дипломат, защитник земли русской был погребён в Богородице-Рождественской обители Владимира. Здесь он был упокоен в ноябре 1263-его года. Несколько столетий эта обитель считалась главной на Руси. Сегодня в новом храме в честь великих князей владимирских- в историческом центре - прошла торжественная служба.

Предыдущие выпуски

  • Святой Александр Невский
  • Жители Александро-Невского района поклонились мощам святого благоверного князя
  • Первый шаг к возвеличиванию
  • Мощи святого князя Александра Невского доставлены в алексеевский храм

Что празднует Церковь в день памяти Александра Невского?

Богомудрый же великий князь Александр рассудил, что святой его отец Ярослав не ради временного царства пошел в Орду и там отдал свою жизнь за благочестие и за всех своих людей, и этим приобрел себе Небесное Царство. Так и блаженный Александр уподобился благой ревности благочестивого своего отца и решил идти в Орду ради избавления христиан. И пришел он в славный город Владимир с большим войском; грозно было его пришествие, о котором тогда дошла весть и до устья Волги, его грозностью жены моавитян пугали своих детей, говоря: «Молчите, вот придет великий князь Александр». Не медля, лишь немного там пробыв и взяв у епископа Кирилла благословение, устремился в путь. И пришел к царю Батыю, и везде благодать Божья освящала его. Царь же Батый, увидев его, удивился и сказал своим вельможам: «Воистину говорили мне, что нет подобного этому князю» и оказал ему почести, многими дарами одарил князя. Так Бог оберегает Своих избранных, что и нечестивым вкладывает в мысли, чтобы они стыдились и почитали их. Потом же отправил князя с его братом Андреем Ярославичем к хановичам». Хождение Александрово в Орду. Миниатюра из Лицевого летописного свода В вопросах веры великий князь также был непоколебим и перед послами папы Иннокентия IV, которые в 1251 году пытались убедить великого его подчиниться римскому престолу, ссылаясь на то, что будто бы его отец обещал это сделать. Но он отверг предложение и сказал, что наставлен в правой вере и их учения не примет.

Житийная повесть сообщает: однажды пришли к нему Александру Ярославичу послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших —Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божьем». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до происхождения израильтян сквозь море, от исхода сынов израилевых до смерти Давыда царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова и до распятия Его и Воскресения, от Воскресения же Его и до Вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до Первого собора и Седьмого — обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси. По возвращении на Русь великий князь Александр начал восстанавливать разрушенные храмы и монастыри. Ему пришлось вести борьбу с западными соседями — литовцами, которые были язычниками. Благодаря его трудам, христианство проникло в пределы, населенные литовскими племенами, и там утвердилось русское влияние. По отношению же к своим собратьям он отличался особым долготерпением и всегда избегал пролития христианской крови. Какая бы вражда не связывала его с князьями-соперниками, он не поднимал против них оружия и не собирал полки. Во время одной из поездок к Батыю св.

И поскольку Сартак в то время управлял делами Орды за дряхлостью своего грозного отца, Александр Невский получил старшинство над всеми русскими князьями — это способствовало объединению Руси под единой властью Великого князя. Так был заложен фундамент будущего Московского государства. Мирные отношения с ханом привели к тому, что в 1261 г. Тем самым открылась эпоха великой русской христианизации языческой Евразии. Впоследствии, после освобождения от ига, немало татарской знати приняло Православие и положило начало знаменитым дворянским родам в Российской империи. В 1262 году суздальский и ростовский народ, не терпя татарских сборщиков дани, поднял восстание против них. Пущены были слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты, призывая «татар бити». Восставший народ, несмотря на справедливую ненависть к притеснителям, ограничился только убийством наиболее свирепых хищников, поэтому и убитых было немного. Ждали татарской мести. Но Бог направил события в совсем другое русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством.

В этом великом соединении русских и татарских земель была положена основа будущего многонационального Российского государства.

Рыцари выстроились клином — особым боевым порядком, который использовали еще в Древнем Риме. Этот строй позволяет быстро прорвать оборону противника. Но у него есть недостаток: клин легко окружить. Чем Невский и воспользовался: полководец сосредоточил основные силы не в центре, а на флангах. Русские пехотинцы стаскивали рыцарей с коней крючьями и рубили топорами. Немцам пришлось отступить в сторону, где уже открылся лед. Считается, что в тот день утонуло множество рыцарей. Любопытно, но этот факт стал предметом спора между историками.

Некоторые специалисты убеждены: на самом деле ни один крестоносец не утонул! В хрониках есть упоминание о том, что русские преследовали остатки отряда рыцарей по льду, но это могла быть корка льда на земле, образовавшаяся холодной ночью. Загадочная смерть Еще одна загадка, связанная с Александром Невским, — причина его смерти. По одной из версий, полководца отравили в Золотой Орде. В 1262 году князь отправился к хану, который собирался использовать русские войска для битвы за власть на Кавказе. И они в этом походе не участвовали", — объясняет кандидат исторических наук Дмитрий Колыхалов.

Да мало ли чего ещё… А что, был же он побратимом одного из ханов, который… принял потом православие и был даже признан святым. Однако действительно было необходимо усмирять своих же соотечественников, пытавшихся сбросить проклятое иго, когда Русь ещё не созрела и могла просто сгинуть в очередном нашествии Орды, поэтому приходилось усмирять непокорных Александру Невскому, чтобы Русь сохранить. Так было, когда его брат Андрей, породнившись с Даниилом Галицким, поднял восстание, обернувшееся тяжким поражением и очередным разорением русских городов и сёл. Приходилось Александру «успокаивать» и родного сына Василия, отправленного им княжить в Новгород и поддавшегося стихийной новгородской «демократии вечевой». Мудрый Александр, неоднократно побывав в Орде, представлял без иллюзий силовые её возможности. К тому же понимал, что Орда непременно ослабнет, когда расколется на улусы многочисленных потомков Чингисхана. А пока — смирение и терпение. Это подвиг куда более трудный, чем победы над шведами и тевтонами. И нападают на святого князя Александра те, кому поперёк души именно мощная российская государственность. Лучше всего понимала подвижничество Александра Невского Русская православная церковь, канонизировавшая его в 1547 году одним из первых русских святых. Понимал и первый российский император Пётр Великий, который сделал Св. Александра Невского святым покровителем Санкт-Петербурга и монастырь в его честь построил, ныне широко известную Александро-Невскую лавру, и велел торжественно перенести святые останки князя из Владимира в новую столицу Санкт-Петербург, и особый орден св. Александра Невского учредил с символическим названием — «За труды и Отечество». Тот самый, над возрождением которого работал и всю душу вложил Александр Воловик, да ещё под девизом своего рода — «Честь превыше выгоды». После революции 1917 года все государственные награды и знаки отличия царской России были упразднены. Но в грозные годы Великой Отечественной войны имя святого князя Александра Невского вновь засияло боевым орденом, как и на орденах других славных имён непобедимых российских полководцев — Суворова, Кутузова, Ушакова… В народе же память о святом князе Александре Невском ярко отразилась во множестве храмов, построенных в его честь. Это отдельный большой раздел в книге, которого не было в первом издании. Задача была показать, как выполняют эти храмы духовную защиту буквально всех рубежей нашего Отечества. От западных областей России, начиная с Калининградской, до вернувшегося в родной русский дом Крыма, казачьих краёв Краснодара и Ставрополья, Северного Кавказа и Оренбуржья, Алтая и многовёрстных границ с Китаем на юге, до Дальнего Востока, Камчатки и Чукотки, наконец, до Крайнего Севера, где укрепление границ приобретает в последнее время огромное значение.

Однако Батый на удивление всем не отдал приказа убить Александра. Татары оставили за ним Киев и Новгород. Через какое-то время Александр получил от хана ярлык на великое княжение. Святой Александр очень заботился о народе, защищая его от татар и щедро наделяя деньгами обездоленных. Кроме того, он не щадил своей казны на выкуп пленных, которых татары уводили в Орду. Вместе с митрополитом Кириллом благоверный князь выхлопотал у хана разрешение на устройство в столице Орды — Сарае, русской епархии, чтобы оставшиеся в плену могли утешаться богослужениями. В 1248 году папа Римский отправил к благоверному князю посольство. Он убеждал святого Александра подчиниться его власти и позаботиться о приведении к католической вере всего народа. Но благоверный князь ответил: «В вашем учении не нуждаемся и не примем его». Тогда римские папы стали поднимать против непокорного русского князя шведов и рыцарей, но новые походы были также безуспешны, как и прежние. Умер благоверный князь в 1263 году на пути домой из Орды, где он выхлопотал для русских некоторые послабления, например, добился их освобождения от несения службы в татарских полках.

Вышла в свет новая книга Александра Воловика «Александр Невский. Святой защитник земли Русской»

Честные останки Александра Невского несли на руках, чтобы все желающие могли бы поклониться великому защитнику Святой Руси, почтить его память, излить перед ним в молитве свои нужды. Губернатор Петербурга Александр Беглов поблагодарил всех, кто помог подготовить и отметить День памяти святого благоверного князя Александра Невского. Подробнее о святом Александре Невском читайте в книгах: Святой Александр Невский – защитник земли Русской / автор предисловия А. Салтыков.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий