История «Алеши» В 1948 году, как раз тогда, когда в памяти жителей Болгарии еще были свежи воспоминания о войне. В 1989 году песня «Алеша» перестала быть гимном Пловдива, а сам памятник оказался под угрозой. В болгарском Пловдиве предложили демонтировать советский памятник «Алеша». 22 апреля наши болгарские «братушки», за освобождение которых веками проливались реки русской солдатской крови, возобновили демонтаж памятника Советской армии. Многие граждане знают об этом памятнике, знают песню «Стоит над горою Алеша», но мало кто знает о реальной истории, которая лежит в основе создания этого памятника.
Памятник советскому солдату Алеше в Болгарии – символ дружбы и благодарности
В 1989 году песня «Алеша» перестала быть гимном Пловдива, а сам памятник оказался под угрозой. Депутаты партии «Демократы за сильную Болгарию» (ДСБ) предложили демонтировать установленный в Пловдиве памятник солдату-освободителю «Алеша». Региональное отделение партии «Демократы за сильную Болгарию» (ДСБ) заявило, что направило предложение о сносе памятника советскому солдату-освободителю «Алеша». Выражаем уверенность в том, что жители не только Пловдива, но и Болгарии в целом, как это уже было ранее, возвысят свои голоса в защиту памятника «Алеша». В Пловдиве 5 ноября 2007 года состоялась торжественная церемония, посвященная 50-летию создания памятника «Алеша». Депутаты партии «Демократы за сильную Болгарию» (ДСБ) предложили демонтировать установленный в Пловдиве памятник солдату-освободителю «Алеша».
В Болгарии намерены перенести памятник советскому солдату «Алеша»
Депутаты партии "Демократы за сильную Болгарию" внесли на рассмотрение городского совета Пловдива предложение о переносе советского памятника "Алеша", что равносильно его разрушению. В городской совет Пловдива депутаты партии "Демократы за сильную Болгарию" внесли предложение о переносе памятника "Алеша" из Пловдива в Музей социалистического искусства в Софии. Депутаты Госдумы на заседании во вторник приняли заявление в защиту памятника советскому солдату-освободителю "Алеша" в болгарском Пловдиве.
В Болгарии захотели перенести знаменитый памятник советскому солдату "Алёша"
Основные моменты, которые хотелось бы там увидеть — это прежде всего обязательства по уважительному отношению к вкладу в Победу советского народа, без возможностей пересмотра исторических событий, и, что не менее важно, предусмотреть обязательное восстановление памятников, пострадавших от вандализма или естественного разрушения. Васильев высказал уверенность, что шансов на принятие решения о демонтаже нет, ведь это «отнюдь не позиция большинства болгар, а чисто политический вопрос». А это — первый шаг к повторению тех исторических событий. Также Банных поделился, что Алексей Иванович Скурлатов приходится двоюродным прапрадедом его сыну Марку, и снос памятника, по его мнению, — это лишение памяти о подвиге советского народа целых поколений. Обратившись к депутатам Пловдива, Максим Банных призвал их вспомнить, что они живут сегодня потому, что «Алёша» освободил их от фашизма. Оксана Овчинникова, председатель Алтайского краевого отделения Российского детского фонда: — До глубины души возмущают известия о том, что собираются снести памятник, посвящённый советскому воину-освободителю. Почти 70 лет возвышается с холма города Пловдив одиннадцатиметровая фигура рядового солдата, уставшего от сражений и тягот военной жизни, его оружие опущено к земле — бои закончены, взгляд устремлён на восток, там, где родная сторона. Сколько смысла в этом монументе. Не случайно долгие годы памятник был символом города, а его гимном — известная любому советскому школьнику песня: «Немало под страшною ношей легло безымянных парней.
Но то, что вот этот — Алеша, известно Болгарии всей». Также Овчинникова высказал мнение, что для жителей Алтайского края мемориал — это часть нашей малой родины. История жизни Алексея Ивановича хорошо мне знакома. Он попал на фронт в 1941 году. Служил рядовым, из-за тяжёлого ранения был переведён в связисты. В 1944 году восстанавливал телефонную линию Пловдив — София. При выполнении работ подружился с рабочим телефонной станции, участником болгарского Сопротивления, который впоследствии и передал фотографию своего русского приятеля скульптору. Оксана Овчинникова считает, что заявления о сносе легендарного, священного памятника «Алеша» — это удар по общечеловеческим традициям, ценностям… удар по истории, памяти наших воинов, павших на полях сражений, спасших Европу от фашизма.
Когда-то в Болгарии очень любили русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, а я ещё со школьной скамьи помню его великие слова, что неуважение к предкам, есть первый признак безнравственности. Установка памятника русскому солдату-освободителю принадлежала не советскому правительству, а жители Болгарии.
Он установлен сразу после победы над фашистской Германией.
И даже в самые сложные годы, в период, так называемой, холодной войны, когда глобальное идеологическое противостояние между социалистическим и капиталистическим блоками достигло своего апогея, ни одному жителю Западного Берлина не пришло в голову отыграться на памятнике. Мемориал в Западном Берлине А в прошлом году в, казалось бы, братской Болгарии, вандалы облили красной краской памятник "Алеша" и на основании монумента большими красными буквами написали "Мы не забыли" и "Не простим". Спросить бы их, что они не забыли.
Пролитую русскую кровь за освобождение Болгарии от 500-летнего турецкого ига? Или заискивание своего правительства перед фашистской Германией с намерением выторговать лакомый кусочек соседней земли? Повторюсь, памятник на этот раз удалось отстоять, но он обречён.
Как и любое строение, памятник нуждается в постоянном уходе, которого он не получает. По информации из той же Википедии, в последний раз памятник был осмотрен 15 лет тому назад, во что мне верится с трудом, и вот почему. Примерно в эти же годы, я должен был из столицы Болгарии, Софии добраться до южного болгарского города Созополь.
Решил поехать на автобусе и на сутки остановиться в Пловдиве, там посетить своего старого институтского товарища Венцеслава Стоянова. Нет нужды рассказывать какой жаркой была встреча, но Венци я застал врасплох, именно в эти дни в его бизнес компании возникли сложности, которые надо было срочно решать. Уже присмотрел цветочный магазин.
Но Венци, услышав моё предложение, только поморщился и сказал: - Оставь эту идею, к памятнику не ходит транспорт. Как вы поняли, 15 лет тому назад, когда его якобы осматривали, он уже находился в плачевном состоянии. Такая вот печальная картина.
Ещё через некоторое время он начнет разваливаться, дожди и ветра сделают своё дело. Нет никакой уверенности, что в последующие 15 лет у городских властей возникнет желание, не просто осмотреть памятник, а произвести необходимый ремонт, вывезти мусор, отремонтировать дорогу. И правительство города, ссылаясь на отсутствие денег в городской казне, теперь уже, не интересуясь общественным мнением, прикажет разобрать его.
Как прискорбно это не звучит, но, пока не поздно, необходимо выкупить памятник, перевезти его к себе. А если возникнет необходимость сбора средств, то я готов, когда будет открыт счет, внести свою лепту. И подумать, где его установить.
Или установить на родине Алексея Скурлатова, в селе Налобиха Алтайского края.
За свободу, за мир, за возможность просто жить. Мы уже минимум три десятка лет наблюдаем, как в некоторых странах Европы выхолащивают эту благодарность из голов, умов и сердец своих жителей. В угоду политическим играм и манипуляциям, по сути, определяя для своих граждан путь исторического забвения. Обычно у тех, кто не помнит историю и не умеет извлекать из неё уроки, так всё и случается. Повторяется страшное. Депутат БГД отметила, что для её семьи ситуация с переносом памятника — личное оскорбление.
Погиб, освобождая Европу от фашистской чумы. Я ему благодарна. Как благодарна миллионам советских солдат за их героический подвиг, за то, что я живу. И, думаю, каждый, кто помнит героев своей семьи — участников Великой Отечественной войны, рассматривает эту ситуацию как личное оскорбление. Марина Понкрашёва выразила надежду, что и в этот раз памятник удастся отстоять, получится сохранить историю и не лишить людей возможности быть благодарными, а значит, помнить и не дать повториться кровавым событиям Второй мировой. Антон Васильев, председатель Алтайского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», директор юридического института АлтГУ: Как председатель комиссии Общественной палаты Алтайского края по вопросам образования, науки и культуры он напомнил, что в ряде восточно-европейских стран в настоящее время ведётся активный пересмотр истории, предпринимаются различные попытки придания историческому забвению подвига советского народа. И очень часто жертвами подобных, зачастую не разделяемых местными жителями стремлений становятся военные мемориалы и памятники советским воинам-освободителям.
С их сносом и разрушением далеко не всегда согласны граждане этих стран. И это касается не только Болгарии, но тех стран, в которых, казалось бы, русофобия набрала невиданные обороты, например в той же Польше достаточно бережные люди и даже не всегда причастные к числу родственников солдат-освободителей, тем не менее эту память хранят и стараются оберегать существующее историческое наследие, выступают против переносов и разрушений тех же памятников. Антон Васильев также напомнил о юридическом моменте подобных кощунственных действий. К сожалению, на сегодняшний день нет универсального международного документа, способного обязать какое-либо государство уважительно относиться к исторической памяти определённых эпох. В рамках работы над проектом по военно-мемориальному наследию Института памяти, который связан с Академией военных наук Российской Федерации, мы сформировали предложения по возможному расширению действия этого документа до уровня международных организаций. Основные моменты, которые хотелось бы там увидеть — это прежде всего обязательства по уважительному отношению к вкладу в Победу советского народа, без возможностей пересмотра исторических событий, и, что не менее важно, предусмотреть обязательное восстановление памятников, пострадавших от вандализма или естественного разрушения.
Там солдат и познакомился с рабочим телефонной станции Методи Витановым, участником болгарского Сопротивления. А уж тот передал его фотографию своему другу - скульптору Радославову, который искал подходящий типаж для своего замысла. В середине восьмидесятых ветеран Скурлатов приехал в Пловдив, где его встречали как героя. Прямо как в песне: «Цветы он не дарит девчатам, они ему дарят цветы». Его объявили почетным гражданином города. А затем настали другие времена. В 1989 году песня перестала звучать по радио. А потом и вовсе раздались призывы уничтожить величественный монумент. Алексей Скурлатов в окружении пионеров 1987 год. И постановил его снести. Но дух российско-болгарской дружбы еще был силен. Жители города установили круглосуточное дежурство на Холме освободителей. А болгарские женщины сплели для Алеши из красных и белых нитей гигантскую мартеницу на шею - защитный амулет у балканских народов. Тогда варвары отступили.
История памятника «Алеша», который хотят снести власти Болгарии
Среди них были и представители Латвии, Литвы и Франции. В прошлом году отмечалось 75-летие закладки знаменитого памятника. Форум же был вызван тем, что в минувшем январе депутаты муниципального совета Пловдива от партии «Демократы за сильную Болгарию» предложили перенести памятник «Алёша» в Музей социалистического искусства в Софии, причем осуществить это до конца 2024 г. Пресса сообщила, что форум в России прошел в штаб-квартире Ассамблеи, а в Болгарии — в Русском доме в Софии и у самого монумента «Алеша» в Пловдиве. Участники форума пришли к выводу, что борьба с фальсификациями военной истории перестала быть задачей только ученых, но сделалась общей задачей всего гражданского общества всех стран. Беспамятным ревизионистам истории и русофобам, увы, многое удалось: в Восточной Европе разрушены или демонтированы уже десятки памятников советским воинам-освободителям. Активизирована кампания по расчеловечиванию образа Советского Союза, России. Так было не всегда. На том же холме находится памятник российскому императору Александру II — Александру-Освободителю, как его часто называют в Болгарии. Как гласит городская легенда, в 1945 г.
И когда возникла идея создания памятника советскому воину-освободителю, у горожан в памяти возник образ атлетичного и жизнерадостного «руснака», запечатлённого на фотоснимках. Символически монумент был заложен в 1948 г. Поскольку инициатива создания памятника исходила от местных жителей, Общественный комитет строительства объявил конкурс проектов. Победил макет монумента «Красный богатырь», который создали скульптор Васил Радославов и его коллектив — Н. Марангозов, А. Занков, И. Цветанов, И. Топалов, Б.
А песня «Стоит над горою Алеша», исполненная на международном фестивале молодежи в Софии в 1968 году, стала гимном Пловдива. С распадом социалистического лагеря ситуация изменилась: памятник неоднократно пытались снести, а 10 января 2024 года депутаты болгарской оппозиционной партии «Демократы за сильную Болгарию» внесли на рассмотрение городского совета Пловдива предложение о переносе монумента в Музей социалистического искусства до конца текущего года. Специалисты считают эту инициативу равносильной разрушению мемориала.
Об этом пишет Plovdiv24. Мы поддерживаем это и выступаем за историческую правду», — приводит издание слова депутата Владимира Славенски. Отмечается, что памятник хотят перенести в Музей коммунистического искусства в Софии. Подобное решение, по словам Славенски, почтит память «жертв тоталитарного коммунистического режима». Депутат Йоно Чепилски отметил, что памятник выделяется на фоне других, установленных в городе, а его масштаб напоминает о временах «оккупации Болгарии СССР».
Прообраз памятника Прообразом памятника считается рядовой сборной роты 3-го Украинского фронта Алексей Иванович Скурлатов , бывший стрелок 10 отдельного лыжного батальона 922 стрелкового полка, переведённый из-за тяжёлого ранения в связисты. В 1944 году он восстанавливал телефонную линию Пловдив — София. Есть версия, что именно Методи Витанов передал фотографию [1] Алексея скульптору Василу Родославову и тот создавал памятник, основываясь на этом изображении. Попытки сноса памятника Первая попытка сноса памятника как символа «советской оккупации» была предпринята пловдивским общинским советом в 1989 году. Однако жителями Пловдива были организованы мероприятия в защиту памятника, в том числе круглосуточные дежурства у «Алёши». Следующая попытка была сделана в 1993 году. Мэр кмет Пловдива принял решение о демонтаже памятника. Против этого решения выступили десятки общественных организаций Болгарии, а группа проживающих в Болгарии русских ветеранов даже пригрозила актом публичного самосожжения в случае уничтожения памятника. В 1996 году «общинский совет» Пловдива вновь постановил снести монумент. Это решение было отменено окружным судом.
Надолго ли памятник Алёше в Пловдиве оставлен в покое
В 1944 году он восстанавливал телефонную линию Пловдив — София. В 1966 году поэт Константин Ваншенкин и композитор Эдуард Колмановский написали песню, посвящённую памятнику, которая так и называется — "Алёша". До 1989 года эта композиция была официальным гимном Пловдива. Стоит отметить, что с того же года болгарские политики предпринимают попытки снести знаменитый памятник.
Сдавали город в битвах, чтоб новый век начать. Вдаль Алексей Скулатов который год глядит: Гранит на крепкой стали - как славы монолит. Герой - Освободитель не свергнут в век страстей, Ему несут букеты от жён и матерей. Я помню сто ступенек в палящий летний зной, Как, внемля чувствам, стойко, я встала с парнем в строй.
История такая. В 1957 году, когда монумент только что открыли, один болгарский солдат Методи Витанов увидел этот памятник и узнал в нём своего фронтового товарища Алексея Скурлатова. Они вместе воевали и подружились. И Витанов прямо на постаменте написал мелом «Альоша». Так звали его друга Алексея в армии. Это ласковое имя сразу прилипло к памятнику. Люди стали называть монумент «Алёша» и это название закрепилось навсегда. Так неофициально зародилось имя, которое теперь неразрывно связано с символом Пловдива.
А вот сам человек, с которого был списан «Алёша», долго оставался неизвестным. Представляете, памятник стоит, а его прототипа найти не могут! Алексей Скурлатов в образе советского воина-победителя Алеши Только в 1974 году Витанов решил отыскать своего фронтового друга Алексея Скурлатова. Он дал объявление в газету, попросил помочь разыскать настоящего Алёшу. И вот, можете себе представить, спустя почти 30 лет после войны Скурлатов нашёлся! Оказалось, он выжил, вернулся в Сибирь после войны и работал там слесарем на заводе. А вот больше подробностей о самом Алексее Скурлатове: Родом из Алтайского края.
Отмечается, что когда Методи Витанов на открытии монумента увидел сходство каменного солдата со своим другом, он подписал на постаменте мелом «Альоша». Сам Алексей Скурлатов долгое время не догадывался, что в Болгарии установлен изображающий его памятник. О своей причастности к монументу он узнал, когда в 1974 году болгарский друг вышел с ним на связь. Впервые Алексей Скурлатов посетил холм Освободителей в Пловдиве и увидел памятник «Алеша» в 1982 году. В селе Налобиха, где родился Алексей Скурлатов, в местной школе работает музей его имени.
Страсти по «Алёше», или Как памятник стал личным врагом
Ассамблея народов Евразии провела форум в защиту памятника «Алёша», установленного в честь советского солдата-освободителя в болгарском Пловдиве. Идея поставить памятник родилась у жителей Пловдива в 1948 году. Город Пловдив и памятник Алеша (Альоша). Да, «Алёша» — изначально — сердечное народное имя памятника советскому воину-освободителю, открытого под Пловдивом 5 ноября 1957 г. на Холме Освободителей (Бунарджик), неподалёку от памятника героям Шипки — русским солдатам, павшим в. Обычно пол памятником Алеше подразумевают памятник установленный в болгарском городе Пловдив. В 1989 году песня «Алеша» перестала быть гимном Пловдива, а сам памятник оказался под угрозой.
Памятник Алеше в Болгарии
5 ноября 1957 года в Пловдиве (Болгария) был открыт памятник советскому солдату-освободителю «Алеша». Памятник воину Алексею в Пловдиве. Сквозь тернии фашизма и злобы виражи В Болгарии Алёша Победу сторожит. Алексей Скурлатов, навеки запечатленный в образе советского воина-победителя Алеши, памятник которому установлен в болгарском Пловдиве, ушел на фронт добровольцем в сентябре 1941 года. Впервые Алексей Скурлатов посетил холм Освободителей в Пловдиве и увидел памятник «Алеша» в 1982 году. Депутаты партии "Демократы за сильную Болгарию" предложили демонтировать и перенести памятник советскому солдату-освободителю "Алеша" в Пловдиве. Памятник Советскому Солдату в Пловдиве.
Кто был настоящим Алёшей - героем песни и прототипом памятника?
Болгария защищала Алешу так же решительно и отважно, как когда-то советские солдаты били врага. Инициатива снизу Памятник Алеше в Болгарии появился без указки «партии и правительства». Инициатором его создания выступила пловдивская общественность. Один из местных жителей, бывший участник антифашистского сопротивления, принес в организационный комитет по созданию памятника фотографии своего приятеля, рядового-связиста, орденоносца Алексея Скурлатова. Болгарин познакомился с ним в период нахождения в городе советских частей. Руководителю творческой группы В. Радославову понравился атлетический парень с открытым лицом, и он выполнял эскиз памятника с его облика. Об этом стало известно, и скульптуру сразу окрестили Алешей.
Алексей ушёл на фронт добровольцем. Боевое крещение принял под Москвой у деревни Крюково. Участвовал в Курской битве, освобождении Харькова, Николаева и Вознесенска. Был награждён двумя орденами Красной Звезды второй получил уже в наши дни, с большим опозданием. За четыре года войны Скурлатова не раз считали погибшим, его родители дважды получали похоронку.
Русский солдат Алексей Скурлатов дошёл до Болгарии, где в 1944 г. Именно в Пловдиве Алексей Иванович подружился с рабочим телефонной станции Методи Витановым, участником болгарского антифашистского Сопротивления. И именно Витанов потом и передал фотографию Алексея скульптору В. Вернулся Скурлатов домой в ноябре 1946 г. Благодатная земля: из этого района родом также лётчик-космонавт Герман Титов и поэт Роберт Рождественский.
Алексей работал бригадиром МТС, комбайнёром, слесарем-наладчиком, старшим инженером, мастером моторного участка. В 1983 г. О том, кто был прототипом пловдивского «Алёши» стало широко известно только в 1980-х. С тех пор власти Болгарии тесно общались с ветераном. В доме Скуратова хранится медаль почетного гражданина Пловдива и письма, которые приходили со всего света.
Сохранился чемодан с документами, письмами. Второй орден Красной Звезды нашёл воина в год его юбилея. Карлин вручил бывшему фронтовому разведчику этот орден.
Да и должность Методи Витанова бывший боец Сопротивления стал инспектором по охране труда в областном совете профсоюзов давала некоторую степень свободы для поиска. Знал болгарин о своем русском друге ничтожно мало: зовут Алешей, родом из Сибири. Даже фамилия с годами выветрилась из памяти. И все же он начал искать. Первая весточка, дошедшая от Методи до Алексея, относится к 1974 году. В этом письме Методи Витанов рассказал историю памятника Советской армии в Пловдиве, объяснил, почему памятнику дано имя "Алеша", и просил откликнуться советского солдата, с которым в Пловдиве его свела война.
На Овчинниковском ремзаводе в Косихинском районе, где в то время работал слесарем-наладчиком Скурлатов, это обращение читали. Алексей Иванович не на шутку разволновался, сказал, что так, мол, оно все и было, как вспоминает болгарский профсоюзный функционер. Но товарищи по бригаде не поверили, что он действительно знает Витанова… Алексей Иванович замкнулся и больше никогда ни с кем не говорил ни о Пловдиве, ни о памятнике, которому, судя по обращению, болгары дали его имя. А шесть лет спустя Андрей Усольцев, принесший в бригаду "Огонек" с обращением Витанова, отдыхал в Белокурихе и оказался в одном номере с учителем и краеведом из Свердловска Леонидом Голубевым. По радио прозвучала песня про Алешу, и Голубев рассказал, что уже много лет со школьным клубом ищет и не может найти героя этой песни. Претендентов на роль Алеши, солдат, освобождавших Болгарию, встретили много, но ни в одном из них Витанов не признал друга. Завязалась переписка. Фотография Алексея Скурлатова полетела в Пловдив и назад, как все предыдущие не вернулась. Шел 1982 год.
И снова путь воина-освободителя, как в 1944-м, болгары устилали розами. Внизу в голубой дымке лежал Пловдив с развалинами античного стадиона, знаменитой ярмаркой, широкой рекой-красавицей Марицей и выстроенными уже после войны современными кварталами зданий… В тот год Алексею Ивановичу исполнилось 60.
Активизирована кампания по расчеловечиванию образа Советского Союза, России. Так было не всегда.
На том же холме находится памятник российскому императору Александру II — Александру-Освободителю, как его часто называют в Болгарии. Как гласит городская легенда, в 1945 г. И когда возникла идея создания памятника советскому воину-освободителю, у горожан в памяти возник образ атлетичного и жизнерадостного «руснака», запечатлённого на фотоснимках. Символически монумент был заложен в 1948 г.
Поскольку инициатива создания памятника исходила от местных жителей, Общественный комитет строительства объявил конкурс проектов. Победил макет монумента «Красный богатырь», который создали скульптор Васил Радославов и его коллектив — Н. Марангозов, А. Занков, И.
Цветанов, И. Топалов, Б. Марков, Г. К «Алёше» ведёт гранитная стоступенчатая лестница.
Почти двенадцатиметровая статуя на шестиметровом постаменте, видная из любой точки города, смотрит на восток. В руках советского солдата — опущенный автомат. Монумент изготовлен из железобетона, имеет гранитную и сиенитную облицовку и украшен барельефами с надписями «Советская Армия бьёт врага» и «Народ встречает советских воинов». Кто же стал прототипом каменного Алёши?
Алёша (памятник, Пловдив)
История «Алеши» В 1948 году, как раз тогда, когда в памяти жителей Болгарии еще были свежи воспоминания о войне. Одна из причин – на перенос памятника в городе нет средств. Кроме того, ряд депутатов Пловдива всё же выступили в защиту «Алёши». Памятник Алеше в Болгарии Стоит над горою Алеша, в Болгарии русский солдат Эта советская песня долгое время официально считалась гимном крупного болгарского города Пловдив.
«Солдат Алёша над Пловдивом вознесён»
В мероприятии также приняла участие праправнучка рядового Алексея Ивановича Скурлатова — прототипа памятника «Алёша» — Екатерина Банных. Она подчеркнула необходимость сохранения памяти о подвиге советских солдат-освободителей и важность патриотического воспитания подрастающего поколения. Тема освобождения Болгарии — в 1878 году от османского ига и в 1944 году от немецко-фашистских захватчиков — также поднималась в этот день и в ходе Международной конференции «142-летие после Русско-турецкой освободительной войны.
Тогда-то и наступил момент истины и своеобразной проверки на прочность той самой дружбы русского и болгарского народов, которую олицетворял памятник. И простые пловдивчане встали на защиту своего «Алёши». Около памятника воину-освободителю было организовано круглосуточное дежурство.
На площади города одна за другой проходили демонстрации в его защиту. Проживающие в Болгарии русские ветераны войны и патриоты из числа местных жителей организовали сбор пожертвований, чтобы выкупить у мэрии землю, где расположен холм Бунарджик с памятником. Пожилые болгарки сплели «Алёше» гигантскую «мартиницу» - традиционный символ здоровья и долголетия, которую по обычаю подносят родственникам и друзьям в начале марта. И повесили её на грудь 17-метрового каменного исполина. Это противостояние в ожидании судебного вердикта по поводу решения Болгарского парламента о сносе монумента длилось почти два года.
И в конечном итоге Верховный административный суд страны его вынес: памятник, как символ Второй мировой войны не подлежит демонтажу. После празднования 50-летнего юбилея «Алёши», ситуация вокруг памятника успокоилась. Сюда, к сожалению, почти прекратилось паломничество свадебных кортежей и выпускников-школьников. Даже просто прогуляться вечером стали приходить очень редко. Песню-гимн не поют сегодняшняя молодёжь её даже не знает.
Тем не менее монумент на холме Бунарджик до сих пор остаётся одним из главных символов Пловдива и входит в обязательную туристическую программу. Местные активисты не позволяют памятнику приходить в запустение. Дважды в год, накануне 9 мая и 3 марта день освобождения Болгарии от турецкого ига , они чистят и убирают площадку перед ним. Есть даже художник-альпинист-любитель, который поднимается на «Алёшу», приводит в порядок надпись, и в случае необходимости - все верхние точки монумента. Нет никакого сомнения, что и в этом году солдатский каменный исполин, возвышающийся над Пловдивом, встретит свою очередную годовщину с той же гордо поднятой головой.
Заметим, что у подножия обнаженного Геракла находился также храм богини Деметры. Это доказано, как письменными, так и археологическими записями. Статуя Геракла есть на монетах. В одной руке он держит булаву, а в другой — львиную шкуру со всеми ее атрибутами, цель «, — прокомментировал болгасркий историк Владимир Бальчев. На Бунарджике был источник и оттуда проходил акведук, снабжавший город питьевой водой. Во времена османского владычества холм находился за пределами города и с него добывали камень для строительства. Первый памятник на вершине был установлен по инициативе российской императорской власти.
Там Скурлатов познакомился с Методи Витановым, который трудился на телефонной станции и был активным членом болгарского Сопротивления. Эти два человека стали друзьями. Именно Витанов передал скульпторам, которые трудились над созданием памятника, фотографию Скурлатова. Вдохновленные образом красивого парня, они увековечили его в камне. Причем, сам Алексей долгое время даже не догадывался об этом. В 1962 году советский композитор Эдуард Колмановский посетил Болгарию. Побывал он и в Пловдиве, где, конечно же, увидел величественный памятник. У него возникла идея создать песню, посвященную бойцам, освобождавшим братскую страну от фашистов. Известный поэт Константин Ваншенкин поддержал идею и написал стихи к песне. В 1967 году ее исполнил легендарный ансамбль Советской Армии имени Александрова — как раз у подножия памятника.