Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 «Плавник», затонула в результате пожара в Норвежском море 7 апреля 1989 года.
Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка
Фото: РИА Новости. Ровно 33 года назад в результате катастрофы в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка «Комсомолец». была единственной в мире атомной подводной лодкой, способной погружаться на глубину 1000 метров.
К-278 "Комсомольц" рекорд погружения
Маркова 34 года со дня гибели АПЛ К-278 «Комсомолец» 7 апреля 1989 года в Норвежском море в районе острова Медвежий в результате пожара погибла атомная подводная лодка «Комсомолец» К-278. В память об этом трагическом событии приказом Главнокомандующего ВМФ РФ в 1996 году был установлен «День памяти погибших подводников» - 7 апреля. Во время аварии погибло 42 подводника. Только 27 членов экипажа удалось спасти прибывшим спасателям. В годовщину гибели «Комсомольца» соберутся оставшиеся в живых, их родные и близкие, ветераны-подводники на панихиду в Николо-Богоявленском Морском соборе в 12:00, чтобы почтить память «воинов в море погибших…» В 1983 в состав ВМФ вошла новая уникальная подводная лодка, спроектированная в Ленинградском конструкторском бюро «РУБИН» под руководством Н. Климова и Ю. Построенная на легендарном Северодвинском Северном машиностроительном предприятии, по сути, эта лодка со сверхпрочным титановым корпусом была опытным кораблем, способным вести боевые действия на глубине, более чем в два раза превосходящей обычную глубину погружения подводных лодок.
Во-первых, до сих пор неизвестна истинная причина возгорания. Сообщалось, что очаг пожара возник в седьмом отсеке. Что произошло — начали гореть масляные сепараторы, как об этом говорили потом, или же обстоятельства были другими? Но главный вопрос всё-таки заключается в другом. Известно множество случаев, когда субмарины терпели бедствие, находясь под водой. Но «Комсомолец» — и это уникальный случай! После того, как начался пожар, лодка успешно всплыла на поверхность, капитан передал сигнал об аварии, а экипаж начал борьбу за живучесть судна. А затем лодка вдруг начала погружаться в воду и всего за полчаса полностью затонула. Как такое могло произойти? Вадим Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке По моему мнению, ответ может заключаться в следующем. Не раз говорилось, что «Комсомолец» был поистине уникальным кораблём. Лодка могла погружаться на тысячу метров, ведя наблюдение за субмаринами и надводными кораблями противника и оставаясь при этом незамеченной. И неуязвимой — на такой глубине противолодочные средства уже не действуют. Достичь такого эффекта конструкторам во многом удалось благодаря одному решающему фактору: «Комсомолец» был полностью сделан из титана. Этот лёгкий металл стоит огромных денег, но в СССР на оборону не жалели средств. В результате в июне 1983 года лодка была спущена на воду, а в декабре вступила в строй. На испытаниях в 1984-м К-278 произвела успешный пуск нескольких торпед с глубины 800 метров, а в августе 1985 года она установила абсолютный рекорд погружения, нырнув на 1027 метров. По теме Что происходит на дне? Диверсии на «Северном потоке» и в Балтийском море как предпосылки Третьей мировой войны То есть лодка по всем статьям являлась вершиной инженерной мысли.
Как рассказывает директор ИПМ Владимир Булгаков, пробы воды, придонных отложений, биоты делились пополам и параллельно исследовались в российских и норвежских лабораториях. Результатами по-честному обменивались. Результат 30-летних наблюдений подтверждал: утечек радиоактивных материалов с АПЛ «Комсомолец» нет. И тут вдруг такое! В 800 тысяч раз! Это буквально на днях обнаружила норвежская экспедиция, в составе которой был всего один представитель НПО «Тайфун» на правах наблюдателя. К затонувшей АПЛ спустили беспилотный глубоководный аппарат, который взял пробы воды. Их экспресс-анализ на борту экспедиционного судна выдал сенсационный результат, который тут же разлетелся по всему миру. Точка отсчета Анализ воды, взятой из вентиляционного отверстия реакторного отсека «Комсомольца», показал 800 беккерелей на литр. При этом отмечается, что естественный уровень радиации в Норвежском море — 0,001 беккереля на литр. Разница — 800 тысяч раз. Однако все познается в сравнении. По действующим в Норвегии нормам, предельная радиоактивность в пищевых продуктах не должна превышать 600 беккерелей на килограмм. То есть, если сравнивать эти показатели, превышение всего в 1,3 раза. В принципе, такую воду, если бы не ее соленость, даже пить можно без всякого ущерба.
Видимо, опасаясь последствий пожара, на нём заглушили реактор. Петроградский связался с судами, те обещали подыскать в своих запасах нужное количество. С этого момента события стали развиваться стремительно. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Из воды показался задранный нос лодки, дифферент на корму увеличился. Из лодки непрерывным потоком начали эвакуироваться моряки. ИЛ-38 сбрасывает авиационный спасательный контейнер. H G Я O и опустилась на глубину 1658 метров. В воде оказалось около шестидесяти человек. Пятеро моряков, включая командира К-278 Е. Ванина, успели забраться в ВСК, но после всплытия камеры от разницы давлений сорвало люк и выбросило в море мичмана Сергея Черникова, после чего через открытый люк смог самостоятельно выбраться лишь мичман Виктор Слюсаренко [5] [6]. Камера из-за притока через люк забортной воды затонула [5]. Внутри прочного корпуса подводной лодки остался капитан 3-го ранга А. Испенков, до последних минут обеспечивавший работу дизель-генератора. Задача — сменить в районе бедствия экипаж майора Петроградского. В течение 50 минут было снято вооружение и подвешены спасательные контейнеры КАС. По прибытии в район снизились до высоты 30 метров. Задача — наводить спасательные средства на все обнаруженные в воде предметы и людей. Ушли из района по остатку топлива с наступлением темноты. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 17 человек, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 живых и 16 погибших моряков. Принятыми экипажем мерами ликвидировать его не удалось. Лодка затонула. Имеются человеческие жертвы. В результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибли, 27 человек выжили. Тела умерших были преданы земле. Остальные 23 погибших остались в море: капитан 3-го ранга А. Испенков, а также вахтенные 6-го и 7-го отсеков: мичман Владимир Колотилин и старший матрос Н. Бухникашвили — на борту корабля, тела трёх членов экипажа, включая командира корабля Е. Ванина, остались на дне в ВСК, но большинство — утонули в ледяной воде, не дождавшись подхода спасателей. Расследование[ править править код ] 9 апреля 1989 года военным прокурором Северного флота было возбуждено дело о катастрофе подводной лодки К-278 по признакам преступления, предусмотренного пунктом «в» статьи 260. По итогам трёх лет работы объединённая экспертная комиссия пришла к выводу, что находившийся в момент гибели на борту «Комсомольца» 604-й экипаж не был в достаточной степени подготовлен для похода, в частности перерыв после предыдущего выхода в море превышал предельно допустимый срок в 8 месяцев, а пять членов экипажа не были допущены к исполнению обязанностей согласно занимаемой должности. То есть, экипаж потерял линейность, и отправка его в море без дополнительной подготовки была недопустима. В январе 1998 года руководитель следственной группы отправил главнокомандующему ВМФ РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших катастрофе атомной подводной лодки «Комсомолец», со следующими рекомендациями: Рассмотреть представление с участием лиц, ответственных за боевую подготовку в ВМФ. Принять меры к обеспечению надлежащего уровня боевой подготовки экипажей подводных лодок.
Выставка "Памяти АПЛ К-278 "Комсомолец"
Каждый год россияне чествуют героев, которые несли на своих плечах огромную ответственность и отдали свою жизнь, служа Родине. День памяти моряков-подводников 7 апреля — история Субмарина АПЛ К-278, созданная в Северодвинске, была спущена на воду в августе 1983 года. Подводная лодка была способна опускаться на глубину в 1020 м и имела выдающиеся технические характеристики. Субмарина выполняла научные и оборонные функции, а также использовалась для учений флота.
Причина возгорания до сих пор не установлена. ЧП повлекло за собой разгерметизацию корпуса. Попытки экипажа ликвидировать последствия оказались безрезультатны — после шести часов усилий подводников субмарина всё-таки пошла ко дну.
Трагически погиб Ваш сын, капитан 3-го ранга Анатолий Матвеевич Испенков. Боевые товарищи по экипажу подводной лодки знали Анатолия Матвеевича как мужественного, смелого, благородного человека, надежного товарища, заботливого и требовательного командира. Он с честью выполнил свой воинский долг, безупречно нес почетную службу военного моряка и остался до конца верным военной присяге. Я разделяю с Вами Ваше горе и прошу принять мое искреннее соболезнование». Лидия Петровна умерла в 2009 году. Вот уже почти два десятка лет в Витебске ежегодно проходит международный турнир по вольной борьбе, посвященный памяти капитана 3-го ранга Анатолия Испенкова и его погибших товарищей. Соревнования организовал тренер Анатолий Коваленко, одноклассник подводника. На АПЛ К-278 погибли старший матрос Игорь Апаносевич, командир отделения рулевых-сигнальщиков, который родился в 1969 году в поселке Победоносный Клецкого района, и старший матрос Евгений Вершило, электрик, 1968 года рождения, из поселка Мядель.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 мая 1989 года за мужество и самоотверженные действия, проявленные при выполнении воинского долга, капитан 3-го ранга Анатолий Матвеевич Испенков, старший матрос Игорь Олегович Апаносевич и старший матрос Евгений Эдмунтович Вершило посмертно награждены орденом Красного Знамени. Мужество экипажа АПЛ «Курск» Среди 118 членов экипажа атомного ракетного крейсера К-141 «Курск», который в результате катастрофы 12 августа 2000 года затонул в Баренцевом море, находился капитан 2-го ранга Сергей Дудко, старший помощник командира подводной лодки. Родился он 27 февраля 1969 года в Пинске. После окончания училища в 1991 году был назначен на Северный флот, в военно-морскую базу Видяево, на атомную подводную лодку Б-414 «Даниил Московский». В 1994 году во время похода подлодки на Северный полюс Сергей вовремя заметил начавшийся в отсеке пожар и потушил его.
Поддубный также считает, что западные эксперты могут переживать из-за того, что «передовые технологии» иностранных ВПК теперь в руках российских инженеров. Полянский сравнил поведение литовского дипломата, разместившего фотоколлаж, намекающий на возможность ракетного удара по Крымскому мосту, с поведением «раболепных американских болонок» и напомнил о твите главы МИД Польши Радослава Сикорского, в котором тот намекнул на причастность США к диверсии на «Северных потоках». Российский дипломат предупредил, что авторы подобных угроз пожалеют о своих словах. По информации издания, Берлин стал одним из самых яростных противников возглавляемых США попыток конфисковать часть примерно 300 млрд долларов активов российского Центробанка, которые были заморожены в начале конфликта, передает РИА «Новости». Как заявили в немецком правительстве, конфискация, а не заморозка средств может создать прецедент для новых исков к ним за преступления Второй мировой войны. Кроме того, немецкие чиновники опасаются, что нарушение этого принципа в отношении России может подорвать давнюю правовую позицию страны. Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил , что решение изъять российские активы станет «солидным гвоздем» в гроб западной экономики. Ему необходимо покинуть страну в течение трех дней, передает РИА «Новости». Уведомление о необходимости покинуть страну в течение трех дней не препятствует назначению Гулько справедливого наказания за совершенное им правонарушение, добавил источник в полиции. Ранее сообщалось, что студент был арестован 26 апреля на 46 суток за публикацию постов с призывами и лозунгами националистического характера. В Telegram -канале Mash указано, что в 2021 году Кузнецов принял присягу в украинской армии и служил в спецчасти во Львовской области. При этом после начала спецоперации Кузнецова отправили на передовую, когда он узнал, что украинская тероборона расстреляла колонну его бывших сослуживцев. Затем мужчина получил ранение, попал в госпиталь, где врачи требовали с солдат деньги за лечение. Позднее Кузнецов решил бежать к родственникам в Россию. Он поступил в военный университет, где занялся армейским рукопашным боем.
Ей принадлежат до сих пор не побитые рекорды по глубинам погружения 1027 м и применения торпедного оружия свыше 800 м. Согласно информации на сайте компании, распространяемая информация не соответствует действительности, все торги по реализации авиационной техники проведены в соответствии с законодательством, при этом иностранные компании к торгам не допускались. Отмечается, что списанная техника ликвидируется и вывозится с территории предприятия только в виде лома цветных металлов. Ранее Австралия отказалась отдать старые вертолеты для ремонта и передачи Киеву и предпочла их утилизировать. Во-первых, развенчан миф о неуязвимости западного оружия; а во-вторых, передовые технологии ВПК альянса попали в руки россиян, считает военкор Евгений Поддубный. Как отмечает Поддубный в своем Telegram-канале , демонстрация подбитой иностранной бронетехники прямиком указывает на участие НАТО в боевых действиях на Украине. По словам военкора, особенно обидно Германии, помимо «фантомных болей после поражения в Великой Отечественной», есть и сугубо коммерческий интерес. Как пишет Поддубный, после уничтожения первого «Леопарда» в зоне СВО акции немецких военных концернов заметно упали, а выставка в Москве не добавит им роста. Поддубный также считает, что западные эксперты могут переживать из-за того, что «передовые технологии» иностранных ВПК теперь в руках российских инженеров. Полянский сравнил поведение литовского дипломата, разместившего фотоколлаж, намекающий на возможность ракетного удара по Крымскому мосту, с поведением «раболепных американских болонок» и напомнил о твите главы МИД Польши Радослава Сикорского, в котором тот намекнул на причастность США к диверсии на «Северных потоках». Российский дипломат предупредил, что авторы подобных угроз пожалеют о своих словах. По информации издания, Берлин стал одним из самых яростных противников возглавляемых США попыток конфисковать часть примерно 300 млрд долларов активов российского Центробанка, которые были заморожены в начале конфликта, передает РИА «Новости». Как заявили в немецком правительстве, конфискация, а не заморозка средств может создать прецедент для новых исков к ним за преступления Второй мировой войны. Кроме того, немецкие чиновники опасаются, что нарушение этого принципа в отношении России может подорвать давнюю правовую позицию страны. Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил , что решение изъять российские активы станет «солидным гвоздем» в гроб западной экономики.
Пожар на «Комсомольце»: тайна гибели лучшей советской АПЛ
Только на глубине почти 1700 метров от очередного взрыва она оторвалась и стремительно начала всплывать. От перепада давления на поверхности моря люк вырвало, и мичмана Черникова выбросило из камеры на 20 метров. Он погиб от удара о воду. А через секунду капсула затонула, унеся с собой командира и еще двоих моряков. Спастись с чудовищной глубины удалось только пятому - мичману Слюсаренко. Это была первая авария подводной лодки, о которой сообщили открыто. Сохранились фотографии: моряки сгрудились вокруг перевернутого плотика. В ледяной воде человек выдерживает не более 15 минут. Они продержались полтора часа. Мы тогда думали, что это взрыв на подлодке, на которой остался командир, в этот момент мы запели песню "Варяг", тем самым сплачиваясь. И говорить о психологическом воздействии на продолжительность жизни в экстремальной ситуации, то это как раз случай с нашим экипажем.
Песню пели не потому, что хотелось петь, а чтобы поддержать друг друга", - рассказывает Игорь Калинин. Из 69 членов экипажа спаслись всего 27.
На борту умерли еще трое из тридцати спасенных.
Всего в результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибло, 27 — выжили. Тела умерших были преданы земле. Остальные 20 погибших, в том числе Александр Володин, остались в море.
Большинство из них утонули в ледяной воде, не дождавшись подхода спасателей. К-278 вошел в число постоянно боеготовых кораблей 29 июня 1985 года. На борту подводной лодки находился сменный 604-й экипаж под командованием капитана 1-го ранга Е.
Продолжающаяся продувка систем главного балласта правого борта горячими газами через поврежденный трубопровод в седьмом отсеке послужила причиной того, что АПЛ спустя пару минут после всплытия начала крениться на левый борт, крен вскоре достиг 6 градусов. На тот момент горели шестой и седьмой отсеки, еще три второй, третий и пятый были задымлены, в третьем отсеке загорелся пульт, а в пятом вспыхнули горючие газы. При всплытии подлодка перешла на аккумуляторное электроснабжение, а еще через несколько минут по команде был произведен запуск аварийного дизель-генератора, он работал более двух часов. Ядерный реактор в результате срабатывания аварийной защиты заглушили. Через 14 минут с АПЛ был передан первый сигнал о бедствии. Эксперты полагают, что разрушенные системы гидравлики не позволили его своевременно принять и расшифровать в Главном штабе ВМФ СССР — только получив восьмое по счету сообщение с «Комсомольца» в 12. Из-за продувки цистерны главного балласта правого борта воздухом, поступающим из седьмого отсека, продолжал увеличиваться крен АПЛ. Было принято решение продувать противоположные цистерны, что только увеличило поступление сжатого воздуха в охваченные огнем отсеки.
Фатальным оказалось и промедление с отдачей приказа об использовании экипажем индивидуальных дыхательных аппаратов, длительное время команда пользовалась шланговыми. Тем временем несколько членов экипажа подлодки уже насмерть отравились продуктами горения. Командир АПЛ ни о чем не просил и сообщил, что ситуация командой «Комсомольца» контролируется. Надводные суда, по расчетам, должны были подойти к месту аварии только к шести часам вечера к тому времени субмарина уже затонула. В пятом часу АПЛ начала увеличивать крен, Ванин приказал начать эвакуацию экипажа и подготовить всплывающую спасательную камеру. С самолета был сброшен спасательный контейнер. С самой АПЛ получилось спустить лишь один спасательный плот.
K278 комсомолец 17. Экипаж к 278 комсомолец 18. Атомной подводной лодки "комсомолец" 19. Подводная лодка комсомолец тайна гибели 20. Экипаж к 278 комсомолец 21. Подводная лодка комсомолец двигатель 22. Подводная лодка к-278 комсомолец 23. Атомная подводная лодка комсомолец Фото: К-278 комсомолец на дне 26. Памяти подводников к-278 "комсомолец" 27. Project 705 Alpha Cutaway 28. Спасательная капсула АПЛ комсомолец 29. Подводная лодка к-278 комсомолец 30. К-278 подводная лодка 31. Комсомолец подводная лодка гибель 33. Подводная лодка к-278 комсомолец 34. Характеристики АПЛ комсомолец 36.
Авария на АПЛ «Комсомолец»: как экипажу удалось спастись с подводной лодки
Депутаты областной Думы почтили память экипажа АПЛ «Комсомолец» | Юрий Парамонов, командир гидроакустической группы АПЛ К-278 «Комсомолец»: «В холодной воде мы провели около часа и 20 минут». |
Выставка "Памяти АПЛ К-278 "Комсомолец" | EADaily напоминает, что АПЛ «Комсомолец» K-278 проекта «Плавник» затонула после пожара 7 апреля 1989 года в 180 км от острова Медвежий. |
Подводная лодка К-278, "Комсомолец". Проект 685. 604-й экипаж | 7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Военные, происшествия. |
Память моряков погибшей АПЛ "Комсомолец" почтили в Мурманской области
Если речь идет о цезии-137, это необходимо принять во внимание. Тем не менее, эта активность сильно разбавляется водой, и пока не несет угрозы». Что будет дальше? Слежение за радиационной ситуацией в районе гибели «Комсомольца» продолжится и далее.
Со слов Булгакова, на 2021 год запланирована совместная российско-норвежская экспедиция. В северных морях затонуло четыре наших АПЛ. Подняли одну — «Курск».
За состоянием остальных внимательно смотрят. Как долго они будут лежать на дне, никто не знает. Одни специалисты утверждают, что «не буди лихо, пока оно тихо», — не надо поднимать.
Другие настаивают на том, что нельзя ждать серьезной радиационной катастрофы, которая убьет все живое в Северной Атлантике — поднять необходимо немедленно. Однако такая операция стоит огромных денег. АПЛ «Комсомолец» была спущена на воду в 1983 году.
Уникальный титановый корпус корабля позволил ему установить до сих пор не превзойденный рекорд глубины погружения для подводных лодок с экипажем — 1027 м. На такой глубине АПЛ невозможно ни обнаружить, ни уничтожить.
Резервная энергетическая установка включала в себя дизель-генератор мощностью 500 кВт и массив из 122 аккумуляторных батарей. В законцовках горизонтального оперения размещались капсулы с электромоторами мощностью по 300кВт каждый, приводящие в движение винты. Резервный движитель позволял лодке развивать скорость до 5 узлов. Максимальная глубина погружения Субмарина могла погружаться на такие глубины, куда ранее не мог проникнуть ни один боевой корабль.
Проектная глубина погружения подлодки К-278 составляла 1000 метров, а в качестве предельной глубины, на которой лодка могла сохранить свою целостность, разработчики рассчитывали на 1250 метров. Вооружение Лодка несла на своем борту ядерное оружие , но она не относилась к подводным лодкам стратегического назначения так называемым «убийцам городов». К-278 не имел на вооружении межконтинентальных ракет с ядерными боеголовками, задачей подводного крейсера была борьба с кораблями и субмаринами противника. С этой целью на вооружении «Комсомольца» стояли торпеды и крылатые ракеты «Гранат» и «Шквал», способные оснащаться ядерными боевыми зарядами мощностью порядка 150 килотонн. Подлодка могла стрелять ими даже на предельной глубине погружения. Торпеды АПЛ имела шесть носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм с устройством быстрого заряжения.
Боезапас торпедного вооружения на подлодке включал в себя 12 торпед САЭТ-60М, которые обладали дальностью хода до 12 км, имели пассивную акустическую систему самонаведения и несли фугасную боевую часть массой 300 кг. Ракеты К ракетному вооружению относились 10 ракето-торпед РК-55 «Гранат» и подводных ракет ВА-111 «Шквал» в качестве боеприпасов к торпедным аппаратам, каждый из которых имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство. ТТХ ракето-торпед «Гранат» примерно соответствовали характеристикам американских крылатых ракет морского базирования «Томагавк» и обладали максимальной дальностью 3000 км. Ракеты «Шквал» применялись для поражения надводных и подводных целей на близкой дистанции до 13 км и несли боевую часть массой 210 кг. Экипаж Штатный экипаж лодки включал в себя 60 человек, половину из которых составляли офицеры. Для несения боевой службы было сформировано два состава экипажа.
Первым из них значился экипаж под командованием капитана 1 ранга Юрия Зеленского. Экипаж под командованием капитана первого ранга Евгения Ванина состоял из 69 человек.
На верхней палубе были расположены кают-компания, камбуз и санитарно-бытовые помещения, на нижней палубе — каюты личного состава. В трюме находилась: электролизная установка, а, также, провизионная кладовая и емкости с пресной водой; 3-й — центральный пост. На верхней палубе были расположены пульты управления главного поста и вычислительный комплекс.
На нижней палубе был установлен аварийный дизель-генератор; Во 2-м и 3-м отсеках, где располагались центральный пост и жилые помещения, была сформирована т. В нем располагалась паропроизводящая установка с одним ядерным реактором ОК-650Б-3 190 мВт и оборудованием ППУ; 5-й — отсек вспомогательных механизмов; 6-й — турбинный отсек. В нем располагался главный турбозубчатый агрегат 43000 л. По нему проходила линия главного вала, и размещались приводы рулей. Во всех семи отсеках АПЛ были установлены системы воздушно-пенного и объемного химического пожаротушения.
Для сведения к минимуму числа отверстий в прочном корпусе проектанты отказались от прочной рубки, заменив её всплывающей камерой, способной вместить весь экипаж и обеспечивающей его спасение с глубин до 1500 м. Камера, оснащенная автономной системой энергоснабжения, располагалась в ограждении выдвижных устройств и при нахождении корабля в надводном положении использовалась для выхода из помещений прочного корпуса на палубу надстройки. Для экстренного всплытия с больших глубин, при поступлении внутрь лодки забортной воды, установлена система продувания балласта одной из цистерн средней группы при помощи пороховых газогенераторов. Для предотвращения аварийного поступления забортной воды внутрь прочного корпуса, и минимизации числа забортных отверстий, была применена двухконтурная система теплообменных аппаратов ГЭУ и бортового оборудования. В первом контуре охлаждения циркулировала пресная вода с отводом тепла в два забортных охладителя.
Резервный движительный комплекс АПЛ, представляющий собой два гребных винта с электродвигателями мощностью по 300 кВт, заключенными в водонепроницаемые капсулы. Он был размещен на концах горизонтального оперения. Скорость под резервными движителями в надводном положении достигала 5 узлов. Основным информационным средством лодки являлся автоматизированный гидроакустический комплекс «Скат». Его антенные посты и приборное оборудование располагались в носовой оконечности легкого корпуса в прочной капсуле.
Централизованное управление боевой деятельностью осуществлялось посредством боевой информационно-управляющей системы «Омнибус-685». В результате использования титановых сплавов и реализации ряда рациональных конструкционных решений масса корпуса АПЛ пр. С июля по август на подлодке проводились швартовые испытания. В августе был торжественно поднят Военно-морской флаг, и ПЛ приступила к ходовым испытаниям. Несмотря на подписанный в конце года приёмный акт на корабле оставалось ещё много недоделок и подводная лодка по согласованию с ВМФ и МСП оставлена на год на СМП для ликвидации недоработок.
После прибытия в 6-ю дивизию АПЛ находилась в опытной эксплуатации и служила базой для экспериментов в области глубоких погружений. Наряду с участием в экспериментах, лодка интенсивно использовалась для учений флота и несения боевой службы, в частности участвовала в противолодочном охранении наших ракетных подводных крейсеров от подводных лодок вероятного противника. Началась подготовка к погружению на рекордную глубину В ходе глубоководной подготовки, была испытана по прямому назначению всплывающая спасательная камера ВСК. В камеру был загружен балласт по весу соответствующий весу спасаемого экипажа и соответствующим образом размещенный по ярусам. После тщательной дифферентовки, подводная лодка в акватории залива Лопаткина ушла на заданную глубину.
В назначенной точке находящаяся во всплывающей камере испытательная партия отделила камеру от корабля. Камера успешно всплыла. Находившиеся в ней подводники, выполнив проверку работы устройств камеры, вышли из нее и были сняты подошедшим катером. Камера была отбуксирована к плавучему крану, поднята за штатные устройства из воды и установлена на свое место на корабле и закреплена штатными, теперь уже проверенными устройствами. Кораблем командовал капитан 1-го ранга Юрий Зеленский, старшим на борту был контр-адмирал Евгений Чернов, командующий 1-й флотилией атомных подводных лодок, председатель Государственной приемной комиссии.
В отсеках находились и главный конструктор уникального корабля - Юрий Кормилицын. В этот день с глубиномера в центральном посту была оторвана черная бумажка, закрывавшая на его шкале, секретности ради, цифры предельной глубины. Рабочая глубина погружения 1000 метров, а предельная - 1250!. Это втрое больше, чем может погружаться обычная атомная подлодка Перед погружением были тщательно проверены все системы, имеющие забортное отверстия, понимали, с такой глубины можно и не всплыть. Уходили на глубину постепенно, через каждые сто метров задерживаясь для осмотра отсеков.
Погружение на километр заняло несколько томительных часов. Программа испытаний была обширной. Так её описывает адмирал Мормуль: «На 700-метровой рабочей глубине вывели реактор на 100-процентную мощность. Наконец боцман, управлявший горизонтальными рулями, доложил: - Глубина - тысяча метров! Крен - ноль, дифферент - ноль.
Стрелка глубиномера остановилась у четырехзначной цифры - 1000. Есть глубина в один километр! Контр-адмирал Чернов вышел на связь с отсеками по боевой линии и, глядя на глубиномер, дрогнувшим голосом произнес в микрофон внутрилодочной связи бессмертную фразу: «Остановись, мгновенье! Потом поздравил всех, и по отсекам пронесли флаг корабля. Чернов достал бутылку коньяка и разлил на десять стопок, все чокнулись с главными конструкторами.
Выпили, обнялись. Всплывать не торопились, тогда они были на вершине победы... Главный строитель корабля Михаил Чувакин тоже кивнул». И они ушли на глубину 1027 метров, туда, где еще никогда не вращались гребные винты подводных лодок При всплытии на глубине 800 метров объявили торпедную стрельбу. Торпеда вышла нормально...
Свидетельствует мичман запаса Вениамин Матвеев: «Проверяли на том погружении все, что можно было проверить. В том числе и систему порохового продувания балластных цистерн. С такой глубины никаким сжатым воздухом не продуешься - только силой пороховых газов. Всплыли, точнее, вознеслись с глубины 800 метров за 30 секунд. Контр-адмирал Чернов поднял перископ и чертыхнулся - все вокруг серое, непроглядное.
Поднять зенитный! Подняли зенитный перископ - все то же, кромешная мгла. Отдраили верхний рубочный люк - зачихали. Все в пороховом дыму. Лодка всплыла в облаке дыма.
Но всплыла! С немыслимой до сей поры глубины. С помощью новейшей системы всплытия. Все подтвердилось, все оправдалось». От участвующих в походе офицеров, я слышал детали уникального испытания, когда АПЛ К-278 установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения подводных лодок — 1027 метров.
На прочный корпус ПЛ на глубине 1000 метров суммарное забортное давление составляло примерно 2438000 тонн. В районе центрального поста девятиметровый диаметр прочного корпуса на этой глубине уменьшался на 29 мм. Длина прочного корпуса в пределах 7 отсека от главного упорного подшипника до дейдвудного сальника главной линии вала уменьшилась на 69 мм В ходе глубоководных испытаний было выявлено несколько замечаний. Большинство было связано с уменьшением диаметра прочного корпуса из-за сжатия его огромным забортным давлением.
Дальнейшая оценка причин катастрофы в различных источниках значительно разнится — руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, последние, в свою очередь, заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа.
Схема гибели K-278 «Комсомолец» 7 апреля 1989 года подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов. Возможной причиной называлось возгорание электрооборудования масляных сепараторов [4]. Сразу же появились первые жертвы: погиб вахтенный матрос 7-го отсека Нодари Бухникашвили. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ лодочной объёмной химической системы пожаротушения не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы; из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки, и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда продуть группу цистерн главного балласта, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии.
Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения, начал поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в соседнем, 6 отсеке; избыточным давлением масло «обратным ходом» было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Нёсший вахту в 6-м отсеке мичман Владимир Колотилин также погиб. Остался открытым вопрос, почему команда на перекрытие магистралей ВВД и гидравлики, идущих в крайний 7-й отсек, так и не была отдана [5]. Также не была произведена герметизация переборок [5]. Горели уже два отсека — 6-й и 7-й, произошло задымление 2-го, 3-го и 5-го отсеков, примерно в это же время происходит возгорание пульта в 3-м отсеке и вспышка горючих газов в 5-м.
Уже в надводном положении сработала аварийная защита реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течение двух с лишним часов. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом, возможно, в этом заключается причина ненадёжности передачи аварийного сигнала — на берегу он был принят и расшифрован лишь после восьмого раза, в 12:19. Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением. К этому моменту личный состав включён в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения — личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организуется работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков.
С опозданием подана команда переключиться в индивидуальные дыхательные аппараты ИДА , однако в экипаже уже появились жертвы. На КП поставили задачу: в районе острова Медвежий возник пожар на советской атомной подводной лодке. Корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть. Необходимо выйти в район аварийного корабля, установить с ним связь и непрерывно докладывать обстановку и просьбы командира подводной лодки в штаб флота. В распоряжении спасателей-авиаторов были вертолёты, способные садиться на воду, гидросамолёты.
Но решено было послать многомоторный самолёт, способный доставить груз на большое расстояние от берега. Причина — вертолёту не хватит запаса топлива, ведь ЧП произошло за 980 километров от советской границы. У гидросамолёта скорость почти в 2 раза меньше, чем у Ил-38. Кроме того, по докладу командира, ситуация на борту лодки особой тревоги не вызывала. На подготовку такой машины к аварийно-спасательному вылету отводится 1 час 20 минут.
Но экипаж сумел уложиться в 49 минут. И это при том, что нужно было снять вооружение, а на его месте установить сбрасываемые аварийно-спасательные контейнеры. Могила погибших на «Комсомольце» старшего помощника командира и инженера электротехгруппы на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. С ПЛ доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не даёт огню разрастись. Просьб никаких нет.
В ответ Петроградский сообщил, что имеет задачу навести на лодку корабль и уже начал работать. Она стояла без движения строго с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе шестого и седьмого отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды.
Выставка "Памяти АПЛ К-278 "Комсомолец"
- Основные цели и задания
- Содержание
- Форма поиска
- Депутаты областной Думы почтили память экипажа АПЛ «Комсомолец»
Российская экспедиция подходит к месту гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море
гибели в Норвежском море АПЛ "Комсомолец" выяснились новые подробности расследования по этому делу. Однако погибшие на «Комсомольце» моряки, до конца сохранившие верность присяге, и, всеми силами пытавшиеся спасти свою подводную лодку, безусловно, заслуживают того, чтобы. была единственной в мире атомной подводной лодкой, способной погружаться на глубину 1000 метров. Приказом Главнокомандующего ВМФ России 7 апреля объявлено в ВМФ Днем памяти подводников экипажа АПЛ «Комсомолец» — Днем памяти погибших подводников.
К-278 "Комсомольц" рекорд погружения
Сегодня на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга возложили венки и цветы к памятнику погибшим подводникам с АПЛ «Комсомолец». На российском Военно-морском флоте во вторник проходит день памяти экипажа атомной подлодки "Комсомолец". Память моряков экипажа атомной подводной лодки Комсомолец, которая в 1989 году затонула в результате аварии, почтили в Мурманской области. Это гибель 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки ВМФ СССР К-278 «Комсомолец».
День памяти погибших подводников
Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака | 7 апреля 1989 г. в Норвежском море произошел пожар на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец». |
Место затопления атомной подлодки «Комсомолец» исследует Росгидромет | Советская атомная подлодка К‑278 "Комсомолец". |
Наше видео
- Депутаты областной Думы почтили память экипажа АПЛ «Комсомолец»
- Тайна гибели советской подлодки надёжно хранится на дне
- В Заозерске почтили память подводников АПЛ "Комсомолец"
- Депутаты областной Думы почтили память экипажа АПЛ «Комсомолец»
- АПЛ «Комсомолец» сейчас
Как развивались события
- Мичман с подлодки "Комсомолец" спустя 30 лет рассказал, как выжил после катастрофы
- «Пожар охватил все отсеки»: 35 лет со дня гибели подлодки К-278 «Комсомолец»
- День памяти погибших подводников - Парламентская газета
- Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака
- Основные цели и задания
- Боевой атом
Уроженец Никифоровского района 34 года назад погиб на подлодке «Комсомолец»
7 апреля День памяти всех погибших подводников | Более подробно о трагедии АПЛ можно прочитать в книге написанной Дмитрием Романовым «Трагедия подводной лодки Комсомолец». |
7 апреля - день гибели экипажа атомной подводной лодки Северного флота «Комсомолец» | Ровно 33 года назад в результате катастрофы в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка «Комсомолец». |
День памяти погибших подводников 7 апреля | Сегодня, 7 апреля, исполняется 34 года со дня гибели атомной субмарины «Комсомолец», на которой служил матросом Андрей Михалёв. |
Место затопления атомной подлодки «Комсомолец» исследует Росгидромет | Технический проект подводной лодки «Комсомолец» был разработан с противопожарной системой ЛОХ, имеющей дистанционное управление из центрального поста. |