Смотреть что такое «Уезд» в других словарях. Уезд — административно-территориальная единица в России с XIII в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Укрепление песков в Старобельском уезде. хивных документов показывается история укрепления подвижных песков Старобельского уезда Харьковской губернии в конце XIX–начале XX веков.
Административно - территориальное деление России в конце XVII - начале XVIII века века.
Уезд — административно-территориальная единица в России с XIII в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Уезд (от германского слова «гауз») в истории — это административно-территориальная единица, используемая в некоторых странах и периодах истории. «Спешу между прочим уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд». Термин «уезд» в истории: источники появления и функции История человечества богата разнообразными терминами и понятиями, которые применялись для описания разных аспектов жизни общества.
Значение слова уезд. Что такое уезд?
Уезд - определение термина | Таким образом, уезды и волости в русской истории и административном устройстве имели как свои сходства, так и различия. |
Что такое уезд / История / Норм Пост | Что такое конституция в истории России: объясняет федералист XIX века Афанасий Щапов. |
Значение слова Уезд | Волости и уезды Иван 3. Уезды станы волости. |
Уезд это что такое? | Уезд — территориально-административная единица на Руси и в России. |
Роль уезда в истории России: определение и функции
Итак, до 17 века уезд распадался на волости, те в свою очередь — на станы, последние делились на околицы. Населенные пункты уездов носили различные названия — городок, село, сельцо, слобода, слободка, деревня, поселок и прочее. В хозяйственном отношении уезд - это сельское население, как по составу, так и по роду деятельности. Хотя уездный город развивался экономически и становился значимой территориальной единицей. В уездном центре присутствовала судебная, а отчасти и финансовая власть. В уездном посаде находился воевода, губной староста, земский староста. Более конкретно правовое значение уездного города было оформлено в Соборном Уложении 1649 года, в котором регламентировалась структура уезда как хозяйственного субъекта московского государства и была произведена четкая дифференциация, то есть подразделение всех сословий.
Граф своими полномочиями контролировал районные и городские представительства, управлял финансами и вел судебные процессы. В разных временах и культурах функции уезда могли незначительно различаться. Например, в Китае уезд был подразделением провинции и выполнял роль областного центра. В Японии термин «уезд» также широко использовался и обозначал административное подразделение с примерно той же функцией, что и в Китае. Стоит также отметить, что термин «уезд» стал прочно вошедшим в употребление и в Советском Союзе. Здесь уезды служили административно-территориальным делением, которое включало в себя несколько городов и семьи-села.
Волости Термин «волость» происходит от слова «власть». Во времена Древней Руси так называли часть территории, где население должно было подчиняться княжескому управлению. До XIII века княжества назывались волостями.
Но, уже начиная с XIII века, определение стало присваиваться более мелким единицам территории. Однако трансформация терминов шла неоднородно. Например, в Центральной и Южной Руси в середине XIII века слово «волость» относилось к небольшим окраинам территории, в то время как в Северо-Восточной Руси так обозначали податные округа сёл. Станы Это определение применялось для обозначения некоторой части уезда или волости. В разные периоды на Руси термин «стан» определял различные административно-территориальные единицы земли. Первоначально этим словом отмечали остановку в пути, временное пребывание и обустройство на месте вместе с повозками, шатрами и скотом. Можно сопоставить этот определение со словами «лагерь» и «табор».
Свердловск: Свердлгиз, 1939. Рассказы о Боге, человеке и природе. Ручная книжка для грамотного крестьянина, СПб. Одоевский, Пёстрые сказки; Сказки дедушки Иринея. Белинский, Полное собрание сочинений. Статьи и рецензии. Нравственно-политический отчет за 1843 год. Россия под надзором. Ключевский, Курс русской истории в 5 частях. Государственное крестьянство и его категории Данная лекция из цикла «История России ХIХ века» — это, если угодно, взгляд на историю не сверху, из сферы высокой политики, а снизу, из общества, из народа. И рассмотрим мы в этой лекции положение казённых и удельных крестьян в Российской империи в первую очередь, конечно, в ХIХ веке и суть, масштабы и значение знаменитой реформы Павла Дмитриевича Киселёва, о которой большинство русских людей крепко забыло. Казённые крестьяне назывались еще и государственными крестьянами. Это было большое сообщество, которые, как и помещичьи крестьяне, работали на земле, но не были отданы помещикам, а сохранили прямые отношения с государством. Государственные крестьяне находились в существенно лучшем положении, чем крестьяне помещичьи, хотя мы не раз встретим утверждения, что их положение тоже было тяжёлым, и оно, безусловно, было таковым, но характерно, что частновладельческие крестьяне постоянно стремились перейти в положение государственных. Крестьянское семейство перед обедом, Ф. Солнцев, 1824 г. Что же такое государственные крестьяне? Это обширное сословие лично свободных людей, которых никто не мог заставить жениться против воли, семьи которых никто не мог разделить. Их также никто не мог продавать и покупать, хотя были случаи, когда целую деревню или часть её переводили в помещичьи владения. Как вы помните, перевод государственных крестьян в частновладельческие практиковался до конца царствования Павла Петровича и возобновился при Николае Павловиче, правда, в очень умеренном масштабе, потому что закон, принятый при Александре I, категорически воспрещал перевод каких-либо категорий нечастновладельческих крестьян в состояние частновладельческих крепостных. Так что, когда Николаю Павловичу хотелось передать каких-то крестьян в частное владение, скажем, Карлу фон Нессельроде или какому-то другому своему вельможе, он делал это в «изъятие всех законов». То есть его действие не прикрывалось законом, а так и объяснялось, что оно совершается в обход всех законов. Русский царь мог и это. Ведь он сам считался высшим законом в абсолютистской России. Но при этом лично свободные крестьяне были прикреплены к земле. Земля считалась принадлежащей не им, а государству, и поэтому они, во-первых, только с определёнными оговорками могли продавать, покупать, отдавать в залог землю и, во-вторых, работая на этой земле, они были обязаны нести определённые подати и повинности, то есть часть своих сил отдавать государству. Сословие государственных крестьян оформилось при Петре I из остатков свободного земледельческого населения. В него вошло несколько категорий, и эти категории отличались друг от друга по своим правам. Наибольшую часть составляли черносошные крестьяне, которые несли тягло не в пользу помещика, а в пользу государства. Земля только как бы составляла собственность черносошного крестьянина, но на самом деле она была государственной, и поэтому была обложена повинностью. Да, он мог продать землю, мог прикупить себе землю у другого крестьянина, но вместе с этим он продавал или прикупал повинности, связанные с землёй. То есть не сама по себе земля, а обязанности человека ею владеющего переходили от крестьянина к крестьянину, передавались по наследству и так далее. Когда эта земля отдавалась другому, этот другой мог либо войти в общину и вместе с общиной тянуть все общинные повинности, либо откупиться от них сразу, либо откупаться от них каждый год, работая для себя, и таким образом «обелить» участок. На Жатве. Лето, А. Венецианов, 1827 г. Русский Север или Поморье, охватывающее территорию тогдашней Архангелогородской, потом Архангельской губернии ныне Архангельская область, выделенная из неё северная часть Карелии и Мурманская область , называлось Голубой Русью. Это был исторический центр черносошных земель. Также — Вологодская губерния, Олонецкая губерния и практически весь Урал и Сибирь. Архангельская губерния, 1824 г. Вторая группа, составлявшая сословие государственных крестьян, — это бывшие церковные крестьяне. Дело в том, что после государства церковь была вторым крупнейшим землевладельцем, возможно даже равным государству по количеству принадлежавшей ей земли. В XV—XVII веках патриаршая, митрополичьи, архиепископские и епископские кафедры, а также многие крупные монастыри владели большим количеством крестьян. Примерно треть всех частновладельческих крестьян в стране к концу XVII века находилась в руках церкви. Значительная часть церковных крестьян в XVII веке принадлежала главным храмам Москвы, Владимира и некоторых других городов. У храмов были свои населённые имения. Они были обложены отнюдь не милостиво тяжелыми барщинами и оброками. Их образование было очень слабым, и вообще жизнь церковных крепостных была тяжёлой. Кстати говоря, это был один из аргументов Екатерины в пользу секуляризации церковных имуществ, может быть, фальшивый, а, может быть, и не совсем, ведь в молодости Екатерина была склонна проявлять человеколюбие, характерное для Европы XVIII века. После секуляризации церковных имуществ в 1764 году эти крестьяне, а это примерно два миллиона тягла, то есть два миллиона мужчин, и, естественно, примерно столько же женщин, стали называться «экономическими крестьянами», потому как первоначально они были переданы в Коллегию экономии, то есть, как мы бы сейчас сказали, — в министерство экономики. Потом они перешли в Казённое ведомство, а после, когда оно было создано, — в Министерство финансов. Откуда вообще появились эти церковные крестьяне? Как правило, это было вложение на помин души. То есть помещик, желающий, чтобы после того, как он умрёт, его всегда поминали в какой-нибудь церкви, отдавал этой церкви или монастырю, деревню или некоторое количество дворов «на помин души». Таким образом, совершался переход людей от одного владельца к другому — крестьяне теперь несли тягло не в пользу помещика, а в пользу церкви. Вид Симонова монастыря, И. Лавров, 1810-е гг. Церковные крестьяне были лично несвободны. На них могли возлагать тягло достаточно произвольно, и формально эти тягла не определялись, всё зависело только от человеколюбия управляющего или настоятеля монастыря. Но человеколюбия, как правило, было немного. Монахи, Дж. Аткинсон, Обзор манер, обычаев и костюмов обитателей Российской империи, 1803 г. Однако после перехода в Казённое ведомство к церковным крестьянам вернулась личная свобода, они были уравнены в правах с черносошными крестьянами. Они были привязаны к земле, несли государственные повинности, вместо барщины на монастырь платили денежные оброки и, как и государственные крестьяне, несли некоторые натуральные повинности строительство дорог, строительство пристаней и так далее. Особую группу государственных крестьян составляли сибирские пашенные крестьяне. Ради освоения Сибири людям разных сословий, и городским мещанам, и даже обедневшим дворянам, но в первую очередь государственным крестьянам, было разрешено переезжать в Сибирь и получать там в собственность землю, с которой они могли жить и торговать. Гидрографическая и орографическая карта Сибири, Подробный атлас Российской империи, Н. В качестве уплаты за свою землю, они должны были обрабатывать ещё и казённое поле — рук в Сибири не хватало. С казённого поля сибирские пашенные крестьяне ничего уже не имели, с него брался продуктовый оброк — так называемый отсыпной хлеб, то есть зерно, которое вымолачивалось и отдавалось государству. Это был уже просто налог трудом. С 1769 года натуральный оброк для сибирских пашенных крестьян был заменён денежной выплатой. По первой ревизии 1719 года, то есть в царствование Петра I им полагалось платить подушную подать в 71,5 копейки, а к концу царствования Александра она возросла более чем в десять раз и составила 7,5-10 рублей ассигнациями. Подушная подать — вообще очень большая проблема для Руси. Её были обязаны платить не все. Подушную подать платили податные сословия, в первую очередь крестьяне и мещане. Купцы же платили налог с оборота, а дворяне и духовенство вообще не платили налогов. А податные сословия платили её с души мужского пола, а не с земли, и именно с этим потом будут связаны огромные проблемы — проблемы переделов земли. Почему же платили с душ, а не с земель? По очень простой причине — учёт земли был налажен плохо. А людей считать тогда всё-таки умели, поэтому удобней было брать подать не с земель, которые к тому же отличаются разным плодородием в разных губерниях и даже в одном уезде, а с людей, а земли переделять «по числу едоков». Эта, казалось бы, фискальная находка потом очень дорого обойдётся России. Следующей и очень интересной группой государственных крестьян были однодворцы — военизированное сословие «ландмилицкие люди» , размещавшееся на окраинах государства. Во времена, когда Русь защищалась с запада и с юга от нашествий литовцев и крымских татар, на границах страны для её обороны было принято делать засечные черты. Так появились Белгородская засека, Тульская засека, засеки в районе Смоленска. Само слово «засека» означает оборонительное сооружение из срубленных деревьев, ведь так как на Руси лесов было много, то одной из форм обороны был не земляной вал, не стена, а срубленный лес. Через широкую полосу срубленных старых деревьев никакая конница не пройдёт, да и пехота идёт крайне медленно, а вся сила налётов тех же крымчаков заключалась в мгновенности. Позже просто подрубленный лес превратился в более сложные фортификационные сооружения, но название «засека» за ними закрепилось. Засека в лесу, В. Гондиус, 1636 г. Людей для службы здесь нанимали, им платили. Часто на засечные линии приезжали селиться выходцы из небогатых дворян и государственные крестьяне. Последние имели право, как и дворяне, владеть крестьянами. Но постепенно границы государства раздвигались Россия, как вы знаете, имела тенденцию к росту , и эти засечные линии — Белгородская, Тульская — остались глубоко в тылу. Территориальный рост Российской империи. Ильина, 1898 г. Военные функции жителей этих земель стали никому не нужны, но сами люди остались. Землю они уже получили, дворы построили, детям и внукам имущество передали. У кое-кого из них были крестьяне. Но количество крестьян у однодворцев было небольшим. В 1830 году, во времена, когда однодворцы свои военные функции уже, естественно, не выполняли, миллион однодворцев а их был именно миллион владел только одиннадцатью тысячами крепостных. Итак, однодворцы размещались именно в тех губерниях, где когда-то были засеки: Тульская, Белгородская, Смоленская, Воронежская, Курская, Орловская, Брянская, Тамбовская, Пензенская и Рязанская. Они либо вообще не имели крепостных, либо имели один крепостной двор. Само слово «однодворец» имеет двойное объяснение. Одни говорят, что так однодворцев называли потому, что сами они имели только один двор. А другие говорят, что название пошло от того, что у них был только один двор крепостных людей, которые им подчинялись, то есть фактически одна небольшая семья, которая работала у них на правах частновладельческих крепостных. Итак, однодворцы могли иметь крестьян. В отличие от всех остальных крестьян, и государственных, и частновладельческих, они не могли подвергаться телесным наказаниям. Даже шляхта Украины и Белоруссии, которая не смогла доказать своего дворянства, также причислялась к однодворцам, но в отличие от других однодворцев, не должна была подвергаться рекрутскому набору. То есть тот рекрутский набор солдат, который с Петра I стал нормой и который распространялся на однодворцев, на шляхту однодворцев Украины и Белоруссии не распространялся. Также украинские и белорусские бывшие шляхтичи сохраняли право доискиваться своего дворянства и, если доискивались, то, естественно, переходили в дворянское сословие с его привилегиями. Усадьба обедневшей шляхты, У. Герсон, 1856 г. Когда была присоединена Бессарабия, то мазылы и рупташи - сословия, которые находились между бессарабским боярством и простыми крестьянами, с 1847 года тоже были причислены к однодворцам. Земельная собственность у однодворцев, хотя и облагалась налогом, таким же, как и у обычных государственных крестьян, могла передаваться по наследству. Это было так называемое право четвертного владения. То есть землю давали в семейное владение без права продажи, но с правом наследования или в случае приданого с правом перевода этой земли в другую семью, но тоже семью однодворцев. О четвертном праве вы можете прочесть работу Благовещенского, изданную в 1899 году, которая так и называется — «Четвертное право». Четвертное право, М. У многих из них в избах хранились старинные грамоты о даровании им дворянства. Эта была такая же большая святыня, как и семейные иконы. Главный герой романа, князь Гаврила Чистяков, был однодворцем, и, рассказывая свою историю, он прекрасно изображает мир однодворцев, который мало изменился по сравнению с петровскими временами. Вспоминая свою молодость, он говорит: «Из таковых князей был почтенный родитель мой, князь Симон Гаврилович Чистяков. Будь трудолюбив, работай, не стыдясь пустого титула, и Бог умножит твоё имущество"». Однодворец работал сам. Он был обычным крестьянином, но помнившим, что он был князем или дворянином, и потому очень высоко себя державшим. Нарежный, гравюра Ф. Алексеева с портрета работы неизвестного художника, «Русская старина», 1889 г. Далее повествуется о романе героя с хорошенькой дочкой соседа, тоже однодворкой и тоже, конечно, княжной, Феклушей. Я взял вёдры и донёс до дому. Российский Жилблаз… Гос. Я напомню, что сословие однодворцев насчитывало миллион человек, и если учесть, что во всей николаевской России население составляло около семидесяти миллионов, то можно сделать вывод — однодворцы занимали довольно большой сегмент общества. Пётр I специальными указами требовал не учить однодворцев грамоте и счёту, чтобы лишить их дворянских амбиций. Эти люди были нужны как налоговое податное население и как рекруты в армию, тем более что в армии они ценились, поскольку имели традицию воинского служения. Но всё же, несмотря на эти требования Петра, которые, кстати, показывают, что неграмотность русских людей вовсе не случайная вещь, а, начиная с Петра Великого, сознательная политика имперского правительства, грамотность среди однодворцев была существенно более высокой, чем среди остальных категорий крестьян. Детей грамоте учили сами родители, а также нанятые дьячки или бродячие грамотеи. Но учились грамоте дети, конечно, туго. Существовала традиция — после того, как учитель помог освоить и научил мальчика или девочку читать очередную книгу, например, Псалтырь, то переход к следующей книге всегда отмечался так называемыми деньгами на кашу. Родители ребёнка выносили учителю котёл каши и сверху сыпали монеты как правило, конечно, медные. Уже в ХIХ веке литературный критик Василий Петрович Боткин, проезжая вместе с поэтом Афанасием Фетом по деревням Ливенского уезда, до речки Тим, где у Фета была мельница, потом с восторгом писал Ивану Сергеевичу Тургеневу: «Не могу не сказать о женщинах, или точнее - одеждах их. Говорят, что однодворческие женщины давно одеваются так, а именно: рубашки с высоким воротом, вроде мужской, с широкими, к концу суживающими рукавами; юбка красная и широкая, обшитая черной или синей каймой, плотно охватывает стан. Грациознее и провакантнее замечательное слово, которое, конечно, образовано от provocative — А. Василий Петрович Боткин был известен как большой ценитель не только художественной литературы, но и женской красоты. И он знал, что говорил. Боткин, из книги «Литературные воспоминания», П. Анненков, 1984 г. Женский костюм, фото с выставки «Феномен народного костюма. Одежда тамбовских переселенцев-однодворцев», г. Как я уже сказал, однодворцы по численности занимали значительный сегмент в обществе. В одной Орловской губернии в 1830-х годах их проживало до ста пятидесяти тысяч. И вообще, несмотря на то, что государи передавали часть государственных крестьян в частные владения, численность государственных крестьян росла. И происходило это по двум следующим причинам. Одна из них заключалась в характерной русской двойственности. Государство поощряло бегство частновладельческих крестьян, и в случае, если помещики беглых не отыскивали, делало вид, что это новые люди и давало им статус государственных крестьян, обычно поселяя на новые недавно освоенные земли в Сибирь, в Заволжье, на Алтай. А вторая причина была более социальной. Поскольку уровень жизни государственных крестьян был тоже, конечно, не блестящий, но выше, чем у частновладельческих, то и детская смертность среди них была намного ниже. Соответственно, численность государственных крестьян увеличивалась быстрее, чем частновладельческих. Конечно, существовала ещё и третья причина роста численности государственных крестьян — выкуп разорившихся имений. Когда помещик разорялся, он закладывал имение в банк, надеясь выкупить его потом, а когда не мог этого сделать, имение секвестировалось и поступало государству, а его частновладельческие крестьяне становились крестьянами государственными.
Что такое уезд? история 6 класс
В истории России существовало множество уездов, каждый из которых был административной единицей и обладал своими особенностями. Что такое уезд история? Делегаты уезд. съезда советов избирали уисполком, к-рым руководил председатель. Уезд в истории 7 класс помогает осознать, как менялась организация государства в разные эпохи.
Что такое Уезд? Значение слова uezd, исторический словарь
Таким центром мог быть как город уездный город , так и село или деревня, к которому « тянули » платили подати несколько волостей [5]. Применительно к городской округе термин «уезд» употреблялся с XIV века [6]. Поселения в уездах обладали разнообразным статусом: городки, сёла , сельца , слободы , слободки, деревни , посёлки и другие. В административном отношении уезды разделялись на волости и станы.
Собранные деньги направлялись на нужды государства, включая содержание армии, постройку дорог и развитие экономики. Кроме того, уезды выполняли функции судебных органов на своей территории. В уездах проводились различные судебные заседания, на которых рассматривались уголовные и гражданские дела. Уездные судебные органы обеспечивали справедливость и поддерживали порядок на территории уезда. Также уезды были ответственны за решение различных вопросов, связанных с охраной общественного порядка и безопасности. Уездные власти контролировали деятельность полиции и усиливали меры по борьбе с преступностью. Они также занимались обеспечением общественного порядка и разрешением конфликтов на территории уезда. Кроме того, уезды играли важную роль в организации социальной сферы. Они отвечали за организацию здравоохранения, образования и социальной помощи населению. Уездные власти заботились о предоставлении медицинской помощи, строительстве школ и приютов для нуждающихся. Таким образом, уезды выполняли множество функций, важных для организации жизни на территории России. Они обеспечивали финансовое благополучие государства, поддерживали порядок и безопасность, и заботились о социальном благополучии населения. Управление и структура уездов В истории России уезды были административно-территориальными единицами, которые функционировали в разные периоды времени. Управление уездами осуществлялось уездной думой, которая была избираемым органом власти. Уездная дума состояла из двух сословий: дворянства и городской грамоты. Каждое сословие выбирало своих представителей для участия в уездной думе. Дворянство выбирало дворянские маршалки, а городская грамота — городских предводителей. Управление уездом было местным и позволяло жителям участвовать в решении дел, касающихся их конкретной территории. Узаконение уездных управленческих структур произошло во время правления императоров Петра Великого и Екатерины II. Вскоре после учреждения уездных дум была создана особая должность — уездного наместника, который руководил управлением уезда и представлял его интересы перед центральной властью.
Тем не менее, несмотря на все территориальные изменения, значение слова оставалось неизменным на протяжении столетий - это была первичная ячейка административно-территориального устройства России. Реформы местного управления в уездах С середины XIX века российское правительство предпринимает ряд мер по реформированию местного самоуправления. В 1864 году создаются уездные и губернские земские собрания, призванные решать вопросы местного значения. Однако полицейско-административные функции по-прежнему остаются в ведении уездного исправника и земского начальника. Первый отвечает за порядок, а второй - за сбор налогов и контроль над крестьянами. Такая двойственность власти являлась характерной чертой для уездного управления в пореформенный период вплоть до революционных событий 1917 года. Значение уездов для исторического развития России Несмотря на относительно небольшие размеры и слабую экономическую базу, уезды сыграли важную роль в складывании и укреплении российской государственности. Они позволяли осуществлять контроль над огромными пространствами при крайне ограниченных ресурсах. Кроме того, для миллионов рядовых обывателей уезд был той самой "властью", с которой им приходилось сталкиваться гораздо чаще, нежели с высшим начальством в столице. Упразднение уездов в 1920-х годах После Октябрьской революции 1917 года большевики приступают к коренному слому старых административных структур. В ходе реформы 1923-1929 годов уезды упраздняются и заменяются районами.
Уезды также имели свою специфическую промышленность и ремесленное производство. Например, один уезд мог славиться своими кустарными мастерскими, а другой — производством металлических изделий или тканей. Третья функция уездов связана с военными и оборонительными задачами. Уезды были важными военными центрами, где формировались и поддерживались специальные военные отряды, которые должны были защищать территорию от вторжений других народов или враждебных войск. Воеводы и наместники уездов были ответственными за военную безопасность своей территории и за способность реагировать на угрозы национальной безопасности. Итак, уезды играли важную роль в средневековой Руси. Они были не только административными, но и экономическими и военными центрами, что способствовало развитию государства и территориальному устройству страны. Функции уездов:.
Уезд в истории 7 класс — его значение и роль в организации средневековой Руси
Кроме того, уезды играли важную роль в сборе налогов и выплате пособий, ведении метрических книг, составлении переписей населения и поддержании общественных мероприятий. Они также отвечали за организацию образования, здравоохранения, сельского хозяйства и торговли на местном уровне. Уезды были также местом осуществления судебной власти. Здесь проводились расследования преступлений и принимались решения по уголовным и гражданским делам. Уездное суды являлись первой инстанцией и рассматривали множество различных дел, от простых споров до серьезных уголовных преступлений. Итак, уезды играли неотъемлемую роль в истории России, обеспечивая эффективное управление общественными, экономическими и гражданскими делами на местном уровне. История формирования уездов Уезды в России являлись административно-территориальными единицами, которые вышли из устаревшей системы наместничества. Процесс формирования уездов в истории России проходил в несколько этапов. Первые уезды были учреждены в Российском государстве во время правления Петра I. В 1708 году было утверждено Уложение о устройстве уездов. Создание уездов было связано с необходимостью рационального управления территорией.
В условиях разрастания государства и роста численности населения, области, наместничества перестали справляться со сложившейся ситуацией. Именно поэтому введение уездов с их ясными границами и центром администрирования лишило наместников какой-либо значимости. Уезды подразделялись на волости, а волости на приходы. Они исполняли различные административные и налоговые функции.
С начала 18 века уезды входили в состав губернии и подразделялись на волости. В соответствии с губернской реформой 1775 года уезд получил значение низшей административной, судебной и финансовой единицы, полицейско-административная власть в уезде осуществлялась исправником. По земской реформе 1864 в уезде были созданы земские собрания.
В советское время уезды были административно-территориальными единицами среднего звена, входившими в состав губерний; в 1923-1929 годах они были преобразованы в районы. На территории Латвии, Литвы, Эстонии уезды существовали до 1949-1950 годов. Управлялся княжескими наместниками, с нач. С нач. Академический словарь -а, м. Гоголь, Ревизор.
Уезды выполняли важные функции в системе государства. Они управлялись уездными властями, в состав которых входили губернаторы, уездные предводители и другие должностные лица. Уезды проводили сбор налогов, реализовывали государственные политики и осуществляли контроль над населением.
Каждый уезд обладал своими особенностями и традициями. Например, в одном уезде могли преобладать сельское хозяйство и земледелие, в другом уезде — промышленность и ремесла. Также различались уровни развития уездов: некоторые были более развитыми и процветающими, в то время как другие были отсталыми и малоразвитыми. Уезды в истории России имели важное значение для государства. Они являлись основным звеном в системе административного деления, помогали обеспечить контроль и управление на территории страны. Уезды способствовали развитию регионов и формированию местной самоуправленческой структуры. Важно отметить, что система уездов в России была изменена в результате реформы 1775 года, когда уезды были заменены нумерованными именованными участками. Однако, термин «уезд» продолжал широко использоваться в различных источниках для обозначения административно-территориальных единиц. Перспективы и значение изучения уездов в истории России Изучение уездов в истории России представляет большой интерес и имеет значимость для понимания развития российской государственности.
Уезды были административно-территориальными единицами, которые существовали в Российской империи до реформы 1775 года. Каждый уезд имел свою управленческую структуру, законы и особенности, которые отражали социально-экономический и политический порядок эпохи. Изучение уездов позволяет понять, каким образом организовывалось государственное управление, какие принципы и законы были установлены. Кроме того, изучение уездов предоставляет возможность получить представление о географическом расположении территорий, на которых происходили важные исторические события. Изучение уездов также позволяет рассмотреть социальное и экономическое развитие России на территориальном уровне. Это важно для понимания технологического и культурного прогресса народа, состояния сельского хозяйства, индустриализации и развития городов. Кроме того, анализ уездов может помочь понять роль и место России в международной политике и экономике. Изучение уездов также даёт возможность сопоставить и анализировать данные с различных исторических источников.
Таким образом, уезды играли важную роль в средневековой Руси, обеспечивая управление территорией, сбор налогов, формирование воинских отрядов и разрешение судебных дел. Уезд в императорской России Уезд в императорской России представлял собой административно-территориальную единицу, находившуюся на промежуточном уровне между губернией и волостью. Уезд выполнял функции самоуправления и был основным звеном местного управления в Российской империи. В уезде функционировала уездная администрация, которая занималась решением вопросов местного значения, включая управление имуществом, муниципальными услугами, образованием и землепользованием. Уездная администрация в своей работе обязана была соблюдать законы и указы правительства Российской империи, оказывать поддержку крестьянам, представлять интересы уездного населения перед вышестоящими органами власти. Уезд состоял из нескольких волостей и населенных пунктов, таких как города, поселки, деревни и села. В состав уезда могли входить различные территории, имеющие схожие природно-экономические и социальные характеристики. Уезд являлся важным звеном местного управления и обеспечивал более эффективное решение местных вопросов, учитывая специфику каждого района. Уезд в императорской России был важным элементом системы государственного управления, обеспечивая близость местных органов власти к населению и учет местных особенностей. Однако в конце XIX — начале XX века в связи с модернизацией и реформированием государства, роль уезда постепенно сокращалась, и впоследствии они были заменены другими административными единицами. Уезд в истории 7 класс: учебная программа Уезд в истории — это территориально-административная единица, которая использовалась в России с древних времен и сохраняла свою значимость до начала 20 века.
Что такое Уезд? Значение слова Уезд в историческом словаре
KMSAuto Net 2024-2025 – для Windows 7-10-11 и без вирусов | Уезд и Каменный Уезд в Чехословакии. Термин обычен в именах н.п. Чехословакии, южной Польши и Западной Украины. |
Уезды в истории России: что это и зачем они были нужны | Уезд — административно территориальная единица в России с 13 в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому либо центру. |
Уезды в истории России: что это и зачем они были нужны | Полицейско-административную власть в уезде осуществлял исправник. |
Термин уезд в истории
Термин «уезд» в истории: источники появления и функции История человечества богата разнообразными терминами и понятиями, которые применялись для описания разных аспектов жизни общества. эта та территория, которую объезжал феодал для сбора себе налогов. Изначально уезд представлял собой совокупность волостей, низшего административного звена в территориальном делении России.
Слово «Уезд»
Уезд это в истории кратко. Уезд — территориально-административная единица на Руси и в России. Значение слова «Уезд» в Историческом словаре.