отдельный жанр в советском кинематографе, точнее - своего рода когорта советской кинопродукции, как, например, производственные драмы, оперетты или фильмы о войне.
Фильмы про школу
топ-45 лучших фильмов и сериалов от редакции сайта Фильм, рассказывающий о школе послевоенных лет. Жанровый канон «школьного фильма» появляется в картине «Красный галстук» (1948 г.), поставленной по сценарию Сергея Михалкова. В советских фильмах о школе не так часто встречаются отрицательные герои-учителя, жаждущие любыми способами сделать свой класс абсолютным лидером в школе. А если в классе встречается инакомыслящий, к тому же неформальный лидер, а не изгой. Жанровый канон «школьного фильма» появляется в картине «Красный галстук» (1948 г.), поставленной по сценарию Сергея Михалкова.
Фильмы про первоклассников: что посмотреть с детьми в преддверии 1 сентября?
Однажды их разногласия достигают предела, и судьба подкинула им неожиданное испытание - утром они обнаруживают, что поменялись телами. И внезапно для него появляется невероятный шанс вернуться в свою старую школу - Хейден Хай. Теперь Майк становится звездой баскетбольной команды, мечтой девушек и одноклассником своих собственных детей.
Он много размышляет, строго и требовательно спрашивает.
Ему знакомы и сомнения, и моменты усталости, и неудовлетворенность. И Мельников не всегда прав. Но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения.
Фильм о сложных взаимоотношениях учеников и педагогов, о том, как важно встретить в жизни настоящего Учителя. По мотивам «Розыгрыша» в 2008 году режиссером Андреем Кудиненко был снят одноименный российский фильм. Действие разворачивается в обычной советской школе.
Началось все с шутки лидера класса Олега Комаровского: он подговорил одноклассников отложить контрольную работу, соврав учительнице, что она якобы не предупреждала о контрольной. Обман раскрылся благодаря скромной девочке Тае Петровой, и Комаровский получил единицу. Но это еще не все: теперь отличник рискует не попасть на олимпиаду, участие в которой очень важно для него.
Для советских кинозрителей, не знакомых с подобными случаями в школе, фильм стал откровенным шоком. Это был первый фильм, в котором пионеры изображены не как юные ленинцы-комсомольцы, а как настоящие антигерои.
В финале фильма звучит песня «Прекрасное далеко», которая и по сей день у многих родителей вызовет слезу. Трехсерийная картина снята в 1979 году по повести Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» и рассказывает о необыкновенных приключениях, дружбе, детских мечтах и смысле понятия «человек». Песни к киноленте, в том числе легендарные «Крылатые качели», написал композитор Евгений Крылатов. Одноклассники Петя Васечкин и Вася Петров учатся с двойки на тройку, но для них это не повод унывать — в жизни ведь столько всего интересного помимо уроков! В фильме даже есть любовная линия, несмотря на явно детский возраст героев — друзья-выдумщики борются за внимание отличницы Маши Старцевой. Двухсерийная комедия 1983 года больше всего напоминает мюзикл — не последнюю роль в ней играет детский музыкальный ансамбль «Синема», выступающий рассказчиком.
Тем ближе к зрителю были фильмы, где съёмочная группа прислушивалась к мнению детей о том, как надо снять ту или иную сцену. Вообще, наверное, очень тяжело сделать реалистичный, правдивый фильм про школу.
Ведь всегда можно впасть в крайности: либо сделав все приторно недостоверно сладким, либо слишком жестоким и чудовищным Итак, 15 лучших фильмов о школе И на первое место , наверное поставим самый жестокий, но и наверное самый правдивый фильм о школе тех лет — «Чучело» Ролана Быкова. Думаю, ничего не надо вам рассказывать об этом фильме.
Ошибки и успехи учителей в советском кино
Это конфликтует не только в стилях одежды, прическах и музыке, но и в их предпочтениях в мужчинах. Однажды их разногласия достигают предела, и судьба подкинула им неожиданное испытание - утром они обнаруживают, что поменялись телами. И внезапно для него появляется невероятный шанс вернуться в свою старую школу - Хейден Хай.
Все классические «амплуа» налицо. И неформальный лидер, и первая красавица, и зубрилка-дурнушка, и местный клоун, и, разумеется, «белая ворона».
Интересно, что лидер Игорь Старыгин теперь не «первый ученик», и не талантливый возмутитель спокойствия. Напротив, этот красавчик, похоже, избрал стратегию «не высовываться», быть «как все», но только немного выше — ровно настолько, чтобы обеспечить себе лидерские позиции. Он не стал бы читать свои стихи на площади Маяковского, ему не нужны ни стадионы, ни даже зал в Политехническом: «Счастье, — напишет он в своем злополучном сочинении, — это когда тебя понимают». Похоже, он готов довольствоваться пониманием лишь одного человека.
Когда Мельников прервет красавца Батищева, «правильно», по учебнику трактующего мятеж на крейсере «Очаков» и произнесет речь, посвященную лейтенанту Шмидту — станет ясно, что этот седой, смертельно уставший человек много моложе своих юных, вступающих в жизнь учеников. Эта речь, вдохновенная апология обреченного и бесполезного с точки зрения логики, протеста, уже не оставляет сомнений в том, что перед нами — герой романтический. Можешь выйти на площадь, Смеешь выйти на площадь В тот назначенный час?! Очевидно, что пока снимался фильм, те семеро на площадь еще не вышли.
Очевидно, что на площадь не вышел бы и он. Но он все еще думает, что его «нет» что-то значит. Он все еще ощущает себя центральным героем пьесы своей жизни и частью своей страны, пусть даже страны, от которой он смертельно устал и за которую ему стыдно. Беда лишь в том, что на дворе 1968 год.
Его оппоненты — такие же, как он, уставшие люди, ушибленные квартирным вопросом, гастритом, неприятностями по службе… Они не думают по-другому. Они вообще не думают, и его по-дружески, по-семейному, по-хорошему призывают к тому же. Знаешь, почему? Не на кого жаловаться потому что.
И не с кем бороться! Как я уже говорила, историческое время менялось очень быстро, и, что важно, эти перемены с поразительной чуткостью фиксировал кинематограф. В фильме «Доживем до понедельника» ученики уважают Учителя, слушают его раскрыв рот, боятся его неудовольствия, хотят заслужить расположения… Но уже там есть эпизод, в котором намечается новая линия в трансформации школьного фильма. Это эпизод с бывшим учеником Борей, который «подвозит» учителя-пешехода в дождливую погоду на своей персональной машине с водителем.
И эта машина, и какие-то оброненные в разговоре факты «командировка в Лондон», «в нашем департаменте умеют ценить кадры» недвусмысленно свидетельствуют о том, что это за департамент такой, в котором обустроился и был по достоинству оценен респектабельный Боря. Это пока еще только один эпизод, но уже через несколько лет, в фильме «Переступи порог» Ричарда Викторова новая Белая Ворона разумеется, талантливый математик, на голову выше своих одноклассников со спокойной откровенностью заявит завучу Юрий Визбор : «Я не хотел бы оказаться на Вашем месте». И без заминки разовьет свою мысль: «Надеюсь, что сумею найти своим способностям лучшее применение». И далее, цитирую дословно: «Вы ведь не думали, что окажетесь в школе, я надеюсь, что мне удастся избежать такой судьбы».
Что же это за судьба такая, которой юный честолюбец надеется избежать? В другом фильме, о котором мы сегодня будем говорить, в «Дневнике директора школы» Бориса Фрумина, этот мотив станет одним из центральных. Исходную конфигурацию «Доживем до понедельника» вытащили из Прекрасного Советского Кино и, разместив ее в живой жизни, сняли заново — документальной камерой, с черновым звуком, со всей шелухой житейских подробностей и околичностей домашнего, школьного и городского быта, которые обычно не попадают в сценарий и на пленку. В самом деле, перед нами все та же диспозиция: Либерал, Консерватор и — Белая ворона как горячая точка их конфликта.
Либерал директор школы Свешников — Олег Борисов , как и положено, проповедует либеральные идеи — «Я хочу научить их уважать чужое мнение и защищать свое». Консерватор завуч Валентина Федоровна — Ия Саввина , само собой, ему оппонирует — «У нас сплошной либерализм с некоторых пор. Кругом гении, спросить не с кого. Это же школа!
Валентина Федоровна помолодела по сравнению со своей предшественницей, у нее все та же манера одеваться костюмчик, лодочки , все тот же стиль в отношениях с оппонентом — покровительственные нотки во вразумлениях и увещеваниях, подспудно — все та же безответная, невзаимная, несчастная любовь. Отношения Наставника-Либерала с Белой Вороной повторяет ту же линию «двойничества», «зеркального отражения»: «Я не знаю, гений он или нет, — ответствует Свешников напору Валентины, — может, просто способный парень. Но я не хочу, чтобы его терзали». По тому, как еле заметно играют желваки на его лице, и как всего лишь на четверть тона повышается голос, мы понимаем отчетливо, что в «способном парне» он видит самого себя, и про то, как «терзают» таких «гениев или нет» знает не понаслышке.
Схема, как мы видим, до забавного узнаваема. Наполнение этой схемы принципиально другое. Начать с героев. У Свешникова нет ни старинной квартиры с аристократической мамой, ни девушки с влажными глазами, влюбленной в него, ни бархатного голоса, ни округлой жестикуляции, ни праведного гнева, ни гражданского пафоса… У него малогабаритная двушка на троих в новостройке, стареющая жена, хронический цейтнот и лицо человека, забывшего, когда он последний раз смотрел на себя в зеркало.
У актера в «Дневнике…» почти нет крупных планов. Нет монологов — ни одного. Нет поступков, драматического действия, проблемы выбора, трудных решений. Какими средствами Олегу Борисову удается сыграть то, что без слов сыграть, кажется, невозможно?
Человека, который уже отказал себе в праве драму. Человека, который живет той жизнью, какая есть, в том времени, какое отпущено — потому что другого ни жизни, ни времени уже не будет. Человека, который уже не предъявляет счетов ни к жизни, ни к времени, ни к людям — дай Бог оплатить свои. Он не ощущает себя героем, он выполняет свои обязанности.
Это тихое стояние интеллигента перед лицом лживой эпохи. Да, но обязанности свои он хочет выполнять хорошо! Они уже не маленькие, и хорошо знают, что без «блата», которого нет в русском языке, ни в театр пойти, ни в гостиницу попасть, ни сапоги купить, ни билетов достать на поезд или самолет… Они уже многое знают про жизнь, которая со стороны только может показаться научной фантастикой, а на самом деле всецело подчинена закону двойного стандарта… Кто для них человек, отрицающий очевидное? Кто он для свирепого папаши толстощекого малыша, который не только не испугается директорского гнева «Вы его били?
Как вы смеете бить ребенка? Не про то речь, что потерян престиж профессии — речь про то, что ты ничем не можешь помочь этому карапузу, разевающему рот как рыба на берегу, чтобы не заплакать. Что толку ему на тебя оглядываться? Для его отца ты никто, неудачник, пустое место… Бог с ними, с рассказами, которые когда-то писал.
С иллюзиями, с их утратой. Но когда ты учишь детей тому, что не только не может пригодиться им в жизни, но наверняка причинит вред — с этим как быть? Ведь внушая детям «Не надо бояться, если ваше мнение идет вразрез с общепринятым» хорошо бы сопроводить эту максиму подробнейшей инструкцией по применению в реальных условиях…Ведь кто-нибудь из них может впоследствии вылететь из института, потерять работу; кто-нибудь — кто поверит… Но никто не поверит.
Вся команда актеров заслуживает похвалы, каждый из них внес свой вклад в яркость и неповторимость истории. Фильм богат на забавные моменты и ставшие крылатыми уморительные фразы, к примеру в диалогах парочки Ляли и Мули, великолепно сыгранные Фаиной Раневской и Петром Репниным. Отдельно хочется отметить Ростислава Плятта, сыгравшего одинокого геолога, который с неподдельной теплотой и заботой общается с Наташей.
Операторская работа в фильме также заслуживает особого внимания, показывая зрителю Москву 1930-х годов во всей ее красоте.
Дети начинают с ней спорить, требуют относиться к ним как к взрослым и называть их на Вы. Права ли педагог и почему в итоге ей пришлось сдаться? Учительница повела себя жёстко и непедагогично, отдавая приказ в строгой форме и не думая о том, что чувствуют ученики. Виктория Шиманская: «Если за этим стоит страх потерять авторитет, то авторитет никогда не зарабатывается через приказ. Её бы больше уважали, если бы подростки знали, что их услышали, что учитель понимает их боль и горе после известия о смерти одноклассницы». Психолог Татьяна Соцкова отмечает: «Было бы правильно, если бы учитель выразила своё сочувствие и соболезнования.
То есть время очень серьёзное, напряжённое, требующее от человека максимальной концентрации всех его внутренних ресурсов. Стратегия поведения героини Веры Алентовой обусловлена именно временем, в котором это всё происходит. Я уверена, что, если бы подобный фильм снимали в современных реалиях, поведение учительницы было бы выстроено иначе». Юлий Райзман Преподавательница немецкого языка на уроке отбирает письмо у школьницы, которая нашла послание на полу. В записке признание в любви. Будучи очень строгих нравов, учительница сначала несёт письмо директору, а затем поручает одной из учениц класса узнать, кем оно было написано. Имеет ли право педагог так себя вести?
По мнению психолога Виктории Шиманской, это вторжение в личную сферу взаимоотношений между учениками: «Это грубое нарушение границ. Учитель может сделать замечание, чтобы дети не кидались записками, а занимались предметом. Можно поднять письмо, в закрытом виде оставить на столе и вернуть после урока. Но публично озвучивать содержание, выносить на суд директора школы — это неэтично и некорректно». Ролан Быков После того, как новенькая ученица берёт на себя вину за проступок одноклассника, ребята объявляют ей бойкот. Они издеваются над ней и избивают. Новенькая становится изгоем.
Как должен поступить учитель, увидев такую ситуацию в классе? Ответ специалистов однозначен: буллинг — это именно та проблема, которая требует вмешательства взрослых. К счастью, в наше время для этого есть специалисты, а у них — конкретные алгоритмы действий. Анна Морозова: «Родители должны прийти в школу, нужно делать собрание, в котором участвовали бы и ученики, и учителя, и родители, и директор. Прежде всего здесь нужно активно действовать родителям, чтобы защитить своего ребёнка. Есть специальные группы психологической помощи для жертв буллинга и для преследователей». Татьяна Соцкова: «Тут нужна и психологическая помощь ребёнку, который подвергся буллингу, и выяснение отношений в классе с участием специалистов.
Сегодня этим занимаются школьные психологи, в то время их не было, и максимально правильно поступил в этом случае дедушка Лены, который просто увёз девочку из города». Павел Арсенов В класс приходит новенькая ученица Алиса.
Прекрасное далеко: ТОП-10 ностальгических фильмов про школу
Советских фильмов про школу много. 22 советских фильма для детей, которые любят даже взрослые. Перед вами все самые лучшие советские фильмы про школу, учителей и подростков. ТОП фильмы списка "Советские фильмы про школу": Дневник директора школы (1975), Весна на Заречной улице (1956), Вам и не снилось (1981), Точка, точка, запятая. Но советская цензура к школьным фильмам не придиралась. Коллекция лучших советских фильмов 80-х годов о школе и жизни школьников.
Прекрасное далеко: ТОП-10 ностальгических фильмов про школу
1: Подборка Лучших Советских Фильмов О Школе, Об Учениках И Учителях, О Первой Любви И Настоящей Дружбе. 10 советских фильмов про школу. 5 лучших советских фильмов про школу. Эти фильмы видел, наверное, каждый советский школьник, у которого дома был телевизор.
Один маленький ночной секрет (2023)
- Один маленький ночной секрет (2023)
- Лучшие фильмы и мультфильмы про школу
- Топ-5 советских фильмов про школьников для детей и подростков
- Фильмы про школу смотреть подборку онлайн бесплатно
30 лучших советских фильмов про школу и школьников
Жанровый канон «школьного фильма» появляется в картине «Красный галстук» (1948 г.), поставленной по сценарию Сергея Михалкова. ТОП фильмы списка "Советские фильмы про школу": Дневник директора школы (1975), Весна на Заречной улице (1956), Вам и не снилось (1981), Точка, точка, запятая. Новости кино и кинотеатров на одном сайте. Елена Кушнир рассказывает о советских детских фильмах, авторы которых словно бы всегда знали, что утопический мир Алисы мы увидим только в игре Atomic Heart. Фильмы про СССР.
Планы на выходные: советские фильмы о воспитании, на которые стоит обратить внимание
Жанровый канон «школьного фильма» появляется в картине «Красный галстук» 1948 г. Здесь возникает схема, которая будет воспроизводиться в других фильмах: «личность — коллектив — наставник». Главным мотивом становится мотив «белой вороны», типичные черты которой — сознание своей исключительности, противопоставление себя коллективу. Статус «белой вороны» и авторское отношение к ней будут меняться, а по трансформациям содержания базовой схемы можно проследить глубинные процессы, происходящие в обществе.
В конце 1940-х и первые постсталинские годы «белая ворона» — отрицательный персонаж, обладая талантом она мало времени отводит общественной деятельности. Ей преподают урок, она раскаивается и воссоединяется с «коллективным телом»; «с точки зрения общественной нормы искомое совершенство наступает в тот момент, когда ты становишься как все». Фильмы: «Аттестат зрелости» 1954 Спор об обществе.
Противостояние из-за места проведения матчей едва не перерастает в настоящую войну. Изменившиеся обстоятельства вынуждают девушку переодеться подростком и податься в бега. По пути героиня познакомится с настоящей беспризорницей, пробирающейся к бабушке в Казахстан. Совместные скитания помогают многое переосмыслить и начать жизнь с чистого листа.
Девочка-колясочница после нескольких лет домашнего обучения переведена в обычную школу. В коррекционном классе, где учатся трудные подростки, героине предстоит столкнуться с жестокостью обыденной жизни и в то же время встретить первую любовь. Энергичные ребята преисполнены уверенности, что сумеют изменить мир в лучшую сторону. Герой разрешает энтузиастам поселиться на своей даче, даже не подозревая, к чему приведёт опрометчивое решение.
Актёрский ансамбль фильма отмечен наградой фестиваля «Кинотавр» в номинации «лучшая мужская роль». Одноклассники планируют грандиозно оторваться на выпускном. Лишиться девственности, сделать предложение руки и сердца, напиться до беспамятства — у каждого свои планы на последний вечер перед взрослой жизнью, но родители дружно выступают против намерений отпрысков, что приводит к настоящему конфликту поколений. Парень влюбляется в девушку погибшего брата.
Роковая красавица любит вызывающие наряды и плохие компании. Главный герой ставит по удар своё будущее, решив заключить с взбалмошной особой пари «американка» — спор, где проигравший должен выполнить любое желание победителя.
Они не лгут, а сочиняют, придумывают захватывающие небылицы, в которые почти верят сами. Здесь нет расчетливого умысла, просто детская смекалка, озорство, выдумка и немного морали. Тайна железной двери 1970 Магические спички — способ оказаться на острове, где все совсем иначе, чем в обычном мире. Все, что считалось плохим, здесь оказывается хорошим и наоборот.
Юные герои фильма — два школьника побывают на острове конечно, не без вмешательства волшебника , выбраться откуда будет совсем не просто. Ученики помогут Татьяне доказать самой себе, что преподавательская стезя выбрана не напрасно. Однако между главными героями своеобразное соревнование. Ученики против педагога 4:0. В чью же пользу? Где это видано, где это слыхано? Приятелям нужно выступить с номером на большом школьном концерте.
Однако, сцена полна сюрпризов. Оказавшись перед публикой, Мишка забыл все слова, кроме одного куплета. И Дениска, как выяснилось, тоже. Как же весело было зрителям! Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова, второклассника и второгодника 1966 Иван Семенов — персонаж известной повести Льва Давыдычева с таким же названием, как и у фильма. Второклассник не любит учиться, зато фантазировать горазд. Направить богатое воображение в нужное русло, научить мальчика быть прилежным учеником — задача школьного коллектива и бабушки юного героя.
Нахаленок 1961 Фильм для детей, один из образцов советского кино патриотической направленности, снят по рассказам М. Действие разворачивается во время гражданской войны.
Остальное время как бы не в счет. Когда я смотрел и слушал, как этот парень трубит свои сигналы, то вот это и были эти минуты моей жизни. Но мы, к сожалению, не помним этих минут, потому что мы не замечаем их, вот в чем беда». Этот сбивчивый монолог — монолог музыканта, а не оратора, перебиваемый нервными жестами и неловкими паузами, завершается гимном молодости и прощанием с молодостью. Чистому и сильному звуку трубы, заполняющему небольшое помещение актового зала, некуда улететь — он упирается в стены школьного здания. Но маленький человек, до этого неуклюже вскарабкавшийся на сцену, вытягивается в одну поющую струну — на глазах у девочки с заплаканными глазами, взрослеющей в одно мгновение не на одну жизнь. Действие «Республики ШкИД» происходит в двадцатые годы.
Организовывается школа для беспризорников. Ее возглавляет Виктор Николаевич Сорокин по прозвищу Викниксор. Уже самим выбором актера на главную роль авторы заявляют концепцию фильма. Этим актером становится Сергей Юрский. Весь его облик и нелепый вид говорит зрителю о том, что это тот самый «человек с прыгающей походкой», неуместный, несвоевременный, человек из прошлой эпохи, о котором говорил Юрий Тынянов в романе «Смерть Вазир-Мухтара». Это «белая ворона», но теперь в ее роли выступает Наставник. Это «белая ворона», которая собирает в стаю других «белых ворон»: его воспитанники — подростки, по разным причинам выброшенные из жизни. Уточнение: поскольку на дворе — начало двадцатых, а Викниксор очевидно из «бывших», то он не просто «белая ворона», а классический недобиток. А его подопечные, дети революции, гражданской войны и красного террора — тоже недобитые «белые вороны», подранки.
Среди них есть бывшие дворянские дети, бывшие крестьянские, дети священников, интеллигентов, мирных обывателей, у них у всех разное происхождение, разное прошлое и разные обстоятельства. У многих погибли или пропали родители, они голодали, они воровали, они грязные, немытые, дикие и страшные. Педагогическая концепция Викниксора заключается не в том, чтобы сделать их всех одинаковыми, а создать Сообщество Белых Ворон под предводительством Белой Вороны. Он великий идеалист и утопист. Викниксор считает, что человек уникален, а коллектив уникальных людей может представлять собой объединение творческих индивидуальностей, которым не надо поступаться собой и свободой, чтобы быть вместе. Он смешной человек в высоком смысле этого слова. Он прекрасен и он обречен. Это видно в финале фильма, когда на фоне всеобщей эйфории выясняется, что он своевольно нарушил предписание вышестоящего начальства: «Если надо, я дойду до Феликса Эдмундовича». По одной этой реплике видно, что вряд ли он доживет даже до начала тридцатых, но если и доживет, то уж тогда точно будет поставлен к стенке — так же, как и многие его воспитанники, птенцы гнезда свободолюбивой ШКИДы.
Это один из самых загадочных фильмов в истории советского кино. В чем загадка? Мы застаем главного героя, учителя Мельникова Вячеслав Тихонов в тот момент, когда он решает, что больше не может преподавать историю и должен уйти из школы. Не понятно, как прошел цензуру диалог с директором: «— Куда же ты пойдешь? Или трактовки? Интеллигент, участник войны, историк, умница. Ненавязчивым пунктиром — биография: мама явно «из бывших», на это намекает старинная мебель и чинно сервированный будничный ужин; участник войны — фотографии на стене; незащищенная диссертация — из обрывка разговора ясно, что зашел слишком далеко и не намерен возвращаться «в рамки». С коллегами всегда был учтив, но сейчас иногда срывается. В учительском коллективе он — «белая ворона».
Еле заметная мелкая рябь тоски пробегает по его лицу: от невежества «нет такого глагола в русском языке, голубушка, пощадите чужие уши» , от пошлости Баратынский — поэт «второго ряда» , от глупости «глупость должна быть частной собственностью дурака» , от тотального вранья и профанации своего предмета «ты посмотри учебник этого года». В пересказе получается сплошная фронда, но это состояние безысходной тоски Тихонову удается более всего, когда он молчит. Молчит и смотрит. Поразительно, какую актерскую школу мы потеряли! В фильме много крупных планов, и, право, книгу можно написать о том, как смотрит Тихонов. Как он смотрит на учеников: на поэта Генку Шестопала как в зеркало — узнавая себя, на циничного красавца Батищева — прозревая в школьнике вечного своего оппонента, на весь класс в финале фильма — предчувствуя судьбу каждого, и зная, что ничего нельзя изменить. Основная краска характера — пепельная усталость. Его антагонист — учительница русского языка и литературы Светлана Михайловна. Драматургическая схема со времен «Друга моего, Кольки» не меняется — это оппозиция либерала и консерватора, и актриса Нина Меньшикова как будто продолжает линию Анастасии Дмитриевой — старшей, пионервожатой.
Но только как будто, потому что схема на то и существует, чтобы время наполняло ее новым содержанием. Светлана Михайловна ограниченна, дает предмет «от сих до сих», сухарь, ханжа, «училка», всегда знает «как надо» и жестко придерживается предписаний. Но нет в ней уже ни задорного энтузиазма Лидии Михайловны, ни иезуитского фанатизма учительницы немецкого языка из фильма «А если это любовь» в замечательном исполнении Анастасии Георгиевской. А только одиночество и все та же усталость. Она еще держится. Она красит губы, носит модный костюмчик «джерси» и цокает на изящных «лодочках». Светлана Михайловна любит Мельникова, кокетничает с ним беспомощно и нелепо, как умеет — а у него сводит скулы от тех банальностей, которые она говорит. Этот мотив повторится и в других «школьных» фильмах — например, в «Дневнике директора школы» — и мне все время мерещится здесь коллизия отношений власти и интеллигенции. Одна из самых сильных сцен в фильме — их вечерний разговор в школе.
Здесь очень хорошо видно, что дряхлеющая идеология больше не может быть содержанием жизни даже для тех, кто как будто держится ее основ. Частная жизнь частных людей, их частные счеты со своей частной жизнью и между собой — вот что такое теперь общество, и школа не только не исключение, но, напротив, наиболее яркое воплощение произошедших изменений. А вот еще класс. Все классические «амплуа» налицо. И неформальный лидер, и первая красавица, и зубрилка-дурнушка, и местный клоун, и, разумеется, «белая ворона». Интересно, что лидер Игорь Старыгин теперь не «первый ученик», и не талантливый возмутитель спокойствия. Напротив, этот красавчик, похоже, избрал стратегию «не высовываться», быть «как все», но только немного выше — ровно настолько, чтобы обеспечить себе лидерские позиции. Он не стал бы читать свои стихи на площади Маяковского, ему не нужны ни стадионы, ни даже зал в Политехническом: «Счастье, — напишет он в своем злополучном сочинении, — это когда тебя понимают». Похоже, он готов довольствоваться пониманием лишь одного человека.
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Музей СССР в ЭТНОМИРе
- Для подростков
- Навигация по записям
- Банкет в учительской: Топ-5 лучших советских фильмов про школу от 03.10.14
Лучшие художественные фильмы о педагогике
Алиса, придуманная фантастом Киром Булычевым, лихо управляет машиной времени, общается с современными советскими школьниками простите, не очень далекими предками и защищает миелофон от посягательств Весельчака У. Этот фильм по праву входит в список лучших советских фильмов о школе. Первоклассница Это классическое и очень ностальгическое кино о торжестве советской педагогики: жила себе Маруся Орлова, иногда капризничала, иногда хулиганила — обычный живой ребенок, как решили бы мы сегодня. А потом пошла она в советскую школу — и узнала, что такое дисциплина, ответственность перед товарищами, аккуратность и отзывчивость. Фильм нужно показывать всем первоклассникам — чтобы понимали, как же хорошо они на самом деле живут. Расписание на послезавтра Этот советский фильм не только о школе и школьниках, но и об учителях. Он создает отличное представление о вариантах школьной системы. Молодая учительница литературы приходит работать в лучшую физико-математическую школу города, где к ученикам относятся с большим уважением и растят из них техническую элиту. Но в результате все оказывается не так прекрасно, как она мечтала. Красный галстук Старый советский фильм о таком важном атрибуте школьного детства, как пионерский галстук, и о том, как с его помощью и с помощью пионерской организации, конечно может исправиться даже самый безнадежный хулиган и эгоист. Школьник Валерий отказался выполнить поручение отряда, разругался с лучшим другом, но в конце, конечно, все разрешится самым правильным образом.
Всё наоборот Как же прекрасная жизнь, когда ты учишься в десятом классе, свято веришь в любовь с первого взгляда и ждешь, что впереди у тебя — только все самое хорошее! Андрей и Наташа стремительно влюбляются друг в друга и всерьез планируют дальнейшую жизнь, дело за малым — убедить обе пары родителей, а это непросто. Но даже родители уже поверили в то, что из этого скоротечного романа что-то получится — а юная парочка, похоже, решила все-таки продлить детство... Замечательный советский фильм о школьных годах. Ох уж эта Настя Где проходит граница между детской ложью и неуемной фантазией? Настя Рябинина и сама не очень понимает это, но взрослые вокруг почему-то уверены: придумывать свою реальность — это очень, очень плохо. Но в пионеры фантазерку Настю все-таки примут, а еще в этом советском фильме о школе звучит песня «Лесной олень». Точка, точка, запятая Музыкальная комедия про восьмиклассника Лешу, который настолько обычный мальчик, что его, кажется, никто и всерьез не воспринимает. Но потом Леша подружится с отличницей Женей, поймет, что лениться вредно, найдет в себе еще пару полезных качеств, а потом еще и с блеском выступит на школьных соревнованиях — и вот он, долгожданный авторитет. Весна на Заречной улице И снова советский не детский фильм о вечерней школе, класс, где за партами сидят взрослые: в советскую школу рабочей молодежи приходит юная преподавательница русского языка, которой придется не только учить не самой нужной премудрости эту рабочую молодежь, но и решать, ответить ли на внезапное чувство к ней сталевара-передовика.
Не болит голова у дятла Тщедушный семиклассник Муха мечтает быть ударником, достал всех своими барабанами и, кажется, немного влюблен в одноклассницу Иру. Настанут каникулы — и Муха все-таки создаст свою музыкальную группу, только вот Ира уедет из города, и очень нужно успеть ее увидеть.
Какое чувство окажется сильнее: любовь или ревность? Пару влюбленных десятиклассников Зоси и Гоши разбивает Дина, родители которой готовы помочь парню стать вулканологом. Молодой человек бросает Зосю беременной и женится на Дине, но достичь счастья в браке они не могут.
Главный герой — пятиклассник Борис Збандуто, проказник и фантазер, которого выбирают вожатым первоклассников. Первое время парнишка недоволен новой «должностью», но со временем становится ответственным и надежным. Они вместе с младшими товарищами проводят досуг, посещают школу плаванья и опекают больную бабушку одной из школьниц. Главный герой картины — учитель истории Илья Семенович. Он одинокий мужчина, который поневоле попадает в любовный треугольник.
Сразу две коллеги оказывают ему знаки внимания. Это завуч Светлана Михайловна, женщина советской закалки, и молодая учительница Наталья Сергеевна, которая еще недавно сама была выпускницей этой школы. Обстановка в коллективе накаляется, и историк всерьез задумывается о том, чтобы уйти из школы. Но любовь к школе и профессии делают это решение крайне сложным. Их антипатия возникла после того, как Федю выбрали на одну из важных ролей в школьном спектакле.
Советское кино: фильмы про школу С днем учителя! Советское кино: фильмы про школу 05. Их снималось не мало в те времена. Правда не все они были до конца правдивы.
Однако обучение в Хогвартсе, согласно фильму, ничем особенно не отличается от получения образования в обычной школе. Гарри и его друзья Гермиона и Рон сталкиваются с узнаваемыми всеми школьными неприятностями: непониманием со стороны взрослых, насмешками сверстников, тяготами нудных домашек и первой любовью. Но зрители все равно нередко завидуют персонажам фильма, поскольку каждому хотелось бы вместо скучных физики и химии в расписании иметь зельеварение, составление заклинаний и другие магические дисциплины. Доживем до понедельника Кадр из фильма «Доживем до понедельника», режиссер Станислав Ростоцкий, 1968 г. Практически в каждой школе был преподаватель, готовый постоять за своих учеников. В кино такого представительного и доброго учителя сыграл Вячеслав Тихонов в фильме «Доживем до понедельника».
Педагог Илья Семенович Мельников в его исполнении видит несправедливое отношение коллег к ученикам. Например, его возмущает поведение преподавательницы русского языка, когда он узнает, что та на весь класс зачитала сочинение одной из учениц, написавшей о том, что счастье — это большая семья. Однако подростки порою сами ведут себя цинично по отношению к педагогам, что заставляет Мельникова задуматься об уходе из школы. Милашка в розовом Кадр из фильма «Милашка в розовом», режиссер Ховард Дойч, 1986 г. Американская романтическая комедия посвящена девушке Энди, которая благодаря своим интеллектуальным способностям поступила в престижную школу. Однако ее одноклассниками становятся дети богатых родителей. И они не принимают новенькую. Главным испытанием для героини становится выпускной бал, для которого Энди сама шьет себе платье. На этом вечере ее целью становится не только утереть нос зазнавшимся выскочкам, но и покорить сердце главного красавчика класса. Школа выживания Кадр из фильма «Школа выживания», режиссер Стивен Брилл, 2008 г.
Американская комедия повествует о двух мальчиках — Уэйде и Райане. Друзья переходят в старшую школу и уже представляют, какими крутыми они станут. Но мечтам ребят сбыться не удается. Класс принимает новеньких враждебно.
ТОП-16 лучших советских фильмов о школе
Гоша не планировал становиться отцом в 17 лет, поэтому, когда Дина приглашает его на ужин с родителями, он соглашается. А в это время Зося сбегает из больницы, потому что не хочет прерывать беременность. После окончания школы Гоша поступает в институт и женится на Дине, а Зося покидает родительский дом, устраивается на стройку и рожает сына. Скоро жизнь сведёт Гошу и Зосю, но останутся ли они вместе?
Фильм снят по одноименной повести Михаила Львовского. В ленте показана история дружбы Серёжи и Клавы.
Розыгрыш 1976 События замечательного доброго и где-то даже поучительного кинофильма разворачиваются в одной из московских школ. Старшеклассник и неформальный лидер 9-го «Б» Олег Комаровский решает подговорить своих школьных товарищей отказаться от написания контрольной работы, по математике убеждая учительницу, что она вовсе не предупреждала о ней.
Однако обман раскрылся, а вскоре в класс пришел новенький Игорь Грушко которому суждено было полностью изменить атмосферу и сменить обстановку царившее в коллективе. Аттестат зрелости 1954 Старшеклассник Василий Листовский — умный, одаренный, талантливый парень который, к сожалению, из-за особенностей своего характера постоянно ссорится с одноклассниками. В итоге из-за очередного спровоцированного им конфликта между одним из учащихся ученики его класса объявляют бойкот Василию. Не ожидавший ничего подобного юноша поначалу обрадовался подобному стечению обстоятельств, однако вскоре осознал, что не все так просто бывает, когда тебя игнорирует класс!
Чучело 1983 Нетипичный для советского кинематографа фильм о школе рассказывает, о том, как в любом коллективе в особенности школьном, также присутствует иерархия, в которой есть место, как альфам — лидерам классов и омегам — фактическим изгоям. Именно в последнюю касту попала главная героиня картины — Лена Бессольцева. Недавно девочка переехала с дедушкой в другой город и пошла в новую школу, где, увы, поддалась нещадной травле. Картину однозначно следует показывать современным детям и учить, как нельзя себя вести!
Постепенно робот и мальчик становятся настоящими друзьями, и робот помогает Мите решить его проблемы в школе. Маша и Медведь, серия "Скоро в школу". Россия Глядя, как все дети готовятся к 1 сентября, маленькая Маша тоже решает пойти в школу, и медведь помогает ей в этом. Свинка Пеппа, серии про школу, Великобритания, 2004 г. Очень по-доброму в сериале представлена школа для маленьких зверей: они и ездят в поход, и закапывают капсулу времени... Советские мультфильмы про школу Остров ошибок. СССР, 1955г.
Мультфильм о двоечнике Коле Сорокине, которого лебеди-двойки уносят на остров ошибок. Чтобы вернуться домой ему предстоит решить немало задач. На задней парте. СССР, 1978г. Истории об отличнице и мальчике озорнике, которые сидят вместе за одной партой. В стране невыученных уроков. СССР, 1969г.
Виктор — мальчик, который плохо учится. И вот в один из дней он попадает в страну из собственных невыученных уроков. На пути ему встречаются все его неправильные ответы и задачи и Вите нужно постараться, чтобы вернуться домой. Приключения запятой и точки. СССР, 1965г. Получив двойку, ученик пытается обмануть учителя, путем подделывания его исправлений в тетради. Но это очень не понравилось знакам препинания в его работе, и они решают проучить мальчика.
Баранкин, будь человеком! СССР, 1963г. Что может случиться, если прогулять школу? Ленивый ученик Баранкин превращается в маленького человечка, которого ждет много опасностей в мире насекомых. Опять двойка. СССР, 1957г. Специальный корреспондент Мурзилка отправляется на задание, чтобы выяснить, за что мальчик из картины Фёдора Решетникова «Опять двойка» получил плохую оценку.
Федя Зайцев. СССР, 1947г. Перед началом учебного года, классы в школе были отремонтированы, но Федя Зайцев первым пришел в школу и нарисовал на стене человечка. Конечно, мальчик не смог сразу признаться, что в этой шалости виноват именно он и вся вина за содеянное падает на соседа по парте. Федю мучают угрызения совести, но сможет ли он признаться в том, что сделал? Проделкин в школе. СССР, 1974г.
Мультфильм о трёх историях из жизни школьника Проделкина: Как Проделкин читал стенгазету; Как Проделкин боролся за успеваемость; Как Проделкин исправился.
Вся команда актеров заслуживает похвалы, каждый из них внес свой вклад в яркость и неповторимость истории. Фильм богат на забавные моменты и ставшие крылатыми уморительные фразы, к примеру в диалогах парочки Ляли и Мули, великолепно сыгранные Фаиной Раневской и Петром Репниным. Отдельно хочется отметить Ростислава Плятта, сыгравшего одинокого геолога, который с неподдельной теплотой и заботой общается с Наташей. Операторская работа в фильме также заслуживает особого внимания, показывая зрителю Москву 1930-х годов во всей ее красоте.