Новости гагаузы что за нация где живут

Гагаузы, в отличие от молдаван, и на заработки ездят, помимо России, не в страны Южной Европы, а в Турцию, где хорошо понимают язык, и в Болгарию, где их считают болгарами и потому легко дают гражданство. Глава Гагаузии отчиталась перед жителями автономии за 100 дней пребывания на посту. В прошлой статье «Гагаузы — между двумя мирами» мы уже коснулись темы этногенеза гагаузского народа. Кроме того, президент страны Майя Санду и ПДС попытались объявить незаконной победу Евгении Гуцул на прошлогодних выборах главы Гагаузии. Руководство страны делает абсурдные заявления о том, что экономические агенты Гагаузии не участвуют в формировании бюджета Молдовы.

Где находится Гагаузия и почему ее жители разговаривают на турецком языке

Рыбаки здесь готовятся серьезно и что-то даже поймали при нас. Пять яблок и зелёное сердце На противоположном берегу озера стоит село Бешалма в переводе «пять яблок» , здесь еще тише чем в Конгазе, даже слышно как барашки в поле щиплют травку. Атмосфера спокойная и своеобразная, вот ребята решили заняться в выходной чем-то полезным и починить телегу, а на окраине села среди степи разлилось небольшое зеленое озеро в форме сердца - любимое место каждой второй бешалминской утки и каждого третьего гуся. Гагаузская долина мельниц Здесь же на холме можно увидеть рабочую мельницу.

В середине 20 века только в одной Бешалме их было около 60 штук. Сейчас осталось только 2, использовать их по назначению уже давно не выгодно, но как памятник и место для селфи оставили. Внутри огромные механизмы, а снаружи пострадавшие от последнего урагана лопасти.

Избушку кстати можно развернуть к ветру передом, для чего тут есть специальное колесо. Не просто переселенцы Центр маленькой Бешалмы выглядит как небольшой городок, с фонтанами, памятниками и храмом. Здесь в музее будем погружаться в историю Гагаузии, тем более, гостей тут встречают с виноградом.

В здании несколько залов и каждый отвечает за определенную эпоху. Оказывается, долгое время гагаузы не были официально обозначены как отдельный народ, пока этот факт не разглядел российский учёный-этнограф, генерал-лейтенант Валентин Мошков.

Современных лингвистических обоснований не имеет. Наиболее вероятно, что в этногенезе гагаузского народа принимали участие все вышеназванные группы [6]. Генетическое происхождение [ править править код ] Последнее исследование генетической составляющей, проводившееся с гагаузами из разных населённых пунктов, не внесло ясности в вопрос об их происхождении. Исследователи отметили, что генетически гагаузы крайне неоднородны.

В одной выборке у гагаузов обнаружились балканские корни, в других — тюркские сельджукские [9] [10]. Это заметно и во внешних, физических чертах гагаузов. Филогенетический анализ Y-ДНК указывает на наибольшее родство гагаузов с болгарами и другими балканскими народами. Детальное исследование гаплотипов выявило некоторые связи гагаузских и турецких ветвей, что даёт некоторое подтверждение сельджукской [9] гипотезе. Лингвистические особенности [ править править код ] Логично предположить, что объединяющими факторами становления гагаузов как народа были тюркский язык и христианская религия, которые и отличали их от остальных жителей Балкан. Авторы исследования также выдвигают гипотезу, что тюркский язык является заимствованием, а предки гагаузов — это коренные жители Балкан [10].

Одни говорят, что они потомки древних буллах, которые переселились на Балканы еще в 7 веке, другие же утверждают, что гагаузы предки кочевых тюрок-огузов. Кстати, есть еще одна версия, которая заключается в том, что гагаузы — это отуреченный во время Османской империи народ болгар, которые сохранили христианство. Правда, в этой версии есть много нестыковок, поэтому большинство историков ее даже не рассматривает. Численность гагаузов сегодня составляет порядка 155 тысяч человек.

Так гагаузы стали тюркоязычным племенем. В дальнейшем происходит выделение этноса. Предположительно, было это во времена принятия христианства. Предками гагаузов могли быть тюркоязычные булгары. Известно, что они мигрировали на Балканы в VII веке, после чего приняли христианство. Слияние столь непохожих культур породило новый этнос.

Гагаузы могли выделиться в результате отуречивания местного населения. Прародителями гагаузов могли оказаться и турки-сельджуки, которые в XIII веке переселились в Добруджу. Гагаузы представляют собой потомков огузов, о чём может говорить даже их название. Гагаузы — таинственный народ, ведь их происхождение до сих пор загадка для учёных Насколько вы могли заметить, каждая из версий значительно отличается от остальных, причём каждая имеет своих сторонников и противников. Нельзя исключать, что историки до сих пор не могут найти единства во мнениях из-за того, что не одно, а несколько предположений являются верными. Гагаузы вполне могут оказаться народом, появившимся в результате влияния тюрков на местных жителей Гагаузии, да ещё и подвергшимся отуречиванию. Внешность и традиционный костюм Если говорить о внешнем облике гагаузов, то он мало чем отличается от представителей соседних этносов. Кроме того, исследователи замечают, что гагаузы — некий средний эквивалент всех соседних народностей, причём от каждого это племя выбрало наилучшие черты. Это люди среднего роста с достаточно широкими лицами, чаще всего тёмными волосами и светло-карими глазами, имеющими прямой нос правильной формы а может, быть именно здесь кроется ответ на загадку происхождения названия «гагауз» — «прямой нос»?

Гуцул обвинила власти Молдавии в обнищании народа

Реалии»; Кавказ. Реалии; Крым. НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д. Кушкуль г.

До декабря 1995 года регион существовал как непризнанное государство. Власти Гагаузии, вопреки европейской позиции руководства республики, выступают за дружбу с Россией.

По Берлинскому договору 1878 г. По окончании Крымской войны многие гагаузы, принимавшие участие в ней на стороне царской России, вернулись в ту часть Буджака, которая находилась под ее контролем. Этим переселением гагаузов и других колонистов заканчивается по-следняя волна их движения. После этого не было никакого организованного импорта рабочей силы с Балкан. Известно толь-ко, что в начале войны в связи с продвижением русских войск в Болгарию часть местного населения из Силистры, среди которого были и гагаузы, перешла на русскую территорию. Тем временем в самой южной части Бессарабии происходили другие процессы. Еще продолжалась работа по разграничению русских и молдавских владений, а правители Молдавского княжества 4 февраля 1857 г. В ней говорилось, что Молдавское княжество "принимает их как братьев и единоверцев". Утверждалось, что молдавское правительство не только сохранит за ними все привилегии и права, которыми они пользовались под правлением Российской империи, но значительно их расширит. В прокламации говорилось, что в новом отечестве задунайские переселенцы "найдут справедливость и защиту... Однако по истечении трехлетнего срока льготы задунайских переселенцев, данные им царским правительством, стали отменяться властями Молдавского княжества. Его правители увеличили налоги, ввели новые трудовые повинности и латиницу. Церковь и верующие были разобщены. Одна часть приходов, оторванных от Кишиневско-Хотинской епархии, была подчинена Галацкой, а другая - Хушской епископии. По отношению к гагаузам и болгарам, оставшимся в южной части Буджака, была предпринята попытка введения рекрутской повинности 1860 г. Намерения правительства Молдавского княжества во главе с М. Когэлничану 1818-1891 гг. По утверждению молдавского историка И. Анцупова, в 1860-1862 гг. Титоров "Българите в Бесарабия", София, 1903, с. На территории, контролируемой русскими властями, осели лишь немногим более тысячи человек. По разрешению царя в 1861 году 300 гагаузских и болгарских семей получили право поселиться в пределах России. Им полагалась денежная помощь в размере 125 рублей на одну семью. Вопрос этот носил политический, а не экономический характер. В приграничной полосе Буджака, контролируемой царской Россией, выходцы из "Бессарабского участка" в 1861 г. На место бежавших из "Бессарабского участка" людей приходили крестьяне из Добруджи, припрутских сел Бессарабии, из Молдовы и Валахии, пишет И. Время стабилизации движения гагаузского и болгарского населения в пределах царской России совпало с процессом дальнейшего развития капитализма и проведения реформ, наиболее важной из которых была крестьянская реформа. Она была осуществлена в разное время в районах, расположенных на левом берегу Днестра, и северной части Бессарабии, находившейся под юрисдикцией России. В левобережных районах, являвшихся составной частью Херсонской губернии, реформа была проведена на основе "Манифеста об отмене крепостного права" и "Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", подписанных императором Александром II 19 февраля 1861 г. Эти положения не коснулись основной массы крестьян Бессарабии, в том числе гагаузов и болгар. Они юридически считались свободными - в этом была специфика Бессарабии. В Бессарабии на положении крепостных была лишь часть цыган 11,5 тыс. Для их раскрепощения в 1861 г. Цыгане были освобождены от крепостной зависимости, но в течение двух лет они не имели права переходить от одного помещика к другому без согласия своего бывшего хозяина. В России были осуществлены и другие реформы - земская и судебная 1864 г. Хотя они в Бессарабии и были проведены позже, но все они касались и жизни гагаузов. В крае без его "Бессарабского участка" в 1869 г. Бессарабское земство являлось одним из самых реакционных в России. Негативные последствия деятельности земских учреждений выборных органов местного самоуправления, ведавших вопросами просвещения, здравоохранения, строительства дорог, местной торговли, ис-пытали на себе задунайские переселенцы. Земства полностью контролировались государственной властью. Выборы в губернские и местные учреждения проводились не на основе всеобщего избирательного права, а на принципах имущественного ценза и куриальной структуры выборов гласных. Из 28 членов всех уездных управ Бессарабии было 18 помещиков, 4 чиновника, 1 купец и крестьянина. В губернском земском собрании из 53 "гласных" были 41 помещик и всего 4 крестьянина. Осуществление земской реформы в Бессарабии затянулось до 1869 г. Судебная реформа в Бессарабии также была проведена в 1869 г. Учрежденный окружной суд 2-го разряда входил в состав Одесской судебной палаты. В городах и уездах были созданы мировые суды, которые избирались земскими собраниями. Для участковых мировых судей апелляционной инстанцией был создан съезд мировых судей округа для Бессарабского окружного суда - Одесская судебная палата. Учреждалась адвокатура. Судопроизводство велось на русском языке. На территории Бессарабии без "Бессарабского участка" городская реформа была осуществлена на основе городского положения от 16 июня 1870 г. В крае начали открываться городские думы. Несмотря на то, что реформы 60-70-х годов сохранили значительные феодальные признаки, их проведение способствовало развитию капиталистических отношений в Бессарабии. В целом эти реформы, касавшиеся и гагаузов, означали продвижение царской России по новому пути развития. Военные реформы в Российской империи в 60-70-х годах также были вызваны отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений, которые требовали создания новой армии, оснащенной новейшей по тем временам военной техникой. Несостоятельность армии такой огромной империи, как царская Россия, вскрыло позорное ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. Преобразования русской армии про-водились военным министром 1861-1881 гг. Милютиным, известным своими либеральными взглядами. В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства. Введение всеобщей воинской повинности 1874 г. Обязательная воинская повинность встревожила задунайских переселенцев, которые после присоединения Бессарабии к России на 50 лет освобождались от призыва в армию. Недовольство выражали крестьяне всех уездов Бессарабии, но особенно остро оно проявилось в гагаузских и болгарских селах. Открытые протесты имели место в Комрате, Кирсово, Кубее. И все же гагаузы и болгары оказались вынужденными выполнять закон о всеобщей воинской повинности. Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г. По данным Центрального исторического архива, в различные рода войск Одесского военного округа было направлено 112 гагаузов и болгар, представлявших третье поколение задунайских переселенцев, родившихся на бессарабской земле. В следующем году было призвано 156 человек. Призыв в армию гагаузов и болгар - самой здоровой рабочей силы Буджака - отрицательно сказывался на состоянии хозяй-ства тех крестьян, сыновья которых надолго отвлекались от сельского труда. В целом положение задунайских колонистов в Буджаке стало ухудшаться. Сокращались размеры плодородных земельных участков, приходившихся на одну семью. Расчленение гагаузов 1856-1878 гг. Тем временем близился день воссоединения бессарабских гагаузов и болгар. Это произошло 13 июля 1878 г. Однако гагаузы продолжали оставаться расчлененным этносом. И после балканских войн 1913 г. В условиях режимов четырех государств царской России, Болгарии, Румынии и Греции их судьбы все больше расходились. Шел постоянный насильственный процесс их ассимиляции. Парадоксально, но факт: до 1897 года в статистических отчетах царской России этноним "гагаузы" не значился. Они все еще проходили, как "болгары", или просто "православные". Хотя, как отмечал впервые открывший гагаузов на территории Бессарабии русский ученый, статистик, этнограф, библиограф, академик П. Кеппен 1793-1864 гг. Однако в его по-следующем сочинении "Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России", СПб, 1861 г. В 1854 г.

Вопрос о происхождении гагаузов породил многочисленные споры в среде учёных. Ещё в начале XX в. Димитров насчитал 18 различных гипотез о происхождении гагаузов. Все они по своей сути не равнозначны. В настоящее время ученые насчитывают более 21 гипотезы. Ещё в 70-х г. XIX ст. Отметим некоторые из упомянутых гипоте Так, крупный румынский историк Н. Иорга отмечал, что гагаузы, несомненно, потомки старого населения, обитавшего на Балканском п-ове с глубокой древности. По его мнению, будучи в основном городским населением, они как и караманы забыли свой «старый греческий» язык. Канитц считал гагаузов греками. Есть даже такое мнение - что гагаузы произошли из смешения влахов, греков и итальянцев с болгарами в эпоху средние века присутствия в прибрежных районах Северо- Восточной Болгарии торговых факторий Генуэзской и Венецианской республик. По их мнению, часть протоболгар приняла христианство и стала гагаузами, другая часть - мусульманство и стала гаджалами. XIX в. Согласно этой теории гагаузы - это болгары, воспринявшие турецкий язык и потому представляющие часть болгарского этноса. Эту теорию критиковали Л. Милетич 1904 и И. Д Шишманов 1916.

Москва дала Гагаузии финансовую независимость от Кишинева

О происхождении гагаузов Вики перечисляет три основных гипотезы: • Предками гагаузов являются тюркоязычные народы: огузы, печенеги, куманы. •. Гагаузия на карте. 42. Гагаузы получили широкую автономию и живут во-многом как хотят, однако молдавские власти республику по понятным причинам недолюбливают, и всячески пытаются эту автономию уменьшить.

Северо-Осетинский информационный портал «REGION15.RU».

Их целью стал компактный район, где жили гагаузы. У гагаузов, как и всех народов, есть свои интересные праздники и обряды, но особой строкой исследователи выделяют их культ волка. Сейчас башкан Гагаузии живет в родном селе Етулия, до этого большую часть времени проводила в Кишиневе. Гагаузы – народ тюркского происхождения и православной веры, который исторически проживал на территории области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. А глава Гагаузии, жители которой выступают за сближение с Россией, оказалась под колоссальным давлением.

Буджакский историко-этнографический регион и гагаузы

Гагаузы – тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова. Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова. Оркестр башкана Гагаузии – это самый высокий статус в регионе – играет уже больше полувека. Гагаузы вполне могут оказаться народом, появившимся в результате влияния тюрков на местных жителей Гагаузии, да ещё и подвергшимся отуречиванию. Гагаузы — тюркоязычный народ, исторически сформировавшийся на севере Балканского полуострова вблизи Черноморского побережья. В прошлой статье «Гагаузы — между двумя мирами» мы уже коснулись темы этногенеза гагаузского народа.

Гуцул рассказала, в каком случае Гагаузия обратится к России

История гагаузского народа до настоящего времени мало изучена. Ранняя этническая история гагаузов также изучена слабо. До настоящего времени вопрос об их происхождении спорен. В начале XX века болгарский историк Г. Димитров, обобщая литературные сведения о гагаузах, указал на существование 19 различных мнений о происхождении этого народа. Позднее известный исследователь гагаузской этнографии М. Губогло указал на существование 21 версии о происхождении гагаузов.

Гипотезы о происхождении гагаузов многовариантны: отуреченные христиане или христианизированные турки, болгары, воспринявшие тюркский язык и другие. В Турции популярна сельджукская теория, согласно которой гагаузы - потомки малоазийских турок, переселившихся в XIII в. Современные русские, молдавские, гагаузские исследователи считают, что гагаузы - самостоятельный народ, сформировавшийся на основе северо-тюркских племен - печенегов, узов, половцев, оседавших на Балканах, начиная с X в. Тюрки-узы - это огузы или тюрк-огузы, которых в русских летописях называли черными клобуками и печенегами. Большинство специалистов, изучающих раннюю историю гагаузов сходятся в том, что предки гагаузов осели на Балканском полуострове еще задолго до появления на этой территории турок-сельджуков и завоевания ее турками-османами. Ранняя этническая история гагаузов связана с переселениями, когда их предки через Великую степь перешли из Средней Азии на Балканы.

На раннем этапе своей этнической истории предки гагаузов приняли христианство в форме православия. Гагаузы, будучи православными христианами, отличаются от основной массы тюркских народов своим вероисповеданием. Время принятия предками гагаузов христианства пока не установлено. Одни историки относили этот процесс к IX-XI вв. Христианство наложило отпечаток на культуру и на этническое самосознание гагаузов, которые не относят себя ни к болгарскому, ни к турецкому этносу, как это пытались доказать некоторые историки. Гагаузы считают себя самостоятельным тюркским народом, имеющим свой язык, культуру и этническую территорию Буджак.

Изучение процессов этнодемографического развития гагаузов затруднено в связи с немногочисленностью письменных источников, а также разрозненности их в архивах разных стран. В письменных и других источниках болгарских, румынских, восточно-славянских, турецких сведения о гагаузах носят фрагментарный характер. Отчасти этим объясняется возникновение различных противоположных гипотез об их этнической истории.

Гагаузы: их культурное наследие и традиции Гагаузы, народ, живущий в Молдове и некоторых соседних странах, обладают богатым культурным наследием и глубокими традициями. Они имеют свою уникальную историю и язык, которые отличают их от окружающих народов. Одним из важных аспектов культуры гагаузов является народная музыка и танцы.

Гагаузы исполняют традиционные песни на своем родном языке, сопровождая их национальными инструментами, такими как домбра и аккордеон. Танцы гагаузов тоже являются неотъемлемой частью их культуры, они отражают их уникальный стиль и энергию. Еще одной важной традицией гагаузов является народное ремесло. Они искусно владеют резьбой по дереву, гончарным делом, вышивкой и плетением из ивовых прутьев.

По мнению большинства исследователей, гагаузы - прямые потомки племен, населявших "Поле" - степную зону, протянувшуюся от Алтая до Карпат, и кочевавших по этой степи в основном с востока на запад.

Значительная часть племен говорила на тюркских языках. В первые века русской истории предки современных гагаузов оказались южными соседями древнерусского государства. Русские князья нанимали одних кочевников для защиты от других, что приводило к принятию неславянскими племенами православия. Точно не установлено, какие именно племена были предками гагаузов: половцы, печенеги, огузы - черные клобуки? Огузы считаются наиболее вероятными предками современных гагаузов.

К концу XI века они продвинулись дальше на запад и обитали уже на Дунае и за Дунаем на территории христианской Византии.

Демография За 30 лет между советскими переписями число гагаузов, в т. Резкое падение темпов роста в 1970-х. Чтобы приспособиться к реалиям Молдавской ССР, необходимо было присоединиться к большинству. Поэтому вместо национальности «гагауз» у многих в паспорте было записано «молдаванин». Количество мужчин и женщин было одинаковым. Гагаузы: их язык и кто они такие Гагаузский язык относится к юго-западной огузской подгруппе тюркской группы алтайской семьи. До революции фольклорные тексты публиковались кириллицей. В составе Румынии литература, в частности религиозная и историческая, публиковалась на латинице.

В 1957 году была создана письменная система на основе русского алфавита. Гагаузы сохраняют свой родной язык с относительным постоянством. Они также говорят на других языках, в основном на русском. Гипотезы о происхождении И сам вопрос "кто такие гагаузы", и их происхождение до сих пор остаются загадкой. На данный момент ни местные, ни иностранные специалисты не смогли прийти к консенсусу, хотя было предложено более 20 гипотез. Многие из них начинаются с вопроса: "Что за нация гагаузы — отуреченные христиане или христиане-турки? Происходят ли они от скотоводов, или это было оседлое население, которое ассимилировалось со скотоводами? Дать ответ на вопрос о происхождении гагаузов как народа затруднительно из-за двух факторов. Во-первых, отсутствует информация в средневековых хрониках.

Во-вторых, популяция гагаузов на Балканском полуострове накануне их переселения в Российскую империю была разнородной. Большая часть ранней этнической истории гагаузов разворачивалась на границах между тем, что должно было стать скотоводческой степной страной, и землей, населенной оседлыми народами. Накануне переселения в Бессарабию они состояли из двух этнических линий: хасыл истинных и болгарских. Так кто такие гагаузы? И их происхождение, и национальная принадлежность не дают ученым покоя вот уже много лет. Большинство ученых склоняются к такой следующему. Первоначальное ядро народа состояло из тюркоязычных скотоводов огузов, печенегов и половцев. Одна из последних миграций половцев на Балканы состоялась в 1241 году. Но есть свидетельства того, что среди них были болгары, которые говорили на турецком языке, и часть населения, пребывавшая под защитой турецкого султана Иззедина Кейкавуса.

Кроме того, европейские историки часто задавались вопросом о том, были ли наиболее вероятными предками гагаузов тюркоязычные протоболгары, которые в 670 годах пришли на Балканы с берегов Волги под знаменем булгарского правителя Аспаруха. Гагаузы — кто это?

Гагаузы — уникальное наследие, сильный дух и открытый ум

И только мы Гагаузы не правильные в глазах у Санду. Гагаузы – тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова. Expand Menu. Контакты. Гагаузы что за нация где живут карта. Фото 7. Гагаузы — потомки древних тюркоязычных народов, предположительно огузов, живших в степях Монголии и Центральной Азии до XI столетия. Гагаузы небольшой народ, проживающий на территории Молдавии и Украины.

Москва дала Гагаузии финансовую независимость от Кишинева

Побывал в местах их компактного проживания. К сожалению, многие из них не знают, что наш народ имеет свою автономию, национальные газеты. Настоящих гагаузов сегодня напоминают только представители старшего поколения, молодежь не говорит на языке предков. Думаю, что с созданием общества ситуация изменится в лучшую сторону. Необходимо наладить контакты с исторической родиной, шире изучать родной язык. Мы - малочисленный народ, и важно сохранить нацию. Радует и то, что гагаузы любят Осетию и считают ее своей родной». Читайте нас в.

В самом деле, хороший резвый конь — друг кочевника.

Даже сейчас, в эпоху автомобилей, в сёлах гагаузы предпочитают передвигаться на конной упряжке. Также они держат овец и коз: шерсть и молоко — ценный продукт. Гагаузская музыка довольно необычна на слух. Песни преимущественно одноголосные, чем-то похожие на молдавские и болгарские. Из инструментов в особом почёте скрипки, волынки и гармонь. Многие композиции написаны специально для танцев на свадьбах. Гость для кочевого народа — святой человек, говорят, в гагаузских сёлах не бывает бродяг — каждый может постучаться в дверь и найти приют. Нет и одиноких стариков — семья занимает важное место в жизни гагаузов. Эти качества маленький кочевой народ сумел сохранить и передать своим потомкам, уважение — прежде всего.

Наиболее близок он к турецким диалектам северо-восточной Болгарии, на основании чего зарубежные тюркологи Т. Ковальский, Г. Дёрфер и др. Гагаузский язык имеет два диалекта — чадырлунгско-комратский центральный и вулканештский южный. В советский период развивалась и гагаузская культура. Был создан алфавит на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» След легенд, 1974 , «Узун керван» Длинный караван, 1985 , «Жанавар йортулары» Праздники волка, 1990 и многие другие.

До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. В настоящее время официально используется алфавит на основе латинской графики. К началу 1970-х годов в СССР преподавание гагаузского языка было полностью исключено из школьной программы. На республиканском уровне шло вялое переиздание изданий на гагаузском языке, практически не издавалось книг и учебников гагаузского языка.

Язык Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков. Гагаузский язык имеет два диалекта — чадырлунгско-комратский центральный и вулканештский южный.

Были выявлены основные различия между центральным и южным диалектами. В области фонетики: 1. Варианты личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа. Степень влияния согласного у йот и аффрикаты с дже на предшествующие широкие гласные а и е. В комратском и чадыр-лунгском говорах гласные а, е перед среднеязычным спирантом у йот и аффрикатой с дже сужаются и редуцируются, в вулкэнештском же диалекте это явление выражено очень слабо Ср. Выпадение согласного h в начале слова.

Согласный h, звучащий в гагаузском языке как легкое придыхание, выпадает в вулкэнештском диалекте и сохраняется в комратско-чадырском. В целом, при сравнении данных центрального и южного диалектов южный диалект представляется более архаичным и более устойчиво сохраняющим черты строя тюркских языков. В советский период развивалась и гагаузская культура.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий