В Латвии собираются обнародовать картотеки с данными секретных агентов КГБ. – Валерий Павлович, после того как вы возглавили КГБ, в прессе стали появляться довольно скупые новости о работе Комитета. The KGB was the primary security and intelligence agency for the Soviet Union from 1954 until the nation collapsed in 1991, when the FSB replaced the KGB.
Как КГБ меняло методы управления по мере усложнения общества в СССР
The Red Scare led to the Congressional hearings spearheaded by Senator Joseph McCarthy , who attempted to identify, and thwart, communist influence in American society. Aldrich Ames Despite this resistance, the Soviets were not easily deterred, and they would ultimately succeed in recruiting U. He would later be accused and convicted of providing information to the Soviets, including classified naval communications, which allowed them to track ship movements and other activities. Walker worked for the KGB until well in the 1980s, when he was arrested. The KGB also recruited CIA officer Aldrich Ames , who divulged the locations and activities of multiple CIA officers stationed all over the world before he was arrested and convicted of espionage in 1994. Ames remains in prison to this day. To perform this task, KGB agents often used extremely violent means. Prague Spring The KGB famously crushed the Hungarian Revolution of 1956, by first arresting the leaders of the movement prior to scheduled negotiations with Soviet officials in Budapest. Twelve years later, the KGB took a lead role in crushing similar reform movements in the country then known as Czechoslovakia.
Произошедшие в 1968 году, первоначально привели к изменениям в системе управления Чехословакией. Однако в конечном итоге в страну были введены советские войска, чтобы восстановить контроль. Также рекомендуем прочитать: Почему советские солдаты в Афганистане кипятили патроны? Затем сотрудники КГБ преследовали диссидентов, в том числе тех, кто устраивал акции протеста.
Одним из отличительных признаков операций КГБ было использование «агентов-провокаторов» для проникновения в диссидентские группы. Больше, чем организация разведки и контрразведки. Это орудие подрывной деятельности, манипуляции и насилия, тайного вмешательства в дела других стран». Тем не менее, несмотря на жесткость реакции.
СССР не удалось окончательно подавить движение за реформы под руководством рабочих в Польше, в 1980-х годах. И заменен новой службой внутренней безопасности — ФСБ. И некоторые утверждают, что она выполняет многие из тех же задач, что и ее предшественник. Во имя защиты интересов российского правительства и его лидеров.
Хотя отношения между Россией и Америкой улучшились с 1991 года, когда, закончилась холодная война. Служба вновь привлекла внимание после заявлений о российском вмешательстве в президентские выборы в США в 2016 году.
Термин «ГПУ» активно использовала гитлеровская пропаганда как в самой Германии, так и на оккупированных территориях. В 1940 г.
Были укорочены длина ствола и рукояти.
Как реформировать страну, как жить этой стране. А что вы можете сказать про сегодняшнюю ФСБ? Алексей: - Я патриот. Для меня трагедия, что развалился СССР. Я считаю, что… как так могло получиться? Видимо, это из-за предателя Горбачева. КГБ лучше работало, потому что не было этой пятой колонны, которая расшатывает наше государство.
А сейчас ФСБ надо увеличить раз в десять штат сотрудников, чтобы не было прецедентов, чтобы не было даже намека на то, что с Россией может что-то случиться, как с Советским Союзом. Панкин: - Что касается штатов. Действительно, в КГБ служило, работало людей во много раз больше, я даже стесняюсь сравнивать. Даже не будем брать в расчет республики СССР, пусть они будут отдельно. Компьютеризация плюс еще. В этой связи такой широкий, большой, раздутый штат не нужен. Это одна из причин. Потому что у нас есть сегодня, как минимум, три спецслужбы — выходцы из КГБ.
СССР был страной более населенной — в два раза, чем нынешняя Россия. Александр: - Ростов-на-Дону. В 1991 году немножко у них просчет произошел. Они подумали, что народ вышел против всей власти. Поэтому они просчитались. Но потом они собрались по новой в кулак, создали ФСБ, взяли власть в свои руки. И сейчас только благодаря ФСБ мы начинаем жить. И только благодаря ФСБ мы сможем выбраться из этой клоаки.
И только благодаря ФСБ мы восстановимся как Феникс из пепла. Очень эмоциональное хорошее заявление. А то получается, что КГБ с большим отрывом лидирует, согласно мнению слушателей. Я еще не перечислил основные функции КГБ. КГБ занимался внешней разведкой, контрразведкой, оперативно-розыскной деятельностью, охраной государственной границы СССР, охраной руководителей КПСС и правительства СССР, организацией и обеспечением правительственной связи, а также борьбой с национализмом, инакомыслием, преступностью, антисоветской деятельностью. Социально-экономическое положение в Советском Союзе и вопросы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Советского государства и Коммунистической партии. Я представляю себе огромного спрута, большого осьминога, который везде свои щупальца засунул. КГБ был везде.
Пряников: - С одной стороны — везде. С другой стороны, как я уже говорил в начале передачи, КГБ строго контролировался партийной верхушкой. Для того, чтобы сделать какой-то самостоятельный шаг, ему требовалось разрешение, как минимум, Политбюро, а то и самого Леонида Ильича Брежнева в то время. Сейчас я еще затрону проблему реформ, которые начали разрабатываться при Андропове. К примеру, Алексей Черняев, это заместитель руководителя международного отдела ЦК КПСС, который позже стал помощником Горбачева, но который одновременно был близок к Андропову, он 11 ноября 1982 года, только-только когда умер Брежнев, в своем дневнике, который позже был опубликован, в 2003 году, если не ошибаюсь, он записал кратко программу андроповскую, как он видел реформирование Советского Союза. Я зачитаю, там не очень много пунктов, но они все важны. Убрать ракеты из Европы. Уйти из Афганистана.
Раздать землю всем желающим. Выслать всех диссидентов за границу. Открыть выезд евреям. Открыто плевать на американский шантаж». Далее он еще записывал. И другие помощники Андропова, которые позже публиковали свои мемуары, к примеру так был Игорь Синицын, помощник Андропова, он еще говорил о том, что Андропов разрабатывал систему госбанков, которая гласила о том, что нужно руководить экономикой не из ЦК КПСС, не из Совета Министров, а у каждой отрасли должен быть крупный госбанк, который и должен руководить этой отраслью. По аналогии, как в то время у нас существовал «Промстройбанк» или «Сельхозбанк». Это такой, я бы сказал, госкапитализм, в какой-то мере повторяющий китайский путь.
При Андропове разрабатывалась еще идея, это тоже покойный его помощник Аркадий Вольский, который руководил Торгово-промышленной палатой. Вот он говорил, что одна из идей Андропова была — создать десять экспериментальных экономических зон в Советском Союзе, по примеру китайских. Тут даже неизвестно, чей пример. Если об этом говорилось в 70-е годы, а Китай только-только в начале 80-х эту идею реализовал на практике. В этих зонах будет упрощенная регистрация предприятий, иностранных инвестиций и тому подобное. И в этих экономических зонах должен был вырастать и новый бизнес, и новые технологии, туда должны были приходить иностранные инвесторы. Вот это то, что касалось реформ Андропова. Ну что ж, говорил, будем ждать.
Причем он даже называл сроки, за сколько лет эта реформа должна была осуществиться. Он говорил — 10 лет. Потому что его помощник Игорь Синицын вспоминает, так как Андропов был бывший матрос, иногда выражался флотскими терминами, он говорил, что судно можно поворачивать максимум на 10 румбов, или 10 процентов. И вот за 10 лет как раз эти 100 процентов и были бы получены. Панкин: - Ближе к середине 80-х годов, когда Андропов был у власти, был период, когда на улицах не было ни души, было пусто. Все были на работе. А если ты идешь по улице, подъезжает черная затонированная машина, из нее выходят несколько человек в штатском, подходят к тебе, спрашивают: кто, откуда, куда идете, почему не на работе? Так и было?
Пряников: - Да, так и было. Панкин: - Зато порядок был. Я знаю пример, когда мужчина говорил: вы знаете, в роддом тороплюсь. Они уточняют: пройдемте в машину, сейчас перепроверим. В машине аппарат, набирают такой-то роддом. Да, говорят, все в порядке, можете идти. У вас сын, такой-то вес. Юрий: - Я слышал, что Андропов вообще хотел Советский Союз перестроить, отказаться от союзных республик и административные границы провести по экономическим признакам, не по национальным.
По типу Штатов сделать. Пряников: - Да, единственный человек, который об этом открыто говорил, это как раз Аркадий Вольский. Который незадолго до своей смерти говорил об этой идее Андропова, о том, чтобы ликвидировать национальные республики и создать, как он думал, либо 20, либо 25 штатов. И, как сам Вольский уверяет, что он рисовал самолично эти карты и приносил Андропову, показывал, как должно было происходить это новое территориальное деление. Он действительно говорил о том, что Средняя Азия и Кавказ — это такая обуза, в которой очень тяжело наводить порядок. И кадры руководителей в этих республиках должны назначаться из Москвы. Потому что была система какая в Советском Союзе. Мы все помним, что Генеральный Секретарь, руководитель партийной организации в национальных республиках обязательно должен быть местный человек, а вот его зам, первый заместитель — это русский, который тащит все и является такой темной лошадкой.
Да, такая идея была. Олег: - Был у нас такой председатель Комитета по науке и технике Джермен Гвишиани. Вот именно он ездил на заседания в Швейцарию. И там именно Андропов дал ему задание — прощупать, как бы развалить Советский Союз. Внедрить советскую экономику в западную.
Кгб без прикрас 1954 - 1991 годы
13 марта 1954 года создан Комитет государственной безопасности СССР | Иван Александрович Серов Первым председателем КГБ Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1954 года был назначен генерал-полковник Иван Александрович Серов, бывший до этого заместителем министра внутренних дел. |
Как создавали КГБ | Более 8600 сотрудников КГБ появились в Telegram боте Вока Змагара @facement_bot. |
КГБ СССР: история создания, задачи и операции | В 1980 году по предложению КГБ на атомных электростанциях СССР были введены должности офицеров безопасности. |
КГБ история становления и знаковые факты
Ты наверняка слышал жуткие истории о жутких кгбшниках, которые ночью приходили в квартиры граждан СССР, а наутро те исчезали навсегда. Правда это или вымысел. Виктор Иваненко был первым руководителем КГБ РСФСР, а позже и образованного из него Агентства федеральной безопасности. КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР (КГБ СССР), главный орган политич. разведки, контрразведки и политич. розыска, на который возлагалось обеспечение безопасности сов. государства. 13 марта 1954 года Указом Президиума Верховного Совета СССР создан Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР (КГБ СССР).
100 - летний юбилей!. От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России.
В начале 1991 г. КГБ получил от Министерства обороны СССР 2 мотострелковые, 1 воздушно-десантную дивизию и мотострелковую бригаду общей численностью 23 767 чел. Иван Александрович Серов Первым председателем КГБ Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1954 года был назначен генерал-полковник Иван Александрович Серов, бывший до этого заместителем министра внутренних дел. Служба внешней разведки РФ). Иван Александрович Серов Первым председателем КГБ Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1954 года был назначен генерал-полковник Иван Александрович Серов. В 1980 году по предложению КГБ на атомных электростанциях СССР были введены должности офицеров безопасности.
Кгб без прикрас 1954 - 1991 годы
Но мы не ставим перед собой задачу рассказать о личности председателя КГБ — об этом написано и еще будет написано немало, — мы попытаемся показать Андропова как руководителя советских органов безопасности, чьи мысли и установки во многом определяли направления и характер их деятельности. Как представляется, без учета мировоззрения Андропова и как публичного политика, а таковым он оставался и на посту председателя КГБ, и как руководителя органов государственной безопасности одного из крупнейших государств мира, трудно понять и деятельность возглавляемого им ведомства. В этой связи представляется необходимым обратиться к ряду его публичных выступлений. По неоднократно высказывавшемуся Андроповым мнению, «ныне источник угрозы безопасности СССР лежит вовне. Оттуда, извне, классовый противник пытается перенести на нашу территорию подрывную деятельность, активизировать и провоцировать идеологические диверсии, рассчитывая на отдельных неустойчивых людей»[1]. В то же время органы государственной безопасности — это специальные органы, которые призваны специфическими методами и средствами борьбы в пределах своей компетенции содействовать обеспечению нормальной жизни советских людей. Но при этом «деятельность органов государственной безопасности должна строго соответствовать историческому процессу развития нашего общества, и в первую очередь развитию и совершенствованию современной социалистической демократии...
Поддержка и помощь органам госбезопасности со стороны масс являлась и является важнейшим условием эффективности всей чекистской деятельности»[2]. Задача чекистов, повторял он, — «пресекать деятельность тех, кто становится на путь антигосударственных действий, кто посягает на права советских людей, на интересы советского общества. В сегодняшних условиях обеспечение безопасности — это обеспечение безопасности не только государства, но всего общества от посягательств классового противника»[3]. Как руководитель, Юрий Владимирович не мог не обращать самое пристальное внимание на методы и стиль работы подчиненых, на вопросы их воспитания и профессиональной подготовки. В этой связи он подчеркивал: «имея дело с законом, мы должны самым строжайшим образом соблюдать его и по духу, и по форме. Здесь никаких отступлений быть не может.
Органы государственной безопасности должны подавать пример неукоснительного соблюдения законности, быть законопослушными. Быть законопослушным значит не только строго соблюдать права и свободы советских граждан. Это значит также решительно и твердо принимать меры, определенные советскими законами, в отношении тех лиц, которые становятся на путь антисоветских враждебных действий». Но решительно — это не значит безрассудно: «нашим действиям, как никогда прежде, необходимы продуманность, прицельность. Надо научится каждый раз бить точно, без недолетов или перелетов, а, как говорится, в яблочко». Говоря о возрастании значения в жизни страны общественного мнения, Андропов подчеркивал необходимость «учета реакции трудящихся на деятельность органов госбезопасности.
Именно поэтому наши действия, наши шаги должны быть понятны массам. Мы должны добиваться того, чтобы трудящиеся понимали каждую нашу акцию, осознавали ее необходимость, оказывали нам необходимую поддержку. Это само собой не приходит. Нужна серьезная разъяснительная работа. Ее нужно проводить еще активнее, чем мы делали до сих пор... Нужно думать о том, как тот или иной шаг будет воспринят советскими людьми.
Нужно думать и принимать все меры к тому, чтобы наши акции получали поддержку масс»[4]. Дзержинского в июле 1967г. Сказанное имеет особое значение еще и потому, что за последнее время империализм все больше навязывает нам борьбу на фронте идеологии... Вот почему он пытается подтачивать советское общество с помощью средств и методов, которые с первого раза не укладываются в наше представление о враждебных проявлениях. Более того, можно сказать, что противник ставит своей целью на идеологическом фронте действовать так, чтобы по возможности не переступать статьи уголовного кодекса, не переступать наших законов, действовать в их рамках и тем не менее действовать враждебно. Нам надо беречь и укреплять доверие советских людей, всего советского народа к органам государственной безопасности, потому что это доверие — залог всех наших успехов»[5].
Чрезвычайно актуально звучат и сегодня следующие слова из того выступления председателя КГБ: «важным средством завоевания доверия масс является гласность в чекистской работе. Советский народ должен быть больше и лучше информирован о подрывной деятельности иностранных разведок, зарубежных антисоветских центров, а также о подрывной деятельности антисоветских элементов внутри страны. Советские люди должны больше знать о трудной и сложной работе чекистских органов». Как нетрудно будет заметить далее, Андропов в самом начале своей деятельности на «чекистском поприще» во многом предвосхитил те задачи и проблемно-болевые точки, что останутся по-прежнему актуальными и более чем через два десятилетия, в годы перестройки. В то же время в записке в Политбюро ЦК по вопросу об образовании нового управления Ю. Андроповым, в частности, отмечалось, что если в марте 1954г.
И в этой связи новый председатель просил увеличить штат Комитета на 2 250 единиц, в том числе на 1 750 офицерских и 500 вольнонаемных должностей. Андропов сделал доклад на торжественном собрании в Кремлевском дворце съездов, посвященном 50-летию образования советских органов государственной безопасности. В этом политически важном, знаковом первом публичном выступлении нового председателя КГБ перед широкой аудиторией был дан ретроспективно-содержательный анализ деятельности органов безопасности СССР с момента их образования. Указав на важнейшие принципы работы ЧК: беззаветную преданность делу революции, тесную связь с народом, непоколебимую верность партии и Советской власти, твердость в борьбе с классовыми врагами и высокий пролетарский гуманизм, Андропов подчеркнул, что «эти демократические принципы были и остаются основой деятельности чекистов»[6]. Мы не вправе забывать, также подчеркивал он, что имевшие место извращения и беззакония нанесли серьезный ущерб интересам нашего государства, советским людям и самим органам госбезопасности. Но «нет и не может быть возврата к каким бы то ни было нарушениям социалистической законности.
Органы государственной безопасности стоят и будут стоять на страже интересов Советского государства, на страже интересов советских людей». Обращая внимание на то, что спецслужбам иностранных государств отводится значительная роль в осуществлении их внешнеполитической стратегии, Андропов отмечал, что изменился характер, масштабы и содержание разведывательного противоборства с происками противников СССР, а органы государственной безопасности решают задачи по разоблачению и срыву его замыслов. Залогом успешной работы органов КГБ, обращал внимание присутствовавших Андропов, «гарантией правильного подхода к выполнению возложенных на них задач являются последовательное осуществление ленинских принципов, неукоснительное выполнение директив и указаний Коммунистической партии, строгое соблюдение законов социалистического государства, постоянная и самая тесная связь с трудящимися массами». В то же время председатель КГБ подчеркивал, что «было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас имеются еще отдельные случаи антигосударственных преступлений, враждебных антисоветских действий и поступков, которые совершаются нередко под воздействием враждебного влияния из-за рубежа... В соответствии с лучшими чекистскими традициями органы госбезопасности ведут большую работу по предупреждению преступлений, убеждению и воспитанию тех, кто допускает политически вредные проступки. Это помогает устранять причины, могущие порождать антигосударственные преступления.
Борьба партии и Советского государства с фактами нарушения законных прав трудящихся, с пренебрежением к их нуждам, с бюрократизмом, а также воспитание людей в духе социалистического патриотизма, честного выполнения своих гражданских обязанностей способствуют устранению почвы для антиобщественных поступков. Этому содействуют и повышение благосостояния трудящихся, дальнейшее развитие советской демократии, рост уровня культуры и сознательности масс в нашей стране». А вот как информировал Ю. Поскольку этот документ позволяет получить в целом представление как об основных направлениях и задачах деятельности органов безопасности в тот период, так и об объеме, и результатах их работы, приведем ряд выдержек из него[7]. В нем, в частности, председателем КГБ подчеркивалось: «... Основное внимание органов КГБ было сосредоточено на усилении прежде всего внешнеполитической разведки, с тем, чтобы она активно способствовала успешному осуществлению советской внешней политики, надежно обеспечивала своевременное выявление, срыв и разоблачение подрывных планов империалистических государств и их разведывательных органов...
В этом документе отмечалось, что всего резидентурами КГБ было получено 25 645 информационных материалов, и еще 7290 материалов поступило в порядке обмена материалами от разведок социалистических государств. Особо оговоримся, что здесь и далее в подлиннике документа, до самого недавнего времени имевшего гриф «Совершенно секретно. Особой важности», цифровые данные вписаны от руки в оставленные пропуски машинописного текста, что свидетельствует об их особо секретном содержании и значении. Дополнительно членам Политбюро были направлены 42 бюллетеня внешнеполитической развединформации. Помимо этого в различные министерства и ведомства СССР было направлено 1495 информаций, 9910 материалов и 1403 образца техники, по заданиям Военно- промышленной комиссии было добыто 1376 работ по 210 темам и более 330 образцов техники. По линии контрразведки «среди сотрудников дипломатических представительств и приезжающих в СССР туристов, коммерсантов, членов различных делегаций в 1967г.
За разведывательную деятельность, проведение акций идеологической диверсии, контрабанду, незаконную валютную деятельность и нарушение норм поведения выдворено из СССР 108 и привлечено к уголовной ответственности 11 иностранцев. Аппаратами военной контрразведки КГБ совместно с органами безопасности ГДР разоблачено 17 агентов западных разведок, проводивших шпионскую работу против Группы советских войск в Германии.... Исходя из того, что противник в своих расчетах расшатать социализм изнутри делает большую ставку на пропаганду национализма, органы КГБ провели ряд мероприятий по пресечению попыток проводить организованную националистическую деятельность в ряде районов страны... В 1967г. Органами КГБ установлено 1198 анонимных авторов. Большинство из них встало на этот путь в силу своей политической незрелости, а также из-за отсутствия должной воспитательной работы в коллективах, где они работают или учатся.
Вместе с тем отдельные враждебно настроенные элементы использовали этот путь для борьбы с Советской властью. В связи с возросшим числом анонимных авторов, распространявших злобные антисоветские документы в силу своих враждебных убеждений, увеличилось и количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за этот вид преступлений: в 1966г. Характеризуя состояние оперативных учетов органов КГБ, следует отметить, что в количественном отношении они продолжают сокращаться, хотя и в незначительной степени. По данным на 1 января с. В числе привлеченных к уголовной ответственности 3 человека, совершивших диверсии, 121 человек являются предателями и карателями периода немецко-фашистской оккупации, 34 человека обвинялись в измене Родине и покушении на измену, 96 человек — в антисоветской агитации и пропаганде, 221 человек — в нелегальном переходе границы, 100 человек — в хищениях государственного и общественного имущества в крупных размерах и взяточничестве, 148 человек — в контрабанде и нарушении правил о валютных операциях, один иностранец и один советский гражданин арестованы за шпионаж.... Следственными аппаратами КГБ пересмотрено по заявлениям граждан 6732 архивных уголовных дела на 12 376 человек; по 3783 делам вынесены заключения об их прекращении что, добавим от себя, влекло освобождение или реабилитацию проходящих по ним лиц.
Важное значение придавалось мерам профилактического характера, направленным на предупреждение государственных преступлений. Контрольно-пропускными пунктами пограничных войск и следственными аппаратами КГБ у контрабандистов и валютчиков изъято в 1967г. На работу в органы и на службу в войска КГБ принято 11 103 человека, из них 4502 — на офицерские должности. Одновременно уволено 6582 человека, из которых 2102 являлись офицерами. Чекистские кадры пополнились в отчетном году 470 работниками, прибывшими с партийной, комсомольской и советской работы». Но в то же время в отчете подчеркивалось, что «разведывательной службой КГБ еще не создано необходимых агентурных позиций в правительственных, военных, разведывательных органах и идеологических центрах противника, что не дает возможности добывать информацию о его планах и замыслах, заблаговременно ориентировать ЦК КПСС и Советское правительство о наиболее важных действиях империалистических государств по главным направлениям их внешней и внутренней политики.
По этой же причине разведывательная служба КГБ еще слабо влияет на развитие политических событий в кризисных ситуациях в выгодном для Советского Союза направлении, не всегда использует слабости в лагере империализма и противоречия между капиталистическими странами. Контрразведывательная служба КГБ, располагая данными о наличии в СССР вражеской агентуры, не добилась в отчетном периоде ощутимых результатов в разоблачении этой агентуры, в выявлении и закрытии всех возможных каналов утечки государственных секретов... Слабо используются контрразведывательные возможности для противодействия попыткам противника осуществлять акции идеологической диверсии, склонять политически и морально неустойчивых лиц к невозвращению на Родину. В значительной мере этим недостатком объясняется тот факт, что в 1967 году 17 человек остались за границей; не удалось также предотвратить 3 случая измены Родине военнослужащими Советской Армии». Подобная форма и структура отчетов в «инстанции», как на профессиональном языке именовались ЦК КПСС и Совет Министров, сохранилась и в дальнейшем, дополняясь новыми блоками информации по вновь открывавшимся направлениям оперативной работы и с образованием иных структурных подразделений органов госбезопасности. Создание последних было связано как с изменениями оперативной обстановки в стране и на межгосударственном уровне, так и с постановкой руководством страны перед КГБ дополнительных задач.
Дальнейшая реорганизация КГБ проводилась в направлении укрупнения и усиления некоторых подразделений контрразведывательного — Второго главного управления — путем преобразования их в самостоятельные управления всего к 1980г. Несколько нарушая хронологический порядок рассказа о деятельности Ю. В сентябре 1981г. Ранее, с 1967г. Эти меры стали важным шагом на пути активизации борьбы с преступностью и коррупцией, укрепления законности и правопорядка, защиты законных прав и интересов советских людей. В дальнейшем, выступая на собрании партийного актива КГБ 26 апреля 1971г.
Андропов так характеризовал современную политичекую обстановку в мирел: «Ареной исторического противоборства между социализмом и капитализмом является весь мир, все сферы общественной жизни — экономика, идеология, политика... Потерпев провал в расчетах добиться глобальной победы над социализмом «с позиции силы», международная реакция... Враги не жалеют усилий, чтобы путем распространения клеветы, идеологической диверсии и особенно путем инспирирования проявлений национализма дискредитировать марксистско-ленинскую идеологию, подорвать роль коммунистических партий в социалистических странах, вбить клин в отношения между этими странами. Империалисты не перестают искать слабые звенья в социалистическом фронте, пытаются использовать в своих интересах трудности, возникающие внутри отдельных стран, и разногласия во взаимоотношениях между ними»[8]. Важным направлением деятельности Андропова на посту руководителя КГБ являлось определение кадровой политики этого специфического правоприменительного ведомства. И, учитывая общественную значимость этой проблемы для понимания истории нашей страны, представляется необходимым подробнее остановиться на этом вопросе.
Еще в июле 1967г. Андропов подчеркивал, «в органах государственной безопасности должны работать хорошо подготовленные, высококультурные кадры чекистов»[9]. Выступая на собрании комсомольцев центрального аппарата КГБ 23 октября 1968г. Вот почему надо быть особенно бдительным. Вот почему скромность есть и всегда будет у нас одним из важных критериев оценки работников. Что значит быть на высоте требований?
Это значит... Об этом важно помнить, так как в нашей работе часто приходится сталкиваться с изнанкой жизни, самыми неприглядными ее чертами. Все это у людей нестойких может породить известный перекос в мировоззрении, в характере и в отношении к человеку. Для нашей работы такой перекос — дело недопустимое. Чекист без веры в советского человека, подменивший настоящую острую бдительность болезненной подозрительностью, видящий во всем одно только плохое, — это плохой чекист»[10]. Для Андропова была характерна высокая требовательность к кадрам.
Много внимания, как председатель КГБ, Андропов уделял проблемам повышения профессионального уровня чекистских кадров. Он должен расти по мере того, как меняются и усложняются условия борьбы со спецслужбами противника. Только в этом случае мы сможем быть на высоте. Мало быть хорошо обученным. Тут надо выстоять и победить, мобилизовав для этого все свои волевые и интеллектуальные качества... Надо беззаветно верить в справедливость нашего дела, не поддаваться на провокации, в какой бы форме они ни проявлялись, не забывать, что классовый враг всегда остается врагом, какими бы елейными словами он ни прикрывался.
И еще один вопрос, имеющий самое прямое отношение к воспитанию чекистов. Партия, государство дали нам большие полномочия, право решать в ряде случаев судьбы людей... Мы всегда говорили и говорим о том, что действовать надо осмотрительно, что данные нам права и полномочия использовать надо разумно. Это заставляет нас с еще большей требовательностью относиться ко всем нашим действиям»[12]. Выступая 1 сентября 1981г. Андропов наметил целую программу повышения эффективности подготовки чекистских кадров.
В частности, он отмечал: «Было бы правильным теперь, опираясь на этот большой опыт и хорошие традиции школы, подумать над тем, как повысить уровень научной, учебной и воспитательной работы, чтобы выпускники школы и в профессиональном, и в морально-политическом отношении в полной мере отвечали бы тем возросшим требованиям, которые предъявляются к чекистам развитием советского общества, а также усложнившимся характером борьбы с противником... Из школы выпускники должны вынести необходимую сумму знаний. Но это только одна сторона дела. Одних книжных знаний недостаточно... Чтобы быть на высоте партийных, политических требований, чтобы умело применять полученные знания на практике, выпускник школы должен обладать еще и чекистским характером. Важно, чтобы чекистская наука умела глубоко заглянуть в будущее, чтобы выпускники школы унесли с собой знания, необходимые для решения задач не только сегодня, но и завтра...
От чекиста требуется высокая нравственная и моральная чистота. Он должен во всех своих поступках и действиях руководствоваться благородными принципами и нормами социалистического общежития. Вместе с тем решительно бороться со всем, что чуждо нашему социалистическогму образу жизни. Здесь не может быть никаких компромиссов со воей совестью. От чекиста требуются активная жизненная позиция, боевой чекистский характер»[13]. Важной составляющей подготовки и воспитании чекистских кадров является вопрос об отношении к гражданам, в том числе переступившим или балансирующим на грани нарушения закона.
В многочисленных обращениях Андропова к чекистским коллективам мы можем найти немало указаний на этот счет. На одном из совещаний руководящего состава органов КГБ в феврале 1979г. Андропов обращал внимание на то, что «чекисты призваны бороться за каждого советского человека, когда он оступился, чтобы помочь ему встать на правильный путь. В этом и заключается одна из важнейших сторон деятельности органов госбезопасности. Она имеет большую политическую значимость, вытекающую из самой гуманной сущности нашего строя, отвечает требованиям идеологической работы партии»[14]. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия».
Однако при всей своей важности и актуальности этот законодательный акт имел один чрезвычайно важный недостаток. А именно: по трудно объяснимой причине он имел гриф «Не для печати», что существеннейшим образом снижало эффективность его предупредительного воздействия. Сама процедура вынесения предостережения включала в себя подготовку мотивированного заключения о вынесении профилактируемому лицу официального предостережения в связи с совершением им противоправных проступков. Далее при вызове профилактируемого в органы КГБ ему оглашалось данное заключение и предлагалось расписаться за ознакомление с ним. В случае отказа гражданина от подписания заключения сотрудниками КГБ составлялся протокол об объявлении ему официального предостережения. Профилактируемому лицу также сообщалось, что заключение это вместе с протоколом объявления официального предостережения будут переданы в прокуратуру и в случае привлечения его к уголовной ответственности за подобные действия в будущем будут иметь силу процессуального доказательства неоднократности совершения инкриминируемых ему противоправных деяний.
С одной стороны, процедура эта оказывала серьезное сдерживающее значение на профилактируемое лицо, с другой стороны, предоставляла ему право обжаловать вынесенное предостережение в органы прокуратуры. Лиц, привлекавшихся к уголовной ответственоости после объявления им официального предостережения от имени органов КГБ, насчитывается буквально единицы. К сожалению, после реорганизации органов безопасности в 1991 — 1992гг. Возможно, описанная законодательно установленная процедура вызовет критику со стороны некоторых читателей. Я же привел ее как пример и реальный исторический факт. И при этом, как юрист, буду настаивать на гуманистическом значении данного способа предупреждения дальнейшей враждебной деятельности, ибо речь шла уже о совершении противоправных уголовно наказуемых действий небольшой общественной опасности.
К числу важнейших новаций, связанных с именем Андропова, можно отнести также образование Курсов усовершенствования оперативного состава КУОС , просуществовавших до 1993г. Не менее важное значение имело также создание в КГБ подразделений специального назначения для решения оперативно-боевых задач. Первым из них стала легендарная группа антитеррора «Альфа». Его задачами являлись борьба с терроризмом, захват вооруженных преступников, силовое прикрытие проведения оперативных мероприятий. Вобравшая в себя лучшее из опыта как российских сил специального назначения, так и аналогичных зарубежных подразделений, «Альфа» со временем стала элитным подразделением КГБ. В отличие от призванной действовать на территории преимущественно собственной страны «Альфы» группа спецназначения ПГУ «Вымпел» была образована 19 августа 1981г.
Одним из непосредственных ее организаторов стал Ю. Оба они являлись участниками операции по захвату президентского дворца Тадж-Бек в Кабуле 27 декабря 1979г. Не останавливаясь подробно на деятельности «Альфы» и «Вымпела», подчеркнем только, что их создание было абсолютно обоснованным и оправданным и что в дальнейшем они доказали высочайший уровень профессиональной подготовки и решения поставленных задач[15]. Приведем еще один важный документ, направленный Ю. В этих целях американская разведка ставит задачу осуществлять вербовку агентуры влияния из числа советских граждан, проводить их обучение и в дальнейшем продвигать в сферу управления политикой, экономикой и наукой Советского Союза. ЦРУ разработало программы индивидуальной подготовки агентов влияния, предусматривающей приобретение ими навыков шпионской деятельности, а также их концентрированную политическую и идеологическую обработку.
Кроме того, один из важнейших аспектов подготовки такой агентуры — преподавание методов управления в руководящем звене народного хозяйства. Руководство американской разведки планирует целенаправленно и настойчиво, не считаясь с затратами, вести поиск лиц, способных по своим личным и деловым качествам в перспективе занять административные должности в аппарате управления и выполнять сформулированные противником задачи. При этом ЦРУ исходит из того, что деятельность отдельных, не связанных между собой агентов влияния, проводящих в жизнь политику саботажа и искривления руководящих указаний, будет координироваться и направляться из единого центра, созданного в рамках американской разведки. По замыслу ЦРУ, целенаправленная деятельность агентуры влияния будет способствовать созданию определенных трудностей внутриполитического характера в Советском Союзе, задержит развитие нашей экономики, будет вести научные изыскания в Советском Союзе по тупиковым направлениям. При выработке указанных планов американская разведка исходит из того, что возрастающие контакты Советского Союза с Западом создают благоприятные предпосылки для их реализации в современных условиях. По заявлениям американских разведчиков, призванных непосредственно заниматься работой с такой агентурой из числа советских граждан, осуществляемая в настоящее время американскими спецслужбами программа будет способствовать качественным изменениям в различных сферах жизни нашего общества, и прежде всего в экономике, что приведет в конечном счете к принятию Советским Союзом многих западных идеалов.
КГБ учитывает полученную информацию для организации мероприятий по вскрытию и пресечению планов американской разведки.
В результате Запад сформировал на территории Советского Союза свою «пятую колонну». Как сообщалось, организаторы августовского путча 1991 года и подписанты Беловежских соглашений виновны в развале СССР, считает Михаил Горбачев.
По его словам, республики СССР приняли декларации независимости, но у Советского Союза оставался шанс сохранить страну на обновленной основе.
Могильщиками великой страны стали партийная верхушка и руководство Комитета госбезопасности. Они же и заграбастали огромные богатства, созданные несколькими поколениями советских людей. К приходу Юрия Андропова на Лубянку в 1967 году внутри ведомства созрело мнение, что стране следует пойти на сближение с Западом, а реальная власть должна находиться в руках спецслужб.
Для выполнения злодейского плана нужно было нейтрализовать армию и дискредитировать компартию. Именно Юрий Владимирович заметил в бойком ставропольце тот антисоветский настрой, в каком недавно Михаил Сергеевич признался: «... Это Андропов позволил возглавить региональные управления КГБ национальным представителям. И как результат - повсюду началась клановая грызня за власть.
Накануне глава КГБ Белоруссии Иван Тертель заявил, что силовые структуры республики сумели предотвратить удары боевых дронов по Минску и его пригородам с территории Литвы. По его словам, в последнее время сотрудники силовых структур страны провели несколько чекистских мероприятий, которые помогли предотвратить нападение боевых беспилотников. Ранее в России создали новую систему подавления дронов.
100 - летний юбилей!. От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России.
Брежнев поощрял конкуренцию между ведомствами, а сам ни на чьей стороне не выступал, не желая кого-то обижать. Даже награды и повышения в звании Щелоков и Андропов получали почти одновременно. Например, оба получили звание генерала армии в один день. Оба укрепляли свои ведомства всеми силами и расширяли влияние, и рано или поздно должен был случиться момент, когда их интересы сталкивались. Но в этом случае вмешивался Брежнев или Политбюро, и восстанавливался статус-кво. Например, милиционерам на уровне служебных инструкций запрещалось задерживать сотрудников КГБ, что бы ни происходило. Все попытки Андропова посягнуть на МВД и установить контроль за ведомством по примеру армейских особистов провалились. МВД за исключением военизированных внутренних войск было единственным ведомством, которое вообще не контролировалось КГБ. По пиару выигрывал Щелоков, но по влиянию впереди был всё же Андропов.
Даже Щелокову не дано было поколебать могущество КГБ. Ему оставалось только подкалывать Андропова. Политических диссидентов при Брежневе уже не убивали, как при Сталине, но всё ещё преследовали. И занимался этим как раз КГБ. А Щелоков, в пику Андропову, поддерживал некоторых опальных деятелей. В отличие от нелюдимого Андропова, Щелоков был большим любителем культуры и дружил со многими деятелями искусства, в кругах которых были популярны диссидентские взгляды. С определённого момента главной головной болью КГБ стал Солженицын. Андропов предлагал посадить его или хотя бы выслать, а Щелоков, напротив, предлагал осыпать писателя привилегиями и подарками, чтобы склонить на свою сторону.
Он даже написал Брежневу письмо с предложением не сажать писателя и не высылать его, а дать ему в столице квартиру. Более того, он даже помогал ему в написании одного из исторических романов, достав в архивах, куда не имел доступа Солженицын, старые карты. Щелоков дружил с Ростроповичем и Вишневской и даже "выбил" уже находившейся в опале солистке Большого театра Орден Ленина. Андропов также пытался действовать против Щелокова его же оружием — пиаром. Явно не без его усилий был снят фильм "Амнистии не подлежит", по сюжету которого советский милиционер оказывается предателем, завербованным вражеской разведкой, а доблестные чекисты его ловят. Щелоков от такой подколки со стороны Андропова пришёл в ярость и написал гневное письмо в ЦК: "В качестве матёрого врага советской власти, предателя Родины, резидента иностранной разведки в этом фильме выступает начальник районного отдела милиции. Вызывает справедливое возмущение не только злостное искажение облика работника милиции, но и очевидная фальсификация действительности. В истории советской милиции не было случая, чтобы её руководящий работник стал бы агентом империалистической разведки Здесь Щелоков явно намекает на чекистов, несколько руководителей которых были расстреляны по обвинению в работе на иностранные разведки.
Обращает на себя внимание вредная тенденция сюжета, которая фактически противопоставляет органы КГБ, разоблачившие предательскую деятельность работника милиции, органам внутренних дел". В этом деле победил Щелоков. Фильм на высшем уровне запретили выпускать на экраны и потребовали переписать сценарий и переснять заново. Событием, окончательно превратившим вражду силовиков в открытую войну, стало убийство сотрудниками МВД офицера КГБ, произошедшее зимой 1980 года. Майор КГБ Афанасьев в тот день отмечал в служебном помещении свой день рождения с сослуживцами. В честь такого события ему подарили несколько дефицитных подарков. После застолья он отправился домой, но в метро заснул, проехал свою остановку и оказался на конечной "Ждановской" сейчас она называется "Выхино". Обнаружившие его контролёры вызвали милиционеров из местного линейного отдела.
Время было уже позднее, и милиционеры сами оказались пьяны. Афанасьев к тому моменту пришёл в себя и начал размахивать удостоверением сотрудника КГБ. Тогда нетрезвые милиционеры побили его, после чего сообщили о задержании дежурному, который сразу же приказал отпустить задержанного. Его отпустили, однако теперь уже избитый Афанасьев, у которого к тому же отобрали все его подарки, стал угрожать, что воспользуется своими связями и устроит виновникам настоящий ад.
Горбачева с Р. Рейганом в Рейкьявике Исландия. Основной докладчик первый заместитель министра иностранных дел Ю. Чебриков, в частности, доложил, что в мире похищено такое количество расщепляющихся радиоактивных материалов, что их хватило бы на изготовление 10 бомб, равных по мощности сброшенной на Хиросиму. Председатель КГБ также отметил, что на территории СССР имеются до 200 антисоветских формирований, имеющих террористические наклонности, объединяющие около 3 тысяч участников. Горбачев приглашает А.
Сахарова вернуться в Москву. В ходе беспорядков ранены 1 215 человек 2 умерли , 107 человек впоследствии осуждены за участие в беспорядках. Полет М. Демонстрации в поддержку этого требования также прошли в Измайловском парке Москвы 29 июля , в Фергане и Джизаке Узбекистан, 13 сентября , в Тамани и Симферополе Крым, 6 октября. Калманович, впоследствии осужденный на 25 лет лишения свободы. Досрочно освобожден в 1993 г. Ходжалы Азербайджан по вопросу о будущем Нагорного Карабаха. Первое применение огнестрельного оружия в этом затяжном конфликте — «война камней» становится «горячей». В результате массовых беспорядков ранены 33 армянина один из них скончался и 16 азербайджанцев. Горбачева принял решение об «освещении «белых пятен» в истории СССР.
Октябрь — экологические демонстрации в Ереване 17 октября и Риге 24 октября. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». Сумгаите Азербайджанская ССР — по официальным данным погибли 32 человека. Начало кровопролитных конфликтов на почве межнациональных отношений в СССР. Ленинграду и Ленинградской области погибли 3 пассажира и бортпроводница. В первой заметке были опубликованы сведения о разоблаченных сотрудниках посольской резидентуры ЦРУ в Москве под дипломатическим прикрытием, выдворенных из СССР в последние годы. Погиб 91 человек, ранено более 200, было уничтожено 150 и повреждено более 250 домов. Афанасьев, А. Сахаров, Б. Ельцын, Р.
Медведев и др. В октябре 1988 г. Советскую сторону представлял заместитель начальника ПГУ генерал-лейтенант В. После 8 витков 60 минут «Буран» успешно приземлился «в заданном районе». Корабль не поднимался на высоту выше 101 километра, поэтому он считается стратосферным, а не космическим полетом. Полет советского «шатла» вызвал серьезные опасения за рубежом. По личной просьбе М. Тэтчер уже 16 ноября посетившей Москву, программа «Буран» была приостановлена М. Чебриков и А. Разумовский и А.
Операция «Гром» — 3 декабря захватчики возвращены в Москву из Израиля. В соответствии с этой директивой образован Координационный комитет по вопросам контрразведки. Афанасьев, Б. Ельцин, Г. Попов, А. Сахаров и др. Колем М.
Он стал опорой Хрущева в перевороте 1953-го. Главной для руководства КГБ была такая задача: «В кратчайший срок ликвидировать последствия вражеской деятельности Берия в органах... Структура госбезопасности СССР была реформирована, сокращена, часть чекистов уволили и вывели за штат. Функции обеспечения госбезопасности частично передали в другие министерства, даже в Минздрав.
Плеханова и его и заместителя В. Прилукова [42]. Участие руководителей КГБ в создании и содействии ГКЧП и провал его выступления положили начало крупнейшей в истории советских органов госбезопасности реорганизации. Степашин [45]. Под руководством В. Бакатина за несколько месяцев 1991 года были осуществлены следующие мероприятия по реформированию и реорганизации советских органов государственной безопасности: август 1991 — Отдел правительственной связи, 8-е главное управление правительственная связь и криптография и 16-е управление радиоэлектронная разведка и криптография выведены из состава КГБ СССР и объединены в Комитет правительственной связи СССР , который стал подчиняться непосредственно президенту СССР [46]. При этом сохранялось прямое взаимодействие с союзным КГБ [50]. Бакатина был положен конец «слежке или политическому сыску и надзору по политическим мотивам» [47]. Согласно п. Правовая основа деятельности и подчинённость[ править править код ] Удостоверение младшего офицера КГБ СССР, дающее право хранения и ношения огнестрельного оружия В отличие от других органов государственного управления СССР, Комитет государственной безопасности был партийно-государственным учреждением [56] — по своему юридическому статусу КГБ являлся органом государственного управления и, в то же время, находился в непосредственном подчинении высших органов коммунистической партии — Центрального комитета КПСС и его Политбюро. Последнее было закреплено в положении о КГБ , что с юридической точки зрения обусловило «сращивание КПСС и органов государственной безопасности» и сделало КГБ «вооружённой силой партии, физически и политически охранявшей власть КПСС, позволявшей партии осуществлять эффективный и жёсткий контроль над обществом» [57]. В дополнение к этим документам, самими органами безопасности за время их существования было выпущено свыше трёх тысяч подзаконных ведомственных актов [58]. К началу 1991 года общее количество нормативных актов , регламентировавших деятельность КГБ, составляло свыше пяти тысяч документов различного уровня [59]. Однако этот массив документов, по признанию самого руководства КГБ, не был органически увязан с общесоюзным законодательством; отсутствовало полное соответствие и строгая подчинённость союзным законам правовых норм, которыми руководствовался Комитет государственной безопасности и его местные органы [58]. Согласно этому положению, Комитет государственной безопасности провозглашался «политическим органом», осуществляющим мероприятия Центрального Комитета КПСС и Правительства СССР «по защите социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, а также по охране государственной границы СССР». При этом непосредственное руководство и контроль КГБ являлись прерогативой Центрального Комитета КПСС , в то время как Совету Министров отводилась более скромная управленческая роль: заслушивание отчётов о деятельности КГБ, назначение заместителей его председателя, утверждение структуры и штатной численности комитета, утверждение членов коллегии — всё по согласованию с ЦК КПСС. Помимо осуществления традиционных для спецслужб функций в частности, охраны государственной границы, внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом и проч. Закон об органах государственной безопасности[ править править код ] Попытка вывести Комитет государственной безопасности из-под контроля коммунистической партии и целиком подчинить его деятельность органам государственной власти и управления была предпринята в последний год существования Советского Союза. Работники органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели. Принятию закона об органах государственной безопасности предшествовала и последовала дискуссия противников и сторонников реформирования КГБ. За принятие закона выступали С. Ахромеев , Ю. Голик, И. Лаптев , Р. Медведев , В. Ярин и другие. По мнению сторонников закон позволял регламентировать деятельность органов государственной безопасности; поставить её под контроль объединений граждан и средств массовой информации; а также «отмести всякого рода домыслы, которые существуют вокруг КГБ». Против принятия законопроекта выступили депутаты О. Калмыков и А. Последний считал законопроект слишком абстрактным. Журналист газеты « Известия » Ю. Феофанов назвал проект закона «густым набором прав без четкой ответственности». Правозащитник Ю. Орлов заявил о том, что принятие нового закона об органах государственной безопасности «подтверждает, что КГБ стоит твердо на прежних сталинских позициях и в этом законе легализовано вмешательство во все решительно дела граждан» [61]. Бакатина , закон о КГБ являлся «осколком прошлого» и «формально и фактически не действовал» с момента своего принятия до реорганизации органов госбезопасности в октябре 1991 года [47]. Предполагалось разработать и принять отдельные законы для регулирования новых органов безопасности. Однако новые документы приняты не были — 26 декабря 1991 года Советский Союз прекратил своё существование. Взаимоотношения КГБ и КПСС[ править править код ] Несмотря на то, что формально Комитет государственной безопасности был наделён правами союзно-республиканского министерства и осуществлял свою деятельность под эгидой Совета Министров СССР — вначале в качестве ведомства при правительстве , а затем в качестве центрального органа государственного управления — фактическое руководство КГБ осуществлялось высшими органами коммунистической партии Советского Союза в лице секретариата ЦК КПСС и Политбюро. Председатель КГБ по должности входил в Политбюро. С момента своего образования вплоть до 16 мая 1991 года — за полгода до упразднения — КГБ фактически был выведен из-под контроля советского правительства [57] [ нет в источнике ]. Отдельные исследователи высказывают мнение, что высшее руководство СССР через КГБ и его агентуру сознательно осуществляло деятельность, направленную на распад страны [63] Партийный контроль[ править править код ] Значок 70 лет Комсомолу КГБ Вмешательство коммунистической партии в деятельность органов государственной власти и управления было обыденным явлением в Советском Союзе. Вместе с тем, ни один из государственных органов СССР не подвергался такой же степени вмешательства в свою деятельность со стороны КПСС , как органы безопасности, являвшиеся инструментом защиты интересов коммунистической партии. Показательно, что в официальном девизе КГБ того времени «Верность партии — Верность Родине», означал что служение партии это служение Советской Родине. Анализ положения о КГБ, партийных документов и материалов органов госбезопасности, проведённый Комиссией Президиума Верховного Совета Российской Федерации в 1992 году, пролил свет на степень контроля КГБ со стороны правящей партии. Центральный комитет КПСС имел право наложения запрета на публикацию приказов председателя КГБ, которые затрагивали важные, с точки зрения руководства партии, вопросы агентурно-оперативной и следственной работы, что противоречило статьям 10, 12 и 13 Положения о прокурорском надзоре в СССР 1955 года, которые предусматривали прокурорский контроль соответствия нормативных актов, издаваемых ведомствами, Конституции и законам СССР, союзных и автономных республик, постановлениям союзного и республиканских правительств. В рамках правоохранительной деятельности КГБ, органам безопасности запрещалось собирать компрометирующие материалы на представителей партийной, советской и профсоюзной номенклатуры , что вывело из-под контроля правоохранительных органов лиц, обладавших распорядительными, контролирующими и хозяйственными полномочиями, и положило начало зарождению в их среде организованной преступности [64]. В функции органов госбезопасности неизменно входили охрана и обслуживание высших руководителей партии в том числе во время их нахождения на отдыхе , обеспечение безопасности крупных партийных мероприятий съездов, пленумов, совещаний , обеспечение высших партийных органов техническими средствами и шифросвязью. Для этого в структурах КГБ существовали специальные подразделения, работа и инвентарь которых оплачивались из государственного, а не из партийного бюджета. Согласно положению о КГБ, на него также возлагалась охрана руководителей советского правительства. В то же время, анализ приказов КГБ показывает тенденцию к передаче охранных и обслуживающих функций по отношению к собственно государственным структурам в ведение органов внутренних дел , являющаяся свидетельством того, что охрана и обслуживание партийных деятелей и объектов были для КГБ приоритетными. В ряде приказов по охранным и обслуживающим мероприятиям упоминаются только руководители партии. Кармаля после его отстранения в 1986 году от должности генерального секретаря ЦК Народно-демократической партии Афганистана. Кадровая интеграция[ править править код ] Подбор людей на работу в органы безопасности и в учебные заведения КГБ — так называемые «партнаборы» из числа рядовых коммунистов, работников партийного аппарата, комсомольских и советских органов — проводились систематически под тщательным контролем ЦК КПСС. Наиболее важные направления деятельности КГБ укреплялись, как правило, партийными функционерами — инструкторами отделов ЦК республиканских компартий, заведующими и заместителями заведующих отделами обкомов, секретарями горкомов и райкомов партии.
День рождения легенды – 13 марта был создан КГБ
Бывшее здание КГБ/Указ о создании КГБ РИА Новости Александр Поляков, Public domain. Аббревиатура КГБ несколько десятилетий наводила страх во всех республиках Советского Союза. Один заметный успех КГБ произошел в 1967 году, когда был принят на работу ВМС США старший уорент-офицер Джон Энтони Уокер. Причиной понижения статуса КГБ в иерархии органов государственного управления было стремление партийного и советского руководства страны лишить органы госбезопасности самостоятельности, целиком подчинив их деятельность аппарату коммунистической партии.
От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России
История Службы внешней разведки РФ - ТАСС | После ликвидации КГБ на его материально-технической базе сначала была создана служба внешней разведки, а уже в 1993 года появилась и федеральная служба контрразведки. |
Образован Комитет государственной безопасности СССР | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина | Главные новости об организации КГБ СССР на |
Антисоветская правда, КГБ и четыре стороны – новости за 16 мая 2023 года | Аукционный дом «Литфонд» | Виктор Иваненко был первым руководителем КГБ РСФСР, а позже и образованного из него Агентства федеральной безопасности. |