С «крымской весны» 2014 года жители полуострова стали персонами нон грата для стран, которые ввели санкции против России. Пять лет назад, в марте 2014 года, Крым вошел в состав России.
Как Крым вошёл в состав России: хроника событий
А уже 9 лет спустя, в 1783 году, весь Крым стал российским. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Присоединение Крыма к Российской Федерации было осуществлено в феврале — марте 2014 года. Провозглашение независимости Республики Крым и ее вхождение в состав Российской Федерации стало законной формой реализации права народа Крыма на самоопределение в ситуации.
Крым с Россией: политический инцидент и исторический прецедент
Возле Севастополя строители трассы наткнулись на уникальный некрополь «Фронотовое-3» — 200 неразграбленных могил II-IV века. Были найдены оборонительные сооружения, скифские курганы, готские захоронения, остатки античных поселений. Все найденные сокровища пополнили крымские музеи, а полученные археологические данные обогатили древнюю историю прекрасного полуострова. Сложная логистика — только поезд и машина Новый современный терминал Симферопольского аэропорта имени Айвазовского закрыт с февраля 2022 года Источник: new. Но уже третий год пошел, как аэропорт закрыт, и пока не закончится СВО, его, конечно, не откроют. Сверкающий голубыми стеклами новый терминал «Крымская волна» Симферопольского аэропорта, введенный в эксплуатацию в апреле 2018 года, закрыт для пассажиров. А в воздухе над Крымом гудят только военные самолеты. Вот лишний раз и подумаешь, а стоит ли собираться в дорогу.
К тому же, случись что, все мы тут застрянем на мосту как в узком горлышке. Сложная логистика — один из главных моментов, вызывающих недовольство крымчан. Билеты на поезда единственного крымского перевозчика «Гранд сервис экспресс» дорожают. А альтернативных вариантов немного — только за рулем или на автобусе. Безопасность — внимание, воздушная тревога С февраля 2022 года жизнь крымчан сложно назвать спокойной — близость к линии фронта ощущается на каждом шагу. Вот по трассе «Таврида» везут подбитые танки на ремонт. Вот — из севастопольского госпиталя мчатся скорые принимать раненых, доставленных на вертолете.
Вот по набережной Ялты прихрамывает военный, заботливо опекаемый женой. Вот в Севастополе звучит сирена воздушной тревоги — и прохожие спешат в ближайшее укрытие. Не думал, что мужики знакомые на полном серьезе будут поднимать первый тост за ПВО — а это стало реальностью. Еще в 2022 году многие переселенцы с материка и часть крымчан уехали с полуострова подальше от «горячей точки». И пока возвращаться не собираются. Неуверенность в собственной безопасности останавливает и туристов, особенно с детьми, от поездок на отдых в Крым. Два года лишь половина от допандемийного числа отдыхающих выбирает полуостров.
Некоторые отельеры даже не открывают свои гостевые дома — ждут конца боевых действий. Санкции — старые ушли, новые не пришли — В 2022 году, когда Россия попала под санкции США и Евросоюза, все удивлялись, почему крымчане почти не возмущаются? А у нас просто ничего не изменилось с 2014 года, когда с полуострова ушли все западные компании и украинские в придачу, — говорит крымская пенсионерка Ирина Широкова. И до последнего времени крупные российские предприятия что-то к нам не спешат. Отсутствие конкуренции не идет на пользу потребителю. Когда у тебя один банк или сотовый оператор — о качестве услуг особо не заботятся. Только в прошлом году на полуостров пришел «Сбербанк», а с марта стал привозить карты клиентам в Симферополе и Севастополе банк «Тинькофф».
До сих пор здесь нет «Билайна», сервисов «Яндекса», крупных торговых сетей и большинства крупных компаний. Высокие цены — за мостом дешевле — Мы когда дом строили, очень грустили, что не в Краснодарском крае живем — стоит за Крымский мост переехать, как все стройматериалы на 30—40 процентов дешевле, — жалуется Лейла Садулаева. Цены на продукты в Крыму не намного дешевле, чем в крупных городах России, исключение — сезонные овощи и фрукты. Бытовая техника, электроника значительно дороже, чем на материке. И так почти со всеми товарами — их стоимость постоянно растет, а зарплаты у крымчан невысокие. По данным Министерства труда и соцзащиты, в среднем она составляет сейчас 44 тысячи рублей — не разгуляешься. Дорогая недвижимость — квартиры для приезжих — Такое ощущение, что все эти дома, которые строят и строят без остановки, рассчитаны исключительно на приезжих из Москвы или с Севера, — возмущается Анна Любарская.
А если площадь побольше, так никакого кредита не хватит. Несмотря на тревожную обстановку, рынок крымской недвижимости сдавать позиции не собирается. Цены на полуострове только растут — за 2023 год они поднялись на 7—10 процентов. Особенно на Южном берегу Крыма, где достигли 300 тысяч рублей за квадратный метр. Теперь вот новые соотечественники с херсонскими сертификатами — крымчане тоже от сертификатов на жилье не отказались бы, но нам не дают. Так и будем ютиться несколькими поколениями в одной квартире, пока недвижимость не подешевеет. А это, кажется, пока не предвидится.
Пришлые чиновники — варяги-коррупционеры — Мы тут в Севастополе с интересом следим за бывшим нашим губернатором Овсянниковым — англичане молодцы, этого ворюгу арестовали, — говорит Кирилл Пискарев. В Севастополь исполняющим обязанности губернатора Дмитрий Овсянников прибыл в 2016 году — из кресла замминистра промышленности и торговли. В 2017-м вступил в должность, а уже в 2019-м уволился по собственному желанию, чтобы снова вернуться на прежнюю должность замминистра промышленности и торговли. Действительно, средства на строительство очистных сооружений были перенаправлены в ОФК-Банк, который лопнул. А из 26 объектов, на которые были выделены средства в 2018 году, сдали только восемь. Часть контрактов подрядчики получили с нарушениями и их отменили по решению суда. После отставки Овсянников со скандалом был уволен с должности замминистра.
В 2022 году уехал в Европу, где по суду снял с себя европейские санкции, но не британские. Именно в Лондоне, где у него оказались банковские счета, бывшего губернатора арестовали по обвинению в отмывании денег и нарушении санкций. То, что с кадрами в Крыму не всё хорошо, говорит статистика увольнений и посадок, и не всегда это пришлые чиновники. Например, за последние восемь лет 17 крымских вице-премьеров были уволены, трое из них в СИЗО, один уже получил срок. Уволены также 48 министров, например, министров транспорта уже восемь человек, а ЖКХ — шесть. Водная блокада — нет риса и рыбы Из Северо-Крымского канала 85 процентов воды шли на нужды сельского хозяйства.
В документе указано, что при заключении договора обе стороны — и РФ, и Крым — основывались на исторической общности своих народов и свободном и добровольном волеизъявлении народов Крыма на общекрымском референдуме. Кроме того, был упомянут принцип равноправия и самоопределения народов, закрепленный в Уставе ООН, в соответствии с которым все народы имеют неотъемлемое право свободно и без вмешательства извне определять свой политический статус, осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. В ФКЗ указано, что основаниями принятия Крыма в Россию являются: результаты общекрымского референдума, проведенного 16 марта 2014 года; декларация о независимости Крыма и Севастополя; договор между РФ и Крымом от 18 марта 2014 года; предложения Крыма и Севастополя о принятии в РФ; Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года. Принятие Крыма в РФ произошло в соответствии с: Конституцией РФ; Федеральным конституционным законом "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"; договором между РФ и Крымом от 18 марта 2014 года; Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Со дня принятия Крыма в состав России постоянно проживающие на территории республики лица были признаны гражданами РФ и получили российские паспорта в течение трех месяцев. Кроме того, они получили право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством РФ. Денежной единицей на территориях Крыма и Севастополя стал рубль.
Большая часть государств — членов ООН не поддержало плебисцит о статусе Крыма. Провозглашение независимости Крыма 17 марта 2014 года Верховный совет республики принял постановление, согласно которому Крым был признан независимым суверенным государством. Помимо этого, в документе содержалось обращение к России с предложением принять Крым в состав России в качестве нового субъекта со статусом республики. Также в этот день крымский парламент переименовали в Государственный совет Республики Крым, а Севастопольский городской совет — в законодательное собрание. Госсовет Крыма постановил, что с 17 марта в республике «не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады и иных госорганов, принятые после 21 февраля 2014 года». Горсовет Севастополя единогласно принял решение о вхождении города в состав Российской Федерации в качестве отдельного субъекта.
В 2015 году Госсовет республики внес изменения в закон о праздниках и памятных датах на полуострове, и 18 марта стало Днем воссоединения Крыма с Россией. День воссоединения Крыма с Россией 2024 — традиции На территории полуострова 18 марта является выходным днем. Все крупные города региона с размахом отмечают торжество — устраивают праздничные концерты и акции, массовые гулянья и ярмарки.
Владимир Путин рассказал жителям полуострова о поправках в Конституцию и призвал не верить фейкам Жители и гости столицы Крыма Симферополя несут цветы к памятнику «Народному ополчению всех времен», а автомобилисты начинают из города торжественный автопробег до самого Севастополя.
День воссоединения Крыма с Россией
Глубокий политический кризис, разразившийся в украинском государстве, предопределил возвращение Крыма в состав Российской Федерации. 18 марта 2014 года был подписан договор о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации. Республики Крым и города федерального значения Севастополя". С «крымской весны» 2014 года жители полуострова стали персонами нон грата для стран, которые ввели санкции против России. Крым стал российским регионом после состоявшегося там в марте 2014 года референдума, на котором большинство жителей полуострова высказались за воссоединение с Россией.
Исторический шанс: 25 лет Акту о государственной самостоятельности Крыма
Пределы территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя определяются границами территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, существовавшими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Граница Республики Крым на суше, сопряженная с территорией Украины, является Государственной границей Российской Федерации. Разграничение морских пространств Черного и Азовского морей осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации, норм и принципов международного права. Статья 4. Признание гражданства Российской Федерации у граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя 1. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и или их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства. Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выдаются в течение трех месяцев со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Ограничения на замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по истечении одного месяца со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Статья 5.
Вопросы воинской обязанности и военной службы 1. Органы военного управления и воинские формирования Республики Крым осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации до урегулирования вопроса о включении этих органов и формирований в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов или об их переформировании расформировании. Создание на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, военных комиссариатов, а также определение их структуры, состава и штатной численности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом административно-территориального деления Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и по призыву в органах военного управления и воинских формированиях Республики Крым, продолжают исполнять обязанности военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации до урегулирования вопроса о включении указанных органов и формирований в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов или об их переформировании расформировании. Военнослужащие органов военного управления и воинских формирований Республики Крым имеют преимущественное право на поступление на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы при наличии у них гражданства Российской Федерации и при условии их соответствия иным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Военнослужащие органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, проходящие военную службу по призыву, продолжают исполнять воинскую обязанность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах до окончания установленных сроков военной службы при условии наличия у них гражданства Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, проходят военную службу в органах военного управления, объединениях, соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, дислоцирующихся на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, до 2016 года включительно. Статья 6.
Переходный период Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации. Статья 7. Формирование органов государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя 1. Выборы в органы государственной власти Республики Крым и в органы государственной власти города федерального значения Севастополя проводятся во второе воскресенье сентября 2015 года. До избрания органов государственной власти Республики Крым и органов государственной власти города федерального значения Севастополя их полномочия осуществляют соответственно Государственный Совет Республики Крым - парламент Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя. Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Выборы в органы государственной власти Республики Крым и в органы государственной власти города федерального значения Севастополя проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами Государственного Совета Республики Крым и нормативными правовыми актами Законодательного Собрания города Севастополя. Указанные нормативные правовые акты не могут противоречить Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации о выборах.
Законодательный представительный орган государственной власти Республики Крым принимает Конституцию Республики Крым, которая не может противоречить Конституции Российской Федерации. Законодательный представительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя принимает Устав города федерального значения Севастополя, который не может противоречить Конституции Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Республики Крым и Уставом города федерального значения Севастополя формируются органы исполнительной власти Республики Крым и органы исполнительной власти города федерального значения Севастополя. Система органов исполнительной власти Республики Крым и система органов исполнительной власти города федерального значения Севастополя должны соответствовать общим принципам организации исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленным законодательством Российской Федерации. До завершения формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации органов исполнительной власти Республики Крым и органов исполнительной власти города федерального значения Севастополя руководители местных государственных администраций назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Совета министров Республики Крым. В течение переходного периода на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с учетом их административно-территориального деления, установленного соответственно законодательным представительным органом государственной власти Республики Крым и законодательным представительным органом государственной власти города федерального значения Севастополя, создаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Создание указанных территориальных органов осуществляется федеральными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими органами государственной власти Республики Крым и органами государственной власти города федерального значения Севастополя. Сотрудники органов безопасности, таможни и милиции Республики Крым, сотрудники иных государственных органов, замещающие должности в указанных органах на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, имеют преимущественное право на поступление на службу в органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации и органы внутренних дел Российской Федерации, иные государственные органы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, при наличии у них гражданства Российской Федерации, а также при условии сдачи ими экзамена на знание законодательства Российской Федерации и их соответствия требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к сотрудникам указанных органов.
Статья 8. Создание органов прокуратуры на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя 1. В течение переходного периода Генеральная прокуратура Российской Федерации создает на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя органы прокуратуры Республики Крым и органы прокуратуры города федерального значения Севастополя, имеющие статус прокуратуры субъекта Российской Федерации. Прокурор Республики Крым и прокурор города федерального значения Севастополя назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному соответственно с Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем. Иные прокуроры, осуществляющие свои полномочия на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, назначаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Работники органов прокуратуры Украины, замещающие должности в указанных органах, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, имеют преимущественное право на поступление на службу в органы прокуратуры Российской Федерации, создаваемые на этих территориях, при наличии у них гражданства Российской Федерации, а также при условии сдачи ими экзамена на знание законодательства Российской Федерации и их соответствия требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к работникам органов прокуратуры. До завершения формирования органов прокуратуры Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя соответствующие полномочия на этих территориях осуществляют органы прокуратуры, действующие на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Статья 9.
В те дни Крым действительно стоял на пороге масштабного гражданского конфликта. Скажу честно: мы готовились к худшему. Мы понимали, что мятежники готовы на все ради того, чтобы удержать власть. Но вряд ли до начала трагедии Донбасса кто-то мог допустить, что армия будет расстреливать из пушек мирное население. Люди готовились к мирным протестам, а не к боевым действиям, не к тому, что их будут убивать. В то время как мятежники изначально планировали физическое уничтожение инакомыслящих. Наверное, можно сказать, что это было их «преимущество» — преимущество бандита, внезапно нападающего на жертву. Если говорить о Крыме, то мы, конечно, надеялись на моральную и дипломатическую поддержку России, но не думали, что будет прямая помощь.
Появление «вежливых людей» стало неожиданностью для всех. О противостоянии с меджлисом По сути это был конфликт между сторонниками и противниками государственного переворота. Замечу, что в составе народного ополчения были люди разных национальностей. Одной из рот командовал крымский татарин, другой — армянин. Но меджлис изо всех сил пытался перевести политический конфликт в межнациональную плоскость. Лидеры этой организации накручивали людей, распространяли информацию о том, что против крымско-татарского народа якобы готовятся провокации, а Верховный Совет 26 февраля будет рассматривать вопрос о присоединении Крыма к России. На самом деле на тот момент этот вопрос в повестке дня не стоял. Хочу подчеркнуть, что изначально нашей задачей было не победить, а избежать столкновений, развести людей, не допустить кровопролития.
Мы были готовы применять силу против националистов, приехавших из других регионов Украины, но не против крымчан, вне зависимости от национальности. И, как показали последующие события, это был абсолютно правильный подход. Если бы наши земляки — и русские, и крымские татары — в те февральские дни не проявили терпение и выдержку, ситуация могла бы развиваться по совсем другому сценарию, с большим количеством жертв. К слову, меджлисовские пропагандисты в дни, предшествовавшие референдуму, распускали самые дикие слухи — вплоть до того, что крымских татар якобы будут депортировать, если Крым станет российским. Но ни пропаганда, не попытки запугивания не сработали. Подавляющее большинство крымчан всех национальностей поддержали воссоединение с Россией. Об украинских военных и кованых щитах самообороны Главной задачей было не допустить проникновения в Крым провокаторов майдана с материковой Украины и не дать местным экстремистам раскачать ситуацию. Сил для этого у нас было достаточно.
Огнестрельного оружия у самообороны не было, в основном подручные средства — щиты, изготовленные крымскими кузнецами, и так далее. Противостоять украинским военным с таким вооружением мы, конечно, физически не могли. Рассчитывали на другие методы. Прежде всего — на убеждение, ведь большинство военных были крымчанами. А в составе самообороны было немало отставников, лично знакомых с офицерами украинских частей. Впоследствии это нам очень помогло. О сторонниках переворота в Киеве среди крымских элит Большая часть крымских политиков и депутатов во главе председателем Верховного Совета Владимиром Андреевичем Константиновым с самого начала выступили против Майдана. Сторонники Майдана были в крымском парламенте в абсолютном меньшинстве.
С декабря 2013 года по февраль 2014-го Верховный Совет сделал ряд публичных заявлений и обращений, в которых призвал Януковича остановить беззаконие и привлечь организаторов беспорядков к ответственности, а крымчан — быть готовыми встать на защиту полуострова. В том же ключе высказывались лидеры пророссийских организаций полуострова. Киеву ясно дали понять, что если власть в стране захватит Майдан, Крым с этим не смирится. Другой вопрос, что часть чиновников разных уровней во главе с экс-премьером Крыма Анатолием Могилевым были готовы сдать мятежникам все и вся в обмен на гарантии личной безопасности и сохранения своих активов. Такие персонажи были и в депутатском корпусе. К сожалению, иуды были, есть и будут всегда и везде. Но в большинстве своем люди ясно осознавали свою ответственность перед крымчанами, перед историей и вели себя достойно. В 2014 году — старший преподаватель кафедры информационных систем Севастопольского национального технического университета.
На том же митинге объявила о переходе всей власти в городе к исполнительному комитету. Для меня «крымская весна» началась осенью 2013 года. Потому что осенью 2013 года, когда шла активизация [усилий] по вовлечению Украины в европейскую ассоциацию, жители Севастополя впервые обратились к депутатам всех уровней, представляющих Севастополь, — районным, городским, вплоть до депутатов Верховной Рады — с требованием определить свою позицию и, соответственно, будущее Севастополя: евроассоциация или Таможенный союз, так как не видели перспектив Севастополя на этом евроассоциационном пути. Это письмо получило название «Письмо шестидесяти девяти». Команда, которая сложилась при проработке и продвижении этого письма, собралась вокруг Алексея Михайловича Чалого. В январе мы стали просто прогнозировать и планировать варианты: что будет, если… И фактически стали моделировать ситуацию, что будет, если произойдет смещение законно действующего президента Украины. Как в такой ситуации будем вести себя мы и как должен поступить город. О реакции на переворот в Киеве События развивались стремительно.
Наша группа готовила митинг 23 февраля. Изначально этот митинг готовился в поддержку Единого фронта юго-востока Украины. Основная тема — формирование единого фронта юго-востока «Фашизм не пройдет». Митинг планировался именно в поддержку такого форума. Но потом произошло элементарное предательство депутатами «Партии регионов» своих избирателей. Съезд не пришел ни к каким решениям. Решение было одно — что каждый регион выбирается как может. И тогда мы стали склоняться к тому, что придется защищать город по самому жесткому сценарию, и, следовательно, нужно быть готовыми принять ответственность на себя.
О том, когда настал переломный момент У меня понимание переломности момента было 24 февраля, после целого дня попыток предательства со стороны администрации города Севастополя, попытки ареста Чалого, попытки взболтать ситуацию. Жители города ответили очень дружно: буквально в течение часа после попытки ареста Чалого у администрации было уже несколько тысяч человек, а к вечеру, когда севастопольцы переламывали ситуацию, у городского Совета, который вынудили собраться для принятия решения о создании координационного совета по жизнеобеспечению города, было уже несколько десятков тысяч. Самые скромные подсчеты дают 20-30 тысяч, иногда даже больше. Это было именно народное волеизъявление. Там все понимали, что в случае чего придется рассчитывать на себя. Но, как правильно сказал недавно командир «Беркута» во время встречи с севастопольцами и в Киеве он часто так шутил , «севастопольцы — это как заградотряд». Когда наступают на Севастополь — за нами только море. Севатопольцы всегда стоят до конца, потому что некуда отступать.
Момент понимания того, что будет ситуация развиваться и что мы начали двигаться в сторону России, для меня наступил 24 февраля, когда решение о координационном совете было принято под давлением жителей города. И понимание того, что севастопольцы не отступят, что мы сделали свой шаг, свой выбор и дальше будем стоять до конца. Но, конечно, была надежда на родину — что все-таки ей удастся нас защитить. И что все вместе мы из этой ситуации выберемся. О подготовке к обороне До 27-го была ситуация безвременья, непонимания. Хотя уже 26 фвраля севастопольский «Беркут» выдвинулся на Перекоп для того, чтобы встать в первую линию обороны, обезопасить полуостров от возможного проникновения диверсионных групп со стороны Украины. То есть вот этот момент принятия решения — что с нами войска специального назначения, что милиция присягнула севастопольцам — это все было 24 февраля. Это переломный момент, продолжение народного веча.
Статус полуострова в составе Украины был окончательно определен в 1996 г. Крым формально стал автономной республикой, а Севастополь городом республиканского подчинения. Однако реальной автономии ни Севастополь, ни Крым не получили. Более того, республиканские власти лишались права издавать региональные законы. Неудивительно, что после ликвидации всех форм региональной независимости русское население полуострова в своем большинстве воспринимало Украину как чуждое и враждебное государство. Попытки украинизации например, открытие на полуострове отделений украинских культурных и просветительских обществ; навязывание местному населению украинской версии истории; выраженный курс на ассимиляцию вызывали неприятие даже на бытовом уровне. Все, связанное с Украиной, высмеивалось. Этот процесс был особенно выражен в Севастополе.
Присутствие российского флота намертво привязывало город к России, причем не только военными объектами, но и гражданской инфраструктурой. Не будет преувеличением сказать, что в 1990—2000-е гг. В целом население Крыма и особенно Севастополя оставалось в российском культурном и информационном пространстве. Люди смотрели российские новостные передачи, читали российские периодические издания, покупали книги российских авторов и т. Это также являлось формой протеста. Что же касается русских организаций, то для того чтобы выжить в условиях украинской государственности, им пришлось либо мимикрировать, либо взаимодействовать с умеренными украинскими политическими партиями и движениями. Фактически приходилось выбирать меньшее из зол, поддерживая на очередных президентских или парламентских выборах любого кандидата с востока Украины, даже если его приход к власти не сулил никаких положительных перемен. Особенно явно это проявилось во время президентской кампании 2004 г.
В ситуации осени 2004 г. Янукович воспринимался — и, как показали последующие события, совершенно ошибочно — как пророссийский кандидат с его победой связывали надежды на придание русскому языку статуса второго государственного и укрепление связей с Россией , тогда как его соперник Виктор Ющенко со своими сторонниками в глазах русских Крыма ассоциировался с русофобией и радикальным украинским национализмом. Члены Российской общины Севастополя были еще более пессимистичны в своих прогнозах по поводу возможной победы «оранжевого» кандидата: «Если к власти сегодня придет В. Такое заявление прозвучало на заседании общины 16 ноября 2004 г. Даже не искушенные в политике понимали, что победа «оранжевых» не принесет Севастополю и Крыму ничего хорошего. Поэтому приход к власти Ющенко был воспринят как страшная несправедливость. Получалось, что узкая группа людей, используя ложь и откровенную демагогию, может навязать свое мнение воле большинства. Вместе с тем события «оранжевой революции» имели и положительные последствия: противодействуя украинизации, люди все больше осознавали свою национальную идентичность как непреходящую ценность, которую всячески нужно оберегать.
Это объединяло всех — и правых, и левых. И чем активнее были попытки новой киевской власти и ее ставленников навязать севастопольцам и крымчанам чуждые идеалы и ценности, тем сильнее было неприятие самой украинской государственности.
В Киеве прокатилась волна беспорядков, которая затем перекинулась на другие украинские города и регионы. Бывший президент страны Виктор Янукович покинул Киев. В тот же день депутаты отменили закон, предусматривающий предоставление русскому языку статуса регионального в ряде областей страны. Это решение вызвало массовые протесты среди русскоязычного населения, прежде всего на юго-востоке Украины и в Крыму. Фото: Pexels Нарастание внутреннего конфликта, акции протеста в Крыму 23 февраля 2014 года пророссийски настроенные жители полуострова начали бессрочную акцию протеста у здания Верховного совета республики.
Этот день в истории: 2014 год — референдум в Крыму
В 2014 году Запад назвал выход Крыма из состава Украины и его присоединение к России аннексией и начал агрессивную антироссийскую политику. 10 главных вопросов об обстоятельствах крымского референдума, итогом которого стало подписание 18 марта договора о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию (День воссоединения Крыма с Россией) — в материале Воссоединение Крыма с Россией — вхождение в состав Российской Федерации территории полуострова Крым с расположенными на ней Автономной Республикой Крым (Республикой Крым) и городом Севастополем. День воссоединения Крыма с Россией — событие, когда полуостров, ранее входивший в состав Украины, снова стал территорией нашей страны. В 2014 году, когда Крым перешел в состав России, стало очевидно, что его магистрали требуют капитального ремонта. Возвращение Крыма домой, в Россию, ускорил государственный переворот на Украине, который произошел зимой 2014 года.
Присоединение Крыма к РФ в 2014 - 2015 гг.
Екатеринбургский историк Андрей Ермоленко вспоминает, как менялся статус полуострова за последнюю сотню лет. Так как сегодня вопрос государственной принадлежности Крыма очень актуален, важно понимать предысторию вопроса и делать выводы о последующих событиях, опираясь на факты. После Октябрьской революции и в годы Гражданской войны Крым стал одним из последних рубежей сопротивления Белого движения, однако в ноябре 1920 года весь полуостров был занят частями Красной армии. Во время Великой Отечественной войны территория Крыма с 1941 по 1944 год была оккупирована Германией. Имевшиеся факты сотрудничества представителей крымско-татарского населения с оккупантами были расценены советским руководством как предательство со стороны всего народа.
В мае 1944 года началось массовое выселение крымских татар из Крыма в Центральную Азию.
Однако жители региона всегда придерживались пророссийской позиции, а на фоне политических противоречий, охвативших Украину в 2013 году, руководство Крыма взяло курс на сближение с Россией Украина уже требует лишить Россию членства в ФИФА и УЕФА Перемены, произошедшие в жизни России в 2014 году, в народе именуют Крымской весной. Первоначально Верховный Совет республики и Севастопольский городской совет 11 марта 2014 года приняли декларацию о независимости регионов, а затем по результатам референдума Крым и город Севастополь вошли в состав РФ.
Именно 18 марта в Москве был подписан договор о возвращении Крыма в состав России, вступивший в силу 21 марта после ратификации Федеральным собранием РФ. В 2015 году Госсовет республики внес изменения в закон о праздниках и памятных датах на полуострове, и 18 марта стало Днем воссоединения Крыма с Россией.
Это данные об избирателях без города Севастополя, у которого собственная избирательная комиссия Окончательные итоги референдума в Крыму Так оперативно обработать и объявить окончательные результаты референдума в Крыму 16 марта удалось, так как в комиссию по проведению референдума не поступило ни одной жалобы. Жители полуострова в его ходе отвечали на один из двух вопросов, напечатанных на русском, украинском и крымскотатарском языках: 1 Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? Уже стало ясно, что большинство жителей Крыма выбрали первый вариант. А замминистра финансов РФ Сергей Шаталов уже заявил, что Крым в случае присоединения к России на переходный период может получить специальные налоговые режимы. Об этом говорится в заявлении, опубликованном на официальном сайте Белого дома. Ранее аналогичная позиция высказывалась представителями Евросоюза.
Заявление американского правительства сделано в жесткой форме. Кстати, инициатором беседы стал Белый дом.
Сомневаюсь, что жители Крымско-татарского ханства были сильно обрадованы армии Миниха, взявшей Бахчисарай.
Так же, как белые офицеры, съехавшиеся в Крым со всей Российской империи, вряд ли были рады прорыву Перекопа красноармейцами во главе с тов. Фрунзе и Блюхером. То, что в марте 2014 года настроения крымчан совпали с действиями России по защите интересов в черноморском бассейне, позволило сменить юрисдикцию бескровно и молниеносно.
И это, безусловно, главный гуманистический урок «Крымской весны». Если искать исторические аналогии, то последний раз у нас получалось практически бескровно прирасти территориями и выйти на новые рубежи в 1940 году в Молдавии и Бессарабии, в Прибалтике, Западной Украине и Западной Белоруссии. Тогда после сталинского ультиматума Румынии было дано 24 часа на отвод войск — и в результате «Бессарабского похода» в составе Советского Союза появилась Молдавская ССР.
Галичина и Волынь перешли в советскую юрисдикцию из-под польской, когда сама Польша в результате известных событий перестала существовать. А Прибалтика и вовсе сама попросилась по итогам народного волеизъявления — правда, не столь единодушного, как в Крыму-2014, и, как позже выяснилось, не столь искреннего. Несколькими строчками ниже мы с вами поговорим, почему «крымский прецедент» — то есть присоединение тех или иных территорий к Российскому государству — вполне может оказаться не последним в XXI веке.
А пока что отметим: эффективный, бескровный и легитимный прирост территориями возможен только при обеспечении смычки «политическая воля — вооружённые силы — общественное мнение». Фактор второй. Конфликт союзного государства с национальным После перехода Крыма под российскую юрисдикцию киевские элитарии окончательно и яростно невзлюбили Москву.
Причём в основании этой ненависти лежат сугубо экономические интересы. Крым был своеобразной внутренней колонией правящих украинских кланов, и крымские активы в виде земли, промышленных предприятий, пляжей, ресторанов, кинотеатров и аэропортов были весьма лакомым кусочком. После смены юрисдикции украинские ФПГ, естественно, чувствуют себя ограбленными.