Самый известный узор ленинградского фарфора, визитная карточка ЛФЗ.
Блокадная сетка.
Своеобразным символом блокадного Ленинграда стала легендарная «Кобальтовая сетка». Сервизы в бело-синей стилистике впервые появились в 44 году и стали визитной карточкой Императорского фарфорового завода (Ленинградского фарфорового завода). Начинается выставка с чашек с «кобальтовой сеткой». Эскиз был придуман еще в 1944 году художницей Анной Яцкевич. В конце 1950‑х годов «сетка» стала символом ЛФЗ/ИФЗ и остается им по сей день. 1 151 объявление по запросу «сервиз кобальтовая сетка лфз» доступны на Авито во всех регионах. Рисунок Кобальтовая сетка очень популярен. Но не всё знают, что придуман он был Анной Адамовной Яцкевич. Эта сетка родилась как воспоминания об окнах в блока.
Кобальтовая сетка ЛФЗ
Золотому взлету «кобальтовой сетки» на сервизах ИФЗ — 65 лет | Самое удивительное то, что сервиз из фарфора производства ЛФЗ с рисунком в виде перекрещивающегося узора сине-кобальтового оттенка был награжден главной медалью на Брюссельской Всемирной выставке в 1958 году. |
Золотому взлету «кобальтовой сетки» на сервизах ИФЗ — 65 лет | Императорский фарфорфирменный магазин Императорского (Ломоносовского) фарфорового завода. |
Самый известный узор ленинградского фарфора | Кофейник "Кобальтовая сетка" (без золочения), фарфор, деколь, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1970-1990 гг. |
Узор «кобальтовая сетка» как символ блокадного Ленинграда | Блокадная сетка Императорский (Ленинградский; Ломоносовский) фарфоровый завод. Среди множества декоров фарфора и разнообразных узоров, одним из самых знаменитых и узнаваемых во всём мире является ленинградская «Кобальтовая сетка». |
[кобальтовая сетка] в категории фарфор, фаянс, керамика
Яцкевич дали золотую медаль. Сама художница не дожила до этой победы, но увековечила свое имя в истории русского фарфора. Советская делегация не ожидала громкого успеха. Это объясняют тем, что обычно к выставкам такого уровня готовят специальные экземпляры, разрабатывают новые формы, ищут неординарные решения. А кобальтово-сетчатый сервиз ЛФЗ массово выпускали уже почти 10 лет. Чайная пара без золотых бабочек на сетке. На посуде клеймо ЛФЗ: Сегодня фирменный орнамент наносят уже не вручную, а используют технику перевода — деколирование.
Покрывают сеточкой самые разные формы. Форма «Тюльпан» Купольная форма Питерцы выпускают посуду с вариантами легендарной сеточкой, заменив кобальт на красный цвет и золото. Называются варианты соответственно «Блюз» и «Джаз». Серия посуды формы «Соло» Производство в период оттепели и застоя Не прекращавший работу даже во время обороны Ленинграда, после восстановления страны завод вышел на новый уровень. Известный уже на весь мир под маркировкой «ЛФЗ», фарфор стал эталонным. Тончайший, полупрозрачный, поющий.
На фоне «народных» брендов — Дулево , Вербилок и других, бывших кузнецовских — посуда ЛФЗ отличалась аристократизмом. Стоимость сервизов из северной столицы тоже была всегда на порядок выше. Сливочно-белый оттенок, полупрозрачные стенки почти невесомых изделий заслуживают высокой оценки. Завод в новейшей истории Через 265 лет после создания Порцелиновой мануфактуры в городе, которому вернули гордое имя Санкт-Петербург, поменяли и название главного фарфорового завода России. Он снова стал Императорским в 2005 г. Сахарница, заварник, конфетница начала XXI в.
Такое клеймо ставили с 2002 по 2006 гг. На продукции вновь переименованного ИФЗ ставят клеймо, как на следующем фото: На авторских работах добавляют фамилию и инициалы художника, название изделия. Изюминки ассортимента Вековые традиции — это ИФЗ, фарфор сегодня — постоянный поиск свежих идей, реплики старинных сервизов и новейшие тенденции. Причем любое изделие, будь то комплект посуды, декоративные тарелки или вазы для украшения интерьера, вызывает интерес коллекционеров.
Пока идем к цехам, спрашиваю у нашего гида, как обстоят дела с обеспеченностью предприятия сырьем. Оказывается, на нынешний год импортные составляющие фарфоровой массы были закуплены в прошлом году. Сейчас идут поиски сырья глины и кости в России и Китае, чтобы обеспечить производство в 2023 году. Первая остановка — цех костяного фарфора. Современные машины отливают здесь чашки, а в печах с указателем «включать на 850» круглосуточно идет обжиг. Дальше будет только ручная работа художников. Поднимаемся на верхний, пятый, этаж здания, в цех ручной росписи. Художницы как раз выполняют большой заказ по росписи ваз с видами Петербурга. Здесь же создают и знаменитую «кобальтовую сетку».
Культура 22 сентября 2022 В Галерее современного фарфора открылась выставка «Кобальт навсегда! Представлены произведения прикладного искусства, для росписи которых использованы краски на основе этого химического элемента. После обжига они дают глубокий синий цвет. ФОТО автора Перед открытием выставки гостей пригласили посмотреть несколько цехов Императорского фарфорового завода ИФЗ , которому на днях исполнилось 278 лет. Как рассказал Виктор Крестников, советник директора по стратегическим вопросам, завод работает по полному технологическому циклу — от изготовления из сырья фарфоровой массы до выпуска всевозможных изделий из фарфора. Хотя сейчас в мире большинство крупных предприятий специализированы: одни производят фарфоровую массу, другие выпускают заготовки, например тарелки, третьи расписывают изделия и т. Твердый фарфор — это основной вид продукции ИФЗ, знакомый всем по посуде. Мягкий фарфор называется так, поскольку отличается меньшей температурой обжига, что позволяет создавать многокрасочную расписную скульптуру. Из костяного фарфора изготавливают тонкие чашки и блюдца, здесь используется кость крупного рогатого скота.
По всем вопросам пишите info imperial-porcelain. Покупайте Императорский фарфор в фирменном магазине с гарантией качества производителя.
Кобальтовая сетка Анны Яцкевич
Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. От Императорского Фарфорового завода (бывшего ЛФЗ). Декор "Кобальтовая сетка" на новой форме. Оказывается "Кобальтовая сетка" была создана в середине 18 века. За «Кобальтовую сетку» фарфоровый завод получил Золотую медаль на Всемирной художественно-промышленной выставке в Брюсселе 1858 года. К сожалению, Анна Адамовна, рано ушедшая из жизни, не смогла порадоваться успеху придуманного ею рисунка. «Кобальтовая сетка» — визитная карточка Ленинградского фарфорового завода и символ советского фарфора. Фарфор «Кобальтовая сетка», ставший «лицом» санкт-петербургского Императорского завода, сегодня представлен не только в классическом варианте, но и в нескольких современных интерпретациях. Большой каталог товаров бренда Императорский фарфоровый завод. Широкий ассоритмент по официальным ценам производителя, 802 моделей.
Тайна кобальтовой сетки
Заварочный чайник с кобальтовой сеткой В 1958 году на Всемирной выставке фарфоровых изделий в Брюсселе Ленинградский завод представил большую коллекцию своих изделий, среди них сервиз «Кобальтовая сетка». Он и получил главную награду — Золотую медаль. Подготовила Татьяна Славина.
К сожалению, Анна Яцкевич не дожила до триумфа своего узора. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что ее рисунок стал символом русского фарфора….
Никто не знает. Известно лишь то, что уже в 1943 году Анна Яцкевич нарисовала первые эскизы и выполнила макет чашки. Пятнадцать лет до признания На заводе узор всем очень понравился, но большого внимания не привлек. Анна работала над другими проектами, посвященными победе, и расписывала чашки и сервизы.
Читать статьи на похожие темы:.
Художницы как раз выполняют большой заказ по росписи ваз с видами Петербурга. Здесь же создают и знаменитую «кобальтовую сетку». Кобальтовая краска, кстати, редкое исключение, она выдерживает самые высокие температуры обжига. Завершается экскурсия в цехе высокого фарфора. Кирилл Пименов, продюсер креативных проектов, демонстрирует несколько фарфоровых скульптур из серии «Народности России», которые ИФЗ создает совместно с Российским этнографическим музеем.
Этот проект продолжает и развивает одноименную серию, созданную в 1913 — 1917 годах. Сейчас для создания моделей с максимальной точностью передачи национальных костюмов используется 3D-печать. Некоторые — специально для этого проекта. Начинается выставка с чашек с «кобальтовой сеткой».
Как появилась знаменитая "кобальтовая сетка" ЛФЗ
В Гатчинском дворце осталась часть сервиза, та, что была выполнена на ИФЗ. Сегодня от знаменитого сервиза, сделанного в Вене до нашего времени сохранилось 73 предмета. Сравнивая «Кобальтовую сетку» Яцкевич и роспись сервиза «Собственный», эксперты считают сходство очень отдаленным - сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом. В местах пересечения синих линий сетка украшена звездочками 22-х каратного золота, что придает росписи еще большее благородство и элегантность. У сервиза «Собственный», в узлах золотой сеточки выписаны маленькие розовые цветочки. Сама же Анна Адамовна рассказывала о создании «Кобальтовой сетки» иначе. Кроме профессии художника по фарфору, Яцкевич имела квалификацию оформителя книг и плакатов. Когда началась война, Анна Адамовна не воспользовалась возможностью эвакуироваться.
Урождённая ленинградка, она все 900 блокадных дней провела в родном городе. Молодая женщина, похоронившая умерших от голода сестру и мать отец скончался задолго до войны , жила на Набережной Фонтанки. При помощи обычных красок по фарфору, оставшихся в запасе у завода, занималась камуфляжем кораблей. А линии узора самой знаменитой и узнаваемой росписи петербургского завода - «Кобальтовая сетка», орнамент из перекрещивающихся косых темно-синих линий с золотистыми звездочками в местах пересечения были навеяны их автору косыми линиями прожекторов, прочерчивающих небо в поисках немецких бомбардировщиков и бумажными лентами, наклеенными на оконные стекла, чтобы не разбились от взрывной волны. Есть еще один интересный момент в истории создания этого декора, он связан с карандашом, которым художница Анна Яцкевич нанесла на фарфор свой знаменитый узор. В те времена на ЛФЗ возникла идея использовать так называемый кобальтовый карандаш. Разумеется, карандаш был обычным, сделанным на фабрике «Сакко и Ванцетти», а вот стержнем его была фарфоровая краска.
Художникам завода карандаш не понравился, только Анна Яцкевич решила попробовать новинку и расписала им первый экземпляр сервиза «Кобальтовая сетка». Так это или нет, но этот экземпляр сервиза сейчас находится в экспозиции Русского музея. Чайный сервиз «Кобальтовая сеточка». Автор и исполнитель росписи А. Яцкевич, ноябрь 1944 года. Форма «Тюльпан», автор С. Яковлева, 1936 год.
Фарфор, подглазурная роспись кобальтом, роспись золотом, цировка. Из собрания Государственного Эрмитажа. Воспроизведение факсимиле автора на дне чайника. Впоследствии этой росписью стали украшать на ЛФЗ ИФЗ и другие изделия: кофейные и столовые сервизы, чашки, вазочки и сувениры. Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой вклад в развитие фарфорового завода - она автор знаменитого логотипа ЛФЗ 1936 г. Храня в своих шкафах, сервантах и на полках фарфоровые чашки, блюдца и чайнички со знаменитым узором «Кобальтовая сеточка», мы храним очень необычную памятку о блокадных днях Ленинграда. Она была одним из авторов монументальной вазы «Победа» - к первой годовщине нашей Победы на фашистами.
Яцкевич» и дату 13 мая 2016 года минуло 64 года со дня смерти Анны Адамовны Яцкевич 1904-1952 , художника Государственного фарфорового завода имени Ломоносова, автора росписи знаменитого сервиза «Кобальтовая сетка». По прошествии более шести десятилетий после ее смерти что мы знаем о ней, кроме нескольких повторяющихся строчек в различных справочниках о советском фарфоре? Каким она была человеком? Увы - сведений сохранилось не много, но попробуем все же разобраться. В написанной в 1946 году А. Яцкевич автобиографии читаем: «Родилась в Санкт-Петербурге 31 июля 1904 года в семье служащего; русская, отец и мать тоже русские Незамужняя. Отец работал по хозяйственной части и умер в 1930 году, мать всегда была домохозяйкой.
После смерти отца на иждивении Анны Адамовны находились мать и сестра. Жили всегда в Ленинграде безвыездно; адрес - набережная реки Фонтанки, дом 166, квартира 1» В 1924 году А. Яцкевич закончила 34-ю Советскую единую трудовую школу. В 1925 году поступила в Государственный художественный промышленный техникум, который окончила в 1930 году с квалификацией художника по фарфору. Кроме того, в этом же техникуме окончила трехгодичное обучение по искусству книги и плаката. С 1929 года состояла в профсоюзе фарфористов. В годы обучения в техникуме проходила производственные практики на заводах «Красный фарфорист», «Коминтерн» и ГФЗ имени Ломоносова.
По окончании техникума 10 июля 1930 года была направлена на стажирование на завод «Красный фарфорист» в городе Волхове. Беспалова-Михалева 1912-1991 , работавшая на заводе в 1931-1975 годах, в своих не изданных воспоминаниях писала: «С завода «Красный фарфорист» пришла А. Яцкевич - мастер тонкого графического искусства на фарфоре. К сожалению ее творческая жизнь была не слишком долгой... Художников Л. Протопопову и А. Яцкевич связывала большая дружба, хотя по характеру они были совершенно разные.
Яцкевич была более решительная, независимая, более экспансивная. Летние отпуска Яцкевич обычно проводила на Кавказе в Новом Афоне. Приезжала от загара черная как головешка и долго вздыхала о южном солнце и прекрасной реке Бзыбь». В предвоенные годы А. Яцкевич много и плодотворно работала - ею созданы вазы, в том числе с с портретами Сталина и других политических деятелей, сервизы «Комсод», «Московское метро» и другие, различные чашки с блюдцами, стопы юбилейные, флаконы и другие изделия. В 1936 году А. Яцкевич создала логотип «ЛФЗ», ставший с тех пор маркой завода и наносившейся на донышках всех выпускаемых до 2006 года на заводе предметов.
Яцкевич постоянно участвовала в выставках художников города и страны. Была отмечена значком «Отличник социалистического соревнования Наркомпромстройматериалов», денежными премиями дирекции завода и наркомата. С началом Великой Отечественной войны завод, музейная коллекция и часть сотрудников были эвакуированы из Ленинграда в далекий Ирбит. Некоторые заводские художники остались в блокадном городе. Беспалова-Михалева писала: «А. Яцкевич оставалась на казарменном положении при пустующем фарфоровом заводе, где директором в эту пору был бывший бухгалтер завода А. Как-то поздней осенью 1941 года я и художник Л.
Блак решили навестить наш завод. По мастерским художественной лаборатории гулял ветер, разметая листы старинных библиотечных книг, брошенных в беспорядке на волю судьбы. Анна Адамовна рассказала нам, что камуфлирует корабли, прижавшиеся к Невской набережной у завода, запасом фарфоровых красок. Было холодно, пустынно, грустно... Яцкевич - спасение уникальной библиотеки завода. Как-то она обратила внимание что солдаты воинской части, расположенной рядом с заводом, рассматривают между собой различные картинки явно выдранные из каких-то книг. Присмотревшись она с изумлением узнала в этих картинках иллюстрации из книг заводской библиотеки.
Стала разбираться и выяснила - коллекцию фарфора и стекла заводского музея вместе с оборудованием и рабочими завода успели вывезти по железной дороге в город Ирбит. А вагон, в котором находились книги из заводской библиотеки, почему-то не успели отправить и он остался стоять, попав в тупик станции. Именно из него солдаты и доставали заводские библиотечные книги и вырывали красивые картинки. Яцкевич решает спасти книги и на санках постепенно перевозит на завод всю оставшуюся библиотеку.
Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, с момента его создания прошло уже 14 лет, и он просто входил в ассортимент завода. Но неожиданно именно он получил Главный приз — Золотую медаль. К сожалению, Анна Адамовна не дожила до триумфа своего узора. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что ее рисунок стал символом советского фарфора….
Оригинальный орнамент удачная находка создателя, ставшая классикой фарфорового жанра.
Узор эволюционировал: сначала он был золотым. Со временем живописец осуществила метаморфозу с сеточкой, превратив ее в элегантную кобальтовую. Она искусно расписала чайный сервиз «Тюльпан» С. Яковлевой, который на Всемирной выставке в столице Бельгии получил заслуженное золото. К сожалению, Яцкевич не суждено было при жизни получить мировое признание как автору, но в книгу русского фарфора ее имя вписано навсегда. История возникновения орнамента Анна Яцкевич, однажды увидев сервиз "Собственный" - шедевральную работу прародителя русского фарфора Д.
Лучше сохраняются чайные пары, потому что их в наборе несколько, и одна пара, пусть и с трещинками или сколами, но выживет. То же и с тарелками.
Поэтому они доступнее по цене, чем другие предметы. Хуже всего сохраняются чайники — у них отбиваются носики, появляются сколы на крышках, быстрее стирается позолота. Высоко ценятся единичные предметы — сахарницы, молочники, конфетницы". Трещины и сколы на предмете опускают цену сразу в два-три раза. Иногда владельцы идут на реставрацию — дефекты можно заделать так, что их совсем не будет заметно, но на цену предмета это повлияет незначительно: дело в том, что после реставрации из посуды нельзя есть — материалы для заделки трещин ядовиты. Зато декоративную функцию такой фарфор будет выполнять прекрасно. Цену определяет не только возраст, сохранность, наличие ручной росписи, количество позолоты и тонкость работы, но и редкость или принадлежность к определенной эпохе. После революции 1917 года российские фарфоровые заводы были национализированы и переименованы, но по факту ассортимент их продукции не изменился: на местах оставались старые мастера, которые отливали посуду в дореволюционных формах или использовали уже отлитые — неокрашенную посуду, которую фарфористы называют бельем.
Предметы переходного периода ценятся особо высоко, потому что на классической буржуазной посуде появились советские клейма, а внешне ничего не поменялось. Такой фарфор — большая редкость". Но вскоре революционные идеи отразились и в фарфоре. Половина чашки Малевича и агитпосуда В 1920-е годы в стране становятся популярными пролетарские идеи домов-коммун, которые пропагандировали приучение людей к коллективизму и освобождение от тягот бытового домашнего труда, в том числе и приготовления пищи. Появляются заведения общепита, и для них не подходят старые, буржуазные формы посуды. Надпись украшала все предметы посуды: тарелки, чашки, чайники, молочники. Тогда же появился агитфарфор — его часто путают с номенклатурным. На нем появились лозунги, утвержденные самым Лениным: "Царствию рабочих не будет конца", "Кто не работает, тот не ест", "Пролетарии всех стран, объединяйтесь", "Земля — трудящимся".
После революции художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде так переименовали Императорский завод стал художник Сергей Чехонин — ученик Ильи Репина. Все предметы: чашки, чайник, тарелки — были выполнены в форме полусфер и прямоугольников; эта посуда воплощала идеи супрематизма. Ведь если во время чаепития человек пьет с одной стороны чашки, то другая попросту не нужна. Чуть позже ученик Малевича супрематист Николай Суетин создал другой сервиз, ставший культовым среди ценителей искусства во всем мире, — "Бабы", на предметах которого появились авангардные образы деревенских женщин. Авангардная агитационная посуда так и не пошла в массы — в основном ее производили на экспорт, и почти сразу же за ней стали охотиться коллекционеры. Сегодня подобных образцов осталось совсем немного, и каждый предмет оценивается в миллионы рублей. Более 50 лет он был главным художником Дулевского фарфорового завода и создал новый стиль в этом направлении искусства. Если раньше мастера старались подчеркнуть тонкость и изящество фарфора, то Леонов, напротив, сделал ставку на броскость и яркость.
Он использовал в своих эскизах народные мотивы, цветочные узоры, позолоту и орнаменты, напоминающие аппликацию. Именно за эту цветастость и схожесть с русскими ситцами фарфор Леонова стали называть ситцевым. Стоимость некоторых довоенных сервизов, выполненных по эскизам Леонова, оценивают в 150—200 тыс. Однако Дулевский завод стал одним из главных производителей и массового фарфора в стране: сервизы, украшенные деколью — переводными картинками — были практически в каждой советской семье. Большие обеденные сервизы на 12 персон, с супницей, соусниками, пиалами, отличались качеством от тонкостенного фарфора, были более тяжелыми и грубоватыми, но обладали привлекательными формами, эстетичным оформлением. Красный в белый горох чайный сервиз, по словам Анастасии Жуковой, до сих пор нежно любим покупателями.
Как появилась знаменитая «кобальтовая сетка» ЛФЗ
Кобальтовая сетка | Именно она придумала узор «Кобальтовая сетка», который потом получил множество наград и стал одним из самых знаменитых в России. |
Кобальтовая сетка - Ленинградский фарфоровый завод ...: for_sovenka — LiveJournal | Именно она придумала узор «Кобальтовая сетка», который потом получил множество наград и стал одним из самых знаменитых в России. |
Как появилась знаменитая "кобальтовая сетка" ЛФЗ | 1 151 объявление по запросу «сервиз кобальтовая сетка лфз» доступны на Авито во всех регионах. |
Посуда ЛФЗ в стиле "кобальтовая сетка" | За «Кобальтовую сетку» фарфоровый завод получил Золотую медаль на Всемирной художественно-промышленной выставке в Брюсселе 1858 года. К сожалению, Анна Адамовна, рано ушедшая из жизни, не смогла порадоваться успеху придуманного ею рисунка. |
Кобальтовая сетка Анны Яцкевич
Начинается выставка с чашек с «кобальтовой сеткой». Эскиз был придуман еще в 1944 году художницей Анной Яцкевич. В конце 1950‑х годов «сетка» стала символом ЛФЗ/ИФЗ и остается им по сей день. Похожие. Следующий слайд. ИФЗ/ЛФЗ Комплект чайный "Кобальтовая сетка", 3 предмета Императорский фарфоровый завод. От Императорского Фарфорового завода (бывшего ЛФЗ). Декор "Кобальтовая сетка" на новой форме. Оказывается "Кобальтовая сетка" была создана в середине 18 века.
Фирменный узор «кобальтовая сетка» Ломоносовского фарфорового завода (ЛФЗ)
Красивый геометрический узор «Кобальтовая сетка» уже давно стал визитной карточкой Императорского фарфорового завода (г. Санкт-Петербург). На донышке стоял штамп – ЛФЗ – Ломоносовский (Ленинградский) Фарфоровый Завод. Этот геометрический орнамент является образом заклеенных крест-накрест оконных стёкол во время Блокады. Считается, что "Кобальтовая сетка" была навеяна изящным и нарядным фарфором XVIII века — елизаветинским "Собственным" сервизом, в узлах золотой сеточки которого выписаны маленькие розовые цветочки. Лента новостей. Кроме множества сувениров в виде магнитиков, канцелярии и самых вкусных конфет с кондитерской фабрики им. Крупской туристы часто везут из Санкт-Петербурга изящнейшие чашечки с кобальтовой сеткой и другую красивую посуду с Ломоносовского фарфорового.