Подборка 12 русских традиционных промыслов: роспись по фарфору, дереву, эмали, папье-маше, игрушки, вязание, вышивка. XXXV Выставка-ярмарка народных художественных промыслов России. Есть повод. Сегодня в России отмечают День народных промыслов. Как серебро превращают в золото, кто бьет баклуши и что особенного в семеновских матрешках — Любовь Филиппова пообщалась с хранителями традиций.
Города и регионы России с самыми красивыми видами народного искусства
Роспатент совместно с Ассоциацией «Народные художественные промыслы России» запустили проект — «Народные промыслы #RUCRAFTS». Новости. Народные промыслы России. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. С целью развития познавательного интереса, расширения знаний детей о народных промыслах России, в подготовительной группе прошла тематическая неделя «Народные промыслы. Что такое народные промыслы. Какие виды народных промыслов бывают. Какими народными промыслами и ремеслами славится Россия и где можно купить готовые изделия. Perito Направления Россия. Традиционные промыслы снова стали модными: собрали реально крутые сувениры из путешествий по России.
У вас включен VPN?
Современные народные промыслы в России также включают ремесла, связанные с текстилем и одеждой. Подмосковье представило изделия народных промыслов на выставке «Россия» на ВДНХ. Просмотрите доску «народные промыслы россии» пользователя Ainagul Amanova в Pinterest. Посмотрите больше идей на темы «русское народное искусство, художественные промыслы, ремесла». Народные промыслы россии картинки с названиями. Народные художественные промыслы в России занимают особое место в экономике, культуре и истории. Ещё в советские времена сектор НХП был мощным локомотивом по реализации экспортной продукции – и эта тенденция сохранилась. Народные промыслы Росси. Народный промысел России.
Народные промыслы
Онежской росписью украшали прялки и другую домашнюю утварь. Детали рисовали крупно, непринужденными смелыми мазками. Промысел зародился в XVIII веке и традиционно относился к посуде: тарелки, ложки, чаши изготавливались вручную из древесины липы, которая особенно хорошо растет в этих местах. Специальная технология требует ровно 72 дня для изготовления любого изделия, каждое из которых по правилам расписывается вручную. Стиль росписи навеян мотивами елецких кружев.
В Липецкой росписи часто встречаются изображения бабочек, птиц, рыб, представителей флоры и фауны южнорусской природы, а также сказочных животных. Характер орнамента называют «парчевым», а еще один важный элемент росписи — колосок пшеницы. Выполнялась она обычно акварелью — красной, зеленой, желтой, черной. Яркие северные росписи со сложным орнаментом совсем не похожи на Пижемскую, где основа — это четкая геометрия, выполненная черной краской, которую делали из сажи со смолой лиственницы.
Ромбы, точки, кресты, строгая симметрия — это Пижемская роспись. А ведь когда-то Петербургская роспись была очень популярна.
Деревенские жители изготавливали и перепродавали их купцам, которые отвозили изделия в Москву на радость гостям города, желающим привезти домой сувенир. Промысел расцвёл настолько, что уже к концу столетия в Подольской губернии насчитывалось более 800 кустарных производств таких игрушек. Сама же матрёшка была придумана В. Звёздочкиным, мастером из небольшой деревни под Подольском, попавшим под протекцию семейства Мамонтовых. В 1900 году он отправил только что изобретённую игрушку, состоящую из шести элементов, последовательно вставляющихся друг в друга, на выставку в Париж. Звёздочкин потрудился не только над формой, но и над оформлением необычной игрушки: нанёс на каждый деревянный элемент роспись в виде женщины в платке.
Старания мастера оправдались: матрёшка покорила сердца иностранцев и стала всемирно известным русским сувениром. Фабрика «Климо». Фото: А. Кущенко В Подольске изготавливают игрушки с росписью и сейчас, но уже более быстрым способом — на предприятии «КЛИМО», с помощью современных станков. На фабрике можно увидеть процесс изготовления матрёшек, а для маленьких посетителей работники проводят мастер-классы. Ещё здесь работает Музей русской народной деревянной игрушки, где представлено более 250 работ местных мастеров. Посещение музея входит в программу экскурсии. В XVIII веке в округе насчитывалось несколько десятков светёлок, где наёмные работницы ткали шали на станках.
Одна из таких «фабрик» принадлежала И. Лабзину из села Павлово. Дело предпринимателя успешно развивалось и после его смерти: бразды правления производством передавались Лабзиными из поколения в поколение. Внёс изменения в семейный бизнес лишь правнук основателя фабрик Яков, который решил производить ещё и шерстяные шали с набивным рисунком. Владелец мануфактуры не прогадал: предприятие разрослось до такой степени, что к началу XX века насчитывало около двух тысяч работников, а склады с готовыми платками и шалями располагались по всей стране. Выставка, посвящённая 225-летию народного промысла в Павловском Посаде. На ней изготавливают платки с учётом двух веков истории народного промысла России. Изделия отличаются проработанностью и детализированностью рисунков.
Изображения могут быть выполнены в флористической и анималистической тематике, а край павловопосадских платков традиционно украшен бахромой. Купить народный предмет одежды можно в одном из 140 магазинов мануфактуры, но лучше приехать в подмосковный город на экскурсию, посетить Музей истории русского платка и шали и купить самый красивый аксессуар в одной из местных лавок. Гжель Где: село Речицы, Московская область Самая узнаваемая традиционная русская роспись, несомненно, гжельская. С XIV века Гжелью называли местность, объединявшую около 30 населённых пунктов, где были найдены природные залежи глины.
При этом обычно использованы два цвета — красный и черный. Такой росписью мастера чаще всего украшали предметы обихода. Обычно используют красный и черный цвета. Борецкая роспись Этот вид росписи, возникший в городке Борок Шенкурсвого уезда, существует не одну сотню лет. До сих пор в этих краях есть талантливые художники, получившие секреты мастерства от отцов и дедов.
Борецкая роспись. Орнамент росписи состоит их треугольников, ромбов, завитков, кружков, а цвета обычно используются разнообразные — коричневый, красный, зеленый, желтый, реже — синий. Поповой Шемогодская резьба Шемогодская резьба, или, как ее еще называют «берестяное кружево» представляет собой технику сквозной прорези и тиснения по бересте. Шемогодская резьба. При выполнении узора, как правило, соблюдается строгая симметрия. До сих пор такие изделия можно встретить в продаже в сувенирных лавках Великого Устюга и Вологодской области в целом. Шедевры мастеров-резчиков. Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.
Первое упоминание о знаменитом лакомстве можно найти в писцовой книге за 1685 год. Конечно, точно сказать, так это или нет, за давностью лет невозможно, но зато можно утверждать, что тульский пряник имеет древнюю и богатую историю. Письменные источники четко определяют, что на Руси тульский пряник известен более 300 лет. В книге доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В. Ашурова «Город мастеров» можно прочесть сведения о том, что жители «кропали портное, делали крашенины, ножички, занимались всяким иным «рукомеслом», торговали по мелочам орехами и пряниками». А в книге «Старинные производства Тульского края» автор, Полегаева В. У каждого владельца пряничной мануфактуры был свой секрет теста для выпечки и своя традиция украшения кулинарного лакомства. Только хозяин и два-три мастера знали нюансы и тонкости технологии изготовления своего пряника. В целях сохранения тайны кулинары даже использовали для взвешивания отдельных ингредиентов импровизированные гири.
Мало того, эти булыжники или железные предметы прятали под замок. Конечно, в мануфактуре всегда были ученики и подмастерья, но обучение длилось до нескольких лет, мастера неохотно делились знаниями, а рецепт передавался только в пределах семьи. В записной книжке знаменитого тульского кондитера П. Замешивать осторожно, во избежание затяжки. Как на Руси называли тульский пряник? Их как бы отпечатывали на поверхности пряничного теста, поэтому и пряники называли печатными. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону Какие виды узоров есть в хохломской росписи? На данный момент в хохломской росписи существует два крупных направления: верховой рисунок и фоновый рисунок. Отличает их друг от друга принцип нанесения изображения на дерево.
Фоновый тип — это узоры, выполняемые на однотонном фоне — черном либо красном. Сам орнамент при этом непременно имеет золотистый цвет. Существуют два основных вида хохломской росписи: «верховая» красным и черным цветом на золотистом фоне и «под фон» золотистый рисунок на цветном фоне. К «верховой» росписи принято относить традиционную «травку» и орнамент «под листок». Что символизирует хохлома? В хохломской цветовой палитре символически отражена борьба света и тьмы. На стороне света — красный цвет, который в народном понимании означает жизнь, красоту, служит для выражения понятий блага, счастья, плодородия. На стороне тьмы — черный, который означает мрак, болезни, неурожаи. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.
История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости ныне Мытищинский район Московской области — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости ныне Мытищинский район Московской области — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч… существует с 1825 г. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов «собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок. Павловопосадские платки Первые павловопосадские шали были выпущены в начале 1860-х годов. Расцвет мануфактуры приходится на 1870—1880-е годы. В 1881 году Яков Лабзин получает звание поставщика великой княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок.
История павловопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Но, в отличие от русской матрешки, павловопосадские платки кроме эстетической ценности обладают также широчайшим практическим применением. Впервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Как и многие подобные производства, это было основано зажиточным крестьянином — Иваном Лабзиным. В те годы крестьяне охотно начинали собственный бизнес, но не каждый разрастался так, как предприятие, основанное Лабзиным, а уж тем более далеко не каждый приобретал такую славу. Малахитовые изделия Народный промысел это отражение богатства русской души. Украшения из малахита открывают мистическую потаенную сторону ее проявления. Ведь таинственные разводы оттенков зеленого имеют самую огромную связь с легендами и поверьями с древности. Люди верили, что он проводит на Землю Вселенские силы, может помочь уберечь младенца от злых духов.
Поговаривали, что камень даже может претворить человека в неведимку, а так же исполнить любое желание, поддержать в различных делах. Самородки не большого размера находились людьми до 18-х веков. Но когда Россия начала разработку залежей малахита в Уральском регионе, то популярность его резко возросла. Нашими добытчиками были найдены минералы с весом несколько сот тонн. Минерал самого большого размера, который весил целых 250 тысяч килограмм, был найден в 35 году 19 века. Первое крупное малахитовое месторождение, открытое в 1740-х годах послужило стартом для истории промысла: умельцы начали активно создавать украшения из малахита: бусы, сережки, подвески, колечки. Тогда его часто комбинировали с ценными камнями. Знаменитое медноруднянское месторождение расположенное в Нижнем Тагиле Открытие Медноруднянского месторождения подтолкнуло мастеров на зарождение нового и по сей день редкого стиля производства изделий из малахита «русская мозаика». После этой мастерской через почти сорок лет была открыта Екатеринбургская гранильная фабрика.
Где камень добывали, обрабатывали, резали, а так же обучали мастеров. Малахитовая ваза — дорогое украшение дворцового поместья Европейская и русская знать украшали этим камнем свои дома. Им облицована целая комната Зимнего дворца, названная Малахитовой гостиной, колонны в Исаакиевском соборе. Эти памятники архитектуры раскрываются великолепие и шедевральность данного вида зодчества. Ведь рисунок составлен настолько искусно, что стыковочных швов между плитами совершенно не видно. Из минерала делали: вазы, часы, табакерки, шкатулки, канделябры, камины, столешницы, пуговицы, подносы, чарки и чернильницы. Самой знаменитой является техника, прозванная «Русской мозайкой». Суть техники: камнерез распиливает малахит на тоненькие пластинки, далее узоры тщательно подбираются, наклеиваются на основу.
Россия мастеровая. 10 самых известных народных промыслов
Мало того, эти булыжники или железные предметы прятали под замок. Конечно, в мануфактуре всегда были ученики и подмастерья, но обучение длилось до нескольких лет, мастера неохотно делились знаниями, а рецепт передавался только в пределах семьи. В записной книжке знаменитого тульского кондитера П. Замешивать осторожно, во избежание затяжки. Как на Руси называли тульский пряник? Их как бы отпечатывали на поверхности пряничного теста, поэтому и пряники называли печатными.
Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону Какие виды узоров есть в хохломской росписи? На данный момент в хохломской росписи существует два крупных направления: верховой рисунок и фоновый рисунок. Отличает их друг от друга принцип нанесения изображения на дерево. Фоновый тип — это узоры, выполняемые на однотонном фоне — черном либо красном. Сам орнамент при этом непременно имеет золотистый цвет.
Существуют два основных вида хохломской росписи: «верховая» красным и черным цветом на золотистом фоне и «под фон» золотистый рисунок на цветном фоне. К «верховой» росписи принято относить традиционную «травку» и орнамент «под листок». Что символизирует хохлома? В хохломской цветовой палитре символически отражена борьба света и тьмы. На стороне света — красный цвет, который в народном понимании означает жизнь, красоту, служит для выражения понятий блага, счастья, плодородия.
На стороне тьмы — черный, который означает мрак, болезни, неурожаи. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости ныне Мытищинский район Московской области — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости ныне Мытищинский район Московской области — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч… существует с 1825 г. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов «собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок. Павловопосадские платки Первые павловопосадские шали были выпущены в начале 1860-х годов. Расцвет мануфактуры приходится на 1870—1880-е годы.
В 1881 году Яков Лабзин получает звание поставщика великой княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. История павловопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Но, в отличие от русской матрешки, павловопосадские платки кроме эстетической ценности обладают также широчайшим практическим применением. Впервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Как и многие подобные производства, это было основано зажиточным крестьянином — Иваном Лабзиным.
В те годы крестьяне охотно начинали собственный бизнес, но не каждый разрастался так, как предприятие, основанное Лабзиным, а уж тем более далеко не каждый приобретал такую славу. Малахитовые изделия Народный промысел это отражение богатства русской души. Украшения из малахита открывают мистическую потаенную сторону ее проявления. Ведь таинственные разводы оттенков зеленого имеют самую огромную связь с легендами и поверьями с древности. Люди верили, что он проводит на Землю Вселенские силы, может помочь уберечь младенца от злых духов.
Поговаривали, что камень даже может претворить человека в неведимку, а так же исполнить любое желание, поддержать в различных делах. Самородки не большого размера находились людьми до 18-х веков. Но когда Россия начала разработку залежей малахита в Уральском регионе, то популярность его резко возросла. Нашими добытчиками были найдены минералы с весом несколько сот тонн. Минерал самого большого размера, который весил целых 250 тысяч килограмм, был найден в 35 году 19 века.
Первое крупное малахитовое месторождение, открытое в 1740-х годах послужило стартом для истории промысла: умельцы начали активно создавать украшения из малахита: бусы, сережки, подвески, колечки. Тогда его часто комбинировали с ценными камнями. Знаменитое медноруднянское месторождение расположенное в Нижнем Тагиле Открытие Медноруднянского месторождения подтолкнуло мастеров на зарождение нового и по сей день редкого стиля производства изделий из малахита «русская мозаика». После этой мастерской через почти сорок лет была открыта Екатеринбургская гранильная фабрика. Где камень добывали, обрабатывали, резали, а так же обучали мастеров.
Малахитовая ваза — дорогое украшение дворцового поместья Европейская и русская знать украшали этим камнем свои дома. Им облицована целая комната Зимнего дворца, названная Малахитовой гостиной, колонны в Исаакиевском соборе. Эти памятники архитектуры раскрываются великолепие и шедевральность данного вида зодчества. Ведь рисунок составлен настолько искусно, что стыковочных швов между плитами совершенно не видно. Из минерала делали: вазы, часы, табакерки, шкатулки, канделябры, камины, столешницы, пуговицы, подносы, чарки и чернильницы.
Самой знаменитой является техника, прозванная «Русской мозайкой». Суть техники: камнерез распиливает малахит на тоненькие пластинки, далее узоры тщательно подбираются, наклеиваются на основу. Главное искусство идеальное соединение без стыков, чтобы выглядело монолитно и едино. Малахит часто использовали вместе с металлами чаще всего с позолоченной бронзой и россыпями полудрагоценных камней-самоцветов. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой.
Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране. Если задавать иностранцам вопрос о том, с чем у них ассоциируется Россия, то многие тут же назовут балалайку, русскую водку и матрёшку. Кто-то вспомнит и другие неофициальные, но самые узнаваемые символы нашей страны. Не все россияне знают о том, что у многих предметов, ассоциирующихся у зарубежных граждан с Россией, на самом деле иностранное происхождение. Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия.
Всех промыслов очень много и не перечесть и в этом материале, дорогие читатели, мы выбрали самые яркие и известные из них.
Изделия участвуют в выставках за рубежом и отмечаются высокими наградами. Туристы приобретают их в качестве сувениров, а антиквары собирают коллекции. Павлопосадские платки Сегодня красочные павлопосадские платки производят на фабриках. Но изначально павлопосадский платок появился как промысел. Он зародился в селе Павлове в наши дни Павловский Посад в 18 веке. В 1795 году крестьянин Иван Лабзин на его базе создал предприятие с наемными рабочими, а еще спустя 60 лет, его внук Яков, организовал полноценное производство набивных платков и шалей. Выглядели они точно так же, как сейчас: Традиционный павлопосадский платок представляет собой набивную шерстяную шаль черного или красного цвета, с объемным цветочным узором. Павлопосадский платок покупают не только в качестве сувенира из России, но и используют его по прямому назначению. Это теплый, уютный и модный элемент гардероба.
Рисунки платков самые разнообразные. Они развивались от стандартных образцов, характерных для московского региона, до турецких «огурцов» и натуралистических садовых цветов. Сегодня стиль павлопосадского платка характеризует объемное изображение цветов георгин, роз, и других. Они могут быть собраны в гирлянды, букеты или разбросаны по полю платка. Иногда рисунок дополняет орнамент и стилизованные растительные элементы. Хохломская посуда В конце 19 века хохломской посудой пользовались не только крестьяне, но и члены царской семьи. И сегодня интерес к ней не угас. Хохломская роспись деревянной посуды уникальна в мировой культуре. Ее стиль больше нигде в мире не повторяется. Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа — Хохлома.
Село удачно располагалось на торговых путях, поэтому хохломская посуда развозилась по всей России, продавалась в страны Западной Европы и Азии. Особенностью хохломской деревянной посуды является пестрый черно-красно-золотой узор растительных мотивов. Любопытно, что на дерево наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После посуда покрывается лаком, 3-4 раза обрабатывается в печи.
Ну а самый легкий и самый ажурный платок получается у оренбургских мастериц плетения. Раньше да и сейчас тоже для подтверждения подлинности изделия платок пропускали сквозь обручальное кольцо.
В 1851 году оренбургские платки представили на всемирной выставке в Лондоне и с тех пор они завоевали весь мир. Кстати, неоднократно принимали попытки разводить оренбургских коз в других географических широтах, даже во Франции. Но спустя некоторое время их пух терял свои "драгоценные" свойства и становился самым обычным. А причина кроется в особом морозном уральском климате, другого такого нет нигде в мире. С давних времен северяне близ беломорского побережья охотились на моржей и тюленей. Из добытой кости делали предметы быта и украшения, а позже стали вырезать и предметы декора, которые дошли до наших дней.
Визитной карточкой холмогорского косторезного мастерства является характерный орнамент, стилизованный под веточки, ягоды и морские раковины. С 1930 года промысел находится под опекой государства. Ныне в городе Ломоносов Архангельской области действует фабрика художественной резьбы. Основная ее продукция — мелкие предметы быта, скульптуры и даже мебель. Россия славится не только своими уникальными народными промыслами, но и рукотворными и природными объектами, которых по праву называют чудесами света. Их всего семь на всю страну, зато какие!
Но а теперь хочется подробно познакомить вас, читатели, с каждым из промыслов подробнее. Гусевский хрусталь Родина гусевского хрусталя, по праву считающегося одной из визитных карточек нашей страны, — город Гусь Хрустальный во Владимирской области. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день История промысла — это история семьи, поскольку основателем мальцовского стекольного района является Аким Мальцов, построивший первый завод. После уже его дети и внуки продолжили строительство, создавая новые заводы и фабрики, каждая со своей специализацией.
Общий вид фабрики фабрика Нечаева-Мальцева Внук Акима — Иван Мальцов специально уезжал за границу, чтобы там изучить тонкости европейских технологий выпуска хрусталя самого высокого класса. Полученные знания он внедрил на своих заводах, которые вскоре стали лучшими в стране. Подтверждением тому стала «большая золотая медаль», завоеванная продукцией на выставке в Санкт-Петербурге в 1833 г. В то время лидерство на мировой арене по выпуску цветного стекла и изделий из хрусталя оставалось за чешскими мануфактурами, славившимися богемским стеклом. Когда Николай I, в эскорте которого состоял Иван Мальцов, побывал в Чехии с монаршим визитом, промышленник не упустил возможности купить рецепт изготовления богемского стекла, немедленно внедренный на заводах в Гусе Хрустальном. Дальнейшая история поселка — это история успеха, не прервавшаяся и в советские годы.
Население теперь уже города росло, а продукция пользовалась успехом. Так продолжалось до 1996 года, когда завоевав свою последнюю награду — престижный международный кубок «Золотой Меркурий» за сбережение историко-архитектурного наследия города, заводские цеха прекратили свою работу. На тот момент в городе проживало уже 76 тыс. Из-за непростой экономической обстановки с 90-х голдов в Гусе Хрустальном, завод так и не был полностью запущен. В декабре 2013 года удалось запустить только один — 4-ый цех, который работает и сейчас, выпуская художественные произведения стекольного искусства. Изобрели хрусталь в Англии.
Там возникла идея улучшить качество стекла, введя в состав расплава окислы свинца. Этот прием дал хрустальным произведениям их звучный «голос», необыкновенную прозрачность и непередаваемую игру граней. Каждая фабрика использует свои «секретные составы», где процентное содержание добавок определяет блеск, голос и красоту хрусталя. Помимо окислов свинца в расплав входят соединения мышьяка и сурьмы, борная кислота. Цвет зависит от других добавок: синий — кобальт, красный — кадмий, розовый — кремний, зеленый — окись меди, фиолетовый — окислы марганца. При Мальцевых окрашивание хрусталя выполнялось коллоидным золотом и урановыми окислами.
Стоили такие произведения очень дорого, но обладали уникальной красотой. Украшения весьма многообразны: это и гравированные рисунки, нанесение алмазных граней, резьба, шлифование. Отшлифованные грани резного хрусталя создают те самые узнаваемые радужные отблески, так хорошо знакомые нам с детства. В советские годы в доме непременно должны были быть рюмочки или бокалы их гусевского хрусталя, вазы и блюда, и другие изделия, без которых не могло обойтись праздничное застолье. Тобольская резьба по кости Тобольская резьба по кости сформировалась благодаря огромному количеству бивня мамонта в Сибири в 70-х годах ХIХ в. Также формированию косторезного промысла в этих окрестностях послужили традиции народов населявших северные районы Обского побережья Западной Сибири, вырезающих предметы быта из кости и дерева.
Из кости выполнялись скульптуры местных жителей в традиционных одеяниях на санях, с собаками, медведями и северными оленями. Ханты — так прозвали обывателей западной Сибири. Скульптуры как правило изготавливались из бивня мамонта. Также в композициях изображали жилища — чумы, и нарты — специальные сани для передвижений на северных оленях или собаках. Каждая фигура изготавливалась в отдельности и крепилась с помощью металлических шпеньков к подставке. Выполнялись миниатюрные композиции, выполненные из скульптур расставленных хаотично в пространстве, изображающих бытовые картины местных жителей.
Тобольская резьба по кости славилась изготовлением прямоугольных коробочек строгих форм, украшенных скульптурными группами, к примеру изображающими выезд в санях на оленях, или собаках. Стенки коробочек часто украшались рельефными изображениями животных. Самые излюбленные изображения тобольских резчиков — это собаки, или олени в движении. Часто на срезе бивня мамонта располагалась затейливая композиция из отдельных фигур. Резчики хорошо передавали пластику животных в движении, также мимику энергичного ездока, управляющего животными. Резьба по кости в Тобольске отличалась тем, что небольшие скульптурки мастеров были проникнуты человеческой душой и теплом.
Мастера максимально выделяли структуру материала. История Тобольской резьбы имеет отпечаток связанный с нехваткой материала в советское время, изделия стали изготавливать из зуба кашалота, который по структуре был схож с бивнем мамонта. Скульптуры изображали людей занятых бытом. Первоначально композиции состояли из одной фигуры, позже мастера стали выполнять многофигурные композиции из нескольких комбинаций, например где рыбаки пытаются вытащить крупную рыбу. Появились попытки сочетания кости с деревом. Также стали изготавливаться настенные панно, где за основу брали дерево, а центральная часть сюжета выполнялась из кости.
Позже помимо скульптур Тобольские резчики стали изготавливать множество других изделий, например ножи для бумаги, брелоки, украшения для костюмов. Также частым изображением из кости стала местная достопримечательность — древний Тобольский Кремль. После того, как запасы сырья стремительно сократились промысел перешел на создание изделий из простой животной кости. Тобольские мастера много экспериментировали над созданием изделий из простой животной кости, и научились находить срезы, с помощью которых удавалось выполнять искусные композиционные решения в создании скульптур. Не смотря на то, что использование простой животной кости значительно сложнее для скульптурных изделий, мастера продолжали повторять древние традиции своего промысла. Сегодня тобольская резная кость продолжает славиться традиционными скульптурными композициями из кости.
Уэленская резьба по кости Уэленская резьба по кости — традиционный промысел чукчей и эскимосов, возникший более трех тысяч лет назад. Жители Чукотки не только прекрасные оленеводы и охотники, но и талантливые мастера, которые из моржовых клыков, используя нож и бормашину, вырезают фигурки животных, а также многофигурные композиции. В конце XIX века на восточном побережье Чукотки возникли кустарные объединения по производству на продажу изделий из моржовой кости. Тогда основными покупателями были моряки с торговых кораблей. Мастерская, созданная в 1931 году, объединила чукотских и эскимосских мастеров-косторезов. До недавнего времени она носила имя талантливого художника Вуквола, который прославился тем, что создал на клыке «Чукотскую легенду о Ленине».
Сейчас в Центре развития промыслов «Уэленская косторезная мастерская» работают мастера — ученики и потомки Сейутегина, Туккая, Емрыкаина, Тымнетагина, Гемаугье, Хувата, Хухутана и 269 косторезов и гравёров. В здании косторезной мастерской расположился отдел по музейной работе Центра культуры Чукотского муниципального района, больше известный, как музей Уэлена. В витринах собраны работы великих гравёров, которые представляли искусство Чукотки на российских и международных выставках.
Народные промыслы: изображения без лицензионных платежей
Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов • Arzamas | Традиционное народное искусство России. |
Сообщество «Ассоциация Народные художественные промыслы» ВКонтакте — публичная страница, Москва | Команда РИА Новости создала увлекательный сюжет, погружающий пользователей в мир народных промыслов"."Игра ремесел. |
Русские народные промыслы — Русская вера | Но народные промыслы и ремесла России стали объектом народного искусства, творческим наследием, богатым и многоликим. |
Народные промыслы России: художественная роспись
Главная Новости Народные промыслы и саунд-дизайн: новый медиапроект представили на выставке "Россия". XXXV Выставка-ярмарка народных художественных промыслов России. Организатор выставки – Ассоциация «Народные художественные промыслы России», соорганизаторы выставки – АО «ЭКСПОЦЕНТР» и ООГО «Российский фонд культуры». Выставка организуется при поддержке Министерства экономического развития РФ, Министерства. Русские народные промыслы картинки. Тема: Картинки Народные промыслы Мезенская роспись Народные Художественные промыслы России Народные промыслы: Хохлома, Гжель, Жостово Народные промыслы Росси День.
Традиционные промыслы снова стали модными: собрали реально крутые сувениры из путешествий по России
XXXV Выставка-ярмарка народных художественных промыслов России. XIХ Выставка-ярмарка народных художественных промыслов и ремёсел России «Жар-птица. Народный промысел России Дымковская игрушка. Есть повод. Сегодня в России отмечают День народных промыслов. Как серебро превращают в золото, кто бьет баклуши и что особенного в семеновских матрешках — Любовь Филиппова пообщалась с хранителями традиций. Расцвет гжели, как одного из самых известных народных промыслов России, пришелся на время существования «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века. Современные народные промыслы в России также включают ремесла, связанные с текстилем и одеждой.
Народные промыслы: изображения без лицензионных платежей
Книга, ставшая уже библиографической редкостью - год издания 1948. Ее первые строки: "Восстановление городов и сел, разрушенных фашистскими захватчиками, ставит на очередь вопрос не только о характере и формах вновь возводимых сооружений, но и о наружной и внутренней их отделке". Главное место отведено произведениям, созданным из дерева, камня и глины - наиболее распространенным материалом, в котором русские мастера создали свои замечательные орнаменты. О кованом железе, набойке, росписи стен и рукописных заставках книг и рукописей, не менее интересных и оригинальных, упомянуто лишь вкратце. Книгу сопровождают 134 цветные и фоновые иллюстрации с аннотациями по каждому орнаменту. Каплан, Нина Ильинична.
Народные художественные промыслы : [Учеб. Каплан, Т. Книга знакомит с традиционными видами декоративного искусства, создаваемого народами России: вышивка, узорное ткачество, набойка, роспись, ковры, кружевоплетение, обработка дерева, миниатюрная живопись на папье-маше и роспись подносов, художественные изделия из меха, керамика, гончарство, фарфор, металл и ювелирное искусство, обработка камня, резьба по кости, изделия из кожи. Фролова, Екатерина Николаевна. Чистый источник : [Очерки о восстановлении нар.
У некоторых видов народного искусства счастливая судьба - это устюжская чернь по серебру, дымковская игрушка, палехская и холуйская минатюры, жостовские подносы, хохлома... Народные промыслы складывались на протяжении столетий. Книга посвящена народным мастерам-энтузиастам всей России, воссоздающим старинные ремесла и вдохнувшим в них новую жизнь. Рассказывается и о плетении из лозы, и об искусстве вышивки и росписи по металлу, и о многих других народных промыслах, продолжающих жить и сегодня. Текст сопровождается цветными иллюстрациями.
Книга знакомит с богатыми коллекциями и отдельными выдающимися произведениями народного искусства в собрании Государственного Русского музея. В ней объединены очерки, посвященные разным видам народного искусства - резьбе и росписи по дереву, керамике, набивным и узорным тканям, вышивке, игрушке, художественной обработке металлов и кости. Ряд очерков рассказывает о современных художественных промыслах: знаменитых центрах лаковой миниатюры, гжельской керамике, хохломской росписи, северной черни и других. Книга может служить своего рода путеводителем по экспозиции отдела народного искусства Русского музея. Прялки и вальки, лукошки и туеса, подзоры и кокошники, пряничные и набивные доски, дуги и квасники - все это уже ушло из жизни и стало достоянием музеев.
Но зато все чаще сегодня мы говорим о вологодском кружеве, хохломской росписи, дымковской игрушке, лаковой миниатюре Палеха - о художественных промыслах наших дней, наследниках народного искусства прошлого. Жегалова, Серафима Кузьминична. Русская народная живопись : Кн. Художественная роспись - один из древних видов промыслов, неотъемлемая часть самобытной культуры народа. Гжель и Хохлома узнаваемы по всему миру и давно стали национальными символами-брендами.
Но помимо общеизвестных и растиражированных росписей есть еще немало красивых узоров: Шекснинская золоченка, Ракульская, Гуслицкая, Мезенская росписи и многие другие. Книга знакомит читателя с искусством русских народных художников XVII—XX веков, представлены фотографии подлинных вещей, которые использовали в обиходе наши предки. Тут и сундуки, и прялки, и сани, и кафтаны, и санки, и посуда. А вместе с ними и диковинные звери и птицы, пришедшие в народную роспись по дереву из глубины веков, с допетровских времён. В книге рассказывается о характерных особенностях и чертах искусства крупных художественных центров и "школ" народных росписей.
Читатель увидит образцы пермогорской, хохломской, мезенской, городецкой и костромской росписей. Тем, кто занимается дизайном, могут быть интересны орнаменты от первоисточника - народа. Любители поискать тайный смысл, могут обратить внимание на изображения богатырей, львов, грифонов. Народное искусство отдельных регионов России Народные промыслы развивались практически в каждом российском регионе. Трудно даже просто перечислить все богатство, доставшееся нам в наследство.
Каждый народный промысел выдержан в собственном индивидуальном стиле, который появился благодаря истории того или иного региона, его обычаев и традиций. При этом через все народные промыслы проходит единая нить, связывающая все народы нашей страны на протяжении многих поколений. Рахманова, А. Шпикалова ; постановоч. Зимноха, С.
Петрова, сост. Вишневская, Н. Мамаева, авт. У колыбели Хохломы происходило слияние двух традиционных линий в развитии русского прикладного искусства - глубоко народного в своих основах наследия орнаментальной живописи Древней Руси и художественной ремесленной традиции массового промысла окраски деревянной посуды. Родина хохломской росписи - Лесное Заволжье, где по берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера.
С ним связано наименование одного из самых популярных видов народного декоративного искусства. Оно служит названием промысла росписи деревянных изделий. Им называют и сами изделия, отличающиеся красотой растительного орнамента и оригинальной техникой окраски поверхности дерева в золотистый цвет без применения золота. И, наконец, слово «Хохлома» является названием старинного торгового села бывшей Нижегородской губернии — ныне Горьковской области, куда мастера привозили на продажу деревянную расписную посуду и откуда ее развозили по всей стране. Четыре школы лаковой миниатюры были и есть в России: Палех, Мстёра, Холуй и Федоскино «Палех — село-академия народная», — говорил в 1863 году Георгий Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты.
Палех, прославленный на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировался с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. На месте выжженного леса осели и построились. До революции писали иконы, а новая власть, к религиозной тематике суровая, заставила взяться за светские мотивы — сказки, предания, былины.
Серия видеороликов, снятых в стилистике видео-арт, показывает промыслы России по таким материалам, как дерево, керамика, текстиль, металл, камень, стекло, кость. Высокохудожественная съёмка, авторская музыка и саунд-дизайн создают эффект погружения в медитативный процесс творчества. Основная концепция этой выставки — показать промыслы не как этнографические артефакты, а как произведения искусства, эстетический феномен русской культуры.
Воспитанники с неподдельным интересом знакомились с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев — дымковской и филимоновской игрушками, хохломскими и городецкими изделиями, гжельской посудой, русскими матрёшками, жостовскими подносами. Такие тематические выставки знакомят детей с традициями и культурой нашего народа, развивают устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, формируют уважение к труду и таланту мастеров, воспитывают чувства причастности детей к наследию прошлого.
В рамках программы мероприятия участники провели осмотр экспозиции музея Гжельский государственный университет - ГГУ , а в ходе заседания обсудили вопросы законодательного обеспечения деятельности в области народных художественных промыслов в Московской области, государственной поддержки народных художественных промыслов в Московской области, подготовки кадров, а также рассмотрели проект закона Московской области «О народных художественных промыслах в Московской области». В расширенном заседании приняли участие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Московской областной Думы,представители Министерства культуры и туризма Московской области, Министерства образования Московской области, Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области, Торгово-промышленной палаты Московской области, образовательных организаций, предпринимательского сообщества и эксперты.
Прошел IV Всероссийский Фестиваль народных промыслов «Заповедный сувенир»
Подборка 12 русских традиционных промыслов: роспись по фарфору, дереву, эмали, папье-маше, игрушки, вязание, вышивка. Мастера знаменитых нижегородских промыслов продолжают сохранять народные традиции, культурные богатства и национальную самобытность, за что их благодарит губернатор и все, кому не чуждо стремление к прекрасному. Народные промыслы России: старинные игрушки, деревянная посуда, «цветущие» подносы и знаменитые платки. XIХ Выставка-ярмарка народных художественных промыслов и ремёсел России «Жар-птица. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. 4 августа в Куртамышском СУВУ прошло мероприятие «Народные промыслы России». Воспитанницы узнали, что с незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы».
Ассоциация Народные художественные промыслы
Работы кировских мастеров представлены на крупнейшей выставке народных промыслов в Москве | Ассоциация "Народные художественные Промыслы России" / Официальная страница ВКонтакте В настоящее время Ассоциация объединяет организации промыслов, расположенных в 48 регионах Российской Федерации. |
6 удивительных народных промыслов Русского Севера - Православный журнал «Фома» | Подмосковье представило изделия народных промыслов на выставке «Россия» на ВДНХ. |
Фото по запросу Народные промыслы | проект о народных художественных промыслах России. Каталог предприятий, новости, полезные статьи. |
Русские народные промыслы — Википедия | Народные промыслы — особые художественные традиции, которые столетиями складывались в разных регионах. |
Фото Народные промыслы, более 84 000 качественных бесплатных стоковых фото | "Огонек" инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России. |