Правда ли, что Россия всегда побеждала Запад и чем для нее заканчивались противостояния, в которых он выступал единым фронтом? Сначала Запад попытался «разорвать в клочья» экономику России, ввёл санкции, затем ударил по спортсменам.
Песков заявил, что Россия не разрывает отношения с Западом, сохраняются каналы диалога
В конференции также были озвучены результаты предыдущего года, когда Россия столкнулась с неслыханным внешним давлением. Федеральным законодательством было принято 186 законов для противодействия санкциям, а правительство привлекло более 8 трлн рублей на различные мероприятия, включая выплаты. Также обсуждены вопросы, связанные с упрощением системы проверок для бизнеса и поддержкой компаний, выходящих из статуса малого и среднего бизнеса.
Всё зашло слишком далеко. Но помимо необходимости пересмотра международных отношений России, есть и реальные перспективы. В конце холодной войны произошёл впечатляющий подъём ведущих стран Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки во всех аспектах, начиная с политико-экономических и заканчивая военными и технологическими.
Ещё до начала гибридной войны Китай занял место Германии не только в качестве основного торгового партнёра России, но и её ведущего поставщика техники и оборудования. Индия, традиционный импортёр советских и российских вооружений, сейчас становится для Москвы крупным партнёром в сфере технологий. Турция и Иран — крупные независимые игроки в регионе, имеющем ключевое стратегическое значение. И то, что подавляющее большинство незападных стран отказались осудить Россию за действия на Украине многие — несмотря на сильное давление со стороны США , выглядит для Москвы очень воодушевляюще. В том смысле, что те, кто не против нас, можно считать, за нас.
Есть множество динамичных и амбициозных стран — от Индонезии до Бразилии, от Аргентины до ЮАР, — с которыми Москва стремится сотрудничать. Для этого российская внешняя политика должна предложить подходящую стратегию. Прежде всего, уделять приоритетное внимание связям с незападными странами, а не-де-факто намертво замороженным отношениям с Западом. Быть послом в Индонезии должно быть престижнее, чем возглавлять посольство в Риме, а должность в Ташкенте следует считать важнее назначения в Вену.
Но никакого транзита у него не вышло. На паспортном контроле в российской столице этот «большой друг» нашей страны узнал, что он входит в число нежелательных персон и подлежит немедленной депортации на родину. Что это дало нашей внешней политике? Наверное, ничего особенного, если не считать, конечно, морального удовлетворения. А еще и с «моральным удовлетворением» возникают большие проблемы. К чему я веду? Наверное, к следующему. Есть время собирать камни, есть время разбрасывать камни. Есть время дипломатов, есть время военных. Эффективно работающая российская экономика — эффективно работающая даже в той картине мира, которую нам рисует Международный валютный фонд — это самый лучший ответ на западные санкции. Понижение уровня дипломатических отношений хорошо годится на роль «обертки» российского ответа на возможную конфискацию замороженных активов Москвы да простят меня наши дипломаты за такое сравнение.
Её полномочия, компетенции, всячески размывают и растаскивают по узким неинклюзивным форматам», — подчеркнул Лавров. Кроме того, основные принципы ОБСЕ были обесценены курсом на доминирование Запада и безоглядное расширение Североатлантического альянса, отметил глава российской дипломатии. Западники поддерживали киевский режим и в его линии на законодательное насаждение теории и практики нацизма», — заявил министр. Также по теме Бесполезное сотрудничество: как в ОБСЕ игнорируют преступления киевского режима Руководство ОБСЕ предпочитает игнорировать преступления украинских формирований и спецслужб, которые устраивают теракты и массовые... Также он прокомментировал действия Польши в качестве председателя ОБСЕ и её попытки изолировать Россию от участия в работе этого института. Могу ответственно сказать, что антипредседательство Польши займёт в истории организации самое неприглядное место. В свою очередь, глава МИД Польши Збигнев Рау выступил с утверждением, что ОБСЕ остаётся нужной и эффективной организацией и в будущем снова станет «важным комплексным институтом», хотя сейчас её возможности ограниченны. Доверие сгорело. Поэтому так важно, чтобы все страны-члены восстановили доверие на сильном фундаменте», — приводит его слова ТАСС. Польский дипломат добавил, что если все страны-участницы будут придерживаться ценностей организации, то «ОБСЕ найдёт своё место в сохранении будущего мира». При этом он обвинил Россию в том, что она якобы держит организацию «в заложниках», блокируя принятие решений. Рау также заявил, что Польша не поддерживает работу ОБСЕ в чрезвычайном режиме в долгосрочной перспективе, однако, по его словам, «возвращения к обычному ведению дел не будет». Утраченный фундамент Аналитики также считают, что восстановление статус-кво в отношениях России и Европы не представляется возможным.
Полный разрыв отношений с Западом невозможен
Он добавил, что эта модель основана на неолиберальной идеологии. В то же время, сенатор отметил, что Россия стремится к многополярному миру, где каждая страна имеет свои интересы и возможности. Косачев также подчеркнул, что Россия не против сотрудничества со странами Запада и готова участвовать в международных проектах, которые будут выгодны и для России, и для других стран. Он также отметил, что в модели мироустройства, которую хочет создать Россия, будет комфортно не только для России, но и для стран Запада. Несмотря на то, что отношения между Россией и Западом остаются напряженными, Косачев подчеркнул, что Россия не стремится к полному разрыву отношений с западными странами.
РИА «Новости» Страна пережила самый опасный период кризиса и разрыв экономических связей с западными государствами без существенных потерь. Худшее позади, и с каждым месяцем ситуация становится все лучше и лучше. Программы импортозамещения и параллельного импорта показывают отличные результаты. Чем больше проходит времени, тем ниже становится потребность России в западных товарах. Что касается Европы и Соединенных Штатов, то в этом случае их нельзя считать единым целым. Разрыв торговых отношений с Москвой не принес никаких серьезных проблем американцам, а напротив, открыл для них новые рынки. С ЕС все обстоит иначе. Над США все еще нависает угроза экономического кризиса и рецессии, но она связана с экономической политикой действующего президента, а не с событиями в Восточном полушарии.
В случае с втягиванием Украины в НАТО, задуманном как «триумф воли» Вашингтона и Брюсселя, США явно рассчитывали на прецеденты прошлого, когда Москва вынужденно соглашалась на все новые волны расширения Североатлантического альянса. Вместе с тем новое качество противостояния России и Запада носит асимметричный характер.
С нашей стороны это «асимметрия миролюбия». В России почти нет активов зарубежных компаний и физических лиц, а также акций российских компаний, принадлежащих иностранцам, которые были бы изъяты или хотя бы арестованы. Продолжаются выплаты по долгам недружественным государствам, а также отток капитала из страны в 2022 г. Частью этого «асимметричного миролюбия» являются и неформальные ограничения, которые Россия, очевидно, приняла на себя при проведении СВО. Зеленскому и почти всей правящей верхушке Украины выписан негласный иммунитет, на который они изначально явно не рассчитывали. Эти люди не чувствуют себя под ударом, на карту не поставлены их жизни и личное благополучие. Наши вооруженные силы не наносят ударов по ряду объектов украинской стратегической инфраструктуры и по «центрам принятия решений» в Киеве. Почему мы не бомбим их правительственные здания, не уничтожаем их спецслужбистов, не ведем масштабной диверсионной работы? Почему не трогаем украинское начальство, отдающее преступные приказы, ведущее войну террористическими методами? Известно ведь, что наиболее эффективный способ борьбы с терроризмом - это уничтожение главарей террористических группировок, после чего они быстро рассыпаются.
В то же время современная российская политика на западном направлении является продолжением прежней стратегии, последовательно реализуемой после 2014 года а в широком смысле - после 1991 г. Она нацелена на то, чтобы «не сжигать мосты», «не обострять отношений сверх необходимого минимума», все время оставляя пространство для компромисса. Проводимая ранее в русле многолетнего одностороннего выполнения Минских соглашений эта политика уже привела к неоправданному затягиванию решения украинской проблемы. Медведев, - страны НАТО цинично использовали Минский процесс, чтобы протянуть время и накачать Киев оружием, подготовить его к полномасштабной агрессии»3. Анатомия «Минска-1» и «Минска-2» еще ждет своих исследователей. Можно, однако, напомнить недавние слова Президента Белоруссии А. Лукашенко: «Единственная, наверное, наша ошибка, что мы не решили этот вопрос в 2014-2015 годах, когда не было ни армии у Украины, ни готовности… Все хотели мирно как-то урегулировать. А они за это время создавали боеспособные вооруженные силы»4. Россия оставалась крупнейшим торговым партнером Киева вплоть до начала СВО. Пока, как казалось, теплилась малейшая надежда избежать большого кровопролития, все российские усилия были направлены к достижению этой цели.
В результате хирургическая операция по демилитаризации и денацификации Украины явно запоздала, что делает ее крайне болезненной и кровавой. Нужно было бить в 2018-2019 годах, - отмечает С. Караганов, - а мы чего-то ждали. Возможно, копили силы. Может, не до конца понимали глубину расхождений. Может быть, надеялись договориться. Кто-то хотел сохранить свои капиталы или позиции на Западе. Если бы мы действовали раньше, то, возможно, вооруженного конфликта - отрытого и большого - удалось бы избежать… Мы слишком долго умиротворяли, надеялись, верили»5. Создается впечатление, что и сейчас в ходе СВО реализуется некая концепция ведения войны в урезанном, смягченном виде в надежде на какие-то договорные решения в духе несостоявшегося «Стамбульского соглашения», готовившегося в марте 2022 г. Ильницкий… Надежды и расчеты на интеграцию с Западом в качестве суверенной великой державы не оправдались и были во многом контрпродуктивны»6.
Существование России, подчеркнул министр, несовместимо с целями глобального доминирования Запада. Проблема, однако, заключается в том, что большая часть наших административных элит, бизнес- и экспертного сообществ, пропитанная стихийным или идейным западничеством, хотя умом, наверное, и понимает, что против России ведется настоящая война, но сердцем отказывается принимать эту реальность. Она не теряет надежд на замирение с Западом, рассчитывает отыграть все назад, продолжает цепляться, как за соломинку, за надежду на «заморозку» конфликта, верит в возможность «пусть плохого, но мира» с теми, кого 30 лет упорно называли партнерами, рассчитывает, что нужно просто перетерпеть, пересидеть и дождаться каких-то спасительных международных событий, - например президентских выборов в США в 2024 году, после чего нам будет предложен пусть унизительный, но мир. Как видим, многие до сих пор отказываются верить в то, что наши враги настроены идти до конца, и пытаются «прорываться» на Запад в надежде, что Россию вновь «подключат» к «прогрессивному человечеству». Мышление этой части нашего политического класса и деловых кругов поражено вульгарным экономизмом, предполагающим, что любую проблему можно «залить» деньгами. Даже война видится ими исключительно через призму коммерческого торга. Для них режим Зеленского по-прежнему - не идейный враг, а несговорчивый бизнес-партнер. Даже, если предположить, что в условиях изменения характера СВО, ее превращения из полицейской операции в полномасштабную войну, «асимметрия миролюбия» изначально задумывалась как тактика с целью выигрыша времени, необходимого для наращивания вооруженных сил и перевода российской экономики на военные рельсы, она в любом случае себя исчерпала.
Как рассказывает историк, нынешняя ситуация и годы холодной войны похожи тем, что это конфронтация. Сегодня Россия не является супердержавой, это конфронтация ассиметричная. Россия как наследница Советского Союза борется за восстановление своего влияния в мире, создание новых геополитических полей, интеграционных структур, восстановление своего влияния на постсоветском пространстве, это получается, прямо скажем, не очень. Ну и Соединенные Штаты после распада СССР стремились и стремятся заполнить тот вакуум, который образовался на этом пространстве после распада», — прокомментировал Гарбузов. А это, я думаю, не меньше восьми лет», — сказал историк. Но есть надежда, что все может измениться, когда будут меняться политики и поколения. Либо обострением конфронтации, либо ослаблением. Мы надеемся, что все изменится, но нужно время и понимание, что без уступок ничего не делается. Российская сторона не хочет идти на уступки, американская тоже стоит на своем и не ответила на тот ультиматум, который был выставлен в декабре прошлого года. Все вылилось в то, что не должно было случиться, — специальную военную операцию», — заключил политолог. Одно дело — отношение с Польшей, другое дело — с Сербией, ну и так далее. Поэтому однозначно на этот вопрос об отношениях с Европой ответить нельзя. В целом, у России в Европе есть и друзья, и враги. И мы находимся сейчас на очень сложном этапе истории, когда государства проявляют свои отношения по сути к тем или иным соседям», — говорит эксперт. Сейчас Россия переносит свои приоритеты политические, экономические на юг, на восток, так что сейчас речи не идет офокусировке внимания на Европе, как это наблюадось прежде. Оно сфокусировано не в политическом и не в экономическом плане, а в военно-техническом. Это прекращение расширения НАТО и задача добиться, чтобы коренные интересы России в области безопасности и контроля над вооружениями в первую очередь на европейском театре учитывались бы», — отмечает Громыко. Но в истории нет ничего вечного.
Россия готова разорвать дипломатические отношения с Евросоюзом
написал политик. Свежие новости в России и мире. Страны Балтии после введения санкций против России понесли тяжелейший ущерб. В ходе визита в Китай Блинкен заявил, что Китай не может улучшить отношения с Европой, при этом поддерживая Россию. Россия не развивает отношения с Западом и не разрывает их полностью, заявил представитель Кремля Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов о возможности полного прекращения отношений с западными странами в связи с терактом на Крымском мосту. Западные «партнёры» с нескрываемым разочарованием сообщают, что задушить Россию санкциями не удаётся.
Песков: Отношения России и Европы уже не будут такими, как прежде
Если посмотреть на последствия разрыва торговых связей между Россией и Западом, можно сказать, что это Россия может использовать возобновление торговли как «пряник», чтобы посадить Запад за стол переговоров, если российская сторона этого захочет. Запад признал, что проигрывает России еще одну войну. Россия окончательно разорвала свои отношения с Западом, выбрав путь евразийского развития, заявил в разговоре с «» экономист Владимир Косой. Эта тема стала флагманом западной фейковой кампании в отношении нашей страны и информационным прикрытием преступных действий «коллективного Запада» и киевского режима.
Похоже, дело идет к полному разрыву отношений с Западом. Оно и к лучшему — им нечего нам дать
Медведев предложил разорвать дипломатические отношения с ЕС и выгнать из РФ иностранных дипломатов. Замглавы МИД России Сергей Рябков заявил, что Москва рассматривает вариант понижения дипломатических отношений с США в случае практических мер по конфискации ее активов. А Германия согласилась разорвать энергетическую связку с Россией, служившую в течение полувека материальной опорой российско-германских отношений и одной из важнейших опор политики разрядки. То, что отношения России и стран Запада ухудшаются, вряд ли для кого-то секрет. Европа потеряла не менее €100 млрд от разрыва деловых связей с Россией, и эта сумма – "лишь доля реальных расходов".
Сенатор Пушков рассказал, когда завершится конфликт России и Запада
И остался только печатный станок и умение обманывать — вот этим они сейчас и живут. Причем, Путин и его команда еще за несколько лет до текущих событий видели, что на Западе нарастают проблемы, и что скоро с ними торговать придется себе в убыток. Поэтому было принято стратегическое решение о развороте на Восток. И Россия начала сближение со странами Евразии. Это и больше рынок сбыта, чем Запад с его миллиардом, а главное — более честные отношения, потому что Китай, Индия и ряд других стран, с кем мы выстраиваем сотрудничество, готовы честно с нами торговать, поставляя взамен реальные товары, а не расписки, угрозы, упреки, санкции и пустые обещания. Несмотря на искренние попытки наладить отношения с Западом, которые предпринимались с самого момента развала СССР, нас все это время ни во что не ставили. А только постоянно обманывали, вводили против нас санкции, расширяли НАТО вопреки обещаниям и занимались русофобией.
А на Востоке и деньги готовы платить и проявляют должное уважение. Какого вполне заслуживает страна с передовыми научными и военными разработками, многовековой историей и самой большой территорией. Сейчас торговля с Западом уже подошла к той точке, когда это приносит больше проблем и убытков, чем выгоды. И не только по причине блокировки наших резервов, но и в принципе из-за профицита внешней торговли. Поэтому мы уже не опасаясь санкций начали спецоперацию на Украине. Нам уже нечего терять, кроме получения на свой счет ничем не обеспеченных кроме рекордной инфляции бумажек в виде долларов и евро, которые к тому же нельзя обналичить и потратить, как выяснилось.
И потому-то нашу страну покинули некоторые «уважаемые люди», через которых раньше осуществлялась связь с Западом.
Это позволяло бы обсуждать проблемы европейской безопасности без оглядки на блоковые ограничения. Конечно, эта идея оказалась утопией. Поскольку, если бы ее удалось реализовать, само существование НАТО было бы поставлено под сомнение. История расширения НАТО. То есть формат международной структуры, которая должна была обеспечить прямой диалог о безопасности в Европе суверенных государств был подорван с самого начала, и все вернулось к дискуссии между Россией и единым блоком. Провал СРН как форума, который должен был работать в любых условиях, стал очевиден в августе 2008 года, когда в ответ на предложение постпреда России при НАТО Дмитрия Рогозина созвать его заседание для обсуждения агрессии Грузии против Южной Осетии, делегация США открыто заблокировала его проведение. Работа СРН оставалась заблокирована до середины 2009 года.
В 2000-е годы отношения Росси и Запада дополнительно осложнялись вторжением США в Ирак, односторонним выходом Вашингтона из договора по противоракетной обороне и его же планами по созданию глобальной системы ПРО. Помимо этого, Россию беспокоило расширение НАТО и ситуация вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе, который был заключен еще в 1990 году и не отражал новые реалии присутствия военных НАТО у границ России. Мюнхенская речь О накопившихся противоречиях заявил 10 февраля 2007 года Владимир Путин в своей речи на Международной конференции по безопасности в Мюнхене. Он прямым текстом предложил начать реформирование современного мироустройства, чтобы избежать хаоса и того кризиса, в котором мир оказался сегодня. Ответ американского истеблишмента оказался предельно агрессивным — речь Путина расценили как "возврат к холодной войне" и "вызов свободному миру". Риторика западных лидеров резко ужесточилась, а параллельно выросла их поддержка антироссийских режимов на постсоветском пространстве, которая уже в 2008 году привела к войне в Грузии. Несмотря на озвученную при президенте Бараке Обаме в 2009—2010 годах политику "перезагрузки", ни одна из проблем, обозначенных Путиным в Мюнхене, даже не начала решаться. Продолжение политики "демократизации" отсталых европейских стран привело к перевороту на Украине в 2014 году, когда Россия на основании уже накопленного опыта в отношении с Западом была вынуждена принимать решение, как она сможет обеспечить безопасность своих граждан в Крыму после расстрелов людей на майдане в Киеве и Корсуньского погрома...
Иная история? Так неверно ли понял Запад Путина и могли ли отношения России и Запада сложиться иначе? Да, неверно, и нет, не могли. Путина не захотели слушать, вернее — просто не могли позволить себе его услышать. Динамика отношений России и Запада была заложена с 1990-х годов прошлого века, и изменить ее без геополитических потрясений в 2000-х было для Вашингтона непосильной задачей, даже если бы он этого хотел. США списали Россию вчистую после распада Советского Союза, наслаждаясь мыслью об окончательной победе в холодной войне. Они потеряли момент, когда мир изменился, когда Вашингтону нужно было перестать диктовать свои условия и начать договариваться.
Власти РФ действуют последовательно в отношении стран Запада, уверен Рябков.
При этом у Кремля в данный момент конкретных ответных решений в отношении западных государств нет. Ранее стало известно, что войдет в 14-й пакет антироссийских санкций Европейского союза.
Об этом пишет Financial Times, изучив финансовые отсчёты 609 западных компаний. Согласно материалу газеты, минимум 176 фирм понесли единовременные расходы из-за ухода с рынка РФ. Практически в каждом из отчётов 433 оставшихся компаний упоминается жестокий удар по прибыли либо вследствие резкого роста цен на энергоносители и сырьё, либо в результате сбоев в логистических цепочках, произошедших после 24 февраля. Очевидно, что последствия [конфликта] для многих европейских компаний окажутся более глубокими и долгосрочными, чем затраты на уход с относительно небольшого рынка.
Кто больше страдает от санкций: Запад или Россия?
Отношения между Россией и Европой уже не удастся выстроить, как раньше. Путин ответил, разорвет ли Россия отношения с Европой. После 2015 года отношения России с Западом по большей части нормализовались, особенно за счет энергетических связей с Европой.
Борис Шмелев: Стоимость наших активов в США гораздо больше, чем та, что называют
При этом сам рост ВВП страны выглядит, скорее, количественным, нежели качественным: экономика растет, но развивается слабо. МВФ отмечает, что устойчивость экономики РФ обусловлена, прежде всего, устойчивым экспортом нефти. Из этого проистекают как минимум два риска, и оба связаны с возможным сокращением российского экспорта в денежном выражении. Во-первых, цены на нефть могут снизиться в случае глобальной рецессии, а, во-вторых, это может стать следствием ужесточения санкций со стороны Запада. В частности, на подобные риски указывают недавние ограничения на импорт российских промышленных металлов, введенные США и Великобританией: они могут привести к тому, что российская продукция будет продаваться со значительным дисконтом. Кроме того, у российских компаний периодически возникают проблемы с проведением платежей даже через банки дружественных стран. Это затрудняет внешнеторговую деятельность.
Пожалуй, главной проблемой России в ее противостоянии с Западом остается дефицит нашей цивилизационной суверенности. Болезнь эта не нова: она проникла к нам три века назад, в период петровских реформ. Еще А. Очарование Западом, овладевшее позднесоветским обществом, в первую очередь - партноменклатурой, столичной интеллигенцией и этнократиями в союзных республиках - стало важнейшей движущей силой распада СССР, за которым последовали 30 лет холуйской и идолопоклоннической «интеграции» постсоветских государств в «цивилизованный мир». Российскому обществу и правящему классу еще предстоит, по верному замечанию С. Караганова, «сбросить западное иго»17, освободиться от идейного гнета и по-настоящему осознать свою принадлежность к «самобытному государству-цивилизации», каким является Россия. Так она именуется и в Концепции внешней политики, принятой в 2023 году. На внешнем контуре дефицит цивилизационной суверенности порождает осторожничанье и невнятные, половинчатые решения, которые расцениваются нашими оппонентами как слабость политической воли, наличие мощного компрадорского лобби во власти и, следовательно, как подтверждение правильности их курса на «смену режима» и расчленение России.
Стоит признать, что для части нашей элиты «большой разрыв» с Западом нежелателен и носит вынужденный характер. Она не прочь отказаться от своего первородства и исторического права на самостоятельность; с точки зрения личного благополучия ее вполне устроил бы маргинальный статус России как восточноевропейской периферии Запада, куда стремятся протиснуться многие непритязательные постсоветские государства. Она также готова согласиться на «заморозку» конфликта на Украине при сохранении в Киеве нынешнего неонацистского режима, на своего рода «Минск-3», что стало бы худшим из возможных сценариев. Что нужно для победы Нынешняя российская военная и дипломатическая тактика на украинском направлении пока нацелена на поддержание сложившегося статус-кво в расчете на длительное изматывание противника, а не на ведение активных наступательных действий, что может свидетельствовать об отсутствии консенсуса в отношении конечных целей СВО. Наше общество при этом упорно делает вид, что живет мирной жизнью, а ставки тем временем растут. Однако активная оборона не приведет к капитуляции противника, который, истощившись, запросит мира. Когда против Вас ведут войну на уничтожение, а для Вас победа - это чтобы Вас просто оставили в покое, невозможна даже «ничья по очкам». Одержать победу можно только в логике новой Отечественной войны - «Великой Отечественной Специальной операции».
Когда Украина начнет терпеть серьезные поражения и терять обширные территории, нам наверняка будут предложены «мирные переговоры», в ходе которых Запад попытается украсть у России плоды военных побед и получить за переговорным столом то, чего не удалось добиться на поле боя. Нам предложат новые «Минск», «Стамбул» и прочее - лишь бы спасти Украину и дать ей передышку. Поэтому нужно извлечь горькие уроки из восьми лет саботажа Минских соглашений и строить практическую политику, исходя из невозможности конструктивного компромисса как с Соединенными Штатами, ставшими принципиально недоговороспособными, так и с утратившим внешнеполитическую субъектность Евросоюзом. Будущее мирное соглашение может быть заключено только с позиции силы и определяться соотношением военных сил, а переговоры, если и когда они состоятся, должны быть посвящены только фиксации достигнутой военной победы. Это соображение представляется весьма существенным, поскольку правящие элиты Запада рассчитывают, что у них на случай провала «украинского эксперимента» всегда остается запасной вариант: инсценировать новую «перезагрузку» отношений с Москвой и сделать вид, что они ее «прощают», - а российские элиты поспешно и с радостью бросятся пожимать нехотя протянутую им барскую руку и будут счастливы возобновить отношения «с чистого листа», пусть даже на невыгодных им условиях, предав забвению все, что могло бы навредить «новому партнерству». Вашингтон может уже скоро начать кампанию по переводу украинского кризиса в режим продолжительного на годы и десятилетия «конфликта низкой интенсивности» при сохранении мощного санкционного давления на Россию и наращивании усилий по ее внутренней дестабилизации. В случае «заморозки» боевых действий Украина, в свою очередь, получит драгоценное время для подготовки военного реванша, вступления в НАТО и размещения войск альянса на своей территории, а также для завершения этноцида русских и тотальной зачистки всего, хоть как-то связанного с Россией. Поэтому нельзя заключать мир на достигнутых рубежах.
В этом случае новый раунд боевых действий будет вестись в гораздо более невыгодных и опасных для России условиях. Иллюзия возможного компромисса с противником, развязавшего против нас войну на уничтожение, связывает нам руки, в том числе в методах ведения боевых действий, затягивает СВО и умножает жертвы на поле боя. Надо ясно отдавать себе отчет в том, что конфликт с Западом не закончится с урегулированием украинского кризиса; он - экзистенциальный, на годы и десятилетия. Подлинная нормализация наших отношений может произойти, только если Запад изменится внутренне, сойдет с той суицидальной траектории развития, по которой движется в настоящее время, пытаясь тащить за собой остальной мир. Конечно, наше общество тоже должно измениться. Эта большая беда дана ему для покаяния, внутреннего очищения и оздоровления. Мы должны выйти из кризиса другими, преодолев или хотя бы потеснив внутреннюю либеральную русофобию. С учетом того, что нынешнее противостояние, помимо всего прочего, имеет признаки гражданской войны, многие ее фронты незримо проходят внутри самой России - например, через высшую школу и гуманитарную науку, через телевидение и сферу культуры.
Для достижения победы в гибридной войне с Западом необходимо пересмотреть культурную и образовательную политику, покончить с мировоззренческим хаосом, восстановить в национальном сознании преемственность современной России с ее тысячелетней историей. Тогда возникнут условия для преодоления кризиса русской идентичности в ареале Русского мира. Внутреннее очищение необходимо нашей стране и для того, чтобы впоследствии успешно рерусифицировать те земли, которые еще предстоит присоединить, чтобы потом не случилось сепсиса, отравления «политическим украинством». Как верно замечает ведущий российский историк А. Дюков, «с распадом СССР советский украинский национализм превратился в просто украинский национализм, а потом быстро и абсолютно логично развился в фашизм»18. Насильственная украинизация южнорусских и малороссийских земель, проводившаяся в течение последних 100 лет вначале в «Украинской ССР имени Ленина», а затем в постсоветской домайданной и в неонацистской постмайданной Украине, будет прекращена только после ликвидации этой машины по перепрошивке идентичности и ментальной дерусификации части русского народа. Это искусственно созданное, несостоявшееся государство, избравшее себе в герои Мазепу, Петлюру и Бандеру, должно повторить их презренную судьбу. Тогда начнется постепенное преодоление морока «языческой химеры» украинства определение О.
Сегодня именно эти люди являются основной угрозой национальной безопасности РФ. Это же относится и к представителям крупного бизнеса, сохраняющим тесные связи с Западом и с Украиной. Чрезвычайно показательно, что, даже попав под западные санкции, никто из российских олигархов не оказал никакой помощи российским и союзным силам на Украине. Более того — некоторые из них, наоборот, готовы помогать Украине, чтобы заслужить снятие санкций. Соответственно полный разрыв с Западом для России безальтернативен. Это означает, что необходимо прекратить любые попытки контактов с ним в любом формате кроме сохранения дипломатических отношений.
Необходимо для самих себя на ментальном уровне сломать давно сложившуюся парадигму отождествления коллективного Запада с «мировым сообществом» и «цивилизованным миром». Мировое сообщество — это все страны мира без исключения. Цивилизованный мир — это тоже все страны, кроме, может быть, некоторых государств Тропической Африки. Мнение условного Египта ни с какой точки зрения не может быть менее ценным, чем мнение условной Бельгии. Москве необходимо прекратить доказывать, что она не находится в «международной изоляции», поскольку это ведет лишь к бессмысленным уступкам Западу, создающим нам серьезные проблемы и не дающим ни малейших выгод. Классическим примером такого «прорыва изоляции» стало участие России в Нормандском формате и последующее подписание Минских соглашений в 2014 году.
Целью этих действий был именно «прорыв изоляции» и силовое включение себя в форматы с участием двух крупных западных стран — что стало грубой ошибкой и ничего, кроме вреда, нам не принесло. Вместо этого надо было добить нынешний киевский режим и изменить устройство Украины как минимум путем отторжения от нее восточных и южных областей от Харькова до Одессы , что в тот момент далось бы на порядок легче, чем сейчас. Фактически все наши сегодняшние потери на Украине — результат подписания Минских соглашений. Сейчас США и Великобритания практически открыто разрушают экономику Евросоюза, устраняя его как экономического конкурента и способствуя переводу европейской промышленности и наиболее квалифицированной рабочей силы в США. Заставляя же европейские страны передавать свою и так немногочисленную боевую технику Украине, США добиваются того, что военный потенциал европейских стран становится совершенно ничтожным. Они утрачивают возможность защитить себя не только по отдельности, но даже коллективно.
Отношения между нашими странами и так давно находятся, прямо скажем, «ниже плинтуса». И будет у нас там посол или его не будет — на российско-американских отношениях уже мало скажется. Соединенным Штатам, по-моему, вообще все равно. Поэтому данная мера мне не кажется в текущей ситуации выигрышной. Более действенной, на мой взгляд, стала бы конфискация здесь, в России, американских активов. То есть, собственности американских предприятий, фирм и т. Правда, насколько я понимаю, стоимость этих активов намного меньше наших, которые они хотят конфисковать в Америке. Остальные — в Евросоюзе. Потому что европейских фирм, компаний и банков у нас намного больше, чем американских. И стоимость всех этих активов сопоставима с общей стоимостью активов, которые они могут конфисковать у нас в странах ЕС.
То есть, в этом плане мы можем найти баланс, так сказать. Однако информация об активах в США не совсем точна. Я полагаю, наши активы в Америке были гораздо значительнее до того, как их заморозили. Да, какую-то часть ценных бумаг и денег мы успели вывести. Но, мне представляется, сумма, которая там осталась, гораздо больше, чем та, что нам называют. И совершенно понятно, что США сейчас будут давить на своих союзников из Западной Европы, чтобы они тоже конфисковали наши активы. Мол, мы — забираем, вы тоже должны. Сейчас эти деньги заморожены. То есть они по-прежнему формально принадлежат нам — мы просто не можем ими пользоваться.