Новотроицк Новости Новости обществаВеликий понедельник: запреты, традиции и приметы погоды на 10 апреля. С понедельника у православных верующих начинается последняя неделя Великого поста. Фестиваль в Великом Новгороде объединил радиоэлектронщиков. Все новости.
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ С АНДРЕЕМ МЕРЗЛИКИНЫМ
Понедельник седмицы пятой Великого поста. В этом году Великий понедельник выпадает на 10 апреля. Главная Новости Главные событияВ Великий Понедельник митрополит Амвросий совершил часы и Литургию Преждеосвященных Даров в храме благоверного князя Михаила Тверского. именно в эти сутки стартует подготовка к Пасхе. именно в эти сутки стартует подготовка к Пасхе.
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ
Также нельзя участвовать в торжествах и ругаться. Наконец, в Великий понедельник нельзя ходить на кладбище и поминать умерших. В Великий понедельник вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет. Великий понедельник в православии в 2024 году приходится на 29 апреля. Основные мотивы богослужений Великого Понедельника – история ветхозаветного героя Иосифа, проданного завистливыми братьями в Египет, и проклятие Христом неплодной.
Великий понедельник – 2023. Что можно и нельзя делать в дни Страстной недели
И поститесь ли, как полагается православному христианину? Другими словами, осуждение смоковницы — это осуждение лицемерия, и неслучайно мы слышим это повествование в самом начале Страстной седмицы, с тем чтобы не было в наших с вами мыслях и поступках даже тени лицемерия. С чистой совестью, исторгая любые остатки греховных мыслей, мы должны идти навстречу воспоминаниям о страданиях Спасителя, Его крестной смерти и Его Воскресении. Потому и напоминает нам Церковь о том, как Господь наказал неплодную смоковницу, явившуюся неким символом человеческого лицемерия. Каждый день, особенно во время Страстной седмицы, сопровождается очень глубокими, исполненными огромного духовного смысла чтениями, молитвословиями, но как важно, чтобы мы с вами не просто стояли в храме, думая о чем-то своем, далеком от молитвы и духовной жизни! Давайте постараемся вслушиваться в слова, которые произносятся, особенно в евангельские тексты, с тем чтобы действительно, насколько возможно для нас, людей слабых и ограниченных, приобщиться к Божественной мудрости, которая не только обогащает наш разум, но и реально спасает наши души. Каждый день Страстной седмицы наполнен очень большим духовным содержанием. И дай Бог нам, приобщаясь к этим Божественным смыслам и затем проецируя их на свою собственную жизнь, осознать, насколько же мы отходим от тех духовных идеалов, которые Господь нам предначертал.
Осознавая свою отдаленность от Божественного предначертания, испросить еще и еще раз у Господа прощения за нашу слабость, за наше нерадение, за наше окамененное нечувствие, за нашу неспособность не только умом, но и сердцем, и душой, и всем своим существом принимать слово Божие и по мере сил претворять в своей жизни.
Однако дерзайте: ибо Я восстану на третий день на радость верным и в жизнь вечную! Потому мы Тебе взываем: «Спасение душ наших, слава Тебе! Но эта литургия отличается от обычной великопостной тем, что на ней читается Евангелие. И тема, которую Церковь предлагает нам в этот первый день Страстной седмицы: тема приближающегося Суда. Пока еще Спаситель с учениками сидят в тени старых маслин и ничто не предвещает наступление Конца. Апостолы думают, что впереди много будет таких покойных и мирных дней.
Но Христос знает, что это последние дни… И в перспективе Своего ухода от учеников наставляет их быть духовно бдительными. В то время, когда сидел Иисус на горе Масличной, подошли к Нему ученики отдельно от других и спросили Его: скажи нам, когда это будет, и какое знамение Твоего пришествия и конца века? И ответил им Иисус: смотрите, чтобы кто не ввел вас в заблуждение. Ибо многие придут под именем Моим, говоря: «я Христос», и многих введут в заблуждение… Тогда будут предавать вас на страдание и будут убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И тогда соблазнятся многие; и будут друг друга предавать, и ненавидеть друг друга; и многие лжепророки восстанут и многих введут в заблуждение; и от умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца, тот будет спасен… Мф.
Среда четвертой седмицы считается половиной Великого поста. В среду, 22 марта, по благословению митрополита Челябинского и Миасского Алексия в 17 часов в Свято-Симеоновском кафедральном соборе будет совершена Литургия Преждеосвященных Даров — особого великопостного богослужения, уникального по своей красоте и духовной насыщенности. В пятницу, 24 марта, в соборе также будет совершена Литургия Преждеосвященных Даров, а после - молебен с акафистом святому праведному воину Феодору Ушакову.
В 17 часов - великая панихида «парастас». Суббота четвертой недели Великого поста, 25 марта, так же как на второй и третьей неделе установлены для поминовения усопших. Это великопостные родительские субботы. В в восемь часов 30 минут — поминовение усопших, Великая панихида, сообщает пресс-служба Свято-Симеоновского собора. В воскресенье, 26 марта, в Неделю четвертую Великого поста празднуется память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского.
Отец Владимир сердечно поздравил прихожан с наступлением Страстной седмицы и первым Причащением. Великая четыредесятница уже позади. Так быстро пролетает жизнь, что мы не успеваем осознать и понять происходящее, поэтому Церковь учит нас, чтобы мы каждый день благодарили Бога.
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
Код для блога Слово митрополита Псковского и Порховского Тихона, которое он произнес в понедельник Страстной седмицы, 10 апреля, в храме Святого Николая со Усохи в городе Пскове, опубликовал Псково-Печерский монастырь. Сегодня мы совершали по древнему чину божественную литургию Преждеосвященных даров так, как совершалась она до середины семнадцатого века. И всякий раз поражаешься, какое богатство богословия, поэзии, молитвы содержится в этом древнем чине...
На первый взгляд, это просто история, каких много, но на деле было показано, что силы инжира не иссякли, и слово его может как исцелить, так и погубить.
Искушение дерева имеет символическое значение. Когда верующие встречают Великий понедельник, они обязательно вспоминают историю о предательстве сына Иакова и Рахили — Иосифа. Иосиф был наделен божественным даром видеть вещие сны.
Однажды он рассказал своим близким, что видел себя выше их, это вызвало зависть. Братья продали Иосифа рабовладельцам Египта, а его одежды были испачканы кровью в качестве доказательства, что Иосиф стал жертвой диких зверей. Иосиф с помощью своего дара смог стать помощником фараона.
И однажды он рассказал братьям, что увидел во сне, будто поднялся выше них. Зависть затаилась в душах их, и братья решили сделать Иосифа рабом, продав его в Египет. Родителям же они отдали его одежду, густо залитую кровью как доказательство того, что их сына на прогулке растерзали дикие звери. Но Иосиф вопреки желаниям своих братьев не стал рабом. Благодаря Божьей помощи и своему дару он прославился на весь Египет и вскоре стал приближенным фараона. А когда наступил великий голод, именно Иосиф стал человеком, который распределял хлеб, чтобы все были сыты и здоровы. Вскоре голод добрался и до семьи Иакова и его жены Рахиль. Тогда они собрали детей и ушли в Египет в поисках пропитания. И там узнали, что их сын стал правой рукой фараона.
Он, из зависти проданный братьями, пострадал, а потом прославился; этим Иосиф прообразовал страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. На утрене в первые три дня Страстной седмицы поется после шестопсалмия тропарь Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. После канона звучит умилительный светилен: Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя.
Что запрещено делать в Великий понедельник Страстной недели, 10 апреля
Инжир сразу же высох, как и души людей, которые живут без веры. На первый взгляд, это просто история, каких много, но на деле было показано, что силы инжира не иссякли, и слово его может как исцелить, так и погубить. Искушение дерева имеет символическое значение. Когда верующие встречают Великий понедельник, они обязательно вспоминают историю о предательстве сына Иакова и Рахили — Иосифа. Иосиф был наделен божественным даром видеть вещие сны.
Однажды он рассказал своим близким, что видел себя выше их, это вызвало зависть. Братья продали Иосифа рабовладельцам Египта, а его одежды были испачканы кровью в качестве доказательства, что Иосиф стал жертвой диких зверей.
О событиях Нового Завета был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея 21, 18-43 , где вспоминается проклятие Иисусом Христом бесплодной смоковницы, как образ лицемерных книжников и фарисеев, которые не имели истинной веры, не принесли молитвы и истинного покаяния, не делали добрых дел; притча о двух сыновьях и о злых виноградарях, символизирующих отрекшийся от Христа израильский народ; пророчества Спасителя о Своих грядущих страданиях.
В Великий Понедельник, на Литургии Преждеосвященных Даров был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея 24, 3-35 , в котором прозвучали слова Спасителя о будущем всего мира и о Его Втором пришествии, и прозвучало начало книги Иова - самого совершенного праведника дохристианской эпохи. В Великий Понедельник Святейший Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения, который происходит только один раз в году на Страстной Седмице. Возглавляет чин сам Предстоятель Православной Церкви.
Миро особая смесь трав и растительных масел, всего 50 составляющих варится по ветхозаветному рецепту в течение трёх дней и освящается Патриархом на Божественной Литургии в Великий Четверг. Страстная Седмица не входит в Великий Пост, тем не менее, пост в эти дни особенно строгий.
В Великую субботу вспоминают о погребении Иисуса, о сошествии его в Ад и о торжестве жизни. Великое воскресенье Христово — светлый праздник Пасхи.
В этот день принято ходить в гости, радуясь спасению Иисуса. В Великий понедельник принято по возможности отказываться от всего лишнего и ненужного, а также приводить в порядок все, что было сломано и требовало ремонта Но этот день не только о порядке в жилище, но и о порядке в душе и в мыслях. Подобно тому, как человек убирается в шкафах и комнатах, он должен изгнать дурные помыслы и обратиться к вере. С какими событиями связан Великий понедельник Проклятие Иисусом смоковницы В Евангелии сказано , что однажды, проголодавшись после долгого и изнурительного пути, Иисус увидел дерево инжира смоковницу , покрытое густой листвой, но не несущее плодов.
Тогда он проклял его на вечное бесплодие — и дерево тут же иссохлось, подобно душам человеческим, что всю жизнь живут без веры. Так Иисус показал, что может не только лечить и награждать своим словом, но и покарать. Высохший до коряги инжир стал негласным символом Божьего всесилия и предупреждением для тех, кто усомнился в вере.
Через гордость ума на нем может сбыться слово апостола Павла: «Знание надмевает, а любовь назидает» 1 Кор. А здесь уже конец всякого богословия: что может говорить человек о Боге, если он пребывает в состоянии надмения? Для богослова, конечно, нужна еще большая степень страха Божьего, чем для обычного человека. Но я хотел бы сказать, что в некотором смысле нам сейчас богословствовать легче: о Боге, о Троице, о Христе, о двух природах во Христе все самое главное сказано и утверждено Вселенскими Соборами. Наша эпоха требует слова о человеке, о том, как должен человек, будучи христианином, соотносить себя с богооткровенным учением. Здесь тоже нужно иметь страх Божий, но зона опасности несколько меньше, хотя цена ошибки все равно немалая: если не имеешь страха Божия, можно людей дезориентировать. Также нельзя забывать и о том, что человек как образ Божий тоже несет в себе свойство непознаваемости, невозможно его «разложить по полочкам». Люди пытаются что-то применить к своей жизни — получается плохо, а на некоторые вопросы ответов в этих безусловно великих текстах и вовсе не находят. Сейчас любой мирянин, послушник или инокиня, прочитав их, может возложить на себя определенные «подвиги», ни с кем не посоветовавшись. Это действительно приводит к нехорошим результатам. Поэтому в XIX веке святитель Игнатий Брянчанинов сформулировал мысль о том, что надо читать то, что соответствует нашему образу жизни. Конечно, «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника была излюбленным чтением нашего народа, но это было время, когда в семьях жили лучше, чем сейчас живут в монастырях! Также надо помнить, что душа наша «по природе христианка», и многие проблемы одинаковы для мирянина и для монаха. Думаю, что сейчас этого общего даже больше, чем раньше, потому что в древности были великие подвиги, а сейчас, по мысли многих подвижников, великих подвигов не предписано не только мирянам, но и монахам. Мирянин может почерпнуть много полезного из монашеской литературы, но с аккуратностью и рассуждением. Допустим, память смертная. Еще в Ветхом Завете сказано: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь». Памятование о смерти отрезвляет любого человека, другое дело, что оно может иметь разные меры глубины. Сейчас надо чаще напоминать людям о том, что они прежде всего сами несут ответственность за себя, для того им разум и дан. Был такой интересный случай. Однажды он пытался у него для монастырского журнала согласовать все содержание, а святитель ему сказал: «Сейчас у меня нет времени и возможности все контролировать. Вы основы знаете. Старайтесь сами понять, что надо публиковать, а что не надо». Вообще-то парадоксальный совет для монастырской традиции послушания! Но я думаю, его можно расширить на всех современных людей. Многие ведь мечтают о духовном окормлении, чтобы снять с себя ответственность. И наверное, на любом уровне совершенствования, если есть возможность, лучше посоветоваться с кем-то более опытным. Однако часто такой возможности нет, даже в монастыре. Ты сам должен решить, читать это или не читать, смотреть это или не смотреть, ты не можешь обо всем спрашивать. Значит, должно вырастать чувство ответственности, которое может даже стать стимулом для углубления в духовной жизни. К сожалению, постоянно прибегая за советом, люди часто несколько расслабляются. Например, недавняя история со Среднеуральским женским монастырем. Почему такое произошло и что сделать, чтобы подобного не происходило в будущем? Не знаю всех подробностей, но говорили, что монастырь этот развивался бурно — и в плане строительства, и в плане увеличения числа сестер. Наверное, где-то этот внешний бурный рост что сейчас как раз не так часто бывает, в отличие от 1990-х и начала 2000-х стал своеобразным «обманом зрения». А стоило все же поглубже проверить: какие идеи лежат в основе такой популярности? Характерно, что почти все ложные направления, которые возникали у нас, начиная с перестройки, были связаны с жесткой критикой церковной иерархии — Патриарха, Синода, Синодальной богословской комиссии и так далее. А как «старец» может учить послушанию, если он сам находится в непослушании?
Великий понедельник в 2024 году: история и традиции праздника
В Константинополе в Великий Понедельник совершалась (и совершается до сих пор) литургия Преждеосвященных Даров. Великий понедельник принято посвящать уборке, починке сломанных вещей и разборке накопившегося хлама. в течение шести серий вместе с историками и библеистами осмысляет события и значения каждого из святых дней этой недели – от Великого Понедельника до Великой Субботы. Полное последование службы на 29 апреля 2024 года. Понедельник. Всенощное бдение (канон "на 4"), Часы, Литургия. Страстной, или Великий понедельник. Новости Передачи Телепрограмма Персоны Вопрос-ответ. Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Понедельник после Литургии в Храме Христа Спасителя.
Великий понедельник в Иверском храме
В Великий понедельник, как и в последующие два дня, совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров. В Великий Понедельник Церковь вспоминает сына патриарха Иакова, Иосифа, ставшего прообразом Господа. В четвертое воскресенье Великого Поста мы вспоминаем подвижника постнической жизни VI века святого преподобного Иоанна Лествичника. Великий понедельник принято посвящать уборке, починке сломанных вещей и разборке накопившегося хлама.
Вербное воскресенье и Пасха — обычаи и традиции
Очень часто начинают ограничивать себя даже те, кто не делал этого в Великий пост. В этот день строго запрещается есть продукты животного происхождения: мясо, яйца, рыбу и молоко. Включать в меню можно овощи и фрукты, крупы, каши на воде, постные супы, орехи и сухофрукты, мед. В Великий понедельник особое внимание рекомендовано уделить садоводству: заниматься посевом, тогда урожай будет богатым. Великий понедельник в 2023 году: чего нельзя делать Духовное очищение — самый важный смысл Страстной недели, поэтому в любой из ее дней запрещено конфликтовать с окружающими, совершать плохие поступки, вспоминать старые обиды, материться, нельзя отказывать нуждающимся в помощи, а тем, кто раскаялся— в прощении. Страстная неделя — это не время для веселья, поэтому нельзя праздновать свадьбы, проводить венчания и гуляния. Также на другое время рекомендовано перенести крещение детей.
С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили эту неделю в строжайшем воздержании, усердной молитве, подвигах добродетели и милосердия. Все службы расположены так, что в них постепенно воспроизводится история страданий Христа, Его последние наставления. В первые три дня Страстной седмицы церковь готовит верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в крестных страданиях Иисуса. В Великий понедельник вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет.
Теперь надо из этой травы заварить чай и выпить его вместе со свекровью. Она после этого ритуала должна стать добрее. Обряд от злого человека Когда в доме после посещения определенного человека начинаются разные проблемы — ссоры, болезни, неприятности, то можно заподозрить, что это дело его рук. Но, как говорится, «не пойман — не вор», поэтому надо насобирать мать-и-мачехи и наговорить на нее такие слова: «Если ты враг для меня — уйди, если друг — излечись. Я травку волшебную к себе на помощь призываю и свой дом от всего плохого очищаю. Затем настоять ее и сбрызнуть все углы дома. Если человек преднамеренно злые дела делает, то благодаря заговоренной траве он больше не посетит ваш дом, если же нет просто он сам по себе глазливый , то отвар будет выполнять роль оберега — больше гость вреда не принесет. Заговор для здоровья и благополучия ребенка Клали лист мать-и-мачехи под матрас, на котором спит дите, также его вшивали в его ладанку, при этом приговаривая такие слова: «Цветок непростой, злой стороной повернись к врагу, а доброй — к ребенку. От всего плохого его защити и благополучие в его жизнь внеси. Пусть так будет всегда, на то воля Господня». РЕКЛАМА Ритуал, чтобы ссор и ругани в доме не было Надо было сплести венок из первоцвета и положить его на белое фарфоровое блюдце, которое поставить в комнате, где чаще всего собираются всей семьей, тогда в отношениях между ее членами воцарится взаимопонимание и любовь. Но предварительно необходимо было сказать на блюдо такие слова заговора: «Блюдо круглое, без углов, чтобы и в нашей семье было так же все кругло и гладко. Чтобы никто не ссорился и не ругался, а только любил один другого и целовался. Как цветы расцвели, так пусть и в нашей семье цветет мир и благодать». Гадания 10 апреля в день Иллариона В Иларионов день принято гадать только после полудня, поскольку до этого времени предсказания считались неверными, особенно, если к ним обратились девушки на выданье. Гадание 10 апреля на желание Насобирать в платок первоцветов, среди которых должна быть мать-и-мачеха, загадать желание, закрыть глаза и вытащить любой. Если попадется мать-и-мачеха — желаемое исполнится, если другой цветок — увы, но задуманное пока невыполнимо. Гадание 10 апреля на суженого Девушка привязывала к оглобле разные вещички, которые сразу и не заметишь, например, ниточку, а потом гадала по ним, если они оставались на месте после того, как хозяин переставлял оглобли с саней на телегу. Ниточка — будет любить крепко. Волосинка — хозяйственный, все в дом будет нести. Гвоздик — трудолюбивый и с золотыми руками. Скрепка — при чистой работе и хороших деньгах. Паутинка — легкомысленный. Веревочка — много путешествовать будет, но всегда домой возвращаться.
Страстная неделя — это время строгого поста. Зачастую начинают ограничивать себя даже те, кто не делал этого в Великий пост. В понедельник категорически запрещается употреблять в пищу продукты животного происхождения: мясо, рыбу, молоко, яйца. При этом в меню можно включать овощи и фрукты, крупы, орехи и сухофрукты, мед. Из горячей еды можно есть каши на воде, постные супы. Великий понедельник — 2024: что нельзя делать Духовное очищение — главный смысл Страстной недели, поэтому в любой из ее дней запрещено совершать дурные поступки, материться, конфликтовать с окружающими, оскорблять кого-либо, вспоминать старые обиды. Нельзя также отказывать нуждающимся в помощи, а раскаявшимся — в прощении.
Великий понедельник: что означает первый день Страстной недели
Сегодня мы вступаем в период Страстной седмицы, каждый день которой, по Церковному Уставу, принято называть Великим: Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда. В Великий понедельник также проходит чин мироварения: начинают варить миро (смесь масел), которое используют для причастия. В четвертое воскресенье Великого Поста мы вспоминаем подвижника постнической жизни VI века святого преподобного Иоанна Лествичника. Главный мотив всех богослужений Великого понедельника – личная встреча Христа и человека, а также готовность последнего к ней. Насельник Сретенского монастыря иеромонах Никон (Париманчук) рассказывает о смыслах Великого понедельника.
Великий понедельник в 2024 году: история и традиции праздника
История ветхозаветного патриарха Иосифа В Великий понедельник верующие вспоминают ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного. Господь, однако, во всех бедствиях спасал Иосифа. В конце концов Иосиф, став советником фараона, сам спас прощенных им братьев и отца от голодной смерти. Проданный братьями, затем спасший и язычников — египтян, и их самих, Иосиф является прообразом страдающего Господа Иисуса Христа, преданного учеником, отвергнутого своим народом и спасающего через свои страдания и смерть род человеческий. Православные христиане посвящают этот день посещению церкви и чтению Библии. С этого дня начинается подготовка к встрече светлого Воскресения. Вплоть до четверга верующие наводят порядок в своих домах. В Великий понедельник было принято готовить недельный запас дров и корма для животных, чтобы не отвлекаться на это во время празднования Пасхи. Также этот день традиционно посвящают починке сломанных вещей и разбору накопившегося за год хлама — все лишнее выбрасывают, чтобы освободить в жизни место для чего-то нового. Особое внимание уделяется мытью окон — встречать Пасху с грязными окнами считается дурной приметой.
Страстная седмица — это уже не Великий пост , хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий. В Великий понедельник можно употреблять в пищу постный хлеб, ягоды, овощи, фрукты, сухофрукты, орехи и мед. То есть растительную и не подверженную термической обработке пищу, поскольку в календаре питания по церковному уставу в этот день положено сухоядение, без использования растительного масла. Это одна из главных традиций — чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. Миро — особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол. В ветхозаветную пору им помазывались скиния походный храм евреев , первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миро. Миро используется при совершении таинства миропомазания, которое совершается над каждым православным христианином сразу после таинства крещения.
Грядущие невинные страдания Спасителя показаны в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа.
Из событий Евангельских в этот день вспоминается иссушение бесплодной смоковницы. Смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял. Но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния, почему Святая Церковь и взывает к нам: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения проклятия убоявшеся, братие, плоды, достойны покаяния, принесем Христу, подающему нам велию милость».
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере, информационных технологий и массовых коммуникаций Рoскoмнадзoр Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Панина Елена Валерьевна. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности.
Наша эпоха требует слова о человеке, о том, как должен человек, будучи христианином, соотносить себя с богооткровенным учением. Здесь тоже нужно иметь страх Божий, но зона опасности несколько меньше, хотя цена ошибки все равно немалая: если не имеешь страха Божия, можно людей дезориентировать. Также нельзя забывать и о том, что человек как образ Божий тоже несет в себе свойство непознаваемости, невозможно его «разложить по полочкам». Люди пытаются что-то применить к своей жизни — получается плохо, а на некоторые вопросы ответов в этих безусловно великих текстах и вовсе не находят. Сейчас любой мирянин, послушник или инокиня, прочитав их, может возложить на себя определенные «подвиги», ни с кем не посоветовавшись. Это действительно приводит к нехорошим результатам. Поэтому в XIX веке святитель Игнатий Брянчанинов сформулировал мысль о том, что надо читать то, что соответствует нашему образу жизни. Конечно, «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника была излюбленным чтением нашего народа, но это было время, когда в семьях жили лучше, чем сейчас живут в монастырях! Также надо помнить, что душа наша «по природе христианка», и многие проблемы одинаковы для мирянина и для монаха. Думаю, что сейчас этого общего даже больше, чем раньше, потому что в древности были великие подвиги, а сейчас, по мысли многих подвижников, великих подвигов не предписано не только мирянам, но и монахам. Мирянин может почерпнуть много полезного из монашеской литературы, но с аккуратностью и рассуждением. Допустим, память смертная. Еще в Ветхом Завете сказано: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь». Памятование о смерти отрезвляет любого человека, другое дело, что оно может иметь разные меры глубины. Сейчас надо чаще напоминать людям о том, что они прежде всего сами несут ответственность за себя, для того им разум и дан. Был такой интересный случай. Однажды он пытался у него для монастырского журнала согласовать все содержание, а святитель ему сказал: «Сейчас у меня нет времени и возможности все контролировать. Вы основы знаете. Старайтесь сами понять, что надо публиковать, а что не надо». Вообще-то парадоксальный совет для монастырской традиции послушания! Но я думаю, его можно расширить на всех современных людей. Многие ведь мечтают о духовном окормлении, чтобы снять с себя ответственность. И наверное, на любом уровне совершенствования, если есть возможность, лучше посоветоваться с кем-то более опытным. Однако часто такой возможности нет, даже в монастыре. Ты сам должен решить, читать это или не читать, смотреть это или не смотреть, ты не можешь обо всем спрашивать. Значит, должно вырастать чувство ответственности, которое может даже стать стимулом для углубления в духовной жизни. К сожалению, постоянно прибегая за советом, люди часто несколько расслабляются. Например, недавняя история со Среднеуральским женским монастырем. Почему такое произошло и что сделать, чтобы подобного не происходило в будущем? Не знаю всех подробностей, но говорили, что монастырь этот развивался бурно — и в плане строительства, и в плане увеличения числа сестер. Наверное, где-то этот внешний бурный рост что сейчас как раз не так часто бывает, в отличие от 1990-х и начала 2000-х стал своеобразным «обманом зрения». А стоило все же поглубже проверить: какие идеи лежат в основе такой популярности? Характерно, что почти все ложные направления, которые возникали у нас, начиная с перестройки, были связаны с жесткой критикой церковной иерархии — Патриарха, Синода, Синодальной богословской комиссии и так далее. А как «старец» может учить послушанию, если он сам находится в непослушании? Это и есть «лакмусовая бумажка» подлинного старчества. Большая проблема для архиереев такие ситуации, и порой, чтобы разрешить их, нужно буквально чудесное вмешательство Божие. Мне кажется, что об этом надо чаще говорить. Подчас мы, может быть, стесняемся и хотим обходить неприятные истории.