Алексей Иванов – автор более десятка романов. Екатеринбург стал первым городом, в котором писатель Алексей Иванов презентовал свой новый роман «Бронепароходы», вышедший рекордным тиражом, – 80 тыс экземпляров. Самые яркие события этой истории происходили на Волге и Каме, рассказал российский писатель Алексей Иванов о сюжете своей новой книги Бронепароходы, которая станет доступна читателям с 24 января. Писатель Алексей Иванов приедет в Магнитогорск и расскажет про бронепароходы.
Алексей Иванов: «Вместо идеологии у нас сплошная конспирология»
Одна из сюжетных линий разворачивается вокруг Арланского месторождения в 1918 году. Я посчитал, что одна лишь история бронефлотилий будет недостаточна для романа, ее надо усилить сюжетами про Великого князя Михаила, про "золото Колчака" и про борьбу Нобелей и "Шелл" точнее, пароходств. Такое расширение свяжет тему речного флота с темой промышленного развития России, а я писал роман о прогрессе, точнее, об этике сохранения неизвестного будущего". На встрече Далия подарила писателю фотографию, на которой запечатлены места, описываемые в книге. Он пообещал повесить снимок у себя дома. Представляя "Бронепароходы", автор подчеркнул, что это первый исторический роман, который обошелся без мистики, она была бы там не органична. Книга о речном флоте. Я жил в райончике, который называется Водники, где все было завязано на судоремонтных и судостроительных заводах. Я неплохо знал историю речного флота, а гражданская война - самая яркая ее страница.
Тема продолжится в новом романе, над которым писатель сейчас работает. Книга делится на две части: до и после революции. Потому что это был свободный бизнес. То, что сейчас нет речного флота, означает: либо у нас нет бизнеса, либо он несвободный. Со свободой частного предпринимательства вернется и речной флот, - уверен писатель. О вкусах не спорят Критику Алексей Иванов не читает - у него к ней большие претензии. Как только появились новые средства коммуникации, в частности соцсети, критики превратились в литературных блогеров, а это совершенно разные профессии. Если пользоваться кулинарными терминами, то критик говорит о рецепте блюда, а блогер - о вкусе.
О вкусах, как известно, не спорят.
Будучи студентом, водил на сплавы трудных подростков. В этот мир писатель погружался 50 лет «с любовью, романтикой и изучением фактажа», подчеркнула продюсер. Заражал романтикой речных затонов.
Учил восхищаться стройностью инженерной мысли и видеть красоту работающей реки: с земснарядами, баржами, пожарными катерами и навигационными знаками. И вот наконец мы приплыли.
Вот и я всегда трудоустраиваюсь. Это прекрасное состояние. Ему можно позавидовать. Но раз мы уже с вами коснулись других писателей, то есть у вас критерии: вот это писатель, а это ерунда какая-то? Что имеется ввиду под словом «писатель»? Одно дело — профессия, когда человек живет на доходы от своих книг. Правда, книги могут быть плохими. Другое дело — призвание, когда человек пишет прекрасные романы.
Правда, зарабатывать на жизнь этот человек может совсем другим ремеслом. Наконец, у любого читателя есть личные предпочтения, и он может считать писателями только тех, кто ему нравится. В общем, объективные критерии размыты. Поэтому я называю писателем того, кто сам себя так называет. В начале карьеры кем вы только не работали, а в какой момент стало понятно, что писательство вам приносит такой заработок, что можно всем остальным не заниматься? Я прикинул, что гонораров мне должно хватить на год, а через год я уже напишу новую книгу. И все: я уволился со всех работ и стал писателем. С тех пор я занимаюсь только этим. Если я не ошибаюсь, у вас случались большие перерывы между тем, когда книги были написаны, и когда изданы. Иногда это чуть ли не десяток лет.
И за это время написал три романа: «Общагу-на-Крови», «Географ глобус пропил» и «Сердце пармы». Есть хорошее жизненное наблюдение: удача выпадает всем, но не все к ней бывают готовы. Я был готов, потому что писал, хотя меня и не издавали. И когда издательства обратили на меня внимание, мне было, что предложить. Сейчас у меня уже больше 20 книг, все они стали лонгселлерами, все романы экранизированы или экранизируются сейчас, каждый год появляются театральные постановки, допечатываются тиражи, покупаются права для создания компьютерных игр или туристических маршрутов. Чтобы поддерживать высокое качество жизни, путешествовать, жить, где хочу, мне уже можно вообще не работать. Но я продолжаю писать… Когда не печатались, вы продолжали писать или переписывать? Это важное уточнение, потому что можно бесконечно переписывать один роман, ожидая, что он будет опубликован, а можно продолжать работу над другими. Такое поведение мне кажется нелепым. Видимо, в те далекие годы я уже понял правило программиста: если программа работает, то не улучшай ее.
Если роман готов, и ты доволен результатом своего труда, то не надо доделывать или переделывать. Сейчас каждые два года у меня выходит новая книга. Вот вы писали, а книги не издавались. Где мотивацию брали? Вы делаете это автоматически, так функционирует человеческий организм. Для меня писательство — форма функционирования моей личности. Например, если вы прирожденный фотограф, то для вас вся жизнь — фотоснимки. Если журналист — то череда новостей. Если вы по натуре борец, то что бы вы не делали, вы всегда боретесь: на работе — с начальством, дома — с женой, с детьми, с котом. Боретесь с самим собой, когда просыпаетесь вовремя, когда идете на пробежку, когда учите английский.
Я по призванию писатель, рассказывание историй для меня естественно и органично, и мне не нужен мотив, чтобы быть самим собой. Публикация не играет никакой роли. Хотя, конечно, очень хотелось бы, чтобы публиковали. Усилие над собой требовалось не для того, чтобы продолжать писать, а для того, чтобы бросить это дело, но я не видел смысла ломать себя. Вы упоминали, что практически все ваши книги экранизированы. Но как вы относитесь к тому, что режиссеры уходят порой очень далеко от ваших задумок? Например, фильм «Царь» вам не понравился, несмотря на благосклонные оценки критиков. А где для вас грань удачи и неудачи в экранизации? Если не хочешь рисковать, не продавай права на экранизацию, вот и все. А заранее предугадать результат невозможно, и повлиять на процесс тоже невозможно.
Очень наивно полагать, что автор первоисточника редактирует сценарий, выбирает режиссера и актеров. Автор имеет дело только с продюсерской компанией. Если компания считает необходимым, она советуется с автором, но его мнение не решающее. Тогда получается, что для писателя на одной чаше весов доход от экранизации, а на другой — репутация. Ведь зритель не будет разбираться, почему фильм не получился: режиссер сплоховал или писатель написал скучно.
Поэтому мой продюсер организует все мои медийные и публичные активности короткими концентрированными блоками. Чаще всего это пять-семь дней встреч с читателями и интервью, а потом перерыв в два-три месяца на работу. Как вы восстанавливаетесь? Бездельничаю, пью кофе, гуляю, курю.
А после того, как написали книгу, тоже какой-то период восстановления нужен? Нет, мне такой отдых не требуется. Когда я заканчиваю один роман, я уже давным-давно думаю про другой, поэтому сразу и легко переключаюсь. Намечаю паузу в неделю, которую не всегда выдерживаю, а потом сажусь за следующую работу. Такой ритм чем-то обусловлен? Я не ограничен контрактами или сроками, мне не нужно писать для денег. У меня больше двадцати книг, все они каждый год переиздаются, их экранизируют, переводят, ставят в театрах. Я могу вообще не работать и прекрасно жить. Мой продюсер активно и успешно управляет пакетом моих прав, они востребованы.
Но я продолжаю писать — это просто форма существования моей личности. Мне не приходится делать над собой усилий, чтобы жить так, как живу, это для меня органично. Усилия нужно прилагать для того, чтобы жить по-другому. Так что я не считаю свою работу тяжелым трудом. Конечно, в реальности роман — это труд, но для меня он одновременно и удовольствие, и отдых, и спокойные будни. Бывает, что и наказание. Что вы хотите оставить после себя? Конечно, человеку ответственному положено об этом думать, но мне не хочется. Не хочется оценивать себя с точки зрения вечности.
Я предпочитаю принцип «здесь и сейчас». Жить в своем времени, делать что-то для современников и получать отдачу именно от них, а не от грядущих поколений. Мне кажется, рассчитывать на потомков — дело бессмысленное. Все меняется так быстро, что в культуре не создать константу, которая будет актуальна хотя бы на протяжении 30—40 лет. Лучше именно сейчас получать все, что хочешь, и отдавать все, что можешь. Если твои свершения окажутся нужными и потомкам — что ж, замечательно. Но ориентироваться надо не на их проблемы, а на свои. Двигать настоящее — более плодотворное занятие, чем поучать будущее. Я люблю историю и знаю, насколько потомки эгоистичны и беспамятны.
Мы ведь и сами такие. Потому я больше надеюсь услышать ответ от тех, кто рядом. Получается услышать? Ответы могут быть очень разными. Не только тиражи, гонорары или количество читателей, которые приходят на читательские встречи. Ответ, например, заключается и в экранизациях. Если бы мои истории были не интересны, ими бы так не интересовались киношники. Неважно, какое у фильма качество, это зависит уже не от меня, главное — что моя история востребована. Ответ звучит в трендах, которые становятся актуальными.
Скажем, люди начинают путешествовать по Уралу. Я помню девяностые годы — никому Урал был не нужен, но ситуация переломилась, в том числе благодаря и моим усилиям тоже. И сейчас я постоянно получаю предложения от разных регионов написать что-нибудь для развития их территории. Я их не принимаю: я не менеджер по туризму, я — писатель и решаю свои творческие задачи. Если результат с пользой отрикошетит на какой-нибудь регион — отлично. Наконец, ответ можно услышать даже в самых неожиданных сферах. Сейчас тинейджеры косплеят «Пищеблок»: надевают пионерскую форму, вставляют себе клыки и мажут физиономии красной краской — пионеры для них стали синонимом вампиров. Почему вам важен отзвук? Я — социализированный человек.
Как говорил товарищ Ленин, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Мне интересно человечество — как оно живет, как развивается. Я пытаюсь увидеть черты будущего в настоящем. Я стараюсь говорить на языке современности. Если ты говоришь на языке современности и получаешь отклик, значит, ты правильно понимаешь этот язык и улавливаешь будущее. Язык современности — он какой? Сложно обобщать. В каждой отрасли культуры он свой, ведь сейчас нет единого большого стиля вроде готики или барокко. В драматургии — один нарратив, в визуальном искусстве — другой.
Важно понимать, как меняются технологии в твоей области деятельности, в какую сторону движется прогресс в твоей профессии. Моя область деятельности — литература, о ее судьбах я и думаю. Совсем недавно культура была логоцентричной, то есть слово было вербальной основой. С появлением новых коммуникаций культура получила второй язык и стала иконоцентричной: картинка тоже оказалась вербальной основой. Сейчас на СМС-вопрос «Ты где?
Писатель Алексей Иванов рассказал о ближайших экранизациях своих книг
Алексей Иванов подчеркнул, что прежде всего является писателем, хотя и с культурологическим образованием. Самые яркие события этой истории происходили на Волге и Каме, рассказал российский писатель Алексей Иванов о сюжете своей новой книги Бронепароходы, которая станет доступна читателям с 24 января. Иванов Алексей Викторович — российский писатель, родился в 1969 году. Писатель Алексей Иванов приедет в Магнитогорск и расскажет про бронепароходы.
Известный пермский писатель Алексей Иванов закончил работу над новой книгой
Поначалу — трудно, но я с этим справился. Хотя мой пример скорее исключение, чем норма. А по поводу литтусовки… Тусовки везде, не только в литературе. Тусовка — не компания приятелей, а некое комьюнити, которое процветает на доступе к некому ресурсу.
Как говорил товарищ Ленин, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Мне интересно человечество — как оно живет, как развивается. Я пытаюсь увидеть черты будущего в настоящем. Я стараюсь говорить на языке современности. Если ты говоришь на языке современности и получаешь отклик, значит, ты правильно понимаешь этот язык и улавливаешь будущее.
Язык современности — он какой? Сложно обобщать. В каждой отрасли культуры он свой, ведь сейчас нет единого большого стиля вроде готики или барокко. В драматургии — один нарратив, в визуальном искусстве — другой. Важно понимать, как меняются технологии в твоей области деятельности, в какую сторону движется прогресс в твоей профессии. Моя область деятельности — литература, о ее судьбах я и думаю. Совсем недавно культура была логоцентричной, то есть слово было вербальной основой. С появлением новых коммуникаций культура получила второй язык и стала иконоцентричной: картинка тоже оказалась вербальной основой.
Сейчас на СМС-вопрос «Ты где? Квинтэссенция иконоцентричности — кино, и потому главные тренды теперь задает не литература, а кинематограф: разговор картинками. И роман XXI века объединяется своей природой с главным кинематографическим продуктом — драматическим сериалом. Точнее, у нового романа и драмсериала общий формат. Следовательно, современные романы нужно писать так, как делаются сериалы. Не под экранизацию, как могут расценить недалекие критики, а в нарративе нашей эпохи. У этого нарратива много особенностей. Скажем, мультижанровость — когда каждая сюжетная линия создается в своем жанре.
Или этический релятивизм — когда о плохих людях рассказывают как о хороших, чтобы им сочувствовали. Или многослойная реальность — когда действуют всякие мистические персонажи и силы, но произведение остается реалистическим. И так далее. Меняется все, не только культура. С появлением новых коммуникаций изменяется социология общества. В традиционном обществе во главе угла стояла ценность личного благополучия, поэтому общество делилось на классы — по отношению людей к средствам производства. История была борьбой классов. В нашем обществе главной ценностью, согласно «пирамиде Маслоу», стала самоактуализация.
Для нее нужны не столько деньги, сколько промоушн. На деньги вы можете купить себе хоть Луну, однако если об этом никто не знает, то ваше благополучие не превращается в вашу самоактуализацию. А новые коммуникации, например соцсети, — лучший инструмент самоактуализации, причем и деньги для нее не требуются — никто ведь не проверяет, правду вы рассказали в фейсбуке, что купили Луну, или наврали. Понты важнее реальности, а самоактуализация важнее всего. И общество структурируется уже не по классам, а по стратегиям самоактуализации. Вместо классов формируются комьюнити — сообщества людей, у которых одинаковая стратегия самоактуализации. Очень утрируя, приведу пример. Скажем, есть игра World of Tanks.
И есть комьюнити этой игры, в котором и школьники, и профессора, и богачи, и бедняки, и сторонники тирана, и либералы. У всех этих людей общая стратегия самоактуализации: в этой жизни им интереснее всего играть в «танчики». И таких комьюнити огромное количество. Комьюнити уже почти заменили нам классы, и совсем скоро историей будет взаимодействие комьюнити, а не борьба классов. Кто сумеет подвигнуть комьюнити на социальное действие, тот и будет политиком, вождем, лидером. Лидер предлагает более приятную самоактуализацию, а не благополучие. В уродливой форме эта стратегия работает уже сейчас, когда мы как общество предпочитаем не скромную самоактуализацию правопорядка, а китчевую самоактуализацию мирового пугала: «Пускай мы нищие и бесправные, зато нас все боятся». Так что сейчас меняется внутренняя структура общества.
И писатель работает не с единомышленниками, не с социальными группами, а с комьюнити. Вы это делаете сознательно или интуитивно? Лично я делаю сознательно. Разумеется, я имею в виду вовсе не желание угодить каким-то запросам. Я имею в виду коммуникацию. Например, аудиокнига как формат — вовсе не то же самое, что обычная книга, красиво начитанная артистом. Аудиокнига, точнее, аудиосериал строится по тем же драматургическим принципам, что и сценарий, а обычному роману такое ни к чему. И авторская речь в аудиосериале отличается от обычной большей степенью концентрации и визуальности.
Комьюнити аудиосериалов — на платформе Storytel, и когда я сотрудничаю с этой платформой, то работаю в формате аудиосериала, а не в традиционном. То есть соблюдаю правила коммуникации. Точно так же при выборе продажи прав на экранизацию я предпочитаю платформы, а не каналы или киностудии. Будущее кинематографа за платформами, а не за каналами. Способ коммуникации платформ обеспечивает куда более обширное комьюнити. Уверен, у вас тоже есть комьюнити, которое за вами следит. Какое оно? Очень неоднородное.
У меня же разные произведения, и читатели находят в них разное, да и сами люди тоже очень разные. Мое комьюнити объединяется чисто механически — моими романами, а не какими-то моими социальными действиями, убеждениями или моралью.
Бажова, «Ясную поляну», «Большую книгу» и другие. С 2005 года Алексей нанимает первого литературного агента и начинает сотрудничать с издательством «Азбука» в качестве постоянного автора. В этот период он переходит на сторону профессиональных писателей и выпускает роман «Золото бунта». Книги Иванова входят в современную институтскую программу по литературе. Его произведения стали основой для написания ряда научных работ и нескольких диссертаций. Произведения Алексея Иванова можно читать и слушать на ЛитРес в режиме онлайн или скачать в форматах fb2, txt, epub, pdf.
Популярные книги.
Ведь самые крепкие чувства рождаются в самые сложные времена… 26. Но страна, которую олицетворяли эти прекрасные корабли, за время их вояжа уже навсегда исчезла с карты мира 07.
Здесь столько сюжетов, что просто глаза разбегаютсяМне у вас очень нравится, мне кажется, у вас суперинтересная история.
Писатель Алексей Иванов о пути России, окне в Европу и угрозе соцсетей.
Афиша Plus - 23 января 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Многие читатели знают Алексея Иванова по его романам "Географ глобус пропил", "Тобол" и "Сердце Пармы". Его книги с удовольствием экранизируют, а сам писатель частенько выступает в роли сценариста. Алексей Иванов (Фото DR). 24 января вышел новый большой художественный роман Алексея Иванова «Бронепароходы» — о речном флоте в годы Гражданской войны.
Писатель эпохи комьюнити. Интервью с Алексеем Ивановым
Писатель Иванов ответил на слова коллеги из США о романе Достоевского. Культура - 9 октября 2023 - Новости Кургана - Расследования. Новости. Экспертные статьи и новостные материалы автора Иванов Алексей на сайте VIEW IN TELEGRAM. Писатель Алексей Иванов заявил, что хотел бы написать книгу о камнерезах Екатеринбурга. Видео: «КП-Екатеринбург». Новости Екб тут@SvetEKB.
Писатель Алексей Иванов представит новую книгу «Бронепароходы»
Выборка по тегу: Алексей Иванов Сообщество «Форум». Писатель Алексей Иванов завершил свою очередную книгу. Первой книгой профессионального писателя Алексея Иванова стал роман «Золото бунта» (2005). Писатель Алексей Иванов представил авторские маршруты по индустриальному Уралу. Алексей Иванов в историю Гражданской войны вплетает войну компаний Shell и «Нобель» за нефтедобывающие технологии.
Алексей Иванов
Комсомольская правда - Петербург 141 подписчик Подписаться Алексей Иванов - заместитель министра физической культуры и спорта Краснодарского края. Николай Стариков - российский общественный и политический деятель, писатель, публицист, блогер.
Продюсер Алексея Иванова Юлия Зайцева писала, что новый роман — это микс из рыцарей Тевтонского ордена, крестоносцев в Палестине, германских нацистов, советских контрразведчиков и ученых-историков Веймарской республики. Отрывок из нового романа можно почитать в публикации «Нового Калининграда». Нашли ошибку?
Источник: Михаил Шилкин После книжной ярмарки и «Рыжего феста» писатель вместе с продюсером Юлией Зайцевой отправились в тур по Челябинской области.
Лично для меня Башкирия - солнечная прекрасная страна моего детства. Мои родители занимались водным туризмом и брали меня с собой. Летний поход по здешним рекам был главным событием года. А перед сплавом мы всегда посещали Уфу.
И с тех пор у меня к республике очень теплое, родственное отношение. Я с нежностью вспоминаю, как работал над книгой "Вилы". Побывал во всех местах, связанных с Пугачевщиной, часто - в захолустье, где делал удивительные открытия. Таким, например, был музей Киньи Арсланова в деревне Кинья-Абыз - на краю географии. Даже удивился, что в Башкирии есть такие дикие места. Разумеется, я читал исторические материалы о Пугачевском восстании.
Меня изумило, насколько глубоко ваши ученые изучают историю своего края, какие есть фундаментальные обобщающие работы. Я ими тоже пользовался. У меня дома собралась большая библиотека из толстых книг по истории и географии Башкортостана. Краеведы тоже копают очень глубоко, вытаскивая удивительные факты. Но они излагают их в маленьких брошюрках тиражом сто экземпляров, которые продаются только в местных музейчиках. Больше этой информации нигде нет.
Кто вы, Алексей Иванов? Алексей Иванов - автор городской прозы, исторических романов, приправленных легендами, интеллектуальными триллерами.
Популярные книги
- Писатель Алексей Иванов высказался о состоянии России - 9 октября 2023 - 62.ру
- Комментарии
- «Страна потеряла надежду жить лучше»: писатель Алексей Иванов — о нынешней России
- Алексей Иванов выпустит исторический роман «Речфлот» - 3 августа 2023 - 59.ру
- Комментарии
Алексей Иванов. Циклы произведений
- «Сердце Пармы» хотели превратить в водку
- Организации в тренде
- Писатель Алексей Иванов встретился с казанскими почитателями
- Писатель Алексей Иванов: интернет-среда — это зона тотальной безответственности // Новости НТВ
- Писатель Алексей Иванов высказался о состоянии России - 9 октября 2023 - 72.ру
- «Сердце Пармы» хотели превратить в водку
Популярное
- Писатель Алексей Иванов встретился с казанскими почитателями
- Рассылка новостей
- Писатель Алексей Иванов высказался о состоянии России - 9 октября 2023 - ТОЛЬЯТТИ.ру
- "Если невыносимо, то не следует читать". Отрывок из новой книги Алексея Иванова - ТАСС
Алексей Иванов работает над новой книгой
По словам Полякова, Иванов не имеет своей гражданской позиции и просто следует указаниям в западной методичке. Это прагматик. По моим наблюдениям, политических взглядов у него просто нет. Раньше он себе делал популярность благодаря антисоветской риторике.
Теперь у него новая методичка, связанная со спецоперацией. Сейчас определённые деятели культуры выполняют команды, которые приходят с Запада.
На воде же разворачиваются масштабные сражения с пальбой из орудий и перестрелками, на воде — на борту бронепароходов — разворачиваются и человеческие драмы. Там, где раньше лежали ковры и гуляли отдыхающие, теперь стоят пушки и пулеметы, там, где раньше перевозили товары, ютятся бойцы. Жизнь коренным образом изменилась, хотя мало кто успел это понять, война поставила гражданские отрасли на свои рельсы, новая власть побуждает людей действовать по новым правилам, и команда корабля может объявить судно, находящееся в собственности у капитана, социализированным. А капитан, который раньше и не подумал бы сотрудничать с воюющими сторонами, оказывается в ситуации, когда сотрудничать приходится. И скорее всего — и с теми, и с другими. Один из таких капитанов — Иван Нерехтин, в котором поначалу и не распознаешь одного из центральных персонажей: так он спокоен на фоне залихватских большевиков и кажется столь незначительным на фоне одного из представителей рода Романовых, появлением которого открывается текст. У Нерехтина есть буксир «Лёвшино», который вроде как его, но вроде как больше и не его, а народный. На этом буксире уплывает из Перми дочь некогда богатого пароходчика Дмитрия Якутова, с приходом 1917 года лишившегося своих богатств — но не лишившегося надежд на то, что с новой властью можно будет договориться.
Однако он не успеет и погибнет. А его дочери Кате придется покинуть город: она предполагает, что отправится к родственнице, но на самом деле за считаные недели ее жизнь совершит невероятный кульбит. Помимо социального страну сотрясает экономический кризис. Одни лишаются личного имущества и статуса, другие стремятся воспользоваться чужой оплошностью и разбогатеть, третьим приходится решать, что делать с бизнесом в России. Одной из таких компаний оказалось товарищество «Бранобель», занимавшееся добычей нефти на Каспии. За долей рынка «Бранобелей» в начале прошлого века охотились не только большевики, но и британцы и американцы, и эта погоня в том числе на пароходах за нефтяными месторождениями не менее интересна и увлекательна, чем погони красных за белыми и белых за красными по Каме и Волге.
Иванов Алексей Викторович — российский писатель, родился в 1969 году. Лауреат премий имени Д. Мамина-Сибиряка, П. Бажова , премии «Ясная Поляна» и многих других. Известность писателю принесла книга «Сердце Пармы».
Я остановился на времени своего детства и на пионерском лагере. Что же до вампиров, такие истории мне нравились всегда. Кроме того, меня напрягает, что сейчас возрождается некая государственная идеология, а вампиризм — весьма плодотворная метафора идеологии вообще. В итоге я решил совместить свои нынешние опасения, любовь к вампирам и пионерские воспоминания. Получился «Пищеблок». Но там они были природной оппозицией «понаехавшим» коммунистам. У вас же наоборот: вампиры — оплот режима. Вампиризм в моем романе — модель функционирования любой идеологии: от коммунизма до либерализма. Всегда есть люди, которым плевать на идеи, но выгодно, чтобы какая-нибудь идеология стала тотальной. Всегда есть честные и бескорыстные апологеты этой идеологии, которые согласны отдать за нее жизнь. И всегда есть бессловесные жертвы, которые подчиняются, потому что не понимают, как всё устроено. Вампиризм — злая и эгоистичная сила, которая использует любую форму для своего воплощения. Если форма безжизненна, как коммунистическая идеология на излете СССР, то она не оказывает сопротивления, и вампирам в ней удобно, как человеку-невидимке в украденной одежде. Если бы я писал про детский лагерь 2019 года, то коммунизм легко можно было бы заменить на какую-нибудь модную субкультуру. Однако у меня в романе действие разворачивается в 1980-м, и потому вампиризм использует советскую систему с ее утверждениями и ритуалами, в которые никто уже не верит. Но кровь пьют не пионеры, а вампиры, которым удобнее выглядеть пионерами. И если уж искать в «Пищеблоке» какую-то критику строя, то она не в том, что людям в СССР жилось плохо, а в том, что вампирам там было хорошо. Я прекрасно помню свое детство, и погружение в это прошлое не стоило мне больших усилий. В целом материал для «Пищеблока» я собирал системно. Составил опросник там были пункты: страшилки, считалки, дразнилки, загадки, выражения, ценности и так далее и раздал знакомым, а те — своим знакомым. В итоге в соцопросе поучаствовали многие люди из разных городов. Афганцы и зомби — А как вы собирали материал для «Ненастья»? Многие персонажи относятся к криминальному миру или к социальным низам. Да, это люди невысокого социального статуса — то, что пренебрежительно называется простонародьем. Но на любой войне именно они становятся солдатами, а в мирное время на них ложится тяжесть любых реформ. И у меня широкий круг общения. Оставались и остаются приятели по двору, товарищи по походам, одноклассники.
Павел Басинский о новом романе Алексея Иванова
Культура - 9 октября 2023 - Новости Архангельска - Культура - 9 октября 2023 - Новости Тамбова - Культура - 3 августа 2023 - Новости Перми - Предлагаем вашему вниманию материал на тему: Писатель Алексей Иванов рассказал о ближайших экранизациях своих книг.