Главная страница Духовная биография Достоевского Родители.
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском
Эпитафия на надгробии писателя содержит слова из "Братьев Карамазовых". Это высказывание из Евангелия от Иоанна, 12:24: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода". Первые пьесы Достоевского потеряны. Они были написаны для театров и выходили малым тиражом. Федор Михайлович всю жизнь находился под наблюдением полиции. Даже после каторги интерес к писателю со стороны государственных органов не утихал. Ленин не любил Достоевского.
Негативное отношение писателя к революционерам читается в романе "Бесы".
Семья была дружная, детей любили и берегли. Маленьких Достоевских не отдавали в гимназию, несмотря на ограниченность средств — предпочитали частные пансионы, поскольку качество образования там было лучше и не применялись телесные наказания, обычные в то время в гимназиях. Встреча со словесностью была одновременно встречей со Словом Божиим — первая история, которую узнавали малыши, была библейская история.
Особенно поразила тогда будущего писателя судьба праведника и страдальца Иова — она станет ядром последнего его романа « Братья Карамазовы ». Мария Федоровна была дочерью московского купца третьей гильдии, ее старшая сестра вышла замуж в богатый купеческий дом Куманиных еще век назад — монастырских крестьян , в 1830 году получивших потомственное дворянство. Икона Всех скорбящих Радость московского храма на Большой Ордынке В связи с этим событием перестраивается ими старая, семнадцатого века, церковь Преображения на Ордынке, рядом с фамильным домом строительство будет закончено в 1836 году. Один из ее приделов освящен в честь чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость», прославленной еще в семнадцатом веке.
Церковь вскоре начнут называть по этому приделу — Скорбященской. Александр Алексеевич и Александра Фёдоровна Куманины Дом семейства Куманиных и «куманинская церковь» были хорошо знакомы Федору Михайловичу, потому что Александра Федоровна Куманина — его крестная мать. По воскресеньям и большим праздникам семья Достоевских ходит в больничную церковь к обедне, а накануне — ко всенощной. С отцом дети гуляли в Марьиной роще, где тропинка вела к Лазаревскому кладбищу.
Вскоре царь еще больше смягчил наказание, сократив срок с 8 до 4 лет. После каторги писателя призвали на службу в качестве рядового солдата. Любопытно заметить, что этот факт из биографии Достоевского стал первым случаем в России, когда каторжнику разрешили состоять на службе. Благодаря этому он снова стал полноправным гражданином государства, обладая теми же правами, которые имел до ареста. Годы, проведенные на каторге, сильно повлияли на взгляды Федора Достоевского.
Ведь помимо изнурительного физического труда он страдал еще и от одиночества, так как простые арестанты поначалу не хотели с ним общаться из-за его дворянского титула. В 1856 г. На тот момент времени 35-летний Федор Михайлович был уже полностью сформированной личностью с глубокими религиозными взглядами. Расцвет творчества Достоевского В 1860 г. Его появление не вызвало особого интереса у читателя.
Однако после выхода в свет «Записок из Мертвого дома», к писателю снова возвращается популярность. Федор Михайлович Достоевский Дело в том, что в «Записках» подробно описывается жизнь и страдания каторжников, о чем большинство простых граждан даже не задумывалось. В 1861 г. Достоевский вместе с братом Михаилом, создает журнал «Время». Спустя 2 года это издательство закрылось, после чего братья начали выпускать другой журнал — «Эпоха».
Оба журнала сделали Достоевских весьма известными, поскольку в них они печатали любые произведения собственного сочинения. Однако уже через 3 года, в биографии Достоевского наступает черная полоса. В 1864 г. Кроме этого, у Федора Михайловича накопилось множество долгов. Сложное материальное положение заставило его подписать крайне невыгодный для себя контракт с издателем Стеловским.
В 45-летнем возрасте Достоевский закончил написание одного из самых известных своих романов «Преступление и наказание». Эта книга принесла ему абсолютное признание и всеобщую славу еще при жизни. В 1868 г. Позже писатель признавался в том, что данная книга давалась ему крайне тяжело. Рабочий кабинет Достоевского в последней квартире в Петербурге Следующими его произведениями стали не менее известные «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы» эту книгу многие считают важнейшей в биографии Достоевского.
После выхода этих романов Федора Михайловича начали считать совершенным знатоком человеческой психологии , способным в подробностях передать глубинные чувства и подлинные переживания любого человека. Их брачный союз продлился 7 лет, вплоть до ее смерти.
В данном видео вы узнаете главные события биографии Достоевского, а также краткую историю его жизни. Мы постарались собрать самые интересные факты из биографии Достоевского.
Наверняка многое вас удивит.
Родители. Детство. Воспитание.
Достоевский Фёдор Михайлович — русский писатель и поэт. Достоевский родился 30 октября (по старому стилю) 1821 года в Москве. Федор Михайлович Достоевский. Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье! Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москв. 6 февраля 1857 года Федора Михайловича Достоевского и Марию Дмитриевну Исаеву обвенчали в Кузнецкой церкви, но счастливая семейная жизнь не сложилась. Биография Федора Михайловича Достоевского началась 11 ноября 1821 года.
Достоевский Фёдор Михайлович (1821 - 1881)
Недаром в «Дневнике писателя» он говорит о себе: «Вообще, скажу, что считаю себя всех либеральнее, хотя бы по тому одному, что совсем не желаю успокоиваться» 25. И действительно, «одного этого» было бы вполне достаточно, чтобы раз навсегда освободиться от нелепых обвинений в «консерватизме». Консерватор тот, кто хочет остановить жизнь в одном положении, кто хочет, чтобы она застыла, «консервировалась», потому что не верит в её движение. Достоевский же весь стремление вперёд. Перед ним рисовались такие широкие, такие несбыточные перспективы человеческого счастья, что ни одному, самому радикальному реформатору жизни без Бога, на почве социализма, и во сне не снилось. Посмотрим же, каковы были общественные идеалы «консерватора» Достоевского. Прежде всего Достоевского занимал вопрос религиозный. И вот что пишет он о «свободе совести»: «Полная свобода вероисповедания и свобода совести есть дух настоящего христианства. Уверуй свободно — вот наша формула. He сошёл Господь с креста, чтобы насильно уверить внешним чудом, а хотел именно свободы совести. Вот дух народа и христианства, если же есть уклонения, то мы их оплакиваем» 26.
Едва ли хоть один из наших современных консерваторов подписался бы под этими словами! С глубоким и подлинно религиозным негодованием относился Достоевский ко всякому деспотизму, и тем более к деспотизму религиозному. Сожигающего еретиков я не могу признать нравственным человеком, ибо не признаю тезис, что нравственность есть согласие с внутренними убеждениями. Это лишь честность русский язык богат , но не нравственность. Нравственный образец и идеал есть у меня — Христос. Спрашиваю: сжёг ли бы Он еретиков? Ну, так значит, сжигать еретиков есть поступок безнравственный. Инквизитор уже тем одним безнравственен, что в сердце его, в совести его могла ужиться идея о необходимости сожигать людей» 27. Таким образом, «консерватор» Достоевский прежде всего требовал религиозной свободы. Но мало освободить совесть.
Надо дать просвещение. И вот опять-таки Достоевский является, как и должен истинный христианин, самым передовым человеком. У него есть даже «набросок» плана первоначальной школы. Кто грамотен, тот уже двинулся, тот уже пошёл и поехал, тот уже вооружился, и увидите, как в несколько лет у вас уже сами собой явятся школы для крестьян повыше: потребность вырастет, охота родится и школы сами произойдут». Религиозная свобода, просвещение, — и третье, что нужно для народа, это — кусок хлеба. Надо, чтобы народ перестал голодать. И Достоевский говорит: «Облегчить народ... Где взять денег? Для этого непременно и неотложно обложить налогом высшие богатые классы и тем снять тягость с бедного класса... Аксиома, что там и благосостояние, где твёрдо стоит земледелие...
He будет земледелия — не будет и финансов». He придут ли в ужас ото всех этих требований Достоевского настоящие консерваторы? Но это ещё не всё. Достоевский верил в народную правду. Он был убеждён, что настоящее, живое религиозное чувство живёт только у простого народа. А оно и есть высшая человеческая мудрость. Народ — вор, пьяница, груб, не развит, но в страданиях своих, в терпении своём, — он познал сердцем живого Христа. Достоевский призывал интеллигенцию выслушать эту народную правду. Трудно найти в нашей литературе что-либо более «демократическое», в смысле истинной любви и доверия к народу, чем эти замечательные строки из «Дневника писателя». Позовите серые зипуны и спросите их самих об их нуждах, о том, чего им надо, и они скажут вам правду, и мы все в первый раз, может быть, услышим настоящую правду.
И не нужно никаких великих подъёмов и сборов; народ можно спросить по местам, по уездам, по хижинам. Ибо народ наш, и по местам сидя, скажет точь-в-точь всё то же, что сказал бы и весь вкупе,... Надо только соблюсти, чтобы высказался пока именно только мужик, один только заправский мужик. О, не из каких-либо политических целей я предложил бы устранить на время нашу интеллигенцию, — не приписывайте мне их, пожалуйста, — но предложил бы я это уж извините, пожалуйста из целей лишь чисто педагогических. Да, пускай в сторонке пока постоим и послушаем, как ясно и толково сумеет народ свою правду сказать, совсем без нашей помощи, и об деле, именно об заправском деле, в самую точку попадёт, да и нас не обидит, коли об нас речь зайдёт. Пусть постоим и поучимся у народа, как надо правду говорить. Я желал бы только, чтоб поняли беспристрастно, что я лишь за народ стою прежде всего, в его душу, в его великие силы, которых никто ещё из нас не знает во всём объёме и величии их, — как в святыню верую, главное, в спасительное их назначение, в великий народный охранительный и зиждительный дух, и жажду лишь одного: да узрят их все. Только что узрят, тотчас же начнут понимать и всё остальное» 28. В чём же эта народная правда? Как понимал её сам Достоевский?
Ответ на этот вопрос тесно связан с его всемирно-историческими идеалами. Идея католическая, идея протестантская и идея славянская. Сущность католической идеи, которая владеет всеми католическими странами и народами, как бы ни были они атеистичны, заключается в насильственности. Это основной нерв папства. И какие бы учения о «счастье человечества» ни возникали в католических странах, они отравлены этой католической идеей насильственного, принудительного благополучия. Какие бы свободы и равенства ни провозглашались, самая свобода и равенство будут вводиться и осуществляться принуительным способом. Какое бы «единение» ни проповедовал французский социализм — и единение это будет насильственным, принудительным. Другая идея протестантская, отрицательная. Она тесно связана с католической, ибо всё основано на протесте против католичества. Исчезнет католичество, исчезнет и протестантство, ибо не будет против чего протестовать.
Носители этой идеи — германцы, которые твёрдо убеждены, что они призваны решать судьбы всех стран и народов. Немцу «смешно даже предположить, что есть хоть что-нибудь в мире, даже в зародыше только, что могло бы заключать в себе хоть что-нибудь такое, чего бы не могла заключать в себе предназначенная к руководству мира Германия». И наконец, идея славянская, только зарождающаяся, неясная, но явно несущая с собой нечто совершенно новое в мировую историю. О том, в каком смысле может славянство и Россия разрешить судьбы мировой истории и куда должна в дальнейшем направиться мировая жизнь, — со всей определённостью Достоевский высказал через несколько лет на пушкинском празднике в Москве. Это и есть ответ на вопрос, как сам Достоевский понимал народную правду. Разбирая произведения Пушкина, Достоевский доказывает изумительную способность русского гения «перевоплощаться», понимать дух и сущность самых чуждых России народностей. В «Дон Жуане» Пушкин настоящий «испанец», в «Пире во время чумы» — англичанин, в «Подражании Корану» становится мусульманином, в «Египетских ночах» — древним египтянином. В этой способности перевоплощаться, по Достоевскому, выражается самая основная черта русского национального духа: всемирность. И из неё вытекает историческая роль России. Эту роль бессознательно знает народ, и в этом его правда.
Он знает, что «назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только... Вот какую широкую, захватывающую перспективу дальнейшего исторического призвания русского народа показывает Достоевский. Эти восторженные, пророческие слова произвели на слушателей, без различия «партий», беспримерное по силе своей впечатление. И какими маленькими и ничтожными кажутся «этикетки» — «либерализм», «консерватизм», когда теперь вчитываешься и вдумываешься в них. Я говорю... Пусть наша земля нищая, но эту нищую землю «в рабском виде исходил благословляя» Христос. Почему же нам не вместить последнего слова Его? Да и сам Он не в яслях ли родился? Повторяю: по крайней мере, мы уже можем указать на Пушкина, на всемирность и всечеловечность его гения.
Ведь мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные. В искусстве, по крайней мере, в художественном творчестве, он проявил эту всемирность стремления русского духа неоспоримо, а в этом уже великое указание» 30. И когда он произносил своим слабым, задыхающимся голосом, в котором звучала особенная покоряющая напряжённая искренность: И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Достоевский — явление пророческое. Он не принадлежит определённой эпохе, шестидесятым или семидесятым годам. Он «вне времени». И не потому только, что он писал хорошие романы, которые будут читаться десятки, может быть, сотни лет, — а потому, что он прозревал такие конечные дали, какие открываются только очам пророков Божиих. Вот почему «значение» Достоевского не может быть измерено тем или иным влиянием его на современников, или на литературу, или на христианскую мысль, — его значение так же неизмеримо, как те вечные начала, которые он раскрывал людям. Можно сказать только, что если правда, что миру суждено «обновиться» и начать новую, заключительную главу истории, если правда, что многострадальная земля в конце концов принесёт спасение и преображение всей вселенной, если правда, что голгофскому, народному христианству принадлежит великая победная роль в этом последнем историческом движении, — то имя Фёдора Михайловича Достоевского будет сопричислено к именам подлинных служителей Божиих. Ибо совесть, сердце, мысль, гений Достоевского — всё было положено им к ногам Христа.
Он совершил громадную духовную работу, которая даст руководящее направление и грядущему христианству — голгофскому, до сих пор ещё скрытому в сердце народном 31. Как Достоевский жил, творил и писал, так он и умер. Вот какие подробности рассказывают о его кончине. В ночь на 26 января эмфизема осложнилась разрывом лёгочной артерии. С каждым днём положение становилось безнадёжней. Во все сомнительные минуты жизни он обращался к Евангелию: раскрывал наудачу то Евангелие, которое когда-то подарили ему жёны декабристов в Тобольске и с которым он никогда не расставался, и читал верхние строки открывшейся страницы. Так он сделал и теперь, в день кончины 28 января , когда ему было трудно. Открылось Евангелие от Матфея Мф. Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду» 32. Когда жена прочла ему эти строки, он сказал ей: «Ты слышишь — не удерживай; значит, я умру».
В тот же вечер, благословив детей и жену, он умер. Смерть Достоевского произвела на современников впечатление, равное которому может быть разве впечатление, пережитое нами со смертью Толстого. И похорон таких не запомнит Петербург. Все в глубине души чувствовали, что скончался не только великий писатель, но и великий учитель. Лев Толстой по поводу смерти Достоевского писал Н. Страхову: «Как бы я желал уметь сказать всё, что я чувствую о Достоевском! Вы, описывая своё чувство, выразили часть моего. Я никогда не видал этого человека и никогда не имел прямых отношений с ним; и вдруг, когда он умер, я понял, что он был самый близкий, дорогой, нужный мне человек. И никогда мне в голову не приходило меряться с ним, никогда. Всё, что он делал хорошее, настоящее, что он делал , было такое, что чем больше он сделает, тем мне лучше.
Искусство вызывает во мне зависть, ум — тоже, но дело сердца — только радость. Я его так и считал своим другом и иначе не думал, как то, что мы увидимся и что теперь только не пришлось, но что это моё. И вдруг читаю — умер. Опора какая-то отскочила от меня. Я растерялся, а потом стало ясно, как он мне был дорог, и я плакал и теперь плачу. На днях, до его смерти, я прочёл «Униженных и оскорблённых» и умилялся» 33. А над гробом Достоевского великий философ земли русской Владимир Соловьёв сказал: «В том-то и заслуга, в том-то и всё значение таких людей, как Достоевский, что они не преклоняются пред силой факта и не служат ей. Против этой грубой силы того, что существует, у них есть духовная сила веры в истину и добро — в то, что должно быть. He искушаться видимым господством зла и не отрекаться ради него от невидимого добра есть подвиг веры. В нём вся сила человека.
Жизнь творят люди веры. Это те, которые называются мечтателями, утопистами и юродивыми, — они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества.
Успех первого литературного опыта окрылил его. Он с увлечением отдался тем повышенным идейным настроениям, которые уже начинали тогда чувствоваться в русском обществе. Но если он не был таким замкнутым, как в годы юности, то всё же он был не менее одинок. Достоевский чувствовал себя, по своему духовному складу, совершенно «самобытным», и как ни велики были его симпатии к отдельным представителям литературы, особенно к Белинскому, всё же он ясно сознавал в себе нечто такое, что мешало настоящему внутреннему сближению.
Даже «общественные» увлечения не могли вполне сблизить Достоевского с той интеллигентской средой, в которой он жил. Он увлекался и идеями социалистическими, и проповедью Жорж Занд, — но было нечто такое в душе его, глубоко скрытое от всех и даже для самого Достоевского тогда ещё не ясное, что разделяло его со всеми, — это было его религиозное отношение к жизни. Уже тогда, на первых ступенях жизни, ему приходилось со слезами на глазах защищать в кружках Христа от разных нападок. Достоевский был по душевному своему складу народен, и поскольку окружавшая его интеллигенция оторвалась от духа народного, она была чужда и ему. Неизвестно, какое бы дальнейшее направление приняла личность и деятельность Достоевского, если бы он беспрерывно продолжал свою жизнь в Петербурге. Осталась ли бы его «самобытность» в нетронутом виде или видоизменилась бы под действием постоянных окружающих влияний, нашёл ли бы он «народную правду», правду религиозную, или принял бы правду атеистической интеллигенции, — неизвестно.
Но жизнь его в Петербурге резко была оборвана каторгой, окрасившей всю его «биографию» ореолом мученичества и давшей совершенно особое направление его творчеству. Любимый старший брат Фёдора Михайловича, Михаил, получил разрешение проститься с ним. В глазах старшего брата стояли слёзы, губы его дрожали, а Фёдор Михайлович был спокоен и утешал его. Да мы ещё увидимся, я надеюсь на это, — я даже не сомневаюсь, что увидимся... А выйду из каторги — писать начну. В эти месяцы я много пережил, в себе-то самом много пережил, а там, впереди-то, что увижу и переживу, — будет о чём писать...
Можно было подумать, что этот человек смотрел на свою будущую каторгу точно на какую-нибудь поездку за границу» 10. До Тобольска Достоевского везли, в Тобольске заковали в кандалы и отправили пешком. В этом же городе произошла его встреча с жёнами декабристов, которые упросили начальство разрешить свидание. Достоевскому дали они в дорогу Евангелие, с которым он пробыл на каторге четыре года, а потом не расставался всю жизнь. На каторге Достоевский попал в наиболее тяжёлый, второй разряд каторжан, под военное начальство. Работы состояли в обжигании и толчении алебастра, в верчении точильного колеса и разгребании снега.
Достоевский не любил рассказывать другим о тех страданиях, которые пришлось пережить ему на каторге. Но несомненно, что страдания эти были очень велики, если даже не принимать в соображение слухи о жестоком с ним обращении острожного начальства. Достоевский был слабого здоровья, нервный и впечатлительный. Каторга выхватила его из кипучей жизни, перед ним открывалась широкая и светлая дорога. После Петербурга попасть в Омск, вертеть точильное колесо, вместо пера держать на своих руках кандалы, — всё это должно было пережиться не легко. Надо иметь в виду, что каторга того времени соответствовала всему духу николаевского царствования и потому по строгости не может быть сравнена даже с современной каторгой.
Ни о какой писательской работе, разумеется, не могло быть и речи. Даже книги, и те не допускались совершенно. Положение Достоевского отягчалось ещё тем, что среди товарищей по заключению долгое время к нему было явно враждебное отношение. По словам самого Достоевского, ему надо было почти два года просидеть в остроге, чтобы приобрести расположение некоторых из каторжан. Главная причина этого нерасположения заключалась в том, что Достоевский был дворянин, «барин» по-ихнему, и арестанты язвили его презрением и насмешками. А кроме того, общее недоверие к людям, которое очень обостряется в тюрьме.
Например, Достоевский охотно брался за физические работы, он видел в работе на свежем воздухе единственное спасение для своего здоровья. Арестанты же усматривали в этом желание выслужиться у начальства. Что стоила Достоевскому каторга, можно видеть из того, что он вынес из неё страшную падучую болезнь. Яркую картину своего душевного состояния в остроге рисует Достоевский, рассказывая о последнем годе заключения: «Этот последний год почти так же памятен мне, как и первый, особенно самое последнее время в остроге. Помню, что в этот год, несмотря на всё моё нетерпение поскорей кончить срок, мне было легче жить, чем во все предыдущие годы ссылки. Во-первых, между арестантами у меня было уже много друзей и приятелей, окончательно решивших, что я хороший человек.
Были, однако, и личности суровые и неприветливые до конца, которым, кажется, тяжело было сказать со мной слово — Бог знает отчего. Казалось, между нами стояла какая-то перегородка. В последнее время я вообще имел больше льгот, чем во всё время каторги. В том городе между служащими военными у меня оказались знакомые и даже давнишние школьные товарищи. Я возобновил с ними сношения. Через них я мог иметь больше денег, мог писать на родину и даже мог иметь книги.
Уже несколько лет я не читал ни одной книги, и трудно отдать отчёт о том странном и вместе волнующем впечатлении, которое произвела во мне первая прочитанная мною в остроге книга. Помню, я начал читать её с вечера, когда заперли казарму, и прочитал всю ночь до зари. Это был номер одного журнала. Точно весть с того света прилетела ко мне; прежняя жизнь вся ярко и светло восстала передо мной, и я старался угадать по прочитанному: много ль я отстал от этой жизни? Поступил я в острог зимой и потому зимой же должен был выйти на волю, в то самое число месяца, в которое прибыл. С каким нетерпением я ждал зимы, с каким наслаждением смотрел в конце лета, как вянет лист на дереве и блекнет трава в степи.
Сердце моё начинало подчас глухо и крепко биться от великого предчувствия свободы». Когда наступил последний день, Достоевский утром стал прощаться с арестантами: «Много мозолистых, сильных рук протянулось ко мне приветливо. Иные жали их совсем по-товарищески, но таких было немного. Другие уже очень хорошо понимали, что я сейчас стану совсем другой человек, чем они. Знали, что у меня в городе есть знакомство, что я тотчас же отправлюсь отсюда к господам и рядом сяду с этими господами, как ровный. Они это понимали и прощались со мной хоть и приветливо, хоть и ласково, но далеко не как с товарищем, а будто с барином.
Иные отвёртывались от меня и сурово не отвечали на моё прощание. Некоторые посмотрели даже с какою-то ненавистью» 11. Достоевский вышел из острога в конце февраля 1854 года. Но сам Достоевский не роптал за этот крест. Больше того, он считал, что без каторги, может быть, и не вышел бы на свой настоящий путь. Во всяком случае несомненно, что в ссылку пошёл один человек, а вернулся другой: такой громадный духовный переворот свершился в Достоевском за 4 года.
От прежних увлечений западными общественными идеями не осталось следа. Он вынес из тюрьмы прежде всего веру в Христа и веру в народ. От народа «я принял вновь в мою душу Христа, — говорит Достоевский, — Которого узнал в родительском доме ещё ребёнком и Которого утратил было, когда преобразился, в свою очередь, в «европейского либерала"" 12. Как это ни странно с первого взгляда, но именно на каторге, именно среди «преступников», «отверженных», закованных в цепи, он понял во всей полноте дух русского народа и народное понимание Христа. И поняв народ, — пред ним преклонился. Каторга дала ему те новые общественные идеалы, которые потом он с такой силой развивал в «Дневнике писателя».
Но ещё более глубокое значение имела тюрьма для Достоевского в другом отношении. Она раскрыла ему образ человеческий в униженных и оскорблённых. Научила его любить нищих. Направила его творчество на самые глубокие начала человеческого духа. Как ни ужасен был путь, по которому пришлось идти Достоевскому, он сумел претерпеть до конца, сумел выйти из тюрьмы не сломленным, а возрождённым. Неудивительно, что впоследствии Достоевский никогда не «жаловался» на свою каторгу, скорей «защищал» её.
Один из приятелей Достоевского сказал ему однажды, что его ссылка была делом несправедливым. Нас бы осудил русский народ. Это я почувствовал там только, в каторге. И почём вы знаете — может быть, там наверху, т. Самому Высшему, нужно было меня привести в каторгу, чтобы я там что-нибудь узнал, т. И этого уж много.
И из-за этого стоило пойти на каторгу» 13. Жизнь в солдатских казармах была тоже в своём роде каторга. Но Достоевский не роптал и здесь. Ко времени сибирской жизни относится первый брак Достоевского со вдовой Исаевой 15. Брак, который не принёс Достоевскому ничего, кроме горя. Детей от этого брака не было, жена его умерла от чахотки уже по возвращении Достоевского из ссылки.
Возвращён он был в начале царствования императора Александра Николаевича. Сначала разрешено было жить только в провинции. Он поселился в Твери. Но пробыл там всего несколько месяцев: Достоевскому было разрешено вернуться в Петербург. Внешняя жизнь Достоевского после возвращения из ссылки не богата «событиями». В 1862 году, после двухлетних хлопот о заграничном паспорте, он едет за границу.
В это же время принимает деятельное участие в журнале «Время», который начал издавать брат Михаил. Журнал имел большой успех, но скоро был закрыт, по недоразумению, вместо него разрешили издавать другой журнал — «Эпоха». Достоевский согласился поставить своё имя редактора. И принял на себя все долги и обязательства по изданию. Брат Михаил, после неприятностей, связанных с внезапным закрытием журнала, скончался, оставив после себя большую семью, без всяких средств. Новый журнал «Эпоха» не пошёл, и Фёдор Михайлович очутился в безвыходном положении.
Он снова едет за границу, почти без копейки денег. Вообще, «житейское» настроение Достоевского в этот период жизни определяется постоянной заботой о куске хлеба, о том, чем платить долги и как выбиться из нужды. В 1867 году Достоевский женился на своей стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной. На следующий год после свадьбы, вместе с женой, в третий раз едет за границу и живёт там до 1871 года, главным образом, в Германии и Италии. И, наконец, снова возвращается в Россию. Денежные дела его к этому времени улучшились, и жизнь потекла по спокойному руслу.
Он весь отдаётся литературной работе. Спокойная семейная жизнь создала идеальные внешние условия для его творчества. Зиму с семьёй он жил в Петербурге, а на лето уезжал в Старую Руссу, где купил себе дом с громадным садом. В 1873,1876 и 1877 гг. Достоевский издаёт «Дневник писателя», в 1875 в «Отечественных записках» печатает роман «Подросток» и, наконец, в 1879—80 годах — «Братья Карамазовы», величайшее произведение Достоевского, а может быть, и всей русской литературы. К этому времени Достоевский был признан великим писателем и властителем дум молодого поколения.
Вершины этого признания Достоевский достиг на пушкинском празднике в Москве, в 1880 году, когда произнёс свою знаменитую речь о Пушкине. Речь эта произвела впечатление пророческое. И слово «пророк» после тех дней стало часто соединяться с именем Достоевского. После пушкинской речи Достоевский прожил недолго. II По возвращении Достоевского из ссылки «биография» его, собственно, кончилась, началось «житие». Если отбросить первые годы по возвращении, с их постоянной заботой о деньгах, — жизнь Достоевского текла тихо и мирно, «день за днём».
И в то же время ни один русский писатель не жил такой бурной, мятущейся внутренней жизнью, как Достоевский. Ни один не знал такой духовной голгофы и душевной борьбы, как он. Но борьба эта выражалась не во внешних фактах его «биографии», а в его гениальных произведениях. Достоевского часто называют певцом «униженных и оскорблённых». Это правда, конечно.
Следующие четыре года Достоевский провел на каторге в Омске. Арестанты были лишены права переписки, но, находясь в лазарете, писатель смог тайно вести записи в так называемой «Сибирской тетради» «моя тетрадка каторжная». После освобождения из острога Достоевский около месяца провел в Омске.
В конце февраля 1854 года Достоевский был отправлен рядовым в 7-й Сибирский линейный батальон в Семипалатинск. После смерти императора Николая I 18 февраля 1855 года Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвященное его вдове, императрице Александре Федоровне. Благодаря ходатайству командующего отдельным Сибирским корпусом генерала от инфантерии Гасфорта Достоевский был произведен в унтер-офицеры согласно пункту приказа военного министра в связи с манифестом 27 марта 1855 года в ознаменование начала царствования Александра II и дарованием льгот и милостей ряду осужденных преступников. Надеясь на помилование нового императора Александра II, Федор Михайлович написал письмо своему давнему знакомому, герою Севастопольской обороны генерал-адъютанту Эдуарду Тотлебену, с просьбой походатайствовать о нем перед императором. В день коронации Александра II 26 августа 1856 года было объявлено прощение бывшим петрашевцам. Однако Александр II приказал установить за писателем тайный надзор до полного убеждения в его благонадежности. В Сибири Достоевский написал повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» обе — 1859. После освобождения писатель не сразу попал в столицу.
В конце декабря 1859 года Достоевский вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за писателем не прекращалось до середины 1870-х годов. Творчество Федора Достоевского За время пребывания в ссылке, писателя стали подзабывать. Достоевскому потребовался повторный громкий литературный дебют, которым стала публикация «Записок из Мертвого дома». В 1860 году вышло двухтомное собрание сочинений Достоевского. Это произведение ошеломило читателей России. Для современников «Записки» оказались откровением. До Достоевского никто не касался темы изображения жизни каторжных. Одного этого произведения было достаточно для того, чтобы писатель занял достойное место, как в русской, так и в мировой литературе.
С начала 1861 года Федор Достоевский помогал брату Михаилу издавать собственный литературно-политический журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорбленные» 1861 , «Записки из мертвого дома», «Скверный анекдот» 1862 , «Зимние заметки о летних впечатлениях» 1863 и «Записки из подполья» 1864. Сотрудничество в журналах «Время» и «Эпоха» положило начало публицистической деятельности Достоевского, а совместная работа с Страховым и Григорьевым способствовала становлению братьев Достоевских на позициях почвенничества. Увлечение Федора Достоевского азартными играми Летом 1862 года Федор Достоевский впервые побывал за границей. Главной целью путешествия было лечение на немецких курортах. Но в Баден-Бадене писатель увлекся разорительной игрой в рулетку. В связи с возникшей пагубной страстью, Достоевский испытывал постоянную нужду в деньгах. Часть второй поездки по Европе летом 1863 года Достоевский провел с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой.
Любовь Достоевского к Сусловой, их сложные отношения и привязанность писателя к рулетке нашли отражение в романе «Игрок». Последний раз писатель играл в рулетку в Висбадене 16 апреля 1871 года, когда после проигрыша навсегда поборол в себе страсть к игре. Главные книги Федора Достоевского, великое пятикнижие Посетив Европу, Федор Достоевский опубликовал свои размышления об идеалах Великой французской революции — «Свободе, равенстве и братстве». Размышления писателя о буржуазной цивилизации в «Зимних заметках о летних впечатлениях» предваряли историко-социологическую проблематику «великого пятикнижия», философская основа которого по определению достоеведа Долинина была заложена в «Записках из подполья». Многие мысли автора «Записок из подполья» получили развитие в последующих романах, начиная с «Преступления и наказания». В 1864 году ушел из жизни старший брат писателя. В данный период происходит разрушение социалистических иллюзий юности основой которых являлись европейские социалистические теории , формируется критическое восприятие писателем буржуазно-либеральных ценностей. Мысли Достоевского на этот счёт впоследствии найдут отражение в романах «великого пятикнижия» и «Дневнике писателя».
После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче, работая над романом «Преступление и наказание».
Все ли можно списать на болезнь писателя? Широкий спектр образов, которые мы наблюдаем в произведениях, невозможно втиснуть в эпилептические рамки. Так что самонаблюдением и точностью описания собственных переживаний художественный дар далеко не исчерпывается. Обратившись к некоторым особенностям биографии Федора Михайловича, мы увидим, что интересовали его душевные недуги не на шутку и вне связи с собственной болезнью. Как болезнь порождала религии, формировала литературу и двигала науку Как пил: Федор Михайлович Достоевский не отказывался от алкоголя полностью, но пил нечасто и понемногу. В воспоминаниях его жена Анна Григорьевна замечала: «Пил красное вино, рюмку водки и перед сладким полрюмки коньяку» — имея в виду, что лишь эти напитки и только совсем немного он при случае мог выпить. Знакомые замечали его необычные привычки, связанные с алкоголем.
Сотрудник типографии, где издавался редактируемый писателем журнал «Гражданин», опубликовал книгу «Федор Михайлович Достоевский в воспоминаниях типографского наборщика в 1872—1881 гг. Он говорил мне, что это самое здоровое употребление водки». Пить водку залпом, больше одной рюмки и не закусывая, писатель считал неверным. Как мучился в изоляции: Достоевский в «Записках из мертвого дома» рассказывает о своем опыте заключения в остроге: «Свободный человек… живет, он действует; настоящая жизнь увлекает его своим круговоротом вполне. Не то для заключенного. По Достоевскому, проведенное в изоляции время не остается в памяти. Оно словно бы отсутствует там, где нет активного действия и свободы воли.
Жизнь и творчество писателя по датам
- Федор Михайлович Достоевский: биография, творчество, интересные факты из жизни, память
- «Биография Достоевского за 20 минут: факты и мифы»
- Достоевский Фёдор Михайлович, биография — РУВИКИ
- «Биография Достоевского за 20 минут: факты и мифы»
- Биография — Фёдор Достоевский
- Любил чай и сладости
Ранние годы
- Купите товары, связанные со статьёй
- Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском
- Русский писатель, философ, публицист
- Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский?
- Достоевский Фёдор Михайлович
- Первый роман
«Биография Достоевского за 20 минут: факты и мифы»
По свидетельству первого биографа Достоевского Ореста Фёдоровича Миллера , таким воспоминанием как раз стала молитва перед сном перед образами в гостиной при гостях [40] [41]. После рождения в конце 1822 года сестры Варвары няней в семье Достоевских становится Алёна Фроловна, о которой у будущего писателя остались самые лучшие воспоминания: «Всех она нас, детей, вырастила и выходила. Была она тогда лет сорока пяти, характера ясного, весёлого и всегда нам рассказывала такие славные сказки! В произведениях Достоевского няня упоминается в романе « Бесы » [42] [38]. После рождения в марте 1825 года Андрея семья перебирается в левый флигель больницы.
Новая квартира, по воспоминаниям Андрея, состояла из двух комнат, передней и кухни. Детской для старших детей служило «полутёмное помещение», отгороженная задняя часть передней [43] [41]. Из воспоминаний Андрея, в детстве Достоевские слушали сказки про « Жар-птицу », « Алёшу Поповича », « Синюю бороду », сказки « Тысячи и одной ночи » и другие [44] [45]. На Пасху смотрели Подновинские балаганы с « паяцами , клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами».
Летом устраивались семейные вечерние прогулки в Марьину рощу. По воскресеньям и праздникам Достоевские посещали обедни в больничной церкви, а летом мать с детьми ездила в Троице-Сергиеву лавру [46] [47]. Друзьями дома в основном были сослуживцы отца и их семьи: эконом Мариинской больницы Фёдор Антонович Маркус, семьи старшего лекаря Кузьмы Алексеевича Щировского и ординатора больницы Аркадия Алексеевича Альфонского. Позже многие из них появляются в произведениях и упоминаются в неосуществлённых замыслах писателя [49].
Начало обучения. Имение Даровое Усадьба « Даровое », Зарайский район Домашний уклад Достоевских способствовал развитию воображения и любознательности [50]. Позже в своих воспоминаниях писатель называл родителей, стремящихся вырваться из обыденности и заурядности, «лучшими, передовыми людьми» [51]. Особенно выделял позднее Фёдор Михайлович чтение отцом « Истории Государства Российского »: «Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории» [52] [53].
Чтению обучала детей Мария Фёдоровна [54]. Начинали с дешёвых лубочных сказок про Бову Королевича и Еруслана Лазаревича , сказаний о Куликовской битве , повестей про Шута Балакирева и Ермака [54]. Вместе с чином коллежского асессора весной 1827 года Михаил Андреевич получил право на потомственное дворянство [51] ; 28 июня 1828 года Достоевские стали дворянским родом, записанным в часть III родословной книги дворянства Московской губернии [51] [56] , что позволяло приобрести собственное имение, где большая семья могла бы проводить летние месяцы [57]. Летом 1831 года Михаил Андреевич, заплатив около 30 тысяч рублей ассигнациями из скопленных и взятых взаймы средств, приобрёл село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии в 150 км от Москвы.
Земли в этой местности были худородные, одиннадцать его крестьянских дворов — бедные, а господский дом представлял собой маленький, плетнёвый, связанный глиною флигелёк из трёх комнат. Из-за оставшихся в селе шести дворов, принадлежащих соседу, практически сразу начались распри , перешедшие в судебную тяжбу [58] [59]. Кроме того, весной 1832 года по вине одного из крестьян в Даровом случился пожар, общие убытки от которого составили около 9 тысяч рублей. Летом 1832 года дети впервые знакомятся с деревенской Россией.
Дом Достоевских располагался в большой тенистой липовой роще, примыкавшей к березняку Брыково, «очень густому и с довольно мрачною и дикою местностью». Андрей Михайлович вспоминал, что «лесок Брыково с самого начала очень полюбился брату Феде», а «крестьяне, в особенности женщины, их очень любили». Впечатления от этой поездки впоследствии отразились, в частности, в романах « Бедные люди », « Бесы », а также в « Дневнике писателя » [60] [63]. После возвращения в Москву для Михаила и Фёдора начинаются годы обучения.
Изначально отец собирался отдать старших сыновей в « Московский университетский благородный пансион », но передумал из-за преобразования последнего в гимназию, в которой практиковали телесные наказания [64]. Старшие дети занимались с учителями. Закон Божий , русский язык , словесность , арифметику и географию преподавал приходящий дьякон Екатерининского института И. Хинковский [65] [66].
Ежедневно ездили на полупансион к преподавателю Александровского и Екатерининского институтов Н. Драшусову, который учил братьев французскому языку [67] [66]. Там же сыновья Драшусова, Александр и Владимир преподавали математику и словесные науки [68]. Так как у Драшусова не было преподавателя латинского языка, то Михаил Андреевич «купил латинскую грамматику Бантышева», и осенью-зимой «каждый вечер начал заниматься с братьями Михаилом и Фёдором латынью».
Михаил позже вспоминал, что «отец, при всей своей доброте, был чрезвычайно взыскателен и нетерпелив, а главное очень вспыльчив» [69]. Став пансионерами, Михаил и Фёдор могли приезжать в Даровое только летом на полтора-два месяца [70]. Согласно проводимой в это время ревизии у Достоевских имелось «около ста крестьян и более пятисот десятин земли» [71]. В 1833—1834 годах Достоевский знакомится с творчеством Вальтера Скотта.
Позже писатель признавал, что это позволило ему развить в себе «фантазию и впечатлительность», сохранив множество «прекрасных и высоких впечатлений». По воспоминаниям Андрея Михайловича, чаще всего он замечал Фёдора за чтением исторических романов « Квентин Дорвард » и « Уэверли, или Шестьдесят лет назад » [72]. Пансион Чермака. Смерть матери В сентябре 1834 года Фёдор и Михаил Достоевские поступили в Пансион Чермака на Новой Басманной улице , считавшийся одним из лучших частных учебных заведений в Москве [67] [72].
Обучение стоило дорого, но помогали Куманины. Режим дня в учебном заведении был строгий. На полном пансионе обучающиеся приезжали домой только на выходные.
Майков, а постоянными участниками были А.
Майков и А. Плещеев — друзья Достоевского. С марта—апреля 1847 Достоевский становится посетителем "пятниц" М. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам.
Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. Был признан следствием "одним из важнейших" среди петрашевцев, виновным в "умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка". Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: "... По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты.
Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. Анненковой, А. Муравьёвой и Н. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь.
С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу "чернорабочим" в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон Семипалатинск и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых в том числе Э. Тотлебена — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875.
Исаевой, которая, по его словам, была "женщина души самой возвышенной и восторженной... Идеалистка была в полном смысле слова... Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге "сибирская" тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для "Записок из Мертвого дома" и многих других книг Достоевского.
В 1857 его брат напечатал рассказ "Маленький герой", написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Создав две "провинциальные" комические повести — "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели", Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М. Катковым, Некрасовым, А. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения "нового" Достоевского.
С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге, куда он приехал в декабре 1859 г. Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над "чужими" рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений. Роман "Униженные и оскорбленные"— произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг.
В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели "Записки из Мертвого дома". В Сибири, по признанию Достоевского, изменились "постепенно и после очень-очень долгого времени" его "убеждения". Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как "возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного".
В журналах "Время" и "Эпоха" братья Достоевские выступали как идеологи "почвенничества" — специфической модификации идей славянофильства. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях "Времени", в резкой полемике с публикациями "Современника". Суть возражений Достоевского — возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести "Записки из подполья" "Эпоха", 1864 — философско-художественной прелюдии к "идеологическим" романам писателя.
Достоевский писал: "Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться! В августе 1863 писатель вторично выехал за границу.
В Париже он встретился с А. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой 1861—1866 получили отражение в романе "Игрок", "Идиот" и других произведениях. В Баден-Бадене, увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается "весь, совершенно дотла"; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию.
До середины ноября жил с больной женой во Владимире, а в конце 1863— апреле 1864— в Москве, наезжая по делам в Петербург. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их "несчастной" любви, отразились во многих произведениях Достоевского в частности, в образах Катерины Ивановны — "Преступление и наказание" и Настасьи Филипповны — "Идиот". После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала "Эпоха"; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание.
Несмотря на то что оба брата хотели заниматься писательством, отец считал это занятие совершенно неприбыльным.
Начало литературной деятельности Федор не испытывал никакого желания находиться в училище и тяготился пребыванием там, в свободные часы изучал мировую и отечественную литературу. Под вдохновением от нее ночами он занимался своими литературными опытами, зачитывал отрывки брату. Со временем в Главном инженерном училище сложился литературный кружок под влиянием Достоевского. В 1843 году он окончил свое обучение и был назначен на должность инженера в Петербурге, от которой вскоре отказался, решив полностью посвятить себя литературному творчеству.
Отец его скончался от апоплексического удара хотя, если верить воспоминаниям родственников, он был убит собственными крестьянами, что ставится под сомнение исследователями биографии Достоевского в 1839 году и уже не смог противодействовать решению сына. Самые первые произведения Достоевского, день рождения которого отмечается 11 ноября, до нас не дошли — это были драмы на исторические темы. С 1844 г. В 1845 году его с удовольствием встретили в кружке Белинского, и вскоре он стал широко известным писателем, «новым Гоголем», но его следующий роман «Двойник» не был оценен, и вскоре отношения Достоевского день рождения по новому стилю — 11 ноября с кружком испортились.
С редакцией журнала «Современник» он также рассорился и стал публиковаться в основном в «Отечественных записках». Однако приобретенная слава позволила ему знакомиться со значительно более широким кругом лиц, и вскоре он стал членом философско-литературного кружка братьев Бекетовых, с одним из которых он учился в инженерном училище. Через одного из участников этого общества он попал к петрашевцам и начал регулярно посещать их собрания с зимы 1847 года. Кружок петрашевцев Основными темами, которые члены Петрашевского общества обсуждали на своих встречах, были освобождение крестьян, книгопечатание и изменение судопроизводства.
Вскоре Достоевский вошел в число нескольких, организовавших отдельное радикальное сообщество среди петрашевцев. В 1849 году многие из них, в том числе и писатель, были арестованы и заключены в Петропавловской крепости. Инсценировка казни Суд признал Достоевского одним из основных преступников, несмотря на то что он всячески отвергал обвинения, и приговорил к смертной казни путем расстрела, лишив предварительно всего состояния. Однако через несколько дней приказ о расстреле был заменен восьмилетней каторгой, а та в свою очередь — четырехлетней с последующей длительной службой в армии, по особому указу Николая 1.
В декабре 1849 г.
Когда ему было 16 лет, внезапно умерла мать, и отец вынужден был отправить старших сыновей в пансион К. Костомарова, где они поселились в Санкт-Петербурге. Достоевский страдал эпилепсией с детства. Русский писатель, мыслитель, философ и публицист, Достоевский был также член-корреспондентом Петербургской Академии наук с 1877 года. Родился в Москве, он был сыном штаб-лекаря Мариинской больницы Михаила Андреевича Достоевского и купеческой дочери Марии Федоровны, которая умерла от туберкулеза. Родители Федора Достоевского стремились обеспечить хорошее образование своим детям, начиная с раннего возраста, учили их читать.
В их доме часто звучали стихи известных поэтов, что благоприятно сказывалось на развитии детей. В 1834 году Федор и его брат Михаил пошли учиться в пансион Л. Чермака, где полный курс обучения занимал три года. В пансионе Достоевский был запомнен одноклассникам как серьезный белокурый мальчик, который обожал чтение книг и общение со взрослыми. Особенно молодой Федор выделял учителя Билевича, который был образованным и умело подавал материал ученикам. Тот был также литератором, что вдохновило и мотивировало Достоевского стать писателем. В возрасте 16 лет Достоевскому пришлось по желанию отца поступить в Главное инженерное училище, хотя его сердце лежало только в литературе.
Обучение в учебном заведении не доставляло ему удовольствия, и лишь чтение любимых книг поддерживало его настроение. Далее вы узнаете самое главное в биографии Достоевского. Личная жизнь Федор Михайлович Достоевский встретил свою первую жену, Марию Дмитриевну Исаеву, в 1854 году в Сибири, в городе Семипалатинске, куда он был послан после отбытия каторжного срока. Они поженились в 1857 году, но их брак не был счастливым, и у них не было собственных детей. Однако Достоевский любяще относился к сыну Марии от её первого брака, по имени Павел. Трагически, Мария Дмитриевна умерла в 1864 году.
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ
Достоевский Федор Михайлович. Биография: жизнь и творчество Достоевского. Детство, образование, личная жизнь, гражданская казнь, катрога, смерть писателя. Федор Михайлович Достоевский является общепризнанным литературным классиком. Федор Михайлович Достоевский учился в Военно-инженерной академии в Санкт-Петербурге, где он изучал литературу и начал карьеру писателя после того как закончил академию в 1844 году. Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 г. в Москве в семье выходцев из Белоруссии. Жизнь Федора Михайловича Достоевского была переполнена событиями. После окончания училища Фёдор Михайлович меньше года прослужил в чертёжной конторе и бросил.
Биография Фёдора Достоевского кратко самое главное
«Биография Достоевского за 20 минут: факты и мифы» | ВЦХТ | Федор Михайлович Достоевский является общепризнанным литературным классиком. |
Хронология жизни и творчества Достоевского, даты и события, биография | Достоевский Фёдор Михайлович. Достоевский Фёдор Михайлович [30.10(11.11).1821, Москва – 28.1(9.2).1881, Санкт-Петербург], русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук (1877). |
Достоевский Фёдор Михайлович (1821 - 1881) | почетным членом Общества любителей российской словесности. |
Достоевский Федор Михайлович: биография, семья, творчество, интересные факты из жизни
Жизнь Федора Михайловича Достоевского была переполнена событиями. Федор Михайлович Достоевский родился в Москве 11 ноября 1821 года. Федор Михайлович Достоевский несомненно оставил неизгладимый след в мировой литературе.
История жизни Федора Михайловича Достоевского
- Юность и первые пробы пера
- «Биография Достоевского за 20 минут: факты и мифы» | ВЦХТ
- Жизнь и творчество
- Достоевский Федор Михайлович
- Фёдор Достоевский