Новости что такое эмоциональный интеллект простыми словами

О том, что это такое простыми словами, как развить эмоциональный интеллект человека во взрослом возрасте и у детей, а также как определить его уровень, — в материале РИА Новости. Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей. Говоря простыми словами, эмоциональный интеллект – это контакт со своими чувствами и эмоциями.

Что такое эмоциональный интеллект и как его прокачать. Главное

Первые два километра даются очень тяжело. Постепенно ситуация налаживается, каждый новый шаг как будто прибавляет вам сил, вы чувствуете, как легко вам дышится и как приятно размять наконец ноги физические ощущения. Вы продолжаете бег и думаете о том, что спорт на улице — отличное занятие, потому что не нужно платить за спортзал, кругом отличные виды и можно бегать, сколько влезет, ведь вы так хорошо себя при этом чувствуете мысль. Тренировка закончилась, вы счастливы, что возобновили бег, чувствуете себя на все 100. Пробежали 5 километров после полугодового перерыва. Весь оставшийся день вы заряжены энергией, решили позвонить нескольким друзьям и родителям, а вечером помочь дяде с ремонтом — кажется, вам сегодня всё под силу поведение. Все собираются во дворе, чтобы отметить успешную сдачу. Среди собравшихся — девушка, которая вам очень нравится, но вы не знаете, как к ней подступиться. Наконец, вы берёте себя в руки, вам страшно привет основным эмоциям! Подходите, заводите разговор поведение.

По мере разговора вы постепенно расслабляетесь и начинаете получать огромное удовольствие от происходящего. Знаменитые «бабочки в животе» уже здесь, уголки рта приподнимаются, по спине могут периодически пробегать мурашки физические ощущения. Вы проболтали весь вечер и разошлись по домам договорившись о встрече на следующей неделе. Весь оставшийся вечер вы абсолютно счастливы, что бы ни произошло. В то же время, ваше сознание наводняют тысячи мыслей: а вдруг ей на самом деле было неинтересно? А вдруг у неё другие планы? А куда её пригласить? А как себя повести? Какие эмоции полезны, а какие — нет?

Все эмоции нужны, все эмоции важны! Как мы знаем из психологии, человек может выбирать стратегию мышления Мартин Селигман, «Как научиться оптимизму» Переживание «отрицательных» эмоций зачастую побуждает нас усиливать их негативными реакциями. Например, сожаление. Очень полезная эмоция, помогающая извлекать уроки из поступков и лучше планировать будущее. Это положительная реакция. Но есть и отрицательная: самобичевание, бездействие, «зря я начал, больше никогда за это не возьмусь». Это более поверхностная и простая реакция, при этом глубоко деструктивная. Кроме того, эмоции как те, что считаются «положительными», так и «отрицательные» позволяют нам формировать и выражать идеи и мысли, которые не всегда являются плодом сознательного мышления. Например, злость может побудить к написанию песни.

Любовь — к сочинению стихов. Что уж говорить о живописи: художник вкладывает в работу эмоцию, которая потом передаётся посетителям галереи. Подытоживая скажем, что эмоции, с одной стороны, «сужают» мышление и поведение, что может даже спасти нам жизнь в экстремальной ситуации «я схвачусь за поручень в эту секунду, иначе погибну». С другой стороны, они же в иных обстоятельствах позволяют нам углублять и расширять мышление и опыт «не нравится, как выгляжу — начну заниматься спортом». Нет полезных и бесполезных эмоций, все они важны. Вы можете использовать какие угодно материалы — от красок, мелков, карандашей до вырезок из журналов и цветной бумаги. Раскрасьте его. А теперь посмотрите на портрет внимательно — зачастую то, как мы рисуем, отражает наше эмоциональное состояние и мироощущение. Посмотрите в нашей скрытой подсказке, как можно интерпретировать ваш рисунок.

Подсказка Голова Большая голова — большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Маленькая голова — чувство интеллектуальной или социальной неадекватности. Глаза Большие глаза — подозрительность, озабоченность, гиперчувствительность по отношению к общественному мнению. Маленькие глаза или закрытые — тенденция к интроверсии и самопоглощенности. Уши и нос Большие уши — чувствительность к критике. Акцент смещен на нос — наличие сексуальных проблем. Хорошо прорисованные ноздри — склонность к агрессии. Рот Отсутствие рта — депрессия, иногда вялость в общении. Хорошо прорисованный или бросающийся в глаза рот — возможная затрудненность с речью, иногда примитивные оральные тенденции.

Руки Руки символизируют контакт личности с окружающим миром. Хрупкие, слабые руки — физическая, иногда психологическая слабость. Скованные руки — замкнутая, обязательная, жесткая личность. Вяло опущенные руки — неэффективность. Длинные сильные руки — амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки — отсутствие амбициозности и чувство неадекватности. Ноги Длинные ноги — потребность в независимости. Большие ноги — нестабильность и отсутствие основы. Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники» С детства нас учат сдерживать, подавлять или игнорировать свои эмоции: злиться или завидовать — плохо, грустить или ревновать — неправильно.

Однако умение распознавать эмоции — и свои и чужие — позволяет адекватно реагировать на них. Поэтому так важно развивать свой эмоциональный интеллект: те люди, которые умеют принимать взвешенные решения в стрессовых ситуациях, могут правильно реагировать на критику и способны к сопереживанию, успешнее как в личной жизни, так и на работе. В своей книге известный специалист в области личностного роста Джилл Хэссон учит, как справляться с ситуациями, когда эмоции вас переполняют, как определять эмоциональные нужды окружающих и как не попадать в эмоциональные ловушки других людей. Как развить эмоциональный интеллект? Прислушивайтесь к интуиции и будьте наблюдательны Развитие эмоционального интеллекта помогает не только понимать собственные эмоции и управлять ими, но и эффективнее общаться с другими людьми. Чем лучше вы понимаете эмоции других людей, их намерения и мотивы поведения, тем адекватнее реагируете на них и взаимодействуете с ними. Простыми словами, чем быстрее вы поймёте, что ощущает ваш собеседник и каковы его потребности прямо сейчас, тем легче вам будет выстроить с ним диалог: вы поддержите его, если нужно, и он будет вам за это благодарен. В определении эмоций другого человека не обойтись без интуиции — способности постижения чего-то на бессознательном уровне. Она объединяет сознательную и бессознательную часть разума, связывает эмоцию и мысль — в общем, лежит в основе эмоционального интеллекта.

Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.

Самоконтроль Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух. Практика: научитесь говорить на языке эмоций.

Используйте фразу, состоящую из трех частей: Я чувствую… Потому что… Я хотел бы... Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.

Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события. Экономика образования Что такое ненасильственное общение и как его использовать Социальная компетентность Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии.

Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение.

Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих: Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.

Действие — то, как человек реализует причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе. Значение — то, какой смысл вы придаете действию.

Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас. Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле.

Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях. Управление отношениями Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты.

Управление эмоциями — сложный и комплексный навык в EI. Человек может ради достижения целей создавать эмоции, направлять их, проживать и завершать, не разгоняя мыслительный процесс. Рувен Бар-Он, один из израильских психологов, изучал эмоциональный интеллект, описал свои выводы в докторской диссертации в 1988 году.

Однозначно, благодаря ему у человека есть понимание эмоционального интеллекта и коэффициента. Он вывел 15 составляющих EQ: Эмоциональная осознанность. Когда человек различает и понимает свои переживания в момент их возникновения.

Эмоциональное выражение. Умение человека выражать свои чувства, не нарушая границы других людей. Эмоциональная ответственность.

Когда человек берёт ответственность на свои чувства, отделяет свои границы чувств от общества. При этом человек взаимодействует в социуме. Эмоциональная устойчивость.

Способность управлять переживаниями, не поддаваться их влиянию и находить выход. Эмоциональный контроль. Умение не поддаваться эмоциональным импульсам, не терять самообладание ни от положительных эмоций, ни от отрицательных.

Понимание человека собственных границ, возможностей, эмоционального состояния. Когда человек не зависит от переживаний других, не поддаётся на манипуляции, строит грамотные отношения. Способность человека к коммуникации, построению отношений в обществе, в бизнесе, на работе и межличностных.

Умение распознавать эмоции других людей и понимать причины. Способность человека изменять свои мысли, чувства и поведение в любых ситуациях. Способность принимать решения, которые влияют на переживания.

Понимание объективной реальности и контакт с ней. Сохранение позитивного настроя и надежды в независимых от нас обстоятельствах. Способность реализовывать себя, свой потенциал, ставить цели и исполнять мечты.

Умение осознанно оценивать свою жизнь, чувствовать удовлетворённость в целом на любом этапе жизни, не только при достижениях. EQ влияет на все сферы жизни, так как в первую очередь человеческие эмоции идут изнутри нашего сознания. Эмоциональный интеллект в бизнесе EQ стараются применять в личной жизни и в бизнесе, чтобы добиться максимального успеха.

Для успеха в любом деле нужно также иметь мотивацию, знания в своей области, постоянно развиваться. Эмоциональный интеллект не обещает успеха в бизнесе, но развитие этой способности помогает человеку прокачать остальные сферы, иметь достаточно самообладания и самоконтроля, чтобы добиваться целей. Именно благодаря такому влиянию на внутренний мир человека EI считается ключом к успеху, хотя это только важное звено.

Забота бизнеса о развитии EI сотрудников помогает улучшить внутренние процессы. Кроме того, взаимодействие с партнёрами или клиентами улучшается, если в компании прокачан эмоциональный интеллект. Влияние в работе Сотрудники компаний с высоким уровнем EQ: Выстраивают коммуникацию на рабочем месте, во время рабочего процесса.

Противостоят неблагоприятным событиям, которые могут повлиять на продуктивность. Берут на себя ответственность за ошибки, также принимают решения, чтобы исправить их. Сохраняют спокойствие и трезвый ум в критических для бизнеса ситуациях.

Уважают коллег, понимают их, умеют выслушать и поддержать. В том числе дают обратную связь и конструктивную критику при необходимости. Самостоятельно решают поступившие задачи, вовремя задают необходимые вопросы руководству.

Руководители подразделений, обладающие EQ: Умеют поддерживать и укреплять рабочие отношения с коллегами и клиентами. Подают критику конструктивно, не переходят на личности и не манипулируют переживаниями своих подчинённых.

Это требовало огромного труда — он готовил пятиминутную презентацию несколько недель и просчитывал все до мелочей. Ричард Брэнсон является неимоверно привлекательной личностью. Он жизнерадостен, оптимистичен и умеет мотивировать как себя, так и своих людей. Его любят искренне и он отвечает взаимностью. Как признается сам Брэнсон, он не обладает высоким интеллектом и по сути не отличается от большинства. У него есть лишь одно преимущество — умение управлять своими и чужими эмоциями. Говорят, миллионеры и миллиардеры прошлых веков были достаточно угрюмыми и неэмоциональными людьми. В 20 и 21 веках появляется новый тип богатого человека, улыбающегося и довольного жизнью.

Они не тратят баснословные деньги на дорогие погремушки, эти люди счастливы потому, что любят людей и наслаждаются общением с ними. Говоря проще, это мера интеллектуальных, логических, аналитических и мыслительных способностей человека. IQ имеет дело с пространственными, вербальными, математическими и визуальными умениями. Коэффициент интеллекта измеряется количественно и определяет, насколько легко мы обучаемся новым вещам, как удерживаем и припоминаем информацию, умеем сосредоточиться на упражнениях и заданиях, обращаемся с числами, включаемся в процесс мышления, решаем проблемы, думаем абстрактно и аналитически. Если ваш уровень интеллекта больше 100, это означает, что во всех вышеперечисленных навыках вы довольно успешны. Все знают людей, которые преуспели в этом тесте и при этом совершенно не приспособлены к жизни. Мы ни в коем случае не хотим сказать, что IQ не имеет никакого значения для успеха человека в жизни. Все эти навыки являются невероятно важными: это значит что ваш мозг все время развивается и вы способны находить неожиданные решения. Однако хотите вы этого или нет, помимо мозга у вас существует нервная система. Да и сам мозг выполняет не только математические задачи, он еще и способен испытывать эмоции.

И вот где возникают серьезные проблемы. Вы можете иметь самый высокий уровень интеллекта на планете, но это не будет значить ровным счетом ничего, если вам не удастся справиться со своей психологией, своими эмоциями. Если вы видели фильм «Умница Уилл Хантинг», то могли убедиться, что даже вундеркинд будет работать уборщиком, если не захочет добиться успеха в жизни. Герой Мэтта Дэймона просто не умеет или не хочет себя мотивировать на то, чтобы преуспеть в жизни. В жизни случаются и другие примеры: невероятно умный человек не может добиться чего-нибудь серьезного в жизни, несмотря на то, что страстно этого желает. В обоих примерах речь идет о важности эмоционального интеллекта. Мы все приходим в восторг от одной новости, которую и так инстинктивно знали: IQ не является единственным фактором, при помощи которого можно достичь успеха. Конечно, мы должны развивать свой интеллект, однако помимо этого отчаянно нуждаемся в хороших эмоциональных способностях.

Эмоциональный интеллект. Зачем он нужен и как его развить?

Как развивать эмоциональный интеллект Сразу скажем, что это не делается по щелчку. Нужно прикладывать усилия и потратить время. А, точнее, регулярно уделять время своему развитию. Только регулярные тренировки помогут развить эмоциональный интеллект. Откажитесь от оценки чувств. Нам свойственно разделять эмоции на положительные и отрицательные. К примеру, многие считают, что чувствовать вину — плохо. Нам не хочется испытывать это чувство и мы готовы всеми силами от него избавиться.

При наделении чувств оценками мы не можем понять, что мы чувствуем на самом деле. Расслабьтесь и дайте себе спокойно разобраться с нахлынувшими эмоциями. Поняв, что они из себя представляют, вы постепенно распутаете клубок и придете к тому, что эти эмоции вызвало. Когда у вас появляются те или иные эмоции, незамедлительно обращайте внимание на ситуацию. Ведите дневник о вашем эмоциональном состоянии. Фиксируя свои мысли на бумаге, вы сможете понять, какие события привели к тем или иным чувствам. Записывайте, как вы отреагировали.

Записывайте все — ситуации дома и на работе, внезапные озарения, тревоги и планы. Спустя некоторое время вы обнаружите закономерности в вашем поведении. Отталкиваясь от них, вы начнете лучше понимать себя. Развивайте самосознание. Чтобы точно определить свои эмоции, регулярно спрашивайте себя: «Что я сейчас чувствую? Это позволит со временем точнее определять ваши эмоции. Напоминайте себе, что эмоции постоянно меняются.

Они не могут быть опорой для принятия важных решений. Развивайте самоконтроль. Вы должны стать выше раздражительности, срывов, уныния. Самоконтроль позволит вам сначала думать, а потом действовать. Во время сторонних конфликтов не принимайте ничью сторону. Не ищите виноватого, если возникли трудности. Начните с себя.

Развивайте эмпатию. Важно понимать проблему с позиции другого человека. Относитесь к людям с уважением и пониманием и это будет возвращаться бумерангом. У индейцев есть мудрость: Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах.

Пошли тренинги, семинары, все держались за ручки и смотрели друг другу в глаза. Потом вжухнуло, и всем стало резко не до эмоций.

Вы уже не можете видеть эти виртуальные фоны, весь этот унылый быт и всю эту биомассу, с которой вам приходится работать. Так вы обнаруживаете, что вы раздражены. Вы оцениваете: «Моя раздражённость плохо влияет на результат встречи». Вы решаете вывести себя из раздражения. Вы это делаете. Пример про других: вы приходите на собеседование, весь такой трам-пам-пам.

Напротив сидит представитель компании, и он вам чем-то напоминает ослика Иа.

Наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера [en] «Эмоциональный интеллект» англ. Emotional Intelligence , фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта. В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман Daniel Goleman опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence , в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели. В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i Emotional Quotient Inventory , содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась «модель эмоционального интеллекта Бар-Она». Начинают накапливаться данные о мозговом обеспечении эмоционального интеллекта [8] [9]. Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо модель способностей [ править править код ] Данная модель считается в психологии основной на данный момент, именно её, как правило, используют для описания понятия эмоционального интеллекта, хотя также большой популярностью пользуется основанная на этой модели смешанная модель Дэниэла Гоулмана см.

Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон. Майер, Саловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта [10] : Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека главным образом неосознанно активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность , используя эмоции как фактор мотивации. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные амбивалентные, неоднозначные чувства. Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения. Смешанная модель[ править править код ] Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом, приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами.

Что такое эмоциональный интеллект одной картинкой И зачем он нужен. Где-то за год до пандемии во всех уважающих себя офисах начали думать об эмоциональном интеллекте. Пошли тренинги, семинары, все держались за ручки и смотрели друг другу в глаза. Потом вжухнуло, и всем стало резко не до эмоций. Вы уже не можете видеть эти виртуальные фоны, весь этот унылый быт и всю эту биомассу, с которой вам приходится работать.

Так вы обнаруживаете, что вы раздражены. Вы оцениваете: «Моя раздражённость плохо влияет на результат встречи». Вы решаете вывести себя из раздражения. Вы это делаете.

Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего

Ответ прост — развивать эмоциональный интеллект ребёнка, учить его пониманию себя и других. Уровень эмоционального интеллекта индивида часто называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ (ЭК, эмоциональный коэффициент). Эмоциональный интеллект — загадочная субстанция, которой все хотят обладать, но не все понимают, что это такое на самом деле. Высоко развитый эмоциональный интеллект потребителя, в свою очередь, позволяет избегать маркетинговых ловушек.

Что такое эмоциональный интеллект и его диагностика

Часть 1. Понятие эмоционального интеллекта. Почему он так важен в жизни каждого человека?Илья Шабшин:00:00 Вступление. Рассказываем о том, что такое эмоциональная грамотность, чем проактивная агрессия отличается от реактивной и как развить эмоциональный интеллект. Часть 1. Понятие эмоционального интеллекта. Почему он так важен в жизни каждого человека?Илья Шабшин:00:00 Вступление. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence Quotient или EQ) — это способность распознавать и контролировать свои и чужие эмоции. Как развить эмоциональный интеллект, почему он важен, по каким признакам можно определить уровень EQ, что относится.

Эмоциональный интеллект: основы и инструменты развития

То есть теперь опасность может идти и из мира виртуального. Как выяснить уровень эмоционального интеллекта и поднять его? Для диагностики уровня эмоционального интеллекта существуют различные тесты и профессиональные психологические диагностики: первые можно пройти в Интернете, за вторыми надо обращаться к профессиональным психологам. Надо понимать, что точность вторых выше. О возможности развития уровня эмоционального интеллекта мнения специалистов разнятся. Авторы теории способностей, четыре ветви которой были описаны выше, говорят, что это врожденная устойчивая способность, и она не особо развивается. Другие специалисты говорят, что эмоциональный интеллект можно и нужно развивать, как любой другой навык. Для развития эмоциональной компетентности эффективны коучинг и групповой тренинг. Но все же специалисты говорят, что все начинается с семьи и внутрисемейного общения.

Эмоционально компетентные родители, как правило, выращивают более эмоционально компетентных детей. Также из легкодоступного можно отметить реалистичные книги, фильмы, сериалы - такие, где достоверно показаны эмоции. По сути, это направление группового тренинга, оно может быть эффективным, если после организовать грамотное, правильное обсуждение материала. Если без обсуждения, то у человека происходит расширение фокуса внимания и восприятия, эмоционального репертуара - это тоже может быть полезным. Зачем детям развивать эмоциональный интеллект? Здесь можно применить метафору: чем раньше человек научится читать писать, тем быстрее это перейдет в бессознательный навык на уровне автоматизма, он не будет об этом задумываться и сможет легко работать с письменной и устной информацией. А если человек научился писать в 20-30 лет, то он, очевидно, в жизни столкнется со множеством трудностей. По сути, эмоция - это та же информация.

Можно ли приобрести эмоциональный интеллект или это нечто врожденное? Из чего он состоит и существуют ли доказанные способы его «прокачать»? И можно ли вообще управлять эмоциями? Рассказываем, что обо всем этом говорит наука. Интеллект — понятие сложное, неоднозначное и до сих пор вызывающее научные дебаты. В широком смысле оно обозначает способность успешно справляться с жизнью и ее ежедневными вызовами. Классический интеллект — тот, что измеряют показателем IQ, — отвечает за когнитивные способности: логически мыслить, планировать, генерировать идеи, строить причинно-следственные связи, использовать язык и обучаться. Но ближе к 20 веку ученые поняли, что ума как такового недостаточно, чтобы преуспевать в жизни, — нужен еще, как его тогда назвали, «социальный интеллект». Под этим термином подразумевалась способность эффективно общаться с другими людьми.

В 1990 году это понятие определили как «эмоциональный интеллект» ЭИ — умение отслеживать свои и чужие эмоции, различать их и использовать эту информацию в своем мышлении и поведении. Название ЭИ, или EQ — emotional quotient, — закрепилось и в науке, и в сознании людей, но до сих пор не все понимают, как работать с этим типом интеллекта. Посмотрим, что об этом говорит современная наука. Что есть что: разберемся с понятиями Обсуждая понятие ЭИ, ученые пришли к выводу, что он включает в себя навыки из четырех основных областей: восприятие эмоций — способность распознавать эмоции, «считывать» их, например, в выражении лица, тоне голоса, фильмах, музыке, и т. Также важным в дискуссии об эмоциональном интеллекте является понятие «эмпатия». И с ним связано много путаницы: эмпатию зачастую путают с такими вещами, как сочувствие и сопереживание. В чем же разница между этими терминами? Сочувствие — самое простое из этих трех эмоциональных состояний. Чаще всего, говоря о сочувствии, мы подразумеваем, что человек испытывает жалость по отношению к другому — тому, кто пострадал, в особенности несправедливо.

Сострадание — более глубокий процесс. Если взглянуть на строение и происхождение этого слова, становится понятно, что оно обозначает «совместное страдание»: способность понять, что человек рядом страдает, и попытки прожить это вместе с ним, как-то облегчить его состояние. В отличие от сочувствия, это не просто чувство, но и активный процесс, включающий какие-то действия. Эмпатия же важна для того, чтобы правильно распознавать чужие эмоции, а затем адекватно реагировать на них. Эмпатичный человек в состоянии почувствовать себя на месте другого, испытать не те эмоции, которые он бы сам ожидал от себя, а именно те, которые испытывает в этой ситуации другой. Это комплексный навык, требующий интуиции, рефлексии и большой осознанности, — именно поэтому в разговорах об эмоциональном интеллекте чаще всего упоминается именно эмпатия.

И не то чтобы им этот iPhone нужен для фотосъемки. И не то чтобы они собираются на какой-то приёмный балл, где обязательно быть с iPhone. Просто они чувствуют некий импульс, то есть они чувствуют некую пустоту, которую заполнит только iPhone. Но он её не заполняет. То есть они, иными словами, не понимают, чего они хотят. Ирина — Но вообще в России уже, по-моему, несколько лет не бывает очереди к iPhone. Но было такое. Да, я понимаю тебя. Сергей — От этого не исчезли никуда люди, которые покупают этот iPhone, абсолютно не располагая для этого средствами с одной стороны, не имея разумных причин для этого с другой стороны. Но у них есть некое стремление это сделать. Хотя это с их ситуации никак не бьётся. И в большинстве случаев это индикатор того, что они не понимают в целом своей мотивации. Или люди, которые очень остро реагируют на какую-нибудь классную рекламу. Они видят какую-то рекламу и тут же зажигаются: «Вау, какая классная вещь! Новая модель автомобиля или новая модель телефона. Или еще что-то. Они ведутся на эту рекламу по той причине, что они не понимают свою истинную мотивацию и свои истинные желания. И, соответственно, если они не понимают, то кто-то другой может это использовать. Способность стремиться к достижению цели ради её достижения — это и есть некая эмоциональная зрелость. Ведь и учителя, и родители поголовно говорят о том, что недостаточная мотивация или подавленная и деформированная учебная мотивация — это огромная проблема. Что молодежь ничего не хочет. И работодатели с другой стороны тоже говорят, что мотивированный сотрудник на вес золота. Потому что просто исполнители не нужны, нужны люди, которые двигают бизнес, двигают процесс. Но, собственно говоря, это и правда, потому что без мотивации невозможно ни учиться, ни работать продуктивно, ни отношения строить — ничего. А мотивация — это не исполнительность. Многие путают мотивацию и исполнительность: типа мотивированный ученик — это ученик, который делает всё, что ему говорят. Но это не совсем так, это разные свойства. Ирина — А кто такой мотивированный ученик? Сергей — Мотивированный ученик — это ученик, которому интересно что-то делать, и этот интерес внутренний. То есть у него есть внутреннее свойство хотеть что-то узнать. Ирина — Мотивацией могут быть деньги? Сергей — Мотивацией не могут быть деньги.

Несмотря на то, что мы можем понять общие причины социальных эмоций, мы должны понимать и нормы группы или общества для выделения точной причины и момента появления этих эмоций. Эмоции очень тесно связаны с ценностями человека. Если у другого человека в процессе общения с Вами вдруг возникла сильная эмоция, знайте, что Вы затронули какую-либо его ценность. И интенсивность этой эмоции будет показывать на степень значимости ценности для человека. Четвертая ветвь — это управление эмоциями Все вышеописанные способности необходимы для того, чтобы вы сами регулировали свои эмоциональные состояния и эмоциональные состояния другого человека вне зависимости от того, что происходит во внешнем мире. Умеете ли вы вызвать у себя нужную эмоцию или «заразить» другого человека своей эмоцией? Эта способность как раз связана с осознанной регуляцией эмоций, с умениями вызывать эмоции или отстраняться от них; осознавать эмоции, определять их целесообразность и т. Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо еще с 1997 года разрабатывали тестовую методику измерения эмоционального интеллекта и после многочисленных исследований и проверок в 2002 году выпустили новый тест — MSCEIT V2. Данный тест был переведен на русский язык и адаптирован к российской выборке под руководством доктора психологических наук, профессора ИП РАН Е. Работа над адаптацией теста велась с 2006 по 2010 год. В ходе адаптации возникла необходимость создания культурно специфичного теста, отражающего традиции русскоязычной популяции. На основе модели способностей Мэйера ии Сэловея был создан российский тест — ТЭИ тест эмоционального интеллекта. В 2018 году методика ТЭИ прошла стадии психометрической проверки и пригодности, выпущена для использования в онлайн-формате. Подробнее о процессе создания и проверки теста можно прочитать в методическом пособии «Тест эмоционального интеллекта» Сергиенко Е. Тест эмоционального интеллекта: Методическое пособие. Тест ТЭИ показывает общий уровень развития эмоционального интеллекта, а также измеряет развитие 4 способностей эмоционального интеллекта: Распознавание идентификация эмоций — способность распознавать свои эмоции и эмоции окружающих, в т. Использование эмоций для решения задач — способность гибко использовать определенные эмоции в мышлении и деятельности, направить эмоции на повышение эффективности познавательных процессов. Понимание эмоций — способность понимать сложные эмоции, чувства, как эмоции переходят от одной к другой, распознавать причины эмоций.

Эмоциональный интеллект: основы и инструменты развития

Таким образом, эмоциональный интеллект помогает наладить связь между человеком и машиной и быстрее находить точки контакта с любой аудиторией. Поэтому он особенно важен и полезен представителям профессий, которые регулярно взаимодействуют с пользователями: продакт-менеджерам, веб-дизайнерам, дизайнерам интерфейсов, интернет-маркетологам. Как развивать эмоциональный интеллект? Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Человек, абсолютно любой, вне зависимости от возраста и профессии, должен стараться постоянно развиваться. Например, диджитал — очень динамичная среда, и в ней просто нельзя работать, не будучи гибким человеком. Также важно читать профильную и сопутствующую литературу, получать новые знания, например, по навыкам презентации, по выступлениям, по работе с аудиторией. Также важно участвовать в публичных дискуссиях, круглых столах, выставках, ставить себе сложные, но реалистичные цели и достигать их.

А затем — выбирать цель сложнее. Так будет сохраняться постоянное движение не просто вперед, но и наверх. Зачем нужен эмоциональный интеллект в современных цифровых профессиях? Чтобы взаимодействовать с разными людьми Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» Если говорить про дизайнеров интерфейсов, то, помимо общения в команде, нашу работу отличает большое количество недолгих и неглубоких контактов с другими людьми, в которых нужно вести себя очень внимательно и корректно. Приведу несколько примеров.

Первый — это так называемое коридорное тестирование, когда мы ловим коллегу прямо в коридоре и просим протестировать продукт, например выполнить несколько задач в приложении или на сайте. Нужно быть очень убедительным, чтобы человек согласился и потратил на все это свое время. Еще страшнее, когда с такими просьбами нужно обращаться не к коллегам, а к посторонним людям.

У людей с более развитым эмоциональным интеллектом есть «второе зрение»: они не только слышат то, что буквально сказано, но и воспринимают подтекст. Если им сказали «Ладно», они могут разглядеть в этом неуверенность, сомнение, сопротивление или что-то ещё — и что-то с этим сделать. Например, разобраться или передоговориться. Эмоциональный интеллект даёт человеку ещё один «слой» реальности, на основании которого можно принимать более качественные решения. Например, на переговорах эмоциональный интеллект поможет расслабить собеседника и направить разговор в нужную сторону. Или понять, что вам здесь ничего не светит и лучше не тратить время на эту компанию.

Это как погодный интеллект Представьте, что вместо слова «эмоции» мы говорим «погода»: Человек с неразвитым «погодным интеллектом» живёт по календарю. Если сегодня 1 марта, он надевает весеннее пальто и весеннюю обувь, берёт зонтик и выходит в город. Если на улице при этом солнце и ни облачка — неважно, ведь на календаре весна, а весной бывают дожди.

Поставьте несколько будильников, чтобы отслеживать, как меняется состояние в течение дня: от бодрости к усталости, от раздражения к легкости и радости. Способность в моменте уловить смену настроения позволяет быстрее реагировать на факторы раздражения. Другие техники развития EQ описаны в образовательном курсе из 38 лекций, который так и называется — «Лучший курс по развитию эмоционального интеллекта». Управление бизнес-процессами Когда понятны собственные эмоции и причины, по которым они возникают, проще регулировать и различать состояние других людей: через комфортную и доверительную атмосферу в коллективе, правильную мотивацию, работу с выгоранием сотрудников, выявление их сильных сторон и зон роста. Вы сможете учитывать человеческий фактор и возможные риски при работе над групповыми проектами, быстрее придёте к общему видению и желаемому результату. Также понимание людей помогает чувствовать потребности клиентов и привлекать выгодных партнеров, а практический навык управления эмоциями даёт возможность принимать взвешенные решения с холодной головой.

Гармоничные отношения с близкими Умение слышать, понимать и поддерживать партнёра — три ключевых составляющих эмоционального интеллекта, которые помогают построить длительные гармоничные отношения. Научитесь этично разрешать конфликты, находить баланс между собственными интересами и желаниями партнёра, учитывать особенности других людей: их установки, потребности, источники мотивации, образ мыслей. Регулярно проговаривайте свои чувства, разделяйте впечатления и переживания, задавайте глубокие вопросы, чтобы понять друг друга лучше. При обсуждении важного вопроса сместите акцент с интерпретации действий другого на собственные чувства и безоценочные факты: Осознанное родительство Наладить отношения со сверстниками, полюбить учебу, найти интересное хобби — задачи, которые порой кажутся почти невозможными, однако проходит через них каждый.

Или кто-то очень убедительно тебя агитирует сделать что-нибудь: пойти в бар, вложиться в его бизнес или еще что-то сделать. И он тебе описывает дворцы с фонтанами, фазанов и все такое, что получится. И если ты не до конца понимаешь своё текущее состояние, не до конца понимаешь, на что он воздействует в тебе, то ты можешь сделать то, о чём потом пожалеешь, то, что будет не в твою пользу. Ирина — Мошенники очень часто пользуются этим, когда звонят от чужого лица. Сергей — Да, они торопят, нагнетают эмоции, давят, стрессируют специально, чтобы создать какое-то особое состояние у тебя, в котором ты меньше думаешь, больше делаешь того, что им нужно. И человек, способный свои эмоции отловить, просто понимает, что его явно загоняют в угол сейчас, что он чувствует себя дискомфортно, и из этой ситуации надо выходить. Или другой пример. Первые годы семейной жизни моей с моей супругой проявлялась такая моя черта: с утра я очень угрюмый. Я настолько угрюмый, что это выглядит просто агрессивно, как будто я конкретно по отношению к жене своей что-то имею негативное, как будто я недоволен. И она первое время не понимала, что происходит. То есть она не могла понять, что происходит, я тоже не понимал, что происходит, потому что утром мне было не до того — я был в своем состоянии, не очень его осознавая. И потом, когда эта ситуация разрешилась, когда я стал понимать, что утром надо бы быть поприветливее и быстрее приходить в себя, и она поняла, что это у меня не по отношению к ней всё происходит, ситуация стала намного проще. И это тоже касается эмоционального интеллекта. Собственно говоря, когда наш голодный ребёнок начинает капризничать, он не понимает, что он голоден. Он думает, что с ним поступают несправедливо, что ему не дают то, что ему причитается, что его мама или папа злые, или плохо себя ведут, что мир несправедлив. Он не понимает, что источник внутри него. Он не осознает своего состояния. И развитие эмоционального интеллекта означает, что он начинает эти вещи понимать. Он понимает, что сейчас он уставший, что мир, в общем-то, не так плох, что надо просто отдохнуть и перекусить, а не капризничать и просто разбрасывать вокруг еду, например, как это часто бывает. Следующий компонент этой модели — «саморегуляция»: способность контролировать свои импульсы, сдерживать импульсы, разряжать их в ту или иную активность. И вот пример с конфликтным поведением, с поведением в конфликте — это как раз навыки саморегуляции. Когда человек либо способен понять, что сейчас его начинает заносить, и дать себе возможность отступить, успокоиться. Или человек продолжает набирать обороты, и ситуация самоиндуцируется и развивается. Есть еще такая интересная составляющая как «поддержание позитивного базового состояния». Ты наверняка сталкивалась в жизни с людьми, которые более позитивные и менее позитивные. Люди, которые в целом большую часть времени улыбаются, и люди, которые большую часть времени в сдержанно угрюмом состоянии. Или даже всем недовольны. Ирина — Всё время позитивные люди вызывают у меня опасения. Сергей — Психи какие-то. Умеренно позитивные люди, наверное, вызывают желание с ними общаться, а люди ворчливые, скептичные и желчные, наверное, вызывают меньше такого желания. Но, что самое важно, людям, которые в целом настроены нейтрально-позитивно, живётся лучше. Они своей жизни больше довольны, чем люди, которые постоянно ворчат, чем-то недовольны, и в целом в таком угрюмом состоянии большую часть времени.

Вся суть эмоционального интеллекта

Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект и зачем он нам, простыми словами. Что такое эмоциональный интеллект и как его развить, рассказывает психолог Виктория Кейлин. Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, в каких сферах жизни он нужен и как его развивать. Что такое эмоциональный интеллект простыми словами. Эмоциональный интеллект – это способность понимать эмоции, чувства и переживания – свои и чужие. Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе.

Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований

Они легче успокаивают конфликты, могут мотивировать других и эффективно решать проблемы в группе. Такие навыки особенно полезны в руководящих позициях и в командной работе. Адаптивность и умение приспосабливаться: Высокий уровень эмоционального интеллекта помогает быть гибкими в изменяющихся условиях и приспосабливаться к новым ситуациям. Это позволяет лучше справляться с неожиданностями, быстро принимать решения и адаптироваться к переменам. Улучшение академических и профессиональных успехов: Эмоциональный интеллект имеет важное значение для эффективности обучения и профессионального развития. Умение управлять эмоциями и мотивацией помогает в преодолении трудностей и достижении высоких результатов. Выводы психологов: В целом, эмоциональный интеллект играет значительную роль в нашей жизни, как в личной, так и в профессиональной сфере. Он позволяет нам лучше понимать себя и других, улучшать отношения и достигать успеха в различных областях. Развитие эмоционального интеллекта является важной задачей, которая поможет нам стать более счастливыми, успешными и уравновешенными личностями. Научные исследования об эмоциональном интеллекте Ученые вносят значительный вклад в изучение эмоционального интеллекта, подтверждая его значимость.

Другое исследование, проведенное Брэдли Бернардт в 2017 году, показало, что преподаватели с высоким уровнем эмоционального интеллекта часто более эффективны в обучении, а их студенты демонстрируют лучшие результаты. Согласно Констанцию Гаде, профессору психологии и исследовательскому руководителю Центра компетенции эмоционального интеллекта University of Pretoria, эмоциональный интеллект можно улучшить через обучение и практику. Она отмечает, что обучение может улучшить способность к самосознанию, самоконтролю, социальному осознанию и управлению отношениями Gade, 2016. Источники: Брэкетт, М.

Ты также можешь распознать свои триггеры, определить свои сильные стороны и увидеть собственные ограничения. Самоанализ может также означать, что ты скромен - в конце концов, все мы только люди. Саморегуляция Если ты способен к саморегуляции, то твои эмоциональные реакции будут пропорциональны данным обстоятельствам. Ты умеешь делать паузы, когда это необходимо, и контролировать свои импульсы. Ты думаешь, прежде чем действовать, и учитываешь последствия. Это также означает, что ты умеешь снимать напряжение, управлять конфликтами, справляться с трудными сценариями и адаптироваться к изменениям в окружающей среде. Все дело в том, чтобы пробудить ту часть себя, которая помогает управлять эмоциями. Мотивация Если ты внутренне мотивирован, то у тебя есть жажда личного развития. Как бы ни выглядела твоя версия успеха, ты в высшей степени мотивирован на успех. Тебя вдохновляет достижение целей, потому что это помогает тебе расти как личности, а не делать это ради внешних вознаграждений, таких как деньги, слава, статус или признание. Эмпатия Если ты эмпатичен, то находишься на здоровом уровне самозаинтересованности - но не эгоцентризма. В разговоре ты можешь понять, откуда кто-то пришел. Даже если точный сценарий не происходил с тобой, ты можешь использовать свой жизненный опыт, чтобы представить, как это может ощущаться, и сочувствовать тому, что они переживают. Ты не спеши судить других и осознаешь, что все мы просто делаем лучшее, что можем, в тех обстоятельствах, которые нам даны. Когда мы знаем лучше, мы делаем лучше. Социальные навыки Если ты развил свои социальные навыки, то ты умело работаешь в команде. Ты осознаешь других людей и их потребности в разговоре или при разрешении конфликта. Ты приветлив в разговоре, используешь активное слушание, зрительный контакт, навыки вербального общения и открытый язык тела. Ты знаешь, как развить раппорт с другими людьми или выразить лидерство, если того требует случай. Почему важен эмоциональный интеллект? Люди являются социальными животными - мы созданы для связи.

Он рассказывает о том, как работает лимбическая система, которая отвечает за эмоции, и как научиться ими управлять. Есть подход Патрика Кинга — он о том, что мы ищем врагов не друг в друге, а в барьерах коммуникации. Например, один из навыков этого подхода — умение давать обратную связь. Я могу дать человеку обратную связь одними и теми же словами, но с разной внутренней позицией. Первая позиция — отождествлять человека и проблему, а себя воспринимать как их оппонента. Вторая позиция — быть на стороне человека, а не проблемы. Слова одни и те же, а результат разный. Получается, что проявление эмоционального интеллекта — это такое маленькое внутреннее движение: оно незаметно глазу, но меняет всё. Женя Венина, консультант по вопросам развития и создания эффективных команд в айти-сфере, коуч, фасилитатор: — Мне нравится метафора, что эмоциональный интеллект — это регулятор. В зависимости от контекста, он помогает найти баланс между тем, что мы чувствуем, и тем, как транслируем эти чувства в социум. При этом любая из моделей эмоционального интеллекта — это всего лишь ориентир, который может помочь построить собственную модель. Гоулман пишет для американской аудитории, российское же общество развивалось и находится в других ограничениях, поэтому мы не можем применить к нему эту модель без правок. Российская практика» и «Эмоциональный интеллект в сложных коммуникациях». У них хорошо получилось адаптировать знания об эмоциональном интеллекте к российской действительности. Вот как эти авторы определяют эмоциональный интеллект и его составляющие. Эмоция — это обратная связь на любое изменение во внешнем или внутреннем мире, которую мы получаем от организма. Она содержит в себе информацию о том, как мы оцениваем это изменение и влияет ли оно на наши решения и действия. Модель эмоционального интеллекта Сергея Шабанова и Анны Алешиной состоит из четырех элементов: умение осознавать свои эмоции, умение осознавать эмоции других людей, умение управлять своими эмоциями, умение управлять эмоциями других людей.

Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: пасторель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий