Сыропустная неделя также называется «Прощенным воскресеньем», т.к. в этот день по традиции принято просить друг у друга прощение перед вступлением в Пост.
Прощеное Воскресенье: как провести день перед Великим постом
Первый заголовок, «Неделя сыропустная» — означает, что вкушению сыра и всей Масленице приходит конец, запустение. Поели сыр, молочное, блинное и яичное, и теперь сыропуст, начинается следом Великий пост. И более конкретно говорит примечание: «Заговенье на Великий Пост». Заговенье — это последний день перед постом. Заговляемся, вкушаем напоследок, но, конечно же, не объедаемся, ибо это грех, а на следующий день организму, желудку и всему человеку должно быть легко. Потому что весь Великий пост — это путь к лёгкости желудка, бодрости духа и полётности молитвы. Второй заголовок — «Прощёное воскресенье» говорит нам о том, что для нас нет никакой возможности выпросить у Бога прощение наших грехов, если мы не простим всем людям их грехи и зловредные поступки. Об этом сказал Сам Господь Иисус Христос. Когда Он учил Своих учеников, как надобно молиться, Он научил их молитве «Отче наш», в которой содержится прошение: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» Мф. И затем Спаситель пояснил: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших Мф. И ещё, в Нагорной проповеди Спаситель говорит: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» Мф.
Тут нет никаких вариантов. Если я не прощу, то и мне Господь не простит. Именно поэтому так важно со всеми примириться. Поэтому с давних пор принято перед началом Великого поста проверять свою совесть, так же, как мы делаем это каждый раз перед Таинством Исповеди, задавать себе вопрос: «Всех ли я простил? Для того, чтобы напомнить об этом, в каждом приходе, в каждом храме в этот день или после литургии, или в конце вечерни совершается особый чин прощения: священник или архиерей просит прощения у всех прихожан, и прихожане все друг у друга просят прощения. Поются трогательные, покаянные песнопения. Этот чин для нас очень важен, как напоминание о необходимом обстоятельстве для нашей духовной жизни. И это напоминание о том, что тему прощения нужно вынести за пределы храма и примириться с теми, с кем было непросто. Иногда бывает совсем тяжело.
Прощеное воскресенье. В Прощеное воскресенье вспоминается библейское сказание об изгнании праотца Адама из рая. Библия говорит нам, что первой заповедью, которую Бог дал человеку, было беспрекословное послушание. Повиновение — это простое и ясное предписание. Из повиновения и смирения рождаются все другие добродетели, из умствования же — все греховные помыслы. Человеку не надо было ни знать ничего, ни рассуждать, поскольку повиновение есть главная обязанность разумной души, признающей своего Создателя. Ведь человек сотворен по слову Божьему, чтобы отразить природу Бога. Он имеет изначальную ценность творения. Но из-за грехопадения внутренняя изначальная природа, данная человеку, была им утрачена. Адамово изгнание... Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества — Царства Божия. Причина изгнания Адама — грех, совершенный прародителем. Грех же причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом — это главный подвиг на пути к Богу. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов , или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Архимандрит Кирилл Павлов Воспоминание Адамова изгнания из рая. Прощеное воскресение.
Ел по два куска хлеба и пил по два глотка воды. А иногда по две недели не ел, и все ночи, молясь, проводил без сна. В отцовском же доме семнадцать лет страдал от слуг. Одни толкали его, другие бранились, иные обливали помоями. Он же все это с радостью принимал. А ты, душа моя, всегда возражаешь и жалуешься даже на меньшее, не терпишь и малейшего оскорбления словом. Вспомни, душа моя, Антония и Феодосия Печерских, постоянно молившихся Богу и проводивших все ночи без сна. Феодосий никогда не отдыхал, лежа на ребрах своих, но спал сидя. Ты же, душа моя, даже свое короткое молитвенное правило не стараешься исполнять без дремоты. К тому же и пищей их были лишь хлеб и вода. Братии Феодосий позволял иногда на трапезе утешаться пищей, а сам ел черствый хлеб, да еще и трудился на братию. Плел обувь, иногда молол, и дрова рубил и носил. Вспомни и Григория из той же обители, не спавшего все ночи, но певшего и молившегося постоянно. Вспомни Парамона, который, когда ел, не пил воды, когда же пил, не ел вовсе. Вспомни и преподобного Анина, изнурявшего постом свое тело, который многократно в Великий Пост до Пасхи ничего не ел. А Григорий Акрагантийский имел обыкновение не есть всю неделю, кроме суббот и воскресений. И занимался постоянно изучением святых книг, имел всегдашнее бодрствование и совершенное воздержание. А также и великое смирение, слезы, непрестанную молитву Исусову, и ежедневно кормил нищих. Ты же, душа моя, не побуждаешь себя с усердием к этим великим добродетелям. Вспомни, душа моя. Марью Египетскую. Сорок семь лет скиталась, как зверь, по пустыне Иорданской, не имея ни еды, ни одежды. И сама рассказывала Зосиме: «Когда начинала есть, тотчас хотелось мне мяса и рыбы, и вина, которые были в Египте. Здесь же, не имея даже воды, жестоко раздражалась и сильно страдала, и, упав на землю, не вставала ни днем, ни ночью, плача. И провела так шестнадцать лет, десятками тысяч принимая мучения. С тех самых пор и до сего дня Помощница мне — Богородица. Она мне всегда помогает». Зосима сказал ей: «Да неужто же так и обошлась без пищи и одежды? Одежда же, которую имела, переходя Иордан, разорвалась и распалась. Много мучений претерпела от холода и зноя, сгорая на солнце, замерзая на холоде и дрожа.
Это значит, что в глазах Бога наивысшим достижением человека является смирение», — рассказал в беседе с «Лентой. Именно признание своих грехов, а также собственной незначительности из-за этих грехов и есть настоящее смирение гордыни, к которому призывают Христос и церковь. И пусть вас не вв одят в заблуждение слова об унижении себя. Унижение себя не означает желание казаться более ничтожным, чем есть на самом деле отец Александр священник храма Всех Святых на Кулишках Эта фраза в притче означает лишь «понимание, что, будучи грешным, по определению нельзя претендовать на какую-то исключительность или даже просто более сильную значимость по сравнению с другими людьми». Отец Александр отметил, что от того, наскольк о велико у того или иного человека чувство греха, зависит его близость к Богу. Он напомнил, как Иоанн Креститель был смущен при виде Иисуса: он говорил , что недостоин даже р азвяза ть ремень его обуви. Это происходит в том случае, если они становятся самоцелью, средством для возвышения, предметом для гордости. Фарисей соблюдал все правила, но при этом презирал остальных и проявлял свою надменность. И именно поэтому отдалился от Бога», — подчеркнул отец Александр. Протопресвитер Александр Шмеман говорил , что «Притча Христа ножом врезается в самую страшную опухоль современного мира, в опухоль фарисейской гордыни. Ибо, пока эта опухоль будет расти, в мире будут царить ненависть, страх и кровь». Однако у многих людей не укладывается в голове, почему совершение добрых дел — обязательное занятие, которое является важнейшим условием спасения, — нельзя считать достаточным для того, чтобы признать себя праведными людьми. Отец Александр подчеркнул, что истинный путь к спасе нию заклю чается в осознании и признании собственной греховности, так как безгрешных людей нет, какими бы праведными они не были. Почему притча о мытаре и фарисее актуальна до сих пор Сегодня героев этой притчи можно сопоставить с людьми так называемого высшего общества, достигшими в жизни определенного положения, и представителями простого народа, которым похвастаться особо нечем. Психолог Олег Шевченко в беседе с «Лентой.
Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания
По окончании поста не все возвращались обратно живыми, некоторые люди умирали, кто-то попадал в лапы хищникам. Поэтому, уходя в неизвестность на такой длительный срок, монахи старались попросить друг у друга прощение вольных и невольных грехов. Это можно было считать началом подвига в приготовлении своих душ к празднику Воскресенья Христова. Духовный смысл прощения. Самые главные слова в этот день у православных: «Прости меня» — «Бог простит, и я прощаю». Взаимное прощение — вот простой ответ, что нужно делать, чтобы быть чистым перед Господом. Каждый произносящий такие слова должен четко понимать, что он грешен, изначально по своей природе. Дальше, в течение жизни, грехи накапливаются в результате мыслей, желаний, действий. Этот короткий диалог может и не стать началом разбора жизненных недомолвок и разногласий с кем-то из ваших близких или друзей, одно можно сказать точно — эти слова должны идти от самого сердца. Один только Бог — Судия нам, Он один имеет право судить и миловать, поэтому и отвечающий вам такой же грешник, сначала говорит «Бог простит», а потом уже смиренно «и я прощаю».
В любых, даже самых запущенных случаях, очень важно убрать свою гордыню, и со смирением, найти силы простить и самому попросить прощения. Но не всегда есть силы простить своего обидчика, сказав ему об этом прямо в глаза. Тут очень важно об этом признаться самому себе и хотя бы, для начала, попросить у Господа прощения для этого человека. Главное в этот день осознать свою греховность, а не попросить прощения и со спокойной душой пойти пить пиво не забыв, что Прощеное воскресенье — это последний день перед постом, когда нет больших ограничений в еде. Прощеное воскресенье — это не традиция из серии «все так делают», это настоящая битва внутри себя с кознями и диавольскими нападками. Очень тяжело искоренить из своего сердца злобу, обиду или вражду, особенно если это сделали близкие люди.
Join Неделя сыропустная. Неделя сыропустная, в которую бывает «сыра отпуст», то есть прекращение ядения сыра, непосредственно пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию «Изгнания Адамова». В песнопениях этой недели вспоминается грехопадение наших прародителей Адама и Евы и этим уясняется необходимость постного подвига. Пали Адам и Ева через невоздержание и непослушание, и теперь через добровольно принимаемый на себя подвиг воздержания и послушания Церкви мы можем снова восстать и вернуть утраченное ими райское блаженство.
Иначе бы все это меня не интересовало. Запомним эти слова Господа. Это и есть тайна нашей молитвы и наших добрых дел, которые должны быть по слову Христову «втайне». Все, что совершается не на уровне сердца, не имеет тайны. Это только внешнее исполнение нами некоей роли, то, что «кажется» глазам других или даже взору нашей совести. Глубина нашего «я», наша личная тайна — это наше сердце, и в него мы должны войти, как мытарь. Здесь ничего не «кажется», здесь Бог, и мы — лицом к лицу с Ним. Эта заповедь о вхождении в сердце не относится только к немногим святым.
Все чада Божии, прежде всего оттого, что они — Его чада, живут непосредственно лицом к лицу с Богом в молчании сердца. Вот место Поста. Только здесь мы можем его почувствовать, ощутить голод и жажду. Здесь отсутствие жажды, отсутствие любви. Теперь нам становится понятно, почему воскресенье, которым мы вступаем в Великий пост, называется «прощеным». А также то, что Господь говорит относительно прощения. Если оно «не от всего сердца», ничего не происходит. Разумеется, если мы простили друг друга, это не значит, что обязательно сразу исчезнут все плохие чувства, которые мы можем иногда испытывать друг к другу.
Но прощение — это отношение сердца, которое поистине постится, отказываясь питать себя упреками ближнему за зло, которое он причинил лично мне. Я решительно отказываюсь от этой пищи. Новый Завет — завет любви, жизни Отчей любви, изливающейся в наших сердцах Духом Святым. Мы живем так, как молимся. Почему только одно из прошений молитвы «Отче наш» было выделено сегодня на воскресной литургии, вводящей нас в Великий пост, — о прощении? Постараемся увидеть связь этого прошения со всем, о чем мы молимся в самой главной нашей молитве, и чем мы призваны жить в течение всего Великого поста и всей нашей жизни. Господь знает нас и знает также, что простить от всего сердца для нас очень трудно, даже невозможно.
Сам с небес пришел на землю, желая устранившихся от Него ввести в Первое Царство, из которого мы ниспали невоздержанием. Против болезни положил исцеление — святой и Великий пост. Первым постился Моисей, сорок дней, и ради этого с Богом беседовал лицом к лицу, и просветилось лицо его от славы Божьей, как солнце, и невозможно было никому смотреть на него. Так постился и Илия сорок дней, и до ныне жив есть: на колеснице огненной взят был на небо. Также многие другие, постившись, сотворили великие чудеса. Потом же и Сам Господь Бог наш постился сорок дней, по образу нашего поста, победу давая нам на врагов и показавши, как очистить нам душу и тело. Так и мы, братья, поусердствуем, чтобы быть подобными святым, постом и молитвами и чистотою: пост тело очищает, а душу спасает и на небо возводит. Не желая смерти грешника, но спасения нашего желая, Христос учит нас, говоря: "Не скрывайте имения вашего на земле, где черви едят и моль растлевает и воры крадут, но скрывайте сокровище ваше на небесах". Говорит: излишки ваши отдайте неимущим, и разумейте, что на небесах сие сокроете. Итак, поревнуем святым, которые спаслись постом и добрыми делами. По житию их и Господь Бог наш может осудить нас, говоря: как они постились и правду творили, вы же почему так не сотворили? Нет, братья, да не будет нам того, чтобы сие услышать. Но да услышим глас Господень, глаголющий: придите, благословенные Отца Моего. Придите, сыны света.
Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания
В 2023 году светлый праздник Воскресения Христова наступает 16 апреля, а предшествующая Великому посту неделя масленицы охватывает даты с 20 февраля по 26 февраля. Неделя сыропустная. 17.03.2024. Сегодняшнее воскресенье называется прощённым Почему? Откуда взялась такая странная, на первый взгляд, традиция: просить прощения у всех и у каждого? Главный смысл подготовительных недель не в еде, а в сюжетах из Писания, рассказал в студии ГТРК "Самара" протоиерей, ректор Самарской православной духовной семинарии Максим Кокарев. Последнее воскресенье накануне Великого поста называется Неделей сыропустной, или Прощеным воскресеньем В этот день на вечерне после Литургии служится особый Чин прощения. Прошлая Неделя была Неделей о Страшном Суде, когда Господь каждого из нас с вами призывал к покаянию, говоря о том, что земная человеческая жизнь имеет точку начала – день рождения, и окончание – день смерти. С понедельника начинается Сырная седмица, или Масленица, которая заканчивается в воскресенье, называемое Сыропустной неделей.
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.
последнее воскресенье пред Великим постом, окончание Сырной седмицы. В сыропустную неделю, в народе больше известную как прощеное воскресенье, вспоминается изгнание Адама из Рая по причине грехопадения. T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий. последнее воскресенье пред Великим постом, окончание Сырной седмицы. Первый заголовок, «Неделя сыропустная» – означает, что вкушению сыра и всей Масленице приходит конец, запустение. Праздник имеет три названия: Неделя сыропустная (сырная), Адамово изгнание и Прощеное воскресенье.
Масленица или Сырная седмица
Человек, который каждый пост по силам трудится и ведет духовную брань, постепенно освобождается от власти врага. Сыропустная неделя завершает Сырную седмицу, которую в народе принято называть Масленицей. Неделей сыропустной этот день называется потому, что совершается заговение на сырную и молочную пищу (молочный сыр типа брынзы был основной скоромной пищей монахов).
Сырная седмица
Сыропустная седмица по церковным понятиям период, когда христиане готовятся к Великому посту. «Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье. Сейчас новости абсолютно депрессивные, подталкивают нас к осуждению, к озлобленности, ненависть разжигается между славянскими и православными народами, поэтому надо позаботиться о том, чтобы ничего лишнего не было во время поста. Основная тема Сыропустной недели — воспоминание Адамова изгнания, в этот день совершают Чин прощения.
Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье
Сыропустная Неделя – последнее воскресенье перед Великим Постом, этим днем заканчивается сырная седмица и Масленица. Мясо запрещено есть в последнюю подготовительную неделю, известную в народе как масленичная, или сыропустная неделя. Это последняя подготовительная неделя, предшествующая Великому посту, и заканчивается она Прощёным воскресеньем. Неделя сыропустная или Прощеное воскресение – это последний день перед Великим постом, ровно за 7 недель до Пасхи. Праздник имеет три названия: Неделя сыропустная (сырная), Адамово изгнание и Прощеное воскресенье.
Четыре недели до Великого поста: как подготовиться
С понедельника начинается Сырная седмица, или Масленица, которая заканчивается в воскресенье, называемое Сыропустной неделей. Во время Сырной седмицы мы уже не вкушаем мясную пищу, допускается в течение всей этой седмицы вкушение молочной пищи, яиц, рыбы. Сыропустная неделя называется также Прощеным воскресеньем», — говорит иеромонах Алипий. В 2024 году Великий пост продлится с 18 марта по 4 мая и завершится 5 мая — праздником Пасхи Христовой.
То есть, говорит он, Бог повелел Адаму интересоваться всеми остальными стихиями и качествами и умом размышлять о них , равно и о своей природе, прославляя за это Бога, ибо это — истинная пища; однако о Боге: Кто же Он по естеству, и где Он , и как привел все из небытия, — отнюдь не допытываться.
Однако Адам, оставив всё другое, стал более и более выведывать о Боге и тщательно исследовать Его сущность. Поскольку был еще несовершенен и неразумен, как младенец, то и впал в это, когда сатана через Еву внушил ему мечту обожения. А великий и божественный Златоуст, хотя и следуя Писанию, но вместе с тем не по букве, приписывает этому древу познания некую двойную силу и говорит, что рай был на земле, считая его вместе и духовным, и материальным, — как и Адам был между смертью и бессмертием. Некоторые же думают, что древом преслушания была смоковница, так как Адам и Ева , внезапно познав свою наготу, прикрылись, употребив ее листья.
Потому Христос и проклял смоковницу, что она была причиной непослушания; она имеет даже и некое сходство с грехом. Прежде всего, — это сладость плодов , затем жесткость листьев и прилепление клейким соком. Но есть и такие, которые неправильно помышляют, будто запрещенное дерево — соблазнение Адама Евою и познание ее. Итак, преступив заповедь Божию, Адам оделся в смертную плоть, был проклят и изгнан из рая; и повелено было, чтобы огненный меч охранял его вход.
Адам же, сидя напротив рая , плакал о том , скольких благ лишился из-за того, что не постился в свое время. И в его лице весь человеческий род подвергся проклятию, пока Создатель наш, пожалев наше естество, погубленное сатаною, не возвел нас снова в первозданное достоинство, родившись от Святой Девы и безгрешно пожив, показав нам путь через противоположное тому что сделал Адам , то есть пост и смирение, и победив прельстившего нас хитростью.
В храме Святителя Стефана Пермского в Южном Бутово совершены в субботу всенощное бдение, в воскресенье — ранняя и поздняя Божественные литургии и Чин прощения. На Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея 6, 14—21 , в котором Спаситель говорит о необходимости прощать наших ближних. Также накануне начала Великого поста мы слышим слова Господа о том, как правильно поститься: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Если углубимся в историю, то увидим, что Сырная седмица — наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики — местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне.
Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались теплыми словами. Отсюда и название этого дня — Прощенное воскресенье. В традиции всю неделю вкушать молочную пищу — даже в понедельник, среду и пятницу — тоже монашеское происхождение. Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а порой — и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся. Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной.
Христианину-обывателю не нужно идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя белковой пищей. Но есть другой момент — в миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно. Поэтому постовые ограничения стали вводить постепенно, и Сырная седмица — один из таких этапов, когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения. Однако и не увлекаться особо, помня, что скоро пост. Дохристианская история Масленицы Масленица — исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Сразу оговоримся — Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя воскресенье Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица. Думаю, если говорить о славянском наследии, то здесь речь может идти, скорее, о том, почему Церковь все-таки освятила языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Ответ очень прост — христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле.
Возможно, это звучит странно на фоне частых заявлений со стороны о нетерпимости христиан, но это так. Христианство — религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, не нивелирует, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия. Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, но, тем не менее, она ее переплавила, и именно это многовековое влияние христианства сделало некогда языческий праздник тем ярким и гротескным периодом, который известен уже несколько столетий. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья. Масленица: смысл праздника Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, чем в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности. Праславянская Масленица отмечалась в начале весны — в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине — регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, — последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы.
То оттепель придет, то морозы прижмут. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после — окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования. А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание.
Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву. Третий — не менее важный момент — продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то и ты тоже должен дать жизнь другому.