Сеть супермаркетов «ВкусВилл» скорректировала планы по развитию в Петербурге. Основатель "Вкусвилла" не исключил привлечение стратегического инвестора вместо IPO. Владелец «ВкусВилл» – ее основатель Андрей Кривенко (1,8%), а также Евгений Лисицын (86,08% через ООО «Проект Избенка» и АО «Эволюционная цель») и фонды Baring Vostok (12,16%). Три цели компании: целостность, самоуправление и эволюция, базируемая на инновациях. На конец 2021 года Андрею Кривенко принадлежало 99% АО «Эволюционная цель», которое через ООО «Проект Избёнка» владела 86,05% «ВкусВилла».
Сеть «ВкусВилл» задумалась об IPO
Я ехала на интервью с Андреем Кривенко — основателем магазинов «ВкусВилл» и «Избёнка» — человеком, который получил премию «Предприниматель года-2016» по версии РБК. По данным ЕГРЮЛ, 12,16% ООО «Вкусвилл» принадлежит фондам Baring Vostok, 1,76% — основателю сети Андрею Кривенко, 86,08% через ООО «Проект “Избенка”» и АО «Эволюционная цель» владеет Евгений Лисицын. Если говорить про глобальную эволюционную цель «ВкусВилла», то это изменение продуктовой розницы в России.
Как цезарь во «ВкусВилле» стал антихрупким
увеличение количества клиентоцентричных компаний в России. Автор бестселлера «ВкусВилл: Как совершить революцию в ритейле, делая всё не так» и книги «Энергия клиента. На 2019 год Андрею Кривенко напрямую принадлежат 1,79% «Вкусвилл», а через АО «Эволюционная цель» – еще 85,19%. Основатель сети Андрей Кривенко через АО «Эволюционная цель» владеет ООО «Проект Избенка», которому, в свою очередь, принадлежит 86,05 % АО «Вкусвилл», и ещё 1,79 % акций напрямую[27]. Кривенко через АО "Эволюционная цель" и ООО "Проект Избенка" владеет 86,05% "Вкусвилла".
ВкусВилл стал партнёром программы лояльности СберСпасибо
В описании задачи для брокеров по подбору помещений новый формат сеть назвала "Глобо". Компания появилась в 2012 году, когда основатель сети магазинов молочной продукции "Избенка" Андрей Кривенко решил расширить формат - как ассортимент, так и площади. В новых магазинах, которые позиционировались как "супермаркеты натуральных продуктов", стали продаваться продукты немолочных категорий.
Расширение сервисов доставки Благодаря запуску даркстора, курьеры могут бесплатно доставлять заказы по адресам, удаленность которых составляет 50 километров и более сервис "загородной доставки". Также появилась возможность доставки за 1 час, круглосуточной и экспресс-доставки, сообщили в компании. Читайте новости, комментарии экспертов и эксклюзивные материалы в Telegram-канале Моллы.
Мы сразу решили, что подобные меры совсем не про нас и идут вразрез с эволюционной целью компании: «Полезная еда для здорового питания доступна каждому». Уже к концу марта спрос начал стабилизироваться, по статистике наблюдается тенденция к снижению продаж товаров длительного пользования. Наглядная история с женскими средствами гигиены, продажи которых в феврале выросли во «ВкусВилле» в 5 раз. Наши объёмы поставок товара были рассчитаны на стандартный спрос, поэтому товар закончился неожиданно быстро. Но на наши распределительные центры уже приехала новая поставка, которая обеспечила достаточное количество товара в наших магазинах и дарксторах. Что думают покупатели По данным исследования команды CJM «ВкусВилла», проведенном в середине марта, среди наших покупателей, уровень потребительского оптимизма на текущий момент держится на уровне: нет панического спроса и реакции на исчезновение товара, нет ощущения ограничений ассортимента или страха повышения цен. Покупатели готовы экономить на десертах, экзотических фруктах и овощах, соусах и деликатесах. Идет переход в сторону более бюджетных аналогов. Например, замена деликатесной колбасы на более простую или пирожное вместо торта. При этом наши покупатели не хотят менять привычный образ жизни и поступаться качеством продуктов. Тенденция сохранить разнообразие рациона и качество продуктов, уменьшая единовременные затраты на продукт, влечет спрос на маленькие упаковки. Мы уже наблюдали аналогичную ситуацию в сегменте овощей открытого грунта. Когда цены на них в последний год подросли, люди стали покупать их более сдержанно: раньше, например, если человеку была нужна морковь на суп, он покупал сразу килограмм, а то и два. Теперь же приобретает ровно то количество, которое необходимо для приготовления блюда. Потребности людей могут измениться, мы будем адаптироваться под ситуацию и подстраивать ассортимент под запросы и пожелания наших покупателей. Что с импортом Основной ассортимент продуктов «ВкусВилл» производятся в России, поэтому глобальных изменений не будет. В категории фрукты и овощи все, что можно вырастить в России или странах Таможенного союза, берем у местных поставщиков. А вот бананы, ананасы, манго — импортозамещению не поддаются, климатические условия не позволяют.
Кроме того, бирюзовое управление способствует выявлению в коллективе людей, обладающих главным лидерским качеством — готовностью брать на себя ответственность. Но лидеры в таких организациях — это не начальники, а скорее координаторы, тренеры и мотиваторы; они помогают коллегам повышать свою самостоятельность и эффективно взаимодействовать в команде. Есть искушение думать, что бирюзовое управление возникнет в компании само собой — стоит лишь лидеру создать группу приверженцев бирюзовых идей или просто самоустраниться, призвав коллектив к самоорганизации. Не надейтесь! Без лидера, который вдохновляет и поддерживает, процесс трансформации быстро заглохнет. Методы перевода организации на бирюзовое управление можно применять как по отдельности, так и вместе. Если вы глава компании, начните с себя. По мере того как будет меняться ваше влияние на окружающих, будет меняться и вся организация. Делитесь этими наблюдениями с коллегами. Организуйте группу добровольцев по преодолению собственной нецелостности — в команде единомышленников легче работать над собой. Пусть компания сформулирует свои обещания-обязательства перед клиентами, а затем обещания дадут все ее подразделения и каждый сотрудник в отдельности предварительно затребовав и получив необходимые для выполнения этих обещаний права. Можно пойти и более коротким путем: просто передать сотрудникам права, которых им не хватает для качественного выполнения их обязанностей. Запустите в компании процесс непрерывных изменений. Прежде всего нужно искоренить в коллективе страх совершить ошибку. Любое решение рассматривайте как проверку гипотезы. Такой подход позволяет быстро и дешево тестировать множество возникающих идей и оперативно внедрять самые перспективные. Популяризатором бирюзовых принципов может быть даже один сотрудник, которому удалось успешно использовать их для решения застарелых проблем. Чтобы развеять страх перед переменами, предоставьте коллегам как можно больше информации о бирюзовой системе и объясните, что реформы не являются необратимыми: если результаты разочаруют, компания всегда сможет вернуться на исходные позиции. Убедить скептиков поможет рассказ о положительном опыте организаций, уже перешедших на бирюзовое управление. С 2009 года она без использования заемных средств проделала путь от четырех молочных киосков в Москве до торгово-розничной сети из свыше 1000 продуктовых магазинов, охватывающей всю европейскую часть России. Руководство попыталось связать обещания с ключевыми показателями эффективности, однако этот эксперимент дал отрицательные результаты, и в 2014 году его свернули. В том же году компания вошла в сотню крупнейших розничных предприятий России. Время подталкивает современные организации смелее брать на вооружение бирюзовые принципы. Сегодня от руководителей требуется не столько отдавать приказы, сколько прислушиваться к своему коллективу и чутко налаживать взаимодействие с людьми. Как никогда важна способность бизнеса быстро приспосабливаться к изменениям во внешней среде. Сотрудники хотят, чтобы их труд был осмысленным, служил высоким целям, а также способствовал обретению целостности, без которой не справиться со стрессами современной жизни. Бирюзовое управление — отличный ответ на эти вызовы сегодняшнего дня. Хотя организации, придерживающиеся этого принципа менеджмента, существуют еще с середины XX века. Лалу разделил компании по цветам согласно их управленческой модели, где красный соответствует самой импульсивной и неорганизованной, а зеленый — наиболее близкой к современному человеку осознанной организации с социальной ответственностью. Но Лалу понял, что это не последняя ступень, и выделил бирюзовую — эволюционную модель. Она сильно отличается от предыдущих подходом к ведению дел, инструментами и, самое главное, философией. Это новый крутой виток развития бизнеса. Высшая цель и самоуправление Бирюзовые организации часто называют организациями будущего или живыми. В них отсутствуют KPI, контроль со стороны руководства, да и самого руководства тоже нет. Самое важное в бирюзовом управлении — эволюционная цель, миссия компании. Она направлена не вовнутрь организации, а вовне и имеет значение не только для клиента, но и для какого-то сообщества или, возможно, даже для государства. Так, основатель компании «ВкусВилл» Андрей Кривенко называет эволюционной целью своей компании продукты с честным составом во всех магазинах страны. Второй важный принцип — самоуправление. Организация строится на отсутствии вертикали власти: минимум начальников и максимум свободы. В классической организации начальники отдают распоряжения и приказы, подчиненные их выполняют. Вторые при этом практически не участвуют в принятии решений. Такой подход не дает рядовым сотрудникам возможности проявиться, применить таланты и чувствовать себя частью команды с общей целью, а не простым винтиком в огромной машине. Бирюзовые организации, напротив, максимально горизонтальные. В руководстве для новых сотрудников в компании — разработчике компьютерных игр Valve игры Counter-Strike, Dota 2 и др. Кто задачу решает, тот и несет за нее ответственность. Это очень логично: странно нанимать человека с определенными компетенциями на какую-то позицию, а после тратить время на постановку ему задач, контроль их выполнения и нести ответственность за то, что он делает. Сам себе начальник В бирюзовых организациях нет должностных инструкций, каждый сотрудник берет на себя роли, дает соответствующие им обещания, обязательно получает обратную связь от команды по каждому из направлений. В процессе он может от каких-то ролей уйти и получить новые. Может присоединиться к любому проекту внутри компании. Даже наем новых сотрудников рекомендуется проводить всей командой, с которой потенциальный работник будет связан. Сотрудники зададут важные для своей работы вопросы и смогут понять, подходит ли им человек по духу. Команда же и несет ответственность за нанятого сотрудника. Особое внимание уделяется людям в компании. Четверть опрошенных подтвердила при этом готовность перерабатывать. Современному человеку важно иметь определенные свободы, а сильный контроль мешает компании развиваться. Качественные отношения внутри компании не могут строиться на контроле. Нависание контроля приводит к страху, а страх — к стремлению скрыть свои ошибки, из-за которого организация теряет реальное понимание происходящего. Ошибки надо разбирать, находить их причины и устранять, но не скрывать. Все для людей Существует страх, что если не контролировать сотрудников, дать им свободу, то они попросту перестанут ходить на работу. Но опыт бирюзовых организаций показывает другое. Калифорнийская компания Patagonia была основана в 1957 году и изготавливала альпинистские крючья, но постепенно выросла до ведущего производителя одежды для активного отдыха. Основное правило Patagonia — работать только с поставщиками, которые при производстве материалов придерживаются экологических норм. По сути, это их эволюционная цель. Отношения в компании строятся на доверии и понимании потребностей сотрудников. В офисе есть залы для занятия спортом, йогой, расположен развивающий детский центр для детей сотрудников, любой может спокойно пообедать с дочкой или сыном. Отличный пример перехода к бирюзовому управлению — компания патронажных медработников Buurtzorg. Основатель Йос де Блок сам работал медбратом в организации, которая ставила сотрудников в жесткие рамки, прописывала поминутные регламенты и не поощряла какие-либо отступления. В сфере, где клиенты — болеющие пожилые люди, невозможно без человеческого участия и внимания. Йос основал свою компанию, в которой медработники и пациенты становятся друзьями. Задачей компании стало не только качественное обслуживание, но и удовлетворение клиента, а целью — помочь больным и престарелым пациентам жить как можно более независимой и полноценной жизнью. Компания состоит из самоорганизующихся команд по 10-12 медработников, у которых нет руководителей и планов. Каждая группа сама решает текущие задачи и нанимает на работу коллег. Как итог: штат компании вырос от 10 человек до 9500. Новые сотрудники приводят за собой клиентов, с которыми работали на прежних местах. Бирюзовое управление в России Компания «Аскона», российский производитель матрасов в России и один из лидеров рынка, является поставщиком продукции для магазинов IKEA и выпускает товары под частными марками ретейлеров: «Ашана», Hoff, Lazurit, «Много мебели».
Не анархия и не коммунизм: как 3000 сотрудников «ВкусВилл» работают без HR
Уставный капитал ПАО "Вкусвилл" составляет 200 млн рублей, он разделен на 200 млн обыкновенных акций номиналом 1 рубль каждая.
Влияние осуществляется каждым словом и поступком, любым жестом или проявлением мимики и даже молчанием, бездействием или отсутствием реакции. Бирюзовые принципы позволяют превратить организацию в гибкий саморегулирующийся и саморазвивающийся организм, в котором заложено стремление к постоянному росту и совершенствованию. Эволюционная цель не должна сводиться к получению прибыли — при бирюзовом управлении деньги рассматриваются как ресурс компании, а не смысл ее существования. Организации, выбравшие бирюзовый путь, ставят перед собой высокие общественно-полезные цели, которые для них важнее собственного блага. Целостный человек искренен, открыт и честен перед собой и коллегами, получает удовольствие от работы. Для компаний с бирюзовым управлением важен не только труд, но и сами люди — их личность, эмоции, человеческие качества. Штрафовать сотрудников в компаниях бирюзового типа категорически запрещается. Даже если вы откажетесь выполнить просьбу коллеги, никаких санкций не последует.
Отсутствие наказаний не означает отсутствие ответственности. Напротив, права и ответственность в организациях с бирюзовым управлением неразрывно связаны: получая право на самостоятельные решения, человек одновременно принимает на себя ответственность за них. Когда все необходимые полномочия предоставляются, он дает обещание. Сотрудники совершенно свободны в выборе способов выполнения данных ими обещаний. Сроки выполнения обещаний, как правило, не оговариваются, так как на практике это лишь замедляет работу: обычно люди склонны запрашивать на выполнение задачи намного больше времени, чем нужно в реальности. Любому человеку удобнее жить в таком режиме, когда он сам определяет… чем заняться сначала, а чем потом, — тогда и результат выдается по максимуму. Когда у сотрудника появляется дублер, внутренние клиенты получают возможность выбирать, к кому из исполнителей обратиться. Вознаграждение каждого из них зависит от объема работы, выполненной по заказу клиентов. Во-первых, этот механизм помогает, если сотрудник то и дело нарушает свои обещания.
Неэффективного работника никто не наказывает — он просто естественным путем остается без заказчиков, и через два месяца компания с ним прощается. В-третьих, можно объективно сравнить качество работы дублеров. Наконец, если один из сотрудников увольняется, это не приводит к остановке рабочего процесса. Соответственно, они же несут ответственность за наем и обучение дублеров. В организациях, строящих свою работу на основе бирюзового управления, широко практикуются следующие принципы. К каждому коллеге, партнеру, контрагенту изначально относятся как к заслуживающему доверия. Как показывает опыт, издержки на внедрение различных мер безопасности обычно обходятся дороже, чем ущерб, которого удается с их помощью избежать. Впрочем, доверие не подразумевает исключения проверки. Полная информационная открытость.
У каждого сотрудника есть полный доступ ко всей корпоративной информации, в том числе финансовой.
Непрозрачная структура собственников не даёт однозначно утверждать, является ли Baring Vostok единственным внешним инвестором «ВкусВилла». Владельцы «ВкусВилла», вероятно, выбрали такую организационно-правовую форму, как акционерное общество, чтобы получить «больше свободы для каких-то корпоративных действий», говорит источник, близкий к компании. В том числе в акционерное общество удобно привлекать внешние инвестиции, чем могут пользоваться собственники, но во время процесса реорганизации это не являлось «целью как таковой», добавляет источник: «Это вполне имеет место, но на тот момент не было основной причиной». Он также знает, что реорганизация компании не была связана с вхождением в капитал структур Baring Vostok. Кривенко говорил, что «ВкусВилл» вышел в прибыль спустя 2 года после старта — то есть в 2014 году. До этого он развивался за счёт средств, заработанных «Избёнкой». В отличие от многих других ретейлеров, по словам Кривенко, «ВкусВилл» не пользуется кредитами, потому что брать кредиты — «это очень хрупкая позиция: если что-то случается, бизнесу становится хуже». Ситуация, при которой «ВкусВилл» развивался исключительно за счёт реинвестирования собственной прибыли вплоть до сделки с Baring Vostok, вполне правдоподобна, считает старший аналитик «Атона» Виктор Дима. Безмолвные поставщики Учитывая кратно выросший масштаб сети, находить нужных производителей «ВкусВиллу» стало проще.
Сейчас напрямую с ретейлером работают более 400 поставщиков. Сеть продаёт продукцию поставщиков по модели private label — то есть под собственной торговой маркой, — и это уникальная ситуация для рынка. Сайт «ВкусВилла» выглядит как настоящий медиапортал: компания активно рассказывает о нововведениях в магазинах, транслирует еженедельные разборы полётов, которые организовывает менеджмент, и отвечает на претензии покупателей. На сайте также выходят материалы о производителях, поставляющих продукты во «ВкусВилл». Создается впечатление, что производители существуют в полнейшем симбиозе с сетью, однако на практике «ВкусВилл» действует на рынке весьма прагматично. Одна из основ этой сети: они покупают дешево», — рассказывает глава «Союза органического земледелия» Сергей Коршунов. Сотрудничая с небольшими производствами, «ВкусВилл» получает возможность действовать с позиции силы. Ему завтра возвращать кредит, и он будет продавать дешевле, чем какой-то большой [производитель], у которого существуют договора с крупными федеральными сетями», — объясняет Коршунов. Несмотря на жесткость «ВкусВилла», небольшим производителям выгодно поставлять товары сети, потому что такое сотрудничество гарантирует реализацию. В противном случае — если производитель пытается продавать свои товары через мелких ретейлеров или самостоятельно — высок риск списаний в связи с отсутствием спроса.
К тому же сразу несколько игроков рынка с уверенностью говорят о добросовестности и пунктуальности «ВкусВилла» в расчетах с контрагентами. Поэтому поставщики «ВкусВилла» мирятся в том числе и с тем, что сеть работает по модели private label. Это тоже позволяет «ВкусВиллу» снижать закупочную цену. При этом наценка «ВкусВилла» для потребителей в среднем ниже, чем в магазинах элитных сетей «Азбука вкуса» и «Гиперглобус», в ассортименте которых тоже встречается натуральная продукция. Для небольших производителей поставки во «ВкусВилл» являются неким знаком качества, который помогает в переговорах с другими сетями, рассказывает основатель бренда натуральных снеков Siberrya Константин Поляков. Действующие поставщики «ВкусВилла» в основном не считают возможным критиковать ретейлера. Одно из ключевых преимуществ, которые они транслируют, — что они хорошо заботятся о своих производителях, находятся в коллаборации и совместно трудятся, чтобы их потребители получили самый дешевый и качественный продукт. Многие продукты сети поставляют сразу несколько поставщиков, чтобы не сталкиваться с рисками, если поставщик решит закрыть бизнес или прекратить сотрудничество. Менеджмент «ВкусВилла» заинтересован в том, чтобы и бизнес их поставщиков не был завязан только на одной сети, — поэтому от производителей не требуют эксклюзивных договоров на определенную рецептуру. Миф об абсолютной натуральности Несмотря на то что у потребителей «ВкусВилл» часто ассоциируется не только с натуральными продуктами, но и с фермерскими, на самом деле поставщиками сети являются не мелкие фермеры, а небольшие промышленные производства.
Они доносят своим потребителям, что продают не фермерские продукты, а фабричные, просто качественные. Чтобы работать с сетью, ты должен выдавать постоянный, по правилам определенный и подготовленный объем продукции, что для фермеров практически невозможно. Но у потребителя в голове всё путается, и ему кажется, что здоровое питание и фермерское — это одно и то же». Аудитория «ВкусВилла» действительно не всегда грамотна в вопросах здорового питания, подтверждают данные исследования GfK. Тебе не нужно что-то дополнительно искать — за тебя уже подумали и решили». В то же время во «ВкусВилле» всячески подчеркивают свой статус компании, которая заботится об экологии. К примеру, в прошлом году в пилотном магазине появилась возможность купить продукты на развес, что позволяет самым небезразличным к экологии потребителям обходиться без лишних пластиковых пакетов. Хотя сеть по-прежнему не отказывается от пластиковых пакетов. Покупатели «ВкусВилла» активно обсуждают качество купленных продуктов на сайте ретейлера и в социальных сетях. Самый частый сценарий выглядит так: потребитель ругается на качество продукта, а вежливый менеджер извиняется, предлагает отправить визуальные доказательства негодности товара или принести его в магазин, а затем получить сумму, уплаченную за товар, на карту лояльности.
Причём принести в магазин можно не только испорченные продукты, но и те, что просто показались невкусными. Во «ВкусВилле» утверждают, что к масштабному потребительскому терроризму — то есть постоянным возвратам полусъеденных продуктов от одних и тех же людей — такая практика не ведёт хотя такие инциденты происходят, доля их мала. В середине 2018 года к ретейлеру присмотрелся Роспотребнадзор: инспекторы ведомства выписали сети штраф в размере 6 млн рублей из-за ряда нарушений. Инспекторы обнаружили нарушения правил реализации продуктов питания связанные с просрочкой и маркировкой , товарного соседства, производственного контроля и проведения лабораторных исследований; оказалось, что продукты разгружаются под окнами жилых помещений, в магазинах отсутствует вентиляция и место для хранения личной одежды, зато в кабачках присутствуют нитраты. Через несколько дней на сайте «Вкусвилла» опубликовали текст под названием «Мы любим Россию! По поводу нитратов в кабачках в сети сообщили следующее: «В случае с овощами трудно быть уверенным в качестве каждого кабачка, даже если регулярно отправляешь образцы из партии на анализ. Здесь важна и репутация поставщика. Когда он подводит с качеством товара — мы расстаемся». Кривенко ранее рассказывал , что сеть вообще не успевает получить анализы продуктов с короткими сроками годности до реализации — поэтому «ВкусВиллу» так важна обратная связь от покупателей: «Понятно, что у нас есть анализы продуктов, но из-за того что срок годности короткий, к тому моменту, когда анализы известны, продукт уже съеден. Мы все делаем постфактум, это позволяет отловить определенные нарушения.
Но лабораторный контроль меркнет по сравнению с рейтингами потребителей». О том, что сеть априори не может отвечать абсолютно за каждый продукт, несмотря на наличие сильной системы контроля качества, говорят и участники рынка.
Одной из ключевых возможностей APM считается трейсинг. Трейсы представляют собой детальные записи о прохождении запросов и транзакций через систему приложения. Они позволяют отследить каждый шаг выполнения запроса, включая время выполнения каждого компонента и возможные задержки. Такой подход дает разработчикам полное представление о процессе обработки запросов и помогает идентифицировать узкие места и причины снижения производительности.
Трейсы объединяются в спаны. Спан — это набор технологий и методик, которые помогают разработчикам отслеживать и улучшать производительность приложений. Он предоставляет информацию о времени отклика, задержках и использовании ресурсов, помогая выявить проблемы и узкие места в производительности. APM предоставляет еще один инструмент — «Карта сервисов». Карта сервисов — это визуальное представление архитектуры приложения, которое показывает связи и взаимодействия между различными компонентами и сервисами в системе. Она помогает разработчикам лучше понять сложные взаимосвязи между компонентами, отслеживать зависимости и оценивать влияние каждого компонента на производительность приложения в целом.
Зачем разработчикам использовать APM? Выделили три ключевых преимущества: APM позволяет оперативно выявлять и устранять проблемы производительности, что способствует улучшению пользовательского опыта и повышению удовлетворенности пользователей; APM помогает разработчикам оптимизировать код и ресурсы, сокращая время отклика приложения и повышая его эффективность; APM предоставляет ценные данные и инсайты, которые помогают принимать информированные решения о доработке и развитии приложений. Так было раньше: как мы работали с DataDog DataDog мы подключили и настроили буквально за несколько недель: добавили продуктовые серверы, смотрели ошибки, которые приходили от агентов PHP и агентов инфраструктуры. Вместе с ошибками приходили трейсы, которые просматривали разработчики. Любое отклонение от показателя выполнения выше 300 мс. По инфраструктуре команда смотрела трафик, нагрузку на всю инфраструктуру и выявляла нестабильность работы сервиса.
Мы настроили систему работу с алармами. Для работы с ключевыми [о недоступности сервисов] подключили внешние агенты DataDog через life-checkpoint. Отдельно выделили все инфраструктурные алармы по нагрузке SQL-серверов: превышение порогов использования процессора, памяти и других метрик. DataDog понравился наличием очень крутых агентов, но мы столкнулись с проблемой получения только тех трейсов, которые в эти агенты были «вшиты». Например, мы не могли получить проприетарные метрики по базам данных, по Redis etc.
Основатель «ВкусВилла» и выпускник Физтеха вошел в рейтинг миллиардеров Forbes
АК: Основной канал распространения вакансий — знакомство. Приводят друзей. У многих шок от того, что мы не штрафуем за просрочку — так поступают во многих сетях. Наоборот, критикуем, если человек осознанно продает товар с истекшим сроком. Людям нравится работать честно и правильно. За это мы платим высокие зарплаты. Наши магазины — это, по сути, малые предприниматели. Мы из центра даже не видим толком, что там происходит. Они не заказывают товар напрямую — их продажи анализируют программы и присылают заказ автоматически.
Бухгалтеров в магазине нет. Отчетность — через программное обеспечение. Нет инструкций и должностных обязанностей. Многие думают, что «зеленый ценник» — это на исходе срока годности. Но его могут наклеить на товар, который просто залежался. Ну, вот разъехались по дачам и не раскупили. Или перекопали дорогу у магазина, и поток упал. Тогда продавцы решают наклеить ценники.
Их задача — чтобы не было списаний. А как они это сделают — их стратегия. МБ: Отсутствие охраны в магазинах — часть политики «бирюзовой компании»? АК: Да. Охранники есть только в социально неблагополучных районах, у вокзалов. Есть магазины, где были реальные случаи налета. Забегало человек десять, сметали, что успевали схватить с полок, и убегали. МБ: Как компенсируете потери от краж?
Штрафуете продавцов? АК: Никогда! Это подталкивает людей к мошенничеству. Просто закладываем определенный процент в потери. МБ: На страну опыт масштабировать будете? АК: Нет, принцип «бирюзовой компании» — работа под одной крышей и короткое плечо логистики. Нам хватит столичного региона. За пределами — только точка в Обнинске.
Бабушка рулит МБ: Вы позиционируетесь как магазин для семьи, но у вас нет «семейных упаковок», например, мороженого. АК: Хороший вопрос. Но, не по адресу. Я уже давно не занимаюсь контрагентами, меня в компании в этой сфере даже порой игнорируют, не считая «референтным покупателем». Моя стихия — IT. По ассортименту самый эффективный метод — позвонить на «горячую линию». Я туда же переадресовываю друзей, родных. И даже бабушку.
Ей 90 лет, абсолютно адекватная, дружит с гаджетами. Она через эту «горячую линию» сильно подкорректировала ассортимент магазинов в Черноголовке. МБ: А на этой линии знают, чья это бабушка? АК: Нет, она называет только имя-отчество. АК: Выходит, что так. Будут ли продавцы-роботы Мы — тестовая площадка для «Сколково», где есть кафедры по разработке приложений. Пока что в мире нет прорывной идеи. В Англии пытались наносить метки на продукты, чтобы ты с тележкой шел через сканер.
Но такие метки не годятся для упаковок с жидкостями. В Японии и Америке система самостоятельного сканирования вообще запрещена. Будет ли весовой товар По идеологии это нам близко, но нас «съест» Роспотребнадзор. По нашим законам это невозможно. Наблюдаем за опытом Америки и Европы — от половины того, что там практикуется, у наших надзорных органов волосы встали бы дыбом. Внедри мы десятую часть тех инноваций, нас закроют на следующий день. О жалобщиках Если продукт не по вкусу, есть возможность возврата без чека и объяснения причин. Но всегда есть те, кто «давится, но ест».
И обязательно информирует об этом Вселенную.
Конечно, мы понимаем, что ни один ресторатор не сможет обслуживать полторы тысячи магазинов, но 50-100 — вполне реально. После этого мы сделали новость на сайте, о том, что приглашаем к участию всех желающих и обязуемся рассмотреть все заявки. Нам написали более ста заведений, много было как раз из Петербурга. После этого ребята, у которых высвободилось время, взяли кураторство над ресторанами, и мы поставили на полки первые продукты. В Петербурге сейчас в 24 магазинах можно найти шоколад из ресторана «Счастье», свою еду продает «Марчеллис», «Бильбао», представлены кофейни «Восход», «Колд Брю Питчер», «Сибаристика». Скажу сразу, мы пока не отсматривали внимательно составы, хотя наш концепт не позволяет работать с усилителями вкуса, красителями и другими добавками, но на данном этапе цель была помочь рестораторам. Мы понимали, что дополнительный сбыт — 20-30 тысяч рублей ежедневно — поможет им поддержать свои команды в карантине. Дальше — следующий этап.
Тем, кто справился с небольшими объемами, мы дадим возможность работать с нами постоянно. О дефиците и повышении цен В марте у нас были сложности со свежим мясом и курицей, мы не успевали вовремя реагировать. Нашей системе нужно 2-3 дня, а порой неделя, чтобы подстроиться под спрос. Если не считать этого, дефицита нет. Так что в этом плане мы не прогнозируем каких бы то ни было проблем с продуктовой матрицей. Сейчас мы в прежнем темпе запускаем новые товары, дегустируют их дома. Поставщики в карантине стали даже более сговорчивы в плане цен, составов, изменений, стали более гибкими, и для нас, как для ритейл-сети, это хорошо. В тоже время, когда был резкий рост курса доллара, пострадали некоторые импортные товары. Они у нас довольно статичны.
Поэтому когда пошел рост цен на импорт мы были крайне строги с нашими партнерами, и многим отказывали в повышении. Концепция «ВкусВилл» была построена на отечественных товарах и товарах из стран СНГ, и выбирая тот же морс, мы говорили, что предпочтем морс, сделанный в России, китайскому или польскому. Во многом это нам помогло и в прошлый кризис 2013-2014 годов, и в этот. Импорт у нас минимален, это отдельные овощи и фрукты, оливковое масло, часть косметики. Иногда нам, конечно, приходилось принимать рост цен от поставщиков, но в этом случае мы сокращали собственную маржу. О будущем после пандемии Пандемия показала, как важно для бизнеса быть гибким. Те, кто был готов меняться с первых дней — выиграли, и напротив — под ударом оказались те, кто был настроен неделями и месяцами обсуждать и планировать изменения в своих системах. Что касается доставки: до пандемии над ней все посмеивались, потому что ее доля занимала ничтожный процент выручки. Сейчас доставка выросла у всех до 10 процентов и более: это говорит о том, что люди попробовали онлайн и оценили его.
Мы сейчас видим, что наши клиенты стали заказывать продукты на дом и параллельно ходить в магазины. Мы думаем, что такое комбинированное поведение будет характерно для покупателей и в будущем. За два месяца доставка выросла у нас в 20-25 раз Мы, например, до пандемии доставляли около тысячи заказов в день, сервис обслуживало всего 4 человека, это было небольшое приложение «ВкусВилл Экспресс», и мы не думали, о том, что нам придется быстро его развивать.
Как окупается человеческий подход в бизнесе». Является автором и спикером множества курсов, а также ведет telegram-канал на стыке предпринимательства и психологии «Эмпатичный бизнес». Евгений рассказал нам о клиентократии и самоорганизации на примере «ВкусВилл».
Эта идея появилась еще весной 2012-го. И это то, что нами движет и помогает расти. Не будем их озвучивать, но скажем для читателей, чтобы было понимание уровня, — обороты миллиардные. Так вот меня удивляет вот что. Если учесть, что тема здорового питания — это классный экологичный бизнес плюс он приносит денег — почему в России мало таких сетей типа «ВкусВилла»? У нас менталитет такой, люди думают: «Если честно торгуешь — прогоришь». И, в принципе, поэтому считают нас сумасшедшими. А мы, наоборот, хотим сказать: чем честнее будешь, тем лучше. Розница — это такой мир, где обман, к сожалению, зашит в ДНК. Какую область розницы ни возьми — всегда есть, что нужно улучшать. К примеру, взять электронные ценники, которые управляются единым сервером. Сколько раз нам предлагали их в магазинах установить. Деньги баснословные — почти полмиллиона рублей на один магазин, а практическая ценность очень сомнительная. Ну, современнее, конечно, но не более того. А нам установщики этих ценников открытым текстом говорят: вы установите, мы научим, как затраты по ним за два месяца отбить и дальше уже ценники будут работать на вас. В жару на воду и мороженое цену подкрутите в большую сторону, с утра, пока мамы с детьми идут, молочная продукция «вдруг» подорожает, вечером — готовая еда и полуфабрикаты. Рассказывают это и улыбаются. Бррр… — В одном из интервью интервьюер у вас спросила: «Вы ведете бизнес только ради денег? А вы — ей: «Да нет. Мы мир хотим изменить». И она так закатывает глаза и говорит: «Ну, начинается». Люди почему-то думают, что мощные предприниматели делают бизнес ради денег. Когда у вас эта история вообще появилась? Я имею, в виду про изменение мира. Они же как раз про это. Мы недавно встречались со Львом Хасисом — это первый заместитель председателя правления Сбербанка. И он сказал, что мир изменился, и те люди, которые занимаются бизнесом только ради получения денег, они их не заработают. А если ты делаешь что-то, от чего мир станет лучше, то ты будешь хорошо зарабатывать. Короче, принцип простой: «Делайте классные вещи, которые нравятся, и они будут оплачены». Я знаю, что вы многих принципов Коллинза придерживаетесь: «сначала пули, потом ядра», 20-милльный марш. А как вы думаете, о чем молчат книжки про бизнес? Идея такая: очень много вещей основывается на положительном опыте. Например, считается, что дельфин, если находит людей в море, то он спасает их, выталкивая к берегу. Но подсчитать, какое количество людей дельфин «утопил», толкая их в противоположную сторону, невозможно. Просто никто из людей, утопленных дельфинами, нам об этом не может сказать. Мы очень часто строим свои выводы на положительном опыте. И это неправильно. Ведь есть те, кто применял эти же инструменты, но у них не получилось. Просто мы о них не знаем, потому что «неудачников» не зовут выступать на бизнес-конференциях. Не успело слово появиться, а его уже опошлили. Мы просто помним, что организация — это живой организм. Есть механистические структуры, а есть органистические.
Правило № 37
«ВкусВилл» никогда не ставил своей целью покорить Россию. Руководитель клиентского отдела торговой сети ВкусВилл, давно привлекающей наше пристальное внимание своим альтернативным подходом к обслуживанию покупателей. Мнение: Алёна Несифорова, управляющая единой концепцией «ВкусВилла» Даже если доля импортной продукции в ассортименте минимальна, российским ретейлерам все-равно приходится экстренно перестраивать биз. ООО «Проект Избенка», основной владелец «ВкусВилла», который принадлежит Андрею Кривенко, передаст восьми работникам ритейлера 20% акций сети Читайте последние новости в ленте на сайте New Retail.
Путь ‟Вкусвилла‟ от бирюзового управления до розовой рекламы
«ВкусВилл» никогда не ставил своей целью покорить Россию. На конец 2021 года Андрею Кривенко принадлежало 99% АО «Эволюционная цель», которое через ООО «Проект Избёнка» владела 86,05% «ВкусВилла». Эволюционная цель не должна сводиться к получению прибыли – при бирюзовом управлении деньги рассматриваются как ресурс компании, а не смысл ее существования. На конец 2021 года Андрею Кривенко принадлежало 99% АО «Эволюционная цель», которое через ООО «Проект Избёнка» владела 86,05% «ВкусВилла». Кривенко через АО «Эволюционная цель» владеет ООО «Проект Избенка», которому принадлежит 86,05% «ВкусВилла». На 2019 год Андрею Кривенко напрямую принадлежат 1,79% «Вкусвилл», а через АО «Эволюционная цель» – еще 85,19%.