«Фонтанка» — петербургское сетевое издание, где можно найти не только новости Петербурга, но и последние новости дня, и все важное и интересное, что происходит в России и в мире. Россия 1. Иконка канала МАТЧ. Мусульманский фактор стал центральным предметом обсуждения научно-практической конференции «История ислама в России: традиции патриотизма и сосуществования», которая состоялась в нижней палате парламента, сообщает РБК. Президент Татарстана Рустам Минниханов предложил провести в регионах РФ, где распространен ислам, эксперимент по применению исламского банкинга, сообщила пресс-служба главы республики. «Фонтанка» — петербургское сетевое издание, где можно найти не только новости Петербурга, но и последние новости дня, и все важное и интересное, что происходит в России и в мире.
46. Ислам в современном мире. Ислам в России
Мусульмане России обеспокоены мигрантофобией. Российское мусульманское сообщество обеспокоено тенденцией к развитию мигрантофобии — об этом вчера заявил глава Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов. Русские, которые принимают ислам, - часто люди образованные и чего-то ищущие, - говорит лидер дагестанской диаспоры Магомед Курбанов. «Ислам в России стал одной из важных составных частей уникальной многонациональной культуры. Описывается роль Касимовского ханства, появление и распространение ислама на территории России, а также современное социальное и религиозное положение мусульманских национальностей. На V заседании группы стратегического видения «Россия — исламский мир» глава Башкирии Радий Хабиров назвал Уфу «официальным центром российского ислама».
Как Ислам пришел в Россию?
Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин — о росте мусульманского населения страны и строительстве новых мечетей. Принявший ислам певец жанра K-pop столкнулся с исламофобией в родной стране. Известно, например, что в исламе распространен такой обычай, как кровная месть. География распространения российского ислама начинает включать себя все новые регионы, и процесс этот имеет тенденции к росту, а не к сокращению. Пришедшие на выставку представители египетской интеллигенции и студенчества, а также члены ассоциации выпускников российских и советских вузов послушали рассказ об истории распространения Ислама в России, его современном положении и об уникальном.
Россия начала сближаться с исламским миром
Первой цитаделью ислама на Кавказе стал дагестанский Дербент, сегодня самый южный город России и один из самых древних. В Дагестане, Ингушетии, Чечне ислам основная религия. Cтуденты медресе «Нуруль Ислам» ЦДУМ России в Священный месяц Рамазан проходят практику в мечетях.
Клуб «Валдай»
И когда сформировавшийся в такой среде человек ищет лучшей жизни в Европе, он всё равно воссоздаёт вокруг себя знакомый мир. Европейские правые задаются вопросом: если ислам ни при чём, то почему тогда иммигранты из Китая, Мадагаскара или России не рубят топорами первых встречных на улицах? Тут необходимо отделить обычный криминал от терроризма. По части уличного бандитизма и торговли наркотиками турки и марокканцы ничем принципиально не отличаются в Европе от поляков или аргентинцев. Мусульман просто намного больше, поскольку Европа в близком соседстве с исламскими странами. Латинская Америка и Юго-Восточная Азия значительно более благополучны с экономической и демографической точек зрения, в них нет такого количества голодной бедной молодёжи, которой некуда себя деть. Тропическая Африка сильно южнее и не поставляет такого количества беженцев.
Нет ничего удивительного в том, что прибытие большого количества выходцев из традиционных обществ создаёт в центрах цивилизации турбулентность. И Европа, и Россия всё это уже проходили, хотя и под другим соусом. В XVIII-XIX веках Европа стремительно модернизировалась, что неминуемо сопровождается переходом от сельского хозяйства к промышленности, а следовательно, массовым переездом из деревень в города. Даже если экономика страны при этом успешно развивается, а доходы населения растут, почти ни одной стране в Европе не удалось избежать на этом пути революций Франция, например, пережила за сто лет аж четыре таких катаклизма. Проблема в том, что деревенский уклад регламентирован и предсказуем: есть обычаи, посты, старосты, праздники, свадьбы, посевная, уборочная. Очень многое определяется влиянием общины и семьи: например, понравилась девушка — засылай сватов к её родителям.
В городе всё иначе: тяжёлый труд в цеху, жизнь в мужской общаге, постепенное отмирание старых обычаев и привычек, суровый гендерный дисбаланс. Конечно, в городе есть и плюсы, но в целом молодой рабочий сильно дестабилизирован. Ему жизненно необходим в голове понятный нарратив: кто он, к чему стремится, кто теперь для него «свои». И в этот момент он становится лёгкой добычей различных наставников: блатных, большевистских или ваххабитских. А уж они умеют объяснить, что мир, где он стоит на самой нижней ступени, несправедлив и должен быть разрушен. До XXI века считалось, что модернизации без сколько-нибудь разрушительных революций не бывает.
Но если стране удалось с наименьшими потерями проскочить 30—50-летний переходный период, то дальше у неё всё будет отлично: из вчерашнего крестьянина получится культурный, трудолюбивый, обеспеченный бюргер, который дорожит существующим порядком. Сегодня всё изменилось. По сути, массовая иммиграция из стран Магриба и Леванта в Европу — это новое пришествие из деревни в город, только гораздо хуже. Когда немецкий крестьянин XIX века уезжал пахать на верфи Гамбурга, он всё-таки осознавал себя в Германии: ходил в кирху, говорил на своём языке, да и отчий дом был в сотне километров. Три четверти горожан жили не лучше него. Сегодняшний сириец даже не знает слов, чтобы обратиться к бюргерам в сверкающих «фольксвагенах».
А их улыбки только усиливают его гнев. Москва правоверная В России ситуация иная. В отличие от Германии или Швеции в состав Российской империи и СССР всегда входили обширные территории с преимущественно мусульманским населением. Исламские регионы прошли со всей страной крутые виражи последнего столетия: революции, гражданскую войну, репрессии, победу в мировой войне, попытки насаждения атеизма. Это совсем не то же самое, что сирийский беженец попал в Лондон и впервые увидел англичанина. В советские времена славяне составляли до трети населения в республиках Кавказа и Средней Азии, но межэтнических конфликтов между ними и коренным населением не наблюдалось.
Наоборот, существовал реальный культурный обмен. Более того, далеко не во всех мусульманских регионах преобладает сельское хозяйство. Мусульманин, как Муса Джалиль или Расул Гамзатов, мог стать героем всей страны благодаря своим делам, а не авторитету в общине соплеменников. Но при этом не забывать веры. Писатель Чингиз Айтматов говорил, что ислам должен содействовать духу человеческому, его приближению к божественным началам. Певец Муслим Магомаев завещал похоронить себя по мусульманскому обычаю.
И разве не должна Россия гордиться 24-летним дагестанцем Маратом Рахметовым, который в 2013 г. А в нулевые на фоне экономического роста российские мегаполисы столкнулись с невиданным наплывом приезжих из республик Средней Азии. Москвичей и петербуржцев накрыла тревога, что приезжие по-тихому захватят их земли и города. Люди тогда ещё не понимали, что узбеки и таджики приезжают в основном на заработки, и жить в России не стремятся.
Хотя в том же Узбекистане, опять же после смерти многолетнего президента Ислама Каримова, оказывавшего жёсткое давление на религиозные организации в стране, началась по местным меркам либерализация религиозной жизни. Более того, сделано было это руками гражданина иракского происхождения. Многие мусульманские страны резко осудили данный поступок. Даже Европейский союз в конце концов выступил с осуждением, однако одновременно призвал уважать свободу слова и выражения мнения. Как вы оцениваете реакцию исламских стран и всей мусульманской уммы? Совместим ли данный акт с исламским пониманием «хуррият ат-Таабир» свободы слова? И данная реакция лишний раз показывает, что мусульманский мир по большей части более привержен базовым традиционным ценностям, чем даже другие страны. Свобода слова по-исламски — это свобода самовыражения до тех пор, пока это не оскорбляет и не унижает достоинство других людей. В данном случае имели место даже не дискуссия или споры о том, что хорошо или плохо в исламе. Напротив, произошло самое что ни на есть богохульство в тяжелейшей степени — уничтожение Священного Писания. Российский лидер, принявший Коран в качестве подарка, заявил: «Это святыня для мусульман и для всех других является святыней. Мы знаем, что в других странах поступают иначе — не уважают религиозные чувства людей и еще говорят, что это не преступление». Ибрагим, каков образ России в арабо-мусульманском мире с учётом того, что в нашей стране проживает порядка 20 миллионов мусульман? Это формирует образ альтернативной великой державы. Тем не менее образ России подвержен стереотипам. Более того, пока отсутствует чёткое представление о том, что же такое современная Россия. Связано это с тем, что всё же в нынешний период Россия рассматривается через призму советского прошлого, советского наследия и той доброй памяти о том, как раньше СССР помогал арабам. На сегодняшний день далеко не во всех арабских странах у России имеется достаточное дипломатическое и экономическое присутствие.
Также Ибн-Фадлан отмечал внимательное отношение Альмуша и его окружения, к мусульманским обычаям: при встрече посольства хан не забывал поблагодарить Аллаха. После того, как на аудиенции были прочитаны слова из письма халифа Муктадира, хан Альмуш пожелал мира повелителю правоверных, и это пожелание было повторено всеми присутствующими. Выслушав письмо, они все повторили «Аллаху акбар! К моменту приезда посольства из Багдада в стране уже были факихи — знатоки мусульманского права-фикха. Судя по полемике, возникшему между одним из них и самим Ибн-Фадланом, можно утверждать, что местные факихи уже разбирались в религиозных вопросах и обладали определенным влиянием в обществе. Это и неудивительно, если учесть что согласно легендам волжских булгар, плавно перешедшим к их потомкам — татарам, ислам проник на берега Волги уже при жизни самого посланника Всевышнего — пророка Мухаммеда мир ему , который отправил своих сахабов-проповедников уже на 9 г. Ислам уже ко времени приезда посольства Ибн-Фадлана, начал распространяться от самих булгар к соседним народам. К примеру Ахмед Ибн-Фадлан писал, что в их посольстве служил башкир, исповедовавший ислам. Тот же Ибн-Фадлан, встретил другого башкира Даута Ибн-Гали, в Анатолии и сообщал о погребении их народа согласно мусульманскому обряду. Ученый и политический деятель Ахмед-Заки Валиди приводил в трудах отрывок из сочинений арабского географа Якута эль-Хамауи, который рассказывал о встрече в сирийском городе Халебе с башкиром, приехавшем на учебу, и сообщившем ему, что ислам на землю его предков привнесен проповедниками из Волжской Булгарии. Таким образом, ислам был уже широко распространен среди части булгар и соседних им народов. Официальный же приезд посольства из Багдадского халифата был необходим с тем, чтобы узаконить вхождение Волжской Булгарии в состав большого исламского мира, и принять ислам всеми булгарами. Отчету, составленному Ибн-Фадланом в Багдаде никто не поверил.
Есть в республике и суфии накшбандиты. Башкирия Ислам в Башкирию проник примерно в тоже время, как и в Татарию. Но распространение ислама затянулось на несколько веков. Усилилось оно, когда в Золотой Орде стал править хан Узбек. Имеются в республике также накшбандиты. Другие народы и регионы Есть еще одна республика, где титульная нация придерживается ислама суннитского толка ханафитского мазхаба. Это Адыгея. Ислама суннитского толка ханафитского мазхаба в России придерживаются крымские татары и турки месхетинцы. Почти половина населения в Северной Осетии к началу Кавказской войны придерживались ислама. После войны тысячи осетин мусульман переселилось в Османскую империю, что сократило мусульман в регионе. Кроме самих осетин в республике проживают ингуши, кумыки и представители других мусульманских народов. Мусульмане республики в основном придерживаются ислама суннитского толка шафиитского и ханафитского мазхабов.
Знакомство с Исламом в России
Добровольное принятие ислама в качестве официальной религии стало одним из основных факторов, повлиявших на формирование национального самосознания татар и ряда других этнических групп в России. Для нас это не просто юбилейная дата, а дань уважения нашим предкам, определившим жизнь нашего народа. Ислам в России стал одной из важных составляющих уникальной многоконфессиональной и многонациональной культуры. Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов Ислам, традиционная религия десятков народов и народностей России, занимает в российской цивилизации признанное место. Мусульмане за века добрососедства вложили свои силы и таланты в развитие России.
Мы приближаем Россию к исламскому миру во имя мира, в проведении глобальной политики сохранения национальных традиций всех народов. Председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации «Одна из наших задач — показать весь спектр культуры русского народа, обычаев и традиций многонационального и многоконфессионального государства». Здесь он рассказывает о том, что видел в стране тюрков, хазар, русов, булгар, угор , и другие, насколько различны их верования. Также он рассказывает истории о царях этих людей».
Они встретили нас хлебом, мясом и просом и провожали нас».
Шафиитами называют себя последователи Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Идрис аш-Шафии , великого исламского ученого, который жил в 150-204 годах по хиджре, а также его учеников. По распространенности шафиитский мазхаб в мире занимает второе место. Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил, что Аллах отправляет к людям в конце каждого века того, кто возрождает Сунну. Среди последователей аш-Шафии есть много исламских ученых, среди которых ал-Маварди, ученый правовед, ал-Газали, ученый теолог, ас-Суйути, юрист и правовед, а также Рашид ад-дин ал-Хамадани, ученый историк из Ирана. Этому мазхабу следует большинство мусульман на Кавказе.
За последние двадцать лет количество мусульман в России увеличивается за счет расширения диаспор, к которым примыкают выходцы с Кавказа в результате трудовой миграции — такое явление наблюдается на всей территории Российской Федерации, и в результате появляются практикующие шафииты и в тех регионах, где традиционно был распространен ханафизм. Традиции и адаты мусульманских народов Мусульмане на территории России являются представителями народов, у которых культурные ценности и традиции были сформированы в течение нескольких столетий до появления Ислама и которые этно-конфессионально гармонируют с Исламом, но в ряде моментов противоречат ему. Эти сложившиеся традиции и культурологические особенности называются адатами, и адаты могут вступать с мусульманской верой как в непримиримую борьбу, так и находиться в полной гармонии. Относительно цвета и формы национальной одежды, в плане национальной кулинарии, а также искусства и архитектуры противоречий не возникает, если они не противоречат понятию «халяль» и являются дозволенным, добрым, полезным и Исламом одобряемым.
Российский Совет муфтиев играет важную роль в развитии ислама в России. Он содействует созданию и развитию новых мусульманских центров, проведению религиозных мероприятий и наставнической деятельности. Современный контекст требует дальнейшего усиления роли и вклада Российского Совета муфтиев в развитие ислама в стране. Особое внимание следует уделить поддержке и развитию мусульманской молодежи, вовлечению её в общественную жизнь и укреплению её позиции в обществе. Также важным направлением работы Российского Совета муфтиев является содействие в укреплении межконфессионального диалога в России. В этом контексте особую роль сыграют проекты, направленные на укрепление доверия между представителями разных религиозных конфессий, на построение диалога и взаимопонимания между народами страны.
Сотрудничество между конфессиями и призыв к терпимости В современном мире, особенно в условиях многоконфессиональных обществ, сотрудничество между разными религиозными группами является важным условием сохранения мира и стабильности. В России ислам является одной из крупнейших религий, и поэтому сотрудничество между мусульманами и представителями других конфессий имеет большое значение. Одним из таких примеров сотрудничества является создание Российской межконфессиональной ассоциации РМА. В нее входят представители разных религиозных групп, включая мусульман, православных, католиков, евреев и других. РМА занимается различными вопросами, связанными с духовной и следственной работой, социальной и культурной сферой деятельности, активно включается в диалог с государственными и общественными организациями. Однако, пути сотрудничества не ограничиваются только РМА. Важно, чтобы мусульмане и представители других религий проявляли уважение к верованиям друг друга, понимали особенности и культурные традиции других народов. Вместе с тем, необходимо понимать, что Россия является многокультурным и многотрадиционным государством, и каждый имеет право на свою веру и свободу от оскорблений и дискриминации. Только взаимоуважение и понимание международных различий поможет сохранить мир и гармонию в нашей стране. Поэтому, призываем всех граждан, независимо от их религиозного убеждения, придерживаться принципов терпимости, уважения и взаимопонимания.
Вызовы и перспективы В свете растущей экономической нестабильности и социальных протестов, проблемы взаимоотношений между мусульманскими общинами и остальным населением могут оказаться ключевым вызовом для ислама в России в 2023 году. Однако, необходимо помнить, что ислам является важной социокультурной составляющей в России и составляет значительную долю населения многих регионов, и его рост может способствовать развитию экономики и активизации социальной жизни. Другим вызовом может стать проблема радикализации определенных групп внутри мусульманской общины. Поэтому нет необходимости только концентрироваться на росте исламской общины, но также и следить за безопасностью, особенно в контексте террористической активности и вклада экстремистов в мусульманское движение.
Более того, есть вопрос о терминах. Так, запрещен ваххабизм, но строгое следование ему для мусульманина означает переход в ханбалитский мазхаб. А если сторонник салафизма не переходит в него, то он может заявить, что не является ваххабитом. И, следовательно, не подпадает под официальные запреты.
Поэтому многое зависит не от документов, а от практики — и ситуация с салафизмом в Чечне где существует жесткая управляемость из одного центра и никакая легальная или полулегальная деятельность салафитов в принципе невозможна существенно отличается от полицентричного Дагестана, где такая деятельность продолжается. Да и традиционный ислам в разных частях России и даже Северного Кавказа очень разный. Но сочувствие палестинцам носит консенсусный характер — здесь речь идет об идентичности.
Знакомство с Исламом в России
Первой цитаделью ислама на Кавказе стал дагестанский Дербент, сегодня самый южный город России и один из самых древних. «В РФ сейчас с большим вниманием стали относиться к исламу, к проблемам мусульман. Области в России, где ислам является самой распространенной религией. На V заседании группы стратегического видения «Россия — исламский мир» глава Башкирии Радий Хабиров назвал Уфу «официальным центром российского ислама». Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал ислам неотъемлемой частью России и отметил уникальную ситуацию в стране, где бок о бок с другими религиозными конфессиями живут практически 15 миллионов мусульман.
Распространение ислама в России: где он находит наибольшее отражение
Мусульмане России обеспокоены мигрантофобией. Российское мусульманское сообщество обеспокоено тенденцией к развитию мигрантофобии — об этом вчера заявил глава Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов. Европейские правые задаются вопросом: если ислам ни при чём, то почему тогда иммигранты из Китая, Мадагаскара или России не рубят топорами первых встречных на улицах? Статистические данные, высказывания президента РФ и глав исламских организаций о том, сколько мусульман живет в России, регионы проживания мусульман, история появления Ислама в России, мусульманские организации и исламские течения в РФ. Распространение ислама среди кабардинцев и балкарцев носило преимущественно мирный характер.