Изначально праздник назывался «международный день солидарности женщин в борьбе за свои права». Историю празднования Международного женского дня принято связывать с именем немецкой коммунистки Клары Цеткин. Сегодня праздник восьмое марта отмечается не только в России, а почти на всей Земле. День 8 марта не всегда был праздником весны, красоты и женственности. Появление этого дня связано с разными фактами в истории. До России Международный женский день добрался в 1913 году — в тот год его отметили 2 марта в Санкт-Петербурге.
Авторизация
Международный женский день стал национальным праздником в России, где продажи цветов удваиваются в течение трех-четырех дней после 8 Марта. Изначально праздник 8 марта был вовсе не женским днём. Он вытек из рабочего движения и имеет американские корни. Международный женский день — чисто светский праздник, он никак не присутствует в церковном календаре. Международный женский день (8 Марта) — праздник, который ежегодно отмечается 8 марта в разных странах мира[1].
Откуда взялся праздник 8 марта и где его празднуют?
Праздник 8 марта был введён в качестве официального праздника в первые годы советской власти. В 1965 году 8 марта стало нерабочим днём. В газетах того времени 8-е марта называли "днем смотра боевых сил работниц и крестьянок всей страны". О весне и любви никто не упоминал, главный делали упор на посещении женщинами собраний, кружков политграмоты и вовлечении ее в процесс классовой борьбы и социалистического строительства. Подарками женщин тоже не особенно баловали: в одной из газет за 1925 год опубликовано объявление о том, что в магазин поступили калоши всех размеров и, в честь праздника, в дни с 6 по 8-е марта женщинам предоставляется скидка... Остальные ответы Мила Мастер 2380 14 лет назад В 1910 году на Международной конференции женщин социалисток в Копенгагене Клара Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня 8 марта, которое прозвучало, как призыв ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие. Откликаясь на этот призыв, женщины многих стран включаются в борьбу против нищеты, за право на труд, уважение своего достоинства, за мир.
А потом его отметили 12 мая 1912 года. В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации "... Власти дали разрешение и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Повестка дня научных чтений включала вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни. В следующем году во многих государствах Европы 8 марта или приблизительно в этот день женщины организовали марши в знак протеста против войны.
Впервые о том, чтобы сделать 8 марта праздником, заговорили в 1961 году. Но министр культуры Екатерина Фурцева выступила против инициативы. Она даже предлагала полностью отменить Международный женский день, аргументируя это тем, что в Советском Союзе женщины во всём равны с мужчинами и не стоит оскорблять их, вспоминая об этом лишь раз в году, тем более — делать этот день выходным. Как и в любой другой праздник, 8 Марта женщины стали доставать лучшие наряды, краситься и ходить в парикмахерскую. А мужчины начали дарить им подарки: цветы, косметику и даже кухонную утварь. К подарку прилагалась открытка с пожеланием счастья и здоровья.
Может быть, именно поэтому праздничное настроение постепенно заменило изначально воинственный посыл Международного женского дня. Как отмечают 8 Марта в других странах? Сегодня Международный женский день празднуют около 30 стран. В Италии 8 Марта отмечают, хотя этот день не считается выходным. Значение праздника осталось неизменным — борьба женщин за равноправие. В этот день не принято дарить подарки, но мужчины могут вручить женщинам веточку мимозы — символ Международного женского дня.
В самом праздновании они участия не принимают. В Литве 8 Марта вычеркнули из списка праздников в 1997 году как пережиток советской эпохи. Однако в 2002 году в этой стране вернули Международный женский день, изменив его первоначальный посыл. Он стал отождествлять начало весны, для жителей в этот день проводят фестивали и концерты. В Португалии женщины не отмечают 8 Марта в компании мужчин. Этот праздник считается днём девичников.
А в Англии, Польше и Франции 8 марта — обычный рабочий день. Поздравления женщин у них приняты в другой праздник — День Матери. В Германии 8 марта сделали выходным днём только в 2019 году и только в Берлине. В этот день в столице ФРГ прошли демонстрации за права женщин. А если хочется получить свой букет в этот день?
Друзья Клары отговаривали её от этого шага, считая, что такой мезальянс опозорит Цеткин и выставит на посмешище. Но Клара ещё раз доказала, что она не зря получила прозвище Дикая: ей было абсолютно всё равно, что думают другие по этому поводу.
Почти два десятилетия Клара и Георг жили душа в душу. Сыновья Клары взрослели, учились на врачей. Доходы семьи позволили приобрести хороший дом в пригороде Штутгарта, небольшую виллу в Швейцарии и даже автомобиль, что по тем временам было верхом моды и роскоши. Например, в 1907 году на Штутгартском конгрессе Клара познакомилась с Владимиром Лениным, и вскоре он стал её близким приятелем. Но в 1914 году супруги расстались. Поводом стало различное отношение к Первой мировой войне. Клара Цеткин выступала против империалистической войны, а Георг Фридрих наперекор ей записался добровольцем в армию.
Клара переживала из-за ухода супруга и долгие годы не давала ему официального развода. Только в 1928-м, когда ей был почти 71 год, она согласилась на развод, и художник тут же женился на своей давней избраннице Пауле Бош — дочери Роберта Боша, с которой, как оказалось, он долгие годы состоял в неофициальных отношениях. В 1907 году Клара узнала, что 37-летняя Люксембург стала любовницей её 22-летнего младшего сына Константина. И не просто любовницей — Константин изъявил желание жениться на Розе. Клара Цеткин была очень недовольна таким поворотом событий, она даже перестала общаться с подругой. Роман Константина и Розы продолжался вплоть до начала Первой мировой войны — Константин по примеру отчима Георга записался добровольцем в армию и ушёл на фронт. Служил унтер-офицером санитарной службы, воевал на западном фронте, на Сомме, в Вердене и Реймсе.
Был даже награждён за храбрость Железным крестом второй степени. Больше он к Розе не вернулся — после войны он поступил учиться во Франкфуртский университет. Там он и узнал, что в 1919 году Роза Люксембург была жестоко убита полицией в Берлине в ходе подавления восстания рабочих. Розу забили насмерть, а тело выбросили в Ландвер-канал по пути в тюрьму. Тело Люксембург нашли лишь спустя почти пять месяцев, а похоронили и вовсе в 2009 году — всё это время останки революционерки хранились в запасниках патологоанатомического театра как останки "неизвестной". Смерть Розы для Клары стала страшным ударом. Она пережила подругу на 15 лет, но и перед смертью всё время вспоминала только о ней, да и последнее её слово было "Роза".
Более 10 лет подряд она входила в состав ЦК КПГ, была занята в Исполнительном комитете Коминтерна, а также возглавляла созданную в 1922 году Международную организацию помощи борцам революции. Но большую часть времени она проводила в Москве, где готовила программу мероприятий Коминтерна. Последний раз она приехала в Германию в 1932 году на открытие вновь избранного рейхстага. На первом заседании, председательствуя по старшинству, она выступила с воззванием противостоять фашизму всеми средствами: — Станем в единый фронт против фашизма и его доверенных лиц в правительстве!
В то же время, если брать основную провинциальную область, то для нее 1917 год был достаточно условной датой.
Все новшества, которые были в городе, все эти советские «хулиганства» дошли до села гораздо позже и воспринимались неоднозначно. Можно говорить, что к 1930 году уже появляется советская праздничная культура в том варианте, в котором мы ее видим сейчас: то есть в новой обрядовой форме. И праздник 8 марта уже официально значится как Международный женский день, он становится в один ряд с такими важными праздниками для советской страны, как День Великой Октябрьской социалистической революции, Первое мая, День международной солидарности трудящихся, 23 февраля и т. За годы первых пятилеток выросло совсем иное поколение — воспитанное в новом обществе; новая, образованная женщина, которая приняла новую праздничную культуру и новый строй. В годы войны уходит на второй план жесткая идеологическая составляющая праздника, а на первые роли в эти трагические дни выдвигается героизм обыкновенной женщины.
Вспомним знакомые образы: Родина-мать, защитница — то есть это не фанатичная советская женщина, борющаяся за свои права, а женщина, которая охраняет свою семью, своих детей, в первую очередь. В Архангельске за четыре года, с 1941-го по 1944-й год, от голода умерло 38 тысяч женщин, детей и стариков. Это цифра сопоставима только с жертвами блокадного Ленинграда! К сожалению, у нас сейчас это число не озвучивается. В период тяжелейших испытаний, как раз на Русском Севере, женщины не только работали на заводах, на рытье укрепительных сооружений, но и собирали лекарственные травы, а также ягоды, грибы, ловили рыбу, били тюленя, собирали яйца птиц — богатый Северный край кормил и лечил всю страну.
Причем участвовали в этом подвиге не только женщины и девушки, но и девочки-подростки. Конечно, во время Великой Отечественной войны праздников практически не было. Праздновали только самые основные даты, а Международный женский день носил чисто корпоративный характер на предприятиях. После войны начался период восстановления народного хозяйства, который, опять же, лег на плечи женщин. Я вспоминаю фотографии, архивные материалы музеев, когда рядом с традиционной шикарной девичьей одеждой, в удивительных белых и золотых красках, с потрясающим кокошником или повязкой, висит обычная роба и инструменты.
К сожалению, такое противопоставление говорит не в пользу советской власти. Фото: А. Конец войны и последующие годы ознаменованы новым этапом для праздника 8 марта. С 1966 года Международный женский день становится выходным днем. Надо сказать, что со стороны государства это была очень хорошая политика протекционизма по внедрению праздника, ведь выходной день закреплял праздник в сознании людей, и особенно в быту.
Постепенно из контекста праздника уходит весь идеологический революционный пыл и приходит гендерный человеческий фактор. К этому времени относится и формирование традиции празднования 8 марта в школах. В это время появляются такие интересные моменты, как специальная школьная почта: девушки и юноши могли через почту показать свои любовные предпочтения, отправив записку или открытку. Для молодежи это было очень важно. Можно сказать, что формирование советского праздничного календаря завершается к 80-м годам.
К этому времени наш календарь насчитывал уже десятки гражданских праздников, и 8 марта в их ряду стал одним из центральных.
Как и почему сложилась традиция отмечать 8 марта
Да вот хоть клуб наш. Разве пустили бы меня в этакое место в прежнее время? А пятилетку перешагнем — и не то еще увидим!.. Выстроились ребята на эстраде, отдали салют, приветствуют работниц-матерей». В этом же праздничном номере «Мурзилки» опубликовано стихотворение, которое начинается словами: «Мама моя — хороший шофер». Тема освоения женщинами «мужских профессий» в угольной промышленности, строительстве, на химических предприятиях и транспорте становится всё более актуальной, об этом, например, пишет газета « Восточно-Сибирская правда» 8 марта 1931 года.
А для облегчения «неизбежных» женских домашних забот силами государства и самих женщин ведётся организация детских комнат, «очагов» и круглосуточных яслей, которые «помогут раскрепостить женщину от связывающего её домашнего хозяйства, а также освободить лишние рабочие руки на строительство нашего народного хозяйства». Великая Отечественная война уровняла женщин с мужчинами и в обязанности защищать Родину. Многие девушки и женщины ушли на фронт. Ещё больше осталось работать в тылу для нужд Красной армии и победы над врагом. Сверхурочные смены на промышленных предприятиях и в госпиталях, посевные и уборочные работы на полях, тяжелейший труд на оборонных заводах — всё это с началом войны легло на хрупкие женские плечи.
Но силы их неисчерпаемы. Они растут с каждым днём… Всемерно помогать им. Советоваться с ними. Учить их.
В России праздник 8 марта отмечается уже больше века, а его корни исходят из Нью-Йорка с 1857 года.
В этот день женщины,которые трудились в области текстильной промышленности, устроили «марш пустых кастрюль». Испокон веков женщины пытались добиться равноправия с мужчинами, иметь одинаковые права и обязанности, социальный статус и уважение, это мы еще не напоминаем про то, что женщинам хотелось быть образованными, но право на подобное деяние отсутствовало. И случай с митингом пустых кастрюль» не стал исключением. Таким образом, женщины пытались привлечь внимание властей и достучаться о своих проблемах. Низкие зарплаты за огромный труд, общее половое неравноправие перед законом у мужчин и женщин, использование детского труда.
Но тогда это не дало своих плодов, уже позднее, через 50 лет, история повторилась. Женщины снова выдвигали свои условия перед законом: иметь избирательное право на общих условиях с мужчинами, достойные рабочие условия и т.
Первая гласит, что на самом деле в 1857 году в Нью-Йорке произошла забастовка проституток. Эти женщины требовали выплатить зарплату матросам, у которых не было денег на оплату "услуг" проституток, рассказывает Алтапресс. Согласно второй версии, дата 8 марта связана с еврейским праздником под названием Пурим. В этот день иудеи празднуют спасение народа от истребления персидским царем Ксерксом. У Пурима скользящая дата, которая приходится на конец февраля — начало марта.
Исследователи определяли, что Святочный период — это период холостой молодежи, Масленица — женатой молодежи. Так вот 8 марта очень органично примкнул к подвижному календарному масленичному циклу молодоженов. В итоге весь имеющийся семантический цикл сделал его гендерным праздником, выдвинув на первое место женщину. Вспомним праздник жен-мироносиц, все летние послепасхальные праздники, Троицу, праздники и обряды кумления, которые как раз и были направлены на женщину, женщины-именинницы и т. Весь цикл праздников наших предков был очень разумен и точно распределен. Кстати, советский период показал, насколько неудачны были эксперименты с праздниками, но, к счастью, разум этноса смог вернуть себе все те периоды и праздники, которые были отменены советской властью. Первые преобразования нашей культуры в советское время были направлены на то, чтобы лишить народ его традиционных обычаев, его любимейших праздников. Праздничное застолье в сельском доме 1971 г. Кельчемгора, Лешуконский р-н. Вы организовали немало этнографических экспедиций, объездили отдаленные уголки Архангельского Севера. Какая из экспедиций вам запомнилась больше всего? Еще в студенческие годы, почти 30 лет назад, я попала на Русский Север. Это была детская этнографическая экспедиция, где мы занимались сбором игр. Поездку организовывал подмосковный Дом творчества, вместе с его представителями мы поехали в Сурский сельсовет — это территория бывшего монастыря Иоанна Кронштадтского, Пинежский район Архангельской области — очень отдаленное место. Я вспоминаю, как долго мы туда добирались и насколько потрясающей была эта экспедиция. К счастью, нам повезло и с погодой, и с героями. Там я впервые познакомилась с удивительными людьми из села Сура. То была моя проба пера, первые мои этнологические сборы информации и первые фантастические закаты на Севере. Это было время белых ночей, небо было невероятного сиреневого цвета… когда я увидела это небо, то по-настоящему и навсегда влюбилась в Русский Север. Вспоминаю, как мы с подругой решили: все, заканчиваем университет и идем преподавать в Сурскую школу. Даже озвучили свою идею одному из наших информаторов, удивительной бабушке, а она, как сейчас помню, посмотрела на нас и сказала: «Девки, зимой-то тут посидите! Собеседница, конечно, немного остудила наш пыл, но я с тех пор твердо решила связать свою жизнь с Севером. Какое это было незабываемое время! Мы познакомились с прекрасными людьми, собирали ягоды, грибы; и даже умудрились искупаться в холодной реке Пинеге. Зима в Пинежском районе, Архангельская обл. Но мы отметили интересное явление, которое было спровоцировано пандемией: в эти тяжелые годы люди стали возвращаться к своим истокам, они черпают знания и ресурсы в наследии предков. Увеличилось количество собираемых лесных трав, грибов, многие стали возвращаться или чаще приезжать в свои родные места, спрашивать совета у старшего поколения, изучать свою историю.
История установления "8 марта" и связь с еврейским праздником Пурим.
День 8 марта не всегда был праздником весны, красоты и женственности. Появление этого дня связано с разными фактами в истории. Сегодня праздник восьмое марта отмечается не только в России, а почти на всей Земле. 8 Марта, или Международный женский день, родилось из-за массовых протестов женщин в XX веке. День 8 марта подозрительно “удачно” пришелся на празднование иудейского праздника Пурим.
8 Марта — праздник рабынь, матрон и революционерок
Кстати, наказания в те времена были вполне реальны, и простым тюремным заточением многие не обходились. Известны случаи группового насилия каторжанок, новости о которых всполошили Лондон и стали причиной нескольких журналистских расследований. Но самым популярным способом сломить волю было принудительное кормление — мера, которую применяли к женщинам, объявившим голодовку в защиту своих убеждений. Проблему принудительного кормления многие находили забавной. В те годы выходили десятки открыток, авторы которых симпатизировали этому методу "образумить женщину": Но праздник же, а мы о трагическом... Стоит отметить, что в борьбе за права женщин было место и остроумному троллингу. Так, например, в 1911 году английские суфражистки на ночь покинули свои дома, приурочив "флешмоб" к переписи населения.
Хейтеры и защитники Женщина, которая публично заявляла о претензии на равные с мужчинами права, должна была готовиться к самым разным неприятностям. Это сейчас написала что-то в фэйсбук, тебе там ответили — но все остались живы-здоровы максимум, испортили друг другу настроение. Тогда ставки были гораздо выше. Соцсетей не было, но подгадить ближнему, оставаясь инкогнито, людям хотелось всегда. Приходилось ухищряться. На открытке написано: "Вы, группка больных идиоток: если у вас нет домов, нет мужей, нет детей, нет отношений, то почему бы вам не пойти и не утопиться!
Интересно, что свой срок женщина отбывала именно за битьё стёкол во время одной из акций. Любопытно, что проблему с избирательным правом или экономической независимостью признавали не все женщины. Даже от потенциальных соратниц суфражистки слышали много дурного и унизительного. А женщина, ратующая за свои права, противопоставлялась образу Идеальной Женщины: На открытке написано: "Никакого избирательного права, спасибо. Воззвание к женственности". Одним словом, жилось столетие назад женщинам очень непросто.
К счастью, нашлись те, кто начал бороться против неравенства.
Международный женский день считали преимущественно коммунистическим праздником. Ситуация изменилась в 1967 году, когда традицию выходить на митинги 8 марта переняли представительницы второй волны феминизма. Тогда в Европе он получил название «Международный женский день борьбы».
Женщины выступали за равные экономические, юридические и репродуктивные права, а также за предотвращение насилия в отношении женщин. С 1977 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций объявила 8 марта днём борьбы за права женщин во всём мире. Как обстояли дела с равноправием до XX века? До XX века женщины не имели права голосовать на выборах, не могли получить наследство.
Даже приданое девушки передавалось от родителей в полное распоряжение мужа. А в России в начале XX века у женщин даже не было паспортов: их имена вписывали в паспорт отца или мужа. Женщина не могла обрести самостоятельность — либо она остаётся жить с родителями и с возрастом получает клеймо «старой девы» , либо выходит замуж. И всё же попытки обрести гендерное равенство были.
Они просили признания их прав на образование и труд. Одну из первых феминисток того времени Эбигейл Смит Адамс прославила фраза: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов». В XIX веке приоритетными вопросами равноправия стал доступ женщин к высшему образованию и право голоса. В это время получило развитие движение суфражисток — активисток, которые выступали за равные избирательные права.
И борьба, наконец, дала свои плоды. Например, в Новой Зеландии женщины получили право голосовать в 1893 году, в Австралии — в 1902 году. Женщины добились права учиться в университетах и работать вне дома. Женщины были лишены равных условий труда.
Им приходилось работать до 16 часов в сутки при мизерной заработной плате. Протесты прошли в нескольких городах США. Результатом стало введение 10-часового рабочего дня как для мужчин, так и для женщин. Даже сегодня женщинам приходится бороться за равные возможности с мужчинами.
Похоронили немецкую коммунистку с высочайшими почестями у Кремлевской стены при скоплении полумиллионной толпы. Праздник 8 марта: судьба в России Праздником в прямом смысле слова 8 марта стало не сразу. Первоначально это был день борьбы за равноправие, и вместо цветов женщины ходили по улицам с плакатами и громкими лозунгами.
К тому же в России до 1917 года массовых колонн недовольных суфражисток тех дам, что боролись за равные права с мужчинами не было. Зато весна революционного года запомнила десятки тысяч женщин всех сословий и возрастов, наполнивших улицы. Первые митинги , и в этом есть доля иронии, начались 23 февраля по старому стилю, или 8 марта по новому.
Собственно, этот день и принято считать началом Февральской революции. Лев Троцкий подчеркивал, что женщины намного смелее мужчин шли навстречу вооруженным солдатам. Взвились новые плакаты: «Свободная женщина в свободной России!
День 8 марта в советской Москве.
Они требовали сокращение рабочего дня для женщин, улучшения условий труда и равную с мужской заработную плату. Женщины в то время работали по 16 часов в сутки, а получали в три раза меньше, чем мужчины. Марш не имел успеха. В нем приняли участие более 15 тысяч женщин. На митинге прозвучали требования о получении женщинами избирательного права. В 1909 году в Америке был утвержден Национальный женский день. Он приходился на последнее воскресенье февраля.
До 1913 года США на праздник проводили Парад свободных женщин. Борьба за женские права в Великобритании и США Начальный этап борьбы женщин за равноправие назвали суфражизмом от suffrage — право голоса. Кроме возможности участвовать в выборах, суфражистки добивались равноправия в имущественных вопросах, отстаивали право женщин на учебу в университетах, получение профессии и работу вне дома. Лозунгом суфражисток служила фраза «Все мужчины и женщины созданы равными», целью движения было получение женщинами — гражданами США права участвовать в политической жизни страны. В Германии широкую известность обретает газета «Глайхайт», которая издается Розой Люксембург для немецких работниц. Она предложила отмечать праздник ежегодно в каждой стране в один и тот же день. Цеткин объяснила, что в этот день женщины будут устраивать шествия и митинги, чтобы привлечь общественность к своим проблемам. Утверждение избирательного права для женщин Борьба за равноправие была долгой и тяжелой, но женщины добились своей цели.
Признав право женщин голосовать и управлять государством, правительство признавало и их значимость наравне с мужчинами.
Откуда взялся праздник 8 марта и где его празднуют?
Кельчемгора, Лешуконский р-н. Вы организовали немало этнографических экспедиций, объездили отдаленные уголки Архангельского Севера. Какая из экспедиций вам запомнилась больше всего? Еще в студенческие годы, почти 30 лет назад, я попала на Русский Север. Это была детская этнографическая экспедиция, где мы занимались сбором игр.
Поездку организовывал подмосковный Дом творчества, вместе с его представителями мы поехали в Сурский сельсовет — это территория бывшего монастыря Иоанна Кронштадтского, Пинежский район Архангельской области — очень отдаленное место. Я вспоминаю, как долго мы туда добирались и насколько потрясающей была эта экспедиция. К счастью, нам повезло и с погодой, и с героями. Там я впервые познакомилась с удивительными людьми из села Сура.
То была моя проба пера, первые мои этнологические сборы информации и первые фантастические закаты на Севере. Это было время белых ночей, небо было невероятного сиреневого цвета… когда я увидела это небо, то по-настоящему и навсегда влюбилась в Русский Север. Вспоминаю, как мы с подругой решили: все, заканчиваем университет и идем преподавать в Сурскую школу. Даже озвучили свою идею одному из наших информаторов, удивительной бабушке, а она, как сейчас помню, посмотрела на нас и сказала: «Девки, зимой-то тут посидите!
Собеседница, конечно, немного остудила наш пыл, но я с тех пор твердо решила связать свою жизнь с Севером. Какое это было незабываемое время! Мы познакомились с прекрасными людьми, собирали ягоды, грибы; и даже умудрились искупаться в холодной реке Пинеге. Зима в Пинежском районе, Архангельская обл.
Но мы отметили интересное явление, которое было спровоцировано пандемией: в эти тяжелые годы люди стали возвращаться к своим истокам, они черпают знания и ресурсы в наследии предков. Увеличилось количество собираемых лесных трав, грибов, многие стали возвращаться или чаще приезжать в свои родные места, спрашивать совета у старшего поколения, изучать свою историю. Во время пандемии люди уезжали назад в свои села, к родственникам, в надежде, что родная земля им поможет. Отчасти виной тому — плохие дороги, сложная транспортная доступность.
Я считаю, что такие места в Архангельской области, как Мезень, Лешуконье, Пинежский край, по-прежнему востребованы и нуждаются в дальнейшем изучении, восстановлении культурной памяти. Любой исследователь там найдет интересную тему для себя, и каждая тема может раскрыться по-своему. Поэтому могу точно сказать, что Русский Север еще ждет своих новых исследователей, в его истории еще много пробелов. Пинежский район, Архангельская обл.
Сам быт, образ жизни, суровые климатические условия сохраняли эти ценные качества душевного склада северян. На протяжении многих лет эти люди были поистине духовными, но никогда не выпячивали, не показывали свою одухотворенность.
Автор О. Главархив Москвы Главный праздник весны появился почти 100 лет назад как Международный день работниц и много лет был посвящен успехам женщин в социалистическом соревновании. Об эволюции праздника рассказывают документы Главархива Москвы. Решение праздновать Международный день работниц приняли на II Международной конференции коммунисток, состоявшейся в 1921 году в Москве во время III конгресса Коминтерна.
Дату выбрали в память о забастовке работниц Торшиловской фабрики Товарищества Невской ниточной мануфактуры в Петрограде. Со второй половины 1920-х годов роль женщин в индустриальном производстве стала заметнее.
Со второй половины 1920-х годов роль женщин в индустриальном производстве стала заметнее. Они осваивали профессии, считавшиеся сугубо мужскими, и преуспевали в них. Женщины становились ударницами труда, новаторами, победительницами соцсоревнований. Чайковского состоялось торжественное заседание партийных и общественных организаций Москвы, посвященное Международному коммунистическому женскому дню. В зале присутствовали стахановки, строители оборонительных сооружений, женщины-врачи, деятели науки, культуры и искусства, а также командиры и политработницы Красной армии.
На заседании зачитали приветствие участников, текст которого хранится в столичном Главархиве.
Права на владение собственностью, избирательные права остались, как прежде, за мужчинами. Попытку восстановить справедливость предприняла феминистка Олимпия Де Гуж. В 1791 году она представила на всеобщее обсуждение Декларацию прав женщины и гражданки. Основным требованием было признание абсолютного равенства женщин и мужчин в правах. Основанная Олимпией организация, действительно защищавшая права женщин, проработала до 1793 года. Государство закрыло его, а Олимпию де Гуж прилюдно казнили. В 1795 году вышел закон, который запрещал женщинам посещать общественные места без сопровождения. Затем в 1804 году французское правительство издало указ, который лишал женщин гражданских прав и передавал их под полную опеку мужчин.
В знак протеста на улицы города вышли работницы ткацких фабрик. Они требовали сокращение рабочего дня для женщин, улучшения условий труда и равную с мужской заработную плату. Женщины в то время работали по 16 часов в сутки, а получали в три раза меньше, чем мужчины. Марш не имел успеха. В нем приняли участие более 15 тысяч женщин. На митинге прозвучали требования о получении женщинами избирательного права. В 1909 году в Америке был утвержден Национальный женский день. Он приходился на последнее воскресенье февраля.
Как Международный женский день появился в России
- У истоков радикального феминизма, или подлинная история праздника 8 марта
- Международный женский день: история праздника
- Как появился Международный женский день
- Происхождение праздника 8 Марта. Версии происхождения Международного женского дня
Когда появился Международный женский день и как его провести
Кстати, на роль «восьмимартовского» благодетеля всех советских граждан, подарившего им этот выходной, может претендовать Валентин Александров, который работал в Министерстве иностранных дел и писал речи для членов Политбюро, в том числе и для генсека Леонида Брежнева. В апреле 1965 года Валентин Алексеевич был командирован в группу, готовившую доклад Леонида Ильича. Один касался того, как разворачивались военные действия в годы Великой Отечественной. Второй — небольшая часть текста — был посвящен подвигу советских женщин. Меня попросили написать максимально душевно и трогательно. Я сделал более десятка вариантов.
И каждый раз мне говорили, ссылаясь на Брежнева: не то, надо еще сильнее, еще ярче сказать, чтобы каждому было понятно, как высоко ценит партия советских женщин, — пишет Валентин Александров в своей книге «Кронпринцы в роли оруженосцев». Он и впрямь высоко ценил советских женщин, часть из них, и немалую, ценил особо»… Забросив все домашние дела, составитель доклада днем и ночью сочинял все новые и новые одухотворенные фразы, пока в творческий процесс не вмешалась его жена: «Твоя партия поступила бы куда лучше, если бы вместо дурацких слов женскую жизнь улучшила». В моем случае это означало, что комплименты женщинам надо было дополнить весомым преподношением, от которого что-то достанется всем и каждой. Тут же мелькнула мысль: сделать женский день, 8 марта, нерабочим. Это показалось мне наиболее подходящим к случаю и выполнимым».
Тот сразу вписал вопрос в повестку ближайшего заседания Президиума ЦК. Именно таким образом в следующем же, 1966-м, году 8 марта которое пришлось на вторник уже было выходным.
Чего только не требовали женщины в тот день. И возвращения мужей с фронта, и прекращения надоевшей войны, и уравнение в правах с мужчинами и, конечно, хлеба. Главный лозунг этого действительно массового шествия был — «Хлеба и мира! В стране шли забастовки невиданного масштаба, органы власти пребывали в лихорадке — и гражданские, и военные. Всё закончилось, как известно, отречением государя. Временное правительство удовлетворило многие требования борцов за эмансипацию, и память о демонстрации сохранилась надолго.
Революция Потом грянула Октябрьская революция. Жизнь в стране перевернулась. Вскоре после Гражданской войны, а 1921 году решением 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в демонстрации в Петрограде 8 марта 23 февраля по старому стилю 1917 года. Тут и наметилось главное противоречие праздника: его привязали к реальному факту отечественной истории, но в то же время говорили об интернациональном характере дня… Именно после 1921 года в нашей стране день 8 марта стал общеизвестным. Статус и название праздника несколько раз менялись, но в первые десятилетия существования Советской России его чаще всего называли Днём солидарности трудящихся женщин. Никаких подарков к этому дню женщинам не дарили, только — грамоты в трудовых коллективах. Ведь праздник поначалу воспринимался как политический. Опасная ситуация Праздники в первые годы советской власти учреждались поспешно и часто менялись.
Шумные новые знаменательные даты долго не могли перекрыть популярность церковных праздников. А цель новых праздников состояла именно в этом. Самое печальное, что они стали причиной конфликтного разрыва между поколениями. Молодежь, как правило, склонялась к новым веяниям, а к старшему поколению относилась нередко с агрессивным презрением. Опасная ситуация. И прискорбная. Международный женский день в СССР Международная популярность праздника в 1930-е постепенно сошла на нет. Но в СССР «женский день» отмечался широко, хотя и оставался рабочим днём — напомню, как и суббота.
Их не устраивали низкие зарплаты и условия организации быта. Кроме того, работницы выдвигали требования о решении проблем образования женщин, а также о предоставлении им права голоса на выборах. Для привлечения внимания девушки били половниками и палками по пустым кастрюлям, поэтому демонстрацию назвали «маршем пустых кастрюль». Акция привела к определенным результатам. Женщин стали принимать в университеты, в мире стали появляться женские профсоюзы. Ключевой фигурой в истории праздника 8 Марта является Клара Цеткин. Она известна как политический деятель, одна из лидеров Социал-демократической партии Германии, участница формирования коммунистической партии Германии, активистка движения, которое вскоре приобрело название «феминизм». В 1910 году Клара и Роза Люксембург, выступая на конференции в Копенгагене, предложили утвердить праздник и назначить его именно на 8 марта. Легенда о восьми Мартах Для утверждения праздника в восьмой день марта две дамы-революционерки напомнили о старинном немецком предании из эпохи Средневековья, когда в Германии действовал «закон первой ночи».
Но все эти версии не выдерживают никакой критики. Во-первых, дата празднования Пурима определяется по лунному календарю. Во-вторых, Клара Цеткин была чистокровной немецкой женщиной — более того, дворянских кровей. Да и родилась она 5 июля 1857 года. Впрочем, обо всём по порядку. Урождённая Айснер Будущая пламенная немецкая революционерка появилась на свет в небольшом саксонском городке Видерау, что стоит на берегу речушки Видербах, в семье сельского учителя Готфрида Айснера, выходца из бедного дворянского рода. Зато мать Клары Жозефина Витале происходила из весьма зажиточной буржуазной семьи, владевшей многочисленными мануфактурами и фабриками в Лейпциге. Правда, её отец Жан Доминик Витале своим буйным нравом ничуть не походил на всех прочих Витале — он принимал активное участие во Французской революции 1789 года и в наполеоновских походах.
В таком же духе он воспитал и свою дочь Жозефину, названную в честь первой супруги Наполеона Бонапарта, а Жозефина, будучи убеждённой сторонницей эмансипации женщин, постаралась вырастить революционерку из Клары, что ей успешно удалось. Уже в юном возрасте Клара выделялась среди сверстников любознательностью и цепкой памятью: в девять лет девочка прочла всего Гёте и Шиллера и с удовольствием декламировала их стихи, а в 12 — на память цитировала отрывки из "Истории французской революции" историка Томаса Карлейля. Цеткин в 1897. Именно там Клара Айснер и получила от однокурсников своё прозвище Дикая Клара — в пылу спора о политике она могла запросто пустить в ход и кулаки. Тем не менее все государственные выпускные экзамены Клара сдала на "отлично". Родители нисколько не сомневались, что Клару ждёт блестящая карьера на педагогическом поприще или в какой-нибудь банковской конторе. Или — чем чёрт не шутит! Но Готфрид и Жозефина Айснеры и представить не могли себе, что Клара, внешне напоминавшая обычную крестьянскую девушку из Видерау с плоским лицом и руками-лопатами, начнёт свою собственную политическую карьеру.
Цеткин Ещё будучи студенткой в Лейпциге, она сблизилась с кружком революционных студентов-эмигрантов из России, среди которых был и Осип Цеткин — харизматичный и обаятельный уроженец Одессы, он был любимцем всех женщин революционного подполья, которые были готовы часами слушать его лекции о победе марксизма. И Дикая Клара влюбилась без памяти — небритый Цеткин с горящими глазами напоминал ей романтических героев Шиллера, о которых она так много читала в детстве. Всецело разделяя взгляды обожаемого Осипа, она в 21 год вступила в социалистическую рабочую партию и стала гражданской женой Цеткина, взяв его фамилию. Неожиданный брак Клары привёл к полному разрыву с семьёй. К тому же после введения Отто фон Бисмарком "Исключительного закона против социалистов" 1881 года Осип Цеткин был арестован и выслан из страны. Вместе с ним, как преданная жена декабриста, из страны уехала и Клара. Сначала они направились в Цюрих, затем — в Вену и Рим, где Осипу вновь грозила тюрьма. Наконец, в 1882 году они остановились в Париже, где стали жить в крохотной квартирке на Монмартре.
В Париже у Клары в 1883 году и родился первенец — сын Максим, а через два года на свет появился и Константин. Жили трудно: Осип публиковался за гроши в левых газетах, Клара давала частные уроки и стирала бельё у богатых. Однажды она даже играла в карты на деньги — Дикая Клара со времён учёбы в гимназии была отличным игроком в покер.
"Грязная" история праздника 8 марта ( Немеждународного женского дня )
Однако объяснить, почему мы празднуем Женский день именно 8 марта и вообще историю этого праздника не так уж и просто. В России праздник 8 марта отмечается уже больше века, а его корни исходят из Нью-Йорка с 1857 года. Празднование 8 Марта в СНГ ассоциируется в первую очередь с лишним выходным, букетами тюльпанов и подарками для женщин, в то время, как первоначальное значение праздника – борьба за права женщин – остается почти без внимания. День 8 марта не всегда был праздником весны, красоты и женственности. Появление этого дня связано с разными фактами в истории. Официальное название праздника «Международный женский день» было предложено делегацией СССР и принято ООН в 1975 году.