Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. О том, как крещение Христа представляли иконописцы второй половины XI века, можно судить по образам, находящимся в монастыре св. вмц. Согласно библейским текстам, в этот день Иисус Христос был крещен в реке Иордан Иоанном Предтечей. Крещение Господне — христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
А вторая — связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа. Праздник Крещения Господня, или Богоявление, связан с евангельским событием — крещением Иисуса Христа Иоанном Предтечей в реке Иордан. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан.
Подать записку
- 19 января — праздник Крещения Господня, или Богоявление - Екатеринбургская епархия
- ДАТА КРЕЩЕНИЯ
- Крещение Господне 2022 года: история, традиции и приметы
- Православные верующие отмечают Крещение Господне
19 января православные христиане празднуют Крещение Господне
Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей. С течением времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше [10]. При этом остается точно не выясненным с какого берега Иисус входил в реку. На западном берегу это место называется Каср-эль-Яхуд контролируется Израилем [12] [13] , на восточном, напротив него — Эль-Махтас Вади-эль-Харар в Иордании [14] [15]. В ходе раскопок в Вади-эль-Хараре была обнаружена большая мраморная плита, по-видимому, являющаяся основанием колонны, упомянутой паломником Феодосием [5] [16].
Происхождение даты[ править править код ] На христианском Востоке в Армянской церкви — до сих пор 6 января считалось датой Рождества Христова , и лишь после IV века распространяется западная традиция праздновать Рождество 25 декабря. Происхождение обеих дат остаётся предметом дискуссии между двумя конкурирующими теориями. Согласно гипотезе «Школы истории религий», они появились в качестве христианской замены языческим праздникам. Калькулятивная гипотеза утверждает, что даты были плодом внутрихристианских хронологических вычислений, и строится на тезисе, что зачатие и крестная смерть Христа произошли в один и тот же день 25 марта на Западе, 7 апреля на Востоке , от которого отсчитывали 9 месяцев беременности Богородицы [17].
По мнению В. Кузенкова , из хронологической схемы Климента Александрийского выводится дата Рождества Христова 6 января 2 года до н. Сам Климент её не упоминает, однако приводит дату Крещения, принятую в александрийской школе гностика Василида — 11 или 15 египетского месяца тиби 15-го года правления Тиберия. Андреа Верроккьо , «Крещение», ок.
Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» Лк. Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех , как всякого человека.
Современный православный храм Иоанна Предтечи. Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. Считается, что наименование Вифавара впервые предложил Ориген [5] , но он расположил её на западном берегу Иордана [6].
Однако на Мадабской карте VI века место Крещения изображено напротив Иерихона на западном берегу реки, то есть не за Иорданом, если смотреть с западного берега. Существует предположение, что автор Мадабской карты, живший на восточном берегу Иордана, понял словосочетание за Иорданом в смысле места, находящегося на другом берегу по отношению к нему, хотя автор Евангелия, естественно, понимал предлог за, как к расположенному на восточном берегу [8]. Паломник Феодосий [de] V—VI вв.
До VI—VII веков традиционное место Крещения Иисуса Христа располагалось на восточном берегу Иордана около Иерихона, но после арабского завоевания Палестины 640 год местом Крещения стали считать место также около Иерихона, но на западном берегу по причине труднодоступности восточного берега [6]. Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей. С течением времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше [10].
При этом остается точно не выясненным с какого берега Иисус входил в реку. На западном берегу это место называется Каср-эль-Яхуд контролируется Израилем [12] [13] , на восточном, напротив него — Эль-Махтас Вади-эль-Харар в Иордании [14] [15].
Подготовку к празднику крестьяне начинали накануне, в крещенский сочельник строго постились даже дети старались ничего не есть до «первой звезды» , тщательно выметали из дома мусор и мыли полы. Вечером посещали церковную службу и великое водосвятие, набирали в сосуды «иорданской» воды и окропляли ею всё в доме, хозяйственные постройки и домашних животных, пили сами и давали скоту. Верили, что освящённая в праздник Богоявления вода изгоняла святочную нечисть, имела целебную силу и никогда не портилась. Ужин в крещенский сочельник назывался «голодной кутьёй» и состоял из кутьи, блинов и овсяного киселя. Местные парни и холостяки из соседних деревень съезжались в более крупные центры на водосвятие и обряд «выбора невест». Нарядно одетые девушки в сопровождении матерей катались в санях по главной улице селения, затем становились в длинный ряд, а женихи в сопровождении родителей или специально приглашённых пожилых женщин прохаживались мимо невест.
Тема явления света или огня в К. VIII 271 , при этом Он называется «дарующим радость света для тех, кто были призваны к двенадцати источникам» очевидно, речь о 12 апостолах Sib. VIII 245-247. В гностической лит-ре отдельные элементы евангельского сюжета о К. Согласно свидетельству сщмч. Иринея Лионского, гностик Керинф , излагая распространенную в гностических кругах версию о природе Христа, учил, что посредством крещения от Иоанна простой человек Иисус был приуготовлен «низшей премудростью» для соединения с небесным Христом, посланным на землю божественной премудростью Iren.
Согласно учению валентиниан, на человека Христа при крещении cошел в виде голубя Спаситель из Плеромы Ibid. По др. Этой традиции близко свидетельство, сохранившееся в приписываемом сщмч. В нем говорилось, что Иисус осознал Свой грех и под влиянием уговоров Своей Матери принял крещение от Иоанна: «... De rebapt. Ветхозаветные прообразы К.
По словам свт. De bapt. Очевидно, на это сопоставление повлияли как крещальная интерпретация потопа в тексте НЗ 1 Петр 3. Духа в виде голубя. Ориген отмечал: «Потому и Дух сошел в виде голубя, ибо где примирение с Богом, там и голубь, как в случае с Ноевым ковчегом» Orig. Иоанн Златоуст представляет развитие этой темы: «Поэтому и голубица не с масличною ветвью является, но указывает нам на Освободителя от всех зол и подает благие надежды.
Не одного только человека выводит она из ковчега, но всю вселенную возводит на небо и вместо масличной ветви приносит усыновление всему роду человеческому» Ioan. In Matth. Соответственно образ голубя в др. По мнению блж. Образ голубки из Песн 2. Принесение в жертву всесожжения «чистой и незлобивой голубицы» в ВЗ, считает свт.
Кирилл Иерусалимский, также предызображает сошествие Духа Святого в К. Голубь приносит ветвь оливы праотцу Ною. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. Прообразовательное значение в связи с К. Так, блж. Феодорит Кирский видит в переходе израильтян под рук.
Иисус Навин, начав править народом от Иордана, прообразует Христа, Который также начал проповедовать народу Евангелие после Своего крещения в Иордане Сyr. Как Иисус Навин «провел народ израильский чрез Иордан из пустыни в землю обетованную, так и Спаситель наш провел нас чрез святое и спасительное крещение из пустыни неведения и идолослужения в горний Иерусалим» Ioan. Среди др. Тертуллиан, находя прообраз К. Моисеем древом Исх 15. Рассказ о железном топоре, к-рый был поднят чудесным образом со дна Иордана прор.
Елисеем, бросившим в его воды дерево 4 Цар 6. In 2 Regn. В обращенных к Иуде пророческих словах его отца Иакова «Он... De patriarch. De bened. Подобным образом снятие ангелом Господним запятнанных одежд с первосвященника Иисуса и облечение его в светлые одежды Зах 3.
In bapt. Стих Пс 28. In Epiphan. Также слова из Пс 113. Игнатий Богоносец, толкуя Мф 3. Эта же тема присутствует и у Тертуллиана Tertull.
Согласно свт. Григорию Богослову, Господь «крестился не ради собственного очищения, но чтобы освятить воды» Greg. In Luc. Не нуждаясь Сам в очищении, через крещение в Иордане Он «делает воды чистыми» Greg. Григорий Нисский замечает: «Ибо из всех рек только один Иордан, прияв в себя начаток освящения и благословения, как бы из некоторого источника излил всему миру благодать крещения» Greg. По мнению свт.
Иоанна Златоуста, в этот день Христос «освятил естество вод» Ioan. Прокл К-польский говорит, что в день Богоявления «море возликовало с радостью… ибо через Иордан оно восприняло благословение освящения» Proclus CP. Мозаика кафоликона Неа-Мони на о-ве Хиос, Греция. Церковные толкователи исходили из представления о том, что Христос не нуждался, будучи безгрешным, в очищении и оставлении грехов. Иустин Философ утверждал, что Господь совершил крещение «за род человеческий, который от Адама подпал смерти и обольщению змия, потому что каждый по своей собственной вине творил зло» Iust. По словам мч.
Ипполита Римского, в К. Принимая крещение, Господь не только освящает св. Иоанна Крестителя, но и погребает в воде «всего ветхого Адама» Greg. Когда Христос выходит из вод Иордана, Он «возносит с Собой весь мир и видит «разводящиеся небеса» Мк 1. Ефрем Сирин писал, что «божественная природа Христа не нуждалась в крещении, но в крещении была явлена Его человеческая природа» Ephraem Syr. In Diatess.
Ориген, истолковывая Мф 3. Исполнение всякой правды Мф 3. Иоанна Златоуста, строгое следование Божественному замыслу о спасении человека и включает не только К. Феодор Мопсуестийский писал, что Господь «смиренномудро, как один человек из народа, подчинился пророку и Крестителю Иоанну для крещения, чтобы освятить воды и наше возрождение через омовение, и усыновление, и отпущение грехов» Theod. Миниатюра из Псалтири. Walters Man.
W 733. В сохранившемся во фрагментах трактате «О крещении» св. Мелитона Сардского К. Согласно автору, то, что происходит с небесными телами, служит обоснованием и объяснением К. Его крещение также сопоставляется со схождением во ад: Христос, крестившийся в Иордане, есть «Царь Небесный и Глава творения, Солнце восходящее, Который явился одновременно мертвым во аде и смертным в этом мире» Melito. Наиболее подробно этот мотив раскрывается у свт.
Кирилла Иерусалимского, который связывает К. Итак, поскольку надлежало сокрушить главы дракона, Он, сойдя в воды, связал сильного, чтобы мы получили от Него власть наступать на змиев и скорпионов... Крещением [Господним] притупляется жало смерти» Сyr. Это представление нашло отражение в последовании праздника Богоявления в современном богослужении РПЦ, где в священнической молитве присутствует основанное на Пс 73. В гомилии «О крещении» ок. В святоотеческом богословии К.
Так, напр. Духа и откровение о Его богосыновстве становятся центральными темами в христ. Наиболее ранним примером такого осмысления служат слова Климента Александрийского, который говорит, что К. Через крещение мы получаем свет в душу, со светом получаем право на сыновство, с сыновством - совершенство, с совершенством - бессмертие» Clem. Амвросий Медиоланский связывает с К. Погружение человеческой природы в воды со Христом в К.
Посредством К. Если Сын Божий крестился, то какой благочестивый человек может презирать крещение? Связь между К. Григорий Богослов открывает праздничное послание в этот день увещеванием: «Христос крещается; сойдем с Ним, чтобы с Ним и взойти!
Хронология земной жизни Иисуса Христа
О том, как крещение Христа представляли иконописцы второй половины XI века, можно судить по образам, находящимся в монастыре св. вмц. Но в данном случае мы рассматриваем указание на год крещения Иисуса Христа и год Его распятия. После крещения Иисуса Христа происходит Богоявление, Пресвятая Троица являет себя миру. Праздник Крещения Господня, или Богоявление, связан с евангельским событием — крещением Иисуса Христа Иоанном Предтечей в реке Иордан.
Крещение Господне в 2024 году: история возникновения, традиции, приметы и запреты
Считалось, что после этого домашний скот будет всегда сыт и принесет хороший приплод. Двенадцать праздничных дней между Рождеством 7 января по новому стилю и Крещением 19 января называются святками. По народным поверьям, с началом святок открывается дверь в потусторонний мир, откуда возвращаются души умерших. Наиболее благоприятным временем для ворожбы на Руси считался вечер накануне Крещения — в народе считалось, что именно в это время нечистая сила особенно сильна. Освящение воды. Главным событием Крещения считается водосвятие. После литургии в сочельник 18 января в храмах проводят великое освящение воды, которую потом называют агиасмой или крещенской водой. Так как освящение происходит одинаковым чином, агиасма с обоих дней ничем не отличается друг от друга. В древности это было связано с тем, что в сочельник совершалось крещение оглашенных, то есть тех, кто принял и усвоил христианское вероучение, ради чего проводили первое водосвятие, а в день самого праздника верующие шли на реку Иордан. Уже позже освящение стали проводить в других местах, где есть водоемы. К крещенской воде верующие с давних времен имеют великое благоговение.
Ее приносят домой и хранят в течение года, она не портится и остается все время свежей. Агиасму традиционно используются при освящении различных построек и молитвах. Помимо водосвятия, другим важным событием считалось «хождение на Иордань»: на водоеме в заранее выбранном месте делали прорубь — иордань, место вокруг которой считалось святым. После крестного хода, получения святой воды и молебна люди окунались в прорубь, чтобы символично закрепить очищение от грехов. Эта традиция укоренилась среди верующих и популярна до сих пор.
Во льду вырубается крестообразная полынья, которая также носит название Иордань. Она освящается, очищается молитвами священника, затем в нее опускают православный крест. Теперь вода в проруби считается святой и невероятно целебной.
Православные верят, что она может поднять человека и снять с него грехи. Воду набирают в случае использования от недуга. При этом наши предки верили, чем быстрее возьмешь такой водицы, тем мощнее будут ее целебные свойства. В освященной проруби купались. Окунались в воду больные, жаждущие выздоровления, и те, кто на Святках рядились в ряженых. Ряжение считалось грехом, и необходимо было от него очиститься в крещенской воде. Обычай окунаться на крещение в прорубь-Иордань дошел и до наших дней. Освещение воды на Крещение Воду, зачерпнутую из Иордани, православные несут домой, чтобы бережно хранить, доставая лишь в необходимых случаях.
Ею обрызгивается дом, хлев и домашний скот, ее дают пить роженицам. Наши предки, придя домой после водосвятия, отпивали по глотку принесенной святой воды, а затем, с помощью освященной вербы, хранящейся в красном углу избы еще с Пасхи, окропляли ею весь дом, а также хозяйственные постройки, веря, что святая вода убережет от беды. Пчеловоды этой водой окропляли ульи.
Людям явился Бог. Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские посвященные Господу Иисусу Христу и Богородичные посвященные Божией Матери. Богоявление — Господский праздник.
Когда празднуется Крещение Господне Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю 6 января по старому стилю. Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство — один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника. Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства. События Крещения Господня После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения.
Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом. Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лк 3:21-22. Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля.
Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и пр. Таким образом, сам по себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасителем людей, Победителем смерти. Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно — во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку. Установление празднования рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский, блаж. Августин , 25-е число декабря месяца исторически более всего соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа. Из рассматриваемых в настоящей службе стихир и тропарей, посвященных Рождеству Христову, наиболее древними, надо полагать, являются 1-я стихира на «Господи, воззвах», кондак и икос.
Как правильно окунаться в Крещение, всякая ли вода становится святой и как ее хранить
Лица духовенства рекомендуют употреблять ее по ложечке в утренние часы натощак с кусочком просфоры. В селах на Крещение люди поят скотину освященной водой. Она помогает им перенести крещенские морозы, хорошо плодиться и не болеть. Гадания В ночь на Крещение на земле царит магическая атмосфера. В этот период люди просят у высших сил открыть тайну будущего. При помощи магических обрядов и ритуалов они пытаются увидеть грядущие события и получить знаки судьбы.
Хорошие предсказания вселяют надежду и веру на счастливое будущее, а плохим не стоит уделять особого внимания. Главным атрибутом для совершения гаданий является освященная в церкви вода. Люди верят, что она наделена волшебством и способна помогать устанавливать связь с небесными силами. Гадания на Крещение Что нельзя делать на Крещение 19 января запрещается запасать святую воду в огромных количествах. В святой день нельзя ссориться, ругаться, лгать, жаловаться, сплетничать, допускать плохие мысли.
Нежелательно заниматься тяжелым физическим трудом, проводить уборку дома, стирать, резать ножницами. Не рекомендуется стричься, делать маникюр или педикюр, чтобы не внести в судьбу плохие события. Не стоит шить, вязать, чтобы не запутать свою судьбу.
Считается, что в это время вся вода приобретает особые свойства.
По данным МЧС России, в этом году количество официальных мест для крещенских купаний превысит 3 тысячи. Представители Русской православной церкви призвали, по возможности, отказаться от массовых крещенских купаний в связи со сложной эпидемиологической ситуацией. Напомним, ритуалы освящения воды и массовые крещенские купания начались еще накануне, в Крещенский сочельник.
Вероятно, благодаря этому обстоятельству Древняя Церковь установила праздник в честь этого события.
В противовес гностическому празднику Церковь установила и у себя праздник в честь Крещения, назвав его Богоявлением и внушая тем самым доктринальную мысль, что в этот день Иисус не стал Богом, а впервые явил себя как Бог. Совершая праздник Богоявления Епифании 6 Января, Церковь посвящала этот день воспоминанию трех священных событий: рождение Господа, поклонение волхвов, крещения на западе также чудо в Кане. Древнейшее указание на объединенное значение Епафинии находится в проповеди св. Филиппа Гераклийского в период гонений имп.
Диоклетиана 304. Причем в различных местностях в этот день на первое место выступало празднование разных событий. Апостольские постановления Сирия и коптский календарь Египет выделяли момент Крещения. Августин говорит о поклонении волхвов.
Почти вся Восточная Церковь до конца IV в. В Церкви не существует авторитетного предания о времени Рождества Спасителя. Почему восточная Церковь остановилась именно на 6 Января для Богоявления? В основе этой даты церковные историки видят аллегорическое сопоставление древнего Адама, источника греха и смерти, явившегося в 6-й день мироздания, с Новым Адамом — Христом, источником жизни.
Впервые Рождество Христово, как самостоятельный праздник, совершаемый 25 Декабря, появился на Западе. В Римской Церкви он был известен уже в 336 году в списке римских епископов, находящихся при хронографе Филокала от 354 года. В одном римском календаре под 25 декабря, уже показано: «День Рождения Христа в Вифлееме». На Востоке праздник Рождества Христова довольно позднего происхождения.
В Константинополе Рождество Христово, как самостоятельный праздник 25 Декабря, празднуется впервые в 379 г. Григорий Богослов, Слово, 38. Для Антиохии свидетельством служит проповедь св. Златоуста на Рождество от 388 г.
В Иерусалиме он введен был при патриархе Ювеналии в 425 — 458 гг. Период существования единого праздника Теофании в Кафолической Церкви длился около двух веков. Это время христологических споров. Разделение праздника Теофании на две части шло в ключе выработки догматики Церкви.
Служба на Крещение Господне складывалась постепенно, песнопения к ней были написаны такими выдающимися церковными гимнографами, как свв. Церковные песнопения на праздник Крещения Господня выражают непостижимое сочетание смирения и величия, уничижения и славы Сына Божия. И вместе с тем они наполнены глубоким богословско-догматическим содержанием о спасении людей. Богослужение на Крещение Господне схоже со службой на праздник Рождества Христова.
Богоявление имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. В песнопениях предпразднества показывается тесная связь праздника Крещения с двумя другими великими праздниками — Рождеством Христовым и Пасхой.
Евангелие от Иоанна этот эпизод не затрагивает. Большинство современных богословов рассматривают обряд как историческое событие. Ему придаётся высокая степень определённости. Вместе с распятием большинство библейских учёных Крещение рассматривают как один из двух исторических фактов, и часто используют в качестве отправной точки для изучения истории Иисуса. Крещение является одной из пяти основных вех в евангельском повествовании о жизни Сына Божьего, другие — Преображение, Распятие, Воскресение и Вознесение. Большинство христианских конфессий рассматривают крещение Иисуса как важное событие и основу для религиозного обряда.
В Восточном христианстве праздник отмечается 6 января юлианская календарная дата которого соответствует 19 числу по григорианскому календарю. В римско-католической, англиканской, лютеранской церкви и некоторых других западных деноминациях этот день наступает в течение следующей недели после Богоявления. В римском католицизме крещение Иисуса — одно из Светлых Богослужений, иногда добавляемых к Розарию. Это тринитарный праздник в Восточных Православных Церквях.
Заказ экскурсии
- 19 января православные христиане празднуют Крещение Господне
- 5 вопросов о празднике Крещения Господня
- 5 вопросов о празднике Крещения Господня - Узнай Россию
- Крещение Господне в 2024 году: дата празднования
5 вопросов о празднике Крещения Господня
Каноническое основание Великому освящению воды положено в древнем христианском памятнике «Апостольские постановления», где заложено начало не только самому священнодействию, но и прослеживается наличие молитв освящения. Кроме «Апостольских постановлений», свидетельства о совершении водоосвящения в праздник Крещения Господня можно найти св. Василия Великого, св. Епифания Кипрского, Феодора Чтеца. В древности, до IV — V вв. Затем уже и вся полнота Православной Церкви восприняла эту традицию и теперь почти в каждом храме совершается крестный ход «на Иордань», где совершается освящение воды. Освящение воды в день навечерия совершается в храме. А в день самого праздника Крещения Господня, по окончании литургии бывает крестный ход «на Иордань» с пением церковных песнопений. При освящении воды, после паремий, Апостола, Евангелия, относящихся к празднику Крещения, читается молитва на освящение воды и совершается троекратное погружение креста в воду при пении тропаря праздника.
Великую Агиасму Церковь употребляет для окропления домов, храмов, эту воду дают тем, кто не может быть допущен до причастия, а также для других нужд. Иоанн Златоуст так говорит о воде, освященной в праздник Крещения Господня: «В этот день Христос крестился и освятил природу воды. Потому-то и приносит народ в полночь этого праздника сосуды для воды, черпает ее и хранит на целый год, потому что именно ныне вода освящается и совершается очевидное чудо, так как, несмотря на продолжительность времени, природа воды не портится, но чрез целый год, даже часто чрез два и три года, вода, почерпнутая ныне, остается неповрежденною и свежей и после сколького времени равняется только что почерпнутой из источника» Св. Беседа о крещении. Святой Епифаний Кипрский выводит основание древнего обычая черпать 6 Января воду из источника и сохранять ее на целый год для священного употребления. Этим повторяется чудо претворения воды в вино, совершенное Иисусом Христом в этот день. В православном Типике и святоотеческих трудах торжество Богоявления называется также Просвещением греч. Связано это с теологической интерпретацией подвига Господа нашего Иисуса Христа.
Человеческий грех нарушил гармоничную связь между творением и творцом. Святитель Григорий Богослов говорит о том, Бог воплотился и умер, дабы мы могли ожить. Господь исцелил человеческую природу, приобщив ее к Своей Божественной природе. А первым явственным откровением этого Воплощения и стало событие Крещения. Господь как Свет вошел в мир, просвещая его и приобщая к Своей благодатной жизни. Отсюда и возникновение понятия Просвещение. Как восторженно говорил святитель Феофан Затворник: «Мы были погружены во тьму, но вот обильный свет! Образ света широко используется в песнопениях праздника: «явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе» тропарь праздника.
Более подробно это раскрывается в светильне праздника: «явися Спас, благодать и истина, во струях Иорданских, и сущия во тьме и сени спящыя просветил есть: ибо прииде и явися Свет неприступный». Таким образом, отмечая богослужением событие Богоявления, в очередной раз укрепляется наша вера в Святую Троицу и утверждается сугубый догматический характер каждого из христианских праздников. Отраженное в описании Крещения участие трех Лиц Троицы стало одним из моментов формирования триадологии в богословии ранней Церкви. Важность праздника Крещения Господня состоит также и в его нравственном значении, его особом этическом измерении. Это торжество свидетельствует о том, что благодать Духа христианами приобретается через добродетели смирения и кротости, подобно тому, как Господь подверг Себя кенозису, самоуничижению, приняв Иоанново крещение в покаяние, будучи безгрешным и исполнив всякую правду, приобрел свидетельство благоволения Отца Небесного. Итак, Крещение Спасителя можно рассматривать как часть универсального процесса «кенозиса», то есть самоуничижения.
Кемел, ул.
Центральная, 86 — 19 января с 10. Храмы, в которых будут совершаться ночные службы с 18 на 19 января Вознесенский кафедральный собор г. Алматы парк им. Храм апостолов Петра и Павла г. Алматы мкр. Алатау, ул. Центральная, 14.
Благовещенский храм ул. Ибрагимова, 13. Райымбека, 493. Храм Александра Невского ул. Жансугурова, 500-в. Богоявленский храм ул. Садовникова, 196.
Высоковольтная, 37-Б. Покровско-Всехсвятский храм ул. Юных пионеров, 85. Халиуллина, 45-а.
В этом прочтении Христос воспринимается как Новый Адам 1Кор.
Справа от Христа слева, если смотреть со стороны богомольца — на берегу Иордана — фигура Предтечи Господня. Одна его рука изображается расположенной над головой Спасителя — знак того, что он совершал Крещение. В другой руке может изображаться крест — символ Крестных страданий и смерти Христа и вместе с тем знамение победы над дьяволом, адом и смертью. Через это обнаруживается смысловая связь Крещения Господня с последующими Крестными страданиями и смертью Спасителя вспомним, что Иоанн указывал на Христа как на жертвенного Агнца Ин. В ином варианте изображения вторая рука Иоанна бывает развернута ладонью к Небу, что подчеркивает его духовную благодатную связь с Богом, его послушание Богу.
Как правило, Иоанн Креститель изображается стоящим выше Христа, что при буквальном толковании объясняется так: он — на берегу, тогда как Спаситель — в водах реки. При этом ярко выраженной согбенностью фигуры Иоанна подчеркивается, что в духовном отношении он не «выше» Христа: Христос — Сын Божий, а он — раб Божий. Нередко по противоположную сторону от Иоанна бывают изображены светлые ангелы.
Сегодня Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам».
Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Представительница, Тя величаем. Припев: Величай, душа моя, Пречистую Богородицу, которая почетнее небесных ангельских воинств. Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, и даже ангельский ум недоумевает , как воспеть Тебя, Богородица; но, как Благая, прими веру, ведь любовь нашу живую Ты знаешь; Ты — Предстательница христиан; Тебя мы величаем. Славим Тебя, Податель жизни, Христос, ради нас сегодня крестившегося по плоти от Иоанна в водах Иорданских.
Раньше в прорубь окунались прежде всего те, кто участвовал в святочных гаданиях и ряжении — чтобы смыть грехи. Считалось также, что в иордань уходит нечисть , свободно ходившая по земле все Святки. Освящённая в Крещение вода считается целебной [6]. Духовенство на этот праздник облачается в белые ризы.
Существует также народный обычай гадания однако любое гадание полностью запрещено Церковью на Крещение гадания продолжаются и все предыдущие 12 дней Святок , начиная с Рождества. Народный русский календарь связывает праздник Крещения с морозами т.
Календарь народных праздников
19 января (6 января по ) Православная Церковь отмечает один из двунадесятых праздников — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Святое Богоявление). Один из важнейших праздников, когда православная церковь вспоминает крещение Иисуса Христа в водах реки Иордань. Один из важнейших праздников, когда православная церковь вспоминает крещение Иисуса Христа в водах реки Иордань. Праздник Крещения Господня, или Богоявление, связан с евангельским событием — крещением Иисуса Христа Иоанном Предтечей в реке Иордан. А вторая — связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.