В преддверии 81-ой годовщины начала блокады на портале «Книга Памяти блокадного Ленинграда» добавлены тысячи новых имен эвакуированных блокадников, данные о которых до этого были утеряны либо неизвестны. Кронштадт противостоял блокаде, не жалея себя. Из них 2.5 года я участвовал в защите Кронштадта, которая была не только и не столько защитой самой крепости, сколько обороной Ленинграда. Дело в том, что на образовании 8 сентября 1941 года кольца окружения Ленинграда, враг не собирался ограничиваться блокадой.
Кронштадт в блокаду выжил благодаря колюшке
Ораниенбаумский плацдарм и Малая дорога жизни | О прошлом память сохраним | 27 января в ознаменование окончательного снятия блокады Ленинграда, которая продлилась 872 дня, прогремел праздничный салют. |
В Кронштадте открылась выставка «Флот для блокадного Ленинграда» | Колюшка — мелкая рыбка, которую не едят в обычное время, но во время блокады она помогала жителям Ленинграда выжить. |
Что посмотреть в Кронштадте за один день | Девять военных и православных коллективов выступили в Морском соборе в Кронштадте. Там прошел Хоровой собор, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. |
Кронштадт – последние новости | В свою очередь на выставке "Подвиг блокадного учителя" будет представлен материал об истории кронштадтских школ в период блокады. |
30 памятных мест Ленинградской блокады в Санкт-Петербурге | Кронштадт не только не потребовал продовольствия от Ленинграда, но вместе с флотом даже помог ему. |
Экскурсия Кронштадт во время блокады
Экскурсия Кронштадт во время блокады | В первый год блокады по Малой дороге жизни Кронштадт снабжал Ленинград продовольствием, не прекращал работу Кронштадтский Морской завод, кронштадтцы тушили зажигательные бомбы, купол Морского собора служил навигационным постом. |
История обороны Кронштадта и Ораниенбаумского плацдарма время Блокады Ленинграда | Вчера в социально-реабилитационном отделении граждан пожилого возраста № 1 состоялась экскурсия в Морской собор г. Кронштадта, посвященная 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда. |
Экскурсия Кронштадт во время блокады | В годы войны Кронштадт стал надёжным щитом для Ленинграда. |
Кронштадт — как щит для Ленинграда | Роль Кронштадта в наступательных операциях советских войск под Ленинградом. |
Блокада Ленинграда. 872 дня и ночи. Полная хроника
Ораниенбаумский плацдарм стал в буквальном смысле щитом Кронштадта и Ленинграда. Композитор Дмитрий Шостакович (первый справа) в дни блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны был бойцом добровольной противопожарной команды и дежурил на крыше консерватории. Кронштадтское Сражение в истории Великой Отечественной войны и частности в истории героической обороны Ленинграда является событием чрезвычайной значимости. 27 января 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции фашистские войска были окончательно разгромлены, а блокада. В 1944 году сняли блокаду Ленинграда, нам пришел вызов, мы вернулись домой в Кронштадт. Патриотическая акция "Свеча Памяти" в честь годовщины прорыва блокады Ленинграда / Фото: Министерство обороны РФ.
Музей истории Кронштадта расскажет о «Подвиге блокадного учителя»
Роль Кронштадта в наступательных операциях советских войск под Ленинградом. Добирался до Ленинграда очень сложно (через Кронштадт) и не без волнений – фарватер у Петергофа простреливался противником. В первый год блокады по Малой дороге жизни Кронштадт снабжал Ленинград продовольствием, не прекращал работу Кронштадтский Морской завод, кронштадтцы тушили зажигательные бомбы, купол Морского собора служил навигационным постом. Сегодня все вместе, дружной кронштадтской семьей, мы приехали на Лыжню России-2024. #кронштадт – последние новости. Участники блокады Ленинграда и защитники города Кронштадта! хочу всё знать онлайн которое загрузил Радио «Маяк» 01 мая 2020 длительностью 00 ч 37 мин 40 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео.
Победа без сражения. Как Кронштадт обороняла рота огнемётчиков
Аналогичным способом, «по крошечкам» питались дети, оказавшиеся в детских домах, которых этому никто не учил. Авторы книги «Война и блокада» Александр Чистиков и Валентин Ковальчук, пишут, что всегда существовала опасность того, что в выстраданную долгими часами ожидания очередь могут вклиниться полукриминальные, а то и просто «нахальные» личности. Нератова рассказывала, что для того, чтобы избежать подобных инцидентов, каждый участник очереди обхватывал локти впередистоящего и плотно прижимался к нему всем телом. Такая сплоченность не только препятствовала преступникам, но и помогала сохранить тепло и не давала упасть на землю, если кому-то вдруг становилось плохо от голода.
Если в сентябре 1941 года суточная норма для рабочего составляла 600 граммов, то в ноябре она сократилась до 250 граммов. Все остальные, в том числе и дети, получали всего по 125 граммов. Но и столько хлеба печь было не из чего: в тесто добавляли все, вплоть до древесных опилок.
Поэтому неудивительно, что ленинградцы даже передвигались с большим трудом. Однако, несмотря на слабость, двигаться было необходимо. О правиле «не ложиться и все время что-нибудь делать» вспоминают многие пережившие эти страшные дни.
В дни блокады горожане объединялись, чтобы помочь тем, кто оказался на грани жизни и смерти. Специальные бытовые отряды обходили квартиры. Когда находили детей, их забирали и отправляли в детские дома.
Лежачим затапливали печь, согревали кипяток. Так было легче. И человек вставал, начинал потихоньку двигаться.
Люди оживали… А ещё почти все блокадники курили. Табак, пусть и смешанный с высушенными листьями, притуплял голод. Ленинградцы шутливо прозвали эту смесь «сказками Венского леса» за наличие внутри самокрутки суррогатов табака , и с сигаретой в зубах можно было встретить даже десятилетних мальчишек.
Мало кто знает, что солдаты… охотились на передовой! Они крошили на землю немного хлеба и ждали, когда слетятся воробьи. Затем по команде стреляли по птицам из рогаток.
И шутили — два воробья на котелок воды — доппаек Ленинградского фронта! Юмор и в этой ситуации помогал выжить. Главное — действовать и верить в победу!
Коварный нрав Ладоги Блокада привела к резкому прекращению поступления горючего, медикаментов, боеприпасов, а главное — продовольствия. Только одной муки Ленинграду ежесуточно требовалось как минимум 1100 тонн. Авиация же могла перевозить не более 100 тонн. Единственный свободный от врага транспортный путь пролегал по южной части Ладожского озера — от бухты Осиновец на западном осажденном берегу до города Новая Ладога на восточном. Маршрут в 60 километров был коротким, но весьма рискованным из-за коварной погоды на озере, чья температура воды даже летом редко поднимается выше 19-20 градусов тепла. Ладога известна своими штормами, которые могут достигать десяти баллов Крупнейшей трагедией стали события, разыгравшиеся в ночь на 17 сентября 1941 года. Шторм унес жизни экипажа баржи и 460 бойцов, направлявшихся из Новой Ладоги. В то же время в результате гибели другой баржи, вышедшей из Осиновца на восток, утонули более тысячи человек, в том числе женщины и дети. Удалось спасти лишь 240 пассажиров. Жители Ленинграда во время эвакуации из ладожского порта Осиновец, 1942 год Фото: « Военный альбом » Не прекращались и налеты немецкой авиации на порты и корабли.
Оренбург«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челеджихана» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона» Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат» Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ» Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Реалии» Кавказ. Реалии Крым.
Участие же военнослужащих войск НКВД в этой разведке имело целью определить меры для защиты будущей трассы от нападений диверсантов и для пресечения хищений идущего в город и к фронту имущества. Результатом рекогносцировки явилось вскоре последовавшее решение командования 2-й дивизии войск НКВД командир — полковник Янгель, военный комиссар — полковой комиссар Громов о формировании в одном из полков этой дивизии 51-м полку войск НКВД совершенно нового 3-го батальона трёхротного состава - специально для охраны продовольственных грузов, поступающих через Ладожское озеро, включая перевалочные базы. Уже трое суток спустя из деревни Кабона в сторону Ленинграда отправился первый санный обоз из 350 упряжек, доставивший в осаждённый город 63 тонны муки. По Дороге жизни в дни блокады осуществлялось снабжение продуктами питания, бензином, углём, боеприпасами, медикаментами и почтой находившихся в окружении противника городов Ленинград и Кронштадт, Ораниенбаумского плацдарма, войск Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота. В обратный путь по ней войска эвакуировали в тыл измождённых голодом, малолетних, больных и раненых жителей и защитников Ленинграда.
Экскурсия Кронштадт во время блокады
Через несколько минут из гавани Кроншлота вынеслись по тревоге сторожевые катера 1-ого дивизиона, чтобы занять линию дозоров вокруг Котлина, взять под охрану идущие в Ленинград суда. В 3 часа 45 минут командир Кронштадтской военно-морской базы контр-адмирал В. Иванов позвонил в Таллинн и доложил В. Трибуцу о происшедшем. К тому времени штабу флота стало известно и о других агрессивных действиях немцев.
К началу войны Кронштадтская военно-морская база представляла собой крупное соединение боевых кораблей, береговой и противовоздушной обороны. Водный район базы простирался на 100 миль к западу от Котлина, до меридиана острова Родшер. Обороняли этот район 2 дивизиона тральщиков, 2 дивизиона сторожевых катеров, дивизион сетевых заградителей, а также шхерный отряд кораблей и бригада торпедных катеров. Береговая оборона состояла из трех укрепленных секторов: Кронштадтского артиллерия Котлина, островные и береговые форты со стрелковыми подразделениями , Выборгского и Гогландского, расположенного на нескольких островах средней части Финского залива.
Противовоздушную оборону базы обеспечивали 2 зенитных артиллерийских полка и 4 отдельных дивизиона. В конце августа флоту пришлось оставить Таллинн. Около 140 кораблей и судов прорвались в Кронштадт через блокированный минными заграждениями, авиацией и кораблями Финский залив. Кронштадт снова стал главной базой флота.
Ею руководил непосредственно командующий КБФ, а комендантом был назначен генерал-майор Г. Гитлеровское командование считало взятие города Ленина делом нескольких дней. Фашисты полагали, что Балтийский флот будет прорываться в нейтральную Швецию. Однако эта гипотеза была ошибочной.
После начала войны командование Балтийским флотом осуществило неотложные меры по укреплению крепости, особенно ее береговой обороны. С этой целью были развернуты три укрепленных сектора: Кронштадтский, Ижорский и Лужский. К тому времени на вооружении крепости находилась стационарная и железнодорожная артиллерия калибром от 45 до 356 мм. Стационарные системы размещались на морских и береговых фортах, а железнодорожные — на специальных железнодорожных позициях.
Шесть железнодорожных батарей с орудиями калибра 180, 305, 356 мм поступили на вооружение перед самой войной. Чтобы обеспечить безопасность укреплений в зимний период и для отражения возможных лыжных десантов, на фортах были построены доты, установлены 45-миллиметровые пушки. Правый фланг этой линии замыкал мыс у г. Сестрорецка , а левый — Толбухин маяк; эти опорные пункты были вооружены 45-миллиметровыми орудиями для борьбы с танками и десантными катерами.
По восемь таких орудий находилось на всех фортах первой линии. Артиллерия первой линии могла не только отражать наступление противника по льду залива или морской десант, но и обстреливать захваченную немецко-финскими войсками территорию Корельского перешейка на глубину до 20 км; это обеспечивало стабильность линий фронта за Сестрорецком и Белоостровом. Часть дальнобойных орудий первой линии вела систематический обстрел тыловых вражеских позиций за Ораниенбаумским плацдармом. Зенитчики били прямой наводкой по танкам.
С предельной скорострельностью вели огонь корабли, находившиеся в районе Кронштадта. Лучшие силы отдал защите города Ленина Балтийский флот. Моряки сражались в составе каждой стрелковой дивизии. Моряки получали оружие и боеприпасы, знакомились с командирами уже в пути.
Им пришлось выйти на указанный рубеж без пушек и пулеметов и с ходу вступить в бой. Балтийцев своим присутствием воодушевлял командующий войсками Ленинградского фронта маршал К. Трое суток дралась бригада, отстаивая каждую пядь земли. В тех же боях получила боевое крещение 6-я бригада, сформированная в Кронштадте из личного состава подводных лодок и учеников матросов.
Позже они спасали положению под Волховом, затем отбросили врага на 25 километров в районе Войбокала. Но там еще в августе моряки с помощью кронштадтских рабочих установили мощные артиллерийские батареи. Захватчики получили решительный отпор. Но позиция осталась непреодолимой для врага.
Там финские войска прорвали наш основной оборонительный рубеж. Создалась реальная угроза их соединения с немцами. Поэтому тяжелая артиллерия день и ночь вела огонь по районам Оллила - Александровка и Белоостров - Куоккала. Благодаря этой мощной поддержке 23-я армия выбила противника из Нового Белоострова.
Деморализованные огнем сокрушительной силы, финские дивизии отошли и заняли оборону, которая продолжалась почти три года - до наступления советских войск. С 14 сентября начались обстрелы каждого крупного корабля из тяжелых орудий с 16-го - атаки авиации. В тот день в «Марат» попали две бомбы и 6 снарядов, линкор ушел в Кронштадт исправлять повреждения. На следующий день пострадал крейсер «Максим Горький».
Эти удачи обрадовали фашистов. Первый налет враг совершил 19 сентября. Основная часть экипажа ушла на сухопутный фронт. Орудия главного калибра били по врагу прямой наводкой с позиций между Дудергофом поселок Можайский и Пулковскими высотами.
На крейсере оставались только зенитные пушки. Авроровцы достойно встретили немецких стервятников, плотным огнем заставили их беспорядочно сбросить бомбы в воду. Но этот налет, по замыслу врага, был только репетицией… 21 сентября к Кронштадту прорвалось 180 меченных свастикой самолетов. Воздушная тревога, объявленная в 11 часов, не прекращалась до 18.
В небе было черно от бомбардировщиков «Ю-87» и «Ю-88». Группами по 30-40 машин они устраивали «карусели» над целями, поочередно с воем ложились в пике и бросали бомбы. Вода в гаванях закипала, земля сотрясалась от взрывов. У берегов Котлина в те дни стояло много кораблей: у стенки Лесной гавани - крейсер «Киров».
Были заняты все причалы Морского завода. Сюда главным образом и целил враг. На Восточном рейде, накрытый серией бомб затонул эсминец «Стерегущий». Лег на дно сторожевой корабль «Вихрь».
Немецкие пикировщики сбросили более 300 бомб на линкор «Октябрьская революция», стоявший на якоре у Петергофа. Враг метил не только в корабли. На территории предприятия упало 16 бомб. Погибло более 50 человек, в том числе начальник одного из цехов С.
Превратились в развалины несколько жилых домов. Перестали действовать водопроводная и электрическая станция. Три большие бомбы разрушили приемный покой и терапевтическое отделение Морского госпиталя. Получили повреждения миноносцы «Сильный» и «Грозящий».
В Морской завод попало 20 бомб. Особенно тяжелым для Кронштадта и флота выпал день 23 сентября. На крейсер «Киров» «юнкерсы» сбросили 90 бомб. Однако экипаж флагмана КБФ мужественно выдержал шесть «звездных» налетов противника, продолжая в то же время обстрел дальних целей.
Орудия главного калибра обрушили на них свыше 200 снарядов. Все же одна бомба разорвалась на палубе. Но матросы хладнокровно погасили пожар и уже в сумерках отразили последний налет. Трагичнее сложилась судьба других кораблей.
Сел на грунт лидер «Минск», затонули подводная лодке «М-74», буксир и транспорт. Весь флот, весь Кронштадт болезненно переживали тяжкие раны «Марата». Линкору оторвало носовую часть до 2-й башни. Погибли более 300 человек, в том числе командир корабля капитан 2-го ранга П.
Иванов и комиссар С. Город-крепость отвечал огнем всех калибров.
Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда произошло только два незначительных наводнения. Подъем воды начался в полдень 25 октября и всего за 4 часа достиг максимума в 174см. Спад уровня был долгим и неравномерным. Начиная с вечера 25 октября и в последующие сутки, с интервалом в 6-8 часов, уровень воды снизился до 150 см, затем до 140 см и далее до 60 см. Писатель B. Шефнер в те дни писал: «В октябре 1942 г. Вода в Неве поднялась довольно высоко, но потом природа одумалась, ветер присмирел, из берегов Нева не вышла.
А если бы вышла?..
Трибуца в ноябре 1941 года. Трибуц В. Трасса начиналась по льду Финского залива от станции Бронка станция находится рядом с Ораниенбаумом , до Кронштадта, далее от Кронштадта до Горской и Лисьему носу. Малая дорога жизни — это ледовая в зимнее время и водная трасса, действовавшая во время Великой Отечественной войны через Финский залив от Лисьего носа и Горской через Кронштадт до Ораниенбаума с осени 1941 и до снятия блокады в 1944 г.
Протяженность трассы составляла 37 километров. Ранее, в период ожесточённых боёв на Ораниенбаумском плацдарме и до наступления морозов, кораблями Краснознамённого Балтийского флота осуществлялась перевозка войск, боевой техники, боеприпасов, продовольствия, на плацдарм и в Кронштадт, обратно проводилась эвакуация жителей и раненых. С 17 ноября 1941 года начала действовать ледовая трасса. Для контроля за состоянием трассы и расчета нагрузок были привлечены соответствующие военные гидрографическая и гидрометеорологическая службы, а также привлечены учёные П. Кобеко, В.
Шулейкин и другие. Для скрытности были предусмотрены меры маскировки, и также организована охрана трассы. Так в декабре 1941 — январе 1942 года на льду были установлены управляемые минные заграждения для взламывания льда. Затем шли минные поля с противопехотными минами.
Все эти перевозки осуществлялись по проделанному во льду Финского залива каналу вдоль восточной оконечности острова Котлин. В это время армия врага насчитывала в своем составе 741 тыс. Но наши силы, благодаря перевозке 2-й ударной армии, на этом участке фронта превосходили фашистские в 2,7 раза. И когда все было готово для наступления, заговорили пушки Кронштадта. Это было 14 января 1944 года.
И в результате хорошо спланированной операции блокада была снята. Вот что говорил ветеран Великой Отечественной войны капитан второго ранга в отставке Иван Сакшин: «Кронштадт стал главным защитником Ленинграда от немецких захватчиков.
Страницы истории. 80 лет со дня наводнения 25 октября 1942 года в блокадном Ленинграде
Блокада» (6+) и разместится инсталляция «Мы слышим сердце Ленинграда» — пост противовоздушной обороны времен Великой Отечественной войны. хочу всё знать онлайн которое загрузил Радио «Маяк» 01 мая 2020 длительностью 00 ч 37 мин 40 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео. Жители Ленинграда во время эвакуации из ладожского порта Осиновец, 1942 год. Участники блокады Ленинграда и защитники города Кронштадта! Вчера в социально-реабилитационном отделении граждан пожилого возраста № 1 состоялась экскурсия в Морской собор г. Кронштадта, посвященная 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда. В то время, как со взятием Пулковских высот обеспечивался выход на линию тесной блокады Ленинграда, три четверти вылетов 1-го авиакорпуса были проведены против Кронштадта с кораблями и против Ораниенбаумского плацдарма.
Блокадные письма Кронштадта
Малая Дорога жизни: специальный репортаж ЛенТВ24 | Блокаде вопреки» расскажет посетителям об истории жизни, труда и борьбы гражданского населения Кронштадта в период блокады и обороны Ленинграда. |
Часть пятая. Жизнь города, Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов - Н.Л. Волковский | Ораниенбаумский плацдарм стал в буквальном смысле щитом Кронштадта и Ленинграда. |