Новости кто такие тургеневские девушки

Тургеневская девушка, или тургеневская барышня — это типичная героиня многих романов и повестей Ивана Тургенева. На обобщённых образах его нескольких женских. Тургеневская девушка — собирательный образ, литературный стереотип многих описанных автором персонажей женского пола. Не только в типологии тургеневских персонажей, но, пожалуй, в типологии героев русской литературы в целом мало найдется столь размытых терминов как термин «тургеневская девушка».

Тургеневская девушка: что это значит и какой возраст имеет?

Тургенев в 50-80-е годы XIX века написал несколько произведений, в которых показаны героини, подходящие под определение «тургеневская девушка». А была ли «тургеневская девушка» когда-либо в российской действительности? Новости и факты поднимает спорный вопрос и детально разбирает феномен, ставший нарицательным. Критики о творчестве Тургенева. Личная жизнь великого русского классика, чей талант. «Тургеневским девушкам» было гораздо сложнее, чем нашим современницам Ибо жили эти томные барышни в век условностей и догм. Придирчивые глаза светских сплетниц следили за каждым их движением – как вошла, куда присела, на кого взглянула. Тургеневская девушка — собирательный образ, литературный стереотип многих описанных автором персонажей женского пола.

Каких девушек называют тургеневскими? Какими качествами такая девушка обладает?

Тургеневские девушки ждут любви, но ради нее не согласны пожертвовать идеей. Тургеневская девушка в современном мире. Что означает «тургеневская девушка» в современном понимании? Тургеневская девушка — Константин Сомов. «Дама в голубом» (Портрет Е. М. Мартыновой), 1897—1900, Третьяковская галерея. Портрет написан на рубеже веков, но автор специально изобразил модель в старомодной одежде 1850-х годов. Образ тургеневской девушки является неким воплощением рока, который призван разрушать жизни – познав любовь, герой обречен на гибель духовную и физическую. А была ли «тургеневская девушка» когда-либо в российской действительности? Новости и факты поднимает спорный вопрос и детально разбирает феномен, ставший нарицательным. Критики о творчестве Тургенева. Личная жизнь великого русского классика, чей талант. ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте

Вы точно человек?

Текст научной работы на тему «Тургеневские девушки: социально-педагогические манипуляции loci communibus произведений И. С. Тургенева в советской и постсоветской культуре». Итак, тургеневская девушка – это некий стереотип, который сформировался в русской литературе, это обобщенный образ нескольких литературных героинь Ивана Тургенева. Турге́невская де́вушка, или тургеневская барышня, — типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный тип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого.

Тургеневская девушка: что это значит и какой возраст имеет?

Работа должна соответствовать жанру эссе. Это небольшое по объему мини-сочинение. Второй этап собственно конкурсная программа включает: Конкурс «Визитная карточка». Конкурсантка должна представить себя, рассказать о своих увлечениях, актуальности выбранного социального проекта до 3 мин. Конкурсантка декламирует любое стихотворение или логически законченный отрывок из произведений И. Тургенева на иностранном языке английский, немецкий, французский до 2 мин. Конкурсантка показывает с участием группы поддержки логически законченный фрагмент в форме музыкального спектакля, литературно-музыкальной композиции, сочетающей в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и вокальное искусство, в основе которого — произведения И. Тургенева до 8 минут [1].

Таким образом, на обоих этапах актуализируются такие характеристики, как 1 социальная ангажированность неравнодушие к социальным проблемам общества ; 2 литературное и лингвистическое развитие, выражающееся в способности размышлять, читать стихи или прозу и владеть иностранными языками; 3 пластичность и музыкальная подготовленность, выражающаяся в умении носить костюм, танцевать, петь. Да, все эти качества присущи «тургеневской девушке», представленной такими образами, как Наталья Ласунская, Лиза Калитина, Елена Стахова. Но ведь эти таланты, эти черты характера могли быть воспитаны и в городе, Москве или Санкт-Петербурге. Почему же Тургенев действие своих романов, где фигурируют наиболее репрезентативные тургеневские девушки, помещает в усадьбу? Надо сразу заметить, что речь идет о крупных усадьбах, в которых продолжается образ жизни, принятый в городских дворянских домах. Что же усадебная жизнь привносит в развитие героини? Прежде всего, усадьба богата природой, которая частично остается естественной как, например, в «Рудине» последнее объяснение героев происходит в заброшенной части парка , а частично структурируется в виде сада.

Как справедливо утверждает В. Доманский, сад организует художественное пространство текста, определяет культурную эпоху, он воплощает эстетические вкусы его владельца, то есть выполняет культурно-историческую и эстетическую функции [2]. Девушка, выросшая и воспитанная в этих условиях, приучается видеть красоту, чувствовать поэзию окружающей ее среды. Второе и очень важное свойство усадебного топоса связано с тем, что природа и сад как правило, романтический , предполагают и относительно большую свободу поведения девушки. Именно в усадьбе складываются условия, отсутствовавшие в городских дворянских домах, особенно если речь идет о произведениях, действие в которых развивается в начале 1840-х годов. Общение девушки с мужчиной-гостем обычно контролировалось гувернанткой, матушкой, членами семьи. В целом в городе — в салоне или на балу — молодым людям было бы очень сложно уединиться, предаваться долгим беседам.

Другое дело — во время прогулок по саду или парку, в котором обязательно присутствуют павильоны, беседки. Хотя и тут надзор продолжается, но он ослаблен. Генетически «тургеневская девушка» содержит черты пушкинской Татьяны Лариной: самобытность характера, интенсивную духовную жизнь, признаки яркого самосознания личности. Но одновременно она и отличается от нее самостоятельностью, активностью в выборе своего жизненного пути. Известно, как возмущали Виссариона Белинского слова «но я другому отдана и буду век ему верна». В 9-ой статье о сочинениях Пушкина он писал: «Вот истинная гордость женской добродетели! Но я другому отдана, — именно отдана, а не отдалась!

Вечная верность — кому и в чем? Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящаемые любовию, в высшей степени безнравственны…» [3]. В отстаивании своей любви «тургеневская девушка» готова была пойти и шла, как Елена Стахова в романе «Накануне» против воли родителей, общепринятых норм поведения. И при всем том Тургенев наполнил образы Натальи Ласунской «Рудин» , Елены Стаховой и некоторые другие таким высоким лиризмом, что не возникало и тени сомнения в его намерении поднять их до идеала. Только понятие нравственной чистоты у Тургенева уже не соответствовало традициям патриархально-семейного быта, а включало всю поднятую в России 1840-х гг. В связи с этим Лев Васильевич Пумпянский удачно заметил, что «над колыбелью» всех тургеневских женщин, ищущих деятельности, стояли образы Жорж Санд [4]. Как и жорж-сандовская героиня, тургеневская девушка — это прежде всего сильная натура, целеустремленная, не просто готовая, но жаждущая служить и жертвовать собой ради любви или какой-либо высокой идеи.

Можно ли говорить об идеологии, свойственной героиням Тургенева, по мнению Галины Михайловны Ребель? Вряд ли можно принять подобную характеристику тургеневской девушки. Идеология, как принято считать, — это система концептуально оформленных идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики. У Жорж Санд ее любимые героини ближе к идеологии, потому что они республиканки по своим убеждениям. У Тургенева все сложнее и вместе с тем неопределеннее. Скорее можно говорить о нравственной честности, о совестливости его героинь. И на тургеневскую девушку можно распространить характеристику Достоевского из его великой статьи «Несколько слов о Жорж Санд»: им свойственно «чувство самой целомудренной невозможности примирения с неправдой и пороком» [6].

В первом Тургеневском романе мы встречаем крупнопоместную усадьбу вдовы знатного сановника. Знакомство с ее владелицей Дарьей Михайловной Ласункой начинается с описания усадебного дома [7]. В усадьбе, где хозяйка проводила летние месяцы и куда она приглашала интересных и даже в чем-то знаменитых людей, — музыкантов, литераторов, ученых, образовывалось нечто вроде салона. В гостиной завязывается сюжет тургеневских романов, а затем само действие переносится в топос усадебного сада. В Рудине 1856 он соединяет в себе элементы классического сада — цветочный партер возле дома и романтический сад с прогулочными дорожками. Наталья влюбляется в Дмитрия Рудина внезапно, спонтанно, пораженная его вдохновенными идеями, энергией его речи. Но вне усадебного топоса вряд ли это было возможным.

Своеобразие движения любовного сюжета заключается в том, что в него включаются все культурные знаки усадьбы, все ее знаки. Роман главных героев развивается в пространстве сада. Сад и парк словно вбирают в себя поэзию влюбленности и окружающей красоты. Созданию атмосферы особой интимности и доверительности способствует сиреневая беседка, в которой Рудин объясняется в любви Наталье Ласунской. Развязка любовной истории героев происходит в заброшенном пустынном саду, около запущенного в течение тридцати лет Авдюхина пруда. Именно дикий сад помогает девушке разоблачить его фразерство. Это человек слова, но не дела, тип «лишнего человека».

И еще важно, что даже это утреннее свидание было небезопасным, что становится ясным со слов служанки.

Я выучилась по-болгарски и по-сербски. Вероятно, я всего этого не перенесу -- тем лучше. Я приведена на край бездны и должна упасть. Нас судьба соединила недаром: кто знает, может быть, я его убила; теперь его очередь увлечь меня за собою. Я искала счастья -- и найду, быть может, смерть.

Видно, так следовало; видно, была вина... Но смерть все прикрывает и примиряет, -- не правда ли? Простите мне все огорчения, которые я вам причинила; это было не в моей воле. А вернуться в Россию -- зачем? Что делать в России? Примите мои последние лобзания и благословения и не осуждайте меня».

Из романа И. Она также обладает целостностью характера и сильной волей, но стремится не к общественно-практической деятельности, а к совершенствованию собственной личности. Она живет в ладу с миром людей и природы, а когда теряет эту связь, то уходит служить Богу, не хочет идти ни на какие сделки с совестью, это противоречит ее нравственным принципам, а через них она никогда не переступит. И это очень роднит Лизу Калитину с Татьяной Лариной. Внутренняя красота Лизы заключена в полном и безусловном самопожертвовании, в остром ощущении невозможности основать свое счастье на несчастье другого. Поэтому путь этой «тургеневской девушки» приводит ее в монастырь.

В Российской действительности не было «тургеневских девушек». Тургенев их выдумал. И они появились.

Толстой говорил о героинях Тургенева: «Может быть, таковых, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились.

Это — верно; я сам наблюдал потом тургеневских женщин в жизни». Возможно, возникнув единожды вне терминологического поля, дефиниция «тургеневская девушка» прочно обосновывается в трудах литературоведов и наделяется объясняющей функцией по отношению к различным героиням и явлениям жизни.

Тургенев их выдумал. И они появились.

И кем же они стали? Или могли бы стать? Если это были типичные «тургеневские девушки» то есть — не лизы калитины с их нравственными, религиозными идеалами и устремлениями , то они должны были стать революционерками. В русской литературе есть образ, который, на мой взгляд, очень точно характеризует вполне возможную будущность типичной «тургеневской девушки», которая увлечена социальными, а не религиозными идеалами.

В повести М. Булгакова «Собачье сердце» 1925 год выведен образ некоей Вяземской как одного из членов домоуправления, вторгшихся в квартиру проф. Своим внешним видом Вяземская ничем не отличалась от своих спутников Швондера, Пеструхина и Шаровкина : «- Во-первых, мы не господа, - молвил, наконец, самый юный из четверых, персикового вида. Четверо вновь смолкли и открыли рты.

На этот раз опомнился первый тот, с копной. Что мы можем сказать об этом персонаже — «персиковом юноше», оказавшимся женщиной? То, что эта девушка - слуга революции! Об этом свидетельствует и ее благородная фамилия Вяземская , и ее болезненная реакция на обращение к ним — «господа», и несколько ее реплик, говорящих о ее образовании и культуре речи.

В финале встречи после телефонного звонка проф. Преображенского «куда следует» происходит также характерный для «тургеневской девушки»! Глаза женщины загорелись. Только я, как заведующий культотделом дома...

Хочу предложить вам, - тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, - взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.

Существуют ли сейчас тургеневские девушки

Подобный прием может быть направлен на противопоставление женского персонажа его родственникам, которые становятся символом мещанского, буржуазного общества, акцент внимания на дистанцию между ними. В то же время подобные указания позволяют, наоборот, подчеркнуть духовную близость персонажей, близость дочери к отцу. Демонические женщины Тургенева Принимая во внимание множественные женские образы на страницах тургеневской прозы, типология женских образов в творчестве писателя не может быть исчерпана образами чистых, наивных девушек. Во многих произведениях, посвященных отражению темы любви-власти, появляется образ, противостоящий образу тургеневской барышни, - образ демонической женщины. Указанный женский образ выступает во многом автобиографическим, сами произведения чаще всего отображают судьбу человека, находящегося в любовном плену у одной женщины и обреченного провести свою жизнь на «краешке чужого семейного гнезда». Власть «демонической женщины» над героем безгранична, сама любовь приводит к утрате не только собственной воли, но и собственного достоинства.

В частности, один из героев, Петушков, поселяется в чуланчике при булочной, лишь бы быть рядом со своей возлюбленной. Важно добавить, что образ Петушкова во многом автобиографичен: как и его герой, Тургенев более тридцати восьми лет 1845 — 1883 гг.

В его рассказах, повестях, романах, проникнутых гуманными, благородными чувствами, оживают для нас волнующие картины прошлого, картины русской природы. Самое захватывающее, на мой взгляд, произведения Тургенева — его повесть «Ася». В центре повести — молодая девушка Ася, нашедшая, как она считала, настоящую любовь в Германии. Именно в Асе И. Тургенев собрал наиболее лучшие черты женского характера — этот образ и будет «тургеневской» девушкой. Искренность и честность — вот те качества, отличающие «тургеневскую» девушку от простых женщин.

На основе сопоставления характерных черт «тургеневских девушек» и противопоставленных им персонажей выявляется «мифопоэтический стереотип». Ключевые слова: И. Тургенев, роман, образ, собирательные образы, женщина, нравственный идеал. Писатель пробовал свои силы в разных жанрах, став основоположником и совсем новых, но особую позицию в творчестве И. Тургенева занимает роман. Именно в это жанре писатель наиболее полно представил яркую картину сложной, напряженной общественной и духовной жизни России. Каждый тургеневский роман, появившийся в печати, сразу же оказывался в центре внимания критики. Интерес к ним не иссякает и в наши дни. Именно в романах появилась череда женских образов, воплощающих авторский идеал женственности, красоты, искренности и доброты. Описывая нелегкие судьбы героинь, автор изображает каждую девушку романтичной, женственной, добродетельной и совестливой, при этом — целеустремленной, жертвующей всем во благо близких. Жаирбаева отмечает, что «тургеневским женщинам» присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. Тургенев через отношение к женщинам раскрывает все хорошее или плохое, что есть в его героях — мужчинах. Часто именно героини в его произведениях вынуждены принимать решения, делать нравственный выбор, определять свою судьбу» [1, с. Но мало кто знает, что истинные женские образы, которые и характеризуются в привычном обиходе как «тургеневские девушки», — это лишь одна из групп в типологии женских образов в произведениях Тургенева. В романах И. Тургенева можно выделить следующую классификацию основных женских образов: первая группа — женщины, живущие собственными интересами, так как они сосредоточены на себе, и вторая группа — это именно тургеневские девушки, мысль которых все время обращена к жизни, страданиям других. Дарья Михайловна Ласунская — знатная и богатая вдова, воспитывающая троих детей, изображается как человек, целиком занятый собой. Тургенев иронизирует над ее образом: «Судя по рассказам Дарьи Михайловны, можно было подумать, что все замечательные люди последнего десятилетия только о том и мечтали, как бы повидаться с ней, как бы заслужить ее расположение…» И далее: «Она говорила о них, и, как богатая оправа вокруг драгоценного камня, имена их ложились блестящей каймой вокруг главного имени — вокруг Дарьи Михайловны» [5]. Следующим образом, подобным Дарье Михайловне, является мать Лизы Калитиной, о которой Тургенев пишет при первом ее представлении читателю: «…она избаловала себя, легко раздражалась и даже плакала, когда нарушали ее привычки; зато она была очень ласкова и любезна, когда все ее желания исполнялись и никто ей не прекословил» [4]. В другом месте писатель прямо называет ее эгоисткой: «Марья Дмитриевна, как истая эгоистка, ничего не подозревала» [4]. В вышепредставленных романах своим матерям противопоставлены Наталья и Лиза, как бы представляя собой новое поколение. В противоположность Дарье Михайловне, ее дочь Наталья обычно говорила мало, слушала и глядела внимательно.

И вдруг — все звуки смолкли, будто он нырнул в воду, время стало ощутимо замедляться, превратилось в тягучую и вязкую массу. Среди безликой толпы он увидел странную девушку в светло-бежевом платье с множеством кружев. В ином случае это не удивило бы его, однако сейчас он был поражен несоответствием этой девушки времени. Старомодная прическа, отсутствие макияжа, но больше всего — глаза. Огромные, глубокие, бездонные. Они как будто вмещали в себя целую вселенную. Взгляд ее был необыкновенно печален, одинокая слеза медленно катилась по щеке. Вы выходить собираетесь вообще или нет? Ай, не слышит! Отошел в сторону, чтобы не мешать выходившим, и обернулся в ту сторону, где увидел девушку. Будто и не было никакой печальной барышни в слезах. Неужели показалось? Эта мысль ввергла его в замешательство, даже немного напугала. И все же ему быстро удалось прийти в себя. Близилась его остановка. Поезд замедлил ход и наконец остановился. Он вышел, подхваченный движением других, и направился к выходу. Прохлада сменилась той же мягкой теплотой, которая приятно обволакивала все вокруг. Но она постепенно затихала и растворялась в надвигающихся сумерках. Летний день потух, как догоревшая свеча. Тьма медленно поглощала очертания зданий и призрачные силуэты людей. Он ускорил шаг по направлению к созвездию домов, упиравшихся в темнеющее небо. Кое-где ярким и теплым желтым светом горели окна, но большинство из них было темно. Летний вечер не стирал людей с улиц подобно зимним вечерам, которые смывают прохожих, как морская волна смывает надпись на песке. Он зашел в подъезд, который напоминал черную дыру своей беспросветной мглой, и поднялся на шестой этаж. Тусклый свет на лестничной клетке не позволял четко увидеть цифры на дверях, поэтому несколько минут он потратил на поиски нужной квартиры. Друг открыл дверь, весело поприветствовал его и проводил внутрь, похлопав по плечу. Они расположились на стареньком обшарпанном диванчике, которые стоял посередине небольшой гостиной. Оба согласились не включать свет и сидеть в темноте. Начались долгие разговоры обо всем и ни о чем, которых так ему не хватало. В середине беседы по душам его голову неожиданно посетила чудная мысль: «Что, если рассказать ему об этой девушке, которую я видел в вагоне метро? Начал издалека, сделав акцент на том, что находился в здравом уме и трезвой памяти. Ну не похожа она на современную девушку! Друг задумчиво смотрел, пытаясь найти в нем признаки зарождающегося сумасшествия. Спустя минуту он сказал: — Ты уверен в том, что эта девушка не из нашего времени, только потому, что она не выглядит современно? Это не было кратковременное помутнение рассудка, я ясно сознавал, что происходит. Она была как призрак, верно. Несколько мгновений я видел ее, а потом она исчезла, но она была материальной, по-настоящему живой! Она была похожа… Внезапно его осенило, он понял наконец, кого напоминала странная девушка, и довел свою мысль до конца: — Она была похожа на одну из героинь произведений Тургенева. Еще со школьной скамьи он помнил сюжеты рассказов, повестей и романов этого великого русского писателя. Во многих из них неизменно присутствовал образ тонко чувствующей, скромной и непорочной девушки, которая обладает огромной духовной силой и умеет по-настоящему любить. Теперь он был уверен, что видел в вагоне именно такую. Голос друга вернул его в потемки маленькой гостиной: — Тургеневские девушки, к сожалению, так и остались в произведениях Тургенева. В современном мире их днем с огнем не сыщешь. Так что тебе все же просто показалось. Мой дорогой друг, этот мир погряз в жадности, жестокости и лжи. Вокруг нас только хаос. Уже не осталось места добрым, искренним чувствам. Тьма поглощает все, что не приспосабливается к такой ужасной жизни. Посмотри в окно: все во мраке. И днем не меняется ничего. Свет теперь — всего лишь иллюзия. Я верю, что на земле есть еще добрые и честные люди. Но не тургеневские девушки. Любой росток всепоглощающей любви к ничтожному и слабому человеку, великого самопожертвования ради какой-либо идее, безграничной верности и святой непорочности здесь, в наше время, будет беспощадно уничтожен. Вспомни Елену из романа «Накануне» или Марианну из романа «Новь». Тургеневская девушка — это еще и сильный характер, целеустремленность и решительность, упорство и нравственная сила. Жестокость нашего мира не сломит ее, если она будет противостоять злу и оставаться на стороне добра. Судить трудно. Сам я никогда таких девушек не встречал, а тебе, стало быть, повезло. Но я поверю только тогда, когда своими глазами увижу барышню из произведений Тургенева наяву. Тогда ты окончательно убедишься в том, что я говорил правду.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий