Реальная Россия / Местное самоуправление. В ГК РФ учтены полномочия органов местного самоуправления муниципальных округов. «Сегодня мы подвели итоги работы органов местного самоуправления в период проведения специальной военной операции, оценили решение ими задач, поставленных Президентом и Губернатором. ключевые слова: местное самоуправление, Конституционный Суд РФ, Итоги 2023, муниципальные образование.
«Это отход от здравого смысла»: Госдума собирается ликвидировать местное самоуправление
Назначение врио руководителя муниципалитета Высшее должностное лицо субъекта РФ сможет назначать врио руководителя муниципалитета в случае, если кандидат на эту должность не набрал достаточного числа голосов, необходимого для принятия решения муниципальными депутатами об избрании главы из своего состава. Отмечается, что назначить можно будет такое лицо, которое "на день назначения не имеет в соответствии с законодательством об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ ограничений пассивного избирательного права". Объем полномочий временно исполняющего полномочия главы муниципального образования может быть ограничен уставом муниципального образования или нормативным правовым актом руководителя субъекта о назначении временно исполняющего полномочия главы муниципального образования. Также предлагается установить перечень объединений, которые смогут выносить предложения по кандидатурам на должность главы муниципального образования. Среди них политические партии, федеральные списки кандидатов которых по итогам последних выборов в Госдуму были допущены к распределению депутатских мандатов, совет муниципальных образований субъекта, общественная палата субъекта, а также Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления. Объединение в муниципальный округ Объединение в муниципальный округ будет происходить с согласия населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных образований. Читайте также Крашенинников внес 16 поправок к законопроекту о местном самоуправлении Второе чтение законопроекта о местном самоуправлении может пройти в июне Эксперты считают, что в законе о местном самоуправлении необходимо уточнить понятия "Объединение городских округов, объединение муниципальных округов, объединение городского округа с муниципальным округом осуществляются с согласия населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных образований", - указано в тексте документа.
Кроме того, предлагается уточнить понятие муниципального округа. Им будут признавать такое объединение, в состав территории которого входят "один или несколько сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее трети населения муниципального округа".
В Европейской хартии местного самоуправления устанавливается ключевая роль местного самоуправления в обеспечении демократии, эффективного управления и децентрализации власти. Настоящий законопроект в противоречие идеям хартии укрепляет централизацию власти, бетонируя вертикаль исполнительной власти и встраивая в неё местное самоуправление. Авторы законопроекта настаивают на том, что благодаря ему увеличится финансирование местного самоуправления, однако это две несвязанные категории.
Безусловно, МСУ, особенно в городах федерального значения, нуждается в увеличении финансирования и расширении перечня полномочий. Однако эти категории не должны вести за собой потерю независимости и обособленности МСУ от государственной власти. Ключевыми целями реформирования местного самоуправления должны стать расширение полномочий МСУ, передача имущества на муниципальный уровень, увеличение финансирования местного самоуправления за счёт передачи чётко регламентированных налоговых отчислений граждан — жителей территории и организаций, зарегистрированных на территории МО, в бюджет муниципального образования, развитие институтов общественного контроля за работой представительных органов МСУ в том числе и института отзыва депутатов.
Станет меньше депутатов — станет весомее мандат, это перерастет в качество». Кроме того, Гвоздев говорит, что жители сел вообще неохотно идут в депутаты — приходится уговаривать. По мнению парламентария, если Новоульяновск и Барышский район в этом году проведут выборы по-старому, то «будут как белые вороны». Власть далека от народа Президент Фонда общественных исследований «РАПИР» Дмитрий Травкин считает, что главное для власти в случае сокращения народных избранников — слышать людей и откликаться на их предложения. С людьми надо разговаривать. Им виднее, какой у них должен фонарь гореть и где. Для этого нужны общественные и не только институты, которые способны выполнять роль этого коммуникатора, потому что проблема отдаления власти от народа сегодня существует. Например, есть старосты, общественные палаты, ассоциация ТОС», — говорит Травкин. С ним согласен Андрей Максимов из «Союза российских городов»: ограничение в коммуникациях — проблема. Эксперт предлагает сформировать на селе совещательный орган, куда может войти местный актив, чтобы иметь возможность общаться с местной администрацией: «Можно подумать о повышении роли старост, но оплачиваться такая работа должна на профессиональной основе, чтобы повысить статус». Еще одной сложностью, по мнению Максимова, является то, что расстояние между населением и властью в буквальном смысле увеличивается: «Нужно сделать так, чтобы людям не приходилось ехать к чиновникам за семь верст». Экономии не случится Бюджетная экономия при укрупнении муниципалитетов будет незначительной. По словам вице-губернатора Александра Коробко, сотрудники поселковых администраций не останутся без работы и будут переведены на районный уровень: «Кроме финансового блока, потому что сельского бюджета не будет. Они получают дотации из региональной казны, но денег на собственное содержание порой не хватает». Укрупнение приведет к тому, что поселения лишатся своих бюджетов и муниципальной собственности.
Он считает, что такой порядок обеспечит активное взаимодействие исполнительной власти с муниципальными администрациями. Вице-премьер, руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко — о завершении реформы госуправления Заслоны развитию Российская Федерация давно взяла курс на централизацию публичной власти. Оценивать это можно по-разному, но то, что данное решение способствует укреплению федеральной власти на местах, — бесспорно, утверждает сотрудник Южно-Уральского государственного университета Челябинск Максим Двойненко. Редакция закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» предполагает возвращение такой возможности. Двойненко обращает внимание, что процедура избрания глав муниципалитетов оставляется законопроектом на усмотрение субъектов Федерации. Предусмотрены выборы либо депутатами регионального заксобрания, либо как сейчас — прямые выборы населением. Теперь полномочия муниципальной власти устанавливаются на пять лет, при этом на данном этапе снято ограничение на замещение должности в течение двух сроков подряд, — говорит уральский политолог. Предлагаемые новеллы предоставляют президенту право влиять на деятельность губернаторов делать выговор, досрочно прекращать полномочия , те же самые права губернатор получит и относительно глав муниципальных образований. А коммерческие компании, которыми РФ владеет напрямую, должны быть переданы госкорпорациям и регионам Эксперты центра ПРИСП подчеркивают, что создание эффективного самоуправления в России требует наличия двух объективных основ, без которых любые юридические перемены бессмысленны. Должна быть перезагружена экономика и пересмотрена политика пространственного развития. В условиях когда население живет в режиме «маятниковой миграции», невозможно сформировать местное сообщество, заинтересованное в развитии территории, сетуют политологи. Структура органов и должностных лиц местного самоуправления существенно упрощается, обеспечивается консолидация средств местных бюджетов, но делается это за счет потери самостоятельности городских и сельских поселений.
В Госдуму внесен законопроект о системе местного самоуправления
В торжественной обстановке Владимир Андреевич вручил генеральному директору акционерного общества «Успенский сахарник» Сергею Викторовичу Шатохину Благодарность председателя Законодательного Собрания Краснодарского края за активное участие в общественной жизни Краснодарского края, весомый вклад в организацию сбора гуманитарной помощи для нужд специальной военной операции, а также оказание помощи ветеранам боевых действий и членам их семей. Благодарственными письмами постоянного комитета Законодательного собрания Краснодарского края по военным вопросам за активное участие в общественной жизни Краснодарского края, личный вклад в организацию сбора и передачи гуманитарной помощи в зону проведения специальной военной операции, а также оказание мер социальной поддержки ветеранам боевых действий и членам их семей, а также за активную общественную деятельность, добросовестную службу и верность воинскому долгу, весомый вклад в укрепление обороноспособности Российской Федерации и особые заслуги при проведении специальной военной операции были награждены участники и волонтеры специальной военной операции. Владимир Андреевич также осмотрел тематическую выставку художественных работ и музейную экспозицию, посвященную 100-летию Успенского района, расположенные в здании детской школы искусств.
При этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период, в течение которого осуществляется постепенный переход к новой системе организации МСУ.
Авторы законопроекта главы комитетов Госдумы и Совета Федерации по госстроительству Павел Крашенинников и Андрей Клишас предлагают ввести одноуровневую систему организации самоуправления на местах. Если законопроект будет принят, то своих органов власти лишатся городские и сельские поселения, а губернаторы смогут единолично отрешать от должности мэров. Законопроект обнажает как минимум две важные проблемы, которые, я надеюсь, удастся устранить на стадии внесения поправок.
Во-первых, укрупнение муниципалитетов приведёт к тому, что получать услуги жителям станет сложнее. Получение справок и документооборот, которые в крупных городах уже производятся электронно, в регионах до сих пор существуют в бумажной форме, поэтому перенос административных зданий из места, которое находится в шаговой доступности для жителей муниципалитета, в некий центр усложнит жизнь простых граждан.
Они представляют интересы населения, проживающего на территории, обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях, могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории и вправе вносить в органы МСУ проекты муниципальных правовых актов, которые подлежат рассмотрению.
В чем сложность Реформа МСУ несет риски конфликтов, полагает политолог Александр Кынев: «Сейчас большинство конфликтов в России носит местный характер — это уборка мусора, неуборка снега, дороги. Поэтому вступать в конфликт с активистами — это только их дразнить». При этом встает вопрос, что предложить взамен, поскольку ТОС, по его мнению, — это совсем низовая история и не будет заменой.
Собеседник, близкий к администрации одного из регионов, считает, что Москва найдет способ создать более управляемую вертикаль. Внимание к теме Первый замруководителя АП Сергей Кириенко 14 февраля на марафоне «Муниципальный диалог» отмечал, что нужно выстроить подготовку кадров муниципального уровня по аналогии с системой подготовки резерва для регионального и федерального уровней. По муниципальной реформе пока не удалось достичь консенсуса, в том числе с губернаторами, говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «Да и вопрос оказался сейчас не самым важным в российской политике.
Реформа фундаментальная, она требует тщательной инвентаризации полномочий и финансовых источников для каждого уровня власти». Спорным вопросом остается полный отказ от двух уровней МСУ, добавляет он. ТОСы мало кому интересны, их можно использовать для работы власти с местными сообществами, но создавать их придется сверху, выстраивая очередную вертикаль, добавляет эксперт.
В заключение обсудили то, как местное самоуправление дает возможность всем гражданам участвовать в решении социально-экономических вопросов своих территорий, проявлять общественные инициативы, отстаивать свои интересы. Категории раздела.
Грядёт большое «укрупнение»: регион готовят к муниципальной реформе
По случаю Дня местного самоуправления врио главы местной администрации Созинов Павел Борисович провел торжественное мероприятие. «Внесенный законопроект посвящен организации местного самоуправления и является следующим этапом в выстраивании единой системы публичной власти в стране. Федеральный закон от 02.11.2023 N 517-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Эксперты ЭИСИ рассказали, как изменилась система местного самоуправления
Вячеслав Володин Россия Власть 5 ноября в 18:03 «Могут оставить, а могут отменить»: Володин об «обнулении» губернаторов. В чём преимущества реформы местного самоуправления?Новости Пскова и Псковской области. последние новости сегодня в Москве. местное самоуправление - свежие новости дня в Москве, России и мире. Смотри Москва 24, держи новостную ленту в тонусе. Для этого местное самоуправление определяется как признаваемая и гарантируемая Конституцией форма самоорганизации граждан. День местного самоуправления – российский профессиональный праздник сотрудников муниципалитетов. Напомним, в Госдуму внесен проект закона, в котором предлагается закрепить статус Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления (ВАРМСУ) как единой организации, обеспечивающей защиту интересов органов местного самоуправления.
Названы последствия реформы местного самоуправления: добьют окончательно
Цель — привлечь туристов и вовлечь местных жителей и представителей МСП в решение муниципальных проблем. Вы здесь: Материалы 19.04.2024 День специалиста «Местное самоуправление в России» в Камышевском отделе. Почетной грамотой Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления награждена ника Чукальского территориального отдела управления по благоустройству и развитию территории администрации Шемуршинского муниципального округа Наталия Храмова. В результате реформы система местного самоуправления станет одноуровневой, будут пересмотрены полномочия муниципальной власти. В преддверии Дня местного самоуправления Губернатор Михаил Котюков вручил награды отличившимся работникам административных органов городов и районов Красноярского края.
Час информации «Местное самоуправление в России»
Однако, судя по всему, решение будет приниматься самими органами власти без всяких референдумов. Таким образом, муниципальная реформа, которую ещё только согласовывают в российском парламенте, по факту уже начала ползучее движение по стране. О её возможных последствиях «Московской газете» рассказал политолог, президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков. Дело в том, что основные черты оформились ещё в советское время, когда предполагался жёсткий контроль со стороны центра, в то время со стороны КПСС от ЦК до райкомов. И эта логика развития во многом сохранилась, хотя местное самоуправление должно было формироваться по совсем другим принципам, иметь свои бюджеты, свои жёсткие интересы и так далее.
Даже политические партии должны были прорастать снизу. Но сложилось как сложилось. Местное самоуправление претерпело несколько кардинальных изменений. Сперва была широкая картина из областных, местных властей и так далее, со своими бюджетами, с конкуренцией между собой.
Но в нулевые вся эта история стала двигаться в сторону вертикализации власти, когда каждый последующий уровень власти является непосредственно вышестоящей инстанцией для предыдущего. Сложилась чёткая система соподчинения, которая хорошо видна на примере городских округов в Подмосковье. Городские округа фактически влились в региональную власть и стали избавляться от нижнего уровня сельских и городских поселений. Это отражает те процессы, которые происходят и на федеральном уровне», — отметил Гращенков.
По словам политолога, «главы городских округов становятся винтиками губернаторской системы». Чтобы решить вопрос со своим дачным участком, домом или квартирой в каком-нибудь ПГТ, человеку теперь придётся ехать куда-то в единый орган власти и контактировать с людьми, плохо разбирающимися в местной специфике. А те советы, которые останутся на поселковом уровне, не будут иметь ни бюджетов, ни полноты административной власти, и там мало кто захочет работать, потому что эта потеря времени без возможности реально решить что-либо, да ещё и с риском нарваться на какое-нибудь уголовное дело», — констатирует собеседник «Московской газеты». Илья Гращенков добавил, что уже сейчас сложно найти мэров для небольших городов, поскольку при низкой зарплате и отсутствии перспектив карьерного роста желающих занять такую должность и брать на себя ответственность за населённый пункт очень немного.
Всё это вкупе с отменой прямых выборов и переходом к практике назначения глав муниципалитетов приводит к снижению качества местного самоуправления. На возможные проблемы и риски внимание обращали и представители непарламентской оппозиции. Секретарь федерального совета «Партии Дела» Алексей Лапушкин подчёркивал , что МСУ является фундаментальным элементом всей системы управления страной. По словам политика, излишняя централизация полномочий может привести к перекосам в решениях проблемных вопросов на местах и как следствие к росту протестов и нарушению общественно-политической стабильности.
С учётом всех этих оценок представляется, что сдвиг сроков рассмотрения законопроекта и подробное обсуждение всех поправок — это самое меньшее, что парламентарии могут и должны сделать для недопущения негативных тенденций на нижнем уровне власти. Возможно, не стоит бояться и кардинальных изменений всей концепции реформы ради сохранения реальной самостоятельности МСУ, тем более что формально внесение ко второму чтению поправок, существенно меняющих смысл законопроекта, вполне возможно. Ведь время для неудачных экспериментов сейчас крайне неподходящее. В 2006 году окончательно остановлен стекольный завод, который ранее поддерживал инфраструктуру поселка, давал порядка 1,5 рабочих мест, поселок процветал.
Теперь же он, практически, превратился в спальный район - в основном все ездят на работу в Москву.
А по данным Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, в ходе обсуждения инициативы было направлено около 30 000 разных предложений от муниципалитетов и представителей экспертного сообщества. Так что единого мнения по поводу законопроекта не было изначально. Более того: коммунисты настаивали на снятии законопроекта с рассмотрения и проведении его широкого общественного обсуждения. Поскольку, как метко сказал первый заместитель председателя комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев, «он обрубает корни народной власти».
На самом деле, новая «реформа» не решит ни одну из существующих проблем МСУ, но зато создаст массу других. Во-первых, муниципалитеты будут формироваться не по территориальному принципу, а в зависимости от численности и плотности населения. Это снизит доступность государственных и муниципальных услуг, и, в конечном счёте, ухудшит качество самого управления. Сегодня органы МСУ поселений наиболее приближены к простым людям. Муниципальные депутаты и главы, которые проживают на этой же территории и избираются населением, находятся на виду, доступны для предложений и несут ответственность непосредственно перед жителями.
При новой системе «рулить» всем придётся из района. Точнее, по-новому — из административного центра муниципального округа. Смогут власти в таком случае оперативно решать насущные вопросы допустим, с уборкой дорог, освещением, благоустройством, вывозом мусора и так далее в каком-нибудь отдалённом селе? С высокой долей вероятности уже сейчас можно утверждать, что такая работа будет выполняться «по остаточному принципу». Да и обращаться со своими заботами гражданам придётся теперь уже не по месту жительства, а в единую окружную администрацию.
Во-вторых, с ликвидацией поселений и появлением единого муниципального округа общим станет и бюджет. Что опять-таки создаст перекосы в финансировании, когда центру округа будет доставаться больше средств, а окраинам — крохи с «барского стола». Конечно, нельзя не признать, что сегодня на низовом уровне уже имеется катастрофическая нехватка денег.
Подчеркивается, что американские дроны, базирующиеся в регионе, призваны защищать международную торговлю в акватории Красного моря. Так, MQ-9 Reaper был уничтожен хуситами в ноябре. Тогда представитель движения Яхья Сариа сообщил, что силами ПВО удалось сбить беспилотник Штатов, «осуществлявший враждебные разведывательные действия» над территориальными водами страны для «поддержки израильского режима». В феврале заместитель пресс-секретаря Пентагона Сабрина Сингх подтвердила , что хуситы сбили второй дрон. По ее словам, ликвидация аппарата происходила с помощью ракеты класса «земля-воздух». Между тем, по данным открытых источников, всего йеменским повстанцам начиная с 2019 года удалось сбить четыре MQ-9 Reaper. Напомним, американский аппарат является модульным разведывательно-ударным дроном, разработанным компанией General Atomics Aeronautical Systems. Первый экспериментальный полет состоялся в 2001 году. От предшественника он отличается большей скоростью. Максимальная высота движения — 15 тыс. Наибольшая продолжительность непрерывного полета — 24 часа. Как пишет Interia , Украина стала первой, кто заполучил их в свой арсенал, бомбы были переданы в феврале этого года, но только они оказались совершенно бесполезными, передает РИА «Новости». По этой причине на данный момент украинские военные перестали применять это оружие. В сообщении говорится, что судом по ходатайству следователя в отношении подростка избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, передает «Рен-ТВ». В настоящее время юноша находится под арестом. С ним проводят следственные действия, устанавливают другие эпизоды его противоправной деятельности. Накануне полиция Ростова-на-Дону начала проверку после того, как в Сети появились видеозаписи, на которых переехавший с Украины блогер-самбист избивает людей. ВС России удается уничтожать поступающие на Украину западные вооружения благодаря хорошей работе разведки, добавил журналист. Ранее агентство Bloomberg сообщало , что Россия наносит удары по военным объектам и логистическим маршрутам на Украине, чтобы затруднить доставку американского оружия украинским войскам. Уточняется, что по данной точке зафиксировано два прилета — возле психбольницы в Салтовском районе, где от детонации в нескольких кварталах вышибло стекла, передает РИА «Новости». Также Николаев рассказал, что квартал прилета в данный момент оцеплен, насчитано 12 машин скорой помощи. Напомним, за прошедшие сутки подразделения Западной группировки войск улучшили свои позиции и поразили живую силу и технику украинских штурмовиков 3-й бригады ВСУ в районе Боровой Харьковской области. С 2021 года сведения о госслужащих Вооруженных сил стали засекречиваться, поэтому более поздние декларации Иванова недоступны, поясняет РИА «Новости» , проведя анализ поданных им деклараций с 2016 по 2019 годы. За время работы в Минобороны Иванов с супругой каждый год покупали новую машину или мотоцикл. Так, в 2016 году у них было девять транспортных средств, а к 2019 году стало 12. Среди них — Chevrolet Suburban, ЗиС-110 стоимость которого может достигать 18 млн рублей и другие. В 2019 году семья Иванова также купила дом площадью более 1500 кв. Сам Иванов с 2016 года владеет долей в квартире площадью 44,2 кв. У их ребенка с 2016 года в пользовании находится квартира в Мексике площадью 350 кв. При этом официальный доход Иванова за эти годы не сильно вырос: в 2016 году он составил 14,2 млн рублей, а в 2019 году — 14,5 млн рублей.
Дело даже не в том, что ликвидация местного самоуправления на уровне поселения — это отход от демократии. На самом деле это отход от здравого смысла, — заявил политик. Глава регионального отделения партии «Справедливая Россия» депутат Госсовета РТ Альмир Михеев, комментируя этот законопроект, отметил, что для каких-то регионов, уступающих Татарстану в уровне социально-экономического развития и в которых не сложилась эффективная организация власти, возможно, эта новация хороша и удобна. Но для Татарстана, в котором всё работает, это, безусловно, плохо. Потому что сельский депутат, сельская власть — это ближайшая власть, до которой любой житель, даже маломобильный, всегда может достучаться, рассказать о своих проблемах. А до власти, которая находится в районе, достучаться довольно сложно, даже добраться бывает сложно из-за проблем транспортной логистики, больших территорий района. И в этих реалиях нам придется жить, да и Рустам Минниханов президент Татарстана. Будем переходить на общемировую практику, хотя считаю, что это ухудшение, — заявил собеседник. Первым шагом был закон о публичной власти, это второй шаг к тому, чтобы сделать вертикаль власти более управляемой. Однозначно сказать, что это плохо, я не могу, потому что управляемость должна быть. И потом, там делятся зоны ответственности — за что будут отвечать конкретно муниципалитеты, чтобы не кивать друг на друга или на региональную власть. В этом плане, пожалуй, движение вперед есть, тем более что все происходит в соответствии с изменениями, которые внесли в Конституцию. Один важный момент, на который обращает внимание Сафин, — нужно, чтобы за полномочиями и ответственностью шли деньги, тогда все будет как надо. Повседневные проблемы людей вроде дорог, коммуникаций и благоустройства решаются на местном уровне, и для этого нужно финансирование. Но есть же примеры, когда глава какого-то района или города работает плохо, но население не имеет права его снять. Если местного главу будет назначать губернатор по согласованию с Москвой, то где будут права населения? Если людей глава не устраивает, а регион говорит, что все нормально, то как тогда быть?
Федеральная власть вспомнила о местном самоуправлении
Такой законопроект (№ 40361-8) об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти принят в первом чтении 25 января на пленарном заседании Госдумы. Заместитель председателя Законодательного Собрания Краснодарского края Владимир Андреевич Бекетов принял участие в торжественном мероприятии, посвященном Дню местного самоуправления, чествованию участников и волонтеров специальной военной операции. За заслуги в развитии местного самоуправления Почетной грамотой ВАРМСУ награждена Сенина Екатерина.
Час информации «Местное самоуправление в России»
Статус главы местной администрации также предлагается укрепить — предусматривается, что он замещает муниципальную должность. Ответственность глав муниципалитетов и глав местных администраций перед губернатором усиливается. В числе оснований, чтобы отправить главу муниципального образования в отставку, — «систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, которые закреплены указами Президента РФ». Жуков назвал самые важные законопроекты, которые Госдума рассмотрит на текущей неделе С такой инициативой губернатор вправе обратиться к местным депутатам. Также он может вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципалитета и руководителю местной администрации, если полномочия исполняются плохо или в неполном объёме. Если в течение месяца глава местной администрации или глава муниципалитета не примет меры для устранения причин, которые послужили основанием для выговора, то глава субъекта вправе отрешить от должности такого руководителя.
Если глава муниципалитета избран представительным органом из своего состава и является его председателем, то их сроки полномочий синхронизируются. Соответственно, при досрочном прекращении полномочий Совета такой глава также уходит в отставку. За городскими и муниципальными округами закрепляется одинаковый объём неотъемлемых полномочий, которые направлены на непосредственное решение местных задач. Вместе с тем регион может принять решение о перераспределении некоторых полномочий кроме неотъемлемых в конкретном муниципалитете и реализации их на региональном уровне. Например, это может касаться разработки программ развития коммунальной и транспортной инфраструктуры.
В целом проект уточняет компетенции органов местного самоуправления.
Внесенный в Государственную Думу законопроект подготовлен в развитие положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации местного самоуправления в государстве. Законопроект предусматривает упрощение правовых конструкций, уточнение компетенции органов местного самоуправления в целях ее приведения в соответствие с правовой природой местного самоуправления», — пояснил один из авторов законопроекта, Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. По его словам, это будет способствовать устранению путаницы при перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законопроектом также подчеркивается правовая природа местного самоуправления — целью самоорганизации граждан признается решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Кроме того, одноуровневая система организации местного самоуправления позволит создать новую систему организации власти на местах, в основе устройства которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению. Также законопроект закрепляет за городскими и муниципальными округами одинаковый объем неотъемлемых полномочий, направленных на непосредственное решение местных задач. При этом в целях наиболее оптимального обеспечения интересов населения регион может принять решение о перераспределении ряда полномочий в конкретном муниципальном образовании которые не отнесены к неотъемлемым и осуществлении их на региональном уровне.
Его по-прежнему могут выбрать либо на всенародном голосовании, либо депутаты — из числа своих. Напомним, в Ленобласти сейчас на выборах определяется глава только Новодевяткино хотя соответствующий закон есть и его можно применить во всех остальных поселениях. Эту роль по-прежнему можно будет совместить с должностью главы администрации, надо только прописать в уставе. Правда, появится нюанс: высшее должностное лицо субъекта может предлагать своих кандидатов, и, если выбор депутатов пал на него, глава автоматически становится и главой администрации. А вот по поводу импичмента главы в новом законе прописан революционный шаг. Депутаты наконец получат право его увольнять. Сегодня это можно сделать только по суду, да ещё попробуй докажи, что гражданин плохо работает на благо поселения. Теперь лишиться работы глава сможет из-за того, что систематически оказывается неэффективным менеджером, а также, к примеру, если на его территория произойдёт массовая дискриминация по любому признаку. С главой администрации всё по-прежнему сложно, надо доказывать его плохую работу через суд. Впрочем, глава региона имеет право издать правовой акт об отрешении обоих, практически по щелчку.
Причина — "систематическое недостижение показателей эффективности деятельности". Помимо прочего, он может вынести предупреждение и объявить выговор главе и главе администрации за ненадлежащее исполнение ими обязанностей. Притом им даётся месяц на исправление, и если этого не произошло, их лишают работы. Основная часть закона вступает в силу уже с 1 января 2023 года, но переходный период продлится до 1 января 2028 года. За это время муниципальные депутаты должны будут проголосовать за объединение всех поселений и образование в границах района муниципального округа.
Наталья Нарсеева 2026 — Цели предстоящей реформы понятны, нет сомнений в том, что закон будет принят, и в течение шести лет изменится система всей организации самоуправления, — подчеркнула на заседании правления председатель ассоциации — глава города Ростова-на-Дону Зинаида НЕЯРОХИНА. Нам всем предстоит большая работа по приведению в соответствие с новым законом правовых актов, по выстраиванию новой системы местного самоуправления. Самое главное сегодня: на стадии обсуждения законопроекта в Госдуме Федерального собрания РФ выработать совместную позицию по защите интересов местного самоуправления. Прощай, «матрешка»!
По законопроекту будут упразднены муниципалитеты нижнего уровня: сельские и городские поселения и их органы власти. К 2028 году вместо них будут созданы более крупные муниципальные и городские округа. Полномочия поселений планируется передать вновь образованным муниципалитетам. Это, по мнению авторов законопроекта, повысит эффективность деятельности местного самоуправления за счет того, что сосредоточатся в одних руках финансы и кадры. Мы распрощаемся с «матрешкой», когда на одной территории муниципального района находилась районная власть и до десятка, а то и более поселенческих администраций и местных собраний депутатов. В результате реформы система местного самоуправления станет одноуровневой, будут пересмотрены полномочия муниципальной власти. В то же время к законопроекту поступили предложения сохранить статус муниципальных образований для городских и сельских поселений там, где есть перспективы социально-экономического развития и права определённых категорий граждан, имеющих социальные льготы, предусмотренные исключительно в сельских поселениях. Теперь будет округ также с одной администрацией и окружным собранием депутатов, а в поселках, хуторах вместо администраций создадим территориальные органы с определенным объемом полномочий. Что будет с кадрами?
Ведь в настоящее время в поселениях в Ростовской области действуют 408 муниципалитетов, где работают около трех тысяч человек.