Новости на сколько процентов изучен мозг человека

Утверждение «люди используют только 10 % их мозга» используется в науке как пример «неправильного представления о психологии»[1] или «нейромифа»[2]. Сколько процентов мозга использует человек? — На сколько процентов вообще изучен мозг?

На сколько изучен мозг человека

одна из самых захватывающих задач, которые когда-либо возникали в науке. На сколько процентов вы используете свой мозг? Сколько же процентов мозга использует человек? В течение обычного дня люди используют почти 100% своего мозга. На сколько работает мозг человека, определяется лишь количеством действий, который он выполняет в момент времени, то есть нагрузкой на нейроны. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Сколько процентов мозга вы используете каждый день?

На сколько процентов работает мозг человека

Ему скорее важно качество пищи. И вот Вы сидите на какой-то новой задачей, изучаете, например, новую программу, которая может помочь Вам в решении новых задач на работе. Вы хорошо покушали: углеводы, жиры — все как подобает. Да так, что врач из ближайшей клиники уже набирает Ваш номер, чтобы передать новость о том, что пора бы посетить спортивный зал. И вот Вы сели, начали работать, учиться, повышать свой уровень квалификации, восходить на новую ступень профессионального роста и всеобщего восхищения и признания. И тут телефон! О, сообщение в соц.

Дети забавно играют с щенком на улице. Мама, наверное, не сможет одна загрузить одеяло в стиральную машину. Что-то мозг не торопится напрягаться и находит любые возможности, чтобы саботировать интеллектуальную деятельность, даже при условии, что она в дальнейшем обещает хорошие перспективы. А вот студент сдает сопромат. Вполне успешно. Мозг справляется с поставленными задачами.

И оценка хорошая, и стипендия. Да вот только, что-то потом первую неделю после сессионных каникул как-то на работу не тянет. А ведь тоже хотелось изучить новую программу. Но тут друзья в клуб позвали, новый сезон не самого любимого сериала вышел, погода на улице шепчет. Одним словом — отходняк. К чему были все эти примеры?

А к тому, что мозг чётко понимает, что энергетический и вычислительный объем ограничен, и решение какой-то даже не очень сложной задачи может потребовать еще дополнительной нагрузки. А зачем это надо? А ведь именно это происходит при решении сложных задач, в том числе и по обучению. И одна из целей как обучения, так и самообучения, является создание мотивации — то есть нужно показать, что вот, надо напрячься, и скоро благодаря этому наступят хорошие времена, где мы будем сыты, будем самыми красивыми и сильными, а все окрестности завалены нашими потомками. И чем быстрее ожидается достижение цели, тем охотнее мозг готов «напрягать извилины». Задачи с долгой перспективой ему не интересны, ведь очевидно потребует больших затрат.

А пока напрашивается один вывод: даже в условиях сильной интеллектуальной нагрузки мозг на очень небольшое количество, буквально на единицы процентов, повышает свои энергозатраты, что потом непременно будет сопряжено с чувством истощения, либо вообще саботировано. Ни о каких дополнительных скрытых мощностях речи не идет. Единственным способом эти мощности создать — это обучение, а именно тот самый интеллектуальный труд, который заставит мозг повысить энергозатраты в том числе и на построение новых синаптических связей. Карта цитоархитектонических полей Бродмана мозга человека наружная поверхность — еще один пример функционального деления на этот раз коры полушарий По итогу всего вышесказанного складывается следующая вполне очевидная картина. Мозг — орган, состоящий из огромного количества разнообразных функциональных элементов, каждый из которых решает собственные задачи, причем в подавляюще большей доле эти задачи не контролируются сознанием. Работы тех или иных отделов мозга можно прекрасно наблюдать на специальных реагирующих на электрические сигналы устройствах, в тех же томографах и т.

И не смотря на то, что еще много неразрешенных загадок осталось для науки в плане работы, казалось бы, самого нашего основного, делающего нас теми, кем мы являемся, и соответственно, должно быть раскрытого, но на самом деле нет, органа, основные его физические характеристики известны. И вполне очевидно, что этот орган действует в той привычной энергетической и функциональной среде, не может иметь чего того, что этой же среде не удовлетворяет. Простое тождество. У всех у нас есть компьютеры. Все они заточены на определенное энергопотребление и на определенный предел решаемых задач.

Photo Credit: Domiriel via Compfight cc К сожалению, «10-процентный» миф остается популярным и постоянно используется. Он был повторен в нашей массовой культуре, начиная от рекламных объявлений и заканчивая телевизионными программами. В следующий раз, когда Вы услышите рассуждения о том, что мы используем только 10 процентов мозга, Вы будете в состоянии объяснить, почему это заявление не верно.

Но не говорите, что у людей нет удивительного потенциала — известные люди, к примеру, используют 100 процентов человеческих ресурсов, чтобы достигнуть таких замечательных результатов! Поделиться на Facebook.

Важным открытием является также понимание роли глиальных клеток, которые ранее считались просто поддерживающими клетками.

Оказалось, что глиальные клетки играют активную роль в связывании нейронов, обеспечивая их защиту, питание и функционирование. Новые открытия в области биологии мозга позволяют нам продвинуться дальше в нашем понимании о том, как работает самый сложный орган в человеческом теле. Более глубокое исследование мозга открывает возможности для разработки новых технологий и лечений для различных неврологических и психических заболеваний. Это направление науки о мозге остается активным и востребованным, и дальнейшие открытия могут иметь важные последствия для человечества в целом.

Нейроинтерфейсы и их применение Применение нейроинтерфейсов стало возможным благодаря разработке бионических имплантатов, которые могут быть внедрены в мозг и обмениваться сигналами с другими устройствами. Эти имплантаты могут использоваться для восстановления потерянных функций, таких как обоняние или двигательные навыки, а также для улучшения когнитивных способностей человека. Одно из направлений применения нейроинтерфейсов — контроль механических протезов. Благодаря нейроинтерфейсам люди с ампутацией конечностей могут снова восстановить возможность управления своими протезами с помощью мыслей.

Это достигается путем прямого считывания электрических сигналов из мозга и перевода их в команды для протеза. Кроме того, нейроинтерфейсы могут использоваться в медицине для лечения различных психических и неврологических заболеваний. Например, с помощью нейроинтерфейсов можно контролировать эпилептические приступы или улучшить память и когнитивные функции у пациентов с болезнью Альцгеймера. Другим применением нейроинтерфейсов является создание виртуальной и дополненной реальности.

С их помощью можно получить более полный и интуитивный опыт взаимодействия с виртуальным миром, используя только свои мысли и воображение. Это открывает новые горизонты для развлекательной индустрии, образования и тренировок. Нейроинтерфейсы являются одним из ключевых направлений исследований в области изучения мозга человека в 2023 году. Их применение обещает преобразить наши представления о мозге и его возможностях, открывая новые горизонты для медицины, технологий и понимания самих себя.

С учетом быстрого прогресса в этой области можно ожидать еще более удивительных открытий в ближайшие годы. Достижения в области нейронных сетей Одним из важнейших достижений является создание нейронных сетей, способных выполнять сложные когнитивные задачи, наравне с или даже лучше, чем человеческий мозг. Нейронные сети смогли достичь очень высокой точности в распознавании изображений, обработке естественного языка, прогнозировании результатов и других задачах, которые ранее считались чисто интеллектуальными. Более того, нейронные сети начали активно применяться в таких областях, как медицина и биология.

С их помощью может быть улучшена диагностика болезней, предсказаны побочные эффекты лекарств, а также проведено моделирование искусственных органов, тканей и клеток. Программа обучения нейронных сетей также значительно развилась за последние несколько лет. До 2023 года удалось разработать более эффективные алгоритмы обучения, которые позволяют обучать нейронные сети на гораздо больших наборах данных, что улучшает их производительность и способность обобщать.

Для одного органа — это достаточно большой показатель. Однако многие люди не используют все доступные возможности этого удивительного органа. Какие функции выполняет мозг Как прокачать свой мозг Весь стопроцентный потенциал мозга имеется у каждого из нас. Осталось просто начать им пользоваться! Чтение, познание нового, изучение языков и любая другая регулярная умственная нагрузка в конечном итоге поможет взглянуть на мир по-другому — глазами человека, у которого мозг работает на все 100 процентов!

Вы можете отблагодарить автора статьи донатом от 30 руб на Boosty.

Сколько процентов мозга человека будет изучено в 2023 году?

Кто-то говорит, что мозг изучен на 99%, кто-то говорит, что не более 5-10-20%, поэтому, я бы не стал давать точные цифры. Синапс размером 150 на 200 микрометров может имитировать поведение этой же части человеческого мозга, передающей сигналы между нейронами в мозге. Про использование человеком 10% своего мозга и другие распространенные мифы. Сколько процентов мозга работает у человека на самом деле Мозг работает на 100 процентов факт. На сколько процентов работает мозг человека.

На сколько процентов изучен мозг человека

Если бы была задействована только одна десятая часть, то она бы составила не более 140 грамм — что примерно соответствует мозгу овцы. Непреложен факт, что на работу мозговых процессов затрачивается 20 процентов энергии человеческого тела. Это большое количество, и маловероятно, что оно бы выделялось на обслуживание «спящего» органа. Никакой, даже самый гениальный ученый, не смог бы высчитать процент работающих нейронов в начале двадцатого века по причине отсутствия таких технических средств. Однако они связаны с различными методами обучениями и тренировкой, но не активизацией «спящих» зон. Итак, на вопрос «сколько процентов мозга использует человек? Задействование только 10 процентов невозможно — организм должен все время функционировать для поддержания своей деятельности.

Миф остается еще весьма укорененным в сознании многих, а некоторые специалисты утверждают, что на его поддержание тратятся немалые средства: киноиндустрия, ТВ-программы и шоу часто используют его в качестве завлечения. Оцените эту статью:.

Каждое новое открытие приносит нам новые знания и возможности для развития и прогресса. Сколько процентов мозга человека изучено к 2023 году? Современные исследования показывают, что каждая часть мозга имеет свои специализированные функции и активность. Мозг — это огромная сеть нейронов, которая работает вместе, обрабатывая информацию и контролируя наши жизненно важные функции. К 2023 году, благодаря передовым технологиям исследования мозга, ученые сделали значительные открытия. Были исследованы различные аспекты функционирования мозга, такие как восприятие, память, мышление и эмоции. Важные достижения были сделаны в области нейронауки и нейровизуализации, что позволило лучше понять, как мозг работает.

Однако, несмотря на все эти прогрессивные исследования, мы все еще не знаем точного процента мозга, который был изучен. Каждый новый эксперимент и открытие приводят к новым вопросам и ставят под сомнение наши предыдущие представления о мозге. Исследования мозга — это сложный и многогранный процесс, требующий много времени и ресурсов.

Мозг — это огромная сеть нейронов, которая работает вместе, обрабатывая информацию и контролируя наши жизненно важные функции. К 2023 году, благодаря передовым технологиям исследования мозга, ученые сделали значительные открытия. Были исследованы различные аспекты функционирования мозга, такие как восприятие, память, мышление и эмоции. Важные достижения были сделаны в области нейронауки и нейровизуализации, что позволило лучше понять, как мозг работает.

Однако, несмотря на все эти прогрессивные исследования, мы все еще не знаем точного процента мозга, который был изучен. Каждый новый эксперимент и открытие приводят к новым вопросам и ставят под сомнение наши предыдущие представления о мозге. Исследования мозга — это сложный и многогранный процесс, требующий много времени и ресурсов. Каждая новая деталь, которую мы узнаем о мозге, приносит нам ближе к ответу на вопрос о том, сколько процентов мы его изучили. Но пока мы не можем дать однозначного ответа. Важно помнить, что каждый человек уникален, и у каждого из нас мозг функционирует по-разному.

Более того, сегодня существуют некоторые технологии, которые позволяют ученым исследовать активность мозга и даже управлять им. Знания, накопленные учеными о работе мозга, имеют огромное значение в медицине и психологии. Они помогают понять причины и лечить такие расстройства, как эпилепсия, шизофрения или паркинсонизм. Они также позволяют разрабатывать более эффективные методы обучения и улучшать память или внимание. Таким образом, ученые продолжают расширять свои знания о работе мозга, исследуя его секреты. Несомненно, в будущем мы узнаем еще больше и сможем полностью осознать и использовать потенциал этого удивительного органа. Современные достижения в изучении мозговой активности Современные научные исследования в области изучения человеческого мозга достигли значительных успехов в последние годы. Благодаря развитию технологий и появлению новых методов исследования, ученым удалось расширить наше понимание о мозговой активности и ее влиянии на различные аспекты нашей жизни. Одним из наиболее значимых достижений является развитие нейроимиджинговых технологий, таких как функциональная магнитно-резонансная томография fMRI и электроэнцефалография EEG. Эти методы позволяют наблюдать активность мозга в реальном времени и исследовать механизмы, лежащие в основе различных психических процессов и патологий. Кроме того, ученым удалось расширить нашу картину о структуре и функционировании мозга с помощью методов, таких как мозаичное картографирование, оптическое изображение и генетическое инженерное деление клеток. Эти техники позволяют исследовать отдельные клетки и нейросети, а также их связи и взаимодействия. Одной из самых инновационных областей в изучении мозговой активности является использование искусственного интеллекта и машинного обучения. Эти методы позволяют автоматически анализировать большие объемы данных о мозговой активности и находить скрытые закономерности и паттерны. Также стоит отметить значимость междисциплинарного подхода в изучении мозговой активности. Ученые различных областей, таких как нейронаука, физика, математика, психология и биология, сотрудничают и обмениваются знаниями, что способствует более глубокому и всестороннему пониманию мозга. Все эти достижения в совокупности позволяют нам получать все более полное представление о функциональных и структурных особенностях человеческого мозга. Однако, несмотря на прогресс, мы до сих пор не изучили мозг полностью, и многое остается загадкой. Тем не менее, современные достижения в изучении мозговой активности создают новые возможности для понимания и лечения различных психических и неврологических заболеваний. Чего еще не знают ученые о мозге человека 1. Механизм формирования и хранения памяти. Как именно происходит процесс запоминания информации? Каким образом она сохраняется в мозге? Эти вопросы до сих пор являются предметом активных дебатов среди нейробиологов. Полная карта соединений между нейронами. Всего в мозге человека около 86 миллиардов нейронов, и каждый из них связан с другими нейронами. Однако пока не удалось создать полную карту этих связей, что делает изучение передачи информации в мозге сложной задачей. Роль глиальных клеток. Глиальные клетки — это не нейроны, но они играют важную роль в функционировании мозга. На данный момент ученым неизвестно, как именно глиальные клетки влияют на работу нейронов и общую функцию мозга. Механизмы способностей к речи и мышлению. Человеческий мозг обладает удивительными способностями к речи и мышлению, но пока неизвестно, каким образом они реализуются и как можно развить эти способности наиболее эффективно. Происхождение сознания. Сознание — это одно из ключевых свойств мозга, которое отличает нас от других живых организмов.

Сколько процентов мозга использует человек?

Новое исследование ученых Калифорнийского университета в Сан-Диего выявило уникальные тормозные нейроны в переднем мозге человека, что позволило улучшить модели функционирования мозга и заболеваний, а также показало. одно дело на сколько процентов работает мозг, другое дело -наш доступ к его работе. На сколько процентов работает мозг человека.

На сколько процентов человек задействует в работе свои мозги?

Правое и левое полушарие состоят из лобной, теменной, затылочной и височной доли. В каждой из них находятся центры, отвечающие за определенную деятельность: височная — за слух, и речь; затылочная — за зрительные ощущения, лобная — за двигательную активность, теменная — за телесные ощущения. Под затылочными долями полушарий находится мозжечок, отвечающий за координацию движений и равновесие тела. А под корой головного мозга — таламус, контролирующий внимание и бодрствование, и гипоталамус, регулирующий процессы саморегуляции организма. Это лишь самое поверхностное описание такого сложнейшего органа, как человеческий мозг. И если с точки зрения физиологии он изучен далеко не полностью, то о том, как происходят в нем мыслительные процессы, известно еще меньше. Людей волнует вопрос: является ли духовная жизнь человека, его мысли, чувства и эмоции следствием физических и химических процессов, происходящих в нем, или это что-то другое — еще не изученное и таинственное Любопытно, что еще в 19 в. Однако каким образом, «сие нам неизвестно».

С ним соглашаются и люди науки, например физиолог из Англии Ч. Он считал, что мысль рождается за пределами материи, но поскольку она возникает в головах людей, они думают, что произвели ее сами. На сколько процентов работает мозг человека Ученные не однократно пытались оценить, на сколько работает мозг человека, и в результате их исследований, в прошлом веке, возникло множество ложных теорий. Нейробиолог Барри Гордон характеризует миф как «смехотворно ошибочный», добавляя: «мы используем практически все части мозга, и они активны практически постоянно». Практика же показывает, что почти не существует областей, которые могут быть повреждены без потери способностей. Даже небольшие повреждения могут приводить к огромным последствиям. Мозг обходится телу довольно дорого в плане потребления кислорода и питательных веществ.

Отсюда также очевидно, что такой большой мозг не мог бы даже появиться, если бы в нём не было потребности. Сканирование: технологии вроде позитронно-эмиссионной томографии и функциональной магнитно-резонансной томографии позволяют наблюдать работу живого мозга. Они показали, что даже во время сна в мозге имеется некая активность. Локализация функций: вместо того, чтобы быть единой массой, мозг делится на отделы, которые выполняют различные функции. На определение функций каждого отдела были потрачены многие годы, и отделений, не выполняющих никаких функций, обнаружено не было. Микроструктурный анализ: при регистрации деятельности отдельных нейронов учёные наблюдают за жизнедеятельностью отдельно взятой клетки. Нейронные заболевания: клетки мозга которые не используются, имеют тенденцию вырождаться.

Другим аргументом является то, что большой размер мозга требует увеличения черепа, что повышает риск смерти при рождении. Такое давление обязательно избавило бы популяцию от лишнего мозга. Как начинается мыслительная деятельность? Пытаются разобраться, как работает мозг человека с точки зрения происходящих в нем мыслительных процессов, и современные ученые. Ведь зная, как мозг думает, можно понять, как стимулировать его работу. Итак, чтобы мозг начал думать, в него должна поступить информация, то есть он должен иметь то, о чем думать. Таким образом, начать мыслить означает начать оперировать имеющейся информацией.

Как информация поступает в мозг? Первоначальная информация является сенсорной — она воспринимается от органов чувств, и это то, что мы видим, слышим и ощущаем. Чем сильнее внимание будет сконцентрировано на сенсорных ощущениях, тем больше информации поступит в память. А внимание усиливается, когда человеку что-то интересно. Если же он меняет маршрут, мозг «просыпается», чтобы воспринять новую информацию 2. Такой сенсорный вид информации хранится в памяти совсем недолго, ведь ее поступает довольно много. Мозг должен отделить более важную от менее важной, чтобы более важную переместить из краткосрочной памяти в долгосрочную.

Для этого надо, чтобы разные свойства объекта объединились и сложились в образ. Например, чтобы запомнить имя нового знакомого или его телефон, необходимо услышанную и увиденную информацию связать с его внешностью, обстоятельствами встречи и пр. Накопленный запас образов и понятий, наделенных личностным смыслом, позволяет осуществлять мыслительные операции, позволяющие проникать вглубь проблемы и решать определенные задачи. Формой мышления является суждение или высказывание — мысль о предмете, в которой путем отрицания или утверждения раскрываются его признаки. На основе суждений человек делает умозаключение. Например, увидев утром на улице лужи, он приходит к выводу, что ночью шел дождь. Как помочь мозгу работать эффективнее?

Переработку всей информации: ее получение, проведение и передачу другим клеткам осуществляют нейроны, находящиеся в коре головного мозга. У новорожденного количество нейронов больше, чем у взрослого, но несмотря на это, он практически не умеет ни слышать, ни видеть. Его глаза видят свет, но его мозг этого не понимает, потому что еще не образовались связи с другими нейронами, чтобы информация поступила дальше — в кору больших полушарий. По мере их образования ребенок будет различать сначала свет, затем силуэты, цвета и пр. Чем разнообразнее и ярче будут предметы вокруг него, тем быстрее образуются такие связи и тем лучше будет работать та часть мозга, которая связана со зрением. Любопытно, что если по какой-то причине например, из-за травмы или заболевания ребенок не будет видеть во младенчестве, то в дальнейшем связи между нейронами в его мозге никогда не образуются и он так и не научится видеть. Его глаза будут здоровые, он будет видеть свет, но останется слепым, потому что нейронные связи, обеспечивающие поступление сигнала в мозг, могут образовываться почти всегда только в детстве.

Это же относится и к слуху и, в меньшей мере, к другим способностям: осязанию, обонянию, способности говорить, ориентироваться и др. То есть, очевидно, существует определенный период, когда образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, слуха и пр. Таким образом, чтобы заставить мозг эффективно работать, его нужно тренировать с самого детства. Чем мозг моложе, тем он восприимчивей. И чем меньше его нагружать, тем хуже он будет работать. Мы все знаем, что если не тренировать мышцы, то они со временем станут дряблыми и начнут атрофироваться. То же касается и мозга: если его перестать нагружать, клетки, отвечающие за мыслительные процессы, начнут отмирать.

У людей, которые тренируют свой мозг, ухудшение его работы отмечается лишь в глубокой старости. Не стоит забывать и о питании — мозг нуждается в продуктах, содержащих жирные кислоты Омега-3 это жирная морская рыба — лосось, семга, скумбрия, грецкие орехи см. А вредны для него продукты, в состав которых входят трансжиры маргарин, чипсы, крекеры, пирожные и т. Человеческий мозг — орган, который до сих пор до конца не изучен учеными, и вызывает множество вопросов, споров и разногласий. Наша человеческая природа такова, что любой мало изученный объект, вызывающий сомнения, порождает различные интересные теории. Некоторые из них правдивы, некоторые — откровенный бред. Одна из подобных теорий: человек использует свой мозг на 10 процентов.

Ты наверняка уже слышал что-то подобное, сегодня интернет буквально пестрит заголовками о том, что человек задействует мозг всего на 10 процентов.

А затем экстраполировали полученные данные на весь мозг. И оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только неприлично малый процент нейронов, а остальные — «молчат». Эта идея прижилась в обществе и многократно тиражировалась в литературе и кинофильмах. Она позволяет «заглянуть» внутрь живого мозга и увидеть его работу.

Исследования не выявили областей мозга, которые бы не использовались. Более того, выяснилось, что у каждого участка мозга есть своя функция: За зрение отвечает затылочная доля; За слух - височная доля; За речь - левая лобная и теменная доли; За эмоции - лимбическая система. И так далее. На протяжении дня человек задействует практически все области мозга в той или иной степени. Даже нехитрые действия, вроде пролистывания ленты в соцсетях, включают в работу сразу несколько зон.

Человек начнет страдать от галлюцинаций, так как мозг заставит его ощущать несуществующие вещи.

Появляются новые разделы наук, требующие новых исследований в уже вроде бы изученных областях знаний. Процесс познания бесконечен, считать проценты от бесконечности невозможно.

Похожие вопросы.

Но почему затем его масса уменьшается? Почему остаются неиспользованными его резервы? Зачем эта избыточность, которая, как мы видели, не страхует жизнь от инвалидности? Все это говорит о том, что загадок мозга меньше не стало. Мозговая ткань содержит 12-14 миллиардов клеток, которые соединяются разными способами.

Число соединений около триллиона. Количество клеток мозга превышает количество звезд в Галактике. Зачем эта избыточность? Для какой цели она создана? Может, эволюция человека не закончена и Провидение заготовило материал впрок в расчете на будущее изменение «человека разумного»? Существует мнение, что масса мозга тоже определяет интеллектуальную мощь людей.

Однако масса серого вещества шимпанзе не меньше, чем у хомо сапиенс, а разница в интеллекте несоизмерима. У европейцев масса мозга в среднем около 1350 граммов. Однако жил человек, масса мозга которого составляла всего 900 граммов. И он был вполне нормален. Маленький мозг был, например, у Анатоля Франса — 1,1 килограмма. Ленин в период болезни работал на «остатках» серого вещества, поскольку одно полушарие было практически полностью заизвестковано.

Так что масса мозга еще ни о чем не говорит. И это тоже одна из загадок интеллекта. Специфический предмет интеллекта представляет собой память. Есть люди, интеллект которых, например, в области математики или способностей к языкам в разы превосходит возможности среднего человека. Казалось бы, люди высокого интеллекта должны обладать и феноменальной памятью. История показывает обратное.

Так, известно, что Эдисон забыл о собственной свадьбе, но, несмотря на слабую память, отличался незаурядными способностями. Они не угасли даже в старости, когда, как известно, ослабевает и память и интеллект. После восьмидесяти лет Эдисон запатентовал, к уже имевшимся сотням патентов, еще сорок новых изобретений. И это тоже тайна «серого вещества», которую еще предстоит разгадать. Человечество начало исследовать мозг и задумываться о его назначении задолго до появления науки в современном виде. Археологические находки говорят, что в 3000-2000 годах до нашей эры люди уже активно практиковали трепанации черепа — по всей видимости, как способ профилактики головных болей, эпилепсии и расстройств психики.

Древнегреческие врачи и анатомы Герофил и Эрасистрат не только называли мозг центром нервной системы, но и считали, что интеллект «зарождается» в мозжечке. В Средние века итальянский хирург Мондино де Луцци предположил, что мозг состоит из трех отделов — или «пузырьков»: передний отвечает за чувства, средний — за воображение, а в заднем хранятся воспоминания. Вклад в этот процесс вносили не только ученые. В 1848 году американский строитель Финеас Гейдж, работая на прокладке железной дороги, получил страшную травму: металлический штырь вошел в его череп под глазницей, а вышел — на границе лобной и теменной костей. Однако мужчина относительно благополучно прожил потом больше десяти лет. Правда, знакомые утверждали, что в результате инцидента он изменился — например, стал как будто более вспыльчивым.

И хотя в этой истории есть немало белых пятен, она в свое время вызвала бурную дискуссию о функциях различных зон мозга. В наши дни изучение мозга — вотчина не одной, а множества отраслей наук. Нейробиология занимается вопросами, связанными с работой рецепторов. Нейрофизиология — особенностями протекания физиологических процессов в мозге. Психофизиология — соотношением мозга и психики. Нейрофармакология — влиянием лекарственных средств на нервную систему, в том числе на мозг.

Существует даже относительно молодое направление — нейроэкономика: она изучает процессы выбора и принятия решений. Более фундаментальные когнитивные нейронауки сосредоточены на исследовании разных типов восприятия, сложных мыслительных процессов и связанных с ними феноменов, которые касаются речи, слушания музыки, просмотра фильмов и т. Зачем это делается? Логично предположить, что любой орган человеческого тела исследуют в первую очередь для того, чтобы научиться его эффективно лечить в случае необходимости. Но мозг — система слишком сложная и интересная, чтобы ограничиваться утилитарным подходом. В университетах мира существуют сотни лабораторий, которые изучают совершенно разные аспекты мозговой деятельности.

Одни фокусируются на конкретных типах расстройств психики — например, на шизофрении. Другие — на сне. Третьи — на эмоциях. Четвертые хотят выяснить, что происходит с мозгом, когда человек испытывает стресс или употребляет алкоголь: этим занимается в том числе лаборатория психофизиологии Института психологии РАН. Нейроученые нередко получают информацию, которая главным образом помогает нам лучше понять специфику отношений между людьми и выяснить, к примеру, по каким признакам мы ранжируем окружающих на «своих» и «чужих». Что делать с этим знанием дальше, как его применить на практике — хороший вопрос.

С другой стороны, опыты со «стандартным» человеческим мозгом и натуралистическими естественными стимулами дают ученым шанс разобраться, почему у кого-то мозг работает иначе. В финском Университете Аалто ставят эксперименты с участием людей с синдромом Аспергера. Как правило, эта особенность развития сильно затрагивает эмоциональные функции, способность к социальному взаимодействию. Опыты показывают, что у «обычного» человека, когда он смотрит, как общаются другие люди, наблюдается высокий уровень синхронизации в сенсорных зонах мозга, в зонах, участвующих в обработке социальной информации и процессах формирования эмоций. А у человека с синдромом Аспергера такая синхронизация выражена значительно меньше. Ученые надеются со временем разобраться, как помочь адаптироваться в социуме тем, кому изначально это сделать сложнее.

Есть лаборатории, которые занимаются одновременно и прикладными, и фундаментальными исследованиями. В 2012 году ученые из Еврейского университета в Иерусалиме создали устройство, позволяющее незрячим людям «видеть» с помощью слуха. Оно состояло из очков и небольшой камеры, которая фиксировала визуальную информацию, а специальная программа преобразовывала ее в звуковые сигналы. Таким образом человек, лишенный зрения, мог распознать находящиеся поблизости бытовые предметы, других людей и даже крупные буквы. При этом разработчики устройства обнаружили, что в мозге того, кто учится «видеть» с помощью слуха, активируются те же потоки, что и у того, кто видит традиционным способом — глазами. Таким образом научный мир столкнулся с принципиально важной, основополагающей проблемой: действительно ли зрительная кора головного мозга отвечает именно за зрение в привычном понимании?

И что такое вообще — зрение? Также предполагается, что одним из результатов скрупулезного, разностороннего изучения мозга станет возможность создания искусственного интеллекта. В 2005 году стартовал знаменитый многомиллиардный проект Blue Brain Project, целью которого было сделать компьютерную модель человеческого мозга и смоделировать сознание. Пока воз и ныне там, а многие представители научного мира настроены достаточно скептично — хотя бы потому, что мы не знаем точно, что такое сознание. К тому же существует и технические ограничения: для того, чтобы имитировать мозг кошки на самом базовом уровне, понадобился один из самых больших суперкомпьютеров в мире. Человеческий мозг, разумеется, устроен намного сложнее.

Методы и эксперименты Существующие на сегодняшний день методы исследования мозга можно ранжировать, опираясь на два критерия. Первый — частота снятия информации: она варьируется от миллисекунды до нескольких секунд. Второй — пространственное разрешение: насколько детально мы можем рассмотреть сам мозг. Так, электроэнцефалография способна собирать данные с очень большой частотой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий