Новости новомученики российские 20 века

Церковная мифология XX века. Гонения — одна из любимых тем постсоветских церковников, этим оправдывается любой беспредел со стороны РПЦ. На 15-ти клеймах представлены подвиги русских святых 20 века – новомучеников и исповедников.

Новомученики и исповедники веры XX века. Покров.

Укрепившись в силах, он поселился на пустынном острове при двух отшельниках, но иногда отыскивал и других отшельников, стараясь пользоваться их наставлениями и служить им, доставляя им необходимое для жизни. Некоторые братия обители стали роптать, что хлеб обители расходуется на тех, кто не трудится для обители. Игумен вынужден был принять строгие меры, чтобы возвратить отшельников в монастырь, и Диодор был заключен в оковы, чтобы удержать его, но через три месяца он снова ушел на остров и, решившись расстаться с Соловецким монастырем, удалился на Онегу и в пустынном лесу на Юрьевой горе над озером Водло поставил себе келью и предался подвигам отшельнической жизни. К нему стали собираться ревнители благочестивой жизни, и таким образом устроилась обитель. Царь Михаил пожаловал старцу грамоту, царица Марфа Ивановна и другие благотворители собрали ему церковную утварь и деньгами 500 рублей. В обители воздвигнуты две церкви. Хлебопашества своего еще не было, обитель была вдали от поселений, а потому случалась нужда в хлебе.

Поднялся ропот на старца, но он не ослабевал в молитвах, и явился ему светлый старец и сказал, что он Александр Ошевенский и чтобы не скорбел игумен, а утверждал бы братию в уповании на Господа и приказал бы им ловить рыбу в озере. Доверчиво послушался Диодор небесного вестника, и братия столько наловили рыбы, что остатки от своих потребностей продали и купили хлеба. В монастырь прислан был патриархом один безпокойный инок Феодосий, который так озлобился на старца Диодора, что хотел убить его и, считая его умершим от жестоких ударов, бросил под деревом. Но старец пришел в себя и добрался до монастыря. Феодосий прежде всех увидел его, испугался и просил прощения, а старец сказал: «Бог да простит тебя, чадо, это не твое дело, а дело врага». Много и других скорбей видел преподобный Диодор, но все переносил терпеливо и за все благодарил Бога.

Собираясь ехать в Каргополь по нуждам обители, старец простился с братией и в последний раз наставлял их, чтобы проводили жизнь, достойную иноческого звания, а старцу Прохору, сподвижнику своему, разделявшему все труды его отшельнической жизни, сказал: «Нам с тобой не видаться уже здесь; если Богу будет угодно, увидимся в будущем веке». По приезде в Каргополь старец заболел, приобщился Святых Таин и мирно скончался 27 ноября 1633 года. Ученик его Прохор перенес нетленное тело его в обитель, устроенную его трудами и молитвами. Преподобный Никодим Кожеезерский 3 июля 1640 г. Близ города Ростова, в селе Ивановке, родился преподобный Никодим; мирское имя его было Никита, родители его были честные земледельцы. Он пас стадо отцовское и однажды услышал тайный голос, звавший его: «Никодим, Никодим!

После смерти их Никита переселился в Ярославль, обучился кузнечному мастерству и перешел на житье в Москву, где жил трудами рук своих, часто ходил в церковь и не забывал нищих. В одном с ним доме проживал другой кузнец, у которого была злая безнравственная жена. Она всыпала яда в пищу, чтобы отравить мужа, а тот, ничего не подозревая, пригласил с собой отобедать Никиту. Муж умер, а Никита остался жив, но с сильной болью в желудке. Василий блаженный явился ему и исцелил его от болезни. Однажды, проходя место Кулишки, Никита остановился у землянки, где спасался юродивый Илия.

Увидев Никиту, он закричал: «Откуда пришел, Хозьюгский пустынник? Он продал свое имущество, пришел к архимандриту Чудова монастыря Пафнутию и со слезами просил принять его в число иноков. Видя его смирение и искреннее желание спасти душу свою, архимандрит принял его и назвал Никодимом. Одиннадцать лет провел он в Чудовской обители в полном послушании, научился грамоте, усердно исполнял все службы монастырские, прилежал пению и чтению церковному, никогда не выказывая ни малейшего гнева или нетерпения, потому что постоянно помнил воздаяние Страшного Суда за грехи наши. Архимандрит Пафнутий был возведен в сан Сарского митрополита и взял с собой на Крутицы любимого ученика своего Никодима. Никодим провел тут один год, давно уже он жаждал пустынного безмолвия и открыл душу свою владыке, который благословил его в путь Владимирской иконою Божией Матери.

Никодим направился в пределы Каргопольские, близ северного океана, на остров озера Кожи, называемый Лобским, в Кожеозерский монастырь. Там около двух лет он трудился в хлебне и поварне, подавая собой пример глубокого смирения и послушания. Убегая молвы человеческой, Никодим удалился во внутреннюю пустыню, на реку Хозьюгу, где посреди болот поставил себе хижину и прожил тут безвыходно 35 лет. Таким образом исполнилось над ним слово прозорливого Илии, назвавшего его Хозьюгским пустынником. Около хижины он развел огород, удочкой ловил рыбу на реке Хозьюге и все, чем Бог благословлял его труды, посылал в обитель, воду носил из реки за версту от хижины и всю дорогу творил молитву, чтобы не впасть во искушение, ночь проводил в молитве и только сидя позволял себе задремать. Дикие олени так привыкли к кроткому пустыннику, что мирно около него паслись.

Случилось, что вода в реке Хозьюге сильно поднялась и затопила келью до самой кровли. Преподобный взял икону Владимирской Божией Матери, поднялся на крышу и здесь оставался на молитве, пока вода не отступила. В другой раз вся его келья была объята огнем, но он и тогда не вышел из нее, продолжая усердно молиться, и по молитве его пролился сильный дождь и внезапно угасил пламя. Приходили и разбойники ограбить его, но ничего не нашли, кроме небольших запасов, и заблудившись в пустыне, сами вернулись к хижине и положили на пороге все похищенное ими. Однажды в зимнее время настоятель послал ему хлебный запас, посланные монахи с трудом отыскали его келью, которую совсем занесло снежной бурей. Нои под глыбами снега, как в пещере, спасался преподобный в спокойном ожидании, когда растают погребшие его снега.

Молва о его богоугодной жизни привлекала к нему православных, желавших пользоваться его духовной беседой. Услышали о нем и в Москве. Иоасаф, патриарх Московский, возблагодарил о нем Господа и послал ему в дар свою дорогую шубу. Преподобный помолился за патриарха и тут же отослал шубу в монастырь, сказав: «Для моей худости довольно и рубища». За семь дней до его кончины святитель Алексий и Дионисий, архимандрит Сергиевой Лавры, явились ему, когда он стоял на молитве, и сказали ему о скорой его кончине. Преподобный Никодим сильно изнемог от старости и только по усиленным просьбам игумена Ионы и всей братии переселился из пустынной кельи в обитель.

Приобщившись Святых Таин, он мирно предал дух свой Богу 3 июля 1640 года, прожив в монашестве 50 лет. Мощи его покоятся в храме святого Николая, лик его изображен на гробнице, обитой медью, клобук и епитрахиль его целы. Житие преподобного Никодима и чудеса его, записанные в Кожеозерском монастыре, описал ученик его иеромонах Иаков Дятлев, который после усердной молитвы Господу Иисусу, Пречистой Его Матери и угоднику их преподобному Никодиму принялся за этот труд. Во дни патриаршества Никона причтен Никодим к лику святых. Пришельцы Сербской земли Макарий, митрополит Гревский и авва Феодосий написали ему стихиры и канон, которые поются 3 июля, когда назначено творить ему память. Преподобномученик Симон Устюжский 12 июля 1642 г.

Основатель Воломской Крестовоздвиженской пустыни в Устюжском уезде родился в отчине монастыря Иосифа Волоколамского, при крещении назван Симеоном. По смерти благочестивых родителей он пошел в Москву и занимался ремеслом ризошвейным. Спустя несколько времени он отправился в Соловецкий монастырь для поклонения преподобным Зосиме и Савватию. Там научился он грамоте и церковному пению. Чтение Божественных книг и беседа с благочестивыми отцами о спасении души были для него величайшим утешением. Оставив многолюдную Соловецкую обитель, он перешел в область Двинскую на реку Пинегу в обитель Богоматери, называемой Грузинской, и там пострижен в иночество и наречен Симоном.

С полным усердием он исполнял все монастырские послушания, безропотно принимался за самые тяжкие работы, имея всегда в сердце память смертную и непрестанно повторяя слова пророка Давида: «Виждь, Господи, смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя! Здесь он прожил пять лет один, не знаемый людьми, в тесной хижине, устроенной его руками. Он начал возделывать землю и питался овощами, которые сам садил, а иногда хлебом, который собирал в окрестных селениях. Никто не знал дороги в его уединенную хижину, огражденную дремучим бором, когда же окрестные жители узнали о нем, то по зависти старались вытеснить его, он претерпел сильные гонения, но остался на избранном месте. Мало-помалу стали собираться к нему ученики, искавшие спасения в безмолвных лесах. Преподобный Симон ходил в Москву просить у царя Михаила Феодоровича жалованной грамоты на избранное им место, где он желал устроить обитель.

С разрешения царя и по благословению Ростовского митрополита Варлаама он построил церковь во имя Воздвижения Честного Креста, но пришли злые люди и сожгли церковь. Симон не упал духом, построил новый храм и сам ходил в Ростов испросить все потребное для устройства храма у митрополита Варлаама, который тогда же посвятил его в настоятеля обители. Окрестные крестьяне враждебно смотрели на соседство монастыря и желали завладеть его землей. Строгий подвижник, служивший для всех примером трудолюбия, простоты и смирения, рубил лес в пустынном месте, когда подошли к нему три крестьянина и с угрозами потребовали, чтобы он отдал им царскую грамоту на землю обители. Они навалили на него колоду и грозили смертью. Едва упросил их Симон отпустить его в обитель за грамотой.

Монастырские люди бросились искать злодеев, но не могли их найти. Когда приблизился праздник блаженного Прокопия Устюжского, народ устремился в Устюг на поклонение святому, большая часть из братий, живших на Волмах, отправилась туда же. Злодеи узнали о том и воспользовались благоприятной минутой. Ночью напали они на Симона, одинокого в пустыне, стали терзать и мучить его железом и огнем, требуя царской грамоты, потом отпустили его в церковь отыскать грамоту. Преподобный пришел в церковь и пал ниц пред иконою Божией Матери. Со слезами помолился он, благодаря Владычицу, водворившую его в сей пустыне и поручая ей свое стадо и самого себя в час смертный, молил Господа Иисуса послать Ангела мира принять душу его и причесть его к своему избранному стаду.

Укрепившись молитвой и приобщившись в алтаре запасными Дарами, он вышел к злодеям и сказал: «Теперь делайте со мной, что хотите». Они осыпали его ругательствами и ударами, отсекли ему голову и бросили тело близ кельи. Это случилось 12 июля 1642 года. Несколько дней лежало тело невредимое ни зверями, ни птицами и с свежими ранами. Возвратившись из Устюга, иноки увидели своего отца и учителя мертвым и с знаками жестокого мучения. Искренно оплакивая его, они с честью похоронили его тело по левую сторону воздвигнутой им церкви.

Преподобный Симон был пятидесяти лет, когда принял мученическую смерть. Над его могилой выросло высокое дерево и широко осенило ее своими ветвями; память же праведного с похвалами сохранилась на Волмах и в окрестных местах. После многих чудес, совершившихся при его мощах, началось почитание его в 1626 году 20 марта и составлена служба ему с описанием жизни и чудес его. Ныне монастырская церковь обращена в приходскую Воломского погоста. Преподобный Симеон Верхотурский 12 сентября 1642 г. Блаженный Симеон был родом из великороссийских дворян, но удалился к пределам сибирским, из смирения скрыл свою знатность и вел жизнь бедняка.

Как странник, он не имел постоянного пристанища, но переходил из деревни в деревню, шил шубы с нашивками, как сказано в житии его, и преимущественно для бедных людей. По окончании работы он уходил из дома рано поутру, чтобы избежать даже благодарного слова, не то что платы. Чаще всего он проживал в погосте в Меркушах, в 50-ти верстах от Верхотурья Пермской губернии. Он любил в безмолвии и уединении наслаждаться природою и хвалить Творца. Когда не было работы, он садился на берегу реки и ловил рыбу, сколько надо было для дневного пропитания. И теперь еще сохранилась ель, под которой он любил сидеть, когда ловил рыбу в реке Туре.

Вогуличи и другие инородцы края тогда были новыми христианами. При помощи благодати Божией и собственного терпения и милосердия к ближним, преподобный Симеон поучал их благочестию кротким словом и добродетельной жизнью и всех укреплял в вере во Христа. Милосердие его привлекало к нему бедных и скорбных, и сердца их были открыты для принятия наставлений его, а он усердно сеял в их сердцах правила страха Божия. Чистая смиренная жизнь, полное самоотвержение и упование на Бога служили примером для всех, а такой пример есть единственно благотворный для успешной проповеди в диком крае. Он преставился в 1642 году 12 сентября, имея от роду 35 лет, и погребен на погосте Меркушинском, при церкви архистратига Михаила. Нетленные мощи его обретены в 1692 году при митрополите Тобольском Игнатии, который на себе испытал силу благодати, разливавшей чудеса.

По желанию края мощи перенесены в 1704 году в Серпуховский Никольский монастырь, где совершается память праведного 12 сентября в день перенесения мощей. К этому дню много богомольцев собирается не только из окрестностей, но и из далеких мест. Праведный Симеон совершал много чудес и с исцелением телесных страданий исцелял и душевные болезни. Преподобномученик Афанасий, игумен Брестского Симонова монастыря 5 сентября 1648 г. Блаженный Афанасий Филипович, воспитанный благородными и благочестивыми родителями в духе Православия, получил высокое образование и основательно изучил русский, польский и латинский языки. По воле короля Сигизмунда гетман Сапега в 1622 году отдал ему на воспитание шляхтича Лубу, мнимого сына Марины Мнишек, который прожил с наставником своим семь лет в Брестском монастыре и потом для окончательного воспитания передан в иезуитский монастырь.

В 1627 году Афанасий принял монашество в Вильне и как ревностный и образованный защитник Православия поставлен наместником Дубовской обители, что под Пинском. В 1636 году, по распоряжению канцлера Радзивилла, Дубовский монастырь отдан был иезуитам и православные монахи были выгнаны из своего монастыря. В 1637 году Афанасий отправился для сбора милостыни в Белоруссию и оттуда в Москву. Он представился царю Михаилу Феодоровичу, объяснил ему свою печальную судьбу и советовал изобразить на военных хоругвях образ Божией Матери в кресте, по его видению. По возвращении из Москвы он был назначен игуменом Брестского Симоновского монастыря и по долгу звания своего защищал права обители против папистов, обличия их в жадности и хитрых происках. Это навлекло на него много неприятностей, и только митрополит Петр Могила защитил его.

Преподобный Афанасий проводил жизнь свою в страхе Господнем, тому же учил и братию, и строго внушал не слушать учений людей, отступивших от древнего Православия. Дни и ночи проводил он в молитве и, окруженный опасностями и напастями, все надежды возлагал на благодать Божию. Каждую субботу он положил себе за правило читать акафист Матери Божией, и Царица Небесная утешила его явлением своим и словами: «Иди, слуга мой, смело говори сенату и королю, чтобы не тревожили святой православной веры, иначе навлекут они на себя Суд Божий и преданы будут во власть сильного царя и народа». Повинуясь Матери Божией, он объявил сенаторам, чего поляки должны ожидать за кровавые притеснения православия, и открыл послам русского царя в Варшаве, что иезуиты приготовляют опасного врага для России, мнимого сына Марии Мнишек, и в доказательство представил несколько писем, в которых шляхтич Луба называет себя царевичем. Послы потребовали выдачи самозванца, но иезуиты скрыли его. Афанасий смело повторял сенаторам, что злые люди только себе во вред преследуют Православие и злоумышляют против православного царства.

Поляки заковали его и заключили в тюрьму в Варшаве и условием свободы его положили свободу Лубы. Иезуиты употребляли все усилия, чтобы мстить Афанасию, из варшавской тюрьмы перевели его в краковскую, при чем он претерпел многие раны, брань, голод и вериги в темницах. Русские послы сильно заботились о спасении невинной жертвы, и в конце 1645 года его выпустили из темницы. В Киеве он окончил записки своей печальной жизни в 1646 году. Когда Богдан Хмельницкий восстал на защиту Православия, преподобный Афанасий открыто проповедовал о вреде унии, и за несогласие его признать законность унии и потворствовать произволу человеческому, его заключили в брестскую подземную темницу и заковали в кандалы. Не склоняясь ни на происки, ни на угрозы, он смело провозглашал гнев Божий польскому правительству за оскорбление прав человечества и за защиту тех, кто нагло оскорблял откровение Божие для прихотей человеческих.

Когда ему было объявлено, что решено предать его позорной смерти, он безбоязненно объявил: «Конечно, отступники от святой веры, надменные ложным просвещением, еще немалое время будут преследовать исповедников истины небесной, но будет время, когда в Бресте и во всей окрестной стране процветет Православие и слава его уже не померкнет. Там, где будет лежать мое тело, козни врагов, отступников от святой веры, будут безсильны». Святой исповедник был обезглавлен 5 сентября 1648 года. Мощи его почивают открыто в соборном храме Симонова монастыря в Брест-Литовске. Современники его писали, что «имать церковь Христова малороссийская в Брест-Литовском граде прежде лет 40 веры ради страдавшего иеромонаха Афанасия, которого и доселе мощи нетленны пребывают». Георгий Конисский в свое время радостно говорил в слух православных и неправославных, что к числу нетленно почивающих святых надобно отнести преподобномученика нашей церкви Афанасия Филиповича, убиенного римскими католиками за веру и в нашем православном загородном Брестском монастыре уже более полутораста лет Божиею силою цело и невредимо почивающего.

Блаженный Максим Тотемский 16 января 1650 г. Блаженный Максим был приходским священником в Тотьме и, заботясь о спасении своей души, сорок пять лет юродствовал и все скорби и обиды претерпевал в безропотном терпении. Он скончался 16 января 1650 года. Мощи его почивают в городской Воскресенской церкви, что у варниц. Блаженный Иов Железо, игумен Почаевский 28 октября 1651 г. Святой Иов, во Святом Крещении Иоанн, родом был из земли Галицкой и происходил от православных родителей, прозываемых Железо.

С десятилетнего возраста он пожелал служить Богу и просил игумена Угорницкого Карпатского монастыря принять его в число братии. Он усердно исполнял церковные послушания и старался услуживать каждому из братии с такой кротостью и с таким смирением, что по общему согласию был пострижен в монахи на 12-м году возраста. На него смотрели как на искусного монаха и как бы ангела, явившегося на пользу духовную всего монастыря. Желая удалиться от молвы и отречься от всего мирского, Иов принял на себя великий ангельский образ, или схиму, но слава о его высокой подвижнической жизни разносилась по всем пределам Польши и Малороссии, народ и вельможи спешили со всех сторон воспользоваться его духовными наставлениями. Князь Константин Острожский и Дубенский, исполненный любви к православию и желая поддержать истинное благочестие в монастыре, просил игумена послать Иова в монастырь Животворящего Креста на Дубенском острове. Против своей воли блаженный Иов был избран в настоятели, и под его мудрым руководством в продолжение двадцати лет обитель процветала, и многочисленное братство, следуя его примеру, проводило благочестивую жизнь и занималось писанием церковных книг.

В это время явилась уния, проводник пронырливого папизма. Униаты и наставники их иезуиты поступали с православными как палачи. Город Дубно попал во власть иезуитов. При таком положении дел Православия преподобному Иову приходилось много потерпеть, но он твердо боролся со скорбями и утешал других в скорбях. Жестокие страдания православных не уменьшили благочестия, но сильно укрепляли их. Множество посетителей, искавших помощи и утешения в обители, сделалось тягостным блаженному Иову, и он тайно удалился в святую Почаевскую гору, прославленную чудесами от иконы Матери Божией, но и там не мог укрыться и вскоре был избран единодушно настоятелем Почаевской обители.

Неутомимо заботился он об исполнении своих обязанностей как настоятеля, но не оставлял и монашеских подвигов: весь день трудился он в садах монастырских, сажал деревья, укреплял плотины около ограды, всю ночь проводил в молитве. Ученик его Досифей, потрудившийся над описанием его жития, говорит: «Если бы каменная пещера, в которой он жил, имела уста, то она поведала бы нам все тайные подвиги сего многострадального Иова». Иногда на три дня, иногда на целую неделю затворялся он в своей пещере, проливая слезы не только о своих грехах, но и за бедствующее Православие и о всем мире, погруженном в бездну грехов. Однажды во время его усердной молитвы небесный свет осиял его пещеру и отразился на церковь.

Новомученики — святые, жившие совсем недавно, и потому их опыт жизни и обретения святости особенно важен для нас.

В честь Собора святых новомучеников и исповедников российских установлен праздник, который отмечается ежегодно в ближайшее воскресенье после 25 января 7 февраля. В данной рубрие собраны программы о новомучениках и исповедниках российских.

Василий блаженный, сын ярославского купца, был по торговым делам в Сибири, в городе Мангазее, где поступил в приказчики к одному богатому купцу. Богобоязненный и благочестивый юноша, ведя дела доверителя своего, в свободное от занятий время не опускал ни одной церковной службы. Однажды, возвращаясь домой после Пасхальной утрени, он нашел двери лавки выломанными, а товар расхищенным. Хозяин, заподозрив Василия в соучастии с грабителями, предал его для допроса правительственной власти.

Пытки и разнообразные истязания были употреблены, чтобы заставить сознаться в вине невинного. Непреклонность его была отнесена хозяином к упорству, и он в движении нетерпения ударил страдальца связкой ключей в висок, и тем убив неповинного, довершил жертву своих несправедливых подозрений. Это случилось в 1600 году. Наскоро сколотили гроб и, лишив Василия христианского погребения, погрузили гроб с положенным в него телом страдальца в болото подле самой той избы, в которой совершалось мучительство, и перекинули через гроб доску, по которой проходили все в съезжую избу. В 1652 году начали проявляться некоторые знамения над давно забытым местом погребения Василия. Жители вспомнили страдальца, обрели гроб его, устроили над ним часовню, а в 1670 году строитель монастыря Живоначальной Троицы близ города Туруханска перенес нетленные останки Василия Мангазейского в свой монастырь и совершил на 10 мая всенощное бдение, которое отправлялось ежегодно более ста лет.

В 1719 году митрополит Филофей Лещинский, странствовавший по Сибири для крещения инородцев, испытал на себе чудотворную силу помощи блаженного Василия и прислал в обитель резную золоченую раку, в которую и были переложены мощи блаженного. Усердствующие к его памяти чествуют ее служением панихид при раке мученика. Преподобный Мартирий, игумен Зеленецкий 1 марта 1603 г. Преподобный Мартирий, во Святом Крещении Мина, сын именитого гражданина Великих Лук, десяти лет остался круглым сиротой; благочестивой жизнью обратил на себя внимание священника Благовещенской церкви, которую часто посещал. Священник овдовел, принял монашество и был сделан настоятелем Великолуцкой Сергиевской обители; тогда Мина, раздав все свое имение, поступил в его монастырь, где и принял монашество. Прожив семь лет в послушаниях монастырских, Мартирий пожелал большего уединения и поселился за 60 верст от Лук.

Наставник его не одобрял уклонения от занятий общежительных обителей, и Мартирий в недоумении пошел в Смоленск молить о разрешении его сомнений Божию Матерь и преподобного Авраамия. В сонном видении явился ему преподобный Авраамий с учеником своим Ефремом и сказал, что он должен жить в пустыне, которую укажет ему Господь и Его Пречистая Матерь. Из Смоленска пришел Мартирий в Тихвин, где, скорбя о многолюдстве, молил Господа указать ему предназначенное уединенное жилище, и по его молитве желанное уединение показано было ученику его явлением крестовидного осияния над островом Зеленым. Туда уединился Мартирий. В лишениях, посте и молитвах текли дни подвижника, и скоро строгость жительства его привлекла к нему людей, искавших спасения. Некто благочестивый боярин Феодор Сырков построил в пустыне храм Благовещения, а братия убедили старца Мартирия принять священство и сан игумена.

Это было в 1570 году. Несмотря на нужды и скудость жизненных средств, Мартирий выстроил в своей обители церковь Живоначальной Троицы. В последние годы жизни он прославился благодатным даром исцелений. У жившего тогда в Твери царя Симеона Бекбулатовича умирал сын. Симеон просил Мартирия прийти сотворить молитву над болящим, и преподобный исцелил его возложением на грудь Иоанна иконы Тихвинской Богоматери. За полтора года до кончины своей Мартирий всецело посвятил себя безмолвной уединенной молитве и плачу; собственными руками выкопал себе могилу, в которой поставил гроб, и часто навещал его, питая плач свой памятью смертной.

Мощи преподобного почивают в гробнице, устроенной митрополитом Новгородским Корнилием, прежде бывшим Зеленецким игуменом, который написал житие преподобного и составил ему службу. Преподобный Никандр Городноезерский 15 марта 1603 г. Основатель Городноезерской Никандровой пустыни преподобный Никандр служил примером святой подвижнической жизни. Пустынь Никандрова находилась в Новгородской губернии Боровицкого уезда, на берегу озера Городка. Когда собралось в пустыни несколько иноков, преподобный Никандр построил храм Воскресения Христова, где и теперь покоятся мощи его под спудом. Время преставления его — 15 марта 1603 года.

Праведная Иулиания Муромская 2 января 1604 г. Праведная Иулиания родилась близ Мурома от благочестивых и богатых дворян Недюревых. Родитель ее был ключником при дворе царя Иоанна Васильевича. Оставшись шести лет сиротой, она была воспитана сначала бабкой ее Лукиной, а потом ею отдана была в семейство ее дочери Араповой. С самых юных лет Иулиания явила залоги жизни благочестивой. Пост, молитва, трудолюбие, благотворительность, посещение больных — одним словом, любовь к ближнему составляли жизнь ее.

Ее не учили грамоте, но ум ее, постоянно занятый молитвой и сердечной заботой благотворить ближнему, образовался и совершенствовался в духе учения евангельского. Когда ей минуло шестнадцать лет, ее выдали замуж за добродетельного и богатого боярина Осоргина. В селе супруга ее, в благочестивом священнике Потапии, бывшем впоследствии архимандритом Спасского монастыря в Муроме, нашла Иулиания духовника и духовно-мудрого руководителя на пути жизни ее. Кротостью приобрела она любовь и доверие не только домашних, но и супруга своего и его родителей, вверивших ей все домохозяйство. И тут заповедь о любви к ближнему была применяема ею как к попечению о пище, одежде и вообще удобстве жизни слуг ее, так и к произвольному отречению от удобств и покоя жизни, на которые ей давали возможность и право ее богатство и ее звание. Терпеливо переносила она выговоры супруга своего и его родителей за безпорядки слуг, стараясь исправлять их и даже прикрывать ошибки их.

Особенное усердие имела Иулиания к святителю Николаю. Однажды ночью, во время молитвы, напало на нее страхование столь сильное, что, оставив молитву, она в постели думала укрыться от него, но привидения, преследуя ее, грозили погубить, — если не оставит молитвы; она мысленно призывала на помощь святителя Николая, который внезапно явился ей с книгой в руках, благословил ее и сказал: «Мужайся, дочь моя, Христос повелел мне охранять тебя». Пробудясь, она наяву видела светолепного мужа, выходящего из ее комнаты. Случился голод — Иулиания удвоила тайную милостыню. За голодом последовала зараза — блаженная тайно от своих ухаживала за больными, омывала умерших и на свой счет погребала их. Из многочисленного семейства ее четыре сына и две дочери скончались в младенчестве, шесть же сыновей и одна дочь выросли, воспитанные ею в благочестии.

Из них старший убит был слугой своим; второй, вскоре за первым, пал убитый на поле бранном. Скорбела Иулиания, отдаваясь воле Божией, но просила супруга своего и получила согласие его жить ей свободной от отношений жены брачной, тогда она всею душою прилепилась к Богу и вошла в подвиги, свойственные много преуспевшим слугам Божиим. Молитва и пост, соединенные с милостыней к нищей братии, составляли ее постоянное делание. Когда скончался супруг ее, ей было около 60 лет. Присные обвиняли ее, что в такой старости она изнуряет тело свое. Она отвечала: «Или не знаете, что плоть убивает душу?

Я же стараюсь поработить плоть, да спасется дух мой в день Господа нашего Иисуса Христа». Однажды зима была чрезвычайно суровая; блаженная, не имея ни одежды, ни обуви, несколько времени не ходила в церковь к богослужению. Священник церкви святого Лавра, придя к утрени в храм, внезапно услышал голос от иконы Богоматери: «Иди, скажи милостивой вдове Иулиании, что напрасно не ходит она в церковь; домашняя молитва приятна Богу, но не так, как церковная, а вы уважайте ее, ибо Дух Божий почивает на ней». Священник побежал к Иулиании и вслух всем поведал бывшее ему откровение. Смиренная огорчилась на действие иерея. Она заклинала священника и всех слышавших не говорить о том ни при жизни, ни по смерти ее; пошла в церковь, отслужила молебен Божией Матери и стала неупустительно ходить к церковным богослужениям, в доме же не оставляла непрестанной молитвы Иисусовой.

Девять лет прожила она вдовой, благоугождая Богу. При царе Борисе постиг Россию страшный голод. Все, что можно было продать, она продала для покупки хлеба и кормила не только своих, но и чужих. Наконец, обнищав, она созвала своих рабов и сказала им: «Сами видите, какой голод; если кто из вас не хочет терпеть вместе со мной нужду, пусть идет, куда ему угодно, для снискания себе хлеба». Оставшимся с ней она приказала собирать лебеду и древесную кору и из них готовила хлеб, который, по ее молитвам, оказывался вкусным и здоровым. Питались им и свои, и бедняки, просившие помощи.

Все время голода, целые два года, провела она в крайней скудости, но всегда была покойна, радостна и благодарила Бога. В самый день Рождества Христова она заболела, была больной шесть дней и во все время не оставляла молитвенных ночных стояний. В самый день кончины, рано утром, призвала она духовника своего, исповедалась, приобщилась Святых Таин, потом благословила детей и заповедала им жить в страхе Божием. Тело ее предано земле вблизи супруга ее, у церкви святого Лазаря в селе Лазаревском. В 1614 году, когда погребали сына ее Георгия, открыли гроб ее, полный благоуханного мира. Многие больные, помазавшиеся миром этим — исцелились.

Это понудило сына ее Калистрата написать ее святое житие. Память ее чтится 2 января. Преподобный Сергий Шухтовский 19 мая 1609 г. Мощи преподобного схимонаха Сергия почивают под спудом в бывшей монастырской, ныне приходской церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Шухтове, в 50-ти верстах от Череповца. В честь угодника давно уже написан особый тропарь и кондак, при гробе его находится летопись, из которой видно, что он скончался в 1609 году 19 мая, в царствование царя Василия Ивановича Шуйского, и что его трудолюбивое тело погребено в часовне у церкви Живоначальной Троицы и Покрова Богородицы, что в селе Шухтове. Преподобный Сергий, в мире Стефан, родился и воспитывался в Казани и с детства любил молиться и держаться строгого поста.

Из Казани ходил в Палестину и Царьград, три года посещал там святые места, желая научиться монастырским обычаям. Оттуда отправился через Новгород в Самоед Лопскую к океану-морю и в Соловецкую обитель, а в 1603 году пришел в Шухтовскую волость и принял пострижение в иночество в Череповском Воскресенском монастыре от архимандрита Исаии, о чем гласит подпись на иконе чудотворца Сергия, которая написана трудами вышеупомянутого архимандрита, искусного в живописи. Преподобный Сергий дни и ночи проводил в молитве, постели у себя не имел и только на коленях принимал немного отдохновения. Он был небольшого роста, лицо имел белое, круглое, волосы черные, кудрявые, бороды не имел, рясу носил черную, мантию долгую, и при жизни творил многие чудеса и сподобился дара пророчества. Преподобный Серапион Кожеозерский 27 июня 1611 г. В числе казанских пленных татар, принявших Святое Крещение, был молодой мурза Туртас Гравирович, а в крещении Сергий.

Он так проникнулся истинами Евангелия, что захотел отказаться от всех мирских благ, чтобы с самоотвержением взять крест свой и последовать за Христом. Он много странствовал по монастырям, желая отыскать пустынное место для безмолвия. На диком острове, что на озере Кожи, он нашел пустынника Нифонта и остался с ним жить. Пищей им служила трава, иногда ягоды. В продолжение 18 лет Сергий выполнял наставления старца Нифонта послушно и с полным самоотвержением. Видя искренность его веры и чистую жизнь, старец облек его в иноческий сан и назвал при пострижении Серапионом.

Свет благодатной жизни двух отшельников привлекал к ним многих верующих, когда собралось довольно иноков, Нифонт пошел в Москву просить земли для устроения обители, но там скончался. Между тем на острове стали чувствовать голод, из сострадания к страждущим Серапион отправился испрашивать подаяния, ему дали хлеба в зерне, и он принес это на себе, и тем спас братию от голодной смерти. Узнав о кончине Нифонта, он пошел в Москву, получил царскую грамоту, предоставлявшую новой обители землю по четыре версты во все стороны, получил и от митрополита грамоту с благословением на устроение монастыря. Возвратясь на остров, Серапион вместе с иноками расчистил для пашни лес, обнес оградой место для монастыря и построил храм во имя Богоявления. От патриарха Иова получил он антиминс и поставлен в строители монастыря; потом и другой храм соорудил в честь святого Николая. В просьбе к царю блаженный Серапион писал в 1595 году, что поставил он на Лопском озере два храма, устроил общий монастырь, строение его продолжалось 36 лет; «но ныне начали посылать из Москвы в их Богоявленский монастырь опальных людей, а им, старцам, и самим питаться нечем и беречь тех людей некому; царской милостыни ни деньгами, ни хлебом не выдается; вотчинные земли Богоявленской обители всего четыре обжи на реке Онеге куплены, и сами старцы пашут, а крестьян у них нет; сами же варят соль в Пияле для монастырского расхода.

Мимо монастыря их проходили царские ратные люди, и старцы, помогая и им доставляя подводы, много задолжались». Вследствие столь справедливой просьбы царь освободил земли Кожеозерской обители от податей и повинностей. В глубокой старости блаженный Серапион мирно скончался 27 июня 1611 года, оставив после себя до 40 иноков в общежительной обители, им устроенной. Преподобный Антоний Леохновский 17 октября 1611 г. Преподобный Антоний родился в Твери, из рода детей боярских Вениаминовых. С юных лет, исполненный страха Божия, Антоний ощутил сердечное влечение к уединению.

В недальнем расстоянии от Новгорода, близ озера Ильменя, пришел Антоний на реку Переходу, в Рублеву пустошь, где прожил несколько времени, готовясь к иноческой жизни. Тут, в видении, указано ему было идти за три поприща, на место, называемое Леохново. Придя туда, он нашел там пустынножительствующего инока Тарасия, который его постриг. Вместе потрудились они над сооружением церкви Преображения Господня, и новая пустынь, по урочищу, называлась Аеохновской. Архиепископ Новгородский благословил освятить церковь, и стала собираться братия. Царь Иоанн Васильевич в бытность Антония в Москве пожелал видеть его, даровал ему много милостыни и жалованные грамоты на земли и рыбные ловли на озере Ильмене.

При нашествии шведов Антоний для безопасности был вызван в Новгород. Шведы разорили обитель и умертвили многих братий. Антоний в это время, то есть в 1611 году, преставился 86-ти лет от рождения, из коих 50 провел в иночестве. Он был погребен в Новгороде, в церкви евангелиста Луки, а около 1620 года по его велению иноку Григорию, коему троекратно являлся во сне, мощи его перенесены в Леохновскую обитель, ныне упраздненную, где почивают под спудом в церкви Преображения. Перенесение мощей ознаменовано было многими чудесными исцелениями. Местная память ему совершается 12 июля.

Преподобный Евфросин Синеезерский 20 марта 1612 г. Преподобный Евфросин, в мире Ефрем, родился близ Ладожского озера, в Карельском краю, и с юных лет посвятил себя служению Богу в Валаамской обители, оттуда перешел в Новгород и был назначен причетником в село Долосское, в 30-ти верстах от города Устюжны. Достигнув совершеннолетия, он поступил в Тихвинский Успенский монастырь, где и принял монашество. Долго оставался он в этой обители, послушанием приготовляя себя к совершенному безмолвию, и когда пришло это время, то по благословению настоятеля он в 1600 году пошел во Бежецкую пятину и поселился на берегу Синичьего озера, при реке Чагодоще, у ручья Гвазденки, в 60-ти верстах от города Устюжны. Там водрузил он крест и поместился в пещере, а потом выстроил келью и пребывал в ней в крайней скудости, в борьбе со всякой теснотой, со всяким лишением, в борьбе с врагом невидимым, ненавистником спасения человеков. Так прошли два года, пока место подвига его не было открыто.

Светильник был поставлен на свечнице и стал светить многим. Приходили к нему за словом назидания, стали оставаться на жительстве при нем, ради служения Богу, ради обретения спасения вечного; число последних росло, — выстроилась церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и освящена Гурием, игуменом Шалотского соседнего монастыря. Мирно протекли десять лет существования новой обители иноков; после которых наступила година испытания православного отечества нашего: самозванцы Лжедимитрии ввели полки и шайки польские; от убийств, грабежей и насилий их народ укрывался в лесах непроходимых, и пустыня Евфросинова послужила убежищем многим. В 19 день марта 1612 года прозорливый Евфросин объявил о приближении врагов и о вторжении их в обитель его, советуя бежать всем, кто куда может, а что сам он остается на месте по обету иноческому. Инока Иону, по примеру других хотевшего бежать, преподобный удержал, говоря: «Брат Иона, когда настоит брань, тогда и подвиг по слову апостола: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения. Кто нас разлучит от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или меч?

Господа ради умерщвляемся весь день, и вменяемся, как овцы заколения. Для чего же допускать боязнь в свою душу или почитать бедствием лютую смерть? На следующий день пришли поляки. Облаченный в схиму Евфросин стоял в молитве у креста, водруженного им при пришествии в пустынь. Грабители потребовали монастырских сокровищ, — преподобный указал на храм Божий, — и тут же один из польской шайки ударил преподобного мечом и просек часть шеи. Старец упал замертво.

Не найдя ничего в церкви, убийцы возвратились к своей жертве. Один из них ударил чеканом по голове Евфросина и разбил череп до самого мозга. Так скончался новый преподобномученик, с ним вместе убит и инок Иона. В восьмой день собравшиеся православные предали земле страдальческое тело Евфросина у того креста, у которого он был убит, рядом с ним положили и тело послушного ученика его инока Ионы. О кончине страдальца поведал некто Иоанн, житель села Долоссы, бывший очевидцем происходившего и сам израненный и замертво оставленный поляками, но потом исцелившийся, по вере его, молитвами преподобного. В 1653 году мощи преподобного Евфросина перенесены были под колокольню Благовещенской церкви, по благословению Новгородского митрополита Макария.

Преподобный Иосиф Вологодский 23 июня 1612 г. Преподобный Иосиф был строителем Заоникиевской Владимирской пустыни в 12-ти верстах от Вологды. В 1588 году святому отшельнику явилась чудотворная икона Владимирской Божией Матери, и по этому видению он построил на том самом месте церковь и положил основание обители. Предание говорит, что в окрестностях обители был дремучий лес, где имела притон сильная шайка разбойников, под предводительством знаменитого Аники; могилу его и поныне показывают. По имени разбойника лес назывался Аникиевым, а пустынь, лежащая за лесом — Заоникиевской. Мощи преподобного Иосифа, почившего 23 июня 1612 года, покоятся в основанной им обители.

Мощи спутников его, преподобных Антония и Иоанникия, почивают в этой же пустыни под спудом. Преподобный Галактион Вологодский 24 сентября 1612 г. Когда несчастный князь Бельский, боярин царя Иоанна Грозного, терпел гонения и происками Шуйских был умерщвлен, единственного сына его, семилетнего Гавриила, родственники увезли в Старицу, чтобы скрыть от гневного царя. Достигнув зрелого возраста, Гавриил поселился в Вологде и научился сапожному мастерству, потом женился, но жена его вскоре умерла. Наскучив превратностями судьбы, он тайно принял на себя иночество с именем Галактиона, построил себе келью на берегу реки Соденки, окопал ее со всех сторон рвом и стал жить отшельником, не оставляя своего ремесла. В келье его ничего не было кроме рогожки и бедной одежды на плечах его, пищей его был сухой хлеб с водой.

Со всех сторон стекались к нему страждущие и скорбящие, богатые и бедные, он всех принимал с одинаковой любовью, и слово его, исполненное силы, утешало печальных, подкрепляло немощных.

Мы подготовили этот список исправили там заодно много ошибок — они там были и в датах, и в именах , и передали его на рассмотрение Святейшего Патриарха. Святейший Патриарх ознакомился с этим списком и принял решение передать его в Издательский отдел Московской Патриархии таким, каким мы его теперь видим. Тот календарь, который мы теперь имеем, является церковным документом, который благословил Святейший Патриарх Кирилл.

Если мы люди церковные и понимаем, что такое церковная иерархия, то мы должны воспринимать этот новый календарь как тот церковный документ, которым мы должны руководствоваться [4]. Следует отметить, что в середине 2000-х годов как минимум четыре Святых Новомученика Российских были исключены из перечня святых, представленных в многотомном собрании «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным Орловским » Тверь: Булат, 2005 - 2008 годы : 1. Священномученик Трофим Мячин [5] ; 2. Мученик Иоанн Любимов [5] ; 3.

Священномученик протоиерей Димитрий Смирнов [6] ; 4. Священномученик протоиерей Николай Виноградов [6]. Кроме того, 11 июня 2012 года из Введенского женского монастыря города Иваново были изъяты и увезены мощи священноисповедника Василия Кинешемского. Согласно сообщению руководителя Отдела по взаимодействию Церкви и общества Иваново-Вознесенской епархии игумена Виталия Уткина «в Иваново прибыл церковный историк, секретарь Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых игумен Дамаскин Орловский.

Позднее свой комментарий в отношении деканонизации Новомучеников и Исповедников Российских дал протоиерей Владислав Цыпин , сделав при этом ряд демагогических, а также не соответствующих действительности заявлений: «Невключение имён некоторых святых в календарь совершенно определённо не является деканонизацией. Процедура деканонизации не только не прописана, но в церковных канонах нет даже такого слова. Можно ли будет служить перед ними молебны — это зависит от решения священноначалия» [8].

Новомученики Церкви Русской XX века: лики и лица

НОВОМУЧЕНИКИ • Большая российская энциклопедия - электронная версия Эпохой мучеников и исповедников для России явился XX век.
Новомученики XX века На бывшем полигоне НКВД с 1937 по 1938 год были расстреляны более 20 тысяч человек, в их числе много православных священников и мирян.
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ XX век для России явился эпохой мучеников и исповедников. Русская Церковь пережила беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову.
Новомученики XX столетия: как это начиналось и к чему это привело В эту категорию входят репрессированные, учтенные в специальной базе данных Свято-Тихоновского Богословского института, "За Христа Пострадавшие". В списке есть как новомученики, исповедники, так и неканонизированные христиане.
Новомученики и исповедники Российские XX века Это сонм святых, живших на Руси во все века и сохранявших верность Господу. К великому сонму святых, явленных и неявленных, в тяжелейшем для Церкви XX веке присоединился целый собор новомучеников и исповедников Российских.

Первые новомученики

Отличительными особенностями истории Русской Православной Церкви и других конфессий в СССР в XX веке были ожесточенные гонения со стороны безбожных властей и мужественное стояние за Веру Христову целого сонма новомучеников и исповедников. Русская православная церковь канонизировала тогда расстрелянных большевиками в 1922 году священномучеников Вениамина, митрополита Петроградского, архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Иоанна Ковшарова и Юрия Новицкого. История о смерти Архиепископа Сильвестра — пример того, как в РПЦ сочиняют биографии так называемых новомучеников. Икона Новомученики российские. Мы знаем многих мучеников первых веков христианства.

Серия «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти».

Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Это сонм святых, живших на Руси во все века и сохранявших верность Господу. К великому сонму святых, явленных и неявленных, в тяжелейшем для Церкви XX веке присоединился целый собор новомучеников и исповедников Российских. Новомученикам и исповедникам Российским. На «СПАСе» есть огромная библиотека фильмов и проектов о мучениках гонений XX века. Смотрите многосерийный проект «Новомученик дня с Юрием Батуриным» в соцсетях и на сайте телеканала.

Новомученики Новосибирские

Под последними, видимо, подразумевалось и духовенство, так как его эта кампания коснулась прежде всего. Во всех случаях обращения духовенства для выяснения мотивов сокращения предлагать обращаться в Епархиальный Совет... Соблюсти особое повседневное наблюдение самим и через свой актив в этот период времени за церквами. Неглюевич» [11]. Заковского, из Ленинграда двумя партиями были высланы 267 служителей культа различных конфессий в январе — середине марта 1935 года — 219 человек и еще 48 — в конце марта [13]. При этом большинство из удаленных священнослужителей выслали в административном порядке с помощью милиции в основном в города Поволжья и Среднюю Азию , а некоторые клирики были арестованы НКВД и приговорены к различным срокам наказания в лагерях или ссылке. Органы НКВД также целенаправленно уничтожали легальный молодежный церковный актив, фабрикуя соответствующие дела. В качестве примера можно привести инсценированное весной 1934 года «дело Захарие-Елизаветинского братства», якобы контрреволюционной организации, смыкавшейся с троцкистами.

По нему были арестованы 8 молодых обновленческих священно- и церковнослужителей. В феврале 1936 года в Ленинграде прошли аресты по делу контрреволюционного молодежного кружка в Патриаршей Церкви, который будто бы возглавлял протоиерей Иоанн Орнатский. В итоге 12 молодых людей, прислуживавших в храмах, были приговорены к 5—10 годам лишения свободы и т. Особенного размаха репрессии достигли в 1937 году. В отечественной историографии утвердилась точка зрения, что все монастыри в СССР были ликвидированы к середине 1930-х годов. Это не так. На Северо-Западе России в Боровичском районе тогда Ленинградская, а в настоящее время — Новгородская область , в труднодоступном месте вплоть до лета 1937 года с дореволюционных времен продолжал существовать небольшой мужской монастырь — Забудущенская пустынь.

Все его насельники были арестованы и после коротких допросов расстреляны в конце 1937 года. За еще оставшимися действующими храмами был установлен тщательный контроль. Большинство посещавших их были известны, и всех, представлявших, по мнению НКВД, какую-либо опасность, постепенно высылали. Относительно безопасным являлось посещение храмов лишь в праздничные и воскресные дни ввиду большого наплыва народа. В этих условиях многие прежние формы церковной работы стали невозможны. Резко изменился возрастной состав членов приходских советов. К концу 1930-х годов в них остались почти одни пенсионеры.

Менялся и состав участников церковных хоров, прислуживавших в храмах, которые теперь также стали регистрироваться. Заковский, утверждавший, что «очень большую роль в разведке играет духовенство, особенно католические ксендзы. Особенно страшный удар в период «большого террора» был нанесен по жителям северной столицы, в том числе ее священнослужителям и мирянам. В эти трагические годы погибло много выдающихся церковных деятелей. Левашово под Ленинградом. Он также был похоронен на Левашовской пустоши. В 1937—1938 годах не фабриковались такие массовые церковные следственные дела, как в прежние годы, обвиняемым в основном выносили приговоры в составе небольших групп или в индивидуальном порядке.

При этом репрессиям уже активно подвергались не только священнослужители Московского Патриархата, но и обновленцы. Правда, на территории Ленинградской области включавшей тогда нынешние Новгородскую и Псковскую области органы НКВД иногда создавали церковные дела, по которым проходили несколько десятков обвиняемых. По одному из таких дел, в частности, были осуждены два члена Александро-Невского братства — Екатерина Ивановна Арская и Кира Ивановна Оболенская, причисленные к лику святых Русской Православной Церковью 8 мая 2003 года, вместе с руководителем братства священномучеником архимандритом Львом Егоровым. Обе они после отбытия лагерного срока заключения поселились в городе Боровичи ныне Новгородская область , так как проживание в Ленинграде было запрещено. Боровичи тогда являлись местом ссылки многих священнослужителей и церковных активистов-мирян северной столицы. Все эти лица, в том числе Екатерина Арская и Кира Оболенская, вместе с духовенством Боровичей были арестованы осенью 1937 года всего около шестидесяти человек и объявлены состоящими в контрреволюционной организации.

Православный церковный календарь. С указанием дней памяти новопрославленных святых.

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Следите за обновлениями: Подвиг новомучеников и исповедников Российских как основа единства Церкви и народного единства - Доклад заместителя заведующего Отделом новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Александра Мазырина, сделанный им на IV Валаамских образовательных чтениях «Единство Церкви и народа: уроки прошлого и проблемы настоящего», посвященных Году Российской истории 18-19 мая 2012 г. В преддверии Собора Новомучеников и исповедников Российских предлагаем вам ознакомиться с этим документом 1 мая - Собор новомучеников, в Бутове пострадавших 1 мая 2010 года суббота на Бутовском полигоне по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится традиционное Патриаршее богослужение - Литургия под открытым небом, посвященная празднованию Собора Бутовских святых, отмечаемая ежегодно в 4-ю субботу по Пасхе. Начало в 9.

Но утешением для них является то, что 20 век оставил Русской Церкви тысячи святых молитвенников и заступников. А когда их спрашивают, кто такие новомученики, они могут просто показать старые фотографии своих родственников, погибших в гонениях.

На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен. Вот лишь некоторые из них. Новомученики и исповедники Российские Священномученик Петр Скипетров, протоиерей, первомученик Петроградский Память 1 февраля 19 января ст. Первый священник в Петрограде, погибший от рук богоборческой власти. В 1918 году на пороге епархиального управления вступился за женщин, оскорбляемых красноармейцами, и был убит выстрелом в голову.

У отца Петра были супруга и семеро детей. На момент смерти ему было 55 лет. Священномученик Владимир Богоявленский , митрополит Киевский и Галицкий Память 6 февраля 25 января ст. Первый архиерей Русской Церкви, погибший во время революционной смуты. Убит вооруженными бандитами во главе с комиссаром-матросом неподалеку от Киево-Печерской Лавры.

На момент смерти митрополиту Владимиру было 70 лет. Священномученик Петр Зверев , архиепископ Воронежский Память 6 февраля 25 января ст. Пользовался большим авторитетом среди воронежских рабочих, что вызвало недовольство советской власти. В 1927 году был сослан в Соловецкий концлагерь на 10 лет. Скончался там от тифа в 1929 году, в возрасте 50 лет.

Последний российский император и его семья, расстреляны в 1918 году в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, по постановлению Уральского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. На момент расстрела императору Николаю было 50 лет, императрице Александре 46 лет, великой княгине Ольге 22 года, великой княгине Татьяне 21 год, великой княгине Марии 19 лет, великой княгине Анастасии 17 лет, цесаревичу Алексию 13 лет. Преподобномученица великая княгиня Елисавета Романова и инокиня Варвара Яковлева Память 18 июля 5 июля ст. Сестра императрицы-мученицы Александры Феодоровны, вдова убитого революционерами великого князя Сергея Александровича, после смерти мужа Елисавета Феодоровна стала сестрой милосердия и настоятельницей ею же созданной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Когда Елисавета Феодоровна была арестована большевиками, ее келейница инокиня Варвара, несмотря на предложение свободы, добровольно последовала за ней.

Вместе с великим князем Сергеем Михайловичем и его секретарем Федором Ремезом, великими князьями Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами и князем Владимиром Палеем преподобномученица Елисавета и инокиня Варвара были заживо сброшены в шахту близ г. Алапаевска и скончались в страшных мучениях. На момент гибели Елисавете Феодоровне было 53 года, инокине Варваре — 68 лет. Священномученик Вениамин Казанский , митрополит Петроградский и Гдовский Память 13 августа 31 июля ст. В 1922 году был арестован за сопротивление большевистской кампании по изъятию церковных ценностей.

Фактическая причина ареста- неприятие обновленческого раскола. Вместе со священномучеником архимандритом Сергием Шеиным 52 года , мучеником Иоанном Ковшаровым адвокатом, 44 года и мучеником Юрием Новицким профессором Санкт-Петербургского университета, 40 лет он был расстрелян в окрестностях Петрограда, предположительно на Ржевском полигоне. Перед расстрелом все мученики были обриты и одеты в лохмотья, чтобы палачи не опознали духовных лиц. На момент гибели митрополиту Вениамину было 45 лет. Священномученик Иоанн Восторгов, протоиерей Память 5 сентября 23 августа ст.

На момент смерти протоиерею Иоанну Восторгову было 54 года. Мученик Феодор Иванов, мирянин Память 11 сентября 29 августа ст. На момент расстрела — 41 год. Преподобномученик Лев Егоров , архимандрит Память 20 сентября 7 сентября ст. На момент расстрела — 48 лет.

Мученица Татиана Гримблит, мирянка Память 23 сентября 10 сентября ст. Расстреляна на Бутовском полигоне под Москвой в возрасте 34 лет. Скончался в возрасте 60 лет от сердечной недостаточности. Священномученик Петр Полянский , митрополит Крутицкий Память 10 октября 27 сентября ст. Священноисповедник Агафангел Преображенский , митрополит Ярославский Память 16 октября 3 октября ст.

После смерти супруги и новорожденного сына в 1885 году принял священный сан и монашество, с 1889 года служил епископом. Один из кандидатов на пост местоблюстителя Патриаршего престола, согласно завещанию Патриарха Тихона. Был склоняем ОГПУ к сотрудничеству, но безрезультатно. За сопротивление обновленческому расколу в 1922 -23 гг пребывал в заключении, в 1923-25 гг. Скончался в г.

Ярославле в возрасте 74 лет. Преподобноисповедник Гавриил Игошкин , архимандрит Память 18 октября 5 октября ст. Выходец из крестьянской семьи, принял священный сан в разгар гонений на веру в 1921 году. В тюрьмах и лагерях провел в общей сложности 17,5 лет. Еще до официальной канонизации во многих епархиях Русской Церкви архимандрита Гавриила почитали как святого.

В 1959 году он скончался в г. Мелекессе ныне — Дмитровград в возрасте 71 года. Священноисповедник Николай Могилевский , митрополит Алматинский и Казахстанский Память 25 октября 12 октября ст. Скончался в Алма-ате в возрасте 88 лет. Почитание митрополита Николая в народе было огромным.

В похоронах владыки в 1955 году, несмотря на угрозу гонений, принимали участие 40 тысяч человек. Священномученик Николай Пробатов, протоиерей Память 11 ноября 29 октября ст. На момент гибели отцу Николаю было 44 года. Один из лидеров иосифлянского движения, убежденный монархист и противник большевизма. Многократно подвергался арестам и ссылкам.

В завещании Святейшего Патриарха Тихона был указан первым кандидатом на пост местоблюстителя Патриаршего престола. В 1926 году, когда среди епископата происходил тайный сбор мнений о кандидатуре на пост Патриарха, наибольшее число голосов было отдано митрополиту Кириллу. Священномученик Евграф Еварестов, протоиерей Память 7 декабря 24 ноября ст. На расстрел его повели в одном нижнем белье, босиком по снегу. Священномученик Серафим Чичагов , митрополит Память 11 декабря 28 ноября ст.

Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому. В тюрьму его везли на карете скорой помощи, на расстрел — вынесли на носилках. Священномученик Иларион Троицкий , архиепископ Верейский Память 28 декабря 15 декабря ст. Выдающийся православный богослов, писатель, миссионер. Во время Поместного Собора 1917—18 годов тогда еще архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриаршество.

Он принял епископский сан в разгар гонений на веру — в 1920 году, и вскоре стал ближайшим помощником святого патриарха Тихона. Ему было 43 года. Мученица княжна Кира Оболенская, мирянка Память 17 декабря 4 декабря ст. На момент расстрела мученице Кире было 48 лет. Мученица Екатерина Арская, мирянка Память 17 декабря 4 декабря ст.

Купеческая дочь, родилась в Петербурге. В 1920 году она пережила трагедию: от холеры скончался ее муж — офицер Царской армии и староста Смольного собора, затем — пятеро их детей. Ища помощи у Господа, Екатерина Андреевна включилась в жизнь Александро-Невского братства при Феодоровском соборе в Петрограде, стала духовной дочерью священномученика Льва Егорова. На момент расстрела ей было 62 года. Мученик Михаил Новоселов, мирянин Память 21 января 8 января ст.

Историк, публицист, почетный член Московской Духовной Академии. Внук священника, в молодости он пытался создать собственную общину, живущую по учению графа Толстого. Затем вернулся в Церковь и стал православным миссионером. С приходом к власти большевиков, Михаил Александрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников. Священномученик Александр Туберовский, иерей Память 23 декабря 10 декабря ст.

На момент революции он был мирянином, доцентом кафедры догматического богословия Московской Духовной академии. В 1919 году академической карьере пришел конец: Московская академия была закрыта большевиками, а профессура разогнана. Тогда Туберовский принял решение вернуться на родную Рязанщину. В начале 20-х годов, в самый разгар антицерковных гонений, он принимает священный сан и вместе со своим отцом служит в храме Покрова Богородицы в родном селе. Отцу Александру Туберовскому на момент расстрела было 56 лет.

Тем более, что большевистская власть своего отрицательного отношения к Русской Церкви и религии вообще не скрывала, несмотря на то, что ни в каких нормативно-правовых актах не было закона, подтверждающего и оправдывающего позицию правительства. Однако, еще до захвата власти, большевики дали понять, что в «новом обществе» не будет места вере. Раскол Церкви и гонения на христиан В двадцатых годах произошел раскол церкви - некоторых «церковников» такая антирелигиозная политика испугала и заставила отказаться от своего сана и от веры. Они уходили из церкви и вели жизнь, угодную для правительства. Но для боль- шинства людей такое предательство являлось неприемлемым, и, конечно же, они не становились отступниками. Такое стойкое противостояние расценивалось большевиками как угроза политическому строю. Тогда правительство еще больше ужесточило необходимые, на их взгляд, меры. Количество верующих в то время значительно сократилось, но не потому, что люди отказались от своих религиозных убеждений, а потому, что были жестоко измучены и убиты. Наряду с этими серьезными потерями, потерями жизни людей, Русская Церковь также лишилась имущества.

Правительство грабило и разрушало церкви по всему государству, сжигало иконы и кресты, молитвенники. Святой Патриарх Тихон про этот период говорил так: «Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство». Таких исторических подвигов за Церковь Христову, за веру в Бога, за страдания святых - миллионы. События двадцатого столетия, проходившие в России, только один из примеров силы святости и духа. Объединения людей, которые идут под знаменем ложных идей и идеалов, не будет долговечным, в отличие от истинных ценностей.

Серия «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти».

Место его захоронения Господь оставил сокровенным... Материалы к канонизации священномученика Владимира собирали в архивах Петербурга и Новгорода члены православной общины, возрожденной в Университете почти десять лет назад. В помещении главной университетской церкви сейчас размещается музей, поэтому литургии служатся здесь пока нечасто. Зато молебны и панихиды бывают постоянно, совершаются таинства крещения и венчания. Есть община и в Петергофском учебно-научном комплексе Университета. Богослужения проходят в небольшой часовенке - по сути комнате, специально выделенной в одном из зданий под церковь.

Но уже согласованы предпроектные предложения по строительству на территории комплекса храма в честь святых новомучеников российских - питомцев Университета... Мой далекий близкий дед... Елена Григорьевна не знала своего деда. И не могла знать - он был арестован через четыре месяца после ее рождения, а позже - расстрелян. О том, что именно руки деда погружали ее, маленькую, в купель во время крещения, Елене Григорьевне рассказала бабушка.

Больше дед, сельский священник, ничего не успел сделать для своей внучки. А сознание того, что, совершив над ней это первое таинство церкви, он дал ей уже очень и очень много, придет к Елене Григорьевне спустя пятьдесят лет. Она не знала своего деда, и эта некая тайна, окутывавшая многое, что с ним связано, делала его личность притягательной и близкой. Из мозаичных отрывков его биографии образ деда складывался с трудом, но как дороги были ей эти короткие сведения, с детства хранимые в памяти рассказы мамы и бабушки! Дед, отец Александр, жил в селе Подберезье Новгородской области, служил в местном храме.

А бабушка, Екатерина Александровна, была регентом церковного хора. Время было тяжелое - тридцатые годы, но о бедах тех лет бабушка никогда ничего не рассказывала. Наоборот - говорила о том, какие в их селе жили замечательные люди, благочестивые, набожные, как уважали они отца Александра. Наверное, он был сильным священником. Потому что не всякий батюшка возьмется отчитывать бесноватых.

Отец Александр отчитывал. Постился три дня, потом запирался с болящим человеком в храме и творил над ним долгие молитвы. Незадолго до его ареста по ночам в поповский дом приходили местные коммунисты, предупреждали о возможных репрессиях, просили батюшку уехать куда-нибудь подальше. То были выросшие мальчики, которые ходили когда-то в церковь к отцу Александру и сохранили в себе чувство любви и уважения к этому человеку за его доброту. Но батюшка не уехал - не мог бросить храм, прихожан, свое небольшое, но достаточное для того, чтобы не голодать, приусадебное хозяйство.

Куда он поедет с семьей?.. Как забирали деда, Елена Григорьевна не знает.

Интересно получилось. Комиссия по реабилитации вместо того, чтобы изучить вопрос, просто обратилась к РПЦ, а там выдали такую цифру, какую захотели, не основываясь ни на чем.

Проверять это не стали. Научный подход Александра Яковлева. Ведь их полно, нужно как-то доказать «мученическую смерть». Хотя понятие «доказать» у РПЦ несколько извращенное.

Оно заключается в том, чтобы сочинить легенду и пересказывать ее лицам, которые заранее относятся некритически к любым изречениям попов. Итак, Сильвестр — противник советской власти. Сразу же после принятия декрета об отделении церкви от государства он объявил о начале крестных ходов, где проклиналась новая власть. Затем он присоединился к белому движению, не подтверждая библейский тезис, что всякая власть от бога.

Поп подчинялся Колчаку. На территории, которую контролировал в ту пору Колчак, декрет об отделении церкви от государства отменен. Сильвестр был покровителем дружины святого креста — добровольческого батальона. То есть Сильвестр — участник гражданской войны, агитатор.

Колчак потерпел поражение. Сильвестр задержан. Что же в дальнейшем произошло со служителем культа? Казалось бы, с такими людьми в условиях гражданской войны разговор короткий.

Попы сочинили: «Архиепископ Сильвестр был заключен в тюрьму, где в течение двух месяцев его истязали, требуя от него покаяния. Ничего не добившись, безбожники подвергли святителя жестокой и мучительной смерти. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили сердце.

Роль Церкви в Великую Отечественную войну. Причины изменения религиозной политики государства. Усиление гонений в 1948 году. Хрущёвские […] 1 hr 9 min Новомученики 7. Жизнь Церкви после издания «Декларации» митр. Сергия Страгородского Новомученики 7. Сергия Страгородского Арест митр.

Петра и его заключение в Свердловской тюрьме. Неудавшаяся «сделка» с митрополитом. Аргументы митр. Сергия в пользу своей политики. Государственная политика коллективизции и ужесточение гонений со стороны власти в 1927 году. Союз […] 1 hr 6 min Новомученики 6. Подвиг митрополита Кирилла Смирнова Новомученики 6. Подвиг митрополита Кирилла Смирнова Жизненный путь свщмч. Кирилла, его общение со св.

День его кончины или первое воскресенье после него отмечается как День памяти Собор новомучеников и исповедников Российских. Большое число духовенства и мирян погибло в результате протестов против Декрета об отделении Церкви от государства и во время гражданской войны. В 1922 г. Впоследствии пики репрессий наблюдались в 1929 г. Во время «большого террора» была уничтожена большая часть духовенства. Общее число новомучеников можно оценить, как несколько сотен тысяч человек. Русская Зарубежная, а затем Русская Православная Церковь в Отечестве канонизировали более тысячи человек, и этот процесс продолжается. Некоторым святым установлено местное почитание. Отношение государства и церкви в XX веке По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, только в 1937 году были арестованы 136900 православных священно- и церковнослужителей, из них 85300 человек расстреляны. В следующем, 1938 году к ним прибавились еще 28300 арестованных и 21500 расстрелянных. Количество пострадавших за веру и церковь в первые два десятилетия советской власти сопоставимо, наверное, лишь с числом мучеников первых веков христианства, когда гонения на церковь были особенно сильными.

Емельянов Н.Е. К вопросу о числе новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в XX веке

НОВОМУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕ. Новомучениками в современной традиции Русской православной Церкви называют людей, пострадавших и погибших от рук безбожной власти за свою преданность вере в 20 веке. В день памяти новомучеников российских немного о новомучениках и исповедниках, чья судьба так или иначе была связана с рязанским краем. Перечень биографий не полный, всего лишь несколько примеров того, что называют Русской Голгофой. 30 октября Россия отмечает День памяти жертв политического террора — эта традиция зародилась еще в советских тюрьмах в 70-е годы. Цикл документальных фильмов «Русская Голгофа» о подвиге новомучеников XX века прошел несколько лет назад на канале «Культура» в рамках авторской программы «Кто мы?». На 15-ти клеймах представлены подвиги русских святых 20 века – новомучеников и исповедников.

Российские новомученики не были мучениками за Христа

Новомученики и исповедники Российские XX века В пример мы приводим первомученика архидьякона Стефана, Вифлеемских младенцев, тех, кто в первые века нашей эры еще на заре христианства пострадал за Христа и, конечно же, новомучеников и исповедников Российских XX века.
Новомученики Российские | это... Что такое Новомученики Российские? Новомученики и исповедники XX века. Житие священномученика Григория Златорунского.
«Новомученики и исповедники Московские. Западное викариатство» Память священномученика Стефана (Крейдича) Святая Церковь празднует 20 сентября, а также в день памяти Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века 7 февраля, если этот день совпадет с воскресным днем.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий