Преподавание истории в школе: вопросы совершенствования программ и учебных пособий (09.10.2023). Количество часов на преподавание истории в основной школе планируется увеличить. Новый учебник основан на принципах исторического суверенитета, объективности исторического знания, преемственности истории и уважения к прошлому нашей страны, отметили в я из всех регионов смогли оперативно подготовиться к работе с. И все же новый учебник истории следует признать важной вехой в борьбе за суверенное гуманитарное образование и науку. Минпросвещения намерено отказаться от европоцентричного подхода в преподавании истории России школах.
Минпросвещения планирует ввести в школьный курс в 2025 г. "Историю нашего края"
Преподавание истории в школе: научно-теоретический и методический журнал: Выпуски за 2023 год 2023, № 3. Министр образования и науки Украины Оксен Лисовой заявил о необходимости перезагрузки преподавания истории и литературы в школах страны. Рассказываем о первом занятии Школы в этом году, которое провел победитель конкурса «Учитель года России» – 2022 Дмитрий Лутовинов. Цель реализации программы: совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области преподавания истории Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральной рабочей программой по учебному предмету «История» (среднее общее образование). Как рассказал автор новой концепции преподавания и научный руководитель Института всеобщей истории (ИВИ) РАН Александр Чубарьян, идея культурно-исторического стандарта родилась 6 лет назад и она направлена на объединение общества. При этом дополнительные уроки для преподавания истории в начальной школе вводиться не будут, уточнил министр.
Презентация тематического номера журнала «Преподавание истории в школе»
Но оказалось, что авторы все равно не угодили, к примеру, крымским властям, которые протестовали. Там неосторожно события на Майдане были названы революцией», — привел пример ученый. По словам Чубарьяна, расширение материала, к примеру, по той же Азии не будет слишком большим: все-таки в учебном плане школ на историю выделено немного часов. Однако даже ради этого в будущем планируется на федеральном уровне поставить вопрос об увеличении количества часов на преподавание истории. По мнению Кацвы, у школьников есть определенное количество учебных часов и, главное, определенные пределы усвоения материала.
Он убежден, что если в учебниках не сократят часть про Европу, то, скорее всего, Азию, Африку и Латинскую Америку просто никто не будет проходить. В школе есть набор предметов, предельно допустимые нагрузки. Либо нужно будет при передаче дополнительных часов на историю сокращать часы по другим предметам. Люди рассуждают об этом по принципу, лишь бы сказать, продемонстрировать, что они озабочены проблемой», — сожалеет Кацва.
RU Выпуск новых учебников — это большой процесс, сходятся специалисты. Книгоиздание занимает приблизительно год-два. Это время школьники будут учиться по старым материалам. Я знаю многие учебники по всеобщей истории, и они очень неплохие», — обнадежил Чубарьян.
Получить оперативно комментарий в Минпросвещения РФ не удалось. RU направило туда запрос.
Однако Дмитрий Лутовинов уверен, что школа должна формировать научное мировоззрение — и это тоже часть воспитания.
Даже если книги мало читают, мифы из них уходят в интернет и становятся популярными. В современном обществе детей крайне важно научить отделять зерна от плевел. По мнению спикера, лженаучные теории живучи благодаря привлекательности тайн, которые они обычно предлагают раскрыть.
Однако и история напоминает детектив, ее можно разгадывать вместе с персонажами. Этим можно воспользоваться в преподавании истории, привлечь детей на свою сторону, чтобы они слушали не блогеров и авторов модных книг, а учителя. С данной целью стоит научиться удивлять ребят, ведь удивить — значит, заставить задуматься.
На уроках помогает постановка проблемных вопросов. В качестве примера учитель привел историю Софьи Перовской и народовольцев, которая показывает, как «благими намерениями» может быть выстлана «дорога в ад». Сначала ученикам демонстрируется фото обычной девочки, потом девушки с грустными глазами, затем дается информация, что это дворянка, учитель и фельдшер — создается положительный образ.
В итоге выясняется, что она пережила три ареста, совершила три покушения на императора, убийство Александра Второго, и в 27 лет ее казнили. Важно понять: как это возможно, откуда предпосылки и мотивы совершенного. Через историю Софьи Перовской вспоминают историю народовольчества, которое изначально преследовало благородные цели — освободить крестьян, поднять их на революцию и построить социализм.
Постепенно участники движения пришли к выводу, что для этого необходимо убить царя. Фото: кадр из занятия «Высшей лиги». Согласно ей, стоит рассказывать истории людей в контексте исторических событий.
Такой, в частности, на уроке истории может быть история Василия Архипова, который спас мир в Карибский кризис.
Министр просвещения Сергей Кравцов признал тенденцию сокращения интереса школьников к физике, но призвал не драматизировать, поскольку «есть рост числа сдающих информатику». Однако для вузов выбор информатики абитуриентами создаёт дополнительные трудности. Комментируя этот факт, ректор Томского политеха Дмитрий Седнев отметил: «Мы получаем очень разношерстные группы, которые сложно одинаково обучать. Нам приходится вести адаптационную подготовку внутри вуза.
Информатика — это все же цифровая грамотность и язык, а физика — это базовая грамотность и понимание мира. Это не может быть альтернативой». Кроме того, по его словам, преподаватели фиксируют «подготовку не к физике, а к сдаче экзамена», а это снижает качество подготовки, вследствие чего «требуется семестр или год для выравнивания до общего уровня». В свою очередь, помощник президента и в 2004—2012 годах также глава Минобрнауки Андрей Фурсенко отметил, что проблема усугубляется из-за возникшего у государства запроса на специалистов «с инженерным мышлением».
С начала учебного года одиннадцатиклассники изучают курс всеобщей истории, а затем приступят к изучению истории России в период с 1945 года до наших дней. В новый учебник по истории России также вошел раздел, связанный с современными историческими событиями. Информация преподнесена грамотно, понятно, мы можем использовать материалы не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, при подготовке различных мероприятий, работе нашего школьного музея», — считает учитель истории и обществознания Бродковской школы Павловского района Алтайского края Елена Сенгилеева.
Фото с пресс-конференции в ТАСС Фото с пресс-конференции в ТАСС В числе важных отличительных особенностей нового учебника — формат преподнесения материалов, наличие QR-кодов, понятный и доступный для всех стиль изложения, а также воспитательный аспект. В последнее время больше внимания уделяется формированию личности ребенка, его гражданской позиции, чувства патриотизма, сопричастности ко всему, что происходит вокруг. И конечно, учебник истории должен содержать верные акценты для того, чтобы эти личностные качества были сформированы. Единый учебник дает возможность обеспечить высокое качество подготовки школьников из всех регионов.
Минобразования приняло новую концепцию преподавания истории: что изменилось
Но начнём с теории Презентованный новый российский учебник истории России — две книги — для 10 и 11 класса за авторством В. Мединского и А. Торкунова как раз иллюстрируют то положение, что может представлять собой исторический нарратив без теории. В новом учебнике есть фактология и есть некоторые ценностные оценки, но нет методологии. А без методологии оценки оказываются вкусовыми, выглядят, как навязываемая позиция. Ожидания эти тем более усиливались, что на основании цивилизационного подхода оказался выстроен курс, вводимый с 1 сентября во всех вузах страны — «Основы российской государственности». Но нет… Ни цивилизационный подход в новом учебнике не был заявлен, ни даже само слово цивилизация не было ни разу употреблено. В чём состоит вообще заявляемое философско-историческое видение учебника, понять сложно. С одной стороны, в нём есть компоненты прежней теории модернизации, с другой, она соединена с методологией политического реализма.
Политический реализм основывается на представлении, что национальные государства, руководствуясь своими интересами, ведут борьбу друг с другом. И эта борьба в новом учебнике нашла отражение в конфликте Россия — Запад. В новом учебнике, конечно, никакой толерантности быть не могло. В условиях СВО, о которой в учебнике есть впервые представленный отдельный раздел, это было бы, наверно, и невозможно. Запад оказывается константным противником России на всём протяжении рассматриваемого столетнего интервала истории. Причём, в рассматриваемых конфликтах новый учебник защищает российскую позицию и обвиняет позицию противника. Запад — экспансионист, Россия отвечала на агрессию. Так, в противоречии с установками историко-культурного стандарта, оперировавшего понятием «Гражданская война» без второй компоненты конфликта, отражаемого в советской историографии — «Иностранной военной интервенции», новый учебник акцентировал внимание на экспансии и преступлениях интервентов.
Более того, заявляется, что сотрудничество с внешними силами стало одним из главных факторов поражения «белых», оказавшихся объективно на антинациональной позиции. Учебник фиксирует наличие внутри страны «пятой колонны», относя к ним в том числе часть диссидентов, выдаваемых прежде за героев борьбы за правовое государство. Впервые в противоположность прежней героизации диссидентства было зафиксировано, что «диссидентов плотно «опекал» Запад». При «непосредственном участии ЦРУ и правительства США» указывается в учебнике создавались также эмигрантские группы, цель которых состояла в трансляции идей национализма и сепаратизма в республики СССР. Раскрывались механизмы поражения суверенитета страны в перестроечные годы через антисоветскую пропаганду, осуществляемую под видом борьбы за свободу слова и направляемую из-за рубежа. При рассмотрении предвоенного международного кризиса предвоенных лет убедительно показывается, что мировую войну развязывал Запад, тогда как действия Советского Союза, включая заключение договора с Германией 1939 года, представлялись как вынужденная реакция, максимально эффективные действия по перенесению границ на запад в перспективах грядущего столкновения. Вместо позиции о равной ответственности сверхдержав за переход мира в состояние «холодной войны» принимается положение об очевидности вины Запада за её развязывание. Nice History Отношение к СССР: преодоление антисоветчины Новый учебник впервые за тридцать лет отступил от установки системной антисоветчины.
Советскому Союзу в нём даются позитивные оценки, сообщается о выдающихся свершениях на каждом из этапов. Нет, как в прежних учебниках, однозначного осуждения Октябрьской революции. Много говорится о факторе массового энтузиазма и веры в будущее в развитии советского общества. СССР представляется как динамически развивающаяся система, и о предопределённости её к гибели, на чём настаивал историко-культурный стандарт, речи не шло. Выгодно отличает новый учебник и представление череды героев войны и труда, включая героев СВО, преемственных своим великим предшественникам советского времени.
Раньше все выпускники страны в июне писали сочинения. Это тетрадка, 12 листов. Потом сдавали русский устный, литературу. И сегодня, отвечая на вопрос учителей про ЕГЭ, я спрашиваю их: кто сейчас готов в школе у себя принимать семь экзаменов? Я спрашиваю выпускников: готовы ли вместо трех сдавать 11 экзаменов? Ни одной руки. Несмотря на то что я не сторонник ЕГЭ, мне кажется, что на сегодняшний день осознанной альтернативы этому экзамену пока нет. Благодаря системе, выстроенной вокруг ЕГЭ, можно поступать в пять вузов. И ребенок из провинции может претендовать на место в столичных университетах. Это здорово. Но проблема в том, что региональные вузы теряют ребят. То есть это как бы палка о двух концах. С одной стороны, я могу поступить в университет мегаполиса. С другой стороны, я навсегда уезжаю из региона. Здесь надо думать, что делать. Я не говорю, что талантливые ребята не должны никогда покидать регионы. Дело в другом: необходимо развивать целевое обучение, инфраструктуру, создавать привлекательные рабочие места в регионах и т. Мы можем обратить внимание на те или иные элементы, которые успешно себя зарекомендовали, но все же не нужно злоупотреблять копированием, этот этап уже пройден. Мы часто слышим про эффективную немецкую традицию дуального обучения в колледжах, но почему-то забываем про советскую систему фабрично-заводского ученичества. Долгое время некоторые коллеги смотрели в сторону опыта Финляндии и Гонконга, которые традиционно показывали высокие результаты в международных исследованиях качества образования. Однако напомню, что наши московские четвероклассники уже несколько лет возглавляют мировой рейтинг по качеству чтения и понимания текстов. Интересный пример: психолого-педагогические классы были созданы еще в Российской империи. Их развивал наш выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушинский, двухсотлетие со дня рождения которого мы празднуем в Год педагога и наставника. Поэтому прежде, чем заимствовать что-то из чужого опыта, нам нужно наконец сесть и досконально изучить свой собственный. Если это происходит, то, как правило, он остается. Потому что чем эта профессия отличается от любой другой? Кроме того, что это призвание? Детей нельзя обмануть, и, если вы делаете все хорошо и здорово, от души, вы получаете удовлетворение от работы. Теперь про престиж. Я много раз говорила, что нам нужен закон о статусе учителя. Потому что педагоги во многом уязвимы. Также важно вводить в школе систему наставничества. Чтобы был наставник, старший педагог с опытом. Когда я пришла в школу, мои ученики были чуть старше меня и у меня был педагог-наставник, который рассказывал, в чем войти в класс, как мне держать руки, что мне сказать, для того чтобы взаимодействие получилось. Поэтому в Год педагога и наставника мы разрабатываем Концепцию развития наставничества. Это большой кропотливый труд.
Воркуты состоялось занятие Школы молодого педагога, которое было посвящено вопросам воспитательного и психологического аспектов деятельности педагога, а также педагогическим инструментам для работы с отстающими и слабомотивированными учащимися. Практически каждый педагог за годы своей работы сталкивается с пониженной мотивацией учащихся к обучению. Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии, отсутствие желания и интереса детей получать знания — одна из основных проблем современной педагогики. Решению данной проблемы и было посвящено прошедшее занятие в Школе молодого педагога.
Необходимо принять меры по совершенствованию подготовки учителей истории в педагогических вузах. Документ дополняет положения действующей Концепции УМК 2014 года и развивает их применительно к реальной учебной практике. Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие познавательных и социально-значимых компетенций учащихся. Важным этапом внедрения Концепции в школьное образование станет утверждение документа Министерством просвещения Российской Федерации. Напомним, в 2013 году Российское историческое общество завершило масштабную работу над Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, центральным структурным компонентом которой был ИКС. Этот документ лёг в основу нескольких новых линеек учебников с 6-го по 10-й класс, поступивших в школы в 2015 году. Начало процесса создания Концепции было положено поручением Президента Российской Федерации Владимира Путина Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Российской академией наук, а также при участии Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества внести предложения о подготовке единых учебников по истории России для средней школы. Первое поколение школьников, прошедших полный курс обучения по учебникам, основанным на Концепции УМК 2014 года, будет сдавать единый государственный экзамен по истории в 2021 году. Сегодня специалисты положительно оценивают внедрение Историко-культурного стандарта, отмечая, что это способствовало позитивной динамике в качестве исторического образования.
История с Обществознанием
Действительно ли он стал основой для преподавания истории в школе? При этом учитель истории московской школы № 1543 Леонид Кацва в комментарии для «Мела» заявил, что относится к данной концепции скорее скептически: «Преподавание неизбежно будет очень примитивным. Минпросвещения предложило увеличить количество часов истории в школах в 1,4 раза. Причинам и мотивам специальной военной операции будет посвящена одна из глав нового учебника истории для старших классов. Количество часов на преподавание истории в основной школе планируется увеличить.
В последние годы поднимается уровень преподавания истории в школе – Сергей Нарышкин
Как уточнили в Минпросвещения, после проведения экспертизы установлено, что учебник полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования. Общественники предложили внедрить в школах единый подход к преподаванию истории. Вопросы преподавания истории в школах обсудили в Казани на Всероссийском совещании учителей истории и обществознания с участием министра просвещения Ольги Васильевой.
Описание документа
- В Минпросвещения рассказали, какие именно правки внесут в учебник истории
- Путин заявил, что качество преподавания истории и других предметов будет повышаться
- Матвиенко выступила за изменение подходов к преподаванию истории в школе
- Ребенок опух от дат, а историю не знает. Учитель Леонид Кацва — о том, как учить ее по-другому
Ребенок опух от дат, а историю не знает. Учитель Леонид Кацва — о том, как учить ее по-другому
специфика предмета и практика работы учителя» на канале «Учебник по Креативному Мастерству» в хорошем качестве, опубликованное 12 сентября 2023 г. 11. Единую концепцию преподавания истории в вузах представит Российское историческое общество. Главная • Новости • Общество • Преподавание истории в школе: важные изменения в 2022/2023 учебном году. Минпросвещения России намерено комплексно обновить систему преподавания истории на уровне общего образования. По инициативе фракции КПРФ в Государственной Думе 9 октября 2023 года прошел круглый стол «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы совершенствования программ и учебных пособий». Новости дополнительного образования. 24.08.2023 Летняя онлайн-школа "Современные подходы к преподаванию сложных вопросов отечественной истории в школе" 3282.
Чтобы история России была интересной, она не должна быть «единственно верной»
Он не имеет права давать знания больше, чем это предусмотрено учебником, отсутствует свобода творчества, а учитель — это творческая профессия, это непреложная истина. Современный учитель на многое чего не имеет права, но самое страшное, что он вынужден огромную часть своего времени заниматься отписками. В плане социально-коммуникативной деятельности ему порою приходится встраиваться в систему, выстроенную администрацией образовательного учреждения. Бездарный руководитель также бьёт бичом на факт формирования системы знаний ребёнком, подростком, юношей и девушкой, которые как губка впитывают предложенную «систему ценностей» и воспринимают данную модель как общепринятой в обществе — зачем учиться, получать знания? Да и какие исторические знания может дать вчерашний экономист, прошедший курсы по пере- профилированию с присвоением квалификации «учитель истории»? Конечно, есть приятные исключения из правил, но по большому счёту такой педагог лишь имитирует учебно-воспитательный процесс, а главной его сутью нахождения в стенах школы является банальный зарплатный интерес. Возможно, в этом аспекте я немного утрирую, но факт остаётся фактом — в наших школах явный дефицит грамотных учителей-историков. Многие из учителей и уходят, причём безвозвратно, сжигая все мосты с твёрдым убеждением, что в школе он трудится не будет. Такой педагог понимает, что, несмотря на все имеющиеся способности и таланты, заслуги, но, не имея своего «Я», обречён на карьерное забвение, что приводит к профессиональному выгоранию.
Ему уже безразличен результат. В конечном итоге от этого страдают школьники - наши дети. Да, проблема! Как решать? Всё просто.
Мы узнали, что думают педагоги о новом учебнике по истории. Фото с пресс-конференции в ТАСС.
Хочется отметить, что параграфы написаны понятным языком, вопросы составлены грамотно и передают основные элементы изучаемой темы. Кроме того, после параграфов имеется дополнительный материал по теме. А это значительно упрощает подготовку урока для учителя и позволяет более детально раскрыть тему самому ученику», — отметила учитель истории и обществознания Николаевской средней школы Камчатского края Виктория Скрипникова. С начала учебного года одиннадцатиклассники изучают курс всеобщей истории, а затем приступят к изучению истории России в период с 1945 года до наших дней. В новый учебник по истории России также вошел раздел, связанный с современными историческими событиями.
Позднее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал «личной позицией» идею Мединского о воспевании флага в российских школах и заявил, что она не связана с официальными решениями Кремля. Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале.
Запальский предложил посмотреть на русскую икону не как на объект, памятник истории или предмет религиозного культа, а как на субъект. Лектор отметил, что русская икона играла активную роль в жизни отдельных семей, городов, регионов и в истории всей страны. Иконы в народном представлении совершали исцеления, защищали народ во время войн и эпидемий, сообщали людям богословские знания. Они размеряли время и пространство: входили в церковный календарь, указывали места для основания монастырей, выстраивали паломнические маршруты. При всем этом русская икона менялась со временем, отражая разные эпохи. Автор предложил слушателям поразмышлять над проблемой получения и интерпретации информации из изобразительных источников, созданных синхронно с происходившими событиями, явлениями и процессами работы И.
Аргунова, В. Боровиковского, Д. Левицкого и др. Ге, В. Сурикова, В. Якоби и др.
По мнению В.
В Минпросвещения рассказали, какие именно правки внесут в учебник истории
Путин призвал внимательнее выстраивать преподавание истории России в школах и вузах | Общественники предложили внедрить в школах единый подход к преподаванию истории. |
Школьные уроки истории хотят деевропеизировать | Президент России поручил правительству заняться комплексным обновлением системы преподавания истории в рамках общего образования. |
Об объединении курса всеобщей истории с историей России и возвращении интереса детей к физике
А с января по сентябрь 2023 года — подготовить для «Основ» до 6 тыс. Впрочем, примерно так же быстро происходили перемены и на других ступенях образования. Ранее аналогичные курсы по истории государственности уже ввели в российских колледжах. По словам Марины Лейбы, преподавателя Екатеринбургского колледжа транспортного строительства, вышел соответствующий приказ Минпросвещения. Студентам на базе 9 классов требуется прочитать курс «Россия — моя история», состоящий из 32 часов. Дисциплина является элективом, который введен сверх 78 часов, выделенных на историю на ее направлении. В Минпросвещения рекомендовали запустить электив уже с первого семестра 2022-2023 учебного года. Притом заранее преподавателям средних специальных учебных учреждений материалов никто не дал. Согласно пояснению ведомства, их начали размещать еженедельно только с 20 сентября на специальном сайте «Института развития дополнительного образования».
По словам Марины Лейбы, курс стал возвращением часов на историю. Затем часы на гуманитарные дисциплины планомерно сокращали в пользу профессионального блока и практик. Дошло до того, что в конце 2021-2022 учебного года под историю оставили только 78 часов и только XX век. Педагог сетовала, что порой выпускники школ или учащиеся 10-11 классов толком не знали и основных эпизодов родной истории. И здесь очень многое зависело и будет зависеть от преподавателей. Она добавила, что нынешнее новшество перекликается с существовавшим два года назад курсом «Россия и мир», а также проектной деятельностью по истории российской государственности. Его отменили, а потом снова ввели. А в смысле идеологическом какие-то основы никогда не поздно вводить», - поделилась педагог.
С ней не согласен преподаватель одного из уральских вузов. По его словам, время для внедрения подобной инициативы, во всяком случае в вузах, уже ушло. Это из разряда «хотелось бы лучше, но получилось, как всегда». Во-первых, нужны люди, которым бы студенты поверили. И нужно ли это? Государству это полезно, а для университета?
Неважно — главное избавиться от «белого супремасизма», то есть идеологии превосходства. Традиционной европейской культуре изначально клеится ярлык «расистской», после чего заявляется, что она должна быть заменена на более толерантные формы. Опасность такого решения присутствует и в России. Уже давно известно о стремлении некоторых идеологов регионального национализма переписать историю России ради смягчения, как они полагают, слишком острых углов.
Например, объявить золотоордынское иго несуществующим. Или хотя бы просто умолчать об этой продолжавшейся 300 лет части нашего прошлого, оставившей в национальной памяти русского народа самые неприятные воспоминания. Ничуть не меньше попыток «удлинить» собственную историю, когда без каких бы то ни было исторических и тем более археологических доказательств у некоторых народов обнаруживается внезапное увеличение возраста. Ведь чем древнее — тем престижнее. Например, попытки приписать Казани несколько сотен лишних лет были еще в советское время. Но тогда, несмотря на господство одной идеологической доктрины, историческая наука обладала куда большим весом. Ученые смогли объяснить властям, что уже в 1970-х годах были попытки подлога археологических источников, из-за чего даже 800 лет Казани было сочтено сомнительной датой.
Но если будут приглашены хорошие эксперты, тогда шанс на то, что все будет великолепно, есть», — сообщил он. В реализации этих процессов также должны принимать участие и простые граждане, уверен профессор. Доктор исторических наук отметил, что в каждой стране вопрос исторического образования и формирования исторического сознания выступает одной из первостепенных задач.
Он добавил, что практически в каждом учебном заведении мира преподается национальная история, причем нередко бывают случаи, когда какие-либо «негативные события» подаются нейтрально или «сглаживаются». То же самое касается и образования в школах, в средних специальных учебных заведениях — в большинстве случаев этот компонент присутствует и там», — отметил Трут. На текущий момент ситуация в России с преподаванием истории концептуально где-то на уровне 1990-х годов, считает историк, — тогда, напомнил собеседник, ставился акцент на негативных событиях истории страны, что можно отнести к крайностям. Нужна комплексная работа по составлению рабочих программ, очень качественных учебников и учебных пособий для всех звеньев образования от среднего до высшего», — подчеркнул историк. О внимании российских властей к преподаванию истории Президент России Владимир Путин летом 2021 года создал межведомственную комиссию по историческому просвещению, среди задач которой были названы анализ «деятельности иностранных структур», наносящих ущерб интересам России, и подготовка «контрпропагандистских мероприятий». Главой организации стал Владимир Мединский он же руководит делегацией России на переговорах с Украиной. Позднее он заявил, что следует ввести ЕГЭ по истории. Вопрос школьного образования по предмету «история» в России вновь начал широко обсуждаться после начала спецоперации на Украине. Помимо этого, в конце марта глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил проанализировать украинские школьные учебники, с критикой которых выступал и Кравцов. По словам министра, их авторы «исказили историческую правду» и «нацеливали детей на ненависть к России».
Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается.
Об объединении курса всеобщей истории с историей России и возвращении интереса детей к физике
Школа не может не реагировать, и поэтому стали так востребованы регулярные занятия «Разговоры о важном», — добавили в ведомстве. Учебник создаётся при взаимодействии историков, психологов и социологов. Напомним, ранее глава Минпросвещения России Сергей Кравцов заявлял, что со следующего учебного года в школах России может появиться новый учебник истории с разделом про спецоперацию.
Когда ты читаешь текст глазами, то можешь вернуться к тому, что ты прочел несколько минут назад, сопоставить. При слушании аудиокниги это почти невозможно. А если я занят какой-то другой деятельностью, то отвлекаюсь. С другой стороны, я хорошо помню себя школьником. Как входил папа ко мне в комнату, проверяя, учит ли сын физику.
Я поднимал учебник, показывал — вот он, развернутый. Но папа не знал, что у меня в учебник физики вложена книжка по истории. Так тоже бывает. Иногда надо рядом с ребенком действительно посидеть, не вмешиваясь в процесс, если это не подросток. Иногда бывает так, что ребенок сидит над уроками два часа, а толку никакого. Мама говорит: «Ну как, он же два часа…» А он в это время делал все что угодно, только не уроки — рисовал, играл. Или вообще думал о вечности.
Бесполезное занятие, ничего такое приготовление уроков не дает. У меня был знакомый ребенок, которому сорок раз приходилось говорить: «Иди делай уроки». Он делал все что угодно, лишь бы не начинать. Приходилось расчищать ему стол и сидеть рядом 20—30 минут, пока он втягивался. Леонид Кацва — Откуда добирать понимание процессов? У нас есть учебник… — Из наблюдений только. Далеко не всегда учебник служит каким-то ориентиром.
Я мало работаю с ним. Со своим учебником — да. Но сейчас эти учебники в учебном процессе использоваться не могут. Многие учителя используют презентации, какие-то тексты детям раздают, задачи с ними решают, в том числе и по гуманитарным предметам. Поэтому я не знаю, как родители могут контролировать содержание. Но мне кажется, если родитель мелочно контролирует ребенка и, более того, старается делать уроки за него — это тупиковый путь. Это приведет только к тому, что школьник будет теряться, как только окажется без направляющей родительской руки.
Он не будет знать, что ему делать. Более того, я знаю случаи, когда по ряду причин такая опека снималась. И ребенок сразу становился гораздо успешнее. Изучение истории в России и за рубежом — в чем разница? За рубежом — например, в Англии — это происходит иначе. Давайте сначала о достоинствах. Например, английские учителя мастерски работают с иллюстративным материалом.
То есть из иллюстрации — чаще из дидактического рисунка — они могут вытащить столько информации, сколько мне не придет в голову. Но это чаще всего именно дидактический рисунок — он специально создан для учебных целей. Другое достоинство — умение работать с документами, историческими источниками. У нас на это нет времени, мы это делаем эпизодически. В чем недостатки? Сегодня изучается, скажем, Холокост, завтра — египетские пирамиды, послезавтра — Елизавета Английская. Я не случайно выбрал эти темы.
Это ровно то, о чем я услышал в 1997 году на английской национальной конференции учителей истории. Я понял, что самих англичан это беспокоит. Они уже тогда говорили, что в результате дети умения некоторые вырабатывают, но с точки зрения представлений об историческом процессе у них в головах абсолютный хаос. Давайте попробуем на примере того же Холокоста посмотреть. Нравственно это очень важная тема, бьющая по мозгам и эмоциям. Но вопрос, а почему вообще война началась? Дети ответить не могут.
Если сначала изучать Вторую мировую войну, а потом пирамиды, а потом вдруг Первую мировую войну — действительно будет в головах хаос. Другой вопрос, что хронологический путь в некотором смысле ведет в тупик. Потому что с каждым годом эта хронология нарастает. Я окончил школу в 1975 году, им исторический процесс обрывался. Сейчас прибавилось почти полвека. Причем традиция советской школы была в том, что последние сюжеты надо изучать очень подробно. Правда, в советское время это не делалось, потому что изучать там было нечего.
Как только кончалась война, дальше был ХХ съезд, а потом — сплошное соцсоревнование, которое в головах не задерживалось ни на одну минуту. Сегодня ситуация изменилась. У нас есть что изучать. Например, послевоенный период — до конца ХХ века. Другое дело, что до 90-х годов далеко не все успевают дойти. А я помню свой разговор в издательстве «Просвещение», где должен был выйти мой учебник по истории XX века. Главный редактор, Маргарита Романовна Леонтьева, сказала, что учебник должен заканчиваться 2008 годом.
На дворе был 2009-й. Через два дня у меня была встреча с Мариэттой Омаровной Чудаковой Мариэтта Чудакова 1937—2021 — литературовед, доктор филологических наук, профессор Литературного института им. Она мне говорит: «Вы должны твердо сказать в издательстве, что доведете учебник только до конца 90-х годов и ни шагу дальше, иначе я сама против вас буду воевать». Потому что Леонтьева мне два дня назад сказала, что если я не доведу учебник до 2008 года, то он выйдет через ее труп. Я ей ответил: «Живите, Маргарита Романовна, долго». Посмеялись, и на том тема завершилась. Книжка не вышла, слава Тебе Господи.
Я довел этот учебник в виде лекций до 90-х годов. Они даны как дополнительная глава, и даже спланированы по-другому. Лекции в интернете — кого послушать — А если ученик уже опух от дат, от бесконечного заучивания… — Если ребенок опух от дат, это значит, что у него плохой учитель. Вообще даты надо спрашивать, мне кажется, очень умеренно. Всевозможные контрольные работы не должны на них строиться. И главное, чего следует требовать от ребенка — это, прежде всего, понимания причинно-следственных связей, сути явлений, а не датировки. Особенно если родители не очень-то могут поговорить об истории.
Я и сейчас считаю, что это полезно. Но сегодня к ним можно многое добавить. В интернете огромное количество лекций разной степени сложности. Есть лекции на « Постнауке », которые вполне может слушать старшеклассник. Но там нечего делать ученику шестого класса. Есть очень толковые лекции на « Арзамасе ». Есть популярный лектор, которого больше слушают взрослые.
Но некоторые ее лекции я предлагал своим ученикам еще в шестом классе, и они были весьма заинтересованы. Я имею в виду Тамару Натановну Эйдельман заслуженный учитель России, автор блога «Уроки истории с Тамарой Эйдельман», внесена Минюстом в список иноагентов. Они рассчитаны не на школьников, а скорее на взрослых, которые отучились в школе давно и мало что помнят. Если хочется по той же Древней Руси получить более глубокие знания, то надо не меня слушать, а Игоря Николаевича Данилевского доктор исторических наук, источниковед, профессор Высшей школы экономики. Я сам с удовольствием его лекции слушаю. Дополнительный материал найти не проблема. Есть детские энциклопедии, популярные книги, лекции.
Потому что часто бывает так — ребенок учится на три и четыре, не то чтобы проявляет большую заинтересованность. Приходит мама: «А ему дополнительно энциклопедии читать надо? Пусть школьный курс усвоит. А вот когда усвоит — тогда да. Если ребенок хочет читать дополнительно — милости просим, никто не против, все только за. Но требовать, чтобы он что-то читал в ширину, не надо. Надо, чтобы он школьный курс в глубину освоил.
Как история помогает не поддаваться манипуляциям — Как история учит не поддаваться манипуляциям? Испания, XVI век. Страна, на которую обрушился огромный поток золота и серебра. Казалось бы, она должна чрезвычайно разбогатеть. Почему так получилось? Полилось золото рекой, все стало дорожать, пошли жалобы на дороговизну. В интересах местного дворянства таможенные пошлины не повышают, потому что дворянство — потребитель, а не производитель.
Испанские ремесленные товары оказываются дорогими и неконкурентоспособными, испанцы предпочитают то, что производят англичане и голландцы. Ремесло в упадке. Ребенок об этом узнает, а через какое-то время читает в соцсети про человека, который призывает увеличить эмиссию выпуск ценных бумаг, бумажных денег. И ему уже все предельно ясно. Другой пример — в 10-м классе мы изучаем далекую от современности прокламацию, которая называется «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» прокламация, созданная под непосредственным впечатлением от Манифеста 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права. Смотрим, где в ней реальное описание события, где гипербола, где демагогия, к чему этот призыв приведет. Это и называется умением отличать факт от интерпретации.
Реальность от ее оценки. Мы изучаем Древнюю Русь и сравниваем оценки историками такого одиозного персонажа, как Иван Калита. И выясняем, насколько в истории можно оценивать политика с моральной точки зрения. Можно ли отделить оценку человека как политика от оценки его как человека… — Можно? Нужно научить школьника оценивать человека исходя из нравственных оценок его эпохи. Понимаете, если мы сегодня будем говорить о том, что Иван Грозный был нехороший, потому что он казнил… Ну, человек скажет: «Эпоха была такая». А если мы посмотрим на оценки его современниками, тогда окажется, что даже на фоне жестокой эпохи он выделяется.
Когда мне говорят, что нужны не знания, а умения и навыки, я в ответ смеюсь, потому что без знаний никакие умения не формируются. Это тесно связанные процессы. И вот почему я так раздражаюсь, слыша про компетентностный подход. Был такой страшный термин времен моей педагогической молодости: «ЗУНы» — знания, умения, навыки. Не надо нам никаких знаний, дело не в навыках, а в компетентности. Как можно оказаться компетентным, если не располагаешь знаниями? Это бред.
С одной стороны, это обеспечение суверенитета нашей страны над всей её территорией внутренний суверенитет , а с другой стороны - суверенитет внешний, который прежде всего предусматривает независимый, самостоятельный курс на международной арене. Вехи формирования внутреннего суверенитета связаны с подписанием Федеративного договора 1992 г. Конституцией: её статьи обеспечивали верховенство федеральных законов и обеспечение целостности территории Российской Федерации. Бело показано, каким образом в ходе последующих административных реформ внутренний суверенитет был укреплен. Были рассмотрены и вехи формирования внешнеполитического суверенитета, в частности — деятельность министра иностранных дел Е. Россия продемонстрировала свою самостоятельную роль в мировой политике, выразив несогласие с политикой Запада. Лектором были рассмотрены дальнейшие мероприятия по укреплению внешнеполитического суверенитета нашей страны в 2000-е — 2020-е гг. Лектор выделил ключевые особенности русской художественной культуры второй половины XIX.
По мнению Александра Павловича, они заключаются в том, что передвижники в своих жанровых картинах стремились выражать общественные идеи, а для этого должны были максимально точно воспроизводить окружающую их реальность. При этом их картины отличались динамичностью, поскольку они воздействовали на зрителя не только тем, чтоб было изображено на картине, но и будили его воображение тем, что предшествует и что последует за сюжетом. Лектор показал, как в картинах Бориса Кустодиева, Владимира Маковского, Григория Мясоедова, Ильи Репина, Константина Савицкого и других художников отразились такие события и явления, как Великие реформы, социальные условия жизни крестьян, помещиков, горожан в пореформенное время, народническое движение. Тарасова "А был ли Рюрик? Лектор обратил внимание на особенности различающихся между собой свидетельств о Рюрике в источниках.
Сергей Кравцов подчеркнул, что по шести учебным предметам утверждены федеральные основные общеобразовательные программы, которые обязательны для всех российских школ. Кроме того, прорабатываем вопрос об увеличении количества часов на преподавание истории в основной школе», — отметил он. Новый единый учебник по истории для старших классов был подготовлен в 2023 году и с началом учебного года внедрен в образовательный процесс.