Обычаи и обряды якутов тесно связаны с народными верованиями.
Шалаш якутов обтянутый берестой 5 букв
Разновидность товара, изделия по выработке, материалу и т. Разновидность культурных растений, отличающаяся от других разновидностей того же вида какими-л. Вторая половина третичного периода истории земли в геологии. Старинное женское платье с широкой юбкой на каркасе в виде обруча. РОКЕР [1] м. Представитель группы молодежи, противопоставляющей себя обществу манерой поведения, внешним видом и лихачеством в езде на мотоциклах. РОКЕР [2] м. Исполнитель музыкальных произведений в стиле рока. Любитель таких произведений. РАКА ж.
Это было просторное, хорошо проветриваемое жилище. Оно устанавливалось около воды в конце мая. Конструктивно внутреннее убранство было сходно с балаганом: также вдоль стен располагались ороны, на столбах укреплялись предметы домашнего обихода и орудия труда.
Известно лишь, что этот праздник уходит корнями в такую древность, где не могло быть источников или сохранившихся свидетельств.
О происхождении праздника рассказать могут якутские легенды. Если верить им, прародитель племён Якутии, Эллэй Боотур, ввёл традицию празднования Ысыаха. Он собирал свой народ в начале лета, предлагая людям повеселиться, выпить молока и кумыса, устроить соревнования. Особенное место в празднестве уделялось чествованию солнца, что дарит урожай, даёт жизнь всему живому на земле.
Ысыах и сегодня сохраняет этот смысл. Кроме того, это торжество означает пору восстановления сил после суровой северной зимы и время возрождения. Так он желал последующим поколениям якутов счастья и процветания которое приносят летнее время и солнце. Традиции Ысыаха Если вы хотите побывать на настоящем этническом празднике, что практически не изменился со времён своего появления, отправляйтесь на Ысыах.
В наши дни сохранилось большинство древних ритуалов и обрядов, которые якуты свято хранят. Чаще всего Ысыах проводят на открытых участках. Идеальным местом считается полянка, окружённая берёзами это дерево, как говорят поверья якутов, отпугивает нечисть и злых духов. В центре выбранного участка устанавливают главный символ праздника — коновязь.
Для Ысыаха якутские мастера резьбы по дереву готовят особенные сэргэ.
Берестяная зыбка. Каноэ из бересты. Чум из жердей. Юрта из жердей. Каркас из жердей.
Постройки из жердей. Эвенки забайкальне чум. Шалаш шорцев. Шалаш молодоженов Томская писаница. Чум жилище. Юрта шалаш.
Шалаш СССР. Войлочно-берестяные Юрты. Вигвам шалаш юрта. Вигвам индейцев юрта. Типи жилище индейцев. Палатка Woodland Wigwam 4.
Дом якутов ураса. Чум жилище Ханты и манси. Чум ненцев. Жилище ненцев чум. Манси народ Северный Урал 1959. Святилища манси Северный Урал.
Жилище Коряков яранга. Чукчи жилище яранга. Яранга жилище народов севера. Якутская яранга. Чум яранга юрта. Вигвам индейская народная изба.
Вигвам чукчи-оленевода 6. Яранга и вигвам. Якутская юрта Балаган. Юрта 17 век якуты. Яранга дальнего Востока. Яранка-переносное жилище кочевых народов дальнего Востока.
Национальное жилище нанайцев. Нанайцы народ жилище. Негидальцы жилище. Чум дом эвенков. Кувакса жилище саамов. Жилище саамов Кольского полуострова.
Саамы Кольского полуострова кувакса. Вежа жилище саамов. Жилище хантов и манси. Ысыах ураса. Национальное жилище якутов. Якутская ураса Ысыах.
Конический чум. Жилище в виде конуса. Конусный шалаш. Конусные шалаши из жердей. Яранга чукчей. Эвены яранга.
Чукотская яранга.
Макет жилища якутов — балаган
Этот факт подтверждает заключение о том, что русская администрация батас причислила к вооружению и запретила изготовление подобных орудий. Потом в связи с распространением порохового оружия, данный вид, угрозу уже не представлял. И в XIX веке якутские кузнецы снова начали ковать батас. Это диктуется потребностями охоты на крупных зверей, особенно при забое во время переправы водоемов. Оружие типа батыйа применялось гораздо чаще чем батас.
В любом в мужском дохристианском якутском погребении среди сопроводительных предметов археологи всегда фиксируют наличие батыйа, что указывает на бытовое назначение.
Даллар ураса — меньше по размерам, и ещё меньше — ходьол ураса. В прошлые столетия они служили жилищем для людей со средним достатком. К концу XIX века якуты перестали возводить урасу в качестве летнего жилища.
В настоящее время упрощённый вариант урасы возводят на народном якутском празднике Ысыах [ источник не указан 2921 день ]. Ураса в искусстве[ править править код ] Памятник воинам из Якутии 19 мая 2000 года в деревне Заднее Поле в Старорусском районе Новгородской области был открыт мемориал братского захоронения воинов-якутян , погибших в боях за озеро Ильмень зимой 1943 года. Автор проекта — Д. Саввинов, одной из главных деталей композиции мемориала является стилизованный каркас урасы.
Обмотка для ноги под сапог или лапоть; портянка. РУБЛЬ м. Основная денежная единица России, равная 100 копейкам. То же, что: деньги.
ЛОЖЬ ж. Намеренное искажение истины; неправда. КОФР м. Сундук с несколькими отделениями. Закрытый каменный ход в крепостном рву.
РЖА ж.
Начнем с визуальных отличий: По форме полосы клинка: у батыйа она ножевидной формы, а у батаса — полоса от пятки постепенно расширяется до середины и резко сужается к острию; По длине клинка тоже не одинаковые: клинок батыйа достигает до 40 см; клинок батаса — от 50 до 70 см; Длина деревянной рукояти: у батыйа бывает от 30 до 50 см, а у батаса — длинее, от полутора до 2-х м; Во многих изученных нами батыйа, конечная часть рукояти слегка расширялась, она сделана таковой, чтобы препятствовать соскальзыванию при ударе. Так же, в конце черенка просверливали отверстие для крепления орудия к кисти руки. По расположению желоба ли по-другому дола: у батыйа он широкий, овальной формы, а у батаса дол почти у ребра, тонкий, длинный по всей полосе; В литературе указывают, что желоб при протыкании, способствует проникновению воздуха в рану, которое вызывает заражение, или же, что это для кровостока, однако, забывают про главную его функцию — дол выполняет роль ребра жесткости, благодаря чему, клинок не ломается и не гнется. Эти два вида имеют и схожие черты: — оба относятся к однолезвийным колюще-режущим орудиям; — клинки у основания декорируются медными вставками; — раздвоенный конец деревянной рукояти насаживается на черенок и плотно закрепляется тугой обмоткой из кожаной ленты; — деревянные рукояти почти всегда обклеиваются берестой для защиты от влаги. Батас в якутских погребениях встречается очень редко 2-3 экземпляра найдены в погребениях XV-XVI веков.
Видимо, из-за того, что якуты все виды вооружения хоронили отдельно и по особым ритуалам.
Шалаш обтянутый берестой 5 букв
Нижние венцы сруба до шестого-восьмого возводятся вертикально, затем внутреннее пространство постепенно суживается, переходя уже в крышу. Открытый очаг находился в центре жилища. Планировка многогранного жилища была аналогичной для всех типов жилища якутов: северная сторона предназначалась для женщин и оставалась хозяйственной, где хранили пищевые продукты и утварь; южная половина считалась общественной или мужской: встречали гостей, угощали их, велись деловые разговоры. Гости оставались на ночлег только на нарах южной половины дома. Ампаар дьиэ бывает четырехугольное в плане, и отличие от многоугольного дома им пользовались и в зимнее время. Ураса — стационарное, конической формы летнее жилище. По конструкции оно каркасного типа, где крышу и стены составляло единое покрытие из берестяных полотнищ в два слоя. Каркас урасы держится на первой опояске, основанной на столбах, оформленных в виде жерди и составляющих остов стены.
Эти духи носили общее наименование байанаев или эсэкээнэв. От их воли зависел успех охоты. Главным из них был Баай Барылаах — создатель крупных зверей: медведей, лосей и прочих. Впрочем, считалось, то у каждого вида зверей был и свой эсэкэн. Помимо эсэкээнов они верили в существование Сээркээн Сэсэна — хозяина темного леса и посыльных эсэкээнов — дочерей гибкотальникового, березового и других лесных массивов. Дух-хозяин тайги любил тишину и обладал хорошим слухом. Поэтому жертвоприношения производились в тишине. В жизни не старались говорить о добыче, чтобы он не услыхал. Во время сборов на охоту не было детского шума. Древний образ духа-хозяина тайги представлялся в виде молодой красивой женщины. В ее распоряжении были все звери. Обычно пред отправлением на охоту охотник обращался с заклинанием к духу-хозяину огню и духам хозяевам леса, бросая в огонь кусочки жира. При первой ночевке в лесу, разведя огонь. Охотник приносил жертву духу-хозяину леса из своих запасов кусочек масла или что-нибудь другое и обращался к нему с алгысом, в который также просил даровать богатую добычу.
Развитые типы жилищ Наиболее развитый тип шалаша — это войлочная юрта или кибитка у народов Центральной и Средней Азии. Здесь не только произошло полное отделение стен от крыши, но обе части являются результатом самостоятельного развития. Цилиндрическая стена, как казахской, так и калмыцкой юрты, состоит из ряда связанных между собою решеток, а крыша — из деревянного круга и жердей, соединяющих его с верхним обходом цилиндрической стены жердей. Эти жерди, выгнутые в казахской юрте, придают крыше полусферическое очертание. В калмыцкой юрте они прямые, и потому крыша имеет конический вид. Выпрямление стен и отделение стен от крыши можно наблюдать и в бревенчатых юртах бурят и алтайских народностей. Стены тут не круглые, но 6- и 8-угольные. Негнущийся материал — бревна сруба, при желании сохранить традиционную круглоту шалаша, дал многогранность. Более развитым типом жилищ следует считать четырехугольное строение. Такой тип жилья также встречается у сибирского коренного населения. Якутская юрта, четырехугольная в плане и трапецоидная в поперечном разрезе, со стенами из наклонно внутрь поставленных бревен, сохраняет ещё от примитивного нерасчлененного шалаша наклонно поставленные стены. В якутской юрте, подпавшей уже русскому влиянию, стены сложены срубом с горизонтально лежащими брёвнами. Нанайская гольдская фанза подверглась китайскому влиянию. Это четырехугольное здание характеризуется системой отопления посредством труб, проложенных под нарами, служащими для сиденья или спанья. В Средней Азии встречаем четырехугольные дома с плоской крышей. У русского крестьянина в Сибири наиболее развитый тип жилищ — жилой дом, изба. Здесь можно отметить большое разнообразие: дома старожилов и новоселов — представителей разных губерний, занесших в Сибирь со своей родины тип постройки жилища. В соседних селениях, даже в одном и том же селении встречаются избы разной архитектуры и различного внутреннего устройства. На одном и том же дворе можно увидеть, на ряду с обширным, прочно и красиво построенным домом, отдельно стоящие срубы без крыши. В городах, особенно на окраинах, наблюдаются дома типа деревенского жилья и, обратно, в деревнях встречаются дома типа городского. На жилище сибирского крестьянина можно, кроме того, проследить этапы развития дома. Первую ячейку можно, пожалуй, видеть в бане, низком срубе, отапливаемом грубо сложенной каменкой. Такой сруб мог развиться в однокамерную клеть — сруб, не имеющий ещё крыши, покрытый одним накатником и землей, в дальнейшем развитии — односкатной крышей. Клеть отапливается уже русскую печью, сначала топящейся по-черному, в дальнейшем развитии — по-белому. Далее жилое строение развивается посредством умножения его частей, посредством пристройки и надстройки новых частей жилья. К срубу-клети пристраивают сени и получается двучленный дом. К сеням пристраивают вторую клеть, и дом становится трехчленным, и т.
Поэтому, с помощью заклинания, жертвоприношений просили удачи на промысле, пытались задабривать духа-хозяина леса, от которого казалось, зависела удача на охоте. У тюрок Сибири сохранялись общесибирские ритуалы, связанные с магическими и анимистическими воззрениями, с верой в возрождение убитых зверей и т. У якутов особое развитие получил культ общеэтнического духа-покровителя охоты Баай Байаная, которому поклонялись их древнетюркские предки. Рыболовство и охота играли большую роль в жизни якутского народа. Для якутов-скотоводов эти отрасли хозяйства были значительным подспорьем, а для бедноты, не имевшем скота, рыболовство было основной отраслью хозяйства. Поэтому промысловый культ — обряды и поверья, связанные с охотой и рыболовством, имел широкое распространение. Охотничьи обряды и поверья якутов условно можно разделить на две группы: 1 обряды и поверья, соблюдение которых необходимо для сохранения охотничьей удачи; 2 обряды, направленные на приобретение охотничьей удачи при длительном отсутствии добычи. Первая группа состоит из сочетания обрядов и поверий, относящихся к культу духа-хозяина охоты Баай Барыллах баай Байаная всем богатого богача Байаная , с обрядами и запретами чисто магического характера, связанными с почитанием самих животных или их душ. С этой группой обрядов связаны поверья о необходимости магического соблюдения ритуальной "чистоты". У якутов был единый культ хозяина тайги Баай Байаная — покровителя охоты, а не хозяина леса. Баай Байаная считался хозяинов всех зверей и птиц и покровителем охотников, соблюдающих обряды и табу во время промысла. Представление о нем не связывались в воззрениях якутов с каким-нибудь определенным лесом или тайгой. Духи-хозяева мест, по верованиям якутов, занимали второстепенное значение в охотничьих делах. По верованиям якутов охотничья удача зависела от благосклонности Баай Байаная Баай Барылааха.
Жилище, одежда, пища якутов
Шалаш Якута 5 букв. • Шалаш якутов, обтянутый берестой. • Юрта — у казахов, а что у якутов. Новости Вомбата. Ниже представлены все слова с определением «берестяной шалаш якутов 5 букв», которые найдены в нашей базе.
Содержание
- Сканворд 17 АиФ 2024 год
- Берестяной шалаш якутов - слово из 5 букв в ответах на сканворды, кроссворды
- В чем живут якуты. Как живут якуты: традиционное жилище и образ жизни
- Жилища народов Севера
- Страна с хуситами
Легкая постройка
Старинное летнее жилище якутов, представляющее собой конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой. шалаш якутов, обтянутый берестой, 5 букв, 5-я буква А. Ответ на вопрос в сканворде "Шалаш Якутов, Обтянутый Берестой" состоит из 5 букв. Шалаш у якутов 5 букв. Орочский конический чум с жердевым каркасом, покрытый еловой корой или берестой 4 буквы. В оригинале это шалаш, обтянутый берестой, в данном случае бересту заменяет белая ткань. 5 букв. Ответы для кроссворда.
Новые статьи
- Берестяной шалаш якутов - слово из 5 букв в ответах на сканворды, кроссворды
- Якутский шалаш 5 букв
- Cловарь кроссвордов
- Ысыах – праздник солнца в Якутии
- Алтай туристский
Шалаш якутов - 5 букв. Ответы для кроссворда
Подробная информация о фильме Шалаш на сайте Кинопоиск. Главная» Новости» Шпаргалка выступления 5 букв сканворд. Летним жилищем служила «ураса» — тип старинного летнего жилища якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой.
Report Page
- Шалаш якутов - пять букв сканворд
- Занятие 2. Традиционный уклад жизни народов Якутии — Якутская национальная культура
- Report Page
- Слова из 5 букв, в которых четвёртая А
- Жилища народов Севера
- Похожие вопросы в кроссвордах и сканвордах
Как называют берестяной шалаш якута????5 букв первая "у"
Шалаш Якута 5 букв. Якутский шалаш 5 букв. Чум яранга юрта иглу. Это конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой Местность украшена живописными национальными постройками Символ триединства мира, великое дерево Аал Луук мас. У 4 буква - С 5 буква - А. О ЯКУТАХ. Якуты — самый многочисленный коренной народ Сибири (почти полмиллиона человек).
Шалаш обтянутый берестой 5 букв
Остов покрывался торфом, берестой и дерном, зимой – шкурами. Шалаш у якутов 5 букв. Орочский конический чум с жердевым каркасом, покрытый еловой корой или берестой 4 буквы. Хаппахчы аана (якут.) — это берестяная завеса, которую помещали на входе в девичью комнатку, чтобы отделить ее от остального дома. У бир или убир – так называется берестяной шалаш якутского народа. является ответом на вопрос: "Шалаш якутов обтянутый берестой" и состоит из 5 букв. Шалаш якутов, обтянутый берестой 5 букв.
Шалаш якута 5 букв сканворд
в прошлом — легкий тип жилища у саха 5 букв Сканворд.Гуру | Видимо, из-за того, что якуты все виды вооружения хоронили отдельно и по особым ритуалам. |
Легенды и сказки Севера | В Российском государственном историческом архиве (г. С-Петербург) хранится протокол Госсовета от «План о якутах» который состоит из описания «прежняго и нынешняго состояния» якутов. |
Как называют берестяной шалаш якута????5 букв первая "у" | шалаш якутов, обтянутый берестой. |
Как называют берестяной шалаш якута????5 букв первая "у" | О ЯКУТАХ. Якуты — самый многочисленный коренной народ Сибири (почти полмиллиона человек). |
Берестяной шалаш якутов - слово из 5 букв
Для создания шалаша с односкатной крышей вырезаются 2 кола, длина которых составляет 1,5 метра, а диаметр - не менее 5 сантиметров. Колы вбиваются на расстоянии нескольких метров друг от друга. Крайне желательно, чтобы в верхней части колов были разветвления. Это поможет как можно лучше закрепить верхнюю перекладину. Далее ставят вертикально ещё несколько жердей более маленького размера, на которые впоследствии крепятся продольные и поперечные горизонтальные жерди. После окончания постройки каркаса, крышу навеса можно накрыть любым имеющимся материалом. Также можно построить и двускатный шалаш. Он делается по такому же принципу. Постройка круглого зимнего шалаша. Для зимнего шалаша понадобится несколько десятков палок, толщина которых будет не менее 7 сантиметров, а длина - от 4 метров. Из них строится остов шалаша.
При постройке остова нужно помнить, что расстояние между теми концами палок, которые будут стоять на земле, должно быть не менее 50 сантиметров. После того, как остов установлен, можно вплести между частями каркаса обрешетку, сделанную из коротких сучьев. Впрочем, без обрешетки строить такой импровизированный шатер будет быстрее, чем с ней, но и стойкость шатра значительно упадет.
Пришелец с планеты Мелмак.
Искусство на пуантах. По вертикали: 1. Что ставит перед выбором? Игра в приключения.
Как только брань ему не надоела? Деревня с саклями. Зимняя обувь для Шарика из Простоквашино. Начинающий студент.
Первая советская оперетта. Пессимист в царстве нот. Кто из наших олимпийских чемпионов по баскетболу зажёг огонь Московской Олимпиады? Время Масленицы.
Показуха павлина. Кто из классиков служил домашним пианистом в доме Надежды фон Мекк?
Двери были небольшие и "лежащие" в наклонной стене. Зимой его накрывали шкурой скотины шерстью вверх. Если зимою в окна вставлялись льдины, то летом их заменяли рыбьи пузыри, брюшина, слюда и лишь у зажиточных якутов были настоящие стекла.
Происхождение слова Посмотреть ответ. Посмотреть ответ - является ответом на вопрос: - "Шалаш якутов обтянутый берестой" и состоит из 5 букв.
Вопросы похожие на «Шалаш якутов обтянутый берестой».
Берестяной шалаш якута 5 букв сканворд
Очаг традиционно располагался в центре. Покрывавшая стены береста изысканно украшалась резным орнаментом и вышивалась конским волосом. По этнографическим сведениям, ураса вышла из обихода в конце 19-ого века. Поэтому основная масса населения имела летние балаганы, отличающиеся от зимних только толщиной стен.
Одним из основных достоинств шалаша является скорость его возведения, а также достаточно низкие затраты энергии и материалов. В этом плане шалаш проигрывает только палатке. Сегодня шалаши достаточно часто используют туристы, работники сельского хозяйства, рыбаки и охотники. Что касается применения шалашей в древнее время, то следующей ступенью в их использовании можно назвать то, что шалаши стали разборными и переносными. В основном, такие шалаши использовали различные кочевые народы. Впрочем, часто можно встретить кочевника с шалашом и сейчас, так как этот вид жилища является одним из самых простых в использовании. В установке шалашей достаточно большую роль играет выбор правильного места расположения будущего укрытия.
Идеальное место для установки шалаша должно быть защищенным от ветра и сырости. Также хорошо, если рядом с шалашом будет источник воды, например, река или озеро. Если шалаш устанавливается в холодное время суток, то далеко не лишним будет также наличие собственной лежанки с собой. Если же её нет, то в качестве лежака можно использовать ветки, прикрытые сверху листьями или травой. Идеально для этого подойдет также еловый лапник. Шалаш в виде навеса с односкатной крышей. Для создания шалаша с односкатной крышей вырезаются 2 кола, длина которых составляет 1,5 метра, а диаметр - не менее 5 сантиметров.
Их делают из стволов ели длиной около 5 метров, с круглым сечением. Два основных шеста — прямоугольного сечения. В верхней части каждого из них делается по сквозному отверстию — для веревочной петли, скрепляющей другие, продеваемые через нее, жерди. Зимние покрышки шьются из шкур взрослого оленя: две нижние мехом внутрь и две наружные мехом наружу. В верхних углах каждой покрышки имеются специальные «кармашки», в которые вставляют шесты и поднимают их, закрепляя на остове чума. На изготовления мехового покрытия чума требуется около 60 шкур оленей, что в пересчете на количество оленей заставляет относиться людей к жилищу как к весьма ценному материальному объекту. Вследствие этого покрышки никогда не меняют целиком, а только заменяют протершиеся местами шкуры по необходимости. Шкура оленя обладает тепло — сберегающим свойством, благодаря которому в чуме сохраняется тепло. Традиционное летнее покрытие чума изготавливалось из полос вываренной бересты. На чум уходило четыре — пять сшитых полотнищ: два покрывали, как правило, верхнюю часть чума, два-три - нижнюю. Бересту вываривали в кипятке до эластичного состояния и, складывая ее в несколько слоев для прочности, сшивали сухожильными нитками в полотнища. Вываренная береста обладает значительной эластичностью и прочностью, не пересыхает в течение долгого времени. Наряду с берестяными покрышками в летний период шили покрышки из брезента или сукна на них требуются не менее 80 м , использовались также старые чаще всего внутренние зимние покрышки из оленьих шкур. Традиционно установка чума предполагает строго определенный порядок. В прошлом, все шесты, в соответствии с их обозначением, устанавливались на раз и навсегда отводимые им по периметру окружности места. Площадка для устройства жилища определяется заранее, либо используется старая, ставшая привычной; ее, как правило, расчищают, в зимние месяцы — утрамбовывают снег. Вход в чум ориентирован, чаще всего, по направлению кочевания; при сильном ветре дверное отверстие переносят в противоположную, заднюю сторону жилища. Установкой чума в основном занимаются женщины, однако при необходимости им оказывают также помощь мужчины. В целом процедура установки чума занимает около часа, то есть быстрое построение этого жилища является особым преимуществом для кочующих народов. Человек не навредит без надобности природе, возьмёт ровно столько, сколько понадобится для того, чтобы прокормить, обогреть свою семью. Первоначально на место, где намечается середина чума, выкладывается железный лист, используемый для обустройства очага,- разведения костра или установки железной печки, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы, а также не дает осадкам проникать внутрь: они испаряются от большой температуры. А летом в чум не могут залететь комары и гнус. Вопреки расхожему мнению, чукчи не живут в чумах, а строят яранги. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Без оленя не будет яранги - это аксиома верна в прямом и переносном смыслах. Во- первых, потому что нужен материал для "строительства" - оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга - мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет. Зимние покрышки шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло. Яранга изнутри делится на 2 помещения - иоронгу, которая отапливается, и кладовую, в которой нет отопления, соответственно. Иоронгой называют самую теплую часть данного сооружения. Как правило, она находится напротив двери у одной из стен, и представляет собой импровизированную комнату, которая отделена от общей площади жилища при помощи прутьев, которые, в свою очередь, обтянуты шкурами животных. Пол также выстирают шкурой, а потолок обкладывают травой. Передняя стена иоронги - это также и вход в неё. Освещается данная часть помещения при помощи одного или нескольких специальных осветительных приборов. Балаган — жилище якутов Балаган представляет собой сложенное из бревен прямоугольное строение с пологой крышей.
Высота урасы зависит от количества опоясок — жердей, горизонтально связывающих остов жилища. В Якутии известна богатая ураса высотой 8,5 м с диаметром основания 6,5 м. Именно могол ураса построена в Парке народов Сибири. Даллар ураса — меньше по размерам, и ещё меньше — ходьол ураса. В прошлые столетия они служили жилищем для людей со средним достатком. К концу XIX века якуты перестали возводить урасу в качестве летнего жилища. В настоящее время упрощённый вариант урасы возводят на народном якутском празднике Ысыах [ источник не указан 2950 дней ]. Ураса в искусстве [ править править код ] Памятник воинам из Якутии 19 мая 2000 года в деревне Заднее Поле в Старорусском районе Новгородской области был открыт мемориал братского захоронения воинов-якутян , погибших в боях за озеро Ильмень зимой 1943 года.