Принимая начальную высоту полета 4000 м, а скорость снижения самолета 100 м/сек (километр высоты "съедается" за 10 сек), времени оказывается достаточно, чтобы, снизившись, произвести каскад фигур (горки и пикирования). К 50-летию полёта Гагарина, в 2011 году, данные рассекретили — весь мир узнал, что полёт продолжался 106 минут, как и было указано в полётном задании. Почти сразу после полета Гагарина отправили за границу с так называемой «миссией мира» — демонстрацией исторического успеха СССР. Высота полета корабля «Восток» составила 250-300 км. Утром 12 апреля 1961 года в небо взмыла ракета-носитель «Восток» с Гагариным на борту. Полёт прошёл почти нормально, но абсолютной уверенности в успехе миссии Гагарина по-прежнему не было.
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе
Кабина озарилась ярко-багровым светом, который проникал даже сквозь опущенные шторки. Юрий Гагарин услышал потрескивание — он не знал, откуда идет этот звук, но предположил, что таким эффектом сопровождается тепловое расширение оболочки аппарата. В воздухе ощущался легкий запах гари. Тут о мелких неприятностях пришлось забыть, потому что из-за крутой траектории спуска перегрузки возросли до 12 g вместо штатных 9 g — в глазах у космонавта «посерело». В 10:42 на высоте 7 километров прошел отстрел крышки люка, и кресло с космонавтом катапультировалось из спускаемого аппарата. Через пол-секунды вышел тормозной парашют, затем был введен в действие основной парашют, который буквально сдернул космонавта с кресла. Одновременно отделился контейнер с носимым аварийным запасом — он должен был повиснуть на 15-метровом фале, но оторвался и упал вниз. Как следствие, не заработал радиомаяк космонавта, а сам Гагарин лишился запаса продуктов, аптечки, радиостанции, пеленгатора и надувной лодки, которая могла бы пригодиться при посадке на воду. В этот момент Гагарин должен был открыть клапан дыхания — скафандр СК-1 не был снабжен баллонами, поэтому конструкторы предусмотрели для космонавта возможность дышать окружающим воздухом после отделения от кресла. Однако шарик клапана оказался притянут демаскирующей оболочкой, и Юрий Алексеевич потратил несколько минут на то, чтобы справиться с ним. На высоте 3 километров в соответствии с логикой работы системы спасения раскрылся запасной парашют — хотя космонавты еще до полета были против его автоматического введения, командование решило, что с запасным будет надежнее.
Управлять ими космонавт не мог и почти до самой земли летел спиной вперед. Лишь на высоте 30 метров его развернуло лицом по сносу — в положение, благоприятное для приземления. Сильный ветер северо-западного направления очень помог Гагарину: он отнес его от района катапультирования, которое произошло над весенним разливом Волги, на сушу. Весь полет продолжался 106 минут, а не 108, как из-за ошибки утверждалось затем полвека. Расчетное место приземления, согласно полетному заданию, находилось севернее села Акатная Маза Хвалынского района Саратовской области, но «Восток», вопреки прогнозам, спустился не с перелетом, а с недолетом на 180 километров. Поскольку изначально приземления спускаемого аппарата ожидали в другом месте, то никто не бежал Гагарину навстречу — ему самому пришлось погасить купола парашютов, освободиться от привязной системы и двинуться на поиски людей. Первыми космонавта встретили жена лесника Анихайят Анна Тахтарова и ее шестилетняя внучка Румия Рита. Следом с полевого стана прибежали шестеро механизаторов колхоза имени Шевченко. Гагарин познакомился с ними, узнал, что о его полете и возвращении передают по радио. Еще через несколько минут прибыл майор Ахмед Гассиев из зенитно-ракетного дивизиона, дислоцированного у соседней деревни Подгорье.
Первые снимки Юрия Гагарина после посадки. Установив пост у парашютов и направив политрука части к спускаемому аппарату, майор в 11:15 доставил Юрия Гагарина в расположение своей части и вызвал командный пункт корпуса ПВО в Куйбышеве.
И, поскольку времени на создание системы аварийного спасения в первые 40 секунд после отрыва не оставалось, было принято решение, что космонавт должен катапультироваться. Но на такой высоте у него не успел бы раскрыться парашют. Тогда просто натянули металлическую сетку. Если ракета взорвется в первые 40 секунд полета, то космонавт катапультируется и упадет на сетку. Других идей не было. Когда смотришь из сегодняшнего дня, это кажется невероятным.
Но надо понимать, что тогда была отсталая культура производства, низкая квалификация работников. Многие вспоминали о грубости Королева, но ведь ответственность целиком лежала на нем, он был все время на взводе. Его любимая угроза была: «Отправлю по рельсам в Москву! В Монтажно-испытательном корпусе на космодроме первый спутник, перед установкой на ракету, решили показать госкомиссии. Подключили электричество, а спутник молчит. Оказывается, пока везли спутник на космодром, из-за тряски отвалились припаянные контакты. Радиоблок был отдельно, аккумулятор отдельно. Тут же на глазах госкомиссии пришлось все это заново припаивать и переподключать.
Вот такой был технический уровень. Недаром потом весь мир так удивился: «Советы нас дурачат». У всех иностранных инженеров, ученых, физиков, астрономов, даже у одного американского научного журналиста, который по приглашению Советского Союза приезжал сюда осматривать оборудование, было ощущение, что ничего не получится. Ну нет у русских потенциала, чтобы совершить этот полет, они стиральных машин-автоматов еще делать не научились. Человек без имени — Почему вообще появилось космическое направление? Нужно было построить межконтинентальную ракету и выйти на глобальный стратегический паритет с США. Сначала Хрущев и впрямь не понимал, зачем нужно освоение космоса, но после запуска первого спутника увидел перспективу и лично обеспечивал поддержку. Королев мог звонить ему в любое время.
Я сравнивал биографии разных главных конструкторов, и, казалось бы, любой из них мог отвечать за этот проект — например, Валентин Петрович Глушко неоднократно говорил, что справился бы лучше. На самом деле нет. Королев умел использовать систему в своих целях. Например, с тем же кораблем «Восток». Сначала военные вообще не хотели никакого пилота, им нужен был второй корабль-разведчик с большим телескопом, который должен был с орбиты наблюдать за объектами, фиксировать их на пленку и в спускаемом аппарате доставлять на Землю. Королев сначала пробил постановление, одобряющее разработку такого корабля, а потом вписал в него человека. Как только постановление было принято, он передал своим подчиненным разработку фоторазведчика, а сам возглавил проект по созданию пилотируемого космического аппарата. Королев сам был летчиком-планеристом, авиатором, в молодости разрабатывал планеры, потом ракетопланы.
Он понимал, что первый спутник, первое животное в космосе, первый тяжелый спутник, первый космонавт — эти рекорды затмят абсолютно все, что было ранее, и космическая история отправит в забвение историю авиации. Авиаконструкторы привыкли к тому, что их именами называют самолеты, — Туполев, Антонов — а Королев был как будто человеком без имени. До самой своей смерти он во всех книжках фигурировал просто как «главный конструктор» и публиковался в газете «Правда» под псевдонимом «профессор К. Он умер в январе 1966 года — и как прорвало, сразу стали выходить о нем материалы. Появились сборники воспоминаний и — с небольшой задержкой — официальные биографии. Словно все только и ждали, чтобы разрешили писать о Королеве. Под облаками — сразу земля — Давайте со смерти Королева переключимся на смерть Гагарина. Очень много спекуляций на тему того, что была какая-то внешняя сила — зонд, след от сверхзвукового самолета и так далее — которая привела к уходу в пике.
Я знаю, что у вас есть более простое объяснение: Гагарин не справился с управлением. Одно из первых предположений, что Гагарин и его инструктор были пьяны, но все было идентифицировано по их почасовому графику. Выяснилось, что в последний раз они пили за несколько дней до полета, а потом еще у них взяли образцы крови. Нет, были трезвые. Откуда все эти версии? Нам со школы твердили, что Гагарин не ошибается, и если он погиб, то уж точно в силу каких-то враждебных обстоятельств. Но достаточно просто взглянуть на его налет, чтобы понять: Гагарин не был супер-асом, налетал всего-то 200 часов, это мало. Он, по сути, был летчиком третьего класса, хотя сразу после космического полета ему присвоили первый класс, что было, на мой взгляд, большой ошибкой.
Это не соответствовало квалификации Гагарина, он это прекрасно понимал, поэтому хотел летать как можно больше. Откуда вообще они там появились? Он совершил перед этим 18 полетов с инструкторами, а теперь должен был впервые лететь самостоятельно. Для него был уже подготовлен самолет, но тут вмешался генерал Каманин, который решил почему-то устроить еще один проверочный полет с инструктором и запустил так называемый генеральский эффект: раз генерал требует — значит, надо исполнять, даже если для этого приходится нарушать регламент. С чего бы вдруг? Серегин давным-давно уже был чиновником, а не инструктором, с Гагариным вообще ни разу не летал и был, похоже, очень раздражен самодурством Каманина.
На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток».
После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Из-за сбоя в системе торможения Гагарин приземлился не в запланированном месте, а в Саратовской области, в 26 км от Энгельса, к северо-западу от села Смеловка. В 10:48 радар близлежащего ракетно-зенитного дивизиона ПВО засёк неопознанную цель — это был спускаемый аппарат зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба». После катапультирования целей на радаре стало две. Сел Гагарин под Энгельсом, а ждали его в Казахстане, в районе Жезказгана. Приземлился он в низине на окраине колхозного поля, где весною и осенью, а также во время дождей протекал небольшой ручеек, а рядом имелся небольшой косогор, — рассказывает в своей книге, выпущенной крошечным тиражом в 200 экземпляров историк Владимир Цыбин к сожалению покойного так и называется «Место приземления Юрия Гагарина» автор Владимир Цыбин.
Как вспоминал потом Гагарин, в глазах у него начало «сереть», а показания приборов стали расплываться и исчезать. К счастью, такие высокие перегрузки продлились недолго — и здоровье первого космонавта не пострадало. Расчетная точка посадки «Востока-1» находилась в Хвалынском районе Саратовской области. После таких испытаний при торможении стало ясно, что корабль с Гагариным явно пролетит мимо этого района — и может попасть в гораздо менее благоприятную местность.
Но тут уже полоса невезения временно закончилась: все нештатные факторы частично скомпенсировали друг друга — и фактическая точка приземления «Востока-1» оказалась лишь в 180 км от расчетного района. Когда кресло с Гагариным катапультировалось из спускаемого аппарата на небольшой высоте, он сразу увидел ориентир — полноводную реку. И подумал, что это Волга. Больше других таких рек нет в этом районе», — вспоминал потом Гагарин.
Но тут первого космонавта ждало еще одно испытание: штатной схемой спуска предусматривалось два парашюта — основной и запасной. На всякий случай в первом полете решили, что будут использованы оба парашюта — никто не знал, что могло случиться с космонавтом на орбите и будет ли он способен решить вопрос с запасным парашютом, если не раскроется основной. В итоге это создало еще одну неприятность. Сначала запасной парашют Гагарина не раскрылся и обвис, став мертвым грузом, а потом, наоборот, раскрылся, в значительной степени усложнив спуск.
Ситуация осложнялась тем, что Гагарина несло к Волге, в которой он мог легко утонуть. Лишь на высоте около 30 метров космонавта развернуло спиной к ветру, что позволило ему приземлиться уверенно и мягко, на вспаханное поле недалеко от берега реки.
Как погиб Юрий Гагарин: версии трагедии
Когда наконец отсеки корабля всё же разделились, аппарат находился это над Средиземным морем. Высота была не более 120 километров. Космический корабль продолжил движение, его вращение стало постепенно замедляться. Перегрузки всё нарастали. Кабина ракеты озарилась ярко—багровым светом. Лётчик услышал странное потрескивание, но откуда оно исходило так и не понял. Гагарин решил, что этот звук является эффектом от теплового расширения оболочки корабля. Юрий Алексеевич почуял запах чего-то горелого. В глазах у него потемнело от значительных перегрузок. Всё это продлилось какие-то секунды, но космонавт уже успел попрощаться с жизнью.
Потом внезапно всё прекратилось. Гагарину стало легче. Опытный лётчик не потерял самообладания при внештатной ситуации, он вышел из неё с честью. Вход корабля в плотные слои атмосферы был зарегистрирован в Симферополе местным измерительным пунктом. Некоторое время спустя, на скорости чуть более 200 метров в секунду, на семикилометровой высоте, система открыла крышку люка и произошло катапультирование пилота. Сработал основной парашют, Гагарин вылетел из кресла. Вместе с этим отделился аварийный запас в контейнере. По непонятным причинам он не повис на фале, а сорвался. Таким образом, лётчик был лишён всех необходимых медикаментов, продуктовых запасов, рации и пеленгатора.
Когда Юрий Алексеевич находился на высоте три километра над Землёй, раскрылся запасной парашют. Управлять ими двумя Гагарин не мог, поэтому летел спиной вперёд. Только когда он оказался на высоте тридцать метров, его развернуло лицом. Так он смог хорошо приземлится и не травмироваться. В общем посадка лётчика вполне может считаться удачной. Это произошло недалеко от деревни Смеловка Энгельсского района Саратовской области, прямо на свежевспаханное поле колхоза «Ленинский путь». Если сверить по документам длительность полёта, то получится сто шесть минут, а не сто восемь, как уверяли всех почти пятьдесят лет. Полёт длился 106 минут. Запланированное место приземления было согласно расчётам чуть севернее села Акатная Маза Хвалынского района Саратовской области.
Прогнозы предвещали перелёт, но корабль, наоборот, не долетел до места почти две сотни километров. Лётчика не ждали здесь. Космонавт самолично погасил купола парашютов, смог освободиться от всех привязей и пешком отправился на поиски людей. Для науки этот полёт был и остаётся бесценным Как показали засекреченные ранее документы, корабль «Восток» с технической точки зрения был весьма далёк от совершенства. Успех космического полёта был волей случая. Страшно даже подумать о том, как могло обернуться дело для Юрия Алексеевича. Не лучшая участь ожидала и учёных, которые занимались этим космическим полётом. Это было целиком и полностью политическое решение. Нельзя было позволить Соединённым Штатам стать первыми.
Любой ценой. Статус передового космического государства был на кону. Никакой риск не был чрезмерным. Цена ошибки могла оказаться непомерной. Работу всех инженеров, ракетчиков—испытателей и конструкторов можно без излишнего пафоса назвать подвигом.
Юрий Гагарин не только приземлился на саратовской земле после своего полета в космос, но и учился в Саратовском индустриальном техникуме и аэроклубе, где совершил свой первый самостоятельный полет на самолете «ЯК-18». В 10:25:34 МСК , после облёта земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка ТДУ. В конце полёта ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта в первую очередь — Королёва и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток». После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся.
Советские цензоры сами запутались, а главное — запутали других! Кстати, именно подтасовка данных привела к тому, что мы сегодня по-прежнему говорим: полёт первого космонавта планеты продолжался ровно 108 минут. На самом деле столько продолжался полёт спускаемого аппарата как части космического корабля. Гагарин катапультировался и приземлился отдельно — на пять минут позже, то есть его полёт продолжался 113 минут. Был ли Гагарин? Нежелание открыто рассказывать о технических деталях полёта Гагарина привело к возникновению слухов, что на самом деле никакого полёта не было. Впервые эту «утку» закинул журнал «Нью-Йорк миррор»: «Советы не представили никаких доказательств своих последних утверждений об исключительном космическом достижении — полёте Юрия Гагарина по орбите вокруг Земли. Быть может, он совершил этот полёт по орбите, а быть может, и нет. Представьте нам доказательства». В ответ посыпались насмешки — объём публикаций на эту тему тут же превысил объём провокационной статьи в «Нью-Йорк миррор». Дескать, если кому-то очень хочется выглядеть дураком, он будет выглядеть дураком. Однако ситуация была куда серьёзнее, чем можно подумать. Разумеется, в кругах высшей политической и военной элиты Запада никто не сомневался, что Юрий Алексеевич Гагарин действительно облетел Землю на корабле «Восток». Ещё во времена запусков первых спутников Агентство национальной безопасности США АНБ развернуло две станции наблюдения за советскими ракетными запусками — на Аляске и Гавайях, а также выпустило радиоаппаратуру, способную перехватывать телеметрию, идущую с советских межпланетных аппаратов и космических кораблей. Перехват данных с «Востока» начался 12 апреля в 9:26 по московскому времени, когда корабль Гагарина попал в зону видимости американских станций. Станция на авиабазе острова Шемья Алеутский архипелаг, Аляска сумела получить и быстро расшифровать телесигнал с изображением космонавта, передаваемый бортовой камерой системы «Селигер». Через 58 минут после начала приёма сигнала отдельные кадры из этой телетрансляции переслали в штаб-квартиру АНБ в Форт-Миде. На этих кадрах было хорошо видно, как космонавт двигается, ведёт переговоры, живёт. Таким образом, уже в первые часы руководство США получило доказательство из самого надёжного источника и никогда впоследствии не ставило факт полёта Гагарина под сомнение. Но корреспондент «Нью-Йорк миррор» ничего о перехвате не знал и не мог узнать, ведь АНБ тоже умело хранить военные секреты и предпочитало не распространяться о своих возможностях. От Советского Союза требовалось представить какие-то конкретные детали полёта: фотоснимки Земли с орбиты но фотоаппарата на «Востоке» не было , подробности запуска ракеты и её описание но они оставались засекреченными , имена создателей ракеты и корабля они были засекречены в ещё большей степени, чем подробности запуска. Возникала абсурдная ситуация — на официальном уровне советское правительство делало заявление, что готово делиться технологиями и знаниями, но отказывалось предъявить даже самую малость: общие схемы устройства кораблей «Восток» и пару-тройку имён их создателей, чтобы последние могли получить причитающиеся им по праву лавры от мирового научного сообщества: всерьёз обсуждался вопрос о присуждении таинственному «Главному конструктору» Нобелевской премии. Зарубежные эксперты неоднократно указывали советской стороне на недопустимость подтасовок в публикациях о первом космическом полёте, тем более что таковые стали очевидны уже в мае 1961 года. На это опытные кремлёвские демагоги ответили, что правительство Соединённых Штатов Америки, которое кичится гласностью у себя в стране, не спешит делиться технологией изготовления атомной бомбы даже со своими ближайшими союзниками. Странно, что советские руководители совсем не понимали: тем самым они порочат величайшее событие в истории ХХ века, поставив космический прорыв на одну полку с убийством тысяч людей в Хиросиме и Нагасаки. Забытый подвиг После смерти главного конструктора ракетно-космической системы «Восток» Сергея Павловича Королёва в его архиве обнаружили переводы высказываний западных экспертов по поводу первого космического полёта. Среди них — и статью «Пионер или подопытный кролик», опубликованную 15 апреля 1961 года в гамбургской газете «Ди Вельт». Её автор Себастиан Хаффнер вопрошал: «Неужели действительно можно поверить в открытие новой главы в истории человечества, если человек, правда добровольно, успешно повторил принудительные достижения животных? В своей кабине он был не капитаном, а лишь полезным грузом». Легко представить, с каким чувством Сергей Павлович Королёв читал эту статью. Но формально эксперт был прав, ведь сокрытие информации имело ещё одну важную особенность — замалчивались трудности и проблемы, вставшие перед космонавтом. На официальном уровне картинка выглядела так: старт прошёл успешно, сам полёт — идеально, приземление — штатно. Получается, что ничего особенного первый космонавт и впрямь не совершил. В чём же тогда героизм и вклад Гагарина?
На самолёте в ближний космос». И это не случайно, боевая машина способна работать на огромных высотах более 20 километров. Однако, абсолютный рекорд высоты для самолётов с реактивными двигателями установлен не им, а его предшественником - МиГ-25. Но сначала поговорим о том, на что способны современные истребители. Будет интересно. МиГ-31БМ реклама Взлёт этого самолёта — зрелище поистине космическое. С оглушительным рёвом 40-тонная машина устремляется в небеса и скрывается из вида. Пройдёт всего чуть больше полминуты, и МиГ-31 будет на высоте 10 км, на которой летают обычные пассажирские лайнеры. В 2017 году был проведён учебный бой МиГ-31БМ на высоте 20 500 м. И с задачей они справились, все цели были «поражены». Эта высота для них вполне комфортная. Главные изменения коснулись электронной начинки. Цветные многофункциональные дисплеи получили и пилот, и штурман, установлена модернизированная РЛС «Заслон-М» с увеличенной антенной и большей дальностью обнаружения целей до 400км. Количество одновременно обнаруживаемых целей увеличилось с 10 до 24, а количество сопровождаемых с 4 до 6. И это ещё раз было продемонстрировано в учебном бою на высоте более 20 км. Динамическая высота, на которую может подняться МиГ-31, составляет 30 км.
Высота полета гагарина в космосе - фото сборник
На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток»). На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток»). Из воспоминаний Юрия Гагарина о посадке и своих первых минутах на Земле: «Высота полета все время уменьшалась. Позже Гагарин так опишет свои ощущения от начала полета: «Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства. Больше 50 лет назад 12 апреля 1961 года российский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, начав эру полета людей в космос.
Полет Гагарина в цифрах
Полет в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут. Полет, в который входили подъем на высоту 327 километров, выполнение одного оборота вокруг Земли и спуск в назначенное место, длился 108 минут. Целью полёта была проверка готовности Гагарина к вылету на одноместном МиГ-17. На ракетах этого семейства свой первый полет в космос осуществили легендарные Белка и Стрелка и космонавт Юрий Гагарин.
Э.А.Шершер "Тайна гибели Гагарина"
Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 сек. По моим ощущениям больше прошло времени, но разделения нет. На приборе "Спуск" не гаснет, "приготовиться к катапультированию" - не загорается. Затем вновь начинают загораться окошки на ПКРС: сначала окошко третьей команды, затем - второй и затем - первой команды. Подвижный индекс стоит на нуле.
Разделения никакого нет. Я решил, что тут не все в порядке. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет.
Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч 6 есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч 8 км, значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. По телефону доложил, что разделения не произошло. Я рассудил, что обстановка не аварийная. Ключом я передал "ВН" - все нормально.
Через "взор" заметил северный берег Африки, Средиземное море. Все было четко видно. Корабль продолжал вращаться. Разделение произошло в 10 часов 35 минут, а не в 10 часов 25 минут, как я ожидал, т.
В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Только когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, спускаемый аппарат наконец отделился от двигательного отсека. Перегрузки при спуске были в 8-10 раз больше силы тяжести. У неподготовленного человека после таких перегрузок полностью отказывает зрение, но Гагарин был тренирован переносить и большие перегрузки.
Гораздо более сильное впечатление на него произвело горение обшивки спускаемого аппарата при посадке. Когда капсула космического аппарата входит в плотные слои атмосферы, его обшивка очень сильно разогревается от трения о воздух, температура снаружи достигает 3-5 тысяч градусов. Сидя внутри капсулы, Гагарин видел как по иллюминаторам, сделанным также из тугоплавкого стекла, потекли струйки жидкого металла, сдуваемые набегающим потоком воздуха, а сама кабина начала потрескивать и хрустеть. Изнутри казалось, что капсула несётся сквозь огненный дождь.
Во время заключительной стадии полета Юрий Гагарин произнёс фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: « Я горю, прощайте, товарищи! Поэтому Гагарин, как всякий летчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу — рабочий момент, который происходит при каждом полете. Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин.
Гагарин, как и было запланировано, катапультировался из спускаемого аппарата. Капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно.
Королёв был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда. Вслед за первым полётом Ю. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле "Восток-2" был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять - скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем совместный полёт космических кораблей "Восток-3" и "Восток-4", пилотируемых космонавтами А.
Николаевым и П. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год - совместный полёт космонавтов В. Быковского и В. Терешковой на космических кораблях "Восток-5" и "Восток-6" с 14 по 16 июня 1963 года. С 12 по 13 октября 1964 года на более сложном космическом корабле "Восход" в космосе был экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача.
Как для первого в истории человечества полета, время это было очень впечатляющим, ведь для того, чтобы его обеспечить, необходимо было очень качественное выполнение самого корабля, тщательная и грамотная подготовка космонавта, создание для него всех условий пребывания на орбите. Длительность полетов будущих кораблей была уже значительно больше. К примеру, пилот корабля «Восток-5», Быковский Валерий Фёдорович, отправился в космос 14. На корабле «Восток-6», одновременно с Быковским, но на два дня позже, отправилась и прекрасно справилась с поставленной задачей первая женщина-космонавт — Валентина Терешкова. Сколько сделал витков вокруг Земли Корабля «Восток» сделал 1 виток вокруг нашей планеты. Это было выдающимся и не имеющим аналогов результатом. Дата запуска корабля осталась в памяти людей навсегда и позволила открыть новый этап развития всего человечества. Подвиг Юрия Гагарина даже сейчас будоражит юные умы и заставляет стремиться к высокому. Позывной Гагарина во время первого полета Во время своего первого полета Гагарин получил позывной «Кедр». Этому причиной был не его рост или другие физические габариты, а желание участников проекта таким образом использовать символизм. Памятник Юрию Гагарину в Москве Кедр — вечное дерево, которое будет жить в памяти народа всегда. Так и подвиг Юрия должен жить вечно, как древний кедр. Существуют разные рассказы по поводу этого позывного, но они по большей части являются домыслами. Где приземлился первый космонавт После облета орбиты аппарат «Восток» пошел на снижение, но по причине поломки в системе торможения он приземлился не там, где изначально планировалось.
Обычно такое происходит при 10—12g, но Гагарин смог выдержать и это испытание. Он думал, что это гибель. Но это обгорала обшивка и благодаря высокой температуре спусковая капсула наконец-то отсоединилась и началось штатное снижение. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток». На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы. Когда кресло с Гагариным катапультировалось из спускаемого аппарата, взору космонавта открылся вид на Волгу. И подумал, что это Волга. Больше других таких рек нет в этом районе", — вспоминал Гагарин. Он рассказывал, что катапультирование произошло над берегом, и космонавт опасался, что ветром его отнесет к реке и придется приводняться. Меж тем силы поиска и спасатели ждали почти в 200 км от этого места. После катапультирования над Гагариным последовательно раскрылись тормозной и основной парашюты, а затем из нагрудного ранца вышел и запасной парашют. Это было предусмотрено схемой спуска, хотя и представляло некоторую опасность. Сначала запасной парашют провалился вниз, не раскрывшись. Опять меня развернуло к Волге. Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много как раз вот над этим местом. Много летали там. Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдается. Я подумал о том, что, наверное, это Саратов. Приземляюсь в Саратове. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца", — говорил Гагарин. Спустя некоторое время "в облачке подуло немножко, и раскрылся второй парашют". Из-за этого он не мог эффективно управлять полетом. Гагарина управлять полетом на парашютах ему не удалось, почти до самой Земли он спускался лицом к ветру", — говорится в отчете ОКБ-1 по результатам запуска корабля-спутника с пилотом на борту. Лишь на высоте около 30 метров космонавта развернуло лицом по сносу, что позволило приземлиться уверенно и мягко. Гагарин спускался в герметичном скафандре. После раскрытия основного парашюта космонавт должен был открыть клапан, чтобы дышать атмосферным воздухом, но открывающий тросик затерялся в складках одежды. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут шесть никак не мог его достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально", — вспоминал сам Гагарин.
Полет Гагарина в цифрах
Суборбитальный полет. СССР — 9 марта 1961 — «Спутник-9», успех. Собака Чернушка благополучно слетала на орбиту и обратно. СССР — 25 марта 1961 — «Спутник-10», успех. Собака Звездочка присоединилась к племени собак-космонавток. СССР — 12 апреля 1961 — «Восток-1», успех. Юрий Алексеевич Гагарин совершил свой исторический полет. США — 25 апреля 1961 — Mercury-Atlas 3 — неудача. Отказ системы управления на 20 секунде полета, ракета подорвана радиокомандой с земли. СССР — 6 августа 1961 — «Восток-2», успех. Герман Титов отлетал целые сутки.
США — 13 сентября 1961 — Mercury-Atlas 4, успех. Орбитальный полет с «механическим астронавтом». США — 29 ноября 1961 — Mercury-Atlas 5, успех. Шимпанзе Энос совершил благополучный орбитальный полет. США — 20 февраля 1962 — Mercury-Atlas 6, успех. Астронавт Джон Гленн стал первым американцем на орбите. А вот с суборбитальными полетами ситуация несколько интересней. Для них использовалась баллистическая ракета Redstone, гораздо более отлаженная и надежная в конце концов, именно ее модификация вывела на орбиту первый американский спутник. США — 21 ноября 1960 — Mercury-Redstone 1, неудача. Из-за неверного порядка отделения кабелей ракета не ушла со старта.
США — 31 января 1961 — Mercury-Redstone 2, успех почти. Шимпанзе Хэм вернулся живым из полета, но вот ракета подвела.
Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля или испортить аппаратуру. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с математической задачей, при решении которой получался код разблокировки панели управления.
В конце полёта тормозная двигательная установка ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, после чего спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории, то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно.
После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что космонавт некоторое время испытывал серьёзное затруднение с дыханием.
Посадка внутри спускаемого аппарата не была предусмотрена из-за опасения, что люк может заварить при входе в атмосферу. На высоте 7 километров Гагарин катапультировался и благополучно спустился на землю. Примерно метров 800 она была от меня.
Я пошел навстречу, собираясь спросить, где телефон. Энгельс, где ему вручили поздравительную телеграмму от Н. Первого космонавта планеты сделали национальным героем. Он получил «Золотую Звезду» Героя Советского Союза, орден Ленина, а также множество других в том числе зарубежных наград.
Его изображение было размещено на различных предметах, от почтовых марок до плакатов и значков. Гагарина Гагарин был приглашен на встречи со многими лидерами мира , включая королеву Великобритании Елизавету II. Однако визит в США у первого космонавта не заладился — сказывались напряженные отношения между державами в преддверии встречи Хрущева и Кеннеди в Вене , которая в итоге не разрядила обстановку. Гагарин и В.
В ответ США начали активно развивать свою космическую программу, что привело к созданию программы «Аполлон» и высадке на Луну.
Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии Гагарин стал кандидатом в члены КПСС в 1959 году, а вступил в партию летом 1960 года , политическая активность, социальное происхождение. Непосредственно лётные качества не играли решающей роли — по словам летчика-испытате ля Марка Галлая, принимавшего участие в подготовке будущих космонавтов к полёту: «В любом авиационном полку можно было набрать двадцать таких лётчиков…».
Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов.
Первое — «Успешное», второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане — «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье — «Трагическое», если Гагарин не вернётся живым. Полет Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля Восток был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений. Некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от: 1 системы аварийного спасения на старте, 2 системы мягкой посадки корабля.
Кроме того, из конструкции строящегося корабля Восток-1 была убрана дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180—200 километровую орбиту, он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.
Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур; позывной Гагарина был «Кедр». Ракета-носитель Восток проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма таймера , но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой апогей оказалась на 100 км выше расчётной.
Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамическо го торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней. На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать.
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества
Высота полета корабля «Восток» составила 250-300 км. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, советский космонавт, стал первым человеком в истории, совершившим орбитальный космический полёт. Больше 50 лет назад 12 апреля 1961 года российский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, начав эру полета людей в космос. Во время своего первого полета Гагарин получил позывной «Кедр».
Самолет гагарина
Norwegian 1 год назад Смешно читать такое. После 1961 года у американцев, помимо пристрелочных программ "Меркурий" и "Джемини" были величайшие достижения с шестью успешными высадками на Луну, 133 успешные миссии "шаттлов", с помощью которых NASA построило МКС, были выдающиеся миссии по исследованию дальнего космоса — все эти "Вояджеры", космические телескопы Хаббл и Уэбб, аппараты для изучения Солнца и астероидов, несколько марсоходов; частная компания SpaceX, которая теперь лидер по коммерческим запускам, возит астронавтов и грузы на МКС, развивает глобальную интернет-сеть; сейчас в деле новая лунная программа Artemis.
Чем не космос. На высоте от 18 900 до 19 350 метров находится линия Армстронга. Закипают слёзы, слюна и даже альвеолы лёгких. Выжить без гермошлема не выйдет даже с подачей кислорода. Таким образом, это верхний предел для человека без скафандра, а то, что выше для него - космические высоты, хотя официально признанная граница космоса расположена намного выше 100 километров. Так что не будем слишком строги к «Военной приёмке». Самолёт-то уникальный.
Ни один другой истребитель на такой высоте сейчас не летает и не решает боевые задачи. Хотя последние МиГ-25 были сняты с вооружения Алжира и некоторых других стран совсем недавно. МиГ-25 принадлежит мировой рекорд высоты, который держится без малого полвека. Всего заслуженному пилоту принадлежит 18 мировых авиационных рекордов, три из которых не побиты до сих пор. Где начинается космос реклама Граница ближнего космоса зависит от страны. Над США он начинается на высоте 50 миль, то есть 80 км, в остальных странах космос начинается на 20 км выше. Международной авиационной федерацией условной границей между ближним космосом и земной атмосферой признана линия Кармана, находящаяся на высоте 100 км над земной поверхностью. Вторым преодолевшим линию Кармана человеком в мире стал Алан Шеппард.
Случилось это меньше, чем через месяц после полёта Гагарина, 5 мая 1961 года.
Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, после чего спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории, то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно.
После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что космонавт некоторое время испытывал серьёзное затруднение с дыханием. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься в ледяную воду Волги. Космонавту помогла хорошая предполётная подготовка - управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега. Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:53 на 106-й минуте корабль завершил полёт.
Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное. Запуск первого космонавта планеты Юрия Гагарина стал возможен во многом благодаря Сергею Павловичу Королеву - одному из основных создателей советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигуре в освоении человеком космоса, основателю практической космонавтики. За подготовку первого полёта человека в космос С. Королёв был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Я ведь все еще был в своем ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. Ничего подобного они еще не видели. Это была жена лесника Анна Акимовна Тахтарова со своей шестилетней внучкой Ритой — первые люди, которых я встретил на Земле после полета.
Затем подбежали механизаторы, работавшие неподалеку. Вскоре прибыла группа солдат с офицером, проезжавших на грузовиках по шоссе. Они обнимали меня, жали руки.
Кто-то из них назвал меня майором. Тут за мной прилетел вертолет со специалистами из группы встречи и спортивными комиссарами. Я направился на командный пункт этой группы для того, чтобы обо всем доложить Москве».
Юрий Гагарин в окружении первых свидетелей сразу после приземления Записка Юрия Гагарина, написанная и подписанная им на клочке бумаги, после исторического полёта. У самого космонавта не было никакой связи с центром. В итоге, до сих пор идут споры о том, на поле какого колхоза приземлился Юрий Гагарин: терновского «Ленинский путь» или узморского имени Шевченко.
Ещё одна версия утверждает, что настоящим местом был находящийся чуть севернее полигон у села Подгорное. Капсула «Восток» Первая табличка на месте приземления капсулы Из воспоминаний Николая Айшапаxова в то время учащегося 5-го класса Терновской восьмилетней школы : «Услышав в небе взрыв, а потом увидев два огромных парашюта, мы сбежали с уроков и помчались встречать Гагарина. Хотя сначала не знали, что это был Гагарин.
Мы опоздали минут на десять: его уже увезли в Подгорное. Недалеко от места, где он приземлился — а это именно тот район, где сейчас стоит монумент — мы увидели небольшой ящик. В нем были красные глазки, и он все время пикал.
Видимо, это была рация. Недалеко лежал красный шелковый парашют. Где-то с километр от этого места валялось кресло: собственными глазами видел, как солдаты грузили его в машину.
Рацию сначала охранял милиционер, а потом сбросили парашютистов, и они ее забрали. Кстати, в тот день 12 апреля вертолеты летали к месту приземления и Гагарина то и дело — одни улетали, другие прилетали». Крышка, отделившаяся на высоте 7 километров, падала на Землю отдельно, без парашюта.
Из воспоминаний В. Буцких: «Вдруг в небе раздался как будто взрыв, который бывает, когда самолет преодолевает сверхзвуковой барьер скорости.