Новости день василия великого

новости прихода. 14 января, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля. На Трехсвятие христиане по всему миру возносят свои молитвы трем святителям: Василию Великому, Иоанну Златоусту и Григорию Богослову. Обрезание Господне, день памяти Василия Великого и Новолетие – сразу три праздника отметили на Святой земле.

День памяти святителя Василия Великого сегодня чтят православные христиане

Он учился в лучших школах Кесарии, Византии и Греции. В конце 350-х годов он принял крещение и стал придерживаться аскетического образа жизни. А в 370 году получил сан епископа Кесарии и остаток жизни посвятил служению Всевышнему. Что можно и что нельзя делать 14 января? В этот праздник в храмах проводится литургия, которая была написана этим святым. Вечером 13 января на протяжении многих столетий отмечается Щедрый вечер, в который принято устраивать народные гулянья, петь щедривки и собираться семьей за богатым столом.

В этот день люди с 3 часов утра ходили по деревням и посевали, распевая песни и осыпая хозяев зерном, символизирующим достаток.

Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий — в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним. Епископ Евсевий Кесарийский автор знаменитой «Церковной истории» умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником. Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру 370 г. В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Святитель Василий увидел, как изображение великомученика Меркурия исчезло, а когда вновь появилось на иконе, копье великомученика было обагрено кровью. В это самое время Юлиан Отступник был пронзен копьем и погиб на Персидской войне.

Когда император Валент 361—378 отдал в Никее православную церковь арианам, святитель Василий предложил прибегнуть к Божьему суду: передать церковь той стороне православным или арианам , по чьей молитве откроются ее запертые запечатанные двери. Три дня и три ночи молились ариане, но все было тщетно. После этого к церкви подошел святитель Василий с православным клиром и народом, и по молитве святителя двери храма раскрылись. Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию.

После чего уединился на реке Ирис. Вскоре здесь вместе с единомышленниками святой Василий создал аскетическую, монашескую общину. В своем «понятийском уединении» святой Василий много писал, в том числе им был создан ряд богословских трудов. На основе текстов Нового Завета он составляет сборник правил нравственной жизни.

Очень скоро Василий Великий начал участвовать в догматических спорах, которые волновали регион и Восточную Церковь в целом. А когда в 362 году на епископскую кафедру взошел знатный горожанин Евсевий, далекий от церковных проблем, то святой Василий Великий был приглашен и рукоположен им в пресвитера. Долгое время святитель Василий Великий занимается административными и церковными вопросами епархии, проповедует. В 370 году, после смерти епископа Евсевия, святой Василий Великий возглавляет кафедру и остается на посту епископа на десять лет вплоть до своей кончины в 379 году. Он проявлял себя твердым и принципиальным, сдержанным и строгим в соблюдении канонов. Всегда заботится о благе Церкви.

По окончании Литургии митрополит Григорий совершил славление и молитву святителю Василию Великому. Затем владыка обратился к участникам богослужения с архипастырским словом. Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. Обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.

Обрезание Господне. День памяти свт. Василия Великого

14 января — Васильев день. Что можно и нельзя делать, приметы Очень скоро Василий Великий начал участвовать в догматических спорах, которые волновали регион и Восточную Церковь в целом.
Обрезание Господне и день памяти святителя Василия Великого День памяти собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
С праздником Обрезания Господня и свт. Василия Великого! Праздник Обрезания Господня и день в честь святителя Василия Великого (IV в.), составителя Божественной Литургии.
14 января — Васильев день. Что можно и нельзя делать, приметы — ЯСИА Первый день Нового года по старому календарю назывался Васильевым днем по имени святого Василия Великого.

Лекция 17. Праздники. Обрезание Господне. Свт. Василия Великого

Новости 28-07-2021 28 июля, в день памяти Святого равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия, в день Крещения Руси, в храме Святителя Луки архиепископа Симферопольского и Крымского в Зюзине, возведенного на месте строительства храма в честь Священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, состоялись праздничные богослужения, совершил которые клирик храма иерей Самуил Мнацаканов. В завершение состоялся Крестный ход вокруг храма.

В некоторых местах бытовал обычай отряхивать в этот вечер деревья с присказкой: «Как отряхиваю я белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий! Иконы Согласно иконописному подлиннику XVI века, святитель Василий Великий на фресках и иконах изображался в светлой крещатой фелони, правой рукой он благословляет народ, а в левой держит Евангелие. Позднее появились изображения святителя в рост. На иконах XI века Василий Великий изображается склонившимся в молении, с развернутым свитком в руках. Святитель Василий Великий. Cербия Студеница.

Из деисусного чина. Музей им. Андрея Рублева Святитель Василий Великий. Изображение кисти Феофана Грека. В связи с этим получили распространение совместные изображения Трех святителей. В Древней Руси праздничные иконы Трех святителей получили распространение с XV века, часто в составе минейных икон-таблеток, например, «троицкие» 2-я четверть XV в. Начало XVII в.

Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии В византийском искусстве палеологовского времени появились композиции, раскрывающие тему учительства святых отцов, например, «Беседа трех святителей» или «Благодатные плоды учения» во фресках церкви Архангелов в Леснове, Македония 1347—1349 гг. Василий Великий сидит за пюпитром с крестообразным основанием, от которого исходят потоки вод, то есть «река учения». Савин Никифор Истомин. Государственная Третьяковская галерея, Москва В Московской иконописи иллюстрирование жития Василия Великого встречается чаще. Исключительным богатством иконографических сюжетов 225 листовых миниатюр отличается русский лицевой список Жития Василия Великого 3-й четверти XVI в. Русские памятники XVII в. Храмы на Руси во имя святителя Василия Великого Первый храм, построенный князем Владимиром в Киеве на месте языческого капища, был освящен во имя Василия Великого.

Также князь Владимир воздвиг церковь святого Василия в Вышгороде, где первоначально были похоронены князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Церковь во имя святителя Василия Великого в г. Храм был построен в 1190 году князем Рюриком Ростиславовичем ум. Строительством церкви руководил зодчий Древней Руси Петр Милонег.

Для получения высшего образования Василий переехал в Константинополь, где провел 348-349 гг. Согласно свт. Григорию Нисскому, там он одно время учился у знаменитого ритора Ливания. Сам Василий Великий, обращаясь к Ливанию, писал: «Если мы у вас чему и научились, то это забылось со временем».

Василий перебрался в «обитель наук» - Афины, где его ожидали с нетерпением, поскольку имя его уже было на слуху у многих образованных людей. Это замечание свт. Григория позволяет предположить, что еще в Кесарии вполне проявились способности Василия Великого выступать перед публикой и вести споры, так что всякий афинский учитель был бы рад иметь столь способного ученика. Григорий Богослов, который в это время также учился в Афинах, отмечает у молодого Василия твердость характера и точность речи, редкую проницательность ума. Поначалу Василий Великий был разочарован, не найдя в Афинах того, ради чего приехал, называя этот город призрачным раем. В каждой науке, составлявшей в то время высшее образование, Василий добивался исключительного успеха - в риторике, грамматике, метрике и философии; кроме того, он освоил астрономию, геометрию и арифметику настолько, что был неуязвимым перед искушенными. Помимо этого Василий Великий изучил не входившую в основные образовательные программы медицину, не в последнюю очередь в связи с собственным слабым здоровьем. Более всего свт.

Григорий выделяет успехи Василия в изучении этики, связанной с умением различать добро и зло, а также его умение ориентироваться в юридических делах, что было тогда необходимо епископу. Василий и Григорий были руководимы одним призванием - быть и именоваться христианами. Обилие же в Афинах идолов и др. По словам Григория, они знали «две дороги: одна, первая и превосходнейшая, вела к... Их учителями в мирских науках называют знаменитых риторов Афин того времени: Имерия, родом из Вифинии, и христианина Проэресия из Кесарии Каппадокийской. В Афинах было принято обучаться у своих соотечественников, но Василий, будучи приписан к школе Проэресия, параллельно посещал занятия и у Имерия и др. С некоторыми из соучеников по Афинам и К-полю Василий впосл. Среди них были Софроний, буд.

Возможно, Василий Великий застал в Афинах буд. Юлиана Отступника, прибывшего туда в 355 г. Возвращение на родину, крещение Ок. Поводом для этого послужила весть об учении и подвижнической жизни Евстафия, еп. Севастии в М. С 40-х гг. Евстафий Севастийский был главным проводником монашеского идеала в М. Армении, Понте и Пафлагонии; он оказал значительное влияние на семью Василия Великого.

Ирис, недалеко от ее слияния с р. Лик совр. Келькит в окрестностях маленького городка Ивора совр. Эрбаа с тем, чтобы жить сообразно аскетическому учению Евстафия. Несмотря на некоторую настороженность к Евстафию со стороны православных, отношение к нему семьи Василия оставалось дружеским вплоть до охлаждения в 372 г. Позже В. По возвращении из Афин Василий не нашел Евстафия на родине: в это время тот был в Сирии. Василий не смог сразу же отправиться за Евстафием, возможно, как это следует из его письма, из-за болезни.

Понт, он перебрался в Кесарию Каппадокийскую для преподавания риторики, а также для исполнения обязанностей адвоката в суде. Неокесария направляла к нему посольство с предложением возглавить в городе воспитание юношества, однако он остался в Кесарии, где преподавал длительное время. О послеафинском периоде свт. Григорий Богослов пишет, что, вернувшись домой, Василий и он «несколько уступили миру и общественной жизни», «Василия... Григорий Нисский отмечает, что по приезде В. Возможно, свт. Григорий сознательно преувеличивает здесь роль сестры и не говорит о влиянии, какое имел на Василия Великого в этот период Евстафий Севастийский Maraval. Ни Григорий Богослов, ни Григорий Нисский в жизнеописаниях Василия Великого вообще не упоминают Евстафия, что может объясняться позднейшим признанием учения Севастийского епископа еретическим и разрывом с ним Василия.

К послеафинскому периоду относится крещение Василия Великого: в детстве, очевидно, он не был крещен. Будущий святитель писал о себе, что почти всю юность потратил на суетное уразумение мудрости. Принято считать, что Василий Великий был крещен в Кесарии в возрасте 27 лет, т. Проведя нек-рое время в Александрии, Василий Великий вернулся в Каппадокию. Это путешествие заняло целый год ок. Различные рукописные версии письма святителя предоставляют возможность предполагать, что Василий Великий посетил нек-рые монашеские центры на севере Египта. По возвращении из путешествия на родину Василий Великий отправился в родовое имение Анниса, где уже неск. Здесь Василий перебрался на противоположный берег р.

Ирис, на расстояние 3 дней пути, в место, где прежде нес монашеский подвиг его брат Навкратий. В отличие от жилища матери и сестры, располагавшегося подле деревни, место уединения Василия Великого находилось в стороне от поселений и было труднодоступным.

А если кутья горчила, то дурных новостей.

Удавшуюся кашу съедали до последней ложки, а горчившую, выбрасывали в прорубь, чтоб отвести от дома беду. Считалось также что: Растущая луна в ночь на 14 января — к грядущему половодью весной. Если утром сыпал снежок, значит, весна будет поздней, а вторая половина зимы — снежной.

Ветер с севера в этот день означал холодное лето, с запада — с бурями и грозами, с востока — жару, засуху, а если ветер с юга — будет обычный год. Родившиеся на Василия дети должны быть богатыми и удачливыми.

Память святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Во времена иконоборчества в правление византийского императора Константина V Василий отказался подписать постановление Иерийского собора об уничтожении икон. Святитель Василий Великий «Для нас, цареградцев, сей день – особая дата: Святителя Василия Великого мы почитаем во своих Небесных покровителях. На Трехсвятие христиане по всему миру возносят свои молитвы трем святителям: Василию Великому, Иоанну Златоусту и Григорию Богослову. До самой кончины Василий Великий помогал бедным и нуждающимся, причем зачастую совершенно безвозмездно. День памяти Василия Великого также известен в качестве Васильева дня. Митрополит Исидор поздравил Василия Анохина с Днём рождения и вручил ему икону святителя Василия Великого.

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Что строго запрещено делать в день Василия Парильщика, 25 апреля - МК Волгоград В храме Покрова Пресвятой Богородицы празднуют сразу три события: День памяти проповедника Василия Великого, Обрезание Господне и 50-летний юбилей настоятеля храма, благочинного четвёртого округа Барышской епархии протоиерея Андрея Филькина.
День святителя Василия Великого 15 апреля, в Великую Субботу Страстной седмицы, епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого, предваряемую вечерней с чтением 15-ти паремий.
В Великую субботу епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий совершил Литургию Василия Великого В православной церкви праздник Обрезание Господне соединяется с памятью Святителя Василия Великого, известного также как Василий Кесарийский.
14 января — Васильев день. Что можно и нельзя делать, приметы Обрезание Господне, день памяти Василия Великого и Новолетие – сразу три праздника отметили на Святой земле.

Православные ульяновцы почтили память Василия Великого

Ряд творений святой Василий Великий посвятил толкованию Священного Писания, однако, до наших дней дошел только Шестоднев и комментарии к некоторым псалмам. 12 февраля православные верующие чтят память трех святых — Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого. В день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, в нижнем приделе Свято-Алексеевского храма Костромы была совершена Божественная литургия святителя Василия Великого. 12 февраля православные христиане с особым торжеством празднуют Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В этот день – 14 января (а по старому стилю – 1 января) – православные христиане вспоминают святого Василия Великого. Это большой праздник для нас: имя святителя Василия Великого – богослова, подвижника IV века и основателя церковной благотворительности – Центр носит почти 20 лет.

Навигация по записям

  • Курсы валюты:
  • Содержание
  • День Василия: что можно и нельзя делать в этот праздник – православным на заметку
  • 14 января день Василия Великого: какие запреты нужно обязательно соблюдать
  • Что можно и нельзя делать в день Василия 25 апреля, который называют Парильщик

Святитель Василий Великий

Первый день Нового года по старому календарю назывался Васильевым днем по имени святого Василия Великого. Митрополит Исидор поздравил Василия Анохина с Днём рождения и вручил ему икону святителя Василия Великого. Митрополит Исидор поздравил Василия Анохина с Днём рождения и вручил ему икону святителя Василия Великого. Она совершается в день памяти святителя Василия — 14 января по новому стилю (1 января по ), а также в первое, второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу. В возрождаемом храме Василия Великого люди молитвенно благодарят великого русского полководца Александра Васильевича Суворова за мир и великий подвиг во имя своей страны, народа и православной веры.

Содержание

  • 14 января день Василия Великого: какие запреты нужно обязательно соблюдать
  • Как появился Васильев день
  • День Василия Великого: приметы, что можно и нельзя делать 14 января
  • Что строго запрещено делать в день Василия Парильщика, 25 апреля

Что строго запрещено делать в день Василия Парильщика, 25 апреля

14 января, в праздник Обрезания Господня и в день памяти святителя Василия Великого, настоятель и верующие прихода святых жен-мироносиц Русской Православной Церкви в Венеции после праздничного богослужения в церкви прихода посетили кафедральный собор во. У родителей Василия Великого было 4 сына и 5 дочерей, иногда говорят о 10 детях. В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. 14 января, в праздник Обрезания Господня и в день памяти святителя Василия Великого, настоятель и верующие прихода святых жен-мироносиц Русской Православной Церкви в Венеции после праздничного богослужения в церкви прихода посетили кафедральный собор во.

Великая суббота: Литургия святителя Василия Великого

Богослужение в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого. Сегодня мы вспоминаем святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, которому этот храм и посвящён. Она совершается в день памяти святителя Василия — 14 января по новому стилю (1 января по ), а также в первое, второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу.

Обре́зание Господне. Свт. Василия Великого.

С праздником Обрезания Господня и свт. Василия Великого! Святитель Василий Великий скончался в 379 году, в возрасте 49 лет.
Обрезание Господне. День памяти Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской Василия Великого, митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, совершил Божественную литургию св. Василия Великого в Храме Христа Спасителя.
Святитель Василий Великий | 13.01.2024 | Московский Данилов монастырь 12 февраля православные христиане с особым торжеством празднуют Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Васильев день: дата, история и традиции празднования

Григорий Богослов. Его детство прошло в окрестностях Неокесарии; впосл. Сразу после рождения Василий был отдан кормилице в семью, получившую в качестве платы несколько рабов. Его молочный брат Дорофей, к которому Василий сохранил теплые чувства, впоследствии стал пресвитером. С самого раннего возраста Василий отличался чрезвычайно хрупким здоровьем, болезнь сопровождала его неотлучно всю жизнь. Еще в младенчестве он перенес смертельный недуг, от которого чудесным образом исцелился: его отец увидел Христа, говорящего: «Пойди, сын твой здоров» Ин 4. Детство его прошло при бабке Макрине в окрестностях Неокесарии. От Макрины Старшей будущий святитель получил первые духовные познания: она передала ему «речи блаженнейшего Григория [Чудотворца]» и «воспитала в благочестивых учениях». С детства усвоенные понятия о Боге Василий пронес через всю жизнь, лишь «доводя [их] до возможного совершенства». Образование Согласно античной образовательной традиции, Василий должен был с 7 лет посещать начальную школу.

Василий Старший, будучи известным ритором в Неокесарии, желал обеспечить своим детям получение хорошего светского образования наряду с духовным воспитанием. Под его руководством Василий Великий начал изучать первоначальный круг наук и упражняться в благочестии, преуспевая как в слове, так и в делах. Однако вследствии ранней смерти 1-я пол. Василий отправился для поступления в училище в Кесарию Каппадокийскую, местную «митрополию наук». Здесь, вероятно, он познакомился с Григорием Богословом, ставшим впоследствии его близким другом. Для получения высшего образования Василий переехал в Константинополь, где провел 348-349 гг. Согласно свт. Григорию Нисскому, там он одно время учился у знаменитого ритора Ливания. Сам Василий Великий, обращаясь к Ливанию, писал: «Если мы у вас чему и научились, то это забылось со временем».

Василий перебрался в «обитель наук» - Афины, где его ожидали с нетерпением, поскольку имя его уже было на слуху у многих образованных людей. Это замечание свт. Григория позволяет предположить, что еще в Кесарии вполне проявились способности Василия Великого выступать перед публикой и вести споры, так что всякий афинский учитель был бы рад иметь столь способного ученика. Григорий Богослов, который в это время также учился в Афинах, отмечает у молодого Василия твердость характера и точность речи, редкую проницательность ума. Поначалу Василий Великий был разочарован, не найдя в Афинах того, ради чего приехал, называя этот город призрачным раем. В каждой науке, составлявшей в то время высшее образование, Василий добивался исключительного успеха - в риторике, грамматике, метрике и философии; кроме того, он освоил астрономию, геометрию и арифметику настолько, что был неуязвимым перед искушенными. Помимо этого Василий Великий изучил не входившую в основные образовательные программы медицину, не в последнюю очередь в связи с собственным слабым здоровьем. Более всего свт. Григорий выделяет успехи Василия в изучении этики, связанной с умением различать добро и зло, а также его умение ориентироваться в юридических делах, что было тогда необходимо епископу.

Василий и Григорий были руководимы одним призванием - быть и именоваться христианами. Обилие же в Афинах идолов и др. По словам Григория, они знали «две дороги: одна, первая и превосходнейшая, вела к... Их учителями в мирских науках называют знаменитых риторов Афин того времени: Имерия, родом из Вифинии, и христианина Проэресия из Кесарии Каппадокийской. В Афинах было принято обучаться у своих соотечественников, но Василий, будучи приписан к школе Проэресия, параллельно посещал занятия и у Имерия и др. С некоторыми из соучеников по Афинам и К-полю Василий впосл. Среди них были Софроний, буд. Возможно, Василий Великий застал в Афинах буд. Юлиана Отступника, прибывшего туда в 355 г.

Возвращение на родину, крещение Ок. Поводом для этого послужила весть об учении и подвижнической жизни Евстафия, еп. Севастии в М. С 40-х гг. Евстафий Севастийский был главным проводником монашеского идеала в М. Армении, Понте и Пафлагонии; он оказал значительное влияние на семью Василия Великого. Ирис, недалеко от ее слияния с р. Лик совр. Келькит в окрестностях маленького городка Ивора совр.

Эрбаа с тем, чтобы жить сообразно аскетическому учению Евстафия. Несмотря на некоторую настороженность к Евстафию со стороны православных, отношение к нему семьи Василия оставалось дружеским вплоть до охлаждения в 372 г. Позже В. По возвращении из Афин Василий не нашел Евстафия на родине: в это время тот был в Сирии. Василий не смог сразу же отправиться за Евстафием, возможно, как это следует из его письма, из-за болезни. Понт, он перебрался в Кесарию Каппадокийскую для преподавания риторики, а также для исполнения обязанностей адвоката в суде. Неокесария направляла к нему посольство с предложением возглавить в городе воспитание юношества, однако он остался в Кесарии, где преподавал длительное время. О послеафинском периоде свт.

Благодать, исходившая от Ее Лика, тронула сердца язычников, и они крестились. В конце XIII в. В ночь перед казнью он, придя с этой иконой на берег реки Оки, сняв с себя епископскую мантию, распростер ее по воде и чудесным образом встал на ткань. Сильный ветер понес его против течения. Епископ доплыл до места, называемого старой Рязанью, где жили князья Феодор и Константин, которые вместе с духовенством и народом вышли с крестным ходом навстречу святителю. С тех пор епископская кафедра в Муроме была упразднена, а учреждена в Рязани, где и осталась чудотворная икона, которую стали называть еще «Молением св. Празднество чудотворной иконе было установлено в 1810 году указом Св. Синода по желанию жителей Мурома 25 апреля, в день памяти святителя Василия Рязанского. Подлинник иконы не сохранился, но с Муромской иконы часто писались списки, многие из которых в настоящее время находятся в различных храмах и музейных собраниях.

Под его руководством Василий Великий начал изучать первоначальный круг наук и упражняться в благочестии, преуспевая как в слове, так и в делах. Однако вследствии ранней смерти 1-я пол. Василий отправился для поступления в училище в Кесарию Каппадокийскую, местную «митрополию наук». Здесь, вероятно, он познакомился с Григорием Богословом, ставшим впоследствии его близким другом. Для получения высшего образования Василий переехал в Константинополь, где провел 348-349 гг. Согласно свт. Григорию Нисскому, там он одно время учился у знаменитого ритора Ливания. Сам Василий Великий, обращаясь к Ливанию, писал: «Если мы у вас чему и научились, то это забылось со временем». Василий перебрался в «обитель наук» - Афины, где его ожидали с нетерпением, поскольку имя его уже было на слуху у многих образованных людей. Это замечание свт. Григория позволяет предположить, что еще в Кесарии вполне проявились способности Василия Великого выступать перед публикой и вести споры, так что всякий афинский учитель был бы рад иметь столь способного ученика. Григорий Богослов, который в это время также учился в Афинах, отмечает у молодого Василия твердость характера и точность речи, редкую проницательность ума. Поначалу Василий Великий был разочарован, не найдя в Афинах того, ради чего приехал, называя этот город призрачным раем. В каждой науке, составлявшей в то время высшее образование, Василий добивался исключительного успеха - в риторике, грамматике, метрике и философии; кроме того, он освоил астрономию, геометрию и арифметику настолько, что был неуязвимым перед искушенными. Помимо этого Василий Великий изучил не входившую в основные образовательные программы медицину, не в последнюю очередь в связи с собственным слабым здоровьем. Более всего свт. Григорий выделяет успехи Василия в изучении этики, связанной с умением различать добро и зло, а также его умение ориентироваться в юридических делах, что было тогда необходимо епископу. Василий и Григорий были руководимы одним призванием - быть и именоваться христианами. Обилие же в Афинах идолов и др. По словам Григория, они знали «две дороги: одна, первая и превосходнейшая, вела к... Их учителями в мирских науках называют знаменитых риторов Афин того времени: Имерия, родом из Вифинии, и христианина Проэресия из Кесарии Каппадокийской. В Афинах было принято обучаться у своих соотечественников, но Василий, будучи приписан к школе Проэресия, параллельно посещал занятия и у Имерия и др. С некоторыми из соучеников по Афинам и К-полю Василий впосл. Среди них были Софроний, буд. Возможно, Василий Великий застал в Афинах буд. Юлиана Отступника, прибывшего туда в 355 г. Возвращение на родину, крещение Ок. Поводом для этого послужила весть об учении и подвижнической жизни Евстафия, еп. Севастии в М. С 40-х гг. Евстафий Севастийский был главным проводником монашеского идеала в М. Армении, Понте и Пафлагонии; он оказал значительное влияние на семью Василия Великого. Ирис, недалеко от ее слияния с р. Лик совр. Келькит в окрестностях маленького городка Ивора совр. Эрбаа с тем, чтобы жить сообразно аскетическому учению Евстафия. Несмотря на некоторую настороженность к Евстафию со стороны православных, отношение к нему семьи Василия оставалось дружеским вплоть до охлаждения в 372 г. Позже В. По возвращении из Афин Василий не нашел Евстафия на родине: в это время тот был в Сирии. Василий не смог сразу же отправиться за Евстафием, возможно, как это следует из его письма, из-за болезни. Понт, он перебрался в Кесарию Каппадокийскую для преподавания риторики, а также для исполнения обязанностей адвоката в суде. Неокесария направляла к нему посольство с предложением возглавить в городе воспитание юношества, однако он остался в Кесарии, где преподавал длительное время. О послеафинском периоде свт. Григорий Богослов пишет, что, вернувшись домой, Василий и он «несколько уступили миру и общественной жизни», «Василия... Григорий Нисский отмечает, что по приезде В. Возможно, свт. Григорий сознательно преувеличивает здесь роль сестры и не говорит о влиянии, какое имел на Василия Великого в этот период Евстафий Севастийский Maraval. Ни Григорий Богослов, ни Григорий Нисский в жизнеописаниях Василия Великого вообще не упоминают Евстафия, что может объясняться позднейшим признанием учения Севастийского епископа еретическим и разрывом с ним Василия. К послеафинскому периоду относится крещение Василия Великого: в детстве, очевидно, он не был крещен. Будущий святитель писал о себе, что почти всю юность потратил на суетное уразумение мудрости. Принято считать, что Василий Великий был крещен в Кесарии в возрасте 27 лет, т. Проведя нек-рое время в Александрии, Василий Великий вернулся в Каппадокию. Это путешествие заняло целый год ок. Различные рукописные версии письма святителя предоставляют возможность предполагать, что Василий Великий посетил нек-рые монашеские центры на севере Египта.

Рцем вси, Господи, услыши и милостивно помилуй». По окончании богослужения отец Александр поздравил молящихся с праздником и произнес проповедь. В течении всего дня в Александро-Невском кафедральном соборе совершилось освящение куличей.

14 января — день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской

Когда Василию было всего 14 лет, он потерял отца и мать, и воспитанием ребенка занялась образованная бабушка Микрина, тоже христианка. Ценность ее знаний, в частности, обуславливалась свидетельством гонений на христиан в годы правления жесткого императора Диоклектиана и наставлений святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского. С бабушкой будущий подвижник прожил в пригороде Кесарии вплоть до ее кончины. До кончины бабушки юноша жил вместе с ней. Но когда она отправилась на небеса, Василию пришлось покинуть дом. Таким образом, в 17 лет он отправился в путь, чтобы получить дальнейшее образование. Сначала он посетил Кесарию, Константинополь, а после прибыл в Афины, где можно было углубить знания, как нигде в другом месте.

Наивысшим даром стало учение для Василия, ведь он был очень способным и усидчивым.

Славен св. Василий и своими трудами на благо церковного мира и единства, он с пастырской заботой неизменно поддерживал христиан, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению в борьбе со сторонниками лжеучения Ария. Известны нестяжательность святого и его подвиги воздержания, он щедро жертвовал бедным, строил богадельни, странноприимные дома, лечебницы, основал несколько монастырей в Понтийской области и продумал для них устав. Уже в возрасте сорока лет св. Василий называл себя в письмах стариком, его не крепкое с юности здоровье был подорвано аскетическими трудами. Святитель Василий Великий Один из самых известных святых отцов, входящий в число Великих Каппадокийцев, богослов и проповедник Василий Великий отошел ко Господу на пятидесятом году жизни, но успел оставить богатейший вклад в святоотеческую литературу, его сочинения девять бесед на шестоднев; шестнадцать бесед на разные псалмы; пять книг в защиту православного учения о Св. Троице против Евномия; двадцать четыре беседы о разных предметах; семь аскетических трактатов; нравственные правила, в двух редакциях пространной и краткой ; устав подвижнический; две книги о крещении; книга о Духе Св. Обрезание было установлено Богом и заповедано чрез Авраама всему избранному народу еврейскому. Оно было знаком вступления в Завет с Богом, печатью обещания быть в неизменном послушании Ему с дней детства, быть Ему верным до пролития крови; оно совершалось во образ отсечения страстей плотских, обрезания жестокосердия самого сердца, которое так гибельно было для Израиля и так часто заставляло его отступать от Бога своего.

И вот Господь наш, будучи безгрешным, Сам терпит обрезание, чтобы научить покоряться воле Божией требующих обрезания сердец, очищения от множества грехов, «закона Творец законная исполняет», чтобы Своим примером показать, как никто не может прийти к Богу помимо закона Господня. Неужели Христовы мученики должны были запечатлевать кровию завет верности своей Христу, а мы имеем право торжествовать победу их лишь на пиру житейских наслаждений, мы, ради которых проливается кровь Христа и Его святых мучеников? Не должны ли мы быть мучениками, если не кровью, то «произволением», как святитель Василий, который в ничто вменял изгнание, темницы, лишение имущества если его у него можно вообразить , пытки, самую смерть? Верность совести должны мы, братие, также проявлять до готовности пострадать «даже до крови», чтобы, подобно Василию, «неработен душевный соблюсти сан», то есть звание христианина соблюсти непорабощенным страстям мира до мученичества, а не так, чтобы отпадать от Христа при всяком натиске вражеских страстей на душу, как на войне презренные изменники сдаются врагу при малейшей опасности для их жизни. Священномученик Фаддей Успенский Что такое обрезание? Ветхозаветное установление обрезания заключается в обрядовом отторжении крайней плоти детородного органа у всех младенцев мужского пола. В тот же день — восьмой по рождении — нарекается имя. Иисус Христос — потомок Авраама по плоти — был в надлежащее время обрезан и назван именем, предвозвещенным Архангелом Гавриилом, когда он благовестил Пресвятой Деве Марии тайну воплощения и рождения от Нее Сына Божия Лк.

С бабушкой будущий подвижник прожил в пригороде Кесарии вплоть до ее кончины. До кончины бабушки юноша жил вместе с ней.

Но когда она отправилась на небеса, Василию пришлось покинуть дом. Таким образом, в 17 лет он отправился в путь, чтобы получить дальнейшее образование. Сначала он посетил Кесарию, Константинополь, а после прибыл в Афины, где можно было углубить знания, как нигде в другом месте. Наивысшим даром стало учение для Василия, ведь он был очень способным и усидчивым. А досуг скрашивала преданная дружба с Григорием Богословом. В 20-летнием возрасте будущий святитель покинул Афины, завершив образование и, вернувшись в Кесарию, получил профессию адвоката.

В 1382 г. Тохтамыш не дал Михаилу великого княжения, но задержал Василия у себя и требовал за него 8000 рублей выкупа. Только в 1385 году молодой князь сумел спастись бегством из плена. После смерти отца Василий получил по завещанию лучшие и сильнейшие города: Владимир, Коломну, Кострому и Переяславль. Уже в самом начале своего княжения он показал, что останется верен политике отца и деда и с успехом продолжил объединение русских земель вокруг Москвы. Он успешно воевал с Новгородом Великим, нижегородскими, суздальскими князьями, рязанским князем Олегом Ивановичем, Литвой. По его приказу были "срублены" города Ржев и Плес. В его правление в Московском Кремле был построен Благовещенский собор. С Ордой Василий старался поддерживать хорошие отношения, но после того, как в 1395 г. Василий I, оставив в осажденной Москве "воевод и многое множество народа", отправился в Кострому собирать войско. Упорная оборона москвичей вынудила Едигея, простоявшего с войском месяц под стенами, отступить. Едигею не удалось разбить войска Великого Князя и под Костромой. Опустошив во время похода значительные территории Руси, татары вынудили Василия I вновь платить дань Орде, но не добились своей главной цели - восстановления власти Золотой Орды над Русью. Скончался Великий Князь Василий I 27 февраля 1425 г. Погребен в Москве, в Архангельском соборе. Также сегодня мы вспоминаем военного историка А. Висковатова 1804-1858. Александр Васильевич Висковатов родился 22 апреля 1804 г. Окончил 1-й кадетский корпус. Служил в артиллерии, морском министерстве, затем в ведомстве военно-учебных заведений. Висковатов занимался главным образом изучением вещественных памятников и историю воинских частей. Его крупнейшей работой считается многотомное «Историческое описание одежды и вооружения российских войск». Эта работа стала результатом кропотливых архивных изысканий, содержит 4 тысячи цветных иллюстраций. Висковатов также является автором труда «Хроники Российской армии», «Хроники российской императорской армии». Собрал ценный материал по истории русского флота, вошедший в «Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия». Вместе с А. Михайловским-Данилевским участвовал в подготовке и создании Военной галереи Зимнего дворца, составил текст для военно-хронологических надписей на стенах Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца. Висковатов умер в 1858 г. Сегодня мы также вспоминаем писателя, философа, музыкального критика В. Одоевского 1803-1869. Владимир Федорович Одоевский родился 30 июля 1803 г. Отец происходил из древнего княжеского рода. В 1816-1822 гг. Тогда же начал сотрудничать с журналом «Каллиопа» 1820. В это время он увлекся философией Ф.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий