В отличие от православной славянская Масленица (другое название Комоедица) всегда проходила именно в день весеннего равноденствия, вне зависимости от других праздников. Отсчет праздников у славян начинался с 21-го декабря — символической победы света над тьмой.
ПОДМЕНА СЛАВЯНСКИХ ПРАЗДНИКОВ ХРИСТИАНСКИМИ
Готовимся к встрече молодого Солнца! Самое время сейчас к колядкам готовится. У нас на севере народ знающий живет, многие куклы колядные шьют, наряды готовят, да песни разучивают. В наших краях еще помнят то, что другие позабыли. Вот и ты, мил человек, слушай мой сказ, да корни свои вспоминай, там много чего найдешь благодатного да родного.
Теперь и ты знаешь, что Коляда — светлый праздник славян, дата которого выпадает на 22 декабря сего года. Знал ли ты раньше, когда и как его люди встречают? Знание — и есть сила. Сила твоя, добрый человек, в том, чтоб самому решать, где Родные Боги, а где нет, где истинные праздники, а где чуждые.
А ты, поди, думал, что Коляду — старинный праздник славян, следует встречать в январе, после православного Рождества? Многие так думают, только не правда это, а кривда. Аль не согласен со мной? Иль еще чего хочешь разузнать про Коляду?
Ты спрашивай, не стыдись!
Обделить, выгнать гостей означало разгневать самого Коляду. Поэтому все заранее запасались конфетами, пирогами и другими угощениями. Селяне верили, что по окрестностям и дворам ходит Морок — бог лютого холода, насылая гибельные морозы. Чтобы уберечься от стужи, жители стремились задобрить сурового Морока, ставя на подоконник кисель, кутью, блины, пироги, сладости. И только к середине 19 века языческий бог обрел новое лицо, став добрым Дедом Морозом и приняв роль дарителя. Новогодний вечер имел сакральное значение.
Произносились заклинания, уберегающие от несчастий в новом природном цикле. Отсюда и вера в то, что жизнь в новом году зависит от того, как проведешь этот вечер. Лют — это волк. Отсюда и название месяца, так как февраль — пора волчьих свадеб. День посвящен почитанию врага и признанию достойных противников. Проходят первые «заклички» Весны. Селяне обращались к богине Живе и Ярилу-солнцу, чтобы они поскорее послали на землю тепло.
Праздники зимы не заканчивались с приходом календарной весны. Весенние праздники С 9 по 12 марта проходили Сороки. С вершин холмов начинал сходить снег, оголялась почва. Такие участки называли «Ярилиными Плешами». Приурочивалась к весеннему равноденствию. Перед основным торжеством полагалась Масленичная неделя седмица. Период возрождения, пробуждения природы от зимнего сна.
Летние праздники С конца мая по вторую ночь июня гуляли Зеленые святки.
Традиции и обряды запутаны, как ничто другое. Вот, например, «сороки» - славянский праздник, называемый также «Заклички Весны». Как здорово 9 марта вывалиться на улицу вместе с детворой и пакетиком напечённых дурмяно пахнущих булочек в виде птичек - жаворонков, оглядеться вокруг, поморгать от весеннего солнышка, присмотреться окрест — не летит где стая птиц? Ведь это не просто птицы, это сорок волшебных духов, спустившихся к нам в этот день со Светлого Ирия! Покормить очумелых от счастья уличных птичек, пересказать народную примету восхищенной малышне: «На Сороки — прилёт жаворонков: сколько проталинок, столько жаворонков, а если уж они опустятся на какой двор, то будет там добро, благоденствие весь год».
Да вот незадача. Поищите знания, когда празднуют Сороки. Кто авторитетно расскажет про 9 марта. Кто деликатно поправит, что, мол, праздник, конечно, замечательный, но высматривать посланцев Ирия нужно 21. Кто — то начнет возмущаться, рассказывать, со знанием природопользования, что сороки уже начали вить гнезда, и праздник, мол, был уже 2 недели назад. Хотя потом выяснится, что спорщик живет поюжнее заснеженного Русского Севера, а сомнения уже дали свои ядовитые всходы...
Сколько таких примеров! Когда праздновать Перунов день? То ли 22 июля, то ли седьмого августа. А важно ведь определиться, ведь это конец лета и именно тогда навьи вылезают из рек, и нельзя детей отпускать со двора! А Водокрес — водосвят? Ведь предполагается, что вода в этот день становится целебной, настоящей живой водой.
Когда — же искать прорубь-то? То ли 6 января, то ли 19.. Вот такая путаница происходит со славянскими праздниками! Календарь праздников славян у каждого свой! Несчастливое число 13 И, если желающий найти правду в этих противоречивых календарях присмотрится к спорным датам, везде он найдёт это несчастливое число 13! Вот что наделал с нами давнишний переход на другой календарь!
Знаю, что не только мы все напутали, за давностью лет перепутали все славянские праздники. Еще ученые мужи девятнадцатого века, свободно оперируя двумя календарями сразу, называя даты без уточнения используемого календаря, сбили настройки точного времени, столкнули весь народ с истинного пути.
Подмена славянских праздников Последняя редакция 29. Однако сделать это силой не удалось. Тогда христианство пошло другим путем: путем подмены славянских праздников на свои подходящие. Если вы вдруг не верите, что так все и было, вспомните, как бывший праздник 7 ноября - День октябрьской революции 1917 года, "Красный день календаря", был отменен, а вместо него с 2005 года в России отмечается 4 ноября - День народного единства.
Славянские праздники: как отмечали на Руси
Коляда также считается покровителем волхвов и жрецов: он принес людям знание и наставил на путь истинный. Коляда — языческий бог, которого изображали либо младенцем, либо крепким юношей со светлыми волосами и мечом в руках острие меча направлено вниз, что означает мир и доброе соседство между славянскими общинами и племенами. В печах в этот день гасили старый огонь и разводили новый — Колядин. На Руси было принято печь обрядовое печенье в форме коров-рогаликов или кренделя и баранки. В ночь на праздник Коляды славяне разжигали огромные костры, которые должны были гореть ровно 12 дней.
Вокруг костров собирались нарядные молодые люди, водили хороводы, рассказывали сказки, пели и прыгали через пламя. А еще изготавливали специальные маски, чтобы человека никто не мог узнать. В таком виде ряженые танцевали, пели и колядовали по дворам, желая благополучия каждому дому и требуя взамен подарки.
Ткать Пряжу Судеб ей помогают богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов — добрыми или злыми. Покута — то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат и т.
Некоторые источники утверждают, что культ Мокоши возник 30-40 тыс. Мокошин металл — серебро, камни — горный хрусталь и т. Зверь Мокоши — кошка. Символами этой богини являются пряжа, клубок шерсти, веретено; их и приносили на капища. Перун megabook.
После принятия христианства пятый день недели — пятница — связывался со святыми женского пола. В этот день женщинам категорически запрещалось прясть ткань, стирать, а также купать детей и купаться самим. Считалось, что Мокошь может сурово наказать нарушающих запреты — наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене. Еще одна особенность праздника — двухкольцевой хоровод.
Задача: сонастройка человека и его будущей жизни в течение грядущего лета с единым природным ритмом мира. Цели для каждого человека: получение дополнительных необходимых сил, знаний, навыков и умений для счастливой и гармоничной жизни, реализации своего предназначения и применения; достижение внутреннего спокойствия и уверенности в себе через познание своего внутреннего и внешнего места Силы; получение прямого благослАвления на реализацию созданного замысла, нейтрализацию возможных препятствий для его воплощения; выправление судьбы путём отработки ошибок, допущенных в уходящем Лете с целью освобождения от их возможных кармических последствий; преображение и трансформация своей личности, утверждение и усиление положительных качеств, нивелирование и, при необходимости, полная нейтрализация отрицательных качеств натуры. Каждый Праздничный День имеет своё название, суть, глубинное значение, ритм и содержание. Накануне, иногда за 2-3 суток до начала праздника, все участники сходятся и съезжаются на место его проведения. Уже сам этот процесс бывает настолько мистическим, что запоминается на долгие лета. Суть праздника: день всеобщего лада и гармонии.
В первый день праздничного периода всех людей необходимо «причесать» и привести в состояние здесь и сей час, дабы в следующие дни всё задуманное было успешно реализовано. Вся программа праздника выстраивается таким образом, чтобы к завершению дня каждый человек проявил себя в самом лучшем своём качестве и образе. В понятие «семья» в нашей культуре вкладывается понятие общности супругов со своими детьми которым ещё не исполнилось 16 лет от рода. При этом, сама семья начинается с двух человек. Мужчины и женщина, объединённые в единый семейный союз, которые помогают друг другу обрести мужскую и женскую долю. Супруги всю свою совместную жизнь обучаются выстраивать славные и справные любомудрые отношения. Именно супружеским парам, настоящим и будущим, уделяется особе внимание в этот праздничный день…. И, конечно, их чадам, детям, отрокам и подросткам. Нередко именно в этот день многие молодые девушки и юноши впервые знакомятся друг с другом, определяясь в своей симпатии. Суть праздника: день справной и славной любомудрости в семье.
Слово «мир», может обозначать «состояние без войны». Слава и Любовь всем в семейном Союзе! В этот день многие заново познают друг друга. Каждый человек приоткрывает определённую, иногда ранее не показанную, часть своей Души. Те, кто помогли нам родить тело для воплощения нашей Души в этом мире. Эти родители являются для каждого из нас ближайшими прямыми представителями Рода—Породителя. Суть праздника: день родового лада и гармонии. Все мероприятия этого праздничного дня направлены на укрепление родовых устоев, родовых взаимоотношений, Силы и Духа Рода—Породителя.
В день Рождества по домам ходили христославы — подростки, которые с разрешения хозяев пели тропари, псалмы или другие божественные произведения.
Часто они несли с собой светящуюся «вифлеемскую звезду» на палочке. Поскольку на Рождество пост заканчивался, праздник отмечали обильным обедом, на котором было много мяса — прежде всего, свинины: поросёнок, начинённый кашей, копчёный окорок, холодец из свиных ножек и т. Крещение На Рождество и Крещение дети или молодёжь устраивали обходы домов. Возле каждого они пели колядки — специальные песенки с пожеланием здоровья и богатства хозяевам, требованием вознаграждения и угрозами тем, кто жадничает. Хозяева дома в ответ давали колядовщикам пироги, печенья-козульки и сладости. Компанией колядовщиков командовала девушка, которую называли мехоноска — потому что она несла мешок с собранной едой и руководила её последующим дележом. Святочные молодёжные посиделки проходили особенно празднично: на них собиралось больше народа, в том числе зрители, все пели, плясали, играли в игры. Девушки старались продемонстрировать все свои самые лучшие наряды, переодеваясь по нескольку раз в день. В более спокойные святочные вечера рассказывали сказки.
Время между Новым годом и Крещением называлось страшными вечерами — считалось, что в этот период черти свободно гуляют по земле. Как живое олицетворение нечистой силы, молодые люди в это время ходили ряжеными по улицам и домам. Если взглянуть на сохранившиеся святочные маски или старые фотографии, видно, что многие ряженые действительно были очень страшными. Например, часто рядились покойником — во всём белом, с лицом, обсыпанном мукой, и длинными «зубами» из репы. Ряженые специально пугали прохожих и людей в домах — особенно доставалось девушкам — но одновременно и смешили. В страшные вечера парни устраивали бесчинства — например, обливали чью-нибудь входную дверь водой, чтобы она примёрзла и не открывалась, или закрывали печную трубу, чтобы дым шёл в дом — и им это прощалось. Константин Маковский «Святочные гадания», 1905. Было много других вариантов гаданий, включая довольно страшные — например, пойти со свечой и двумя зеркалами в тёмную баню и позвать суженого-ряженого ужинать. С Крещением эти забавы заканчивались, и всем, кто в них участвовал, полагалось очиститься от грехов путём купания в проруби — православная церковь считала веселые и жутковатые старинные обычаи «бесовскими».
Масленица Следующим большим праздником была Масленица, которую праздновали в феврале-марте, за семь недель до Пасхи. Однако промежуток между ней и святками люди тоже проводили неплохо — это время называлось мясоедом, и на него приходилось много свадеб. Каждый из семи дней масленой сырной недели носил особое название: понедельник — встреча; вторник — заигрыш; среда — лакомка, разгул, перелом; четверг — разгуляй-четверток, широкий; пятница — тёщины вечёрки; суббота — золовкины посиделки, проводы; воскресенье — прощёный день. Основным содержанием Масленицы было, конечно же, изготовление и совместное поедание большого количества блинов — это принято было делать в течение всей масляной недели. Самый первый блин шёл за упокой: его клали на слуховое окно на чердаке или отдавали нищим — считалось, что таким образом он попадает к умершим предкам. Почитание покойников было так же характерно для Масленицы, как и для других зимне-весенних праздников. Борис Кустодиев «Масленица», 1920. Последнее делали люди всех возрастов — на санках, корытах, шкурах, обледенелых рогожах. Девушки скатывались с гор на своих донцах прялках — чтобы лён рос длинным и чтобы побольше напрясть.
Особое внимание на Масленицу уделяли молодожёнам — они обязательно должны были скатиться с горы вдвоём и съездить в гости ко всем, кто побывал у них на свадьбе. Существовал обычай столбы — «выставка» молодожёнов, когда они в своих свадебных нарядах стояли вдоль улицы и по требованию зрителей должны были целоваться. В среду или пятницу на масляной неделе зятьям полагалось навещать своих тёщ с подарками, а тем — угощать их. Народ сложил немало юмористических песен об этих визитах. А тем парням, кто в течение года так и не женился, женщины привязывали на ногу колодку — чтобы её снять, приходилось «откупаться» сладостями и водкой. Заканчивалась масляная неделя «проводами» Масленицы — куклы, которую одевали как девушку и давали ей в руки блин и помазок. Масленицу с песнями вывозили на санках за околицу селения в заснеженные поля, после чего разрывали её на части и разбрасывали по округе или сжигали — предполагалось, что это хорошо повлияет на будущий урожай. Весенние праздники С Масленицы до Пасхи больших праздников не было — семь недель шёл пост. Но были весенние дни, с которыми связаны интересные языческие обычаи.
Первый день весны по старому стилю приходился на Евдокию сейчас это 14 марта. С Евдокии дети начинали «кликать весну», для этого они залезали как можно выше — на крыши домов, на деревья — и пели песенки-веснянки. Весну вызывали издалека, как если бы она была перелётной птицей — славяне ассоциировали приход весны с возвращением птиц. Похожее происходило на Сороки День памяти 40 мучеников, 22 марта. Об этом дне говорили: 40 морозов и 40 птиц прилетает. Чтобы птицы возвращались побыстрее, люди пекли печенье-жаворонки и давали их детям, чтобы те ели их и бегали с ними закликать весну и птиц. Жаворонков из теста вешали на палки, на ограды, оставляли на деревьях и крышах. С той же целью на Сороки выпускали из клеток предварительно пойманных живых птиц. Пасха Пасха по старому стилю проходила в промежутке между 22 марта и 25 апреля.
Сама по себе Пасха — не славянский праздник, она пришла к нам с христианством, а первоначально восходит к еврейским традициям. Но, будучи привнесённой на нашу культурную почву, она вобрала в себя славянские обычаи празднования весеннего равноденствия 19—20 марта и пробуждения природы. Как и все важные праздники народного календаря, она представляла собой цикл, который начинался со страстной недели, а затем переходил в Пасху, Радуницу, Красную горку и Вознесение. По народным представлениям, утром на Пасху солнце «играет» — двигается вверх-вниз возле горизонта и переливается разными цветами.
Древние славянские праздники
А потому, что есть понимание — какое же место занимает этот праздник на великом круге жизни, на Коло Сварога. Понимание, что получается, когда славянские языческие Боги приходят в Явь. И что такое календарь славянских праздников, традиции и обряды, сохраняющие тайные знания в течение столетий. Традиции и обряды нужны нам, чтобы не пропустить эти важнейшие точки нашей земной жизни. Славянский праздник — ожидание чуда Можно глубоко познать символику славянского праздника, знать последовательность обрядов. Можно со смыслом одевать именно белые наряды, зная, что это не цвет разгуляй-праздника, а символ тонкой связи с иными мирами и знаковое облачения для тех, кто умеет видеть незримое. Можно отдаваться обрядовым действиям со всей душой и ждать чуда. Но сакральная тайна славянского праздника открывается не тогда, когда народ по объявлению о массовых гуляниях повалил праздновать, а, напротив, в особые, священные волшебные дни — даже если про них никто не вспомнил. Календарь праздников славян — шкатулка с драгоценными каменьями чародейных тайн иномирья. Был ли праздник? Вот что мешает насладиться красотой славянского праздника — сомнения в правильности даты, как ни смешно!
Хорошо тем, кто празднует 8 марта, день Конституции. Государственный календарь, внимательно изученный бухгалтерами и работодателями, не оставит место для сомнения! Со славянскими праздниками все сложно. Традиции и обряды запутаны, как ничто другое. Вот, например, «сороки» - славянский праздник, называемый также «Заклички Весны». Как здорово 9 марта вывалиться на улицу вместе с детворой и пакетиком напечённых дурмяно пахнущих булочек в виде птичек - жаворонков, оглядеться вокруг, поморгать от весеннего солнышка, присмотреться окрест — не летит где стая птиц? Ведь это не просто птицы, это сорок волшебных духов, спустившихся к нам в этот день со Светлого Ирия! Покормить очумелых от счастья уличных птичек, пересказать народную примету восхищенной малышне: «На Сороки — прилёт жаворонков: сколько проталинок, столько жаворонков, а если уж они опустятся на какой двор, то будет там добро, благоденствие весь год». Да вот незадача. Поищите знания, когда празднуют Сороки.
Кто авторитетно расскажет про 9 марта. Кто деликатно поправит, что, мол, праздник, конечно, замечательный, но высматривать посланцев Ирия нужно 21. Кто — то начнет возмущаться, рассказывать, со знанием природопользования, что сороки уже начали вить гнезда, и праздник, мол, был уже 2 недели назад. Хотя потом выяснится, что спорщик живет поюжнее заснеженного Русского Севера, а сомнения уже дали свои ядовитые всходы...
Велесов день был одним из ключевых в календаре язычников-славян. Другие народные традиции этого дня, возможно, сформировались позже. Согласно одному из славянских мифов, в этот день богиня зимы и смерти Морена насылала на деревни страшный дух — коровью смерть. А Велес научил женщин, как спасти скот от погибели.
Они проводили особый обряд — запирали мужчин и детей дома и "опахивали" вокруг деревни снежную борозду, чтобы коровья смерть не могла зайти в село, объясняет славяне. Про Велесов день говорили так: "Велес рог зиме сшибает" и "Прольет Велес маслица на дороги, зиме пора убирать ноги". Самое важное - в нашем Telegram-канале Смотрите также.
Обряды и ритуалы тоже совершали в разных местностях. Овсень — название божества в мифологии, которое отвечало за смену времен года, поэтому осенью его благодарили за плоды и урожай. Справляли день осеннего равноденствия с обрядами и ритуалами в течение двух недель. Основным праздничным напитком был медовый, сделанный из свежего хмеля. Пирожки с мясом, капустой, брусникой — вот основное лакомство на столе. Обрядом на осеннее равноденствие были проводы богини Живы в Сваргу — небесное царство, которое закрывалось в зимний период.
Славяне в день равноденствия почитали еще и богиню Ладу. Она была покровительницей свадеб. А свадьбы чаще всего справляли после окончания полевых работ. В день осеннего равноденствия проводили специальные осенние народные обряды. Для привлечения удачи и счастья пекли пироги с капустой и яблоками круглой формы. Если тесто быстро поднималось, значит, в будущем году должно было улучшиться финансовое положение. Все старые вещи в этот день выносили во двор и сжигали.
Особое недовольство вызывала путаница в создании летописей. Одни летописцы работали по славянскому календарю, другие — вели записи по новой системе. Чтобы согласовать порядок летоисчисления по отношению к юлианскому календарю, приказом Ивана III в 1384 г. С этого момента все летописцы, в том числе и Нестор работали только по юлианской системе летоисчисления. Но даже после запрета старого календаря народ продолжал отмечать Славянский Новый год 1 сентября. В ответ на гонения и запреты на Руси участились смуты, люди не хотели полностью отказываться от традиций и боролись за сохранение древнего культа. Иван III был вынужден принять указ почитать наряду с христианством и старую языческую веру предков. Чтобы искоренить языческий культ мирным путем и объединить как можно больше славян в общей религии, церковь начала «подгонять» календарь под повседневную жизнь людей и подменять старые обычаи христианскими праздниками. Такая подмена привела к смешению христианской веры и языческих обрядов, люди стали отмечать церковные праздники, почитая православных святых, но продолжали соблюдать традиции старой веры предков. Празднование летнего солнцестояния и наивысшего расцвета природы — это древнейшая языческая традиция, когда в ночь с 6 по 7 июля люди прославляли Бога летнего солнца Купайлы , вступившего в свои права после весны. Христианский праздник Ивана Купалы 7 июля получил свое название в честь Иоанна Крестителя, купавшего Иисуса Христа в реке Иордан во время его Крещения. В отличие от славянского праздника в честь Купайлы, день Иоанна Крестителя не имеет никакого отношения к Богу солнца, а отмечать его полагается в храме и с молитвами. Но даже после официальной отмены дня Купайлы и принятия нового праздника так и не удалось искоренить многовековые славянские традиции. Несмотря на осуждения со стороны церкви, в этот день до сих пор совершаются массовые гуляния с прыжками через костры, пусканием свечей и венков по реке и другими символическими действиями. В период развития Христианства вместо Овсеня на Руси стали отмечать церковный праздник — день Рождества Пресвятой Богородицы, который приходился на 21 сентября. Считается, что Богородица покровительствует земледельцам, посылает благополучие в семье и помогает матерям.
Новый год. Древнерусская версия
Поскольку история славян началась до прихода христианской веры, среди праздников имелись дни уважения хороших и злых божеств. Для удобства все даты праздников по древнему календарю славян соотнесены с современным календарем. Славянский праздник зимнего солнцеворота посвящен Богу Коляде и рождению нового, молодого солнца. Традиции празднования Коляды у славян, колядки, обряды, приметы и. В Сварогов день, верили славяне, небесный кузнец принимается ковать для людей новый плуг, который сбросит им с неба на праздник Коляды. Починки — один из праздников славянского календаря, который отмечался на следующий день после Сретения.
МБУК «Объединение «Новомосковский историко-художественный музей»
Перунов день – как славяне почитали своего громовержца? | Покров (14 октября) — очень светлый, радостный, весёлый древний славянский праздник. |
В июле отмечают день Ивана Купалы: Что нельзя делать в ночь на Иванов день | Уже с воцерковлением славянских племен торжество разделилось на Масленицу и Благовещение. |
«Первоисток» Праздник «НОВОЛЕТИЕ» | РОДАГОЩЬ 21 сентября | В отличие от православной славянская Масленица (другое название Комоедица) всегда проходила именно в день весеннего равноденствия, вне зависимости от других праздников. |
Новый год. Древнерусская версия | Славянский праздник -День угощения домового. |
Путь Света
Ярило Вешний – ещё один утраченный славянский праздник, наряду с Комоедицей, Починками и многими другими. Покров (14 октября) — очень светлый, радостный, весёлый древний славянский праздник. Один из важных праздников древних славян и современников, следующих сегодня славянским языческим традициям, связан с именем Мокоши.
Основа праздника
- День дружбы и единения славян 2023 — история
- Основа праздника
- Русские народные праздники. Традиции и обряды | статьи | Экоферма «Нестеровых»
- Славянский Новый год: история праздника
- 🌿 СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ 🌿
Праздники славян ( календарь)
Праздник День пробуждения домового — Народные Славянские Праздники 01/04 День пробуждения домового 01/04 Этот день считался Днем пробуждения домового. Коляда – древний праздник славян, дата которого выпадала в современном ладу на конец декабря. den-bogini-karni-foto Среди старославянских праздников в апреле встречается и такой как: «день богини Карны». den-bogini-karni-foto Среди старославянских праздников в апреле встречается и такой как: «день богини Карны». Славянские праздники интересны, когда нужно понять, как наши предки отмечали важные даты, значимые события, в какое время проводили обряды и народные празднования. Коляда – древний праздник славян, дата которого выпадала в современном ладу на конец декабря.
Предками данная мудрость народная
- Что за праздник Велесов день и как славяне боролись со страшной напастью
- Какие праздники по славянскому календарю в апреле
- Кельтский Бельтайм – аналог славянского Живиного дня
- Троица вместо Семика. Какие языческие праздники превратились в христианские | АиФ Черноземье
Славянский праздник Вербохлест
Для удобства все даты праздников по древнему календарю славян соотнесены с современным календарем. Это древний языческий праздник славян, в день которого они почитают участника Воинского Триглава Интру. Один из важных праздников древних славян и современников, следующих сегодня славянским языческим традициям, связан с именем Мокоши. В дни зимнего солнцестояния славяне с глубокой древности отмечают праздник, который считается ключевым для всего последующего года (лета) – это День рождения.
Праздники славян ( календарь)
Отсчет праздников у славян начинался с 21-го декабря — символической победы света над тьмой. В разных славянских культурах различаются и ритуалы, и сроки праздника. Славянские праздники интересны, когда нужно понять, как наши предки отмечали важные даты, значимые события, в какое время проводили обряды и народные празднования.
Праздники славян ( календарь)
Славянские праздники - языческие праздники, список зимних, праздников | Весенние торжества для древних славян были важнейшим событием, от которого зависела сама жизнь расы. |
Путь Света | Славянские праздники несут в себе отпечаток души народа, его взгляды, надежды и убеждения. |
Славянские праздники / Календарь праздников ⋆ Держава Русь | Славянский праздник в день 1 Мая. |
Праздник «НОВОЛЕТИЕ» | РОДАГОЩЬ 21 сентября | 7 апреля во всех древних Родах Православных Славян и Ариев отмечают Праздник ПАСХЕТЪ (Путь Асами Ходяше Есть Твердо Сотворяша). |
Подмена славянских праздников | Я - атеист | У славянских народов в этот день есть свой праздник — Велесова ночь, однако отмечать его принято совершенно по-другому. |
Перунов день – как славяне почитали своего громовержца?
После начинается Неделя чествования Праотцев, освобождённых из Пекла. Почитайте Великие Праздники» — Бог Сварог. Через эти Небесные Врата, Бог Велес пропускает во Сваргу Пречистую Души только тех усопших, кто не щадил своей жизни во защиту Родов своих, во защиту земель Отцов и Дедов, во зашиту древней Веры; которые усердно и созидательно трудились для процветания своих Родов и которые от чистаго сердца выполняли Два Великих Принципа: 1 Свято чтить Богов и Предков своих и 2 жить по Совести в гармонии с Матерью-Природой. Этот день завершает Чистый Пост. Богиня Веста управляет приходом весны и пробуждением Природы, её называют Покровительницей Обновляющегося Мира, в Её честь устраивают всенародное гуляние, пекут из теста фигурки жаворонков, куличи, печенье с Солнечной символикой, и обязательно блины, как символ Ярилы-Солнца.
Вероятно, из поверий предков пришла к нам примета, что до Нового года надо завершить все дела и раздать долги. Уже на Новолетие до принятия христианства было принято уплатить все оброки, пошлины и дани, рассчитаться по сделкам.
Для детей в возрасте 3—4 лет на славянский Новый год проводили обряд посвящения в воинство и крестьянство. С этого момента малышей начинали приучать к труду и готовить ко взрослой жизни. После праздника у наших предков начинались так называемые засидки — работу проводили только в избах при огне, так как в полях больше делать было нечего. Славяне посвящали свое время различным ремеслам. С приходом православия на русскую землю славянский Новый год стали отмечать как Церковное новолетие, которое еще называется «началом индикта» нового лета.
После праздника у наших предков начинались так называемые засидки — работу проводили только в избах при огне, так как в полях больше делать было нечего. Славяне посвящали свое время различным ремеслам. С приходом православия на русскую землю славянский Новый год стали отмечать как Церковное новолетие, которое еще называется «началом индикта» нового лета. Праздновать его стали с 1363 года, тогда это воспринималось как дань византийской традиции. С 1492 празднику придали церковно-государственный статус. И только в 1700 году по указу Петра I государственный Новый год перенесли на 1 января. Несмотря на это, Церковное новолетие никуда не исчезло.
На колени, рабы, на колени, грешные! Или он говорил: я такой же как вы — сын Божий, не ходите в церковь, для общения с отцом не нужны посредники. В уединении, в сердце вашем живёт Бог. Итак, вернёмся. Ярило Вешний — ещё один утраченный славянский праздник, наряду с Комоедицей, Починками и многими другими. Все здесь люди взрослые, поэтому опишу ту версию, которая мне наиболее близка, чиста и логична. Не претендую на Истину. Природа возрождается после спячки. Издревле пекли высокие куличи в виде лингама, украшенного сверху белой глазурью, к нему полагалось два яйца — символ возрождения, оплодотворения. Приходит Ярило — молодое солнце, вскрывают землю, засевают её зерном, затем аккуратно укладывают на место верхний пласт почвы. Мне всё просто и понятно, а вам?
Путь Света
Велес был одним из главных богов в мифологии славян. Они верили, что Велес выступает как уравновешивающая сила и гармонизирует власть темного божества Чернобога и светлого божества Белобога. Также Велес считался покровителем некоторых людей — тех, кто «был норовом на него похож». Велес покровительствовал людям, которые имели нестандартное мышление и богатую фантазию, были сообразительны и предприимчивы, а также твердо стояли на своем Славяне верили, что в ночь перехода от осени к зиме граница между мирами истончается так сильно, что духи могут проникнуть в реальный мир, а живые люди — попасть в загробный. Считалось, что в ночь с 31 октября на 1 ноября на любом перекрестке можно встретить гостей из других миров. По легенде, это происходит потому, что светлый бог Белобог передает колесо года символ власти своему брату Чернобогу, темному божеству. Для этого Велес отворяет дверь между мирами Нави и Прави: дверь эта находится в Яви, то есть в мире людей. В результате темная сила Нави на полгода одерживает победу и погружает мир Яви во тьму и холод. Если древние кельты, которые отмечали Самайн — праздник, считающийся прародителем Хеллоуина, наряжались в шкуры и проводили ночь в веселье, чтобы отпугнуть злых духов, то славяне предпочитали вести себя тихо и лишний раз не привлекать к себе внимания.
Сделать уборку в доме Днем 31 октября в доме и во дворе делали тщательную уборку. При этом все углы жилья мыли с солью, чтобы очистить дом от нечистой силы. Защититься от злых духов Славяне верили, что любой человек в Велесову ночь может случайно оказаться в потустороннем мире, а каждый встречный может быть духом, который специально заведет в другой мир. Чтобы помочь живым путникам избавится от наваждения, на пороги и в оконные проемы клали рябиновые ветви и грозди. В домах для защиты от нечистой силы жгли свечи, а во дворах — костры, которые не гасли до самого утра. Чтобы случайно не попасть в мир Нави и не впустить в дом покойника, славяне старались в этот день не отправляться в путь и не принимать в доме незнакомых людей. Люди верили, что духи умерших предков приходят в наш мир наравне со злыми духами. Поэтому 31 октября семьи собирались за богатым праздничным столом.
Прежде чем приступить к трапезе, от каждого блюда откладывали немного для духов. Во время еды вели себя тихо, поддерживая лишь негромкие разговоры — без ссор, сплетен и бранных слов. Вспоминали предков — от древнейших представителей семьи до ближайших родственников — и поминали их добрым словом.
Вот, например, «сороки» - славянский праздник, называемый также «Заклички Весны». Как здорово 9 марта вывалиться на улицу вместе с детворой и пакетиком напечённых дурмяно пахнущих булочек в виде птичек - жаворонков, оглядеться вокруг, поморгать от весеннего солнышка, присмотреться окрест — не летит где стая птиц? Ведь это не просто птицы, это сорок волшебных духов, спустившихся к нам в этот день со Светлого Ирия! Покормить очумелых от счастья уличных птичек, пересказать народную примету восхищенной малышне: «На Сороки — прилёт жаворонков: сколько проталинок, столько жаворонков, а если уж они опустятся на какой двор, то будет там добро, благоденствие весь год». Да вот незадача.
Поищите знания, когда празднуют Сороки. Кто авторитетно расскажет про 9 марта. Кто деликатно поправит, что, мол, праздник, конечно, замечательный, но высматривать посланцев Ирия нужно 21. Кто — то начнет возмущаться, рассказывать, со знанием природопользования, что сороки уже начали вить гнезда, и праздник, мол, был уже 2 недели назад. Хотя потом выяснится, что спорщик живет поюжнее заснеженного Русского Севера, а сомнения уже дали свои ядовитые всходы... Сколько таких примеров! Когда праздновать Перунов день? То ли 22 июля, то ли седьмого августа.
А важно ведь определиться, ведь это конец лета и именно тогда навьи вылезают из рек, и нельзя детей отпускать со двора! А Водокрес — водосвят? Ведь предполагается, что вода в этот день становится целебной, настоящей живой водой. Когда — же искать прорубь-то? То ли 6 января, то ли 19.. Вот такая путаница происходит со славянскими праздниками! Календарь праздников славян у каждого свой! Несчастливое число 13 И, если желающий найти правду в этих противоречивых календарях присмотрится к спорным датам, везде он найдёт это несчастливое число 13!
Вот что наделал с нами давнишний переход на другой календарь! Знаю, что не только мы все напутали, за давностью лет перепутали все славянские праздники. Еще ученые мужи девятнадцатого века, свободно оперируя двумя календарями сразу, называя даты без уточнения используемого календаря, сбили настройки точного времени, столкнули весь народ с истинного пути. Теперь —когда народ соберется праздновать, тогда и славянский праздник.
В среду или пятницу на масляной неделе зятьям полагалось навещать своих тёщ с подарками, а тем — угощать их. Народ сложил немало юмористических песен об этих визитах. А тем парням, кто в течение года так и не женился, женщины привязывали на ногу колодку — чтобы её снять, приходилось «откупаться» сладостями и водкой.
Заканчивалась масляная неделя «проводами» Масленицы — куклы, которую одевали как девушку и давали ей в руки блин и помазок. Масленицу с песнями вывозили на санках за околицу селения в заснеженные поля, после чего разрывали её на части и разбрасывали по округе или сжигали — предполагалось, что это хорошо повлияет на будущий урожай. Весенние праздники С Масленицы до Пасхи больших праздников не было — семь недель шёл пост. Но были весенние дни, с которыми связаны интересные языческие обычаи. Первый день весны по старому стилю приходился на Евдокию сейчас это 14 марта. С Евдокии дети начинали «кликать весну», для этого они залезали как можно выше — на крыши домов, на деревья — и пели песенки-веснянки. Весну вызывали издалека, как если бы она была перелётной птицей — славяне ассоциировали приход весны с возвращением птиц.
Похожее происходило на Сороки День памяти 40 мучеников, 22 марта. Об этом дне говорили: 40 морозов и 40 птиц прилетает. Чтобы птицы возвращались побыстрее, люди пекли печенье-жаворонки и давали их детям, чтобы те ели их и бегали с ними закликать весну и птиц. Жаворонков из теста вешали на палки, на ограды, оставляли на деревьях и крышах. С той же целью на Сороки выпускали из клеток предварительно пойманных живых птиц. Пасха Пасха по старому стилю проходила в промежутке между 22 марта и 25 апреля. Сама по себе Пасха — не славянский праздник, она пришла к нам с христианством, а первоначально восходит к еврейским традициям.
Но, будучи привнесённой на нашу культурную почву, она вобрала в себя славянские обычаи празднования весеннего равноденствия 19—20 марта и пробуждения природы. Как и все важные праздники народного календаря, она представляла собой цикл, который начинался со страстной недели, а затем переходил в Пасху, Радуницу, Красную горку и Вознесение. По народным представлениям, утром на Пасху солнце «играет» — двигается вверх-вниз возле горизонта и переливается разными цветами. Множество обычаев и примет было связано с пасхальной службой в церкви — когда в первый раз запоют «Христос воскресе», загадывали желание. Обычай красить яйца на Пасху по своему происхождению дохристианский. Яйца считались священными потому, что это аналог зерна в животном мире — зерно завораживало наших предков своей способностью давать жизнь и приносить плод. Яйца очень часто использовались в ритуалах, связанных с земледелием — не только на Пасху, но и в троицкую неделю.
Яйцами обменивались, приносили на могилы и на поля, играли с ними: чокались — стукались, чтобы расколоть одним яйцом другое, и катали их по специальным желобкам, чтобы сбить одним другое. Игры с пасхальными яйцами было развлечением для всей деревни. Фото с сайта nazaccent. Также было принято обходить дома с поздравлениями и волочебными песнями, собирая от хозяев яйца, куличи и другую еду. Радуница Для пасхального цикла как праздника «пробуждения природы» большое значение имели взаимоотношения с покойниками. Главным днем общения с предками была Радуница — суббота на пасхальной неделе, которую называли родительской. Христосоваться с покойниками ходили и на Пасху.
О Радунице говорили: Утром пашут, днем плачут, вечером скачут. Хотя в это время уже начинаются полевые работы, обязательно было навестить кладбище, попричитать там, а затем разделить трапезу с живыми и умершими родственниками и повеселиться. Красная горка После Радуницы следовала Красная горка — первое воскресенье после Пасхи. Этот праздник был связан с браком — в него было принято свататься и устраивать свадьбы. Было также принято обходить молодожёнов и окликать их вьюнишными песнями. А неженатая молодёжь обязана была принимать участие в совместных играх, посвящённых любви и браку. Летние праздники Михаил Боскин «Хоровод», 1910.
Фото с сайта art-catalog. В этот день пекли печенья-лесенки, олицетворяющие одновременно и вознесение Христа на небо, и рост злаков. Лесенки из теста приносили на поле и подбрасывали, чтобы колоски были повыше, а потом съедали. С этой же целью на Вознесение в поле катали яйца, жарили яичницу, а после съедения ложки бросали вверх. Или приносили на поле блин и яйцо, откусывали от них, а остальное закапывали в землю. Часть обычаев Вознесения похожа на то, что делали на троицкой неделе. Христианские праздники начала лета унаследовали древние традиции, связанные с летним солнцеворотом — как и в случае с зимними святками, ни один из них не совпадает с ним в точности, но все по-своему его дублируют.
На Вознесение устраивали «крещение» и «похороны» Кукушки — куколки в девичьем наряде, которую часто делали из травы «кукушкины слёзки», но это могла быть просто ветка дерева, букет цветов или венок. В этом ритуале участвовали только девушки. Они сажали Кукушку под берёзку, накрывали платком и крестили, после чего кумились — пели песни, целовались через кольцо из веток и обменивались нательными крестиками в знак вечной дружбы. Здесь же девушки устраивали совместную трапезу, а Кукушку закапывали в землю в тайном месте или оставляли на дереве. Семик и Троица Седьмая неделя после Пасхи обычно это июнь была праздничной — её называли семиковая, русальная, зелёная.
Для этого праздника делали обережную куклу Вербницу с красным лицом символом плодородия и весны. В мешочек ей складывали разные травы и зерно, к рукам привязывали веточки вербы и ставили в красный угол в качестве оберега до следующего года. В весенние праздники у славян была традиция красить яйца — «писанки» и «крашенки» с изображением символов плодородия. С яйцами было связано много обрядов, пришедших из древности. Например, яйцо и печенье были принадлежностью обрядов при посеве, их клали под ноги скоту при выгоне, катали по засеянному полю, разбивали о голову коня в начале пахоты.
Христианство и здесь позаимствовало эту традицию. Использовалась верба и в народной медицине, как болеутоляющее средство, а ещё наши предки сводили на вербу свою болезнь.