Совфед единогласно утвердил проект бюджета России на 2024-2026 годы. Проект закона «О бюджете РБ на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» носит социально ориентированный характер. I. Базовые параметры бюджета на 2024.
«Будет рекордным по расходам и доходам»: правительство внесло в Госдуму проект бюджета на три года
В Минфине РФ назвали устойчивым бюджет России на 2024–2026 годы. Всемирный банк повысил темпы роста экономики РФ до 2,6%. Структура бюджета. В 2024 году запланировано значительное увеличение как доходов, так и расходов. Дефицит бюджета на 2024 год планируется в размере 2 трлн 192,6 млрд рублей (1,4% ВВП), что может свидетельствовать о том, что правительство намерено внести значительные расходы или поддержку в бюджет на этот период. Совфед единогласно утвердил проект бюджета России на 2024-2026 годы. Главная Наша деятельность Новости Госдума приняла бюджет на 2024-2026 годы. Госдума приняла федеральный бюджет на 2024 год и плановый период на следующие два. Какие национальный доход, рост производства, благосостояния россиян сулит.
Что нужно знать о российском бюджете на 2024-2026 годы
12 графиков с главными цифрами бюджета на 2024–2026 годы. 17 ноября Госдума приняла в окончательном чтении федеральный бюджет на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов. Но важно понимать, что бюджет текущего года сверстан с приличным дефицитом около 3 трлн рублей, а в следующем году предполагается рост расходов на 7 трлн с 29 до 36 трлн при меньшем дефиците (около 1-1.5 трлн рублей). «Приоритеты бюджета изложены в структуре самой расходной части бюджета. Действующий закон «О бюджете» предлагает индексацию бюджетникам в 2024 году на 4%. Аналогичный порядок повышения заработных плат был в период с 2014 по 2016 годы, а также в 2021 году.
В новом федеральном бюджете ожидается стремительный рост и расходов, и доходов. Откуда деньги?
Например, в прошлом году уже в первом квартале было распределено более трети всех расходов. В последующем в течение года показатели стабилизировались. Такой же сценарий, вероятно, будет в этом году, — отмечает эксперт. Тем не менее при позитивной отчётности по доходам и видимой схожести ситуации с той, что развивалась в прошлом году, сценарии 2023-го и 2024-го имеют ряд отличий и вызывают сомнения в повторении положительного опыта. Планы могут быть скорректированы Представленную Минфином оценку исполнения бюджета необходимо анализировать с учётом нескольких факторов. Один из них — условия, при которых произошёл рост доходов и расходов. Нефтегазовые доходы увеличились во многом за счёт единовременного поступления доплаты по НДПИ на нефть за четвёртый квартал 2023 года, связанной с изменением законодательства в части возмещения акциза на нефтяное сырьё. А значимый вклад в повышение ненефтегазовых доходов оказали поступления неналоговых доходов единовременного характера, в том числе платежи от аукционов по закреплению квот на добычу водных биоресурсов.
Что касается расходов, то, судя по опубликованным Минфином данным за январь, скачок произошёл в феврале.
Согласно принятым во втором чтении поправкам к бюджету, большая часть расходов уйдет на социальную политику. То есть они составят более 7,7 трлн рублей в 2024 и 2025 годах, а также более 7,8 трлн рублей годом позже. В частности, в следующем году выплаты материнского капитала коснутся 1,3 млн российских семей, горячее питание будут получать 7 млн школьников. Надбавки за классное руководство получат 900 тысяч школьных учителей и 100 тысяч педагогов колледжей. Предусмотрено увеличение пенсий и минимального размера оплаты труда. В целом социальные расходы занимают около трети затрат государственной казны. То есть примерно столько же, сколько на армию и безопасность. На развитие здравоохранения России. В общей сложности на три года предусмотрено 7,23 трлн рублей.
По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина , 6 млрд рублей пойдут на закупку лекарств для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Более чем на 3 млрд рублей вырастут траты бюджета на оздоровление и детский отдых. Также более 26 млрд рублей дополнительно направят на комплексное развитие сельских территорий в 2024—2026 годы. На 6 млрд рублей ежегодно поднимут субсидии производителям сельскохозяйственной техники.
Бюджет на 2024 год официально не будет социально ориентированным. Почти треть федеральной казны уйдет на финансирование армии и гособоронзаказа — 10,775 трлн рублей из 36,66 трлн.
Речь о той части ФНБ, которую легко обратить в так называемые живые деньги.
Основными источниками финансирования дефицита госбюджета в 2024—2026 года будут государственные заимствования. В 2024 году из ФНБ «для сбалансированности» бюджета будут заимствованы средства в размере 1,3 трлн руб. Уровень инфляции прогнозируется в 2024 г.
Объем Фонда национального благосостояния на начало года 2024 г. По разделу «Общегосударственные вопросы» расходы в 2024 г. По разделу «Национальная оборона» расходы запланированы в объеме в 2024 г. По разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — в 2024 г.
В части 49 государственных программ ГП в открытой части проекта бюджета предусмотрено выделение, в том числе, по ГП «Развитие здравоохранения» — 1,329 трлн руб.
О компании
- Рекордный бюджет-2024 принят во втором чтении
- Социальная политика
- Новый подход: Чем этот проект бюджета интересен и отличается от предыдущих
- Новый подход: Чем этот проект бюджета интересен и отличается от предыдущих
- Бюджет РФ на 2024-2026. Где взять доходы?
- Доходы бюджета РФ в 2024 г. ожидаются в размере 35 трлн руб., расходы - 36,6 трлн руб.
Путин: ВВП РФ по итогам 2024-го может прибавить более 3%
Российский рубль обесценился. Основное влияние оказало сокращение поступления валюты при сокращении экспорта, а также высокий спрос на валюту на фоне растущего импорта, и спрос беглых миллионеров, уезжающих из России вместе с миллионами в силу спецоперации. Правительство считает, что с середины 2024 года курс российской валюты к доллару США стабилизируется в диапазоне 90—92 рублей за долл. Но это всего лишь предположение, да и такое «укрепление» называть стыдно. Однако это не повлияло ни на укрепление рубля, ни на инфляцию. Однако это слишком оптимистичный прогноз. Повышение кредитной ставки сыграло злую шутку с экономикой. Но правительство этого не замечает и считает, что ситуация на рынке труда стабильная. Необходимо отметить, что снижение безработицы вызвано армейскими контрактами и востребованностью военных заводов, а также высокой смертностью 1 млн. Однако остаются ещё 30 миллионов самозанятых, это тоже безработные, но перебивающиеся случайными заработками. Сегодня средняя зарплата в России отстаёт от зарплаты Швейцарии в 8 раз, в 2 раза от зарплаты в Эстонии.
По итогам 2023 года рост экономики позволит не только компенсировать спад прошлого года, но и достигнуть прироста к уровню двухлетней давности. Так что пока мы находимся на уровне 2021 года, далеко не лучшего ковидного периода. Основной положительный вклад вносят машиностроительный и металлургический комплексы, при этом рост отмечался практически по всем отраслям. Рост экономики сопровождался высокой инвестиционной активностью. По итогам 2023 года нельзя ожидать инвестиционной активности, поскольку высокая ключевая ставка резко снизила прилив капитала в реальный сектор экономики. Прогноз на 2024 год Прогноз развития экономики на 2024 год исходил из ожидаемых результатов 2023 года. При этом прогноз остался прогнозом и не учитывает реальных изменений в товарном производстве. В прогнозе учтены следующие тенденции: более высокий уровень мировых цен на нефть, по сравнению с уровнем, прогнозируемым в начале 2023 года; ослабление рубля по отношению к иностранным валютам; cохранение низкого уровня безработицы и рост реальных доходов населения; ускоренный рост инвестиционной активности; опережающий рост выпуска в обрабатывающей промышленности, в основном за счет отраслей машиностроительного комплекса. Но высокий уровень цен на углеводороды под вопросом. Укреплять рубль не собираются.
В уровне безработицы не учитываются изменения, вызванные банкротством предприятий в связи с недоступностью кредитов. Также не будет роста инвестиционной активности, если банковские кредиты будут недоступны. Минэкономразвития предполагает, что рост физических объемов российского экспорта в 2024 г. Драйверами роста на среднесрочном горизонте будет выступать как нефтегазовый, так и другой экспорт. Только с чего они это взяли, непонятно, так же, как и утверждение, что с 2024 года темпы роста физических объемов импорта замедлятся. При этом профицит торгового баланса и счета текущих операций к 2026 г. Это заключение не имеет под собой никаких расчетов. Инфляция может сократиться, если увеличится товарная масса отечественных продуктов. Но этого нигде в прогнозе нет. По мнению Минэкономразвития, основным драйвером экономического роста выступит развитие экономики предложения, направленной на удовлетворение внутреннего спроса — как потребительского, так и инвестиционного.
При этом роль экспорта в структуре роста будет повышаться по мере переориентации на новые рынки.
Расходы по этим направлениям, впрочем, сильнее других подвержены влиянию девальвации национальной валюты и высокой инфляции, поэтому рост, возможно, в значительной степени носит компенсационный характер. Поскольку расходы — величина более предсказуемая, будет не лишним сказать, что исполнение бюджета в заданных параметрах будет в большей степени зависеть от доходов. А здесь в зоне риска цены на нефть, которые заложены в бюджет, по крайней мере до 2026 года, на уровне выше 80 долларов за баррель, что при наличие риска рецессии в экономиках ЕС и США, а также при замедлении темпов роста экономики Китая — недостаточно консервативный сценарий.
Финансировать же дефицит в условиях высокой ключевой ставки придётся под высокий процент. Если принять во внимание сокращение расходов в номинальном выражении и тем более в реальном в 2025 и 2026 годах относительно 2024, то напрашивается мысль, что существенная часть прироста расходов — вынужденная мера, и связан такой рост с ростом расходов на оборону. Имеет ли прогнозируемый рост доходной части под собой иные более весомые основания, нежели желание финансового блока правительства удержать планируемый дефицит бюджета в границах приемлемых значений? Станет ясно в 2024 году.
Риски и запас прочности Несмотря на то, что бюджет в своём базовом варианте опирается на не самые консервативные прогнозы по нефтяным ценам, у правительства в запасе всегда есть естественный механизм, позволяющий сгладить конъюнктуру рынка — курс валюты. Тем не менее, после существенной девальвации летом текущего года рассчитывать всерьёз на этот механизм было бы безответственным. Дальнейшее ослабление рубля само по себе внесло бы корректировки в рассматриваемые параметры бюджета, и, кроме того, создало бы риск социальной-экономической напряженности. Существенный рост расходов сверх номинальных темпов роста экономики всегда несёт с собой риск, поскольку в случае необходимости сократить их не так просто.
Нельзя просто так отменить социальные льготы, лишить финансирования запланированное дорожное строительство или внезапно урезать субсидии сельскому хозяйству. Такие меры сами по себе оказывают негативное влияние на экономику и способны вывести её из равновесия. Самый яркий пример — бюджет США, которые во многом являются заложниками высоких государственных расходов и невозможности их сокращения без негативного эффекта для экономики. В такую ловушку может попасть и бюджет России.
Стабилизирующими механизмами являются Фонд Национального Благосостояния и низкий уровень государственного долга, что дает некоторый запас прочности бюджетной системе даже в самом негативном сценарии.
Также наши финансовые власти покупали на Западе тамошние ценные бумаги, что с точки зрения геополитики было весьма рискованно. А сейчас Россия ведет военные действия, которые связаны с огромными расходами. И в правительстве периодически слышны разговоры о том, где взять такие огромные средства. Но ведь именно эти люди ранее говорили — мол, Минфин РФ покупает валюту для того, чтобы в трудное время при помощи ее продажи покрывать нужды правительства. С их же помощью Банк России должен поддерживать курс рубля. Так что сейчас рассуждения о том, что нас якобы «ждут трудные годы», звучат неубедительно», — считает аналитик. По его мнению, все расходы на ВПК и ведение спецоперации власти вполне в состоянии покрыть. А доходы государства могут быть самыми разнообразными, и число доходных статей бюджета в России растет. С момента начала эпидемии ковида американцы увеличили долларовую массу в разы.
Это само по себе должно поднимать цены на нефть — вне зависимости от состояния экономики Запада, их стратегических запасов и т. Так что нам напрасно представляют будущие низкие цены на энергоресурсы как «неизбежные». В целом, по его мнению, правительство придерживается тактики «надейся на лучшее, но готовься к худшему». Хотя сейчас россиянам как никогда нужна уверенность в экономической стабильности. Думаю, высшую власть вполне устраивает ситуация, когда, глядя на наши макроэкономические прогнозы, на Западе видят в них определенный негатив. Мол, «пусть нас считают слабыми, думают, что наша экономика разваливается, бюджет трещит по швам и т. Пусть американские СМИ пестрят заголовками о том, что «у России в бюджете прогнозируется финансовая дыра». Хотя на самом деле никакого негатива с доходами в Кремле, скорее всего, не видят. Экономическая действительность в нашей стране наверняка окажется лучше, чем сегодня прогнозируют в правительстве. В принципе, мировая товарная инфляция играет в нашу пользу, и если власти РФ не будут искусственно обваливать курс рубля, то наша экономика будет уверенно прогрессировать, а общество станет жить лучше», — заключил Василий Колташов.
Национальная безопасность в денежном выражении сохраняет свои объемы финансирования. На охрану окружающей среды увеличиваются ассигнования с 477 до 522 млрд.
Ассигнования на раздел Культура сохраняются в 2024 году на уровне текущего года, в 2025 году сокращаются до 176 млрд. На физкультуру ассигнования уменьшаются с 71 до 53 млрд. Обслуживание государственного долга растет быстрее, чем экономика с 1,5 трлн.
Это примерно столько же, сколько на всю национальную экономику страны. Напрашивается вопрос а зачем правительство берет деньги в долг, если в ФНБ сконцентрировано 13 триллионов рублей, а золотвалютные резервы — 50 триллионов рублей в пересчете с иностранной валюты? Межбюджетные трансферты регионам становятся меньше с 1,53 до 1,43 трлн.
Значит, в регионах лучше не станет. Номинальный ВВП России с учетом новых регионов в 2024 году прогнозируется Минэкономразвития почти в 180 трлн руб. Прогнозируется рост бюджетных доходов почти на 6,4 трлн руб.
У кого с математикой проблемы? В нефтегазовых доходах 1,2 трлн руб. Но оплачивать эти деньги придется народу.
При этом у народа повысится уровень жизни!? Так, 755 млрд руб. В проекте бюджета заложены и разовые поступления в размере 850 млрд руб.
В то же время правительство приняло «решение не повышать основные налоги», ограничившись «точечной донастройкой», что, впрочем, то же самое. Покрывать дефицит в 2024 году предполагается в том числе за счет изъятия 1,3 трлн руб. Рост российской экономики ниже мировой делает ее бесперспективной.
Кроме того, обещали повысить цены на энергоресурсы и ГСМ. В этом случае говорить о повышении уровня жизни народа просто грешно. Сокращение ассигнований на экономику, социальную сферу, образование и здравоохранение — это разрушение главных социальных институтов, которые и без того пребывают в деградации.
В проекте бюджета общий объем финансовой помощи регионам не снижается по сравнению с нынешним. Но это не говорит о стабильности. Из 89 регионов страны только 12 являются донорами, то есть обеспечивают сами себя, остальные на дотации федерального бюджета.
К сожалению, Правительство России никогда не поймет, что повысить эффективность экономики без конкретного планирования невозможно. Не поймет и то, что даже в нынешних условиях снижение налоговой нагрузки на предприятия даст рост экономики. Снижение ключевой ставки, позволит повысить инвестиционную активность и гарантировать рост экономики.
Инфляция таргетируется не повышением стоимости кредитов, а увеличением товарной массы отечественного производства. Облагать налогами и акцизами купленные за рубежом товары — это значит повысить на них цену и увеличить инфляцию, а высокий курс доллара в нынешней обстановке можно сбить только валютным контролем. Что ж, не повезло России с руководством!
Каким будет федеральный бюджет России на 2024 год: разбор по статьям доходов и расходов
Действующий закон «О бюджете» предлагает индексацию бюджетникам в 2024 году на 4%. Аналогичный порядок повышения заработных плат был в период с 2014 по 2016 годы, а также в 2021 году. «Документ предусматривает доходы бюджета России на 2023 год в 26,13 трлн руб. (17,4 % ВВП), расходы — 29,056 трлн (19,4 % ВВП). Главная Наша деятельность Новости Госдума приняла бюджет на 2024-2026 годы. Федеральный закон от 27.11.2023 № 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
Госдума приняла закон о федеральном бюджете на 2024–2026 годы
«Приоритеты бюджета изложены в структуре самой расходной части бюджета. Важно понимать, что бюджет текущего года будет закрыт с приличным дефицитом около 2 трлн рублей, а в следующем году предполагается рост расходов на 7 трлн с 29 до 36 трлн при меньшем дефиците (около 1-1.5 трлн рублей). Действующий закон «О бюджете» предлагает индексацию бюджетникам в 2024 году на 4%. Аналогичный порядок повышения заработных плат был в период с 2014 по 2016 годы, а также в 2021 году. Кто получит больше денег: бюджет России на 2024 год в шести картинках. «Для сбалансированности федерального бюджета в 2024 году будут использованы средства ФНБ в размере 1,3 трлн рублей.