Считавшаяся символом социалистического строя гостиница «Москва» 85 лет назад открыла свои двери для счастливых советских людей. Гостиница «Россия» в Москве была одним из крупнейших отелей СССР.
Разрушили «Москву», уничтожили «Россию». Что снесли в столице России Лужков и Собянин: часть 1
Правительство Москвы вынесло решение о ликвидации гостиницы «Россия» в Зарядье. Здание гостиницы «Россия» построили всего за 5 лет. В 1970 году "Россия" была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая гостиница в мире. Когда весной 2006 года начался снос гостиницы «Россия», то на ее территории тут же появились строгие люди в штатском.
Гостиница «Россия» в Москве: последние новости и события
Снимок, по словам автора поста, был сделан в 2000 году. Многие юзеры вспомнили, как отмечали в этом здании свои свадьбы и другие праздники. Кому-то довелось бывать там и по иным поводам. С группой из детского лагеря.
Он включил все свои связи, чтобы попытаться выйти на тех, у кого можно было бы приобрести эти предметы — люстры, двери, мебель, посуду, живопись в каждом номере гостиницы и в коридорах висело по нескольку картин в стиле советского реализма ; словом, его интересовало абсолютно всё. Помню, как он с нескрываемой досадой и огромным удивлением рассказывал мне, что не смог найти никаких концов, даже намёка на то, в чьих руках в итоге оказались все эти предметы. Всё, что находится сейчас в интерьерах новодела — дешёвые турецкие поделки из говна и пластика.
Ни на одном аукционе и ни в одной частной коллекции эти предметы с тех пор не всплыли. Сегодня я хочу поговорить об одном очень неоднозначном здании, сорок лет занимавшем значительную часть одного из древнейших районов Москвы и уже успевшим стать историей. Речь пойдет, конечно, о гостинице «Россия». Построенная в 1964-1967 годах громада самого крупного в Европе отеля довлела даже над московским Кремлем, который, если я ничего не путаю, сам считается крупнейшей крепостью все той же Европы. Гигантское здание буквально оттягивало на себя все зрительные акценты при взгляде на эту часть центра столицы, в тени его стен из стекла, железобетона и алюминия терялись уцелевшие памятники старины древнего Зарядья. Споры вокруг проекта не утихали с самого момента его появления в начале 1960-х, но, несмотря на бурные протесты общественности, циклопическая гостиница была построена в непосредственной близости от Кремля и Красной площади на берегу Москвы-реки.
Вот вид на гостиницу с запада - с южной части Красной площади; фотография была сделана мною в сентябре 2004 года. А здесь здание предстает с северо-запада в перспективе одной из улиц Китай-города близ ГУМа осенью 2003 года. Это одна из первых фотографий, сделанных моей первой цифровой камерой в конце мая 2002 года. Такой «Россия» выглядела с северо-востока - с древней улицы Варварки. Как было видно выше, гостиница и в самом деле зрительно и стилистически подавляла куда более скромную в размерах историческую застройку Зарядья. Стоит взглянуть на старые фотографии этого района города, чтобы оценить масштабы утраты.
Согласно археологическим данным, этот район был населен еще в XIII веке. Имя он получил от своего местоположения за длинными торговыми рядами, тянувшимися от Москвы-реки до улицы Варварки. Именно тут проходила одна из древнейших улиц города - Великая, позже названная Мокринским переулком. В 1534-1538 годах Зарядье вместе со всем Китай-городом было обнесено оборонительной стеной, отделившей этот район в том числе и со стороны реки. Долгое время из-за отсутствия стока вод Зарядье, особенно нижняя его часть, было весьма грязным местом. Выход на набережную открыли только в 1782 году с обустройством в стене Китай-города Проломных ворот.
Несмотря на престижную казалось бы близость к сосредоточию власти, район населял преимущественно мелкий торговый и ремесленный люд. Ситуация не изменилась и после 1812 года, когда практически вся застройка выгорела в большом московском пожаре. К слову, именно в Зарядье находилось Глебовское подворье - единственное место в городе, где в течение большей части XIX века дозволялось останавливаться еврейским купцам, и тут даже возникло нечто вроде гетто. На данном снимке дан общий вид западной части Зарядья в 1930 году, что позволяет составить некоторое мнение об архитектурном облике района. Фотография того же года, вид на Зарядье и еще густо застроенный Васильевский спуск со стороны Большого Москворецкого моста. В левом верхнем углу кадра можно заметить Покровский собор на Рву, более известный как храм Василия Блаженного.
В глубине же район этот был весьма бедным и преимущественно депрессивным, в этом смысле мало чем отличаясь от лежащей невдалеке конечно, если рассматривать период уже после разорения криминального рассадника в последней. Однако сомнительная честь практически полного уничтожения старинного Зарядья, вопреки распространенному мнению, принадлежит вовсе не строительству гостиницы «Россия». Начало ему было положено значительно раньше. Еще в 1934 году была снесена большая часть Китайгородской стены, и район стал полностью открыт со стороны набережной. Годом позже началось проектирование грандиозного здания Наркомата тяжелой промышленности, которое собирались строить примерно на этом же месте. И хотя проект в итоге заморозили, старые дома продолжали активно сносить, причем не только здания XIX века, но и куда более древние церкви, пережившие пожар 1812 года.
В 1947 году в Зарядье затеяли строительство одного из восьми запланированных московских сталинских высотных домов другие семь были построены, среди прочего это главный корпус МГУ, гостиница «Украина», дом на Котельнической набережной и т. Хотя строительство 32-тажного 275-метрового гиганта именно он изображен на этом эскизе успели начать, даже выполнили нулевой этап и возвели стальной каркас до высоты восьмого этажа, смерть Сталина поставила точку и в этом проекте. Вскоре Хрущев выступил с критикой «архитектурных излишеств», что окончательно решило судьбу амбиционной стройки. Однако к тому времени от былого Зарядья уже мало что уцелело… В 1964 году с использованием фундамента невозведенной высотки началось строительство крупнейшей в Европе гостиницы «Россия». По иронии судьбы руководителем проекта был тот же Дмитрий Николаевич Чечулин, являвшийся главным архитектором десятилетием ранее замороженного здесь высотного дома. Новое здание, правда, было выдержано не духе сталинского ампира, а скорее в так называемом международном стиле - развитии модернистского.
Огромное здание в плане представляло собою прямоугольник размерами 250 на 150 метров, образованный четырьмя 12-этажными корпусами, северный из которых был увенчан 23-этажной башней. В гостинице насчитывалось 3182 номера, несколько ресторанов, кафе и т. Главный фасад западного корпуса, обращенного в сторону Кремля. Из-за такого расположения этот корпус считался самым престижным, тут находились только номера повышенной комфортности. Между тем до ближайшей станции метро - «Китай-город» -отсюда идти было дольше всего: приходилось сначала огибать западный вестибюль, а потом идти вдоль всего северного, и только после этого можно было попасть на Варварку около входа в южной части площади Варварских ворот. Вдали можно видеть Старое Английское подворье XVI века в свое время подаренное Иоанном IV Грозным английским купцам и отобранное царем Алексеем Михайловичем после Английской революции, послужившей формальным предлогом, на деле же главную роль сыграли интересы меркантилизма и угол храма Максима Блаженного на Варварке самого конца XVII столетия.
Кое-какие памятники старины все же пережили градостроительные метаморфозы середины прошлого века. Увенчанный башней северный фасад. Насколько я понял, в неофициальном гостиничном «табеле о рангах» этот корпус стоял на втором месте после западного. Тем не менее здесь уже встречались довольно-таки дешевые стандартные номера. В башне же, если не ошибаюсь, кроме ресторанов находились только люксы и полулюксы - там мне останавливаться не доводилось. К северному вестибюлю подходила автомобильная эстакада, видимо, когда-то предназначенная в основном для туристических автобусов.
Мне, часто жившему в этой гостинице, начиная с 2002 года и до самого ее закрытия, ни разу не доводилось видеть движение по этой эстакаде. Между тем наземные стоянки были достаточно обширны. Случались попытки сделать их платными, но всякий раз они заканчивались неудачей, вероятно, в борьбе с антимонопольщиками. Кстати, с такси здесь вообще было очень просто. Дело в том что поблизости находится Старая площадь, где расположены соответствующие госструктуры, а шоферы служебных авто, возвращающиеся порожними, всегда не прочь заработать, благо бензин бесплатный, за амортизацию машины также платить не из своего кармана. Так что стоило выйти на Варварку, поднять руку - и максимум через пять минут уже можно было за удивительно небольшие по столичным меркам деньги ехать в салоне чванливой чиновничьей BMW или Audi с российским триколором вместо индекса региона на номере.
Доводилось мне таким образом разъезжать и на машине с мигалкой, правда, последняя была отключена. Фотографий восточного корпуса, к сожалению, у меня нет, хотя первое время из соображений экономии я чаще останавливался именно там. В феврале 2002 года, когда я впервые жил в «России», прельщенный ее удобным для командировочного расположением, двухместный номер я не любил тесные одноместные, благо разница в цене обычно была смехотворной стоил тысячу рублей в сутки. Однако на тот период пришлось начало стремительного подорожания столичных гостиниц. В итоге уже в августе того же года я предпочел перебраться в «Измайловскую» примерно на пару лет, пока там в свою очередь не начались неприятные новые веяния , где за меньшие деньги тогда можно было снять куда более приличный номер: с новой мебелью, чистым ковролином на полу, современной сантехникой, холодильником и т. В противоположность восточному южный корпус я фотографировал.
Это его вид с противоположной стороны Москвы-реки поздней осенью 2002 года. Тут видно, что выходящая к реке часть «России» из-за разницы высот с Варваркой была построена на 10-метровом стилобате, облицованном коричневым полированным гранитом. Южный корпус отличается от остальных отсутствием отдельного вестибюля для проживающих: даже стойка размещения у него общая с восточным. Дело в том, что в южной части здания в 1971 году открылся концертный зал «Россия» на 2500 мест, а в стилобате разместили двухзальный кинотеатр «Зарядье». Вот он, южный вестибюль, служащий входом в концертный зал. Вид с 10-метровой высоты стилобата на Раушскую набережную.
Именно из-за этой красочной картины я, пока не хватало денег на номера повышенной комфортности западного крыла, предпочитал останавливаться в считавшемся наименее престижным южном корпусе. У юго-восточного угла гостиницы сохранилась церковь Зачатия св. Этот снимок я сделал в ноябре 2003 года, когда первый и единственный раз остановился в одноместном номере с окном, выходящим во внутренний двор. Если ничего не путаю, я тогда вообще не собирался выбирать «Россию», но надо было срочно лететь, а в «Измайловской» не оказалось устраивающих меня номеров. Зато у меня остался этот снимок, на котором хорошо видно не только башню, но и концертный зал «Россия».
Исторический, но неказистый район, ветшавший под самыми стенами Кремля, был обречен на реконструкцию. В 1935 году Сталин одобрил генеральный план реконструкции Москвы, по которому предполагалось «высокий холмистый берег Зарядье освободить от мелких построек с сооружением на этом участке монументального здания». После этого Зарядье начали постепенно ломать, но самое ценное все-таки не тронули.
Так, палаты бояр Романовых XVI века, Старый Английский двор, церковь Великомученицы Варвары и ряд других памятников остались стоять на своих местах, где пребывают и сегодня. Вторая расхожая легенда, связанная с «Россией», говорит о том, что гостиницу строили в невероятной спешке, лишь бы успеть к 50-летию Октября, а потому толком не успели ее доделать. Легенда эта отчасти верна, поскольку корпуса отеля действительно возводились ударными темпами, но верно и то, что работы по застройке Зарядья на самом деле тянулись почти 30 лет. Прежде всего, власти долго не могли решить, что именно строить в непосредственной близости от Кремля, отчего различные проекты рассматривались с особой тщательностью. Сначала было решено строить в Зарядье здание Наркомтяжпрома «Дом промышленности» , которое ранее планировалось возвести прямо на Красной площади. Среди множества предложений наибольшие шансы были у проекта братьев Александра и Леонида Весниных, которые предлагали построить высотное здание на 4 тыс. Однако политики решили, что небоскреб, возвышающийся над Кремлем, слишком большая роскошь для чиновников наркомата. Поскольку аппарат советского правительства рос как на дрожжах, было решено строить «второй Дом Совнаркома» первый Дом Совнаркома находился в Охотном ряду — ныне это здание Госдумы.
В объявленном конкурсе снова победил проект Весниных, которые на этот раз вместо небоскреба предложили строить массивное и помпезное здание, где архитектура, по словам зодчих, должна была «звучать строго и стройно, как музыка Баха». Весной 1941 года проект Весниных начали воплощать в жизнь. Была утверждена смета строительства, чиновники хозяйственного управления Совнаркома выезжали в Подмосковье осматривать предназначенный для строительства камень, на месте будущей стройки начался снос старых домов. Но с началом войны строительство было заморожено, и проект «второго Дома Совнаркома» оказался забытым навсегда. Однако зачин стройки века был положен, и после победы Зарядьем снова занялись вплотную. После войны Москву ожидала новая волна реконструкции, причем на этот раз высотные здания не только предлагались в проектах, но и воплощались в камне. Строительство высоток координировал главный архитектор Москвы Дмитрий Чечулин, который рассчитывал лично возвести самую высокую из них.
Всего за несколько лет гостиница превратилась в настоящий символ Москвы и всей страны.
Останавливаться в «России» почитали за честь именитые иностранцы и высокопоставленные чиновники из союзных республик. По масштабам и резонансу это было крупнейшей катастрофой за несколько десятилетий. В тот день в Москве прошло совещание пожарных разных уровней. В своем докладе их руководство акцентировало внимание на плохом техническом оснащении служб. Особенно остро чувствовалась нехватка машин с длинными выдвижными лестницами. Выяснилось, что возгорание началось в северном корпусе — как считается, на трех этажах одновременно — на 5-м, 11-м и 12-м. Быстро воспламенились пластик и ковры в коридорах. Ядовитый дым отравлял тех, кто пытался спастись бегством.
Загорелись шахты лифтов, по которым огонь пополз вверх, отрезая людям пути к отступлению. Николай Статейкин в те годы проходил срочную службу в пожарной части Киевского района Москвы и готовился к дембелю. Именно в его части имелась единственная на весь пожарный гарнизон механическая лестница немецкого производства, выдвигавшаяся на 58 метров — это примерно высота 20-этажного дома. Пожару в «России» присвоили пятую — высшую — категорию сложности. Часть, в которой служил Статейкин, подняли по тревоге для дополнительной помощи, поскольку прибывшие первыми пожарные расчеты не справлялись. Из пяти стоявших в карауле машин к гостинице отправились четыре: совсем без автоцистерн Киевский район оставить было нельзя. Я был связным у начальника караула. Время было позднее — сначала мы даже подумали, что едем на учения.
Потом слышим по рации: команды других машин передают, что на пути следования видно зарево. Вскоре и мы тоже увидели большое пламя и дым. Подъехали на Москворецкую набережную и сразу приступили к тушению. Мы работали в паре с сослуживцем Александром Храповым. Помню, оцепление из курсантов, машины скорой помощи. Мы пытались качать воду из Москвы-реки и ни как не могли закачать. Стоял мороз, вода замерзала в пожарных рукавах. Огонь бушевал одновременно на шести этажах северного корпуса и башни.
Многие лестницы не доставали до верхних этажей, люди глотали дым и в отчаянии лезли из окон по связанным шторам. Один грузный мужчина сорвался вниз и разбился насмерть. Виктору Голомбевскому, в 1977-м осветителю ГЦКЗ «Россия», запомнился милиционер, который подошел к покойнику, осмотрел карманы, снял с его руки часы и тут же положил их в свой карман. Некоторые выбрасывали из окон сумки с деньгами и документами. К концу пожара у стены «России» их образовалась целая гора. Очевидцы пытались фотографировать происходящее, но им засвечивали пленки. Если верить Виктору Лизогубову, в 1977 году — начальнику караула 9-й пожарной части, во время эвакуации некоторые мужчины отталкивали женщин и лезли вперед. В общем, поднялись на второй этаж и спустили эту женщину по штурмовке.
Потом полезли на четвертый этаж и дальше в шахматном порядке. Залезали везде, где была возможность. Приходилось разбивать окна, фиксировали лестницу за подоконник.
Самый загадочный теракт СССР: тайна пожара в гостинице «Россия»
Второй этап сноса Зарядья. Точнее даже третий. Второй этап был в 1951 г. Этот бредовый проект со сносом церкви Максима Блаженного, Знаменского собора, здания Старого Гостинного двора, остатков Богоявленского и Заиконоспасского монастырей вызвал решительный протест Комиссии МОСХа и возмущение общественности Москвы. Письмо, подписанное художником Павлом Кориным и писателем Леонидом Леоновым, было направлено Хрущёву, который вынужден был приостановить эту чудовищную акцию. Благодаря этому мы имеем хотя бы те остатки былого Зарядья, которые можно увидеть по чётной стороне улицы Варварка. Да ещё церковь Зачатия св. Анны, что в Углу. Фото 1961 г. Слева видны недоснесённые ещё дома Зарядья и Москворецкой улицы.
И строительный забор. Изначально гостиница задумывалась девятиэтажной: Первоначальный проект Чечулина. Но по повелению Хрущёва пришлось увеличить высоту на три этажа — все делегаты и депутаты не помещались в 9 этажей а гостиницу строили, в первую очередь, как раз для делегатов партсъездов и депутатов Верховного Совета, которые пару раз в год съезжались на его заседания. Воплощённый проект. Фото 1960-х гг. Фото 1964 г. Фото 1966 г. Архитекторами «России», помимо Д. Чечулин, стали А.
Тархов, В. Лебедев, В. Лукьянов, В. Мазурин, П. Штеллер, Н.
Книжная полка Гостиница «Россия» появилась на месте непостроенной восьмой сталинской высотки в Зарядье. По первоначальному проекту здесь должна была возвышаться 275-метровая башня, однако, после смерти Сталина планы поменялись. Спустя десять лет, в начале 1960-х годов, руководство страны задумалось о строительстве рядом с Кремлем большой гостиницы, поскольку мест для размещения в центре столицы катастрофически не хватало, во время партийных съездов все останавливались в гостинице «Москва», так, что не оставалось свободных номеров.
Современный гостиничный комплекс был просто необходим.
Но для меня оба эти здания являются неотъемлемой частью московского ландшафта и связаны с определённым периодом в истории страны, а потому заслуживают, чтобы их не сносили, а сохранили или перестроили, даже если снос означает появление прекрасного парка. Это великолепный пример современно архитектуры, парк очень хорошо спроектирован и продуман. Просто мне не по душе сам факт сноса гостиницы «Россия», так что я всегда буду смотреть на парк сквозь эту призму. Но почему вас интересует мое мнение по поводу парка «Зарядье»? Это просто хорошая тема для начала разговора. Когда вы начинали вести образовательную программу на «Стрелке», вы могли предположить, насколько быстро поменяется Москва? Что через каких-то 5-6 лет здесь появится такое количество совершенно разных общественных пространств? И считаете ли вы, что приложили к этому руку? Мне кажется в Москве общественных пространств как таковых всегда было достаточно.
Мы начали [образовательную] программу на «Стрелке» в 2010-м году, и по результатам исследования тех лет оказалось, что по сравнению с Лондоном и Парижем, в Москве общественных пространств гораздо больше. Можно рассуждать об их качестве и состоянии, но парков и бульваров Москве всегда хватало.
Мы начали [образовательную] программу на «Стрелке» в 2010-м году, и по результатам исследования тех лет оказалось, что по сравнению с Лондоном и Парижем, в Москве общественных пространств гораздо больше. Можно рассуждать об их качестве и состоянии, но парков и бульваров Москве всегда хватало. Идея студии, которую мы запустили, состояла в том, чтобы определить какие дизайнерские решения нужны в городе, где общественных пространств много. В большинстве случаев, появление общественного пространства — это появление нового места, но уже приватизированного. Думаю, здесь сохранилось большое количество объектов коммунистического наследия, которые оказалось довольно сложно поддерживать в должном состоянии, а потому было принято решение разделить обязанности и выбирать, на что тратить свои силы, а что лучше делегировать частным владельцам. С 2009 по 2013 я проводил здесь неделю каждый месяц.
Получается, что я приезжал В Москву довольно часто. Но затем закончилось наше сотрудничество со «Стрелкой» и «Сколково», где я работал, а также завершились мои собственные проекты. В последние 6 лет я редко бывал в Москве. А потому я уверен, здесь появилось много такого, о чем я не знаю. Strelkakb У нас появилось поначалу очень хорошее пространство на Хохловской площади, созданное по проекту французского архитектора.
Огонь у стен Кремля. Нераскрытая тайна пожара в гостинице «Россия»
В 22:05 к зданию гостиницы «Россия» прибыл начальник Управления пожарной охраны Мосгорисполкома генерал Иван Антонов. Впервые идея о сносе гостиницы “Россия”, Государственного центрального концертного зала “Россия” и постройке на их месте нескольких отелей была озвучена 19 апреля 2004 года первым заместителем мэра Москвы Владимиром Ресиным. 25 февраля 1977 года в 21:24 в УПО Москвы поступило первое сообщение о пожаре в гостинице «Россия». Впервые идея о сносе гостиницы "Россия", Государственного центрального концертного зала "Россия" и постройке на их месте нескольких отелей была озвучена 19 апреля 2004 года первым заместителем мэра Москвы Владимиром Ресиным.
Как появилась и исчезла гостиница Россия. История в картинках
Смотрите видео онлайн «ИСТОРИЯ САМОГО РОСКОШНОГО ОТЕЛЯ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ ПОЛНАЯ ИНТРИГ! 29 марта 2006 года в Москве начали сносить гостиницу «Россия», которая унесла с собой много загадок и тайн. Строительство гостиницы "Россия" на месте исторического района Зарядье в Москве началось в 1964 году под руководством архитектора Дмитрия Чечулина. Детективная история сотрудников и гостей гостиницы «Россия» на пике ее успеха, в 1970-е годы.
«А я не сгорю!»
- 👉Гостиница «Россия» (не сохранилась): история и фото.
- Собянин представил Путину проекты по строительству на месте снесенной гостиницы «Россия»
- Операция "Ликвидация"
- Снос гостиницы. История гостиницы «Россия. Спасибо за внимание! Всех благ
- Легенды гостиницы "Россия" -
- Ровно 45 лет назад пожар в гостинице «Россия» унес жизни 42 человек
Ровно 45 лет назад пожар в гостинице «Россия» унес жизни 42 человек
В гостинице "Россия" на 100 мест постояльцам предлагалось паровое отопление, электрическое освещение, душевые комнаты, первая в городе "подъемная машина" (лифт). В 1970 году "Россия" была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая гостиница в мире. Наш фильм — рассказ о гостинице "Россия" через судьбы конкретных людей, которые, как в зеркале, отразили особенности своего времени.
Огонь у стен Кремля. Нераскрытая тайна пожара в гостинице «Россия»
Судьбу концертного зала документ не прояснял. Тогда же мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что намерен сохранить концертный зал "Россия" как место "со своей аурой". Опубликовано: 25 октября 2006.
Гостиница «Россия». Как её строили и почему теперь её нет?
Давайте разбираться. Вместо Сталинской высотки. После сноса большей части исторического Зарядья, большевики долго не могли определиться, что здесь будет. Даже Генплан 1935 года ясности не внес.
Сначала думали, что возведут второй дом Совнаркома, но помешала Великая Отечественная война. После ее окончания решили, что здесь будет ещё одна Сталинская высотка. Архитектором стал Дмитрий Чечулин. Здание должно было получиться масштабным.
А учитывая, что Дворец Советов к тому времени строить уже отказались, эта башня могла бы стать самой высокой из всех. Проект восьмой Сталинской высотки в Зарядье. Параллельно Чечулин занимался строительством соседней высотки — на Котельнической набережной. Говорят, что архитектор очень торопился.
Ведь главным зданием для него была высотка на месте Зарядья. В итоге возвели фундамент и каркас первых 15 этажей. Но после смерти Сталина проект заморозили. А позже и вовсе — разобрали всё, что успели построить.
Историки утверждают, что Чечулин всю жизнь жалел, что так и не удалось воплотить проект в жизнь. Здесь будет гостиница. Целых 10 лет место пустовало. Снова возник вопрос: а что здесь построить?
Тогда и возникла идея гостиницы. В первую очередь в ней бы останавливались делегаты Верховного Совета. Дело в том, что во время партийных съездов депутаты размещались в гостинице «Москва». Занимали все этажи.
Говорят, что даже заслуженные артисты и деятели культуры порой не могли «отвоевать» себе номер.
Автор фото: Ben Madison. Перестройка внесла изменения в работу гостиницы. Помимо знаменитостей там стали селиться криминальные авторитеты и проводили там свои сходки. В 1998 году убили директора гостиницы «России». Версий было несколько. Но если кратко, то он не поделил сферы влияния с преступными группировками. Гостиница "Россия", 1992.
Фото Р. Денисова, с сайта www. Многие считают, что после этого события судьба гостиницы была решена. К тому же санитарное состояние становилось все хуже. Требовалась реконструкция. Но вместо этого в 2004 приняли решение гостиницу снести. Через два года начались работы по демонтажу, которые длились несколько месяцев. Потом здесь не было ничего.
Снос гостиницы "Россия", 2006. К тому же, тогда посчитали, что состояние гостиницы не позволяет её отреставрировать. Легче построить новую. Всё-таки на фоне исторической застройки выглядит не очень красиво. Но возвести гостиницу или бизнес-центр, по словам специалистов, было невозможно. Ведь, например, сделать подземную парковку просто бы не смогли. Гостиницу «Россия» возвели на фундаменте, который предназначался для сталинской высотки. Он настолько прочный, что убрать его нельзя.
А без парковки сейчас ничего не строят: Поэтому в 2012 году местность решили переоборудовать в парк. Но сама по себе гостиница была очень хорошей. Многие до сих пор вспоминают её с теплотой. И считают, что можно было восстановить. Ведь для большого количества людей это один из символов эпохи СССР. На сегодня это все! Спасибо, что дочитали до конца! Если вам было интересно, то не забудьте подписаться на мой блог: Удачи!
Целых 10 лет место пустовало. Снова возник вопрос: а что здесь построить? Тогда и возникла идея гостиницы. В первую очередь в ней бы останавливались делегаты Верховного Совета. Дело в том, что во время партийных съездов депутаты размещались в гостинице «Москва». Занимали все этажи. Говорят, что даже заслуженные артисты и деятели культуры порой не могли «отвоевать» себе номер. Тем более, в 1961 заработал Кремлевский дворец съездов. Строительство гостинцы "Россия", 1965. Поэтому требовалось помещение, которое бы вместило не только более тысячи делегатов, но и всех остальных.
Архитектором стал…Дмитрий Чечулин. Он ассоциировался у многих, прежде всего, со сталинским ампиром. Но ему удалось удивить всех. Строительство гостиницы "Россия", 1965-1967. Для строительства будущей гостиницы решили использовать фундамент той самой восьмой высотки. Изначально планировали, что этажей будет 10. Однако по личному распоряжению Хрущева, цифру увеличили на 3. Это позволило добиться большей вместимости. Три корпуса, обращенные к Москворецкой набережной расположились на высоком гранитном стилобате. Еще один, выходивший на Варварку, был увенчан 23-этажной башней с металлическим шпилем.
Как так? По словам архитекторов, Чечулин заложил в образ здания диалог с Кремлем. Якобы белый камень и золотистый металл — это колористическая гамма сердца Кремля и его соборов. Честно говоря, на мой взгляд, связь не прослеживается…Но, специалистам, наверное, виднее… Необычным стало и название гостиницы — «Россия». Это слово вообще после революции 1917 старались не употреблять и забыть. Вроде как причиной наименования гостиницы стала Хрущевская «оттепель». Об историческом наследии начали вспоминать.
Пожар высшего уровня
- Гостиница «Россия» в Москве: последние новости и события
- Какие тайны скрывала самая знаменитая советская гостиница «Россия»
- Загадка №1: бункер
- Пожар высшего уровня
Гостиница «Россия» в Москве: последние новости и события
Тем не менее стройку завершили победно. Только никто не подумал о том, что это здание вполне может стать советским аналогом «Титаника», на котором не хватало шлюпок. А гостиница «Россия» была пугающе огромная, и в Москве попросту отсутствовала пожарная и спасательная техника для такого рода сооружений. На десятый год работы комплекс функционировал в штатном режиме. Само собой, с аншлагом. В половине десятого вечера пожарные службы получили звонок, сообщавший о возгорании на 13-м этаже. Забавно, что в некоторых суеверных странах мира, например в Британии, в гостиницах частенько не бывает 13-го этажа, его от греха подальше именуют 12B. Прибывшие пожарные увидели, однако, более устрашающую картину: пожар бушевал сразу на нескольких несвязанных этажах, будто огонь намеренно разожгли в разных точках. Сюда тотчас съехались пожарные бригады не только всей Москвы, но и ближнего Подмосковья — дороги тогда были менее загруженными, в пробках стоять не приходилось. Встала задача эвакуировать беспрецедентное количество людей, поэтому кому-то из чиновников пришло в голову скрыть пожар от тех, кто пришел посмотреть концерт Райкина.
Мало того, артиста попросили продлить программу на полтора часа, чтобы зрители в панике не усложнили и без того сложный процесс эвакуации. Райкину тоже не сказали про возгорание! На тот момент огонь и в самом деле не угрожал концертному залу, хотя опасность для зрителей была неиллюзорная.
Потом она ему объяснила, в чем дело. Муж богатый. Зовут Станислав Витольдович, как фамилия — неважно. Раньше она была замужем совсем по-другому: вышла за одноклассника. Родители — не пойми кто, и сам бестолочь. Поэт, студент, двоечник, денег нет, холодильник пустой, зато всю ночь стихи, Мандельштам, Введенский, и все такое прочее, сигареты и крепкий чай, заваривали прямо в чашку, любила его изо всех сил, всё прощала! Самое страшное прощала: что денег нет.
А Станислав Витольдович красиво ухаживал. Розы у порога. Машина у подъезда. Станислав Витольдович лет через двадцать вдруг резко изменился. Ушел из бизнеса, все продал, купил дачу под Троицком и стал проживать нажитое, как он выражался. Ходил по дому в халате, много курил, редко брился и все смотрел с балкона во двор. Кричал: «Галюся, как этот цветок называется? Совсем мозгами поехал. Но тихий. Посмотрит так пристально, вдруг усмехнется, сверкнет глазом, и снова скорбно губы сложит и прижмурится.
Даже страшно: а вдруг он все понимает? Потому что именно тогда они встретились на площади у Французской церкви и бегом побежали в Four Seasons. Галине Глебовне было сорок два, а Олегу Сергеевичу — ровнехонько пятьдесят. Поэтому Галина Глебовна после встреч с Олегом Сергеевичем всегда созванивалась со своим сыном — он только что окончил Плешку и устроился в «Эрнст энд Янг» — и сын вез ее на машине на дачу, то есть домой. Там мама-папа-сын ужинали, выпивали бутылку вина, Станислав Витольдович скоро шел спать, а она до ночи болтала с сыном, и потом он оставался ночевать. Ей было страшно вдвоем с полоумным мужем в огромном загородном доме. У Олега Сергеевича обе дочки жили за границей, а жена Марина Матвеевна была доктором химических наук. Выставлялась в членкоры, но неудачно, очень переживала и страдала, поэтому он не мог именно в эти дни уйти от нее к Галине Глебовне навсегда, хотя та очень хотела и даже плакала и посылала ему горькие эсэмэски. Но через два года Марина Матвеевна прошла в членкоры и стала заведовать Лабораторией Номер Семнадцать, сам бог велел уходить от столь успешной дамы — но Галина Глебовна вдруг заявила, что Станислав Витольдович без нее погибнет, а сын не простит, и тут уж очередь Олега Сергеевича была тосковать, писать эсэмэски, мейлы и даже два письма от руки. Да, «Интурист» на Тверской.
Номер 911, это они оба запомнили. Как вызов спасателей, как дата теракта в Нью-Йорке. Там были нелепые бра, совсем низкие, с пышными стеклянными лепестками, и Олег Сергеевич боялся в полутьме на такой лепесток налететь плечом и порезаться. Из окна была видна Тверская, дом четыре. На крыше торчала реклама Ricoh. Красные буквы на темно-сизом фоне неба. Почти так же красиво, как белый снег на голубых куполах. Потом эту гостиницу сломали. В «Москве» из окон почти ничего не было видно, сплошные глухие стены. Только один раз номер был с окном на Манежную.
И еще разок был виден кусочек крыши Большого театра. В «России» на Галину Глебовну приходилось выписывать пропуск. Канитель с паспортом. Но ничего. Зато из окон прекрасный вид.
Вместо Сталинской высотки.
После сноса большей части исторического Зарядья, большевики долго не могли определиться, что здесь будет. Даже Генплан 1935 года ясности не внес. Сначала думали, что возведут второй дом Совнаркома, но помешала Великая Отечественная война. После ее окончания решили, что здесь будет ещё одна Сталинская высотка. Архитектором стал Дмитрий Чечулин. Здание должно было получиться масштабным.
А учитывая, что Дворец Советов к тому времени строить уже отказались, эта башня могла бы стать самой высокой из всех. Проект восьмой Сталинской высотки в Зарядье. Параллельно Чечулин занимался строительством соседней высотки — на Котельнической набережной. Говорят, что архитектор очень торопился. Ведь главным зданием для него была высотка на месте Зарядья. В итоге возвели фундамент и каркас первых 15 этажей.
Но после смерти Сталина проект заморозили. А позже и вовсе — разобрали всё, что успели построить. Историки утверждают, что Чечулин всю жизнь жалел, что так и не удалось воплотить проект в жизнь. Здесь будет гостиница. Целых 10 лет место пустовало. Снова возник вопрос: а что здесь построить?
Тогда и возникла идея гостиницы. В первую очередь в ней бы останавливались делегаты Верховного Совета. Дело в том, что во время партийных съездов депутаты размещались в гостинице «Москва». Занимали все этажи. Говорят, что даже заслуженные артисты и деятели культуры порой не могли «отвоевать» себе номер. Тем более, в 1961 заработал Кремлевский дворец съездов.
Строительство гостинцы "Россия", 1965. Поэтому требовалось помещение, которое бы вместило не только более тысячи делегатов, но и всех остальных.
В нарушение действовавшего законодательства в положении о конкурсной комиссии сообщалось: «Комиссия формируется Мэром Москвы». Подавляющее большинство в конкурсной комиссии составили инкорпорированные туда лично Лужковым чиновники тогдашней московской администрации, депутаты Мосгордумы, руководители подчиненных мэрии организаций стройкомплекса Москвы. Вероятно, для обеспечения видимости плюрализма в комиссию пригласили несколько условно независимых экспертов — архитекторов, искусствоведов, руководителей федеральных музеев и священник.
Как вспоминает один из участников конкурсной комиссии, «при анализе состава комиссии я сразу понял, что подавляющее большинство в ней составляют представители администрации мэра, запрограммированные на заранее определенный результат». Техническое задание на разработку проекта торгово-гостиничного комплекса в Зарядье общей площадью 410 тысяч квадратных метров предполагало возведение малоэтажного комплекса гостиницы на 2 тыс. Почти половину всей площади занимала подземная часть — 180 тысяч квадратных метров, из которых 90 тыс. Комплекс включал киноконцертный зал общей площадью 55 тыс. Более 100 тыс.
В техническое задание включили важные критерии, требовавшие сбалансировать проектируемый комплекс относительно масштабов ансамбля Московского Кремля и Красной площади, исторической застройки Китай-города. Фаворит строительной гонки 19 ноября 2004 года состоялось заседание конкурсного жюри. Участие в инвестиционном конкурсе приняли три компании: австрийский концерн Strabag AG рассчитывал привлечь в проект 2 миллиарда долларов инвестиций, ЗАО «Монаб» — инвестиционная структура Еврофинанс Моснарбанка — предложила пакет объемом 1 миллиард 450 миллионов долларов, ООО «СТ Девелопмент» Шалвы Чигиринского была готова привлечь в проект меньше всех — 830 миллионов долларов. Был и четвертый участник, который в последний момент самоустранился, не явившись на конкурс. ЗАО «Монаб» представил проект застройки Зарядья, выполненный коллективом известных российских и американских архитекторов.
По мнению ряда членов жюри, он в наибольшей степени соответствовал конкурсному заданию. За инвестиционное предложение «Монаб» проголосовали семь членов комиссии, в том числе президент Российской академии архитектуры и строительства Александр Кудрявцев, директор ГМИИ им. За предложение австрийского концерна Strabag AG не проголосовал никто: уже во время конкурса неожиданно выяснилось, что Strabag не может быть привлечен к реализации проекта, поскольку «не обладает необходимыми допусками для работы на объектах, имеющих особое государственное значение». Однако это не помешало московским властям получить перед конкурсом со Strabag 10 миллионов долларов в качестве взноса за участие. Видимо, городские власти вдруг неожиданно вспомнили, что часть подвальных помещений планируемой к сносу гостиницы «Россия» находятся не в городской, а в федеральной собственности, и используются российскими спецслужбами.
Эскизное предложение застройки от «СТ-Девелопмент» Шалвы Чигиринского выполнило малоизвестное итальянское архитектурное бюро «C. Filipuzzi — G. Moretti Interstudio». Как заметили некоторые участники комиссии, этот проект бросался в глаза низкой степенью проработки и очень напоминал эскизное предложение реконструкции Замоскворечья, представленное теми же «C. Moretti» за несколько месяцев до этого.
Гостиница «Россия» (не сохранилась)
На модерации Отложенный Ей принадлежал рекорд Гиннеса, как самой большой гостинице мира. Она была воплощением современности, роскоши и доступности одновременно. Гостиница «Россия». Как её строили и почему теперь её нет? Давайте разбираться. Вместо Сталинской высотки. После сноса большей части исторического Зарядья, большевики долго не могли определиться, что здесь будет. Даже Генплан 1935 года ясности не внес. Сначала думали, что возведут второй дом Совнаркома, но помешала Великая Отечественная война.
После ее окончания решили, что здесь будет ещё одна Сталинская высотка. Архитектором стал Дмитрий Чечулин. Здание должно было получиться масштабным. А учитывая, что Дворец Советов к тому времени строить уже отказались, эта башня могла бы стать самой высокой из всех. Проект восьмой Сталинской высотки в Зарядье. Параллельно Чечулин занимался строительством соседней высотки — на Котельнической набережной. Говорят, что архитектор очень торопился. Ведь главным зданием для него была высотка на месте Зарядья.
В итоге возвели фундамент и каркас первых 15 этажей. Но после смерти Сталина проект заморозили. А позже и вовсе — разобрали всё, что успели построить. Историки утверждают, что Чечулин всю жизнь жалел, что так и не удалось воплотить проект в жизнь. Здесь будет гостиница. Целых 10 лет место пустовало. Снова возник вопрос: а что здесь построить? Тогда и возникла идея гостиницы.
В первую очередь в ней бы останавливались делегаты Верховного Совета. Дело в том, что во время партийных съездов депутаты размещались в гостинице «Москва».
Печально-трогательная архитектура. Эта плитка, оконные рамы, стекла… Все это несомненно трогает душу», — высказался один из участников дискуссии.
Кто-то из комментаторов его поддержал, а кто-то высказал противоположное мнение. Ранее москвичи вспомнили одну из закрытых наземных станций метро.
Скворцов Н. Архив Московской Св. Синода конторы. Рябушинского, 1914. Сытин П. Из истории московских улиц. Пожар Москвы в 1812 году и строительство города в течение 50 лет. Толкачев А.
Ушедшая Москва. Воспоминания современников о Москве второй половины XIX в. Фехнер М. Материалы и исследования по археологии Москвы. Четунова Н. Зарядье: что там будет? С примеч. Чечулин Д. Шокарев С. Повседневная жизнь средневековой Москвы.
Ярославский Г. Москва в ее прошлом и настоящем: роскошно иллюстрированное изд. После прихода к власти Никиты Хрущева и начала борьбы с «архитектурными излишествами» многие архитекторы сталинского призыва попали в опалу. Однако очередная смена официальной архитектурной парадигмы не отразилась на карьере Дмитрия Чечулина. Несмотря на то что Чечулин фактически руководил возведением высотных зданий, он сохранил свое положение и продолжал работать на ответственном участке вблизи Кремля. В феврале 1957 года журнал «Архитектура и строительство Москвы» публикует проект, подготовленный мастерской Чечулина, в котором хорошо прочитывается архитектурное решение будущей гостиницы, реализованное впоследствии с некоторыми изменениями.
По всей территории перед северным корпусом метались пожарные расчеты, к «России» собрались толпы зевак, подтянулись иностранные корреспонденты, огонь наблюдали в Большом Кремлевском дворце. Старший метрдотель распорядился забаррикадировать двери, чтобы в огромное помещение ресторана не проник ни огонь, ни дым. Но все было тщетно — предательские струйки беспрепятственно лезли во все щели. Стало трудно дышать, люди поневоле рванулись к окнам, которые были наглухо забиты на зиму. Кто-то терял сознание, кто-то ударился в истерику. Музыканты оркестра и посетители начали швырять в стекла тяжеленные кресла — те с рамами полетели вниз. Уборщица дико завизжала, чтобы «перестали хулиганить», пригрозив «вызвать милицию». Ей тут же налили коньяку, чтобы взяла себя в руки. Вместе со свежим воздухом через окна в зал потянулся и дым с нижних этажей. Лестница в небо И внизу царила паника. Начальник управления пожарной охраны Мосгорисполкома генерал Иван Антонов поднял по тревоге весь личный состав пожарного гарнизона. К «России» прислали все, что могло двигаться, подтянулись караулы из области. По счастливому совпадению в Подмосковье как раз в это время проходили сборы пожарные команды со всего Союза. Площадь перед «параллелепипедом» забили 140 пожарных машин и порядка 1600 огнеборцев. Командир взвода пожарной охраны Александр Маклецов потом вспоминал, что охранников важных персон собралось едва ли не больше самих пожарных. Теснота была необыкновенная. На глазах у партийных бонз жильцы «России» с верхних этажей, не выдержав нестерпимого жара, пытались спуститься по связанным простыням, но те рвались, и люди разбивались насмерть. Пытались даже прыгать с матрасами, чтобы хоть как-то самортизировать падение — тщетно. Один из свидетелей рассказывал, что толстый мужчина в подтяжках сорвался с импровизированного каната и, ударившись о бетонную ограду, рухнул в снег. Подбежавший его осматривать милиционер обнаружил в кармане целехонькую бутылку водки и незаметно ее прикарманил. Как и часы толстого гражданина. Руководивший тушением пожара Дмитрий Юрченко вспоминал, что люди выбрасывали сумочки с деньгами и документами. Их собралась целая гора в ближайшем сугробе. Спасатели в бессилии взирали снизу на гибель постояльцев. Короткие пожарные лестницы смотрелись как издевательство, а единственная в городе 62-метровая лестница сразу же вышла из строя. С 16-го этажа гостиницы по телефону 01 каждые пять минут звонил блокированный в номере первый заместитель министра торговли Болгарии Иванов, к которому пришли в гости два соотечественника-аспиранта. Высокий чиновник вежливо просил прислать для спасения пожарный вертолет, уверенный, что таковых не может не быть в столице первого в мире социалистического государства. Параллельно в трубку отчаянно кричала горничная этажа, прекрасно знающая, что таких вертолетов в Москве в помине не было. Потом болгарин еще более вежливо стал интересоваться у диспетчеров, какую смерть ему предпочесть — выброситься из окна или сгореть заживо. Их четыре трупа так и обнаружили потом вместе — не сгоревшими, задохнувшимися от дыма. Как и подавляющего большинства жертв пожара. Погибла еще одна дежурная по этажу, которая после возгорания побежала по коридору, стуча в номера и оповещая жильцов о случившемся. Увидев, что ей самой не спастись, она позвонила домой и попрощалась с родными. Так ее и нашли, задохнувшейся с телефонной трубкой в руках. Спасатели пытались хоть как-то взять ситуацию под контроль — от Москвы-реки протащили шланг, установили три насоса для подачи речной воды. Вскрывали двери, чтобы спасти людей. Ликвидировали водой и пеной очаги и продвигались дальше. Казалось бы, вот, прошли на своем этаже, загасили. И вдруг сзади опять вырывается огонь! Решение нашел начальник отдела управления пожарной охраны Виктор Кононов, предложивший сделать вертикальную «дорожку» из четырехметровых штурмовых лестниц, с которыми пожарные тренируются на специальных соревнованиях. Их надо было лишь последовательно одну за другой зацепить за перила балконов. Благо, вокруг полно было спортсменов-прикладников из Подмосковья. Это был, возможно, единственный шанс на спасение. Пожарные кинулись вязать железки. Самодельная лестница-гигант устремилась к ресторану с вынесенными стеклами. По ней вверх метнулись спасатели — встречать погорельцев. Но вместе с пожарными поднялся и представитель «Интуриста». Он сказал: «Товарищи, надо вперед пропустить иностранцев! Их пропустили. Заметим, не женщин и детей, а именно иностранцев, как всегда было принято в СССР. Спасенный постоялец-негр кинулся лобызать руки пожарным, которые страховали спускающихся. Он был в явном исступлении и чуть было не сбивал их с ног. Дмитрий Юрченко, понимая, что человек явно не в себе, привел его в чувство ударом могучего кулака. Африканец улетел в сугроб прямо на глазах троицы Политбюро. Зато тут же успокоился. Применение насилия к иностранцу — уголовная статья, и Юрченко знал, чем рисковал. Но наверху были люди, и их надо было спасать, презрев изъявления чувств уже спасенных. Впрочем, на следующий день сам Щелоков на планерке оценил по достоинству поступок пожарного, заметив, что лично он бы «врезал сильнее». Тогдашний начальник караула 3-й пожарной части на Красной Пресне Виктор Лизогубов вспоминал, что, когда только подняли лестницу и начали эвакуацию, некоторые мужчины отталкивали женщин и пытались выбраться сами. Но, похоже, это были единичные случаи. Куда более характерными называли иные сцены. По воспоминанию представителя штаба тушения пожара Владимира Зайцева, по лестнице спускался здоровенный мужик, который тащил на ресторанной скатерти битком набитый портфель без ручки.